Болезнь каннера или детский аутизм. Детский аутизм. Болезнь Каннера. Основы лечения: синдром Каннера и Аспергера

Главная / Безопасность ребенка

2. Синдром Каннера

Описан в 1943 году. Распространенность аутизма, по разным данным, колеблется от 2 до 20 случаев на 10 000 детей (приводятся и такие данные: 1 на 100–1000 новорожденных). У мальчиков расстройство встречается в 3–5 раз чаще, чем у девочек. Отмечается тенденция к его учащению. Этиология (греч. aitia – причина; logos – наука) не установлена. Некоторые авторы предполагают связь расстройства с шизофренией, другие усматривают его причину в повреждении женской половой хромосомы, аутосомно-рецессивной патологии, внутриутробных инфекциях.

Понятие « » характеризует значительная степень неопределенности. Так, согласно DSM-4, под аутизмом понимают тяжелые и специфические ограничения в способности к взаимному социальному взаимодействию, общению и фантазированию и особенное, в первую очередь стереотипное поведение. Л. Гиллберг и К. Гиллберг (2014) указывают, что большинство диагностических моделей аутизма укладывается в триаду Уинг (L. Wing):

1) значительное понижение способности к нормальному взаимному социальному взаимодействию, которое рано проявляется неумением контактировать, относительной потерей интереса к окружению, односторонностью в контакте, пониженной способностью регулировать социальное взаимодействие с помощью взгляда, мимики, жестов и языка тела, предпочтением одиночества;

2) значительный недостаток общения с поздним отстающим речевым развитием (различным лепетом), который не заменяется мимикой; недостаток понимания жестов, игры слов; неумение привлечь внимание к себе; повтор последнего услышанного предложения или части его – эхолалия. Если есть понимание речи, то оно конкретное и вначале без понимания ее социального коммуникативного значения. Способность к пониманию символов значительно понижена. Половина всех детей с аутизмом так никогда и не пользуется речью;

3) выраженное ограничение моделей поведения – с ритуалами, сопротивлением всему новому, установкой на определенные вещи, детали, людей. Узкая область интересов, часто – двигательные стереотипии (прежде всего стереотипные движения рук, пальцев) и повторяющиеся, возможно даже самодеструктивные движения тела. Чаще всего возникают также странные реакции на свет, звук, боль, запах, тепло, холод. Гиперактивность сменяется пассивностью либо потерей инициативы. Иногда возникает желание поедать несъедобное (землю, цветы, бумагу).

В настоящее время преобладает точка зрения на аутизм как на своеобразное состояние психического и социального дефицита. Понимание того, что аутизм может быть и продуктивным, с симптоматикой, обратной «пустому аутизму», кажется, теряется или почти утрачено.

Ранние признаки синдрома Каннера обнаруживаются у 2/3 младенцев в первые 3–4 месяца после рождения. Отсутствуют контакт глаз, социальная улыбка, комплекс оживления, коммуникативный лепет, ориентировочный рефлекс, новые впечатления вызывают у ребенка реакцию недовольства или страха. Младенцы не просятся на руки, не гоняются за матерью, плохо берут грудь, рано отказываются от груди. При взятии на руки не принимают удобной позы. Часто выявляются признаки невропатии.

Отмечается, что у трети пациентов развитие в первые 2–3 года жизни после родов может быть нормальным, появляются к концу раннего детства.

Наиболее ярко признаки синдрома Каннера проявляются в возрасте пациентов от 2 до 4–5 лет. Выявляются отсутствие интереса к окружающему, погруженность в себя, неспособность формировать привязанности, склонность к уединению. Задерживается развитие эмоций, у пациентов преобладают безразличие, страхи, недовольство, агрессивные и аутоагрессивные тенденции. Обнаруживается обеднение мимики, жестикуляции, эмпатии, пациенты не понимают значения выразительных актов. Отмечаются задержка развития речи, социального мышления, самоосознавания, трудности в овладении местоимениями, наблюдаются странные, однообразные и лишенные социального содержания игры, дети играют преимущественно в одиночку, игры носят манипулятивный характер.

Характерны стереотипные телодвижения, напоминающие гиперкинезы. Типичным является феномен тождества: потребность в неизменности окружающей обстановки. Временами дети становятся возбужденными, сильно кричат, периоды возбуждения сменяются состояниями вялости, аспонтанности, сонливости. Пациенты до 3–4 лет и позже не различают одушевленные и неодушевленные объекты. Выявляются различные симптомы органической неполноценности головного мозга, у 25–40% пациентов наблюдаются эпилептические припадки.

После 4–5 лет симптоматика расстройства постепенно сглаживается. Дети лучше говорят, становятся более общительными, в той или иной степени усваивают навыки самообслуживания, личной гигиены, научаются выражать свои потребности и желания. Однако основные симптомы расстройства, такие как аутизм, эмоциональная блокада, неспособность формировать привязанности, развивать стойкие просоциальные интересы и увлечения, не преодолеваются, нарушения межличностных контактов и трудности социализации сохраняются неопределенно долгое время.

Специфического лечения не существует. Приблизительно 2/3 пациентов остаются с тяжелым дефектом, неспособными к адаптации, зависимыми либо от своих родственников, либо от лиц, заботящихся о них в специализированных учреждениях. Большинству пациентов в возрасте 6–7 лет выставляется диагноз умственной отсталости, в отдельных случаях – шизофрении.

Иллюстрации (Комер, 2002; Карсон и др., 2004):

1. Р., первый ребенок в семье. Роды трудные, с асфиксией (греч. asphyxia – удушье). Последующее физическое развитие, моторика, навыки самообслуживания соответствовали возрасту (со слов родителей). Родителей беспокоило, что у Р. были нарушены общение, а также то, что он не играл в обычные игры. Некоторое время родители думали, что Р. глухой, так как он не обращал внимания на то, что ему говорили. Р. предпочитает одиночество, старается держаться вдали от других людей. Он не приветствует мать или отца по утрам и когда они возвращаются домой, равнодушен к младшему брату. В его лепете отсутствовали интонации разговора с другими. В возрасте 3 лет он научился понимать простые практические просьбы, но до сих пор не может выразить свои нужды. Например, вместо того чтобы сообщить о своей жажде, он спрашивает: «Ты хочешь пить?» В его речи много повторений слов и фраз, которые он слышал ранее, при этом сохранены оригинальные интонации. Он не может общаться посредством жестов и мимики. Р. любит яркие цвета и вращающиеся предметы, подолгу на них смотрит, при этом смеется, хлопает в ладоши, танцует или ходит на цыпочках. То же делает, когда слушает музыку. Ему нравится играть с маленькой машинкой, с которой он не расстается, расставлять на полу кухонную посуду, а также периодически бегать по кругу. Все попытки взрослых изменить или расширить его интересы наталкиваются на его сопротивление. Например, если у него забирают машинку, он сердится, кричит, дерется, старается укусить себя или других. Тестирование показало, что Р. отстает в развитии в том, что связано с речевыми навыками.

2. Обращаясь к прошлому, С., мать Марка, припоминает некоторые вещи, которые уже тогда казались ей странными. Например, вспоминает, что, когда она подходила к Марку, он, казалось, никогда не предчувствовал, что его возьмут на руки. Кроме того, несмотря на его привязанность к соске, он проявлял мало интереса к игрушкам. Всякий раз, когда соску клали не на место, он выражал недовольство. Марк редко указывал на что-нибудь и, казалось, не обращал внимания на звуки. Большую часть времени мальчик проводил, ритмично постукивая по планкам кроватки, и, казалось, был глубоко погружен в собственный мир. Когда Марку исполнилось 2 года, его поведение стало серьезно беспокоить родителей. Марк, рассказывают они, обычно всегда «смотрел сквозь» человека или мимо него, но очень редко прямо на человека. Он мог произносить несколько слов, но не похоже было, чтобы он понимал человеческую речь. Фактически он не реагировал даже на собственное имя. Все свое время мальчик тратил на исследование знакомых предметов, которые он крутил и вертел в руках, держа их прямо перед своими глазами. Особую озабоченность родителям внушали странные движения Марка (он мог внезапно прыгнуть, начать размахивать руками, тискать или крутить свои пальцы, корчил самые странные гримасы, особенно когда был взволнован), а также то, что отец мальчика описывал как ригидность Марка. Марк любил укладывать предметы ровными рядами и громко кричал, когда этот порядок нарушали. Он настойчиво требовал, чтобы все вещи оставались на одних местах, и всякий раз очень расстраивался, когда его мать предпринимала попытку переставить по-новому мебель в гостиной. После 5 лет состояние Марка начало медленно улучшаться.

У Вашего ребёнка синдром Каннера? Мы знаем, как помочь!

Характеризующийся аутизмом (ослаблением или потерей связи с действительностью, утратой интереса к реальности), а также отсутствием речевого и эмоционального контакта с окружающими, стереотипной игрой в одиночестве, необычайной привязанностью к привычной обстановке. В наиболее полной форме проявляется у детей в возрасте 3-6 лет.

В возникновении К. с. большое значение имеют наследственно-конституциональные факторы, а также антенатальные вредности. ведущие к ранней резидуальной церебральной недостаточности (минимальной мозговой дисфункции). Играют роль и психогенные факторы, которые нередко трактуются с психоаналитических или психодинамических позиций (например, дефицит материнской ласки, внимания родителей). Во многих случаях К. с. обнаруживается несомненная связь с шизофренией (Шизофрения). При этом К. с. может проявляться в доманифестном периоде в качестве преморбидных особенностей, в активном периоде шизофрении как инициальные и манифестные проявления процесса, а также в периоде ремиссии или исхода заболевания, как выражение дефекта личности.

Патогенетической основой К. с. является , т.е. нарушение психического развития в результате патологии созревания структур и становления функций головного мозга. При этом различают формы задержанного и неравномерного (искаженного) психического развития.

Аутизм при К. с. проявляется также неспособностью детей разграничивать одушевленные и неодушевленные предметы. Они не проявляют привязанности к близким, даже к матери, но в то же время отмечается их крайняя несамостоятельность и . Наряду с безразличием к окружающему характерна повышенная к любому изменению привычной обстановки в виде страха, навязчивостей, двигательного беспокойства, агрессивности, невротических реакций (кусание ногтей, пальцев и др.). Речевые расстройства проявляются регрессом речи, выраженным в различной степени. Характерны обеднение словарного запаса, упрощение и разорванность отдельных фраз, а также эхолалии, вербигерации и персеверации (см. Кататонический синдром), неправильное употребление личных местоимений. В наиболее тяжелых случаях отмечаются эгоцентрическая, или аутистическая, (ребенок говорит сам с собой), лепет, бессвязность речи, (отказ речи).

Двигательные расстройства проявляются заторможенностью или вычурным двигательным беспокойством, свойственным детям более раннего и даже грудного возраста (своеобразное верчение или потряхивание кистями, взмахивание руками, на цыпочках, бег по кругу или взад и вперед и др.). Характерны стереотипные , ритуалы (см. Навязчивые состояния) и импульсивные действия, достигающие степени одержимости. Несмотря на это, детей в представляется крайне однообразным и монотонным.

При К. с. могут отмечаться изменения интеллекта в виде неравномерности и дисгармоничности развития его отдельных признаков: наряду с задержкой одних может наблюдаться опережающее развитие других. Часто при достаточно высоком уровне интеллекта отчетливо проявляется отставание в двигательной сфере (двигательная неловкость, угловатость).

Лечение проводят как в психиатрическом стационаре, так и амбулаторно. Применяют различные виды симптоматической терапии. Большое распространение получили , в частности . Преимущественное значение в терапии имеют различные методы психологической коррекции: индивидуальная и групповая , лечебно-педагогические мероприятия и различные занятия (логопедические, музыкально-ритмические, игровые, лечебно-трудовые и др.). Такими же способами осуществляется социальная больных, которую можно проводить в психиатрическом стационаре, в условиях полустационара, а также в психоневрологическом диспансере и на дому. В ряде случаев может возникнуть необходимость в помещении ребенка в интернат для умственно отсталых и психически больных.

II Ка́ннера синдро́м (L. Kanner, р. 1894 г., австрийский психиатр)

1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Каннера синдром" в других словарях:

    - (L. Kanner, род. в 1894 г., австрийский психиатр) см. Аутизм детский … Большой медицинский словарь

    Каннера синдром - См. Аутизм детский … Толковый словарь психиатрических терминов

    КАННЕРА СИНДРОМ - (описан американским психиатром L. Kanner, 1894–1981; синоним – ранний детский аутизм) – изменения поведения у детей раннего возраста (начиная с 1–2 лет), чаще у мальчиков: равнодушие к окружающему, утрата контакта c родителями; отсутствие… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

– сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.

Общие сведения

Причины раннего детского аутизма

На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия , синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена , гипомеланоз Ито и др.

Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции , стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии , которая может развиться вследствие токсикозов беременности , гипоксии плода , внутричерепных родовых травм и пр.

Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори , паротита и краснухи , однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.

Классификация раннего детского аутизма

Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта , синдром Аспергера , атипичный аутизм , гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.

По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:

  • с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
  • с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости , нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
  • с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).

Симптомы раннего детского аутизма

Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.

Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.

Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития »). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.

Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики , диспепсический синдром .

Диагностика раннего детского аутизма

Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

  • 1) качественное нарушение социального взаимодействия
  • 2) качественные нарушения общения
  • 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.

Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра , детского психолога , детского психиатра , детского невролога , логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать электроакупунктуры

Прогноз и профилактика раннего детского аутизма

Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.

Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.

Дети с аутистическим расстройством никак не проявляют любовь, привязанность, эмоции. Они погружены в себя и не любят впускать в свой внутренний мир посторонних. Главная проблема этих детей – новые люди или смена обстановки, что может вызвать сильный стресс.

Синдром Каннера (ранний детский аутизм) и особенности поведения детей с этим заболеванием различимы уже на первом году жизни, но не все родители вовремя замечают их и обращаются к специалистам слишком поздно, тем самым теряя драгоценное время.

Точные причины раннего детского аутизма (РДА) не установлены. Отмечена взаимосвязь с генетическими нарушениями и изменениями в работе некоторых участков головного мозга.

Аутизм не медицинский термин. В профессиональных кругах принят термин – расстройство аутичного спектра. За данным термином прячется множество состояний и нарушений.

У каждого аутиста свое отклонение, требующее индивидуального подхода. Один малыш с аутизмом может быть умственно отсталым, а другого признают лишь странным. До недавнего времени считалось, что основной причиной развития синдрома раннего детского аутизма является сильное нервное потрясение в рамках семьи.

Зачастую ставился диагноз шизофрения, назначалось медикаментозное лечение, которое никакого отношения к истинному заболеванию не имело. В конце 80-х прошлого века пришло понимание, что такое аутизм и как корректировать данное состояние.

Аутические детки не совсем больные в классическом смысле. Они обладают иной моделью восприятия окружающего мира, по-другому принимают эмоции и выражают их.

Особенность такого восприятия возникает из-за дисфункции связей между участками головного мозга, отвечающих за эмоциональную сторону восприятия. Раннее выявление РДА дает возможность помочь специалистам наладить эти связи. Маленькие аутисты по сравнению с обычными детьми могут обладать талантом в узких областях, поскольку остальные области для них закрыты в связи с особенностями развития головного мозга. Они более внимательны и усидчивы.

Ядерный аутизм

Синдром Каннера или ранний детский аутизм (РДА), впервые был описан в 1943 году – атипичный вариант заболевания с ядерными расстройствами.

Особенностью синдрома является быстрое проявление симптоматики, которая заметна уже на первом году жизни. Позже заболевание принимает типичное течение, поэтому проблем при диагностике не возникает.

Ядерный аутизм Каннера отличается от шизофрении характерным признаком — болезнь начинается с игнорирования людей, при этом у дитя полностью отсутствует контакт с матерью. Постепенно симбиотическое отношение налаживается, устраняется тревожность и развивается коммуникативная связь с другими людьми.

Причины и патогенез

Ранний детский аутизм связан со сбоем в генетике и не относится к разряду аномалий развития вследствие душевной травмы или пробелов в воспитании.

Данная особенность развития и восприятия окружающего мира по статистике встречается у 1 из 88 детей, причем у мальчиков она выражена больше.

Причины развития и прогресса синдрома раннего детского аутизма кроются в работе головного мозга. В норме человеческий мозг постоянно обрабатывает информацию, поступающую от зрительного, слухового, осязательного анализаторов. Особенность аутистических нарушений состоит в том, что в этом случае отсутствует адекватное восприятие сигналов мозга.

При синдроме Каннера одни сигналы становятся интенсивными, другие вовсе не работающими.

При этом нет той нервно-импульсной зависимости, когда сигналы воспринимаются с определенной степенью активности. В результате нарушаются контакты человека с окружающей средой, он реагирует на нее иначе. Существует мнение, что генетическое отклонение обусловлено изменением окружающей среды, в частности воздействием токсинов. Их комбинация называется в качестве основной причины появления аутизма.

Косвенными факторами-провокаторами раннего аутизма становятся:

  • родовые травмы;
  • внутриутробные и перенесенные ( , );
  • дефицитарные состояния;
  • сопутствующие заболевания ЦНС ().

Синдром Каннера неопытными врачами часто принимается за раннюю форму шизофрении, в тех случаях, когда ребенок отличается неестественным и необычным поведением, выраженным в замкнутости, зацикленности, монотонности.

Группа риска

Аутизм как врожденная аномалия связана с семейным фактором. Риск развития увеличивается:

  • у родителей, имеющих 1 и более детей с расстройством;
  • у идентичных близнецов;
  • у младших братьев и сестер.

Потенциальными факторами риска являются пожилой возраст родителей, преждевременные роды и низкий вес новорожденного.

Общая картина поведения и диагностические критерии

К общим признакам расстройств аутичного спектра относятся:

  • неспособность к нормальному общению;
  • повторяющееся поведение с целью аутостимуляции;
  • отсутствие воображения.

Признаки, которые могут заметить родители, проявляются:

  • в монотонности некоторых движений;
  • в отсутствии эмоционального ответа на эмоцию родителя (иногда эту особенность развития путают с нарушением слуха);
  • в умении четко сфокусироваться на задаче;
  • в нарушении коммуникативности и развитии речи, – упорном молчании;
  • агрессии при попытке контактировать;
  • в избегании зрительного контакта;
  • в бурной реакции, эмоциональной напряженности при попадании в неизвестную обстановку;
  • в отсутствии понимания угрозы и оценки обстановки, принятых социальных правил.

Эти симптомы стоит рассматривать в тесной взаимосвязи друг с другом. В целом адекватного стопроцентного метода для диагностики не существует. Поведение рассматривается в совокупности, то есть по одному признаку диагноз не устанавливается.

Нарушенная коммуникация

Нарушение коммуникации зависит от тяжести расстройства. В тяжелых случаях малыш совсем не общается с окружающими, не откликается на свое имя. В легких формах ребенок может проявлять коммуникативную способность, но не для установления эмоционального контакта, а для удовлетворения потребностей в пище, уходе, движении. Такие дети не реагируют на появление интересного объекта (животного, самолета и др.).

Умение просить – важный коммуникативный навык. Его дефицит подозрителен. Типичная реакция аутиста на новых людей – избегание, которое путается с крайней степенью стеснительности.

Навык установления зрительного контакта особенно важен для диагностики в раннем возрасте. В норме взгляд ребенка проецируется «глаза в глаза». Если взгляд идет мимо глаз, не смотря на попытки привлечь внимание, это поможет диагностировать аутическое расстройство.

Нормальные дети в 2,5 года должны обладать минимальным словарным запасом, а к 3-м годам уметь говорить предложениями. Аутичные дети произносят сложные фразы, услышанные от взрослых. Это называется отраженная речь, когда ребенок бессмысленно повторяет услышанное.

С возрастом речь маленьких аутистов становится быстрой, сбивчивой, с перебиванием других говорящих. Многие дети с синдромом Каннера вообще не пользуются речью.

Монотонное поведение

Повторяющееся, неестественное поведение часто встречается в рамках расстройств аутичного спектра и выглядит как многократное:

  • кружение вокруг своей оси;
  • движение по одному маршруту;
  • раскачивание.

Необходимо отличать естественность от аномалии. Грань проходит там, где движения никак не связаны с ситуацией, возникают спонтанно.

Диагностировать патологию помогут игрушки. У аутистов наблюдается пристрастие выкладывать детали определенным строем, вне установленного порядка. Детей заинтересует не сама игрушка, а деталь, которую хочется крутить часами. Они замещают воображение и игру монотонными движениями, которые не ведут к должному развитию.

Перемена обстановки

Маленькие аутисты не любят и пугаются любых перемен. Путешествие с родителями становится бедствием с чередой истерик для последних.

Малыш характеризуется стойкими привычками. Родителям рекомендуют заранее готовить свое чадо к путешествию и смене обстановки с помощью наглядных примеров.

Болезнь нельзя диагностировать по анализу крови, мочи или гормонам. Диагностика с определенной вероятностью проводится с 1,5 лет, а диагноз ставится, исходя из поведенческих особенностей малыша.

Дифференциация аутических расстройств

Аутизм классифицируют с учетом механизмов и причин развития патологии. Синдром Каннера и — два вида нарушения, которые встречаются чаще иных и имеют свои особенности. В чем их различия?

Синдром Каннера – собственно аутизм раннего периода. Он проявляется с первых месяцев и характеризуется отказом от контакта с матерью с первых дней жизни. Отличие состоит также в медленном развитии речи, . Синдром сопровождается отставанием в интеллектуальном развитии. Навыки самообслуживания и двигательная активность низкие.

Синдром Аспергера – облегченная форма заболевания, проявляющаяся с 2-3 лет. Контакт с матерью не теряется, наоборот, выражена сильная эмоциональная связь. Речь четкая, грамотная, но спонтанная или нелогичная, а интеллект соответствует возрасту либо преобладает талант. Проблем с навыками самообслуживания не наблюдается.

Аутизм бывает первичным и вторичным. Повторный аутизм развивается на фоне других расстройств и заболеваний ЦНС, являясь осложнением.

Правильные действия родителей – залог успешного прогноза

Разобраться в проблеме детей родителям бывает сложно, поскольку аутические особенности воспринимаются как странности, которые со временем пройдут. Положительной динамики развития можно добиться, обнаружив характерные симптомы к 1 году. Чем раньше начата терапия, тем благоприятнее прогноз.

При выявленном диагнозе перед родителями встает множество проблем и вопросов по организации жизни семьи и поведения ее членов. В этой ситуации важно быть стрессоустойчивыми, рациональными, организованными.

В проявлениях РДА есть двигательные нарушения, которые демонстрируют , отказ, агрессию на себя или внешнюю среду.

Родители должны научиться минимизировать собственные эмоции, не сталкиваться с глазами ребенка, не усиливать реакции. Необходимо проявлять много терпения и любви, а главное — понять клинику аутизма и научиться у специалистов методикам управления, воспитания и выздоровления такого ребенка.

Оказание помощи

В лечении РДА не применяются аппаратные методики или медикаментозная терапия. Начало решения проблемы лежит в поиске грамотного специалиста или курсов по развитию.

Ошибка родителей — лечить свое сына или дочь медикаментозно, поскольку аутизм не является заболеванием, более того, при неправильной диагностике и психотропной терапии результаты могут оказаться плачевными. Поскольку одной причины аутизм не имеет, его лечение проводится в 2-х направлениях:

  • устранение симптоматики;
  • улучшение контакта с внешним миром.

Прежде чем задумываться о таблетках и стимуляторах, необходимо пройти тест на дефицит питательных веществ. Устранение дефицитарных состояний – это приведение организма в физиологическую норму, без которой организм не может полноценно развиваться.

При выявлении скрытых патологий, вызвавших сбой, также необходимо обратиться к профильным специалистам для их коррекции.

Домашняя терапия

Домашнее лечение предусматривает поддержание или восстановление способностей по самостоятельному уходу, осуществлению гигиенических мер.

Поддержание жизнеспособности ребенка занимает ключевое место. В силах родителей наладить правильное физиологическое питание.

Особенно чувствительны дети-аутисты к молочным белкам и продуктам, содержащим глютен. К

ним относятся:

  • ржаные, пшеничные, ячменные, овсяные изделия, в том числе сладости, печенье, хлопья;
  • молоко и молочные продукты, в том числе сливочное масло, мороженое, животные жиры.

Рацион составляют бобовые, рис, кукуруза, греча, орехи, грибы, растительные масла и продукты. Мучные сладости заменяются на сладкие фрукты, разрешаются какао продукты, шоколад.

Поступая в организм глютен и казеин вызывают повышенную возбудимость, усиливают симптоматику, приводят к зависимости, что аутистам со стойкими привычками противопоказано. На безглютеновой диете состояние деток улучшается уже через несколько дней.

Профессиональная помощь

В плане психотерапевтической помощи к работе привлекаются семейный врач, детский психиатр, центры коррекции, педагог на дому.

Методика коррекции разрабатывается совместно с родителями, исходя из особенностей маленького пациента и выраженности симптомов. В ходе терапии важно вести дневник наблюдений и отмечать реакции ребенка на новые события, физические показатели и раздражители.

  • игры должны быть простые и доступные с тенденцией к усложнению, но выполнимой задачей;
  • занятия должны быть приближенными к признакам поведения, актуальны куклы с закрытыми глазами, упражнения телесно-ориентированного пространства;
  • для игр используются простые, не яркие предметы – камешки, пластилин, шары, песок, бумага, вода, ткань.

Вовлечение в игру происходит поэтапно. Сначала на уровне предметов для игры, чтобы привлечь внимание к процессу, затем переходя к инструментам, при помощи которых осуществляется действие (совок, лопатка, емкость, ключ). На третьем уровне дети учатся сложным совокупным процессам – собирает конструкцию из кубиков, цветную пирамиду.

Дети-аутисты – особенные, но они способны посещать детский сад, а затем учиться в школе. Все зависит от своевременно поставленного диагноза и раннего развития ребенка. Чтобы добиться социальной адаптации нужно долго заниматься. Это должен быть совместный и ежедневный альянс специалистов и родителей.

Синдромы Аспергера и Каннера – отклонения, при которых человек не чувствует настроения окружающих и не понимает их эмоции. Это приводит к социальной изоляции, сложностям в общении и трудоустройстве. Данная девиация наблюдается как у детей, так и у взрослых.

Что это такое?

Причины возникновения синдрома Аспергера точно не установлены, однако изучается роль патологий головного мозга, подобных при , СДВГ. Возможно, нарушение лимбической системы, ответственной за понимание эмоций, жестов, поведения других людей, приводит к плохой выработке социальных навыков. Это может происходить из-за травм, нейроинфекций, внутриутробной гипоксии, отравления ртутью либо алюминием.

За эмпатию (понимание чувств других) отвечает образование головного мозга – миндалевидное тело. При его плохом развитии у человека наблюдаются расстройства поведения. Это заболевание аутистического спектра, характеризующееся недостатками социальных навыков, помогающих эффективному общению.

Больные с данным расстройством неспособны воспринимать невербальные знаки, буквально понимают шутки, иногда ведут себя грубо из-за того, что не имеют эмпатии. Вследствие этого им крайне тяжело устанавливать дружеские контакты с другими людьми, что приводит их к изоляции, иногда – моббингу (травле).

Читайте про и причины возникновения патологии.

Узнайте, почему возникает и как устранить приступы.

Однако люди с синдромом Аспергера погружены в себя, благодаря чему проявляют хорошие способности в конкретных областях знаний. Склонны к систематизации и строгому порядку, легко запоминают даты и другую информацию.

Следует отметить, что это психологическое расстройство, а не умственная отсталость. Интеллект у таких людей на среднем уровне или выше. Они проявляют способности к изучению точных наук либо других любимых ими предметов.

Признаки синдрома Аспергера и Каннера

Синдром Аспергера у взрослых мужчин и женщин сопровождается следующими симптомами:

  1. Монотонная медленная речь.
  2. Отсутствие чувства юмора, буквальное понимание шуток.
  3. Неуклюжие движения, странная мимика и осанка.
  4. Повторяющиеся навязчивые жесты.
  5. Обостренная чувствительность к сенсорным раздражителям: звуковым, зрительным, вкусовым.
  6. Низкий уровень эмпатии, однако это не антисоциальные личности.
  7. Организованность и упорядоченность.
  8. Большие трудности с коммуникацией.

Мужчины и женщины с синдромом Аспергера страдают от изоляции, так как кажутся людям странными, не интересуются увлечениями других, а поглощены только своими занятиями. К тому же, из-за низкого уровня эмоционального интеллекта они не понимают, когда ведут себя несообразно определенной социальной ситуации. Окружающие воспринимают это как грубость.

Однако люди с данным отклонением обладают отличной памятью, запоминают даты рождения, а также исторические события. Нередко имеют большие способности к математике, видят детали, на которые обычно никто не обращает внимания.

Для человека с таким синдромом характерны сенсорные нарушения – гиперчувствительность к зрительным и слуховым стимулам. Например, чай может казаться очень горьким. Характерна также склонность к порядку, нелюбовь ко всяческим изменениям в укладе жизни.

Для таких людей разговоры ни о чем кажутся не развлечением, а самым настоящим наказанием. Человек не знает, как вести непринужденный разговор, не чувствуя эмоции собеседника. Обратная связь при этом отсутствует.

Часто расстройство аутического спектра сопровождается другими диагнозами:

  1. и дефицита внимания.
  2. Депрессия вследствие социальной изоляции. Люди хотят завести друзей, но не могут в силу отсутствия социальных навыков.
  3. Тревожное расстройство.

Тест на синдром Аспергера у взрослых содержит вопросы о том, насколько легко человеку общаться с окружающими, вести светские беседы, заниматься одним и тем же делом или переключаться между разными задачами.

Лечение и социализация

Терапия синдрома Аспергера заключается в выработке социальных навыков для общения с другими людьми. Этим занимаются психологи с соответствующим опытом. Пациентов обучают взаимодействию, уважению чужих границ, эмоциональной чуткости, проигрывают модели поведения.

С детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, проводится тщательная воспитательная работа для развития навыков общения с другими ребятами. В раннем дошкольном возрасте для решения проблем гипо- и гиперчувствительности к разного рода раздражителям используются специальные площадки с песком, турниками, чтобы человек лучше приспособился к внешним стимулам, и они его не отвлекали, не вызывали замешательства. При этом тренируется ловкость, практические навыки, моторика рук.

При трудоустройстве следует учитывать плохие социальные навыки человека и склонность к порядку, систематизации. Не подходит работа, где нужно много общаться с клиентами и коллегами. Продавец-консультант, парикмахер – неудачные варианты.

Однако подойдет работа, требующая строгого распорядка и систематизации. Человек с нарушениями социальных навыков может работать лаборантом, ювелиром, мастером по ремонту обуви, сотовых телефонов, компьютеров.

Следует также учитывать повышенную чувствительность к сенсорным раздражителям, например, шуму люминесцентной лампы, жужжанию кондиционера, кофемашины, освещению и другим факторам.

Заключение

Социализация составляет основную трудность для людей с данным расстройством. Однако у таких индивидуумов интеллектуальные способности находятся на приемлемом уровне, достаточном для заботы о себе. Людям необходимы индивидуальные и групповые занятия с психологом для отработки коммуникативных навыков. Существуют группы поддержки для пациентов с данным отклонением, где они могут найти друзей с общими интересами.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы