По строению грамматической основы предложения делятся ДвусоставныеОдносоставные Полная грамматическая основа – подлежащее и сказуемое Пословица недаром

Главная / Старшие классы

«Внутреннее строение Земли» - Экваториальный радиус планеты составляет R = 6 378 км. Средняя скорость движения по орбите – 29,8 км/с. Строение Земли. Схема теплового баланса Земли. Масса Земли равна М = 5,974?1024 кг, средняя плотность 5,515 г/см3. Радиационные пояса. Внутреннее строение планет-гигантов. Состав Земли по химическим элементам.

«Строение цветка» - Околоцветник. Цветоложе. Виды растений. Итог урока. Подписать все части цветка. Цветки. Домашнее задание. Тема урока: «Строение цветка». Тема урока: «Цветок». Проверка знаний. Цель: закрепить знания о строении цветка, как органа размножения растений. Пестик. Рыльце. Растения на которых развиваются и пестичные, и тычиночные цветки называют однодомными.

«Строение кожи» - Выработка витамина D. Выработка меланина, защита от УФ лучей. Кожные заболевания. Из чего состоит мочевыделительная система? Защита от бактерий. С выдохом. Защита от механических повреждений. Гигиенические требования к одежде. Реферат «Заболевания кожи». Кожа говорит об эмоциональном состоянии человека.

«Строение лёгких» - Схема строения органов дыхания. Назовите основные отличия живых организмов от неживых тел. Занимайся спортом; Закаляйся Ешь больше овощей и фруктов. Строение трахеи и бронхов. Согревание воздуха Очищение воздуха Увлажнение воздуха. Без чего человек не может прожить более 5 минут? Образование звуков Защита дыхательной системы от попадания пищи.

«Атом и его строение» - Ответы. Ответы: В результате a-распада заряд ядра уменьшается на 2, а массовое число на 4 единицы. Обучающая: повторить, обобщить и систематизировать теоретические знания по темам: "Строение атомов. Отсюда должно следовать, что атомы не являются стабильными образованьями. Сколько протонов и нейтронов содержится в ядре атома кислорода?

«Строение вещества 7 класс» - Каждый этап работы завершался подведением результатов. Задачи урока: Зажгите спиртовую. Что вы можете сказать о размере молекулы? Почему при нагревании объём тела увеличивается, а при охлаждении уменьшается? Износ обуви, углубления в ступеньках древних лестниц, протирание локтей пиджаков… Сформировать представление о строении вещества на основе самостоятельной экспериментальной работы учащихся.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

УРОК № 6

Тема. Предложение и его основные признаки

Цель: углубить и обобщить знания учащихся о предложении как синтаксической единице; развивать умения и навыки распознавать на слух вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Даже в прекраснейших своих грёзах человек не может вообразить ничего прекраснее природы.

А. Ламартин

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

(Ученики выполняют синтаксический разбор словосочетаний у доски.)

Запишите слова под диктовку. Составьте с ними три словосочетания, используя разные виды подчинительной связи.

Диалог, масштаб, молодежь, сверстник, лестница, чувствовать, встречаться, поблагодарить, поверхность, независимость, помощник, преподаватель, образование, единственный, искусственный, положительный, влево, вправо, сначала, по-русски, сплошь, горячо, нередко.

1) Что такое словосочетание?

2) Какие способы связи слов в словосочетании существуют?

3) Что такое предложение?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание:

1) Прочитайте и сравните записи на доске. Чем они отличаются?

2) Можно ли назвать запись № 1 текстом? Почему?

3) Можно ли назвать запись № 2 текстом? Почему?

4) Чем словосочетание отличается от предложения?

5) Назовите типы предложений, которые использованы в данном тексте.

6) Какие предложения называются повествовательными, вопросительными, побудительными; восклицательными, невосклицательными?

Используя слова из диктанта составьте три предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное; восклицательное, невосклицательное), выделите грамматическую основу в каждом из предложений.

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

Предложение - основная синтаксическая единица. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них.

Для предложений характерна интонационная и смысловая законченность, то есть они представляют собой отдельные высказывания.

Предложение как основная синтаксическая единица

Таблица № 1

1. Назначение предложения

1) формирование мысли;

2) выражение мысли;

Интонация конца - средство выражения смысловой завершенности высказывания

2. Строение предложения

1) грамматическая основа;

2) грамматическая связь компонентов;

3) порядок компонентов;

4) структурная схема предложения

3. Грамматическое значение предложения

1) вид предложения по цели высказывания;

2) соотнесенность смысла высказывания с действительностью;

3) смысловые отношения между компонентами предложения

Таблица № 2

Типы

Разряды

Примеры

По цели высказывания

Повествовательные

Запад гаснет в дали бледно-розовой.

Вопросительные

а где мой друг?

Побудительные

Вы бы проверили перевод!

Восклицательные

Молчать! Ужасный век!

По количеству грамматических основ

Простые (одна грамматическая основа)

Дорога шла по крутому берегу Днепра.

Сложные (несколько грамматических основ)

Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах.

По строению грамматической основы

Двусоставные (подлежащее + сказуемое)

Быстро сохнет трава.

Односоставные (с одним главным членом)

Скоро рассветет.

По наличию второстепенных членов предложения

Распространенные (второстепенные члены есть)

Скоро рассветет.

Нераспространенные (второстепенных членов нет)

Начинается рассвет.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

(Работа проводится у доски.)

Задание учащимся

1) Запишите предложения под диктовку учителя.

2) Выделите в предложениях грамматические основы.

3) Дайте характеристику предложений, руководствуясь таблицей № 2.

1. Вспоминается мне ранняя, погожая осень. 2. Всюду славно пахнет яблоками. 3. В поредевшем саду далеко видна дорога к шалашу. 4. Ветер не шелохнется. Тишина. 5. Поздняя ночь. Море шумит за окном. 6. Однажды я шел по дороге из города. Вечерело.

(Выполняют несколько учеников.)

Задание учащимся

1) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

2) Выделите грамматические основы.

3) Дайте характеристику предложений в соответствии с таблицей № 2.

Карточка

Я на днях заночевал на степном озере || Оно почти сплош.. зар..сло высок.. камыш..м || На середине бл..стела у..кая полоса чистой воды || Медленно гасла з..ря || В спокойной воде отражались первые звезды || Скорей бы прошла ночь || Перед р..светом тревожный ут..ный крик заставил меня очну(т,ть)ся || (От)чего бе..покоились утки || Кто мог их потревожить || Какая(то) тень мелькнула перед моими глазами чьи(то) крылья едва (не)задели меня по лицу || Сова || Вот кто губит птиц по ночам || Берегись ноч(?)ная хищ(?)ница ||

(По Н. Никонову)

(Выполняют несколько учеников высокого уровня.)

Напишите сочинение-миниатюру (описание) на тему «Мое самое любимое место на планете Земля», используя простые повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные, невосклицательные, односоставные, двусоставные, распространенные, нераспространенные предложения.

(Во время индивидуальной работы учитель предлагает остальным ученикам выполнить упражнения из учебника.)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1) Что такое предложение?

2) Чем предложение отличается от словосочетания?

3) Каковы основные признаки предложения?

4) Что называется грамматической основой предложения?

5) Назовите виды предложений по цели высказывания.

6) Как делятся предложения по количеству грамматических основ?

7) Как различаются предложения по количеству главных членов в грамматической основе?

8) Как различаются предложения по наличию-отсутствию второстепенных членов?

Вывод. В отличие от словосочетаний предложения имеют грамматическую основу, состоящую из главных членов (двусоставные) или одного из них (односоставные). Для предложений характерна интонационная и смысловая законченность, то есть они представляют собой отдельные высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные, по наличию второстепенных членов - на распространенные и нераспространенные.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения из учебника (на выбор учителя).

3. Ученикам высокого уровня дописать сочинение-миниатюру, выделить грамматическую основу в предложениях.



МС лишены номинативной функции, не являются членами предложения и грамматически не связаны со словами в предложении. Синтаксически они употребляются:

1) в роли слова-предложения, чаще в диалогической речи. –Вы купите эту книгу? – Безусловно.

2) в качестве вводного слова с модальным значением. Вам до меня, конечно, нет никакого дела.

По происхождению они связаны с разными частями речи.

МС выражают

1) лексическую оценку высказывания, реальность сообщаемого: действительно, разумеется, конечно

2) врзможность, вероятность сообщаемого, предположение, сомнение в егог достоверности: возможно, видимо, пожалуй

К МС иногда относят:

1) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к фактам действительности: к сожалению, к счастью

2) слова со значением пояснения, ограничения: в частности, кстати, впрочем

3) слова, указывающие на связь мыслей, порядок их изложения, способ оформления: во-первых, наконец, напротив, однако.

44. Предмет синтаксиса. Связь синтаксиса с лексикой, морфологией и фонетикой. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические отношения и средства их выражения.

Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка. Слова функционируя в сообщении являются единицами номинативными, а с другой стороны единицами морфологии являются формой слов. Они принадлежат слову, но одновременно функционируют в синтаксической конструкции(в предл). Из слов строятся словосочетания, и затем простые предложения.. в составе предложения словоформы выступают как члены предложения. Из простых предложений строятся сложные предложения, а из различного вида сложных и простых создаются сложные синтаксические целые.

Вопрос о количестве и составе синтаксических единиц является дискуссионным. Всеми учеными признаются лишь словосочетания и предложения, как синтаксические единицы. Предложение – это минимальная единица связной речи, которая составляет основной объект изучения в синтаксисе. Словосочетание представляет собой грамматическое объединение двух или более знаменательных слов и используются для выражения отношений между объектами. Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон лившийся ручьем из дома. А Золушка смотрела улыбаясь на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки.

Синтаксические единицы как и морфологические могут иметь лексическое и грамматическое значение. Лексическое значение определяется значениями слов составляющих словосочетания или предложения. Грамматическое значение – это общее категориальное значение целой группы словосочетаний или предложений.Светлый день (л.зн. – солнечный день; гр.зн. – предмет и его признак).В зависимости от тех лексических средств, которые входят в предложение при одинаковой модели предложения структурные типы могут различаться. Идет! Двусост., неполное.Морозит. Односост., безличное, полное.

2. Синтаксические связи и отношения между компонентами синтаксических единиц – это основной признак любых синтаксических построений. Так в синтаксисе выделяют два вида связи: сочинительная, при помощи которой связываются однородные члены предложения(белый и пушистый снег) и части ССП(прозрачный лес один чернеет,…). Подчинительной связью связываются: во-первых, словоформы в составе словосочетаний(чудесный вечер); во-вторых, части ССП(не было никакой надежды, что небо прояснится).Отношения в синтаксисе бывают предикативные и непредикативные. Предикативные – отношение подлежащего и сказуемого(снег падал). Непредикативные бывают сочинительные и подчинительные..

45. Словосочетание как синтаксическая единица, его семантика и структура. Типы словосочетаний.

Словосочетание – это синтаксическая конструкция образуемая объединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи(белый снег, желание учиться).В зависимости от количества компонентов различают словосочетания простые, сложные и комбинированные.Простые – состоят из двух компонентов(красивая лампа, человек средних лет).Непростые словосочетания делятся на два вида: сложные и комбинированные. Сложные – в них от одного главного слова зависит несколько подчиненных слов, не вступающих между собой ни в акие отношения(лечь на диван отдохнуть). Особенность комбинированных заключается в том, что у них больше чем одно стержневое слово(читать интересную книгу).

В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания делятся на свободные и несвободные. В свободном словосочетании сохраняются самост лексические значения всех входящих в словосочетание слов. Компоненты такого словосочетания могут быть свободно заменены словами подобного рода(поздняя осень). В несвободном с/с лексичесая самостоятельность одного или обоих компонентов ослаблена или вовсе утрачена. Такое с/с по значению приближается к слову и его можно заменить одним словом(бить баклуши = бездельничать). Несвободные с/с делятся на две группы: несвободные синтаксически и несвободные фразеологически. Несвободные синтаксически – это с/с лексически связанные и не членимые в данном контексте(ко мне подошла девушка высокого роста). Высокого роста - выполняет роль одного члена предложения и существует в составе этого с/с лексически бедное, потому что если убрать прилагательное, то так сказать нельзя. В другом контексте может быть и свободным с/с(высокий рост выделял девушку в группе). Несвободные фразеологически с/с – это такие с/с которые обнаруживают лексическую несамостоятельность в любом контексте(работать спустя рукава).

Грамматически главенствующее слово составляет стержневой, главный компонент с/с, а грамматически подчиненное слово – зависимый компонент. с/с служит наименованием явлений действительности, но в отличии от слова наименованием более конкретным и более сложным. В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи различают лексико-грамматические типы с/с:

А) глагольные с/с: - с зависимы сущ. Может быть безпредложным(читать книгу) и предложным(выйти к дороге); - зависимым словом может быть инфинитив или деепричастие (просить приехать, сидеть задумавшись); - зависимым может быть наречие(рассказывать интересно).

Б) именные с/с:

* Субстантивные(сущ): - зависимоу сущ(речь президента); - зависимое прилаг(соболья шапка); - зависимое местоимение(моя нига); - зависимое наречие(кофе по-турецки); - зависимое инфинитив(желание блеснут).

* Именные адъетивные(прилаг) – зависимое сущ(покорный судьбе); - зависимое мест(нужный нам); - зависимое наречие(очень страшный); - зависимое инфинитив(готовый бороться).

* Именные с гл.сл. числительным(пятый из пассажиров).

В) наречные с/с: - зависимое другое наречие(весьма искусно); - зависимое сущ(смешно до слез).

5. Синтаксические отношения между членами с/с строятся на основе подчинительной связи. Подчинительная связь всегда носит субординативный характер. Эта связь односторонне направлена. Такая связь в языке реализуется тремя основными способами.

1. Согласование – это подчинительная связь при которой главное слово требует, чтобы зависимое слово было поставлено в тех же грамматических формах, в которой выступает главное, то есть это формы рода числа падежа(зеленое дерево). Если слова так согласуются, то это полное согласование. Неполным является согласование, когда зависимое слово совпадает с главным не во всех грамматических формах(город Москва).

2. Управление – это вид подчинительной связи при которой для выражения смысловых отношений главное слово требует поставки зависимого слова в определенном падеже(глагол «видеть» требует поставки сущ в В.п.). при управлении главное слово может стоять в любых присущих ему словоизменительных формах. Выбор зависимого слова определяется главным словом(видеть лису). Зависимое слово ника не изменяется при изменении главного слова. Различают сильное и слабое управление. Сильное управление обусловлено тем, что главное слово обладает такими свойствами, что при нем необходимо зависимое слово, то есть такая связь является необходимой. Таой связи требуют всегда переходные глаголы(послать письмо). При слабом управлении зависимое слово не является обязательным для главного. Главное слово может быть употреблено в предложении без зависимого(поливать цветы – поливать из лейки).

Примыкание – это подчинительная связь при которой главное слово не требует от зависимого определенных грамматических форм, потому что зависимое слово является неизменяемым(быстро писать). Главным словом при примыкании является то, которое может принимать разные формы. Если главное слово как и зависимое является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может применяться без зависимого(я шел очень быстро). Зависимым словом при примыкании может быть наречие, прилагательное или наречие в сравнительной степени(мчаться быстрее поезда), деепричастие(говорить не переставая), инфинитив(хотел учиться), неизменяемое прилагательное(цвет беж).

46. Предложение как коммуникативная единица, его семантика и структура. Актуальное членение предложений.

Теоретической базой синтаксиса является предложение. Предложение – это первичная коммуникативная единица, человеческой речи, представляющая собою грамматически организованное соединение слов, или отдельное слово, обладающее известной смысловой и интонационной оформленностью. Будучи единицей общения предложение является также единицей формирования и выражения мысли. Предложение соотносится с логическим суждением, но не тождественно ему. Каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение – суждение. Представители разных направлений по разному определяют сущность предложения. Логическое направление(Буслаев) определяет предложение как суждение, выраженное словами. Психологическое направление(Потебня) определяет предложение со сказуемностью, приравнивает к глаголу, следовательно предложение есть только там где есть глагол. Формально-грамматическая направленность(Фортунатов) рассматривает предложение а один из видов с/с. Очень большой вклад в развитие теории предложения внес академик виноградов. Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Во всяком предложении содержится сообщение о каком либо явлении действительности. Главным ведущим признаком предложения является предикативность – выражение языковыми средствами отношение содержания высказываемого к действительности. Грамматическими средствами предикативности являются: категория времени, категория лица, категория модальности. Предикативность – это комплексная грамматическая категория, суть ее состоит в том, что каждое предложение соотносится с действительностью, оценивается говорящим. Средствами выражения модальности являются: категория наклонения, особые лексико-грамматические средства(модальные глаголы, модальные слова, модальные частицы). Различают два вида модальности: Объективная(значение реальности или нереальности. Такое значение присуще каждому предложению. Ночь тиха; ночь была бы тиха), субъективная(отношение говорящего тому что он говорит. Выраж мод словами и частицами. Он вероятно придет; он вряд ли придет). В предложении выделяется его предикативная основа. В двусост предл это сочет подлеж со сказ. А в большинстве односост – это глаг форма. Существенным признаком предл явл интонация(вопроса, побужд, сообщ). Интонация выполняет следующие функции: - придает законченность предложения; - выражает эмоциональную сторону речи, может воздействовать на слушателя; выражает волевые импульсы; может выражать модальные оттенки предложения. Структурная схема предложения это отвлеченный образец по которому строится любое предложение. Студент (N1) xthnbn(Vf), чертить схему. Весна. Светает. Парадигма – различные формы слов, предл, с/с. Каждое предложение имеет свою парадигму. Она а правило семичленная: наст.вр, прошл.вр., буд.вр.-изъяв.накл., м.б.нереальные- сосл.нал, желательное знач, знач.долженствования, выражение побудительности.

В зависимости от положенного в классификацию признака различаются предложения:

1) простые (состоящие из одной предикативной единицы) и сложные (состоящие из двух и более предикативных единиц)

2) утвердительные и отрицательные – по характеру выражаемого в них отношения к действительности.

3) повествовательные, вопросительные и побудительные – по цели высказывания

4) односоставные и двусоставные – в зависимости от наличия одного или двух главных членов в качестве организующих членов предложения

5) распространенные и нераспространенные – по наличию или отсутствию второстепенных членов

6) полные и неполные – по наличию или частичному отсутствию всех необходимых членов данной структуры предложения

7) синтаксически членимы и нечленимые – при наличии или отсутствии возможности членения предложения, то есть выявления в его составе отдельных членов.

Наряду с формально-грамматическим членением предложения, выделением в нем главных и второстепенных членов, существует членение смысловое, так называемое актуальное членение. Сущность его заключается в следующем: на первое место ставится известное из предшествующего контекста или ситуации (данное), на втором – другой компонент предложения, то, ради чего оно создается (новое). Это вполне отвечает закономерности движения мысли от известного к неизвестному. Первая часть называется основой высказывания (ремой), вторая – ядром высказывания (ремой).

Не во всех предложениях выделяется тема и рема, есть так называемые нерасчлененные предложения. Шел дождь.

47. Строение простого предложенея. Вопрос о структурной схеме предложения. Понятие о членах предложения, главные и второстепенные члены предложения. Нечленимые предложения.

Вид предложения по структуре (строению) определяется грамматической основой. Она может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного главного члена.

По строению грамматической основы простые предложения делятся на односоставные и двусоставные. Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказумого, называются двусоставными. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называют односоставными.

По наличию второстепенных членов предложения могут быть нераспространенными и распространенными.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Подлежащее определяет строение предложения, так как оно называет предмет речи, сказуемое подчиняется подлежащему по смыслу и грамматически. Однако сказуемое чаще, чем подлежащее, выражает смысловой центр высказывания.

Подлежащее с зависимыми от него словами образует состав подлежащего, а сказуемое с зависимыми от него словами – состав сказуемого.

Второстепенными называются члены предложения, находящиеся в подчинительной связи с главными членами предложения или между собой и служащие для пояснения, уточнения, дополнения значений господствующих слов.

Вопрос о второстепенных членах предложения решался и решается по-разному в русской грамматике. Одни ученые отрицали правомерность включения теории второстепенных членов в область грамматики, отмечая преобладание в этой теории логико-смысловых понятий над грамматическими и указывая, что для выяснения отношений между членами предложения можно ограничиться установлением характерасинтаксической связи между словами в предложении. Другие ученые включали теорию ВЧ в русскую грамматику, но кассификацию их строили на разных основаниях. Второстепенные члены выделялись или по значению, или по типу синтаксической связи с другими словами. Так образовались два направления в учении о ВЧ: логическое (по значению) и формально-грамматическое. В практике современного преподавания преобладает использование логической классификации ВЧ, построенной с учетом как грамматических, так и лексических значений подчиненных и подчиняющих слов и синтакс связей между ними.

Выделяются следующие разряды ВЧ: 1) определение, разновидностью которого является впиложение, 2) определение, 3) обстоятельства. Эта классификация, в целом пригодная для синтаксического разбора по членам предложения, в отдельных случаях может оказаться излишне схематичной, так как она не учитывает возможности переходных явлений в области ВЧ и совмещения значений разных синтаксических категорий.

Нечленимыми называются предложения, выраженные одним словом или устойчивым словосочетанием, не выделяющие в своем составе отдельных членов, выполняющие коммуникативную функцию чаще всего в диалогической речи. По-иному их называют словами-предложениями. Наличие этого синонимического определения имеет свое удобство: оно позволяет не смешивать нечленимые предложения с нерасчлененными.

Различабтся следующие разряды нечленимых предложений:

1) утвердительные слова-предложения. Да. Конечно. Точно.

2) отрицательные. Нет. Ничего. Вовсе нет.

3) вопросительные. Как так? Неужели?

4) побудительные. Ну, баста! Да ну же, ну!

5) эмоционально-оценочные. Батюшки! (последние две группы – междометные предлож)

48. Подлежащее, его семантика и способы выражения в современном русском языке.

Различают члены предложения морфологизированные, т. е. выраженные той частью речи, для которой данная синтаксическая функция является основной. Ветер усиливается – морфологизированные члены.

Неморфологизированные члены предложения выражены частями речи, для которых эта функция основной не является. Ветер сильный.

День в апреле запоминается надолго – здесь неморфологизированное определение.

Подлежащее – главный член двусоставного предложения, грамматически не зависимый от других членов и обозначающий предмет мысли (в широком понимании), предикативные признаки которого определяются сказуемым.

Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях.

Самая лучшая черта пророка – хорошая память.

Подлежащее обозначает производителя действия или носителя признака, поэтому может называть живые существа, лица, неживые предметы, явления, понятия.

Грамматическое значение подлежащего (семантика) – значение предметности. Из определения подлежащего как независимого члена предложения следует, что морфологизированной формой его выражения является существительное в И. п. и личные местоимения. Вдохновение приходит во время труда. Так же морфологизированной формой является обобщенно предметное местоимение кто или что. Кто скачет, кто мчится под хладной…

Все другие способы выражения подлежащего – неморфологизированные члены предложения, т. е. формы подлежащего.

Указательное местоимение это в роли подлежащего следует отличать от тех случаев, когда местоимение это выступает в роли частицы.

Это случилось бы рано или поздно.

Это превосходно.

Всемирная история – это всемирный суд.

Подлежащее может выражаться инфинитивом. Такое подлежащее ставится перед сказуемым, в произношении отделяется от него паузой, на письме – тире.

Шутить с мечтой – опасно.

Такие предложения надо отличать от односоставных, в которых инфинитив является зависимым и обычно относиться к словам категории состояния и выступает в постпозиции.

Трудно было разобраться среди развалин и обломков.

Человеку свойственно ошибаться.

Но. Разубедить его в чем-либо трудно, спорить с ним невозможно.

Подлежащее может быть выражено и количественным именным сочетанием.

Шли два приятеля вечернею порой.

Минуло мне шестнадцать лет.

В бидон входит семь литров бензина.

Как мало нас от битвы уцелело.

Подлежащее может выражаться сочетанием двух существительных в И. п. и Тв. п. со значением совместимости.

Каким образом случилось, что карась с ершом сошлись.

Если сказуемое выражено формой ед. ч., то подлежащим следует считать только форму И. п.

Мать с ребенком переходила улицу.

Графиня с девушкой ушла заканчивать туалет.

49. Типы и формы сказуемого.

Сказуемое – главный член двусоставного предложения, обозначающий предикативный признак (действие, состояние, качество) того предмета, который является подлежащим.

Слава бежит от тех, кто добывает ее низкими средствами.

Ребенок любит конфеты.

Из определения следует, что к сказуемому нужно задать вопрос, который универсален в каждом случае: что говорится о подлежащем? – это вопрос не логический, а грамматический.

Грамматическая семантика сказуемого – выражение активного, или пассивного признака, принадлежащего подлежащему – его предикативный признак.

Закон могуч, но власть нужды сильнее.

Морфологизированной формой выражения является личный глагол, или спрягаемая форма глагола (изменяемая). Синтаксическое значение сказуемого из двух частей: вещественное (семантика, предикативный признак подлежащего) и формальное (наклонение, время, лицо).

Яблони цветут.

Яблони продолжают цвести.

Яблони в цвету.

В 1 и 2 взаимодействуют вещественная, и формальная часть. Здесь выступает реальный план (настоящее время, множественное число). В 3 предложении отсутствует связка и это тоже значимо – отсутствие связки указывает на настоящее время.

В настоящее время в развитии форм сказуемого наблюдается 2 тенденции: расширение употребительности временных форм и рост аналитичности – в употреблении растут такие предложения: Все двигались. и все были в движении. Последнее аналитическое. Это связано с ростом экспрессивности выражения.

На пустом лице и царапина – украшение.

В СРЯ позицию сказуемого часто может замещать целое предложение.

Пирог – пальчики оближешь.

Ветер – на месте не устоять.

Типы сказуемого:

Из соотношения вещественного и формального значения в СРЯ различают:

I. Глагольное сказуемое

II. Именное сказуемое.

I.В глагольном сказуемом вещественное значение выражено глаголом, а в именном – именем. Имеет три разновидности:

1. Простое глагольное

2. Составное глагольное.

3. Сложное (осложненное) глагольное.

1. Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, в котором вещественное и грамматическое значение выражены одной словоформой. Простое глагольное сказуемое может выражаться глаголами всех трех времен изъявительного наклонения.

Люди умирают для того, чтобы жило человечество.

Мы не будем грустить.

В повелительном наклонении.

Да приснятся тебе самые лучшие сны.

Сослагательное наклонение.

Если бы наступила весна.

Простое глагольное сказуемое может выражаться и формой инфинитива.

Я за книжку – та бежать.

Простое глагольное сказуемое может выражаться фразеологическими оборотами.

Этот вопрос задел меня за живое.

П простом глагольном сказуемом вещественное и грамматическое выражены 1-й формой.

2. Составное глагольное сказуемое – сказуемое, в котором вещественное и грамматическое значение выражены разными словами.

Он пытался(г) объяснить(в).

Он продолжал(г) смеяться(в).

Грамматическое значение выражено глаголом неполного лексического значения. Эти глаголы могут обозначать начало, конец, продолжительность, желательность и т. д.

Моя подруга начала учиться в институте (продолжает, перестала, хочет, может, собирается).

вещественное значение выражено зависимым субъектным инфинитивом. Субъектным называется инфинитив, который обозначает действие того же лица, что и действие личного глагола. От объектного инфинитива субъектный инфинитив следует отличать. Объектный инфинитив не входит в состав сказуемого.

Моя подруга начала учиться в институте. (все относится к 1 человеку) – суб.

Отец велел учится в институте. – об.

Молодой Дубровский хотел заниматься делом.

Часть сказуемого, которая выражает грамматическое значение называется вспомогательной частью. Кроме глагола вспомогательной частью может выступать краткое прилагательное.

Я готов любить весь мир.

Он готов вам помочь (должен, рад).

Несмотря на то, что в роли вспомогательной части здесь выступает прилагательное, сказуемое остается составным глагольным, т. к. вещественное значение выражено глаголом.

3. Сложным глагольным сказуемым называется сказуемое, в котором вещественное значение выражено инфинитивом, а осложняется вспомогательным компонентом, при этом появляются показатели двух частных значений (модальных и фазисных).

Шубин хотел (мод) начать (фаз) работать (вещ).

Я не должна (мод) сметь (фаз) говорить (вещ) вам об этом.

II.1.Составное именное сказуемое, это сказуемое, вещественное значение которого выражено именем. (существительным, прилагательным, числительным, местоимением), а грамматическое значение выражено нулевыми или материально выраженными связками. Материально выраженные связки:

Отвлеченные (чистые) – глагол быть, когда он не имеет вещественного значения, в разных формах времени и наклонения.

Пехота есть пехота.

Грамматика и арифметика суть науки.

Полуотвлеченные связки, глаголы с ослабленным лексическим значением, обозначающие как правило переход из одного состояния в другое. Чаще всего такими связками выступают глаголы стать, казаться, делаться, являться и некоторые другие.

Уж в роще огонек становится огнем.

Знаменательные связки – глаголы со значением действия, состояния, движения. Эти глаголы способны выступать в качестве сказуемого и самостоятельно, но в данных конструкциях они выполняют функцию связки.

Я родился перекати-полем.

Барышня бродит такая унылая.

Есть в именном составном сказуемом и нулевая связка, материально не выраженная, служащая показателем настоящего времени изъявительного наклонения.

Человек - (есть) кузнец своему счастью.

Эта девушка как праздник.

2. сложное именное сказуемое состоит из фазового и модального глагола + отвлеченная или полуотвлеченная связка + именная часть.

Я очень хочу быть генералом.

Суждение князя Василия продолжает быть справедливым.

50. Типы второстепенных членов предложения по их функции. Семантико грамматические разряды второстепенных членов: дополнение, определение, обстоятельство.

Второстепенными называются члены предложения, не входящие в его грамматическую основу. Среди ни различаются определения, дополнения и обстоятельства.

Традиционное учение о второстепенных членах предложения всегда было связано с полемикой вокруг вопроса о принципах классификации второстепенных членов.

Общепризнанными были следующие положения:

Существует 3 класса: дополнение, определение и обстоятельство. Подклассы: прямые и косвенные дополнения; согласованные и несогласованные определения и приложения; разные виды обстоятельств.

Используются критерии выделения: а) морфологическая характеристика самого второстепенного члена; б) морфологическая характеристика определяемого им члена предложения; в) смысловые отношения между второстепенным членом и тем, от которого он зависит

По строению грамматической основы предложения делятся ДвусоставныеОдносоставные Полная грамматическая основа – подлежащее и сказуемое Пословица недаром молвится. Один главный член предложения – или подлежащее, или сказуемое Назывное: Вечер. Определённо-личное: Словами горю не поможешь. Неопределённо- личное: Судят не по словам, а по делам. Безличное: Светает.


Односоставные предложения Определён- но- личные Неопреде- лённо- личные Безличные Назывные Действует определённое лицо (1,2 лицо; повелит. накл.) Действует неопределённое лицо (мн.ч., 3 лицо, наст. и буд. вр. или мн.ч. прош. вр.) Называется состояние человека или природы. Называет наличие предмета, явления.


Определи тип односоставных предложений. 1.Начинает смеркаться. 2.Закат. 3.Улицы в городе убирают утром. 4.Без постоянного труда не получишь знаний. 5.Зимой мечтаешь о солнце. 6.Мне нездоровится. 7.По одёжке встречают, по уму провожают. 8.Хлеб – всему голова.


1. Начинает смеркаться. (односост.,безличн. : говорится о состоянии природы.) 2.Закат. (односост., назывн.,: говорится о наличии заката, нет сказуемого). 3. Улицы в городе убирают утром. (односост.,неопр.-личное, глагол в форме 3 лица мн.ч., наст. вр. - «они» убирают). 4. Без постоянного труда не получишь хороших знаний. (односост.,опред.- личное, глагол употреблён в форме 2 лица, ед.ч., наст. вр. – «ты» не получишь).


5. Зимой мечтаешь о солнце. (односост., определ.-личное, «ты» мечтаешь – глагол употреблён в форме 2 лица, ед.ч., наст.вр.). 6. Мне нездоровится. (односост., безличное - говорится о состоянии человека). 7. По одёжке встречают, по уму провожают. (односост., неопред- личное – «они» встречают, глагол употреблён в форме З лица, мн.ч., наст.вр.) 8. Хлеб – всему голова. (двусост.)


Почему поэт отказался от употребления местоимения «Я» в определённо-личных предложениях? Я возвр…щаюсь в край своих отцов!.. Люблю сырые зап…хи ненастья И влажный шум взволнова… ых лесов. Люблю один бр…дить в сырой низин…, Люблю с…деть ч…сами у к…стра… (И. Шкляровский). Подчеркните сказуемые, какой формой глагола они выражены? а а а нн о о е и (1 л., ед.ч., наст.вр.)


Определённо- личные предложения Определённое лицо говорящийсобеседник Сказуемое глагол 1, 2 лицо настоящего и будущего времени (я, мы, ты, вы). Что посеешь в юности, то пожнёшь в зрелости. (Г.Ибсен) Повелительное наклонение. Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. (Из Библии)


Являются ли данные предложения неопределённо- личными? Докажи. Потом вдруг как будто что-то вспомнилось. (Л.Толстой) Заходил за мною кто-то… (А.Пушкин) Потушили огни во дворе, и мы отправились спать. В праздники надевают новые платья и получают подарки.





Найди односоставные предложения и определи их тип, спиши текст, вставляя пропущенные запятые и буквы. В своё время спор…ли о том как н…звать горизонт. Это греч…ское слово как-то не нрав…лось несмотря на …вторитет М.В.Ломоносова пр…знавшего его. Предл…гали слово «окоём» (окинуть оком) но оно не утв…рдилось как и предложен…ые В.И.Далем «овид», «овидки», «озор». В конце восемнадцатого века в зн…чении «горизонт» по…вилось слово «круг…зор» но это слово имеет и переносное зн…чение (ш…рота интересов и познаний человека). Долгое время «горизонт» отн…сили к книжным словам но сейчас такие огр…ничения сняли. и и и и о о а а а а а а е я ен, н/л


Значение данных предложений – состояние чего-либо, кого-либо. В них нет и не может быть подлежащего, а действие происходит само собой или по воле каких-то могучих сил. Снег замёл дороги.Снегом замело дороги. От озера веет прохлада.У озера прохладно. Легко дышал я свежим воздухом. Легко дышалось на свежем воздухе. ДвусоставныеОдносоставные, безличные


Найди безличные предложения, подчеркни сказуемые. Что ты знаешь о составных сказуемых? И скучно и грус…но и некому руку подать в минуту душевной тр…воги (М.Ю.Лермонтов). Деревья так сумр…чно странно безмолвны и сер…цу так грус…но и сер…це не радо. (К.Д.Бальмонт)., б/л е а дд т т,





Утверждается наличие предметов или явлений. - Краткость и лаконичность высказывания. - Называют предметы, место или время происходящих далее событий, то есть вводят читателя в обстановку действия. 1) Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…(А.С.Пушкин) 2) Лес. Палатка. Плеск речной волны. (А.Яшин) Главный член предложения – подлежащее, выраженное существительным.


Определите тип предложения, подчеркнув грамматическую основу. 1) Односоставное – двусоставное; 2) Односоставное: определённо-личное(О/Л), неопределённо-личное(Н/Л), безличное(Б/Л), назывное (Н.) Осень. Осыпается весь наш бедный сад. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Помнишь рощу над рекой? А какой песок? А вода? (А.П.Чехов) О/Л Б/Л Н Н Н Н Двусоставное



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы