История становления и развития начальной военной подготовки в общеобразовательных школах. Начальная военная подготовка в школах сша

Главная / Новорожденный

Екатерина Головченко

В американских средних школах, как государственных, так и частных, реализуется федеральная программа подготовки младших офицеров запаса, а точнее, юношеские курсы JROTC (Junior Reserve Officers’ Training Corps). Ещё в 1916 году президент США Вудро Вильсон подписал закон о национальной обороне, в котором говорилось и о начальной военной подготовке подростков, которая должна была вестись на курсах JROTC. Затем в 1964 году курсы были значительно модернизированы в соответствии со специальным законом о подготовке младших офицеров запаса. Следует сказать, что для школьников слово «офицер» - просто часть названия. Всё равно в случае вербовки в армию они будут солдатами. Правда, им предоставят льготы: в зависимости от срока обучения на курсах они смогут претендовать сразу же на получение званий категорий Е-2, Е-3, то есть рядового или рядового первого класса.

Согласно закону, основными целями JROTC являются воспитание в подрастающем поколении чувства гражданства и патриотизма, развитие уверенности в собственных силах, лидерства, улучшение способности общаться и устно, и в письменной форме, повышение уровня физической подготовки учащихся, воспитание уважения к американским вооружённым силам и их роли в защите национальных интересов, развитие знания команды, строевых навыков и основных военных правил. Как говорится в самой программе, она готовит подростков к тому, чтобы «лучше служить своей стране в качестве лидеров и подготовиться к военной службе».

«Я будущее Соединённых Штатов Америки» - гласит один из пунктов устава JROTC. Достаточно весомый аргумент для представителей юного поколения, чтобы воспитать у них любовь к родине. Школьников учат с особым почётом относиться и к американскому образу жизни, закладывая в систему их ценностей такие понятия, как «родина», «конституция», «национальная безопасность».

Ответственность за реализацию этой программы возложена на министерство обороны. В связи с этим в Пентагоне, а также в главных штабах видов вооружённых сил созданы специальные управления, которые координируют и организуют деятельность курсов JROTC. Ежегодно на эти цели Пентагон выделяет из своего бюджета около 400 млн. долларов. В прошлом году в 50 штатах США действовали 3.229 школ с программой JROTC. При этом командование сухопутных сил курировало 1.555 школ, ВВС - 724, ВМС - 619, морской пехоты - 260 и береговой охраны - 1. В следующем году планируется иметь уже 3.500 школ с программой JROTC.

JROTC морской пехоты отбирают преподавателей, которые имеют минимум 20 лет действительной службы и физически соответствуют требованиям, предъявляемым к военнослужащим этого рода войск. У авиационных курсов те же требования плюс преподаватель должен иметь степень бакалавра и быть инструктором по лётной подготовке.

Как правило, это отставные военнослужащие, которые продолжают получать пенсию по выслуге лет от федерального правительства. Кроме того, школы оплачивают им разницу от того, что они имели бы, продолжая оставаться на действительной службе. В обязанность министерства обороны входит обеспечение курсов учебными материалами, формой (ношение её обязательно во время занятий) и оружием. Оно также должно предоставлять учебные лагеря для проведения занятий и тренировок учащихся на местности.
В свою очередь школы также заинтересованы, чтобы у них действовали классы JROTC. Ведь в этом случае они получают от государства значительные финансовые и материальные средства. Кроме того, официальные исследования показали, что школьники, обучающиеся на курсах JROTC, гораздо прилежнее относятся к учёбе и отличаются большей успеваемостью, реже бросают школу и употребляют наркотики, среди них меньше преступников.

Большинство школ предлагает три-четыре года обучения JROTC. Для этого создаётся специализированный класс, в учебный план которого включают военную историю, военные уставы, основы гражданственности и физическую подготовку. Две трети школ предлагают программы по обучению меткой стрельбе. Выезды в учебные лагеря, занятия по стрелковой подготовке, топографии и ориентированию на местности, подрывное дело, вождение техники и прочее повышают рост интереса к классам. Некоторые школы организуют специальные посещения американских военных баз во время школьных каникул.

Стремление школ открыть у себя классы JROTC поддерживает и большинство родителей, которые считают, что это лучшая альтернатива компьютерным играм, телевизору, шатаниям по улице. «Воспитанники JROTC находятся в лучшей физической форме в отличие от сверстников, которые не являются кадетами этой программы», - говорит Майкл из штата Колорадо.

Следует подчеркнуть, что посещение этих классов - дело сугубо добровольное. Тем не менее многие школьники с удовольствием записываются на курсы JROTC. Например, для многих подростков немалый интерес представляет возможность быть принятыми в морской кадетский корпус или гражданский воздушный патруль, где занятия проводятся по программе JROTC. Там готовят кандидатов для поступления на службу в авиацию или на флот по определённым специальностям. Кадеты этих школ не только обучаются по выбранным ими профессиям непосредственно в этих заведениях, но часто выезжают на аэродромы боевой авиации и в гавани военно-морских сил. Они участвуют в демонстрационных вылетах, учебных плаваниях на боевых кораблях, что должно заинтересовать их как будущих солдат, матросов, офицеров. Кроме того, они получают достаточно реалистическое представление об авиационной и корабельной службе, о повседневной жизни и быте лётчиков и моряков.

Сегодня в классах JROTC обучаются свыше 600 тысяч американских мальчиков и девочек. Хотя попасть в такой класс весьма непросто. С одной стороны, существует большой конкурс - на 140–150 мест поступает, как правило, 2.000 заявок, а с другой - необходимо пройти серьёзные, порой жёсткие испытания на физическую выносливость, например сделать двадцать и более отжиманий.

Участники JROTC имеют такие же звания, как и в настоящих вооружённых силах, только с приставкой «кадет». Знаки различия и форма также отличны от настоящих. Курсанты могут быть награждены лентами, медалями и грамотами как командованием курсов, так и другими организациями, например ассоциацией американских офицеров или американских ветеранов. Награждение победителей проводится в торжественной обстановке с приглашением преподавателей, родителей, ветеранов и других гостей.

О значимости и масштабности JROTC говорит и тот факт, что сорок процентов от общего числа генералов армии США начинали карьеру в JROTC. И это не случайно. Ведь у кадет формируется всестороннее образование, повышается самодисциплина, что помогает им впоследствии уверенно продвигаться по служебной лестнице. Хотя, несомненно, учёба, направленная на развитие лидерских качеств, даётся подросткам с трудом. Но достойные примеры военных начальников являются для них стимулом.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    НВП - Начальная военная подготовка (выпуск 2)

    Начальная военно-тактическая подготовка выпуск 1

    Показательные занятия для учителей начальной военной подготовки ЛНР

    Воот она, военная подготовка армии России.

    Субтитры

Организация НВП

В СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности, во всех средних общеобразовательных школах, в средних специальных учебных заведениях (техникумы) и в профессионально-технических училищах (ПТУ) НВП проводилась без отрыва от учёбы и производства.
НВП в средних общеобразовательных школах как предмет вводился с 9-го класса. Обучению подлежали юноши и девушки допризывного и призывного возраста. Также к сфере НВП относилась деятельность сети ДОСААФ .
По советской традиции преподавателями НВП по возможности набирались из числа офицеров вооружённых сил вышедших по выслуге лет в запас. Официально за ними закрепилось название военный руководитель или в обиходе сокращённое военрук .
В среднем в одну неделю полагалось два урока НВП.
Для полноценного изучения предмета, школы, ПТУ и техникумы обеспечивались соответствующей учебной материальной базой как:

  • учебное оружие (АК , малокалиберные винтовки, пневматические винтовки, муляжи ручных гранат);
  • средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ОЗК);
  • средства радиационной и химической разведки (дозиметры, газоанализаторы);
  • учебные плакаты и макеты.

Начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащимся объяснялись следующие пункты :

  • Определение Вооружённых сил и его задачи;
  • Состав вооружённых сил, его структура и разделение на рода войск;
  • Система воинских званий в вооружённых силах и знаки различия;
  • Порядок прохождения воинской службы.

В Начальную военную подготовку входило изучение следующих дисциплин:

  • Строевая подготовка - учащихся обучали образовывать строй, маршировать строем и вне строя, выполнять строевые приёмы;
  • Огневая подготовка - ознакомление с устройством АК и ручных гранат и их ТТХ , обучение порядку сборки-разборки АК , ознакомление с теорией стрельбы и умению правильного прицеливания. Осуществление практических стрельб в тире;
  • Тактическая подготовка - ознакомление с теорией ведения боя, тактическими приёмами и действиями военнослужащих в бою;
  • Защита от Оружия Массового Поражения (ЗОМП) - ознакомление с индивидуальными средствами защиты и правилами их применения. Изучение средств химической разведки. Ознакомление с поражающими факторами оружия массового поражения. Поверхностное изучение основ Гражданской обороны ;
  • Медицинская подготовка - поверхностное изучение оказания медицинской помощи получившим ранения и травмы;
  • Изучение уставов - ознакомление с Общевоинскими уставами ВС СССР ;
  • Топографическая подготовка - ориентирование на местности, изучение условных обозначений на топографических картах, движение по азимутам;
  • Инженерная подготовка - изучение способов оборудования и маскировки позиций, устройства укрытий, окопов и траншей, основных типов мин и заграждений.

К окончанию программы НВП , при возможности учеников (только юношей) 10-го класса вывозили на военные сборы в воинскую часть дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, изучали средства индивидуальной защиты и осуществляли учебные стрельбы .

НВП по линии ДОСААФ

Кроме обязательной программы НВП преподаваемой в школах, техникумах и училищах, в СССР для юношей изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу существовала всесоюзная сеть организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) представительства которого имелись во всех областных центрах союзных республик.

В системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы . Для изъявивших желание юношей и девушек ДОСААФ мог предоставить бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:

  • Курсы по вождению грузовых автомобилей;
  • Курсы по вождению гусеничной техники (гусеничные тягачи);
  • Курсы радиотелеграфиста;
  • Обучение прыжкам с парашютом и парашютный спорт ;
  • Обучение управлению спортивными самолётами и самолётный спорт ;
  • Обучение вождению мотоцикла и мотоциклетный спорт ;
  • Моделизм (авиамоделирование , судомоделизм , автомоделирование , ракетомоделизм)
  • и многое другое

Фактически ДОСААФ занимался подготовкой юношей изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища. ДОСААФ занимался также военно-патриотическим воспитанием молодёжи

Современная ситуация

На данном этапе НВП как программа для общеобразовательных средних школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, является обязательной в следующих государствах Бывшего СССР :

Несмотря на Законодательство "О воинской обязанности и военной службе" от 1998 года , которое гласит об обязательном наличии НВП в системе образования, в России так и не было возрождено преподавание НВП в школах, учитывая неоднократные заявления руководства государства о том что подобное возможно .

НВП в иных государствах

По объективным причинам правительства некоторых государств вынуждены повышать мобилизационные возможности государства внедрением НВП в общеобразовательную программу, либо содержать полувоенные образовательные учреждения, целенаправленно готовящих кандидатов для контрактной службы в вооружённых силах.

Израиль

В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Осуществляется она в юношеской военизированной организации ГАДНА (абреввиатура с иврита «Молодежные батальоны»). Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ , которые координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. На сборах они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
По окончанию сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учётной специальности. Также в системе ГАДНА имеется авиационная и военно-морская секции .

Великобритания

В Великобритании допризывная подготовка именуется термином Система вневойсковой подготовки (СВП ). Существует она вне общеобразовательной системы.
СВП представлена добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей. Также имеются объединенные и армейские кадетские подразделения, кадетский корпус авиационной подготовки и морской кадетский корпус.
В объединенные кадетские подразделения принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год. В первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году - обучение по военно-учётной специальности. В тематику занятий кадетов сухопутных войск могут входить: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.
Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских подразделений формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках. Набор в них может производиться как из учащейся так и не учащейся молодёжи. Армейские кадетские подразделения служат основой для формирования кадетских батальонов, в которой и осуществляется начальная военная подготовка молодежи .

Современная педагогика, российская общеобразовательная школа накопили большой опыт подготовки молодежи к военной службе.

Первые системные шаги в этом направлении были сделаны Петром I, который в начале XVIII в. открыл несколько военных школ. Со временем военные школы были преобразованы в кадетские корпуса, которые в XIX в. были разделены на военные гимназии и военные училища, затем были открыты общеобразовательные военные учебные заведения сокращенного курса - военные прогимназии.

Реформа военного образования в 60-х годах совпала с реформой народного образования в России. В этот период в стране были созданы средние учебные заведения двух типов: классическая гимназия (с преобладанием преподавания гуманитарных предметов) и реальная (с естественно - математическим уклоном). В ходе этих реформ военный министр Д.А. Милютин предложил создать военные гимназии нового типа, преобразовав в них общие классы кадетских корпусов. Офицерский преподавательский состав в новых гимназиях предполагалось в основном заменить гражданскими преподавателями. Учебные заведения превращались из закрытых в открытые, а большинство воспитанников в них содержалось за свой счет. Таким образом, военные гимназии функционально как бы приближались к гражданским учебным заведениям. Впоследствии военные гимназии были вновь преобразованы в кадетские корпуса, выпускники которых совсем не обязательно должны были поступать в военные училища.

После проигранной Россией войны 1904-1905 гг. на Дальнем Востоке, военное ведомство выступило инициатором массовой военно-начальной подготовки юношества. Предполагалась многоплановая организация военного образования населения: в военных и общеобразовательных учебных заведениях, в различных добровольческих организациях, в спортивных кружках в сочетании с элементами военного воспитания и военно-учебными целями.

В городских и сельских школах, среди молодежи вне школ начали организовываться «потешные» отряды и «классы военного строя». Помощь в организации военной подготовки должны были оказывать войсковые части, в районах расположения которых возникали «классы военного строя».

Таким образом, в дореволюционный период в России, наряду с подготовкой части молодежи к военной службе в военно-учебных заведениях, шло формирование системы начальной и допризывной подготовки практически всего населения.

Курс на массовое обучение населения военному делу был сохранен и в Советской России. В 30-х годах прошлого века начальная военная подготовка была включена в школьные программы. Особую роль в обучении школьников военному делу сыграл Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г., в соответствии с требованиями которого в школах была введена начальная и допризывная военная подготовка. Начальная военная подготовка проводилась в 5-7 классах и включала занятия строевой подготовкой, гимнастикой, легкой атлетикой, а также военизированные подвижные игры. Обязательная допризывная подготовка велась в 8-10 классах.

До войны был разработан учебный план дисциплины только на 1940-1941 учебный год. Война внесла коррективы в военную подготовку школьников. Принимались специальные постановления, дорабатывались программы. Для улучшения преподавания военно-допризывной подготовки в школах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.

В 1945-1946 учебном году школы вернулись к предвоенному учебному плану. В первый учебный год (1945-1946) в 1-4-х классах школ велись занятия по военно-физкультурной подготовке, в 5-7-х классах - по начальной военной подготовке, в 8-10-х классах - по допризывной военной подготовке. В августе 1946 г. военная подготовка в российских школах была отменена, а программы допризывной военной подготовки в старших классах существенно переработаны. По мере развития школьной сети, налаживания учебного процесса в школах стали вырисовываться проблемы с преподаванием допризывной подготовки: стало не хватать учебно-материальной базы, очень остро встал вопрос об укомплектовании школ учителями для преподавания допризывной подготовки.

Совершенствовалась организационная структура управления процессом проведения военной допризывной подготовки. Все больше внимания организации военно-физкультурной работы в области уделяло управление по физической и военной подготовке Министерства просвещения РСФСР. В тоже время, наблюдалось явное снижение интереса к этому предмету обучения, как в органах управления народным образованием, так и в самих учреждениях образования. В школах фактически произошла ликвидация начальной военной подготовки в начальном звене. В средней школе старшеклассники сразу же начинали заниматься допризывной военной подготовкой. То есть, более специализированной, ориентированной уже непосредственно на службу молодежи в вооруженных силах. Не улучшил ситуацию и переход школ в середине 50-х годов на всеобщее среднее образование.

Начиная с 1955-1956 учебного года средняя школа перешла на новый учебный план и новые программы. Военная допризывная подготовка в них не упоминалась совсем. Элементы военной подготовки в программах физического воспитания еще некоторое время сохранялись, в школах имелись военные кабинеты, оснащенные учебным оружием и другими предметами вооружения. Но о военной допризывной подготовке уже практически не говорилось. Наконец, в феврале 1962 г. состоялся Указ Президиума Верховного Совета СССР, который отменял с 1962-1963 учебного года допризывную военную подготовку учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений.

Начальная военная подготовка к этому времени официально «ушла» из школы, но потребность в ней для школьников сохранилась. Школы все больше стали ориентироваться на военно-патриотическое воспитание. В массовом порядке стали создаваться музеи или уголки боевой славы, для координации их деятельности в городах и районах области появились советы музеев, штабы по военно-патриотическому воспитанию.

Документы показывают, что, по сути, начальная военная и допризывная подготовка сменились факультативным обучением, созданием в школах системы военно-патриотического воспитания. Эти формы имели значительный интерес у юношей-старшеклассников, так как позволяли им без отрыва от учебы заниматься не только военной подготовкой, изучением стрелкового оружия, но и получать специальности по вождению автомобилей и мотоциклов, изучать радиотехнику. Часто занятия по подготовке призывной и допризывной молодежи, совмещались с занятиями по программам трудовой подготовки в 9-10-х классах, производственного обучения в 11-х классах.

Особенности экономического развития страны, военно-политическая ситуация в мире привела к принятию в 1967 г. Верховным Советом СССР закона «О всеобщей воинской обязанности». Законом предусматривалось введение начальной военной подготовки в старших классах средней школы.

Процесс возвращения начальной военной подготовки в школу продлился до 1972 г, когда этот предмет стал преподаваться повсеместно.

К особенностям преподавания нового предмета в школе следует отнести проблему укомплектования школ военными руководителями. Значительно увеличившееся количество средних школ требовало большого количества преподавателей начальной военной подготовки.

Значительно сложнее обстояло дело с учебно-материальной базой. Школам приходилось координировать свои усилия по её созданию, пользоваться совместно имеющимися военными кабинетами, специальными площадками, тирами и т.д. Значительную помощь школам оказали воинские части, расположенные территориально недалеко от школ. В новых условиях формы работы по подготовке к военной службе получили дополнительный импульс своего развития. Был принят современный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», структурированы военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», более частыми стали различные конкурсы и смотры строя и песни, стрелковые соревнования. Появились и новые формы военно-патриотического воспитания. Например, совместно с воинскими частями, комитетами ДОСААФ стали проводить смотры оборонно-массовой работы, недели пропаганды видов и родов войск Вооруженных Сил СССР, активизировалось шефство воинских частей над школами.

Период реформы школьного образования в 70-х годах характерен тем, что практически вся школьная молодёжь области должна была быть привлечена к начальному военному обучению (с учетом перехода на всеобщее среднее образование).

Период реформы 1984 г. оказался интересен не только тем, что на его завершающем этапе произошло очередное исключение предмета начальная военная подготовка из учебного процесса в средней школе, но и тем, что организация его преподавания в 80-х годах получила наибольшее развитие. Прежде всего, была выстроена четкая иерархия управления процессом военного и военно-патриотического воспитания школьников.

В 1991 г. начальная военная подготовка в третий раз за последние полвека была изъята из школьной программы. Но тот потенциал, который был создан в отношении начальной военной подготовки ещё народным образованием в рамках другой государственной системы, оказался достаточным, чтобы функционировать еще несколько лет даже в условиях прекращения её финансирования или разрыва шефских связей с воинскими частями и методические наработки прошлых лет позволяли в целом вполне уверенно продолжать работать в рамках начальное военной подготовки.

Принятие закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» в 1998 г. привело к упорядочению преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и его раздела «Основы подготовки к военной службе», к накоплению и освоению нового опыта, предоставило возможность внедрять в учебный процесс педагогические новации. Учащиеся и преподаватели-организаторы получили возможность использовать в учебном процессе новые учебные и методические пособия и материалы.

Процесс становления и развития начальной военной подготовки в образовательных учреждениях Российской Федерации исторически обусловлен потребностями государства в дополнительной подготовке молодёжи к вооружённой защите Отечества. Эта потребность зависит от комплекса политических, социально-экономических, культурных, демографических и иных условий, складывающихся в конкретный исторический период.

Ни для кого не секрет, что молодые люди неохотно идут служить в армию. Происходит это потому, что прохождение военной службы «не в моде». И становиться новобранцем многих вынуждает только угроза наказания. Можно ли как-то исправить ситуацию и создать положительный образ российского военнослужащего? Делается ли в наше время что-нибудь для этого? Оказывается, помочь исправить ситуацию призвана военная подготовка, в основе которой лежит патриотическое воспитание. Нельзя заставить человека любить родину. Но можно привить желание защищать ее, как место где живут родные люди, где дом. Воспитать в молодом поколении уважение к Вооруженным силам и желание оказаться в их рядах.

Начинать надо с детей

Подготовка к военной службе начинается еще в школе. Для этого лучше всего подходят уроки ОБЖ. На них рассказывают юношам о том, какая жизнь ждет их в армейской казарме. Это улучшает понимание того, что именно они должны будут делать, какие обязанности на них возложат. Таким образом, снимается психологическое напряжение, оказывается помощь в поиске общего языка с будущими товарищами. Кроме того, военная подготовка включает в себя строевые и стрелковые учения. Молодые люди узнают, что служба имеет свою специфику, а солдатский труд - особенный. Они обучаются навыкам строевой подготовки, физическим упражнениям. Их знакомят с обязанностями солдата, военной присягой. Это дает возможность заранее узнать, какие именно моральные качества потребуются на службе. Военная подготовка также включает в себя соревнования, тематические экскурсии и летнюю практику. Для того, чтобы юноши гордились своей страной, им рассказывают о преимуществах нашего вооружения. На практических занятиях учащиеся оценивают свои знания и физическую подготовку, сравнивают их с нормативами, которые установлены в армии. Таким образом, они уже заранее знают, какие навыки им надо улучшить, чтобы не ударить в грязь лицом после призыва.

Решаешь сам

Добровольная военная подготовка, процесс прохождения которой находится под контролем Правительства РФ, предусматривает не только обучение несовершеннолетних в школах. Предусмотрены и другие ее направления. Она также включает в себя военно-прикладные виды спорта, дополнительные программы для различных родов войск, подготовку офицеров запаса на военных кафедрах аккредитованного негосударственного учреждения. Рассмотрим эти виды обучения подробнее.

Дополнительные плюсы

Военно-прикладными видами спорта разрешено заниматься всем гражданам, которых могут призвать на военную службу. Причем делать это можно в любых заведениях предназначенных для этого, независимо от ведомственной принадлежности. Такие занятия, если они привели к получению первого спортивного разряда или звания, дают молодым людям преимущество при зачислении в военное образовательное учреждение. Также они могут выбрать род войск, в котором хотят служить, или занятия специальными видами спорта. Военная подготовка может быть получена несовершеннолетними в суворовских, нахимовских, военно-музыкальных училищах. В этом же направлении работают кадетские корпуса.

Офицеры запаса

Обучение на военной кафедре дневного отделения государственного вуза также является добровольным. Пройти его могут граждане, которым на момент окончания образовательного учреждения не исполнится 27 лет, и только в том случае, если они могут быть призваны по состоянию здоровья и другим необходимым показателям. Когда обучение заканчивается, молодые люди считаются офицерами запаса. Но надо знать, что перед прохождением добровольной подготовки надо заключить контракт, который предусматривает: отсрочка, полученная юношей в вузе с военной кафедрой, предусматривает, что он будет служить в российской армии после его окончания. Интересно, что подготовка граждан к военной службе в вузе со специальной кафедрой оплачивается дополнительной стипендией. Ее получают даже те, кто уже отслужил в армии, но посещает добровольную подготовку офицеров запаса, чтобы получить звание. Причем размер их стипендии больше.

Бывает и не добровольной

Обязательная подготовка к военной службе также находится в компетенции Правительства РФ. Она подразделяется на два периода. Первый предусматривает работу с допризывниками. То есть с юношами, которые не были первоначально поставлены на воинский учет. Это происходит в период с 1 января по 31 марта с лицами мужского пола, достигшими в этот год 17 лет. Во втором периоде подготавливают призывников, то есть тех, кто состоит на воинском учете, и до того момента, как они будут отправлены к месту прохождения службы. Под эту категорию подпадают мужчины от 18 до 27 лет.

Первый и второй этап

В первом периоде обязательная военная подготовка включает в себя только получение первоначальных знаний о способах защиты Родины, определение пригодности к службе. Улучшение физических и моральных качеств. Обучение работе в больших и малых коллективах. На втором этапе уже учитываются результаты первого периода. Военная подготовка идет целенаправленно, так как уже примерно известна психологическая склонность будущего солдата. Здесь работа юноши заключается в совершенствовании навыков, которые потребуются ему для прохождения службы в конкретном роде войск. Он заранее знакомится с тем, какие требования предъявляются к его здоровью, физической и психологической подготовке. Оценивает свою способность им соответствовать.

Какие качества пригодятся

Военные специальностей много, а значит, требования к ним предъявляются разные. Например, операторы - те, кто управляет орудием или боевой техникой. Такой специалист должен иметь технические знания для того, чтобы работать с системами любой сложности. Необходимо уметь быстро и правильно принимать решения, иметь крепкое здоровье и нервы. Оператору необходима отличная память, умение концентрироваться, аккуратность. Самые большие требования, конечно, предъявляются к будущим командирам. Такие люди воспитывают солдат, а значит, имеют педагогические навыки. Кроме того, должны быть в наличии задатки лидера, умение командовать, причем приказы должны быть краткими и четко сформулированными. Речь командира должна быть разборчивой. Не лишней окажется и хорошая физическая подготовка. Будущему руководителю надо не только заставить солдат подчиняться, но и уметь самому исполнять приказы вышестоящих офицеров, знать устав воинской службы, вызывать уважение у подчиненных.

Но какого вида служба ни предстояла бы молодому человеку, надо помнить, что во всех родах войск приветствуется смелость, мужество, дисциплинированность, хорошее здоровье. Следовательно, воинская подготовка окажется отличным подспорьем для развития необходимых навыков и качеств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Факультет спорта и безопасности жизнедеятельности

НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

Курсовая работа по дисциплинам предметной подготовки

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы начальной военной подготовки школьников

1.1 Анализ проблемы начальной военной подготовки граждан в системе общего образования

1.2 История становления и развития начальной военной подготовки в общеобразовательных школах

1.3 Опыт по начальной военной подготовке школьников в школах США

ГЛАВА 2. Особенности начальной военной подготовки граждан на современном этапе развития общего образования

2.1 Обучение основам начальной военной подготовки в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

2.2 Военно-патриотическое воспитание школьников

2.3 Эффективность военно-патриотического воспитания и ее критерии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Введение

Проблема вооруженной защиты Отечества во все времена являлась актуальной, как для России, так и для любого государства. На защите государства всегда стояли люди, соответствующим образом подготовленные и в особых случаях они должны будут отстоять, защитить государственные интересы.

В России исторически сложилось так, что начальное военное обучение граждан проходило на школьном этапе. Системному военному обучению в России уже более 150 лет, но всё это время оно являлось ареной внутренних социальных, культурных, политических, религиозных и иных противоречий. Российская школа имеет свой, богатейший, проверенный веками и различными политическими системами, опыт гражданского, военно-патриотического и патриотического обучения и воспитания. Длительное время начальная военная подготовка являлась одним из предметов учебного процесса в средней школе России. В частности, начальное военное обучение в советских школах изначально, кроме расширения образовательного кругозора детей, их физического и патриотического совершенствования естественным образом привлекало к себе молодёжь не только в учебное, но и во внеучебное время.

Основы военных знаний как раздел предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и сегодня входит в школьную образовательную программу.

Изменение военно-политической обстановки в мире, коренное преобразование нашего государства, принятая Концепция национальной безопасности Российской Федерации, проходящая реформа армии, переоценка взглядов в военной доктрине существенно изменили подходы подготовки молодежи к воинской службе.

Подготовка юношей к воинской службе, создание благоприятных условий для формирования у них необходимых качеств в процессе обучения в общеобразовательных школах во многом способствует решению этой проблемы, позволяет юношам успешно преодолевать трудности, связанные с воинской службой, и в более короткие сроки овладевать современным оружием и военной техникой, что в первую очередь необходимо для надежной защиты Родины.

Следовательно, актуальность курсовой работы обусловлена необходимостью разработки организационно-методических основ подготовки школьников к воинской службе в структуре учебно-воспитательного процесса школы, создания условий для успешного решения главной задачи воспитания в армии -- формирования у юношей готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации.

В данной работе мы исходили из предположения, что уровень готовности юношей к воинской службе можно значительно повысить, если создать педагогические условия для физической, морально-психологической подготовки с применением комплекса существующих средств и реализовывать их поэтапно.

Проблема исследования состоит в выявлении основ подготовки старших школьников к военной службе в современных условиях, когда возникли противоречия: ослабление военной конфронтации между государствами в мире - и необходимость поддержания боевой готовности Российской армии; снижение в последние годы авторитета военной службы - и более высокие требования к качеству военной службы. Основой проблемы является поиск того, каким образом можно в условиях недостатка учебного времени и средств для допризывной подготовки в старших классах школы сделать ее более эффективной, усиливая, прежде всего физическую и морально-психологическую готовность к защите Родины. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является содержание, организационные формы и методика подготовки школьников к службе в Вооруженных Силах.

Предмет исследования - организационно-методическое обеспечение процесса формирования готовности к военной службе учащихся старших классов общеобразовательных школ.

Исследование проводилось в рамках учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)", внеклассной и внешкольной работы по этому предмету, соответствующими мероприятиями по военно-патриотическому воспитанию школьников; рассматривается предшествующий опыт подготовки старших школьников к военной службе на основе учебного предмета "Начальная военная подготовка".

Гипотеза исследования: если в системе подготовки учащихся старших классов к военной службе создать условия для более полного использования принципов единства теории и практики в рамках учебного предмета и внеурочной деятельности, целостности формирования личности, единства обучения и воспитания, - то применяя сочетание индивидуально-личностного подхода и общего к данной работе, а также осуществляя допризывную подготовку школьников на основе преемственности этапов ее проведения, системности учебно-воспитательных мероприятий и педагогических средств, - то при современном недостатке учебного времени и средств на подготовку старших школьников к службе в армии можно повысить уровень их готовности к военной службе и обеспечить их заинтересованность в этом

Задачи исследования: военная служба подготовка старшеклассник

1) выявить современные требования к готовности молодежи для прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

2) определить компоненты, лежащие в основе формирования готовности старших школьников к военной службе;

3) проанализировать содержание учебно-воспитательной работы по подготовке учащихся старших классов школы к военной службе;

4) выявить динамику формирования качеств личности, необходимых для успешного выполнения воинского долга;

5) определить основные направления и организационные формы повышения эффективности подготовки старших школьников к военной службе с учетом современных требований и условий.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

Выявлены тенденции и особенности преподавания начальной военной подготовки, обусловленные социально-политическими, экономическими, культурными и демографическими аспектами общественной жизни;

Охарактеризованы связи и условия, лежащие в основе эффективной начальной военной подготовки молодёжи в современных условиях.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении позитивного и негативного опыта преподавания начальной военной подготовки в общеобразовательных школах, который может быть использован (или не повторён) при преподавании раздела основы военных знаний учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Рассмотрены различные формы и методы в рамках учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)", внеклассной и внешкольной работы, которые смогут повысить эффективность подготовки старших школьников к военной службе с учетом современных требований и условий.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической базой, включающей историко-педагогические и государственно-правовые документы; использование комплекса взаимодополняющих методов изучения историко-педагогического процесса, адекватных задачам исследования; широким использованием различных научных, статистических, учебно-методических источников и материалов, сопоставляющих и взаимно дополняющих и уточняющих друг друга.

ГЛАВА 1. Теоретические основы начальной военной подготовки школьников

1.1 Анализ проблемы начальной военной подготовки граждан в системе общего образования

Анализ сложившейся ситуации в сфере подготовки граждан к военной службе выявил ряд серьезных проблем. Основными из них являются:

1) отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, охватывающей все категории граждан, начиная с дошкольного возраста;

2) отсутствие органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественных организаций в системе подготовки граждан к военной службе;

3) отсутствие единых требований к подготовленности гражданина к военной службе;

4) снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу;

5) отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов;

6) недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях;

7) недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта.

В Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 г. № 13- р) указано, что только 21,4 процента школьников абсолютно здоровы, 21 процент имеют хронические заболевания. А это приводит к тому, что общий показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, ежегодно снижается.

Недостаточное физическое развитие и низкая двигательная активность выявляются у 75 - 85 процентов старшеклассников. Это говорит о том, что уроки физической культуры недостаточны для компенсации дефицита движений. В результате юноши, призванные на военную службу, не справляются с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы.

Учебно-материальная база по физической культуре и ОБЖ в образовательных учреждениях в большинстве случаев не соответствует современным требованиям. По этой же причине деятельность основных субъектов военно-патриотического воспитания - военно-патриотических объединений (клубов) является неудовлетворительным, и только последние пять лет начинает возрождаться. Военно-патриотические объединения (клубы) разных уровней не имеют единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания и охватывают своей деятельностью недостаточную часть школьников.

Введение подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего в рамках учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" помогло охватить практически всех учащихся, но качество подготовки школьников по основам военной службы остается низким в связи с нехваткой специалистов. Последние три года наблюдается повышение осознанной мотивации молодежи к прохождению военной службы, что связано с модернизацией, происходящей в Российской армии. Таким образом, сложившаяся на современном этапе развития российского общества система подготовки граждан к военной службе не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и обороноспособности государства, и требует модернизации.

1.2 История становления и развития начальной военной подготовки в общеобразовательных школах

Современная педагогика, российская общеобразовательная школа накопили большой опыт подготовки молодежи к военной службе.

Первые системные шаги в этом направлении были сделаны Петром I, который в начале XVIII в. открыл несколько военных школ. Со временем военные школы были преобразованы в кадетские корпуса, которые в XIX в. были разделены на военные гимназии и военные училища, затем были открыты общеобразовательные военные учебные заведения сокращенного курса - военные прогимназии.

Реформа военного образования в 60-х годах совпала с реформой народного образования в России. В этот период в стране были созданы средние учебные заведения двух типов: классическая гимназия (с преобладанием преподавания гуманитарных предметов) и реальная (с естественно - математическим уклоном). В ходе этих реформ военный министр Д.А. Милютин предложил создать военные гимназии нового типа, преобразовав в них общие классы кадетских корпусов. Офицерский преподавательский состав в новых гимназиях предполагалось в основном заменить гражданскими преподавателями. Учебные заведения превращались из закрытых в открытые, а большинство воспитанников в них содержалось за свой счет. Таким образом, военные гимназии функционально как бы приближались к гражданским учебным заведениям. Впоследствии военные гимназии были вновь преобразованы в кадетские корпуса, выпускники которых совсем не обязательно должны были поступать в военные училища.

После проигранной Россией войны 1904-1905 гг. на Дальнем Востоке, военное ведомство выступило инициатором массовой военно-начальной подготовки юношества. Предполагалась многоплановая организация военного образования населения: в военных и общеобразовательных учебных заведениях, в различных добровольческих организациях, в спортивных кружках в сочетании с элементами военного воспитания и военно-учебными целями.

В городских и сельских школах, среди молодежи вне школ начали организовываться «потешные» отряды и «классы военного строя». Помощь в организации военной подготовки должны были оказывать войсковые части, в районах расположения которых возникали «классы военного строя».

Таким образом, в дореволюционный период в России, наряду с подготовкой части молодежи к военной службе в военно-учебных заведениях, шло формирование системы начальной и допризывной подготовки практически всего населения.

Курс на массовое обучение населения военному делу был сохранен и в Советской России. В 30-х годах прошлого века начальная военная подготовка была включена в школьные программы. Особую роль в обучении школьников военному делу сыграл Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г., в соответствии с требованиями которого в школах была введена начальная и допризывная военная подготовка. Начальная военная подготовка проводилась в 5-7 классах и включала занятия строевой подготовкой, гимнастикой, легкой атлетикой, а также военизированные подвижные игры. Обязательная допризывная подготовка велась в 8-10 классах.

До войны был разработан учебный план дисциплины только на 1940-1941 учебный год. Война внесла коррективы в военную подготовку школьников. Принимались специальные постановления, дорабатывались программы. Для улучшения преподавания военно-допризывной подготовки в школах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.

В 1945-1946 учебном году школы вернулись к предвоенному учебному плану. В первый учебный год (1945-1946) в 1-4-х классах школ велись занятия по военно-физкультурной подготовке, в 5-7-х классах - по начальной военной подготовке, в 8-10-х классах - по допризывной военной подготовке. В августе 1946 г. военная подготовка в российских школах была отменена, а программы допризывной военной подготовки в старших классах существенно переработаны. По мере развития школьной сети, налаживания учебного процесса в школах стали вырисовываться проблемы с преподаванием допризывной подготовки: стало не хватать учебно-материальной базы, очень остро встал вопрос об укомплектовании школ учителями для преподавания допризывной подготовки.

Совершенствовалась организационная структура управления процессом проведения военной допризывной подготовки. Все больше внимания организации военно-физкультурной работы в области уделяло управление по физической и военной подготовке Министерства просвещения РСФСР. В тоже время, наблюдалось явное снижение интереса к этому предмету обучения, как в органах управления народным образованием, так и в самих учреждениях образования. В школах фактически произошла ликвидация начальной военной подготовки в начальном звене. В средней школе старшеклассники сразу же начинали заниматься допризывной военной подготовкой. То есть, более специализированной, ориентированной уже непосредственно на службу молодежи в вооруженных силах. Не улучшил ситуацию и переход школ в середине 50-х годов на всеобщее среднее образование.

Начиная с 1955-1956 учебного года средняя школа перешла на новый учебный план и новые программы. Военная допризывная подготовка в них не упоминалась совсем. Элементы военной подготовки в программах физического воспитания еще некоторое время сохранялись, в школах имелись военные кабинеты, оснащенные учебным оружием и другими предметами вооружения. Но о военной допризывной подготовке уже практически не говорилось. Наконец, в феврале 1962 г. состоялся Указ Президиума Верховного Совета СССР, который отменял с 1962-1963 учебного года допризывную военную подготовку учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений.

Начальная военная подготовка к этому времени официально «ушла» из школы, но потребность в ней для школьников сохранилась. Школы все больше стали ориентироваться на военно-патриотическое воспитание. В массовом порядке стали создаваться музеи или уголки боевой славы, для координации их деятельности в городах и районах области появились советы музеев, штабы по военно-патриотическому воспитанию.

Документы показывают, что, по сути, начальная военная и допризывная подготовка сменились факультативным обучением, созданием в школах системы военно-патриотического воспитания. Эти формы имели значительный интерес у юношей-старшеклассников, так как позволяли им без отрыва от учебы заниматься не только военной подготовкой, изучением стрелкового оружия, но и получать специальности по вождению автомобилей и мотоциклов, изучать радиотехнику. Часто занятия по подготовке призывной и допризывной молодежи, совмещались с занятиями по программам трудовой подготовки в 9-10-х классах, производственного обучения в 11-х классах.

Особенности экономического развития страны, военно-политическая ситуация в мире привела к принятию в 1967 г. Верховным Советом СССР закона «О всеобщей воинской обязанности». Законом предусматривалось введение начальной военной подготовки в старших классах средней школы.

Процесс возвращения начальной военной подготовки в школу продлился до 1972 г, когда этот предмет стал преподаваться повсеместно.

К особенностям преподавания нового предмета в школе следует отнести проблему укомплектования школ военными руководителями. Значительно увеличившееся количество средних школ требовало большого количества преподавателей начальной военной подготовки.

Значительно сложнее обстояло дело с учебно-материальной базой. Школам приходилось координировать свои усилия по её созданию, пользоваться совместно имеющимися военными кабинетами, специальными площадками, тирами и т.д. Значительную помощь школам оказали воинские части, расположенные территориально недалеко от школ. В новых условиях формы работы по подготовке к военной службе получили дополнительный импульс своего развития. Был принят современный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», структурированы военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», более частыми стали различные конкурсы и смотры строя и песни, стрелковые соревнования. Появились и новые формы военно-патриотического воспитания. Например, совместно с воинскими частями, комитетами ДОСААФ стали проводить смотры оборонно-массовой работы, недели пропаганды видов и родов войск Вооруженных Сил СССР, активизировалось шефство воинских частей над школами.

Период реформы школьного образования в 70-х годах характерен тем, что практически вся школьная молодёжь области должна была быть привлечена к начальному военному обучению (с учетом перехода на всеобщее среднее образование).

Период реформы 1984 г. оказался интересен не только тем, что на его завершающем этапе произошло очередное исключение предмета начальная военная подготовка из учебного процесса в средней школе, но и тем, что организация его преподавания в 80-х годах получила наибольшее развитие. Прежде всего, была выстроена четкая иерархия управления процессом военного и военно-патриотического воспитания школьников.

В 1991 г. начальная военная подготовка в третий раз за последние полвека была изъята из школьной программы. Но тот потенциал, который был создан в отношении начальной военной подготовки ещё народным образованием в рамках другой государственной системы, оказался достаточным, чтобы функционировать еще несколько лет даже в условиях прекращения её финансирования или разрыва шефских связей с воинскими частями и методические наработки прошлых лет позволяли в целом вполне уверенно продолжать работать в рамках начальное военной подготовки.

Принятие закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» в 1998 г. привело к упорядочению преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и его раздела «Основы подготовки к военной службе», к накоплению и освоению нового опыта, предоставило возможность внедрять в учебный процесс педагогические новации. Учащиеся и преподаватели-организаторы получили возможность использовать в учебном процессе новые учебные и методические пособия и материалы.

Процесс становления и развития начальной военной подготовки в образовательных учреждениях Российской Федерации исторически обусловлен потребностями государства в дополнительной подготовке молодёжи к вооружённой защите Отечества. Эта потребность зависит от комплекса политических, социально-экономических, культурных, демографических и иных условий, складывающихся в конкретный исторический период.

1.3 Опыт по начальной военной подготовке школьников в школах США

В США придают огромное значение теме начальной военной подготовки, где закладываются основы гражданства, морального, физического и образовательного становления подрастающего поколения.

В американских средних школах, как государственных, так и частных, реализуется федеральная программа подготовки младших офицеров запаса, а точнее, юношеские курсы JROTC (Junior Reserve Officers" Training Corps). Ещё в 1916 году президент США Вудро Вильсон подписал закон о национальной обороне, в котором говорилось и о начальной военной подготовке подростков, которая должна была вестись на курсах JROTC. Затем в 1964 году курсы были значительно модернизированы в соответствии со специальным законом о подготовке младших офицеров запаса. В случае вербовки в армию молодые люди будут солдатами, но им будут предоставлены льготы: в зависимости от срока обучения на курсах они смогут претендовать сразу же на получение званий категорий Е-2, Е-3, то есть рядового или рядового первого класса.

Согласно закону, основными целями JROTC являются воспитание в подрастающем поколении чувства гражданства и патриотизма, развитие уверенности в собственных силах, лидерства, улучшение способности общаться и устно, и в письменной форме, повышение уровня физической подготовки учащихся, воспитание уважения к американским вооружённым силам и их роли в защите национальных интересов, развитие знания команды, строевых навыков и основных военных правил.

«Я будущее Соединённых Штатов Америки» - гласит один из пунктов устава JROTC. Школьников учат с особым почётом относиться и к американскому образу жизни, закладывая в систему их ценностей такие понятия, как «родина», «конституция», «национальная безопасность».

Ответственность за реализацию этой программы возложена на министерство обороны. В связи с этим в Пентагоне, а также в главных штабах видов вооружённых сил созданы специальные управления, которые координируют и организуют деятельность курсов JROTC. Министерство обороны обязано предоставлять преподавателей из числа офицеров и сержантов, которые должны иметь по крайней мере четыре года военной службы и обладать дипломом средней школы. В обязанность министерства обороны входит обеспечение курсов учебными материалами, формой (ношение её обязательно во время занятий) и оружием. Оно также должно предоставлять учебные лагеря для проведения занятий и тренировок учащихся на местности.

В свою очередь школы также заинтересованы, чтобы у них действовали классы JROTC. Ведь в этом случае они получают от государства значительные финансовые и материальные средства. Кроме того, официальные исследования показали, что школьники, обучающиеся на курсах JROTC, гораздо прилежнее относятся к учёбе и отличаются большей успеваемостью, реже бросают школу и употребляют наркотики, среди них меньше преступников.

Большинство школ предлагает три-четыре года обучения JROTC. Для этого создаётся специализированный класс, в учебный план которого включают военную историю, военные уставы, основы гражданственности и физическую подготовку. Две трети школ предлагают программы по обучению меткой стрельбе. Выезды в учебные лагеря, занятия по стрелковой подготовке, топографии и ориентированию на местности, подрывное дело, вождение техники и прочее повышают рост интереса к классам. Некоторые школы организуют специальные посещения американских военных баз во время школьных каникул.

Стремление школ открыть у себя классы JROTC поддерживает и большинство родителей, которые считают, что это лучшая альтернатива компьютерным играм, телевизору, шатаниям по улице.

Сегодня в классах JROTC обучаются свыше 600 тысяч американских мальчиков и девочек. Хотя попасть в такой класс весьма непросто. С одной стороны, существует большой конкурс - на 140-150 мест поступает, как правило, 2.000 заявок, а с другой - необходимо пройти серьёзные, порой жёсткие испытания на физическую выносливость.

Сорок процентов от общего числа генералов армии США начинали карьеру в JROTC.

ГЛАВА 2. Особенности начальной военной подготовки граждан на современном этапе развития общего образования

2.1 Обучение основам начальной военной подготовки в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности »

Сокращение срока срочной службы в российской армии предполагает большую подготовленность молодого поколения как в теоретической подготовке, так в военно-прикладной и физической подготовке. Решение данной задачи видится в усилении роли среднего школьного образования и особенно предмета “Основы безопасности жизнедеятельности”, включающего в себя один из основных своих разделов “Основы военной службы”.

Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" реализует основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов "Об образовании", "О безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "Об экологической безопасности", "О борьбе с терроризмом", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О гражданской обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащего", "Об альтернативной гражданской службе", основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года и других нормативно-правовых актов в области безопасности. Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Учебный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в 10-11 классах является логическим продолжением программы курса "Окружающий мир" для учащихся 1 - 4 классов и курса ОБЖ для учащихся 5 - 9 классов. Учебный предмет ОБЖ в старшей школе (10 - 11 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе.

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 N 1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10 - 11 классов введен раздел "Основы военной службы". Данный раздел органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников. В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях.

В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме 5 - дневных учебных сборов с юношами 10-го класса в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется 35 часов учебного времени.

В ходе сборов изучаются:

1) размещение и быт военнослужащих;

2) организация караульной и внутренней службы;

3) элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовки;

4) вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.

В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

Планирование и организация учебных сборов осуществляется в соответствии с положениями Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны результаты учебных сборов оцениваются и общая оценка граждан учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении.

Предлагаемая учебная программа курса ОБЖ предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Вместе с тем темы "Учебные сборы" (10 класс) и "Особенности военной службы" (11 класс) являются не обязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по специальной программе "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни", направленной на формирование понятий нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин; изучение вопросов, связанных с созданием семьи.

Основой материально-технической базы преподавания основ военной службы является учебный кабинет ОБЖ. В ходе занятий в кабинете ОБЖ происходит формирование морально-психологического облика гражданина и физических качеств, необходимых для успешного прохождения военной службы или дальнейшего обучения в специализированных учебных заведениях (высшие учебные заведения военной направленности). Кроме того, начальная военная подготовка необходима для воспитания уважительного отношения к государственной истории и символике, к культурному прошлому, к истории Вооруженных сил; для воспитания патриотизма. А потому программа курса включает в себя изучение истории создания и эволюции Вооруженных сил, особенностей развития разных родов войск, их предназначения. Более полному усвоению данных и других тем помогают учебно-наглядные пособия, оборудование, электронные пособия кабинета ОБЖ.

В рамках занятий по основам военной службы в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся должны овладеть навыками преодоления единой полосы препятствий. Преодоление полосы препятствий относится к числу наиболее эффективных прикладных навыков в процессе физической подготовки юношей, так как характерной особенностью занятий является комплексное использование средств раздела физической подготовки.

В процессе занятий по преодолению полосы препятствий осуществляется решение следующих конкретных задач:

1) развитие двигательных способностей, а также быстроты, скоростно-силовой выносливости, общей выносливости и ловкости;

2) обучение основам физического самосовершенствования и самоконтроля;

3) повышение устойчивости организма к физическим нагрузкам и заболеваниям;

4) овладение техникой преодоления препятствий, метания гранат, специальных приемов и действий, а также тренировка в выполнении приемов в различных сочетаниях;

5) развитие морально-волевых качеств учащихся, воспитание смелости, упорства, уверенности в своих силах, коллективизма;

6) овладения навыками коллективных действий на фоне повышенных физических нагрузок;

7) содействие военно-патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, популяризации военно-прикладных и технических видов спорта.

За период существования учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) накоплен немалый опыт преподавания данного учебного предмета. Произошла определенная коррекция содержания общего образования в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методическая литература и учебно-методические комплекты.

Более чем в 40 вузах страны открыта новая специальность "Безопасность жизнедеятельности", квалификация - учитель безопасности жизнедеятельности. Подготовлены научные и педагогические кадры, в том числе доктора наук и кандидаты наук.

Во многих общеобразовательных учреждениях страны учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" преподается за счет времени вариативной части базисного учебного плана с 1 по 11 класс как региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Фактически закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среде.

Вместе с тем единый подход к организации образовательного процесса по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", к определению его роли и месту в период модернизации образования в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и общеобразовательных учреждениях на должном уровне не осуществляется. Причинами являются:

1) отсутствие четкой прогностической работы, опирающейся на анализ современного состояния и содержания безопасности жизнедеятельности как учебной и научной дисциплины;

2) недостаточный уровень развития содержания и методологии учебного предмета в системе общего образования, недостаточность использования современных педагогических технологий как составной части обучения и воспитания обучающихся;

3) недостаточное внимание к преподаванию ОБЖ в общеобразовательных учреждениях на региональном уровне, отсутствие четкого комплексного и тематического планирования образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности.

2.2 Военно-патриотическое воспитание школьников

В исследованиях А.А. Аронова, А.В. Барабанщикова, А.Н. Вырщикова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кондыбовича, Н.М. Конжиева, В.С. Чудного, Т.М. Шашло и других показаны определенные пути формирования готовности юношей к воинской службе. Одним из них является военно-патриотическое воспитание школьников.

Результаты реализации трех государственных программ патриотического воспитания и функционирования системы патриотического воспитания граждан позволяют говорить об устойчивой тенденции роста уровня патриотического сознания граждан Российской Федерации. В деятельности многих органов государственной власти и общественных организаций расширяется арсенал форм патриотического воспитательного воздействия, что положительно сказывается на решение ведомственных, региональных и муниципальных проблем.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогических коллективов школ, военно-патриотической работы в образовательных учреждениях общего образования.

Создание системы военно-патриотической работы в школах предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в школах.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Из большого количества средств и форм внеклассной работы по патриотическому воспитанию в системе образования наиболее широкое распространение получили следующие.

1. Организация бесед, встреч, лекций, семинаров, диспутов и мероприятий, посвященных знаменательным событиям в истории страны, армии, флота.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия: мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти - выставление почетного караула у братских захоронений, у памятников; возложение гирлянд Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий); проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны; поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда, празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, проведение смотров строя и песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

Участие в проводимых мероприятиях ветеранов войны, военной службы, военнослужащих Вооруженных сил, МВД, ФСБ, МЧС России повышает воспитательное и эмоциональное воздействие на сознание школьников, способствует у них формированию чувства патриотизма, гордости за героические дела старшего поколения и стремления подражать ему.

2. Важную роль в деле патриотического воспитания молодого поколения на боевых и трудовых традициях играют школьные военно-патриотические музеи, являющиеся структурным подразделением образовательного учреждения.

Профиль и функции музея определяются характером и наличием музейных экспонатов, связанных с историей, интересами и задачами образовательного учреждения.

Основными направлениями деятельности музея являются:

1) поиск, комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;

2) экспозиционно-выставочная работа;

3) образовательно-воспитательная и культурно-просветительская деятельность.

Школьный музей стимулирует творческую активность, поисковую и краеведческую деятельность учащихся, оказывает помощь учителям в подборе музейных материалов для использования в учебно-воспитательном процессе, помогает решать проблемы формирования ученического коллектива, связывает события школьной жизни с интересами общества и государства.

3.Эффективными формами патриотического и военно-патриотического воспитания являются военно-спортивные игры, соревнования, эстафеты, сборы, конкурсы, викторины, которые помогают учащимся совершенствовать свои знания и практические умения в военной области, укреплять физическую и морально-психологическую закалку, вырабатывать сплоченность, коллективизм, смелость и отвагу.

Прежде всего, это "Зарница”, которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания.

«Зарница» -- военно-спортивная игра для пионеров СССР. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР, была имитацией боевых действий и походила на военные учения.

Правила игры разработала Зоя Васильевна Кротова, учительница из села Мысы Краснокамского района Пермской области. 23 февраля 1964 года она провела первую игру совместно с военными.

По официальным данным, военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году. Только за первые пять лет проведения игры в ней приняли участие более 20 млн. детей.

Целью игры было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи. «Зарница» входила в план организации начальной военной подготовки в средних учебных заведениях в связи с сокращением военной службы с 3 до 2 лет.

В игре «Зарница» участвовали ученики 4-7-х классов, которые отдыхали в пионерских лагерях. Подростки постарше играли в схожую военно-спортивную игра «Орлёнок». Цель игр «Зарниц» и «Орлят» зависела от возраста играющих и заключалась как от простого срывания бумажных погон с игроков другой команды до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов.

Часто игра «Зарница» проходила на территории воинских частей, и тогда план игр составлялся при участии кадровых военных.

Обычно, играющие в зарницу люди делятся на две команды и арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы является какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг. Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья -- погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре. Для того, чтобы «убить» человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит.

Чаще всего, победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни -- уменьшаются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника.

Однако в период перестройки эта игра была сначала негласно «отодвинута» на второй план, а затем и практически отменена, хотя официально не запрещалась. С 1998 года игра возобновилась.

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

Например, в городском округе в рамках месячника, посвященного Дню защитника Отечества более 10 лет ежегодно в феврале проводится военно-спортивная эстафета «Один день в армии» целью которого является:

1) повышение интереса у молодого человека к профессии защитника Отечества;

2) формирование мотивации к двигательной деятельности;

3) становление личности, как субъекта собственных способностей;

4) развитие физической выносливости, силы, ловкости, военно-практических навыков.

Результатом проведения военно-спортивной эстафеты становится формирование более подготовленного в военно-прикладном и физическом смысле допризывника, способного применить полученные знания и умения в практической деятельности и армейской жизни.

4. Значительное место в воспитательной работе занимают военно-патриотические клубы и объединения, которые направляют свою деятельность на развитие о поддержку инициативы школьников в изучение отечественного военного искусства, вооружения и техники, военной формы одежды и символики, воинских ритуалов, своение основ военных профессий, подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах России.

Например, военно-патриотический клуб выступили с инициативой проведения первых муниципальных гражданско-патриотические сборов разновозрастных объединений учащихся «Возрождение».

Цельюсборов являлось создание условий для самореализации и самосовершенствования личности обучающихся при помощи механизма включения в коллективно-творческую деятельность по военно-патриотическому и гражданско-патриотическому воспитанию.

Число участников сборов «Возрождение-2011» было 100 человек, а через год были проведены гражданско-патриотические сборы разновозрастных объединений «Возрождение - 2012», в которых приняли участие учащиеся и руководители не только муниципальных общеобразовательных учреждений, но и представители объединений и школ всего Северного управленческого округа. Количество участников уже было около 130 человек.

Сборы «Возрождение» стали совместным проектом с «Каравеллой». Во время сборов проходили две встречи с удивительными людьми - истинными патриотами России, выпускниками МАОУ «СОШ ».

Много лет назад …… потерял зрение, но не сдался под ударами судьбы, а смог все преодолев, показать, как могут в нашем обществе жить, работать, достигать потрясающих высот и претворять свои мечты, несмотря ни на что, настоящие герои.

В 201_ году на базе школы в очередной раз состоялись гражданско-патриотические сборы разновозрастных объединений учащихся управленческого округа «Возрождение», в которых приняли участие уже 14 команд и более 150 участников.

Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.

Очень важно, чтобы воспитание патриотизма в ходе учебного процесса непрерывно продолжалось в различных формах и методах внеклассной и внешкольной работы.

Разнообразие форм и методов патриотического воспитания в образовательных учреждениях во внеурочное время, их систематичность и разноплановость создают условия для повышения ее эффективности, позволяют увязать полученные теоретические знания с современными реалиями жизнедеятельности, направляют инициативу учащихся на дальнейшее овладение профессиональными умениями и навыками в освоении гражданских и военных специальностей.

Вместе с тем отмечается, что итоги работы по военно-патриотическому воспитанию в масштабах страны еще недостаточны для достижения качественного уровня в формировании массового патриотического сознания:

1) по показателям 2012 года доля граждан, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий государственных программ патриотического воспитания, не превышает 50%, а процент охвата молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет общественными объединениям и организациями патриотической направленности от общего количества молодых людей составляет не более 30%;

2) формирование правовых основ патриотического воспитания затягивается;

3) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит норм, касающихся организации и проведения патриотического воспитания в образовательных учреждениях;

4) недостаточно решены вопросы нормативно-правового обеспечения государственной поддержки молодежных, в том числе кадетских, и детских общественных организаций патриотической направленности;

5) отсутствуют утвержденные критерии оценки эффективности деятельности федеральных министерств и ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений и общественных организаций по вопросам патриотического воспитания, что не позволяет объективно оценивать результаты этой работы;

6) не в полной мере решается задача патриотического воспитания в трудовых коллективах, как и в отношении к различным категориям неорганизованной молодежи, где сохраняется высокий уровень преступности, чаще всего проявляются элементы асоциального поведения, национализма и экстремизма;

7) далека от своего решения проблема толерантности, особенно необходимой в многонациональной и много конфессиональной семье народов Российской Федерации;

8) не удалось повысить статус семьи как важного социального института и субъекта патриотического воспитания. Наблюдается тенденция к снижению понимания родителями своей традиционной воспитательной и социальной роли по отношению к детям;

9) участие федеральных средств массовой информации в процессе патриотического воспитания недостаточно.

Перечисленные проблемы в работе по патриотическому воспитанию подтверждают необходимость качественного развития государственной политики в этой сфере деятельности.

...

Подобные документы

    Организационные формы и методы теоретической подготовки, практических занятий и отработки действий старшеклассников в условиях террористического акта. Анализ содержания предмета основ безопасности жизнедеятельности по теме "Экстремизм и терроризм".

    дипломная работа , добавлен 11.07.2014

    Классификация ЧС техногенного характера (пожар, взрыв, аварии, выбросы). Назначение и классификация средств индивидуальной защиты. Рода войск и их назначение. Правовые основы военной службы. Сущность мирового гуманитарного права для военнослужащих.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2014

    Анализ проблемы обеспечения работы и защиты объектов народного хозяйства в условиях военной обстановки. Особенности правильного построения и обслуживания защитных сооружений гражданской обороны. Устройство убежищ, противорадиационных и простейших укрытий.

    реферат , добавлен 30.01.2010

    Построение схемы узла, описание назначения, устройства, работы, проверки исправности и регулировки сигнального устройства АСВ-6. Методика подготовки и проведения занятий с личным составом ГДЗС. Современные средства защиты кожи изолирующего типа.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2010

    Характеристика охраняемых объектов и территориального гарнизона. Организация и проведение занятий, пожарно-тактическая подготовка, психологическая подготовка и проверка гидрантов. Агитационно-массовая работа, проводимая пожарно-профилактическим составом.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2014

    Клинические формы наркомании и токсикомании, их воздействие на организм человека. Основные факторы риска, приводящие к употреблению психоактивных веществ. Структура профилактической работы антинаркотической направленности в образовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2017

    Основы подготовки и проведение тренировок с газодымозащитниками. Характеристика пожарной опасности и анализ работы газодымозащитной службы Пензенской области. Описание, требования и модернизация огневой полосы психологической подготовки пожарных.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2014

    Роль газодымозащитной службы в эффективном тушении пожаров, ее состав и направления деятельности. Организация баз и контрольных постов ГДЗС, требования к их размещению. Определение площадей помещений с учетом общего количества противогазов в гарнизоне.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Определение санитарных норм и правил рабочего места. Изучение требований к микроклимату, освещенности рабочего места, режиму труда и отдыха. Рассмотрение специфики работы оператора службы авиационной безопасности. Анализ влияния интроскопа на человека.

    реферат , добавлен 08.02.2015

    Понятие привычка, общая характеристика вредных привычек. Развитие вредной привычки курения у старшеклассников. Гормональная и психическая перестройка организма. Профилактика курения у старшеклассников в условиях современной общеобразовательной школы.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы