Входит в легкую атлетику школе. Повышаем моторную плотность

Главная / Физическое воспитание

Автор этого материала, учитель с многолетним стажем, обобщил методический материал по легкой атлетике и делится своим опытом по организации и планированию уроков, а также дает необходимые рекомендации начинающим педагогам, полезные даже умудренному опытом наставнику.

Программный материал для учащихся начальной школы предусматривает обучение простейшим формам ходьбы, бега, прыжков и метаний: прямолинейный бег, прыжок в длину способом согнув ноги и в высоту способом «перешагивание», метание малого мяча. Постепенно с каждым учебным годом легкоатлетический материал программы расширяется и усложняется. В 5–8-м классах учащиеся получают необходимые навыки в спринтерском, эстафетном и кроссовом беге, в прыжках в длину способами прогнувшись и «ножницами», в высоту – перекидным. Они практикуются в преодолении полосы препятствий. В 9–11-м классах учащиеся совершенствуются в беге, в применении избранных способов прыжков и метаний, знакомятся с основами барьерного бега. Занятия легкой атлетикой по своему характеру приближаются к спортивной тренировке. Так же как и другие разделы программы, раздел легкой атлетики в каждом году обучения содержит теоретические сведения, навыки и умения, материал для развития двигательных качеств и требования к учащимся.

В общеобразовательной школе существуют три организационно-методические формы проведения занятий по легкой атлетике: урок, секционные занятия и самостоятельные занятия. Эти формы тесно связаны между собой общими задачами и целями и лишь условно делятся по организационному принципу. Основной формой проведения занятий по легкой атлетике в общеобразовательной школе является урок. Характер и преимущественная направленность поставленных задач, выбор средств и методов обучения, методические приемы организации учащихся, а также этап обучения определяют тип легкоатлетического урока в общеобразовательной школе.
В зависимости от вышеуказанных условий уроки подразделяются на вводные, учебные, совершенствования и закрепления усвоенного материала, тренировочные, проверки усвоения определенных знаний, умений и навыков, а также уровня физической и технической подготовленности, контрольные, смешанного типа, учебно-тренировочные.

Структура урока

Независимо от типа по своей структуре школьный легкоатлетический урок, как и другие уроки физкультуры, делится на четыре части: вводную, подготовительную, основную и заключительную.

Разминка

Вводная часть продолжается, как правило, не более 3–5 мин. Основная ее задача – привлечь внимание учащихся. Эти несколько минут отводятся на построение, рапорт, проверку посещаемости. Учитель должен кратко и точно сообщить учащимся главные задачи и содержание урока.

Подготовительная часть длится 8–10 мин. Основная задача – функционально подготовить организм учащихся к выполнению упражнений, запланированных в основной части урока. Иными словами, подготовительная часть – это разминка. Но если разминка легкоатлета на учебно-тренировочном занятии продолжается 30–40 мин., то на школьном уроке – всего 8–10 мин.

Необходимо очень хорошо подготовить организм к предстоящей нагрузке. Это сложная задача, и решение ее зависит прежде всего от педагогического мастерства учителя, уровня его общих и специальных знаний. Для достижения необходимого эффекта упражнения в разминке должны быть тщательно подобраны в соответствии с тремя основными принципами. Во-первых, с таким расчетом, чтобы они постепенно вовлекали в работу вначале мелкие, а затем все более крупные мышцы и мышечные группы; во-вторых, разминочные упражнения не должны быть очень интенсивными, в противном случае наступит утомление, что затруднит выполнение упражнений в основной части урока; в-третьих, в разминке должна быть такая последовательность, чтобы ОРУ постепенно уступали место движениям, близким по структуре и характеру упражнениям основной части урока.

Во всех случаях подготовительную часть урока (разминку) лучше начинать с ускоряющейся ходьбы и медленного бега в течение 1,5–3 мин. Затем следует упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног. После этого идут специальные упражнения. Например, если в основной части урока планируются прыжки в длину с разбега, то в разминку необходимо включить упражнения, воздействующие прежде всего на мышечно-связочный аппарат, стопы, голени и бедра:

  • бег с высоким подниманием бедра на месте в быстром темпе и с продвижением вперед;
  • подскоки вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами;
  • прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и др.

В отдельных случаях, когда в основной части урока запланировано повторение пройденного материала или повышение уровня общефизической подготовленности учащихся, подготовительная часть может быть проведена в виде подвижной игры (в младших классах) или спортивной (в старших классах).

Основная часть

Основная часть длится обычно 25–30 мин. В течение этого времени решаются задачи повышения уровня общей и физической подготовленности учащихся, а также обучения и совершенствования техники выполнения того или иного легкоатлетического упражнения. Целесообразно так строить основную часть легкоатлетического урока, чтобы первыми шли упражнения по обучению технике и ее совершенствованию – новый материал. После этого должны идти упражнения на развитие координационных способностей, затем на развитие силовых и скоростно-силовых способностей и последними – на развитие выносливости. Этого принципа надо придерживаться при проведении всех уроков, в задачи которых входит развитие физических качеств, но при проведении легкоатлетического урока особенно.

Например, если основной задачей урока является совершенствование техники спринтерского бега, то упражнения могут быть подобраны в такой последовательности:

  1. Имитационные упражнения на отработку низкого старта и бега по дистанции: выполнение отдельных элементов старта с помощью партнера; семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра в наклоне, упираясь руками в стену, и др.
  2. 2–3 ускорения с низкого старта по 20–40 м и 2–3 ускорения с ходу по 20–30 мин.
  3. Различные прыжки и прыжковые упражнения: прыжки в длину, тройной и пятерной прыжки с места, выпрыгивание вверх из низкого приседа и др.
  4. 2–3 пробежки по 120–150 м в три четверти силы.

Отдых между упражнениями – спокойная ходьба на 200–300 м.

При проведении урока легкой атлетики учитель применяет различные методы: фронтальный, поточный, групповой и др. Проявлению интереса к выполняемым упражнениям у школьников способствует игровой метод. Умело подобранные подвижные и спортивные игры помогут не только повысить физическую подготовку, но и закрепить необходимые двигательные навыки. Разделив разучиваемое упражнение на логически завершенные составные части, можно последовательно осваивать их с помощью кругового метода. Иногда можно применять соревновательный метод проведения основной части легкоатлетического школьного урока. Соревнования могут проводиться по одному виду легкой атлетики, например бег на 60 м, или по простейшему многоборью, например бег на 60 м и прыжки в длину с разбега, метание гранаты (малого мяча) и прыжок в высоту с разбега. Это могут быть соревнования по неклассическим видам легкой атлетики, например прыжок в длину с места, тройной и пятерной прыжки с места и др.

Заключительная часть

Заключительная часть урока длится 3–5 мин. и необходима, во-первых, для постепенного снижения острого воздействия нагрузки и, во-вторых, для подведения основных итогов урока. Для решения первой задачи наиболее рационально использовать медленный бег с переключением на ходьбу, а также различные дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Умелое подведение итогов урока с подчеркиванием успехов как отличившихся, так и отстающих учеников повышает их интерес к занятиям.

Повышаем моторную плотность

Уроки легкой атлетики обычно проводятся в первой четверти (сентябрь – октябрь) и четвертой (апрель – май). В это время, как правило, погодные условия позволяют проводить занятия на открытом воздухе, что не только имеет большое оздоровительное, гигиеническое значение, но и позволяет увеличить плотность урока, повысить интерес к выполняемым упражнениям и эффективность занятий в целом.

Средства и методы, используемые на школьных легкоатлетических уроках, во многом определяются условиями их проведения. В связи с тем, что школьные спортивные залы малопригодны для занятий легкой атлетикой, их эффективность во многом зависит от мастерства учителя, наличия инвентаря и оборудования. При проведении уроков в зале очень трудно добиться высокой плотности занятия. Однако и здесь можно найти выход: например, можно положить гимнастические маты в два слоя сплошным ковром в одном конце зала – тогда в длину с разбега могут прыгать одновременно 4–5 человек. Стойки для прыжков в высоту можно раздвинуть на 6–8 м, натянув между ними резиновый шнур, – тогда и в высоту могут одновременно прыгать 3–4 человека. Приставленная к стене толстая доска с прикрепленными к ней брусками-колодками позволит одновременно стартовать 12–15 учащимся.

Большую помощь преподавателю не только в повышении моторной плотности урока, но и в решении поставленных задач оказывают специально подобранные подвижные игры и эстафеты. В младших и средних классах для повышения плотности урока используются подвижные игры, в старших – спортивные: баскетбол, футбол, гандбол и др. Сочетание высокой эмоциональности и технически правильного выполнения значительно сократит время обучения новым упражнениям и сделает навык более прочным. Использование различных упражнений в эстафетах позволяет не только улучшить их технику, но и развивать физические качества: быстроту, силу, выносливость, координационные способности.

Плотность урока можно повысить также за счет применения метода круговой тренировки. Заключается он в том, что учащиеся делятся на 3–5 равных по численности группы, которые начинают одновременно выполнять упражнения. Через определенное время – 5–7 мин. – группы переходят с одного места на другое и так последовательно по кругу обходят все места и выполняют все упражнения.

Этот метод удобен тем, что он позволяет работать одновременно с учащимися всех возрастов и различного уровня подготовки. Наибольший эффект метод круговой тренировки дает в том случае, когда подобранные упражнения воздействуют преимущественно на одно физическое качество. Нет необходимости подбирать специальные упражнения для развития выносливости и включать их в программу круговой тренировки. Дело в том, что упражнения, развивающие преимущественно быстроту движений, мышечную силу, скоростно-силовые качества, умело подобранные и объединенные в круговой тренировке, уже являются достаточными средствами развития выносливости.

Домашняя работа

Задания на дом – одна из форм внеклассной работы. Они тесно связаны с материалом, который дети изучают на уроках. Их назначение – повышать уровень развития физических качеств, совершенствовать определенные двигательные навыки и умения. Совершенно неправильно давать задания на дом только неуспевающим ученикам. Дифференцированные домашние задания, подобранные учителем в строгом соответствии с уровнем физической и технической подготовленности отдельных учащихся, не только помогают ликвидировать недостатки, но и повышают их интерес к занятиям. Эффективным домашнее задание становится только при условии, если учитель регулярно и тщательно проверяет его выполнение.

Физкультура без освобожденных

Педагогический долг и обязанность каждого учителя состоит в том, чтобы привлечь к регулярным занятиям даже тех детей, которые по состоянию здоровья частично или совсем освобождены от физкультуры или отнесены к специальной медицинской группе. К сожалению, такие дети есть в каждой школе, в каждом классе, и для них легкая атлетика благодаря естественности и доступности входящих в нее упражнений, а также возможности сравнительно точно дозировать объем и интенсивность нагрузки должна стать основным видом занятий физическими упражнениями.

Результаты медицинских обследований показывают, что детей, полностью освобожденных от физических нагрузок, совсем мало. С детьми же, отнесенными к специальной медицинской группе, могут быть организованы регулярные занятия, причем не только на уроках, но и после них на специальных занятиях или в спортивной секции. Чтобы морально и психологически не ущемлять детей с ослабленным здоровьем, на уроках физкультуры не следует выделять их в самостоятельную группу. Учащиеся, отнесенные к подготовительной группе, занимаются вместе со всеми учащимися, но учитель должен очень строго дозировать их нагрузку или предлагать слабым ученикам более простые упражнения. Опыт лучших учителей свидетельствует, что при таком дифференцированном подходе к процессу обучения можно не только в значительной мере повысить уровень общефизической подготовки учащихся специальной медицинской группы, но и помочь им занять достойное место в классном и общешкольном коллективе.

Оставлять без внимания тех учащихся, которые полностью освобождены от занятий физкультурой, тоже не следует. В процессе проведения уроков, секционных занятий и соревнований учитель может привлечь таких ребят в качестве помощников или судей.

При проведении секционных занятий с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп необходимо проводить комплектование групп и планирование средств и методов подготовки с учетом возраста и индивидуальных противопоказаний. Занятия нужно проводить по возможности на свежем воздухе и не чаще 1–2 раз в неделю по 1–1,5 ч. В их программу следует включать в основном ходьбу, медленный дозированный бег, простейшие прыжки и прыжковые упражнения, броски разных легкоатлетических снарядов, а также подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам и с ограничением времени.

Планирование и учет

Правильное планирование – распределение учебного материала, его последовательность и логическая связь – необходимые условия для успешного обучения. Основой планирования являются учебный план и программа. В учебном плане должно быть указано количество часов, отведенных на легкую атлетику, для каждого класса; в программе подробно изложены задачи и объем учебного материала по годам обучения. Один из главных этапов планирования – это составление поурочного и рабочего планов прохождения учебного материала. В поурочном плане отмечаются те виды легкой атлетики, которые будут изучаться и совершенствоваться на уроках, а также основные упражнения, посредством которых будут развиваться двигательные качества и навыки, соответственно требованиям программы для данного класса. В рабочем плане перечисляются в нужной последовательности задачи и основное содержание каждого урока. В зависимости от возраста учащихся и степени овладения учебным материалом распределение может быть концентрированным, рассредоточенным или смешанным.

При концентрированном распределении учебного материала один и тот же вид легкой атлетики включается в программу занятий 3–4 раза подряд и более. Этот метод используется при введении нового материала и является наиболее эффективным при обучении детей младшего школьного возраста. Рассредоточенный метод применяется в старших классах, где уроки имеют более выраженную тренировочную направленность. Когда часть учебного материала детям уже знакома, а часть является новой, используется смешанный метод.

Вариант распределения учебного материала по легкой атлетике представлен в табл. 1.

Таблица 1

План-график распределения учебного материала в 8-м классе
№ п/п Содержание занятий Номера урока
2 3 4 5 6 7 8 9 10
I Теоретические сведения. Беседа «Влияние занятий легкой атлетикой на организм» 10 мин.
II Навыки и умения
1. Бег с препятствиями 5 мин. 5 мин. 5 мин.
2. Прыжки в длину способом прогнувшись 10 мин. 10 мин. 11 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. Учет
(8 мин.)
3. Метание малого мяча по коридору шириной 10 мин. 10 мин. 11 мин. 10 мин. 10 мин. Учет
(9 мин.)
4. Полоса препятствий 5 мин. 10 мин. 10 мин.
III Развитие двигательных качеств
1. Специальные беговые упражнения 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин.
2. Специальные прыжковые упражнения 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин.
3. Специальные метательные упражнения 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин. 5 мин.
4. Повторный бег на 60–100 м 5 мин. 5 мин. 5 мин.
5. Медленный бег 1 мин. 2 мин. 3 мин. 4 мин. 5 мин. 6 мин. 7 мин. 8 мин.
6. Бег на 60 м 5 мин. 5 мин.
7. Кросс 1000 м (девочки) и 1000 м (мальчики) 10 мин.
8. Эстафеты с препятствиями по кругу 3 мин. 6 мин. 5 мин. 5 мин. 7 мин. 5 мин.

Обучение прыжкам в длину способом прогнувшись и метанию малого мяча осуществляется концентрированным методом. Прыжки в длину с разбега проводятся с индивидуально подобранного разбега, то же относится и к метанию малого мяча. Учитывая сложность сочетания быстрого разбега с последующими действиями в прыжках и метании, можно считать такое распределение материала оправданным.

Теперь, когда известно, сколько раз во всех классах вместе и в каждом классе отдельно в программу занятий будет включен тот или иной вид легкой атлетики, нетрудно составить рабочий поурочный план наметить в нем задачи на каждое занятие, перечислить упражнения основной части и указать дозировку бега и беговых упражнений: длину дистанции, количество повторений, скорость бега и время отдыха.

В табл. 2 представлен рабочий план обучения прыжку в длину способом прогнувшись. Так же составляются планы и на все другие виды легкой атлетики, которые дети будут изучать в этом году. Только после этого составляется заключительный рабочий документ учителя – конспект урока.

Таблица 2

Рабочий поурочный план
Номер урока Задача Характер упражнений
2 Ознакомить учащихся с техникой прыжка в длину способом прогнувшись и приступить к ее изучению
  1. Прыжки в шаге с 3–5 беговых шагов, отталкиваясь от края ямы.
  2. То же, опуская маховую ногу и приземляясь на нее с последующим пробеганием.
3 Научить учащихся отведению ног назад, отталкиваясь с возвышения
  1. То же, что и в уроке 2.
  2. Прыжки в шаге с 5–7 беговых шагов.
  3. То же с отведением ног назад, отталкиваясь с возвышения – мостика и т.п.
4 Закрепить технику прыжка прогнувшись в усложненных условиях
  1. Те же прыжки, но с 8–10 шагов разбега.
  2. Прыжки с отталкиванием от края ямы.
5 Научить учащихся разметке разбега
  1. Ускорение пробежки по прямой вдали от бруска
    на 20–25 м (12–15 шагов) с обозначением толчка.
  2. Измерение длины разбега ступнями и разметка его начиная от бруска.
6 Проверить точность разбега и закрепление техники прыжка в целом
  1. Пробежка по разметке сектора для прыжка.
  2. Пробные прыжки на точность попадания на брусок.
  3. Контрольные прыжки
7 Проверить степень овладения техникой прыжка Зачетные прыжки на технику и на результат со сдачей нормативов

Опытные учителя могут обходиться кратким конспектом, однако те, у кого за плечами небольшой стаж работы, обязательно должны составлять подробные конспекты, следя за тем, чтобы каждый урок был логически связан с предыдущим и будущим. При проведении урока не обязательно пользоваться подробным конспектом – его может заменить сокращенный, но сам процесс составления подробного конспекта обеспечивает продуманное, а следовательно, эффективное проведение занятий.

Оценивание

Оценка должна быть своевременной и объективной. При этом учителю физкультуры необходимо учитывать специфику предмета. Оценивая уровень овладения техникой, а также уровень физической подготовленности учеников, выполнение ими определенных нормативов, нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. Невыполнение учебных нормативов по не зависящим от школьников причинам – непропорциональное физическое развитие, отставание в физическом развитии, длительные пропуски занятий по уважительным причинам – при положительных текущих оценках за технику движений не является основанием для снижения итоговой оценки. При индивидуальном подходе к оцениванию важен не только уровень подготовленности учащихся в данный момент, но и те положительные сдвиги, которые имели место по сравнению с прошлыми показателями. При этих условиях ученики получат не только объективную оценку их знаний, умений и навыков, но и мощный стимул к дальнейшему совершенствованию.

Отметку за четверть следует выставлять на основании текущего учета, при котором отметки ставятся как за технику, так и за результаты. При этом на одном уроке не обязательно давать оценку всем ученикам – достаточно оценить лишь нескольких особо отличившихся. Для текущего оценивания могут быть использованы и экспресс-тесты, в которых представлены легкоатлетические упражнения.

Помимо текущего учета, важное, если не решающее значение имеет отметка, выставленная по результатам, показанным на контрольных уроках и на соревнованиях. Для получения положительной (дифференцированной) оценки по разделу легкой атлетики школьникам основной группы можно предложить выполнить определенные нормативы: бег, прыжки, метание. Если ученик показывает результаты ниже норматива, предусмотренного программой, его отметка снижается по сравнению с отметкой за освоение движений и знаний на 1 балл. Если он выполняет учебный норматив, итоговой остается отметка за технику движения и за теоретические знания.
Оценивание успеваемости учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам, производится в соответствии с общими требованиями для уроков физкультуры. Выставляя детям отметки по легкой атлетике и в целом по предмету «физическая культура», учитель не должен принимать во внимание их поведение, прилежание, посещаемость уроков, вид спортивной формы, степень участия во внеклассной спортивно-массовой работе. Несоблюдение этого указания может привести к снижению педагогической значимости оценки из-за ее необъективности.

Внеклассная работа

Легкоатлетическая часть школьной программы по физической культуре предусматривает лишь овладение основами техники важнейших упражнений. Однако только при умелом сочетании учебной и разных других форм внеклассной работы можно добиться заметных успехов в разносторонней легкоатлетической подготовке учащихся. Одной из основных форм внеклассной работы являются секционные занятия, которые, с одной стороны, способствуют более прочному усвоению программного материала, а с другой – позволяют значительно расширить и углубить объем легкоатлетических навыков и умений, повысить разностороннюю физическую подготовку учеников.

Первый и очень важный шаг в организации работы школьной легкоатлетической секции – это умение вызвать интерес детей. Этой цели могут служить самые разнообразные средства: спортивные праздники, показательные выступления и т.п.

Исходя из количественного и возрастного состава учащихся учитель физкультуры формирует секцию. Занимающихся в секции лучше всего разделить на три возрастные группы. В первую группу объединяются школьники 3–6-х классов. Для них предусматриваются 2–3 занятия в неделю по 1 астрономическому часу. Вторую возрастную группу составят учащиеся 7–8-х классов, которые могут заниматься 3 раза в неделю по 1,5 ч. Третью, старшую, группу составляют юноши и девушки 9–11-х классов, которые занимаются не менее 3–4 раз в неделю по 2 ч.

На секционных занятиях не следует дублировать материалы уроков физкультуры – для них необходимо подбирать всё новые и новые легкоатлетические упражнения, такие как барьерный бег, толкание ядра и др., в то же время расширяя круг общеразвивающих упражнений. Это будет способствовать повышению, с одной стороны, уровня общей и специальной физической и технической подготовленности юных спортсменов, а с другой – их интереса к легкой атлетике как виду спорта.

Для эффективного обучения новым упражнениям необходимы соответствующие спортивный инвентарь и оборудование. С первых дней работы секции ученики должны убедиться в том, что эти занятия не менее важны, чем уроки физкультуры, и посещать их так же обязательно. В свою очередь, учитель с первых занятий должен наладить регулярный и строгий учет посещаемости, следить за расписанием уроков, их своевременным началом и окончанием, убеждать юных спортсменов в необходимости соблюдения строгой дисциплины и порядка.

Одной из особенностей легкой атлетики как вида спорта является умение занимающихся самостоятельно проводить подготовительную часть секционного занятия – разминку. Именно поэтому учитель с самого начала должен обратить внимание ребят на необходимость запоминания упражнений, их дозировку и последовательность. Нужно объяснить им, что правильно проведенная разминка способствует предупреждению травматизма и более эффективному решению задач, и периодически предлагать учащимся проводить разминку сначала небольшими группами, а потом индивидуально. Как правило, уже через 2–3 месяца даже младшие школьники достаточно успешно проводят ее самостоятельно.

При разучивании новых легкоатлетических упражнений не следует демонстрировать наиболее часто встречающиеся ошибки. Как показывает опыт, начинающие спортсмены чаще всего повторяют именно их. Целесообразно сразу показать образцово выполненное упражнение, а об ошибках говорить только в случае и по мере их появления.

Содержание и преимущественная направленность занятий в школьной легкоатлетической секции должны предусматривать, прежде всего, повышение уровня разносторонней физической подготовленности учащихся. В младших возрастных группах это достигается за счет выполнения широкого круга общеразвивающих упражнений. С увеличением возраста большая часть времени на занятиях должна отводиться многоборной легкоатлетической подготовке, чтобы к 16–17 годам каждый ученик мог остановиться на одном–двух видах легкой атлетики.

Работа секции планируется в строгом соответствии с календарем школьных спортивных соревнований. Поэтому годичный тренировочный цикл должен быть разделен на подготовительный и соревновательный этапы. При этом если для младших учащихся после 2 месяцев подготовительного этапа можно провести в следующем месяце 2–3 соревнования, то для легкоатлетов 16–17 лет подготовительные и соревновательные этапы целесообразно чередовать. В школьной секции практикуются различные формы самостоятельных занятий, утренняя гигиеническая гимнастика или специализированная зарядка, выполнение специальных домашних заданий, самостоятельная тренировка. Кроме гигиенических и оздоровительных целей, утренняя гимнастика может использоваться для совершенствования некоторых сторон технической подготовки и повышения уровня развития отстающих двигательных качеств в зависимости от индивидуальных особенностей и недостатков школьников. В том или ином виде отдельным ученикам предлагаются индивидуальные домашние задания.

Одной из форм домашних заданий являются самостоятельные тренировки по плану, составленному учителем физкультуры. Они могут быть предложены только достаточно подготовленным ученикам, занимающимся в старшей возрастной группе секции, и в том случае, когда уровень подготовки их превышает средний уровень группы и им необходимы дополнительные тренировки для дальнейшего совершенствования. Обычно проводятся 1–2 самостоятельных занятия в неделю, где внимание педагога должно быть, прежде всего, сосредоточено на совершенствовании тех физических качеств и тех двигательных навыков, развитие которых необходимо в связи с уже определившейся спортивной специализацией ученика.

Соревнования юных легкоатлетов являются эффективным средством контроля уровня их физической подготовленности, а также важнейшим стимулом спортивного совершенствования. Календарь школьных легкоатлетических соревнований составляется заранее и обязательно должен согласовываться с общешкольным.

Владимир Семенов

Физическое воспитание в школе призвано укреплять здоровье детей, способствовать нормальному физическому развитию ребенка. На уроках физической культуры ученики получают важные навыки в двигательной деятельности — в беге, ходьбе, метании предмета и так далее. Легкая атлетика в школе развивает все эти виды физических упражнений. Это главный раздел в программе физической подготовке школьников.

Легкая атлетика отличается многообразными формами проведения занятий, разнообразием упражнений. Поэтому дети и подростки с удовольствием осваивают виды этого курса. Действительно, прав тренер по этому виду спорта из Норвегии Э. Брюнем. Он сказал, что физические упражнения должны быть не только полезными, но и радостными. Поэтому целевые установки достигаются путем разнообразного воздействия на детей со стороны педагога. Нельзя забывать, чему бы мы детей не учили, прежде всего это – процесс воспитания личности, процесс формирования здорового образа жизни.

Основы воспитательного процесса

  1. Формирование правильного мировоззрения человека, поскольку именно этот фактор является решающим в выборе направления деятельности любого человека. Физическое воспитание имеет целью формирование здоровой личности, гармоничное развитие ребенка и предоставлении возможности реализации его физических способностей.
  2. Методические основы. При построении системы физического воспитания в рамках школьного курса необходимо опираться на основополагающие принципы естественных наук – анатомии, биохимии, физиологии, а, так же, учитывать основные положения педагогики, психологии, философии.
  3. Нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется согласно разработанным на основе многих проверенных методик обязательных школьных программ. Эти документы обязывают придерживаться постепенного освоения комплексов двигательных упражнений и умений соответственно разработанным программам.

Нормативы физического развития формируются по разным критериям – возраст, пол, уровень физического развития, здоровье и так далее. Подготовка в связи с этими нормами может быть общая и специализированная.

Физкультура в школе

Общая подготовка ориентирована на среднего учащегося. Программа «Легкая атлетика в школе» предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья. В ходе общей подготовки учащийся получает необходимый для нормальной жизни уровень физического состояния, разностороннее развитие обычных физических умений.

Спортивные тренировки предусматривают совершенствование в одном виде физической подготовки.

Это относится и к занятиям по легкой атлетике в школе.

По сути дела, занятия легкоатлетическими видами упражнений сопровождают ребенка с самого раннего детства. Уже в детском саду на физкультурных занятиях дети учатся бегать, прыгать, соревнуются в этих упражнениях. Бег, прыжки, метание предметов на расстояние присутствуют во многих детских подвижных играх.

Легкая атлетика — основа физического воспитания.

В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока.

Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.


Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер.

Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба. Этим могут заниматься самые неподготовленные физически люди. Эти занятия не требуют специального оборудования и помещения, это доступно всем.
Виды легкой атлетики в школе включают в себя занятия этими упражнениями.


Формы занятий физической культурой в школе

Структура занятий может быть разной:

  • Секции – внеурочные тренировки для подготовки к соревнованиям или занятия со слабыми учениками. Время занятий втрое превышает академический урок, нагрузка концентрируется на одном основном упражнении.
  • Самостоятельные занятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Отрабатываются отдельные упражнения или выполняется домашнее задание учителя.
  • Тренировки проводятся в специализированных секциях, работающих от ДЮСШ в ОУ. Основная цель – подготовка к соревнованиям по конкретному упражнению.
  • Соревнования – итоговая форма, предполагающая демонстрацию полученных навыков и умений.

Программные требования по легкой атлетике в школе

За годы учебы в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования, взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. На каждом возрастном этапе предусматривается особая программа физического развития. Распределение нагрузки предусмотрено следующим образом:

Легкая атлетика 1 класс – 14 часов


Школьники в первом классе должны уметь:

  • Бегать по ровной дорожке с наибольшей скоростью 60 метров,
  • Бегать равномерно без остановки 10 минут
  • В беге и прыжках проходить полосу с 3-5 препятствиями
  • Прыгать в высоту с разбега по прямой линии и сбоку.
  • Метать предметы в цель правой рукой

Легкая атлетика 2 класс – 16 часов


Виды упражнений остаются прежними, отрабатывается техника их исполнения

Легкая атлетика 3 класс – 12 часов


В третьем классе ученики вырабатывают выносливость, упражнения усложняются.

Бег с ускорением, бег на 100 метров, бег в среднем темпе на 500-1000 метров.

Метание (входит в урок з легкой атлетике) производится с обеих рук на дальность, в цель, на скорость попадания.


4 класс урок легкая атлетика подытоживает полученные в начальных классах умения.


Ходьба сопряжена с одновременным движением рук, предполагает достаточно развитую координацию движений при ходьбе по предметам, по узкой скамейке.

Бег предполагает чередование с ходьбой на дистанции до 3 км. Школьники должны уметь бегать с ускорением на 60 м с низкого старта. Для развития выносливости и силы применяется бег на 100 и 300 метров.

Программа «Легкая атлетика 4 класс» состоит из 10 часов занятий.


Отрабатывается точность приземления в прыжках на 50-100 см. Это упражнение делается по зрительным ориентирам. Например, прыжки в нарисованы круги или разложенные на определенном расстоянии обручи.

Метание и броски предметов предполагают скоростное выполнение упражнения из разных положений.

В подвижных играх программы «Легкая атлетика 4 класс» применяются предметы, которыми надо попасть в цель или точно передать партнеру. Это мячи, палочки, обручи.

5-9 класс – 11 часов

В 10 и 11 классе учитель самостоятельно регулирует нагрузки и виды спортивных занятий.

Особенности уроков легкой атлетики в начальных классах

В классах начальной школы ученики знакомятся с правильными способами ходьбы, бега, метания и прыжков.

Все упражнения и навыки отрабатываются в игровой и соревновательной форме как эстафеты, тематические игры.

Важно помнить, что легкая атлетика в начальных классах представляет собой игровые формы развития основных упражнений.


  1. Ходьба разными способами на пятках, носочках, с выпадами и так далее – имитация животных
  2. Бег боком, с подскоками, с ускорениями, с небольшими препятствиями, по кругу, змейкой, по скамье.
  3. Прыжки на месте, в движении, через преграды. Упражнение учатся делать на одной ноге или двух. Прыганье через скакалку.

Учителю предоставляется большой выбор подвижных игр, в которых тренируются предусмотренные программой упражнения. Легкая атлетика в начальной школе отводит значительное время урока для групповых игр – «Пятнашки», «Хвостики», «Третий – лишний», «Охотники и утки» и множество других.

Легкая атлетика в средних и старших классах

Легкая атлетика в 5 классе предполагает начало освоения навыков и упражнений вне игровой формы. Это отработка и правильное выполнение основных элементов бега, прыжков и метания.


легкая атлетика в 5 классе

В классах среднего звена школьники учатся:

  • Бегать в среднем темпе 15-20 минут без остановки. Это тренирует выносливость и развивает дыхательную систему.
  • Прыгать в длину с согнутыми ногами с разбега в 10-15 шагов
  • Прыгать в высоту с разбега перенося ногу через барьер
  • Метать мяч на дальность и с попаданием в цель

Ученики осваивают точность разбега в выполнении разных упражнений – прыжков в высоту и длину, метании.

Программа «Легкая атлетика 6 класс» ставит целью воспитать у учащихся координацию, скорость, навыки коллективного действия, выносливость.


На одном из уроков можно сконцентрировать внимание на отработке точной передачи теннисного мяча в беге как подготовительном упражнении для лапты. Эта игра учит действовать сообща.

Легкая атлетика 7 класс


В седьмом классе школьники должны выполнить или ориентироваться на определенные нормативы в прыжках в высоту и длину, в скорости бега на короткие дистанции, дальности метания мяча. Эти упражнения отрабатываются на уроках по программе 7 класс. Физкультура, легкая атлетика в этом возрасте подходит лучше всего, особенно необходима для профилактики гиподинамии.


Легкая атлетика 8 класс предусматривает усложнение упражнений. Учитель знакомит школьников с более сложными видами прыжков фосбери-флоп, разнообразит виды предметов для метания.


Легкая атлетика 9 класс подготавливает учащихся к участию в соревнованиях по легкоатлетическим видам. Это классическое четырехборье – бег на выносливость, 60-метровая дистанция на скорость, прыжки с разбега в длину или высоту и метание резинового мяча.


Легкая атлетика 10 класс – это отработка техники полученных в предыдущих классах навыков. Бег в эстафете, в прыжках – стремление к результативности.


В выпускных классах школьники достигают достаточного уровня физического развития для возможности интенсивных нагрузок на уроках физкультуры и на занятиях во внеурочное время.

Легкая атлетика 11 класс. В выпускном классе отработка упражнений по легкой атлетике занимает меньше времени, чем раньше.


Здесь в программе превалирует обучение групповым играм – волейболу, баскетболу, где применяются полученные навыки бега, прыжков и метания.

В рамках модернизации системы образования российская школа с 2010 г. начала последовательный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по ступеням общего образования:

  • начального общего (1-4 классы); и - основного общего (5-9 классы);
  • среднего (полного) общего (10-11 классы).

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который характеризуется преемственностью образования на различных уровнях, ориентацией на результаты образования как системообразующий компонент, формированием у учеников готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построением образовательного процесса с учетом индивидуальнь£х Возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт устанавливает требования к следующим результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу соответствующей ступени:

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированное основ гражданской идентичности;
  • метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Система физического воспитания объединяет урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий. Объем урочных занятий по предмету «Физическая культура» в неделю составляет 3 часа.

  • беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; бег с высокого старта с последующим ускорением;
  • прыжковые упражнения: прыжки на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; прыжки в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание на возвышение;
  • броски большого мяча (1 кг) на дальность разными способами;
  • метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Для развития основных физических качеств используются следующие легкоатлетические упражнения:

  • развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно;
  • развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами;
  • развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег;
  • развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по крутую из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыги-ванием.

Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитаний младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие координационных способностей.

Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости). Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей (метод сопряженного воздействия). Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами организации соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Все это в совокупности будет содействовать формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.

При проведении легкоатлетических упражнений преимущественно на открытом воздухе достигается выраженный оздоровительный эффект.

В младших классах учащиеся должны научиться правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках: с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7 -9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий: прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов. В метаниях на дальность и на меткость ученики должны уметь метать мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1 - 3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель, установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек (табл. 9.2).

Таблица 9.2. Развитие физических способностей школьников младших классов

Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. Однако у детей этого возраста невозможно длительное поддержание процесса возбуждения в нервной системе, они быстро утомляются. При организации занятий следует избегать длительных объяснений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Обучая двигательным действиям, предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основа ное внимание основе техники изучаемого упражнения. Большое значение при формировании двигательных навыков имеет подражание, эмоциональность занятий, игровая деятельность. Обучение двигательным действиям целесообразно начинать со строго регламентированного упражнения, по мере того, как ученики приобретут уверенность при выполнении движений, нужно активно использовать игровой и доступные формы соревновательного метода.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития координационных способностей и гибкости. Следует помнить, что кости у детей достаточно гибкие, поскольку в них мало минеральных веществ, они могут деформироваться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Кроме того, у детей отмечается легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата, превышение силы мышц-сгибателей над разгибателями. Это требует специального внимания к позе занимающихся; избегания длительных односторонних упражнений, обязательного использования упражнений для развития силы мышц туловища и стопы.

Дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости, плохо оценивают степень утомления и не могут точно выразить свои ощущения словами, что требует строгого дозирования нагрузки.

Время выполнения скоростных упражнений не должно превышать 5-6 с, циклических упражнений большой мощности -4-5 мин. Рекомендуемый темп ходьбы - 100 шагов в минуту. При развитии выносливости следует использовать аэробную работу (50 % максимальной мощности). Не рекомендуется часто использовать статические усилия из-за неблагоприятной реакции на них со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Высокий уровень познавательной активности, интереса, эмоциональности младших школьников обусловливает необходимость включения в занятия заданий, предполагающих определенную свободу и самостоятельность действий, стимулирующих творчество и инициативность. Контроль и опенка в этом возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к самосовершенствованию, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Очень важно правильно разместить учебный материал по составным частям урока. В младших классах может быть рекомендована их следующая последовательность.

Подготовительная часть урока : строевые упражнения, ходьба с заданием и образным выполнением (бесшумно, как кот, или поднимая колени, как цапля). Далее бег с различными изменениями направления (2-2,5 мин), общеразвивающие упражнения в различном темпе для развития скоростно-силовых качеств, затем упражнения на равновесие, точность и ловкость.

Основная часть урока : эмоциональные подвижные игры с различными перемещениями (ходьба, бег, лазанье, переползание) с прыжками и преодолением препятствий (по типу «веселых стартов»).

Заключительная часть урока : игры на внимание, формирование осанки, ритмическая ходьба, дыхательные упражнения и т.д.

Программный материал по легкой атлетике для 5-9 классов

На уровне основного общего образования предметные результаты освоения с учетом общих требований ФГОС и специфики предмета «Физическая культура» направлены на обеспечение успешного обучения на следующей ступени общего образования и должны обеспечивать:

  • формирование и развитие установок активного, здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателей физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурноспортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • установление связей между жизненным опытом и знаниями по физической культуре;
  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб. Определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразный формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Рекомендуемое содержание занятий на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования предлагается на основе «Комплексной программы физического воспитания. Программы для учащихся 1 - 11 классов» (Лях В. И., Зданевич А. А., 2011 г.).

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разгона с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.

Овладение техникой спринтерского бега . Средства: выбегания из положения высокого старта от 10 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 60 м.

Овладение техникой длительного бега . Средства: бег в равномерном темпе от 10 до 20 мин. Бег на 1000-2 000 м.

Овладение техникой прыжка в длину . Средства: прыжки в длину с 7 -12 шагов разбега.

Овладение техникой прыжка в высоту . Средства: прыжки в высоту с 3-9 шагов разбега.

Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность . Средства: метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5 - 6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния 6 -8 м, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2-3 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу.

Развитие выносливости . Средства: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка, кросс до 3 км.

Развитие скоростно-силовых способностей . Средства: всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей

Развитие скоростных способностей . Средства: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью.

Развитие координационных способностей . Средства: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками).

Знания о физической культуре . Темы: влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Овладение организаторскими умениями. Средства", измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий.

Самостоятельные занятия . Средства: упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных Легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены. *Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья и закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5- 7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8-9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.

Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания (см. гл. Внеклассная работа). В 5--9 классах учащиеся должны научиться с максимальной скоростью пробегать отрезки до 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки): прыгать в длину с 9 -13 шагов быстрого разбега; прыгать в высоту способом «перешагивание» с 9-13 шагов разбега; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега 10-12 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м (табл. 9.3).

На период среднего школьного возраста приходится период полового созревания (мальчики 13 -15 лет, девочки 11 - 15 лет), связанный со значительными гормональными перестройками в организме подростков. Развитие центральной нервной системы и высшей нервной деятельности характеризуется усилением эмоциональных реакций, часто это выражается в нарушении координации движений, ухудшении памяти и чувства времени, затруднении образования условных рефлексов, закреплении и переделке динамических стереотипов. Поведение подростков нестабильно, может быть немотивированным и агрессивным. Ухудшение речевых функций проявляется в том, что нарушается регуляция громкости, слова подростки часто заменяют междометиями, нарушается речевая регуляция движений. При этом повышается значимость зрительно-пространственной информации. В это время происходит «пубертатный скачок роста», вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки, нарушение пропорций тела приводит к нарушению координации движений. Подростки неловки и угловаты, в их действиях наблюдается обилие липших движений. При нагрузках отмечается увеличение вегетативных изменений, возрастает утомление, повышены энерготраты на работу.

При обучении двигательным действиям применяются целостный и расчлененный методы. Целесообразно использовать «комплексной» метод обучения, когда на одном уроке в соответствии с поставленной задачей используются подводящие упражнения для обучения технике отдельных фаз упражнения, а затем целостное выполнение. В прыжках и метаниях основное внимание уделяется переходу от разбега к выполнению отталкивания и финального усилия.

При обучении легкоатлетическим упражнениям после стабильного выполнения учениками разучиваемых упражнений следует разнообразить условия их выполнения: дально



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы