Стресс и его роль в повседневной жизни. Стресс - реалия современной жизни

Главная / Новорожденный

В современном мире люди испытывают хронический стресс, так как попадают в стрессовые ситуации. Особенно тогда, когда поглощены работой, заботой о детях, общественной деятельностью или спортом.

Отношения между полами зачастую воспринимаются как неблагодарные, предсказуемые и общественно «запрограммированные». А жизнь - как бег с препятствиями, которые трудно преодолеть.

У таких людей, как правило, отсутствует чувство юмора. Им трудно расслабиться без алкоголя, найти время отдохнуть на природе, в кругу друзей или заняться любимым хобби. Поэтому они попросту мирятся с выполнением угнетающих социальных ролей.

Стресс - состояние сильного напряжения, возникающее в наиболее сложных условиях или при особых обстоятельствах жизни. Выражается эмоциональным и физическим расстройствами, которые мешают человеку разумно действовать в сложившейся ситуации.

Взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс:

В переводе с английского слово стресс означает » давление, напряжение». Стресс - это своеобразный ответ организма на неожиданно возникшую сложную ситуацию. Полная свобода от стресса ведет к смерти. Стресс поддерживает в рабочем состоянии биологические механизмы защиты организма от вредных воздействий и тренирует их. Без стресса жить невозможно.

Стресс в жизни человека

Различают негативные и позитивные виды стрессов. Обычно стресс воспринимается как отрицательное явление. Считается, что он наступает только во время неприятностей (попадание в аварию, несданный экзамен, конфликт с родными и т.д). На самом деле существует и позитивный стресс - эмоциональный подъем, который может быть вызван разными событиями: повышение по карьерной лестнице, крупный выигрыш, свадьба, рождение ребенка, очень дорогой подарок.

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на эмоциональное состояние человека, но и на физическое здоровье. Хотя некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть: перевод на другую должность, смена коллектива, рождение ребенка.
Существуют ситуации, обусловленные поведением человека и принятием определенных решений. Например, переезд на новое место жительства, переход в другое учебное заведение, смена места работы, развод… Эти ситуации способны вызвать душевный дискомфорт.
Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы: несчастные случаи, смерть близких, природные явления.

Психологи считают, что стрессы все же полезны нашему организму, так как они его постоянно активируют и тренируют. Благодаря этому возникает синдром общей адаптации организма. Классическая модель синдрома общей адаптации включает в себя три стадии развития стресса: тревога, сопротивление, истощение и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу.

Типы стрессов:

  • физиологические; проявляются как: язвы, мигрень, гипертония, сердечные боли и др.
  • психологические; проявляются как: раздражительность, конфликт с окружающими, чувство беспомощности, потеря аппетита, депрессия…

Причины стрессов:

  • около 61% случаев стрессы возникают из-за рабочих, семейных и финансовых проблем;
  • 22% - психологического характера;
  • 7% - из-за болезни.

Факторы стресса:

  • Вне организации. Стресс на работе нельзя ограничить событиями, происходящими непосредственно на рабочем месте. Каждая организация является социальной системой, внутри которой работают люди. Любые проблемы в жизни каждого из этих людей (с жильем, финансами, в личной жизни) имеют влияние и на остальных работников.
  • Групповые. Имеется ввиду отсутствие групповой сплоченности коллектива. Или появление нового работника, которого коллектив отказывается «принимать в свои ряды». Это может вызвать сильный стресс у новичка.
  • Внутри организации. Здесь могут быть физические факторы, такие как: плохо организованное рабочее место, многолюдность, шум, слишком высокая/низкая температура воздуха, плохое кондиционирование и т.д. А также масса психологических: конфликты с сотрудниками, несогласие с начальством, неудовлетворение соотношением объема выполняемой работы к заработной плате и многие другие.
  • Производственные. Монотонная механическая работа, боязнь потерять работу(из-за кризиса в стране, возраста, неадекватности начальства, наличия маленьких детей в семье…), опасность при выполнении работ, сложность задач, степень ответственности и др.
  • Организационная структура. Например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, является источником стресса для подчиненного, вынужденного одновременно выполнять распоряжение двух руководителей.
  • Стрессогенный стиль управления. Методы неоправданного давления и угроз являются одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных
  • Давление рабочего графика. Работа в ночные смены, неудобный скользящий график, чрезмерно напряженный рабочий график без выходных - все это также является сильным стрессором.

Высокие уровни стресса оказывают вредное воздействие на человека. А также на физическую, психологическую и эмоциональную стороны его жизни. Однако, слишком низкий уровень — «болото» приводит к снижению работоспособности. А легкий стресс наоборот - может оказать положительное воздействие, поскольку улучшает кровообращение, усиливает активность клеток мозга, мобилизирует человека жить и работать в новых для него условиях.

Рассмотрим возможные реакции организма на стресс:

  1. Адаптация. Человек обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий. Но частые стрессы приводят к истощению адаптационной защитной системы организма, что становится причиной серьезных заболеваний.
  2. Пассивность. Проявляется у человека, адаптационный резерв, которого недостаточен и не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессия. Но такая реакция может быть временной.
  3. Активная защита от стресса . Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия и способствующее для улучшения состояния здоровья (спорт, музыка,, хобби).
  4. Расслабление. Повышает природную адаптацию человека.
  5. Тревога. Обычно в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка происходит в организме всегда, независимо от того какой будет реакция на стресс.

Борьба со стрессом

Существует множество способов и методов борьбы со стрессом. Вот некоторые из них:

  1. Разработайте систему приоритетов на работе и дома.
  2. Научитесь говорить «нет».
  3. Не спешите соглашаться с теми, кто выставляет противоречивые требования (конфликты ролей).
  4. Научитесь совмещать свои собственные интересы и с интересами людей.
  5. Обязательно научитесь расслабляться и отдыхать.
  6. Планируйте свое свободное время.
  7. Отрегулируйте продолжительность сна.
  8. Начните вести дневник - записывайте больше положительных эмоций.
  9. Попробуйте использовать музыко-, фито- и.
  10. Выберите для себя новое хобби: фотографирование, рисование, рукоделие, походы, велопробежки и т.д.

Противострессовая корректировка дня. Очень часто люди возвращаясь домой стараются избавиться от своих дневных впечатлений и неурядиц, вымещая на домашних свое плохое настроение. Причина стресса- неумение избавляться от накопившихся за день впечатлений.
Поэтому рекомендуется сразу после работы совершить прогулку по свежему воздуху. А по возвращении домой: примите душ, переоденьтесь, расслабьтесь. Выпейте чая с близкими, спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Но не решайте свои проблемы сразу, так как в состоянии усталости сделать это практически невозможно. Важно, чтобы инициатива корректировки дня исходила от вас самих!

Антистрессовый образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. От нас зависит каким он будет. Составными частями такого образа жизни являются:

  • начало трудового дня,
  • режим питания,
  • двигательная активность,
  • качество отдыха,
  • длительность сна,
  • взаимопонимание с окружающими,
  • реакция на стресс и многое другое.

Человек может сознательно воздействовать на процессы, происходящие в организме, так как он обладает способностью управлять стрессом, используя противострессовую корректировку режима дня, оказание первой помощи при остром стрессе, умение проводить самоанализ личного стресса.

Первая помощь при остром стрессе

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то напугал, разозлил, обругал начальник…) - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: «Стоп!». Чтобы резко затормозить развитие острого стресса. После этого необходимо найти эффективный способ самопомощи. Тогда в любой критической ситуации, которая может возникнут в любую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу.

  • Противострессовое дыхание: сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, медленно выдохните.
  • Минутная релаксация: расслабьте уголки рта, увлажните губы, слегка улыбнитесь; расслабьте плечи, сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела. Помните, ваше лицо и тело отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние.
  • Инвентаризация: оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите окружающие вас предметы; не торопясь мысленно «переберите» все предметы один за другим, говоря: коричневый письменный стол, белые шторы, оранжевая ваза для цветов и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлекаетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
  • Беседа: поговорите на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом. Или позвоните по телефону своему другу/подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом. Только не обсуждайте в этот момент саму стрессовую ситуацию. К ней вы вернетесь позже, когда успокоитесь.
  • Покиньте это помещение , перейдите в другое или прогуляйтесь по парку, чтобы побыть наедине со своими мыслями.

Необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации и выстоять в жестоких испытаниях. Адаптационные способности можно в себе воспитать и усовершенствовать.

Нестрессовый стиль жизни

Благоприятный (нестрессовый) стиль жизни допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды жизни.
Имеет «пути спасения», позволяющие вовремя расслабиться, отстаивать свои права и потребности, налаживать отношения взаимного уважения, тщательно выбирать себе друзей, завязывать добрые взаимоотношения.

Такой стиль жизни создает благоприятные условия для участия в интересной, благодарной работе. Которая обеспечивает подлинное вознаграждение и сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку. Такая работа полна позитивными целями и положительными событиями.

Человек сам вкладывает энергию в различные виды деятельности. Такие как: активный отдых, культурные мероприятия, саморазвитие, семью, близких и знакомых. Стремиться сохранить хорошую физическую форму, следит за питанием, не имеет вредных привычек. Наслаждается жизнью, находит удовольствие в простых вещах, имеет хорошо развитое чувство юмора.

Транскрипт

1 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 1 ПРОБЛЕМА СТРЕССА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Шафранова Анна Викторовна Стресс, как известно, в современном мире касается каждого из нас без исключения. Так как человек в мирской суматохе не способен противостоять напряжению, который выражается в особых ситуациях жизни, вызванные множеством по своей природе причин. Что же на самом деле представляет собой стресс в научном представлении? Стресс обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье одно из условий достижения успеха в любой деятельности . Как выявить стресс? Признаки стрессового напряжения Невозможность сосредоточиться на чем-то. Слишком частые ошибки в работе. Ухудшается память. Слишком часто возникает чувство усталости. Очень быстрая речь. Мысли часто улетучиваются. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка). Повышенная возбудимость. Работа не доставляет прежней радости. Потеря чувства юмора. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

2 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 2 Пристрастие к алкогольным напиткам. Пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде. Невозможность вовремя закончить работу . Причины стрессового напряжения Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности. Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения. Вам постоянно хочется спать никак не можете выспаться. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день. Вы много курите. Потребляете алкоголя больше, чем обычно. Дома, в семье, на работе у вас постоянные конфликты. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться. У вас появляется комплекс неполноценности. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания. Вы не чувствуете уважения к себе ни дома, ни на работе . Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.. Итак, причин возникновения стрессов бесчисленное множество и выйти из стресса можно только одним путем: не думать и беспокоиться о том, что произошло, а думать о том, что нужно сделать для того, чтобы разрешить ситуацию, о том, что делать дальше. Это очень правильная позиция, здесь вы не теряете свои жизненные силы, без конца «пережевывая» неприятное событие. Что случилось, уже случилось, и изменить мы его не можем, мы только можем смотреть вперед, получить новый взгляд на жизнь и всегда научиться выходить из сложных ситуаций победителем . 10 секретов борьбы со стрессом Секрет 1. Убежденность в том, что ситуация под контролем Никто не застрахован от внезапных (приятных или не очень) событий, влекущих за собой изменения привычного уклада жизни. Но, по большому счету, только мы в ответе за наш собственный распорядок. Другие люди и внешние обстоятельства в большинстве случаев ничего не решают. Ощущение контроля над происходящим это то, что необходимо для душевного спокойствия.

3 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 3 Вы считаете, что вашей жизнью управляет кто-то другой? Тогда вам гарантирован стресс. Конечно, если у вас авторитарные родители, упрямый друг сердца или неуравновешенный босс, сложно считать себя кузнецом своего счастья. Постарайтесь избежать амплуа жертвы. Научитесь ежедневно находить время только для себя. Вы не можете изменить других людей, но спланировать ваш собственный день реально. Секрет 2. Оптимизм... Всем известна шутка, что один и тот же стакан воды может быть полупустым для пессимиста и наполовину заполненным для оптимиста. Выбор спокойной и счастливой женщины очевиден: позитивный взгляд на вещи. Кому-то он дается от природы, а кому-то приходится его формировать. Ситуация складывается в нашу пользу, если мы делаем все то, что считаем нужным. Так почему же мы позволяем страху перед потенциальным провалом возобладать над надеждой на лучшее? А страх неудачи порождает стресс. Секрет 3...и одновременно реализм Очень полезно повторять себе, что все будет хорошо. Но бормотать это, закрыв глаза и направляясь прямиком в канализационный люк, неразумно. Увы, но слепой оптимизм не панацея. Иногда лучше принять обстоятельства и терпеливо переждать неблагоприятную ситуацию. Это вовсе не значит, что те, кого стресс обходит стороной, не хотят и не умеют мечтать. Ничего подобного! Они делают это «профессионально»: разрабатывают планы действий и могут посмеяться над наивностью собственных заблуждений. Верно и то, что эти люди, взявшись за осуществление плана А, всегда держат в голове запасной план Б. Секрет 4. Способность видеть всю картину целиком Если хотите избавиться от стресса не переживайте по мелочам. Проблема, от которой и следа не останется через пару месяцев, попросту не стоит ваших нервов. Надо научиться расставлять приоритеты, в том числе эмоциональные. Всегда старайтесь утром оценить предстоящий день и выбрать самые важные дела. Когда вас что-либо будет сильно отвлекать, спросите себя: «С толком ли я трачу время?». Ответили «Нет» отложите до лучших времен решение проблемы, предварительно оценив ее масштаб. Например, если в разгар работы вам звонит знакомая, вежливо скажите ей, что лучше поговорить в более удобное время. Но если у подруги случилось что-то очень важное настоящее несчастье или, наоборот, радостное событие, тогда разговор может оказаться действительно очень значимым делом. Секрет 5. Не обещать ничего лишнего Часто мы сами обеспечиваем себе стрессы. Одна из распространенных ошибок говорить людям то, что они хотят услышать, а не то, что соответствует вашим возможностям. Так можно наобещать столько, что выполнить все это просто невозможно.

4 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 4 Вы не справляетесь с заявленным объемом, и стресс удваивается ведь вы подводите людей. Выход прост: учитесь обещать меньше, чем в состоянии сделать. Вот увидите, друзья обрадуются, если вы, хотя и с опозданием, приедете на вечеринку ведь вы сказали, что вообще не успеете. Будет доволен и ваш начальник, если вы закончите отчет днем раньше, а не неделей позже. Секрет 6. Контакты с людьми Сотни психологических исследований говорят о том, что в результате общения при условии доброжелательного настроя сторон стабилизируется сердечный ритм и снижается кровяное давление, а значит, люди становятся более спокойными. Поэтому поддерживайте добрые отношения с окружающими. И при этом не будьте всегда только жилеткой, в которую все плачутся, сами ищите поддержки, когда вам плохо. Секрет 7. Укрепление здоровья Стресс, вызванный какими-либо заболеваниями, бывает довольно сильным и при этом действует исподтишка. Не стоит недооценивать мелкие неполадки в работе вашего организма, пообещав себе заняться ими, как только кончатся «трудные времена». В правила борьбы с депрессией входит поддержка и подпитка нервной системы. Селен, а также антиоксиданты и витамины группы B хорошо дополнят любой витаминный комплекс, особенно если у вас напряженный период. Но они, конечно, не заменят двух основных составляющих здоровой жизни без стресса - сна и правильного питания. Секрет 8. Беречь свою энергию Защищайте свою энергетику от внешних вторжений. Нас окружают энергетические «черные дыры»: те, кто вечно раздражены и недовольны жизнью, не находят лучшего занятия, кроме как пытаться затащить вас в их скорбный мир. Вы хорошо знаете таких людей. Держитесь подальше от энергетических вампиров, но если столкновений избежать не удается, то старайтесь отгородиться от их негативного влияния. Если вы даже мысленно возведете вокруг себя защиту из белого сияния, то потеряете меньше сил. И, может, даже зарядите своей позитивной энергией несчастного «вампира». Секрет 9. Гибкость Желая достичь определенных результатов, меняйте всё и даже собственное поведение. Гибкость очень важная черта для борьбы со стрессом. Например, если вы не можете переспорить вашего коллегу, хотя, и уверены, что правы, попробуйте для разнообразия прислушаться к его аргументам. Во-первых, в них наверняка есть здравый смысл, во-вторых, проследив за ходом мыслей оппонента, вы поймете, где он ошибся, и вам будет легче направить его рассуждения в нужное русло. А в-третьих, когда слушаете вы, то стараются слушать и вас. Секрет 10. «Смотреть далеко вперед!» Что бы ни случилось, не принимайте ничего на свой счет и не ищите собственной вины. Вместо

5 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 5 того чтобы заниматься самобичеванием, постарайтесь вынести урок из сложной ситуации, в которую вы попали. Не опускайте рук и спрашивайте себя: «Почему это случилось именно сейчас? Что я могу сделать, чтобы обернуть все в свою пользу?». Возможно, в ближайшей перспективе вы не найдете ответов на эти вопросы. Но тот факт, что ваши мысли позитивны, обеспечивает вам будущее без стрессов . Список литературы 1. Алиев Х.М., Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учебник / Х.М. Алиев, - Ростов-н /Д.: Феникс, 2013 г. 320 с. 2. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции с Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. 4. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции с Игебаева Ф.А. Значение социально-психологического фактора в развитии предприятий АПК.// Проблемы и перспективы устойчивого развития АПК. Материалы научнопрактической конференции. Саратов, С Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, с. 7. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции; ТОМ 1., в 2-х томах. Курск, С Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», С Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», с. 10. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. Уфа: Башкирский ГАУ, с. 11. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal" с Игебаева Ф.А. Влияние социально-психологического фактора на создание благоприятного климата в коллективе. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО» С


NovaInfo.Ru - 53, 2016 г. Психологические науки 1 СТРЕСС, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЯ Абдуллина Алия Мавлетбаевна Слово «стресс» впервые ввел в обиход канадский врач и биолог

Йога для всех это уникальная комбинация физических упражнений, созданных проверенной временем восточной традицией оздоровления всего организма и адаптированных для людей европейского и американского склада

10 точных фактов, которые ваши друзья могут не знать о наркотиках Сможешь ли ты пройти этот тест о наркотиках? ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ? 1. Существуют легкие и тяжелые наркотики? 2. Некоторые наркотики не вредят

АЛЛЕН КАРР КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ НЕКУРЯЩИМ Вдохновение на каждый день Москва 2008 ПРЕДИСЛОВИЕ Большинство курильщиков убеждено, что избавиться от никотиновой зависимости очень трудно. Требуется огромная

ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» психолог Центра здоровья Что такое скорбь? Скорбь это эмоциональная реакция на значительную потерю. Слова «горе» и «душевная боль» часто используются для описания чувства скорби.

Персональный успех модуль 17 управление стрессом Брайан Трейси. Все права защищены. содержание данной документации не может быть воспроизведено полностью или частично, в любой 1 заметки и примечания 2

ТМО ДЛЯ ПРОЦЕССА С ЦЕЛЯМИ Следующая техника является применением ТМО для разрешения внутренних конфликтов, которые у вас есть в отношении вашей цели. Наилучший способ прояснить ваши внутренние конфликты

УДК 316.7 Хлопотина Е.А., магистр, ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия культура делового

Что нужно знать, чтобы победить гнев. Негативные и неконтролируемые эмоции не только лишают нас ежедневных радостей жизни, но и мешают достигать поставленных целей. Сильные негативные эмоции самыми разными

УДК 316.7 Багаутдинов Э.К., магистр, ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности культуры делового

ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Что такое экзамен (2 сл) Тревожность, фазы стресса Признаки стрессового напряжения Проблема подростков Условия успеха Рекомендации: -преодоление

УДК 316.7 Сайдиев Е.Н., магистрант, ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ Россия, г.уфа СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Аннотация: в данной статье рассмотрены способы управления и предупреждения конфликтов.

Приходит время, когда у пьющего человека проблем становится столько, что он поневоле начинает думать что делать дальше? Не пора ли бросить пить, или хотя бы пить поменьше? Если у вас появились мысли о

1 «Жизнь на полную мощность» Андрей Владимирович Шаров Вице-президент, ОАО «Сбербанк России» Знакомство Андрей Владимирович Шаров КАРЬЕРА: В период с 2002 по 2009 годы руководил Управлением государственной

Результативный Тайм-менеджменТ результатиâнûй тайм-менеджмент модуль 11 баланс между работой и семьей заметки и наблюдения INTRODUCTION модуль 11 Баланс между работой и семьей Успешные люди знают, что

ПРОГРАММА «КОРРЕКЦИЯ ВЕСА» Считаю это важным 3 2 1 0 1 2 3 Хочу Мне это необходимо 3 2 1 0 1 2 3 Хочу Подумал/а, что это 3 2 1 0 1 2 3 Хочу пригодится Думаю, что это правильно 3 2 1 0 1 2 3 Хочу Считаю,

Профессиональное здоровье учителя «Здоровый учитель здоровые дети» (Абакумова М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 9) Здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем педагога У нездорового

Как стресс расшатывает наше здоровье? Постепенно! Сначала у тебя возникает небольшая проблема, решение которой проходит через негативные эмоции. Ты переживаешь, плачешь, злишься, страдаешь, обижаешься,

УДК 316.7 Исянова Д.Д., магистр, ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ», г.уфа, Россия КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Аннотация: В данной статье рассмотрены основные виды и классификации коммуникативных

ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ Профессия педагога одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального

УДК 316.7 Муртазина Д.К., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ», Россия, г.уфа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ Аннотация. В статье рассмотрены различные классификации психологических типов деловых партнеров.

УДК 316.7 Шагалина Л.Р., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа ИСКУССТВО ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА Аннотация: Статья посвящена искусству телефонного делового разговора, поскольку общение по телефону

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 12 «Красная шапочка» Консультация для воспитателей. «Стресс и его профилактика» Подготовила: музыкальный

УДК 316.7 Латыпова Э.А., аспирант, Латыпов Э.Р., аспирант ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ТЕЛЕФОННОГО ЭТИКЕТА Аннотация: В статье рассматриваются особенности делового телефонного

Выявление ограничивающих убеждений Отрывок из новой книги Джека Макани «Self-коучинг: 7 шагов к счастливой и осознанной жизни» Шаманы верят: «Мир это то, что мы о нем думаем». Если это так, то следовать

Иногда в жизни случаются такие ситуации, когда начинает казаться, что ничего нельзя исправить, а душевная боль никогда не кончится В такой момент могут посетить мысли о нежелании жить В кризисном состоянии

Всемирный день здоровья в 2017 году посвящен теме борьбы с депрессией Как мы получаем стресс? Должен! Жесткая конкуренция Должен! Постоянно учиться Больше и лучше работать Приспосабливаться к постоянно

Профессиональное здоровье педагога «Здоровый учитель здоровые дети» Здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем педагога У нездорового учителя 1. Ниже качество работы 2. Ученики хуже усваивают

Как вести себя в суде. КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СУДЕ? ЧАСТЬ 1. Подготовка к событию Предстоит судебный процесс? Не уверены, как правильно одеться и вести себя перед судьей или присяжными? Эта статья поможет почувствовать

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири 1 (03). Март 2011 (http://md.islu.ru/) ББК 88.4 УДК 37.011.31 А.В. Эккерман Иркутск, Россия СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Что такое стресс? Занятие 6 Стресс и здоровье Стрессоры. Что это такое? Социальная адаптация Факторы риска, формирующие стресс Как оценить уровень стресса? Как преодолевать стресс? Стресс и вредные привычки

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ (А.А.РУКАВИШНИКОВ) НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического выгорания, включающей различные подструктуры личности. ИНСТРУКЦИЯ:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПОЖАРНЫХ Светлана Мохова АННОТАЦИЯ: Часто эмоциональные трудности людей особых профессий (пожарные, спасатели, медики) ошибочно понимаются как индивидуальные недостатки. Их стараются

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Психосоматика -12 Сигналов Нашего Тела Наше тело сложнейший механизм, чувствительно реагирующий не только на внешние, но и на внутренние факторы. Доктор Сьюзен Баббель, психолог, специалист в области депрессии,

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель исследования изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут

ОПЛАКИВАЯ ПОТЕРЮ КОГО-ТО ОЧЕНЬ ЗНАЧИМОГО Разработала Marge Heegaard Перевела Татьяна Панюшева Для заполнения детьми Имя Возраст Ты пережил очень трудное время. И то, что у тебя путаются мысли и чувства

Клаус Дж. Джоул СССКлаус ДжоулССС ГЛАВА 15 3,6 миллиона. О чем мы думаем? Мы все время думаем о деньгах Итак, сегодня снова поговорим о деньгах. Почему? Потому что мы любим о них говорить. Потому что вспоминаем

Психическое здоровье личности. Норма и отклонения Проектная работа по обществознанию и психологии учащихся 10 класса Цель исследования Познакомиться с различными научными представлениями о психическом

Стресс в работе медицинских сестер и методы его снижения. Прогрессивная мышечная релаксация. М.В.Шипичева г.вологда Итоговые цели Привести факторы, которые вносят вклад в возникновение усталости от сострадания

ЕДА И ЭМОЦИИ: НЕВРОЗ У ХОЛОДИЛЬНИКА Переедание это проблема или решение? Все мы немного едоголики. Еда - больше чем просто способ поддерживать существование тела, это эмоциональный процесс! При помощи

Памятка для учителей по способам сохранения психологического здоровья Памятка для учителей Для вас, уважаемые учителя эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по сохранению

Преодоление страха перед экзаменами Как-то ученики попросили Учителя представить следующую ситуацию: он находится на краю обрыва, а внизу за спиной пропасть, справа разъяренный тигр, слева кобра, впереди

Открытое занятие на муниципальном уровне тренинг с педагогами «Эмоциональному выгоранию скажем, нет!» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Как научиться преодолевать стресс? Сегодня мы поговорим с вами о том, что означает понятие «стресс», изучим основные виды и признаки стресса, ознакомимся с основными стадиями развития, выработаем оптимальные

Задание 1. Инструкция: Ниже предлагается ряд утверждений, которые касаются разных аспектов Вашей жизни. Каждый из них может быть более или менее актуальным для Вас. Оцените, насколько часто в последнее

Педагогический совет «Личность педагога в современной школе» Если ты не воспитываешь себя, то ты плохой учитель, но если ты воспитываешь только себя, ты вообще не учитель В.А. Сухомлинский Личность человеческий

Взорви свои рамки. Подробности о тренинге. NB! Напоминаю, тренинг идёт 24 часа. Если ты не сможешь выбраться на 24 часа в Москву, то дальше можешь не читать. Стоимость: Время тренинга: с 10:00 23 мая 10:00

С 1 декабря 2013 года! СТРЕССА Хорошо известно, что нервная система регулирует работу всех внутренних органов. Длительный стресс и эмоциональные нагрузки являются одной из причин развития большинства заболеваний:

Школа Класс Тестовая тетрадь ученика Фамилия Имя Пол Дата рождения 2010 ТЕСТ 1. «Лесенка» Инструкция: В этом тесте есть 40 «лесенок». Рядом с каждой лесенкой находятся с левой стороны качества, которые

Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего

УДК 316.7 Давыдова А. А., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА Аннотация: Статья посвящена этикетным нормам общения по телефону. Для делового человека телефон

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В каждом возрастном периоде поведению, а также умственному развитию и интересам ребенка присущи особые психологические характеристики. В процессе развития

Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. Суицид геройство или слабость, или в нервном потрясенье срыв? Есть, скажите, у кого-то храбрость вскрыть

УДК 316.7 Исмагилова Д.Р., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» г.уфа, Россия ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ Аннотация: В статье рассмотрены психологические типы деловых партнеров. Зная особенности

НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ. Эта лекция посвящена второй части Первого Шага Программы, в которой пойдет речь о потере контроля над жизнью. Потеря контроля ясно видна, когда наркоман в состоянии опьянения совершает

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Хроническая болезнь почек 1 Хорошо известно, что курение - вредная привычка. Наиболее распространенный способ курения сегодня - курение сигарет. Другие способы курения - трубки и сигары. Курение - единственная

Цикл консультаций «Психологические шпаргалки» Елена Валентиновна Вильданова, педагог-психолог ТЕМА «Постновогодний синдром» Как с удовольствием отправиться на работу Новый год - самый волшебный праздник.

NovaInfo.Ru - 47, 2016 г. Социологические науки 1 СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Спиридонова Екатерина Михайловна Мир устроен таким образом, что практически во всех сферах человеческой

О РАБОТЕ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ Дорогие ребята, эта информация для Вас! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» Детский сад комбинированного вида 187 «УМКА» «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ» «Я ВВЕДУ ТЕБЯ

Тест школьной тревожности Филипса Цель: определить уровень и характер школьной тревожности. Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете

Техника Эмоционального Освобождения поможет вам облегчить или полностью устранить плохие эмоции, ощущения и боли, например, головную боль. Используйте эту Технику смело. Найдите для себя 15 минут в день,

Программа развития стрессоустойчивости Что такое стресс? Стресс постоянный спутник нашей повседневной жизни. Представить себе ситуацию, что мы живем жизнью, состоящей из одних только радостей и удовольствий,

Желаем вам хорошо выспаться! Насколько важен здоровый сон Почему нельзя считать здоровый сон чем-то само собой разумеющимся Как мы можем улучшить сон 2 3 Травмы могут вызвать нарушения сна У тех, кто пережил

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ EQ УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ Отчёт для Sam Poole ID HC560419 Дата 23 Февраль, 2017 2013 Hogan Assessment Systems Inc. Введение Под эмоциональным интеллектом мы понимаем способность

ГБОУ СПО ВО «Ковровский техникум сервиса и технологий» Доклад, практикум. Тема: «Социальная адаптация обучающихся: Конфликт. Конструктивное решение конфликта». Подготовила мастер п/о Кукушкина О.Р. 2014г.

22.02.17 Провела: воспитатель Лобачева Я.Е. «МОЯ ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ» Цель: формировать навыки бережного отношения к своему здоровью, роль семьи в формировании здорового поколения. Задачи: Образовательные.

Что такое стресс?

Это такое состояние души, когда человеку невозможно или трудно справиться с реакцией на любые события. Различаются стрессы по мощности, они возникают в ответ на такие ситуации, которые несут угрозу жизни - это плен, война, природные катастрофы. Причиной сильного стресса может быть тяжелая болезнь или смерть близкого человека, крупные финансовые потери, развод, потеря работы или вынужденная миграция.

Небольшие стрессы.

Вызываются такими проблемами, для которых человеку нужно напряжение сил либо вызываются такими проблемами, которые человек не может сам решить. Во время стрессов человек долгое время испытывает стресс небольшой интенсивности, а вред здоровью наносится такой, какой наносит сильный стресс.

Стресс повседневной жизни .

Чем опасен и как переносится стресс?

Не все люди, которые пережили стресс, страдают от него одинаково. Но какими будут последствия стресса для человека, зависят от условий жизни человека, и от его окружения. Если есть семья, друзья и близкие люди, то стресс переносится значительно легче. Стресс способствует тому, что из строя выходят ослабленные системы организма.
Развитие таких заболеваний, как язвенная болезнь, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, гипертония способны ускорить длительный или сильный стресс. В результате появляются такие проблемы, как депрессивные или невротические, тревожные расстройства, они очень уменьшают качество жизни людей.

Как можно уберечься от стресса?

В этом может помочь утренняя зарядка. А вечером занятия йогой, аутотренингом, релаксацией. А также желательно регулярно отдыхать на природе.

10 советов, как самостоятельно преодолеть стресс в жизни современного человека:

1. Замедлите темп своей жизни. Всегда планируйте свой рабочий день и чередуйте интенсивную работу с полноценным отдыхом.
2. Выспитесь, ведь взрослому человеку нужно спать по 8 часов в сутки.
3. Не следует, есть на ходу, поэтому время завтрака, обеда, ужина, должны быть временем отдыха.
4. Не снимайте стресс при помощи алкоголя или табака. От них пострадает здоровье, а стресс и проблемы, которые его вызвали, никуда не уйдут.
5. Эмоциональное напряжение поможет снять физическая нагрузка, в особенности, связанная с водой: для этого займитесь аквааэробикой или плаванием.
6. Отведите немного времени для проведения релаксации, присядьте в удобное кресло, включите любимую музыку и, закрыв глаза, представьте на миг, что вы сидите у моря.
7. Отвлекайтесь, переключите свое внимание на занятия, которые вызовут у вас положительные эмоции: общение с друзьями, прогулки на природе, чтение, поход на концерт.
8. Проанализируйте свои эмоциональные негативные переживания, скорее всего они не заслуживают таких сильных переживаний.
9. Следует сосредоточиться на позитивном, ведь обстоятельства жизни гораздо лучше, чем это вам кажется, когда вы расстраиваетесь.
10. Внимательно следите за своим настроением, относитесь к своей вспыльчивости и раздражительности, как к источнику болезней. Улыбка и доброжелательное выражение лица помогут улучшить настроение и отношение окружающих людей.

Факты:

1. Треть всех работников, из-за стрессов, которые связаны с работой, хотя бы раз в жизни думали об увольнении.
2. Если человек полностью освободится от стрессов, это снизит общий тонус организма, снизит мотивацию к труду, вызовет апатию и скуку.
3. Стресс это 5-й важный фактор, который предрасполагает к возникновению сахарного диабета.
4. Когда в обществе высокий уровень стресса, то люди больше и чаще едят шоколад.
5. Табак и алкоголь усиливают стресс.
6. Имбирь, бананы, орехи, горький шоколад помогают бороться со стрессом и повышают настроение.
7. Легкий стресс является частью жизни человека.

В заключение, добавим, что в жизни каждого современного человека присутствует стресс и лучшим способом бороться со стрессом, это вести здоровый образ жизни.

В современном обществе человек испытывает все большее пси хоэмоциональное напряжение из-за возрастающих сложностей со циальной жизни. Требования социального окружения, противоре чия между обществом и личностью, межличностные конфликты достигают порой драматической остроты. Отсутствие нормальных условий для труда и отдыха или их низкое качество создают благо приятную среду для различных стрессовых ситуаций.
Стресс (от англ. stress - напряжение) - состояние напряже ния, возникающее у человека под влиянием различных неблаго-приятных факторов. При стрессе в организме человека в ответ на негативное внешнее воздействие возникают защитные физиоло гические реакции.
Принципиальная схема стресса показана на рис. 11.7.
Среди причин стресса - не только нездоровый образ жизни и неумение правильно распределять свое время. Часто стресс возни кает из-за неблагоприятной психологической атмосферы на рабо те, сложных взаимоотношений с коллегами, особенно с началь ством. Например, оказать стрессовое воздействие может недоста точно четкое описание работы или указаний руководителя, не-достаток времени для качественного исполнения задания. Также причиной стресса могут быть отсутствие вознаграждения или благодарности за хорошее выполнение работы. Наконец, неуве ренность в завтрашнем дне, в стабильности в работе и личной жизни - все это, естественно, выводит многих людей из состоя ния равновесия. / К понятию «стресс» все привыкли, забыв, что оно означает не просто состо-яние усталости, а доволь но серьезные изменения в человеческом организме. Расстройства, связанные со стрессом, развиваются, как правило, у людей, чья работа связана не столько с физическими, сколько с психоэмоциональными пе-регрузками.
Потребности человека
Позитивный результат
Реакция на потребности
Негативный результат
Стресс
Последствия стресса
Рис. 11.7. Принципиальная схема стресса
На начало стресса ука зывают постоянная уста лость, раздражительность, хандра или частая смена настроении по незначи-тельным причинам, де- 4. прессия. Работа, раньше выполняемая легко и с интересом, вызы вает утомление, скуку и раздражение. Трудно сосредоточиться, под водит память, появляется рассеянность. Далеко не все люди отда ют себе отчет в том, что с ними происходит. Еще меньше людей предпринимают необходимые усилия для изменения создавшего ся положения.
Различают четыре основных вида неверной реакции на стресс.
Бездействие. Тот, кто совершает эту ошибку, может получать удовольствие от своего состояния, жалуясь окружающим. Эти люди чувствуют себя невинными жертвами, но не хотят ничего пред принимать лично, чтобы изменить ситуацию.
Депрессия (от лат. depressio - подавление). Для ее жертв харак терно чувство обреченности. Они теряют самоуважение, становят ся беспомощными, самоустраняются от реальной жизни. Находясь в подавленном, угнетенном состоянии, люди испытывают посто янную усталость, обвиняют во всем происходящем себя.
Отрицание. Человек старается не терять бодрости, делая вид, что все хорошо и унывать нет причины. Не признавая серьезности положения, такие люди часто превращают эмоциональные про блемы в физические симптомы.
Возмущение. Негодующие по причине стресса люди обвиняют во всем происходящем других. Они не желают принимать на себя никакой ответственности.
Многие жертвы стресса вроде бы понимают, что надо заняться собой, но из-за нехватки времени постоянно это откладывают. На * повышенную утомляемость или ухудшившуюся память люди, как правило, не обращают должного внимания, а состояние здоровья тем временем становится все хуже. Беспокойство начинают вызы вать более грозные симптомы, говорящие уже о длительном и хро ническом стрессе. И если сначала человек вполне может справить ся со стрессом собственными силами, то потом изменить положе ние сумеет только специалист.
v Чтобы бороться со стрессом, надо прежде всего осознать, на сколько серьезны могут быть его последствия. Эта борьба требует определенных усилий и времени. Естественным шагом при появ лении признаков стресса может быть смена обстановки, отдых и восстановление своих сил. Однако нужно отчетливо понимать, что возвращение в прежнюю среду не изменит ситуацию, а именно ее и нужно изменить. Прежде всего надо проанализировать, как по строен распорядок рабочего дня. Необходимо помнить, что моно тонная работа без перерыва на самом деле будет гораздо менее эффективной, чем та, при которой человек время от времени дает себе передышку и берется за дело с новыми силами.
* Рецепты от стресса широко известны: спорт, массаж, общение с приятными людьми и, наконец, семья. Однако все это требует определенных усилий и, главное, веры. Наконец, не надо забы-
I 253

вать, что смысл жизни не сводится к работе, что помимо работы в жизни есть очень много интересного: театры, музеи, природа и др. Однако, если дело дошло до длительного и хронического стресса, то без помощи специалиста не обойтись.
Стресс - это необходимое условие жизни, и полное его устра нение столь же нереально, сколь и вредно. Хотя устойчивость че ловека к стрессовым нагрузкам высока, она, однако, далеко не безгранична. Поэтому актуальной проблемой менеджера является регулирование уровня допустимых физических и эмоциональных нагрузок в коллективе.
Особого внимания заслуживает проблема аврала в работе, спо собствующего возникновению стресса. Аврал (от англ. over - на верх и all - все) - мобилизация коллектива сотрудников на вы полнение срочной работы. Это - не что иное, как фактор, высво бождающий скрытые ресурсы человека. При аврале человек ста вится в такие условия, при которых он не может что-либо не сде-лать. Именно в этой обстановке проявляются потенциальные фи зические и интеллектуальные возможности человека. Впрочем, пе ренапряжение далеко не всегда способствует качественной работе. И дело здесь не только в обычной усталости; далеко не все люди приспособлены для работы в экстремальных условиях.
По мнению специалистов, по своему отношению к работе в стрессовой обстановке люди делятся на три основных типа:
бессильные. При малейших признаках напряжения они становят ся беспомощными и своим поведением только раздражают окру жающих;
беспокойные. Люди этого типа начинают без толку суетиться, хватаются за все подряд, тут же бросают начатое дело и при этом страшно нервничают;
хладнокровные. Такие люди идеально подходят для авральной работы, поскольку стресс мобилизует их волю, заставляет прини мать быстрые решения и действовать. Но даже эти работники не могут работать в режиме такого сверхнапряжения постоянно. Не планомерный режим работы чреват появлением стресса и, как след ствие, депрессией и физическим истощением людей.
В условиях, когда работу необходимо все-таки завершить, ме-неджер должен активно мотивировать своих подчиненных. К каж дому из перечисленных выше типов людей надо подобрать соот ветствующий вариант мотивации: успех, деньги, слава и т.д.
Краткое содержание главы
Конфликты являются объективной реальностью, поскольку источником конфликтов являются люди, наделенные значитель ным многообразием потребностей, жизненных целей и привычек, которые они стремятся реализовать.

Существуют различные виды конфликтных ситуаций, требую щих от менеджера соответствующих усилий для их предотвраще ния и ликвидации.
Между конфликтами и стрессами имеется определенная взаи мосвязь.
Менеджеру необходимо различать позитивные и негативные стрессы, знать методы снятия стрессов и уметь предупреждать стрес совые ситуации.
Контрольные вопросы и задания
Какова природа конфликтов?
Кратко опишите основные виды конфликтов.
З В чем суть управления конфликтными ситуациями?
Почему работа по предотвращению конфликтов в коллективе явля ется важной для менеджера?
Что такое стресс? Какова его сущность?
Какие существуют методы снятия стресса?
Опишите основные пути предупреждения стрессовых ситуации.

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17


Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

4. Изучить методы борьбы со стрессом.

5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.


1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера – только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности .

Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни, работы, местожительства не прошли бесследно – рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно – психическим перенапряжение, служит тому доказательством.

Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента .

Последствия стресса могут проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Высокий уровень стресса является причиной обострения многих сердечно-сосудистых, язвенных, нервно-психических заболеваний.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Высокий уровень стресса сопровождается психическим напряжением, которое на стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией.

Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой работе. Апатия, опоздания, отсутствие на работе без уважительной причины – вот наиболее часто встречающиеся симптомы стресса. Алкоголизм и наркомания также зачастую являются попыткой «уйти» от проблем .

При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми.

А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса .

Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники – как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.

Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.

Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях .

1.3 Методы борьбы со стрессом

Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом – это прежде всего выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях: на индивидуальном – определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда; на уровне организации – определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации.

Существуют несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации .

Во-первых, это мероприятия, связанные с изменением условий труда и включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.

Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. Например, сотрудники могут испытывать стресс, в связи с проводимой реорганизацией, разъяснение политики компании, привлечение большого числа работников к этому процессу помогут снять напряжение и вызванный им стресс.

В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное.

Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально – психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников. Многие считают это универсальным средством борьбы со стрессом. Однако подобная рекомендация должна использоваться с учетом индивидуальных особенностей работников. Так, для одних оптимальным является разнообразие труда, а для других – постоянство и привычные формы работы.

Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.


Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:

1. Для эффективного достижения результатов важно отношение работников к своей работе. Они должны: четко понимать ее смысл; знать, чего от них ждет учреждение; быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом: уточнить роль человека в общей работе; снизить нагрузку; применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).

2. Также важна корпоративная культура школы, которая, диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру формируют и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

3. Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе компании. Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:

Злоупотребление алкоголем и наркотиками;

Перевод на другое место;

Консультирование в области карьеры и т.п.

Другие носят наиболее общий характер:

Программа эмоционального здоровья;

Центр содействия работникам;

Программа оценки здоровья;

Специальные услуги здоровья.

Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.

4. Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:

Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.

Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.

Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.

Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.

Заключение

Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром – приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

Существует три стадии стресса – тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Также мы рассмотрели основные причины и последствия стресса в школе. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить - они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. Работа инспектора отдела кадров связана с действием на него многочисленных стрессоров. А лидерская позиция вызывает у человека особое нервно-эмоциональное напряжение.

Что же касается последствий стресса, рассмотренных в первой главе, то можно сказать, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Выделили три вида дезорганизующих особенностей общения. Что же касается рекомендаций по данной теме «Управление стрессами», то нужно отметить следующие пункты.

Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой.

Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.

Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании.


Список литературы:

1. Волкова И. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом».- Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005.- 292 с.

2. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007

3. Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002

4. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

5. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд., .- М.: Дрофа, 2007

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004

7. Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007. - № 7 – С.98-105

8. Котова И. Б., Канаркевич О.С., Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.

10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М. 2003. -448с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.

12. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: 2005. – 288 с. с.111-115.

Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа.-2000.-№ 7.-С.98-105.

Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы