Учим стихи играя. Использование пиктограмм для разучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста. Консультация по логопедии на тему: Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста

Главная / Болезни у детей

Целью использования нами (воспитателями) пиктограмм является обеспечение дополнительной возможности развития связной речи ребёнка.
Благодаря использованию пиктограмм можно решить следующие задачи:

расширить словарный запас;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пиктограмм в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Пиктогра́мма (от лат . Pictus - рисовать и греч . Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы – это средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций: символизации, формирование элементарных представлений и понятий.

В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках. Даже не зная, о чем идет речь, можно догадаться по рисункам.

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях. В 60-70 годы применение данной методики расширилось.

Пиктограммы для развития ребенка используются довольно давно. Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова.

Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы - это рисунки с дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.

Целью использования нами (воспитателями) пиктограмм является обеспечение дополнительной возможности развития связной речи ребёнка.
Благодаря использованию пиктограмм можно решить следующие задачи:

развить интерес к составлению творческих рассказов;
создать мотивацию к рассказыванию своих историй;
расширить словарный запас;
научить преодолевать робость, застенчивость;
воспитать умение свободно держаться перед аудиторией.
Одно из правил запоминания гласит: « Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Наверное, каждый, готовясь к выступлению, делаете себе заметки.

В настоящее время перед нами – педагогами стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Анализируя опыт педагогов, я пришла к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Новые ФГОС ДО подразумевают широкое применение интеграции в разнообразных образовательных областях и инклюзии (т.е. включение в педагогический процесс детей с отклонениями в развитии).

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Поэтому, применение пиктограмм или мнемотехники, то есть различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является очень важным средством для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

В современном обществе возрастает количество детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и, являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе, тем самым будет способствовать интеграции детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум. Поэтому использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный), тем больший эффект может получить: дети быстрее смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.

В любой деятельности с детьми, будь то игровая, художественно-продуктивная, возможно применение пиктограммы «схемы слова» ,которые помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), пиктограммы «схемы предложения» – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Мне нравится метод пиктограмм при заучивании стихотворений. Так как ребенок в современных условиях должен быть успешным и активным лично, а не только в группе, то этот метод позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка не только в группе детского сада, но и дома.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Если нужно передать настроение героя используются пиктограммы. Они поочередно демонстрируются при рассмотрении каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке и действии героя.

Пиктограммы являются нашими лучшими помощниками при пересказе сказок , использовании в играх:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай ». Воспитатель читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ». Педагог раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает его, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно». Взрослый расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ, затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы детям.

«Составь свой рассказ». Ребенку предлагают пиктограммы, он самостоятельно должен составить рассказ.

Таким образом, метод наглядного моделирования или метод пиктограмм необходимо использовать как в системе индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, так и в групповой работе с детьми детского сада.

Список использованной литературы:

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.
  3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4.
  4. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.

Главная > Документ

Использование пиктограмм в коррекции нарушений развития учащихся.

Поль Л.А. - учитель-логопед,

Рыскалина Т.Е. - социальный педагог

Логическая память взрослого человека и есть

«вращенная внутрь мнемотехническая память»

Л.С. Выготский

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский. Мнемотехнические приемы - это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания. Вот только некоторые из них: Первый прием - приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Второй - ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки.В современной педагогике этот приём успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала. Современные учителя охотно используют этот приём и на различных профессиональных конкурсах демонстрируют свои произведения.(Например: п сихиа тр и педиа тр пошли в теа тр .) Третий - запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Четвертый -нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией. Этот метод используется например, для запоминания ряда слов.: Так, например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Этот приём может быть как помощником, так и «вредителем». Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удаётся. Пятый - метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где Вам все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, расставляете мысленно по ходу движения. Вспомнить её Вы сможете вновь, представив ту же комнату, - где всё будет на тех же местах, пройдёте по маршруту и соберёте всё, что «оставили» в прошлый раз. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п. Современная мнемотехника позволяет накапливать в памяти большое количество точной информации, экономить времени при запоминании, сохранять запомненные сведения в памяти. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался. В своей статье мы более подробно остановимся на одном из видов мнемотехники, а именно запоминание информации с помощью символов и пиктограмм. Применение которой, как показывает наша практика работы со школьниками с ЗПР и умственной отсталостью позволяет добиться наибольшей эффективности. За последнее время в коррекционных школах увеличилось количество детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В основном это безречевые дети. Поэтому острой проблемой для педагогов стала социализация детей данной категории. Зачастую даже родители не знают как помочь своим детям, и даже, просто как с ними общаться и понимать. С самых ранних этапов развития, общение предполагает тесное взаимодействие ребенка и взрослого. Потребность в общении не является врожденной, она формируется в процессе контакта ребенка с окружающей средой. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зачастую испытывают дефицит общения, (особенно это относится к аутистам), что отрицательно влияет на их дальнейшее развитие. Из-за повреждений центральной нервной системы им трудно овладеть разговорной речью, поэтому вспомогательные средства коммуникации часто выступают более успешным способом общения данной категории детей с окружающими. Здесь на помощь приходят пиктограммы - простые рисунки-символы, которые понятны и детям и взрослым.

Н
аша работа показывает, что использование пиктограмм в работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, у которых речь значительно недоразвита или полностью отсутствует, способствует более успешному формированию социально-бытовых навыков, лучшему усвоению правил поведения и превращению навыков в устойчивые привычки. Это обуславливается тем, что дети недостаточно владеют их значением, плохо знают свойства определенных предметов или свойство, которое обозначает слово, ассоциируется у них только с одной характеристикой. Использование алгоритмов одевания, умывания и др. действий по самообслуживанию, записанных в виде простых картинок, пиктограмм способствует у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, при проведении коррекционно-развивающей работы, более успешному формированию социально-бытовых навыков и переводу их в устойчивые привычки Кроме того, систематическое познание пиктограмм позволяет упорядочить и дополнить имеющиеся знания детей, развивать речевую сферу, облегчить адаптацию ребенка к окружающей среде. Изучение пиктограмм всеми детьми группы, а не только теми, у которых значительно недоразвита или полностью отсутствует речь, способствует развитию понимания и взаимопомощи в коллективе воспитанников Кроме того, использование карточек пиктограмм - это средство альтернативного общения для людей с ограниченными возможностями, (ДЦП, проблемы с речью, умственная отсталость). Пиктограммы наклеиваются на плотную бумагу или другой плотный материал квадратной формы размером 10х10 см. Эти карточки могут размещаться везде, где быват ребенок: в столовой,около умывальника и т.д. И в дальнейшем, научившись узнавать значение символов и, имея под рукой набор данных пиктограмм, человек сможет объясниться в магазине, на улице, в семье и в других ситуациях, когда обычным способом общаться трудно либо невозможно.С этой целью мы знакомим учащихся с известными пиктограммами, которые они могут встретить в жизни: на вокзале, в автобусе, в магазине и в других общественных местах.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей школьного возраста – явление очень редкое. В речи детей- учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида существуют множество проблем:

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить даже краткий ответ. Неспособность построить монолог. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина, использование наглядности помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Как любая работа, использование мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. М
немотаблицы на логопедических занятиях используются для:
    обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для учащихся младших классов с ЗПР и умственной отсталостью лучше давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов нами мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества логопеда к совместному творчеству ребенка с педагогом. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – это уже совместное коллективное творчество детей со взрослым, на третьем этапе учащиеся самостоятельно пробуют свои силы. Надо отметить, что школьники данной категории испытывают некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто рассказы по моделям получаются очень схематичными. Но, тем не менее, постепенно такая работа с литературными текстами дает положительный результат. Это очень важно для учащихся школы 8 вида, т.к. даже в старших классах многие из них не могут пересказать текст и лишь односложно отвечают на вопросы учителя.

“Познание дошкольниками окружающего мира представляет
собой процесс обработки и упорядочивания информации различной модальности”.
Ж.Пиаже

Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Причинами этого роста являются:

  • общая соматическая ослабленность детей;
  • педагогическая некомпетентность родителей;
  • увеличение нарушений перинатального развития детей;
  • эмоциональные депривации в семье, берущие начало еще в младенческом возрасте.

И в итоге: в средней группе детского сада обнаруживается до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Работая по выбранной теме, мы руководствовались следующей идеей : способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, он способен сохранять только внутренние связи между объектами.

Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Таким образом, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.

Реализуя данную технологию, мы поставили перед собой следующие задачи :

– помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
– развивать мелкую моторику у детей.

Мы хотим вам предложить практический материал по наглядному моделированию, в основу которого положена сказка В.Сутеева “Под грибом”. Идея создания этого материала возникла в ходе работы над темой “Технологии наглядного моделирования” и знакомства с серией книг Н.Гурьевой “Учимся по сказке”. Текст сказки используется при изучении различных тематических разделов: развитие связной речи, развитие грамматического строя речи, математики и логики, экологии, развитие мелкой и общей моторики.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Один из приемов работы – использование пиктограмм. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
– как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие “знак” (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Игры с использованием пиктограмм по сказке “Под грибом” В.Сутеева.

В игру входят пиктограммы с изображением:

слов-предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;

слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;

слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый;

символов-предлогов: ,: под, за, над, на, около, к;

Картинки с реалистичными изображениями героев.

Варианты игр:

1. Пиктограммы слов-предметов расположены по кругу.

  • В центре картинка с изображением героя сказки.
    Задание : соотнести пиктограмму и картинку.
  • В центре пиктограмма “Покажи”.
    Задание : выбрать и показать только ту пиктограмму, которую назвал взрослый.
  • В центре одна из пиктограмм – действий.
    Задание : назвать и показать кто (что) идет (дождь, лиса);
    кто прыгает, и т.д.;
  • Аналогичные задания со словами – признаками.

Количество пиктограмм, их расположение, задания определяются по желанию педагога и зависят от уровня подготовленности ребенка.

2. Составить из пиктограмм пару.

  • Взрослый предлагает найти две пиктограммы по предложению:
    “Солнце светит” или “Бабочка летает” или “Веселая лягушка”…
  • Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок составляет предложение.

3. Исправить ошибку.

  • Взрослый предлагает две пиктограммы “воробей” и “ползает”.
    Ребенку предлагается исправить ошибку и произнести правильное предложение.

4. Составить из пиктограмм произнесенную фразу.

  • “На грибе лягушка”, “К грибу ползет муравей”, “Над грибом летает бабочка” и т.д.

Придумывайте новые варианты игр. Творческих успехов!

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами.

На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. Мы предлагаем вам свой вариант заместителей к сказке “Под грибом”.

Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

Отработка приема происходит в результате повторяющихся заданий, содержание которых постепенно расширяется, обогащается новыми связями. В дальнейшем можно придумывать с детьми и новые сказки, используя готовые заместители или разыгрывая бытовые сюжеты.

Данный прием моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности.

Мнезис в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехн ики призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенность приема – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;
– пересказывание текстов;
– составление описательных рассказов.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

– рассматривание таблицы;
– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;
– пересказ или заучивание текста.

Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.

Мы хотим представить вам свой опыт работы по сказке посредством использования мнемотехники.

1. Пересказать сказку.

2. Какие из символов подходят воробью, а какие зайцу?

3. Рассказать, чем похожи лиса и заяц?

4. Загадки:

Варианты заданий:

Отгадать загадку, выбрать отгадку;

Выучить загадку, используя мнемодорожку;

Придумать загадку, изобразить ее на дорожке

Длиннохвостые крошки боятся кошки

5. Составление героями сказки описательного рассказа.

Пройти по мостику в лес, к грибку, рассказать о себе.

6. Заучивание стихов:

Воробей

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил, чив, чил!
А.Барто

Хитрый грибок

Хитрый маленький грибок
В круглой, красной шляпке.
Он не хочет в кузовок,
Он играет в прятки.
Притаился возле пня –
Поиграть зовет меня!

7. Образование родственных слов.

8. Согласование существительного и числительного.

9. Согласование в роде, числе и падеже.

11. Образование сложных слов. (два пальца под ладошку)

Мышка к грибу подбежала,
(пальчики “бегут” по столу)
Рядышком с друзьями встала.
(три пальца под ладошку)

Воробьишка весь промок,
(скрестить руки, постучать ладонями по плечам)

Тоже встал он под грибок.
(поставить под ладошку четыре пальца)

16. Физкультминутка

Использование приемов наглядного моделирования помогает нам задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей дошкольного возраста к активной речевой деятельности.

Используемая литература:

  1. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //Логопед № 5, 2009.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
  3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
  4. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии «Пиктограмма».

Описание теста «Пиктограмма» по методу А.Р. Лурии

Александр Романович Лурия - последователь Льва Семёновича Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Тест «Пиктограмма», разработанный им в рамках развития этого направления науки, позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Целями исследования является:

  • выявление нюансов опосредованного запоминания;
  • оценка продуктивности памяти;
  • определение характера мыслительной деятельности;
  • изучение уровня развития образного мышления.

Методика не используется для диагностики дошкольников и младших школьников, а годится только для проведения тестирования среди испытуемых, имеющих как минимум 6–7 классов образования.

Тестирование можно проводить только среди детей, достигших возраста 12 лет

Применение методики для тестирования школьников

Стимульный материал для теста представляет собой набор из 15–20 слов или словосочетаний конкретного («голодный ребёнок») или абстрактного содержания («сомнение»):

  • весёлый праздник;
  • тяжёлая работа;
  • развитие;
  • вкусный ужин;
  • смелый поступок;
  • болезнь;
  • счастье;
  • разлука;
  • ядовитый вопрос;
  • дружба;
  • тёмная ночь;
  • печаль;
  • справедливость;
  • сомнение;
  • тёплый ветер;
  • обман;
  • богатство;
  • голодный ребёнок.

Причём методика не предполагает использование стандартизированного списка слов, экспериментатор может составить собственный набор или заменить лишь несколько предложенных вариантов. Таким образом, тест можно проводить столько раз, сколько того требует работа с конкретным испытуемым.

Организатору теста под силу придумать собственный набор несложных фраз для диагностики

Диагностика организуется как в групповой форме, так и в индивидуальной. Для проведения исследования испытуемому потребуется выдать лист бумаги и ручку или карандаш.

Инструкция для школьников 12–16 лет:

  1. Экспериментатор озвучивает условия проведения исследования: «Мы будем исследовать вашу зрительную память. Я начну называть слова, а ваша задача - нарисовать картинку, которая потом поможет вспомнить услышанное. Записывать, а также изображать отдельные буквы нельзя».
  2. Затем взрослый чётко и громко называет слова, оговаривая перед этим порядковый номер каждого выражения. Интервал между произнесением не должен быть более 1 минуты.
  3. В процессе рисования ребёнку можно задавать наводящие вопросы («Что ты рисуешь?» или «Как это поможет тебе вспомнить слово?»).
  4. Через 40–60 минут после окончания теста, во время которых экспериментатор разрешает школьникам заниматься другими делами, испытуемым предоставляются бланки с их ответами.
  5. После этого взрослый предлагает детям самостоятельно воспроизвести все услышанные слова, глядя на изображённые картинки (при групповой форме проведения теста школьникам потребуется подписать свои пиктограммы, а при индивидуальной ребёнку рекомендуется называть понятия не по порядку).

Для испытуемых более старшего возраста слова следует зачитывать с интервалом всего лишь в 30 секунд.

В процессе работы экспериментатор обязательно должен обратить внимание учащихся на то, что результаты теста не зависят от уровня их изобразительных способностей.

Обработка и интерпретация результатов

Если испытуемый рисует человечков в качестве иллюстраций ко всем понятиям, то это говорит о его общительности

  • А - абстрактные (нарисованные линии не оформлены в отдельный образ);
  • З - знаковые или символические (изображения представляют собой стрелки, квадраты, трапеции и так далее);
  • К - конкретные (представлены вполне определённые предметы);
  • С - сюжетные (нарисованные картинки объединены конкретной ситуацией);
  • М - метафорические (рисунки являются художественным вымыслом испытуемого; например, для понятия «радость» изображён подпрыгивающий человек).

Экспериментатор отмечает тип каждого рисунка, а затем подсчитывает частоту использования каждого из типов:

  • Если преобладают абстрактные и знаковые изображения (более 55%), то человек может быть отнесён к группе «мыслителей», которые нацелены на синтез получаемой информации, обобщение. Такие люди обладают высокой степенью развития абстрактно-логического мышления.
  • При часто встречающихся сюжетных и метафорических рисунках можно сделать вывод о творческом мышлении школьника. Подобных испытуемых называют «художниками». Такой результат характерен в основном для детей 12–14 лет.
  • Когда изображения в большинстве своём представлены определёнными предметами окружающего мира, это говорит о преобладании конкретно-действенного способа мышления. Такие люди стремятся к решению всех вопросов подходить с точки зрения рациональности. Их называют «практиками». Но обычно подобные результаты наблюдаются лишь у взрослых людей (чаще всего у учителей и руководящих работников).

Сделать заключение об уровне сформированности понятийного аппарата можно по тому, как свободно испытуемый воспроизводит слова по изображениям в финале тестирования.

Ещё один дополнительный параметр, который можно определить, - общительность. Если испытуемый рисует человечков и без заминок вспоминает слова, то он, вероятно, любит находиться в окружении людей. А вот когда по рисункам-человечкам ребёнку трудно сориентироваться, это говорит об инфантильности тестируемого.

Автор методики, кроме диагностики качества запоминания, предложил ещё оценивать истощаемость внимания. Для этого полагается проанализировать твёрдость нажима, а также нарастающую небрежность в выполнении задания. Чем ярче выражены изменения в этих характеристиках, тем выше истощаемость.

Оценка качественных показателей мышления проводится по 4 критериям:

  • Адекватность. Для понимания этого свойства достаточно посмотреть на 1–2 рисунка. Иногда требуется обратить внимание и на комментарий автора. Если заметна логичная и обоснованная связь между понятием и изображением, то экспериментатор отмечает пиктограмму знаком «+», при отсутствии таковой – «-». Нормой считается более 70% положительных отметок.
  • Умение восстанавливать образы спустя определёное количество времени. Оценивается количество правильно названных слов в финале тестирования. Норма - больше 80% слов и словосочетаний.
  • Соответствие пиктограммы реальному объекту. Конкретные рисунки оцениваются в 1 балл, абстрактные - в 3 балла. Если изображение сложно классифицировать, то засчитывается 2 очка. Затем определяется средний показатель. Норма - больше 2 баллов.
  • Оригинальность. При совпадении сюжета рисунков у нескольких тестируемых изображение оценивается в 1 балл, что говорит о заурядности подхода к выполнению поставленной задачи. Если пиктограмма уникальна, то за неё ставится 3 балла. Промежуточный вариант заслуживает 2 баллов. Нормой, как и в предыдущем случае, считается результат в 2 балла.

Пиктограмма Лурии позволяет оценить не только качество и скорость запоминания информации, но также составить представление о способности выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом и о таком важном показателе внимания, как истощённость. Таким образом, за короткий промежуток времени экспериментатор получает полную картину развития основных свойств мышления тестируемого.

Цель : исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Материал : чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.

Инструкция (вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: "Что ты рисуешь?", "Как это поможет тебе вспомнить слово?" и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол. Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

Примерный набор слов и словосочетаний:

1 вариант

  1. Веселый праздник
  2. Тяжелая работа
  3. Развитие
  4. Вкусный ужин
  5. Смелый поступок
  6. Болезнь
  7. Счастье
  8. Разлука
  9. Дружба
  10. Темная ночь
  11. Печаль

2 вариант

  1. Глухая старушка
  2. Война
  3. Строгая учительница
  4. Голодный человек
  5. Слепой мальчик
  6. Богатство
  7. Девочке холодно
  8. Власть
  9. Больная женщина
  10. Обман
  11. Веселая компания

Интерпретация . При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания 10 слов (смотри методику "10 слов").

Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой- либо узнаваемый образ.

3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);

Конкретные (К) - конкретные предметы.

Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.

Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу "мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

Примеры

В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными:

В данной пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам "разлука" и "справедливость". Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.

Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации:

Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему "веселый праздник" она сможет вспомнить по крестику, а "развитие" - по галочке, "болезнь" - по двум точкам, а "дружбу" по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует "веселый праздник" округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку- угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает "счастье" прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над "разлукой", а "сомнение" - прямой линией, упирающейся в зигзаг.

Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует "сомнение" как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что "круг - это неуверенность", и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: "Как по-вашему, будет ли "неуверенность" уже или шире "сомнения" по площади?".

Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией. Символические зигзаги (больного шизофренией):

Пиктограмма больного шизофренией:

Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи-символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает "счастье", а спускающаяся вниз рядом - "болезнь"). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.

Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)

Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь - труд, пьяница-забор).

Стереотипные рисунки:


В целом методика "пиктограммы" очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.

«Альманах психологических тестов» М., 1995.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы