I. общая характеристика глагола, его основы и классы. II. Система глагольных форм. Основы глагола

Главная / Начальная школа

ГЛАГОЛ

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Глагол - это знаменательная часть речи, которая вклю­чает в себя знаменательные слова, обозначает действие или состояние как процесс и передает это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица. Основная синтаксическая функция глагола -быть сказуе­мым.

Значения действия и состояния - это наиболее обобщенные-значения глагола. Они могут быть и конкретизированы. Так, глаголы могут обозначать физические действия (колоть, рубить), перемещения в пространстве (бежать, лететь), чувства (радовать­ся, горевать), состояние (спать, висеть), становление признака (краснеть, зеленеть), речь (говорить, кричать), мысль (думать, полагать) и др.

По своим признакам глагол противопоставлен имени.

Есть такие глагольные категории, которые присущи любой глагольной форме: это категории вида и залога. Остальные кате­гории присущи только личным формам.

Парадигма глагола - это сложная система, состоящая из нескольких подсистем.

Все глагольные формы делятся на две груп­пы: спрягаемые формы (предикативные) и неспря­гаемые (непредикативные). Ядро глагольных форм составля­ют формы личные, спрягаемые. Они имеют значение наклонения, времени, лица, числа (а некоторые и рода), например: глагол пишу имеет значение изъявительного наклонения, настоящего времени, 1-го лица, ед. числа; писала бы - значение сослага­тельного наклонения, ед. числа, жен. рода; пишите - значение повелительного наклонения, 2-го лица, мн. числа и т. д.

Итак, с п р я г а е м ы е формы - это словоизмени­тельные формы глагола: формы наклонения, времени, лица, числа и рода.

К неспрягаемым, неличным формам относят­ся инфинитив (неопределенная форма), причастие и еепричастие. С другими глагольными формами их объеди-"пот категории вида и залога.

ИНФИНИТИВ

Инфинитив, иначе неопределенная форма, рассматривается, подобно И. падежу имени существи­тельного, в качестве начальной, исходной формы глагольной парадигм ы. Это неизменяемая фор­ма, она имеет значение только вида (решать - решить), зало­га (доставлять письма - действительный залог, доставляться поч­тальоном - страдательный залог).

Инфинитив имеет свои формальные показатели: суффиксы -ть, -ти, -чь 1 . Самым распространенным является суффикс -ты чи­тать, писать, говорить и т. д. Все новые глаголы имеют только >т суффикс.

Небольшая группа глаголов имеет суффикс -ти: идти, везти, >сти, грести и др. У всех непроизводных глаголов этот суффикс 1арный; ударение сохраняется и в префиксальных глаголах, юме тех, которые образованы при помощи префикса вы- (раз-9стй - вывезти). У ряда глаголов с суффиксом -ти при образо-шии форм настоящего/будущего времени в основах происхо-нерегулярные чередования согласных: грести - гребут, плес-- плетут и т. д. (плести - из плетти, грести - из гребти).

У немногих глаголов инфинитив оканчивается на -чь: жечь, хь, мочь, беречь, печь, стеречь и др. Это глаголы с основой г и к в настоящем/будущем времени. Поскольку теперь эти федования воспринимаются как регулярные, то -чь относится ювременно и к корню, и к суффиксу, т. е. налицо наложение, тликация (исторически же печь из пекти; кт/ч).

Синтаксические функции инфинитива различны. Он может выступать в роли любого члена предложения. Так, он может быть несогласованным определением: Желание учиться никогда не покидало его 1.Т.); дополнением: Прошу уволить меня от дальнейших вопро­се (Пауст.); обстоятельством цели: Я, ваш старинный сват кум, пришел мириться к вам... (Кр.) Однако прежде всего 1финитив входит в состав сказуемого. Например: Курить - коровью вредить (Поел.). Здесь первый глагол в форме инфи­нитива является подлежащим, второй - сказуемым. Около полу­дня Омелько... вывел из конюшни тройку лошадей и начал привя­зывать их веревкою к величественному экипажу (Г.). Инфини­тив входит в состав сказуемого.

В односоставных предложениях инфинитив может быть глав ным членом предложения: Вам не видать таких сражений (Л.).

Методическое примечание. Изучению глагола в курс-г русского языка начальной школы отводится большое место. Изучает ся глагол во 2-м и 3-м классах. Во 2-м классе дается определение, учитываюшее семантику (обозначает действие), и вопросы, на которые отвечают глаголы в связной речи.

В 3-м классе понятия о глаголе расширяются. В частности, дается понятие о неопределенной форме: обращается внимание на вопросы к неопределенной форме, а также дается указание на отсутствие у этой формы одного из грамматических признаков - значения времени.

ОСНОВЫ ГЛАГОЛА И ОБРАЗОВАНИЕ ОТ НИХ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Глаголы, в отличие от имен, образуют фор мы не от одной основы, т. е. различные глаголь­ные формы могут образовываться от раз­ных основ.

У подавляющего большинства глаголов выде­ляется две основы: основа инфинитива и ос­нова настоящего времени (читать - чита\-ут, ри-сова-ть - pucyj-ут, бежать - бег-ут, говори-ть - говор"-ат и т.д.). Основа инфинитива находится путем отбрасы­вания суффикса, основа настоящего времени - личных окончаний в форме 3-го лица мн. числа глаголов настоя щего/будущего простого. Чаще всего основа инфинитива оканчи­вается на гласный, а основа настоящего/будущего времени - на согласный. Кроме того, между этими двумя основами наблю­даются и другие различия. Основа настоящего времени может быть короче инфинитива, т. е. происходит процесс усечения ос­новы {говори-ть - говор"-ат, писа-ть - пиш-ут и т. д.). Может происходить и обратный процесс - процесс наращения (чи­тать- чита"уут, дума-ть - дума\-ут и т. д.). В основах могут быть различные чередования гласных и согласных (писа-ть - пиш-ут, плака-ть - плач-ут, пе-ть - noj-ут, мя-ть - мн-ут и т. д.)

Некоторые глаголы имеют три основы: ин­финитива, настоящего времени и прошедшего времени, так как основы инфинитива и прошедшего времени у них не совпадают (тере-ть - тер - тр-ут; мокнуть - мок - мокнут и др.). В таких случаях у ряда глаголов образуются параллельные формы: мок//мокнул, мокший //мокнувший и т. Д-(т. е. формы образуются и от основы инфинитива, и от основы прошедшего времени).

От основы инфинитива образуются следу­ющие глагольные формы:

1) формы прошедшего времени изъявительного наклонения па-\-л, писа-\-л);

2) формы сослагательного наклонения (чита-\-л бы, писа+л

3) причастия прошедшего времени действительного залога 1та -\-вш-\-ий, писа-\-вш-\-ий), страдательного залога (написа-\-

1 -\-ый, чита-\-нн-\-ый);

4) деепричастия от глаголов совершенного вида (написа-\-в,
шита
+ в).

От основы настоящего времени образу­йся:

1) формы настоящего/будущего времени (пиш-ут, чита\-ут)\

2) формы повелительного наклонения (пиш-\-и, 4UTaj -\-e);

3) причастия настоящего времени действительные (пиш+ \-\-ий, чита}+ущ -\-ий) и страдательные (чита}-\-эм-\-ый);

4) деепричастия от глаголов несовершенного вида (чита\-\- а, говор""+а).

У некоторых глаголов на -ти имеется только одна основа, е. основы инфинитива и настоящего времени у них не разли-нотся: нес-ти - нес-ут, вез-ти - вез-ут).

У глаголов типа узнавать, сознавать формы повелительного 1Клонения образуются от основы, содержащей суффикс -ва-узнавай, узнавай), который отсутствует в основе настояще-)/будущего времени (узна\-ут, созна\-ут).

КЛАССЫ ГЛАГОЛА

Глаголы с одинаковым соотношением ос-в инфинитива и настоящего времени объединяются в группы, которые принято называть к л а с-ами глаголов. Так, в один класс объединяются глаголы основой на -а(ть) в инфинитиве и на -а] - в настоящем вре-;ни: чита-ть - чита\-ут, дума-ть - дума\-ут и др. В другой iacc объединяются глаголы с другим соотношением основ.

Классы глаголов делятся на продуктивные непродуктивные. Продуктивные классы - это 1ассы, пополняющиеся новыми глаголами с таким же соотно­си ж".! основ. Непродуктивные классы новыми глаго-1ми не пополняются.

В русском языке продуктивных классов пять, ■й класс. Основа инфинитива на -а(ть), основа настоящего)емени на -aj (бега-ть - бега\-ут, поднима-ть - поднима}-ут). \о подсчетам исследователей, приблизительно половина русских 1аголов относится к 1-му продуктивному классу/Продуктивность &еспечивается прежде всего образованием глаголов несовершен­но вида от глаголов совершенного вида других продуктивных непродуктивных классов с помощью суффиксов -ыва-, -ва-, Например: подписа-ть - подпиш-ут (непродуктивный iacc)-»- подписыва-ть - подписыва\-ут (1-й продуктивный класс); поджари-ть - поджар"-ат (5-й продуктивный класс)-* поджаривать- поджарива\-ут (1-й продуктивный класс).

К 1-му продуктивному классу относятся: отыменные глаголы (заземлять, столярничать, обедать и т. д.)-глаголы, образованные от междометий и звукоподражательных слов (ахать, охать, бухать); многие термины, в том числе и линг­вистические (акать, окать, екать, икать).

2-й класс. Основа инфинитива на -е(ть), настоящего времени на -ej (зелене-ть - зелене\-ут, черне-ть - чернеуут).

Продуктивность класса обеспечивается отыменными образо­ваниями, в первую очередь от прилагательных со значением «проявлять признак», «становиться таким» (толстый - толстеть, худой - худеть, ум - обезуметь и т. д.).

3-й класс. Основа инфинитива на -ова(ть) ева(ть), основа

настоящего времени на -у\ (атакова-ть - атакуj-ут, агитиро ва-ть - агитиру\-ут). Этот класс пополняется прежде всего счет заимствованных слов (классифицировать, диктовать, аресто­вать и др.). Глаголы этого класса образуются от имен (бедст­вовать, бороновать, голосовать, ночевать, зимовать и др.) 4-й класс. Основа инфинитива на -ну(ть), настоящего времени -н (ишгну-ть - шагн-ут, стукну-ть - стукн-ут).

Класс продуктивный и многочисленный прежде всего за счет образования глаголов однократного способа действия, т. е. таких, которые обозначают действие, совершенное в один прием, один раз (толкнуть, ахнуть, крикнуть и т. д.).

5-й класс. Основа инфинитива на -и(ть), основа настоящего вре­мени на согласный (лови-ть - лов"-аг, пусти-ть - пуст"-ат). Этот класс пополняется отыменными глаголами (мастерить, утюжить, рыбачить и др.). Значительную группу составляют гла­голы, образованные от прилагательных со значением «делать таким» (черный - чернить, белить, чистить, укрупнить, уплот­нить и др.).

Для глаголов данного класса характерны чередования в ос­нове настоящего времени и чередования в двух основах (прост -ить - прощ-у - прост"-ат, объяви-ть - объявл"-у - объяв"-ат и т. д.).

Все остальные глаголы относятся к непродуктивным классам Среди глаголов непродуктивных классов выделяются несколько групп, ограниченных по своему.составу, включающих древ­нейшие по образованию и весьма употребительные глаголы Например: да-ть - да-м, взя-ть - возьм-ут и т. д.

Можно выделить несколько групп непродуктивных классов глаголов.

1. Глаголы с основой инфинитива на -а(ть), которого нет в основе настоящего времени (бра-ть - бер-ут, паха-ть - паш-у-плака-ть - плач-у и др.).

2. В основе инфинитива -ере(ть), в основе настоящего времени -р (умере-ть -* умр-ут, тереть - тр-ут, запере-ть - запр-ут и др.)-

3. Глаголы с полногласным сочетанием -оло-, -оро- в конце ос­новы инфинитива и с л", р" в конце основы настоящего времени (поло-ть - пол"-у, боро-ть-ся - бор"-у-с"в и др.).

Примечание. У некоторых глаголов 1-го продуктивного класса имеются параллельные формы. Так, от глагола воспитывать образуются формы причастий воспитываемый и воспитуемый; испытывать - испы­тываемый - испытуемый; наказывать - наказываемый - наказуемый; связывать - связывающий и связующий (звено); указывать - указы­вающий и указующий. Как можно заметить, вторые формы образуются по модели 3-го продуктивного класса. Вторые формы употребляются в книжной речи; часть из них термины (наказуемый, воспитуемый) и перешли в прилагательные или существительные.

Глаголы непродуктивных классов испытывают влияние глаголов продуктивных классов, поэтому образуются параллельные формы: маха-ть - маш-у - *маха\-у; плака-ть - плач-у - *плака}-у (в речи детей младшего возраста) и т. д.


У глагола выделяются две основы : основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 ли­ца множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы ): нес - л-а, писа - л-а, гово­ри - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъяви­тельного наклонения: несу, напиш-у, говорю, 4 umaj -y (орфографически - читаю), pucyj -y (рисую).
2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 3. Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj -ущ-ий (читающий), pucyj -ущ-ий (рисующий).
4. Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый), pucyj -эм-ый (рисуемый).
5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. 5. Деепричастия несовершен­ного вида: нес-я, говоря, чита" j а (читая), pucyj -a (рисуя).

В отличии от имен, имеющих 1 основу, для глаголов характерны 2 основы:

    основа инфинитива

    основа настоящего времени

Все глаг формы образуются от этих основ.

Небольшая группа глаголов имеет 3 основы: (учебник Шанский, Тихонов)

    основа инфинитива

    основа прошедшего времени

    основа настоящего времени

    Основа Инфинитива определяется по неопределенной форме глагола. От этой вормы нужно отделить формант –ТЬ или –ТИ

Н: петь – пе- , нести – нес-

Если инфинитив оканчивается на - ЧЬ, то основа совпадает с неопределенной формой

Н: печь – печ-

У большинства глаголов основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени.

    Основа прошедшего времени определяется по форме ж.р.. ед.ч, прош.вр. Отделяется окончание –А, и суффикс -Л-

Н: пела – пе-, несла – нес-

У меньшей части глаголов эти основы не совпадают

Н: беречь – береч- (основа н.вр) – берег- (осн.пр.вр)

погаснуть – погасну-погас

От основы инфинитива образуется сам инфитив, прошедшее время, сослагательное наклонение, причастие прошедшего времени, деепричастие совершенного вида

    Основа настоящего времени определяется:

по форме 3л., мн.ч. наст.вр (если глагол несовершенного вида)

либо по форме будю прост (если глагол совершенного вида)

отделить окончание –УТ, -АТ

Н: писать – пишут- пиш-

Спеть –споют –спой-/споj- ([спаj/ут])

От основы настоящего времени образуются простое будущее совершенного вида, формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени, деепричастие несовершенного вида, настоящее время глагола.

Инфинитив Основа настоящего времени

Слушать - слуша –

Стеречь - стереч –

Находить - находи-

Учиться -учи-ся-

Беречь - береч-

Засмеяться -засмея- ся

Спасти -спас-

Мести - мес-

(по Балалыкиной Э.А.)

СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ

В современном русском языке отсутствуют универсальные механизмыобразования глагольных форм. Безусловно, с точки зрения изменения по лицам и числам. Все глаголы делятся на 2 типа спряжения. Однако, при распределении глаголов по спряжению, мы не учитываем всех механизмов образования глагольных форм, в частности презентных.

С точки зрения механизма образования гл.ф глаголы делятся на много групп, которые принято называть словоизменительными классами. Распределение строится а соотношении 2-х основ, а так же с учетом типа спряжения. Традиционно следует выделять:

А) глаголы продуктивных классов

Б) глаголы непродуктивных классов

В) остающиеся вне классов глаголы

Продуктивные от непродуктивных глаголов отличаются тем, что они включают в себя большую часть глаголов лексики. Вновь образующиеся в языке глаголы создаются по модели глаголов продуктивных классов.

Н: инкрустировать, юриспруденция, а так же окказионализмы - чингизханить

Система продуктивных классов была намечена Георгием Павским в 19в, более детально была раскрыта в работе Карцевского (в Праге) в 1927г

Классификация глаголов по кл-ам по Виноградову

Основа инф Основа наст вр

1пр. – а -аj-

(чита-, гул’а-) (читаj-, гул’aj-)

2пр. –е - еj-

(беле-) (белеj-)

3пр. –ова-/-ева- -уj-

(рисова-) (рисуj-)

4пр. глагола, основа инфинитива -t’-

которых оканчивается на – t’u-

воз’и- воз’-

реши- реш-

5 пр. –ну -н

Кникну- крикн-

Не все глаголы на -НУ, а только те, которые имеют значение однократности, он сохраняется в пр.вр.

Непродуктивные классы

К ним относится не большая часть глаголов (примерно 400 непроизвольных гл и их образования) Выноградов выделяет 17 непродуктивных классов

      писать, вязать

    1. живописать

Глаголы вне классов:

Одиночные, изолированные глаголы:

Быть, бежать, создать, дать, есть, надоесть, ехать, идти, ошибиться, реветь, спать, хотеть, чтить

а т.ж. приставочные образования от этих глаголов

Алгоритм определения словоизменительного класса

    надо проверить не относится ли глагол к глаголу вне класса (одиночные. изолированные) , если нет, то идем дальше

    выдели основы инфинитива и настоящего времени

    сравни эти основы. Если соотношение основ такое же как у продуктив. кл, то пишем номер класса. Если не совп., тогда не продуктив. кл

II. Система глагольных форм. Основы глагола. - раздел Образование, МОРФОЛОГИЯ...

Глаголы в формах настоящего, будущего и прошедшего времени и в любом из наклонений называются личными, илиспрягаемыми . Кнеличным, илинеспрягаемым формам глагола, как уже было отмечено, относятся инфини­тив, а также причастия и деепричастия (если рассматривать причастия и деепричастия не как самостоятельные части речи, а как формы глагола).

Хотя все четыре формы глагола имеют свой набор морфологических признаков, общими для всех являются категории вида, залога, переходности/непереходности.

Все формы глагола образуются от двух глагольных основ: основы настоящего времени и основы инфинитива.

Основа настоящего времени может быть получена, если от глагола 3 лица множественного числа настоящего времени отделить личные окон­чания (пиш - ут, чита - ют).

От основы настоящего времени образуются:

· личные глаголы в настоящем/будущем времени (нес+у - несу , нес+ешъ - несешь , нес+ет - несет );

· глаголы повелительного наклонения (чита+й - читай , нес-и - не­си );

· действительные причастия настоящего времени (чита+ющ+ий - читающий , нес+ущ+ий - несущий );

· страдательные причастия настоящего времени (чита+ем+ый - читаемый );

· деепричастия несовершенного вида (чита+я - читая ).

Основу инфинитива (она часто совпадает с основой прошедшего времени) можно получить, если от инфинитива отделить суффикс (видеть - виде , нести - нес ). Эту же основу можно получить, если отделить суф­фикс л , от глагола прошедшего времени (слушал - слуша ).

Иногда основа инфинитива не совпадает с основой прошедшего времени (печь - пе , пекла, пек - пек ; грести - гре , гребла, греб).

От основы инфинитива образуются:

· личные глаголы в прошедшем времени (чита+л - читал );

· глаголы в сослагательном наклонении (чита+л + бы - читал бы );

· действительные причастия прошедшего времени (чита+вш+ий - читавший );

· страдательные причастия прошедшего времени (прочита+нн+ый -прочитанный , расколо+т+ый - расколотый );

· деепричастия совершенного вида (прочита+в (вши) - прочитав ).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

МОРФОЛОГИЯ

На сайте сайт читайте: МОРФОЛОГИЯ. Г Ф Рахимкулова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КРЕДИТНО-МОДУЛЬНЫЙ КУРС
Введение: цели и задачи изучения курса «Морфология современного русского языка» на факультетах (отделениях) журналистики университетов Данное учебное посо

МОДУЛЬ I. ИМЕННЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Комплексная цель модуля I: · дать теоретическое представление о морфологии современного русского языка, который изучается на семантико-структурной основе; · предс

Грамматическое значение
Лексикология и морфология изучают слово. Но лексикология изучает словарный состав языка. В этом разделе важно изучить значения слов. Например, слово земля имеет несколько значений: 1. Третья

Грамматических значений
Синтетический - грамматическое значение в одном слове Аналитический - грамматическое значение в двух словах а) окончания: кн


Вопрос о природе морфологических категорий знаменательных частей речи – один из самых спорных в современной грамматической теории. Выделяются в целом 2 типа грамматических категорий. 1) Кл

Система грамматических (морфологических) категорий в современном русском языке
Типы грамматических категорий Классификационные Словоизменительные Смешанного типа РОД име

Знаменательные и служебные части речи.
Части речи – это класс, группа слов, объединенных общностью категориального значения, морфологических признаков и синтаксических функций. Из этого определения следует, что

Основные отличия знаменательных частей речи от служебных
Знаменательные части речи Служебные части речи 1. Выражают понятия 1. Понятий не выражают 2. Выполняют номин

Вопросы для самопроверки
1. Что такое грамматика? Из каких частей она состоит? 2. Что изучает морфология? Каковы ее основные задачи? 3. Какое значение является в слове грамматическим? Чем оно отличается о

Морфологические признаки
Итак, основу грамматического значения имени существительного определяет понятие предметности, которое объединяет в одну группу слова, обозначающие конкретный предмет (стол), отвлеченное поня

II. Лексико-грамматические разряды имен существительных
По своим лексическим и грамматическим признакам имена существительные делятся на следующие лексико-грамматические разряды: · собственные и нарицательные; · одушевленные и неодушев

Средства выражения родового значения существительных
Показатели родового значения Средства выражения Примеры Морфологический показатель Окончание имени существительного

Род несклоняемых существительных
а)Несклоняемые названия людей определяются реальным биологическим полом (мужской род – месье, камикадзе; женский род – мисс, мадам, леди). б) Названия животных – это, в основ

IV. Число имен существительных
Имена существительные имеют два грамматических значения числа: единственное и множественное. Существительные в единственном числе обозначают один предмет (стол), существительные во множестве

Система падежей. Склонение
Падежимен существительных выражает отношение имени существительного к другим словам в словосочетании и предложении. В русском языке шесть падежей. Именительный падеж являе

Типы склонения имен существительных
Имена существительные по отношению к словоизменению Склоняемые Несклоняемые 1-е склонение 2-е склонение

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение имени существительного как части речи, укажите его семантические, морфологические признаки, синтаксические функции. 2. Назовите лексико-грамматические разряды имен сущ

Орфографический тренинг
Задание 1.Допишите окончания существительных ко времен __ об инфляци __ в Заполярь __ о гени __ о сумм __ в


«Имя существительное как часть речи» 1. Определите имя существительное как часть речи 2. Какие имена существительные

Морфологические признаки
Прилагательное объединяет в одну группу слова, обозначающие признак как качество или свойство предмета (красивый, добрый, хороший), через отношение к другому предмету: неодушевленному (ду

II. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных
Имена прилагательные по характеру лексического значения и грамматическим признакам делятся на три лексико-грамматических разряда: 1. Качественные прилагательные обозначают

Переход прилагательных из одного разряда в другой
В современном русском языке процесс перехода прилагательных из одного разряда в другой является живым и активным, что отражают приведенные ниже таблицы.


Сравнительная степень или компаратив - это форма прилагательного, обозначающая, что названный ею качественный признак представлен в большей степени, чем тот же признак, названный п

Образование простой и сложной сравнительной степени
Превосходная степень указывает на превосходство (наибольшую меру) признака в одном предмете (лице) по сравнению с группой однородных предметов (лиц). Простая прево

Синтаксические функции кратких прилагательных
· Именная часть составного именного сказуемого: Все хорошо под сиянием лунным. · Обособленное определение: В открытом поле надо мной гуляет, волен и беспутен, январский ветер

Образование краткой формы.
Краткие формы имен прилагательных образуются при помощи: 1) усечения окончания, если основа слова оканчивается на р, л, д, т: (круглый – кругл, бодрый – бодр

V. Склонение имен прилагательных
Имена прилагательные представлены следующими типами склонений: 1. I склонение. К первому склонению относятся все качественные и относительные прилагательные с твердой, мяг

Склонение качественно-относительных прилагательных с твердой, мягкой и смешанной основой
Ед. число Мн. число Им. п. красивый синий строгий костюм красивые синие строгие костюм

Признаки субстантивированных прилагательных
· Приобретают род, число, падеж, подобно существительным (портной - м.р.; приданое - ср.р.; мостовая - ж.р.); · Могут иметь при себе определения (каменная мосто

VII. Переход других частей речи в прилагательные
Переход других частей речи в прилагательные называется адъективацией (от лат. adjectivum - прилагательное). Чаще всего в прилагательные переходят причастия. 1) Полная адъе

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение имени прилагательного как части речи, укажите его семантические и грамматические признаки. 2. Перечислите лексико-грамматические разряды имен прилагательных; приведите

Орфографический тренинг
Задание 1Укажите, как пишутся суффиксы в приведенных прилагательных е/и е/и с/ск глянц __ вый кра __ вой милост __ вый вещ __ в


«Имя прилагательное как часть речи» 1. Определите прилагательное как часть речи 2. Охарактеризуй

Морфологические признаки
Наиболее существенный признак этой части речи – способность участвовать в счете, которая может проявляться по-разному: - обозначать сумму счета (три стола); - обозначать за

II. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Их характеристика.
При выделении разрядов числительных в первую очередь учитывается своеобразие лексической семантики данной группы слов, которые по-разному называют количественные признаки считаемых предметов (тр

III. Разряды числительных по структуре
По структуре имена числительные могут быть: · простыми · сложными · составными Данная классификация учитывает морфемный состав числительных: Про

IV. Склонение числительных
1) Склонение числительного один. Склоняется как местоимение этот (один - этот, одного - этого и т.д.). 2) Склонение числительных два (мужской и средний род), две

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение имени числительного как части речи; покажите, на каком основании выделяется эта часть речи. 2. Возможна ли классификация числительных по структуре? На какие разряды? П

Орфографический тренинг
Задание 1Укажите, в каких сложных словах имеется элемент – дву, а в каких – двух Дву бортный дву атомный дву жильный дву


«Имя числительное как часть речи» 1. Охарактеризуйте имя числительное как часть речи 2. Укажите начальную форм

Морфологические признаки
В смысловом отношении, местоимение, взятое само по себе, характеризуется высокой степенью абстракции, обобщеннымуказанием на предмет, признак, количество. И только в тексте реализуется его конкретн

II. Лексико-грамматические разряды местоимений. Их общая характеристика
Наибольшее распространение получила классификация, основанная на семантическом принципе. По значению все местоимения делятся на 9 разрядов. 1) Личные (я – мы; ты – вы;

Склонение местоимений-существительных
· Склонение личных и возвратных местоимений Косвенные падежи личных местоимений образуются при помощи супплетивных основ. Возвратное местоимение себя не имеет именительного п

Склонение местоимений-прилагательных
· Склонение местоимений мой, твой, свой, чей, ваш, наш. У местоимения чей гласный е беглый: он отсутствует во всех падежах, кроме именительного и сходного с ним вините

IV. Переход местоимений в другие части речи
· В функции местоимения может выступать числительное один, когда в контексте приобретает указательное или неопределенное значение: И она думала только об одном: устоять, удер

Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте местоимение как части речи; приведите примеры. 2. Укажите различия в понимании границ местоимения как части речи. Чья позиция представляет вам наиболее правильной?

Орфографический тренинг
Задание 1Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. н__чего не делать н __что необъяснимое н __ (под) каким видом н __ в (чем) сомне


«Местоимение как часть речи» 1. Определите местоимение как часть речи 2. Укажите начальную форму местоимения

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ I
1. Что понимается под с/с «именные части речи» 2. Какие имена существительные называются собственными?

Комплексная цель модуля II
Русский глагол обладает довольно сложной системой формообразования, однако в практических курсах русского языка ему уделяется недостаточно внимания. В частности, в школьном курсе вообще никак не от

Морфологические признаки
Значение действия как процесса у глагола выражается категориями: вида– отношением действия к его внутреннему пределу (решать - решить); наклонения – отношен

III. Неопределенная форма глагола (инфинитив).
1. Инфинитив- «словарная», начальная, исходная форма глагола. Он на­зывает процесс абстрактно, то есть не связывает его со временем, в те­чение которого он длится, с теми, кто осущ

Вид глагола
Категория вида принадлежит к числу важнейших характеристик глагола. Любой русский глагол является глаголом совершенного или не­совершенного вида, многие глаголы составляют видовые пары: зажечь -

Переходность и непереходность глаголов
Переходные глаголы - это глаголы, которые обозначают действие, направленное на какой-нибудь предмет (объект), причем этот предмет должен выражаться существительным в винительном па

Залог глагола
Значительная часть глаголов русского языка способна выступать в противопоставленных конструкциях типа Рабочие строят дома - Дома строятся рабочими. Секретарь подписывает протокол - Протокол подп

Спряжение глаголов
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением(вузком смысле этого слова). Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В русском

Наклонение глагола
Наклонение - это устанавливаемое говорящим отношение действия к действительности. Русский глагол имеет три наклонения: · изъявительное (пишу), · п

Категория лица. Безличные глаголы.
Лицо - одна из важнейших характеристик глагола. Лицо присуще глаголам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также глаголам повелительного наклонения. Категория

Категория числа и рода глагола
Категория числа и рода глаголов – это не самые важные характеристики глагола, так как они характеризуют не столько само действие, сколько субъектов действия. Число глаголов

Орфографический тренинг
Задание № 1.Вставьте пропущенную букву, выделите суффикс. 1 завед _ вать 1 бесед _вать 2 совет _ вать 2 разв _ вать (мысль) 3 высме _ вать 3 гор _ вать


«Глагол как часть речи» 1.Определите глагол как часть речи 2.Подробно охарактеризуйте неопределенную форму

Признаки прилагательного
· Изменяемость по родам (поющий ребенок, поющая девочка, читающий книгу студент, прочитанная студентом книга). · Изменяемость по числам (цветущий сад – цветущие сады).

Признаки глагола
· Вид – совершенный / несовершенный (сделавший (сделать) – делавший (делать).). · Залог – действительный / страдательный (инженер, сконструировавший маши

Значение и образование действительных причастий
Действительные причастия называют признак предмета по действию, которое производит сам предмет (врач, вылечивший больного; руководитель, принимающий решение). Действи

Значение и образование страдательных причастий
Страдательные причастия называют такое действие-признак, которое испытывает на себе действующее лицо или предмет. · Страдательное причастие настоящего времени

III. Переход причастий в другие части речи
Причастия, совмещающие в себе признаки глагола и имени прилагательного, переходят в прилагательные. Процесс перехода причастий в прилагательные называются адъективацией.Адъективаци

Признаки адъективации причастий
· Утрата зависимых слов (жареный на масле картофель (прич.) – жареный картофель (прил.)). · Употребление в переносном значении (извиняющаяся девушка (прич.) – извин

Орфографический практикум
Задание № 1.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы причастий. 1 выкач_нная нефть из бака 1 пряч_щийся 2 ищ_щий 2 кле_щий 3 пристрел_нный (


«Причастие как особая форма глагола» 1.Охарактеризуйте причастие как особую форму глагола 2. Какие из приведен


I.Общая характеристика деепричастия II.Значение и образование деепричастий 1.Значение и образование деепричастий несовершенного вида 2.

Признаки глагола
· Общность лексического значения. Например, у деепричастия прочитав и глагола прочитать общее лексическое значение – воспринять что-либо написанное или напечатанное. · Общая

Значение и образование деепричастий несовершенного вида
Деепричастие несовершенного видаобычно обозначает действие, одновременное с действие глагола-сказуемого: Мой грустный товарищ, махая крылом, кровавую пищу клюет под окном. (

Значение и образование деепричастий совершенного вида
Деепричастие совершенного вида обычно обозначает предшествующее действие (Снявши голову, по волосам не плачут). В постпозиции такое деепричастие может обозначать по

III. Переход деепричастия в другие части речи
Деепричастия, совмещающие в себе признаки глагола и наречия, могут переходить в наречия. Этот процесс называется адвербиализацией. Адвербиализация деепричастия заключается в утрате

Деепричастие как особая форма глагола
1. Охарактеризуйте деепричастие как особую форму глагола 2. Какие из глагольных признаков свойственны деепричастию 1.

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ II
1. Найдите двувидовый глагол в каждой из групп. Составьте предложения, употребив найденные глаголы в значении совершенного и несовершенного вида 1. венчать, выкупать, да

СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ
Комплексная цель модуля III: · подчеркнуть особую специфику двух частей речи – наречия и слов категории состояния, - которая состоит в абсолютной неизменяемости и является

II. Разряды наречий по значению
По своему общему значению наречия делятся на две группы: · обстоятельственные · определительные. Обстоятельственные наречия обозначают различные условия

III. Степени сравнения наречий
Степени сравнения могут образовывать только качественные наречия, образован­ные от качественных прилагательных. Простая сравнительная степень наречийобразуется с помощью с

IV. Степени качества наречий
Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени качества. К степеням качества относятся: · суффиксальные образования: долго - долгонько, давно – давненько

V. Образование наречий
Наречия могут образовываться от: 1) существительных (без удержу, издали, посредине бегом, торчком, внизу, исподлобья); 2) от качественных прилагательных с суффиксами

VI. Переход наречий в другие части речи
Наречия могут переходить в незнаменательные части речи: 1) наре­чия близ, вместо, вопреки, кроме, перед, поверх, сквозь, среди окончательно перешли в предлоги. Наречия вблизи, вг

Орфографический тренинг
Задание 1.Определите конечную гласную в наречиях 1 искос_ 1 попуст_ 2 досух_ 2 сызмал_ 3 наскор_ 3 дословн_ 4 сослеп_ 4 попуст_ 5 посух


«Наречие как часть речи» 1. Охарактеризуйте наречие как часть речи 2. Укажите основные способы образования н

Вопросы для самопроверки
1. Почему выделенная Л.В. Щербой новая часть речи «категория состояния» получила быстрое признание у лингвистов? 2. В чем принципиальное отличие слов категории состояния от наречий, кратки

Текст для анализа
1. Тихо и туманно в лесу. 2. Утро тихо и звонко. 3. Лошадки стоят тихо. 4. Студент слушал преподавателя сосредоточенно. 5. Много войск сосредоточено на этом участке. 6. Лицо ученицы было с

Текст для анализа
1. Эта песня лучше. 2. Мальчик лучше рисует. 3. Больному стало лучше. 4. Цветы последние милей роскошных первенцев полей. Они унылые мечтанья живее пробу

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ III
1. Определите, какой частью речи являются выделенные слова: 1. наречием; 2. прилагательным в краткой форме; 2. безлично-предикативным словом (категорией состояния).

МОДУЛЬ IV. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Комплексная цель модуля IV: · дать общую характеристику служебных частей речи, то есть указать на те грамматические особенности, которые кардинально отделяют их от знамена

I. Служебные части речи
Служебные части речи не называют явлений действительности, а указывают на отношения, существующие между этими явлениями. Это предлоги, союзы, частицы. Их иногда называют «частицами

III. Синтаксические функции предлогов
Выражая идею отношения, предлоги по своему грамматическому значению сопоставимы с падежными окончаниями, поэтому выступают вместе сними в едином функциональном комплексе, образуя предложно-падежную

IV. Отношения, выражаемые предлогами
Связывая слова в составе словосочетаний и предложений, предлоги могут выражать разнообразные отношения: · пространственные (положить под диван); ·

Разряды предлогов по происхождению
По своему происхождению предлоги бывают: · непроизводные –потерявшие связи со словами, от которых они образованы (в, на, без, до, из-за и др.); · п

VI. Переход в предлоги других частей речи
Большая часть предлогов в русском языке принадлежит непроизводным, наиболее древним предлогам. Кроме них, в русском языке много производных предлогов, т.е. таких, которые произошли от наречий, суще

Вопросы для самопроверки
1. Какая группа слов в русском языке относится к предлогам?Приведите примеры таких слов. 2. Можно ли предлоги считать отдельной частью речи и почему? 3. Какие отн

Орфографический тренинг
Задание 1. Раскройте скобки 1 (на) встречу 1 (за) исключение ошибок 2 (в) следствие болезни 2 (в) связи с прогрессом 3 (в) силу обстоятел


«Предлог как служебная часть речи» 1. Охарактеризуйте служебные части речи 2. Охарактеризуйте пр

Сочинительные союзы. Разряды по значению
Сочинительные союзы - грамматический класс союзов, используемых для соединения однородных членов предложения и частей сложноподчиненного предложения. По значению выделяютс

Подчинительные союзы. Разряды по значению
Подчинительные союзы - союзы, служащие для связи синтаксически неравноправных единиц главного и придаточного предложения в составе сложноподчиненного предложения. По значе

III. Союзы и союзные слова
Союзные слова - разряд местоименных слов, используемых для связи предложений. В качестве союзных слов употребляются: · вопросительные местоимения-существительные (кто,

IV. Разряды союзов по происхождению и структуре
По своему происхождению русские союзы делятся на две группы: · непроизводные (первообразные), унаследованные русским языком из общеславянского фонда(а, и, но, да).

Вопросы для самопроверки
1. Какие группы слов в русском языке принято называть союзами? Можно ли их называть союзами? Можно ли называть отдельной частью речи? 2. Каково значение и функции союзов? Можно ли утвержда

Орфографический тренинг
Задание 1.Отметьте предложения, в которых подчеркнутые слова написаны правильно 1.Чтобы не говорили, я выполню эту работу. 2.Мы пришли сюда, чтобы п

Орфографический тренинг
Задание 1.Раскройте скобки 1 что(бы) то ни было 1 то (же) самое 2 что (бы) знать, надо учиться 2 делать все то (же) 3 во что (бы) то ни стало 3 он то(же)


«Союз как служебная часть речи» 1. Охарактеризуйте союз как служебную часть речи 2. Дайте определение сочинитель

I. Частицы и части речи
Частицы – класс слов, который придает различные дополнительные смысловые оттенки как словам, так и предложениям и служит для создания различных форм слова (Вот мой дом; п

Разряды частиц по значению и синтаксической функции
По своему значению и функциям частицы делятся на четыре разряда: 1) Частицы, выражающие общие смысловые оттенки значений слов в речи. К ним относятся:

Разряды частиц по происхождению и структуре
По происхождению частицы делятся на две основные группы. 1. Непроизводные (первообразные) частицы(де, дескать, лишь, мол, бы, да, же, -ка, не, нет, неужели, ни, ну, -с,

Вопросы для самопроверки
1. Какие группы слов в русском языке называют частицами? 2. Укажите признаки, объединяющие разные частицы в одну часть речи. 3. С какими знаменательными и служебными словами сходн

Орфографический тренинг
Задание 1.Вставьте частицы не или ни 1 Где бы вы … были, пишите нам. 2 В Белоруссии мало семей, где бы … жертв войны. 3 Мы … к кому не обра


«Частица как служебная часть речи» 1. Охарактеризуйте частицу как служебную часть речи 2. Укажите разряды частиц

I. Общее понятие о модальности. Модальные слова
Модальность – одна из основных категорий предложения, формирующих предикативность как отнесенность высказывания к действительности. Модальность объективная (основн

Разряды модальных слов по значению
По значению обычно выделяют две группы модальных слов: · модальные слова с утвердительным значением, выражающие реальность сообщаемого, его достоверность (несомненно, конечно, безусловн

Разряды модальных слов по происхождению
Соотносительность модальных слов со знаменательными частями речи обусловливается их происхождением из слов знаменательных, в силу чего в языке возникли так называемые функциональные омонимы. Среди

Вопросы для самопроверки
1.Что такое модальность и каковы ее основные виды? 2. Какие способы выражения модальности есть в русском языке? Покажите на примерах. 3. Являются ли модальные слова частью речи и


«Модальные слова в современном русском языке» 1. Почему модальные слова занимают особое место в системе частей речи современного русского языка

I. Значение междометий
Междометия- относительно непродуктивная часть речи, не относящаяся ни к служебным, ни к знаменательным словам, выражающая (но не называющая) эмоции, волеизъявления. (Например, О

Лексико-грамматические разряды междометий
В русском языке существуют три лексико-грамматических разряда междометий: · эмоциональные, выражающие различные чувства удивления, одобрения, угрозы, укоризны, страха, печ

Разряды междометий по происхождению
По происхождению междометия делятся на непроизводные, к которым в современном языке относятся и некоторые заимствования (ах, ох, ух, ой, эге, гоп, бис, браво, ура и др.), и

III. Синтаксические функции междометий
В составе предложения междометие выполняет разнообразные синтаксические функции. 1. В условиях контекста междометие может занимать позицию относительно самостоятельного высказывания (так н

IV. Междометия и звукоподражательные слова
По морфологическим и синтаксическим особенностям, а также по характеру соотнесенности с реалиями к междометию примыкают звукоподражательные слова являющиеся подражаниями звукам жив

Вопросы для самопроверки
1. Какую группу слов в русском языке принято относить к междометиям? Приведите примеры. 2. Правомерно ли считать междометие отдельной частью речи? Почему? 3. На какие разряды по з

Орфографический тренинг
Задание 1.Найдите междометия, поставьте нужные знаки 1 Вам бы писателем быть ей(ей)! 2 Вот (те) раз! 3 Еду, еду в чистом поле: колокольчик дин(дин).


«Междометие и звукоподражательные слова как служебные части речи» 1. Охарактеризуйте междометие как часть речи

ТЕСТ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ К МОДУЛЮ IV
1. Выпишите сочинительные и подчинительные союзы. Укажите их значение 1. Должно быть, я был страшно возбужден и бестолков, ибо только через несколько секунд заметил, что

Тест №1
1. Укажите имя существительное общего рода 1. террор 3. молодёжь 2. регби 4. выскочка 2. Укажите притяжательное прилагательное 1. весёлый 3. шоколадный

Тест №2
1. В какой строке допущена ошибка в образовании формы слова? 1) восьмистами рублями 2) о сорока трех ящиках 3) к шестидесяти метрам 4) об обеих бочках 2

Вопросы к экзамену
1. Введение в морфологию: основные понятия и задачи курса. 2. Части речи и принципы их классификации. 3. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен су

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь современного человека невозможно представить вне контактов со средствами массовой информации. Пресса, телевидение, радио и другие медиа оказывают сильнейшее влияние на формирование социальног

ГЛОССАРИЙ
БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ -лексико-грамматический разряд глаголов, не сочетающихся с подлежащим и обозначающих состояние природы (вьюжит, пуржит); живых существ (знобит, нездоров

НЕОПРЕДЕЛЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ -
лексико-грамматический разряд числительных, включающий слова много, немного, мало, сколько, несколько, столько и др. (Немного лиц мне память сохранила... (П.))

Список сокращений
Имена цитируемых писателей А. А. – А. Ахматова А. Б. – А. А. Блок А. В. – А. Вознесенский Арс. – Арсеньев А. Г. – А. Галич А. Гр. – А. С. Грибо

Словари, энциклопедии, справочники
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. 2. Вакуров В.Н., Рахманова Л.И., Толстой И.В., Формановская Н.И. Трудности русского языка. Словарь-справочник. М., 1993.

Монографии
1. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). М., 1971. 2. Бондарко А.В., Буланин А.Л. Русский глагол. М., 1967. 3. Буланин А.Л. Трудные вопросы морфоло

32. Глагол как часть речи. Инфинитив. Морфологические и синтаксические особенности инфинитива. Значения форм инфинитива в конкретных речевых условиях.

Глагол – разряд слов, которые обозначают действие, состояние и т.д. как процесс и обладают категориями лица, времени, наклонения, вида, залога (все эти категории имеют отношение к выражению процесса), а также категориями числа и рода. Основная функция глагола – функция сказуемого.
Глагол имеет два типа форм: спрягаемые и неспрягаемые. Спрягаемые формы представляют изменение глагола по лицам, временам, наклонениям. Неспрягаемые формы – это формы, не имеющие указанного изменения: инфинитив, причастие и деепричастие. Основная функция глагола реализуется главным образом спрягаемыми формами: "Вы слышите: грохочут сапоги"; "Полночный троллейбус, по улицам мчи".
Вся система глагольных форм обладает способностью управлять формами имени существительного: заниматься (занимаюсь, занимаешься и т.д., занимавшийся, занимаясь) делами. К каждой из глагольных форм могут примыкать наречия: усердно заниматься (занимаюсь, занимавшийся, занимаясь).

Инфинитив

Инфинитив (от лат. infinitivus - "неопределенный") – это исходная форма глагола, которая называет действие, состояние и т.д. безотносительно к лицу, времени, наклонению, т.е. сам по себе инфинитив не обладает категориями лица, времени, наклонения. Однако в конкретных речевых условиях инфинитив может выражать значения, свойственные тому или иному времени и наклонению. Например: "Быть бычку на веревочке". В этой поговорке инфинитив употребляется в значении будущего времени с оттенком безусловности осуществления действия. В случае, если при инфинитиве есть отрицание, идея безусловности реализуется как условная невозможность, неосуществимость действия. То же значение – убежденность в неосуществимости действия – выражается и при использовании вместо отрицания конструкции где + дательный падеж (обычно местоимения): "– Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых же шагах он тебя сбросит..." (Л.). Очевидно поэтому, что употребление инфинитива, подобное приведенному ниже, неудачно.
Инфинитив может выражать и значение, свойственное формам прошедшего времени. Например: "Разыграть такого дурака. Стрелять два раза и не попасть. Этого я себе никогда не прощу" (Ч.)
С соответствующей интонацией (о которой на письме сигнализирует восклицательный знак) инфинитив способен выразить значения, свойственные повелительному наклонению, обычно категорический приказ, категорическое требовани.
В сочетании с частицей бы инфинитив может передать и значение желательности действия, характерное для сослагательного наклонения (но с оттенком понимания того, что это трудноосуществимая мечта).
Многообразны синтаксические функции инфинитива; он может быть не только сказуемым (подобно спрягаемым формам глагола), но и подлежащим, дополнением, определением и обстоятельством. Например: "Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, – это большое удовольствие" (Ч.) (подлежащее); "Пашню пахать – не руками махать" (пог.) (подлежащее и сказуемое); "Григорий дал коню отдохнуть" (Шол.); "Она [песенка] возникает с рассветом вдруг, медлить и лгать не обученная" (Б.Ок.) (дополнение); "Наташа привычно рассмотрела туалеты дам, осудила манеру держаться" (Л.Т.); "Ты клятву давал, Санька, – сказал он, – бороться и искать, найти и не сдаваться" (Кав.) (определение); "Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру" (Гог.) (обстоятельство).
Подавляющее большинство глаголов имеет инфинитив с суффиксом -ть, причем некоторые из них кончаются на -сть, -зть. Среди глаголов на -сть, -зть есть как литературные, так и нелитературные, просторечные. Просторечны те глаголы на -сть, -зть, к которым есть однокоренные синонимы на -сти, -зти, например: месть – мести; несть – нести; привезть – привезти.
Небольшая часть глаголов имеет инфинитив на -ти и -чь: брести, обрести, плести, везти, ползти и др.; беречь, лечь, мочь, печь, стеречь, течь и др.

33.Основы глагола. Классы глагола

У глагола выделяются две основы: основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.
Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.
Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 лица множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.
Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы): нес - л-а, писа - л-а, говори - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.
Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.
Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 2.Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 3.Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 4.Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисованный. 5.Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав.
Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы настоящего и простого будущего времени изъявительного наклонения: несу, напиш-у, говорю, pucyj-y (рисую).
2.Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3.Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj-ущ-ий (читающий), pucyj-ущ-ий (рисующий).
4.Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, читаемый,рисуемый.
5.Деепричастия несовершенного вида: нес-я, говоря, читая.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например, глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.
Продуктивных глагольных классов пять:
1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).
2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жале-тъ - жалеj-ут (жалеют).
3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горева-ть - горюj-ут (горюют).
4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут.
5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: мо-ли-ть - мол-ят.
Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.
Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении)

Категория лица глагола показывает, кто является производителем действия с точки зрения говорящего. Так, формы 1-го лица говорю, смеюсь
(ед. ч.), говорим, смеемся (мн. ч.) указывают, что действует сам говорящий (ед. ч.) или группа лиц, включая говорящего (мн. ч.). Формы 2-го лица: говоришь, смеешься (ед. ч.), говорите, смеетесь
(мн. ч.) указывают, что действует собеседник (ед. ч.) или собеседники (мн. ч.) говорящего. Наконец, формы 3-го лица говорит, смеется (ед. ч.), говорят, смеются
(мн. ч.) указывают, что действует тот (ед. ч.) или те (мн. ч.), кто не принимает участия в беседе, но о ком идет речь.
Значение лица проявляется у глаголов в изъявительном наклонении (см. ниже) в настоящем и будущем времени (говорю, буду говорить). В прошедшем времени сама по себе глагольная форма на лицо не указывает; лицо определяется контекстом, в первую очередь с помощью местоимений: «Я спал, ты спал, он (ребенок) спал». Кроме того, значение 1, 2 и 3-го лица имеют глаголы в повелительном наклонении (см. ниже).
Подавляющее большинство русских глаголов имеет 6 личных форм: читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Однако существует относительно небольшое число глаголов, у которых этих форм либо больше шести, либо меньше шести. Это так называемые изобилующие и недостаточные глаголы.
Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет – махает, кудахчет – кудахтает, каплет – капает, связует – связывает, движет – двигает и т.д. Параллельные формы возникают, как уже говорилось выше, под воздействием глаголов продуктивных классов. Так, например, глаголы на ать, основа настоящего времени которых оканчивается на –aj-
(т.е. глаголы 1-го класса): играть – играю, думать – думаю, считать – считаю, подчиняют себе многие другие глаголы на -ать: махать, метать и т.д. В результате появляются вариантные формы: машет – махает, мечет – метает и т.д.
Между возникшими вариантами, как правило, наблюдаются различия: а) стилистические; б) смысловые. Так, например, в паре махает – машет первая форма является разговорной, а вторая нейтральной; в паре хлестает – хлещет
первая форма просторечная, а вторая – нейтральная; в паре двигается – движется первый вариант нейтральный, а второй умеренно-книжный. Формы метает – мечет
равноправны стилистически, но различаются в смысловом отношении: «Спортсмен метает копье», но: «Рыба мечет икру».
Варианты в паре связывает – связует различаются сразу двумя свойствами. Форма связывает имеет несколько значений. Можно связывать концы двух веревок; о дружбе можно сказать, что она связывает (континенты), можно связывать кого-либо каким-нибудь обещанием и т.д. А форму связует можно употребить только в одном значении – «соединять, устанавливать связь, общение, близость, общность между кем-(чем-)нибудь»: «Дружба связует континенты». Вместе с тем эти две формы различаются и стилистически: связывает – нейтральное, а устаревшее книжное связует
придает речи оттенок патетичности.
Некоторые глаголы, наоборот, не имеют всех из возможных шести личных форм. Эти глаголы называют недостаточными. Так, нельзя образовать формы 1-го лица ед. числа от глаголов победить, убедить, галдеть, затмить и т.п.; нет форм 1, 2 и 3-го лица ед. числа у глаголов сбежаться, толпиться; не имеют форм 1-го и 2-го лица глаголы щениться, нестись, ржаветь.
Отсутствие отдельных личных форм может быть обусловлено:
1)традиционным представлением о неблагозвучности произношения: убедить, победить, галдеть, шелестеть, исколесить, голосить, затмить, простереть и др.;
2)лексическим значением глагола. Так, значение глаголов толпиться, скопиться и т.п. связано с представлением о множестве участников и исключает возможность употребления глаголов в единственном числе. Глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе: осыпаться, сквозить, светать, гаснуть и т.д., или глаголы, называющие действия животных: нестись (о птицах), щениться, жеребиться и т.д., не употребляются в 1-м и 2-м лице. Однако при употреблении подобных глаголов в переносном значении эти формы легко появляются: «Я таю, жертва злой отравы» (П.); «Что это у вас яйца наполовину битые?»– «Почем я знаю! – весело отозвалась продавщица. – Я ведь сама не несусь» (газ.).
Некоторые глаголы называют такие процессы, состояния, значение которых не соотносится ни с каким действующим лицом. Это обозначение состояний природы, человека: светает, смеркается, вечереет, нездоровится, хочется, угораздило. Безличные глаголы употребляются в форме, совпадающей в настоящем времени с формой 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени – с формой единственного числа среднего рода: «Светает. Все шире разверзается неба рот. Ночь пьет за глотком глоток он» (Маяк.); «Стемнело. Вдоль аллей, над сонными прудами, Бреду я наугад» (Бун.).
Иногда в безличном значении выступают некоторые личные глаголы. Например: «Как поздней осени порою. Бывают дни, бывает час. Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас» (Тютч.); «Не видно птиц. Покорно чахнет лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной» (Бун.); «Мело, мело во всей земле, во все пределы, Свеча грела на стеле, свеча горела» (Паст.).
Следует обратить внимание на те случаи, когда личный глагол в безличном значении использован в таком предложении, где в принципе возможно и иное построение: с подлежащим, указывающим на субъект действия, и тем же самым (или близким по значению) глаголом, употребленным в личной форме. Например: «Еще не стемнело совсем, а мороз к вечеру неистово окреп. Колюче-ошпаривающим ветром дуло со стороны темно-малиновой, придавленной к земле щели заката, и будто из стороны в сторону мотало над высотой гремящую пальбу боя. Сильно несло сметаемой с брустверов ледяной крошкой, острой, как битое стекло, кололо в губы, в глаза» (Бонд.). Здесь допустима синонимическая замена: «ветром дуло»– «дул ветер», «несло, кололо ледяной крошкой»– «неслась, колола ледяная крошка». Однако варианты с безличной и личной формами глагола различаются экспрессивными и смысловыми нюансами. Предложения, содержащие подлежащее и сказуемое (личный глагол), рисуют более конкретную, «бытийную» картину мира. А употребление глаголов в безличном значении приводит к тому, что действия, обозначенные этими глаголами и называющие процессы, происходящие в природе, становятся в восприятии читателя более загадочными, расплывчатыми, таинственными. И такой же таинственной, призрачной и зыбкой становится и сама картина мира, изображенная писателем.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы