Жизненная стратегия успеха: как ее строить? Жизненные стратегии личности и истоки их конструирования субъектом

Главная / Здоровье ребенка

ДЕНИС КОРОБЕЙНИКОВ
Пермский филиал Института экономики Уральского отделения РАН

С развитием общества у человека появляется возможность выбора
из большего количества жизненных стратегий, что позволяет достигать более высокой степени самореализации
Используя инструментарий персонального стратегического менеджмента, любой индивид может попытаться сформировать
и реализовать оптимальную личную жизненную стратегию

Человеку все чаще приходится обращаться к вопросу взаимоотношений с внешней средой. Развитие социально-экономических процессов ускоряется, поэтому у него появляется возможность выбора из большего количества жизненных стратегий, что позволяет глубже интегрироваться в общественные взаимоотношения и достигать более высокой степени самореализации. Однако наряду с данными глобальными тенденциями коренные изменения, произошедшие в последние годы в нашей стране, привели к тому, что старые модели таких стратегий перестали работать, а новые еще не успели сформироваться. Вот почему сегодня проблема полагания цели и ее достижения требует пристального внимания и тщательного изучения.

Управлять своей жизнью значит организовать все таким образом, чтобы род занятий, производимая продукция, способы решения проблем, окружающие вас партнеры и коллеги наиболее полно отражали и развивали ваш образ собственного “я” 1 .

В нашей стране вышло немало публикаций, в которых затрагиваются отдельные стороны управления человеком различными аспектами своей жизни. Среди них книги: “Техника личной работы” Г. Попова, “Эта странная жизнь” Д. Гранина, “Ваше время – в ваших руках” Л. Зайверта, “Личная тектология” К. Варламова и В. Карпичева, “Эффективный управляющий” П. Друкера, “Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных” В. Токарева и др. В этих работах детально рассмотрены технологии самоуправления, но, на мой взгляд, мало внимания уделяется аспектам стратегического жизненного целеполагания и целедостижения. Также неполно представлены механизмы экзогенного персонального управления как важного инструмента менеджмента жизни.

Попробуем восполнить эти пробелы.

Персональный стратегический менеджмент

Он представляет совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей . Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

В основе идеологии персонального стратегического менеджмента (ПСМ) лежит мысль о том, что каждый человек хочет чего-то добиться в жизни. Осознавая свои потребности, он ставит и решает определенные задачи, достигая, таким образом, свои цели.

Характер действий по полаганию и достижению целей у разных людей различен, меняется он и у конкретного человека с течением времени. Но несмотря на это, данные процессы имеют общие черты и закономерности, что позволяет на основе анализа эмпирической информации относительно индивидуальных способов разработки и реализации жизненных стратегий сформулировать единообразный инструментарий.

Так, многие западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного цикла человека, а японские специалисты выделяют четыре фазы (от рождения до окончания школьного образования; поступление на работу и обзаведение семьей; трудовая жизнь; старость) 2 . Целенаправленно управляя качественными и количественными параметрами смены фаз, человек может максимизировать полезность отдачи от каждого этапа.

Содержание самоуправления на разных этапах жизненного цикла имеет различное наполнение. В детстве человек всецело зависит от родителей, он, как правило, не способен самостоятельно принимать важнейшие решения. В зрелые годы обретается самостоятельность, и степень ответственности за принятие решений значительно увеличивается. В целом ПСМ необходимо разделить на экзогенный (экзо-ПСМ), когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии – обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный (эндо-ПСМ), когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Ключевыми в достижении личных жизненных целей являются следующие факторы:

Наличие стратегии жизни;

Владение технологиями ее реализации;

Умение работать с инструментами управления формированием персонального человеческого капитала.

Стратегия жизни

Наличие стратегии важно потому, что для осуществления некоторых жизненных целей обязательно нужно совершить ряд последовательных шагов, а иногда – пожертвовать текущим потреблением отдельных благ, чтобы получить большее количество и разнообразие благ в будущем.

Вложения в человеческий капитал, как правило, высокодоходны. Причем чем он более развит, тем большее количество ресурсов позволяет вовлекать в процесс персонального инвестирования. По мнению американского экономиста В. Боуэна: “Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой производят прибыли; наконец, и тот, и другой ограничены сроком жизни: машины изнашиваются, люди умирают” 3 .

Социологи определяют понятие “стратегия жизни ” в качестве символически опосредованного и выходящего по своему воздействию за пределы сознания идеального образования, реализующего в поведении человека его ориентиры и приоритеты . В повседневной жизни наиболее распространены три типа таких стратегий:

благополучия . В ее основе лежит рецептивная (приобретательская) активность личности, направленная на обеспечение полной необходимых благ, спокойной, комфортной, размеренной и стабильной жизни;

успеха . Данная стратегия рассчитана на общественное признание деятельности ее носителя и предполагает активную, насыщенную событиями, преуспевающую жизнь;

самореализации . Она характеризуется творческой активностью, направленной на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию), и предполагает красивую, гармоничную, близкую по своему содержанию к искусству, свободную жизнь 4 .

Обобщенная модель механизма по разработке и реализации стратегии человеческой жизни представлена на рис. 1. В ней отражена взаимосвязь основных этапов цикла персонального стратегического управления.

Этапы построения и реализации жизненной стратегии

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и целей, а также позволяет выработать стратегию поведения, дающую возможность осуществить свою миссию и достичь поставленных целей 5 .

В ходе такого анализа предполагается изучение двух составляющих:

Макроокружения;

Внутренних возможностей личности.

Изучая аспекты своего внешнего окружения, человеку нужно убедиться в том, какие возможности открывает перед ним жизнь, какие сферы общественного и экономического функционирования его привлекают, какие препятствия он может встретить на жизненном пути и какие последствия могут иметь те или иные шаги, которые он сделает в жизни.

Путем анализа своих внутренних возможностей человеку необходимо выяснить, на какие стратегические конкурентные преимущества он может рассчитывать в перспективе, развивая потенциал, которым обладает в данный момент.

Миссией человека можно назвать основную цель его жизни, которая, по словам А. Томпсона и А. Стрикленда, должна формулироваться “прежде всего с точки зрения повышения социальной роли” 6 данного индивида.

Видение – это идеальный образ будущего состояния жизни, которого человек может достичь при самых благоприятных условиях. По мнению Б. Карлофа, оно “может служить основой для определения уровня притязаний в процессе стратегического планирования” 7 .

В концепции ПСМ ключевым фактором, способным кардинально повлиять на формирование всей стратегии жизни, наравне с анализом среды является наличие у человека сформировавшейся персональной идеологии. Под этим термином обычно понимается “система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности” 8 . В ПСМ от качества персональной идеологии зависит обоснованность принятия и выполнения как стратегических, так и оперативных решений.

На этапе определения стратегических целей осуществляется первичная декомпозиция (секторизация) миссии на две логически обособленные группы в зависимости от сферы жизни – профессиональную и социальную. Дальнейшая декомпозиция и операционализация жизненной миссии идут в рамках названных сфер. Стратегические цели в концепции ПСМ имеют долгосрочный характер и формируются исходя из состояния жизни человека в пределах максимально возможного временного горизонта.

В целом процесс определения стратегических жизненных целей человека согласно концепции ПСМ описывается схемой, разработанной на основе алгоритма поэтапной реконструкции жизненной стратегии личности, в виде “постепенного обновления стратегии жизни путем последовательной ”разработки" и “сборки” ее исходных компонентов – образов, смыслов жизни, жизненных ценностей, норм и целей” 9 (рис. 2).

Основные типы жизненных стратегий в современном обществе : стратегии благополучия, успеха и самореализации.

Для более детального рассмотрения данного вопроса необходимо учесть социальное расслоение российского общества для выяснения того, что индивид, принадлежащий к определенному слою, какую имеет жизненную позицию.

Различают такие классы, как рабочий класс, крестьянство и буржуазия.

Буржуазия - это господствующий класс капи­талистического общества, владеющий средствами производства и эксплуатирующий наемный труд.

Рабочий класс - это наемные -работники, не имеющие средств производства и живущие за счет продажи рабо­чей силы, то есть своей способности к труду.

Рабочий класс является основной производитель­ной силой индустриального общества. В индустри­ально развитых государствах происходит изменение состава рабочего класса. В категорию работающих по найму в настоящее время кроме промышлен­ных и сельскохозяйственных рабочих включаются конторские и торговые служащие, работники сфе­ры услуг.

Крестьянство - класс, который имеет двой­ственную природу, так как совмещает функции хозяина и работника в одном лице.

Понятие «класс» активно используется в совре­менной науке. Вслед за К. Марксом (1818-1883) и М. Вебером (1864-1920) современные исследовате­ли рассматривают экономические признаки в ка­честве основных для выделения классов.

Традиционно сегодня выделяют такие классы, как: 1) высший класс, 2) средний класс, 3) рабочий класс, 4) крестьяне.

Высший класс представлен людьми, владеющи­ми собственностью или осуществляющими непос­редственный контроль за ее распоряжением, то есть имеются в виду крупные промышленники, финан­совые магнаты.

Средний класс - это служащие, так называемые «белые воротнички» и специалисты.

И наконец, рабочий класс - это люди, занятые преимущественно промышленным физическим тру­дом.

Маргиналы - это особая социальная группа. Маргинальность, если перевести с латыни, означа­ет «находящийся на краю». Примером маргиналов могут послужить бродяги. Как правило, маргиналы занимают пограничное, промежуточное положение по отношению к каким - либо социальным общностям, на­пример классовым, национальным, культурным. У маргиналов нарушается социальная регуляция поведения, их поведение становится асо­циальным.

В зависимости от принадлежности личности к различным социальным группам определяется, в основном социальный статус личности.

В рамках социологического знания огромное значе­ние имеет изучение положения личности в обществе, т. е. социального положения индивида. Это положение определяется понятием «социальный статус». Социальный статус включает в себя атрибутивные (принадлежность к коллективу, классу, социальной группе и пр.), функциональные, оценочные (престиж) и нормативные признаки. В этой связи поведение, поступки личности оцениваются другими в соответствии с социальным статусом.

Социальныесвязи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций (ролей, например, учитель, шофер, отец, дочь и т. п.), которые обозначают положение людей в социальной структуре общества. Под социальным статусом личности и понима­ют положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т. д. Иными словами, речь идет о правах, обязанностях, социально-экономическом положении и уровне жизни индивида.

Человек в жизни исполняет множество ролей и под­чиняется множеству ролевых предписаний. В поликли­нике он - больной, в театре - зритель, на службе - занимает определенную должность и т. д. Можно сде­лать вывод о том, что социальная роль - это ожидаемое от индивида поведение, совокупность действий, кото­рые он должен выполнить, занимая определенное поло­жение в обществе, т. е. обладая определенным соци­альным статусом.

Но индивид не только обладает определенным соци­альным статусом и ролевым набором, его постоянно оценивают другие индивиды, группы и общество, в котором он живет. Эта оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами, называется престижем. А степень признания обществом личных и деловых качеств кого-либо определяется как авторитет.

Некоторые черты, влияющие на социальное положе­ние человека, имеют объективный характер, т.е. не за­висят от его желаний (национальность, пол, происхож­дение и пр.). Но главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж лич­ности сегодня, - это образование, квалификация и дру­гие личные и социально значимые качества, которые при реализации гарантируют благополучие и успех в личной и общественной жизни. Стратегия благополучия и успеха присуща всем индивидам вне социальной принадлежности. Чертами этой стратегии можно считать:

1. Наличие здоровья и физического совершенства как и стремления к этому совершенству.

2. Получение престижного образования и работа в фирме за значительное денежное вознаграждение и продвижение по служебной лестнице.

3. Благополучный брак и крепкая семья.

4. Наличие собственного жилья (европейского образца).

5. наличие легкового автомобиля (автомобилей).

6. Наличие дачи, яхты, вертолета, самолета и других существенных благ, позволяющих жить комфортно.

7. Здоровый моральный образ жизни и участие в престижных морально-нравственных проектах.

8. Высокая духовность, нравственность и душевная красота.

9. Трансформация добра и неприятие зла.

10. Другие существенные черты преуспевающего и благополучного человека.

Самореализация личности – это процесс и состояние уровня достигнутого при определенном возрасте. Уровне – позволяющем себя реализовать (образование, воспитание, профессия, уровень научности, социальной активности), то есть свое оформившееся «Я» материализовать в жизни при этом, несомненно достичь благополучия, успеха и признания обществом своего вклада в ту или иную сферу человеческой деятельности.

В жизни, как правило, процесс и факт самореализации осуществляется не полностью. В этом случае личность, ее качественные и другие характеристики, способности и желания не востребуются обществом. Личность так и не реализуется как личность в силу того, что процесс самореализации ограничен по возрасту (нижний предел – это возраст активной деятельности, а верхний активный предел – это пенсионный возраст. Однако, и после ухода на отдых отдельные личности продолжают процесс самореализации, но это более как исключение, а не правило.

Интересы.

Современное поколение вступает в мир не только новых ры­ночных отношений, духовных ценностей и идеалов, но и возрас­тающих материальных возможностей. И надо уметь правильно соотносить материальные и духовные потребности. Интересы людей выливаются в сохранении или преобразовании тех усло­вий (институтов, норм взаимоотношений), от которых зависит распределение благ. Бывает, к сожалению, и так, что следование выбранному образу принимает форму чисто внешнего подража­ния. В таких случаях человек, исходя из определенных интере­сов, играет ту или иную роль, не совпадающую с его действи­тельной сущностью. Так, робкий играет роль повесы, жизнерадо­стный надевает «маску» пессимиста, трусливый стремится пре­вратиться в эдакого «супермена» и т.д. В обществе существуют различные интересы: индивидуальные, групповые интересы об­щества в целом. По направленности интересы делятся на эконо­мические, социальные, политические, духовные, личные. Дея­тельность людей проявляется в различных сферах жизни обще­ства, ее направленность, содержание, значение бесконечно многообразны.


Похожая информация.


Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества.

Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется чаще всего как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» . Он обозначает так же определенное направление деятельности организации, связанное с обоснованием, разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного и социального характера . Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности. Часть из них полагает, что стратегии - суть явления деятельности мозга. «Исходным материалом, - пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков, - для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения. Каждый фрагмент стратегии - это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств (внутреннего или внешнего)» .

Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко - как система целей, планов и ценностных ориентации. Так, Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни» понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «...Жизненную перспективу, - подчеркивает он, - следует рассматривать как целостную картину будущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» . На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе.

Исследованиями жизненных стратегий в отечественной науке занимались К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, известные своими работами по проблемам социологии и психологии личности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельности не зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненную стратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от других способов - жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия в самом общем виде - это постоянное приведение в соответствие личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности…» .

Стратегия есть интегральная характеристика жизненного пути. В основе ее построения лежит поиск соответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построение жизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различий индивидуальной траектории жизни личности. При этом этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построения стратегии жизни. Она определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным . Н.Ф. Наумова предприняла попытку осмыслить стратегию жизни человека в условиях переходного общества, в качестве которого она рассматривает Россию. «Общество в переходный период, - поясняет она, - это особая, неустойчивая система, которая не соединяет его старое и новое состояния, а интенсивно и почти неуправляемо формирует последнее» . Именно поэтому, по ее мнению, нельзя применять к изучению сознания людей, живущих в данном обществе, структурно-функциональные и близкие к ним подходы, которые эффективны лишь при анализе стабильных социальных систем.

По мнению Н.Ф. Наумовой, теории постсовременности не могут дать в полной мере ответ на вопрос о том, что представляет собой сегодня человек, находящийся в ситуации неопределенности и стремящийся, ориентироваться в будущем. Такие существенные характеристики постсовременного общества, как страх перед неизвестностью, экзистенциальная неопределенность, роль солидарности и воображаемых сообществ, плюрализм власти и исключительная роль выбора, не могут выразить основные тенденции развития переходного периода. Нормативизм и склонность к обобщениям приводят в тупик теорию постмодерна. Поэтому она не может служить объяснительной схемой для изучения переходного общества.

«Представляется, - подчеркивает Н.Ф. Наумова, - что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» .

В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры и приоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой - объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с ее реальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии .

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него -- это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.

К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек -- активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно - они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу - это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует свою личность.

Выходные данные сборника:

ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ

Долгов Юрий Николаевич

к. соц. н., доцент БИСГУ, г. Балашов

Смотрова Татьяна Николаевна

к. псх. н., доцент БИСГУ, г. Балашов

E - mail : tat - smotrova @ yandex . ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Кросс-культурное исследование жизненных стратегий жителей малых и средних городов России и Германии в условиях социально-экономической нестабильности», № 11-06-01175а

В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации. Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:

1) cтратегия успешной внешней адаптации;

2) cтратегия эффективной внутренней адаптации;

3) cтратегия выживания.

Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы - страна, народ. И, наконец, третья стратегия - стратегия выживания - характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы .

Второй подход (Ю.М. Резник и др.), восходящий к работам Э. Фромма, в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность . Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:

1) «иметь» (рецептивная активность);

2) «достигать» (мотивационная или «достиженческая» активность);

3) «быть» (творческая или «экзистенциальная» активность).

Первый тип активности человека (рецептивная или «приоб-ретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности .

При определенных различиях в подходах можно провести некоторые аналогии между жизненными стратегиями в обоих случаях и свести их в таблицу

Таблица 1.

Типологии жизненных стратегий.

Если первые две аналогии не вызывают особых сомнений, то в третьем случае бросается в глаза некоторое несоответствие терминов - «стратегия выживания» и «стратегия жизненного благополучия». Действительно трудно совместить благополучие и выживание. При всем уважении к Н. Ф. Наумовой и Ю. М. Резнику, и тот, и другой термины кажутся нам не совсем удачными. Эти типы жизненных стратегий наиболее распространены и, может быть, более удачным названием для них было бы - повседневные или обыденные стратегии.

Нельзя согласиться также с утверждением Ю.М. Резника и Е.А. Смирнова о том, что «в отличие от диспозиций личности типы ее стратегий жизни строятся не в иерархическом порядке, а как рядоположенные и равноправные по своему характеру ведущие ориентации людей. С этой точки зрения нет, например, никакой разницы между стратегией благополучия и стратегией самореализации» . Сами авторы начали рассматривать аналогии между предлагаемыми ими типами жизненных стратегий и иерархией потребностей человека по А. Маслоу, но почему-то не увидели в этих аналогиях иерархичности жизненных стратегий. Так, стратегия жизненного благополучия соответствует первым двум ступеням известной «пирамиды А. Маслоу», то есть физиологическим потребностям и потребности в безопасности, стратегия жизненного успеха основана на социальных потребностях человека, потребности в уважении со стороны социального окружения и самоуважении и, наконец, стратегии самореализации соответствует потребность личности в самоактуализации, самосовершенствовании и самореализации.

Кроме того, мы полагаем, что «веер стратегий» жизни, по образному выражению Дж. Коулмена , не ограничивается только тремя типами стратегий, приведенными выше. В зависимости от выбора основания для определения типа жизненной стратегии можно предположить наличие различных типов жизненных стратегий. Попытаемся систематизировать различные основания, по которым можно произвести классификацию жизненных стратегий:

· по степени осознания индивидом - сознательные и бессознательные;

· по направленности изменений, происходящих в индивиде - прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);

· по характеру активности индивида - активные, реактивно-адаптивные, пассивные;

· по локусу контроля - экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);

· по способу восприятия условий жизни - гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;

· по степени совпадения с целями и задачами общества - просоциальные, асоциальные и антисоциальные;

· по степени реализации - эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;

· по характеру и способу самореализации - стратегии самоактуализации и манипуляции;

· по характеру соотношения эмоциональности и рациональности - аффективные, когнитивные;

· по приоритетности в социальном обмене - присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);

· по наличию элемента творчества - креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя - по Наумовой Н.Ф. );

· по типу активности - успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т. Е. и Резник Ю.М. );

· по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер ) - стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;

· по целям и средствам (Р. Мертон ) - подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;

· по типу личностной организации времени и отношения к нему (Ковалев В.И. ) - обыденная, функционально-действенная, созерцательно-рефлексивная и созидательно-преобразующая стратегии жизни личности;

· по типу приспособления к меняющейся внешней социальной среде (по Федотовой Н.Н. ): две пассивные - рефлексивно-запаздывающая и умеренно-приспособительная; три активные - карьерная, инструментальная, криминальная;

· по степени аффилиации - индивидуальная и коллективистская.

Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.

Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.

Сегодня мы живем в обществе, которое стремительно изменяется на наших глазах. Релевантным ответом на социальные вызовы, определяемые нестабильностью социальных институтов для отдельного индивида могут быть только соответствующие жизненные стратегии, не теряющие своей эффективности даже в неспокойное кризисное время. А для этого человек должен иметь в своем арсенале как минимум несколько вариантов жизненных стратегий, поскольку, как известно из теории систем, природные системы тем устойчивее, чем выше их разнообразие. Думается, что с некоторой степенью допущения, этот принцип можно применить и к социальным системам. Этот принцип или, если угодно, вид стратегии можно назвать стратегией диверсификации, который будет характеризоваться увеличением степени разнообразия применяемых в различных условиях жизненных стратегий с целью более эффективного достижения поставленных человеком целей.

Жизненные стратегии, объективируясь в реальные поведение и деятельность людей, определяют жизненный путь человека. От того, насколько эффективны будут жизненные стратегии в период социально-экономической нестабильности зависит более полная реализация личностного потенциала человека, его самореализация и самоактуализация и, в конечном счете, удовлетворенность жизнью.

Список литературы :

  1. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии. Под ред. Л.И. Анциферовой. М.: Наука, 1988. С. 16–230.
  2. Наумова Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 20.
  3. Резник Т. Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. 1996. №6. С. 110–119.
  4. Резник Ю. М., Смирнов Е. А.. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. С. 173–174.
  5. Резник Ю. М., Смирнов Е. А.. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. С. 174–175.
  6. Федотова Н. Н. Социальная интеграция молодежи в сферу трудовой деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов. 1998.
  7. $18. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. С. 66.

$19. Швери Р. Теоретическая концепция Джеймса Коулмена // Социологический журнал. 1996. №1/2. С. 65

$110. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 811–812.

$111. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Leipzig, 1933.

1

В статье рассмотрена сущность жизненной стратегии и ее типологии. Теоретический анализ определений понятия «жизненная стратегия» и выделение их признаков позволили сформулировать авторское определение понятия. Жизненная стратегия – это осознанно запланированные и спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы личности на будущее, которые базируются на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях, способствующих её самопродвижению и повышению уровня качества её жизни; выстроены в соответствии с её индивидуальными интеллектуально-творческими возможностями, жизненным опытом и позволяют ей занять активную субъектную жизненную позицию. Изучение типологий жизненной стратегии способствовало выявлению ее типов, которых придерживаются учащиеся старших классов, а также выбору для формирования жизненной стратегии у старшеклассников такого её типа, как творческая уникальность, который позволяет школьнику моделировать свое будущее.

жизненная стратегия

признаки жизненной стратегии

старшеклассники

формирование жизненной стратегии

типологии жизненных стратегий.

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2. Бондаренко Е.Н. Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2009. – 22 с.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во «Институт практиче-ской психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

4. Васильева О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 74-85.

5. Волокитина А.А. Жизненнные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис. … канд. соц. наук. – М., 2011. – 21 с.

7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 142 с.

8. Демченко З.А. Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и ее альтернативное решение // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 3(13). – С. 98-102.

9. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1984. – 226 с.

10. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.relga.ru. (дата обращения: 25.01.2016).

11. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии государственных служащих. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.rags.ru (дата обращения: 25.01.2016).

12. Легостаев Н.И. Жизненные стратегии «дневной» и «ночной» молодежи Санкт-Петербурга // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – № 2 (114). – С. 92-98.

13. Ляхова М.А. Психологические составляющие жизненной стратегии личности // Вестник КемГУ. – 2010. – № 3(43). – С. 83-90.

14. Постников П.Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик // Педагогика. – 2005. – №8. – С. 38-44.

15. Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. – М., 1995. – 69 с.

16. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. – 1995. – № 12. – С. 101, 103-104.

17. Рубцова Т.Ю. Формирование жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза: дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2014. – 250 с.

18. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии государственных служащих. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.rags.ru (дата обращения: 18.01.2016).

19. Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города // Журнал практического психолога. – 2007. – № 5. – С. 129-146.

20. Толстых Н.Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы // Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 1989. – С. 25-55.

Сензитивным возрастом формирования жизненной стратегии является период раннего юношества. Чаще всего представления старшеклассников об их будущем ограничиваются только конечным результатом. Когда старшеклассники начинают понимать, что для реализации жизненной цели необходимо думать не только о конечном результате, но и о способах и ресурсах, которые позволяют добиться желаемого, тогда у них возникает потребность в проектировании жизненной стратегии .

В настоящее время существует несколько определений понятия «жизненная стратегия». Впервые этот термин был раскрыт (1933) Шарлоттой Бюлер. Жизненный путь личности она определила как индивидуальную и личную жизнь в ее динамике. С.Л. Рубинштейн, в отличие от Ш. Бюлер (1935), рассматривал понятие «жизненный путь» не как движение человека вперед, а как движение личности вверх, к высшим, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности .

Более точное определение понятия «жизненная стратегия» было сформулировано К.А. Абульхановой-Славской (1991), в котором главным признаком является не самосовершенствование, как у С.Л. Рубинштейна, а индивидуальные особенности человека. Она определила его как способность проектировать жизнь с учетом своих индивидуальных особенностей, типом личности, и как способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями жизни, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями человека . Исходя из определения, данного К.А. Абульхановой-Славской, можно выделить следующие три основополагающих признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу - имею» и создание условий для самореализации и творческого поиска.

Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов (1995) рассматривают понятие «жизненная стратегия» как способ сознательного планирования и проектирования человеком своей жизни с помощью поэтапного формирования ее будущего . В данном определении просматривается идея, которая заключается в том, что жизнь личности строится в соответствии с ее направленностью в будущее. Однако в определениях рассматриваемого понятия отечественных ученых отсутствует такой признак, выделенный ранее К.А. Абульхановой-Славской, как учет индивидуальных особенностей человека, необходимый в процессе формировании жизненной стратегии.

С точки зрения О.С. Васильевой и Е.А. Демченко (2001), «жизненная стратегия» - это такой способ бытия, система ценностей и целей, реализация которых позволяет человеку сделать его жизнь наиболее эффективной . Главный акцент в этом определении сделан на реализацию жизненных целей человека, позволяющую сделать его жизнь более качественной.

По мнению П.Г. Постникова (2005), «жизненная стратегия» - это целевой ориентир всей образовательной системы, необходимый для создания условий, которые способствуют: гармоничному развитию личности школьника на разных этапах получения образования, оказывая влияние на формирование его жизненной позиции; осознанию учащимся своего жизненного призвания, определению им способов реализации поставленных целей в жизни - одним словом самовоспитанию . Предложенное П.Г. Постниковым определение отражает универсальность понятия «жизненная стратегия» и содержит учебно-воспитательные возможности, благодаря которым учитель может способствовать формированию у школьников самостоятельности в процессе проектирования жизненной стратегии в процессе учебно-воспитательной деятельности.

О.А. Воронина (2008) придерживается мнения, согласно которому под стратегией жизни следует понимать индивидуальный способ проектирования и реализации человеком жизненных целей во временной перспективе с учетом своих ценностных ориентаций, потребностей, личностных качеств, смыслов собственной жизни . В своем определении она выделяет идею сознательного отношении личности к выбору жизненных целей, которое должно базироваться на индивидуальных особенностях человека.

Предложенные разными учеными определения понятия «жизненная стратегия» можно сгруппировать по таким признакам, как сосредоточенность на самопродвижении личности (Ш. Бюллер; С.Л. Рубинштейн; П.Г. Постников), терминальные и инструментальные ценности-цели (К.А. Абульханова-Славская; О.А. Воронина; А.Е. Созонтов; О.С. Васильева, Е.А. Демченко), создание условий для улучшения качества жизни (Л.Г. Бузунова, М.Р. Плотницкая, Н.Л. Шапошников, О.В. Рудакова), планирование будущего (Ю.М. Резник, Е.А. Смирнова; М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс; В.А. Берковский, М.А. Белугина; Д.Ю. Чеботарева).

В результате анализа определений понятия «жизненная стратегия» и выявленных ее признаков, была предпринята попытка сформулировать авторское определение. Жизненная стратегия - это осознанно запланированные и спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы личности на будущее, которые базируются на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях, способствующих её самопродвижению и повышению уровня качества её жизни; выстроены в соответствии с её индивидуальными интеллектуально-творческими возможностями, жизненным опытом и позволяют ей занять активную субъектную жизненную позицию.

Воспитательную деятельность учителя по формированию жизненной стратегии у старшеклассников целесообразно начинать с выбора её наиболее перспективного типа для выпускников средней общеобразовательной школы.

Е.И. Головаха и Н.В. Панина (1988) определили следующие два типа жизненных стратегий людей, в зависимости от отношения к жизни - «созерцатели» и «практики». «Созерцатели» отличаются внутренней активностью, глубиной чувств и мыслей. К недостаткам «созерцателей» относится ограниченность мечтами и фантазиями, проявляющаяся в неготовности реализовать их в жизни. Особенностью людей практического типа активности является их наделенность быстрой реакцией и действием на внешнее влияние. Слабой стороной людей-практиков является их неспособность к анализу последствий действий .

С целью дополнения типологии жизненной стратегии, разработанной Е.И. Головахой и Н.В. Паниной, К.А. Абульханова-Славская (1991) впервые предложила личностную активность (внутренний фактор) и тип организации времени (внешний фактор). По её мнению, каждая личность может проектировать свою жизненную стратегию как стратегию учета своих индивидуальных возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо .

Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов (1995) рассматривают три основных направления развития жизненных стратегий: объективная идеальность, субъективная идеальность и социальное измерение стратегий жизни. Объективная идеальность находит свое отражение в культуре, тогда как субъективная определяется индивидуальным сознанием и поведением человека, его прошлым опытом и целями как способами прогнозирования будущего .

Е.А. Смирнов (2002) представил типологию жизненной стратегии, основываясь на самореализации личности в жизни. По его мнению, самореализация в жизни - это тип жизненной стратегии, который определяется установкой человека на творческое преобразование жизни, его самоактуализацией и саморазвитием в роли субъекта жизнетворчества .

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов (2002) разработали типологию жизненных стратегий, которая отличается от ранее рассмотренных нами типологий тем, что она дополняет их благодаря делению стратегий жизни на индивидуальное своеобразие и творческую активность личности в ее жизненных событиях. Они выделяют следующие типы жизненных стратегий:

1) творческая уникальность, отражающая созидательное отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к экстраординарности событий его жизни;

2) пассивная индивидуальность, представляющая собой случайный характер формирования человека, когда индивидуальные черты его характера зависят не от его усилий, а определяются влиянием внешних обстоятельств;

3) активная типичность, выражающая конформистское желание личности «быть как все», когда все её действия направлены на реализацию общепринятых целей и ценностей;

4) пассивная типичность, характеризующая неосознанное соблюдение человеком социальных стереотипов, его подчинение нормам общества .

Типология жизненных стратегий С.И. Кудинова (2007) выгодно отличается от типологии Е.П. Варламовой и С.Ю. Степанова тем, что в ней отсутствует идея объектно-субъектной позиции человека относительно его жизненной стратегии. Он обращает внимание на деятельном, социальном и личностном типах самореализации, т.е. на востребованность субъектной позиции личности. Её деятельная самореализация определяется С.И. Кудиновым как самовыражение в различных сферах жизнедеятельности. Социальная самореализация личности ориентирована на осуществление общественно-значимой деятельности, личностная - способствует духовному развитию и личностному росту .

А.Е. Созонтов (2007) разработал следующие типы жизненных стратегий, которые, по нашему мнению, являются характерными и для российских старшеклассников:

  1. тип «иметь» - направленность личности на достижение социального успеха, высокого статуса, возможности безграничного приобретения и потребления. Наиболее предпочитаемыми ценностями являются: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждение и др.;
  2. тип «не иметь и не быть» - направленность на приспособление к социально-экономическим условиям. К приоритетным ценностям, транслируемым из поколения в поколение, относятся: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;
  3. тип «быть» - направленность на творческую самореализацию, поддержание условий, обеспечивающих благополучие близких, значимых людей. К числу важнейших ценностей относятся: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;
  4. тип «иметь против быть» - ориентация на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Эти два стремления находятся в конфликте, в связи с чем, жизненная цель является неопределенной. В результате проявляется ценностный кризис, который выражается в принятии «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых);
  5. тип «иметь, чтобы быть» - направленность на достижение успеха, обеспеченности и на творческую самореализацию. К жизненным ценностям относятся: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .

М.Р. Плотницкая (2008) выделила прогрессивный и рецептивный типы самореализации. Характерными чертами прогрессивного типа стратегии самореализации является внутренняя стратегия достижения и самоактуализации человека в обществе, которая проявляется в гармоничном восприятии мира и себя в нем, а также в высокой степени саморефлексии. Рецептивная стратегия самореализации - это внешняя стратегия «потребления» социальных успехов и благ личностью. Рецептивная стратегия самореализации отличается от прогрессивной фрагментарностью, отсутствием целостной концепции себя в мире, доминированием социальных факторов в процессе самореализации, а также ограничением жизненных сфер самореализации .

Принимая во внимание характер и меру рациональности стратегий, Е.Н. Бондаренко (2009) разработала следующую типологию жизненных стратегий молодежи: «прагматик», «профессионал», «плывущий по течению», «иждивенец», «игрок». Целерациональное начало, по ее мнению, в большей мере присутствует в таких типах стратегий жизни, как: «прагматик», «профессионал» и «иждивенец». Ценностно-рациональное начало проявляется в жизненных стратегиях «игрока» и «плывущего по течению» . Приоритетной стратегией «профессионалов» является образование. Реализация этой стратегии возможна благодаря их академической мобильности. В отличие от «профессионалов», которые заинтересованы в жизненном успехе, «плывущие по течению» не занимаются проектированием жизненной стратегии. Для «иждивенцев» характерным признаком является отсутствие системы жизненных ценностей. Это можно объяснить низкой самооценкой обладателей данного типа, побуждающей их подражать другим, что мешает проявить индивидуальность в конструировании стратегии своей жизни. Доминирующим ресурсом «игроков» является удача. «Прагматики», напротив, строят жизненную стратегию в соответствии с главной целью жизни. Их отличие от «профессионалов» выражено ориентацией на реализацию себя в карьере .

Основываясь на целях жизнедеятельности и средствах ее реализации, Р.Мертон определил следующие типы жизненных стратегий:

Конформистские доминанты, которые выражаются в преемственности ценностей и общепринятых средств их достижения;

Инновационные - ориентированные на изменение средств с учетом преемственности целей;

Доминанты ритуализма как отсутствие целей, воспроизводство средств, порождающих имитационные формы стратегий жизни;

Доминанты ретреатизма с установкой человека на отчуждение и уход от реальной жизни;

Бунтарские доминанты, определяющиеся нежеланием личности следовать социальным нормам поведения, когда выбор видов деятельности полностью противоречит ценностям среды, в которой вырос человек .

Л.И. Дементий и В.Е. Купченко (2013) в качестве параметров выделения жизненного целеполагания и способности оказывать влияние на свою жизнь выделили три типа жизненных стратегий: «фаталистический», «самореализующийся» и «конформистский» типы. Представители «фаталистического» типа стратегии жизни характеризуются отсутствием жизненных целей и временной перспективы. Хорошее знание своих индивидуальных особенностей и потребностей, а также готовность к спонтанным поступкам присущи людям с самореализующимся типом жизненной стратегии. Обладатели конформистского типа стратегии жизни считают, что их жизнь находится в руках окружающих людей .

Изучение и анализ разработанных учеными типологий жизненных стратегий необходимы для определения типов, которых придерживаются учащиеся старших классов. Выполненная работа способствовала выбору такого типа стратегии жизни, как «творческая уникальность», предложенного Е.П. Варламовой и С.Ю. Сделанный выбор можно объяснить тем, что ключевая идея данного типа жизненной стратегии заключается в принятии старшеклассником субъектной позиции в процессе проектирования и реализации своей жизненной стратегии. Роль учителя в данном процессе заключается в том, что формируя творческую уникальность старшеклассника, он оказывает помощь старшему школьнику не только в формировании жизненной стратегии, но и создает условия для того, чтобы выпускник общеобразовательной школы смог занять активную позицию в жизни и включиться в созидательное преобразование своего будущего.

Библиографическая ссылка

Илаева Р.А., Савина Н.Н. СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ И ЕЁ ТИПОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25635 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы