Подчинительная связь в словосочетании примеры. Способы подчинительной связи

Главная / Обучение и образование

Подчинительная связь - это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых - главное (подчиняющее), а другое — зависимое (подчинённое).

Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. зеленые глаза, писать письма, трудно передать. В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово: Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать - главные слова.

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет; 2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову; 3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;

5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Выделяют три вида подчинительной связи:

Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово становится в тех же формах, что и главное: зеленый дуб , широкое поле , свежескошенная трава , зеленые лужайки .
Главное слово при согласовании - существительное (или слово в его значении), зависимое прилагательное, причастие, а также числительное и местоимение, по форме сходные с прилагательным: зеленый дуб , зеленеющий вдали дуб , третий от дороги дуб , этот дуб . Иногда зависимым словом при согласовании может быть существительное: город-герой , девочка-подросток , утес-великан .
Зависимое слово может согласоваться в числе, роде и падеже, либо в числе и падеже, либо только в падеже.
При согласовании изменение главного слова вызывает соответствующее изменение зависимого слова: зеленый дуб - зеленого дуба - зеленому дубу и т. д.
Согласование выражается с помощью окончания зависимого слова.

Управление - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или слово в значении существительного) ставится в падеже, определяемом главным словом:гордиться делами (главное слово управляет творительным падежом); стремиться к совершенству (главное слово управляет дательным падежом); дорога в порт (главное слово управляет винительным падежом).
При управлении изменяется только форма главного слова: горжусь делами , гордишься делами , гордиться делами и т. д.

В сочетании слов типа три пальмы неодушевленным существительным) слово три в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним: им. и вин. п. три стола - управление; дат. п. трем столам , твор. п. тремя столами , предл. п. (о ) трех столах - согласование.
В сочетании типа три подруги (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. п., в остальных падежах - согласование: трех подруг , трем подругам , трех подруг ,тремя подругами , (о ) трех подругах - согласование.

Примыкание - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным по смыслу и интонационно: ехать быстро , говорить не торопясь , желание высказаться ,очень мило .
Примыкают неизменяемые слова - наречия (яйцо всмятку ), деепричастия (встретил улыбаясь ), инфинитив (вышел погулять , желание поехать ).

Задание. Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать - главное слово, механически - зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически -- это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Задание. Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) - наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла. Таким образом, выписываем словосочетание сильно простыла.

Сложноподчиненные предложения (СПП) – синтаксические конструкции, содержащие два и более простых предложения, связанные подчинительной связью между собой и соединенные соответствующими союзами. Подчинительная связь в сложном предложении бывает нескольких видов в зависимости от смысловых отношений между его структурными элементами.

Для того, чтобы определить предложения с подчинительной связью, нужно их проверить на соответствие следующим параметрам:

  • два и более простых предложения, которые представляют собой неравноправные части: одна является главной, вторая – придаточной;
  • есть подчинительный союз или союзное слово;
  • на письме его части разделяются запятой.

В СПП от главной части к придаточной можно поставить вопрос. От него зависит тип связи. Примеры: «Мы не смогли получить вовремя инструкции (почему?), потому что очень устали и рано пошли домой», «Когда мне понадобится помощь, я обращусь к нужным источникам (когда?)».

Связь в словосочетании

Полезное видео: что такое сложноподчиненные предложения

Средства подчинительной связи

Части предложения соединяются с помощью подчинительных союзов: пока, как, если, так что, с тех пор как, будто и многих других. Каждый союз выражает определенный вид отношений, которые различаются по смыслу.

Иногда для соединения главной и зависимой частей используют другие языковые средства – союзные слова, в которые входят:

  • относительные : кто, что, какой и др.;
  • относительные местоименные наречия: почему, как, когда и др.

Союзные слова и союзы, которые выражают разные смысловые отношения, представлены в таблице:

Тип средства связи Смысловые отношения Примеры
Изъяснительные формулирует пояснение Я сказала маме, чтобы она не беспокоилась обо мне
Временные Указывают на время действия, уточняют время Марина заказала цветы тогда, когда услышала, что у Маши День Рожденья
Причинные выражает причину действия Я никогда раньше не думала об этом, потому что не знала, что так может случиться
Условные Формулируют условные отношения Дмитрий сделал бы заказ сразу, если бы знал, что товар подорожает.
Целевые Формулируют целевые отношения Оксана пела, чтобы заработать денег
Уступительные Формулируют уступительные отношения Несмотря на то, что на улице шел дождь, людей на пляже было много.

Союз и союзное слово – это элементы, которые связывают части сложного предложения. В схематическом изображении союз принадлежит к придаточному, он не является членом предложения.

Внимание! Союзное слово не только соединяет два структурных элемента, но и играет синтаксическую роль в придаточном.

Например: «Не существует таких событий, которые можно было бы изменить». В этом примере слово «которые» является не союзом, а союзным словом.

Виды подчинения

В сложном предложении может быть не одно, а несколько зависимых частей. Они связываются между собой разными способами. В зависимости от этого выделяют такие виды подчинения:

  • однородное;
  • параллельное;
  • последовательное;
  • комбинированное.

Каждый вид имеет свои особенности и отличается от остальных определенными характеристиками.

Виды подчинительной связи

Однородное и параллельное

Однородная связь образуется при условии, что все зависимые части относятся к главной или принадлежат к одному типу. Например: «Мне казалось, что я вижу день, что я слышу странные звуки, что я ощущаю холод».

Три придаточных в этом примере отвечают на один вопрос и относятся к главному по одному признаку. Они относятся к одному слову и принадлежат к одинаковому виду. В этом случае все зависимые элементы относятся к одному типу и отвечают на один вопрос.

Параллельное подчинение возникает в конструкциях, в которых не соблюдено одно из условий однородного.

Например, придаточные части могут относиться к одному слову, но при этом отвечать на разные вопросы. Например: «Когда я дочитала книгу, сложно было понять (когда? что?), что именно я чувствовала к ее героям», «Когда как за окном бушевала буря, я читала книгу (когда?, какую?), в которой рассказывалось об истории, которая произошла с детьми, когда они отдыхали в лесу с родителями».

Однородная связь

Последовательное и комбинированное

Последовательное подчинение – это связи в предложении, при которых зависимые части связаны между собой «цепочкой»,т. е. каждый следующий элемент зависит от предыдущего. Их определяют как придаточные разной степени. Например: «Максим увидел фильм (какой?), где играл тот актер (какой?), которого он любил (когда?), когда был ребенком (каким?), который был влюблен в картины про героев».

В этом примере второе придаточное зависит от первого, третье – от второго, четвертое – от третьего. Вопросы в таких предложениях задаются последовательно от одной части к следующей. Они могут быть разными и выражать разные смысловые отношения.

В комбинированном подчинении употребляются все виды подчинения: смешиваются параллельное, последовательное, однородное. Это характерно для длинных конструкций с большим количеством зависимых. Например: «Вчера я так устала, что не могла понять, то ли голова болит от погоды, то ли от завала на работе». В этом примере использованы два вида связи: последовательное и однородное подчинение.

Обратите внимание! Для того, чтобы определить тип связи, используют схемы и обозначения для главных членов, стрелочки для вопросов и скобки для обозначения начала и окончания зависимых элементов.

СПП с комбинированным подчинением

Знаки препинания

В СПП положение придаточного может быть разным:

  • находится после главного предложения;
  • с обеих сторон «окружено» главной;
  • находится перед главной.

Придаточное всегда выделяется запятыми.

Полезное видео: знаки препинания в ССП и виды СПП

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил

Имеющуюся между двумя или более неравноправными синтаксически словами в предложении или словосочетании, в случае, когда одно из них считается главным, а, соответственно, другое - зависимым. Подчинительная связь в предложении существует между главным и придаточными предложениями. В данной статье речь пойдет о словосочетании и основных способах подчинительной связи.

Словосочетание - логическое соединение двух или более слов, которые связаны грамматически и по смыслу. Известно, что словосочетание служит для более четкого описания предметов и их признаков, а также действий, которые они выполняют.

В словосочетаниях зависимое слово связано с главным словом несколькими способами. Итак, способы подчинительной связи включают в себя:

1) согласование;

2) управление;

3) примыкание.

Данная классификация способов основывается на том, какая часть речи выражает зависимое слово в словосочетании. Рассмотрим каждый их вышеупомянутых способов более подробно.

Способы подчинительной связи: согласование

Так, при управлении зависимое слово отвечает на вопрос например: вспомнить историю - вспомнить (что?), охранять человека - охранять (кого?) и так далее. Важно запомнить, что признаком управления всегда будет предлог.

Способы подчинительной связи: примыкание

Примыкание - это третий вид подчинительной связи, при котором зависимость слова выражена лексически, интонацией и порядком слов. Примыкать могут только такие как инфинитив, наречие, сравнительная степень прилагательного, деепричастие, притяжательное местоимение. Именно такие слова будут указывать на примыкание. В принципе, само слово «примыкание» говорит сам за себя: зависимое слово примыкает, то есть объясняет главное.

В таком словосочетании главным словом может быть глагол (четко понимать), имя существительное (кофе по-турецки), прилагательное (весьма понятный), наречие, деепричастие (слегка наклонив).

Связь в словосочетаниях с инфинитивом также расценивается как примыкание. Например, прошу записать, хочу посмотреть, и подобные.

И, напоследок, небольшая «шпаргалка», которая поможет быстрее идентифицировать способ подчинительной связи:

При согласовании имеют место три требования главного слова к зависимому - число, род, падеж;

При управлении от главного слова есть одно требование - падеж;

При примыкании главное слово ничего потребовать не может.

Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание. Связь подчинительная см. подчинение. Согласование - подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в форме рода, числа и падежа. Связь, служащая для выражения взаимосвязи элементов словосочетания и предложения.


Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание. Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление. При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. В сложном взаимодействии двух организмов для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости.

Смотреть что такое «подчинительная связь» в других словарях:

Примеры: писать стихи, вера в победу, довольный ответом. Эту пару слов выписывать не следует, так как грамматические основы, в которых слова связаны сочинительной связью, то есть равноправны, словосочетанием НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Связь между двумя синтаксически неравноправными словами в словосочетании и предложениие одно из них выступает как главное, другое - как зависимое. Подчинение - подчинительная связь, формально выраженная зависимость одного синтаксического элемента (слова, предложения) от другого.

ПАРАТАКСИС - лингв. сочинительная связь двух или более предложений в пределах одного сложного предложения; связь частей предложения. Все виды подчинительной связи: управление, согласование, отражение, примыкание выражают зависимое положение одного слова по отношению к другому. Подчинительная связь выражается чаще всего при помощи различных словоизменительных суффиксов числа, падежа, притяжательных суффиксов.

Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа - директору колледжа. Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:слегка грустный, люблю поесть.

В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив. Синтаксис - это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений. По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).

Вы имеете в виду: Теперь и я увидел, что дождик кончился↓, ↓ что туча пошла дальше.↓ Я, кстати, прослушивала для себя такой вариант — он, с первого взгляда, кажется возможным. 1. В середине СПП не может быть нисходящей фразы — иначе интонация перечисления, а вместе с ней и сочинительная связь, сохранятся. Об этом пишут и в Интернете. При изменении главного слова меняется и зависимое.

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. Различайте предложно-падежную форму и наречие. 1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­– это наречие. 3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Примеры: маленький мальчик, летним вечером; наш врач, на озере Байкал. Примеры: женщина-космонавт, студент-отличник. 4](порядком слов, лексически и интонацией).

Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая - придаточной. Внезапно коварный зек оглушил меня рукояткой пистолета, как вы догадываетесь (нераспространенное вводное предложение, где выделенные слова – подлежащее и сказуемое), моего собственного пистолета».

Пример 2. СПП: ТЕПЕРЬ И Я ВИДЕЛ, ЧТО ДОЖДИК КОНЧИЛСЯ, ТУЧА УХОДИТ ДАЛЬШЕ. Существует три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление и примыкание. В сложном предложении подчинительная связь существует между главным и придаточным предложениями. Студенты и экзаменатор несловосочетание, потому что связь между словами сочинительная, а не подчинительная (то есть нельзя выделить главное и зависимое слово).



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы