Конспект занятия на тему: «Перелетные птицы» в подготовительной группе. Беседа в детском саду на тему «Перелетные птицы» в подготовительной группе

Главная / Старшие классы

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

3. Упражнять детей:

— в образовании сложных прилагательных;

— в составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

— Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

— Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

— А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

— Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

— Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

/Кукушка/

— Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

/Аист/ /аудиозапись/

— Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

— Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

— А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам.

/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

— О каких новых перелетных птицах вы узнали?

— Что интересного мы узнали о кукушке?

— Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе ДОУ.

Программные задачи:

  1. Расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
  2. Закреплять правильное произношение поставленных звуков.
  3. Развивать мышление, речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
  4. Активизировать употребление в речи детей существительных, сложных прилагательных, глаголов.
  5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Словарь: соловей, ласточка, аист, скворец, грач, кукушка, стая, перья, гнездо, скворчата, аистята, грачата, кукушата; перелетные, насекомоядные, пернатые, длинноногий, длинношеий, быстрокрылая, длиннохвостая; высиживают яйца, вьют гнезда, гнездятся, щебечут.

Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, рассматривание картинок с изображением птиц, прослушивание аудиозаписи пения птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль».

Оборудование: картинки с изображением птиц, дерево с гнездом, гномы, цветок, кувшинки, лягушки, костюм Кикиморы, разрезные картинки с изображением птиц, дорожка, ручей, кочки, письмо сороки, аудиозапись звуков природы, семечки, шишки.

Ход занятия

Включается аудиозапись с пением сороки. Трещит сорока и приносит письмо.

Помогите! Помогите! В лесу беда! Злая Кикимора заколдовала лес. В лесу стало тихо, все живые существа спрятались. Она не хочет, чтобы вернулись домой перелетные птицы, потому что они мешают ей своим пением. Спасите наш лес!

Логопед : Ребята, мы поможем нашим лесным друзьям? Злая Кикимора приготовила для нас много разных препятствий, которые мы должны с вами преодолеть и выполнить разные задания. А вы знаете как себя нужно вести в лесу? (не кричать, не шуметь, не разводить костры, не бегать по лесу). Будьте осторожны, потому что в лесу можно заблудиться или случайно потревожить кого-нибудь. Мы возьмем собой семечки для птиц, чтобы угостить их.

Я вам открою тайну. Нам будут помогать маленькие помощники. Они будут показывать нам правильную дорогу. Итак, возьмитесь все за руки и отправимся в путь. Мы сейчас идем с вами по лесной тропинке. Ой, кто это тут сидит? Гном в красной шапочке и держит какую-то записку. Давайте прочитаем. Да это же задание.

Игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица - угадай-ка» (дети рассматривают картинки и называют птиц). Почему их называют перелетными? Молодцы ребята! Пойдем дальше.

Включается запись звуков болота.

Логопед: Дети вы слышите звуки? Кто это квакает? Куда мы с вами пришли? (На болото). Посмотрите сколько здесь кувшинок, лягушек. Ой, и гномик тут как тут. А где же задание? (Записка лежит в кувшинке).

Какие пословицы вы знаете о птицах?

  • Журавль летит высоко, а видит далеко.
  • Орел-царь-птица, а сокола боится.
  • Не всякая птица летит высоко.
  • Знает курица свои яйца.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.

Какая птица лучше всех поет? (Соловей). Кто из птиц не заботится о своем потомстве? (Кукушка).

Игра «Четвертый лишний» (грач, ворона , ласточка, аист).

Логопед: Теперь вам нужно осторожно пройти по кочкам, чтобы не провалиться в болото и не промочить ноги. (Дети идут по кочкам). Как вы думаете, куда мы сейчас придем? Здесь где-то рядом должен быть ручей. Слышите, как он журчит. (Включается запись журчания воды). И тут нас встречает гном! Что же в этот раз нам нужно сделать?

Кто из вас знает загадки о птицах? (Дети рассказывают загадки по очереди).

На шесте - дворец, во дворце певец. (скворец)

Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).

Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садиться? (грач).

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист).

Логопед: Нам нужно перепрыгнуть этот ручей, чтобы двигаться вперед. (Дети перепрыгивают через ручей). Давайте подойдем к высокому дереву. Посмотрите наверх, что вы там увидели? (Гнездо птицы). Но оно пустое, там никого нет. Ведь птицы заколдованы Кикиморой и не могут прилететь домой. Может мы их угостим семечками. Они будут рады такому угощению. (дети насыпают семечки в коробочку). А где же наш помощник гном? Да вот же он спрятался за дерево. Логопед читает задание в записке гнома.

Упражнение «У кого кто?»

У грача - грачата, у аиста - аистята, у кукушки - кукушата, у галки - галчата…

Дети я предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка.

Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.

Логопед: Мы пришли с вами на лесную полянку. Садитесь поудобнее, сейчас мы с вами поиграем. Наш гном сорвал цветок и у него рассыпались все лепестки. На каждом лепестке картинка с изображением птички. Вы будете отгадывать птицу по первому и последнему звуку, а затем собирать лепестки так, чтобы получился цветок.

Первый звук (а), последний - (т) - аист.

Первый звук (г), последний - (ч) - грач и т.д.

Аист какой? Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, важный, безголосый.

Ласточка быстрокрылая, длиннохвостая, маленькая.

Кукушка пестрая, прожорливая.

Грач черный, важный.

Сейчас мы с вами постараемся рассказать о какой-нибудь птице. О ком вы хотите рассказать? (Дети рассказывают).

Звучит музыка и появляется Кикимора.

Логопед: Ой, кто это?

Кикимора :

Кто тут верещит, пищит,
Нарушает мой покой.
Щас приду с сковородой
И зажарю эту птицу
Будет радость - поживиться.
Я Кикимора лесная,
Слова «честность» я не знаю.
Нет другой мне радости,
Как людям делать пакости!

Я девчоночка лесная,
Неглупа и хороша я.
Я - Кикимора лесная,
День и ночь одна страдаю.
Трудно выбрать и решить,
За чей счет мне сладко жить!


Логопед : Не ругайся Кикимора. Это дети пришли в лес. Пожалуйста, расколдуй птиц, Разреши им вернуться на Родину.

Кикимора : Еще чего захотели! (Смеется). Они мне жить спокойно не дают. Надоели со своими песнями.

Логопед: Что же нам делать ребята?

Кикимора: Вот я разрезала птиц на кусочки. Смотрите. (Бросает разрезные картинки на пол).

Логопед: Ай, ай, что же ты наделала Кикимора! Разве можно так обращаться?

Кикимора : Вот если соберете картинки, тогда может быть позволю птицам вернуться в лес. (Под музыку дети собирают фрагменты картинок с изображением птиц, а Кикимора ходит вокруг них и наблюдает за ними.)

Логопед: Ну смотри, Кикимора, мы справились с твоим заданием. Выполняй теперь свое обещание.

Кикимора : Ну ладно, так и быть уговорили меня. (Произносит волшебные слова себе под нос - в ключается запись звуков леса). Ой, я совсем забыла, что это я с вами тут заболталась. Меня же Леший на день рождения пригласил. Пора мне идти.

Логопед: Ребята, послушайте как красиво щебечут птицы. Может кто-нибудь из вас узнал знакомые голоса. (Дети слушают и отгадывают птиц). Вот мы и помогли птицам вернуться в лес. Молодцы! Каким стал лес? Какую пользу человеку приносят птицы? Как нужно относиться к птицам? (Дети отвечают).

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Вы помните по какой дороге идти назад? (Дети берут друг друга за руки и выходят из зала под звуки леса).

Конспект НОД в подготовительной группе.

Тема: « Перелетные птицы»

Цель: Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам « насекомоядные», « водоплавающие»; изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, клином); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.

Коррекционно-развивающие: развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание на неречевых звуках, память, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, развивать высшие психические функции – внимание, наглядно-логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.

Индивидуальная работа: речевой материал подобран с учетом степени усвоения детьми и тяжести речевого дефекта.

Оборудование: мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, звуковое письмо, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картины с изображением птиц, макеты деревьев, силуэт птицы, конверты с разрезными картинками.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

1.Организационный момент. Введение в тему

Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

Ребята утром, когда шла на работу, я, кого – то встретила. А кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Да, это была ласточка. Она вся дрожала…. А как вы думаете, почему она дрожала? (ей было холодно, нечего кушать)

Я забрала эту ласточку и принесла ее в группу.

2. Сообщение темы.

- Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах и убедим ласточку, что она должна улететь в теплые страны.

1.Игра на дыхание

Ребята, давайте подуем на ласточку и отогреем ее.

3. Введение в тему.

Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.

А в какое время года это происходит? (Осенью)

Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)

4. Основная часть.

А сейчас, мы покажем ласточке, что мы знаем, какие птицы есть перелетные, а какие зимующие.

2.Игра «Четвертый лишний?»(на развитие логического мышления .)

Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица .

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

Воспитатель:

Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень)

Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь длиннее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края) Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…)

3. Д/и Части тела птиц (Обогащение и активизация словаря)

Воспитатель:

Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.

У птиц есть голова. У птиц есть туловище с двумя крыльями.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

(За правильные ответы дети получают конверты «сюрприз»)

Воспитатель

У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?

(По оперению, внешнему виду, величине,)

А какие птицы нас покидают первыми? (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).

В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.

Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).

В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.

В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются « клином » в виде треугольника; другие выстраивают- « цепочкой», в одну линию.

(Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.)

Воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц и поиграть в игру «Кто как голос подает?»

Утка – крякает (кря –кря кря)

Гусь- гогочет (га –га –га)

Кукушка –кукует (ку – ку, ку-ку)

Ласточка – щебечет

Журавль – курлыкает

5.Дыхательная гимнастика “Журавли учатся летать” (Развитие речевого дыхания)

Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Для того чтоб помочь ласточке, нам надо выполнить еще одно задание.

6.Игра «У кого какое тело? ». (Образование прилагательных)

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?... (Длиннохвостая.)

Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая).

У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).

У аиста длинные ноги, он какой….(длинноногий).

У аиста длинный клюв, он…(длинноклювый).

Молодцы, ребята, правильно.

7. Физкультминутка «Осень» (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

6.Упражнение « Продолжи предложение, найди причину» (составление сложноподчиненных предложений).

Воспитатель начинает, а дети продолжают

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…(Насекомые прячутся и им нечем питаться).

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …. (Он достает жучков и насекомых).

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что… (она не вьет себе гнезда).

Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет).

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов)

7.Игра “Собери картинку”. [ Развитие мелкой моторики, внимания.]

Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки.

Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Расскажите, чьи изображения вы сложили.

– Это грач. (перелетных птиц)

Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.

Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.

8. Упражнение “Выпусти птицу”. [Развитие мелкой моторики.]

Воспитатель предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.

- Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.

Игра повторяется с обеими руками поочередно.


8.Художественно-продуктивная деятельность. (Образование притяжательных прилагательных)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.

Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?

Это утка. Не дорисован утиный клюв.
Это журавль. Не дорисованы журавлиные ноги.
Это гусь. Не дорисовано гусиное крыло.
Это лебедь. Не дорисована лебединая шея.

Я думаю, что у художника не хватило красок и он не закончил свои рисунки? Предлагаю вам закончить рисунки.

4.Итог занятия .

Вспомнить о чём говорили?

Что интересного вы узнали о перелетных птицах?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)

«Берегите птиц» Муса Джангазиев

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинский детский сад 2» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Перелетные птицы». Воспитатель: Санникова Ю.В.

2 Цели: -пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа. Задачи Образовательные задачи: -активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»; - развитие навыка словообразования; - упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений; -упражнять в делении слова на слоги; -закреплять употребление предлогов в речи из, на, под, в, над к; - закрепить названия птенцов; - обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану. Коррекционные задачи: - развитие внимания, памяти, мышления; - развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); - автоматизация поставленных звуков контроль и самоконтроль за звукопроизношением. Воспитательные задачи: - воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей. Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические. Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии сюрпризный момент. Оборудование: силуэтные картинки с изображением перелетных птиц, плансхема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто где живет». Ход занятия. Воспитатель: - Дети, послушайте загадку. О каком времени года? Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (Весна) -Весна какая? (теплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зеленая, ласковая, добрая.) -Какие чудеса происходят весной?

3 Дети называют. - Но самое главное чудо- это то, что именно весной к нам прилетают пернатые друзья. Давайте послушаем голоса птиц, и вы мне скажите, голоса каких птиц вы услышали. Слушание записи. Дети называют. - Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелетных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелетных птицах. 3 - Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков). 1. Кто эта птица? Гнезда не строит никогда. Яйцо соседям оставляет И птенчика не навещает. Незнайка все время ошибается и дети его поправляют. Кукушка. После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном ответе? Что нового узнали о перелетной птице? 2.Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома Длинношеий, длинноклювый, Длинноносый, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Аист. 3.Всех перелетных птиц черней Он чистит пашню от червей. 4. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины. Для птенцов стелю на дно Мягкую перину. Грач. Ласточка. 5. На шесте дворец. Во дворце певец. Скворец. - Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелетных птиц. Давайте поможем ему расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. - Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелетной птицы) (упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием

4 развернутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в той или иной деятельности). Физминутка. Подвижная игра «Стайка». -Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой. Вылетайте, птички, на лужок, Быстро делайте кружок. Мы играем в стайку. Стайка, полетай-ка! Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.) Птички невелички. (Размахивать руками, как крыльями.) Птички летают, Устали не знают. Стоп! Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.) Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.) «Клю-клю-клю поклюем, Потом песенку споем». (Встать лицом у круг.) - А теперь загадка: Без рук без, топора построена изба.. Что это? (гнездо) - Где птицы вьют свои гнезда? Ответы (полные) птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках). Д.игра «Вставь правильный предлог» Ребята, а кто это у нас тут сидит на веточке. Это скворец. Он почему-то грустный. Давайте поможем ему употребить правильное маленькое слово предлог. Может он, потом повеселеет! Я буду показывать движения, а вы назовите предложение с предлогом правильно. Скворец вылетел скворечника. (из) Скворец залетел скворечник. (в) Скворец подлетел скворечнику. (к) Скворец кружится скворечником. (над) Скворец сел ветку. (на) Скворец сидит деревом. (под) -Скворец доволен и говорит вам «Спасибо!» Д.игра «У кого какое тело?»

5 Посмотрите, это скворец. У него какой хвост? (короткий). Значит он какой? (скворец короткохвостый). А какие ножки у скворца? (тонкие). Значит скворец какой? (тонконогий). Это ласточка. У нее какой хвост? (длинный). Значит она какая? (длиннохвостая). Это грач. У него какой клюв? (острый). Значит он какой? (остроклювый). Какого цвета крыло у грача? (черное). Значит грач какой? (чернокрылый). Какого цвета грудка у ласточки? (красная). Значит она какая (красногрудая). Это журавль. Какая у него шея? (длинная). Значит он какой? (длинношеий) Д.игра с мячом «У кого кто?» У перелетных птиц появляются птенцы. Как называются птенцы разных птиц. Дети вместе с воспитателем образуют круг. У грача грачата, у скворца скворчата, у стрижа стрижата, у кукушки кукушата, у журавля журавлята, у галки галчата. - Ребята, Незнайка пришел к нам с конвертом он не может справиться с заданием.давайте поможем ему. Д.игра «Спрячь слоги в ладошках» Со-ло-вей Грач Ку-куш-ка Скво-рец Скво-реч-ник Лас-точ-ка Ут-ка -Давайте, научим Незнайку составлять предложения и выкладывать к нему схему. Птицам будет очень приятно. Дети составляют предложение и выкладывают схему. -Какую пользу приносят птицы? (ответы детей) -Ребята, Незнайке очень понравилось с вами играть. Теперь он не будет путать птиц. Чему мы научили Незнайку?


План-конспект НОД для детей старшей группы Тема: «Перелетные птицы» Интеграция ОО: Задачи: «Познание» Расширять круг представлений о зимующих и перелетных птицах; «Коммуникация» Активизировать словарь:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 49 «Веселые нотки» Интегрированное занятие с детьми с ОНР старшей группы с использованием мнемотаблиц на тему «Скворцы прилетели»

План-конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелётные птицы» Воспитатель СП «Детский сад 33 «Дружная семейка»» ГБОУ СОШ 13 г.о.чапаевск Самарской

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Котовский детский сад «Облачко» Стенькина Татьяна Анатольевна, воспитатель. «Летят перелетные птицы» Непосредственно- образовательная деятельность

МДОУ «Детский сад 155 комбинированного вида» города Магнитогорска Воспитатель - Радченко Т.А. Логопед - Жанузакова А.С. НОД Перелетные птицы Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательноисследовательская,

«Все птицы в гости к нам» Конспект занятия с использованием ЭОР в познавательном развитии детей средней группы. Воспитатели: Алехина Светлана Владимировна, Ульдякова Римма Аркадьевна Виды детской деятельности:

Занятие по развитию речи детей в подготовительной к школе группе Тема: «Весенняя сказка». Цель: 1. Удовлетворить детскую любознательность, посредством игровых ситуаций. 2. Воспитание интереса к природе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (средняя группа) Тема «Перелетные птицы» Интеграция образовательных областей: 1.«Речевое развитие», 2.«Познавательное развитие»,

Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых Закрепить и расширить знания детей о перелётных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлёт). Ввести в

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 Городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы». Возрастная группа: старшая

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Частинский детский сад» Конспект логопедического занятия в средней группе совместно с родителями Тема: Перелетные птицы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» села Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области (средняя группа) Воспитатели: Петранина Л.Н. Жилякова

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области Познавательное развитие Тема: «Весна. Перелѐтные птицы». Воспитатель: Мартынова Зинаида Павловна. Задачи: Закрепить знания признаков

Проект «Перелетные птицы» Цель проекта: закрепить ранее полученные знания детей о перелѐтных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад х. Мосьпанов Новооскольского района Белгородской области» Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в младшей

Цель: Развитие связной речи. Задачи: Составлять короткий связный рассказ о птицах, опираясь на схему. Закрепить произношение звука (с). Развивать мышление, память, внимание, связную речь, мелкую моторику

Тема: «Что мы знаем о птицах?» Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Перелётные птицы». Тип: интегрированное Вид: познавательное, коммуникативное и продуктивное. Задачи: Расширять и

Сценарий праздника «Птицы наши друзья» во второй младшей и средней группах МБОУ «Афанасовская СОШ» Воспитатель дошкольной группы Савелова Людмила Ивановна Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость

ДОУ 96 Проект «Птицы наши друзья!» (2 младшая группа) Воспитатели: Нафикова Д.Н., Газиева Н.В. Липецк - 2017 Тип проекта: по продолжительности: краткосрочный по составу участников: групповой по направлению

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида 9 «Бельчонок» ПРОЕКТ открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) Подготовительная

В группе «Зайчик» проходит проект «Народные приметы». Делимся с педагогами опытом работы. Конспект занятия в подготовительной группе «Зайчик» «Пришла весна, прилетели птицы» Цель: формировать интерес и

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 25 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по речевому развитию «Составление рассказа по серии сюжетных картин (ССК) «Скворцы прилетели» в

Осенью холодает, идут дожди, исчезают насекомые. Птицам становится нечем питаться, и они улетают в тѐплые страны. Последними улетают грачи, но они возвращаются первыми ранней весной, ходят по пашне и ищут

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 206 г.челябинска Конспект непосредственно

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

1 Интеграция образовательных областей: 1.Социально-коммуникативное развитие 2.Речевое развитие 3.Художественно-эстетическое развитие 4.Познавательное развитие 5.Физическое развитие Задачи: 1) Развивать

Занятие: «Птицы наши друзья» Цель: Закрепить знания детей о птицах. Задачи: 1. Формировать интерес и любовь к природе, бережное отношение ко всему живому; 2. учить замечать изменения в природе; 3. углубить

Конспект занятия в старшей группе 11 Тема: «Международный день птиц» Цели: 1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период; 2) Научить выделять

Квест игра «Поможем скворушке построить домик» с детьми младшей группы «Цветные ладошки» Питкина Е.Б. Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование

Конспект организованной образовательной деятельности, посвященный Международному дню птиц в первой младшей группе на тему: «В зимней столовой». Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа город Волгореченск Костромской области «Центр развития ребенка - Детский сад 7 «Русалочка» Конспект НОД по развитию речи

Конспект НОД экологического направления в старшей группе Тема: «Жаворонок» Цель: Расширение и закрепление представления детей о перелетных птицах: аисте, жаворонке, кукушке, соловье, ласточке; о частях

Подготовила учитель начальных классов Чернякова Ирина Николаевна Цели: воспитать бережное отношение к окружающему миру, научить заботиться о пернатых друзьях, расширить кругозор учеников о мире пернатых.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 Конспект интегрированного занятия в старшей группе 5 «Весна пришла» Выполнила: воспитатель Ганина Нелля Юрьевна Одинцово 2017

Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».

Цели занятия:

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

Учить согласовывать имена существительные с числительными;

Учить согласовывать имена существительные с глаголами;

Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Правила игры : воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы