Главные характеристики русского глагола. Роль глагола в речи. Части речи в русском языке - глагол: значение и употребление

Главная / Начальная школа

Роль глагола в речи важна необычайно, без него наша речь немыслима. Существительные дают предметам, идеям и событиям имена, прилагательные описывают их свойства. А глаголы, подобно живой воде, вдыхают жизнь в окружающих их словам, связывают их в законченное, полноценное предложение, наполняя его движением и активностью. Они придают мыслям эмоциональную окраску, показывают протекающие процессы не в застывшем виде, а в их развитии, помогают понять природу взаимоотношений между объектами бытия.

История слова "глагол"

Прародителями термина "глагол" были "глагол" - речь, слово; "глаголишь" — ведешь речь, многословишь, молвишь; "глаголивый" - беседливый, разговорчивый. Глаголицей именовалась древняя азбука славян. Еще во времена Пушкина слово "глагол" буквально переводилось как "речь", "слово", о чем свидетельствует известный призыв поэта "глаголом жечь сердца". Постепенно старое значение вышло из употребления, и сегодня под словом "глагол" понимается часть речи.

Какую роль выполняет глагол в нашей речи

Глаголами называются слова, которые обозначают состояние объекта или действие и отвечают на вопросы "что сделать?", "что делать?" (съесть, идти). При помощи глаголов говорящий может выразить не только процесс или состояние, но и признаки (листья желтеют), отношение (люблю родителей), количество (утроили доходы), время действия (завтра уезжаю).

Это самая богатая смыслами и формами часть речи в русском языке. Глагол с помощью приставок и суффиксов образует целое семейство слов, которые, способны тонко отражать смысловые и эмоциональные нюансы действительности, это можно увидеть на примере слова бежать: сбежать - пробежать - убегут - оббежать - избежал - отбегали - прибежать - забежала — разбежался.


Грамматическое значение

Грамматическая роль глагола в речи заключается в отражении динамической природы явлений, предметов, живых существ, он может характеризовать:

Состояние объекта (лежать, быть, переживать);

Физическое действие (работать, бить, молотить);

Процессы, происходящие с объектом (молодеть, расти, толстеть);

Движение (идти, плыть, лететь);

Отношения (уважать, ненавидеть, завидовать);

Эмоции (восторгаться, робеть, грустить);

Состояние природы (холодает, темнеет).

Грамматические формы глагола:

1. Инфинитив (остановиться, дышать).

2. Личные формы (я танцую — ты танцуешь — мы танцуем — они танцуют).

3. Родовые формы (он упал - она упала - оно упало - они упали).

4. Причастия (придуманный, влюбленная).

5. Деепричастия (принимая, начиная).

6. Безличная форма, обозначают процессы, которые происходят без действующего объекта (сверкало, приготовлено, светало).


Морфологические функции глаголов в речи

Глаголы обладают несколькими постоянными и непостоянными морфологическими признаками.

К постоянным относятся следующие.

1. Вид глагола - определяет суть происходящего действия относительно его завершенности или незавершенности:

  • глаголы, которые отвечают на вопрос "что делать?", называются глаголами несовершенного вида, они описывают еще продолжающиеся процессы (он пишет письмо, она готовит ужин);
  • глаголы, которые отвечают на вопрос "что сделать?", называются глаголами совершенного вида, они описывают уже законченные процессы (он написал письмо, она приготовила ужин).

2. Переходность глаголов определяет, переходит ли действие на объект или нет:

  • переходные глаголы описывают действия, распространяющиеся на объект (мама кормит дочку, я читаю книгу);
  • непереходные глаголы относятся к процессам, которые не переносятся на другой предмет (краснеют листья клена, птица парит).

3. Возвратность показывает направленность процесса на себя или на другой объект:

  • возвратные глаголы описывают действие, направленное, возвращенное на себя, они строятся с помощью суффиксов "-сь" и "-ся" (Лена умывается, я греюсь);
  • излагают процессы, которые направлены на другой объект (Лена моет голову, я грею ладони).

4. Спряжение регламентирует написание глаголов в зависимости от числа и рода:

  • Глаголы первого спряжения имеют любые окончания, кроме " -ить" (орать, хотеть, блеснуть).
  • Глаголы второго спряжения имеют окончание "-ить" (дорожить, крутить, дарить).


К непостоянным признакам относятся следующие.

  • мужской (играл, играющий);
  • женский (стояла, стоящая) ;
  • средний (уходило, приготовленное).
  • первое (я говорю, ты говоришь);
  • второе (мы знаем, вы знаете);
  • третье (он помогал, она помогала, они помогали).
  • настоящее (ищу, берут, требует);
  • прошлое (искал, брали, требовали);
  • будущее (найду, возьмут, потребуют).
  • единственное (укусил, покусанная);
  • множественное (укусили, покусанные).

5. Наклонение:

  • изъявительное (я успеваю, она уходит);
  • повелительное (обязательно успей, уходи);
  • условное (успел бы, ушла бы).


Синтаксическое значение

Глагол занимает важнейшее место в русском синтаксисе. Прежде всего, он является сказуемым, которое в связке с подлежащим описывает многообразие действий и состояний объектов. Но синтаксическая роль глагола в речи значительно шире, он может быть:

Сказуемым (я (что сделал?) смастерил скворечник);

Дополнением (я очень люблю (что?) мастерить скворечники);

Обстоятельством (я пошел к друзьям (зачем?) мастерить скворечники):

Несогласованным определением (я обожаю одно хобби - (какое?) мастерить скворечники);

Подлежащим: ((что?) мастерить скворечники - мое хобби).


Стилистика

В глаголе заключены громадные стилистические возможности. Использование глаголов в речи многообразно и зависит от ситуации, они могут сделать мысль предельно ясной или экспрессивной, холодной или обжигающей, неспешной или стремительной. Они помогают доходчиво и живописно формулировать сложнейшие процессы, состояния людей, их эмоции и потребности.

1. Деловой стиль. Официальные бумаги характеризуются строгой, емкой и сухой стилистикой. На первое место выходят шаблонность, описательность, именной вид речи. Глаголы часто вытесняются громоздкими отглагольными существительными. В деловых бумагах совсем мало глаголов, примерно 60 штук на 1000 слов, в научных работах этот показатель равен 90 слов, а в публицистическом и художественном стилях — 150 глаголов и больше.

2. Научный стиль насыщен абстрактными понятиями, точными определениями, характеризуется сдержанностью и логичностью. Цель научных работ - описывать и раскрывать закономерности и разнообразные феномены, поэтому выбор глаголов негласно регламентирован научным сообществом в пользу слов с отвлеченной, абстрактной семантикой: иметь, быть, являться.

3. Публицистический стиль многообразен: в него входят и бульварные газеты, и серьезные аналитические издания, и статьи в тематических журналах. Публицистике свойственен событийный, повествовательный способ изложения. Стилистическая окраска и количество глаголов зависит от типа издания. Так, в узкоспециализированном тексте, испещренном количество глаголов может быть минимально. А в статье, посвященной жизни телезвезды, глаголы выйдут на первый план.

4. Разговорный стиль имеет невообразимое число градаций и полутонов, его эмоциональное и смысловое содержание зависит от ситуации и темперамента говорящего. Глаголы в разговорной речи помогают облечь чувства, желания и состояния в слова, донести их до другого.

5. Художественный стиль наиболее полно раскрывает роль глагола в речи и его потенциал. В руках мастеров слова глагол превращается в магический инструмент, способный образно и конкретно выразить самые сложные вещи. В художественной литературе глаголы часто встречаются в переносных смыслах, кроме того, все великие писатели искусно используют богатую синонимичность глаголов, тщательно выискивая самое верное слово, идеально описывающее ситуацию или героя.


Многозначность глагола

Значение и употребление в речи некоторых глаголов заставляет задуматься даже носителей русского языка, что уж говорить об иностранцах, которые порой не в состоянии понять смысл, казалось бы, очевидного предложения. Все дело в многозначности глаголов. Например, у слова "ломать" пять словарных значений, у слова "стоять" - девять, а у слова "брать" - двенадцать. Язык постоянно развивается, аккумулируя удачные слова и значения. Из первичного значения слова появляются вторичные и крепко входят в речь, делая ее цветастой и образной.

Например, можно пилить ветки, а можно - мужа; упасть в лужу или в чужих глазах; хлопать в ладоши или дверью; собрать доказательства или урожай; бить копытом или баклуши; держать яблоко, экзамен или слово; сойти с поезда или с ума; попасть в рай или на деньги; родить ребенка или мысли; порой убегает собака, а порой - молоко или время.

Синонимичность

Глаголы-синонимы имеют одно значение, но отличаются эмоциональной и стилистической окраской. К примеру, слово "упасть" нейтрально по стилю, слово "шмякнуться" или "грохнуться" относится к разговорному стилю (просторечному), "низвергнуться" или"рухнуть" - к высокому, художественному стилю.

Синонимы показывают, какую роль выполняет глагол в нашей речи. Выбор уместного варианта зависит от ситуации и очень важен, потому что неверно сказанное слово не только искажает мысль и затрудняет понимание, но и ставит человека в смешное положение. Уличный сленг нелеп в научной статье, высокопарные глаголы несуразны житейском разговоре, научные слова лишние в легком художественном произведении.

ГЛАГОЛ - часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета или живого существа: идти , спать , находиться .

В русском языке, как и во многих других, различаются глаголы переходные и непереходные. Переходные глаголы управляют прямым дополнением в винительном падеже без предлога: читать книгу , резать хлеб . Винительный падеж может замещаться родительным

а) если действие направлено не на весь предмет, а на его часть: отрезал хлеба ;

б) при отрицании: не читал этой книги . Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения.

Русскому глаголу присущи грамматические категории вида, времени, ; глаголы изменяются по лицам и числам (а в прошедшем времени - по числам и родам) и относятся к тому или иному типу спряжения.

Глаголы различаются по виду - совершенному и несовершенному.

Совершенный вид показывает, что действие доведено до предела, не может быть продолжено: сделать , отметить , прочитать , вылить , собрать . Форма совершенного вида означает, что действие длится или многократно повторяется: делать , отмечать , читать , выливать , собирать .

Глагольные формы, которые различаются только значением вида, образуют видовую пару: делать - сделать , отмечать - отметить . Некоторые глаголы не имеют видовых пар: они употребляются либо только в совершенном виде: кануть , очнуться , ринуться и т.п. , либо только в несовершенном: пребывать , находиться , иметься , зависеть , ожидать и т.п.

По форме глаголы совершенного и несовершенного вида отличаются друг от друга наличием/отсутствием суффиксов и префиксов: одеть - оде -ва -ть , разглядеть - разгляд -ыва -ть , прыг -ну -ть - прыг -а -ть , с -делать - делать , на -писать - писать . Мена суффикса может сопровождаться чередованием корневого гласного с другим гласным или с нулем: запе реть - запи рать , собрать - соби рать . Некоторые глаголы имеют разнокоренные (супплетивные) видовые пары: брать - взять , говорить - сказать , ловить - поймать .

У некоторых глаголов формы совершенного и несовершенного вида совпадают. Такие глаголы называются двувидовыми. Например: жениться , казнить , использовать , мобилизовать , электрифицировать и подобные. Ср. : Штангист уже использовал две попытки (совершенный вид). - Я использовал этот прибор в течение двух лет (несовершенный вид).

Весьма своеобразна и сложна лексическая и грамматическая сочетаемость глагольных форм совершенного и несовершенного вида с другими словами в предложении. Так, при употреблении форм глагольного вида в пределах одного высказывания нельзя сочетать противоречащие друг другу значения - например, значение начала или продолжения действия со значением завершенности или однократности. Поэтому такие глаголы, как начать , продолжать , быть (в будущем времени), стать и подобные не могут сочетаться с глагольными формами сов. вида: нельзя сказать *начал рассказать , *продолжайте написать , *буду сделать , *не стану отказаться .

В сочетаниях глаголов с обстоятельствами, имеющими значение повторяемости или длительности действия, глагол, как правило, должен иметь форму несов. вида: долго собирался , гуляли вечерами , обычно встаю в семь , постоянно жалуется (нельзя сказать: *долго собрался , *погуляли вечерами , *обычно встал в семь , *постоянно пожаловался ). Однако такие , как постепенно , медленно , характеризующие растянутость действия во времени, сочетаются с формами как несов. , так и сов. вида: постепенно привыкал - постепенно привык , медленно встает (подходит , читает )- медленно встал (подошел , прочитал ).

Глагол – знаменательная часть речи, которая называет действие или состояние как процесс и выражает это значение в МК вида, залога, наклонения, времени и лица. Также категориями числа и рода (в формах прошедшего времени единственного числа и в формах сослагательного наклонения единственного числа) и падежа у причастий.

В грамматическом строе РЯ видо-временная система представляет собой полный набор грамматических средств выражения аспектуальности и темпоральности. В русском языке каждая форма глагола воспринимается как форма того или иного вида.

Вид – МК смешанного типа (для большинства глаголов словообразовательная, но для некоторых словоизменительная), обозначающая отношение действия к пределу и состоит из системы противопоставленных друг другу форм СВ (что сделать?) и НСВ (что делать?): делать – сделать.

Отношение действия к пределу – ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, позволяющим рассматривать действие как целостный или вычлененный акт, имеющий своё начало (запеть) , конец (дописать) или обе границы (поговорить).

Совершенный вид обозначает ограниченное внутренним пределом целостное действие, законченность этого действия или его фазу (посидеть, посмотреть).

Несовершенный вид - процесс, не ограниченный никаким пределом.

Глаголы по виду:

Имеющие соотносительные видовые пары (одно ЛЗ, разные ГФ): решать – решить

Одновидовые глаголы СВ (не имеют пару НСВ) – действие всегда ограничено в своём развитии: грянуть, очутиться, взреветь, промолчать, развеселиться.

Одновидовые глаголы НСВ (не имеют пару СВ) – действие, не ограниченное в своём развитии: отличаться, зависеть, сострадать, заикаться, присутствовать, восхищаться.

Двувидовые – в разных контекстах обладающие признаками СВ или НСВ: женить, казнить, велеть, ранить + глаголы с суфф. –ова-, -ирова-.

Время – словоизменительная МК глагола, выражающая отношение действия, названного глаголом, к моменту речи.

Времена глаголов:

Глаголы настоящего времени обозначают действие, происходящее в момент речи или частично совпадающее с ним: Я стою у дома. Образуется только от глаголов НСВ, т.к. значение ограниченности в развитии, свойственное глаголам СВ, исключает возможность их употребления в настоящем времени.

Глаголы прошедшего времени обозначают действие, происходившее (произошедшее) до момента речи: Я стоял у дома. Образуется в подавляющем большинстве случаев при помощи суффикса -л, который присоединяется к основе неопределенной формы: беседова-ть – беседовал.

Глаголы будущего времени обозначают действие, которое будет происходить (произойдёт) после момента речи: Я буду стоять у дома. Глаголы НСВ образуют будущее время с помощью спрягаемых форм вспомогательного глагола быть и инфинитива: и т.д. Это так называемое будущее сложное время. А глаголы СВ имеют будущее простое время: напишу, скажу, посмотрю.

Тесные связи – как парадигматические, так и функциональные – существуют между категориями вида и времени. Категория вида подчинена категории времени, а состав временных фор определяется видовой характеристикой глагола.

Закономерности употребления видов в изъявит. накл. во многом зависят от выражения в разных временах единичных (неповторяющихся) действий или действий повторяющихся, обычных, типичных. Так, при выражении единичных действий, осуществляющихся в момент речи (в настоящем актуальном), употребляются только формы наст. вр. глаголов несов. вида: – Что вы тутделаете ? – Играем , – сказал Алеша (Фед.). При выражении же повторяющихся действий в плане настоящего неактуального наряду с формами наст. вр. глаголов несов. вида могут быть употреблены и формы буд. простого глаголов сов. вида: [Бубнов:] Он ничего все -таки ... Только так иногда брыкнется ... вроде как насчет твоего паспорта (Горьк.). В прош. вр. единичного (неповторяющегося) действия выступают глаголы обоих видов: Она взяла брата под руку и , когда проходила через темную переднюю , прижалась к его плечу (Чех.). В прошедшем же времени повторяющегося и обычного действия употребляются, как правило, лишь глаголы несов. вида: Иногда она брала брата под руку и прижималась к его плечу .

Видовые и временные значения могут взаимодействовать. Так, значение настоящего актуального связано с видовым значением не ограниченного пределом процесса протекания действия: – Укротись , Илья , сделай милость . Ты бежишь , как слон , и я устал тебя догонять (Купр.)

Употребление в переносном значении??

Вопрос №43. Настоящее, будущее, прошедшее время, их образование. Прямое и переносное значение форм времени.

Только глаголы в форме изъявительного наклонения обозначают реальные действия, охарактеризованные с точки зрения времени.

Времена глаголов:

1) Глаголы наст. вр. обозначают действие, происходящее в момент речи или частично совпадающее с ним: Я стою у дома

2) Глаголы прош. вр. обозначают действие, происходившее (происшедшее) до момента речи : Я стоял у дома

3) Глаголы буд. вр. обозначают действие, которое будет происходить (произойдёт) после момента речи : Я буду стоять у дома

Глаголы СВ не имеют личных и причастных форм наст. вр. и образуют буд. простое, а глаголы НСВ имеют личные и причастные формы наст. вр. и образуют буд. слож. вр.

1) Наст. вр. образуется только от глаголов НСВ : говорю, думаю, т. к. значение ограниченности в развитии, свойственное глаголам СВ, исключает возможность их употребления в наст. вр.

2) Прош. вр. глаголов как НСВ , так и СВ образуется в подавляющем большинстве случаев при помощи суффикса , который присоединяется к основе неопределенной формы: беседова-ть – беседовал ; приуны-ть – приуныл и т.п.

Лишь некоторые глаголы не имеют суффикса в формах прош. вр. м. р. Это:

1) некоторые глаголы на (c )ти : нести – нес, грести – греб, везти – вез;

2) глаголы на-чь : беречь – берег, печь – пек и т.д.;

3) глаголы на-ере- : умереть – умер, тереть – тер и т.д.;

4) глаголы ошибиться – ошибся ; ушибиться – ушибся.

Кроме того, следует обратить внимание на группу глаголов с суффиксом -ну- , обозначающих состояние человека, природы: мокнуть (промокнуть, вымокнуть и т.д.), мерзнуть (промерзнуть, замерзнуть и т.д.), сохнуть (засохнуть, просохнуть и т.д.) и т.п. Эти глаголы образуют прош. вр., как правило, без суффикса - ну- : мок, вымок, промерз, сох, засох и т.п. Правда, у бесприставочных глаголов возможны варианты: блекнуть – блёк, виснул – вис, слепнул – слеп и т.д. Для глаголов же с приставками нормам современного русского литературного языка соответствует форма без -ну- : взмок, а не взмокнул, заглох, а не заглохнул, замолк, а не замолкнул и т.д. Встречающиеся иногда в художественной литературе формы этих глаголов с -ну- воспринимаются как устаревающие: "Из тьмы лесов трущоба простонала. И простонав, замолкнула она" (Забол.); "Еще с надворья тянет летом. Еще не стихнул страдный шум" (Твард.); "Стоишь в метро конечном с открытой головой. И в диске, как в колечке, замерзнул пальчик твой" (Возн.). Причем нередко употребление подобных форм в поэзии обусловлено, по-видимому, только размером, ритмом поэтической строки.

3) Буд. вр. образуется в зависимости от вида глагола . Глаголы НСВ образуют буд. вр. с помощью спрягаемых форм вспомогательного глагола быть и инфинитива : буду читать, будешь читать, будет читать и т.д. Это так называемое буд. слож. вр. А глаголы СВ имеют буд. прост. вр.: напишу, скажу, посмотрю.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы