Видовая пара

Главная / Начальная школа

Основу вида как грамматической категории составляют парные глаголы, то есть глаголы, образующие видовую пару, или видовую корреляцию (соотношение).

Видовую пару образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие по смыслу (лексически) и имеющие разные видовые значения . Семантическое совпадение – необходимое условие видовой парности глаголов. Большинство глаголов образует видовые пары, хотя есть такие глаголы, которые не вступают в видовую корреляцию: хлынуть, обожать.

В русском языке существует несколько способов образования видовых пар :

с помощью суффиксов

получить – получать, рассказать – рассказывать, дать – давать, глядеть - глянуть

с помощью приставки

делать - сделать

с помощью приставки и суффикса

кланяться – поклониться, ронять – уронить, глотать – проглотить, купить - покупать

с помощью ударения

нарезать – нарезать, засыпать - засыпать

чередование гласных и согласных звуков

собрать – собирать, прибавить – прибавлять, расспросить - расспрашивать

супплетивизм

ловить – поймать, говорить – сказать, класть – положить, брать - взять

!!! ПРИМЕЧАНИЕ:

Следует отметить, что приставки в системе глагола могут выполнять разные функции:

а) образовывать новые слова, отличающиеся лексическим значением;

б) образовывать формы слова, отличающиеся друг от друга только грамматическим значением.

Словообразовательные (лексические) приставки при образовании новых глаголов могут не менять видового значения исходных основ (дать – отдать, выдать ), а могут изменять не только лексическое, но и грамматическое значение исходной основы (строить – перестроить, настроить, застроить ). Во всех этих случаях приставки совмещают словообразовательную и видообразующую функции.

Кроме того, существуют такие приставки, которые служат только средством образования формы совершенного вида. Это чистовидовые приставки. Чистовидовые приставки отличаются от лексических тем, что, не меняя лексического значения бесприставочной производящей основы глагола, они меняют только ее грамматическое значение: переводят из несовершенного вида в совершенный. В этом случае основа глагола сов. вида обозначает тот же самый процесс, что и глагол несов. вида. Разница между ними заключается только в том, что глагол несов. вида обозначает действие как длительное, в процессе совершения, а глагол совершенного вида с чистовидовой приставкой выражает внутренний предел, границу этого действия, его естественный исход (строить дом – построить дом, тушить пожар – потушить пожар, печь пироги – испечь пироги ).

Как правило, глаголы несов. вида входят в видовую пару только с одним приставочным глаголом сов. вида. Но встречаются случаи, когда один и тот же глагол несов. вида в разных своих значениях образует несколько видовых пар с разными приставочными основами:

глохнуть – оглохнуть (потерять слух)

глохнуть – заглохнуть (о моторе)

стареть – постареть (о человеке)

стареть – устареть (о художественном произведении).

Наиболее продуктивными в образовании видовых пар являются приставки с-, за-, про-, по-, от-. Малопродуктивными считаются приставкина-, о-, у-, а непродуктивными в чистовидовой функции являются приставкивы-, из-, вз-, раз-, при-, пере-, под-, воз.

В русской речи одной из самых сложных вещей является употребление правильного вида глагола. Это же и самая "популярная" ошибка, которая встречается у иностранцев на письме. Когда человек пишет рассказ о себе, о событиях, которые с ним случались, он легко может перепутать вид глагола. Смысл сказанного при этом понятен, но грамматически текст искажается и звучит неестественно. В некоторых случаях возможно и искажение смысла.

Во-первых, стоит запомнить, что у глаголов совершенного вида нет настоящего времени. Только прошедшее и будущее. Это легко объяснить. Совершенный вид, как понятно из названия, описывает то, что уже сделано либо будет сделано. То есть, процесс, который уже закончен или подразумевается, что будет закончен. Несовершенный вид описывает то, что происходит периодически или длится без намека на окончание процесса. То, что не свершилось в принципе или по причине регулярности.

Рассмотрим на примере глагола "делать".

Н.В.
Я делал домашнюю работу.
(Мы говорим, что находились в процессе, но ничего не говорим, о том, закончили ли домашнюю работу)
Я делаю домашнюю работу.
(Я нахожусь в процессе, но работа еще не закончена)
Я буду делать домашнюю работу.
(Я буду находиться в процессе, но ничего не говорю о том, будет ли работа закончена)

С.В.
Я сделал домашнюю работу.
(Работа закончена)
Я сделаю домашнюю работу.
(Я закончу работу)

Глаголы несовершенного вида образовываются из глаголов совершенного. Вот примеры видовых пар, которые я объеденены в группы по способу образования.

Суффиксы
спросить - спрашивать
дать - давать
одеть - одевать

Пока вы не заучили видовые пары и не чувствуете, какой вид глагола использовать, то просто задавайте себе вопрос "какое действие я подразумеваю? законченное или нет?"

Попробуем вместе разобрать некоторые типичные ошибки.

"Я пришел в магазин, где женщина продала книги"

Так как автор говорит о том, что он в результате прогулки достиг результата (оказался в магазине), то выбор совершенного вида "пришел" - правильный. Второй глагол имеет совершенный вид "продала" и несовершенный "продавала". Подразумевается, что женщина продает книги длительное веремя и до сих пор. Это действие не закончено. Правильно будет: "я пришел в магазин, где женщина продавала книги".

"Вчера я решал, что брошу курить"

Я решил, что брошу курить = Я решил, что закончу курить. Мы говорим о результате, о законченном процессе. Поэтому "брошу" - верная форма. Мы говорим о решении, которое принято, процесс размышлений закончился решением. Решение - результат. Поэтому правильно будет: "вчера я решил, что брошу курить".

"Я посмотрю телевизор каждый день"

В третьем случае, ошибочно использована форма совершенного вида "посмотреть". Мы говорим о действии, которое повторяется регулярно. Правильно: "я смотрю телевизор каждый день".

Итак,
незаконченное действие, процесс - несовершенный вид;
повторяющееся действие - несовершенный вид;
законченное действие, результат - совершенный вид.

Слова-помощники:
каждый, часто, редко, иногда, обычно, регулярно - несовершенный вид
утром, вечером, сегодня, назад (например, два дня назад), в понедельник, уже, еще не - совершенный вид



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы