Варяг - бронепалубный крейсер российского императорского флота. Запутанная история крейсера «Варяг

Главная / Психология и развитие

Крейсер «Варяг» не нуждается в представлении. Тем не менее, бой при Чемульпо до сих пор является тёмной страницей русской военной истории. Его итоги неутешительны, а об участии «Варяга» в этом сражении до сих пор ходит масса заблуждений.

«Варяг» - слабый крейсер

В популярных изданиях встречаются оценка, что боевая ценность «Варяга» была невелика. Действительно, в силу некачественных работ, выполненных при постройке в Филадельфии, «Варяг» не мог развивать контрактную скорость в 25 узлов, теряя тем самым главное преимущество легкого крейсера.

Вторым серьезным недостатком стало отсутствие броневых щитов у орудий главного калибра. С другой стороны, Япония в период Русско-японской войны в принципе не имела ни одного бронепалубного крейсера, способного противостоять «Варягу» и аналогичным с ним по вооружению «Аскольду», «Богатырю» или «Олегу».

12 152 мм орудий не имел ни один японский крейсер данного класса. Правда, боевые действия складывались так, что экипажам русских крейсеров ни разу не приходилось сражаться с равным по численности или классу противником. Японцы всегда действовали наверняка, компенсируя недостатки своих крейсеров численным перевесом и первым, но далеко не последним в этом славном и трагическом для русского флота списке стал бой крейсера «Варяг».

На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов

В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 - 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» - 14 152 мм; «Нийтака» - 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» - 10 152 мм, «Акаси» - 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.

В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 - 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».

То есть в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том как на русском крейсере велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажа. И могло ли быть выпущено такое количество снарядов на крейсере, лишившемся к концу боя 75 % своей артиллерии?

Контр-адмирал во главе «Варяга»

Как известно, после возвращения в Россию и при увольнении в отставку в 1905 году, командир «Варяга» Руднев получил чин контр-адмирала. Уже в наши дни имя Всеволода Федоровича получила одна из улиц в Южном Бутово в Москве. Хотя, может, логичней было все же назвать капитана Руднева, если необходимо выделить среди его известных однофамильцев в военном деле.

Ошибки в названии нет, но этот образ требующий уточнения - в военной истории этот человек остался капитаном 1-го ранга и командиром «Варяга», а как контр-адмирал никак уже себя не мог проявить. А вот явная ошибка прокралась в ряд современных учебников для старшеклассников, где уже звучит «легенда» о том что крейсером «Варяг» командовал именно контр-адмирал Руднев. Вдаваться в подробности и думать о том, что контр-адмиралу командовать бронепалубным крейсером 1-го ранга как то не по рангу, авторы не стали.

Два против четырнадцати

В литературе часто указывается, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой контр-адмирала Уриу в составе 14 кораблей - 6-ти крейсеров и 8-ми миноносцев.

Тут необходимо сделать несколько уточнений.

Внешне громадный численный и качественный перевес японцев, которым в ходе боя противник так и не воспользовался. Необходимо учесть, что накануне боя у Чемульпо эскадра Уриу состояла даже не 14, а 15 вымпелов - броненосного крейсера «Асама», бронепалубных крейсеров «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Чиода», «Акаси» и восьми миноносцев и авизо «Чихайя».

Правда, еще накануне боя с «Варягом» японцы понесли небоевые потери. При попытке канонерской лодки «Кореец» проследовать из Чемульпо в Порт-Артур японская эскадра начала опасное маневрирование (закончившееся применением орудия) вокруг русской канонерки, в результате чего миноносец «Цубаме» вылетел на мель и непосредственно в бою не участвовал. Не участвовало в бою и посыльное судно «Чихайя», которое, тем не менее, находилось в непосредственной близости от место боя. Реально бой вела группа из четырех японских крейсеров, еще два крейсера участвовали лишь эпизодически, а наличие у японцев миноносцев так и осталось фактором присутствия.

«Крейсер и два миноносца противника на дне»

Когда речь идет о военных потерях, нередко этот вопрос становится объектом жарких дискуссий. Не исключением стал и бой у Чемульпо, оценки японских потерь в котором весьма противоречивы.

Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем.

Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо» благополучно пережил Русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао.

Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях. Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама»? Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен.

Вполне вероятно, что корабль, ставший главной целью орудий «Варяга» получил серьезные повреждения, но в начале войны в пропагандистских целях японской стороне об этом было говорить нежелательно. По опыту Русско-японской войны хорошо известно как японцы длительное время пытались скрывать свои потери, например, гибель броненосцев «Хацусе» и «Ясима», а ряд миноносцев, оказавшихся, видимо, на дне просто списали после войны как не подлежащие ремонту.

Легенды японской модернизации

Целый ряд заблуждений связан со службой «Варяга» в составе японского флота. Одна из них, связанна с тем, что японцы после подъема «Варяга» в знак уважения сохранили российский государственный герб и имя крейсера. Однако это скорее связано было не с желанием отдать дань уважения экипажу героического корабля, а с конструктивными особенностями - герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон и новое название крейсера «Сойя» японцы закрепили по обеим сторонам на решетке балкона. Вторым заблуждением является замена на «Варяге» котлов Николосса на котлы Миябара. Хотя основательный ремонт машин все же пришлось произвести и крейсер на испытаниях показал скорость в 22,7 узла.

Песни, ставшие народными

Подвиг крейсера «Варяг» нашел широкое отражение в литературе, музыке и художественном кинематографе. Одних песен о «Варяге» после Русско-японской войны появилось не менее 50. До нашего времени дошло лишь три. Две из них, «Варяг» и «Гибель Варяга» обрели широкую известность - с незначительно измененным текстом они проходят через весь фильм «Крейсер «Варяг», причем «Гибель «Варяга» длительное время считалась народной, хотя это не так. Стихи Репнинского «Варяг» («Плещут холодные волны» были опубликованы менее чем через месяц после легендарного боя в газете «Русь», а затем положены на музыку композитором Беневским, причем мелодия созвучна еще целому ряду русских военных песен периода Русско-японской войны

9 февраля 1904 года - день подвига и гибели крейсера "Варяг". Этот день стал точкой отсчета погружения России в череду революций и войн. Но в этом столетии он стал и первым днем немеркнущей русской боевой славы.
Крейсер "Варяг" вступил в строй в 1902-м. В своем классе он был сильнейшим и самым быстроходным кораблем в мире: при водоизмещении в 6500 т он имел скорость хода 23 узла (44 км/час), нес 36 орудий, из них 24 крупнокалиберные, а также 6 торпедных аппаратов. Экипаж состоял из 18 офицеров и 535 матросов. Командовал крейсером капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев, потомственный моряк. К началу русско-японской войны "Варяг" выполнял миссию по охране русского посольства в Сеуле.
В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года один японский офицер оставил в своем дневнике такую запись: "Мы не будем заранее объявлять войну, так как это совершенно непонятный, глупый европейский обычай" (сравните - русский князь Святослав, живший за целую тысячу лет до этого, перед войной посылал своим противникам гонцов с кратким сообщением "иду на вы").
Ночью 27 января (по старому стилю) Рудневу вручили ультиматум от японского контр-адмирала Уриу: "Варяг" и "Кореец" должны покинуть порт до полудня, в противном случае они будут атакованы на рейде. Командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера "Паскаль", английского "Тэлбот", итальянского "Эльба" и американской канонерской лодки "Виксбург" еще накануне получили уведомление японского о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли.
К чести командиров трех иностранных крейсеров - французского "Паскаль", английского "Тэлбот" и итальянского "Эльба", они выразили письменный протест командующему японской эскадрой: "...так как на основании общепризнанных положений международного права порт Чемульпо является нейтральным, то никакая нация не имеет права атаковать суда других наций, находящихся в этом порту, и держава, которая переступает этот закон, является вполне ответственной за всякий вред, причиненный жизни или собственности в этом порту. Поэтому настоящим письмом мы энергично протестуем против такого нарушения нейтралитета и будем рады слышать Ваше мнение по этому предмету."
Под этим письмом не было только подписи командира американского "Виксбурга" - капитана 2-го ранга Маршалла. Как видно, практика вспоминать о международном праве лишь в зависимости от своей выгоды имеет у американцев давние традиции.
Между тем, Всеволод Федорович Руднев огласил ультиматум экипажу со словами: "Вызов более, чем дерзок, но я принимаю его. Я не уклоняюсь от боя, хотя не имею от своего правительства официального сообщения о войне. Уверен в одном: команды "Варяга" и "Корейца" будут сражаться до последней капли крови, показывая всем пример бесстрашия в бою и презрение к смерти".
Мичман Падалко ответил за всю команду: "Все мы, и "Варяг", и "Кореец" будем защищать родной Андреевский флаг, его славу, честь и достоинство, сознавая, что на нас смотрит весь мир."

В 11 ч. 10 мин. на русских кораблях прозвучала команда: "Все наверх, с якоря сниматься!" - и через десять минут "Варяг" и "Кореец" снялись с якоря и дали ход. При медленном прохождении мимо английского, французского итальянского крейсеров музыканты "Варяга" исполняли соответствующие национальные гимны. В ответ с иностранных кораблей, на палубах которых выстроились во фрунт команды, неслись звуки русского гимна.
"Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!" - писал потом командир "Паскаля" капитан I ранга Сенес.
Волнение было неописуемое, некоторые из матросов плакали. Никогда не приходилось им видеть более возвышенной и трагической сцены. На мостике "Варяга" стоял его командир, ведущий корабль на последний парад.
В исходе этого боя сомневаться было невозможно. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили шесть бронированных крейсеров и восемь миноносцев. Против русских двух 203-мм, тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата. Превосходство было более чем тройным, при том что "Варяг" вообще не имел бортовой брони и даже бронированных щитов на орудиях.
Когда корабли противников увидели друг друга в открытом море, японцы выбросили сигнал "сдаться на милость победителя", рассчитывая, что русский крейсер перед лицом их подавляющего превосходства сдастся без боя и станет первым трофеем в этой войне. В ответ на это командир "Варяга" отдал приказ поднять боевые флаги. В 11 ч. 45 мин. с крейсера "Асама" грянул первый выстрел, вслед за которым всего за одну минуту орудия японцев выпустили 200 снарядов - около семи тонн смертоносного металла. Весь огонь японская эскадра сосредоточила на "Варяге", поначалу игнорируя "Корейца". На "Варяге" горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба "Варяга" превратилась в овощную терку. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, "Варяг" все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и "Кореец".

Даже раненые не отходили от своих боевых постов. Грохот стоял такой, что у матросов в буквальном смысле этого слова лопались барабанные перепонки. Однофамилец командира, корабельный священник о. Михаил Руднев, несмотря на постоянную угрозу гибели, ходил по залитой кровью палубе "Варяга" и воодушевлял офицеров и матросов.
"Варяг" сосредоточил огонь на "Асаме". В течение часа он выпустил 1105 снарядов по японцам, в результате чего на "Асаме" начался пожар, обвалился капитанский мостик и был убит командир корабля. Крейсер "Акаси" получил столь тяжелый ущерб, что его последующий ремонт тянулся более года. Еще два других крейсера получили не менее тяжелые повреждения. Один из миноносцев затонул во время боя, а другой - по пути в порт Сасебо. В общей сложности японцы привезли на берег 30 убитых и 200 раненых, не считая тех, кто погиб вместе со своими кораблями. Противник не смог ни затопить, ни захватить русские суда - когда силы русских моряков были на исходе, Руднев принял решение о возвращении в порт, чтобы спасти оставшихся в живых матросов.
Это была победа русского флота. Моральное превосходство русских перед любыми силами противника было доказано страшной ценой - но цена эта была заплачена легко.
Когда изуродованные русские суда добрались в порт, на палубу "Варяга" поднялся капитан французского крейсера Сэнэс: "Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне. Палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избежало разрушения".
Из 36 орудий остались более-менее целыми лишь 7. В корпусе было обнаружено четыре огромные пробоины. Из состава команды, находившейся на верхней палубе, погибли 33 моряка и 120 были ранены. Капитан Руднев получил тяжелое ранение в голову. Чтобы не допустить захвата безоружных кораблей японцами, канонерскую лодку "Кореец" решено было взорвать, а на "Варяге" открыли кингстоны.
Оставшихся в живых русских героев разместили на иностранных судах. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль".
Восхищенный доблестью русских немец Рудольф Грейнц сочинил стихотворение, на слова которого (в переводе Е. Студенской) музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А. С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев "Варяга" и "Корейца", написал всем известную песню - "Врагу не сдается наш гордый "Варяг".
29 апреля 1904 г. в Зимнем дворце Николай Второй чествовал моряков "Варяга". В этот день впервые и прозвучала песня, больше похожая на гимн:

Наверх, вы, товарищи, с Богом, ура!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый "Варяг"
Пощады никто не желает!
Все вымпелы вьются и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая,
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!
Свистит и гремит, и грохочет кругом.
Гром пушек, шипенье снарядов,
И стал наш бессмертный и гордый "Варяг"
Подобен кромешному аду.
В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.
Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы Русского флага,
Лишь волны морские прославят одни
Геройскую гибель "Варяга"!

Спустя некоторое время японцы подняли "Варяг", отремонтировали и ввели его в состав своего флота под именем "Сойя". 22 марта 1916 г. корабль был выкуплен русским царем и зачислен в состав Балтийского флота под прежним именем - "Варяг".
Спустя год изношенный крейсер был отправлен для ремонта в союзническую Англию. Русский флот ждал возвращения славного крейсера для участия в войне с Германией, но случился октябрьский переворот, и английские военные власти разоружили "Варяг" и отправили экипаж на Родину, а сам корабль продали в 1918 г. частному предпринимателю. Когда "Варяг" попытались отбуксировать к месту будущей стоянки, вблизи г. Лендалфута, разразился шторм, и крейсер был выброшен на камни. В 1925 г. остатки "Варяга" англичане разобрали на металл. Так закончил свое существование самый знаменитый крейсер Русского флота.
Капитан Руднев умер в Туле в 1913 г. В 1956 г. ему установлен на малой родине памятник. Памятники героям "Варяга" установлены в порту Чемульпо и на Морском кладбище Владивостока.

Слава Русским героям! Вечная им память!

В конце 19 века морское министерство Российской Империи заказало в Соединённых Штатах строительство лёгкого бронепалубного крейсера. Контракт был подписан 11 апреля 1898 года, а местом строительства были выбраны верфи компании "American Company William Cramp & Sons" на реке Делавэр в Филадельфии.

Несмотря на американское "происхождение", всё вооружение крейсера "Варяг" было изготовленно в России. Орудия - на Обуховском заводе, торпедные аппараты - на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза. А вот якоря заказывали в Англии .

Технические характеристики

Для своего времени "Варяг" был одним из кораблей высочайшего класса. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Подобное оснащение было не единственной сильной стороной крейсера. Он отличался от кораблей, построенных ранее значительно большим количеством приборов и механизмов, работавших от электричества .

Кроме этого, вся мебель крейсера была сделана из металла . Это значительно увеличивало сохранность корабля в бою и во время пожара: прежде мебель делали деревянной и горела она, как следствие, очень хорошо.

Крейсер "Варяг" стал также первым судном российского флота, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукт`оров и 20 офицеров.

При всех достоинствах не обошлось и без недостатков: котлы, установленные на крейсере, через несколько лет эксплуатации уже не давали нужных мощностей и в 1901 даже зашла речь о ремонте. Однако на испытаниях 1903 года перед уходом из Кронштадта в порт приписки "Варяг" показал отличные ходовые качества, близкие к максимально возможным.

Спуск на воду и путь в порт приписки

Крейсер "Варяг" бы спущен на воду 19 октября 1899 года. До января 1901 года прибывшая из России команда вела работы по вооружению и укомплектовке судна. В середине января оснащение было закончено и корабль был официально принят в состав военно-морского флота Российской Империи.

Утром 3 мая 1901 года "Варяг" отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. В Кронштадте крейсер провёл совсем немного времени: после двух смотров, один из которых произвёл лично великий князь Алексей Александрович, "Варягу" было выписано назначение в Порт-Артур на усиление 1-й Тихоокеанской эскадры. Кораблей в составе этой эскадры было не так уж и много и они были разбросаны по всем портам: Владивосток, Порт-Артур, Дальний, Чемульпо, около Сеула, у берегов Кореи.


В порт приписки крейсер добирался через полмира: сначала курс лежал через Балтикийское и Северное моря, затем через Ла-Манш в Атлантический океан, потом - вокруг Африки в Индийский океан. Всё плаванье заняло примерно полгода и 25 февраля крейсер "Варяг" встал на якорь на внешнем рейде Порт-Артура.

Сражение, гибель и дальнейшая судьба

"Варяг" принял участие в одном из самых драматичных морских сражений в истории . Дело было во время Русско-японской войны, буквально за месяц до начала которой царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхонь).

  • 26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу блокировала порт Чемульпо, чтобы прикрыть высадку десанта и не допустить вмешательства "Варяга".
  • 27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до полудня покинуть порт, в противном случае русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

В полдень "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вышли из порта и на расстоянии 10 миль встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Бой длился всего 50 минут. За это время "Варяг" выпустил по противнику 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда.

В ходе сражения "Варяг" получил 5 пробоин ниже ватерлинии и лишился трех 6−тидюймовых орудий. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой , и было принято решение вернуться в порт Чемульпо.

В порту после оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам крейсер был затоплен, а "Кореец" взорван. Впрочем, это ещё не конец истории легендарного крейсера.


  • В 1905 году японцы подняли и отремонтировали "Варяг". Корабль получил новое имя "Соя" и последующие несколько лет служил учебным судном для японских моряков.
  • В 1916 году Россия выкупила корабль у Японии, а в 1917 году корабль отплыл в доки Великобритании для ремонта. После революции у советского правительства не оказалось возможности оплатить ремонтные работы и корабль остался англичанам.
  • В 1920 году британские власти продали крейсер на слом в Германию.
  • В 1925 году при транспортировке "Варяг" попал в шторм и сел на мель близ ирландских берегов, недалеко от поселка Лендалфут. Там же легенда военно-морского флота и нашла свой последний причал: корабль был взорван, чтобы корпус не мешал рыболовству и судоходству.
  • В 2004 году было точно установлено место затопления крейсера. Сейчас всё, что осталось от суда лежит на морском дне на глубине 8 метров, в нескольких сотнях метров от берега.

Сегодня на Дальнем Востоке , в Ирландии и Корее открыты музеи и мемориалы, посвящённые памяти крейсера "Варяг". Подвигу экипажей кораблей посвящены песни "Врагу не сдается наш гордый "Варяг" и "Плещут холодные волны", кроме того, в 1972 году в СССР была выпущена памятная почтовая марка с изображением крейсера.

Более 300 лет назад по указу Петра Великого на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало героических страниц, но крейсер «Варяг » отказавшийся спустить стяг перед огромной вражеской эскадрой в 1904 году навсегда остался в памяти людей самым ярким символом бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.

история крейсера «Варяг»

А началась история этого корабля более 100 лет назад в 1898 году в американском городе Филадельфия. Легкий бронепалубный крейсер «Варяг » был построен в США по заказу русского морского министерства. Местом строительства корабля была избрана верфь компании «American Company William Cramp & Sons » в городе Филадельфия на реке Делавэр. Стороны подписали контракт 11 апреля 1898 года. Выбор этой судостроительной компании был не случаен. Завод прекрасно знали в России. Здесь ремонтировали и переоборудовали и крейсера для Российского флота купленные в Америке. Кроме этого в компании обещали сдать корабль через 20 месяцев. Это было значительно быстрее темпов строительства кораблей на русских казенных заводах. Например, на Балтийском заводе по готовому проекту строился около 7 лет.

подлинные фотографии крейсера «Варяг»

крейсер «Варяг» в доке Филадельфии

«Варяг» в Филадельфии перед выходом в Россию

рейд Алжира, сентябрь 1901 года

крейсер «Варяг», 1916 год

Однако все вооружение «Варяга » было сделано в России. Орудия на Обуховском заводе, торпедные аппараты на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза, якоря заказали в Англии.

19 октября 1899 года после освещения и молебна был торжественно спущен на воду. «Варяг » поражал современников не только красотой форм и совершенства пропорций, но и множеством технических новинок примененных при его строительстве. По сравнению с кораблями, созданными ранее, он имел значительно больше приборов работавших на электричестве, шлюпочные лебедки, брашпили, элеваторы для подачи снарядов и даже тестомешалки в корабельной пекарне были снабжены электроприводами. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера «Варяг » была сделана из металла и прокрашена под дерево. Это повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. Крейсер «Варяг » стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Одним из слабых мест крейсера были новые паровые котлы «Nickolas » они позволяли развивать высокую скорость иногда до 24 узлов, но были крайне не надежны в эксплуатации. Из-за некоторых найденных недостатков, при приеме корабля, «Варяг » был сдан в начале 1901 года. Во времена строительства крейсера на верфи работало 6500 человек. Одновременно с постройкой «Варяга » руководство России заказало постройку броненосца «Ретвизан » для российской тихоокеанской эскадры. Он строился на соседнем стапеле.

Андреевский флаг и вымпел были подняты на крейсере «Варяг » 2 января 1901 года. В марте того же года корабль на всегда покинул Филадельфию. Утром 3 мая 1901 года «Варяг » отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Через две недели состоялся смотр, на котором присутствовал сам император Николай II. Корабль так понравился царю, что ту же был включен в состав направлявшийся в Европу. После официальных визитов в Германию, Данию и Францию крейсер «Варяг » отбыл к месту постоянного базирования на Дальний Восток. 25 февраля 1902 года боевой корабль прибыл на рейд Порт-Артур. До этого крейсер «Варяг » успел побывать в Персидском заливе, Сингапуре, Гонконге и Нагасаки. Повсюду появление нового эффектного русского корабля производило огромное впечатление.

Порт-Артур на карте

Япония не довольная усилением русского влияния на Дальнем Востоке лихорадочно готовилась к войне с Россией. На английских верфях практически заново был построен ее флот. Армия была увеличена в 2,5 раза. На оснащение брались самые передовые разработки вида вооружений. Страна восходящего солнца, так же как и Россия считала Дальний Восток зоной своих жизненных интересов. Результатом грядущей войны, по мнению японцев должно было стать изгнание русских из Китая и Кореи, отторжение острова Сахалин и установление господства Японии на Тихом океане. Над Портом-Артуром сгущались тучи.

героическая битва крейсера «Варяг»

27 декабря 1903 года командир крейсера «Варяг » Всеволод Федорович Руднев получил приказ русского наместника выйти в корейский международный порт Чемульпо (нынешний порт Inchhon, Южная Корея). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее. Покидать порт Чемульпо запрещалось без приказа старшего командования. Из-за сложного фарватера и мелководья «Варяг » бросил якорь на внешнем рейде. Через несколько дней к нему присоединилась «Кореец ». Очень скоро стало ясно, что японцы готовятся к крупной десантной операции. 25 января командир крейсера В. Ф. Руднев лично направился к российскому послу, чтобы забрать его и отправиться домой вместе со всей миссией. Но посол Павлов так и не решился оставить посольство без приказа своего ведомства. Через сутки порт был заблокирован армадой японкой эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama ».

27 января командир крейсера «Варяг » получил ультиматум от адмирала Урио. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. Узнав об этом, корабли иностранных государств направили протест - идти в бой на нейтральном рейде, в то же время они отказались сопровождать русских до выхода в море, где те имели бы больше возможностей для маневра и отражения атаки.

На крейсере «Варяг » и канонерской лодке «Кореец » начали готовиться к бою. По традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи. В 10:45 к экипажу с речью обратился В. Ф. Руднев. Корабельный священник благословил моряков перед боем.

В 11:20 крейсер «Варяг » и канонерская лодка «Кореец » снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре. В знак восхищения моряков французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах. На «Варяге » оркестр играл гимны государств, в ответ на итальянском корабле звучал гимн Российской Империи. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал предлагавший сдаться, командир крейсера приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут Адмирал Урио напрасно ждал ответа. Поначалу он не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. В 11:45 флагманский корабль «Osama » открыл огонь по крейсеру «Варяг ». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию, штурманская боевая часть погибла. Через две минуты «Варяг » открыл сильный ответный огонь с правого борта.

Особенно тяжело пришлось комендорам, которые находились на верхней палубе. Японцы впервые применили в этом бою новую тактику - они буквально засыпали крейсер «Варяг » фугасными снарядами сильного разрывного действия, даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков.

На русском флоте использовали мощные бронебойные снаряды. Они прошивали борта кораблей противника, так и не взорвавшись.

картины с крейсером «Варяг»

битва крейсера «Варяг»

Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо. Раненые отказывались покидать свои места, в лазарет попали лишь те, кто уже не мог стоять на ногах. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решетки крейсера превратились в решето. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью. В 12:15 Руднев принял решение ввести в бой орудие левого борта. Когда корабль начал разворачиваться в него одновременно попало два крупных снаряда. Первый попал в помещение, где находились все рулевые приводы, осколки второго влетели в боевую рубку, три человека стоявшие рядом с Рудневым были убиты на месте. Сам командир крейсера «Варяг » получил ранение в голову, но, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократились до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец ».

Любопытно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне командир приказал укоротить мачты, что помешало японцам точно определить расстояние и корректировать стрельбу.

В 12:25 «Варяг » открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Osama», после чего на флагмане возник сильный пожар. К этому моменту второй японский крейсер «Takatiha », получив серьезные повреждения, вынужден был выйти из боя. Один из миноносцев затонул. В 12:30 два снаряда пробили борт крейсера «Варяг » под водой. Крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. На рейде он планировал исправить повреждения и потушит пожары, чтобы потом снова вернуться в бой.

В 12:45 с приближением к рейду общий огонь прекратился. За время сражения «Варяг » успел выпустить по противнику 1105 снарядов. В 13:15 израненный и дымящейся «Варяг » отдал якорь на рейде. По свидетельствам очевидцев вся палуба его была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов. 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два. Дальнейшее сопротивление было не возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение, чтобы корабли не достались японцам затопить, а команду по договоренности разместить на иностранных судах. Получив обращение Руднева, командиры европейских кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Во время эвакуации несколько моряков скончались. Больше всех - 352 человека - принял французский крейсер «Pascal », англичане забрали 235 человек, итальянцы - 178. В 15:30 на «Варяге » открыли кингстоны и клапаны затопления, «Кореец » был взорван.

9 февраля 1904 года в 18:10 легкий бронепалубный крейсер «Варяг » лег на левый борт и скрылся под водой.

Ни один офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою адмирал Урио, согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину.

Через два месяца с моряками «Варяга » и «Корейца » прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями. Моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Всем участникам боя были вручены Георгиевские кресты. От императора каждый матрос получил именные часы. Тогда появились первые песни посвященные крейсеру «Варяг » и канонерской лодке «Кореец ».

вторая жизнь крейсера «Варяг»

после боя

после подъема в августе 1905 года

японский крейсер «SOYA» («Варяг»)


Однако на этом история легендарного крейсера не закончилась. Вскоре после боя выяснилось, что «Варяг » затонул не глубоко. Во время отливов уровень воды в заливе Чемульпо падал до 9 метров. Узнав об этом, японцы начали работы по подъему крейсера «Варяг ». Уже через месяц в Чемульпо из Японии были доставлены водолазы и специальное оборудование. С крейсера сняли орудия, мачты и трубы, выгрузили уголь, но все попытки поднять его в 1904 году закончились не удачей. Только 8 августа 1905 года после создания специальных кессонов удалось оторвать крейсер от илистого дна. В ноябре 1905 года «Варяг » собственным ходом дошел в Японию. Почти два года крейсер «Варяг » находился в городе Йокосука на капитальном ремонте. Работы по его подъему и восстановлению обошлись японской казне в 1 миллион иен. В 1907 году он был зачислен в состав Японского военного флота под названием «Soya ». На корме в знак уважения к противнику была оставлена надпись прежнего имени крейсера. В течение девяти лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. На нем учили, как надо защищать честь своей родины.

«Варяг»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

«Варяг» - российский бронепалубный крейсер I-го ранга, построенный в США по индивидуальному проекту и входивший в состав Российского Императорского флота . Прославился на весь мир решением в ответ на предложение о сдаче в плен, принять неравный бой при Чемульпо против превосходящих сил Императорского флота Японии . В связи с революционными событиями в России в октябре 1917 г., «Варяг» был захвачен англичанами и продан на слом в 1920 г.

История создания

Предпосылки к созданию

В 1895 и 1896 г.г. в Японии были приняты две судостроительные программы, согласно которым к 1905 г. предусматривалось построить флот, превосходящий военно-морские силы России на Дальнем Востоке. Милитаризация Японии не осталась не замеченной. В России реализовывалась собственная судостроительная программа усиления военного флота, но она явно уступала темпам роста японского флота. Поэтому в 1897 г. была разработана дополнительная программа «Для нужд Дальнего востока», в которую вошла, помимо других кораблей, постройка бронепалубного крейсера I ранга «Варяг».

Проектирование

В связи с отсутствием на момент подписания контракта подробного проекта корабля, выехавшая на верфь из России наблюдательная комиссия, возглавляемая капи­таном I ранга М.А.Данилевским, помимо контроля хода строительства, также осуществляла согласование возникающих вопросов по будущему облику корабля в процессе его постройки.

В качестве прототипа для строительства «Варяга» руководство судоверфи предложило взять японский бронепалубный крейсер типа «Касаги» (яп. 笠置 ), но Морской технический комитет настоял на крейсере типа «Диана» . При этом контрактом предусматривалось установка на корабле, пускай и более тяжёлых, но хорошо себя зарекомендовавших в русском флоте своей надёжностью котлов Бельвиля . Вопреки требованиям заказчика корабля, по указанию генерал-адмирала и начальника Главного управления кораблестроения и снабжения В.П. Верховского, было отдано предпочтение варианту с остроумными по идее, но не испытанными на практике котлами Никлосса .

Постройка и испытания

Из-за загруженности отечественных заводов «Варяг» был заказан в США в г. Филадельфия на судоверфи фирмы The William Cramp & Sons Ship and Engine Building Company . Контракт был подписан 11 апреля 1898 г.

В ходе строительства в проект вносились значительные изменения, продиктованные изначально подписанным контрактом с расплывчатыми формулировками о параметрах корабля. Так например, была увеличена в размерах боевая рубка , кроме того, для улучшения обзора ее приподняли. Увеличена высота бортовых килей крейсера с 0,45 до 0,61 м. Обеспечены электродвигателями вспомогательные механизмы, а из-за опасения перегрузки корабля не были установлены орудийные щиты.

Оборудование для постройки и оснащения корабля в большей части поступало от фирм расположенных в США. В то же время, орудия главного калибра поставлялись с Обуховского , а торпедные аппараты с Металлического заводов Санкт-Петербурга. В Англии были заказаны якоря, якорные цепи и противоторпедные сети.

11 января 1899 г. крейсер был зачислен в списки флота под названием «Варяг» в честь одноимённого корвета, посланного в период Гражданской войны в США 1861-1865 г.г. на помощь правительству президента Линкольна.

19 октября 1899 г. корабль спущен на воду. Строительство корабля велось быстрыми темпами, но забастовки рабочих и постоянные согласования проекта корабля не позволили уложиться судостроителям в отведённые контрактом сроки. В связи с объективными причинами задержки постройки корабля, штрафные санкции Российским правительством наложены не были.

22 сентября 1900 г. крейсер был сдан заказчику с превышением основных характеристик заложенных в контракте. В то же время, вплоть
до ухода крейсера в марте 1901 г. в Россию, продолжалось устранение мелких недочётов, касавшихся в основном несовершенства
динамо-машин (электрогенераторов) и шлюпочных механизмов.

Чертёж поперечных сечений

Схема бронирования

Схема котла системы Никлосса

Внешний вид корабля по завершении постройки

Описание конструкции

Корпус

Корпус крейсера был выполнен с полуба­ком , что улучшало его мореходные качества в штормовом море. Осно­вой корпуса являлся киль, заключенный между штевнями . Фундаменты 30 паровых котлов системы Никлосса устанавливались на настиле второго дна корабля. Высота корпуса корабля составляла 10,46 м. Вдоль бортов, выше и ниже скосов в районе машинных и котель­ных отделений, располагались угольные ямы . Кроме своего прямого назначения, они также выполняли защитные функции, образуя бруствер вокруг жизненно важных механизмов и систем корабля. В носовой и кормовой оконечностях корабля размещались погреба с боезапасом, сведённые в две компактные группы по девять помещений, что упрощало их защиту от поражения противником.

Бронирование

Все жизненно важные механизмы, ма­шины, котлы и погреба прикрывались бро­невой карапасной палубой . Общая толщина горизонталь­ной бронепалубы составляла 38 мм. Скосы палубы спускались к бортам на 1,1 м ниже ватерлинии, их толщина составляла 76 мм. Распространение воды из бортовых отсеков, при получении пробоины, задерживали ограничивающие продольные переборки, отстоявшие от борта на 1,62 м в машинных и на 2,13 м в котельных отделениях.

На скосах броневой палубы вдоль борта выгораживались отсеки - коффердамы , предназначавшиеся по проекту для заполнения целлюлозой, отчего впоследствии было решено отказаться из-за её недолговечности. Таким образом, крейсер опоясывался своеобразным защитным бруствером толщиной 0,76 м и высотой 2,28 м, не допускавшим проникновения воды через пробоины у ватерлинии.

Электрооборудование

Крейсер «Варяг» в сравнении с кораблями предыдущих лет постройки, имел относительно большой про­цент оборудования, работавшего от элек­тричества. Электричество постоянного тока вырабатывали три пародинамо-машины. Каждая из них вращала два электрогенератора. Две пародинамо-машины мощностью по 132 кВт располагались в носу и корме корабля под броневой палубой, одна мощностью 66 кВт - на жилой палубе. В специальном отсеке находилась батарея из 60 аккумуляторов для аварийного питания ходовых огней, колоколов громко­го боя и других нужд.

Потребление электричества на корабле.

Продольная схема устройства корабля

(*) - при коэффициенте загрузки 0,5.

Водоотливная система

Вид на корму

Салон капитана

Схема (проект) распределения секторов ведения огня из орудий

152-мм/45 орудие системы Канэ «Варяга»

Вид на бак корабля

Водоотливная система состояла из средств сигнализации, водоотливных насо­сов и приводов (электродвигатели). Она обеспечивала откачивание поступающей воды из всех помещений, находящихся под броневой палубой корабля. Из котельных отделений вода удалялась с помощью центробежных насосов, разме­щённых на настиле двойного дна. В каче­стве привода для них использовались электродвигатели, установленные на броне­вой палубе и связанные с насосами длинным валом. Согласно спецификаций, каждый насос должен был за час откачать воду в объёме всего отсека. Из ма­шинных отделений воду откачивали два циркуляционных насоса главных холодиль­ников.

Для тушения пожаров под броневой па­лубой была проложена противопожарная магистраль. Для под­ключения пожарных шлангов труба имела отростки, которые тяну­лись во все погреба, котельные и машин­ные отделения. В угольных ямах устанав­ливались датчики (термостаты) противопожарной сигна­лизации. Тушение пожаров в угольных ямах осуществлялось паром.

Рулевое управление

Рулевое управление крейсера, впервые в рус­ском флоте имело три типа привода: паровой, электрический и ручной. Перо руля было вы­полнено в виде рамы, обши­той листовой сталью. Про­странство рамы заполнялось деревянными брусками. Площадь руля - 12 м 2 . Управление рулём осуществлялось из боевой или ходовой рубки . В случае выхода их из строя, управление кораблём пе­реводилось в кормовое рулевое отделение, располагавшееся под броневой палубой.

Экипаж и обитаемость

На крейсере «Варяг», в соответствии со спецификацией, экипаж состоял из 21 офи­цера, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Жилые помещения команды располага­лись под полубаком на жилой палубе, и в кор­мовой части на броневой палубе. От 72-го шпангоута в сторону кормы шли каюты офицеров и командования корабля. Каюты офицеров были одноместные. Поме­щения в сторону кормы занимал командир. К ним примыкала кают-компания. На жилой па­лубе находились лазарет, аптека, камбуз, баня и корабельная церковь.

Вооружение

Первоначально на корабле предполагалось установить: 2 x 203-мм; 10 x 152-мм; 12 x 75-мм; 6 x 47-мм ору­дий и 6 торпедных аппаратов. Но из-за перегруза на 30 т. в окончательном варианте крейсер получил: 12 x 152/45-мм, 12 x 75/50-мм, 8 x 47/43-мм, 2 x 37/23-мм; 2 x 63,5/19-мм орудия Барановского; 6 x 381-мм, 2 x 254-мм торпедных аппаратов и 2 x 7,62-мм пулемёта, а также мины заграждения.

Главный калибр

Артиллерия главного калибра крейсера, представленная 152-мм/45 орудиями системы Канэ , объеди­нялась в две батареи. В первую входило 6 орудий, расположенных в носовой части, во вторую - 6 кормовых ору­дий. Все бортовые орудия для увеличения углов обстрела устанавливали на выступающих за линию борта площадках - спонсонах . Скорострельность орудий достигла 6 выстрелов в минуту.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Важное значение в борьбе с миноносцами ещё придавалось малокалиберным пушкам. Чтобы усилить их эффективность и увеличить углы обстрела, по два 47-мм скорострельных орудия Гочкиса были установлены на марсах «Варяга». Еще четыре таких орудия располагались на верхней палубе, из них два, помимо двух 37-мм пушек Гочкиса и пулемётов использовались для вооружения корабельных шлюпок и катеров.

Два 7,62-мм пулемёта устанавливалось на специальных кронштейнах, расположенных на фальшбортах около боевой рубки. После ремонта корабля в 1916 г. из пулемётов стало возможным вести огонь по самолётам.

На корабле имелось две десантных 63,5-мм пушки Барановско­го , располагавшихся на полубаке под крыльями носового мостика. Колесные лафеты хранились отдельно под носовым мос­тиком за боевой рубкой.

Минно-торпедное вооружение

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На крейсере была внедрена дистанци­онная система управления огнем с помо­щью специальных указателей, установлен­ных у орудий и в погребах. Данные о пара­метрах стрельбы и типе снарядов задава­лись непосредственно из боевой рубки. Определение расстояния до цели осуществлялось тремя дальномерными станциями, две из них раз­мещались на марсах и одна - на переднем мостике.

Средства управления, связи и наблюде­ния на крейсере были сосредоточены в ос­новном на кормовом и носовом мостиках. Боевая рубка крейсера, пред­ставляла собой овальный в плане броневой бруствер, защищенный 152-мм броней. К верхнему торцу бруствера рубки, образуя смотровые щели высотой 305 мм, крепилась бракетами плоская крыша с отогнутыми вниз и выступавшими за габарит бруствера свесами. . Боевая рубка соединялась с броневой палубой вертикальной броневой трубой с толщиной стенки 76 мм, которая вела в центральный пост. В этой трубе были укрыты приводы и кабели приборов управления кораблем.

Выше рас­полагался поперечный мостик, на котором были установлены прожек­торы и гакабортные огни. Ходовая рубка, находилась в центре мости­ка. Компасов на крейсере было пять. Два глав­ных размещались на крыше ходового и на спе­циальной площадке кормового мостиков.

Для внутренней связи помимо переговорных труб и матросов-рассыльных была организована те­лефонная сеть, охватывавшая практически все служебные помещения корабля. Телефон­ные аппараты были установлены во всех погре­бах, в котельных и машинных отделениях, в каютах офицеров, в боевой и ходовой рубках, на постах у орудий.

Спуск на воду

На рейде г. Филадельфия, США

Средства электрической сигнализации (звонки, индикаторы, датчики противопо­жарной сигнализации, оповещатели и др.) имелись в каютах командного состава, на боевых постах и в боевой рубке. Кроме пре­дупредительных звонков, на крейсере сохранялся штат барабанщиков и горнистов. Для связи с другими кораблями, помимо радиостанции, на крейсере состо­ял большой штат сигнальщиков.

Общая оценка проекта

Крейсера типа «Диана», вступившие в строй перед началом Русско-японской войны , морально устарели и уже не отвечали совре­менным требованиям. «Диана» , «Паллада» и «Аврора» отличались неплохой надежностью механизмов, но по всем параметрам проигрывали современным бронепа­лубным крейсерам зарубежной постройки.

«Варяг» и бронепалубный крейсер «Аскольд» , по сути являлись опытными кораблями типа крейсеров с водоизмещением в 6000 т. «Варяг» был сконстру­ирован более продуманно и компактно, чем корабли типа «Диана». Вынужденное размещение артиллерии в оконечностях избавило его от тесных погре­бов вдоль бортов. Корабль обладал хоро­шей мореходностью, на нём весьма удачно располагались шлюпки и катера. Машинно-котельные отделения были просторными, их оснащение и система вентиляции заслужи­вали самой высокой оценки.

Во время проведения заводских испытаний на максимальную скорость, «Варяг» показал выда­ющиеся результаты. Так, 12 июля 1900 г. «Варяг» развил ход 24,59 узла. Во время 12-часо­вых непрерывных испытаний «Варяг» пока­зал средний результат в 23,18 узла. На 24-часовых испытаниях «Ва­ряг» во время пробега экономичной ско­ростью в 10 узлов прошел 240 миль, израс­ходовав 52,8 т угля (то есть 220 кг на милю).

Но реальная дальность плавания корабля всегда существенно отличается от расчётной, полученной по результатам ис­пытаний. Так, во время дальних переходов «Варяг» на скорости в 10 узлов тратил 68 т. угля в сутки, что соответствует наибольшей дальности плавания в 4288 миль.

Одним из недостатков "Варяга" являлась ненадёжность энергетической установки. Значи­тельную часть довоенной службы в Порт-Артуре крейсер провёл у причальной стенки в беско­нечных ремонтах. Причина заключалась как в небрежной сборке машин, так и в не­надёжности котлов системы Никлосса.

Ремонт и модернизация корабля

1906 - 1907 г.г.

Вид на палубу с переднего мостика

В ходе капитального ремонта корабля, поднятого со дна японцами после его затопления в бою у Чемульпо, внешний вид крейсера сильно изме­нился. В первую очередь, из-за новых ходовых мостиков, штурманской рубки, дымовых труб и вентиляторов. На мачтах были демонтированы марсовые площадки. 75-мм орудия Гочкиса заменены на 76-мм пушки Армстронга . С бортов корабля сняты шесты противо­минных сетей.

1916 г.

Российская приёмная комиссия нашла возвращённый Японией корабль в плохом техническом состоянии. Например срок эксплуатации котлов Никлосса до полной выработки ресурса составлял не более 1,5 - 2 лет. В ходе ремонта во Владивостоке на крейсере были переставлены в диаметральную плоскость носовые 152/45-мм орудия Канэ, а также два таких же орудия на юте . В результате этого количество орудий в бортовом зал­пе увеличилось до восьми. На всех орудиях, сто­ящих открыто, уста­новили укороченные броневые щиты. Отремонтированы механизмы наведения орудий и увеличены углы возвышения с 15° до 18°. Устранены мертвые ходы механиз­мов. Пулемёты приспособлены для стрельбы по самолётам. Во время ходовых испытаний при задействовании 22 котлов из 30, «Варяг» развил скорость в 16 узлов.

История службы

Ходовые испытания у берегов США
1901 г.

«Варяг» после боя у Чемульпо
1904 г.

«Сойя» (яп. 宗谷 ) - японское учебное
судно - 1905 - 1916 г.г.

«Варяг» и броненосец «Чесма» (бывшая «Полтава») во Владивостоке - 1916 г.

Севший на камни «Варяг» у берегов Шотландии - 1920 г.

До начала Русско - японской войны

20 марта 1901 г. - крейсер «Варяг» с русским экипажем на борту отплыл из США к берегам России. Переход к Кронштадту через Атлантику занял чуть более двух месяцев и 3 мая, пройдя 5083 мили, корабль прибыл в пункт назначения.

5 августа 1901 г. - крейсер покинул Кронштадт и сопроводил императорскую яхту "Штандарт" с Николаем II в Данциг, Киль и Шербур.

16 сентября 1901 г. - "Варяг" продолжил поход на Дальний восток, пройдя через Суэцкий канал, зашёл в Персидский залив, где с дипломатической миссией на борту посетил Кувейт. После чего, с заходом в Сингапур и Гонконг прибыл 25 февраля 1902 г. в Порт-Артур. В ходе перехода в местах стоянок неоднократно проводились кратковременные работы по ремонту котлов Никлосса. Созданная специальная комиссия пришла к выводу, что предельной скоростью «Варяга» на короткий промежуток времени следует считать 20 узлов, а на более продолжительный - 16.

Март-апрель 1902 г. - в Порт-Артуре в вооруженном резерве (учения на рейде, без выходов в море для занятий по тактике), всё время в котором было отведено ремонту судовых механизмов.

Май-июль 1902 г. - крейсерство в бухте Талиенван, у берегов Квантунского полуострова и острова Торнтон.

Август-сентябрь 1902 г. - в Порт-Артуре (в вооруженном резерве), ремонт котлов.

Октябрь 1902 г. - поход в Чемульпо.

Октябрь 1902 г. - март 1903 г. - в Порт-Артуре.

Апрель 1903 г.- в бухте Талиенван.

Май 1903 г. - в Чемульпо.

Июнь-сентябрь 1903 г. - в Порт-Артуре (в вооруженном резерве), уход ряда офицеров и увольнение в запас 30 опытных матросов, преимущественно из состава машинного отделения.

Октябрь 1903 г. - декабрь 1903 г. - в Порт-Артуре, из-за слабости ремонтной базы, скорость «Варяга» ограничивалась 17 узлами и кратковременно 20. Для полноценного ремонта в России были заказаны детали для энергетической установки, которые не успели прийти до потери корабля в бою у Чемульпо.

Декабрь 1903 г. - переходы между Чемульпо, Сеулом и Порт-Артуром.

Русско - японская война

27 января 1904 г. - крейсер «Варяг» совместно с канонерской лодкой «Кореец» , отказавшись принять условия ультиматума японского командования о сдаче в плен, принял неравный бой против превосходящих сил японской эскадры под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев). Понеся в ходе боя значительный урон в людях и получив сильные повреждения, не позволявшие продолжать сражение, «Варяг» вернулся в Чемульпо, где команда сошла на берег, а корабль был затоплен.

Согласно рапорта командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни наличие каких-либо потерь.

Февраль 1904 г. - японцы приступили к подъему «Варяга», но к октябрю прекратили безуспешные попытки откачать воду из корпуса корабля из-за большого числа пробоин.

Апрель 1905 г.- подъёмные работы были возобновлены, над крейсером сооружён кессон и 8 августа корабль поднялся со дна.

Ноябрь 1905 г. - крейсер отбуксирован в Йокосуку для постановки на капитальный ремонт, продолжавшийся до 1907 г. Штурвал с крейсера «Варяг» был снят и передан на флагман японского флота броненосец «Микаса».«Варяг» переименован в «Сойя» (яп. 宗谷 ) и зачислен в качестве учебного судна в состав Японского императорского флота.

Первая мировая война

На­чало 1916 г. - Япония, являвшаяся в Первой мировой войне со­юзницей России, согласилась продать некоторые захваченные кораб­ли Первой Тихоокеанской эскадры. В их числе был крейсер «Варяг», до этого девять лет служивший учебным судном японским кадетам.

18 июня 1916 г. «Варяг», отныне комплектовавшийся гвардейским экипажем, вышел в море и 17 ноября 1916 г. прибыл в Мурманск.

30 ноября 1916 г. - зачислен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана .
В связи с плохим техническим состоянием корабля и отсутствием на Севере полноценных ремонтных баз, была достигнута договорённость с английским Адмиралтейством о ремонте «Варяга».

19 марта 1917 г. - прибытие в британский Беркенхед (англ. Birkenhead ) для постановки в док на капитальный ремонт.

После октябрьской революции 1917 г. в России, 8 декабря корабль был реквизирован англичанами и продан в 1920 г. на слом. При следовании к месту разборки, «Варяг» сел на камни в Ирландском море в 500 м от Шотландского побережья, не далеко от села Лендалфут (англ. Lendalfoot ). Координаты места: 55° 11" 3" С.Ш.; 4° 56" 30" З.Д.

До 1925 г. корпус крейсера «Варяг» простоял на месте крушения, пока не был взорван и разрезан на части, чтобы не мешать судоходству и рыболовству.

Командиры

  • март 1899 г. - март 1903 г. - капитан I ранга Владимир Иосифович Бэр
  • март 1903 г. - январь 1904 г. - капитан I ранга Всеволод Фёдорович Руднев
  • март 1916 г. - декабрь 1917 г. - капитан II
 ранга Карл Иоакимович фон Ден

Увековечивание памяти

Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока.

Памятники командиру крейсера В.Ф.Рудневу установлены в Туле, Новомосковске и деревне Савино Заокского района Тульской области.

В райцентре Любино Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф.Е.Михайлову.

10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник.

Образ события в искусстве и культуре

Подвигу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» посвящены песни «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» и «Плещут холодные волны».

В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».

В 1958 и 1972 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением крейсера.

В 2003 году экспедиции под руководством журналиста ВГТРК Алексея Денисова удалось отыскать точное место гибели крейсера в Ирландском море и обнаружить на дне его обломки. Рассказ об этом вошёл в двухсерийный документальный фильм «Крейсер „Варяг“», приуроченный к столетию битвы у Чемульпо.

Моделизм

В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге находится модель крейсера «Варяг», изготовленная в США в масштабе 1:64 в 1901 г, а также модель главной паровой машины крейсера, изготовленная С.И. Жуховицким в масштабе 1:20 в 1980-е гг.

После подвига экипажа крейсера «Варяг» немецкий писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд». В России на русский язык его перевела Евгения Студенская. Вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца». Песня стала очень популярна в России.

Галерея изображений

Видео



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы