Что такое глагол. Что такое глагол (определение понятия)? Значение и грамматические признаки

Главная / Начальная школа

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .
2. Каждый глагол имеет следующие формы:

· начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;

· спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

· причастие;

· деепричастие.

3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

· существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ;

· существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;

· существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.
5. Глаголы бываютсовершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? -читали ), настоящее (что делают? - цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов - «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? - будет чертить, будет петь ).

В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? - несовершенный вид)своих врагов; Король казнит (что сделает? - совершенный вид) несколько мятежников .

6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

· Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .

· Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.

· Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести - несут - неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам

· настоящее время: хожу, думаю ;

· будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное);

· прошедшее время: ходил, думал .

8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):

· 1-е лицо: я иду, мы идём ;

· 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;

· 3-е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .

Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .

9. Число - непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

· единственное число: иду, шёл, пойду ;

· множественное число: идём, шли, пойдём .

10. Род - непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

· мужской род: захотел бы ;

· женский род: захотела бы ;

· средний род: захотело бы .

11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .

Но инфинитив может быть любым членом предложения:

· Жить - родине служить (жить - подлежащее, служить - сказуемое);

· Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить - составное глагольное сказуемое);

· У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться - определение);

· Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть - обстоятельство цели).

2. Ошибки при употреблении глаголов: недостаточных, изобилующих, возвратных. Злоупотребление одинаковыми формами глаголов.

Подавляющее большинство русских глаголов при спряжении имеет 6 личных форм. Однако существует относительно небольшое число глаголов, у которых этих форм либо больше, либо меньше шести. Это, соответственно, так называемые изобилующие и недостаточные глаголы.
Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет - махает; капает - каплет: движет - двигает. Такие глаголы называются глаголы с изобилующей парадигмой спряжения. Вариантные формы возникают под воздействием глаголов продуктивных классов. Как правило, между возникшими вариантами наблюдаются различия:

  • стилистические: машешь - махаешь (разгов,);
  • смысловые: двигаешь - в значении «перемещать что-либо» и движешь - в значении «содействовать развитию»; метает (копье) - мечет (икру).

Иногда вариантные формы равноправны во всех отношениях: капает - каплет.

Стилистически неоправданно употребление разговорно-просто- речных форм «изобилующих» глаголов в авторской речи. Я заметил, что на озере женщины полоскают (надо: полощут) белье. Подлежат правке и ошибки в образовании тех или иных спрягаемых глагольных форм, например: Дерево развешало густые ветки (развесило, от глагола развесить, а не развешать).

В русском языке есть и недостаточные глаголы. Недостаточные глаголы делятся на две группы:

· глаголы, не имеющие формы 1 лица ед. числа;

· глаголы, не употребляющиеся в 1-м и 2-м лице ед. и мн. числа.

Первая группа глаголов достаточно немногочисленна - всего несколько
десятков: победить, убедить, очутиться, дудеть, чудить, галдеть, затмить, голосить - отсутствие форм объясняется традиционным представлением о неблагозвучии, либо как у слов бузить, дерзить - совпадением грамматических форм с наиболее употребительными глаголами: Ср. будить, держать.
Вторая группа глаголов - это достаточно многочисленный класс слов - их в языке более полутора тысяч. Формы 1 и 2 лица не имеют фонетических или грамматических ограничений для их образования, однако из-за особенностей семантики реально эти формы в языке не употребляются (за исключением случаев метафоризации). Можно выделить следующие семантические группы глаголов, употребляющихся только в форме 3 лица:

· глаголы со значением процессов, свойственных животному миру: телиться, доиться, нестись (о птицах);

· глаголы со значением процессов, протекающих в растительном мире: разрастись, колоситься, куститься,

· глаголы со значением процессов, происходящих в неживой природе: капать, сквозить, мерцать, впитаться;

· глаголы со значением процессов, относящихся к конкретным предметам: горчить, рассохнуться;

· глаголы с абстрактным значением:

заключаться, явствовать.

Особого внимания требует употребление возвратных глаголов. Обращение к ним бывает необоснованным: Графитовый стержень затем красился и отправлялся на просушку... Редактор отмечает случаи неудачного употребления возвратных глаголов и, как следствие, замену пассивной конструкцией активного оборота: Там, где войска в 1918 году восторженно встречались населением, теперь бродят шайки... (Из рапорта генерала А.Н. Пепелева командующему Сибирской армией.) Лучше было бы написать: Там, где в 1918 году население восторженно встречало войска, теперь бродят шайки... Стилистическая правка подобных конструкций состоит в отказе от страдательного глагола на -ся и замене его глаголом действительного залога или в употреблении именного сказуемого с причастием.

Ошибки, связанные с употреблением возвратных глаголов, можно разделить на три группы:

1) ненормативное прибавление постфикса – ся к невозвратным глаголам. Так, некоторые невозвратные глаголы в литературном языке не имеют возвратных пар, например: играть (с сестрой, на улице, в куклы и т. п.),тлеть, стареть, убирать (комнату) и др. Употребление таких глаголов с – ся – грубая речевая ошибка: Мы игралися на улице; Сегодня я быстро прибралась в квартире; Дрова в камине еще тлеются;

2) утрата постфикса – ся в процессе глагольного формообразования и словообразования: учащие вместо учащиеся, питающие вместо питающиеся. Слово млекопитающие необходимо употреблять без – ся, так как оно образовано от глагола питать (питающие молоком), а непитаться;

3) неуместное употребление постфиксов – ся и – сь: я соби-ралася на работу, утром умывалася. Произносящие подобные фразы забывают о том, что, согласно нормам русской грамматики, – ся употребляется после согласных (думается, договорился), а – сь - после гласных (додумалась, договорились).

Глагол Понятие о глаголе.  Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что сделал? что делал? что сделает? что делает? ит.д.)  Начальная форма глагола – инфинитив (неопределенная форма глагола)  Глагол, как и другие части речи характеризуется следующими признаками: 1. общим грамматическим значением; 2. морфологическими признаками; 3. синтаксическими признаками. Общее грамматическое значение. 1. 2. Глаголы называют различные действия: действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др.; действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.; 3. действия, называющие перемещение и положения в пространстве: идти, лежать, лететь, сидеть, стоять и др.; 4. действия, называющие различные состояния: грустить, 5. действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и др. любить, ненавидеть, болеть, спать и др.; Морфологические признаки глагола: вид, наклонение, время, число, лицо, род, спряжение и др., изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Синтаксические признаки глагола: в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Например, в предложении Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (А. С. Пушкин) глаголы гуляет, подгоняет являются сказуемыми и согласуются с подлежащим ветер в ед.ч. Глаголы в предложении могут распространятся другими частями речи, чаще существительными и наречиями, образуя словосочетания. Например: Тёмные тучи быстро неслись над морем. Как неслись? (быстро неслись); неслись как? над чем? (неслись над морем). Инфинитив. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать? Или что сделать? Инфинитив – неизменяемая форма глагола: он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие. Сравним предложения: Я учусь в шестом классе. и Учиться интересно. В первом предложении глагол указывает на то, что действие совершается в настоящем времени, что совершает его говорящий (на это указывает 1-е лицо и ед.ч.). Это изменяемая форма глагола. А во втором предложении инфинитив только называет действие, не указывая ни на время, ни на число, ни на число. Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти (играть, везти). У глаголов, оканчивающихся на –чь (лечь, печь, беречь), - чь входит в состав корня. При изменении глагола возможно чередование: лечь – лёг, печь – пёк и др. Ещё в инфинитиве выделяются суффиксы глагола –а-,-и-, -е-, ова-,-ну- и др.: летать, пилить, видеть, нарисовать, прыгнуть и др. В предложении инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще он бывает подлежащим или сказуемым. Инфинитив имеет следующие морфологические признаки: возвратность – невозвратность(умыть – умыться), вид(делать – сделать). Возвратные глаголы.    1. 2. 3. 4. Глаголы, имеющие суффиксы –ся(-сь) называются возвратным: одеваться-одеваюсь, одеваешься, одевается и т.д. Этот суффикс отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний. В инфинитиве пишется –ться, а в 3-м лице глагола –тся. Разграничивать эти формы нужно по вопросам: инфинитив что делать? что сделать?; глагол 3-его л. – что делает? что сделает? и т.д. Возвратные глаголы имеют различные добавочные значения, которые не имеют невозвратные глаголы: возвратное значение: мальчик одевается, причёсывается, т.е. одевает себя, причёсывает себя; взаимное значение: друзья обнимаются, целуются; значение постоянного свойства: крапива жжётся, собака кусается; страдательное значение: дом строится каменщиками (подлежащие обозначает предмет, подвергающийся действию со стороны другого предмета). Виды глагола.  Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Вид определяется по вопросам. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? (что сделал? что сделает?): сказать, сказал, скажет. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?(что делает? что делал? что будет делать?):говорить, говорит, говорил, будет говорить.  Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительность и повторяемость действия: прыгать – прыгал (долго и много раз).  Глаголы совершенного вида указывают на результат действия: выучить, ответить, выяснить.  Глаголы совершенного вида также могут обозначать однократные действия: прыгнуть – прыгнул (совершается один раз) и начало или окончание действия: запеть, спеть.  Глаголы несовершенного и совершенного вида могут различаться оттенками значений. Так глаголы делать – сделать, разрушать – разрушить, подписывать – подписать различаются только видом. А глаголы писать – переписать, ехать – приехать различаются не только видом, но и лексическим значением. Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного различными способами: 1. 2. 3. 4. присоединением приставки: писать – написать, ехать – уехать; заменой суффиксов: решать – решить, прыгать – прыгнуть; изменением ударения: разрезать – разрезать, насыпать – насыпать; заменой одного слова другим: брать – взять, говорить – сказать. При образовании видов возможно чередование звуков в корне: чередование гласных: запирать – запереть; чередование гласных с нулём звука: собирать – собрать; чередование согласных: освещать – осветить. Наклонение глагола. Глагол имеет три наклонения:  изъявительное (Ученики решили эту задачу.);  условное (С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.);  повелительное (Ребята, решите эту задачу!). Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Глаголы в этом наклонении изменяются по временам, лицам, числам и родам. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях. Условное наклонение может выражать пожелание, чтобы действие совершилось (Решили бы вы сами эту задачу.). Чтобы образовать форму условного наклонения, нужно к глаголу в форме прошедшего времени прибавить частицу бы: пришёл бы, пришла бы, пришло бы, пришли бы. Частица бы может стоять в любом месте простого предложения и с глаголами пишется раздельно. Глаголы в условном наклонении изменяются по родам и по числам, не имеет времени и поэтому не изменяется по временам. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета: Достаньте тетради! Напишите рассказ. Нарисуй картинку! Для выражения просьбы часто употребляются вводное слово пожалуйста, выражения будьте добры, будьте любезны, выделяемые запятыми. Для выражения вежливой просьбы при обращении к одному человеку употребляется глагол в форме множественного числа повелительного наклонения: Милый Александр Леонидович! Пишите хоть изредка, сообщайте новости. (А.Чехов.) Чтобы образовать форму повелительного наклонения ед.ч., нужно к основе настоящего(будущего) времени прибавить суффикс –и: положат – положи, кладут – клади. Некоторые глаголы образуют форму повелительного наклонения без суффикса –и: встанут – встань, поют – пой. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам. Формы повелительного наклонения множественного числа образуются путём прибавления окончания –те к форме повелительного наклонения ед.ч.: положите, кладите, встаньте, пойте. ! ! ! ! ! ! В повелительном наклонении на конце глаголов после согласных пишется ь, который сохраняется перед –ся и -те: жарь, жарьте, жарься; спрячь, спрячьте, спрячься. Надо говорить: положи, а не «положь», «ложи»; клади, а не «поклади»; поезжай, а не «езжай», «ехай»; беги, а не «бежи». Во мн.ч.: положите, поезжайте, бегите. Глаголы в форме повелительного наклонения имеют значения 2-го лица: встань(ты), встаньте(вы). Если приказ, просьба, пожелание направлены к 3-му лицу, то повелительное наклонение образуется с помощью частиц пускай, пусть, да, которые прибавляются к глаголу в форме изъявительного наклонения настоящего или будущего времени: Пускай в полях пшеница густо колосится!(С.Маршак.) Да здравствуют музы!(А.Пушкин.) В значении повелительного наклонения для выражения резкого приказания используется инфинитив: Встать! Включить свет! В предложении глагол в повелительном наклонении является сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а существительное в им.п. является обращением. Если повелительное наклонение глагола образуется с помощью частиц пусть, пускай, да, то в предложении обычно есть подлежащее. Времена глагола. Глагол имеет три формы времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем, будущем(решали, решают, будут решать).  Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до того, как о нём стали говорить: Мальчик съел свою конфету.  Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит сейчас, в момент речи: Мальчик ест свою конфету. В форме настоящего времени глаголы могут также обозначать действия постоянные или длительные: Земля вращается вокруг Солнца. Мой брат учится в средней школе.  Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут: Мальчик съест свою конфету после обеда. Время и вид глагола тесно связаны друг с другом. Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени: решал – решает – будет решать. Глаголы же совершенного вида имеют только две формы времени - прошедшее и будущее: решил – решит. Прошедшее время. ! Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива обычно с помощью суффикса –л-: петь – пел, работать – работал. Иногда форма м.р. Прошедшего времени образуется без суффикса –л-(нести – нёс, везти – вёз), но в форме ж. и с.р. и в форме мн.ч. -л- появляется (несла, несло, несли). У глаголов на –чь при образовании формы прошедшего времени происходит чередование ч с г или ч с к: стеречь – стерёг, печь – пёк. Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что перед -ть в инфинитиве: видеть - видел, клеить - клеил. Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам: читал - читали, писал - писали. Глаголы в форме ед.ч. прошедшего времени изменяются по родам. Род глагола передаётся с помощью окончания: м.р. имеет нулевое окончание, ж.р. - -а, с.р. - -о: котёнок прибежал кошка прибежала - животное прибежало. Глаголы в форме прошедшего времени по лицам не изменяются. Настоящее и будущее время. Формы настоящего времени образуются с помощью личных окончаний: везу, везёшь, везёт, везём, везёте, везут. Формы будущего времени могут быть простыми и сложными. Формы будущего простого имеют глаголы совершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний: прочитаю, прочитаешь, прочитаем, прочитает, прочитаем, прочитаете, прочитают. Формы будущего сложного имеют глаголы несовершенного вида. Они состоят из двух слов: из форм будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам. Лицо и число глагола.    ! Глаголы изменяются по числам и лицам. Первое лицо обозначает, что действие совершается самим говорящим: Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха. (К.Паустовский.) Второе лицо обозначает, что действие совершается собеседником: Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно.(И.Крылов.) Также может обозначать действие любого человека. Это значение часто встречается в пословицах: Пропущенный час годами не нагонишь. В таких предложениях обычно нет подлежащего. Третье лицо обозначает действие, совершаемое лицом или предметом, о котором говорят: Птицы улетают на юг. Во втором лице ед.ч. после ш пишется ь, который сохраняется перед –ся: учишь, учишься. Каждое лицо глагола имеет свои окончания. По личным окончаниям можно определить число и лицо глагола. Лицо Ед.ч. Мн.ч. 1 -у(-ю) -ем, -им 2 -ешь, -ишь -ет, -ит 3 -ете, -ите -ут(-ют), -ат(-ят) Спряжение глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В русском языке два спряжения – первое и второе. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют, относятся к 1 спряжению. Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят, относятся к 2 спряжению. Спряжение можно определить по ударению. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию(1спр. - -е-(-ё-),2 спр. - -и-). Если ударение падает на основу, то спряжение определяется по инфинитиву. Ко 2 спряжению с безударными личными окончаниями относятся: все глаголы на –ить: пилить, молотить и др. (кроме брить, стелить и образованных от них); семь глаголов на –еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть (и образованные от них); четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать (и образованные от них). Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы хотеть и бежать и образованные от них называются разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по 1 и частично по 2 спряжению. Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч. Я хочу Мы хотим Я бегу Мы бежим Ты хочешь Вы хотите Ты бежишь Вы бежите Он хочет Они хотят Он бежит Они бегут Безличные глаголы. Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица. Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет подлежащего: Смеркалось. Вечереет. Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам. В настоящем и будущем времени они употребляются только в форме з-го лица ед.ч.: Светало. Ночью подморозит землю. А в прошедшем времени – только в форме ср.р. ед. ч.: Светало. Ночью подморозило Землю. Часто безличные глаголы образуются от личных с помощью суффикса –ся: Ребёнок не спит. – Ребёнку не спится. Выполнила ученица 11 «А» класса Перова Елизавета.

Часть речи, характеризующая действия и состояния предмета - это глагол. Что это означает? Объект что-либо делает, пребывает в каком-либо состоянии или испытывает его на себе.

В неопределенной форме глагол отвечает на вопросы действия: что делать? или что сделать? Однако в русском языке эта часть речи обладает несколькими морфологическими признаками, благодаря которым может меняться грамматическая форма данной части речи.

Infinitus значит неопределённый

Глагол - это речевая единица, у которой можно определить род, время, лицо и другие морфологические характеристики. Но если глагол находится в инфинитиве, единственным признаком, какой мы можем увидеть, является совершенный вид либо несовершенный. Инфинитив - это, иначе говоря, неопределенная или, как еще ее называют, Это свойство данной части речи помогает разобраться с правописанием окончаний глаголов, когда речь идет о спряжении. К инфинитиву можно задать вопросы что делать? (сделать?) Он обычно оканчивается на -ть (ходить, пилить, садить и др.), на -ти (идти, найти, спасти и др.) или на -чь (стеречь, испечь, залечь и др.).

Время глагола

Это способность обозначать действие или состояние предмета во всех временах: сейчас делаю, раньше делал (сделал), потом сделаю (буду делать). Не все глагольные характеристики подпадают под категорию времени. Например, глагольные формы совершенного вида не употребляются в настоящем времени. Глаголы в условном наклонении не имеют ни будущего времени, ни настоящего, а могут употребляться только в форме с частицей бы.

Наклонение глагола

Глагол - это часть речи, способная использоваться в трех наклонениях.

  • В изъявительном наклонении эта часть речи описывает действия, которые в данный момент происходят, происходили в прошлом или будут происходить в будущем. Примеры: рассказываю, рассказывал, буду рассказывать (расскажу) . Иногда у глаголов в изъявительном наклонении в позиции настоящего, будущего времен может исчезать гласная буква, на которую оканчивается основа инфинитива: сидеть - сижу .
  • В условном наклонении глагол характеризует действия, возможные при неких условиях, или те, которые хотят совершить. Примеры: Я с удовольствием рассказала бы вам эту историю. Он почитал бы , если б нашлись слушатели. Слова в форме условного наклонения образованы путем присоединения к основе инфинитива суффикса -л- плюс частицы бы (б) . Частица может использоваться после глагола, перед ним, также она бывает иногда отделена от глагола другим словом: Просьбу бы высказал свою, да в горле комок. Слушал внимательно бы, тогда б и понял суть.
  • В повелительном наклонении глагол отражает некое принуждение. Примеры: расскажи, сядь, читай. Повелительное наклонение можно получить, присоединив к основе глагола настоящего или будущего времен суффикса -и- либо нулевого суффикса.


Когда формы одного наклонения употребляются в значении другого

В некоторых случаях, которые определяются смысловой окраской, форма одного наклонения может пользоваться значением другого. Рассмотрим примеры.

  • Изъявительное наклонение с частицами пусть (пускай), да воспринимаются как глаголы повелительного наклонения. Примеры: Да здравствует истина! Пусть скажут громкое ура защитникам свободы.
  • Условное наклонение, передающее смысл повелительного: Оставила бы ты, Наталья, эти хлопоты.
  • Повелительное наклонение, передающее смысл условного: Не пожалей я тогда денег - был бы уже на пароходе.
  • Повелительное наклонение, передающее смысл изъявительного: Он и служи барину, и мети, и чисти, и будь на побегушках.
  • Неопределенная форма глагола, передающая смысл изъявительного наклонения:
    И царица хохотать и плечами пожимать… (А. Пушкин); условного: Взять бы щепотку родной земли на память; повелительного: - Простить! Простить! - раздались голоса. (М. Булгаков.)

Виды глагола

Глагол - это часть речи, способная иметь два вида.

  • Совершенный - глаголы этого вида называют действие, указывая на его завершенность или результат. Примеры: что сделал? - рассказал (прошедшее время); что сделаю? - расскажу (будущее время). В инфинитиве: что сделать? - рассказать.
  • Несовершенный - глаголы этого вида называют действие, не указывая на его завершенность или результат. Примеры: что делал? - рассказывал (прошедшее время); что делаю? - рассказываю (настоящее время); что буду делать? - буду рассказывать (будущее время). В инфинитиве: что делать? - рассказывать.

Обычно один и тот же глагол может употребляться в обоих видах, но бывают слова, имеющие только один вид:

  • только совершенный - оказаться, очутиться, грянуть и др.;
  • только несовершенный - принадлежать, разгуливать и др.

Также в русском языке встречаются так называемые двувидовые глаголы, их можно использовать как слова того и другого вида. Пример: Ученый недавно (что сделал?) клонировал подопытное животное. По радио передавали концерт Шостаковича, пока ученый (что делал?) клонировал подопытное животное. Еще пример: Злодей (что сделал?) ранил принца ножом. Твои слова (что делают?) ранят меня в самое сердце.

у глаголов

Спряжение глаголов - это способность изменяться по лицам и числам. Их всего два. Правило спряжения помогает нам разобраться с тем, как писать окончания глаголов, употребленных в форме первого, второго, третьего лица, если на них не падает ударение. Необходимо запомнить, что ко второму спряжению принадлежат все глаголы, которые в инфинитиве заканчиваются на -ить . Здесь есть только два исключения - слова брить и стелить, которые будут относиться к первому спряжению.


К первому спряжению относятся все остальные глаголы. Но здесь тоже есть исключения, которые надо запомнить: 7 глаголов, заканчивающихся в инфинитиве на -еть и 4 глагола на -ать. Их легче запомнить в зарифмованном виде:

Гнать, держать, смотреть да видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть, да терпеть,
и зависеть, да вертеть.

Глаголы, образованные приставочным способом от данных слов-исключений тоже относятся к исключениям: увидеть, догнать, застелить, услышать и т. д.

Как мы упоминали, - это то, что дает возможность не ошибиться в правописании безударных окончаний глагола. Вот как выглядят личные окончания у глаголов в I и во II спряжениях.

Каков алгоритм действий при определении того, как написать окончание в глаголе из предложения «Мужчины кол..т дрова»? Превращаем форму глагола в неопределенную: колоть. Заканчивается на -оть и к исключениям не относится, значит, принадлежит к I спряжению. Согласно приведенной таблице, в третьем лице множественного числа будем писать окончание -ют: Мужчины колют дрова.

Еще пример: Ветер, зачем гон..шь тучи на юг? Ставим глагол в инфинитивную форму - гнать, видим окончание -ать. Слово должно относиться к I спряжению, однако оно входит в группу исключений и поэтому относится ко II спряжению. Следовательно, во втором лице единственного числа глагол имеет окончание -ишь: Ветер, зачем гонишь тучи на юг?

Лица глагола

Глагол - это такая часть речи, какая может изменяться по лицам, кроме случаев, когда он используется в прошедшем времени. В каждом из трех лиц у глагола имеются разные окончания. Примеры: я замечаю, ты замечаешь, он замечает, мы замечаем, вы замечаете, они замечают.

Числа глагола

Эта часть речи во всех грамматических формах может употребляться в единственном и множественном числах. Примеры: К нам приехал дорогой гость. К нам приехали гости.

Род глагола

Глагол - это речевой компонент, который может изменяться по родам в прошедшем времени: Малыш ползал по полу (мужской род). Стрелка часов поползла назад (женский род). Насекомое медленно ползло вдоль дороги (средний род).

В настоящем и будущем времени род глагола определить невозможно: Я ползу по тоннелю (род - ?). Буду ползти необходимую дистанцию (род - ?).

Переходность

Глагол - это особенная часть речи, обладающая свойством переходности.

  • Переходные глаголы сочетаются с именами существительными или с местоимениями в форме винительного падежа и без предлога: слушать (что?) музыку, вдеть (кого?) жирафа.
  • К непереходным глаголам относятся все остальные: заплатить (за что?) за проезд, надеяться (на кого?) на друга.

Залог глагола

Этот грамматический признак отражает ситуацию, когда либо сам объект совершает действие, либо действие совершается над ним. Залог бывает действительным (действие осуществляется кем-то или чем-то) и страдательным (действие осуществляется над кем-то или чем-то). Примеры: Сестра рассаживает цветы (действит. залог). Цветы рассажены сестрой (страдат. залог).

Возвратность

Эта часть речи может иметь возвратную форму, которая получается при помощи присоединения к окончанию слова постфикса -ся (-сь) . Примеры: играть - играться, игралась, ломать - ломаться, ломалась и т. д.

Обычно один и тот же глагол может быть возвратным и невозвратным, но есть слова, которые всегда только возвратные. К таким относятся глаголы гордиться, нравиться, лениться, сомневаться и др. Примеры употребления: Мне снится сон. Малыш Мы все надеемся на разум.

Синтаксическая роль

В предложении глаголы исполняют роль сказуемого и подчеркиваются двумя чертами. Как и подлежащее, сказуемое относится к главным членам предложения и вместе с ним создает грамматическую основу предложения.

Глагол в инфинитиве способен быть не только сказуемым, но и другими членами предложения. Примеры: Любить - это носить в сердце солнце (в данном случае глагол любить отвечает на вопрос что? и является подлежащим). У меня была мечта уехать в Австралию (мечта какая? - уехать в Австралию, здесь глагол играет роль определения). Я просила тебя сходить в магазин (попросила о чем? - сходить в магазин, в данном предложении глагол выступает в качестве дополнения). Мы отправили бабушку в санаторий подлечиться (отправили в санаторий зачем? - подлечиться, это обстоятельство цели).

Подведем итог

Глагол - это одна из самостоятельных частей речи, характеризующая действие объекта или его состояние. Он обладает такими морфологическими качествами, как вид, переходность, спряжение, возвратность. Глагол может меняться по наклонениям, числам, временам, лицам, родам. В предложении обычно эта часть речи бывает сказуемым, а в неопределенной форме может исполнять роль любого члена предложения.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие.

Перечислим основные признаки глагола :
Общее грамматическое значение;
Морфологические признаки;
Синтаксические признаки;

Общее грамматическое значение :
1. Это значение действия.
2. Действия физического, умственного, речевого, эмоционального;
Приведем пример: говорить, любить, рубить, думать;

Скачать и читать Понятие о глаголе в русском языке.

Деепричастие в русском языке.

Деепричастие - это особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы:
что делая? что сделав?

Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая (И.Тургенев)
Горела (что делая?) вспыхивая и погасая.
Вспыхивая и погасая – деепричастия. Они выражают добавочное действие. Основное действие выражено глаголом горела. Всегда одно и то же лицо совершает добавочные действия, выраженные деепричастиями, и основное действие, выраженное глаголом-сказуемым.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы