Начальная форма существительного: примеры. Что такое форма слова: определение, распространенные ошибки
В русском языке огромное значение имеет начальная форма слова. От этого зависят многие его грамматические формы. Имя существительное не является исключением.
Какая начальная форма у существительного?
Чтобы узнать у существительного начальную форму, нужно поставить его в единственногом числа. Рассмотрим правило на примере слов из предложения:
В ряду символов Блок не избегает чисто аллегорических образов, символов давно застывших, метафор уже языковых.
Таким образом определяется начальная форма существительного. Она поможет нам в правописании падежных окончаний.
Окончания -е и -и в 1 склонения
Орфограмма, названная в подзаголовке, связана с необходимостью определить начальную форму. Дело в том, что именно от этого зависит, в каких случаях у существительных пишется окончание -е, а когда - окончание -и.
Начальная форма существительных первого склонения заканчивается на -а, -я. Вспомним, что нужно задать вопрос: "Что?" Приведём примеры:
- жена;
- земля;
- листва;
- яблоня;
- чистота;
- белизна;
- беготня.
В этих словах пишутся окончания -е и -и. Выбор определяется по такой схеме:
Р. п. (кого? чего?) - И.
Д. п. (чему? кому?) - Е.
Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.
Приведём примеры:
Практическое задание № 1
Какие буквы вы бы вставили вместо точек?
Ответы: 1) -е, 2) -е, 3) -е, 4) -е, 5) -е, 6) -е, 7) -и.
Окончания -е в именах существительных 2 склонения
Начальная второго склонения в среднем роде заканчивается на -о / -е, а в мужском роде - на согласный. Например:
- окно;
- село;
- поле;
- солнце;
- дело;
- стол;
- столб;
- товарищ;
- карандаш.
Если перед вами такая начальная форма существительного, то слово никогда не имеет окончания -и:
- Р. п. (кого? чего?) - А.
- Д. п. (чему? кому?) - У.
- Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.
Как видим, данная орфограмма касается только формы предложного падежа:
- Я рассказал всем о своём товарище, который вот уже целый год не выходил из дома.
- И на солнце бывают пятна.
Практическое задание № 2
Какие окончания пишутся в словах с пропусками?
- В договор… был подробно изложен порядок пользования местами общего пользования.
- В незнакомом офицер… старушка узнала своего сына.
- Вдруг вспомнили о фельдшере, жившем неподалёку, и послали за ним.
- Селиванов рассказал начальнику об этом инженер… и его проект…, и тот согласился встретиться с ним.
- Все работали и не думали даже о директор…, а он всё ещё не приходил.
- В отпуск… все хорошо отдохнули, теперь пришла пора взяться за работу с новыми силами.
- На пропуск… была чья-то чужая фотография.
Ответ: во всех словах пишется окончание -е.
Падежные окончания существительных 3 склонения
Если имя существительное женского рода в начальной форме, то есть в И. п. ед. ч. заканчивается на это значит, что оно третьего склонения. Примеры таких слов:
- тетрадь;
- кровать;
- мать;
- дочь;
- печь;
- ложь;
- блажь;
- площадь.
Если начальная форма существительного именно такая, то у этих слов никогда не бывает окончания -е:
- Р. п. (кого? чего?) - И.
- Д. п. (чему? кому?) - И.
- Пр. п. (о ком? о чём?) - И.
Приведём несколько примеров:
- На окошках ярко алели цветы герани.
- Вдали возвышались башни неприступной цитадели.
- Все на корабле уже мечтали о земной тверди.
- К шерсти она примешивала обычную нить для прочности.
Практическое задание № 3
Возьмём такое задание, с каким должен уметь справляться каждый третьеклассник, так как с темой «Начальная форма существительного» 3 класс знакомится в рамках школьной программы.
Укажите предложения, в которых есть слова с окончанием -и:
- В классе мы читали стихотворение Чуковского о тараканищ… .
- Вчера мы всей семьёй ездили к дедушк… и бабушк….
- Я прочитал в книг… о космос…
- У дяд… есть макет корабля.
- Под деревом рос большой гриб под слоем хво…
- Светлый образ учителя надолго остался в памят… его учеников.
- В июне на топол… формируются семенные коробочки, которые потом лопаются, и семена вместе с пухом разлетаются по всей округ… .
- В 1914 году, когда началась война, Настасья Васильевна завещала дочер… все свои несметные богатства и ушла на фронт сестрой милосердия.
- Девочка в светлом плать… из ситца удивительно гармонично вписывалась в эту картину света, тепла и зелени.
- В огромной луж.. отражалось звёздное небо и кудрявые кроны деревьев, опрокинутые вниз верхушками.
Слова на -ий, -ия, -ие
Существуют ещё слова, начальная форма которых заканчивается на -ий, -ия, -ие:
- санаторий;
- мараторий;
- профилакторий;
- лекция;
- армия;
- секция;
- произведение;
- сведение;
- безобразие.
У таких слов в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и. Например:
- Полярная звезда - самая яркая в своём созвездии.
- Отец семейства когда-то давно учился в семинарии.
- У Марии Ивановны было два сына и четыре дочери.
- На Виталии был надет старый свитер грубой вязки.
- Мать часто вспоминала об Артемии и ждала его.
- Сердце матери только тогда находилось в гармонии с миром, когда в доме собирались все её дети.
- Мой брат служит в армии.
Как видно из примеров, в таких случаях на конце слов мы видим сочетание букв -ии. Только последняя из них - окончание.
Диктант
Запишите под диктовку текст, поставьте существительные в начальную форму.
Как хорош осенний лес! Деревья нарядились, точно в сказк… Только ель в своей хво… хмурится и бросает шишки со своей верхушк… . На берёзк… листики жёлтые, прозрачные, зубчатые. У осинк… оранжевые кружавчики, очень красивые. Самый красивый наряд на клён… : красный, узорчатый, необычный. Из-за него не сразу увидишь гроздья рябинк… .
У полянк… на тропинк… заячьи посиделки. У зайцев тоже обновки: на серой шубк… появились белые проседи. А белк… не до обнов, она вся в работ…. Сколько ещё на ветк… шишек! А грибов на земл…! А ягоды на куст…! Нет, отдыхать она будет зимой в тёпл… да сытост… .
Весь лес осенью стоит в особом очарован… .
Итак, вы узнали, какая форма у существительных является начальной, научились использовать это знание при выборе орфограммы "Е и И в окончаниях существительных". Вы видите, как это легко и просто. Но умение определять исходную грамматическую форму важно не только при изучении темы "Имя существительное": например, также важна для изучения грамматики, но это уже тема другого разговора.
§ 1 Начальная форма слов-предметов
И школьникам, и взрослым иногда бывает необходимо выяснить, как пишется или что обозначает то или иное слово. Для этих целей учёные составили словари. Они бывают разные: орфографические, толковые, этимологические. В словарях находится огромное количество слов, которые расположены по алфавиту. Но это ещё не всё.
Слова в словарях всегда стоят в начальной форме. Например, в тексте упражнения нам встретилось слово АЗБУКИ. Мы решили узнать значение этого слова. Открыли Толковый словарь, но слова АЗБУКИ не нашли. Но есть другая форма этого слова - АЗБУКА, которая отличается от искомого слова окончанием. Попробуем найти слово БАГАЖОМ. Нет такого слова в словаре, зато есть другая форма этого слова - БАГАЖ, которая тоже отличается окончанием. АЗБУКА и БАГАЖ - это начальная форма слов АЗБУКИ и БАГАЖОМ.
Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы: кто? что? - это слова в начальной форме.
Откроем опять Толковый словарь и посмотрим, как записано слово АЗБУКА:
АЗБУКА, -и.
Что это за буква -и стоит после слова? Словарь показывает первое изменение слова АЗБУКА: есть (что?) азбука - нет (чего?) азбуки: -и.
Азбука, азбуки - две разные формы. Азбука - начальная форма. Частички слова -а, -и - это окончания слов азбука, азбуки.
Итак, в начальной форме слова-названия предметов стоят в единственном числе и отвечают на вопросы: кто? что?
§ 2 Начальная форма слов-названий признаков
Прочитайте предложение: Лиса выгнала зайца из лубяного домика.
Найдем в Толковом словаре слово лубяного. Такого слова нет, а есть форма этого слова - лубяной, которая отвечает на вопрос какой? и стоит в единственном числе.
Начальной формой слов-названий признаков считают форму мужского рода единственного числа. Но после слова лубяной, указаны окончания форм женского и среднего рода: -ая, -ое.
Слова-названия признаков, в отличие от слов-названий предметов, могут изменяться по родам: лубяной домик, лубяная избушка, лубяное лукошко.
Слова-названия признаков имеют разные окончания, так как принимают разную форму: форму мужского, женского и среднего рода. И именно слово-название предмета диктует, какого рода будет слово-название признака.
Итак, начальной формой слов-названий признаков считают форму мужского рода единственного числа.
§ 3 Начальная форма слов-названий действий
Прочитайте стихотворение:
Боится идти на рыбалку рыбак.
Чего ты робеешь,
Скажи мне, чудак? -
… К реке не подходит
Трусишка Федот
С тех пор, как прослышал,
Что рыба…
Очень смешное стихотворение! А делает его смешным слово КЛЮЁТ. Это слово имеет несколько значений. Найдём его в Толковом словаре. Теперь мы знаем, что слова в словаре стоят в начальной форме, и легко отыщем форму КЛЕВАТЬ.
Это слово-название действия отвечает на вопрос что делать? Следовательно, слова-названия действий в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Итак, следует запомнить, что в словарях слова расположены по алфавиту и стоят в начальной форме. Начальная форма слова-названия предмета - это форма единственного числа, вопросы кто? что? Начальная форма слова-названия признака - это форма мужского рода единственного числа. Слова-названия действий в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Список использованной литературы:
- Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
- Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2.
- Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
- Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы №1: 2 класс/Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева - М.:Академкнига/Учебник, 2012.
Использованные изображения:
Форма слова - важнейшее понятие русского языка. По ней судят о грамматическом значении, изменяемости или неизменяемости лексической единицы. Ошибки в форме слова нередки: кто-то путает ее с однокоренным словом, кто-то не знает, как образуется начальная форма, а кто-то не умеет ее изменять.
Определение понятия
Практически любой части речи свойственно изменение. Так, глагол имеет формы времени, числа или лица; существительное, прилагательное, местоимение изменяются по падежам и числам. Все эти значения заключены в словоформе. Нужная форма слова реализуется через окончание (флексию). Здесь следует ввести еще одно понятие: парадигма - это цепочка словоформ.
Например, при изменении глагола решать по временам (решаю - решал - буду решать) изменяются окончания. То же самое происходит и при изменении его по лицам: решаю - решаешь - решает; и числам: решаю - решаем, решаешь - решаете, решает - решают.
Теперь возьмем для примера именную часть речи - существительное день. Изменим его по падежам (возьмем не все, только три): день (именительный), дня (родительный), днем (творительный), о дне (предложный). Теперь по числам: день (ед.ч.) - дни (мн.ч.).
Имя прилагательное, кроме изменения по падежам и числам, возможно изменить по родам: красивый стол - красивая мебель - красивое панно .
Зная, что такое форма слова, можно сказать, что оно стоит в определенном падеже, относится к тому или иному склонению или спряжению, лицу или числу. Через это понятие слово реализуется грамматически.
К примеру, в предложении Лодка отчалила от крутого берега слово отчалила имеет форму прошедшего времени, женского рода, единственного числа, следовательно, это глагол. По окончанию мы можем сказать, что слово это - женского рода. Теперь посмотрим на слово берега . Оно отвечает на вопрос чего?, следовательно, является существительным. Кроме того, можно определить падеж (родительный), число (единственное), род (мужской) и склонение (второе).
Начальная форма
Еще одно понятие русского языка - начальная форма слова. Это закрепленное грамматическое оформление лексемы. Так оно зафиксировано в словарях. Примечательно, что у частей речи эти характеристики различны.
Существительное - именительный падеж, единственное число (пень, слушатель, книга, телефон, облако) .
Прилагательное - именительный падеж, единственное число, мужской род (деревянный, дубовый, чайный, великолепный) .
Числительное, если оно количественное, должно стоять в именительном падеже (двадцать, шесть, сто сорок один) , порядковое же, аналогично прилагательному в мужском роде, - в единственном числе, именительном падеже (двадцатый, шестой, сто сорок первый ).
Начальная форма слова-местоимения зависит от его разряда. Не секрет, что эти части речи подразделяются в зависимости от того, к какой части речи тяготеют. Поэтому для местоимений-существительных это будет форма существительного, аналогично - для местоимений-прилагательных и числительных. Исключение - местоимение, не имеющее формы именительного падежа: себя, себе, собой .
Глагол - инфинитив, т.е неопределенная форма, при которой ставятся вопросы что делать? что сделать?: (шить, стирать, иметь, сесть, взорвать, улыбнуться).
Что касается причастий, то у них начальная форма определяется согласно определению. К сожалению, это достаточно спорная часть речи: некоторые лингвисты выделяют ее в отдельную, и тогда начальная форма - единственное число, именительный падеж, мужской род (танцующий). Но если вы разделяете точку зрения ученых, считающих причастие лишь формой глагола, то в качестве начальной формы необходимо указать инфинитив (танцевать) .
Особняком от всех в этом вопросе стоят неизменяемые части речи - деепричастие и наречие. Что такое форма слова? Это его изменение. Соответственно, эти слова данной характеристики не имеют: быстро, вдвойне, горячо, рисуя, увлекшись. Тут следует сделать оговорку, как в предыдущем абзаце: если деепричастие позиционируется как глагольная форма, то его начальная форма будет инфинитивом: рисуя - рисовать .
Форма и однокоренное слово
Следует понимать, что такое форма слова, говоря об однокоренных словах. Последние образуются с помощью словообразующих морфем: приставки либо суффикса. В изменении же словоформы участвует исключительно окончание.
Для примера приведем слово человек . Изменение его формы: человека - человеку - человека - человеком - о человеке . Слова различаются лишь флексиями. Лексическое значение неизменно. Теперь подберем однокоренные слова: человечек, очеловечивание, человечность . Эти слова уже имеют различные лексические значения и отличаются друг от друга наличием суффиксов и приставок (очеловечивание).
Особые случаи
В русском языке есть особые случаи, названные «несвободность» форм - это такое явление, при котором полностью формообразующую цепочку составить невозможно.
К примеру, к слову кочерга затруднительно подобрать форму множественного числа, от прилагательного красть невозможно образовать страдательное причастие несовершенного вида по принципу рисовать - рисуемый . Зная, что такое форма слова и ее цепочка, вы избежите ошибок в этом вопросе.
Чтобы словосочетания и предложения в русском языке были связным и понятными, значимые слова в большинстве своем имеют разные грамматические формы, которые позволяют связывать их между собой. И у всех таких значимых слов есть “отправная точка” – начальная форма слова, причем у каждой части речи ее грамматические показатели свои. Поставить слово в такую форму – значит многое о нем узнать, например, как оно пишется или что обозначает.
Что такое начальная форма и как поставить в нее слово?
Чаще всего слово необходимо поставить в начальную форму для того, чтобы проще было найти его в словаре – орфографическом, толковом, этимологическом и т. п. Поскольку неизменяемые слова, в том числе служебные части речи, никак не изменяются, то у них нет и начальной формы.
В русском языке есть слова, не имеющие начальной формы, например, глаголы неймется и гнетет не используются в инфинитиве.
Так, для того, чтобы выяснить начальную форму существительного, нужно привести его к виду “единственное число, именительный падеж” (за исключением случаев, когда оно используется только во множественном).
У местоимений начальная форма зависит от того, к какой категории они относятся. Так, у личных она такая же, как у существительных, а у притяжательных показатели совпадают с прилагательными.
Для числительных начальной формой является именительный падеж, а для тех, которые изменяются по родам и числам – соответствующие формы, то есть единственное число, мужской род.
Начальная форма глагола
Также важно ответить на вопрос, что такое начальная форма глагола, то есть инфинитив. Это глагол с неопределенной форме, который отвечает на вопрос что делать или что сделать?
Он лишен наклонения, рода, числа, времени и лица, то есть является, что называется, глаголом в чистом виде, который обладает максимально полной лексической информацией и при этом минималистичен с грамматической точки зрения.
Было проведено исследование, целью которого являлась частотность использования инфинитивов в тексте по сравнению с использованием глаголов вообще. И было выяснено, что хотя в деловой речи глаголы использовали меньше всего, среди них преобладала как раз неопределенная форма. В научном стиле, который носит отвлеченный характер, также часто используется инфинитив, а вот в художественном он не так популярен.
Что мы узнали?
Те слова в русском языке, которые могут принимать разные грамматические формы, то есть изменяемые, имеют и начальную форму. Она нужна для того, чтобы получить общую информацию о слове и найти его в словаре. У каждой части речи своя начальная форма, которая зависит от того, какие изменяющиеся грамматические признаки она имеет. Особый случай – это глагол. Его начальной формой является инфинитив, то есть максимально обезличенная глагольная форма, лишенная грамматических признаков. При этом именно среди глаголов чаще всего встречаются слова без начальной формы.
Корень с приставкой (приставками) и суффиксом (суффиксами) или без таковых образуют основу слова .
Окончание является формообразующей морфемой, оно изменяет форму , но не смысл слова . В зависимости от части речи, окончание указывает на число, род, лицо. Именно окончанием слова изменяемых частей речи отличаются от своей формы. Изменяемыми частями речи в русском языке являются: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.
Чтобы определить начальную форму слова , определите вначале, к какой части речи это слово относится. Для этого надо выяснить его значение. Поставьте вопрос: «Что обозначает данное слово?» Если предмет – перед вами имя существительное, признак предмета – имя прилагательное, количество или порядок счета предметов – имя числительное, если слово не обозначает указанные выше характеристики, а лишь указывает на них, то . Наконец, если слово обозначает действие – то .
У начальной формы каждой из перечисленных частей речи есть свой вопрос. Ставьте вопрос, и ответом на него будет как раз . Например: «В третий раз закинул он невод в синее море».
Закинул (куда? во что?) в море, обозначает предмет – имя существительное. Н. ф. – им.п., ед. ч. Контрольные вопросы: «кто?», «что?». Что? – море.
В море (какое?) синее, признак – имя прилагательное. Н.ф. : м.р., ед. ч, им. п. Определяющий вопрос для н.ф.: какой? Какой? – синий.
В (какой раз?) третий, обозначает порядок при счете – порядковое числительное. Н.ф. : м.р., ед. ч, им. п. Какой? – третий.
Закинул он – местоимение, употреблено вместо существительного старик. Стоит в н.ф. Кто? – он.
С необходимостью нахождения корня в учащиеся сталкиваются при выполнении морфемного разбора или в результате проверки его написания при подборе однокоренных слов. Не все школьники владеют в совершенстве навыком определения корня. Как же научиться выделять главную часть слова ?
Инструкция
Прежде всего, вы должны знать, что корень - это единственная обязательная часть слова . Без приставки, и даже слова могут существовать. Без корня - нет.Обратите внимание на то, что, когда вы будете выполнять слова , корень следует обозначать в последнюю очередь, после приставок, суффиксов и т.д.
Помните, что корень - это общая часть всех родственных слов. Поэтому, первое, с чего необходимо начать нахождение корня слова - это составление цепочки однокоренных слов.Когда вы подберете достаточное количество родственных слов, выделите их общую часть, т.е. корень .Но имейте в виду, что ситуации, когда главная часть в этих слова х будет иметь несколько иной вид. Это можно увидеть на примере слов "несу" и "носить". Обратите внимание, что в одном случае будет корень "нес", а в другом - "нос". Происходить подобное может, если возникает чередование при изменении грамматической формы или при подборе родственных слов. В данном случае "е" чередуется с "о".
Еще с начальных классов школьники знают, что в корне заключено общее значение всех однокоренных слов. Но вы должны также помнить, что в есть слова с одинаковым корнем, но в то же время не являющиеся родственными. Если вы попробуете выделить главную значимую часть в слова х "водяной" и "водитель", то увидите, что она одинакова - "вод". Но эти слова нельзя считать родственными.Помните, что при обозначении корня вы должны также обращать внимание и на , заключенное в нем.
Знайте, что вам могут встретиться слова не с одним, а сразу с несколькими корнями. Например, в "пешеход" сразу два корня - "пеш" и "ход", которые связаны соединительной гласной "е". А в слове "землетрясение", которое образовано путем сложения от слов " " и "тряска", - корни "земл" и "тряс".Изменяйте форму слова , подбирайте родственные, и вы без труда сможете определить корень в любой ситуации.
Источники:
- корень слова сколько
В англоязычных странах, обращаясь к женщине, принято прибавлять к ее имени «мисс» или «миссис». Но важно знать, в каких случаях употребляется то или иное слово, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.
В , как и во многих других европейских языках, существуют специальные формы обращения, принятые по отношению . Причем, до недавнего времени существовало очень четкое разграничение, как следует обращаться к молодой или даже не слишком молодой, но и к замужней даме.
Обращение «мисс»
Обращение «мисс» принято употреблять по отношению к девушкам, еще не вступившим в брак. Исследователи-языковеды считают, что такая появилась в 17 веке. Интересно, что и к школьным учителям женского пола принято обращаться «мисс», независимо от их семейного статуса. Эта традиция сохранилась с тех времен, когда только незамужние девушки имели право устраиваться на работу.
Обращение «миссис»
Еще не так давно к замужней женщине принято было обращаться «мистрис», прибавляя при этом имя и фамилию ее мужа, например, «мистрис Томас Клейм». Потом слово «мистрис» было заменено на обращение «миссис», но замужнюю даму также именовали по имени мужа «миссис Томас Клейм», и только значительно позже женщины, будучи замужем, получили «право» сохранять свое имя при официальном наименовании: «миссис Элен Клейм».
Овдовев, женщина продолжает именоваться мужа и в обращении к ней принято использовать слово «миссис». Если дама разведена, то по своему она может представляться как «миссис Клейм» (по мужа) или именоваться «мисс» и называть свою девичью фамилию.
Новая форма обращения «миз»
Но меняется общество, изменяются вместе с ним и , и язык. В последнее время в англоязычных странах все большую популярность завоевывает обращение «миз». Эта форма обращения нейтральна, соответствует русскому «госпожа» и используется как по отношению к замужним, так и к незамужним женщинам. Инициаторами введения такого обращения стали феминистки 50-х годов. Они считали, что это позволит женщине уравняться с мужчиной в своем социальном статусе. С 70-х годов прошлого века обращение принято в обществе как официальное. В бизнес-кругах оно уже прочно вошло в обиход. Да и в повседневной жизни все чаще к женщине обращаются «миз» до тех пор, пока она сама не захочет подчеркнуть свой матримониальный статус, попросив обращаться к ней «мисс» или «миссис».
К слову, во французском языке официально уже изъято из употребления известное всем обращение к незамужним девушкам «мадемуазель». Теперь француженку любого возраста и семейного положения принято называть только «мадам». Кто знает, возможно, в скором времени и английские обращения «мисс» и «миссис» будут признаны устаревшими и выйдут из общего употребления?
Видео по теме