Как определить спряжение с безударным личным окончанием. Продолжим наше путешествие. Пополнить свой словарный запас

Главная / Начальная школа

Общие сведения об уроке

Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».

Время проведения: 2 академических часа.

Цели:

Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;

Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование : мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске - стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски - задания самостоятельной работы), лист с темой урока - для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.

План урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Постановка проблемы.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление изученного.

Контроль знаний.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте! Садитесь.

(На доске):

Интересная часть речи

В русском языке жив..т.

Кто что дела..т, расскаж..т,

Черт..т, пиш..т иль по..т,

Вышива..т, или паш..т,

Или забива..т гол,

Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т -

Все расскаж..т нам … (глагол.)

Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее - о спряжении глагола.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.

1 задание: (Слайды 2, 3)

Продолжите предложения:

Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.

Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Глагол изменяется по лицам и числам.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл - ставим напротив задания).

Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.

Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением) (Слайд 4)

Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)

Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого - второе задание.

2 задание : (Слайды 5, 6)

Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

Им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.

Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете

Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят

При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла - ставим напротив задания).

3 задание: (Слайды 7, 8)

Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:

Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.

Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)

III . Постановка проблемы.

А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.

Ты игра….шь

человек тон….т

лень вал….т

кто расскаж….т

мы не скуча….м

Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).

Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)

А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)

Как вы думаете, почему? (Не знаем…)

В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)

И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)

Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)

Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)

(На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).

IV . Изучение нового материала.

Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 - первый щелчок) :

Топит - топИ ть поможет - помО чь

светит - светИ ть греет - грЕ ть

любит - любИ ть забудет - забЫ ть

подарит - подарИ ть напишет - написА ть

- Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.

Они падают на окончания? (Нет)

Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)

Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 - второй щелчок)

Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).

Составим алгоритм определения спряжения глагола:

Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение - ешь, ет, ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение - ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).

А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:

Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание - в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.

V . Физкультминутка.

Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.

Это легкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.

VI . Закрепление изученного.

1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):

ты играЕшь (играть - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕШЬ)

человек тонЕт (тонуть - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕТ)

лень валИт (валить - 2 спряжение, поэтому окончание -ИТ)

кто расскажЕт (рассказать - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕТ)

мы не скучаЕм (скучать - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕМ)

2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов - поработаем в парах.

У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13) В первом столбике существительные, а во втором - глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями. Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом. (Слайд 12)

Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.

3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.

4 задание: (Слайды 14, 15)

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.

Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл - ставим напротив задания).

Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).

Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!

Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов - «5», 10-13 баллов - «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.

VII . Контроль знаний.

А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.

Мини-тест.

1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…

A) склонением В) спряжением C) чередованием

2. Сколько в русском языке спряжений?

3. Глаголы II спряжения имеют окончания…

А) -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) -ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.

4. Укажите строку с глаголами I спряжения.

5. Укажите строку с глаголами II спряжения.

А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.

(Слайд 16) При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл - ставим напротив задания).

Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина - на «5», Андрей - на «4», Миша - на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.

VIII . Домашнее задание.

Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

IX . Рефлексия.

Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:

Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное - сразу вставляем окончание, если безударное - н.ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).

Интересная часть речи

В русском языке живёт .

Кто что делает расскажет ,

Чертит , пишет иль поёт .

Вышивает или пашет ,

Или забивает гол.

Моет , чистит , жарит , варит -

Все расскажет нам глагол.

Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.

До свидания!

Список использованной литературы.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 - 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. - Просвещение, 2006.

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. - М., Дрофа, 2004.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.

Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. - СПб, 2004.

Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. - М.: ВАКО, 2007.

Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. - М.: Просвещение, 2005.

Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.

Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. - М.: 1972.

Махмутов М.И.. Проблемное обучение. - М.: 1975.

Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. - М.: ВЛАДОС, 1995.

Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

  1. поставить глагол в неопределённой форме. Например: строим - строить;
  2. определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению относятся:

  1. все глаголы на -ить (кроме брить, стелить)",
  2. 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
  3. 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать. Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению.

Образец рассуждения .

1. Ход..м - ставлю глагол в неопределённой форме: ходить . Глагол на -ить , значит, он II спряжения, нужно в окончании писать и - ходим .

2. Уви́д..шь - образую неопределённую форму: увидеть , глагол-исключение II спряжения, нужно писать и - уви́дишь .

669 . Определите спряжение глаголов, поставьте их в 1-м лице множественного числа.

Образец . Трево́житься (на -ить, II спр.) - трево́ж[им]ся.

Ходить, обидеть, доверять, полоть, терпеть, задержать, сеять, отпилить, ездить, бороться, стелить.

670 . Поставьте данные глаголы в неопределённой форме и образуйте 3-е лицо единственного и множественного числа. Учтите, что все формы глагола должны быть одного вида .

Образец . Вскочу - вскочить (на -ить, II спр.) - вско́ч[ит] - вско́ч[ат]; вскакиваю - вскакивать (на -ать, I спр.) - вска́кива[ет] - вска́кива[ют]

Обижаюсь, обижусь; объявляю, объявлю; закручиваю, закручу 2 ; отвечаю, отвечу.

671 . Образуйте глаголы с помощью приставки вы- . Обозначьте их спряжение.

Учтите, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные .

Образец . Гляди́м - выгляд[им], II спр.

Стоишь, сидит, летит, говоришь, шьёте, пьём.

672 . Определите спряжение глаголов. Для этого отбросьте приставку вы- , которая перетягивает на себя ударение. Если глагол с безударным окончанием, определяйте спряжение по неопределённой форме.

Выбь..т, выгляд..шь, выгон..т, выгор..т, выдерж..шь, выжж..т.

673 . Запишите глаголы, которые понадобятся вам для рассказа по картинкам. Обозначте спряжение глаголов.


674 . Расскажите (устно) о том, как Артём прибивал скворечник. Подумайте, как вы будете рассказывать, каким тоном - серьёзно, шутливо или насмешливо. А это зависит от вашей задачи: допустим, вы хотите развлечь, рассмешить аудиторию (может быть, вы и есть этот Артём) или хотите показать, что всё надо делать не спеша, внимательно.

675 . Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы, которые обозначают звуки, издаваемые животными. Подчеркните в глаголах чередующиеся согласные.

1. В..робьи 3 , в..рона, лягушка, волк, шмель 1 , филин.

Для справок: каркать, ухать, чирикать, выть, жужжать, квакать .

2. Гусь, кот, кузнечики, курица.

Для справок: мурлыкать, гоготать, стрекотать, кудахтать .

676 . Подберите антонимы. Определите спряжение и вид глаголов. Выделите личные окончания глаголов и приставки по образцу.

Уход..шь, откро..шь, спрашива..шь, прод..ёт, грустим, кончаются.

677 . Диктант с продолжением. Поставьте глаголы в настоящем времени, расставьте недостающие знаки препинания. Продолжите текст на тему «Мой брат (сестра, папа, мама, сосед) до ухода в школу (на работу)». Подчеркните все глаголы в тексте.

Весеннее утро. Будильник (вздрагивать) (щёлкать) слегка и (начинать) звонить. За стенами (просыпаться) другие будильники. Зовут будильники (торопить). 4 Люди (сбрасывать) одеяла (потягиваться).

Для справок: слышать, видеть, вскакивать, проветривать, стелить, умываться, плескаться, причёсываться, одевать, надевать, тренироваться, выбегать, дышать, затеять, завтракать .

678 . Спишите, выделите корни в существительных, прилагательных и глаголах. Обозначьте спряжение глаголов. Составьте 2 предложения, где подлежащим было бы слово берёза (берёзка, берёзонька) . Приготовьтесь выразительно прочитать это стихотворение.

      Всё, что в песне слав..тся,
      Всё, что сердцу помн..тся,
      Всё, что снится-вид..тся
      В стороне 3 лесной, -
      Милая красавица,
      Ласковая скромница,
      Белая берёзонька 2
      Дар..т мне весной.

(Н. Рыленков)

679 . Е или и ? Спишите тексты. Подчеркните в них глаголы.

  1. Вертушинка всё время верт..тся, как егоза, шныря..т, журчит 1 , бормоч..т, звенит и пен..тся около каждого камня или упавшего ствола б..рёзы, тихонько напева..т, разговарива..т сама с собой, пришёптыва..т и н..сёт по хрящеватому дну очень прозрачную воду.

    (К. Паустовский)

    • Тройка мчится, тройка скач..т,
      Вьётся пыль из-под копыт;
      Колокольчик 2 звонко плач..т,
      И хохоч..т, и визжит.

(П. Вяземский)

680 . Составьте 4 предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. В качестве подлежащих используйте существительные гром, волна, ливень, дождь, ручей .

Образец . Дождь шлёпает по лужам, барабанит по крышам .

Для справок: гр..хотеть, л..петать, журчать, клокотать, гр..меть, хлестать, плескать, б..рабанить, стучать, шуметь, зв..неть, б..рмотать и т. п.

681 . Спишите. Подчеркните глаголы, относящиеся к словам поезд, он . Обозначьте цифрами над вставленными буквами орфограммы №2, 6, 17, 25 (см. форзацы учебника). Составьте предложения со словами, данными в рамке.

Наш дачный поезд отправляется с Рижского во..зала. Вот он в последний раз проход..т под ул..чным 3 мостом и вдруг взлета..т над дерев(?)ями и домами. Потом поезд пересека..т к..нал, мину..т аэр..дром, пронос..тся над ул..цей с грузовиками, троллейбусами, пешеходами и останавливается у пл..тформы пригородной станц.. .

682 . Рассмотрите рисунок. Расскажите, а затем напишите, чем заняты ребята. Подчеркните глаголы, обозначьте их спряжение.


683 . Понаблюдайте за движением транспорта и людей на улице. Напишите, как движутся трамваи, автобусы, грузовики, троллейбусы и т. п.; как передвигаются взрослые, спешащие на работу, малыши, группы школьников, пожилые люди и т. п. Озаглавьте свой текст, например: «На нашей улице утром», «В солнечный (дождливый) день на улице» и т. п. Используйте глаголы, передающие скорость движения и шум, возникающий от него.

Для справок: ехать, тащиться, тянуться, скакать, двигаться, мчаться, шагать, шествовать, ползти, дребезжать, шуршать, грохотать, семенить, плестись, следовать (за кем? за чем? ) и т.д.

684 . Продолжите предложения, используя глаголы (с пояснительными словами) для характеристики человека: 1) сильного, волевого; 2) робкого, неуверенного в себе.

Георгий говорит уб..ждённо, - - .

Возр..жать сп..койно, произносить твёрдо, ск..зать уверенно, невнятно проб..рмотать, настаивать, утв..рждать, тотчас согл..шаться, л..петать.

685 . Устно составьте диалог по рисунку с названием «Нарушитель». Используйте различные глаголы со значением высказывания (говорить, возмущаться, кричать , а также синонимы, помещённые в рамке).

686 . Диктант. Обозначьте спряжение глаголов.

1. Р..бота и муч..т, и корм..т, и уч..т. 4 2. Кто труд люб..т, долго спать (не)буд..т. 3. Человек от лени 3 боле..т, а от труда здорове..т. 4. Напиш..шь пером - не выруб..шь 2 т..пором. 5. Всякая р..бота мастера хвал..т.

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием" (не ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«урок спр глаг 5 кл»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

«КАК ОПРЕДЕЛИТЬ

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ»

(для обучающихся 5 класса)

Составитель:

Субботина

Светлана Львовна,

учитель русского языка

и литературы

Городской округ Первоуральск

Общие сведения об уроке…………………………………………………………………….3

Ход урока:

    организационный момент………………………………………………………….…4

    актуализация знаний и проверка домашнего задания………….…………………...4

    постановка проблемы…………………………………………………………………5

    изучение нового материала………………………………….………………………..6

    физкультминутка………………………………………………………………………7

    закрепление изученного……………………………………………………………….7

    контроль знаний……………………………………………………………………….9

    домашнее задание……………………………………………………………………..9

    рефлексия…………………………………………………………………………… 10

Приложения……………………………………………………………………………….….11

Список использованной литературы………………………………………………………..12

Общие сведения об уроке

Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».

Время проведения: 2 академических часа.

Цели:

= обучающая цель : научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;

= развивающая цель : активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

= воспитательная цель : создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование : мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске – стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски – задания самостоятельной работы), лист с темой урока – для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.

План урока.

    Организационный момент.

    Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

    Постановка проблемы.

    Изучение нового материала.

    Физкультминутка.

    Закрепление изученного.

    Контроль знаний.

    Домашнее задание.

    Рефлексия.

Ход урока

I . Организационный момент:

Здравствуйте! Садитесь.

(На доске):

Интересная часть речи

В русском языке жив..т.

Кто что дела..т, расскаж..т,

Черт..т, пиш..т иль по..т,

Вышива..т, или паш..т,

Или забива..т гол,

Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т –

Все расскаж..т нам … (глагол.)

Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее – о спряжении глагола.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.

1 задание: (Слайды 2, 3)

Продолжите предложения:

родам, падежам и числам.

Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Глагол изменяется по лицам и числам.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл – ставим напротив задания).

Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.

Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением ) (Слайд 4)

Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)

Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого – второе задание.

2 задание : (Слайды 5, 6)

Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете

Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят

При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла – ставим напротив задания).

3 задание: (Слайды 7, 8)

Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:

Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.

Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)

III . Постановка проблемы.

А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.

Ты игра….шь

человек тон….т

лень вал….т

кто расскаж….т

мы не скуча….м

Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).

Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)

А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)

Как вы думаете, почему? (Не знаем…)

В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)

И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)

Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)

- Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)

(На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).

IV . Изучение нового материала.

Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 - первый щелчок) :

Топит – топИ ть поможет - помО чь

светит – светИ ть греет - грЕ ть

любит – любИ ть забудет - забЫ ть

подарит – подарИ ть напишет - написА ть

- Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.

Они падают на окончания? (Нет)

Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)

Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 - второй щелчок)

Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).

Составим алгоритм определения спряжения глагола:

Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение – ешь, ет, ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).

А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:

(а) нужно поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс;
б) если глагольный суффикс И – 2-е спряжение; все остальные – А, – У, – Е, – О, – Ы – 1-е спряжение.)

Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание – в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.

–ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3.Если окончание безударное, определи вид глагола.

4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить , то он 2 спряжения.

6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):

7 на –ЕТЬ:

4 на –АТЬ:

7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

V . Физкультминутка.

Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.

Это легкая забава –
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.

VI . Закрепление изученного.

1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):

ты играЕшь (играть – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕШЬ)

человек тонЕт (тонуть – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)

лень валИт (валить – 2 спряжение, поэтому окончание –ИТ)

кто расскажЕт (рассказать – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)

мы не скучаЕм (скучать – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕМ)

2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов – поработаем в парах.

У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13) В первом столбике существительные, а во втором – глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями. Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом. (Слайд 12)

Ножницами

пилят (пилить - II спр.)

Молотком

ловят рыбу (ловить - II спр.)

выдергивают гвозди (выдергивать -1 спр)

режут (резать - I спр.)

Зубной щёткой

забивают гвозди (забивать -1 спр.)

чистят зубы (чистить - П спр.)

Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.

3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.

4 задание: (Слайды 14, 15)

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.

Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).

Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).

Какие глаголы – исключения 2-го спряжения вы видели в памятке?
(Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.)

Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!

Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов – «5», 10-13 баллов – «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.

VII . Контроль знаний.

А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.

Мини-тест.

1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…

A) склонением В) спряжением C) чередованием

2. Сколько в русском языке спряжений?

3. Глаголы II спряжения имеют окончания…

А) –ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) –ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.

4. Укажите строку с глаголами I спряжения.

5. Укажите строку с глаголами II спряжения.

А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.

(Слайд 16) При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).

Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина – на «5», Андрей – на «4», Миша – на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.

VIII . Домашнее задание.

Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

IX . Рефлексия.

Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:

Какова была тема и проблема урока?
- Что нового о глаголе вы сегодня узнали?

Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное – сразу вставляем окончание, если безударное – н.ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).

Интересная часть речи

В русском языке живёт .

Кто что делает расскажет ,

Чертит , пишет иль поёт .

Вышивает или пашет ,

Или забивает гол.

Моет , чистит , жарит , варит

Все расскажет нам глагол.

Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.

До свидания!

ПРИЛОЖЕНИЯ

Список использованной литературы.

    Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. – Просвещение, 2006.

    Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. – М., Дрофа, 2004.

    Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2010.

    Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. – СПб, 2004.

    Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007.

    Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. – М.: Просвещение, 2005.

    Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.

    Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. – М.: 1972.

    Махмутов М.И.. Проблемное обучение. – М.: 1975.

    Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.

    Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. – М.: ВЛАДОС, 1995.

Просмотр содержимого презентации
«спряжение»



Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

МКОУ СОШ № 22

ГО Первоуральск, 2013



1 задание:

Продолжите предложения:

Имя прилагательное изменяется по _________

______

Глагол изменяется по _________________ _ __



Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.

Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Глагол изменяется по лицам и числам.



Спряжение –

это изменение глагола

по лицам и числам.



2 задание :

Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

Им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.



Ет, -ут, -ют, -ешь,

Им, -ите, -ит, -ишь,



3 задание:

Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:

вед...шь (), скольз...т () , крич...т (), зов...м (), говор...шь ().





Помож ет – помОчь

гре ет – грЕть

забуд ет – забЫть

напиш ет – написАть

Топ ит – топИть

свет ит – светИть

люб ит – любИть

подар ит – подарИть

II спряжение

I спряжение



Как определить спряжение глагола .

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

брить, стелить , то он 2 спряжения.

7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.



Ножницами

Молотком

лов….т рыбу

выдергива….т гвозди

Зубной щёткой

забива….т гвозди

чист….т зубы



Как определить спряжение глагола .

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

– ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3. Если окончание безударное, определи вид глагола.

4. Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5. Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить , то он 2 спряжения.

6. Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения):

7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.



Ножницами

Молотком

ловят рыбу

выдергивают гвозди

Зубной щёткой

забивают гвозди

чистят зубы



4 задание:

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.

Наслажда….тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.



НаслаждаЕтся природой

прячЕтся в камышах

ВертИт колесо

строИт дом

держИт крепко

1 спряжение





© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы