Морфология - Русский язык - Работы - Дистрибут.NET. Способы и средства выражения грамматических значений

Главная / Начальная школа

Русский язык принадлежит к числу языков с богатой системой формообразования. Главным средством выражения грамматических значений в русских словах является аффиксация. Используются различные формообразующие аффиксы: флексии имен и глаголов, формообразующие приставки и суффиксы.

Так, грамматическое значение единственного числа в существительном сила выражается флексией -а, грамматическое значение множественного числа силы передается флексией -ы. Эти же флексии выражают грамматическое значение именительного падежа. Показателем грамматического значения 1-го лица глагола служит флексия -у/-ю: приведу, двигаю. Грамматические значения 2-го и 3-го лица соответственно выражаются флексиями -ешь и -ет: приведешь, приведет; двигаешь, двигает. Эти же флексии используются для выражения грамматического значения единственного числа.

Грамматическое значение слова может быть выражено нулевым окончанием, как в словах потолок, соловей, фильм и т. п. Такое отсутствие материально выраженного окончания на фоне других падежных форм этих же слов (потолка, соловья, фильма; потолку, соловью, фильму и т. д.) воспринимается как значимое отсутствие окончания. Оно служит выражением не только грамматических значений мужского рода, единственного числа, но и грамматического значения именительного падежа.

Грамматическое значение прошедшего времени выражает в русском языке формообразующий суффикс -л: двигал, двигала, двигало (грамматическое значение единственного числа обозначено в этих формах флексиями). Флексии используются и для выражения грамматического значения рода. Так, значение мужского рода передается нулевой флексией, грамматическое значение женского рода — флексией -а, среднего рода — флексией -о: стучал-0, стучал-а, стучал-о.

Одинаковые грамматические значения могут получать разное выражение. Например, грамматическое значение совершенного вида выражается с помощью не только разных приставок: расти — вырасти, мерзнуть — замерзнуть, писать — написать, делать —сделать, но и суффиксов: решать — решить, толкать — толкнуть.

Для выражения грамматических значений может быть использовано чередование звуков в корне, которое не обусловлено их фонетической позицией. В русском языке такое чередование используется редко, а сам способ выражения грамматических значений выступает как сопутствующий аффиксации. При выражении грамматического значения несовершенного вида происходит не только чередование звуков в корне, но и замена формообразующего суффикса: выкормить — выкармливать, подскочить — подскакивать.

Одним из способов выражения грамматических значений является ударение. Ударение как способ формообразования в русском языке используется нечасто, например при выражении грамматических значений совершенного, несовершенного вида в глаголах: наре зать — нареза ть, ссы пать — ссыпа ть. Ударение часто вместе с внутренней флексией используется для выражения грамматических значений падежа и числа; ср.: бе рега, ки теля, земли , весны род. п. ед. ч.; берега , кителя , зе мли, вё сны — им. п. мн. ч.

В ряде случаев для выражения грамматических значений приходится употреблять формы слов, образованные от других корней. Подобное выражение грамматических значений называется супплетивизмом (от фр. suppletif добавочный), а сами формы — супплетивными. В русском языке супплетивный способ выражения грамматических значений непродуктивен. С помощью супплетивных корней выражаются грамматические значения косвенных падежей личных местоимений 1, 2 и 3-го лица: я, но меня, мне, мною, обо мне; он , ноего, ему, им, о нем; мы, но нас, нам, нас, нами, о нас; они, но их, им, их, ими, о них. Супплетивные корни используются при выражении грамматического значения множественного числа существительных ребенок, — дети, человек — люди, а также значения совершенного вида: брать—взять, говорить—сказать, искать— найти, класть — положить, ловить поймать и др.

Русский язык принадлежит к языкам синтетического строя. Поэтому для выявления грамматических значений, способы которых были рассмотрены, он использует преимущественно синтетический тип выражения, когда лексическое и грамматическое значения выражаются формой одного и того же слова. Так, в словах озёра, переходы, руки, темы лексическое значение выражено основами озер-, переход-, рук-, тем-, а грамматическое значение множественного числа именительного падежа — флексиями -а, -ы/-и. В глаголах идем, несем, пишем лексическое значение выражается основами ид-, нес-, пиш-, а грамматическое значение 1-го лица множественного числа обозначено окончанием -ом/-ем.

В языках аналитического строя (английский, романские языки) преобладает аналитический тип выражения грамматических значений, когда лексическое и грамматическое значения получают раздельное выражение, лексическое значение выражается словом, а функции выражения грамматических значений берут на себя вспомогательные языковые средства: вспомогательные глаголы, предлоги, частицы. В русском языке аналитически выражается грамматическое значение будущего времени глаголов несовершенного вида, — лексическое значение глагола выражается формой инфинитива, а функции выражения значений лица и числа выполняет глагол быть в форме будущего времени: буду требовать, будешь надеяться, будет заключать.

Смешанный тип выражения грамматических значений объединяет признаки синтетического и аналитического типов. Например, грамматическое значение предложного падежа выражается и синтетически — падежной флексией, и аналитически — предлогом: в сейфе, на машине, о трудностях.

Для слов, у которых отсутствуют формы изменения, показателем грамматического значения может быть синтаксическая связь: конферансье ведет программу, не было конферансье, поручить конферансье, пригласить конферансье. Выразителями грамматического значения несклоняемого существительного могут стать грамматические показатели (окончания) другого слова (или других слов), с которым оно сочетается. Например: В Киевском зоопарке появился новый шимпанзе (им. п.); Вскоре в зоопарк привезли еще одного шимпанзе (вин. п.) — грамматическое значение винительного падежа обусловлено глаголом привезли (кого? ч т о?). Окончание -ый прилагательного новый и нулевое окончание глагола появил-0-ся служат показателями грамматических значений существительного шимпанзе: мужского рода, единственного числа, именительного падежа; окончание -ого числительного одного выражает грамматическое значение одушевленности (ср.: привезли шоколадное ассорти) и грамматические значения мужского рода, единственного числа.

Русский язык отличается от других языков относительно свободным порядком слов. Но в ряде случаев порядок слов становится единственным средством различения грамматического значения, — например, в том случае, когда формы именительного и винительного падежей не различаются:Весло задело платье; Мать любит дочь. Значение именительного падежа в подобных конструкциях создается постановкой существительного на первое место. Изменение порядка слов ведет к изменению смысла предложения и грамматического значения существительного: Платье (им. п.) задело весло.

В отдельных случаях одним из средств выражения грамматических значений становится интонация. Глагол в форме инфинитива, произнесенный с обычной нейтральной интонацией, не получает добавочных грамматических значений. В условиях односоставного предложения, будучи произнесен с интонацией повеления, приказа, побуждения к действию, он получает значение категорического приказа, т. е. выступает в необычной для него роли повелительного наклонения: Встать!; Тростей, зонтов и чемоданов не ставить!

Выразителями грамматических значений являются служебные слова — предлоги, союзы, частицы. В русском языке предлоги выражают разные грамматические значения падежа: папка бумаг — папка для бумаг, ехать с горы — ехать от горы.

Понятие о частях речи

В морфологии все слова делятся на разряды, которые выступают под общим названием частей речи. Части речи — это структурно-семантические, или лексико-грамматические, разряды слов, разграничиваемые по выражаемым ими значениям, по свойственным им морфологическим признакам и грамматическим категориям, по типам формообразования и словообразования, по их синтаксическим функциям в составе предложений. В основу деления частей речи кладется три принципа: семантический, морфологический и синтаксический.

Семантический принцип учитывает, что части речи — это слова (а не отдельные их формы), которые имеют определенное лексико-грамматическое (категориальное) значение. В соответствии с этим принципом в разряд существительных объединяются слова с обобщенным значением предметности, в разряд прилагательных — слова с лексико-грамматическим значением признака и т. д.


Грамматическое значение — часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения.

В языке есть два типа значений лингвистических единиц: лек-сическое и грамматическое. Лексическое значение слова — предмет лексики, а грамматическое значение — предмет грамматики. Лекси-ческое значение является конкретным, предметным значением слова. Несколько упрощая, можно сказать, что это — отражение фрагмента окружающего мира в слове (см. Лексическое значение слова).

Отличие лексического значения от грамматического состоит в большей степени абстрактности последнего, в его обязательном и ре-гулярном, достаточно стандартном формальном выражении в языке. Грамматическое значение более абстрактно: оно не называет пред-меты, признаки, действия и т.п., а классифицирует слова, объединяет их в группы по определенным признакам, связывает слова в синтак-сических конструкциях. Грамматическая абстракция — это отвлече-ние от конкретного значения, вычленение грамматических признаков и отношений, характеризующих целый класс слов. Каждая часть речи характеризуется специфическим набором грамматических значений. Например, у имени существительного есть значение рода, числа и па-дежа, у глагола — значение времени, наклонения и т.д.

Грамматические значения являются обязательными в языке: это значит, что они выражаются в слове или предложении непременно, независимо от желания говорящего. Например, сообщая о каком-либо событии, говорящий по-русски обязательно должен отметить, проис-ходит ли событие сейчас, произошло оно раньше или оно только может произойти в будущем, т. е. указать на время глагола. Имя существи-тельное обязательно относится к мужскому, женскому или среднему роду, имеет форму числа и падежа и т.п.

Грамматическое значение всегда формально выражается в со-ставе слова или предложения. Способы выражения грамматического значения могут быть различными.

  1. В русском языке грамматические значения чаще всего выража-ются при помощи окончания (флексии): кот — коты (число), кота — котом (падеж), иду — идешь (лицо) и т.п.
  2. Иногда грамматическое значение может выражаться при помощи чередования звуков: называть — назвать (категория вида), бежите — бегите (категория наклонения).
  3. Грамматические значения могут выражаться также при помощи ударения: разрезать — разрезать (значение вида).
  4. Грамматические значения могут выражаться объединением в одну парадигму форм от разных основ: человек — люди (категория числа), я — меня (категория падежа).
  5. Грамматическое значение может выражаться при помощи по-втора слова: добрый-добрый (превосходная степень прилагательного).
  6. Грамматическое значение может быть выражено служебными словами: я буду читать (значение будущего времени), я читал бы (зна-чение сослагательного наклонения).
  7. Грамматическое значение может выражаться при помощи порядка слов в предложении: мать любит дочь, стул царапает стол (субъектно-объектные отношения оформляются подлежащим и дополнением).
  8. Грамматическое значение может выражаться при помощи инто-нации: Он пришел. Он пришел? Материал с сайта

Грамматическое значение имеет стандартные и регулярные сред-ства выражения, то есть в большинстве случаев однородные грамма-тические значения выражаются одинаковыми (стандартными) мор-фемами. Так, например, творительный падеж существительных 1-ого склонения представлен окончанием -ой (-ей): девочкой, птицей, папой, юношей и т.п., а творительный падеж существительных 2-ого склоне-ния — окончанием -ом (-ем): мальчиком, молотком, полем и т.п. Грам-матическое значение выражается, как правило, регулярно, т. е. образует парадигмы — образцы словоизменения, в которые можно подставить любое слово той же грамматической характеристики и получить пра-вильную форму (см. Парадигма). Поэтому грамматическая система легко структурируется и может быть представлена в виде таблиц (на-пример, таблиц склонения существительных или спряжения глаголов).

Как категория с формальной доминантой категория рода имени существительного сложилась для выполнения структурной функции - для связи, с одной стороны, прилагательных с существительным, с другой стороны, существительного с глаголами и другими существительными. Представлена эта категория формами согласования прилагательного с существительным и типом склонения, сложившимся в соответствии с родом существительного.

В формах наклонения выражается оценка действия с точки зрения реальности действия (читал- читал бы - читай ), в формах времени - отношение действия к моменту речи (читал - прочитал- читает- прочитает, будет читать ), в форме лица - отношение к говорящему как к исполнителю действия (читаю- читаешь- читает ), в формах вида - характер протекания действия во времени (записать- записывать ), в формах залога - расположение действия относительно его субъекта и объекта (потерял- был потерян: Дети потеряли телеграмму в снегу. - Телеграмма была потеряна детьми в снегу ).

Термин «грамматическая категория» используется и в другом, более широком значении - в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками. В таком смысле мы говорим о катего­рии существительного и т.д. Однако при этом добавляется уточняющее прилагательное лексический, т.е. речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.

Понятие о грамматическом (морфологическом) значении

Та или иная грамматическая категория (категория рода, категория числа, категория падежа и т.д.) в каждом конкретном слове имеет определенное содержание. Так, например, категория рода, свойственная именам существительным, в слове книга обнаруживается тем, что это существительное является существительным женского рода; или категория вида, например, в глаголе рисовать имеет определенное содержание - это глагол несовершенного вида. Подобные значения слов называются грамматическими значениями . Следовательно, каждое слово может обладать рядом грамматических значений, например, в глаголе бежал заключены следующие грамматические значения: значение прошедшего времени, значение единственного числа, значение мужского рода, значение несовершенного вида.

Однако нагляднее показать грамматическое значение в предложении, составленном из придуманных слов, так как в этом случае «легче» отделить лексическое значение от привычного грамматического, представленного в каждом слове известными формами обычным способом: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. (Л.В. Щерба)

Несмотря на фиктивный лексический состав, это предложение понятно любому носителю русского языка в той мере, в какой в нем сохранены грамматические значения слов, свойственные русскому языку, благодаря представленной в каждом слове форме выражения этого значения. Понятны значения отношения - значение зависимости/независимости между словами.

Грамматическое значение распознаётся через отношения между словами. Разъясняя абстрактный характер грамматического значения в отличие от лексического, А.И.Смирницкий проводил аналогию различий арифметических и алгебраических выражений: если лексическое обобщение носит «примерно такой характер, как обобщение чисел 2, 4, 6, 8, 10 в качестве четных, а чисел 7, 14, 21, 28, 35 как чисел, делящихся на 7», то грамматическое похоже на «алгебраическое А и X , не будучи никаким конкретным числом, они все же представляют собой число, а не что-либо иное».

Грамматические значения неодинаковы. В морфологии различают по крайней мере два типа грамматической семантики. К первому типу относится категориальное частеречное значение, второй тип объединяет значения, выражаемые морфологическими формами слов.

Принципиальное различие между типами состоит в том, что частеречная семантика, опираясь на грамматические средства в своем выражении, тесно связана с лексическими значениями слов и не предполагает в обязательном порядке словоизменения. Так, категориальное значение существительных имеют несклоняемые слова типа пальто, метро. такси и т. д. Чтобы быть существительным достаточно называть предмет и иметь субстантивные синтаксические признаки (выражать подлежащее и дополнение, иметь при себе согласованное определение). Точно так же категориальную семантику прилагательных имеют несклоняемые признаковые слова: мини, макси, бордо и т. п. Частеречную семантику имеют наречия, несмотря на то, что у большинства из них вообще нет форм словоизменения. Одинаковые категориальные частеречные значения обнаруживаются в языках с разным грамматическим строем.

Что же касается семантики второго типа, то она создается формообразованием. Грамматические значения, выражаемые изменяемыми формами слов, характеризуют языки индивидуально и дифференцированно. Только такие значения, как правило, и называют морфологическими грамматическими значениями или просто грамматическими значениями изменяемых слов.

Специфика грамматических (морфологических) значений объясняется особенностями морфем (прежде всего флексии), которыми они выражаются. Этих особенностей две (поэтому и в грамматическом значении в последнее время чаще всего выделяют два отличительных признака).

Во-первых, эти морфемы обслуживают обязательное формообразование. В результате значения, выражаемые ими, становятся обязательными для целых разрядов и классов слов. Так, каждая словоформа изменяемого существительного имеет окончание, и это окончание обязательно выражает число и падеж; каждый глагол в русском языке изменяется по временам, и в объеме этого изменения в глаголе должно быть выражено временное значение, глагольная форма, соответствующая простому сказуемому, обязательно дает представление о грамматическом лице и грамматическом наклонении.

Важно обратить внимание на то, что обязательное выражение грамматического значения не всегда допускает выбор со стороны говорящего, т. е. предельно формализовано. Носитель языка просто обязан знать, что в данной языковой ситуации употребляется та или иная форма слова. Так, надо сказать завидовать врагу и ненавидеть врага и ни в коем случае не наоборот. Если прилагательное присоединяется к существительному карандаш, то оно должно быть в форме типа красный (а не красная, красное), если инфинитив присоединяется к фазисному глаголу, он не может относиться к совершенному виду, если существительное вводится в предложение предлогом к, оно употребляется только в дательном падеже и т. д. Таким образом, синтаксис способствует автоматическому выбору морфологической формы и, следовательно, такой же реализации грамматического значения. Синтаксические средства языка подключены к выражению значений морфологических форм.

Вторая особенность формообразующих морфем была отмечена Г. О. Винокуром при характеристике окончаний. Г. О. Винокур обратил внимание на то, что окончания не могут быть изолированными, т. е. одиночными, морфемами, они существуют только в парадигмах.

В связи с этой особенностью грамматическое значение не может быть выделено в одной словоформе, оно объединяет минимум две словоформы. Эту особенность грамматического значения А. А. Зализняк назвал регулярностью.

Грамматические значения одинаковы для целого ряда слов. Так, например, значения женского рода, единственного числа, именительного падежа объединяют слова страна, матрица, ночь, комната, мысль, молодость. Как видно, перечисленные слова не имеют ничего общего в своих лексических значениях, абсолютно совпадая в грамматических. Люби, учи, гуляй, стреляй - объединены значе­ниями единственного числа повелительного наклонения.

Одни грамматические значения включены в номинативный аспект высказывания (род, число существительных). Это так называемые отражательные (номинативные) значения. Они используются для обозначения объективных свойств предметов и признаков, введенных в высказывание.

Другие грамматические значения имеют отношение к выражению актуализационных смыслов, т. е. ориентации высказывания на речевую ситуацию, его временной характеристики, связи с субъектом речи. Таковы грамматические значения спрягаемых форм глагола.

Третьи грамматические значения отражают интерпретационно-оценочное участие говорящего в речевой коммуникации. Интерпретационное значение связано с возможностью при помощи морфологических форм об одном и том же сказать по-разному. Интерпретационное значение обычно выделяют в залоге и виде глагола. Выбор залоговой формы связан с тем, какой семантический компонент предложения, субъект или объект, помещается в центр информации: брат написал письмо (сообщение о брате), письмо написано братом (сообщение о письме). При помощи вида одно и то же действие изображается с разных сторон. Из предложения Маша ела кашу мы узнаем, чем была занята Маша в какое-то время, а в предложении Маша съела кашу сообщается о том, что Маша кашу ела, и каши больше нет.

Интерпретационное значение в морфологических формах представлено шире, чем об этом принято говорить в описательных грамматиках русского языка. Так, оно есть в глагольном наклонении, поскольку по-средством форм наклонения одна и та же ситуация обозначается как реальный, возможный или желательный факт. Интерпретационный компонент есть в краткой форме прилагательных, которая в современном языке является знаком того, что прилагательное не входит в наименование предмета.

Многие грамматические значения неэлементарны и обращены к разным сторонам высказывания. Например, вид является одновременно и номинативным, и интерпретационным значением, лицо - номинативным и актуализационным, наклонение - номинативным, актуализационным и интерпретационным, падеж - номинативным и интерпретационным.

Отличительной особенностью морфологического строя русского языка является то, что разные части речи имеют одноименные грамматические значения. Так, род и число имеют существительные, прилагательные, глагол; падеж есть у существительных, прилагательных, числительных и местоимений. В результате одно и то же грамматическое значение может быть одновременно выражено несколько раз, например, в синтагме новая шуба упала единственное число и женский род обозначены трижды: окончанием прилагательного, существительного и глагола. Русскому языку свойственна избыточность в выражении грамматической семантики.

Одно грамматическое значение обязательно предполагает наличие другого (или других). Так, значение единственного числа предполагает существование множественного (противопоставлено ему); река - реки, рука - руки; значение совершенного вида противопоставлен о значению несовершенного вида: писал - написал, учил - выучил; значение именительного падежа противопоставлено всем остальным (косвенным) падежам. Реальное (по А.А. Шахматову), т.е. лексическое, значение слова связывает слово непосредственно с внешним миром, значение грамматическое связывает его прежде всего с другими словами. ГЗ выражают отношение говорящего к высказываемой им мысли или внутриязыковые связи и взаимоотношения слов.

Следовательно, можно сделать вывод, что грамматическое значение есть абстрактное значение, отвлеченное от лексического содержания слова и присущее целому классу слов.

Кроме того, лексическое значение выражено основой слова, а грамматическое - особыми формальными показателями.

Но ГЗ не изолированы от лексических. Они как бы «наслаиваются», опираются на них.

Взаимодействие лексических и грамматических значений в слове

Грамматические значения - это типовые значения. Они обладают интегрирующим свойством, характеризуют классы и разряды слов, и многие из них присущи частям речи в целом.

Определяя грамматическое значение, А. А. Шахматов писал: «Реальное значение слова зависит от соответствия его как словесного знака тому или иному явлению внешнего мира; грамматическое значение слова - это то его значение, какое оно имеет в отношении к другим словам. Реальное значение связывает слово непосредственно с внешним явлением, грамматическое значение связывает его прежде всего с другие ми словами, со значением других слов».

Грамматические значения нередко называют дополнительными к лексическим значениям слов. А. И. Смирницкий хорошо показал, что делать этого не следует. Лексические и грамматические значения представляют собой два разных типа языковой семантики. Лексическое значение выражается основой словоформы, грамматическое - ее формальным показателем.

Грамматические значения образуют семантическую базу морфологического строя русского языка. Они являются основой типологического объединения и дифференциации словоформ внутри частей речи и вообще того упорядочения языковых единиц, на котором зиждется грамматический строй русского языка.

Грамматические значения участвуют в формировании высказывания, они связаны с разными сторонами высказывания, и в этом плане они неодинаковы.

Как лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом, так и ЛЗ и ГЗ в слове находятся во взаимодействии. Это проявляется, например, в том, что с изменением лексического значения в слове меняются и его грамматические значения и формы. Так, в словосочетании звонкий голос прилагательное звонкий качественное. Оно имеет формы степеней сравнения (звонкий, звонче, самый звонкий). То же прилагательное в словосочетании звонкий согласный, потерявшее значение качественности и ставшее относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса), утратило и формы степеней сравнения, т.е. лишилось ряда ГЗ и форм.

Другой пример. Видовые значения глаголов, т.е. ГЗ, могут прямо зависеть от их лексических значений. Так, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Мальчик поднял кольцо, во весь дух пус тился бежать (П.). Иное лексическое значение («совершать побег», « спасаться бегством», «быстро отступать») влечет за собой и другое грамматическое значение - значение совершенного вида: Мальчики собирал ись бежать куда-то в Америку добывать золото (Ч.).

Средства и способы выражения грамматических значений слова

Грамматические значения выражаются определенными языковыми средствами. Например: значение 1-го лица единственного числа в глаголе пишу выражается при помощи окончания -у, а общее значение творительного падежа в слове лесом выражается при помощи окончания -ом. Вот это выражение грамматических значений внешними языковыми средствами называется грамматической формой .

Следовательно, формы слова - это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга грамматическими значениями. Вне грамматической формы не существует ни одного ГЗ.

Прежде чем говорить о способах выражения грамматических значений в русском языке, нужно рассказать о средствах выражения грамматических значений.

Грамматические значения выражаются при помощи различных средств (грамматических показателей):

1) окончаний; 2) формообразующих суффиксов и префиксов; 3) ударения; 4) чередования звуков; 5)предлогов; 6)интонации; 7)вспомогательных слов.

С помощью окончания выражаются значения рода, числа и падежа существительных:дерево -у,-ом, -е; дерев-о; стол-; доск-а; пашня - пашни; глаз - глаза; прилагательных: зеленое дерево, зеленому дереву, зеленым деревом; красивый, -ая, -ое, -ые; причастий:летящая птица, летящую птицу, летящей птицей, летящими птицами; местоимений:наша страна, нашу страну; значение падежа числительных: два, двух, двум, двумя.

Значение лица, числа и рода у глагола: люблю, лю бишь, любят, любил, любила, любили бы.

С помощью словообразующих и формообразующих аффиксов образуются форма прошедшего времени глагола: рисова -л; форма несовершенного вида глаголов:срисовать - срис-овы-ватъ, уз нать - узн-ава-тъ; совершенного вида глаголов: стро ить - по-строить, читать - про-читать; формы сравнительнойи превосходной степени прилагательных: крас ный - красн-ее, важный - важн-ейш-ий. Формы залога: учить - учитъ-ся, стричь - стричь-ся. Формы превосходной степени прилагательных - наи-важнейший.

С помощью ударения образуются формы видов: насы пать - насыпать, разрезать - разрезать; различаются имена существительные именительного падежа множественного числа и существительные родительного падежа единств. числа: (нет) марки и (что?) марки (мн. ч.); (нет) лошади и (мн. ч.) лошади .

Грамматические значения различаются также с помо щью чередования звуков. Они различают вид глагола: ос настить - оснащать, охладить - охлаждать.

Предлоги используются для выражения грамматического значения падежа у существительных, числительных и местоимений: у стола, над столом, о столе, через стол.

Интонация помогает отличить повелительное наклонение глагола (императив) от инфинитива: Встать! Молчать!

Вспомогательные слова образуют формы повелительного наклонения: Пусть всегда будет солнце! Формы будущего сложного - буду искать; сослагательное наклонение - взглянул бы.

Формообразующие аффиксы могут быть выразителями сразу нескольких грамматических значений, например: в глаголе идут окончание -ут выражает и лицо, и число, и наклонение.

Следует особо заметить, что формальные грамматические средства бывают двух типов: парадигматические и синтагматические. Морфологическая (словоизменительная) парадигма слова - это совокупность всех грамматических разновидностей (словоформ) данного слова. Способность слова образовывать парадигму называется словоизменением. У некоторых слов словоизменение отсутствует: они всегда выступают в одном и том же виде (таковы, например, служебные слова у, но, лишь ). У подобных слов нулевая парадигма. Но у большинства слов русского языка парадигма не нулевая. Так, морфологическая словоизменительная парадигма слова школа образуется словоформами: школа, школы, школе, шко­ лу, школой, (о) школе; школы, школ, школам, школами, (о) школах.

Флективные аффиксы всех указанных выше типов и вспомогательные слова относятся к парадигматическим средствам выражения грамматического значения слова (поскольку они участвуют в образовании словоизменительной парадигмы слова). Кроме основных парадигматических средств, в некоторых словах имеются и дополнительные, нередко сопутствующие основным средствам выражения грамматического значения:

1) чередования (или альтернации) фонем в основе (бегу -бежать; сон - сна («беглая» гласная);

2) наращение, усечение или чередование основообразовательных суффиксов в основе [брат - братья (брат-]-а); крестьянин - крестьяне; давать - даю; танцевать - танцую (танц-у]-у)];

3) супплетивизм - чередование корней (иду -шёл; чело век - люди);

4) изменение места ударения (дерево -деревья; была -были).

Грамматические значения слов выражаются не только па радигматически , но и синтагматически, т.е. в словосочетании. Например, в словосочетаниях новая книга, новые книги значение числа выражено не только окончаниями существительного, но также и окончаниями согласующегося с ним прилагательного. Здесь парадигматические и синтагматические средства выражения грамматических значений дополняют одно другое. А в тех случаях, когда парадигматические средства выражения грамматического значения отсутствуют, единственным формальным средством обнаружения данного значения становится грамматическая синтагматика (сочетаемость) слова. Например, если существительное не имеет внешне различающихся окончаний, т. е. является «несклоняемым» (типа пальто, ТЭЦ), грамматическое значение числа может быть выражено лишь «за пределами» самого существительного, в согласующихся формах прилагательного (новое/новые пальто; мощная/мощные ТЭЦ). Эти примеры показывают, что морфология как грамматическое учение о слове, реально функционирующем в речи, должна учитывать все средства выражения грамматических значений слова, как парадигматические, так и синтагматические.

Окончание (=флексия) – служебная морфема, образующая грамматические формы и выражающая грамматическое значение слов. Ех: белая береза, белой березой, два – двое, раскрывшийся цветок – раскрывшегося цветка.

Наречие, деепричастие, слова категории состояния, модальные слова, служебные слова, междометия, звукоподражания окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми.

Как правило, окончания находятся в конце слова, но довольно часто они могут находиться и в середине слова, ех: о чем -то, чего -нибудь, моем ся, четыре ста – четырем стам .

При помощи окончания выражается отношение данного слова к другим словам, устанавливаются синтаксические связи слов составе словосочетания и предложения. В этом случае окончания выполняют чисто грамматическую функцию. Окончания могут выступать и как синкретичные морфемы, т.е. совмещать формообразующие и словообразующие функции. Ех: раба – р.п. м.р., раба – и.п. ж.р., кум-кума, супруг-супруга: ГЗ жен рода – формообразующая функция, обозначение лица жен пола – словообразовательная функция; учитель-учительская (прил + комната), суточные, скорый.

В русском языке окончания бывают

    материально выраженные. Существуют в виде фонем и фонемных сочетаний. Однофонемные окончания обычно представлены гласным звуком, ех: отца, река. Встречаются и однофонемные окончания на согласный, ех: дам, дашь. Двухфонемные: даешь, трехфонемные: белыми.

    нулевые. Образуют только слова, имеющие материально выраженное окончание, т.е. слова, образующие грамматические формы с помощью целой системы окончаний. Ех: роза – розы – розами - розах – роз. Эта форма не имеет специального материального показателя для выражения грамматического значения, это значение отсутствия окончания. Ех: окна – окон, дела – дел. Слова шоссе, пальто, депо, такси не имеют нулевого окончания. В русском языке при помощи нулевого окончания выражается значение числа и падежа. Значение муж рода ед числа, ех: дом высок и светел, я пришел, я пришел бы, пять_десят.

Окончания используют сравнительно небольшое число фонем и их ограниченные комбинации. Между тем они выражают огромное число грамматических значений в существительных, прилагательных, числительных, глаголах и причастиях.

Оно окончание может выражать:

    одно грамматическое значение, ех: три – трех – Р.П., себя – Р.П., танцевали – мн. ч.

    Два грамматических значения, ех: пишу – 1л ед ч, скажут – 3 л мн ч

    Три грамматических значения, ех: красивая шуба – ж р ед ч И.П.

В русском языке представлено и варьирование окончаний, ех: рекой – рекою, костями – костьми, профессоры – профессора.

Омонимия окончаний.

а- вода, книга – ж р

а- стола, столба – Р.П. ед ч

а- деревца – мн ч И.П.

а- моя, твоя – ж р притяж мест

а- стройна – ж р крат прил

а- пришла – Прош вр ж р глаг

Суффиксы

Суффиксы – служебные морфемы, которые находятся после корня и выражают словообразовательное и/или грамматическое значения. Суффиксы могут непосредственно следовать за корнем (ех: крышка, почтовый) или за другим суффиксом (ех: виноватость, ослабевать, пятерышник, шестерка).

В изменяемых словах суффикс располагается перед материально выраженным или нулевым окончанием, ех: дом – домина, молочник.

В неизменяемых словах суффикс располагается в конце слова или перед другим суффиксом, ех: крепко, братски, понемножку, пешочком.

Одно слово может иметь несколько суффиксов, ех: вода – водяной – водянистый – водянистость, заболеваемость, по-стариковски.

Суффиксы, выражающие СО значение, используются как словообразовательные средства и называются словообразовательными, ех: трамвайный, буфетчик.

Суффиксы, выражающие грамматическое значение, называются формообразующими, ех: спал, ел, бери, беги, белее, светлей, светлейший, нагревать.

На фоне материально выраженных суффиксов выделяются также нулевые суффиксы, которые тоже выражают как словообразовательное, так и грамматическое значение. В сфере грамматических значение они более частотны, ех: лети – высуши, но кинь, копай: формообразующий и у повел накл, и раздвинь – нулевой суффикс, но не у слова, а у наклонения, нес – нулевой суф вместо –л-, но несла.

Словообразовательная функция нулевых суффиксов выступает в тех случаях, где одно и то же словообразовательное значение в одних однокоренных словах передается материально выраженным суффиксом, в других нулевым, ех: синий – синева, разогревание – разогрев, промывание – промывка – промыв, скрипение – скрип.

СО суффиксы, присоединяясь к производящему слову в одних случаях переводят в другую часть речи, ех: друг – дружить, синий – синить. В других случаях присоединяющийся суффикс не влечет за собой изменения части речи, ех: гнездо – гнездышко, газета – газетчик.

Суффиксы могут образовывать разные части речи, ех: густой – густо – густота – густеть.

Словообразовательные суффиксы могут нести в себе и грамматическую информацию, т.е. показывать принадлежность слова к той или иной части речи, т.е. обладают классифицирующей функцией, ех: лив, чив – прил, ова, ева – глагол.

Суффиксы бывают исконно русские (тель, ник), а бывают заимствованными (атор, изм, ад).

Заимствованные суффиксы в русском языке создают новые слова на базе русских основ, ех: новатор, русизм.

Один и тот же суффикс в языке может выступать в разных своих вариантах, которые имеют одно и то же СО значение, ех: чик – щик, ант – янт, ство – ество.

Чаще всего такие варианты суффиксов присоединяются к разным основам, т.е. каждый вариант суффикса употребляется лишь после основ, имеющих на конце определенные фонемы или сочетания фонем, ех: ние- основы на а, е – горение; ение- основы на и – хождение, охлаждение; полнехонький – полнешенький – стилистические варианты; купание – купанье.

Но не все суффиксы имеют алломорфы, не варьируются суффиксы к, р, изн и др.

Русским суффиксам свойственна синонимия, ех: волчица – волчиха, лгун – лжец, гравировщик – гравер.

Суффиксам свойственна и омонимия:

ин- баранина, свинина – название мяса

ин- соломина, горошина – значение единичности

ин- выбоина, трещина – предмет в результате действия

ин- глубина, ширина – наименование качества

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο » за неимением технической способности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο , добр Ο , читал Ο .

1. Окончание - это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая показывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. К примеру, в существительном стола окончание выражает значение мужского рода единственного числа родительного падежа, в глаголе читает окончание -ет выражает значение 3-го лица единственного числа.

Примечание. Окончание не всегда находится в конце слова:

  • в том случае в слове есть постфикс, то окончание размещено перед ним: купала сь, кого -нибудь, чего -либо, что -то, идём те ;
  • в сложных количественных числительных окончание есть не только лишь в конце, да и посреди слова (после каждой базы): 5О десятО , две сти . Принципиально не путать эти числительные с порядковыми числительными и сложными прилагательными, образованными от их, меж основами которых находится соединительная морфема, а окончание есть исключительно в конце слова: пятидесятый , двухсотеный , двадцати пяти тысячный , девятиэтажный , треугольный ,двухуровневый .
  • 2. Окончание нередко именуют изменяемой частью слова: книжека - книжеки - книжек у . Это означает, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

    3. Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Окончания употребляются при образовании форм 1-го и такого же слова.

    4. Окончания выражают грамматические значения:

    рода, числа, падежа - у существительных (книжека - окончание -а прилагательных (большая книжка - окончание -ая показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книжка - окончание -ая местоимений (моя книжка - окончание -я показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж), неких числительных (одна книжка - окончание -а показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж);

    падежа - у неких местоимений (нет кого - окончание -ого показывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти - окончание показывает на родительный падеж);

    лица и числа - у глаголов в реальном и будущем времени (дышу - окончание показывает на 1 лицо, единственное число);

    рода и числа - у глаголов в прошедшем времени (читала - окончание показывает на дамский род, единственное число).

    5. Окончание может быть выражено одним либо несколькими звуками: нет ножика , резать ножиком .

    6. Окончание может быть нулевым : стол Ο (ср. стола ), добр Ο (ср. добры ), читал Ο (ср. читали ). Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, но конкретно отсутствие подобного вещественно выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение: ножик Ο - нулевое окончание показывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного.

    Нулевые окончания есть в последующих формах слов:

    1) у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2-го склонения) и дамского рода (3-го склонения): стол Ο , дочь Ο ;

    2) у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа: нет сил Ο , нет дел Ο , нет боец Ο .

    Примечание. Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа множественного числа 1-го склонения и 2-го склонения существительных: армий , предгорий , блюдец . Это часть базы, а окончание тут нулевое. Для проверки есть возможность сопоставить данные формы с формами именительного падежа единственного числа. Анализ примеров:

  • существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, есть возможность просклонять слово: в арми, арми[ j-э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] - часть базы, поскольку окончание - дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения;
  • в формах класса предгорий , блюдец мы смотрим схожее явление. Только тут находится ещё и беглость гласных (и, е ): предгорь - предгорий Ο ; блюдц-е - блюдец Ο ;
  • 3) у коротких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода: в есел Ο , счастлив Ο ;

    4) у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий : лисий Ο , волчий Ο (-ий - это суффикс, т.к. он сохраняется при склонении. Исключительно в других формах суффикс представлен в усечённом виде - [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса говорит разделительный ь: волчий Ο - волчь [j-э ]го , лисий Ο - лись [j-э ]го );

    5) у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода: читал Ο , пел Ο .

    7. Есть слова, у каких окончаний нет вообщем. Такие слова именуются неизменяемыми. См. Какие слова относятся к неизменяемым?

    Следует различать слова в отсутствие окончаний и слова с нулевыми окончаниями. Анализ примеров:

  • В предложении Его взор был устремлен вдаль слово вдаль является наречием. Наречие не меняется и поэтому не имеет окончания. В заглавии поэмы Твардовского «За далью - даль» даль - существительное, оно меняется по падежам и числам, форма даль стоит в ряду с другими формами: дали, далью, далями и т.д. Как следует, в данном слове нулевое окончание: дальΟ .
  • В предложениях: Она обидно поглядела на нас и Ее лицо было очень обидно - два омонимичных слова. В первом случае слово обидно является наречием: поглядела (как?) обидно . Наречия не имеют окончаний. Морфема тут является суффиксом, с помощью которого образовано наречие от прилагательного. Во 2-м предложении слово обидно - короткое прилагательное: лицо (каково?) обидно . Короткие прилагательные меняются по числам и в единственном числе по родам: девушки грустны - девушка грустна - рассказ печален Ο . Как следует, тут окончание.
  • Упражнения к теме «Р азличение слов в отсутствие окончаний и слов с нулевыми окончаниями »

    1. аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей . В каком из их не такое окончание, как в других?

    Ответ: аллей . В этом слове нулевое окончание, в других - окончание -ей.

    2. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа: вдов, воров, скотин, носков, основ, подков, снов, столов . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и с окончанием -ов.

    Ответ: нулевое окончание: вдов, скотин, основ, подков ; окончание -ов:воров, носков, снов, столов .

    3. В каком из перечисленных слов нет окончания: герой, злой, листвой, наперерыв, отбой, сумкой, твой ?

    Ответ: наперерыв . Это - наречие, потому в нем нет окончания. Герой и отбой - существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа, у их нулевое окончание. В существительных дамского рода листвой и сумкой , также в прилагательном злой и местоимении твой окончание -ой.

    4. Даны слова: взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, вспять, над, неплох, впредь . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и в отсутствие окончания.

    Ответ: нулевое окончание: взял, взят, низ, бок, дом, неплох ; нет окончания: взять, взяв, вниз, набок, вспять, над, впредь .

    Источник материала Интернет-сайт

  • Статья Е.В. Муравенко «Морфемика» на веб-сайте rus.1september.ru
  • Глава «Основа и окончание» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое корень слова?
  • Что такое связанные и свободные корешки в лингвистике?
  • Как отыскать корень в слове?
  • Что такое приставка как часть слова?
  • В каких словах в современном российском языке приставки пре- и пред- уже не выделяются?
  • В каких словах в современном российском языке приставка при- уже не выделяется?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Что такое формообразующие суффиксы?
  • Что такое словообразовательные суффиксы?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Где отыскать список формообразующих морфем?
  • Что такое база слова?
  • Что такое словообразовательное гнездо?
  • Какие слова именуются схожими?
  • Что такое аффикс?
  • Может ли аффикс быть равен базе слова?


  • © 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы