Общее понятие о методах обучения. Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государства К группе методов формирования сознания относится

Главная / Досуг
  • 10.Выборочная совокупность, пути её формирования и способы отбора отдельных элементов.
  • 11. Закон больших чисел, как теоритическая основа выборочного метода исследования. Требования к выборочному методу.
  • 12.Относительные и абсолютные числа. Виды относит-х величин, их применение в дея-ти лпу.
  • 13. Вариационный ряд, этапы его построения. Графическое изображение варьирующего признака.
  • 14.Средний уровень признака, виды средних величин. Способы расчета сред. Арифметических величин. Применение в научной и практической дея-ти врача.
  • 15.Понятиео разнообразии признака статистической совокупности. Основные критерии разнообразия признака. Их расчет. Значение критериев разнообразия для оценки статистической совокупности.
  • 17. Этапы статистического исследования.Содержание программы и плана статист-гоисслед-я. Виды стат-х таблииц. Требование к их построению.
  • 18.Сбор,разработка и анализ материалов статистического исследования. Применение статич-го метода в клин исследованиях.
  • 19.Взаимосвязь(корреляционная зависимост)ь между группами признаков статист-й совокупности. Методы расчета корреляции и регрессии. Применение в научныхисслед-х и практ. Деят-и.
  • 20.Метод стандартизации. Методика расчета прямого метода стандартизации, применение в научных исслед-х и практ.Деят-и.
  • 21.Динамичекие ряды и их анализ. Их сущность, применение в науч. Исслед-х и практ. Дея-и.
  • 23.Предмет и содержания демографии. Методы изучения населения. Значение демограф. Данных в практике здравоохранения.
  • 25.Мииграция населения. Медико-социальные проблемы миграции населения. Учет миграционных потоков при планировании мед. Соц. Помощи населению. Связь демограф-й ситуации с условиями жизни населения.
  • 26. Основные закономерности естественного движения населения.
  • 27.Рождаемость,как показатель санитарного состояния населения. Динамика рождаем-ти в стране. Её значение при планировании мед соц помощи населению.
  • 28.Общая и возрастная смертность, её причины, структура. Правила оформления врачебного свидетельства о смерти
  • 31. Ожидаемая продолжительность жизни(опж),как показатель общественного здоровья, динамика опж в стране и зарубежьем. Постарение населения,(долголетие-как соц мед проблема).
  • 33.Возрастно-половые особенности заболеваемости и смертности населения, их соц мед характер-ка. Задачи врачей в изучении причин заболеваемости населения.
  • 34. Изучение заболев-ти по данным обращаемости ав амбулаторно-поликлинические учреждения. Учет 1й и общей забол-ти. Роль врачей в изучении заболев-ти населения.
  • 35.Мкб-10,её значение и применение в практике здравоохранения.
  • 36. Талон амбулаторного пациента, его роль в изучении заболев-тинаселен-япо обращаемости за мед. Помощью. Правила заполнения.
  • 38. Инфекцион-я заболев-ть, методы изучения и анализа. Организация учета и отчета инфекцион-х и паразитарных болезней в мед учреждениях.
  • 40.Заболевае-ь временной утратой трудоспособности,её показатели и методы изучения.
  • 41. Физическое развитие населения, как показатель общественного здоровья, методы его изучения, влияние образа жизни на физическое развитие.
  • 43.Компетенция в области охраны здоровья граждан рф, республик в ее составе, краев, областей, органов местного самоуправления.
  • 45.Права граждан и отдельных групп населения в об-ти охраны здоровья и оказания мед оц помощи.
  • Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья.
  • Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
  • 46 Соц-профилактич-я направленность, развития здравоохранения. Стратегия охраны здоровья населения рф.
  • 47.Мед –соц. Помощь, определение понятия. Организация мед. Соц. Помощи населению.
  • 48. Номенклатура медиц-х учреждений, ее характеристика. Лицензирование медицинских учреждений.
  • 49. Организация стационарной помощи населению в условиях современного города. Нормативны потребности населения в стационарной помощи.
  • 60. Учетная мед. Документация стационара больницы. Организация оперативного контроля за деят-тью структурных подразделений и специалистов.
  • 61. Анализ деят-ти поликлиники по данным амбулаторного пациента и материалам годового отчета.
  • 62. Профилак. Мед осмотры, цель, задачи. Виды профилак. Мед осмотров. Формы организации и проведения профилактических мед осмотров. Проведение дополнит. Диспансеризации в усл-ях пнп «Здоровье».
  • 63. Диспансерный метод в работе мед. Учреждений. Виды диспансеризации, содержание плана диспансерного наблюдения за больными и лицами с факторами риска. Показатели эффективности диспансеризации.
  • 64. Виды специализированных диспансеров, их структура и организация работы. Критерии качества и эффективности работы диспансеров.
  • 65. Организация смп в городе и на селе. Функции врача смп.
  • 66. Госуд. С-ма омд в стране. Права семьи, беременных женщин, матерей и несовершеннолетних детей в области охраны здоровья.
  • 67. Организация лечебно-профилактической помощи детям. Детская поликлиника, основные задачи, методы и формы амбулаторно-поликлинической помощи.
  • 68. Особенности организации лечебно-профилактической помощи матерям и детям на селе. Роль фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц, црб, краевых лпу.
  • 69. Стационарная помощь детям. Задачи, структура, функции, методы работы. Показатели деят-ти стационара детской больницы.
  • 71. Атп-комплексы, их структура, направления деят-ти. Место атп-комплексов в с-ме мер по охране материнства и детства.
  • 1. Цель:
  • 3. Структура:
  • 73. Перинатальные центры, их структура, функции. Роль перинатал центров в снижении материнской, перинатальной и младенческой смертности.
  • 74. Мед экспертиза, ее разновидности, их хар-ка. Место в с-ме оказания медико-социал помощи населению.
  • 8. Статистическая совокупность и её свойства. Виды статистических совокупностей.

    Статистическая совокупность - группа или множество относительно однородных элементов, т. е. единиц, взятых вместе в конкретных границах времени и пространства и обладающих признаками сходства и различия.

    Свойства: неразложимость - частичное изменение элементов и исчезновение статистической совокупности не разрушает ее качественные основы; статистическая совокупность всегда однородна хотя бы по одному признаку; вариация - коллич изменения значения статистического признака при переходе одного ее элемента в другой.

    Виды совокупности: генеральная (состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесеныв зависимости от цели исследования); выборочная (часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом).

    9.Единица наблюдения в статистической совокупности,основные и учетные признаки,типы распределения признаков .

    Единица наблюдения - каждый первичный элемент статистической совокупности.

    Единица наблюдения наделена признаками сходства и различия, последние подлежат учету и дальнейшему наблюдению, поэтому дан­ные признаки называются учитываемыми (учетными).

    Учитываемые признаки - признаки, по которым различаются эле­менты единицы наблюдения в статистической совокупности. Призна­ки классифицируются: по характеру на: атрибутивные (описательные) признаки - выражены словесно, количественные признаки - выражены числом; по роли в совокупности признаки делятся на: факторные признаки, влияющие на изучаемое явление, результативные признаки, изменяющиеся под влиянием фак­торных признаков.

    Учитываемые признаки по характеру делятся на: атрибутивные - пол, наличие вредных привычек, состояние здоро­вья и т.п., количественные - возраст, число выкуриваемых сигарет, длитель­ность заболевания, стаж курения и т.п.;

    Программа сбора материала представляет собой последовательное из­ложение учитываемых признаков - вопросов, на которые необходимо получить ответы при проведении данного исследования. Это может быть специально составленный исследователем опросный лист, анкета, карта. Документ должен иметь четкое название. Вопросы (учитываемые при­знаки) должны быть четкими, краткими, соответствовать цели и задачам исследования; на каждый вопрос следует предусмотреть варианты отве­тов. Эти варианты готовых ответов носят название «группировка».

    Группировка признаков осуществляется с целью выделения одно­родных групп для изучения тех или иных закономерностей явления.

    Группировка ответов по атрибутивным признакам называется типологической, если признак количественный - вариационной

    10.Выборочная совокупность, пути её формирования и способы отбора отдельных элементов.

    Выборочная совокупность - отобранная для исследования часть ге¬неральной совокупности и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности. Она должна быть: репрезентативна (пред¬ставительна) по количеству и качеству по отношению к генеральной совокупности.

    Репрезентативность количественная основана на законе больших чисел и означает достаточную численность элементов выборочной со¬вокупности, рассчитываемую по специальным формулам и таблицам.

    Репрезентативность качественная основана на законе вероятнос¬ти и означает соответствие (однотипность) признаков, характеризу¬ющих элементы выборочной совокупности по отношению кгене¬ральной.

    Для исследователя важно опре¬делить способ проведения исследования: сплошное наблюдение или несплошное (выборочное).

    Сплошное наблюдение - регистрация всех единиц наблюдения, яв¬лений, составляющих генеральную совокупность.

    Несплошное (выборочное) наблюдение - изучение лишь части сово¬купности для характеристики целого.

    Существуют следующие методы отбора изучаемых явлений: слу¬чайный, механический, гнездовой, направленный, типологический, метод основного массива.

    Случайный отбор - проводится по жребию (по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.).

    Механический отбор - когда из всей совокупности берется для из¬учения механически отобранная единица наблюдения (например, каждая пятая, десятая или др.).

    Гнездовой (серийный) отбор - когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбира¬ются путем случайной или механической выборки.

    Пример: для изучения заболеваемости сельского населения Н-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наибо¬лее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население области.

    Метод основного массива применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав дан¬ного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность.

    Пример: на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и 2 небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.

    Направленный отбор - отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются толь¬ко те единицы наблюдения, которые позволят выявить влияние неиз¬вестных факторов при устранении влияния известных.

    Пример. При изучении влияния стажа рабочих на травматизм отби¬раются рабочие одной профессии, одного возраста, одного цеха, одно¬го образовательного уровня.

    Типологический отбор - отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однотипных групп.

    Пример. При изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.

    "

    Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

    В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

    В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

    Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

    В дореволюционных дидактических руководствах методу давалось такое определение: метод - искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану. Но видеть в методе только искусство - значит отрицать очевидное: успешно обучают не только мастера импровизации, но и суровые логики. Поэтому справедливым будет и другое определение: методы - системы алгоритмизованных логических действий, которые обеспечивают достижение намеченной цели.

    Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

    Кратко об определении «метод обучения»

    В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения. К ним можно отнести следующие: «методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения - это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь). Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

    О его сущности

    Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности.
    В методе обучения находят, таким образом, воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога, совокупностью различных особенностей учащихся и условиями протекания учебного процесса. Соотношение двух составляющих метода позволяет рассматривать его как развивающуюся педагогическую категорию, обладающую неограниченными возможностями совершенствования. В то же время есть определенные суждения, согласно которым: 1) метод- объективно возникшая субстанция; 2) метод - личное творчество педагога, его детище, его педагогический шедевр. Такая полярность суждений все же позволяет диалектически подойти к высокой оценке личного мастерства и искусства педагога в развитии методов обучения. Этого мнения придерживаются М.И. Махмутов, Б.Т. Лихачев, Т.А. Ильина, И.Ф. Харламов и другие педагоги.

    Приём обучения

    Анализируя определения понятия из разных педагогичных источников, прием обучения можно сформулировать так: это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.
    Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и нооборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.
    История развития методов обучения получила свое начало в древности, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Оно совершалось через практику, наглядность, слово. Подражая взрослым, наблюдая и повторяя действия взрослых (делай, как я), совершенствуя их, дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшее развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условием развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и методы, обеспечивающие практическое усвоение знаний. В простейших вариантах эти методы использовали первобытные охотники. (На песке или глине почти в натуральных масштабах изображали сцены предстоящей охоты. Молодые охотники упражнялись в отработке необходимых навыков и умений, способов охоты: метали копья, окружали животное, согласовывали действия).
    Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их.
    В последующие периоды социального развития величайшим изобретением человечества стала книга, а в наши дни - видеотехника и компьютерные системы. Они тоже являются самостоятельными и многоаспектными методами обучения. Следует отметить, что книгу и видеоматериалы можно рассматривать и как источники информации.

    а) воспитательная деятельность;

    б) воспитывающая среда;

    в) гуманное общение;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    5. Тест по теме «Система методов воспитания»

    5.1. Под методом воспитания понимается:

    а) основное правило взаимодействия субъектов воспитания;

    б) способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели;

    в) совокупность способов и приемов взаимодействия субъектов воспитания;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    5.2. Совокупность путей, способов, приемов и средств воспитания, направленных на достижение определенной воспитательной цели называется:

    а) методикой воспитания;

    б) методом;

    в) формой;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    5.3. В классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского входит следующая группа методов:

    а) методы формирования коллектива;

    б) методы стимулирования и мотивации детей;

    в) методы изучения личности;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    5.4. Ведущим принципом коллективной творческой деятельности является:

    а) коллективизм;

    б) креативность;

    в) деятельностный характер;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    5.5. Ведущим методом нравственного воспитания является:

    б) упражнение;

    в) убеждение;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    5.6. В основе классификации методов воспитания Ю.К. Бабанского лежит следующий теоретический подход:

    а) аксиологический подход;

    б) деятельностный подход;

    в) синергический подход;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    5.7. Упражнение является ведущим методом:

    а) эстетического воспитания;

    б) физического воспитания;

    в) умственного воспитания;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    5.8. К группе методов формирования сознания относится:

    а) убеждение;

    б) тестирование;

    в) соревнование;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    а) А.С. Макаренко;

    б) И.П. Иванов;

    в) С.Т. Шацкий;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    5.10. Идея воспитания детей методом «естественных последствий» принадлежит:

    а) Ж.Ж.Руссо;

    б) Д. Локку;

    в) Я.А. Коменскому;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    6. Тест по теме «Система форм воспитательной работы»

    6.1. Форма воспитательной работы означает:

    а) способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели;

    б) совокупность способов воспитательного взаимодействия;

    в) внешнее выражение содержания воспитания, отраженное в приемах, ситуациях, процедурах взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    6.2. Форма отражает следующую сторону воспитания:

    б) организационную;

    в) мотивационную;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    6.3. К организационным приемам воспитания можно отнести:

    а) элементы наглядного оформления;

    б) жеребьевку как прием распределения;

    в) элементы музыкального оформления;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    6.4. В типологию форм воспитательной работы Е.В. Титовой можно включить:

    а) убеждение;

    в) поощрение;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    6.5. К воспитательным средствам относятся:

    а) предметы материальной и духовной культуры;

    б) элементы иллюстративно-наглядного оформления;

    в) условия и правила, регулирующие поведение и деятельность детей;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    а) Е.В. Титова;

    б) Н.Е. Щуркова;

    в) В.А. Караковский;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    6.7. К нетрадиционным формам воспитательной работы можно отнести:

    а) беседу;

    б) диспут;

    в) интеллект-аукцион;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    6.8. В Пакет пестрых дел Н.Е. Щурковой входят:

    а) «Сувенир друзьям»;

    б) конференция;

    в) дискуссия;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    6.9. Под КТД подразумевается:

    а) совокупность приемов, операций, процедур и ситуаций коллективного взаимодействия участников дела;

    б) воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения и обучения;

    в) события или ситуации в коллективе, организуемые педагогом для детей;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    6.10. К этапам КТД относятся:

    а) этап ближайшего последействия;

    б) этап управления;

    в) этап завершения;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    7. Тест по теме «Система воспитательной работы в школе»

    7.1. Воспитание как педагогическая система представляет собой совокупность:

    а) компонентов, обеспечивающую единство и целостность изучаемого общественного явления;

    в) идей, отражающих педагогическую концепцию воспитания;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильных ответов.

    7.2. Компонентами воспитательной системы являются:

    в) способы и формы воспитательного взаимодействия;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильных ответов.

    7.3. Структура компонентов системы воспитания предполагает:

    а) расположение компонентов системы воспитания, обеспечивающее единство и целостность изучаемого общественного явления;

    б) закономерности системы воспитания;

    в) причинно-следственные взаимосвязи компонентов;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильных ответов.

    7.4. Выявление компонентов воспитательной системы и определение структурных взаимосвязей, обеспечивающих его целостность, тождественность и сохранение основных свойств воспитания при различных внешних и внутренних изменениях называется:

    а) системно-структурным анализом;

    б) комплексным анализом;

    в) историко-генетическим анализом;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильных ответов.

    7.5. Системообразующим компонентом воспитания является :

    а) методы и формы воспитания;

    в) цель воспитания;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильных ответов.

    7.6. К этапам развития воспитательной системы относится:

    а) этап становления воспитательной системы;

    б) этап отработки содержания деятельности и структуры воспитательной системы;

    в) этап оформления и завершения воспитательной системы;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    7.7. Деятельность, организуемая классными руководителями, учителями или кураторами со своими воспитанниками вне урока называется:

    а) учебно-методической работой;

    б) учебно-познавательной работой;

    в) внеклассной воспитательной работой;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    7.8. Деятельность центров творчества и социально-педагогических клубов молодежи и подростков относится к:

    а) системе дополнительного образования и воспитания;

    б) системе внеклассной воспитательной работы школы;

    в) системе учебно-познавательной работы школы;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    7.9. К формам внеклассной воспитательной работы в школе относятся:

    а) кружковая работа школы по развитию прикладных умений;

    б) клубная работа по интересам в школе;

    в) занятия в спортивных секциях школы;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    7.10. Деятельность, осуществляемая в системе учреждений дополнительного образования и внешкольных воспитательных организаций, называется:

    а) внешкольной воспитательной работой;

    б) внеклассной воспитательной работой;

    в) учебно-познавательной работой по предмету;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    8. Тест по теме «Современные концепции и технологии воспитания»

    8.1. Под педагогической концепцией подразумевается:

    б) система методов и форм воспитания;

    в) совокупность приемов и операций воспитательной работы;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    8.2. Философский уровень методологического обоснования включает идеи:

    а) антропологизма;

    б) диалектического материализма;

    в) теории свободного воспитания;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    8.3. Конкретно-научная методология представляет собой совокупность положений:

    а) теории формирования общечеловеческих ценностей;

    б) теории идеализма;

    в) теории прагматизма;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    8.4. Операциональное обеспечение педагогической идеи или концепции называется:

    а) педагогической системой;

    б) педагогической технологией;

    в) педагогической методикой;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    8.5. В основе концепции формирования общечеловеческих ценностей прежде всего лежит:

    а) аксиологический подход;

    б) деятельностный подход;

    в) культурологический подход;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    8.6. Личностно ориентированный подход исходит из ведущего положения о том, что:

    а) ребенок есть объект воспитательного воздействия;

    б) ребенок есть субъект воспитательного взаимодействия;

    в) ребенок есть единоличный преобразователь себя и своего внутреннего мира;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    8.7. Ключевой идеей концепции педагогики свободы личности О.С. Газмана является:

    а) идея национального возрождения;

    б) идея развивающего обучения;

    в) культуросообразность воспитания;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    8.8. Высшей ценностью системы воспитания в школе В.А. Караковского является:

    а) Человек;

    б) Знание;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    8.9. Основная позиция педагога в технологии КТД:

    а) позиция наблюдателя;

    б) позиция организатора;

    в) позиция партнера;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    8.10. К правилам технологии гуманного общения Н.Е. Щурковой относятся:

    а) установление личностного контакта;

    б) демонстрация собственной расположенности;

    в) постоянное проявление интереса к своим воспитанникам;

    г) все ответы верны;

    д) нет правильного ответа.

    Ключи к тестам по темам курса «Теория и методика воспитания»

    1.1 (а), 1.2 (г), 1.3 (б), 1.4 (а), 1.5 (б), 1.6 (г), 1.7 (б), 1.8 (б), 1.9 (в), 1.10 (в);

    2.1 (б), 2.2 (г), 2.3 (г), 2.4 (в), 2.5 (б), 2.6 (а), 2.7 (г), 2.8 (а), 2.9 (а), 2.10 (г);

    3.1 (б), 3.2 (г), 3.3 (г), 3.4 (д), 3.5 (б), 3.6 (а), 3.7 (г), 3.8 (г), 3.9 (б), 3.10 (а);

    4.1 (в), 4.2 (б), 4.3 (г), 4.4 (б) 4.5 (а), 4.6 (б), 4.7 (в), 4.8 (б), 4.9 (в), 4.10 (г);

    5.1 (б), 5.2 (а), 5.3 (б), 5.4 (г), 5.5 (в), 5.6 (б), 5.7 (б), 5.8 (а), 5.9 (б), 5.10 (а);

    6.1 (в), 6.2 (б), 6.3 (б), 6.4 (б), 6.5 (а), 6.6 (б), 6.7 (в), 6.8 (а), 6.9 (а), 6.10 (а);

    7.1 (а), 7.2 (г), 7.3 (г), 7.4 (а), 7.5 (в),7.6 (г), 7.7 (в), 7.8 (а), 7.9 (г), 7.10 (а);

    8.1 (а), 8.2 (б), 8.3 (а), 8.4 (б), 8.5 (а),8.6 (б), 8.7 (в), 8.8 (а), 8.9 (в), 8.10 (г).

    Приложение 2

    САМОТЕСТИРОВАНИЕ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ В СИТУАЦИЯХ»

    Анализ и решение воспитывающих ситуаций является одним из ведущих способов формирования аналитических, конструктивных и проективных умений будущего учителя-воспитателя.

    В целях эффективного решения предложенных воспитательных ситуаций предлагается определенный алгоритм их анализа.

    Алгоритм анализа воспитательной ситуации:

    1. Определите педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ее с точки зрения состояния участников ситуации, их взаимоотношений, жизненного опыта, взглядов, позиций.

    2. Выявите педагогическую проблему (реально существующие или назревающие противоречия), возможные причины создавшегося конфликта. Сформулируйте педагогическую проблему.

    3. Спроектируйте педагогические цели и задачи (планируемый результат, который хотелось бы достичь в данной ситуации).

    4. Сформулируйте несколько вариантов решения ситуации.

    5. Выберите и обоснуйте наиболее оптимальный способ воспитательного взаимодействия в данной ситуации.

    6. Продумайте оперативную структуру действий педагога.

    7. Проведите анализ предполагаемых результатов: характеристику изменений, которые должны произойти благодаря успешному решению воспитательной ситуации.

    Ситуация 1. На первом же родительском собрании предвыпускного класса группа родителей потребовала от классного руководителя не загружать детей ни общественной работой, ни внеклассными мероприятиями. Десятиклассникам нужно думать лишь о поступлении в вуз! Что делать классному руководителю?

    а) согласиться с родителями, действительно, от последних двух лет зависит будущее детей;

    б) ограничить воспитательную работу только профориентационной деятельностью;

    в) направить с этим требованием к директору. Пусть он разбирается с родителями;

    г) объяснить, что выпускные классы – это не только период предпрофессионального становления, но и время, когда ярко проявляется потребность в межличностном общении и социальной значимости. И если это время будет безвозвратно упущено, то это может привести к крайнему индивидуализму, с одной стороны, и духовной черствости, с другой;

    д) сослаться на Устав и Программу школы, подчеркнув, что не в компетенции классного руководителя менять задачи и установки школы.

    Ситуация 2. Вечером учительница вышла во двор погулять с собакой. Навстречу ей идет, пошатываясь, ученик 10 класса. Он сильно пьян. Что делать?

    а) проводить до дому и «сдать» родителям;

    б) ничего не предпринимая, пройти мимо, а на следующий день посоветоваться с директором школы;

    в) первый же урок в классе, где учиться мальчик, начать с описания этой ситуации (не называя фамилии ученика);

    г) обсудить этот случай во всеуслышание на классном часе;

    д) подойти к пьяному и «припугнуть» завтрашним разбирательством в школе;

    е) подойти к пьяному школьнику и громко пристыдить.

    Ситуация 3. У одного из пятиклассников родилась сестренка. Всегда веселый и активный мальчик стал замкнутым, начал подолгу задерживаться в школе и на улице. В разговоре с классным руководителем признался, что теперь он стал «ненужным и лишним в семье». Как помочь мальчику?

    а) посоветовать родителям, больше уделять времени старшему ребенку;

    б) посоветовать мальчику, самому откровенно поговорить с родителями;

    в) организовать беседу по обмену опытом детей на тему: «Как помочь родителям, когда в доме малыши»;

    г) пристыдить мальчика, говоря, что не ожидала от него такого эгоизма.

    Ситуация 4 . После серии социометрических тестов и тестов-рисунков, классный руководитель окончательно убедился, что один из ее шестиклассников не вписывается в систему коллективных отношений класса. Что делать?

    а) вызвать родителей и показать им результаты социометрических тестов их сына, в конце концов, это их забота;

    б) не обращать внимания, наличие «изгоя» - естественное явление при таком большом количестве детей в классе;

    в) поговорить с активом класса, в конце концов, это забота самого коллектива;

    г) при организации воспитательной работы всегда находить для него поручения и дела, которые «высвечивали» бы этого школьника с интересной стороны;

    д) поручить 2-3- шестиклассникам, чтобы они взяли на себя опеку и заботу о нем.

    Ситуация 5. В седьмом классе после анонимного профориентационного анкетирования выяснилось, что треть подростков мечтает стать криминальными авторитетами. Ваши действия:

    а) провести экспертизу почерков, выявить будущих «криминальных авторитетов» и сообщить их родителям о намерениях мальчиков;

    б) пригласить специалистов из МВД на классный час с просьбой рассказать о реальной, а не мнимой жизни «криминальных авторитетов»;

    в) на ближайшем родительском собрании сообщить родителям о планах детей с просьбой поговорить на эту тему со своими сыновьями;

    г) пригласить директора школы в целях «проработки» мальчиков и их планов на будущее.

    Ситуация 6. К учительнице, учившей старшего брата, попадает в класс, его младший брат. Видя, насколько младший уступает старшему, учительница постоянно их сравнивает, укоряя младшего в нерадивости. Насколько уместны такие сравнения?

    А) еще как уместны, они заставят младшего задуматься и исправиться;

    б) совсем неуместны, они только принижают и деморализуют младшего;

    в) разговоры с младшим братом о старшем в любом случае полезны, но прямых сравнений следует избегать;

    г) темы старшего брата в разговорах с младшим касаться не нужно. Пусть ребенок ощущает себя «единственным» - это повысит его ответственность и рвение в учебе.

    Ситуация 7 . Проверяя сочинение отъявленного двоечника, учительница не верит своим глазам: оно написано грамотно, интересно по содержанию. Налицо подлог – двоечник так написать не мог. Как поступить?

    а) поставить объективную оценку, но впредь внимательно наблюдать за двоечником, чтобы понять, что происходит;

    в) такое сочинение не нужно оценивать до обстоятельного разговора с автором – если он и впрямь автор;

    г) о чем же тут думать? Такому сочинению надо радоваться, и оценку за него лучше завысить, но никак не занизить, надо же поощрить двоечника!

    д) прочитав такую «липу», смело ставьте двойку, не ошибетесь!

    Ситуация 8. В 7 классе учится ребенок, страдающий косоглазием. Некоторые ребята обзывают и обижают его. Действия классного руководителя:

    а) посоветовать ребенку, не обращать внимания на подобные выходки;

    б) делать вид, что ничего не происходит, пусть сам разбирается;

    в) создать ситуации проявления ребенка с интересной стороны;

    г) посоветовать перевести ребенка в специальную школу.

    Ситуация 9. В классе – мальчик, освобожденный от экзаменов по состоянию здоровья. Он скрывает свою болезнь, а одноклассники считают его лодырем, и говорят, что справка куплена. Как вести себя учителю?

    а) при случае рассказать ребятам правду, категорически потребовав от них сохранения тайны;

    б) убедить больного мальчика рассказать одноклассникам о своей болезни и тем самым успокоить их;

    в) коснуться этой темы на родительском собрании и, не вдаваясь в подробности, попросить родителей повлиять на детей;

    г) серьезно поговорить с ребятами, но не о самой болезни, а о факте ее существования в действительности;

    д) конфиденциально поговорить с ребятами – и не только о факте существования болезни, но и о ней самой, чтобы ребята поняли всю серьезность ситуации.

    Ситуация 10. Восьмиклассник отказывается заниматься на уроках литературы, не учит материал, пропускает уроки, мотивируя это тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность, и литература ему не нужна. Что ответить?

    а) «Если ты знаешь, Чехова сделала известным не медицина, а литература»;

    б) «Не тебе разрешить спор физиков и лириков. То, что ты обязан заниматься литературой, - никакому обсуждению не подлежит!»;

    в) «Если ты действительно хочешь поступить в технический вуз, тебе нужен высокий балл и по литературе»;

    г) «Техническая специальность – это пища для ума и успешность в работе, а книга – это отдых для души и гимнастика для духа».

    Ситуация 11. В письменной творческой работе старшеклассницы учительница находит какую-то нелепость или грубую ошибку (например: Рафаэло вместо Рафаэль, оскетизм вместо аскетизм). Как реагировать?

    а) никак, исправить - и все;

    б) исправить, а при разборе творческих работ, озвучить несколько нелепостей, не называя фамилий авторов;

    в) самые «яркие» глупости едко высмеять, назвав авторов;

    г) поставить две оценки: одну – за грамотность, другую – за содержание;

    д) задумайтесь о причинах не только безграмотности, но и бескультурья многих ребят.

    Ситуация 12. Учительница узнает, что двое ребят из ее класса состоят в профашистской молодежной организации. Что делать?

    а) связаться с родителями ребят и наметить тактику совместных действий;

    б) сообщить директору школы и попросить его совета в данной ситуации;

    в) связаться с организацией и «припугнуть» ее лидеров;

    г) обратиться в правоохранительные органы и попросить их совета и помощи;

    д) провести классное собрание и обсудить этот «вопиющий факт» на собрании.

    Ситуация 13. Во время контрольной учительница замечает, что две девочки общаются друг с другом. Что предпринять?

    а) уверенно сказать: «Я все вижу!», - и выразительно посмотреть;

    б) сухо предупредить, что обеим будет снижена оценка;

    в) пересадить одну из девочек за свой стол и внимательно за ней наблюдать;

    г) ничего не объясняя, отобрать обе работы и провести контрольную с каждой девочкой в отдельности;

    д) ничего не предпринимать, но во время проверки контрольных внимательно проанализировать обе работы. Если они списаны, отреагировать как можно жестче, чтобы в следующий раз подобное не повторилось;

    е) проверив обе работы и выявив их сходство, в конце каждой написать: «За работу – 2, за конспирацию –5».

    Ситуация 14. Учительница объясняет новый материал. Вдруг один из учеников громко говорит: «Людмила Ивановна, я от ваших объяснений просто тащусь!» Что ответить?

    а) незамедлительно парировать: «А я балдею от твоих комментариев!»

    б) «Да, Федоров. Воистину велик и могуч русский язык, - если ты его не доконаешь»;

    в) «Наверное, ты сказал что-то умное и красивое. Жаль только, что я тебя не поняла, переведи, пожалуйста»;

    г) «Лучше тащи сюда дневник, получишь замечание»;

    д) «На такие выпады лучше не обращать внимание».

    Ситуация 15. Ученик провинился. Учитель говорит: «Давай дневник!», а мальчик отвечает «Я забыл его дома». Что делать?

    а) спросить: «А голову ты дома не забыл?»

    б) строго сказать: «Тогда иди домой за дневником, заодно родителей захвати. Я хочу с ними поговорить»;

    в) пообещать: «Ну, что ж, вечером я позвоню твоим родителям, чтобы завтра напомнили тебе взять дневник»;

    г) предупредить: «Ну, что ж, постарайся не забыть его завтра!»;

    д) попросить: «Покажи-ка свой портфель, что-то я сомневаюсь, что это правда»;

    е) сухо сказать: «Раз дневника нет, идем к директору».

    Ситуация 16. На классном часу один из семиклассников заявляет классному руководителю: «Мария Ивановна, а почему 7 А класс все время ходит то на экскурсии, то на ипподром, то в походы? А мы все беседуем, беседуем, беседуем …». Что ответить?

    а) «Ходите, кто вам запрещает?»;

    б) «Сравнили себя с 7 А классом?! Да с вами ни один учитель не рискнет пойти в поход!»;

    в) «Все зависит от вас. Предлагайте! Я с удовольствием поддержу!»;

    г) «Сначала двойки исправь, а потом в поход собирайся!».

    Ситуация 17. На уроке девочка напоминает учительнице: «Ольга Петровна, на прошлом уроке вы обещали, что расскажете нам…» Учительница совсем забыла о своем обещании и выполнить его не готова. Как быть?

    а) уверенно сказать: «Конечно, конечно, только сегодня у нас не хватит времени. Давайте в следующий раз!»;

    б) решительно заявить: «Давайте поговорим об этом после контрольной работы, тогда у нас и времени будет больше»;

    в) сказать недоуменно: «Ну, сегодня вы не настолько хорошо работали на уроке, чтобы я вам делала такие подарки!»;

    г) удивиться: «Что-то не помню, чтобы я вам давала такое обещание, но раз вам это интересно, так и быть, в следующий раз поговорим»;

    д) честно признаться, что забыли о своем обещании, извиниться и сказать, что в следующий раз обязательно его выполните.

    Ситуация 18. После сделанного классным руководителем замечания подросток вышел из класса, демонстративно хлопнув дверью. Как быть?

    а) промолчать, но при случае напомнить мальчику о его неучтивости и вашей возможности «вернуть долг»;

    в) на следующий день спокойно побеседовать с мальчиком, «пристыдив» его исключительно примером собственной выдержки и достоинства;

    г) сделать вид, что ничего особенного не произошло;

    д) подождать родительского собрания, чтобы высказать родителям претензии по поводу воспитания сына;

    е) сдержаться, но при случае рассказать ребятам библейскую легенду о Хаме и происхождении термина «хамство». Может это заставит их задуматься.

    Ситуация 19. У одной из учениц пропала собака. Девочка пришла в школу печальная, удрученная, ей совсем не до учебы. Как помочь девочке?

    а) успокоить и посоветовать сделать объявление о пропаже собаки и по радио или телевидению;

    б) по возможности вовлечь в поиски одноклассников – только тогда это может увенчаться успехом;

    в) обязать каждого из одноклассников написать хотя бы одно объявление о пропаже собаки. Все объявления расклеить на улице;

    г) успокоить девочку: если собака не найдется, можно взять нового щенка;

    д) разрешить девочке несколько дней не приходить в школу, чтобы все свое время посвятить поискам собаки;

    е) строго напомнить девочке, что собака – собакой, а учеба – учебой.

    Ситуация 20. Одна из учениц пришла в школу печальная, вся - в черном. Как поступить?

    а) тихо и спокойно спросить у девочки, что случилось;

    б) осторожно расспросить одноклассников о причине траура;

    в) позвонить в тот же вечер родителям и узнать, что произошло;

    г) уединиться с девочкой на перемене и расспросить, что случилось и чем ей можно помочь;

    д) оставить девочку в покое и в этот день к доске не вызывать.

    Ситуация 21. Учителя школы готовятся к забастовке в связи с невыплатой зарплаты за несколько месяцев. Учащиеся в курсе этого и активно предлагают присоединиться к бастующим учителям. Что делать?

    а) разрешить ребятам присоединиться к забастовке – это будет впечатляюще!

    б) запретить ребятам присоединиться к забастовке – только этого не хватало!

    в) посоветовать ребятам самостоятельно организовать забастовку в поддержку учителей;

    г) при таком накале страстей с забастовкой лучше повременить и провести ее, когда страсти немного утихнут.

    д) объяснить ребятам, что это забастовка учителей, у нее – свои причины, и необходимости в «помощи» учащихся нет;

    е) разрешить ребятам присоединиться к забастовке и оказать помощь.

    Ситуация 22. В классе - мальчик из семьи «новых русских», ученик ленивый и безответственный. Несколько лет он проучился в частной школе, а в 9 классе родители перевели его в государственную школу в целях лучшей подготовки к поступлению в вуз. После окончания 9 класса в его аттестате одни лишь тройки, да и те «натянутые». Увидев свой аттестат, мальчик спрашивает учительницу: «А почему у меня все тройки? Я думал, будут все пятерки». Что ответить?

    а) «Это тебе не частная школа – здесь нужно трудиться»;

    в) «Твою шутку я оценила, но хороший аттестат нужно заработать»;

    г) «Саша, твои тройки уже завышены»;

    д) «О чем ты? Скажи спасибо, что двоек нет».

    Ситуация 23. В городскую школу приехал семиклассник из села. Его внешний вид, манера говорить и общаться вызывали у детей открытые насмешки. Ваша позиция:

    а) попросить одного из учеников поговорить с ним о манерах, нормах, ценностях городских сверстников;

    б) самой поговорить с ним о том, как вести себя, чтобы понравиться одноклассникам;

    в) организовать такое дело, которое позволило бы подростку проявить себя с интересной стороны;

    г) делать вид, что ничего не происходит, пусть сам разбирается.

    Ситуация 24. Идет субботник, дети убирают территорию вокруг школы. Вдруг один мальчик спрашивает: «Надежда Петровна, а сколько заплатит нам школа за работу?» Учительница удивлена: о какой плате может идти речь? Мальчик настаивает: «Но ведь любой труд должен оплачиваться!» К юному «коммерсанту» быстро присоединяются единомышленники. Как разрядить обстановку?

    а) спокойно объяснить, что школа – не коммерческая организация и оплачивать разовые мероприятия не должна;

    б) спокойно объяснить: «Твой вопрос уместен в частной школе, но не в государственной»;

    в) весело спросить: «Ты же не платишь за то, что тебя учат, почему же ты не хочешь хоть что-нибудь сделать для школы?»;

    г) строго спросить: «Может тебе платить за учебу в школе – это ведь тоже чей-то труд?»;

    д) в этой ситуации лучше всего отделаться шуткой: «Тебе - в какой валюте?»

    Ключ к тестам «Проверь себя в ситуациях»

    Ситуации: 1 (г), 2 (а), 3 (в), 4 (г), 5 (б), 6 (в), 7 (а), 8, (в), 9 (г), 10 (в), 11 (г), 12 (а), 13 (а), 14 (в), 15 (г), 16 (в), 17 (д), 18 (в, е), 19 (а), 20 (а), 21 (д), 22 (б, в), 23 (в), 24 (а, в).

    Методом управления называется совокупность путей, сборов, приемов и форм, воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

    При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

    Методы управления классифицируются по масшта­бам управленческой деятельности и по форме воздействия.

    По масштабу управленческой деятельности в таможен­ных органах различают общие и частные методы.

    Общие методы управления направлены на решение гло­бальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функ­ционирования всей таможенной системы.

    Частные методы управления используются преиму­щественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

    В зависимости от форм воздействия в таможенной систе­ме применяются методы прямого и косвенного воздействия.

    Методы прямого воздействия опираются на волю и ав­торитет государства. К ним относятся организационно-распо­рядительные и правовые методы.

    К методам косвенного воздействия относятся социаль­ные, психологические, экономические и экономико-матема­тические методы.

    В процессе реализации в таможенных органах таких функ­ций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие ас­пекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полно­мочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

    Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранитель­ных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воз­действие на систему в целом или на ее элементы в отдельнос­ти; дают возможность руководителю таможенного органа при­нимать однозначное решение; основаны на обязательности ис­полнения нормативно-правовых и директивных документов.

    В таможенных органах применяются три группы организаци­онно-распорядительных методов: организационные, распорядитель­ные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам орга­низационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организацион­ных связей в системе, служащее основой ее управления, и вклю­чают регламентирование, нормирование и инструктирование.

    Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организа­ционных положений, к которым относятся: положения общеорга­низационного характера, устанавливающие организационную обо­собленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутрен­ний порядок работы, организационный статус различных подраз­делений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

    Нормирование - это менее жесткий тип организа­ционного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, ус­танавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Орга­низационное нормирование определяет пути и порядок выпол­нения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.

    Инструктирование - всегда имеет форму методичес­кой и информационной помощи, направленной на успешное вы­полнение работы.

    Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздейст­вия. В основе методов распорядительного воздействия в тамо­женной системе лежат полномочия и обязанности. Данные ме­тоды реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, Резолюций на документах, а также принятия и доведения уп­равленческих решений в устной форме.

    Приказы в таможенной системе издают только линейные Руководители, распоряжения - их заместители и руководители Функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий.

    В ФТС России правом подписи приказов пользуются и за­местители председателя Комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ФТС России.

    Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

    Суть этих методов в таможенных органах состоит в уста­новлении ответственности. Предназначены они для поддержа­ния стабильности организационных связей в системе управле­ния посредством дисциплинарных требований и системы ответ­ственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

    Все указанные три группы организационно-распорядитель­ных методов используются в таможенной системе как раздель­но, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

    Правовые методы представляют собой совокупность юри­дических средств и способов воздействия на элементы социаль­но-экономической системы и отношения между ними в процес­се управления.

    К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отноше­ний, соблюдение требований правовых актов.

    Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, оп­ределяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

    Основными такими правовыми нормами являются: Тамо­женный кодекс Российской Федерации, Закон «О службе в та­моженных органах Российской Федерации», Положение о Госу­дарственном таможенном комитете Российской Федерации, по­ложения о других таможенных органах РФ и ряд других.

    Деятельность управленческого аппарата таможенных орга­нов регламентируется правовыми актами трудового, граждан­ского, хозяйственного и некоторых других законодательств.

    Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социаль­ными характеристиками коллектива, экономическими и организа­ционными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вы­зывается социальными и психологическими условиями труда в та­можне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в кол­лективе и др.

    Социальные и психологические методы управления пред­ставляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

    Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятель­ности коллективов. Эти методы управления основаны на исполь­зовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

    Социальные методы управления включают методы соци­ального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стиму­лирования.

    Методы социального воздействия находят отражение в пла­нах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспита­тельного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

    Психологические методы управления направлены на регу­лирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в кол­лективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побужде­ния (мотивации), профессионального отбора и обучения.

    Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодей­ствии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

    Экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управле­ния, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономическо­го стимулирования. Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, и реализуется через два аспекта: первый - управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а вто­рой - управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.

    Метод экономического стимулирования базируется на вто­ром аспекте и включает материальное стимулирование, коллек­тивную материальную заинтересованность и экономическую от­ветственность.

    Экономико-математические методы управления. В зависимости от особенностей решаемых задач управле­ния, в таможенных органах могут использоваться те или иные экономико-математические методы, которые делятся на нефор­мализованные, слабо формализованные и формализованные.

    В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенство­вание методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органичес­кую и значительную часть всей проблемы повышения эффек­тивности системы управления таможенной деятельностью. Все методы управления следует изучать, совершенствовать и при­менять в диалектическом единстве.

    Таким образом, в этой теме рассмотрены понятия об ос­новных категориях теории управления применительно к тамо­женной службе.

    Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управле­ния; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных орга­нов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчи­ненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных катего­рий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в-четвертых, правильное науч­ное понимание значений основных категорий способствует совер­шенствованию имеющихся и созданию качественно новых струк­тур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.



    © 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы