Социальное поведение

Главная / Физическое воспитание

Познание психологии поведения человека – сложный, многоступенчатый процесс. Но в то же время он невероятно любопытен и занимателен. Психология, вообще, удивительная наука: непрерывно развиваясь, она не перестаёт поражать неожиданными фактами о человеческом поведении. И глубже вникая в эту тему, многие готовы осознать, что не настолько мы и осведомлены о самих себе, как предполагаем. В качестве доказательства сайт предлагает 15 неопровержимых фактов данного утверждения.

Психологические особенности поведения человека: факты для любознательных

1. Испытывая усталость, люди становятся гораздо честнее.
2. Согласно исследованиям, когда современный человек вдруг теряет телефон, он настолько сильно предаётся панике, что это можно сравнить с опытом тех людей, которые пережили клиническую смерть.
3. Если кто-то чувствует неприятие к вам, это может вызвать чувство, сравнимое с ощущением боли.
4. На сегодняшний день зависимость от социальных сетей в некоторых странах вполне официально признаётся расстройством психики.
5. По утверждению психологов, люди мечтают, «витая в облаках», 30 процентов времени. Но это, на самом деле, и неплохо, поскольку установлено, что обожающие помечтать люди обычно наделены способностью лучше справляться с проблемами и, кроме того, они более изобретательны.
6. Невероятно, но слепые люди не подвержены развитию шизофрении.
7. Нашему подсознанию, на самом деле, уже известны все ответы на возникающие у нас вопросы. Необходимо лишь научиться тщательно копаться в его «хранилищах».
8. Оказывается, человеку при чтении абсолютно не важно, в каком порядке располагаются буквы в словах. Главное, чтобы оставались тем, где следует, первая и крайняя буквы слова.
9. Возможно, вы никогда не обращали на это внимание, но практически 80 процентов нашего общения занимают жалобы.
10. Человек ощущает себя гораздо счастливее, когда ему есть чем заняться. И поскольку занятость, на самом деле, настраивает на позитив, старайтесь всегда находить себе занятия!
11. Парадоксально, но мозг человека лучше настроен на творческую деятельность, когда он устал.
12. Трудно поверить, но наши мысли становятся более логичными и упорядоченными, когда мы разговариваем или размышляем на неродном нам языке.
13. Даже позитивные события, например, такие как окончание института, новая работа либо регистрация брака, способны ввергнуть нас в пучину депрессии.
14. Вопреки распространённому мнению, человек не способен делать сразу несколько дел, поскольку наш мозг может сосредотачиваться лишь на одной превалирующей функции на определённый момент времени. Это свидетельствует о том, что нам всё же не дано размышлять о двух различных вещах одновременно.
15. Наблюдения экспертов свидетельствуют, что люди с разным цветом глазом и влюбляться способны с разной быстротой. Так, голубоглазым можно разбить сердце в течение нескольких минут, кареглазые могут влюбиться сразу в двоих. А вот чтобы стрела Амура поразила сердце зеленоглазых, требуется немало времени, зачастую – года. Известно также, что люди со всеми иными цветами глаз способны полюбить лишь за час.

Мы многого ещё не знаем о себе. И человеческая психика остается одной из самых загадочных сущностей в мире. Несмотря на то, что сегодня можно даже предсказывать наше поведение, опираясь на некоторые правила, всё равно большой пласт информации о психологии поведения человека ещё остаётся за пределами познания. Учёные продолжают открывать нам самих себя.

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых людей. Как сделать культуру этикета частью своей жизни и стать желанным членом любой компании?

Нормы и правила поведения в обществе распространяются на все формы взаимодействия человека с окружающим миром. Воспитанное поведение подразумевает, что человек корректно реагирует на любые события и не отвечает вспышками гнева на негатив.

Становление личности начинается ещё в детстве, поэтому большая часть ответственности за воспитание лежит на родителях. Именно взрослые должны привить ребёнку любовь к близким, уважение к окружающим и, естественно, правила хорошего тона. И делать это нужно не только словами, но и собственным примером.

Следующий этап развития личности – это самовоспитание. Упорное и целенаправленное движение по этому пути формирует характер, позволяет сознательно выработать в себе наиболее ценные человеческие качества и усвоить правила поведения, принятые в обществе. Здесь не должно быть отговорок, ведь сегодня для самовоспитания имеются все необходимые ресурсы – широкая сеть библиотек, театры, телевидение, Интернет. Главное - не впитывать в себя весь поток информации, а научиться отбирать самые ценные крупицы истины.

Для развития культуры поведения делайте упор на эстетическом самовоспитании. Оно развивает чувство прекрасного, учит правильно понимать и воспринимать красоту природы и искусства, получать удовольствие от общения в позитивном ключе. Но стоит оговориться: просто знать и применять правила поведения, принятые в нашем обществе, недостаточно. Ложь и притворство здесь неприемлемы – в сердце по-настоящему воспитанного человека есть место только естественной вежливости, чуткости и тактичности.

Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника - вы успеете высказать свою точку зрения позже.

Основные нормы и правила поведения в обществе

Доброта и внимание к окружающим – самые важные правила общественного поведения. А вот список хороших манер довольно обширен. Рассмотрим основные из них:

  1. Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
  2. Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
  3. Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом. Письмо с благодарностью, хоть и кажется пережитком прошлого, будет уместно и приятно для получателя.
  4. Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
  5. Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника - вы успеете высказать свою точку зрения позже.
  6. Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
  7. Не нарушайте чужое личное пространство - например, не стоит слишком близко подходить к малознакомым людям и пользоваться душным парфюмом. Никогда не курите в обществе, не спросив разрешения собеседников, тем более в присутствии некурящих - никому не нравится.
  8. Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
  9. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир. Контролируйте свою речь, чтобы не повысить голос, даже если вы начали нервничать.
  10. Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
  11. Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадёженного вами человека.
  12. Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьёзной вражды.

В бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

Правильное поведение в обществе деловых людей

В бизнес-среде, так же как и в светской жизни, существует определённый этикет. Он во многом повторяет основные правила поведения людей в обществе, но имеет и собственные нюансы. Владея нормами делового этикета, вы получите признание в мире успешных людей, сможете быстро построить карьеру или продвинуть собственную компанию на лидирующие позиции рынка. Конечно, в бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

  • Пунктуальность. Один из основополагающих постулатов делового мира гласит «время – деньги». Вы можете великолепно вести переговоры, харизматично представлять презентации, профессионально управлять персоналом, но… «воровство» чужого времени путём вечных опозданий сводит на нет весь эффект от положительных качеств. Непунктуальный человек не вызывает доверия и уважения и вряд ли найдёт постоянных партнёров среди успешных крупных компаний. Правильное поведение в обществе деловых людей требует чёткого планирования рабочего дня и полного контроля над ходом событий.
  • Дресс-код. Внешний вид – визитная карточка человека, которая рассказывает о его характере и внутреннем мире больше, чем любые слова. Провокационный облик выказывает протест против законов и устоев общества, а это не принимается в деловом мире. А вот строгий деловой костюм, аккуратная причёска и гармонично подобранные аксессуары свидетельствуют о том, что человек готов подчиняться всеобщим правилам и работать в единой команде.
  • Грамотная речь. Бормотание под нос или жаргонные словечки сведут на нет даже самый правильный внешний вид. Если у вас нет врождённого дара внятно излагать мысли, работайте в этом направлении. Речь по существу, без лишних лирических отступлений поможет найти общий язык с коллегами и клиентами и станет хорошим подспорьем для движения по карьерной лестнице.
  • Соблюдение коммерческой тайны. В жизни не любят болтунов и сплетников, а в деловом мире – нелояльных сотрудников. Разглашение секретов компании может стать не только причиной увольнения, но и вызовет сложности с последующим трудоустройством – шпион сразу попадает в негласный «чёрный список» неблагонадёжных работников.

  • Уважение. Профессионал обязательно проявляет вежливость к своим партнёрам, клиентам и коллегам. Способность выслушать чужие доводы без споров и критики и обсудить разногласия в конструктивном и позитивном ключе – неоценимое качество делового человека.
  • Взаимопомощь. Нужно помогать коллегам и словом, и делом, особенно тем, которые недавно работают вместе с вами. В большинстве случаев добро возвращается нам сторицей.
  • Ответственность. Все знают, что на работе нужно работать. Тем не менее, многие сотрудники тратят рабочее время на болтовню и личные дела. Это прямая безответственность по отношению к общему делу. Полбеды, если это отразится только на самих бездельниках. А ведь срыв важного проекта может оставить компанию без прибыли, а сотрудников – без зарплаты.
  • Телефонный этикет. Деловые переговоры по телефону требуют особого подхода, ведь на расстоянии с собеседником нельзя наладить визуальный и эмоциональный контакт. Чтобы оставить о себе позитивное мнение, не перебивайте собеседника, говорите чётко и ясно, задавайте вопросы только по делу. Если говорить о телефонном этикете внутри компании, то старайтесь избегать личных звонков в рабочее время – они отвлекают внимание других сотрудников и позиционируют вас как несерьёзного болтливого человека.

Перечислить все правила и нормы поведения человека в обществе и на работе, пожалуй, невозможно. Чтобы прослыть воспитанным человеком, не забывайте основы культуры этикета и проявляйте к людям такое отношение, какого желаете самому себе.

Под поведением понимается наблюдаемая активность всех живых существ. Поведение человека – это внешнее проявление его деятельности, его отношения к обществу, другим людям, рассматриваемое со стороны нравственности и права. Существует понятие отклоняющееся поведение, то есть такое, какое не соответствует принятым в обществе нормам.

Также поведение понимается как совокупность поступков – сознательных действий, направленных на достижение определенных целей. Через поступок человек утверждает себя как личность. Поступок всегда личностно окрашен, в нем обязательно заложена оценка его самой личностью. Можно сказать, что в поступке проявляется нравственная установка человека, его отношение к миру, людям, близким.

Поведение человека определяется как сознательными, так и бессознательными факторами.

Прежде всего нашим руководят врожденные инстинкты . Инстинктами обладает не только человек, но и все обитатели живого мира. Например, когда мы подходим к краю обрыва, нас словно что-то удерживает на определенной грани, за которую мы не переступаем; мы не углубляемся в незнакомый лес; очень осторожно, на ощупь, продвигаемся в темноте. Нас охраняет так называемый инстинкт самосохранения - встроенный защитный механизм. Человек еще не успел осмыслить опасность, мысленно просчитать свои действия и их последствия, а этот инстинкт уже активизировался и определил необходимое поведение. Инстинктами также называют удовлетворение чувства голода, половое влечение. Великим животворящим инстинктом является материнство, которым обладают все живые существа. Кошка-мать никогда не бросит своего котенка, птица - своих птенцов (за исключением кукушки), все родители заботятся о своих детенышах и скорее погибнут сами, чем бросят детей в беде.

Кроме инстинктов человек обладает эмоциями . Ученые в понятие «эмоции» вкладывают переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленные потребностями человека. Эмоции - это печаль и радость, скука и разочарование, раздражение и удовольствие. Эмоции делятся на положительные и отрицательные. Положительные - это, например, радость. Мы испытываем ее, когда встречаем добрых друзей, когда удачно завершаем важное дело. Радуемся, когда светит солнце, теплое море катит навстречу свои голубые волны, когда поют птицы, звучит прекрасная музыка. Медики утверждают, что положительные эмоции способны излечивать человека от многих болезней. К отрицательным эмоциям относятся раздражение, печаль, разочарование.

Наряду с эмоциями в человеческой природе заложены чувства. Это самая сильная и ярко выраженная форма переживания, связанная с теми людьми, событиями и предметами, которые для данного человека являются особо значимыми. О чувствах мы слышим с самого раннего возраста. Ребенок испытывает чувство голода, страха, привязанности, благодарности. Позже появляются и многие другие чувства, которые невозможно полностью перечислить. К чувствам относятся, к примеру, дружба, любовь, уважение, боль, страх, гнев, злость, зависть, ненависть. Любовь и дружба делают жизнь интереснее и многограннее. Говорят, что чем лучше ты относишься к другому человеку, тем больше делаешь ему добра. Именно отдавая часть себя, своей души, человек сам становится богаче. Чувство любви наиболее плодотворное из всех человеческих чувств.



Наши чувства можно разделить на практические (ответственное отношение к труду и учебе, увлеченность спортивными упражнениями), эстетические (понимание прекрасного, пропорционального, сочетающегося), интеллектуальные (стремление к самосовершенствованию, любовь к истине) и нравственные (любовь, дружба, признательность, зависть, ревность, ненависть). Какие-то из этих чувств могут быть устойчивыми, а другие возникают из-за неожиданно сложившейся ситуации. Конечно, человек не может отвечать за все сиюминутно возникающие у него чувства (напримар, неожиданно, даже против своей воли, можно почувствовать зависть к своему однокласснику или подруге), но он должен контролировать наиболее устойчивые из них.

Зачастую в человеке могут уживаться противоположные чувства - ненависть и любовь, отчаяние и надежда, страх и мужество, неуверенность и энергичность. Каждый вправе выбирать из них и ответственность за этот выбор ложится на самого человека. Тот, кто выберет ненависть в дальнейшем может стать убийцей, а выбравший страх - трусом. Таким образом, наши чувства в значительной степени определяют поступки и действия.

С древнейших времен многие люди считали, что в основе этого выбора лежит любовь. Не зря же это слово так многозначно - мы говорим о любви к определенной еде, к развлечениям, к видам спорта, к работе, к машине, к оружию, к огороду, к определенному цвету, к одежде, к родителям, к окружающим нас людям, к родителям, к самому дорогому на свете единственному человеку, к своему городу, к своей республике, к стране, ко всему человечеству, к природе и так до бесконечности. Любовь или нелюбовь часто объясняет наше поведение, слова, настроение, мысли и взгляды.

Как же возникает любовь? Отчего люди что-то любят, а к другому равнодушны? Почему из тысячи других людей мы выбираем для любви единственного? Что лежит в основе любви к одним школьным предметам, равнодушию к другим и отталкиванию третьих?

У каждого свой ответ на эти вопросы. Но все-таки интересно, а что думали по этому поводу раньше.

Для многих из нас проблема любви - это в первую очередь вопрос о том, как быть любимым, а не стремление любить самому. Кроме того, большинство современных людей под способностью внушать любовь понимают некую смесь обаяния и сексуальной привлекательности. Привлекательная девушка для мужчины или привлекательный мужчина для женщины - вещь, которую хотят заполучить. “Привлекательный” обычно означает набор приятных качеств, пользующихся большим спросом и модных в данную эпоху. Были периоды в истории человечества, когда привлекательными считались пьющие и курящие женщины, хрупкие мужчины, блондинки, бородатые юноши и т.д.

Любовь - действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, объединяющая его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранить свою целостность.

Любовь могут сопровождать зависть, ревность, честолюбие, жадность, но эти страсти не способны заменить настоящую любовь, которая проявляет человеческой силы и возможна только в условиях свободы и никогда - вследствие принуждения. Любовь подразумевает заботу (заинтересованность в жизни и благополучии тех, кого мы любим), ответственность (внимание к выраженным или невыраженным нуждам другого человека), уважение (способность видеть другого человека таким, каков он есть, осознавать его индивидуальность), знание (умение видеть позицию другого и его собственные интересы).

Любовь - одна из главных загадок человеческой жизни, которая по-разному решается в различные эпохи и различными людьми. Можно выделить четыре основные проблемы понимания любви: “Что в любви естественно, а что - нет?”, “Как в любви соотносятся стремления к наслаждению и удовольствию с возвышенными чувствами и целями (совершенствования, идеальных отношений, жертвы другому или Богу)?”, “Какова связь между половым влечением и влюбленностью?”, “Предполагает любовь брак и семью или нет?”. Разные ответы на них давались мыслителями. У каждого из Вас может быть свое мнение по этому поводу.

Однако все мы сойдемся во мнении, что человеческая жизнь становится пресной и бессмысленной без любви, которая требует не только напряжения душевных сил, но и определенного таланта. Дагестанский поэт Расул Гамзатов утверждает: “Красиво любить тоже нужен талант”.

Одним из самых сильных человеческих чувств, которое способно подавить почти все остальные, включая порой и любовь, является страх. Человек, охваченный страхом, утрачивает способность нормально мыслить и ориентироваться в окружающей среде, он способен поддаться панике и стать легко управляемым. Когда в сентябре 1999 года в Москве были взорваны жилые дома со спящими людьми, москвичей на какое-то время объял страх, они боялись спать в собственном доме. После взрывов в торговом комплексе «Охотный ряд» и в переходе на Пушкинской площади люди стали бояться спускаться в переходы. После того, как были взорваны террористами бомбы в вагоне метро у станции «Автозаводская» и перед входом на станцию метро «Рижская», москвичи долго еще боялись спускаться в подземку, пользоваться метро.

Датский философ С. Кьеркегор относит чувство страха к отрицательным эмоциям. Различают два понятия страха: боязнь перед конкретной опасностью и безотчетную тоску, свойственную человеку. Страх сродни инстинкту самосохранения. Ведь совершенно бесстрашный человек способен на неосмотрительные поступки, могущие повлечь опасность для других людей. Опытные разведчики говорят, что страх во многих случаях помогает им избежать провалов в работе. Умеренное чувство страха, по мнению древнегреческого философа Аристотеля, является одной из главных добродетелей, оно делает человека осторожным и аккуратным в своих поступках.

Нельзя однозначно оценить и такое чувство, как гнев. Когда мы сталкиваемся с вопиющими проявлениями людской подлости, зависти, жестокости, мы испытываем острое неприятие подобного. Этот гнев способен защитить от зла не только нас самих, но и окружающих людей, способен предотвратить беду.

Приведите примеры из истории, когда гнев людей имел положительные последствия и проявлением его стало наказание зла. Как вы считаете, можно ли такой гнев назвать благородным? Знаете ли вы примеры, когда гнев стал разрушительным, губительным для самого человека и многих других людей? Для поиска подобных примеров обратитесь к исторической и художественной литературе.

Высшим воплощением человеческой сущности является мысль . В мысли заключено понимание человеком мира, других людей и самого себя. При помощи мысли человек определяет устройство окружающего мира, формирует представления о прошлом, настоящем и будущем, о своем предназначении, о жизни и смерти, о том, как развивается мир и человеческое общество. Мысль плодотворна. Она материализуется, воплощается в изобретенные человеком предметы, строения, механизмы, произведения искусства. А. С. Пушкин писал: «Что же и составляет величие человека, как не мысль?»

Если задаться вопросом, что в большей степени определяет поведение человека в окружающем мире: инстинкты, эмоции, чувства или мысли, то, наверное, однозначного ответа мы не найдем. Каждый мыслитель ответит по-своему. Одни скажут, что в основе всего лежат примитивные, простейшие животные инстинкты, например голод и половое влечение. Не нужно идеализировать человеческую природу. Если дать толпе «хлеба и зрелищ», с нею можно делать все, что угодно. Если удовлетворить инстинкты, человека можно «вести на веревочке». З. Фрейд, например, считал, что в основе всех человеческих поступков лежит сексуальное влечение, неудовлетворенный половой инстинкт. Если этот инстинкт не находит нормального выхода, наступает его преобразование - сублимация - во что-либо иное. Это может быть создание прекрасного произведения искусства, например живописного полотна или поэмы, а может, это будет разжигание страшной войны или совершение преступления. Многие историки объясняли захватнические войны и миграции народов поиском новых источников пропитания. Именно голод, по их мнению, выступал главной движущей силой исторического развития.

Другие, напротив, скажут, что главное в человеке - это эмоции и чувства. Мир держится любовью и на любви. Как гласит христианское вероучение, «Бог есть любовь». Третьи же будут отстаивать вывод о том, что главное в человеке - рациональное начало, мысль. Человек все просчитывает, анализирует и на основании этого решает, как ему поступить.

Поведение человека проявляется только во взаимоотношениях с другими людьми. Конечно, любой человек думает, прежде всего о себе и своих интересах, он по природе своей эгоист. И в этом нет ничего зазорного, ведь даже в Священном Писании сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Но эгоизм бывает разным. Есть так называемый «разумный эгоизм», когда человек понимает, что добиться своих целей и задач он сможет только в согласии с другими людьми, ведь только сотрудничая, помогая другим, обретешь желаемое. Однако есть и две крайние позиции, которые ученые именуют альтруизмом и эгоцентризмом.

Альтруизм - это нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. В окружающей жизни проявлениями альтруизма выступают такие явления, как милосердие, благотворительность, филантропия. Главным принципом альтруизма является помощь без ожидания награды или поощрения. Во взаимоотношениях между людьми встречаются и случаи самопожертвования, когда человек полностью отказывается от своих желаний, всего себя посвящая другому. Такая жертвенная любовь зачастую бывает у родителей к детям.

Эгоцентризм, напротив, - жизненный принцип и моральное качество, выражающееся в том, что человек руководствуется в своем поведении только собственными интересами, не считаясь с интересами окружающих. Корни эгоцентризма лежат в убежденности человека в собственной исключительности и в том, что другие люди - родители, друзья, учителя, служат только для того, чтобы выполнять все его прихоти. Психологи считают, что эгоцентризм характерен для раннего детского возраста, но при правильном воспитании к 12–14 годам его можно преодолеть.

Наверное, правильное поведение должно основываться на понимании человеком своих интересов, при обязательном уважении интересов других людей. Иначе не избежать ошибок и ударов судьбы.

Поведение (англ. behavior, behaviour) - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит Сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником Поведения являются потребности живого существа. Поведение осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение поведения в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. - это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга, но не сводящиеся к ним.

Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «Поведение» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Поведение - совокупность действий, поступков, совершаемых индивидом в его взаимодействии с окружающей средой, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

В психиатрии имеют значение Поведение агрессивное, бредовое, девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм), делинквентное (с нарушением законов), неадекватное окружающей обстановке, установочное (симуляция, диссимуляция, осознанное или неосознаваемое желание представить себя в определенном свете).

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Поведение девиантное - система поступков и действий, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Причиной его может быть психическое заболевание или же дефекты правового и нравственного сознания.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Поведение - родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и т.д., то есть любая измеряемая реакция организма. Долгое время предпринимались попытки установить набор последовательных ограничений на определения этого термина. Несомненно, это было вызвано интересной, но в основном безнадежной идеей определить психологию как "науку о поведении". Проблема состояла в том, что, поскольку диапазон явлений, входящих в область психологии, увеличился, возникла потребность расширить и границы того, что с полным правом называлось "поведением".

Быстрый краткий обзор истории дисциплины показывает, что, в общем, вопрос о включении действия в класс вещей, называемых "поведением", решался в зависимости от того, насколько оно измеряемо. Например, строгие бихевиористы в традиции Уотсона и Скиннера имеют тенденцию включать только те реакции, которые являются явными и которые возможно наблюдать. Следовательно, они исключили бы скрытые мысленные конструкции сознания, такие как схемы, идеи, стратегии, память, образы и т.д. (за исключением тех, которые проявляются во внешнем поведении). Такой подход, однако, не учитывает многое из того, что кажется существенным для понимания человеческого поведения, и некоторые психологи сегодня мирятся с таким жестким определением поведения. Более умеренную, компромиссную позицию заняли те, кого принято называть необихевиористами, они допускают логические выводы о внутренних состояниях, промежуточных переменных, гипотетических конструкциях, посреднических процессах и т.п. Оставаясь бихевиорис-тами в общем подходе, такие ученые настаивали на том, что постулирование этого скрытого поведения правомерно только тогда, когда оно может быть связано с измеряемым.

Еще более гибкими при определении поведения были сторонники когнитивного или психического подхода. Здесь поведение рассматривалось скорее как мысленное представление, чем как внешний измеряемый поведенческий акт. Благодаря этому направлению действия и процессы мышления были признаны аспектами, заслуживающими изучения. Например, язык анализируется здесь в связи с базовыми знаниями правил грамматики и общими знаниями – это важная особенность, ведь исследовались не внешние акты говорения, которые можно наблюдать.

И, наконец, ведется еще одна продолжительная дискуссия о том, считать ли физиологические, неврологические процессы поведением. Здесь можно увидеть тот же исторический образец. Поскольку эти внутренние действия были относительно последовательны и определенны (например, действия мышцы, рефлекторной дуги, секреции желез), ранние теоретики считали удобным называть их поведением. Но поскольку область исследования расширилась, включив в себя детализированное изучение таких вещей, как Электроэнцефалография , связи между конкретными нейромедиаторами и определенными нервными путями и т.д., вопрос, конечно, стал более спорным.

предметная область термина

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально обусловленное, опосредствованное языком взаимодействие с окружающей средой, реализуемое в форме деятельности и общения.

ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ - действия и поступки, направленные на установление интимных отношений и совершение полового акта. Движущие силы П. п. – потребность в удовлетворении полового желания и рождении детей.

НЕАДЕКВАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА - такое поведение подростка, которое нарушает принятые среди взрослых людей социальные нормы, например грубость, небрежность, необязательность, безответственность, отказ от выполнения своих прямых обязанностей.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы