Физическое развитие и охрана здоровья детей. Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста

Главная / Детская психология

Здоровье детей дошкольного возраста включает характеристики психического и физического развития, адаптационные возможности детского организма, социальную активность. Все эти характеристики вместе формируют определенный уровень физической и умственной работоспособности. Таким образом, оценивать общее состояние дошкольника нужно исходя из следующих направлений:

  • эмоциональное здоровье;
  • развитие движений;
  • психическое развитие и здоровье;
  • уровень адаптационных возможностей;
  • физическое здоровье.

Все эти направления устанавливают соответствие детей дошкольного возраста необходимым нормам. Также, в случае выявления несоответствий или отклонений родители должны использовать целенаправленные коррекционные методы.

Дети дошкольного возраста находятся в «критическом» периоде: они часто раздражаются, плаксивы, гиперактивные и наоборот, вялые и апатичные, могут быстро уставать и быть невнимательными.

В этот период проявляются и формируются различные аллергические реакции и соматические заболевания. Еще неокрепший и полностью не сформировавшийся организм ребенка в большей степени подвержен инфицированию, а частота простудных заболеваний очень высока.

Но не только имеющие хронические заболевания дети, но и абсолютно здоровые должны находиться под пристальным вниманием родителей и воспитателей дошкольных учреждений.

Сформированное в сознании ребенка понятие «личное здоровье» можно распознать по некоторым предпосылкам:

  1. Дети пытаются сохранять и показывать правильную осанку.
  2. Развиты навыки самообслуживания, старательность в выполнении бытовых поручений.
  3. Проявляют физическую активность в игре, чтобы достичь поставленной цели.
  4. Психические процессы развиваются быстро.
  5. Дети умеют сохранять контролировать собственные эмоции.
  6. Становление у детей действительно значимых жизненных целей.

Как дети определяют понятие «самосохранения»

У детей младшего дошкольного возраста отсутствует определение даже самой элементарной характеристики понятия «здоровье», несмотря на то, что они понимают, что такое болезнь. Поэтому никакого отношения к самосохранению дети пока иметь не могут.

У детей среднего дошкольного возраста формируется отношение к болезни, как к чему-то негативному, вызванному окружающей средой или их собственными действиями. Например, дети понимают, что нельзя мочить ноги, сидеть на сквозняке и есть мороженое. В их понимании здоровье – нечто абстрактное, а быть здоровым – это просто не болеть.

У детей старшего дошкольного возраста формируется более отчетливое понятие возможной угрозы собственными действиями. Именно в старшем дошкольном возрасте, дети начинают понимать, что физическое здоровье очень важно, но при этом им трудно удержаться от получения возможного удовольствия (съесть вкусную, но холодную еду, например).

Здесь «самосохранение детей» во многом зависит от мотивации со стороны родителей. Закрепление правил гигиены и регулярная зарядка, воспитание, обучение и мотивация со стороны родителей поможет быстро сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Принципы ухода за детьми

Только при правильном уходе за детьми они вырастут сильными и здоровыми. Какие же принципы ухода за детьми? Прежде всего, это правильное питание, занятия физической культурой, закаливание, поддержание психического здоровья, правильный режим дня и регулярные врачебные осмотры. К перечисленным принципам можно еще отнести соблюдение правил осторожности на улице и дома. Некоторые советы о том, как поддержать здоровье детей.

Здоровое питание

  • ограничение потребления сладостей, мучного, приводящих не только к лишнему весу, но и порче зубов;
  • забота о получении питательных веществ в соответствии с возрастными требованиями, пища должна быть разнообразной. Основы заложенного в детстве правильного питания и избирательный подход к здоровой еде сохраняются и в зрелом возрасте.

Физическое здоровье

  • поощрять физические нагрузки нужно с самого раннего возраста, а также участие в подвижных играх с другими детьми;
  • ежедневная утренняя гимнастика укрепляет легкие и сердце детей, развивает мышечную силу. К тому же гимнастика и упражнения развивают детскую волю и познавательные способности.

Закаливание детей дошкольного возраста

  • главные требования при закаливании детей дошкольного возраста – это систематичность и постепенность. Важно учитывать общее здоровье ребенка и его физическое развитие;
  • полезно купание в открытых водоемах, хождение босиком, воздушные ванны, обтирания и контрастное обливание;
  • перед началом закаливания нужно настроить ребенка положительно к этому процессу.

Поддержание психического здоровья

  • важна спокойная обстановка в семье, отсутствие ссор и выяснения отношений между взрослыми;
  • дети дошкольного возраста особенно нуждаются в проявлении заботы и ласки, совместном веселом времяпровождении с родителями;
  • не менее важно общение со сверстниками и игры.

Регулярные медицинские осмотры

  • профилактические осмотры участкового педиатра и узких специалистов помогут следить за общим состоянием ребенка, а также вовремя заметить и распознать отклонения в развитии;
  • профилактические прививки против инфекционных заболеваний – часть программы по сохранению здоровья детей.

Правила осторожного поведения на улице и дома

  • несчастные случаи в большей степени предотвратимы. Необходимо предпринять меры предосторожности в доме: закрыть розетки специальными заглушками, хранить лекарства и бытовую химию в недоступном месте, ограничить подход к плите и лестницам и пр.;
  • ребенку надо объяснить, какую угрозу несет в себе транспорт, а по возможности обучить правилам перехода через дорогу;
  • дети всегда должны находиться под присмотром взрослых.

Социальное здоровье

Социальное здоровье – это постоянная адаптация к меняющимся условиям, усвоение правил поведения в обществе, его культуры и традиций. Маленький человек знает и умеет немного, а учить его предстоит родителям и работникам дошкольных учреждений.

В семье, где царит взаимопонимание и уважение, передается накопленный годами ценный опыт и знание,социальное развитие ребенка, как правило, в норме.

Социальное становление детей дошкольного возраста предполагает формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от возраста ребенка. Так, для младшего дошкольного возраста – это семейная идентификация, для детей среднего дошкольного возраста – это семейная, половая и видовая идентификация. Дети постарше различают правовую, национальную и этническую идентификацию.



Здоровье физическое

Физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется становлением органов и систем организма. Еще с рождения дети могут отличаться по своей подвижности, силе и уравновешенности. Но это только заложенные природой особенности: главную роль играет создание максимально благоприятных условий окружающей среды и правильное физическое воспитание. Важно заметить, что физическое воспитание не только укрепляет организм, но и учит выразительности движений и правильному восприятию красоты.

В связи с повышенными требованиями к первоклассникам, чрезмерными нагрузками на позвоночник, формировать физическое здоровье и выносливость следует начинать как можно раньше.

Как организовать здоровый образ жизни дошкольника?

От эффективности организации здорового образа жизни зависит полноценное развитие ребенка. В формировании здоровья для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста ставятся свои цели.

Возрастная группа Задачи родителей
Младшая группа дошкольников
  1. Сформировать представление о себе, как об отдельной личности.
  2. Объяснить способы заботы о себе и об окружающем мире.
  3. Ознакомить с правилами выполнения физических упражнений (научить координировать свои движения, слушать команду).
  4. Объяснять ребенку правила поведения на улице и дома (ходить через дорогу только за руку с взрослыми, смотреть под ноги).
  5. Знакомить с гигиеническими процессами (чистка зубов, умывание, мытье рук перед едой и пр.)
Средняя группа дошкольников
  1. Знакомить ребенка с частями тела и их функциями.
  2. Учить заботиться о себе и соблюдать правила гигиены.
  3. Знакомить с профилактикой заболеваний (правильное дыхание, закаливание).
  4. Сформировать у ребенка привычку ежедневно выполнять физические упражнения.
  5. Рассказывать о микробах и способах распространения инфекций.
Старшая группа дошкольников
  1. Ребенок старшего дошкольного возраста должен выполнять регулярно физические упражнения.
  2. Обучить ответственно относиться к своему телу и органам (например, гулять на свежем воздухе, чтобы дать легким свежий воздух, заниматься спортом, чтобы быть сильным и т. п.).
  3. . Обучить правилам поведения в неожиданных ситуациях (к примеру, что делать, если что-то загорелось).

Такое распределение задач поможет родителям научить ребенка правилам здорового образа жизни, тем самым не ставя перед ним невыполнимых задач. Здоровый образ жизни, понимание этого понятие самим ребенком и есть основа сохранения и поддержания здоровья.

Режим дня

Приучая детей к соблюдению определенного режима дня, к выполнению требований гигиены, родители помогают сохранить и поддерживать нормальное развитие детей. При составлении режима важно учитывать возрастные особенности и правильную смену деятельности (труд, игры и отдых).

Родители должны установить режим, учитывающий время подъема и отхода ко сну, режим питания, прогулку на свежем воздухе, а в старшем дошкольном возрасте и время на выполнение посильных поручений.

Детский сон должен быть продолжительным: так, дети в возрасте 3-4 лет спят около 14 часов, а дети 4-6 лет 13 часов. При этом важно выделить из этого времени пару часов на дневной сон. Отход ко сну должен быть не позднее 8-9 часов.

Завтракать после пробуждения дети дошкольного возраста должны не позднее, чем через час, а ужинать максимум за полтора часа до сна. В течение дня перерывы между приемом пищи должны составлять не более 4 часов.

Здоровье ребенка во многом зависит от прогулок на свежем воздухе: чем больше, тем здоровее. В летнее время – это 6 часов, а зимой достаточно 4 часа. Лучшим временем для прогулок считается промежуток между завтраком и обедом или время после дневного сна и до ужина.

Существуют некоторые моменты в состоянии здоровья детей, которые особенно должны настораживать родителей.

  1. Если наблюдается неловкость движений, плохая координация, головокружение, головные боли, рвота и укачивание в транспорте, срочно необходимо проконсультироваться с невропатологом.
  2. Чрезмерная подвижность или вялость и быстрая утомляемость, нарушения сна и страхи, плаксивость – основные симптомы детского нервного перенапряжения. Необходима консультация детского психиатра.
  3. Если наблюдается нарушение стула, рвота, тошнота, боли в животе, то следует обратиться к детскому гастроэнтерологу.
  4. Гнусавость, храп во сне, частый насморк, ангины, иногда отсутствует реакция на обращение, необходима консультация ЛОРа.
  5. Кожная сыпь, слезоточивость могут быть реакцией на аллергены. Необходима консультация врача-аллерголога.
  6. Неодинаковая высота плеч или лопаток, сутулость могут говорить о возможной проблеме с позвоночником. В такой ситуации поможет врач-ортопед.

Зачастую родители считают, что достаточно профилактического осмотра участкового педиатра, но это мнение ошибочно. Помимо вышеперечисленных узких специалистов необходим регулярный осмотр эндокринолога, хирурга, стоматолога. При необходимости нужно организовать занятия с логопедом для правильного становления речи и произношения.

Таким образом, забота о здоровье детей зависит от родителей и окружающих его людей. Заботясь о здоровье своих детей в дошкольный период, родители создают благоприятные условия для нормального развития организма в будущем и формировании здоровой во всех отношениях личности.

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии

Здоровье нации- одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья.

Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если:

Учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; физкультурные занятия, занятие по ОЗОЖ, самомассаж, я тем самым повышаю результативность воспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

www.maam.ru

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Актуальность проблемы.

В настоящее время в системе образования происходят большие изменения. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Для дошкольных учреждений существует опыт и различные подходы к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.

Произошло снижение многих показателей качества жизни современного детства, в том числе, и дошкольного в сфере психического, нравственного и духовного здоровья, критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира.

Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. В чем может заключаться работа педагогов и психолога в детском саду по духовно-нравственному развитию ребенка? Каковы психологические методы и технологии? Как выстраивать взаимодействие с семьей в столь тонком направлении деятельности? Наличие этих и ряда других вопросов говорит об актуальности выбранной нами темы работы творческой группы ДОУ: «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников».

Цель работы - определить направления психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Детство - уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственные становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества.

Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении сформулированы основные задачи ДОУ:

Охрана жизни и укрепление здоровья детей;

Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Решение этих задач дошкольного воспитания является сложной проблемой.

Сложности связаны с тем, что современные дети уже при рождении имеют проблемы со здоровьем, как физические, так и психологические.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Для улучшения самочувствия детей важное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Необходимо налаживание более тесной связи с семьей: посещение родителями группы, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, утренниках.

Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали бы ему добиться нужного результата.

Если родители не будут поддерживать действия воспитателей, либо противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и педагогическим коллективом в целом.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им преодолеть собственный авторитаризм, увидеть мир с позиции ребенка, относиться к своему ребенку, как к личности, знать сильные и слабые стороны ребенка, формировать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах.

Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

www.maam.ru

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников одна из актуальнейших проблем нашего времени - Документ

I раздел. Условия

Построение здоровье сберегающего пространства не мыслимо без реализации такого важного принципа – принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям. В группах создаются условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.

На занятия подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые отвечали бы индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловливаются состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности.

II раздел. Диагностика

    Оценка физического развития по центильным шкалам и показатели двигательных навыков (воспитатель физической культуры) ;

    Заболеваемость (мед.работник) ;

    Эмоциональное состояние ребенка (психолог) ;

Обработка данных позволяет выделить три группы, для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.I группа-основная (составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма) , с тренирующей психофизической нагрузкой. II группа-подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие) , с умеренной нагрузкой. III группа-риска с ограниченной психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни)

III раздел. Развитие движений

При организации физкультурно-оздоровительной работы решается задача существенного повышения функциональных возможностей организма ребенка. Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, психофизических качеств, усвоение общечеловеческих и национально–культурных ценностей) .

При разработке содержания двигательного режима учитываются требования:

    обогащать двигательный опыт детей за счет движений общеразвивающего характера, спортивных упражнений и игр;

    способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий, уметь определять цель и задачу действия, выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов;

    умеренно стимулировать процесс развития двигательных способностей и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичности, глазомер;

    повышать общую работоспособность;

    формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и в оздоровительных мероприятиях, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям,

    содействовать охране и укреплению здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение.

    повышать функциональные возможности детского организма;

Условия реализации двигательного режима:

    Дозирование по числу повторений физических упражнений

    Постепенность наращивания длительности нагрузок.

    Разнообразие форм оздоровительной физической культуры.

    Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий.

    Привлечение родителей к проведению спортивных праздников и семейного досуга.

    Комплексы занятий состоят из трех частей:

    В подготовительную часть включаю общеразвивающие и профилактические упражнения, соответствующие нарушениям осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений.

    В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны.

    Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация) , выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры. В занятиях и в индивидуальной работе вне занятий используются упражнения, позволяющие предотвратить плоскостопие у детей дошкольного возраста, и рекомендуются родителям использовать их в домашних условиях.

IV раздел. Лечебно-профилактическая работа

    Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Лечебно – профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности. Тесный контакт со специалистами (медсестра, инструктор ЛФК, специалисты ОВФД, и др.) помогает осуществить контроль за формированием двигательных навыков и развитием физических качеств у детей.

    Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища

    Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

V раздел. Закаливание

Главное требование: "не навреди!”.В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

Два правила:

    обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна;

    проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от предыдущего занятия.

Так после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр; после физкультурных, музыкальных мероприятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д. Важно отметить, что система закаливания ежегодно корректируется медицинскими работниками детского сада в соответствии с результатами и имеющимися условиями.

VI раздел. Здоровый образ жизни

    Азбука здоровья

Материал gigabaza.ru

«Детский сад № 44 общеразвивающего вида»

Доклад на тему:

«Значение подвижной игры для укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников»

Подготовил воспитатель

Вишнякова Е. В.

Состояние здоровья детей является одним из основных показателей работы детского учреждения. Глубоко понимая важность этой проблемы, в нашем коллективе на протяжении ряда лет уделяет большое внимание физическому воспитанию и оздоровлению детей в каждой возрастной группе.

Дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.) . Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Особое значение в физическом развитие дошкольника занимают подвижные игры.

Подвижная игра- одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее.

Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

Для укрепления здоровья воспитанников дополнительно к основным авторам, предусмотренных в программе, мною используются методики таких авторов:

Асачева Л. Ф. Горбунова О. В.-Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Галанов А. С.- Игры для укрепления здоровья малышей.

Железновы Екатерина и Сергей -Гимнастика для малышей

Кузнецов В. С. -Физические упражнения и подвижные игры

Овчинникова Т. С.- Двигательный игротренинг для дошкольников

Трясорукова Т. П-. Речедвигательный тренинг

Подробнее следует остановиться на «Методике раннего музыкального развития Железновых»- характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования.

Занятия весёлой музыкально - ритмичной деятельностью:

Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.

Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.

Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.

Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.

Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.

Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.

Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления.

Репертуар включает:

Жестовые и подражательные игры- формируют двигательные навыки, способствуя хорошему физическому развитию, являются средством предупреждения сердечнососудистых заболеваний и неврозов.

Развивают слух, зрение, речевую память, чувство ритма, устойчивое внимание, быстроту реакции и обеспечивают хорошее настроение. Упражнения собраны в специальные комплексы, объединенные игровым сюжетом, и включают в себя ходьбу, бег, наклоны, повороты, приседания – «Шарики», «Лягушата», «Автобус», «Воробушки», «Часы» и др.

Подвижные игры– хороводы, марши, танцевальные движения, жмурки, салки учат малышей лучше осознавать различные ситуации и роли, принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, развивают эмоциональность, воображение, память, координацию движений и ритм, музыкальный слух и навыки общения – «Кошки – мышки», «Кто в тереме живёт», «Пугало», «Охотник и заяц», «Левая и правая», «Прятки», «Как котята» и др.

Игровой массаж– при проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Когда детям делается массаж, это обеспечивает их сенсорное развитие (они оценивают холод и тепло, характер прикосновения, направление движения, силу давления, гладкость или шершавость материала) . Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Массаж влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение - «Рельсы-рельсы», «Пёрышко», «Ежик», «Лошадка», «Дождик», «Мышки», «Мы пилим», «Барабан», «Дятел», «Маляр» и др.

Список литературы:

1. Асачева Л. Ф. Горбунова О. В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 112 с.

2. Галанов А. С. Игры для укрепления здоровья малышей. СТРЕКОЗА, 2012.-64с.

3.. Режим доступа http://dosug-malysha.livejournal.com/2061.

4.. Режим доступа

Дети дошкольного возраста, семья, педагоги.

Продолжительность:

Долгосрочный

Актуальность проекта

1. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологическойграмотностидетей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников

2. Анализ литературы и нормативных документов, а также результаты педагогических наблюдений, опросов и экспертной оценки позволяют говорить о том, что формирование экологических знаний в процессе физкультурно-оздоровительной работы должно строиться на решении задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Осуществление этого возможно на основе интеграциидвигательнойи познавательной деятельности детей, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения иродителей.

3. Оценка уровня экологической грамотности детей дошкольного возраста показала, что многие из них не имеют представлений (соответствующих их возрасту) о том, что такое загрязнение окружающей среды, и что нужно делать, чтобы быть здоровым. В этой связи целесообразно проведениецеленаправленнойработы с детьми по формированию у них знаний, связанных с сохранением здоровья детей в современной экологической ситуации.

4. Методика физкультурно-экологической работы в дошкольном учреждении, позволяющая интегрировано решать задачифизкультурногои экологического образования, включает различные формы работы: с детьми (физкультурно-экологическиезанятия, физкультурно-экологические досуги, беседы экологического содержания) , сродителями(родительские собрания, беседы; наглядные пособия, рекомендации) , спедагогами(теоретические и практические задания) . Основой методики является формирование у детей знаний и умений, которые можно отнести к новому направлению «Экология занятий физическимиупражнениями», предусматривающее построение занятий физическими упражнениями на основе учета влияния условий окружающей среды на здоровье детей.

Этапы проекта

Диагностика по проекту: «Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников – прямой путь к сохранению и укреплению здоровья».

Сравнительный анализ результатов, характеризующих уровень экологической воспитанности детей по выделенным показателям (уровню экологических знаний; отношению дошкольников к природе; особенностям экологических представлений и умений осуществления деятельности с природными объектами) показал, что до начала проекта дети имели приблизительно одинаковый уровень экологической воспитанности. После проведения проекта у детей уровень экологической воспитанности значительно улучшился.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ – ПРЯМОЙ ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Л. Ю. Миронюк

МБДОУ д/с № 40 «Сороконожка»

г. Усть-Илимска

Начало ХХІ века ознаменовалось выраженным интересом к проблемам экологического образования как новой области педагогики. Современная экология обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано обществом как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.

Существующее на данном этапе обострение экологических проблем диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания. А дошкольный возраст - это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека.

В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Главная направленность - подчеркнуть единство природы и человека, их взаимосвязь и взаимозависимость. Смыслом обучения каждого ребенка является осознание себя частью природы, развитие у него экологического мышления, а это сопровождается соблюдением определенных норм поведения, которые и будут служить критерием оценки экологической воспитанности.

Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009, № 655) указывают на учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

На необходимость целесообразного и преимущественного использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности также указывается в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 10.03.2000, № 16/23-16. ФГТ

Тенденцией целостного системного подхода к изучению природы является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности (наблюдения, исследования, игра, беседа, изобразительная деятельность, чтение, прослушивание музыкальных произведений, воспроизведение объектов природы, инсценирование) в одном занятии, что помогает освоить новые знания. Интеграция помогает обьединить научно-естественное и гуманитарно-эстетическое направления образования.

Работа в данном направлении потребовала конструирования модели интеграции разных форм дошкольного образования,разработки вариативного компонента содержания экологического образования по формированию у детей экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе. Чтобы не увеличивать объем и темп учебной нагрузки,педагоги отметили целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Наиболее органичное сочетание представляют, на наш взгляд, экологическое образование и физическая культура. Они имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, чтопредполагает интегрированное решение следующих основных задач:

Задачи физического воспитания

Задачи экологического воспитания

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

2. Помогать детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.

3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизнина основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям.

3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний варьируется.

Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом) , затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.

Педагогическими условиями реализации разработанных занятий являются:

Обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников;

Наличие экологической тропинки как необходимого элемента предметно-пространственной и физкультурно-игровой развивающей среды;

Осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.

Общение с природой в практической повседневной жизни - это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.

Создание новых интегрированных оздоровительных программ может служить одним из путей решения проблемы состояния здоровьяподрастающего поколения.Физкультурно-экологическая работа явилась основополагающей при разработке программы «Экотуристы», соавтором которой я являюсь.

Детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области экологии, туризма, краеведения.

Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях (походы пешком, на лыжах) развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий.

В частности, предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия в виде экологических походов. Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.

Экологизация физического воспитания предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания, включение в содержание занятий сложных упражнений и подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, сообщение детям знаний, способствующих сохранить и укрепить здоровье в условиях неблагоприятной экологической обстановки, характерной для большинства районов Восточной Сибири, организацию и проведение походов, прогулок-экскурсий в природу, обучение правилам безопасности во время прогулок-экскурсий и походов.

Успех физкультурно-экологической работы будет обеспечиваться несколькими обязательными условиями:

Постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;

Созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;

Накоплением и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

Повышением квалификации и уровня экологического образования и культуры работников ДОУ;

Пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей

и педагогов ДОУ;

Установлением связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования;

Разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.

Данная программа была апробирована в подготовительной группе в течение года. Очевидные результаты развивающего влияния программы доказали данные сравнительной диагностики, высокий уровень экологической компетентности проявили 61% детей. Результаты анкетирования родителей свидетельствовали о наличии положительных показателей функционального состояния организма ребенка (нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб) .

Родители воспитанников принимают активное участие в организованных походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.

Таким образом, приведенные данные вполне можно рассматривать как факт целесообразной работы с детьми по предлагаемой программе и ее значимость в развитии общей культуры личности ребёнка, в его оздоровлении.

Для сформированности прочной базы норм и правил поведения в природе, познавательных, трудовых, эколого-гигиенических и других умений необходима система непрерывного экологического образования «детский сад-школа». Поэтому наша программа является начальным этапом в системе формирования у детей экологической культуры рекреационной деятельности в процессе природопользования и даст дошкольникам базовые знания и умения в области экологического образования.

В плане дальнейшего развития инициативы, активизации инновационного поиска в области экологического, здоровьесберегающего образования предполагается создание целостной системы экологического образования дошкольников и школьников в условиях нашего микрорайона.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Здоровье и физическое развитие детей [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Рассмотрим взаимосвязь здоровья и физического развития детей, которое является одним из ключевых показателей здоровья ребенка. Обоснована необходимость регулярной оценки уровня физического развития ребенка с целью преодоления возможных заболеваний на ранних этапах их возникновения.

Значение физического развития детей

Здоровье и физическое развитие находятся в тесной взаимосвязи. У детей с имеющимися нарушениями здоровья – замедлено или значительно ухудшено физическое развитие. Физическое развитие детей представляется в совокупности морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи в детском возрасте. Оно неразрывно связано с воспитанием тяги к здоровому образу жизни.

Проблема здоровья и физического развития детей широко изучена в медицине. Еще в XIX веке русские ученые Ф. Ф. Эрисман и Н. В. Зак установили, что физическое развитие детей и подростков из привилегированных кругов значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных.

В период советской власти о здоровье и физическом развитии детей писали такие ученые как: А. Н. Антонова, М. Д. Большакова, М. А. Минкевич, Е. П. Стромская, Л. А. Сысин, Л. Л. Рохлин, В. О. Мочан и др. В настоящее время проблемам детского развития и здоровья большое внимание уделено в трудах таких специалистов как: В. В. Голубев, А.А. Баранов, Н.В. ЕжоваН.П., Шабалови др.

Показатели физического развития детей

Здоровье и физическое развитие детей зависит от того, в какой физической форме и как часто занимается спортом ребенок. Важную роль в оценке здоровья детей выполняют показатели физического развития детей.

Под физическим развитием детей понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма таких как:

  1. рост,
  2. окружность грудной клетки,
  3. емкость легких,
  4. мышечная сила рук и т. д.

Физическое развитие и ребенка и взрослого напрямую связано с деятельностью систем организма:

  1. сердечно-сосудистой,
  2. дыхательной,
  3. пищеварительной,
  4. опорно-двигательной и др.

Состояние вышеперечисленных систем является показателем физического развития ребенка. Установлено, что, от того, как развит ребенок физически зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Многие ученые-валеологи отмечают, что физическое развитие как категория здоровья, напрямую связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. Это неоспоримо. Однако, нельзя забывать, что от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням и соответственно состояние внутренних органов.

Физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма и является одним из важнейших показателей здоровья детей.

В настоящее время все больше и больше говорят об акселерации детского организма. Она оказывает непредсказуемое воздействие на здоровье и физическое развитие детей. Акселерация – это ускоренные темпы развития называются организма. В науке уживаются не одна теория акселерации. Считается, что это – результат общей тенденции в биологии современного человека, возникшей под влиянием научно-технического прогресса. Это изменение питания, увеличение активности Солнца, изменение климатических условий, урбанизация, нарушения генетической изоляции (межнациональные браки), излучение бытовой техники и т.п.

Показателями физического развития ребенка чаще всего считаются рост и вес. Они оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности .

Для детского организма характерен быстрый рост и непрерывное развитие. По мнению Н.В. Ежовой в медицинской науке различают ряд периодов детского развития, которые отражены на рисунке ниже.


Периоды жизни ребенка

На физическое развитие ребёнка оказывают влияние множество факторов:

  1. Наследственность, в которой большую роль играют не только гены родителей, но и расовая принадлежность и гены многих поколений предков.
  2. Питание ребёнка, которое обеспечивает физиологические потребности организма. Несбалансированное питание часто приводит к дефициту или избытку определённых веществ, развитию различных заболеваний.
  3. Условия окружающей среды и уход за ребёнком.
  4. Наследственные болезни, наличие некоторых хронических заболеваний, перенесённые тяжелые травмы или инфекционные болезни.
  5. Правильно распределённая физическая нагрузка, двигательная активность ребёнка, его психологическое и эмоциональное состояние .

Чаще всего рост организма заканчивается к 16 – 18 годам .

Физическое развитие – процесс, строго подчинённый определённым биологическим законам.

Один из важнейших законов физического развития детей – чем меньше возраст, тем активнее происходят процессы роста. Исходя из этого, можно утверждать, что самым активным образом организм растетт внутриутробно. За 9 месяцев организм малыша растёт от нескольких клеток до размеров в среднем 49 – 54 см роста и 2,7 – 4 кг веса. За первый месяц жизни ребёнок вырастает примерно на 3 см и прибавляет массу 700 – 1000 г. В среднем к концу первого года ребёнок весит около 10 кг и имеет рост 73 – 76 см. С увеличением возраста уменьшаются прибавки в физическом развитии ребёнка .

Другой немаловажный закон роста детского организма – это смена периодов вытяжения и округления. Периоды так называемого вытяжения сменяются периодами округления – каждый период длится около 1,5 – 3 лет. Наиболее ярко выражены периоды округления в возрасте 3 – 5 лет, а периоды вытяжения – в подростковом возрасте .

Контроль за показателями физического развития ребенка необходим на каждом этапе развития. Необходимо помнить, что любое заболевание отражается на физическом развитии ребенка, нарушая его.

Оценка физического развития ребенка

Для выявления показателей здоровья и физического развитие детей проводят анализ показателей и расчеты, на выявление различных индексов.

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода представленных на рисунке.


Методы оценки физического развития детей

Рассмотрим каждый метод оценки здоровья и физического развития детей по отдельности.

Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям на дому.

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблицы стандартов могут быть двух типов:

  1. Сигмальный тип.
  2. Центильный тип.

При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, что и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигма (δ – среднее квадратическое отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития. Они представлены на рисунке ниже .


Группы физического развития в соответствии с размерами сигмальных отклонений.

Рассмотрим пример: Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

При использовании таблиц, составленных по методу центильних стандартов, необходимо определить центильний интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире .

В настоящее время, зная пол, возраст ребенка и определив антропометрические характеристики, можно выяснить степень отклонения его физического развития.

Центиль – определенная доля или процент соответствующего признака у детей в зависимости от возраста и пола. Это – количественный показатель физиологических границ данного признака .

За средние, или условно нормальные, величины принимаются значения в интервале 25-75 центилей (50% всех детей). Интервал от 10 до 25 центилей характеризует область величин ниже среднего, от 3 до 10 центилей – низких, ниже 3 центилей – очень низких и наоборот, интервал от 75 до 90 центилей – область величин выше среднего, от 90 до 97 центилей – высоких, выше 97 центилей – очень высоких. Выше 75 и ниже 25 центилей лежат пограничные зоны количественных характеристик длины и массы тела, требующие осторожности при оценке риска серьезных отклонений.

Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го центилей, отражают явную патологию или заболевание.

Каждый результат, полученный при измерении длины или массы тела, может быть помещен в соответствующую область, или "коридор", центильной шкалы, что позволяет оценить физическое развитие ребенка: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое и очень низкое. Если разность "коридоров" между любыми 2 из 3 показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 "коридора", развитие следует считать негармоничным, а при 3 и более – дисгармоничным, т.е. свидетельством явного неблагополучия.

При наблюдении и измерении ребёнка педиатр даёт заключение по физическому развитию и рекомендации в случае отклонения от нормы.

Но для адекватной оценки и своевременного корректирования именно вашего ребёнка врач должен быть ознакомлен:

  1. с предыдущим развитием ребёнка,
  2. с перенесёнными заболеваниями,
  3. с наличиями особенностей ребёнка.

Родители должны четко отслеживать физическое развитие ребенка совместно с педиатром. Это необходимо для того, чтобы вовремя предотвратить развитие заболеваний, таких как эндокринные, болезни обмена веществ, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д.

Оценка физического развития ребенка происходит в строго регламентированные периоды указанные ниже.


Итак, контроль за физическим развитием ребенка и его оценка крайне важны в современных крайне сложных экологических условиях. Так же нужно подчеркнуть тот факт, что физическое развитие и здоровье ребенка – взаимосвязанные показатели. У здоровых детей адекватные показатели физического развития. Если же у ребенка имеются какие либо заболевания, то они ухудшают показатели физического развития.

Постоянное наблюдение за физическим развитием детей необходимо, оно позволяет выявить на ранних стадиях многие заболевания, ещё до начала жалоб на здоровье ребёнком или его родителями.

Литература

  1. Голубев В.В.Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М.: Издательский центр "Академия", 2011
  2. Ежова Н.В. Педиатрия – Мн.: Высшая школа, 1999
  3. Жидкова О.И.Медицинская статистика: конспект лекций – М.: Эксмо, 2011
  4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Педиатрия с детскими. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011
  5. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  6. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста – Арзамас: АГПИ, 2006.
  7. Тяжелая О.В. Педиатрия. – Новая книга, 2010.

Излишне говорить, что здоровье для человека основа его существования. Крепкое здоровье важно для полноценного и гармоничного развития. Основа здоровья, крепкого иммунитета закладывается в детстве. Упустив этот момент, мы рискуем получить множество проблем в будущем. Ведь чем малыш здоровее, крепче, тем лучше и успешнее он будет учиться, адаптироваться в жизни. Поэтому о здоровье и физическом развитии детей родители должны задумываться еще в дошкольном возрасте. Болезненный, нездоровый ребенок, с ослабленным иммунитетом часто болеет, пропускает занятия, а значит, отстает как в физическом развитии, так и успеваемость его оставляет желать лучшего. Поэтому укрепление здоровья малыша это то, на что родители должны сделать упор, если они хотят, чтобы их ребенок вырос здоровым, красивым и полноценно развитым человеком.

Здоровье малыша определяется не только отсутствием у него заболеваний, но и соответствующим возрасту гармоничным развитием. Одним из самых важных показателей здоровья малыша является его физическое развитие. Показатель физического развития включает в себя морфологические и функциональные свойства организма, характеризующие процессы развития и роста. Определяются эти показатели путем антропометрического исследования. Так для определения морфологических данных измеряют окружность грудной клетки, рост, вес тела. Определяя функциональные признаки, изменяют мышечную силу рук, емкость легких, проводят экскурсию грудной клетки. К соматическим признакам здоровья и физического развития детей относят степень жироотложений, развитие опорно-двигательного аппарата.

Изучая физическое развитие детей, исследуют и биологическое развитие малыша, а именно: формирование зубной системы, формирование моторики, ростовые процессы ребенка, развитие речи малыша, а если ребенок уже находится в подростковом возрасте, то определяют и степень полового созревания. Некоторые заболевания очень сильно могут влиять на физическое развитие ребенка. Особенное опасение должно вызывать нарушение желез внутренней секреции. При этом у ребенка может наблюдаться гигантизм или карликовость, а также непропорциональное развитие некоторых отдельных частей тела.

Если ребенок часто болеет или имеет хронические заболевания, такие как рахит, туберкулез, дизентерия, то мышцы его, зачастую, ослаблены, у него замедляется рост и нарушается осанка, развивается плоскостопие.

Поддерживая здоровье и физическое развитие детей, родители уже с первых дней жизни должны уделять время, делая массаж ребенку. Нужно учить его ходить, совершать частые , ведь свежий воздух очень положительно влияет на его развитие. Старшие детки могут заниматься зарядкой по утрам вместе с родителями, выполнять несложные упражнения с помощью фитбола. С малышом нужно играть в активны, развивающие, прыгать на батуте или кататься с горки. У малыша обязательно должен быть велосипед или самокат, футбольный мячик или ракетки для бадминтона, с помощью которых малыш может учиться играть, как с родителями, так и со сверстниками. В зимнее время можно купить ребенку лыжи или коньки и совместно со взрослыми обучаться езде. Для полноценного развития ребенка неплохо иметь дома гимнастическую стенку, включающую в себя турник, горки, кольца и гимнастические качели.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В области физического развития и охраны здоровья детей перед педагогами стоят следующие задачи:

Создавать условия для укрепления здоровья детей (соблюдать рациональный режим дня; проводить работу по профилактике и снижению заболеваемости; способствовать становлению ценностей здорового образа жизни).

Создавать условия для развития различных видов двигательной активности.

Способствовать формированию навыков безопасного поведения.

режима питания, сна, бодрствования, прогулок.

Полноценное питание способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию его органов и тканей, повышает устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Промежутки между кормлениями в раннем возрасте составляют от 3,5 до 4,5 часов.

Пища должна быть калорийной с достаточным количеством витаминов. Питание необходимо организовать в соответствии с медицинскими требованиями и с учетом индивидуальной диеты.

Для полноценного усвоения пищи большую роль играют ее вкусовые качества, консистенция, правильная сервировка стола, удобная мебель. Пища должна быть достаточно теплой, твердая - удобно нарезанной.

Не менее важное значение имеет эмоциональное состояние ребенка во время приема пищи. Если он подавлен, испытывает тревогу и беспокойство, у него пропадает аппетит. Поэтому воспитатели должны поддерживать у детей хорошее настроение, не заставлять их есть через силу, ругать или поддразнивать. Многим детям свойственна разборчивость в отношении пищи, в раннем возрасте появляется чувство брезгливости, поэтому блюда должны быть вкусными и внешне привлекательными. Посуда должна быть нарядной, с рисунком на дне тарелки - это вызывает у ребенка желание доесть блюдо до конца, чтобы увидеть картинку.

Воспитатель кормит малышей, которые не умеют есть самостоятельно. При этом необходимо проявлять терпение и деликатность, не допуская резких, грубых действий. Детям, которые умеют есть самостоятельно, воспитатель при необходимости помогает.

Сон . У детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет длительность периода бодрствования составляет примерно 4,5 часа, поэтому они нуждаются в двух дневных снах. После 1,5 лет период бодрствования достигает 5-5,5 часов, дети обычно переходят на одноразовый дневной сон.

Необходимо учитывать, что потребность во сне у детей различна и может меняться в зависимости от состояния здоровья, погодных условий и пр. Поэтому следует проявлять гибкость в организации сна и бодрствования, ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на его индивидуальные особенности. Информацию об особенностях его сна воспитатель может получить от родителей и из собственных наблюдений. Не нужно выдерживать в кроватке ребенка, если он отказывается от второго сна, или заставлять бодрствовать, если он устал и хочет спать. Детей, которые спят дольше, следует укладывать первыми и поднимать последними, тех, кто спит меньше - наоборот. Легко возбудимые дети более других нуждаются в отдыхе, но засыпают с трудом. Их необходимо своевременно уложить спать, создать благоприятную обстановку.

В спальне или на веранде должно быть чисто, уютно, кроватки застелены красивым бельем. Готовя детей ко сну, воспитатель создает соответствующее настроение: рассказывает сказку, поет колыбельную, ненадолго включает тихую музыку.

В распорядке дня следует предусматривать ситуации, когда один воспитатель укладывает детей спать, а другой продолжает занятия с группой малышей, еще не готовых отдыхать.

Бодрствование. В периоды бодрствования, как в групповом помещении, так и на прогулке с детьми проводятся развивающие игры-занятия, сочетающиеся с самостоятельной деятельностью детей. Педагоги должны стремиться соблюдать баланс между подвижными и спокойными видами деятельности, между совместной игрой детей и самостоятельными занятиями ребенка.

Во время прогулки педагоги предоставляют детям возможность свободно поиграть, побегать. При этом необходимо следить, чтобы они не переутомлялись, своевременно предлагать спокойные занятия (собрать букет из опавших листьев, рассмотреть жука, построить дом из песка). Если же дети не могут найти себе интересное занятие, можно предложить им поиграть, чередуя подвижные и спокойные игры.

Следует уделять особое внимание одеванию ребенка для прогулки. Родителям нужно разъяснять, что одежда не должна стеснять движений, дыхания и кровообращения. В ней должно быть минимальное количество завязок и застежек, чтобы переодевание происходило легко и свободно; она должна соответствовать погоде, чтобы ребенок не перегревался и не переохлаждался.

Представление о начинает формироваться уже в первые годы, если взрослые подают детям пример соответствующего поведения, приучают к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно, что вредно для здоровья.

Постоянный пример взрослого побуждает детей к подражанию, делает привычным соблюдение правил гигиены. Малышам подают пример и побуждают мыть руки, пользоваться салфеткой, носовым платком и др. Воспитатель должен мыть руки до и после каждой из следующих процедур: кормление, смена подгузников, медицинских процедур и пр..

Приучая детей к гигиеническим и оздоровительным процедурам, навыкам опрятности, педагоги должны стремиться, чтобы ребенку был понятен смысл этих действий, чтобы ему было интересно, чтобы он не испытывал дискомфорта. Так, взрослые рассказывают, что ручки должны всегда быть чистыми (тогда он будет красивым и здоровым); утреннюю гимнастику нужно делать, чтобы стать сильным и ловким, и т.п.. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стишками, потешками. Например:

Ладушки, ладушки. С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб да ложка.

(Г. Лагэдынь)

Можно использовать стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Капутикян, М. Мошковской и др.

Детей приучают умываться перед едой, после прогулки, пользования туалетом, а также в тех случаях, когда они испачкаются. В туалетной комнате должны быть низкие маленькие раковины, легко открывающиеся и закрывающиеся краны. Желательно, чтобы у каждого был свой шкафчик для туалетных принадлежностей, а в нем удобно расположенные вешалка для полотенца, полочка для мыльницы, зубной пасты и щетки.

Чтобы сделать процедуру умывания привлекательной для ребенка, взрослый старается заинтересовать его, например: "Сережа, давай помоем ручки, где твое мыльце? Посмотри, какое оно душистое, гладкое! Какая получится пена, когда ты намылишь ручки?" Малыш может самостоятельно намочить руки, взять мыло. Взрослый должен следить, чтобы вода не затекала в рукава, не попадала за воротник, иначе ребенку будет неприятно, он начнет капризничать и в следующий раз не захочет умываться. Бели малыш вытирается самостоятельно, взрослый обращает его внимание на то, чтобы руки и лицо были сухими.

Приучая пользоваться горшком или унитазом, воспитателю следует позаботиться о том, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта. В туалетной комнате должны быть удобные детские унитазы и горшки. Нельзя принуждать малыша садиться на горшок, если он сопротивляется. Следует подгадать соответствующее время, предложить ему пойти в туалет, уговорить его. Обязательно нужно похвалить малыша, если он согласился сесть на горшок или сам попросился в туалет. Не надо ругать ребенка за испачканное белье, достаточно мягко выразить сожаление.

Воспитатель должен предостерегать детей от разнообразных злоупотреблений (не переедать сладкого, не переохлаждаться, не перегреваться на солнце). На доступном для ребенка уровне объяснять, какой вред все это может принести здоровью.

Формированию у детей ценностей здорового образа жизни способствует рассматривание вместе с детьми иллюстраций и тематических картинок, чтение стихов, сказок, просмотр мульт-, диа- и видеофильмов соответствующего содержания.

Работа по профилактике и снижению заболеваемости детей предполагает соблюдение ряда правил и проведение различных оздоровительных мероприятий.

Воспитатели следят за чистотой групповых помещений, материалов и игрушек. Ежедневно следует протирать мебель и стены, мыть игрушки, чистить ковры пылесосом, регулярно проверять и просушивать коврики, салфетки, нагрудники и скатерти стирать после каждого использования; тряпки для уборки помещений ежедневно мыть или менять; туалетные комнаты подвергать санобработке каждый день по мере надобности. Не менее важно следить за чистотой воздуха. Во время прогулок необходимо проветривать помещения. Можно поддерживать микроклимат при помощи вентиляции. Когда дети находятся в группе, воспитатели следят за тем, чтобы не было сквозняков.

Работники детских учреждений должны регулярно проходить полное медицинское обследование, а педагоги должны следить за состоянием здоровья детей. Если ребенок облился или испачкался во время еды, пользования туалетом, промок на прогулке, его следует сразу же переодеть в сухую чистую одежду. Необходимо обязательно выяснить у родителей, нет ли у него каких-либо хронических заболеваний, аллергии на пищевые продукты, реакции на солнце или пыльцу растений. При приеме детей следует спрашивать у родителей, как малыш спал, ел, вел себя утром. Воспитатель должен осмотреть его, обращая внимание на изменения уровня двигательной активности, наличие сыпи, припухлостей, воспалений, выделений из носа, ушей и глаз. Воспитатель фиксирует и передает сотрудникам другой смены и родителям все случаи и наблюдения, вызвавшие тревогу за здоровье ребенка (плохое настроение, раздражительность, вялость, плохой сон, отсутствие аппетита, отказ от игр и занятий и т.п.). Если в течение дня у него обнаруживается недомогание, необходимо обратиться к врачу, оказать первую помощь, вызвать родителей. В помещении группы должно быть такое место, где ребенок, испытывающий недомогание, может спокойно полежать. Воспитателю необходимо постоянно держать это место в поле зрения. При подозрении на инфекционное заболевание малыша следует поместить в изолятор, в экстренных случаях вызвать неотложную помощь.

Некоторые дети постоянно нуждаются в приеме лекарств, поэтому воспитатель должен уметь осуществлять соответствующий уход за ними. Лекарства надо давать ребенку в точном соответствии с инструкциями на упаковке или рекомендациями врача и с письменного разрешения родителей. Все медикаменты, должны быть в упаковке производителя, снабжены наклейкой с именем ребенка и инструкциями по применению.

Лекарственные препараты должны храниться в недоступном для детей месте или в запирающейся аптечке. Конечно, воспитатели не могут разбираться во всех областях медицины, но необходимыми навыками ухода и оказания первой помощи они должны обладать, в частности при ушибах, носовых кровотечениях, укусах насекомых, отравлениях, ожогах, удушьи. В помещении каждой группы должна быть укомплектована аптечка первой помощи, содержащая:

Новые одноразовые перчатки;

Невскрытые упаковки спиртовых или антисептических салфеток;

Ножницы;

Термометр;

Лейкопластырь;

Стерильные марлевые и ватные тампоны;

Средство от укусов насекомых;

Инструкцию по оказанию первой помощи.

Каждый ребенок должен иметь индивидуальные подгузники, постельное белье, одеяло, полотенца. Игрушки, которые грызут дети, должны быть помечены и находиться в специальных бачках для хранения и мытья.

В целях профилактики и снижения заболеваемости детей проводятся оздоровительные мероприятия: различные виды закаливания, воздушные и солнечные ванны, массаж, витамино-, фито- и физиотерапия, корригирующая гимнастика. Все эти процедуры должны проводиться специалистами по рекомендации и под наблюдением медицинского персонала и при согласовании с родителями.

В целях рациональной организации работы по профилактике и снижению заболеваемости детей можно создавать специальные группы для часто болеющих, с которыми проводятся соответствующие процедуры, занятия, устанавливается индивидуальный режим дня.

Для развития двигательной активности необходимо:

Обеспечить должное оснащение - спортивное оборудование и инвентарь;

Организовать групповое пространство таким образом, чтобы дети могли свободно передвигаться по всей комнате, имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам;

Проводить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры.

Воспитатели создают условия для развития у детей основных движений - ходьбы, бега, лазанья, бросания и др.; координации движений; формирования правильной осанки. Для этого в детском учреждении должны быть специальное оборудование и материалы: лесенки, горки, дорожки с препятствием, скамеечки, мячи и пр. Эти приспособления стимулируют детей к разного рода движениям: подниматься и спускаться по лесенке, перешагивать, подлезать, проползать, переносить, идти в определенном направлении, соблюдать равновесие, ходить по разной поверхности, бросать, метать в цель и пр..

Спортивное оборудование, инвентарь и игрушки должны быть в спортивном зале, в групповом помещении (спортивный уголок, мини-стадион) и на участке.

Педагоги могут использовать разнообразные формы организации двигательной активности детей: организуют подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками, бегом. Эти игры проводятся как в групповом помещении, так и во время прогулки. Следует включать элементы двигательной активности во все занятия с детьми, поддерживать их стремление к подвижным играм.

Воспитатели проводят также утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна и пр. В эти занятия включаются общеукрепляющие упражнения в положении стоя, сидя, лежа, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног. При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности, в частности мягкость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулатуры и связочного аппарата, быструю утомляемость. Некоторые движения вредны детям. Нельзя предлагать им висеть на руках, прыгать с высоты, добиваться правильного исполнения тех или иных упражнений путем длительного повторения.

Чтобы пробудить у детей интерес к занятиям, педагоги проводят их в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий ("прыгаем как зайчики", "ходим как мишка", "птички полетели", "цветочки растут" и т.п.). При этом взрослые не должны ограничивать стремление детей к творческому самовыражению в двигательной активности, напротив, следует стимулировать и поощрять малышей в придумывании двигательных элементов.

Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального подхода. Педагоги должны ориентироваться на состояние здоровья каждого ребенка, темпы его физического развития, медицинские показания. Они наблюдают за самочувствием детей, варьируют содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого, соблюдая баланс между подвижными и спокойными занятиями, не допуская перевозбуждения и переутомления малышей. Малоподвижных детей вовлекают в подвижные игры, слишком подвижных переключают на более спокойные игры. Если возникает необходимость в коррекции движений ребенка, педагоги должны использовать не порицания, а игровые приемы, переключение, поощрение.

В целях формирования у детей навыков безопасного поведения взрослые должны разъяснять и предостерегать малышей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Их нужно оберегать от контактов с мелкими, хрупкими, колющими, режущими, пожароопасными предметами, предметами бытовой химии, лекарствами и пр. Все это должно находиться вне зоны досягаемости детей. Им объясняют, что нельзя гладить и дразнить незнакомых животных, брать в рот грязные предметы, траву, цветы и пр.; необходимо соблюдать осторожность при контактах с домашними животными, избегать ядовитых, жалящих насекомых и пр.

При этом необходимые ограничения следует вводить таким образом, чтобы не напугать ребенка и не сковывать его любознательность. Надо проводить беседы с детьми, читать им книги, рассматривать вместе иллюстрации, организовывать дидактические игры на соответствующие темы.

Важное значение для укрепления здоровья и физического развития детей имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствования, прогулок . График сна и бодрствования должен быть гибким и устанавливаться в зависимости от возрастных и индивидуальных различий детей. Питание должно быть организовано в соответствии с медицинскими требованиями и с учетом индивидуальной диеты. Во время прогулки воспитатели предоставляют малышам возможность свободно поиграть, побегать, следят, чтобы они не переутомлялись, своевременно предлагают спокойные занятия.

Представление о ценностях здорового образа жизни начинает формироваться уже в первые годы жизни, если взрослые подают детям пример соответствующего поведения, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют и рассказывают, что полезно, что вредно для здоровья; формируют навыки личной гигиены: мыть руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, туалетом.

В детском учреждении проводится работа по профилактике и снижению заболеваемости детей, которая предполагает соблюдение ряда правил (поддерживать чистоту в помещениях, следить за состоянием здоровья каждого и др.) и проведение различных оздоровительных мероприятий.

Воспитатели заботятся о безопасности детей: создают безопасную среду, предостерегают их от поступков, угрожающих жизни и здоровью, обучают правилам безопасного поведения.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы