Костёл иезуитов – Фарный костел в Несвиже. Фарный костел в несвиже Момент из спектакля «Чорная панна Нясвiжа»

Главная / Здоровье



Несвиж - город-легенда, город-сказка, город-сон. Таких городов немного, и все они знаковые в белорусской истории - Полоцк (столица Полоцкого княжества - первого государственного образования на территории Беларуси), Новогрудок (первая столица Великого Княжества Литовского), Краков, Гродно, Вильня, Прага...

Даже время появления Несвижа окутано тайной. Долгое время было принято считать, что город основан в 1223 году - эту дату вы увидите и сегодня на въезде в город. Согласно летописному упоминанию, 31 мая 1223 на реке Калке в Украине произошла битва русских и половецких войск с татаро- монголами, когда и погиб «князь Юрий Несвежский». Историки ошибочно решили, что раз Несвежский - значит, из Несвижа. Позже выяснилось, что тот «Юрий Несвежский» был, вероятно, из украинского города Несвич, что сходно по звучанию.

Другая, более правдоподобная дата основания Несвижа − 1446 год, когда Несвиж упоминается в летописи в связи с тем, что Великий князь Казимир Ягеллончик передал его Миколаю Яну Немировичу. Однако понятно, что для несвижанина трудно свыкнуться с мыслью, что город моложе на два столетия. Так и приветствует число «1223» горожан и гостей. Однако же от такого «помолодения» этот славный город не становится менее интересным или привлекательным для исследователей, туристов и любителей старины.

Сначала город принадлежал Немировичам, потом Кишкам, с 1513-го - неизменно Радзивиллам. Значение Несвижа особенно возрастает в 1586 году, когда появляется Несвижская ординация Радзивиллов - неделимое владение, которое передавалось только от отца к старшему сыну.

Поэтому услышав название Несвиж, любой образованный человек тут же откликнется: «Радзивиллы!» И не ошибется.

Радзивиллы







Сколько будет существовать Несвиж, столько он будет бла-годарить Радзивиллов. Этот ве-ликий род, согласно легенде, ведет свое начало от мифическо-го пращура Лиздзейки, который советовал (белор. «радзіу») ве-ликому князю Гедымину зало-жить столицу (Вильню) на том месте, где князю приснился ве-щий сон о рычащем волке. В благодарность за ценные советы Гедымин приказал отмерить Лиздзейкестолько земли, пока будет слышен звук охотничьей трубы, - так Радзивиллы обрели

герб «Трубы» (1413 год). Легенду о Лиздзейке даже описал в «Пане Тадеуше» великий Адам Мицкевич.

Согласно более правдоподобной версии, начиналось все с Виленского каштеляна Кристина Осцика (около 1363 - около 1443), назвавшего сына Радзивиллом. Позже имя стало фамилией. Фамилией, которая будет гром-ко звучать на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой долгие века.

Этот славный княжеский род получил город во владение в 1533 году, когда Ян Радзивилл Бородатый женился на Анне из рода Кишек. Ян Радзи-вилл был храбрым рыцарем, доверенным лицом короля Жигимонта I Старого. Сын Яна Радзивилла Миколай Радзивилл Черный стал канцле-ром ВКЛ и виленским воеводой. Его двоюродная сестра Барбара Радзивилл вышла замуж за польского короля и великого князя Жигимонта II Августа. Таким образом владелец Несвижа, по сути, породнился с самими Ягеллонами...

Наибольший расцвет Несвижа произошел во времена князя Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки, сына Миколая Черного.

Город получил Магдебургское право (право на самоуправление) - Сиротка сам составил соответствующий привилей и на Гродненском сейме 24 июня 1586 года подписал его у короля Стефана Батория. Благодаря Маг- дебургскому праву город получил ратушу, к которой мы еще вернемся. Сегодня это, кстати, старейшая ратуша в Беларуси.

Вслед за ратушей идет строительство величественного костела, мо-настыря, активно строится замок, в городе появляются другие каменные сооружения: из деревянного Несвижа Сиротка сделал каменный.

Мудрость Сиротки заключалась в том, что он не копил деньги ради денег, а инвестировал в себя, в честь и, говоря современным языком, бренд своего рода. Именно он зало-жил фундамент славы и достоинства семьи, имя которой звучит на просторах Европы вот уже шесть столетий.

Однако не Сироткой единым славится этот великий род: с 1466 года и до наших дней эта семья дала Великому Кня-жеству Литовскому и Речи Посполитой более 40 сенаторов, а также канцлеров, маршалков, гетманов, воевод, епископов...

Добрую память оставили после себя все без исключения правители Несвижа, но наиболее (после Сиротки) - Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» и его жена Францишка Уршуля из дома Вишневецких. Рыбонька практически завер-шил постройку замка (которую окончил его сын Пане Коханку), финансировал росписи костела. Францишка Уршуля основала в Несвиже театр, написала для него 16 пьес и 14 эскизов сценографии этих постановок...

Про род Радзивиллов написано уже множество книг и монографий, а будет еще больше - настолько велики его дела и огромны достижения. «Bognamradzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») - девиз рода Радзивиллов, начертанный на их гербе. И этот девиз никогда не подвел.

Костел Божьего Тела (1589-1593 гг.)

Костёл, колокольня и ратуша

Костёл

Костёл и часовня св. Роха

Св. Екатерина Александрийская

Костел Божьего Тела является одинаково большой святыней и для семьи Радзивиллов , и для всех народов бывшего ВКЛ, и для каж-дого верующего человека.

19 августа 1584 года Сиротка подписал акт основания в Несвиже коллегиума иезуитов. Приход-ская святыня, строительство кото-рой началось еще в 1583 году на мес-те деревянного храма, была пере-дана иезуитам. Было решено пере-строить его, для чего в течение 2 лет храм разобрали. Возведенный на этом месте позднее костел Бо-жьего Тела стал выполнять роль не только иезуитского храма, но впоследствие и приходского.

С точки зрения архитектуры это первая всецело барочная по-стройка на территории Восточной Европы и вторая - в мире. Кроме того, храм примечателен еще и тем, что за 420 лет своего сущест-вования никогда не был закрыт. Для рода Радзивиллов это семей-ная усыпальница , где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвиж-ского костела стала третьей семей-ной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Фран-ции (аббатство Сен-Дени) и Габс-бургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» по-лучил лично у Папы Римского, по-скольку в то время считалось не-приемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не зако-панными в землю, а на поверх-ности.

Говоря об архитектурном ас-пекте, нельзя обойти феноменаль-ную личность архитектора Джован-ни Мария Бернардони. Как мы уже знаем, в 1582-84 годах Сиротка от-правился в паломничество в Еги-пет, Святую Землю и Италию. Уви-дев там лучшие образцы передовой европейской архитектуры, Радзивилл задумал сделать Несвиж не ху-же. Для этого в Риме Сиротка при-глашает приехать в Несвиж моло-дого архитектора-иезуита Бернар-дони. Тот соглашается и обещает прибыть в Несвиж вслед за Сирот-кой. Однако дорога от Рима до Несвижа занимает несколько лет. Дли-тельное время оставалось загадкой, почему архитектор ехал так долго, однако белорусская исследователь-ница архитектуры Тамара Габрусь раскрыла эту загадку... посмотрев на карту Европы! Выяснилось, что Бернардони, бывший иезуитом, по дороге останавливался не в отелях, а в монастырях и миссиях иезуитов. И почти везде с ним случалась, три-виально говоря, одна и та же исто-рия. Отцы-иезуиты в один голос го-ворили талантливому архитектору: «Построишь нам костел, а потом поедешь дальше!». Воти вышло, что на пути из Рима в Несвиж Бернар-дони оставил в память о себе не-сколько прекрасных костелов. По-следнюю - перед Несвижем - оста-новку Джованни сделал уже в Грод-но, на территории Беларуси. Ко-роль Стефан Баторий также угово-рил архитектора «построить кос-тел» - который известен нам как ка-менная Фара Витовта (разрушена коммун истами в 1961 году).

Впрочем, когда Джованни Ма-рия Бернардони наконец доехал до Несвижа, Сиротка не отпускал его целых 13 лет!

Первым делом был разобран прежний, недостроенный храм, который показался Радзивиллам «мелким». 14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового костела, который освятил Виленский епископ, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Точная дата известна благодаря памятной доске на стене костела. Бернардони возводит величественный и возвы-шенный каменный храм, прототи-пом для которого в некотором смысле стала базилика Иль Джезу в Риме: возведенная в 1568-1584 го-дах, она задала мотив для последу-ющих храмов иезуитов. Джованни дали свободу творчества, и он по-строил прекраснейший барочный храм (1589-1593 гг.), ставший чудом и прорывом в архитектуре для на-ших земель в то время. Перед косте-лом возникла массивная башня - ныне колокольня, являющаяся са-ма по себе прекрасным памятни-ком архитектуры.

Помимо костела в Несвиже, выдающийся архитектор, вероят-но, построил храмы в Вильне, Но-вом Свержене, Чернавчицах, что под Брестом, деревне Деревное под Столбцами... Выехав, наконец, из Несвижа, Бернардони отпра-вился в Краков, где построил... точную копию костела в Несвиже! И сегодня костел Петра и Павла, в крипте которого похоронен вели-кий теолог Петр Скарга, отличает-ся от Несвижского разве что деко-ром... Тамже, в Кракове, Бернардо-ни умер, успев возвести храм под купол - верх достраивали уже его ученики... Интересный и малоиз-вестный факт: купол Несвижского храма также возводил не Бернар-дони, а приглашенный из Италии архитектор Джузеппе Бризио...

Интерьер костёла

Пресвитерий

Фреска

Фреска в нутри купола

Фреска в нутри купола

Фреска

Внутреннее убранство храма вызывает не меньшее восхищение, чем внешний его вид: барочные черты находят здесь продолжение и даже усиление. После возведения храма началась работа над его внутренней отделкой. С левой сто-роны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и чер-ного мрамора. Над ним работали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов. Интереснейший факт: изначально этот алтарь должен был быть главным в том меньшем храме, который разобрали. А затем был размещен сбоку в новом костеле.

В середине XVII века, во время польско-шведской войны, инте-рьеры храма сильно пострадали, чудом сохранились только камен-ные алтари и надгробья. Всю вто-рую половину XVII века храм про-стоял просто побеленный, причем как снаружи, так и внутри. Масш-табные работы начались в первой половине XVIII века: были сняты перекрытия из боковых нефов, за счет чего визуальный объем косте-ла значительно увеличился; тогда же, в середине XVIII века, были соз-даны фрески и главный алтарный образ «Последняя вечеря». На гра-вюре Гирша Лейбовича 1747 года всего этого еще нет.

Надо сказать, что библейские сюжеты выполнены настолько воз-вышенно и утонченно, что создают импрессию трепета и торжества. Здесь хочется молчать или же мо-литься. Внутреннее убранство хра-ма уже само по себе великолепное явление. Стоит заметить, что если внешний вид храма остается не-изменным вот уже 420 лет, то внутри каждый из князей мог осторожно привнести что-то свое, либо это делали непосредственно сами благодарные прихожане.

Восхищение вызывают колон-ны и арки под самым куполом хра-ма. Особенно когда понимаешь или, по крайней мере, догадыва-ешься, что они всего лишь нарисо-ваны на плоскости! Настолько объемно и правдоподобно это вы-полнено!.. В главном алтаре поме-щена икона «Последняя вечеря», напоминающая нам о последней вечере Христа, а именно во имя Божьего Тела и назван храм. Как мы помним, хлеб был переменен в Божье Тело, а вино - в Кровь. Этот вечный сюжет создает великолеп-ный акцент храма, концентрируя вокруг себя все иные сюжеты-при-ложения. Кстати, создан этот об-раз, как и церковные фрески, в 1752 году Ксаверием Домиником Геским и его сыном Юзефом Ксавери-ем - придворными художниками Радзивиллов.

В боковых алтарях заняли свои места иконы «Святой Игна-тий» и «Святой Франциск Ксаве-рий». Краски всех фресок обнов-лялись в самом начале XX века, над этим работали краковские мастера Бруздович, Матейко и Страйновский. К тому времени, когда рабо-ты по отделке храма были законче-ны, его уже называли «чудом све-та» - за неверояное великолепие. Ректор Новогрудского иезуитского коллегиума в 1752 году писал: «Весь мир объедешь, а такой красоты не найдешь».

Поскольку Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» был челове-ком не только гуманистических взглядов, но и человеком совре-менным, логичным было появле-ние после его смерти барельефа фундатору непосредственно в са-мом храме. Хотя такие «светские» вещи не приветствовались и пото-му не были широко распростра-нены. Надгробье Сиротки из песчаника изображает его во вре-мя молитвы, в плаще пилигрима, который был на нем во время всей пилигримки в Рим и Святую Зем-лю. За спиной Сиротки - изобра-жение рыцарских лат. И эпитафия, которую якобы составил перед смертью сам князь: «Перед лицом смерти никто не рыцарь...» (Кста-ти, гроб Сиротки в усыпальнице стоит ровно под этой надгробной плитой). Неподалеку - памятники умершим детям Сиротки: Миколаю (умер ребенком) и Криштофу Миколаю, который умер в 1607 году от чумы в Болонье. На эпитафии указано: «умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов».

В XX веке в костеле появилось несколько мемориальных таблиц: в 1902 году поклонники творчества писателя Владислава Сырокомли (Людвига Кондратовича) в сороковую годовщину со дня его смерти посвятили ему памятную доску; Сырокомля, жизнь и творчество ко-торого тесно связано с Несвижем, венчался в этом храме в 1844 году. В 1930-х годах возникла памятная дос-ка Эдварду Войниловичу, боль-шому другу Радзивиллов, основа-телю Красного костела в Минске. В 2006 году прихожане создали слева от входа в храм (на внешней стене) памятную таблицу ксендзу Гжегожу Колосовскому (1909-1991), кото-рый служил в этом костеле с 1939 года как викарий, а в 1941-1991 годах как настоятель. Ксендз Колосовский спас костел от пожара во вре-мя войны и от разрушения в совет-ское время.

Вообще говоря, внутреннее убранство костела Божьего Тела мож-но смело назвать одним из выда-ющихся музеев художественной европейской традиции своего вре-мени.

Усыпальница Радзивиллов (1616)

В нутри усыпальницы

Саркофаги

Усыпальница

Усыпальница

Даже те из белорусов, кто отродясь не бывал в Несвиже, знаком с символом этого города - хотя бы в теории. Знаменитый Несвижский замок изображен на близкой нашему сердцу купюре сто рублей ноль-ноль копеек.

Давайте договоримся сразу. У нас не исторический портал. Поэтому восторги по поводу замечательных легенд Несвижа мы с большего вынесем за скобки. А вам попробуем показать, как в этом городе уживались средневековье, социализм и коммунизм, капитализм с империализмом и т.д.

Радзивилловский драйв

История Несвижа - привычный для белорусской республики набор: из взлетов и падений, оживления и упадка.

Резкий расцвет города начался пять веков назад. Тогда Несвиж сделали своей официальной резиденцией Радзивиллы – богатейшие люди Европы. Сейчас бы они, конечно, назывались олигархами, и их фотографии не сходили с первых газетных полос всяких глянцевых журналов и порталов.

Герб Радзвиллов

Но и тогда, без всякой желтой прессы, о Радзивиллах сплетничали по всей Европе и сочиняли невероятные истории. То Радзивиллы запрягали в свои сани медведей вместо коней и пугали соседей дикими выездками.

То устраивали посредине лета зиму: с катаниями на санках и масленицей. Для этой «святой» цели несвижские холмы и дороги засыпались солью. Тогда это был высший шик. Ибо соль несколько веков назад была товаром жутко дорогим и дефицитным. А сейчас…

Ну кому придет в голову устраивать зиму вместо лета? Чего-чего, но зим нам хватало и хватает. А о тех княжеских развлечениях лишь отдаленно напоминает искусственное покрытие современных лыжных трасс и трамплинов. Спортсменам ведь нужно форму держать круглый год. Но сейчас не об этом, разумеется.

Пане Коханку - весь из противоречий

Почетное место среди своих несвижских предков и потомков занимал Кароль Радзивилл, по прозвищу Пане Коханку (он же Милый Друг). Так его величали за любвеобильный характер.

А еще современники называли этого человека вторым бароном Мюнхгаузеном: за неистощимую фантазию, развеселый нрав и страсть к охоте.


Пане Коханку

Он не переставал удивлять всю жизнь. Совсем уж в зрелые годы взял да и влюбился. Этот дамский любимец поставил в своем парке мраморную статую. И все свободное время проводил возле нее. Самые знатные и красивые женщины Европы, которых когда-то торжественно встречали на несвижских дорогах тысячи лакеев, носильщиков и факельщиков, были в недоумении.

Но в итоге барышням пришлось признать победу камня над плотью и с сожалением забыть этот край и пылкого любовника. Подобный сюжет задействован в отличном фильме «Формула любви».

Сейчас его (пане Коханку, а не «Формулу любви») пытаются представить едва ли чудовищем - любители всевозможных исторических разоблачений. Не будем обращать на это внимания.

При чем тут Паустовский?

Истории и легенды про Радзивиллов обожал слушать молодой военный фельдшер Константин Паустовский. В годы первой мировой войны он лечился в несвижском госпитале после ранения. Паустовский записал тут массу местных преданий и легенд. К сожалению, Константин Георгиевич быстро состоялся как писатель-реалист, гениальный описатель природы.


А для классика социалистического реализма было неудобно становиться певцом любвеобильных и страшно далеких от народа Радзивиллов. Вот он им и не стал. И очень жалко, между прочим…

Жили же люди

Про Радзивиллов можно было писать целые тома приключенческой, романтической, историко-криминальной литературы. Пять веков назад (во второй половине XVI века) Радзивиллы сделали свой родовой замок настоящей крепостью, окружили мощными стенами, рвами с водой. Это была своеобразная военная ставка с золотовалютным запасом, снабженная всем необходимым для мирной жизни.

Резиденция князей по части красоты и роскоши могла оставить позади себя почти все королевские дворы Европы.


А стремление Радзивиллов сделать свою вотчину центром европейской культуры? Оно же было просто неуемным.

Поэтому в замке собрали богатейшую коллекцию живописных полотен, старинного оружия из Европы, Азии и Африки, уникальную библиотеку в 20 тысяч томов. В замке был создан придворный театр Радзивиллов, открыта балетная школа.

Кстати, именно актеры из Несвижа стали основой труппы первого в Российской империи театра.

«Смиренное кладбище»

Как любой уважающий себя замок мирового уровня, Несвижский пропитан мистическим тайнами.

Вот уникальная родовая усыпальница Радзивиллов – фарный костел. В Беларуси таких фарных - то бишь знаковых приходских костелов – всего три.


Про гродненский мы рассказали в оригинальном материале .

Новогрудский известен и благословен благодаря тому, что в нем был крещен поэтический гений мирового уровня Адам Мицкевич. И мы про Новогрудчину еще поговорим непременно.

Что касается Несвижского костела, то он у нас едва ли не самый-самый, несмотря на такую конкуренцию. За его образец ученик и коллега Микеланджело, архитектор Бернардони, взял недавно (в конце XVI века) законченный в Риме Храм Христа.

В подвале костела лежат мумии почти всех несвижских Радзивиллов.


В двойных гробах – забальзамированные останки тех, кто при жизни оказывал влияние на судьбы миллионов; тех, кто вершил судьбы народов и государств.

Многодетный Сиротка

Начиналась эта история с легендарного Николая Христофора Радзивилла по прозвищу Сиротка. Если не знаете, можете легко уточнить, как «прилип» к нему данный псевдоним.

Николай Христофор Радзивилл

А мне интересно обратить внимание на такой факт. Считается, что именно он привез рецепт бальзамирования на родину, выкупив его за несусветные деньги в Египте. Разрешение на создание этого семейного мавзолея Николай Христофор лично «выбил» у Папы Римского.

Благодаря бальзамированию, все тела Радзивиллов, что были погребены до XIX века, сохранились в костельной крипте (гробнице, проще говоря).

Потом секрет, передававшийся по наследству, был вроде бы утерян, и бальзамирование уже не проводили.

А в доказательство того, что Радзивилл Сиротка был невероятно умным, в чем-то гениальным человеком, можно привести всего один факт.

Незадолго до собственной смерти он распорядился: все Радзивиллы в гробнице костела погребаются в простой одежде, без украшений. Скажете, мелочь? Благодаря этому обряду крипта сохранилась до наших дней. Она не была разграблена НИ РАЗУ за всю многовековую историю...

Самого Николая Христофора похоронили в одежде странствующего монаха-пилигрима. Сиротка сам придумал креативную эпитафию себе на памятник: «Перед лицом смерти каждый не рыцарь, а только путешественник».

Гробовые легендарные доски

Как и на обычном сельском погосте, в этом мавзолее Радзивиллов сегодня – тишина и спокойствие. Лишь живые не успокаиваются и нагромождают вокруг саркофагов свои легенды.

Про знаменитый горбатый гроб несколько веков рассказывали, что в нем похоронена совсем юная княжна. Она, мол, прямо с бала, в мороз и стужу сбежала с пылким поклонником. И так замерзла, что заледенела. Бедную девушку не смогли разогнуть, чтобы уложить в гроб, так и похоронили сидя. Пятьдесят лет назад гроб вскрыла любопытная правительственная комиссия. И нашла в нем пожилую княгиню. А мистический горб создавала ваза с цветами. Была тайна – и нет ее. Так часто случается.

Тот самый горбатый гроб

Про один из бочонков с ручками в усыпальнице с придыханием шептали: в нем - то, что осталось от старого князя, который неудачно поохотился на медведя. И опять не в меру любознательные ученые испортили всю малину. Оказывается, в бочонке - сердце любимой жены одного из Радзивиллов, снабженное эпитафией безутешного вдовца.

Каждый из этих саркофагов достоин отдельного рассказа.

Нет тут гроба Барбары Радзивилл, бывшей королевы Речи Посполитой. И на этом персонаже есть смысл остановиться чуть подробней.

«Чорная панна Нясв i жа»

Спектакль по этой пьесе Алексея Дударева долгие годы собирал аншлаги в Купаловском театре. (Равно как и спектакль «Пане Коханку» стал топовым для нынешнего Русского театра в Минске)

Момент из спектакля «Чорная панна Нясвiжа»

До сих пор неясно, как Барбара умерла. Говорят, все началось с бытовой драмы. Мать короля из мрачного рода Медичи, вечно баловавшегося с ядами, ненавидела свою невестку за ее достаточно порочное прошлое. И в итоге позволила ей пробыть на троне и в королевской опочивальне полгода, а потом - запросто так отравила.

Стремительно овдовевший король не мог примириться с таким житейским поворотом. Он безумно любил свою молодую жену и потому взялся вызвать ее дух на родине - в Несвижском замке. Дальше уже начинаются легенды.

Смерть Барбары Радзивилл

Когда призрак явился, нервный король не удержался и полез обниматься. Он совершенно забыл, что колдуны, занимавшиеся этим спиритическим сеансом, строжайше запретили ему трогать что-нибудь руками. Раздался взрыв - видение пропало.

С тех пор душа Барбары якобы не может вернуться в могилу и обречена скитаться по замку. Так она стала легендарной черной панной Несвижа.

Но даже не эта романтическая байка влечет сюда сердца и умы тысяч и тысяч людей. Самые популярные мифы крутятся вокруг легендарных сокровищ Радзивиллов.

Мистические сокровища Агры, так вдохновенно воспетые Артуром Конан-Дойлем - ничто по сравнению с реальными сокровищами Радзивиллов. Объединяет эти богатства одно - они напрочь пропали.

И это еще одна история, которая заслуживает отдельного рассказа.

По одной версии, Наполеон спрятал все награбленные сокровища (в том числе и Радзивиллвские) где-то в районе Сморгони - покидая столь нелюбезные к нему земли «белых русичей».

По другой - несметные родовые богатства припрятаны где-то вблизи от замка в 1812 году.


Вторая версия была весьма близка немецким солдатам и офицерам, которые в переоборудованном под госпиталь замке залечивали свои раны… А попутно педантично искали клад во всех обнаруженных подземельях. Правда, они знали, что сокровища охраняются потусторонними силами, и при появлении любой тени неслись «до ветру» с воплями: «Ахтунг. Щварцен фрау! Шварцен фрау!!».

А еще об истории, связанной с легендарными двенадцатью апостолами из чистого золота и серебра, подаренных когда-то Радзивиллам Папой Римским, был снят сериал в 2013 году. Под оригинальным названием «Следы апостолов».

Советская лечебная современность

В годы советской власти замок как символ ненавистного прошлого передали трудящимся.

Его превратили в престижный санаторий.


Наиболее громкая история связана с тем, пожалуй, что в Несвижском санатории сорок лет назад отбыл в мир иной (в ночь на 4 февраля 1978 года) Народный поэт БССР Аркадий Кулешов… Если кто не знает, он является автором замечательного стихотворения «Алеся», ставшего абсолютным хитом в советские времена… Благодаря проникновенному, гениальнейшему исполнению «Песняров».

Меня поразил тот факт, что такое, очень зрелое, мужское по сути произведение Кулешов написал в свои 14 лет. Это - к слову.

А вообще, лечилась в Несвиже в основном партийная номенклатура и приближенные к ней кадры. Больно места были замечательные.

Потом элита нашла себе более престижные места. И замок решили превратить в музей.

Ну а уже в новейшей истории Беларуси Несвижский замок вернул себе прежний статус. Кампания по приданию ему прежнего вида стартовала в 1997 году. А наиболее масштабные строительные работы начались уже в 2004 году.

Строительный момент

И уже в 2005 году Несвижский замок был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Так сказать, авансом.

Красивая фраза, которая мало к чему обязывает. Все слышали, кивают головой. А что это наследие дает кроме сотрясания воздуха - непонятно. Вон в Питере весь центр отнесен к этому самому Списку. А вплоть до прихода к власти товарища Путина за красивыми питерскими фасадами было то еще зрелище - мое почтение. Да и сейчас хватает…

Но Несвиж мы этим словесным пассажем обижать не хотим.


Реставрация замка шла более 10 лет. Денег было освоено изрядно. Госконтроль опять же нашел массу нарушений и оштрафовал многих здешних субподрядчиков.

Об этом плохо скрытом воровстве при реставрации замка когда-то много писали и кричали. Хотя никого и не посадили, что само по себе и гуманно.

Но вот время… Оно здесь как песок сквозь пальцы протекает.

Так называемый второй пусковой комплекс замка хотели открыть почему-то к 9 мая 2011 года. Потом все перенеслось на конец 2011 года.

Но все в итоге получилось достойно.

Строителям и проектировщикам нужно отдать должное.

Адски тяжело превращать госпиталь для немецких солдат, поправлявших здесь здоровье с 1941 по 1944 год, и советский санаторий, существовавший с 1945 года, опять – в архитектурную жемчужину XVI века.

А еще замок этот - естественный памятник подлинному славянскому головотяпству. Аккурат в ночь под католическое рождество 2002 года двое рабочих чуть не сожгли под ноль этот, взятый под охрану государства «памятник средневекового зодчества». Пронесло. Правда, сгорела крыша, пострадали чердачные помещения в центральной части.


Плюс еще пожарные в морозную декабрьскую ночь так лихо все это дело заливали водой, что по центру замка до самого основанья потрескались стены. Но удалось пережить и такой «кунштюк».

После этого работы по спасению наследия возобновились еще с большей активностью.

На мой непросвещенный вкус, снаружи замок теперь напоминает стиль Троицкого предместья. Но специалистам, как говорится, виднее. Если ЮНЕСКО признает, то нам остается очень сильно радоваться.

И на закуску

И все же Несвиж - уникальное место, где создаются и ломаются многие традиции.

Судя по всему, когда реставрировали средневековую ратушу на Советской (бывшей рыночной) площади в центре города, возникли вопросы с типовым памятником товарищу Ленину. Он, как и положено, стоял напротив райисполкома.

Просто сносить монумент вождю мирового пролетариата без специальных указаний постеснялись. И потому просто перенесли его в сторонку, под сень уютного жилого дома. И оттуда он скромно указывает… В направлении специализированного магазина агрокомбината «Снов». Кстати, это тот случай, когда с Ильичом можно согласиться.

Но Снов, еще одна жемчужина Несвижского района, потребует отдельной истории. Возможно, в ближайшее время мы к ней вернемся.

А на сегодня - достаточно лирики и историй.

Александр Новиков

В Речи Посполитой существовал особый политический строй "шляхетская демократия". Ни одно дворянство Европы не обладало такими правами, как шляхта. Через многоуровневую систему сеймов каждый шляхтич потенциально мог участвовать в политике страны. Король был выборным, хотя и правил всю жизнь. Но на практике это вылилось в олигархию: Речью Посполитой правил десяток самых влиятельных родов. В Галиции и Подолии я в каждом городе встречал упоминания о Потоцких, Сенявских, Конецпольских. В Чёрной Руси особенно заметны Сапеги и Радзивиллы. О последних стоит рассказать подробнее - это был самый богатый и влиятельный род во всей Речи Посполитой.

В начале 15 века князь Радзивилл (вероятно, потомок верховных жрецов) крестился как Николай, оставив языческое имя в качестве фамилии. Род Радзивиллов, разделившийся на три ветви, дал Литве и Речи Посполитой воевод, кастелянов, канцлеров, маршалков, гетманов, епископов и разве только не королей. Еще больший вклад Радзивиллы внесли в культуру: от кальвинизма и арианства до знаменитого белорусского книгопечатания, от первого театра до первого барочного костёла Речи Посполитой.
У Радзивиллов были десятки резиденцией по всей стране, самые известные из сохранившихся - Биржай в Литве, Олыка на Волыни, но в первую очередь - Мир и Несвиж в Чёрной Руси, ставшие "столицей" этого рода. О них в двух частях и пойдёт речь, и начнём с Несвижа - городка (14 тыс. жителей) в 130 километрах от Минска, где я был в католическое рождество (25 декабря).

Хотя Мир и Несвиж разделяет всего 22 километра, они находятся в разных областях: Мир - в Гродненской, Несвиж - в Минской. Более того, между ними нет прямого сообщения, хотя примерно на равном расстоянии от обоих трасса Минск-Брест и железнодорожная станция Городея. Мир я посетил в феврале-2008, а Несвиж - в декабре-2010. Причём ехал туда не из Минска, как все нормальные люди, а из Барановичей, откуда автобус до Несвижа ходит 4 раза в день. Вот только жалкие 40 километров он преодолевает почти два часа. А невезение с погодой в тот день достигло апогея: +3 градуса, слякоть и туман.

Селение Несвиж известно с 1446 года, с 1492 года - дальнее имение рода Кишка, доставшееся в 1513 году в качестве приданного Ян Радзивиллу Бородатому. В 1533 году Несвиж окончательно переходит к Радзивиллам, а в 1547 году Николай Радзивилл Чёрный, получивший титул "князя Священной Римской империи", переносит сюда свою резиденцию. В 1584 году начинается строительство замка, а в 1586 Несвиж получает статус ординации (неделимой вотчины, передающейся старшему сыну) и Магдебургское право впридачу. В эти годы в Несвиже возникают типография (где Симон Будный издавал первые книги на белорусском языке), первый в стране театр "Комидехауз" (1740), с костёлами соседствуют кальвинистские церкви (в конце 16 века Радзивиллы увлекались этим течение протестантства), с иезуитским коллегиумом - арианская школа...
В общем, Несвиж мог бы быть чем-то вроде , только с масштабами Царского Села и Версаля - но от былого величия остались лишь осколки. Один из них - Ратуша на бывшей Рыночной площади в 5 минутах ходьбы от автовокзала:

Спереди ратуша, сзади райком. Одно назначение, но разные эпохи. Ратуш в Беларуси сохранилось всего 7 (Минск, Несвиж, Витебск, Могилев, Шклов, Чечерск), причём почти все полностью или частично воссозданы. Несвижская ратуша (1586) была сильно исковеркана в 19-20 веках, восстановлена в 2001 году.

При небольшом размере, одна из самых красивых и гармоничных ратуш, что я видел. И отреставрирована очень грамотно - я бы даже не заподозрил неаутентичности. С трёх сторон ее окружают торговые ряды - площадь не зря была Рыночной:

Но сама застройка площади феноменально унылая - хрущобы и брежневки (причём с двух сторон еще и не реновированные), небольшая гостиница, пара уездных домиков и единственный примечательный "дом мастера" (1721) - такие в Речи Посполитой строились для передовиков ремесленного производства и иностранных специалистов. Его аналог мы уже видели в Гродно, и их сравнение наглядно подтверждает, что Радзивиллы были богаче королей.

Когда-то такими домиками была застроена вся площадь. И можете даже не напоминать мне о том, кто всё это разрушил.

Однако и уездная застройка в Несвиже очень примитивная и нецельная. Как не трудно догадаться, процветание Несвижа закончилось под Россией: еще в 1768-70 годах Николай Радзивилл Пане-Коханку вступил в конфликт с Екатериной Второй, но был прощён. А вот когда в 1812 году Радзивиллы поддержали Наполеона, их прощать уже не стали и отобрали Несвиж, вернув лишь в 1860 году. За это время город стал обычным еврейским местечком, да и сами Радзивиллы были уже не те - один из множества дворянских родов, не лучше и не хуже десятков других. Несвиж сохранил важнейшие памятники - но были утрачены несколько второстепенных костелов и сама городская среда: как ансамбль город распался.

На кадре выше пятиэтажка стоит напротив Ратуши, за домами - костёл Божьего Тела (1580-е годы), а если посмотреть правее - увидишь Слуцкую браму (1690):

Непонятное сооружение в чистом поле - на самом деле ворота земляной крепости, некогда опоясывавшей город. За брамой - узкий перешеек меж двух прудов:

Брама стоит на "кольце" - по обе её сторону ездят машины. Но можно зайти в арку и даже внутрь - в здании пара магазинов:

С перешейка по левую руку хорошо виден Несвижский замок (1584-1619) за прудом. Туда мы дойдём позже:

Межу ратушей и брамой в одной из боковых улиц видна колокольня бывшего монастыря бенедиктинок (1763):

Монастырь основан в 1590-е годы - какой же польско-литовский город без монастыря? Колокольня-брама - в общем-то единственное уцелевшее здание:

Внутри ныне агротехникум:

Причём для Беларуси на удивление обшарпанный. Костёл Святой Евфимии (1590-е) лишился высокой гранёной башни и переделан в учебный корпус. Как собор выглядел изначально, можно , там же фотография аудитории под стрельчатыми сводами.

А между монастырём и площадью - вот такая улица, типичный пейзаж Несвижа и большинства белорусских райцентров.

Теперь пойдём в сторону замка и костёла Божьего Тела, которые от главной улицы отделены кварталом. Вид со двора:

Понравилось советское здание с башней (телефонная станция? дом связи?) - такой идеальный современный костёл. Антенна должна транслировать приглашение на службу по смс. Улица за кварталом - здесь сохранилось некое подобие уездной застройки:

И нависающий над улочкой костёл Божьего Тела:

Один из самых величественных храмов Беларуси построил Николай Радзивилл Сиротка в 1587-93 годах - для такого огромного собора срок исключительный! С архитектурой точки зрения храм уникален тем, что это первый (!) образец барокко во всей Речи Посполитой, фасад которого, построенный по образцу римской церкви Иль-Джезу (так как изначально был иезуитским), стал прототипом для сотен польско-литовских церквей - его "потомки" есть почти в каждом городе Беларуси, Литвы, Западной Украины:

Надпись на фасаде гласит - "Перед богом никто не рыцарь, а только странник-пилигрим". Кстати, для сравнения - а так выглядит первая барочная церковь России (1640-е годы), Троицы в Никитниках в Москве.

Внутри собора - красивейшее убранство: росписи, алтари, нарисованные под куполом "объёмные" статуи. В подвале - усыпальница Радзивиллов, где похоронено около 70 представителей великого рода... Мне удалось лишь полюбоваться интерьерами от входа, но зато я увидел рождественскую службу. И эта служба в одном из самых величественных соборов, что я видел, полностью оправдала поездку сюда с учётом непогоды. Фотографии убранства есть в "Глобусе Беларуси".

А здесь видны еще три постройки, примыкающих к собору. "Стела" напротив входа - придорожная часовня (1826), в дальнем углу ограды - усыпальница Булгариных (1747), а звонница на переднем плане - бывшая крепостная башня середины 16 века, старейшее сохранившееся здание Несвижа, образец литовской готики. Утверждается, что ее облик не изменился с 16 века - но глядя на широкие окна, в это верится с трудом. А может, верхушка башни уже тогда была украшением.

Лучше всего собор смотрится из парка через пруд:

Почти за апсидой костёла - вход в замковый парк (на вводном кадре). Аллея ведёт по перешейку между Замковым (справа) и Бернардинским (слева) прудами:

И несмотря на самую отвратительную в мире погоду, в парке были туристы с фотоаппаратами. Вообще, внутренний туризм в Беларуси очень развит, и Несвиж - один из ключевых его пунктов.

Но вот опять... Бернардинский пруд - есть, Бернардинский мост - есть, нет только Бернардинского собора.

За мостом, прямо в парке - памятник Великой Отечественной с вечным огнём на фоне дворца:

Замок Радзивиллов, построенный в 1584-1619 годах - пожалуй, лучший из дворцов всей Западной Руси, а может быть и Речи Посполитой. Это был переходный тип между замком-крепостью и замком-дворцом - дворец с системой бастионов. В главном корпусе напротив ворот был собственно дворец, в левом крыле с башней - казармы замкового гарнизона (а у Радзивиллов была собственная 10-тысячная армия), в правом - службы. Замковый двор выглядел так:

За свою историю замок разрушался трижды: в 1650-е годы (русско-польская война), в 1709 (вторжение шведов), однако его облик оставался близок к первоначальному. В 2002 году, ровно за 8 лет до моего приезда, в ночь на католическое Рождество замок сгорел. Для белорусского наследия это была, мягко говоря , катастрофа - как если бы в России сгорел Эрмитаж со всеми экспонатами или рухнул собор Василия Блаженного. С тех пор здесь идёт реставрация, причём отнюдь не вялотекущая.

"Коттеджный" кирпич, стеклопакеты и металлочерепица - далеко не худшее, что здесь происходит. Например, можно увидеть, что внешне вполне целая северная галерея была снесена и построена заново. Да и просто здесь сложно отделаться от общего "муляжного" впечатления. С одной стороны, по этому "макету в натуральную величину" можно понять, насколько величественным был дворец. С другой - он не кажется настоящим, несмотря на то, что сами постройки аутентичны на 80-90%.

В Белоруссии последних 200 лет процесс уничтожения наследия был, пожалуй, самый интенсивый на всём постсоветском пространстве. Огромное количество древностей было уничтожено еще царскими властями - ликвидация ратуш, перестройки древних и барочных костёлов в псевдорусские церкви-"муравьёвки", полный снос города Берестье для строительства Брестской крепости. Не меньше уничтожила война, затмившая для белорусов всю предшествовавшую историю. Многое снесли в советское время - причём не столько в 1930-е, сколько в 1960-е: погибли домонгольские церкви в Полоцке и Витебске, шедевры "виленского барокко", уже упомянутая мной Фара Витовта в Гродно... И самое страшное, что в независимой Беларуси это не прекратилось - утрат такого масштаб в постсоветское время не знала даже Россия. Какой-то злой рок, уничтожающий культуру Великого княжества Литовского независимо от власти. И я боюсь, либерализация и евроинтеграция его тоже не остановят....

Впрочем, дворец вполне можно вернуть в адекватный облик.

Хотя на фотографиях аляповатость видна не так, как в живую. А может просто погода плохая и я предвзятый. В парке верещит пила.

На панораме Несвижа за прудом и самом пруде с многочисленными рыбаками глаз просто отдыхает:

От замка я пошёл гулять по парку. Вот эти вазоны стоят там, где некогда был замковый костёл (он же доминиканский):

А в парке, который делится на 5 частей (Замковый, Старый, Новый, Английский, Яп онский) очень красиво даже при такой унылой погоде.

Перешеек между Замковым (справа) и Диким (слева) прудами ведет в Английский парк.

Теоретически, здесь много всяких скульптур, гротов, беседок - но я почти ничего не заметил. Для меня главным украшением парка стали лишайники:

В общем-то, в Несвиж я ехал "для галочки" - меня сюда как-то никогда не тянуло, но и не посетить его, если интересуешься белорусскими древностями, нельзя. Результат соответствующий: плохая погода и настроение сильно смазали впечатление о городе.
Сюда надо будет вернуться как-нибудь позже и летом. Или "золотой осенью". Чтобы погулять несколько часов по старому парку. И может быть, когда реставрация в Несвижском замке будет доведена до конца, он будет выглядеть естественнее, а чувство "муляжа" пропадёт? В конце концов даже самый красивый дом при строительстве уродлив.

Покинув парк, я направился в город вдоль трассы, у конечной остановки очень кстати подвернулся автобус.
В следующей части - о соседнем Мирском замке.

ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010

Я уже упоминал, что сейчас нахожусь в Минске в рамках замечательного блогерского слета — #нефорум2015. Про сам город, про Мирский замок и Несвижский замок расскажу чуть позже, а сейчас хочу показать вам третью по крупности усыпальницу в мире (после Бурбонов и Габсбургов). Понимаю, что это как то подход с конца ко всей истории жизни и смерти рода Радзивилов, но все же.

Вот то сообщают нам исторические источники: сколько будет существовать Несвиж, столько он будет бла­годарить Радзивиллов. Эта фамилия будет гром­ко звучать на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой долгие века. Про род Радзивиллов написано уже множество книг и монографий, а будет еще больше - настолько велики его дела и огромны достижения. «Bognamradzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») - девиз рода Радзивиллов, начертанный на их гербе.

Про Радзивиллов мы еще поговорим подробнее, а теперь ближе к усыпальнице …

Фото 2.

Костел Божьего Тела (Фарный костел) является большой святыней для семьи Радзивиллов.

19 августа 1584 года Сиротка (прозвище одного из князей Радзивиллов) подписал акт основания в Несвиже коллегиума иезуитов. Приход­ская святыня, строительство кото­рой началось еще в 1583 году на мес­те деревянного храма, была пере­дана иезуитам. Было решено пере­строить его, для чего в течение 2 лет храм разобрали. Возведенный на этом месте позднее костел Бо­жьего Тела стал выполнять роль не только иезуитского храма, но впоследствие и приходского.

С точки зрения архитектуры это первая всецело барочная по­стройка на территории Восточной Европы и вторая - в мире. Кроме того, храм примечателен еще и тем, что за 420 лет своего сущест­вования никогда не был закрыт. Для рода Радзивиллов это семей­ная усыпальница, где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвиж­ского костела стала третьей семей­ной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Фран­ции (аббатство Сен-Дени) и Габс­бургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» по­лучил лично у Папы Римского, по­скольку в то время считалось не­приемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не зако­панными в землю, а на поверх­ности.

Фото 3.

Говоря об архитектурном ас­пекте, нельзя обойти феноменаль­ную личность архитектора Джован­ни Мария Бернардони. Как мы уже знаем, в 1582-84 годах Сиротка от­правился в паломничество в Еги­пет, Святую Землю и Италию. Уви­дев там лучшие образцы передовой европейской архитектуры, Радзивилл задумал сделать Несвиж не ху­же. Для этого в Риме Сиротка при­глашает приехать в Несвиж моло­дого архитектора-иезуита Бернар­дони. Тот соглашается и обещает прибыть в Несвиж вслед за Сирот­кой. Однако дорога от Рима до Несвижа занимает несколько лет. Дли­тельное время оставалось загадкой, почему архитектор ехал так долго, однако белорусская исследователь­ница архитектуры Тамара Габрусь раскрыла эту загадку… посмотрев на карту Европы! Выяснилось, что Бернардони, бывший иезуитом, по дороге останавливался не в отелях, а в монастырях и миссиях иезуитов. И почти везде с ним случалась, три­виально говоря, одна и та же исто­рия. Отцы-иезуиты в один голос го­ворили талантливому архитектору: «Построишь нам костел, а потом поедешь дальше!». Воти вышло, что на пути из Рима в Несвиж Бернар­дони оставил в память о себе не­сколько прекрасных костелов. По­следнюю - перед Несвижем - оста­новку Джованни сделал уже в Грод­но, на территории Беларуси. Ко­роль Стефан Баторий также угово­рил архитектора «построить кос­тел» - который известен нам как ка­менная Фара Витовта (разрушена коммун истами в 1961 году).

Впрочем, когда Джованни Ма­рия Бернардони наконец доехал до Несвижа, Сиротка не отпускал его целых 13 лет!

Фото 4.

Первым делом был разобран прежний, недостроенный храм, который показался Радзивиллам «мелким». 14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового костела, который освятил Виленский епископ, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Точная дата известна благодаря памятной доске на стене костела. Бернардони возводит величественный и возвы­шенный каменный храм, прототи­пом для которого в некотором смысле стала базилика Иль Джезу в Риме: возведенная в 1568-1584 го­дах, она задала мотив для последу­ющих храмов иезуитов. Джованни дали свободу творчества, и он по­строил прекраснейший барочный храм (1589-1593 гг.), ставший чудом и прорывом в архитектуре для на­ших земель в то время. Перед косте­лом возникла массивная башня - ныне колокольня, являющаяся са­ма по себе прекрасным памятни­ком архитектуры.

Помимо костела в Несвиже, выдающийся архитектор, вероят­но, построил храмы в Вильне, Но­вом Свержене, Чернавчицах, что под Брестом, деревне Деревное под Столбцами… Выехав, наконец, из Несвижа, Бернардони отпра­вился в Краков, где построил… точную копию костела в Несвиже! И сегодня костел Петра и Павла, в крипте которого похоронен вели­кий теолог Петр Скарга, отличает­ся от Несвижского разве что деко­ром… Тамже, в Кракове, Бернардо­ни умер, успев возвести храм под купол - верх достраивали уже его ученики… Интересный и малоиз­вестный факт: купол Несвижского храма также возводил не Бернар­дони, а приглашенный из Италии архитектор Джузеппе Бризио…

Фото 5.

Внутреннее убранство храма вызывает не меньшее восхищение, чем внешний его вид: барочные черты находят здесь продолжение и даже усиление. После возведения храма началась работа над его внутренней отделкой. С левой сто­роны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и чер­ного мрамора. Над ним работали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов. Интереснейший факт: изначально этот алтарь должен был быть главным в том меньшем храме, который разобрали. А затем был размещен сбоку в новом костеле.

В середине XVII века, во время польско-шведской войны, инте­рьеры храма сильно пострадали, чудом сохранились только камен­ные алтари и надгробья. Всю вто­рую половину XVII века храм про­стоял просто побеленный, причем как снаружи, так и внутри. Масш­табные работы начались в первой половине XVIII века: были сняты перекрытия из боковых нефов, за счет чего визуальный объем косте­ла значительно увеличился; тогда же, в середине XVIII века, были соз­даны фрески и главный алтарный образ «Последняя вечеря». На гра­вюре Гирша Лейбовича 1747 года всего этого еще нет.

Фото 6.

Надо сказать, что библейские сюжеты выполнены настолько воз­вышенно и утонченно, что создают импрессию трепета и торжества. Здесь хочется молчать или же мо­литься. Внутреннее убранство хра­ма уже само по себе великолепное явление. Стоит заметить, что если внешний вид храма остается не­изменным вот уже 420 лет, то внутри каждый из князей мог осторожно привнести что-то свое, либо это делали непосредственно сами благодарные прихожане.

Восхищение вызывают колон­ны и арки под самым куполом хра­ма. Особенно когда понимаешь или, по крайней мере, догадыва­ешься, что они всего лишь нарисо­ваны на плоскости! Настолько объемно и правдоподобно это вы­полнено!.. В главном алтаре поме­щена икона «Последняя вечеря», напоминающая нам о последней вечере Христа, а именно во имя Божьего Тела и назван храм. Как мы помним, хлеб был переменен в Божье Тело, а вино - в Кровь. Этот вечный сюжет создает великолеп­ный акцент храма, концентрируя вокруг себя все иные сюжеты-при­ложения. Кстати, создан этот об­раз, как и церковные фрески, в 1752 году Ксаверием Домиником Геским и его сыном Юзефом Ксавери­ем - придворными художниками Радзивиллов.

Фото 7.

В боковых алтарях заняли свои места иконы «Святой Игна­тий» и «Святой Франциск Ксаве­рий». Краски всех фресок обнов­лялись в самом начале XX века, над этим работали краковские мастера Бруздович, Матейко и Страйновский. К тому времени, когда рабо­ты по отделке храма были законче­ны, его уже называли «чудом све­та» - за неверояное великолепие. Ректор Новогрудского иезуитского коллегиума в 1752 году писал: «Весь мир объедешь, а такой красоты не найдешь».

Фото 8.

Поскольку Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» был челове­ком не только гуманистических взглядов, но и человеком совре­менным, логичным было появле­ние после его смерти барельефа фундатору непосредственно в са­мом храме. Хотя такие «светские» вещи не приветствовались и пото­му не были широко распростра­нены. Надгробье Сиротки из песчаника изображает его во вре­мя молитвы, в плаще пилигрима, который был на нем во время всей пилигримки в Рим и Святую Зем­лю. За спиной Сиротки - изобра­жение рыцарских лат. И эпитафия, которую якобы составил перед смертью сам князь: «Перед лицом смерти никто не рыцарь…» (Кста­ти, гроб Сиротки в усыпальнице стоит ровно под этой надгробной плитой). Неподалеку - памятники умершим детям Сиротки: Миколаю (умер ребенком) и Криштофу Миколаю, который умер в 1607 году от чумы в Болонье. На эпитафии указано: «умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов».

Фото 9.

В XX веке в костеле появилось несколько мемориальных таблиц: в 1902 году поклонники творчества писателя Владислава Сырокомли (Людвига Кондратовича) в сороковую годовщину со дня его смерти посвятили ему памятную доску; Сырокомля, жизнь и творчество ко­торого тесно связано с Несвижем, венчался в этом храме в 1844 году. В 1930-х годах возникла памятная дос­ка Эдварду Войниловичу, боль­шому другу Радзивиллов, основа­телю Красного костела в Минске. В 2006 году прихожане создали слева от входа в храм (на внешней стене) памятную таблицу ксендзу Гжегожу Колосовскому (1909-1991), кото­рый служил в этом костеле с 1939 года как викарий, а в 1941-1991 годах как настоятель. Ксендз Колосовский спас костел от пожара во вре­мя войны и от разрушения в совет­ское время.

Вообще говоря, внутреннее убранство костела Божьего Тела мож­но смело назвать одним из выда­ющихся музеев художественной европейской традиции своего вре­мени.

Фото 10.

Фото 11.

Обратите внимание на роспись купола. Видите там ниши, в которых стоят скульптуры? А ведь их там нет. Это такая роспись. И кстати, вон тот заборчик наверху не огораживает какую либо дорожку там. Он стоит вплотную к стене купола. А ведь кажется, что там можно прогуляться.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Это бюст сына Сиротки, который умер в молодости от какой то болезни. Бюст заказывали в Италии.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Как мы уже узнали, семейная усыпальница Радзивиллов в крип­те костела Божьего Тела стала тре­тьей по величине семейной усы­пальницей в Европе. Первым, кто почил здесь, был сам Сиротка. Год его смерти запомнить легко - ве­ликий Радзивилл умер в один год с Шекспиром - в 1616-м. Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила относительно крипты: во-первых, там должны были быть похоронены исключи­тельно Радзивиллы; во-вторых, хо­ронить надлежало в простом одея­нии и без богатств - чтобы через ве­ка ни у кого не возникало соблазна разграбить гробы. Сиротка и вправду почил в своем плаще пи­лигрима - символе знакового пу­тешествия по Святой Земле. Гроб князя несли от замка к костелу ни­щие со всей округи. А вот второе правило нарушил… сам же Сирот­ка! Дело в том, что следующим человеком, почившим в крипте, стал… верный слуга Сиротки, со­провождавший его во всех путе­шествиях…

Фото 20.

С того времени в крипте нашло свое последнее пристанище боль­шинство представителей славного рода: сегодня в крипте стоит 72 гро­ба (один из которых, ритуальный, пуст). Урна с прахом 72-го Радзивилла - князя Антония, жившего в Лондоне, - была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответ­ствии с его завещанием. Однако све­дения о количестве гробов в разное время фиксировались абсолютно разные: в 1905 году комиссия насчи­тала 78 саркофагов: в польской мо­нографии 1937 года говорится о 102 гробах; в советское время саркофа­гов было якобы 90; еще раньше на­зывалось 120. Что произошло с остальными, и были ли они вообще - точных сведений нет. Согласно од­ной из версий, часть саркофагов ис­чезла во время войны.

Согласно другой, романтической, во время очередной угрозы усы­пальнице под ней был сооружен еще один этаж, где и была замурована часть гробов. И сегодня туристы, исследователи и историки, оказавшись в усыпальнице, все с одинаковым азартом топают ногами в надежде обнару­жить гулкую пустоту под полом, которую порой якобы даже ощущают…

Фото 21.

Следует сказать, что история нескольких гробов окутана легендами. Один из них называется «горбатым», поскольку его крышка не плоская, а треугольная. Согласно легенде, здесь почила юная Людвика Радзивилл. Ее отец, Богуслав Радзивилл, уже организовал бал, чтобы выдать дочь замуж за австрийского принца, однако она любила другого - конюшего, с которым договорилась бежать прямо с бала. Отец поймал конюшего и посадил в темницу, а Людвика, не зная этого, прибежала в условленное место прямо в бальном платье и легких туфельках. Не дождавшись любимого, она замерз­ла, скрючившись на пенечке - в таком виде княжну и похоронили. Впро­чем, когда саркофаг вскрыли, выяснилось, что там похоронена… 74-летняя княгиня Аделия Карницкая-Радзивилл.

А «горбатость» саркофага получи­ла абсолютно реальное объяснение: внутри деревянного саркофага нахо­дился цинковый гроб, к крышке которого мастер прикрутил… вазу с желез­ным сияющим пламенем. По одной из версий, именно из-за этого тело умершей не сохранилось - прикручивая вазу к цинковому гробу, мастер нарушил герметичность захоронения, и мумия рассыпалась буквально на глазах. В одно из обновлений крипты для саркофага был изготовлен еще один гроб, деревянный. А чтобы покрыть вазу, и была сконструирована крышка такой оригинальной формы. (Всё это стало известно из статьи московских ученых в белорусском журнале «Неман» № 7/1971).

Фото 22.

Другая легенда касается зага­дочного бочонка, находящегося подле одного из саркофагов. Леген­да повествует, что там были захоро­нены останки Радзивилла, которо­го задрал на охоте медведь. В дейст­вительности же история оказалась гораздо романтичней. На крышке гроба, возле которого стоит бочонок, можно прочесть: «Я не могу по­зволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили. Всем, кроме жизни, я обязан только тебе», а в бочонке в специальном растворе сохраняются внутренние органы княгини Радзивилл - тако­во было распоряжение мужа после ее смерти…

Возвращаясь к созданию Радзивилловской усыпальницы, сто­ит сказать о способе мумификации, применявшемся здесь в разные вре­мена. Это, как и многое другое, свя­занное с Радзивиллами, также оку­тано мифами и легендами. Со­гласно самой вероятной версии, ре­цепты мумификации Сиротка при­вез из Египта, из своего знакового двухлетнего путешествия. В знаме­нитой книге «Перегринация» князь Радзивилл довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что «различные зелья и масти так спекли тела, что те аж светятся, как смола затвердев… кос­ти тех тел целые и очень белые, ведь те масти ароматные и от счернения их защищают… намазанные три ты­сячи лет целые лежат». Покидая Каир, Радзивилл решает взять не­сколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных те­ла - мужчины и женщины. Но везти их целиком на корабле было нельзя - считалось, что мумия может при­нести судну гибель. Поэтому каж­дое тело разделили на трети и запа­ковали в отдельные ящики.

Фото 23.

Уже когда мумии были на ко­рабле, и судно ждало попутного вет­ра, поднялся шторм. Матросы ста­ли паниковать: все погибнем! Не вы­держав психологической атаки, Си­ротка приказал выбросить все ящи­ки в море. В результате князь не до­вез до Несвижа сами мумии, но привез идею бальзамирования.

За четыре века исследования в крипте проводились лишь дважды. Первый раз — в 1905 году, по инициативе самих Радзивиллов. Тогда все гробы, многие из которых к этому времени истлели, были помещены в новые, березовые. Каждый гроб был перевязан железной проволокой и опломбирован свинцовой пломбой с оттиском радзивилловского герба.

Второй раз этой идеей заинтересовались в 1953 году когда умер Сталин. Возник вопрос, как со­хранить тело вождя для потомков,- аналогично с трупом Ленина. Для этого в Несвиж направилась спе­циальная комиссия из Москвы, воз­главил которую профессор В. Ф. Черваков. Официальная версия приез­да комиссии была гениально закон­спирирована: якобы поступили жа­лобы и просьбы от местных жите­лей исследовать мумии и выяснить, безопасны ли они для здоровья местного населения…

В 1971 году, когда уже давно был развенчан культ Сталина, и о подобных вещах можно было осторожно говорить вслух, материалы экспедиции в Несвиж были опубликованы в прессе. Однако даже дата ее приезда была сознательно искажена: чтобы исследование не связывали со смертью тирана, дата была обозначена как 1951 год.

Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана — 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?

Фото 24.

Впрочем, об этой секретной экспедиции стоит рассказать подроб­нее. Прежде всего комиссия открыла самый старинный гроб - Миколая Криштофа Радзивилла «Сиротки». Ученые ожидали увидеть мумию в одежде пилигрима - как значилось в завещании. Однако картина от­крылась совершенно другая: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шел­ковая рубаха, на ногах - белые чулки машинного вязания. Под головой лежала холщовая подушечка, набитая несопрелым сеном, и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой была обозначена парижская фабричная марка. Все эти предметы относились явно ко времени работы первой комиссии в 1905 году. Таким образом выяснилось, что Сиротку переодели именно тогда!.. Советские ученые задумались: зачем?.. Разгадка ждала на дне гроба: много сухой моли и мелкие черные частички шерсти - знаменитый плащ пилигрима съела моль! Не пощадила она и мумию: как засвидетельствовали ученые, от нее остался скелет с остатками заскорузлой ткани…

Фото 25.

Вскрытые несколько других гробов позволили достаточно точно определить способ, каким радзивилловские врачи бальзамировали умерших. Следует заметить, что в то время по христианским канонам вскрытие покойников строго запрещалось, поэтому придворные лека­ри смазывали тело умершего «бальзамом» и смолистыми пахучими ве­ществами - не производя вскрытия и не извлекая внутренности. При этом мази наносились только на переднюю поверхность тела: ткани вы­сыхали, и верх тела сохранялся, создавая своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть ссыхалась и рассыпалась.

Позже, в XIX веке, метод бальзамирования изменился и стал более похож на консервацию: тело покойного без особой обработки просто запаивали в цинковом гробу, и оно продолжало разлагаться до опреде­ленного момента, пока газы не создавали предельного давления, при ко­тором процесс распада останавливался. Поэтому даже много лет*спустя через вмонтированное в крышку толстенное корабельное стекло мож­но было увидеть лицо покойника. Тогда же, в 1953 году, ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов - у них уже был печальный опыт, когда при вскрытии гроба с композитором Николаем Рубинштей­ном, привезенным из Парижа, тело рассыпалось буквально на глазах…

В результате комиссия пришла к выводу, что никакого сверхъ­естественного секрета не существует - врачи опирались на опыт и зна­ния, вполне доступные в то время.

Фото 26.

Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника — без особенной обработки — просто запаивали в герметические цинковые гробы.

Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.

В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.

Фото 27.

Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.

В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода женился на племяннице Джона Кеннеди, 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать — пишите.

Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».

Фото 28.

Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах — дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики — это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.

Фото 29.

Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.

По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой — в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.

Фото 30.

Мумии Радзивилов — не единственные в Беларуси

Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.

Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…

Фото 31.

Фото 32.

источники
http://www.ekskursii.by/?place=1229_Nesvizhskij_Farnyj_kostel
http://www.gazetaby.com/cont/art.php?sn_nid=11462
http://niasvizh-kasciol.by/ru/component/tags/tag/34

И еще про усыпальницы мира: вот например и почему . А вот что такое и что это за Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Второй раз гробы вскрывали в 1953 году, сразу после смерти Сталина (это точно помнят жители Несвижа. - Авт.). Чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, советские ученые под руководством профессора В.Ф.Червакова искали самые совершенные методы бальзамирования.

В надежде найти уникальный рецепт для мумифицирования ученые спускались в четырехсотлетнюю гробницу Радзивиллов. Точно вскрыли несколько гробов и бочонок с забальзамированным сердцем княгини Радзивилл. Но помогли ли несвижские секреты поддержать тело вождя всех народов?

Пане Каханку моль оставила без штанов

В Национальной библиотеке Беларуси мне удалось отыскать публикацию 1971 года, повествующую о результатах тех исследований. Любопытно, что даже дата вторжения в крипту была сознательно искажена. Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана - 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?

Первым комиссия из Москвы открыла самый древний гроб - Николая Кшиштофа Радзивилла Сиротки. Ученые ожидали увидеть мумию в плаще пилигрима - так завещал сам князь. Вместо этого открылась иная картина: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шелковая рубаха, на ногах - белые чулки машинной вязки. Под головой лежала холстинная подушечка, набитая неистлевшим сеном, а под ней… скомканный медицинский халат и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой значилась парижская фабричная марка.

Все эти предметы относились явно к 1905 году. Комиссия переодела Сиротку!.. Советские ученые задались вопросом зачем.

Ответ был найден быстро. На дне гроба лежало много сухой моли и мелкие черные шерстинки. Знаменитый плащ пилигрима уничтожила моль!.. Не пощадила она и мумию: по свидетельству ученых, от нее остался скелет с остатками высохших тканей.

Рецепт Радзивиллов не был уникальным

Вскрытие нескольких других гробов позволило достаточно точно установить способ, которым радзивилловские врачи бальзамировали умерших хозяев. В то время по христианским канонам вскрытие покойника было строго запрещено. Поэтому придворные лекари смазывали тело умершего «бальсанами» (бальзамами) и смолистыми пахучими веществами, не производя вскрытие, не удаляя внутренние органы.

При этом мази наносились только на переднюю поверхность. Ткани высыхали, и верх тела сохранялся, образуя своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть высыхала и распадалась.

Так отыскала ли комиссия то, что хотела - секрет бальзамирования белорусских магнатов?.. Ответить сложно. Выводы показали, что никакого особенного секрета и не было - врачи просто опирались на знания и опыт, доступные в те времена.

Герметичные саркофаги вскрывать не решились

Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника - без особенной обработки - просто запаивали в герметические цинковые гробы.

Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.

В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.

Где Радзивиллы взяли рецепт мумификации?

Самая вероятная версия - в Египте. В 1583 году Николай Кшиштоф Радзивилл Сиротка совершил путешествие в Италию, Иерусалим и Египет.

В своей знаменитой книге «Перегринации» Сиротка довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что “розныя зеллі і масці так спеклі целы, што тыя ажно свецяцца, як смала зацвярдзеўшы…косці тых целаў цэлыя і надта белыя, бо тыя масці пахучыя і ад счарнення іх бароняць…” «…намазаныя тры тысячы гадоў цэлыя ляжаць».

Покидая Каир, Радзивилл решает взять несколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных тела - мужчины и женщины. Но везти их целиком было нельзя: считалось, что мумия на корабле может принести этому судну гибель. Поэтому каждое тело поделили на три части, каждую из которых упаковали в отдельный ящик.

Уже когда мумии были погружены на корабль и судно ждало попутного ветра, поднялась страшная буря. Моряки стали паниковать: мол, все погибнем. Не выдержав психологической атаки, Сиротка приказывает выбросить все ящики в море.

Сиротка не довез до Несвижа мумии, но привез саму идею бальзамирования.

Разрешение на создание усыпальницы давал лично Папа Римский

Несвижский костел Божиего Тела в этом году будет отмечать 415-летие. Строил костел гениальный итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони.

Чтобы основать усыпальницу, Сиротка ездил просить разрешения у Папы Римского. Папа благословение дал. Таким образом, в Несвиже возникла третья в Европе семейная гробница после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.

Основывая семейную усыпальницу, Сиротка установил два правила. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (надо сказать, что Сиротка сам же и нарушил его - к его ногам позднее лег верный слуга). Второе: все умершие погребаются в простой одежде, без украшений. Благодаря этому мудрому закону, про который знали все, на протяжении веков усыпальница не подверглась разграблению - вскрывать гробы ради мумий искателям кладов не было резона.

Первым Радзивиллом, погребенным в крипте, стал сам Сиротка; произошло это 28 февраля 1616 года.

Усыпальницу спасали Кеннеди и Муссолини

Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.

В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода , 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать - пишите.

Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».

Легенды о крипте

Пожалуй, самый легендарный гроб в усыпальнице - горбатый (крышка с «горбом»). По легенде, здесь похоронена юная княжна, которая замерзла, ожидая в парке своего возлюбленного. Ее окоченевшее тело не смогли положить в гроб.

Вскрытие показало, что в гробу еще один, где покоилась 74-летняя княгиня Карницкая-Радзивилл. А на крышке была приделана изящная ваза - для этого внешний гроб и пришлось изготовить с «горбом».

Кстати, именно из-за этой вазы тело покойной не сохранилось: нарушилась герметичность гроба, и покойница просто «рассыпалась».

Возле одного из саркофагов стоит железный бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что все, что от него осталось, сложили в такую емкость.

Но и эта легенда тоже была развенчана. В бочонке, в специальном растворе, оказались сердце, легкие, печень и почки. В 19 веке уже делали вскрытие. Один из Радзивиллов запретил удалять внутренние органы своей жены: «Я не могу позволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили». На гробу любимой он выковал эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».

Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах - дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики - это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.

Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.

По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой - в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.

Мумии Радзивилов - не единственные в Беларуси

Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.

Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы