Запомнить суффиксы неопределенной формы тебе поможет словарь. Какие суффиксы имеют инфинитивы в русском языке

Главная / Начальная школа

МБОУ Жуковская средняя школа № 5

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. СУФФИКС -ТЬ (-ТИ, -ЧЬ)»

УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

УЧИТЕЛЬ: ШЛЯХОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

2015 – 2016 уч.год

Тема: «Начальная форма глагола. Суффикс -ть (-ти, -чь)»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола, с

суффиксами начальной формы глагола -ть (-ти, -чь).

Задачи.

    Научить выделять глаголы неопределённой формы в тексте.

    Формировать умения обнаруживать все известные орфограммы; развивать внимание, речь, умение работать с учебником и словарём.

    Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, положительное отношение к знаниям.

Оборудование: доска, учебник, словарь, тетрадь, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

2. Орфографическая разминка.

Б.льшой ло│с’│ вышел на опу│ш│ку.

Запишите предложение в тетрадь, вставляя нужные буквы. Назовите орфограммы.

Найдите глагол. (Вышел) В какой форме он стоит? (В форме 3-го лица, ед. числа, м. р.)

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной формой глагола.

3. Изучение нового материала.

1) Актуализация новых знаний

На доске слова: идёт смотрит

постоять нарисовать

увидит прыгать

лежать спишет

Разделите данные глаголы на группы.

Проверка (у доски ученик делит слова на группы)

идёт постоять

смотрит нарисовать

увидит прыгать

спишет лежать

В какой форме стоят глаголы в первом столбике? А во втором?

2) Сообщение темы и цели урока

Что общего у глаголов начальной формы? (ответы детей)

Правильно. Давайте выделим суффиксы.

Сформулируйте правило. Вам помогут вопросы в учебнике (с. 153).

(Дети формулируют правило о начальной форме глагола)

3) Работа по учебнику

● Упражнение 174 (а) – запись с комментированием. Выделить суффиксы начальной формы глагола.

пила - пилить, напилить

мыло – мылить, намылить

завтрак – завтракать, позавтракать

коса – косить, покосить

Физминутка

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх,

Отдохнёт спина у всех.

● Упражнение 175 – знакомство с ещё двумя суффиксами начальной формы глаголов -ти, -чь.

Выборочное списывание. Выделить суффиксы.

4. Закрепление

1) Работа в группах

Где глаголы записаны только в начальной форме? (В словарях)

Как найти глаголы в обратном словаре? (на -ть, -ти, -чь)

Выполнение заданий в группах (задания раздаются в конвертах).

Проверка.

2) Самостоятельное выполнение тестов

1. Отметь значком (+) глаголы в начальной форме

помогать

2.Обведи букву с правильным ответом.

Глаголы в начальной форме отвечают на вопрос:

а) что делать?, б) что делает?, в) что делают?,

г) что сделать?, д) что сделал?

3. Какие суффиксы являются показателями начальной формы глагола:

__________________________.

4. Найти в тексте и подчеркнуть глаголы в начальной форме.

Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу.

Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.

5. Домашнее задание: упражнение 174(б), составить два предложения с глаголами в начальной форме.

6. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?

Какие суффиксы являются показателями начальной формы глагола?

7. Рефлексия. (Дети отмечают номера упражнений в тетрадях цветными карандашами)

На уроке я работал …

Интересным было …

ИНФИНИТИВ (неопределенная форма), одна из неличных форм глагола, близкая к отглагольному имени. С синтаксической точки зрения, инфинитив представляет собой подчиненную предикацию, употребляемую в определенном наборе конструкций. Наиболее типичными позициями употребления инфинитива могут считаться позиция дополнения при каузальных глаголах («заставляет, разрешает, запрещает »), фазовых («начинает, продолжает, заканчивает»), модальных («хочет, может, требует, должен»), глаголах, обозначающих эмоции и – шире – отношение субъекта к совершаемому действию («любит, ненавидит, предпочитает, боится, ленится, торопится»), словах типа «можно», «нужно», «нельзя», «пора», а также обстоятельства цели при глаголах движения («идет, уходит, приходит, отправляется, возвращается P») – в тех языках, где отсутствует особая, употребляющаяся именно в этой позиции, форма – так называемый супин. Инфинитив может выступать также в роли подлежащего и сказуемого (В шахматы играть (подлежащее) – своих сберегать (сказуемое)); в ряде языков представлено его абсолютное употребление – как правило, для передачи различных модальных значений (ср. русск. Пить! = "Хочу пить", Молчать! = "Приказываю молчать", Не дышать! = "Не дышите!", Тебе решать = "Ты должен решать", Тебе помочь? = "Нужно ли, чтобы я тебе помог?" и т.д.), в связи с чем некоторые исследователи полагают, что прототипической функцией инфинитива является именно выражение модальности. С семантической точки зрения, инфинитив может быть охарактеризован как форма, называющая действие само по себе, в максимальном отвлечении от его грамматических характеристик. По этой причине в лексикографической традиции многих языков, включая и русский, инфинитив (а если инфинитивных форм несколько – наименее маркированная из них) выступает как словарная и, более того, «исходная» (т.е. такая, из которой по определенным правилам могут быть выведены все остальные формы) форма глагола. Такой подход, однако, не характерен, например, для латыни, где формы страдательного причастия и инфинитива приводятся после личных форм – ср., например, заголовок словарной статьи глагола «брать»: capio (1 л. ед. ч. наст. вр.), (1-е л. ед. ч. перфекта), captum (страд. причастия), capere (инфинитив). В древнегреческом языке и в санскрите форма инфинитива, как правило, вообще не включается в словарную статью вследствие морфологической тривиальности и относительно малой употребительности в текстах. Свойственная инфинитиву «абстрактность» в назывании действия способствует тому, что в инфинитиве практически всегда выражается меньше глагольных категорий, чем в финитных формах, но отнюдь не означает, что их выражение вообще невозможно. Напротив, языки, имеющие ровно одну форму инфинитива, такие, как французский, румынский, немецкий (ср. франц. étonner, рум. a mira, нем. wundern «удивлять») и т.д., встречаются относительно редко. Инфинитивные формы могут различаться по залогу (ср. русск. «надо лечить» – «надо лечиться», лат. onerare «нагружать» – onerari «быть нагруженным»), каузативности (ср. тохарское B klautkatsi «превращаться» – klautkästsi «превращать»), (относительному) времени (ср. лат. Audio puellam cantäre «Я слышу, как девушка поет» – Audivi puellam cantavisse «Я слышал, как девушка пела») и т.д. Более того, в значительном большинстве языков с единственным «синтетическим» инфинитивом имеются еще так называемые аналитические, т.е. образуемые с помощью вспомогательных глаголов, местоимений и других служебных слов инфинитивные формы: ср., например, формы страдательного залога – франц. être étonné, рум. a fi mirat, нем. gewundert sein «быть удивленным».

В португальском языке традиционно выделяется так называемый спрягаемый, или личный инфинитив, принимающий показатели лица и числа субъекта действия: ср. falar «говорить» – e preciso falar-es «надо, чтобы ты говорил», e preciso falar-mos «надо, чтобы мы говорили», e preciso falar-des «надо, чтобы вы говорили» и т.д.

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .

2. Каждый глагол имеет следующие формы:

  • начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это ): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;
  • спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

  • существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ;
  • существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;
  • существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

5. Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? — запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? — читали ), настоящее (что делают? — цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? — будет чертить, будет петь ).

В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? — несовершенный вид) своих врагов; Король казнит (что сделает? — совершенный вид) несколько мятежников .

6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

  • Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .
  • Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.
  • Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести — несут — неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам

  • настоящее время: хожу, думаю ;
  • будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное);
  • прошедшее время: ходил, думал .

8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):

  • 1-е лицо: я иду, мы идём ;
  • 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;
  • 3-е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .

Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .

9. Число — непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

  • единственное число: иду, шёл, пойду ;
  • множественное число: идём, шли, пойдём .

10. Род — непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

  • мужской род: захотел бы ;
  • женский род: захотела бы ;
  • средний род: захотело бы .

11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .

Но инфинитив может быть любым членом предложения:

  • Жить — родине служить (жить — подлежащее, служить — сказуемое);
  • Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое);
  • У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться определение);
  • Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать дополнение);
  • Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть обстоятельство цели).

12. Морфологический разбор глаголов (план)

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма (инфинитив).

  • вид (совершенный, несовершенный);
  • возвратность (невозвратный, возвратный);
  • переходность (переходный, непереходный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый или архаический).

4. Непостоянные морфологические признаки:

  • наклонение;
  • время (в изъявительном наклонении);
  • число;
  • лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
  • род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься — люби и саночки возить .

Любишь

что делаешь?
2. Н. ф. любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.

Кататься

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. кататься.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.

Люби

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
2. Н. ф. любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица.
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).

Возить

1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. возить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Источники:

  • Глава «Глагол» в пособии Зубковой А. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Глагол» в пособии Литневской Е. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»

Дополнительно на Геноне:



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы