Особенности обучения гигиене полости рта взрослых. Важность обучения гигиене полости рта специалистов и населения. Хронокарта учебного занятия

Главная / Новорожденный
Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с 2−4−летнего возраста. При этом необходимо учитывать возрастные психологические особенности этой группы детей. Они заключаются в склонности к подражанию, наклонности к коллективным занятиям и осмотрам. Поэтому первоначально осматривают более спокойных детей, что служит примером для подражания. В этом возрасте велика внушаемость, которую надо использовать.

Основой работы с детьми должны быть беседа, непосредственное общение. В указанном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта, и объяснение этого для них просто скучно. Вместе с тем приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными и остаются на всю жизнь. Основой их воспитания у детей должны стать игровые ситуации. Обучить детей правильным навыкам ухода за полостью рта можно только в хорошем настроении.

Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма предметов, наличие любимых игрушек.

Обучение детей 5−7 лет целесообразно начать с беседы о роли зубов для здоровья, необходимости ухода за ними, так как в этом возрасте дети уже способны воспринять эти знания. Дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры.

Обучение чистке зубов обычно независимо от возраста обучаемого начинают с демонстрации. Медицинский работник должен выполнять все манипуляции с объяснением их значения и порядка выполнения. Обычно выделяют 7

последовательных этапов: 1) мытье рук; 2) полоскание рта водой; 3) мытье зубной щетки с мылом; 4) нанесение зубной пасты на головку щетки; 5) чистка зубов; 6) полоскание рта водой; 7) мытье зубной щетки, намыливание ее и хранение в стакане.

Дошкольников 2−4 лет рекомендуется обучать в детском саду (7 занятий по 15 мин) в следующей последовательности:
1−е занятие-осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя;
2−е занятие-обучение ребенка полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и контролем его после еды;
3−е занятие — рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели;
4−е занятие — обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;
5−е занятие — чистка зубов детьми без пасты с последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане с закреплением в дальнейшем этого навыка.
6−е занятие — чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспитателей, медицинского работника);
7−е занятие (дома) — чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.

У дошкольников 5−7 лет методика обучения аналогична (7 занятий), однако больше внимания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное — контролю за усвоением правил чистки каждым ребенком путем определения индекса гигиены до и после чистки зубов. Поэтому детям нужно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене полости рта.

Для формирования положительных эмоций у детей при обучении необходимо подбирать «вкусную» пасту, яркие щетки, красивую посуду для полоскания.

У детей младшего школьного возраста (1−4−е классы) обучение гигиене полости рта проводятся в 5 уроков. В этом возрасте больше внимания следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предотвращения, мероприятиях по

профилактике заболеваний полости рта. Детей целесообразно познакомить с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта: зубными щетками, пастами, порошками и эликсирами.

В обучении гигиене полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта. Обучение взрослых чистке зубов идет по описанным правилам с учетом их сознательного отношения к гигиене, но тоже с обязательным контролем.

Большое внимание в обучении гигиене необходимо уделять полосканиям полости рта для удаления остатков пищи после ее приема. Каждый прием пищи должен завершаться полосканием. Полоскания должны сопровождаться энергичными движениями мимической и жевательной мускулатуры в течение 0,5−1 мин.

Для усиления профилактического эффекта полоскания пользуются эликсирами, оказывающими выраженное дезодорирующее и противовоспалительное действие.

Для гигиенического полоскания на стакан воды комнатной температуры добавляют 10−15 капель эликсира и полощут рот в течение 1/2−1 мин.

Для улучшения гигиены полости рта, усиления процессов самоочищения целесообразно употреблять в пищу овощи и фрукты, обладающие высокими тающими зубы и полость рта свойствами: морковь, капуста, редиска, редька, яблоки, груши.

Жевание этих продуктов усиливает слюноотделение, механически отчищает зубы от налета и остатков пищи. Такие продукты наиболее целесообразно принимать на десерт или между приемами пищи.

Обучение детей он правильным навыкам он по уходу еще за полостью еще рта наиболее он ответственный этап еще гигиенического воспитания. Он должен еще строиться с учетом он возрастных особенностей и он поведенческих реакций еще детей дошкольного он возраста. При проведении еще занятий можно еще использовать:

Чередование еще хоровых и индивидуальных он ответов;

Разнообразные еще игровые моменты и еще ситуации (ребенок он учится сам и он учит любимую он игрушку) .

Большое он значение в обучении еще играет принцип он наглядности. Поэтому в работе с он детьми необходимо еще использовать фотографии, еще фильмы, иллюстрации, он предметы личной он гигиены. Показ этих он предметов и действия с он ними позволяют он раскрыть те еще их стороны, еще которые играют еще важную роль в он формировании гигиенического он поведения.

Эффективность гигиенического еще воспитания и обучения он по вопросам он профилактики стоматологических он заболеваний будет еще высокой только он при условии он взаимодействия педагогов и он воспитателей, медицинских еще работников, родителей и еще детей. Педагоги и воспитатели еще должны иметь еще представление и знать он методы контроля еще за гигиеной он полости рта. Медицинские работники еще должны быть еще обучены методике он контроля за еще качеством чистки он зубов и использования еще различных профилактических еще средств. Родители должны еще уметь контролировать он продолжительность, кратность и он правильность ухода он за полостью он рта своих он детей в домашних он условиях.

Дети после он проведенных занятий еще должны уметь он продемонстрировать выполнение он задания для еще лучшего запоминания.

Ребёнку необходимо:

1. Получать сладости в небольшом количестве (во время приёма пищи затем полоскать рот водой).

2. С 1,5-2 лет полоскать рот после еды.

3. С 2-2,5 лет чистить зубы зубной щёткой (после завтрака, перед сном).

В 4-5 лет чистить зубы зубной щёткой и зубной пастой не менее 2-3 минут, 200-250 движений.

До 4-5 лет чистка зубов осуществляется руками родителей. Начиная с 5-6 лет, рекомендуется двукратная чистка зубов (утром после еды и вечером перед сном) мягкой зубной щёткой и любой гигиенической или фторсодержащей зубной пастой. Детям надо помогать чистить зубы до 6 лет. Предпочтение отдаётся гелиевой форме зубной пасты.

Под влиянием микробов полости рта при воздействии слюны, в зависимости от характера пищи, на зубах образуется зубной налет. Регулярное полоскание рта после каждого приема пищи, правильная чистка зубов полностью снимает налет, что способствует сохранению ткани зуба и предотвращению кариеса.


Одной из многочисленных обязанностей воспитателей детского сада является гигиеническое воспитание детей. Уход за полостью рта – один из элементов этого воспитания. Далеко не все дети 3 – 6 лет умеют чистить зубы. Их надо учить, этому начиная, с трехлетнего возраста на специальных занятиях.

Уход за ротовой полостью ребёнка в первую очередь заключается в бдительности родителей. Несмотря на то, что в 3-4 года дети вполне способны самостоятельно проводить такую процедуру, как гигиена полости рта, делать её желательно под родительским контролем. Результатом такой ежедневной практики станет полная осведомлённость ребенка к 6 годам об основных нюансах качественного ухода за зубами, а именно о том, что чистить их следует 2 раза в день и дополнительно нужно устранять остатки еды, чтобы предотвратить размножение бактерий.

В период дошкольного еще возраста воспитательная еще работа ложится еще на плечи еще воспитателей, которые он научат, откорректируют он или повторят, «он как надо он сделать» (гимнастику, он почистить зубы, еще ополоснуть рот еще после еды, он как сидеть еще за столом и т. д.), используя силу он коллективного примера.

Основной задачей в этот период он является регулярное еще повторение навыков с еще целью выработки еще условного рефлекса. Обучение детей еще индивидуальной гигиены еще полости рта следует он начинать с 2 – 4 летнего он возраста. При этом он необходимо учитывать он психологические особенности он этой группы он детей. Склонность к подражанию и он склонность к коллективным еще занятиям. В этом возрасте он высока внушаемость он на ребенка и еще ее необходимо еще использовать. Для детей он данной возрастной еще группы рекомендуется еще проводить 7 занятий он по 15 – 20 мин.

1) занятие – осмотр полости рта детей с использованием стоматологического зеркала и шпателя.

2) Обучение ребенка полосканию полости рта, с последующем закреплением навыков, контролем навыка после еды.

3) Рассказ о зубной щетки, ее назначении, демонстрация использования ее на модели.

4) Обучение детей использованию зубной щетки на моделях челюстей и контроль навыков.

5) Чистка зубов без пасты с последующим контролем навыков.

6) Чистка зубов без пасты утром и вечером под контролем родителей.

7) Чистка зубов с пастой утром и вечером под контролем родителей.

С детьми 3-4 лет он работу рекомендуется он строить с использованием еще игровых элементов, с он использованием рисунков, он плакатов, игрушек, он кукол, зубных он щеток, паст, и т.д. Такая игра - он беседа должна еще быть короткой и еще продолжаться на еще нескольких занятиях. Дети через еще сказочные персонажи еще должны усвоить, еще что надо еще употреблять овощи, он фрукты, чтобы он зубы не он болели; что еще после еды он необходимо полоскать еще рот, меньше еще кушать сладостей и еще чистить зубы. При этом он рекомендуется в форме еще игры показать еще детям, как еще правильно чистить он зубы. Обучая детей он правилам чистки еще зубов, важно он повторять, закреплять он полученный навык и он поощрять тех он детей, которые еще успешно им еще овладели.

Детям 4-7 лет еще занятия необходимо еще проводить в популярной он форме, используя еще персонажи сказок, он рассказывая и показывая, еще как надо он правильно чистить еще зубы. При обучении он чистке зубов еще необходимо окрасить еще фронтальные зубы еще красителями и показать он окрашенный налет он ребенку в зеркало. Обращают внимание он на размер он щеток для он детей, их еще состояние и уход он за ними. В ходе беседы он выясняют, имеет он ли ребенок еще свою зубную он щетку, объясняют, еще какая зубная он паста лучше.

Для закрепления знаний можно использовать загадки об овощах, фруктах и т.д. Также задавать детям вопросы.

При проведении бесед со старшими дошкольниками можно предложить десять правил приема пищи:

1. Принимать пищу в день, так часто, как велит врач.

2. Много грызть и жевать овощи и фрукты, не отказываться от жесткой пищи.

3. Снимать пищу с ложки губами, не засовывать ложку в рот.

4. Откусывать пищу только передними зубами.

5. Измельчать пищу только дальними зубами.

6. Глотать пищу хорошо разжеванной, не запивая.

7. Заканчивать каждый прием пищи твердыми овощами и фруктами (морковь, яблоко, груша).

8. После каждого приема пищи полоскать рот водой (использовать не менее половины стакана).

9. Не есть сладостей между приемами пищи.

10. Есть сладкое только один раз в неделю (воскресенье) в небольшом количестве, затем сполоснуть рот водой.

Также можно предложить десять правил чистки зубов для старшего дошкольника:

1. Щетка должна иметь изогнутую и короткую ручку, на два-три зуба, со щетиной редкими кустиками.

2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой.

3. Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись - использовать и пасту;

4. Зубной порошок лучше не применять, так как им можно поперхнуться.

5. В начале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями в одном направлении: вверху – сверху-вниз, внизу - снизу-вверх, по пять раз у двух зубов, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа. Чистят вверху, потом внизу, а дальше заднюю поверхность зубов в том же порядке.

6. Затем надо чистить жевательную поверхность сначала верхних, потом нижних зубов - от дальних зубов слева к дальним зубам справа, по пять раз в каждую сторону. Потом спереди назад по пять раз у двух зубов.

7. В конце чистки зубов надо «подмести» все отчищенное по зубным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу, слева направо.

8. После чистки зубов щетку надо помыть, намылить и поставить головкой кверху в стакан;

9. Чистить зубы надо два раза в день: после завтрака и перед сном;

10. Новую зубную щетку надо иметь весной, летом, осенью и зимой.

Таким образом, обучение гигиенического ухода за полостью рта у детей дошкольного возраста является необходимым. Значимость правильного гигиенического воспитания детей с раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте. В формировании у детей привычки к гигиене полости рта огромную роль играют, прежде всего, семейно-общественные отношения, единство взглядов на данный вопрос медицинских работников, родителей, и педагогов.

Гигиеной полости рта называют комплекс мер для очистки элементов зубного ряда, десен и языка. Чистка полости рта делится на два вида.

Один из них проводится человеком самостоятельно дважды в день. А другой - профессиональным врачом гигиенистом не более двух раз в год.

Используется специальное оборудование для удаления налета, восстановления цвета эмали и очищения труднодоступных межзубных участков.

Общая информация

Стоматолог не только лечит, но и обучает пациентов, медиков других направленностей гигиене полости рта.

Важно, чтобы к обучению был подключен весь комплекс специалистов, которые прямо или косвенно занимаются гигиеническим обучением. К ним можно отнести воспитателей, нянечек, преподавателей всех уровней.

Обучению родителей следует уделить особое внимание, именно на них лежит ответственность формирования гигиенических привычек их детей. Урок гигиены самый распространенный способ обучения правилам ухода.

Уроки разбивают на три фазы - мотивация, выбор средств и способов чистки, а также практическое занятие.

Мотивация

Чтобы убедить пациента сменить свои привычки, врач должен приложить немало усилий. Часто одного раза недостаточно, поэтому работа должна проводиться всесторонне:

  • теория и демонстрация;
  • печатный материал;
  • видеофильмы;
  • всевозможные виды рекламы.

Во время личного общения врач должен быть максимально убедительным. Пациенту надо указать на его уже существующие стоматологические проблемы, для наглядности используются зеркала или видеокамера.

Гигиенисты объясняют, к чему может привести халатное отношение, приводят статистику региона проживания.

Пациент должен понять, что здоровые элементы челюстной дуги не приносят болевых ощущений, не нарушают красоту улыбки и можно не отказывается от любимых блюд.

А вот больные зубы ведут к развитию заболеваний пищеварения, являются причиной неприятного запаха изо рта и, в целом, портят качество жизни из-за дискомфорта от болевых ощущений и внешнего вида.

Немаловажным фактором является дешевизна ухода за здоровыми единицами и дороговизна лечения больных элементов.

Пациент должен понять механизм разрушения костного органа , что налет разрушает твердую ткань и содержит различные виды бактерий, которые обладают кариесогенным эффектом.

В этот момент показывают места скопления налета у пациента. По завершению первого этапа обучения, пациент должен захотеть очистить поверхность зубов от всех видов отложений.

Выбор средств и способов

Каждый потенциальный потребитель должен узнать все средства, доступные на современном рынке. Выбор щетки и пасты имеет большое значение, и врач должен помочь подобрать средства, учитывая индивидуальные особенности человека.

Удобно если в демонстрационном кабинете есть наборы для гигиены, чтобы пациент мог их сравнить со своими девайсами. Объяснив особенности выбора средств, можно переходить к подбору способа чистки.

Особенно важно объяснить, какими движениями чистить разные сегменты зубов.

Сначала врач должен понять уровень воспитания гигиенических навыков пациента. Это можно увидеть, если попросить его показать на себе или на манекене, как он привык проводить гигиенические процедуры.

В процессе демонстрации врач может комментировать движения, но делать это надо максимально доброжелательно. Специалист указывает на ошибки и недочеты своего подопечного.

Сам процесс обучения начинают с демонстрации на манекене, особенно уделяя внимание на новые для пациента приемы, закрепляют их на практике.

Контролируемая чистка проводится при наличии щетки и пасты. Перед началом процедуры врач окрашивает элементы челюстной дуги специальным красителем. Обучаемый проводит чистку привычными способами.

После процедуры определяют качество проделанной работы по методу О’Лири, с помощью стоматологического зеркала выявляют присутствие или отсутствие окраски.

Полученные данные заносятся в схематичный зубной ряд. После подсчета можно сделать вывод, какой процент поверхностей загрязнен. Врач объясняет ошибки и показывает, что необходимо изменить для повышения качества чистки.

После этого, под наблюдением врача пробуются новые методы очищения на практике, врач корректирует движения. По завершении, снова проверяют чистоту по методу О’Лири.

Специалист фиксирует у себя данные обучения, чтобы в следующий раз сравнить эти записи с новыми показателями.

Выбор щетки и правила ухода

Классификация зубных щеток по жесткости:

Классификация щеток по расположению пучков:

Выбирая девайс, надо обратить внимание на следующие пункты:

  1. Рабочая поверхность должна иметь размер не менее 2,5 см., чтобы во время чистки захватывать несколько единиц.
  2. Во избежание травмирования мягких тканей, верхняя часть щетки должна быть округлой. Шероховатость на обратной стороне поможет очистить внутреннюю сторону щек от вредных микроорганизмов.
  3. Соединение ручки и головки щетки должно быть мягким, чтобы предотвратить излишнее давление.
  4. Ручка должна удобно располагаться в руке и не скользить.

Правила использования:

  1. Взрослые и детские щетки хранятся в разных стаканах.
  2. На верхнюю часть щетки надо надевать защитный колпачок, но не хранить в специальном футляре.
  3. После каждого использования щетку нужно промывать теплой водой.
  4. Один раз в неделю дезинфицировать в антибактериальном ополаскивателе.
  5. Менять приспособления каждые 3 месяца и после заболеваний полости рта.

Потребители, выбирая щетку, стали предпочтение отдавать электрической модели. Однако следует учесть, что у нее есть противопоказания.

Противопоказания для использования электрических щеток - болезни полости рта (гингивит, стоматит, пародонтоз), недавно перенесенные онкологические операции в ротовой полости.

Классификация электрических девайсов:

Такими щетками можно пользоваться при условии здоровых единиц с крепкой эмалью и здоровыми деснами.

Если есть камень на поверхности, то использование такого приспособления может спровоцировать воспаление десен.

В местах соединения движущейся и не движущейся части могут скапливаться болезнетворные микроорганизмы, проводить дезинфекцию этих частей затруднительно.

Уход в зависимости от возраста

Способы ухода за полостью рта меняются в зависимости от возрастных особенностей. Чем младше ребенок, тем бережнее уход.

Уроки для родителей грудничков

Как правило, детей до года не показывают стоматологам, и не все родители знают об особенностях ухода за ротовой полостью грудничка.

Отсутствие ухода вызывает заболевания, такие как молочница во рту или стоматит. Очищение проводится дважды в день, современный рынок предлагает специальные средства для грудничка.

Стоматолог участвует в организации лекций для беременных или в детских поликлиниках.

Дети от года до трех лет

Обучение детей в возрасте от 1 года до 3 лет также проводится для родителей.

Педиатр дает ребенку направление на посещение стоматолога для осмотра, а стоматолог объясняет родителям особенности ухода за молочными единицами и за ротовой полостью в целом.

Чтобы привлечь внимание, ребенку предлагают интересные виды щеток. Короткие занятия проводятся в виде игры.

С 4 до 6

Ребенку надо привить привычку правильного ухода , поэтому воздействие должно проводиться на всех этапах:

  • пример родителей;
  • в детских учреждениях;
  • в кабинете стоматолога.

На приеме стоматолог обязательно демонстрирует взрослым, насколько качественно проводится гигиена.

Уроки для детей делятся на короткие занятия в виде игры, которая соответствует возрастным особенностям.

Каждое движение щетки повторяют не один раз, взрослый водит рукой малыша, чтобы контролировать движения и степень надавливания. По окончании урока малыша обязательно хвалят и дают отдохнуть.

В 6 лет ребенок уже должен знать:

  • щетка предназначена для личной гигиены, можно только чистить зубы, и принадлежать она должна только одному пользователю;
  • рекомендуется полоскать рот после еды;
  • желательно чистить зубы в утреннее и вечернее время;
  • перед чисткой надо помыть руки и прополоскать рот, щетку смочить теплой водой и выдавить на нее горошину пасты;
  • чистить надо аккуратно, стараясь добраться до зубов со всех сторон;
  • глотать пасту нельзя, если во время чистки выделяется много слюны, то сплевывать ее по завершении чистки, рот прополоскать водой, вымыть щетку с мылом и поставить ее в свой стакан вверх головой;
  • щетку надо регулярно менять.

С 7 до 10

Контроль родителей ослабевает, дети в этом возрасте учатся следить за гигиеной самостоятельно, поэтому стоматологи фиксируют ухудшение состояния.

В школе выделяют время для воспитания гигиенических привычек. Уроки гигиены могут проводить стоматологи, гигиенисты или школьный медперсонал. Беседы проводят в классе или в оборудованном кабинете.

Школьникам младших классов курс разделяют на несколько коротких уроков по 20 минут. Детей просят принести их щетки для практического занятия.

Специальным раствором окрашивают налет, демонстрируя его в зеркале. Лектор показывает на манекене приемы чистки, после чего приступают к практическим занятиям. Специалист следит за чисткой каждого ученика, корректирует движения и нажим.

Завершив чистку, анализируют качество проделанной работы. Врач дает рекомендации и указывает на недочеты в очищении и объясняет их причину. Обязательно надо рассказать о последствиях некачественной гигиены.

С 10 до 14

В связи с особенностями возраста, чтобы информация усвоилась и не вызвала психологического дискомфорта, лучше проводить индивидуальные уроки.

Специалист производит осмотр полости рта, отмечает состояние зубов и объясняет причины, образовавшихся проблем.

Если организовать индивидуальные уроки сложно, то можно разделить детей на однополые группы. До обучения лектору надо понять уровень грамотности в области гигиены полости рта, для этого можно провести осмотр или анкетирование.

После осмотра или анкетирования специалист заполняет пробелы в знаниях, акцентирует внимание подростков на важности правильного ухода, объясняет, к чему приводит халатность.

С 15 до 18

Подростки способны самостоятельно ухаживать за полостью рта. Для чистки уже можно использовать пасты и щетки для взрослых.

Задача родителей периодически контролировать подростка , контроль надо вести не только за своевременным уходом, но и за регулярным посещением стоматолога в целях профилактики.

Обучение гигиеническим правилам в этом возрасте проводят, как для взрослых.

Стандартный метод чистки

Стандартный метод чистки используется при здоровых элементах челюстного ряда и деснах дважды в день по три минуты.

Зубы разделяют на три отдела - передний ряд, коренные малые (премоляры) и коренные большие (моляры). Рот открыт щетка находится под углом 45 градусов относительно зубов. Чистку производят слева направо, сначала верхний потом нижний ряд.

На каждом отделе выполняет по 10 движений выметающего характера , с внутренней стороны движения повторяют. Для очищения моляров и премоляров, щетку водят вперед-назад по 15 движений на одну сторону челюсти.

Заканчивать следует массажем десен, мягкими круговыми движениями, захватывая десны, с сомкнутыми зубами.

В видео представлена дополнительная информация о выборе средств, приспособлений и проведении чистки зубов.

Выводы

Уход за полостью рта не занимает много времени и должен стать хорошей привычкой каждого. Научившись регулярному уходу, можно избежать многих проблем и сохранить красоту.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Нет комментариев

29900 0

Обучение индивидуальной гигиене полости рта

Обучение гигиене полости рта является основной составляющей санитарно-просветительской работы стоматолога, его помощника и гигиениста. Стоматологический персонал проводит гигиеническое обучение не только пациентов, но и медиков других специальностей, учителей, воспитателей, родителей, которые в свою очередь занимаются гигиеническим обучением подопечных. Обучение может проводиться различными методами и способами (как индивидуальными, так и групповыми, как офисными, так и коммунальными), но во всяком случае — на основе правил психологии и педагогики, ориентированных на различные возрастные группы (см. соответствующие разделы).

Наиболее распространенной формой обучения правилам ухода за полостью рта является урок гигиены. Принципиальная структура урока гигиены строится в соответствии с задачами обучения: I этап — мотивация, II этап — выбор средств и методов гигиены, III этап — практическое обучение выбранному методу гигиены.

Мотивация. В общем случае, в ходе беседы пациента следует убедить в том, что:
. проблема больных зубов имеет прямое отношение к нему в настоящем (пациенту демонстрируют проблемы в его полости рта при помощи зеркала или видеокамеры) и/или в будущем (в качестве аргументов приводят статистические данные по региону);
. здоровые зубы лучше, чем больные (говорят об отсутствии дискомфорта и боли, о красоте, о возможности не отказываться от какой-либо пищи, о сохранении здоровья желудка, о профессиональной пригодности, об экономии средств на лечение и протезирование и т.п.; при этом стараются делать акцент не на потерях, а на выгоде);
. здоровье зубов можно сохранить средствами стоматологической помощи, используя современные знания и относительно недорогие эффективные профилактические средства (приводят примеры успеха на мировом, региональном и т.п. уровнях, ссылаются на достижения в семьях своих постоянных пациентов);
. заболевания зубов связаны с множеством различных факторов (перечисляют местные и общие факторы риска), но не все из них человек может радикально искоренить; практически можно снизить агрессивность основной причины патологии — инфицированных зубных отложений;
. зубной налет разрушает зубы (рассказывают о механизмах деминерализации, о деструкции тканей, о возможных исходах разрушения зуба);
. зубной налет в данный момент атакует зубы пациента (демонстрируют его зубной налет на зонде, на нити, на зубах после окрашивания, в нативном препарате зубного налета в микроскопе и т.д.).

Результатом этого этапа должно быть возникновение у пациента желания сейчас же избавиться от зубных отложений.

Выбор средств и методов гигиены. На этом этапе врач сообщает пациенту о том, какая щетка, паста, флоссы и другие средства гигиены необходимы в его индивидуальном (!) случае для эффективной чистки зубов. Полезно иметь в кабинете образцы средств гигиены, что позволяет пациенту сравнить имеющиеся у него (дома, а лучше — при себе) средства с нужными и зрительно закрепляет мотивацию. Хорошо, если врач имеет возможность предложить пациенту нужную щетку, пасту, флоссы и т.п. в собственность (продажа, дарение).

Обучение методам чистки зубов. Для обучения используют две основные методики: а) демонстрационное обучение на модели; б) практическое обучение в полости рта (контролируемая чистка зубов). В оптимальном случае обучение начинают с демонстрации на модели, а затем закрепляют пройденное в ходе практического обучения.

Прежде чем обучать пациента новым методам чистки, следует выяснить, на каком уровне находятся его гигиенические навыки, и на этой основе составить план коррекции привычных движений и обучения новым элементам. Диагностика может быть проведена как при помощи модели, так и в ходе реальной чистки зубов. В первом случае пациенту дают щетку (нить), модель и просят показать, как именно он обычно чистит зубы.

Врач обращает внимание на то, как пациент удерживает в руке щетку (нить), направление и количество движений на каждой поверхности каждой группы зубов, на величину давления на щетку Комментарии должны быть абсолютно доброжелательными: врач должен выявить ошибки и разъяснить их негативные последствия, ссылаясь на те проблемы, которые пациент уже видел у себя во рту, но ни в коем случае не упрекать пациента в его невежестве! Затем врач показывает на модели, какие изменения нужно внести в технологию движений и просит пациента повторить нововведения на той же модели.

Контролируемая чистка зубов щеткой может быть проведена при соблюдении нескольких условий: пациент располагает своей щеткой, у него (или в кабинете) есть зубная паста, имеются возможности для умывания и полоскания полости рта и зеркало.

Процедура состоит из нескольких этапов:
1) окрашивание зубных отложений стойким красителем;
2) чистка зубов привычными пациенту методами (врач с нейтральным или одобряющим выражением лица молча наблюдает за действиями пациента для того, чтобы выявить конкретные изъяны и затем внести уместные, конкретные предложения);
3) определение качества чистки зубов по протоколу О"Лири (пациенту можно предложить самостоятельно заполнить протокол и рассчитать показатели гигиены) и комментарии по поводу недостатков привычной чистки зубов;
4) предложение необходимых изменений, разъяснение их преимуществ и технологии;
5) апробация пациентом нововведений в полости рта под наблюдением и при активном участии врача;
6) определение качества чистки зубов новыми методами с заполнением протокола О"Лири.

Одного урока гигиены, как правило, для эффективного обучения недостаточно. В последующие визиты проводится контролируемая чистка зубов и анализ достижений и упущений пациента; ему демонстрируют видимое улучшение ситуации в полости рта. Спустя полгода и более мотивация пациента может быть усилена анализом прироста кариеса: отсутствие (торможение) прироста вдохновит пациента на дальнейшие усилия по соблюдению гигиены полости рта.

Приведенная выше принципиальная схема обучения гигиене полости рта требует адаптации:
. к социальным условиям (уровень культурных, экономических возможностей аудитории);
. к возрасту аудитории (психические и физические способности к обучению, приоритеты в мотивации, выбор средств и методов гигиены полости рта);
. к возможностям технического оснащения процесса обучения (наличие наглядных пособий, водоснабжения и канализации, красителей, щеток, паст и т.д.). В ходе гигиенического обучения целесообразно затронуть и другие аспекты профилактики кариеса: вопросы питания, фторпрофилактики и т.д.

Обучение родителей детей до года достаточно сложно организовать в рамках стоматологического приема, так как дети этого возраста редко являются нашими пациентами. Чтобы просветить эту важную в стратегическом профилактическом плане группу, стоматолог должен выступать инициатором сотрудничества с теми врачами, к которым неизбежно обращаются будущие, а затем — молодые родители.

Стоматолог должен активно участвовать в работе лекториев для беременных, организуемых в женских консультациях, и школ молодых родителей при детских поликлиниках, выступая с лекциями, беседами и т.д. Идеальным вариантом, реализованным в ряде стран, является привлечение к обучению родителей малышей основам гигиенического ухода за полостью рта педиатров и патронажных педиатрических медицинских сестер, которые раньше других специалистов входят в семью новорожденного; этих специалистов должен мотивировать, просветить и обучить стоматолог.

Обучение родителей детей в возрасте от 1 до 3 лет проводит стоматолог. Педиатр обязан направить ребенка на консультацию к стоматологу в возрасте 1, 2, 3 лет, и стоматолог должен проводить на приеме соответствующие беседы и обучать родителей практическим приемам чистки зубов ребенка. Обучение самих детей элементам гигиенического ухода за полостью рта ложится в основном на плечи родителей, которым стоматолог должен объяснить основные правила: опора на личный пример, обеспечение психологического комфорта во время гигиенических процедур, предложение интересных моделей детских щеток, игровая форма «уроков», ограничения во времени (не более 3—5 мин) и в объеме нового материала, поощрение ребенка за усердие и успехи.

Обучая малыша мануальным навыкам, следует помнить о том, что ребенок видит и оценивает мир в зеркальном изображении, поэтому взрослый-правша, демонстрирующий ребенку-правше движения щетки на модели (кубике), располагаясь при этом лицом к ребенку, должен держать щетку в левой руке. Лучше проводить обучение перед зеркалом, когда взрослый стоит рядом с ребенком (или за его спиной) на одном уровне или немного выше и проводит все манипуляции правой рукой. Эффективность такой беседы стоматолога с родителями повышается, если врач сам проводит в кабинете урок с малышом, активно привлекая родителей к процессу и обращая их внимание на важные моменты.

Обучение родителей и их детей от 3 до 6 лет

Гигиеническое обучение детей дошкольного возраста должно проводиться в стоматологическом кабинете, в семье, в детском учреждении (рис. 5.50).


Рис. 5.50. Схема гигиенического воспитания детей 3-6 лет.


Главную роль в гигиенической мотивации, обучении детей и поддержании их постоянной профилактической активности играет семья.

Стоматолог, принимающий ребенка в кабинете, обязан продемонстрировать родителям качество гигиены его полости рта, подобрать подходящие средства гигиены, разъяснить родителям правила чистки зубов ребенка руками взрослых и элементы метода KAI, которым необходимо обучить ребенка.

Очень полезно провести урок гигиены, чтобы обучить и родителей соответствующим манипуляциям. Дети от 3 до 6 лет посещают детские дошкольные учреждения, и это обстоятельство широко используется в целях гигиенического воспитания детей. Стоматолог должен обучить педагогов и медработников детского учреждения правилам первичной стоматологической профилактики и, в частности, гигиенического ухода за полостью рта детей для того, чтобы эти работники могли формировать у детей соответствующие здоровые оральные привычки.

Обучение детей проводится при помощи форм и методов, соответствующих их возрастным особенностям: занятия проходят в игровой форме, с элементами состязательности, информация подается небольшими фрагментами в течение цикла занятий.

Практическое обучение проводится на моделях; каждый новый элемент несколько раз повторяют «в две руки», когда взрослый кладет свою руку поверх кисти ребенка. Чистку зубов проводят возле умывальников, под контролем и при активном участии взрослого, который должен направлять движения руки ребенка, контролировать прилагаемые к щетке усилия, отмечать качество очищения зубов и поощрять успехи ребенка.

В результате к шести годам ребенок должен усвоить, что:
. после еды нужно убрать изо рта остатки пищи, чтобы ею не кормились вредные микробы, разрушающие зубы;
. зубы нужно чистить щеткой и пастой 2 раза в день: после завтрака и перед ночным сном;
. у каждого должна быть своя щетка, которую нельзя давать никому другому;
. зубная щетка должна быть детской (небольшой), не старой и не лохматой (для каждого времени года — новая щетка);
. зубной щеткой нельзя делать ничего, кроме чистки зубов;
. перед чисткой зубов нужно вымыть руки с мылом, прополоскать рот;
. чистую щетку нужно смочить водой, нанести на нее немного детской пасты (объемом с горошину) и размазать пасту по зубам, стараясь ничего не глотать;
. щеткой нужно вычистить все зубы со всех сторон правильными движениями, стараясь в это время не глотать слюну, а выплевывать ее;
. закончив чистить зубы, нужно прополоскать рот водой и умыться;
. чтобы щетка была чистой, ее нужно вымыть водой с мылом и поставить ее в стакан вверх головкой.

Обучение детей в возрасте от 7 до 10 лет и их родителей проводят как на стоматологическом приеме, так и в школе. Необходимо помнить об активной роли родителей в гигиене полости рта младших школьников и поэтому организовывать обучение не только и не столько ребенка, сколько всей семьи, четко указывая на возможности и обязанности детей и взрослых.

В школьной программе предусматриваются часы для гигиенического воспитания учеников. Уроки гигиены проводят стоматолог, гигиенист или обученная ими медсестра школы. Беседа может быть проведена в классе, а контролируемая чистка зубов — возле умывальников при входе в столовую, или в стоматологическом кабинете, или в специально оборудованном кабинете профилактики.

Для учеников младшей школы проводят несколько 15-20-минутных бесед, последовательно освещающих различные вопросы профилактики и мотивирующих детей к стоматологической самопомощи.

На практической части урока гигиены взрослый должен оценить качество щеток и паст, принесенных детьми из дома, мягко посоветовать замену (ни в коем случае не давать при этом повода для насмешек одноклассников над детьми, не имеющими хороших средств гигиены!). Проводят окрашивание зубных отложений, их демонстрацию в зеркале и доброжелательное (!) обсуждение. Предстоящие манипуляции «проходят» при помощи модели, затем приступают к чистке зубов. Взрослый наблюдает за работой каждого ребенка, поправляет движения, контролирует их количество. По истечении 2—3 мин чистки зубов и полоскания полости рта, проводят анализ качества проведенной чистки, выявляют и поощряют лучших.

Обучение детей 11—14лет и подростков следует проводить в стоматологическом кабинете в присутствии их родителей, с указанием на конкретные субъективные и объективные гигиенические проблемы ребенка, требующие активного вмешательства взрослых. Родители должны помнить о том, что интересы подростка неустойчивы, ему необходимы постоянные психологическая поддержка и контроль.

Перед началом обучения гигиене полости рта в условиях школы необходимо выяснить базовый уровень знаний и навыков аудитории по этому вопросу. Это можно сделать путем предварительного осмотра детей или с помощью анкетирования:





Анкеты могут быть более сложными, что позволяет точнее определить тематику и конкретное содержание бесед с той или иной группой. Практические уроки гигиены в школе лучше проводить в небольших однополых группах или в индивидуальном порядке, обсуждение неудач проводить с особенной осторожностью и искренней заинтересованностью не только в стоматологическом, но и в душевном благополучии ребенка.

Обучение взрослых должно проводиться в строгом соответствии с психологическими особенностями каждого пациента. Мотивация к уходу за полостью рта может быть проведена в ходе популяционной и групповой профилактической работы, практическое обучение - только в индивидуальном порядке. Наилучшие результаты дает контролируемая чистка зубов, так как она позволяет оценить и корректировать не только представления пациента о правилах (что обычно происходит в ходе обучения на модели), но вмешаться в его реальные манипуляции и дать возможность физически почувствовать разницу в направлении и силе прилагаемых усилий, усвоить нововведения на проприоцептивном уровне.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

Для того, чтобы гигиена полости рта принесла свои эффективные плоды в деле сохранения органов и тканей в здоровом состоянии, не­обходимо тщательное гигиеническое воспитание населения и соблюде­ние всех основных правил. При этом врач-стоматолог в своей работе должен руководствоваться тремя основными положениями:

1. Достаточно эффективной гигиена полости рта может быть
лишь при регулярной чистке зубов с соблюдением необходимого ко­
личества движений щетки и затрат времени на очищение всех повер­
хностей зубов.

2. Обучение навыкам и правилам ухода за полостью рта входит
в обязанность медицинского персонала. В большинстве случаев без


надлежащего обучения невозможно обеспечить необходимый уро­вень гигиены полости рта.

3. Уровень гигиены полости рта и соблюдение правил чистки зубов должны контролироваться медицинским персоналом. Только контроль и коррекция гигиены через определенные промежутки времени могут зак­репить приобретенные навыки и обеспечить ее высокий уровень.

Внедрение эффективной гигиены полости рта требует серьезного и тщательного подхода к обучению населения, в первую очередь - де­тей. Обучению гигиене полости рта в обязательном порядке должна предшествовать и ему сопутствовать санпросветработа (Сунцов В.Г. и другие, 1982; Леонтьев В.К. и другие, 1986).

Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует на­чинать с 2-3-летнего возраста. При этом необходимо учитывать воз­растные психологические особенности этой группы детей. Они заклю­чаются в склонности к подражанию, в преимуществе к коллективным занятиям, к работе первоначально со спокойными детьми как примере для подражания. В этом возрасте велика внушаемость, которую необ­ходимо использовать в позитивном плане.

Основой работы с детьми должна быть беседа, непосредственное общение, которое ничем другим заменить нельзя. Воспитание у детей гигиенических навыков - задача очень нужная, но не простая. В ука­занном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта. Вместе с тем, именно приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными, усваемыми на всю жизнь. Основой их формирования у детей должны стать игровые ситу­ации. Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма обучающих предметов, наличие любимых игрушек, пер­сонажей мультфильмов и т.д.

Обучение детей 5-7 лет целесообразно начать с беседы о роли зу­бов для здоровья, необходимости ухода за ними. В этом возрасте дети уже способны к восприятию таких знаний. Последующие занятия не­обходимо строить также в форме интересной, занимательной игровой композиции.

Занятия по обучению чистке зубов проводятся медицинским работ­ником, который демонстрирует все этапы на больших моделях или иг­рушках с обязательным объяснением значения и порядка проведения гигиенических манипуляций. Обычно демонстрируются 7 последова­тельных этапов в приемлемой для детей форме:

1. Вымыть руки.

2. Прополоскать рот водой.

3. Промыть зубную щетку водой с мылом.

4. Нанести зубную пасту на всю длину рабочей части щетки.

5. Правильно почистить зубы.

6. Прополоскать рот водой.

7. Промыть зубную щетку, намылить ее и оставить хранить в стакане.
Имеются рекомендации (Сомова К.Т., Дубенский Ю.Ф., 1983) по

проведению обучения гигиене полости рта у дошкольников в виде 7 занятий в детском комбинате по 15 минут продолжительностью в сле­дующей последовательности:

1 - осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зер­
кала и шпателя;

2 - обучение ребенка полосканию полости рта с последующим
закреплением навыка и его контролем после еды;

3 - рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользо­
вания на моделях;

4 - обучение детей пользованию щеткой с применением моделей
и контроль этого навыка;

5 - обучение детей непосредственной чистке зубов без пасты с
последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в ста­
кане. Закрепление этого навыка;

6 - чистка зубов самими детьми без применения пасты 2 раза в
день под контролем и коррекцией навыков воспитателями, медработ­
никами, родителями;

7 - чистка зубов детьми утром и вечером с использованием пасты,
осуществлением ухода за зубной щеткой, полосканием полости рта.

Считаем особо важным подчеркнуть, что при любой методике обу­чения детей принципам и правилам гигиены полости рта"абсолютно необходимо такое же обучение для родителей, педагогов, медработни­ков детских учреждений. То есть обучение должно быть комплексным, только тогда оно дает существенные профилактические результаты.

У дошкольников 5-7 лет можно использовать аналогичную мето­дику обучения (7 занятий), однако большее внимание уделяется объяс­нению правил чистки зубов, проведению этой манипуляции на игруш­ках, а главное - контролю за усвоением этих правил путем определе­ния и демонстрации индекса гигиены до и после чистки зубов каждым ребенком. Детям нужно доступно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене прлости рта.

У детей младшего школьного возраста (1-4 классы) обучение ги­гиене полости рта целесообразно строить в виде нескольких уроков здоровья, используя для этого школьную программу. В этом возрасте

больше внимания следует уделять беседам о роли зубов в жизни чело­века, их заболеваниях и последствиях, возможности предотвращения патологии, мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта. Младших школьников знакомят с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта - зубными щетками, пастами, по­рошками, эликсирами.

Обучение детей практическим навыкам по уходу за полостью рта удобнее всего проводить в комнате (классе) гигиены и профилактики, которая представляет собой помещение (или часть его), оснащенное раковинами, зеркалами, предназначенными для освоения методики чи­стки зубов и контроля за этим процессом. В комнате могут быть уста­новлены 5-10, в уголке гигиены 1-2 раковины с зеркалами. У одной из стен или в специальном шкафу помещаются ячейки для хранения индивидуальных предметов и средств гигиены. Щетки можно хранить в химических штативах с соответствующей маркировкой. В шкафу так­же хранятся песочные часы, зубные пасты и другие средства.

Кабинет должен быть оснащен экраном, диапроектором, шторами для затемнения, наглядной агитацией по уходу за полостью рта, стен­дами, таблицами, витражами и т.д. Если размеры комнаты позволяют, то в ней должны быть установлены столы для занятий.

В методике обучения гигиене полости рта необходимо пристальное внимание обращать на контроль за качеством чистки зубов, коррекцию гигиенических навыков, повторный контроль для закрепления привы­чек. Этой процедуре нужно отводить большую роль, так как получае­мые данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта, позволяют обнаружить конкретные упущения и выра­ботать меры исправления недостатков.

Обучение взрослых пациентов чистке зубов следует проводить в комнате гигиены или уголках гигиены в поликлиниках, на предприя­тиях по описанной методике с учетом сознательного их отношения к гигиене. Однако, не следует забывать, что перестройка уже сложив­шихся навыков (зачастую неоптимального варианта) идет гораздо сложнее, чем формирование их у детей в раннем возрасте. Большую помощь в этом процессе оказывает контроль за качеством гигиены с обязательной демонстрацией результатов чистки зубов после окраши­вания налета.


Ь ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ПИТАНИЯ, АНТЕНАТАЛЬНОЙ,

ПЕРЕНЕСЕННОЙ И СОПУТСТВУЮЩЕЙ

ПАТОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ

ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ

Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 2321 | Нарушение авторских прав


| | | | | | | | | | | |

© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы