Сложное предложение. Конспект урока "союзные и бессоюзные сложные предложения"

Главная / Здоровье

Частями, характеризующееся структурным и семантическим единством. Простые предложения в составе сложного взаимосвязаны с помощью интонации .

Сложное предложение – это синтаксическая единица высшего, по сравнению с простым предложением, порядка.

Изучение сложного предложения началось во второй половине 20 века – в трудах В.В. Виноградова , Н.С. Поспелова, Л.Ю. Максимова, В.А. Белошапковой, М.И. Черемисиной и других исследователей.

Сложное предложение характеризуется:

1) в структурном аспекте – полипредикативностью и набором структурных элементов для связи предикативных частей;

3) в коммуникативном аспекте – единством коммуникативного задания и интонационной законченностью.

Основные виды сложных предложений

Сложные предложения, в зависимости от того, какой связью связанны части, делятся на два основных вида: союзные и бессоюзные .

Части сложного предложения между собой соединены при помощи трех средств связи: интонации, союзов или союзных слов.

1. И все-таки ему было грустно, он как-то особенно сухо ответил ей, отвернулся, пошел прочь. В этом предложении части соединяются друг с другом при помощи интонации, никаких других средств связи не используется.

2. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой . В этом предложении части соединены с помощью интонации и союзов ЧТОБЫ и КАК.

3. Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы. В этом предложении части соединены при помощи интонации и союзного слова КОТОРЫЙ.

Существует три основных вида сложных предложений: сложносочинённые , сложноподчинённые и бессоюзные .В бессоюзных сложных предложениях связь между простыми предложениями осуществляется исключительно за счет интонации.

Например: Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.

В союзных предложениях такую функцию исполняют союзные слова и союзы. Все союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

В сложносочиненных предложениях простые предложения равноправны и связаны между собой сочинительными союзами (и, то…то, или, но, а). и интонацией.

Например: И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.

Части сложносочиненного предложения равны между собой: здесь нет ни придаточного, ни главного предложения. В сложноподчиненных предложениях простые предложения связаны при помощи подчинительных союзов (так как, что, если, как, хотя) и союзных слов (чей, где, который). В таких предложениях придаточная часть зависит от главной.

К примеру: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой).

Сложное предложение с разными видами связи

Сложное предложение с разными видами связи представляют собой синтаксические конструкции, в которых присутствуют предложения со смешанными видами связи.

Например: Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится. Или: Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Существует четыре разновидности сложных предложений с разными видами связи:

1) с подчинительной и сочинительной;

Отличие сложного предложения от простого не количественное, а качественное. Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому

предложению. Сложное предложение имеет собственные грамматическое значение, грамматическую форму и структурные показатели.

Грамматическое значение сложного предложения - это типизированные синтаксические отношения между его частями. Нет особой предикативности сложного предложения, - она оформлена в каждой предикативной части, где выражены модальность, время, лицо. Например: Что-то начало мне мерещиться , как если бы ночью снился сон, от которого остались одни обрывки (Сол.) - во всех частях оформлено временное значение (в первой - прошедшее, во-второй и третьей - временная неопределенность), модальное значение (соответственно - реальное и ирреальное). Однако эти значения в структуре сложного предложения взаимодействуют, оказывают влияние друг на друга; возникают особые значения - относительное время, условная модальность: Было б поле, найдём и сошку (Поел.).

В русском языке сложное предложение располагает набором средств, с помощью которых соединяются предикативные части и выражаются отношения между ними: интонация, союзы (как если бы) и союзные слова (от которого ), а также соотношение глагольных форм (было б - найдём ), указательные слова [Что мне не нужно , без того я обойдусь (С.-Ц.)]. Эти показатели создают форму сложного предложения. С учетом указанных средств и выражаемых ими отношений сложные предложения разделяются па два структурных типа: союзные сложные и бессоюзные сложные; далее союзные сложные также разделяются на два структурно-семантических подтипа: сложносочиненные и сложноподчиненные.

Союзные сложные предложения

Структура союзных сложных предложений определяется количеством предикативных частей и их строением, а грамматическая форма представлена союзными средствами: союзами, союзными (относительными) словами, указательными словами - вспомогательными контактными местоимёнными словами тот, такой . таков , там , тогда. Союзные средства называют также скрепа м и.

Семантика союзных средств, а также их корреляция, соотносительность {такой...какой, тот...кто, туда...куда, столько...сколько", так...что, такой...будто, так...чтобы и т.д.), оформляют семантико-грамматические отношения между предикативными частями предложения.

Сложносочиненные предложения

В любом сложносочиненном предложении выражается значение грамматической равнозначности. Основным показателем этого значения и одновременно средством связи частей в целое и выражения определенных отношений является сочинительный союз. Он создает грамматическую форму сложносочиненного предложения, поэтому нс принадлежит ни одной из предикативных частей: Всё небо заволокло облаками , и стал накрапывать редкий мелкий дождь (Ч.).

Соединяемые предикативные единицы являются равноправными и относительно автономными, но в некоторых случаях одна из них поясняет отдельные компоненты другой: Комната была большая , светлая , но всё в ней было расставлено и навалено без толку (Гайд.); Мне не хотелось дом ой , да и незачем было идти туда (Ч.). Значение равнозначности может подчеркиваться, усиливаться с помощью общих членов: Л вече - р о м была для всех ёлка и все дружно встречали Новый год (Гайд.).

Структурным фактором сложносочиненного предложения является открытость/закрытость, причем открытость предполагает наличие более чем двух частей. Таким образом, элементарное сложносочиненное предложение включает две или более части, но выражает один вид отношений. Для оформления разных видов отношений используется усложненное сложносочиненное предложение: Шёл дождь , и от сильного ветра шумели деревья , но в потёмках не было видно ни дождя , ни деревьев (Ч.).

Общее значение грамматической равнозначности, аналогичности проявляется в сложносочиненном предложении в виде определенных семантико-грамматических отношений. Они опираются на семантику сочинительных союзов. Дополнительными факторами, формирующими эти отношения, являются: координация форм вида, наклонения, времени глаголов-сказуемых или связок; лексико-семантические отношения синонимии и антонимии; лексические элементы с общеуказательным значением (потом, поэтому , из-за этого , для этого , при этом , вследствие этого и др.), включая метаслова (время от времени , иногда , одновременно , по временам , с тех пор , в это время , до сих пор и др.). Например: Я уехал тогда от брата рано утром , и с тех пор для меня стало невыносимо бывать в городе (Ч.).

Основными видами семантико-грамматических значений сложносочиненных предложений являются соединительные, противительные и разделительные, соответствующие семантике сочини-

тельных союзов. В них, в свою очередь, следует различать более узкие, частные значения.

Тема урока: Сложные союзные предложения.

Цель урока: Закрепить знания по изученной теме.

Задачи урока:

Обучающие - с опорой на знания, полученные учащимися по пройденному материалу, восстановить, закрепить сведения о типах сложных союзных предложений; продолжить работу по совершенствованию умений и навыков учащихся применять теоретические знания на практике; донести до сознания учащихся мысль о значимости и роли сложных предложений в жизни.

Развивающие - развивать мыслительную деятельность, познавательный интерес, творческие способности и практические умения и навыки учащихся.

Воспитывающие - воспитывать любовь к природе; разбудить интерес к яркой, образной речи; вызывать нетерпимость к загрязнению окружающей среды.

Тип урока : обобщение и закрепление изученного материала.

Методы обучения: интерактивные, проблемные, частично-поисковые, творческие.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, дидактический материал (карточки, перфокарты, тесты).

Структура урока:

Организационный момент.

Мотивация.

Целеполагание.

Интерактивные упражнения.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Оценивание.

Эпиграф к уроку: «… Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей». (Н.Заболоцкий)

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Наш урок пройдёт под девизом: «Знай, люби и цени природу!»

Мотивация.

Заполнение «слепой» таблицы:

сложные предложения

союзные

бессоюзные

изъяснительные

определительные

обстоятельственные

Целеполагание.

Мы заполнили «слепую» таблицу. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Предполагаемый ответ: будем повторять сложные союзные предложения, закрепим полученные знания по теме, выполнять практические упражнения по изученным темам и т.д.)

Учитель: На уроке мы закрепим полученные знания по теме, совершенствуем умения применять теоретические знания на практике.

Интерактивные упражнения.

«Ты - мне, я - тебе».

Учащиеся подготовили вопросы по теме, на которые требуется ответ: «Да -Нет». Вопросы задаются друг другу.

«Поиск соответствий».

Это предложение, которое представляет собой смысловое, грамматическое и интонационное единство, содержит две и более грамматические основы.

Сложное предложение.

Это сложное предложение, предикативные части которого равноправны по смыслу и связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.

Сложносочинённое предложение.

Раздел науки о языке, в котором изучается строй связной речи, т.е. строение, значение синтаксических единиц, связи и отношения между ними.

Синтаксис.

Это сложное предложение, предикативные части которого соединены подчинительной связью, поэтому оно состоит из главной и придаточной частей.

Сложноподчинённое предложение.

Придаточная часть определяет существительное или местоимение в главной части предложения, присоединяются союзными словами.

Определительные придаточные предложения.

Придаточная часть изъясняет, дополняет, поясняет слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения, присоединяются союзами и союзными словами.

Изъяснительные придаточные предложения.

Придаточная часть обозначает место, время, цель, причину, условие, уступку, сравнение, следствие, образ или способ действия, меру и степень, присоединяются союзами и союзными словами.

Обстоятельственные придаточные предложения.

Синтаксический разбор. Выразительно прочитать стихотворение, определить основную мысль, сделать синтаксический разбор предложений.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обременённая работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей». (Н.Заболоцкий).

Вывод: В стихотворении поэт говорит о том, что далеко не каждому человеку, даже если он наделён поэтической душой и художественным даром, удаётся разглядеть «подлинную радость» в привычном русском пейзаже, и автор приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и даёт возможность всем желающим заглянуть в мир, который находится на расстоянии вытянутой руки.

Анализ предложений:

1 предложение: повеств., невоскл., сложное, союзное, сложносочинённое)

2 предложение: повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Работа с перфокартами.

Задание: определить вид предложений.

А - простое предложение.

Б - сложносочинённое предложение.

В - СПП с придаточным изъяснительным.

Г -

Д - СПП с придаточным обстоятельственным.

Примеры предложений:

1. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох.

2. Всё лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик.

3. Человек - вершина природы, но животные, птицы, рыбы, деревья, цветы - её подножие.

4. Земля даёт нам полезные ископаемые, без которых представить сейчас нашу жизнь невозможно.

5.Знатоки знают, что соловьи поют неодинаково.

6. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свёртывают лепестки и засыпают.

7.Существует легенда, будто в давние времена ромашки были зонтиками у маленьких степных гномов.

8. Всем известно, что растения способны улавливать энергию солнца.

Правильный ответ:

5. Работа с текстом.

Задание: определить основную мысль текста, найти сложные предложения, определить их вид.

Пикник. Представьте себе: лес, просёлок, лужайка. С просёлка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы.

Разжигается костёр, ставятся палатки, включается музыка, а утром они выезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что они видят?

На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, кто-то обронил разводной ключ.

От протекторов осталась грязь, которая налипла на каком-то неведомом болоте … Но и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обвёртки, консервные банки, пустые бутылки, старые драные газеты …

(Из романа братьев Стругацких «Пикник на обочине»)

6..Творческое задание.

Задание: составить сложные предложения на тему «Природа и мы».

7. Работа в парах.

Учащимся раздаются карточки с разными заданиями, которые они выполняют в паре и отчитываются о выполнении работы.

Карточка № 1.

Установите соответствие: предложение - вид придаточного.

Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдёт снег.

СПП с придаточным определительным.

Найдутся ли люди, которые бы не услышали в мартовском лесу перестук невидимых барабанов?

СПП с придаточным времени.

Вода в луже так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листик.

СПП с придаточным определительным.

Вот поляне, где мы собирали грибы.

СПП с придаточным образа действия.

Карточка №2.

Преобразовать простые предложения с обособленными определениями в СПП с придаточными определительными.

1.Дождь размыл тропинку, круто поднимающуюся в гору.

2.Густой туман, нависший над морем, рассеялся.

3. Скворцы, прилетевшие в марте, поселились в новом скворечнике.

4. Ястреб, кружившийся над нашим двором, камнем упал вниз.

Карточка №3.

Определить средства связи в предложениях: союз или союзное слово?

Что имеем, не храним, потерявши - плачем.

Это были цветы, которые посадила мама.

Небо такое светлое, что напоминает глаза ребёнка.

Хорошо известно, что Землю надо беречь.

Карточка №4.

Закончите предложения, чтобы получились сложные предложения.

Человек - часть природы, так что …

Мы любим природу и хотим, чтобы …

Не будет рыба водиться там, где …

Человечество должно помнить о том, что …

Карточка №5

Постройте схемы предложений.

1.Куда не бросишь взгляд, всюду бело и пустынно.

2.Природу нужно беречь, чтобы в будущем наши потомки могли жить на чистой, красивой, живописной планете.

3. Земля — единственная известная в настоящий момент , на которой есть жизнь.

4. Экосистема — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, а также системы связей и обмена веществом и энергией между ними.

Рефлексия.

Толстые” и “тонкие” вопросы:

На какой вопрос отвечают придаточные определительные? - когда в СCП между двумя простыми предложениями не ставится запятая? - как связаны простые предложения в составе сложного? - что такое СПП? - как отличить союз от союзного слова?

Какие союзы присоединяют предикативные части ССП?

Какие предложения называются бессоюзными?

Домашнее задание. Послушайте стихотворение Р.Рождественского и ответьте, почему человек ещё придёт просить прощения у природы. Напишите эссе.

Кромсая лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого … пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

Сложносочинённые предложения – это сложные предложения, состоящие из относительно независимых, равноправных по смыслу частей, соединённых между собой различными сочинительными союзами.

Чрез полчаса дверь отворилась и Пётр вышел. (А.С. Пушкин)

Наташа подмигнула брату, и оба удерживались недолго и звонко расхохотались. (Л.Н. Толстой)

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин)

По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны. (А.И. Куприн)

Старый князь был ещё в городе, и его ждали каждую минуту. (Л.Н. Толстой)

Хаджи-Мурат остановился, загорелое лицо его буро покраснело, и глаза налились кровью. (Л.Н. Толстой)

Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, и шестикрылый серафим на перепутье мне явился. (А.С. Пушкин)

Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задёргали её лицо. (Л.Н. Толстой)

Однажды он заснул с мыслью о Мадонне, и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. (Р. Санти)

Лиза слушала с увлечением, и новая знакомая, с её неудержной, охотливой речью, показалась очень занимательной... (К.А. Федин)

Негодование росло, и дамы стали говорить о нём в разных углах самым неблагоприятным образом... (Н.В. Гоголь)

Парадные двери были заперты, и всё спало. (Л.Н. Толстой)

Потолки были везде расписаны пёстрыми узорами, и небольшие белые двери всегда блестели, точно они вчера были выкрашены; мягкие тропинки вели по всему дому из комнаты в комнату. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Княгиня с московским франтом сидела на лавке в крытой галерее, и оба были заняты, кажется, серьёзным разговором. (М.Ю. Лермонтов)

Впереди, в дыму, уже были видны, ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами. (Л.Н. Толстой)

Кучер вдруг осадил лошадей, и коляска остановилась у дома, выкрашенного заново в серый цвет... (А.П. Чехов)

Дети были, наверно, очень дружны, и быстрый Вася привык читать правду с лица спокойной умницы Зины. (М.М. Пришвин)

Она высока, легка и стройна, и её цветущее лицо прекрасно. (А.И. Куприн)

Изредка вдали зачернеет кибитка, разбитая калмыками-табунщиками, да пройдёт косяк степных лошадей. (А.С. Серафимович)

Мы были одни; только воробьи возились кругом да ласточки бесшумно влетали и вылетали в окна старой часовни… (В.Г. Короленко)

Эти фигуры нисколько не походили на аристократических нищих из замка, – город их не признавал, да и их отношения к городу имели чисто боевой характер. (В.Г. Короленко)

Ветхие кресты толпились в кучку. Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет, только месяц греет их с небесной вышины. (Н.В. Гоголь)

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой весёлый, насмешливый ум. (Н. Некрасов)

Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. (И.С. Тургенев)

Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. (М.М. Пришвин)

Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего. (И.С. Тургенев)

Нашему дедушке в этом году стукнуло семьдесят семь лет, но он всё не унимается, работает с утра до ночи, а в свободное время даже и на охоту ходит. (М.М. Пришвин)

Вечером он собирался в Мурманск, но проклятая пурга спутала все расчёты. (В. Каверин)

Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла брусникой, а под ягодой зародился гриб. (М.М. Пришвин)

Так долбят дерево дятлы, а дерево, ослабевая, всё заливает смолой. (М.М. Пришвин)

Во время укола больной закрывал глаза, а по лицу его во время вливания как будто перебегали серые мышки. (М.М. Пришвин)

В комнатах было душно, а на улицах вихрем носилась пыль, срывало шляпы. (А.П. Чехов)

Нарядная толпа расходилась, уже не было видно лиц, ветер стих совсем, а Гуров и Анна Сергеевна стояли, точно ожидая, не сойдёт ли ещё кто с парохода. (А.П. Чехов)

Нам было трудно говорить, так как я недостаточно знал язык Матильды, а она не знала моего вовсе, но мы понимали многое и вне слов. (В.Я. Брюсов)

Потом она быстро побежала наверх, а я остался у стены, с протянутыми руками. (В.Я. Брюсов)

Так же как и море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. (К.Г. Паустовский)

Верхушки берёз золотились в первых лучах солнца, но внизу всё спало. (Б.М. Неменский)

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложноподчинённое предложение – сложное предложение, в котором одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Я замечал, что странствующие певцы, акробаты, даже фокусники любят называть себя артистами. (Л. Толстой)

Но здание и само то, что здесь я учился, не произвели на моих друзей никакого впечатления. (В. Солоухин)

В мутном пузыре света старики сидели так, что их разделял только угол света. (М. Горький)

Мальчик осторожно прошёл между камнями, где мелькали змеи. (А. Серафимович)

Я решился прийти в галерею как можно ранее, чтобы предупредить всех посетителей. (В.А. Жуковский)

Порфирий Владимирыч сидел на месте и как-то мучительно мотал головой, точно его и в самом деле к стене прижали. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Изба и двор, всё начинало медленно разрушаться, как это бывает в захудавших сиротских домах. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё. (М.Ю. Лермонтов)

В "Сикстинской Мадонне" есть гибкое, всепроницающее движение, без которого в живописи трудно создать впечатление жизни. (М.В. Алпатов)

В эти дни произошли события, которые до дна перевернули всю деревню. (Ф. Гладков)

Я хочу рассказать о книге, сохранившейся у меня с тех пор, когда я был в возрасте читателей "Пионерской правды". (А.Т. Твардовский)

Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине. (М.Ю. Лермонтов)

Он показал на середину плаца, где стояло сделанное из сырой глины чучело, представлявшее некоторое подобие человеческой фигуры, только без рук и без ног. (А.И. Куприн)

Однажды Лавров сидел на скамейке на верхней палубе около капитанского мостика, где не было пассажиров. (К.Г. Паустовский)

Весеннее солнце точно разъедало саженные сугробы снега, пока не появились первые весенние проталинки. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Когда мы вышли с вокзала, синеватый свет уже брезжил над Феодосией. (К.Г. Паустовский)

А вдали, там, откуда летом встаёт солнце, видна звезда Кремлевской башни. (Ю. Казаков)

Там за сараями ему ничего не видно было, потому что огромный тут сугроб намело. (М.М. Пришвин)

После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. (А.П. Чехов)

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Бессоюзное предложение – сложное предложение, части которого связаны не союзами и союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов и порядком следования частей.

Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух. (И.С. Тургенев)

За ней не держат парчовых тканей, на голове её не мерцает корона. (М.В. Алпатов)

Мужчин в тот час никого не было, все разошлись ещё с утра. (Ч. Айтматов)

Колосья бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. (И.С. Тургенев)

Вдруг раздалось резкое гиканье, тройка перед нами словно взвилась, понеслась и, доскакав до мостика, разом остановилась как вкопанная немного сбоку дороги. (И.С. Тургенев)

На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. (А.С. Пушкин)

Вы поздоровались с ним, отошли – звучный лязг косы раздаётся за вами. (И.С. Тургенев)

Кое-где вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. (И.С. Тургенев)

Но здесь показалось ему странным одно обстоятельство: двое высадившиеся на берегу были похожи друг на друга, как два весла. (А.Н. Толстой)

Дача в чахлом берёзовом леску казалась необитаемой, – крыльцо сгнило, окна заколочены досками поверх ставен. В мезонине выбиты стёкла, углы дома под остатками водосточных труб поросли мохом, под подоконниками росла лебеда. (А.Н. Толстой)

Было две крышечки на каждом пузырьке: одна металлическая – легко снималась, другая резиновая. (М.М. Пришвин)

Суворов сидел в развалистых креслах спокойно; он откинулся на мягкую спинку и внимательно слушал быструю речь Румянцева. (С.Т. Григорьев)

Он оглянулся: два облака сизого дыма поднялись над двумя орудиями и потянулись вдоль балки. (Л.Н. Толстой)

Пять месяцев стояли здесь корабли; уже год прошёл со времени отплытия из гавани Суу. (И. Ефремов)

Но вдруг лицо его наморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… (А.П. Чехов)

Червяков нисколько не сконфузился, утёрся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспекоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? (А.П. Чехов)

Снова поднялись истрёпанные, много раз чиненные паруса, заскрипели вёсла в истёршемся дереве. (И. Ефремов)

Длинной лентой развёртывался однообразный песчаный берег; возвышавшиеся поодаль утёсы окрашивались в солнечных лучах в разноцветные, то мрачные, то радостные узоры. (И. Ефремов)

Чудный град порой сольётся
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснётся,
Он исчезнет без следов. (Е. Баратынский)



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы