Интеллект при шизофрении. Медицинская учебная литература Снижение умственных способностей

Главная / Здоровье

анонимно

Здравствуйте. Мне 25 лет. Последние 2 месяца беспокоит следующее: ухудшение памяти;снижение умственной работоспособности. Работаю и учусь в вечернее время, не курю, алкоголем не злоупотребляю. Обычные повседневные процессы на работе и учебе даются с очень большим трудом. Постоянное ощущение "пустоты" в голове. Часто бывает головокружение, бессонница и шум в голове. Также появились раздражительность, нервозность, быстрая утомляемость. Год назад подобная ситуация так же наблюдалась. Длилось все это 3-4 месяца, и само собой разрешилось. В нормальном состоянии "проходил" 7-8 месяцев и снова та же картина. Обращался к неврологу, поставили диагноз вегетативно-сосудистая дистония. Прописали церебролизин 10 уколов, кортексин 10 уколов, актовегин капельница 5 раз, комбилипен 5 уколов. Нооджерон 10 мл, 3 недели (1я-5мл, 2я-10мл, 3-я 10 мл). После проведенного лечения легче не стало, даже наоборот. От Нооджерона начались сильные головокружения. Провел ряд обследований: 1)МРТ головного мозга. результаты следующие: На серии МР томограмм, взвешенных по Т1 и Т2 в трех проекциях визуализированы суб- и супратенториальные структуры. Боковые желудочки мозга обычных размеров и конфигурации. Размер III-го желудочка - 0,5 см. IV-й желудочек, базальные цистерны не изменены. Определяется расширение листков прозрачной перегородки в заднем отделе шириной до 0,9 см. Хиазмальная область без особенностей, супраселлярная цистерна увеличена, пролабирует в полость турецкого седла, гипофиз высотой до 0,4 см. ткань гипофиза имеет обычный сигнал. Субарахноидальное конвекситальное пространство расширено, преимущественно в области лобных, теменных долей, боковых щелей. Срединные структуры не смещены. Миндалины мозжечка расположены обычно. Изменений очагового и диффузного характера в веществе не выявлено. Заключение: МР картина наружной заместительной гидроцефалии. Частично формирующееся "пустое" турецкое седло. 2) ЭХО ЭГ: Mst=75мм, Mdt=75мм, Dbt=75мм, Ikk=140мм, III m=5-6мл. Смещения срединных структур головного мозга не наблюдается. Пульсация, количество сигналов - удовлетворительное. 3) ЭЭГ: Доминирует бета-активность низкой амплитуды. Реакция активации отсутствует. Региональные различия не сохранены. Полушарной асимметрии не выявлено. Реакция на f-нагрузки умеренная БСР не выявлено Заключение: умеренные диффузные изменения биоэлектрической активности. 4)РЭГ Амплитуда пульсового кровенаполнения в каротидном бассейне - достаточная, в вертебро-базилярном бассейне - достаточная Тонус сосудов среднего и мелкого калибра - синдром дистонии по смешанному типу Венозный отток - замедлен, Функциональные нагрузки - АПК в ВББ не снижают Подскажите пожалуйста, правильно ли поставлен диагноз и какие рекомендации помогут в моем случае?

Здравствуйте! Причиной снижения памяти у Вас может быть "картина наружной заместительной гидроцефалии" Помимо врождённой гидроцефалии, может развиться (чаще всего в первые месяцы жизни новорожденного) бывает и приобретённая гидроцефалия после перенесённых менингитов, менингоэнцефалитов, интоксикаций и т. д. Нарушение циркуляции цереброспинальной жидкости ведёт к повышению внутричерепного давления. В результате оказываемого давления на участки мозга начинает снижаться зрение, возникают , бывают глазодвигательные расстройства (косоглазие, парез взора вверх (симптом «заходящего солнца»)), слабость в верхних и нижних конечностях. Это может привести к грубым неврологическим расстройствам, снижению интеллектуальных способностей.. Частично формирующееся "пустое" турецкое седло тоже результат повышения внутричерепного давления. Однако я бы порекомендовала обратиться к для дополнительного обследования. Таким образом, коллеги проводили Вам высококачественное эффективное лечение для улучшения нервной проводимости и улучшения памяти, возможно Вам необходимо добавить препараты и венотоники для уменьшения внутричерепного давления и связанного с ним венозного застоя, которые ведут к атрофии коры головного мозга и снижению памяти.

Каким образом можно остановить снижение умственных способностей и предотвратить развитие болезни Альцгеймера? Доступные на сегодня препараты не очень эффективны. Есть два типа лекарств, которые помогают приостановить развитие диагностированной болезни Альцгеймера и облегчить её течение.

  • Это препараты, повышающие в организме концентрацию ацетилхолина — нейротрансмиттера, влияющего на поддержание процессов памяти.
  • Другая группа препаратов снижает воздействие другого нейротрансмиттера — глутамата, на клетки мозга. Глутамат отвечает за запуск мыслительных процессов в мозге. При болезни Альцгеймера организм производит избыточное количество этого нейротрансмиттера.

К сожалению, оба эти типа препаратов не способны предотвращать болезнь или сколько-нибудь эффективно лечить её.

Есть еще средства, доказано положительно влияющие на течение болезни Альцгеймера и её профилактику. Это — физические нагрузки аэробного типа с поддержкой пульса на уровне 75-85% резерва сердечного ритма. Резервный сердечный ритм – это разница между максимальной ЧСС (например, во время бега) и ЧСС в покое. Важную роль, к в этом играет лучший приток кислорода к мозгу. К тому же, интенсивные упражнения способствуют выбросу гормонов роста, положительно влияющих на клетки мозга.

Другой важный момент — умственная и социальная активность. Многочисленные исследования показывают, что пожилые люди ведущие активную интеллектуальную жизнь сохраняют функции мозга на более высоком уровне.

Если “Альцгеймер” всё-таки наступает

Главный фактор риска болезни Альцгеймера – возраст. От нее страдает 1 % 60-летних людей, 7 % 75-летних и около 30 % 85-летних. Самыми распространенными формами деменции являются болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция и болезнь Паркинсона. При этом на болезнь Альцгеймера приходится 70 % случаев, на сосудистую деменцию – еще 15 %, а оставшиеся 15 % составляют лобно-височная деменция, болезнь Паркинсона и редкие формы.

Диагностировать болезнь Альцгеймера с абсолютной достоверностью можно только при посмертном вскрытии пациента. Однако, этот диагноз ставят в большинстве случаев, когда наблюдаемые выраженные когнитивные расстройства не подходят под симптомы болезни Паркинсона или другие явно диагностируемые заболевания.

Что именно происходит при этом заболевании? Сначала начинает страдать кратковременная память. Исследования показывают, что вербальная память (способность запоминать последовательность слов) слабеет первой. Затем начинается спад исполнительных функций и затруднение речи. На следующих этапах добавляются бред и галлюцинации. В завершение всего этого пациент теряет способность ходить, говорить, взаимодействовать с реальностью, начинается недержание. Заболевание развивается в течение длительного времени (иногда десятилетиями).
Имеющиеся на данный момент виды лечения дают лишь умеренный эффект.

Некоторые утешительные факты

  • В настоящее время врачи научились достаточно достоверно диагностировать различные виды деменции на ранних стадиях.
  • Когнитивные и физические тренировки помогают замедлить спад умственных способностей.
  • Почти в половине случаев спада когнитивных способностей состояние пациента остается стабильным в течение очень длительного времени.
  • Эффективного лечения не существует, но ряд мер способны задержать развитие заболевания

Деменция (слабоумие) - приобретенный психический дефект с преимущественным расстройством интеллектуальных функций.

Признаками деменции являются утрата накопленных способностей и знаний, общее снижение продуктивности психической деятельности, изменение личности. Динамика деменции бывает различной. При опухолях мозга, атрофических заболеваниях и атеросклерозе постоянно нарастает дефект психики. В случае посттравматической и постынсультной деменции возможны восстановление некоторых психических функций в первые месяцы заболевания и стабильный характер симптомов на протяжении многих последующих лет. Однако в целом негативный характер расстройств при деменции определяет ее относительную стойкость и невозможность полного выздоровления.

Клиническая картина слабоумия существенно различается при основных психических заболеваниях - органических процессах эпилепсии и шизофрении.

Органическое слабоумие бывает обусловлено самыми различными болезнями, приводящими к нарушению структуры мозга и массовой гибели нейронов.

В клинической картине органической деменции преобладают грубые расстройства памяти и снижение способности к абстрактному мышлению. Предположительно о причине возникновения этого синдрома можно судить по некоторым особенностям клинической картины заболевания. По клиническим проявлениям различают лакунарное и тотальное слабоумие.

Лакунарное (дисмнестическое) слабоумие проявляется в первую очередь расстройством памяти (способность к образованию понятий и суждений нарушается значительно позже).

Это существенно затрудняет возможности приобретения новых сведений, но профессиональные знания и автоматизированные навыки могут долго сохраняться у таких больных. Хотя в сложной профессиональной деятельности они чувствуют беспомощность, но легко справляются с ежедневными домашними заботами. Характерно наличие критического отношения к своим недостаткам: пациенты стесняются несамостоятельности, извиняются за нерасторопность, пытаются (не всегда успешно) компенсировать нарушение памяти, записывая наиболее важные мысли на бумаге. С врачом такие больные откровенны, активно предъявляют жалобы, глубоко переживают свое состояние. Изменения характера при лакунарном слабоумии довольно мягкие и не затрагивают ядра личности. В целом родственники находят, что основные формы поведения, привязанности, убеждения больных остаются прежними. Однако чаще все-таки отмечаются некоторое заострение личностных черт, «шаржирование» прежних особенностей характера. Так, бережливость может обратиться в жадность и скаредность, недоверчивость - в подозрительность, замкнутость - в мизантропию. В эмоциональной сфере для больных с дисмнестическим слабоумием характерны сентиментальность, эмоциональная лабильность, слезливость.

Причиной лакунарного слабоумия бывают самые различные диффузные сосудистые заболевания мозга: безынсультное течение атеросклероза и гипертонической болезни, диабетическая микроангиопатия, поражение системных сосудов при коллагенозах и сифилитической инфекции (lues cerebri). Изменения в состоянии кровоснабжения мозга (улучшение реологических свойств крови, прием сосудорасширяющих средств) могут вызывать колебания состояния и короткие периоды некоторого его улучшения у данных больных.

Тотальное (глобарное, паралитическое) слабоумие проявляется первичной утратой способности к логике и пониманию действительности.

Нарушения памяти бывают очень грубыми, но могут и существенно отставать от расстройств абстрактного мышления. Заметно резкое снижение или полное отсутствие критического отношения к болезни. Патологический процесс нередко затрагивает нравственные свойства личности: исчезают чувство долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость. Личностные расстройства настолько выражены, что больные перестают быть похожи на самих себя (разрушается «ядро личности»): могут цинично браниться, обнажаться, мочиться и испражняться прямо в палате, бывают сексуально расторможены.

Больной 57 лет, водитель такси, всегда отличался властным, грубым характером, не допускал никакой инициативы со стороны жены и детей, полностью контролировал расходы денег в семье, был ревнив, многие годы злоупотреблял алкоголем. В течение последнего года резко изменился по характеру: стал благодушен и сентиментален, прекратил активно заботиться об автомобиле, не мог разобраться в мелких поломках, предоставлял любой ремонт сыновьям. Продолжал работать водителем, но разучился ориентироваться в городе, все время спрашивал дорогу у пассажиров. Прекратил употребление спиртного, не вникал в дела семьи и семейный бюджет. Дома ничего не делал, не смотрел телевизор, потому что не понимал смысла передач. В ответ на обращение диктора телевидения «Добрый вечер!» часто отвечал: «И вам добрый вечер!». Стал часто напевать вслух песни, однако не мог вспомнить многих слов и постоянно заменял их бессмысленным «улю-лю», при этом на глазах всегда появлялись слезы. Не понимал, почему родные привели его к врачу, однако совершенно не возражал против госпитализации. В отделении делал нескромные комплименты женщинам-врачам и санитаркам.

При компьютерно-томографическом обследовании обнаружены признаки атрофии мозга с преимущественным поражением лобной коры.

Причиной тотального слабоумия является непосредственное поражение коры головного мозга. Это могут быть диффузные процессы, например дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и Пика), менингоэнцефалиты (например, сифилитический менингоэнцефалит - прогрессивный паралич), слабоумие после самоповешения. Однако иногда небольшой патологический процесс в области лобных долей (локальная травма, опухоль, парциальная атрофия) приводит к сходной клинической картине. Существенных колебаний в состоянии больных обычно не наблюдается, во многих случаях происходит неуклонное нарастание симптомов.

Таким образом, разделение слабоумия на тотальное и лакунарное - это не паталогоанатомическое, а синдромальное понятие, поскольку причиной лакунарного слабоумия являются диффузные сосудистые процессы, а тотальное слабоумие может возникнуть вследствие локального поражения лобных долей.

Эпилептическое (концентрическое) слабоумие по сути является одной из разновидностей органического слабоумия.

Шизофреническое слабоумие существенно отличается от слабоумия вследствие органического заболевания.

При шизофрении практически не страдает память, не наблюдается утраты способности к абстрактному мышлению. Вместе с тем нарушаются его стройность и целенаправленность, а также нарастают пассивность и равнодушие. Характерным симптомом является разорванность (шизофазия). Обычно у больных отсутствует стремление к достижению результата. Это выражается в том, что они, не пытаясь ответить на вопрос врача, тут же заявляют: «Не знаю!». Физически крепкие пациенты с достаточно хорошим запасом знаний совершенно не могут работать, поскольку не испытывают ни малейшей потребности в труде, общении, достижении успеха. Больные не следят за собой, не придают значения одежде, перестают мыться и чистить зубы. При этом в их речи нередко присутствуют неожиданные высокоабстрактные ассоциации (символизм, неологизмы, паралогическое мышление). Грубых ошибок в арифметических действиях больные обычно не допускают. Лишь на завершающих этапах заболевания длительное «бездействие интеллекта» приводит к утрате накопленного запаса знаний и навыков. Таким образом, центральными расстройствами при шизофреническом слабоумии нужно считать обеднение эмоций, отсутствие воли и нарушение стройности мышления. Точнее данное состояние следует обозначать как апатико-абулический синдром (см. раздел 8.3.3).

Мозг растет до 15 лет и наиболее интенсивно работает у человека в возрасте от 15 до 25 лет. До 45 лет работа мозга остается прежней, а затем начинает ослабевать.

Мозг подобен автономно действующему командному пункту, разделенному на отдельные зоны, где анализируется полученная информация и подаются сигналы органам тела. Человеческий мозг способен хранить объем информации, содержащийся в тысяче двадцатитомных энциклопедий.

Тайны и явные враги мозга

  • Постоянный стресс
  • Излишний вес
  • Недостаток сна
  • Недостаток физической активности
  • Табакокурение
  • Химические соединения
  • Лекарственные средства
  • Нерациональное питание
  • Травмы головы
  • Сердечно-сосудистые заболевания
  • Повышенное артериальное давление

Что необходимо для построения здорового мозга

Сила ума определяет успехи в учебе, работе и жизни. Потеря памяти и остроты мышления не является неизбежным следствием старения. Это признаки умственного утомления, которое в свою очередь может принести массу неприятностей, вплоть до серьезных заболеваний. Мозг стареет в результате тех же самых сил, что и тело, только быстрее и тяжелее. Причины практически всех проблем с мозгом:

1. Проникновение в мозг свободных радикалов.
2. Снижение способности клеток мозга производить энергию.

Мозг обладает удивительной способностью к регенерации, он может восстанавливать утраченные способности.

Существуют инструменты, необходимые для того, чтобы омолодить разум, когда испытываете признаки забывчивости или невозможности сосредоточиться. Они будут верными помощниками, и при незначительной забывчивости, и при провалах в процессе запоминания, и при тяжелых расстройствах памяти.

Программа питания мозга

Составляя лишь 2% от общего веса организма, мозг потребляет 25% всей энергии, что делает его крайне чувствительным к особенностям питания. Именно поэтому очень важна мультивитаминная и минеральная подкормка своего любимого организма, и полноценная здоровая диета. Питание – настолько сильное медицинское средство, что малейшее изменение пищевых пристрастий может повлиять на весь ваш организм и на состояние мозга в частности.

Для поддержания мозга на пике возможностей необходимо уделить должное внимание главному инструменту сохранения умственного и физического здоровья – питанию. Законы правильного питания требуют: исключить из рациона ненужные источники сахара и транс-жирные кислоты, сократить потребление насыщенных жиров, добавить антиоксиданты и увеличить потребление омега-3-жирных кислот.

Простой прием нескольких пилюль в день существенно снизит риск возникновения у вас многих проблем со здоровьем, в том числе снижения умственной активности, памяти и концентрации внимания.

АНТИОКСИДАНТЫ

Сейчас мы ведем речь о питании мозга и будем рассматривать антиоксиданты – как важнейших строителей умственных способностей. Если мозгу не хватает антиоксидантов, он становится более подверженным разрушающему действию свободных радикалов и начинает скатываться по нисходящей, обеспечивая ухудшение мыслительных способностей. Регулярный прием витаминов-антиоксидантов снижает вероятность развития сосудистой деменции на 88%, которая опасна, прежде всего, тем, что является основной причиной старческого слабоумия, и вместе с тем болезни Альцгеймера. Таблетка, содержащая полный набор антиоксидантов, состоит из витаминов А, С, Е и минеральных веществ (селена и цинка).

Из банка данных VIVASAN:

Зеленый чай с перечной мятой в таблеткахa — является эффективным оружием в борьбе со свободными радикалами.

Сироп Красная ягода – энергетический мультивитаминный напиток на основе фруктовых соков (клюквы и маракуйи) и экстракта зародышей пшеницы. Содержит полный комплекс витаминов антиоксидантов.

ВИТАМИН С

Каждый слышал о полезных свойствах витамина С. Но мало кому известно, что витамин С существенно улучшает умственные способности. Специалисты установили, что прием витамина С способен повышать IQ (коэффициент интеллекта) в среднем на 5 пунктов (что довольно значительно). Отсутствие достаточного количества витамина С может вызвать нарушение памяти, невнимательность, усталость.

Витамин С является водорастворимым витамином, поэтому он легко выводится с мочой, задерживаясь в организме всего на 4-6 часов.

Прием витамина С чрезвычайно эффективен и в пожилом возрасте. Такие доказательства были получены в ходе исследования, охватившего около 3400 гавайцев с острова Гонолулу. Испытания показали, что пожилые люди, принимавшие витаминные добавки С и Е показали лучшие результаты в тестах на память, чем те, кто добавки не принимал.

Из банка данных VIVASAN:

VIVASAN располагает большим количеством минерально-витаминных комплексов в состав которых входит витамин С. Наиболее предпочтительные среди них:

Ацерола в таблетках – добавка к пище общеукрепляющего действия, оптимальным образом восполняющая потребность организма в витамине С. В ацерола – тропической вишне – чудовищно много витамина С, в 30-80 раз больше, чем в лимонах или апельсинах.

COQ-10 (coenzyme Q10, ubiquinol – коэнзим Ку10, убиквинол)

Q-10 является основным питательным веществом, снабжающим биохимический «электрогенератор», который обеспечивает клетки энергией.

Q-10 – это, по существу, энергия: он стимулирует производство энергии на клеточном уровне.

Пониженный уровень коэнзима Q10 означает увеличение количества свободных радикалов, недостаток энергетического снабжения мозга, быструю утомляемость, «ожирение» нервных клеток мозга, которые перестают с должной эффективностью учиться, думать и запоминать информацию, и большую подверженность неврологическим заболеваниям. Исследования показали, когда уровень Q-10 снижается (что характерно для возрастных изменений) снабжение органов и клеток энергией перестает отвечать реальным потребностям организма. Снижение уровня коэнзима Q10 представляет собой двойную опасность для клеток мозга: во-первых – они получают меньше необходимой энергии, а во-вторых — подвергаются атакам свободных радикалов.

Если мозгу не хватает энергии, в нем возникает и нехватка нейромедиаторов – химических соединений, которые обеспечивают остроту мышления и быстроту реакции, а также он теряет способность восстанавливать клетки, поврежденные свободными радикалами.

Прием Q-10 влечет за собой следующие положительные изменения в организме: увеличение энергичности, улучшение сердечной деятельности, профилактика болезни десен, стимуляция имунной системы, сохранение оптимального уровня функционирования мозга, повышение удовольствия от жизни.

Из банка данных VIVASAN:

Тониксин в таблетках и Тониксин во флаконах – тонизирующее средство, великолепно помогает при утомлении в любых видах умственных, психических, физических нагрузок. В состав входит: коэнзим Q 10, корень элеутерококка, корень женьшеня, корень левзеи сафлоровидной, корень радиолы розовой, экстракт катуабы, мед акации, аргинина аспартат.

ГИНКГО БИЛОБА (ноотропы)

Во всем мире полным ходом идет разработка и патентование новых ноотропных средств. Вместе с тем в медицине давно известны природные ноотропы, одним из которых является гинго билоба.

Гинкго билоба – одно из самых популярных в мире лекарственных растений. Многовековой опыт лечения самых различных заболеваний показал, что гинкго билоба является одним из наиболее безопасных, дешевых и эффективных растительных лекарственных средств, широко применяемых как в условиях стационара, так и при самолечении. Целебные вещества листьев этого реликтового дерева обладают ярко выраженным позитивным действием на кровоток, снижают потребность мозговой ткани и сердечной мышцы в кислороде, оптимизируют оксидантный баланс в организме, предотвращают преждевременное старение жизненно важных органов и систем, облегчают и устраняют симптомы мозговой недостаточности.

Это чудесное растение предупреждает умственное переутомление, повышает работоспособность и интеллектуальную активность, способствует улучшению памяти и концентрации внимания.

Листья Гинко билоба более 4000 лет используются в китайской медицине для лечения слабеющей памяти. Эффективность этого реликтового растения была доказана и западными учеными.

Важно, что применение гинкго билоба не только улучшает умственные функции, но и в значительной степени способствует общему укреплению здоровья и улучшению самочувствия. Некоторые исследования, проведенные в Европе и США, показали, что гинкго может помочь людям, страдающим от болезни Альцгеймера. Ведущие европейские ученые установили, что у больных слабоумием, принимавших гинкго, наблюдаются признаки улучшения состояния. Исследования, проведенные в США несколько лет назад, подтверждают эти данные.

Из банка данных VIVASAN:

Гинколин драже – эффективная БАД с экстрактом гинкго билобы и витамином С для улучшения кровоснабжения головного мозга, сердца и укрепления памяти.

ОМЕГА-3

Научные исследования показывают, что Омега-3 необходима для нормальной деятельности мозга, так как она обеспечивает быстрый приток энергии, помогающей передаче импульсов, несущих сигнал от одной клетки к другой. Это помогает нам легче думать, хранить информацию в памяти и извлекать ее оттуда по мере надобности. Рекомендуется при мигрени и нервных стрессах. Это вещество необходимо развивающемуся в чреве матери эмбриону. В экспериментах на животных обнаружено, что у детенышей необратимо нарушалась способность к обучению, если у их матерей не хватало незаменимой жирной кислоты Омега-3.

Жирная кислота Смега-3 в рыбных блюдах, рыбьем жире или витаминных добавках, увеличивает выработку белка LR11, препятствующему действию крахмалистой беты, токсичной для мозговых нейронов.

А низкие уровни этого белка приводят к окислительному напряжению в мозге и формированию нейродегенеративной болезни, которая включает признаки слабоумия, потерю памяти и т.д.

Жирная кислота Омега-3 не может быть получена из других источников, кроме рыбы. Она является очень важной для эмбрионального и младенческого познавательного развития. К сожалению, в России далеко не всем доступна свежая морская рыба, тем более из холодных северных морей. В данном случае выходом может стать прием капсулированных рыбных жиров, произведенных из такой рыбы.

Из банка данных VIVASAN:

Лососевое масло в капсулах «Витал плюс» – содержат не менее 30% полиненасыщенных жирных кислот ОМЕГА-3

Распространенное мнение: интеллектуальные способности человека с возрастом неизбежно ухудшаются. Считается, что, отучившись в школе и закончив институт, мы усваиваем основной объем знаний, главные рабочие навыки получаем до 30-35 лет, а дальше обязательно начинается спад. Мы верим этому и... боимся. Но действительно ли люди глупеют с возрастом?

Первое, что хотелось бы отметить: ощущение, будто вы поглупели, иррационально, как любое чувство. Толчком к нему могут послужить какие-то реальные факты, но делать выводы на его основе было бы поспешностью. Поэтому разберем научные доводы.

Что происходит с мозгом в процессе взросления человека? У младенцев и маленьких детей развитие мозга происходит с наибольшей интенсивностью. Впервые устанавливаются нейронные связи, которые впоследствии станут основой привычных для взрослого человека навыков — ходьбы, речи, чтения и письма. Но можно ли сказать, что среднестатистический младенец умнее студента?

Вот, кстати, и первый факт: высокая интенсивность процессов в мозге еще не означает самые высокие интеллектуальные способности. Младенец развивается так активно, потому что ему нужно успеть заложить "базу" для будущей жизни. То же можно сказать и о школьниках и даже о студентах.

На последние классы школы и на время обучения в институте (то есть на возраст примерно между 15 и 25 годами) действительно приходится пик способности запоминать новую информацию и осваивать незнакомые предметные области. Отчасти это связано с биохимическими процессами в мозге: нервные клетки начинают постепенно отмирать после 20 лет.

Хотя, как показали исследования, объем отмерших клеток незначителен и реально практически не влияет на мыслительные способности человека, особенно если учесть, что количество самих нейронов составляет всего 10 процентов от общего объема мозга. Но есть и другие причины: чем меньше знаний мы имеем, тем легче наш мозг поглощает их, подобно губке.

А с возрастом, когда мы уже накопили определенный багаж информации и развили критичность мышления, любые новые сведения должны пройти проверку (согласуются ли они с остальными нашими знаниями, не противоречат ли им) и "встроиться" в уже имеющуюся картину мира.

Неудивительно, что на усвоение одного и того же объема новой информации сорокалетнему человеку понадобится больше времени, чем двадцатилетнему. Но и его интеллектуальные ресурсы будут при этом более активны: он проделает работу не просто по запоминанию новых сведений, но также подвергнет их критическому осмыслению и освежит все прежние знания, касающиеся данной темы.

Более того, ученые уже опровергли постулат о том, что с окончанием юности и началом взрослой жизни мозг теряет способность к пластичности — образованию новых нервных клеток и связей между ними. Исследования мозговой активности людей, перенесших инсульт, доказали: мозг взрослого человека способен вырабатывать нейроны и устанавливать новые связи между ними.

Есть и еще один психологический фактор: чем больше мы узнали, тем менее значительным кажется прирост новых знаний. Студент-первокурсник, проучившийся полгода, чувствует себя невероятно поумневшим по сравнению со школьным периодом. Человек, получающий второе высшее образование или проходящий курсы повышения квалификации, уже не ощущает подобной эйфории, хотя проделывает ничуть не меньшую умственную работу.

Однако в предположении о том, что многие люди глупеют с возрастом, есть своя доля правды. И заключается она вот в чем: интеллектуальные способности нуждаются в тренировке. Получая образование (что заложено стандартной "социальной" программой), мы вольно или невольно "тренируем" свои нейроны.

А дальше все зависит только от нас: от выбора работы, досуга, широты взглядов на жизнь, количества прочитанных книг… Причем развитие мозга происходит не только во время интеллектуального труда — на его работу благотворно влияет и разнообразие впечатлений.

То есть "тренировать мозг" — это не только читать новые книги, но и осваивать новые виды спорта, путешествовать по местам, где никогда не был, учиться играть в настольные игры — все что угодно.

И здесь психологический фактор тоже играет существенную роль: тот, кто считает подобный досуг "ребяческим" и недостойным солидного взрослого человека, или тот, кто не желает выступать в роли новичка, предпочитая всегда и во всем быть на высоте, в перспективе значительно снижает свое умственное развитие.

Соблюдая условия "тренировки мозга", с возрастом вы сможете наблюдать не снижение, а даже повышение интеллектуальных возможностей, утверждают специалисты. Если главное преимущество студентов и молодых людей - скорость усвоения новой информации, то люди среднего возраста наиболее продуктивны там, где могут использовать накопленные ими знания и опыт, - в первую очередь в профессиональной сфере.

После 30-35 лет у человека повышается уровень аналитических способностей, а также возрастает самооценка, что благоприятно сказывается на многих сферах деятельности — от качества коммуникативных навыков до эффективности решения задач в команде.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы