Особенности употребления глагола бояться с существительными в винительном и родительном падежах

Главная / Начальная школа

Возвратные глаголы имеют в своем морфемном составе постфикс -ся (-сь) .

Постоянными признаками глагола, как самостоятельной части речи, является грамматические категории совершенного или несовершенного вида, переходности, возвратности и спряжения, например:

  • (что сделать? ) увидеть — , переходный (увидеть кого? что? бабушку, картину ), невозвратный, II спряжения;
  • (что делать? ) смеяться — глагол несовершенного вида, непереходный, возвратный, I спряжения.

Признак возвратности глагола

Признаком возвратности глагола является постфикс -ся (-сь) в его составе:

обид-е-ть-ся — корень/суффикс/ окончание/постфикс

Постфикс -ся обычно пишется после согласных, например:

  • разувериться;
  • обиделся;
  • отдышаться;
  • расстелешься;
  • одевался;
  • занимаешься.

Вариант возвратного постфикса -сь встречается после гласных:

  • обрадовалась;
  • раздевалась;
  • горжусь;
  • боритесь;
  • усмехалась.

Одни глаголы могут быть как возвратными, так и невозвратными, например:

  • метать — метаться;
  • радовать — радоваться;
  • смотреть — смотреться;
  • славить — славиться.

Ряд глаголов употребляется только в возвратной форме:

  • нравиться всем;
  • гордиться;
  • трудиться;
  • распоряжаться;
  • оставаться;
  • надеяться;
  • улыбаться;
  • бороться;
  • кланяться;
  • ложиться.

Возвратные глаголы образуются как от переходных, так и непереходных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов

Возвратные глаголы, основой которых являются переходные глаголы, делятся на пять основных групп:

1. собственно возвратные , обозначающие действие, субъект и объект которого являются одним и тем же лицом:

  • мыться;
  • обуваться;
  • раздеваться.

В их морфемном составе постфикс -ся имеет значение, близкое к значению возвратного местоимения «себя» :

бриться — брить себя.

2. Взаимно-возвратные глаголы обозначают действие, которое совершается двумя или несколькими лицами, каждое из которых является одновременно субъектом и объектом действия:

  • обниматься;
  • встречаться;
  • целоваться.

Постфикс -ся синонимичен словосочетанию «друг друга».

3. Общевозвратные глаголы указывают на внутреннее состояние субъекта, изменение его состояния или положения, например:

  • разочароваться;
  • сердиться;
  • веселиться;
  • огорчиться;
  • остановиться.

Постфикс -ся в морфемном составе этой группы возвратных глаголов имеет значение, близкое к значению местоимения «сам» :

обрадовать маму — обрадуется сам.

4. Косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом для себя, в своих интересах, в свою пользу:

  • собираться в дорогу;
  • укладываться спать.

5. Безобъектно-возвратные глаголы обозначают действия, выступающие в роли постоянного и характерного свойства субъекта:

  • светлячок светится;
  • собака кусается;
  • конь лягается;
  • еж колется .

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов, делятся на три группы:

1. слова, обозначающие действие или состояние лица, переживаемое им помимо его желания, безо всяких усилий с его стороны, например:

  • не лежится;
  • не спится;
  • нездоровится;
  • неможется;

2. слова, обозначающие более интенсивные действия, совершаемые субъектом в своих интересах:

  • грозится;
  • плачется;
  • стучится.

3. слова, обозначающие более слабое проявление какого-либо внешнего признака:

  • краснеется;
  • тлеется;
  • белеется;
  • чернеется .

Видеоурок



ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ.


Переходность и непереходность глаголов определяется на основании их отношения к объекту, т.е. по их связям с падежами. От переходных глаголов образуются страдательные причастия (решать-решаемый, прочитать- прочитанный) и возвратные глаголы, образованные с помощью постфикса -ся: возвращать-возвращаться, удивлять-удивляться. Глаголы не всегда имеют при себе прямое дополнение в указанных выше формах- это непереходные глаголы: сидеть, спать, стоять, лежать, смеяться, ходить, висеть, плыть. Непереходные глаголы могут быть образованы от переходных при помощи постфикса –ся: решить-решиться, разбить-разбиться….Она хорошо поет романсы –она хорошо поет, мы всегда побеждали врагов- мы побеждали в прошлом и будем побеждать всегда.

27. Категория вида глагола. Способы образования видовых пар.

В современном русском языке различаются 2 вида глагола: совершенный и несовершенный. Совершенный вид глагола обозначает, что действие или состояние достигло своего внутреннего предела, содержит указание на его начальный или конечный предел: закричать, зацвести, написать, уйти, сделать. Глаголы совершенного вида имеют только прошедшее и будущее время: сказать- сказал, скажу. Несовершенный вид обозначает действие или состояние без указания на достижение им внутреннего предела, называет действие длительное или повторяющееся: кричать, цвести, писать, делать, идти, брать. Несовершенный вид имеет все три времени: прошедшее, настоящее и будущее. Пример: говорить - говорил, говорю, буду говорить. Глаголы совершенного вида в видовой паре образуются от основ несовершенного вида с помощью чистовидовых приставок: о- (дичать-одичать), по-(жалеть-пожалеть), с-(варить-сварить), за-(душить-задушить), на-(писать-написать), у-(морить-уморить), ис-, вз-,при-, раз-. Видовая пара может быть образована чередованием гл.суффиксов -а/-и (отвечать-ответить). Несовершенный вид образуется с помощью суффиксов (-а-)ва-ыва-ива-(описать-описывать,поиграть-поигрывать).

28. Спряжение глагола.

I спряжение

II спряжение

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: несёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат.

29. Причастие как глагольная форма. Образование причастий.

Причастие обозначает признак предмета по действию. Подобно глаголу, оно называет действие или состояние как процесс: читающий, читавший, читаемый, читанный. Причастие как имя прилагательное называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Причастию присущи следующие признаки глагола: 1)категория вида, которая сохраняет свое значение: причастие несовершенного вида называют действия длительные, не имеющие внутреннего предела, границы (бегущий, бежавший), причастие совершенного вида называют действия недлительные, имеющие внутренний предел, границу (прибежавший, принесенный); 2)категория настоящего или прошедшего времени; 3)категория залога. Причастия имеют значения действительного и страдательного залогов. Причастия действительного залога меют в настоящем времени суффиксы –ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-, в прошедшем времени –вш, -ш-. Для причастий страдательного залога характерно наличие Т.п.: решенная (кем?) учеником, любимые (кем?)детьми. Причастия страдательного залога имеют в настоящем времени суффиксы –ом-ем-им-, в прошедшем времени –енн-нн-т. 4)причастия сохраняют глагольный признак переходность-непереходность. 5)причастие, как и глаголы, могут быть возвратными и невозвратными

30. Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий.Деепричастие - Особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?Вид:

Несовершенный - обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а (-я) и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем - после.

Совершенный - обозначает прошедшее время и отвечает на вопрос «что сделав?». Извлечь - извлёкши, присесть - присев, присевши.

Деепричастия от основы прошлого времени с суффиксом -вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшими и обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту: «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В нынешнее время употребляются в форме -вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться - умывшись, проговориться - проговорившись, разложиться - разложившись, изголодаться - изголодавшись и т. п.

31. Местоимение. Местоимения- часть речи, которая указывает на предметы, признаки и кол-ва, не называя их и не определяя их содержание. Примеры: Всего знать никто не может. Я очень крепко верю в чудеса, творимые разумом чел-ка. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

32. Имя числительное. Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: Сколько? который? какой?. Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один), собирательные (оба, двое, пятеро) и порядковые (первый, второй, сотый). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.

33. Наречие. Категория состояния. Наречие - часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояния человека, природы, окружающей среды. Мне грустно. В лесу тихо. Категории состояния: 1)употребляются только в безличных предложениях 2)выступают в роли сказуемого 3)часто употребляются со связкой: Всем было радостно.

Способы образования наречий:1)Суффиксальный: быстрый – быстро; 2)Приставочно-суффиксальный: сухой – досуха; 3)Приставочный: хорошо – нехорошо; 4)Сложение: еле, еле – еле-еле, мимо ходить – мимоходом.

34. Служебные части речи.Служебные (незнаменательные) части ре́чи, служащие для связи самостоятельных частей речи. Не обладают формообразованием и словоизменением. Служебные части речи в русском языке – предлог, союз, частица. Служебные части речи пополняются из фонда самостоятельных: напр., предлог в течение – из имени существительного; союз что – из местоимения.

Служебные части речи – это слова, которые выполняют вспомогательную роль при знаменательных частях речи и обслуживают знаменательные слова. Но служебные слова употребляются в речи достаточно часто и составляют около 25% от общего числа слов.

35. Модальные слова. Междометия и звукоподражательные слова.Модальность - грамматическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказываемого, отношение высказывания к реальной действительности. Модальные слова- это неизменяемая часть речи, при помощи которой выражается отношение говорящего к высказыванию. В предложении они выступают в роли вводных членов предложения. Междометия- это класс грамматически не изменяемых слов и словосочетаний, которые выражают различные чувства, настроения и волевые побуждения, но не называют их: ах!, ого!, ура!, батюшки!, фи!, фу!, черт!, чу!, брысь!, эй!, тсс! И т.д.Они не относятся ни к знаменательным, ни к служебным частям речи. Звукоподражание-это звуки или комплексы звуков, которые являются подражанием звучаниям живой и неживой природы (мяу, кап-кап, дзынь).

36. Предмет синтаксиса. Синтаксические единицы.Си́нтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями. В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения. Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.(А.Толстой). В предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

37. Словосочетание.Словосочета́ние - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.). Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

1)Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением. Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием. 2) Управление - вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к Родине.

3)Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов. Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний. Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

38. Классификация предложений. Подразделение предложений на различные типы в зависимости от положенного в основу деления признака. Различаются предложения:

1) утвердительные и отрицательные - по характеру выражаемого в них отношения к действительности;2) повествовательные, вопросительные и побудительные - по цели высказывания; каждое из предложений этих групп может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации;

3) односоставные и двусоставные - в зависимости от наличия одного или двух главных членов в качестве организующих центров предложения;4)распространенные и нераспространенные - по наличию или отсутствию второстепенных членов;5)полные, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполные, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки; 6) нечленимые (слова-предложения) - при отсутствии возможности членения некоторых видов предложений, т. е. выявления в их составе отдельных членов; 7) простые и сложные - в зависимости от количества предикативных единиц (одной или нескольких).

38.Классификация предложений -подразделение предложений на раз личные типы в зависимости от положенного в основу деления признака. КП может происходить по неск-м параметрам:*по целевому назначению : повествоват-е(Я пойду в школу),вопросительные(Ты пойдешь в школу?) и побудительные(Иди в школу);*по фиксации отнош. к действит-сти с точки зрения бытия :утвердительные(Я пойду в школу)и отрицательные (Я не пойду в школу);*по тому,состоит предлож.из грамм-ски членимых эл-ов (-Ты пойдешь в школу?–Еще бы.)или из грамм-ки нечленимых Я пойду в школу)эл-ов;*по наличию или отсутствию доп-й эмоц.окраски :Я пойду в школу или Я пойду в школу!;*по кол-ву предикативных единиц : простые(Я пойду в школу) и сложные(Я пойду в школу,и там у меня появится много друзей);*по кол-ву гл.членов :односоставные(Открыли новую школу)и двусоставные(Я хочу открыть свою школу);*по наличию или отсутствию второстепенных членов :распространенные(Завтра я пой ду в школу)и нераспространенные(Я пойду);*по полноте или неполноте вербального выражения смысла :полные(Я пойду в школу)и неполные (Я-в школу);*по наличию или отсутствию осложняющих предложение эл-ов (вводных слов,обращений и так далее);*по хар-ру стр-ой схемы (отражающей грамм-е св-ва предложения):Я пойду в школу;*по актуаль ному членению :Коля разбил окно,Коля разбил окно,Коля разбил окно.

39.Односоставные предложения- такие предлож,кот-е имеют один грам-й состав.Предикативность в односоставных предлож-х выражается в 1ом гл.члене,кот-й явл.его единственным организующим центром. Этот главный член не только называет определённый предмет, явление или действие, но и выражает отношение к действительности. Второго состава в таких предложениях или не может быть вообще, или формально он мог бы быть, но его отсутствие не создает неполноты, а является структурной особенностью этих предложений.Это предлож-я с 1м главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет. В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения.Глагольное односоставное предложение:их оотличительная особенность-бессубъектность:в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?;За окном поют;Его не проведешь;Ему было весело;Здесь не пройти.Глагольные односоставные предложения подразделяются на :*определенно-личные;*неопределенно-личные;*обобщенно-личные;*безличные;Субстантивное односоставное предложение .Главный член выражен формой существительного. Субстантивные предложения являются не просто безглагольными, в них действие даже не предполагается.В зависимости от смысла субстантивные предложения разделяют на:*номинативные;*генитивные;*назывные.Номинативные предложения утверждают бытие предмета в настоящем времени:Ночь.Улица.Фонарь.Аптека. (Блок А.А.).Генитивные предложения, кроме бытийности и настоящего времени, имеют значение избыточности,усиленное эмоциональной окраской.Они м.б.распространенными:Злато, злато, сколько через тебя зла-то!

40. Подлежащее . Способы выражения подлежащего. Подлежащее –это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос Им-го падежа (кто? что?):а)подлежащее–это то,о чем говорится в предложении (предмет речи);б)основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что?).Подлежащее может быть выражено всеми частями речи:1существительным: дождь идёт;2 глаголом -Учиться всегда пригодится;3 местоимением-МЫ ехали на дачу;4 прилагательным-ВО время детского чая ВЗРОСЛЫЕ сидели на балконе;5числительным-Девять делится на три;6 междометием- далеко на площади грянуло УРА;7Наречие--ЗАВТРА не будет таким,как сегодня;8 Причастием-ПРИСУТСТВУЮЩИЕ говорили о различных делах;9Подлежащим может быть неделимое словосочетание-Дед с матерью шли впереди всех. Пятеро мальчиков играли в мяч.

41. Сказуемое. Типы сказуемого . Сказуемое наряду с подлежащим является элементом грамматической основы предложения. С. обозначает действие,кот.выполняет субъект,а также его состояние или признак, следовательно, сказуемое отвечает на вопросы что делать?что сделать?что происходит с предметом?каков предмет?что он такое?кто он такой?Как правило,С.выражается глаголом, но есть и иные способы его выражения - существительное, прилагательное, местоимение, причастие и др. С.рус.яз. представлено тремя видами-простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное:1.Простое глагольное сказуемое -Это самый простой тип сказуемого - оно выражено глаголом в каком-либо наклонении.Например,он играет;пришел бы пораньше и др.2. Составное глагольное сказуемое -Это сказуемое строится по схеме:вспомогательный глагол + инфинитив.Все эти элементы д-ны присутствовать в сказуемом,чтобы мы смогли его назвать составным глагольным! Снова-таки не стоит думать, что данное сказуемое состоит из 2 компонентов - их может быть больше.Он хочет поступить в институт.Я долго не мог с ними встретиться.Ты должен учиться.3. Составное именное сказуемое .Такое С. Сост.из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть,но можно встретить и иные связки.Именная часть выражается прилагательным. Существительным, наречием, причастием, местоимением и др:Погода была хорошая.Книга - верный друг.У него характер твёрже стали.Трава скошена.

42. Понятие о полном и неполном предложениях. Разновидности неполных предложений. Нечленимые предложения .Неполные предложения–это предложения,в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения. Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении. Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт!»,остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт. Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах. Например:–Ваша рота завтра назначена в лес?–спросил князь Полторацкого.–Моя.(Л. Толстой).Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение,в кот.пропущены подлежащее,сказуемое,обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес).Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:Мне всё послушно, я же – ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же – ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему).

43.Второстепенные члены предложения.Определение .В рус.яз.традиционно выделяют 3 осн-х второстепенных члена:*дополнения;*определения;*обстоятельства. Приложения рассматриваются обычно как разновидность определения.Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).Грамматическая основа – лицо выглянуло. От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное; лицо (чьё?) девушки. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев.Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.Определение -второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными. Определения отвечают на вопросы какой? чей? Относясь к именам существительным, определения как зависимые слова связываются с ними или по способу согласования - согласованные определения, или при помощи других способов (управления, примыкания) - несогласованные определения, например: (к а к а я?) Чердачная лестница была очень крутая (согласованное определение). - Лестница (к а к а я?) на чердак была очень крутая (несогласованное определение). Приложение - это определение, выраженное существительным и согласованное с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М. Лермонтов.)

44.Второстепенные члены предложения.Приложение .Второстепенные члены предложения-это,члены предложения,кот.зависят от гл-ых членов предложения или от других второстепенных членов,и поясняют,уточняют или дополняют господствующие слова.Грамматические разряды второстепенных членов: *определение (и приложение как разновидность определения),*дополнение,*обстоятельство.Приложение -это разновидность определения,кот.выражено существительным,согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).Особая разновидность приложений-несогласованные приложения.Это:названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;прозвища:о Всеволоде Большое Гнездо. Одиночные приложения и определяемые словапишутся:-через дефис, если* приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);*приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река).- раздельно , если*приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);*приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);*в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);*первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

45. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Обстоя́тельство - второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака, место, время, причину, цель или образ действия. Отвечает на вопросы: где?куда?когда?откуда?зачем?почему?сколько?как?

46. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Дополнение- второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который переходит действие или по отношению к которому совершается действие, и отвечающий на вопросы косвенных падежей. Бывают прямое дополнение- это дополнение в форме В.п. без предлога, которое относится к переходному глаголу. Косвенное дополнение выражается формой В.п. с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами.

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .

2. Каждый глагол имеет следующие формы:

  • начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это ): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;
  • спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

  • существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ;
  • существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;
  • существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

5. Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? — запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? — читали ), настоящее (что делают? — цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? — будет чертить, будет петь ).

В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? — несовершенный вид) своих врагов; Король казнит (что сделает? — совершенный вид) несколько мятежников .

6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

  • Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .
  • Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.
  • Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести — несут — неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам

  • настоящее время: хожу, думаю ;
  • будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное);
  • прошедшее время: ходил, думал .

8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):

  • 1-е лицо: я иду, мы идём ;
  • 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;
  • 3-е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .

Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .

9. Число — непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

  • единственное число: иду, шёл, пойду ;
  • множественное число: идём, шли, пойдём .

10. Род — непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

  • мужской род: захотел бы ;
  • женский род: захотела бы ;
  • средний род: захотело бы .

11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .

Но инфинитив может быть любым членом предложения:

  • Жить — родине служить (жить — подлежащее, служить — сказуемое);
  • Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое);
  • У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться определение);
  • Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать дополнение);
  • Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть обстоятельство цели).

12. Морфологический разбор глаголов (план)

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма (инфинитив).

  • вид (совершенный, несовершенный);
  • возвратность (невозвратный, возвратный);
  • переходность (переходный, непереходный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый или архаический).

4. Непостоянные морфологические признаки:

  • наклонение;
  • время (в изъявительном наклонении);
  • число;
  • лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
  • род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься — люби и саночки возить .

Любишь

что делаешь?
2. Н. ф. любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.

Кататься

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. кататься.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.

Люби

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
2. Н. ф. любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица.
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).

Возить

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. возить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Источники:

  • Глава «Глагол» в пособии Зубковой А. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Глагол» в пособии Литневской Е. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»

Дополнительно на Геноне:

Глаголы переходные и непереходные

Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом.

К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет - объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм.

К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.

С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол.

При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях:

для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба;

при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права.

Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с аффиксом -ся (ср.: убедить - убедиться), а также отыменные глаголы с суффиксом -е- и -нича-(-ича-): обессилеть, плешиветь, кустарничать, жадничать, привередничать и т. п. К переходным принадлежат глаголы, образованные от прилагательных суффиксом -и-: чернить, озеленить и т. п.

В отдельных случаях присоединение приставок к непереходным бесприставочным глаголам обращает их в переходные; ср.: вредить (кому? чему?), обезвредить (кого? что?).

В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может выступать как переходный и непереходный: Редактор правит рукопись. - Миром правит сам человек (М.). При непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут день и ночь (П.).

Возвратность. словообразующим суффиксом -ся: учиться, смеяться. Большинство из них образовано от глаголов без -ся (готовить ® готовиться), но есть и не имеющие этого соответствия возвратные глаголы (бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться и др.).Возвратные глаголы могут передавать следующие значения:

1) действие субъекта направлено на себя: мыться, причесываться, настраиваться, унижаться; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с себя;

2) направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться;

3) действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции с для себя, себе;

4) действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться; беспокоиться;

5) потенциальный активный признак субъекта: собака кусается (может укусить);

6) потенциальный пассивный признак предмета: стекло бьется (может разбиться);

7) безличность - нравиться, нездоровиться, смеркаться.

Вопрос о значении возвратных глаголов затронут только в комплексе 2, где среди указанных значений описано «страдательное значение»: дом строится каменщиками. В лингвистике конструкции такого рода чаще описывают как личную форму страдательного залога. Глагол стоит в форме страдательного залога в том случае, если в позиции подлежащего при нем находится существительное со значением объекта, а не субъекта действия. Однако во всех трех учебных комплексах морфологический признак залога выделяется только у причастий, поэтому согласно школьной грамматике любой глагол с -ся представляет собой самостоятельное слово.

Еще по теме 41. Переходность/непереходность глаголов. Возвратность глаголов.:

  1. 26. Как соотносится категория залога и разряды переходных/непереходных и возвратных/невозвратных глаголов? Значения возвратных глаголов действительного залога.
  2. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола. Глагол.
  3. 36. Категория лица глаголов. Изобилующие и недостаточные глаголы. Безличные глаголы. Употребление личных и безличных форм глаголов.
  4. 21. место глагола в системе частей речи сря. Особенности глагола как части речи. Объем глагольной лексемы. Однозначно ли оценивают исследователи парадигму русского глагола?
  5. 26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности.
  6. 35. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Классы глаголов. Спряжение глагола
  7. 30. содержание и средства выражения категории лица глаголов. Способы выражения лица у глаголов настоящего и прошедшего времени. Особенности употребления личных форм глагола, их роль в создании значений обобщенности и неопределенности.


© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы