Психосоматическое значение болезней у грудных детей. Психосоматика у детей: откуда берутся болезни? Психосоматические причины детский болезней: правда или миф

Главная / Обучение и образование

9028

Психосоматика детских болезней: устранение неочевидных причин и лечение заболеваний.

Часто болеющий ребенок сегодня не редкость. Традиционно слабое физическое здоровье ребенка связывалось с плохой экологией, недостаточно развитой иммунной системой. В этом вопросе есть серьезное упущение, ведь, говоря о здоровье, нельзя учитывать только физическую сторону (здоровое тело), необходимо принимать во внимание и более тонкие материи (ментальные, эмоциональные, психологические).

Немного научной терминологии

Основоположник современной концепции стресса, канадский врач и ученый Ганс Селье одним из первых указал на связь между эмоциональным напряжением и болезнью. Он пришел к выводу, что страх, гнев и другие сильные чувства вызывают увеличение надпочечников за счет избыточного воздействия на них гормонов гипофиза.

Иными словами, сильный стресс и переживания приводят к тому, что мозг посылает сигналы в гипоталамус, гипофиз и надпочечники, чтобы эти железы начали выработку определенных гормонов. Надпочечники вырабатывают адреналин, который распространяется по всему телу. Если стресс недолгий, то выброс адреналина, как правило, приносит пользу. Но для нормальной жизнедеятельности телу необходимо определенное количество каждого гормона, которые должны находиться в равновесии. Нехватка или избыток определенного гормона приводит к негативным физическим последствиям и нарушению в работе внутренних органов.

Выброс адреналина в кровь сопровождается выделением еще одного гормона - кортизола. С течением времени избыточное содержание кортизола приводит к повышению уровня сахара и инсулина в крови, снижению иммунитета, усиленным накоплением жиров, истощением костной ткани и проч.

Доктор Н. Волкова полагает, что психологические расстройства становятся причиной 85 % заболеваний тела, в 15% случаев не удалось доказать прямую взаимосвязь, однако она, вероятнее всего, существует. «Дирижером» заболевания специалист считает именно психологические аспекты, тогда как внешние факторы (переохлаждение, инфекции) действуют лишь вторично. Т. е. в спокойном состоянии ваш иммунитет способен справиться с заболеванием, под воздействием стресса - нет.

С Н. Волковой соглашается с доктором А. Манегетти. В своей работе «Психосоматика» автор утверждает, что для победы над хронической (или часто возникающей) болезнью необходимо психологическое изменение.

У болезней детей также есть эта психологическая, подсознательная составляющая. Как же понять истинную причину болезни ребенка и помочь малышу?

Подавляющее большинство детских заболеваний связано с глазами, носом, ушами, кожей, горлом. Заболевания детей говорят о том, что они не могут в полной мере выразить своих чувств (из-за неумения это делать или родительского запрета). Болезни становятся следствием недостатка любви, внимания и заботы.

С момента рождения ребенок попадает в социальную среду со своим набором убеждений, верований. Однако малыш с рождения имеет свои верования. Ребенку придется приспособиться под окружающих его людей. Малыш должен понимать, что он имеет право выражать свои эмоции и чувства, даже если это не нравится взрослым, но он также должен понять, что у окружающих его людей есть свои дела, заботы, и они не могут посвящать ему все свое свободное время.

Практикующий психотерапевт, гомеопат, психолог В. В. Синельников в своей книге «Возлюби болезнь свою» обращает внимание на особенности детских болезней. Зачастую за недугом физическим скрываются глубокие эмоциональные переживания. Для победы над болезнью родителям и ребенку необходимо будет пройти серьезное психологическое изменение.

Дети на тонком энергетическом уровне связаны со своими родителями и детские болезни – это отражение взаимоотношений в семье. Ребенок чувствует напряжение в отношениях между близкими родственниками, даже если при нем никто не показывает неприязни друг к другу.

Каким же образом дети чувствуют состояние родителей. Еще немного теории.

Петрановская: "Очень грубо говоря, мозг можно разделить на "внешний" (кортикальный) - это наш разум ("обычный мозг") и "внутренний" - лимбическая система, которая отвечает за наши самые базовые, витальные потребности: пища, безопасность, голод, холод, любовь, блаженство, тепло, страх, эмоции. Он же регулирует иммунитет, артериальное давление, выбросы гормонов и вообще отвечает за связь психики с телом, а также ПРИВЯЗАННОСТЬ. Глубокая эмоциональная связь, существующая между ребенком и «его» взрослым, называется привязанностью.

В ситуации стресса внутренний мозг включает сигнал тревоги. Чем выше стресс, тем громче сигнал. Внешний мозг в этом случае просто «сносит», он теряет работоспособность, мы плохо соображаем. Характер стресса, кстати, может быть любой: и сильный испуг, и горе, и яркая влюбленность, и неожиданный выигрыш в лотерею разумности нам не прибавляют. Как говорят психологи, «аффект тормозит интеллект»".

Профессор Алан Шор исследовал большое количество научной литературы и совершил значимый вклад в развитие неврологии. Он подчеркивает, что рост клеток мозга - "следствие взаимодействия младенца с главным опекуном (чаще всего матерью)". Отношение к ребенку в первые два года жизни предопределяет возможность полноценного функционирования его мозга в будущем. ⁠Воспитание оказывает непосредственное влияние на функционирование генов ребенка.

Поэтому для правильного развития нервной системы и мозга младенца так важно спокойное состояние матери и окружающей обстановки.

С этой позиции нельзя не согласиться с утверждением, что дети отвечают за грехи своих родителей. Однако не стоит слепо корить себя в неправильном поведении, которое вызвало болезнь ребенка, тем более испытывать чувство ВИНЫ! Любой недуг малыша стоит расценивать как сигнал к его, либо вашему внутреннему изменению.

Если ребенок заболел, родители могут обратить внимание на взаимоотношения в семье, изменить их в лучшую сторону, совместными усилиями прийти к гармонии. Большинство современных родителей игнорируют подобные детские сигналы. Пытаются лечить малыша всевозможными лекарственными препаратами, забывая о комфортной психологической обстановке.

Ребенок гармонично сочетает в себе мужское (от отца) и женское (от матери) начало. В сознании маленького человека уже содержатся эмоции, чувства обоих родителей. Если эти мысли негативны, то они пагубно влияют на здоровье и развитие ребенка. Поэтому от отношений родителей в семье так же зависит физическое и психическое здоровье их ребенка (но не на 100%).

Часто физическими и психическими расстройствами ребенок «кричит» родителям о том, что ему некомфортно.

Так, в семье, где родители постоянно ругаются, у детей нередко возникают воспалительные заболевания ушей, бронхов, легких. Этими сигналами ребенок дает понять родителям, что ему важны спокойствие, гармония. Способны ли родители услышать маленького ребенка и понять его?

«Настраивать» ребенка на болезнь может и сама мать. У тех малышей, матери которых всерьез задумывались об аборте на самых ранних сроках, «включается» программа уничтожения, которая может проявляться в тяжелых формах привычных заболеваний.

На состояние ребенка также оказывает влияние беременность женщины, события которые с ней происходили в этот период, чувства и переживания.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что поведение и мысли родителей могут отражаться , «программировать» ребенка на определенные состояния. Излечиться от заболевания частично или полностью возможно осознав его истинные причины и трансформировав запускающие механизмы, разумеется если человек (ребенок) к этому готов.

Не стоит рассматривать болезни ребенка только как негативный опыт , зачастую это стимул к внутренним трансформациям ребенка, возможно и родителей, выход на новый уровень осознанности.

Эту точку зрения поддерживает и доктор О. Торсунов. Автор уникальных методик оздоровления, он уверен, что в семьях, в которых отсутствует гармония и взаимопонимание, дети часто болеют (жар, беспричинные крики, беспокойства, истерики).

Доктор Л. Вильма в книге «Психологические причины болезней» приводит обширный список детских заболеваний и психологических проблем, которые к ним приводят. Так:

  1. ангину у малышек до года провоцируют плохие взаимоотношения в семье;
  2. аллергию – гнев родителей, страх ребенка, что его не любят;
  3. причину астмы стоит искать в дефиците любви, постоянном подавлении чувств;
  4. частые головные боли возникают у детей, родители которых не могут разрешить возникшие разногласия;
  5. у детей, родители которых привыкли ссориться, громко выяснять отношения, нередко болит горло ;
  6. переживание ребенка за папу провоцирует недержание мочи ;
  7. насилие над психикой ребенка выливается в задержку умственного развития ;
  8. ребенок, которого постоянно стыдят, часто страдает заболеваниями ушей ;
  9. сутулость является проявлением чрезмерной власти матери;
  10. шизофрения может стать следствием навязчивых родительских идей.

Люби себя

Подробный анализ причин распространенных детских заболеваний приводит в своей книге «Твое тело говорит «Люби себя!» Лиз Бурбо. Детские болезни не появляются сами по себе. Зачастую они становятся следствием более глубоких внутренних переживаний.

  • Аденоиды. Опухание тканей носоглотки говорит о чувствительности ребенка. Такие дети, как правило, чувствуют проблемы семьи на самой начальной стадии. Часто они скрывают тревоги, не говорят о них родителям. На ментальном уровне ребенок чувствует себя нелюбимым, полагая, что все проблемы семьи из-за него. Луйза Хэй, автор книги «Исцели себя» советует поговорить с ребенком, объяснить ему, что он любимый, желанный.
  • Врожденные заболевания. Причиной врожденных заболеваний Лиз Бурбо называет нерешенные конфликты прошлой жизни. Ребенок, рождаясь на свет, приносит их с собой как напоминание. Родителям детей с врожденным заболеваниями не стоит винить себя, так как это был выбор ребенка. Детям с врожденными заболеваниями придется приспособиться к жизни, понять ограничения.
  • Наследственные болезни. Они говорят о том, что ребенку и взрослому, от которого «унаследовано» заболевание предстоит получить одинаковые уроки в жизни. Неприятие этого простого закона приводит к конфликту: ребенок винит родителя, родитель – ребенка. Наследственное заболевание нужно принять как возможность для духовного роста, а не для конфликта.
  • Заикание. Ребенок с заиканием боится высказывать свои потребности и желания, пугается властных людей. Ребенка важно научить не бояться высказывать свое мнение, нести ответственность за поступки.
  • Коклюш. Чаще всего от него страдают дети до 5 лет. Сильный кашель стоит рассматривать как еще один способ привлечения внимания. Чаще всего его используют малыши, которые чувствуют себя любимчиками в семье.
  • Рахит. Заболевание, характеризующееся отставанием в физическом развитии, недостатком витамина Д в организме. На ментальном уровне рахит говорит о недостатке внимания. Механизм прост: ребенку нужно быть в центре внимания, они принимает решение дольше оставаться маленьким и буквально «затормаживает» физическое развитие.
  • С ребенком нужно разговаривать, объяснять, что его любят и заботятся, но необходимо взрослеть и учится принимать самостоятельные решения.
  • Сомнамбулизм (хождения во сне). Встречается у детей с очень богатым воображением. Фантазия таких детей настолько богата, что порой они теряют грань между реальностью и сном (чаще всего при очень ярких, насыщенных событиями снах), что и сопровождается ночными хождениями. После утреннего пробуждения ребенок забывает о происходившем ночью
  • Энурез (ночное недержание мочи). Заболевание возникает у детей старше 3 лет, которые по физиологическим нормам уже должны контролировать свое тело. Ночное недержание объясняется чрезмерным напряжением и контролем в течение дня. Такие дети как правило боятся своего отца. Такого ребенка нужно чаще поддерживать, хвалить, со временем страх (как и заболевание) исчезнет.

Возможно, данная статья полностью перевернет ваше представление о детских болезнях и способах их лечения, однако не забывайте про принцип разумности. Многие ошибочно начинают полагать, что психосоматика отменяет медицинское лечение. Это не так, болезнь ребенка - это сигнал о том, что с ним происходит и это уже последствие проблемы. Любое заболевание - это совокупность множества факторов, в том числе и психологических, и не всегда мы можем проанализировать каких именно и в каких пропорциях. Иногда в наших силах изменить ситуацию или повлиять на нее, а иногда нет. Иногда болезнь нужно просто прожить или пережить. Что касается ребенка, он способен гармонично развиваться и расти в спокойной обстановке любви и заботы (не "идеально-вакумной", а просто спокойной в большинстве своем), в противном случае малыш будет справляться со стрессом всеми известными для него способами.

Статья посвящена психосоматическим причинам возникновения самых разных заболеваний у детей и подростков. Рассмотрены причины их вызывающие и способы устранения негативного проявления психоэмоционального состояния на физическое здоровье.

Ученые в области медицины, психологии и психиатрии установили, что около 80-85% всех заболеваний имеют психологическую почву. Что касается остальной части болезней, то, скорее всего, данную связь между физическим состоянием человеческого организма и психологическим еще предстоит уточнить.

Из этого следует, что те эмоции, которые испытывает человек, переживания, проблемы и стрессы являются основой практически всех болезней, а внешние воздействия, как, например, переохлаждение, попадание инфекций и прочее, являются лишь спусковым крючком, подталкивающим наступление заболевания.

Это определение касается не только взрослых людей. Оно полностью затрагивает и детский период жизни. Важно обратить внимание, что именно детская, неокрепшая психика наиболее остро реагирует на психологический дискомфорт. Зачастую, основа для болезни формируются еще в детском возрасте, а проявляется позже, когда ребенок взрослеет.

В настоящее время количество детей, не являющихся полностью здоровыми, резко возросло. Связано это в большей степени с тем темпом жизни, который сейчас актуален. Дети не только находятся в скоростном информационном потоке, но и их родители не способны уделить им достаточно внимания.

Все это приводит к возникновению недопонимания, психологической напряженности, невозможности излить душу и снять стресс.

Суть психосоматических проблем

Психосоматика – это наука, которая изучает связь между душевным состоянием и физическим здоровьем тела. То есть как психологическое, психическое и психоэмоциональное состояния влияют на формирование того или иного вида болезни.

Данная область исследований настолько тонка, что некоторые достаточно скептически к ней относятся.

Но несмотря на это, сами врачи никогда не отвергают тот факт, что именно позитивный настрой больного человека помогает ему исцелиться быстрей.

Данные исследования начали проводиться совсем недавно. В прошлом столетии американские, российские и израильские врачи и психотерапевты стали детально изучать случаи, когда причины для болезни у детей не существовало, а сама болезнь присутствовала. Или, когда болезнь не могла быть извлечена применением стандартных лекарств.

После этого врачи, занимающиеся данными исследованиями, установили, что именно осознание самого индивидуума присутствующих у него проблем, помогает исцелиться. То есть находит подтверждение широко распространенная фраза – все болезни от нервов.

Принципы исцеления методами психосоматики

Если родители серьезно задумались над теми проблемами, которые имеются со здоровьем у их детей, то они должны проанализировать следующие моменты и факторы:

Наличие страхов, скованностей, недовольств. Особенно это актуально, если эти чувства и эмоции старательно прячутся или маскируются. В этом случае необходимо изменить свою ментальность и помочь справиться своему отпрыску с возникшими проблемами. Это позволит позитивно повлиять на состояние здоровья. И болезнь, которая не поддавалась медикаментозному лечению – постепенно уйдет.

Самое важное – правильно установить ту проблему, которая имеется. Именно в этом случае избавиться от проблем получится максимально быстро.

Важно помнить, что человеческий организм – это самоисцеляющаяся и самоочищающаяся система, способная максимально регенерировать сама себя. Важно освободить душу и эмоции и позволить телу сделать то, что в нем заложено самой природой.

Если у ребенка имеется определенное заболевание – это свидетельствует о наличии у него внутреннего конфликта. Значит он не способен сам его разрешить – нужно помочь ему выполнить это. И болезнь отступит сама с собой.

Категории лиц, которые подвержены психосоматическим заболеваниям больше всего

Если говорить о склонности к психосоматическим заболеваниям, то она ярко выражены у детей всех возрастов и независимо от пола. Но существует кризисные периоды, когда психологические проблемы могут наиболее ярко отразиться на самочувствии маленького человека. Как правило это возраст:

  • 1 год;
  • 3 года;
  • 7 лет;
  • подростковый период – с 13 до 17 лет.

В детском возрасте воображение рисует настолько реалистичную картинку, что нет полного понимания, где реальность, а где выдумка. Он все воспринимает гипертрофированно. Поэтому, любой негатив, выраженный по отношению к нему, он может воспринять как личную трагедию и переживать ее в течение долгого периода, прокручивая в своей голове вновь и вновь.

К тому же, любое нежелательное для него действие может проецировать на свое здоровье. Так, например, если тяжело вставать по утрам, может достаточно часто болеть, чтобы не идти в садик или в школу. Такая “трансляция” дает ему возможность понежиться еще немного в постели.


Болезнь – способ обратить на себя, свои страхи и переживания внимание. Она проявляется как защитный механизм. Маленький человек, заболевая, получает то, что ему нужно каждый день – увеличенное внимание и заботу со стороны своих родителей.

Психологический портрет ребенка, подверженного психосоматическим заболеваниям

Чаще всего психосоматические болезни появляются у детей, которые имеют следующий психологический портрет:

  • плохо справляются со стрессовой ситуацией, поддаваясь панике, упадку сил, хандре;
  • замыкаются внутри себя, не рассказывая о своих проблемах друзьям, родственникам или просто знакомым людям;
  • находясь в стрессовой ситуации или пессимистическом настроении рисуют негативные сценарии для себя, ожидая все время подвоха или отрицательных событий;
  • находятся под влиянием глобального отцовского и материнского контроля, то есть лишены свободы выбора, не могут осуществить своих желаний и реализовать цели;
  • не умеют радоваться позитивным ситуациям и неспособны дарить радость окружающим людям;
  • не испытывают позитивных эмоций даже при общей радости;
  • всегда испытывают опаску не дотянуть до тех ожиданий, которые по отношению к ним испытывают учителя, родные, окружающие люди;
  • не могут выдержать заданный режим дня, включая ночной или дневной сон и приемы пищи;
  • поддаются чужому влиянию или слишком высоко ставят чужое мнение и все время пытаются ему соответствовать;
  • плохо приживаются в новой ситуации, болезненно реагируют на новых друзей, новое место жительства, даже на новые игрушки;
  • не расстаются со старым и прошлым – начиная от ситуаций, заканчивая обычными игрушками;
  • имеют депрессивное настроение.

Конечно, рассматривая список вышеприведенных состояний не только ребенка, но и взрослого человека, стоит отметить, что все это может быть у любого человека. Не так страшно появление одного из состояний. Важно, чтобы оно не было длительным или постоянным. Именно монотонное, перманентное депрессивное состояние человека вызывает сбои в физическом теле.

Эмоциональная составляющая

Для того, чтобы избежать возникновения несбалансированного психоэмоционального состояния, необходимо контролировать следующий эмоции:

  • страх;
  • гнев;
  • радость;
  • интерес;
  • грусть.

Помимо этого, известные мировые психосоматы-специалисты, такие как , Лиз Бурбо советуют контролировать три ипостаси:

  • самооценку – то, как он воспринимает себя в окружающем мире среди своих сверстников и взрослых людей;
  • восприятие окружающего мира, событий, явлений, основных ценностей;
  • контакты с окружающим миром, а именно со взрослыми людьми и детьми – возникают ли конфликты или общение происходит гладко и эмоционально ровно.

Анализируя эти ипостаси должно выявить у своего наследника, в ходе доверительной беседы, что его огорчает и вводит в состояние депрессии. Попытаться выяснить, что он любит, а что вызывает у него раздражение. Если такая задача для семьи становится непосильной, и все же продолжает наблюдаться неустойчивое психоэмоциональное состояние, то необходимо обратиться к специалисту. Психолог или врач-психотерапевт смогут не только проанализировать и установить эмоциональный статус, но и выявить страхи и неудовлетворенности маленького человека.

Каков путь лечения

Если становятся очевидны признаки болезни – это значит только одно. От момента неправильных психологических установок, до воплощения их в физиологические проблемы, прошел уже достаточно большой отрезок времени.

Такие болезни не возникают при коротком временном отрезке дискомфортного состояния. Значит организм достаточно долго находился в состоянии внутреннего стресса, даже если родители этого не замечали. И это длительное, неправильное психоэмоциональное состояние привело к появлению разлада физиологии. Образ мышления становится неправильным, поэтому устранить негатив достаточно сложно.


Семье необходимо будет проделать достаточно большую работу по поиску причин, вызвавших такие отклонения. И успех здесь будет зависеть именно от правильности нахождения основной причины недуга.

Как правило, семья находит ту ловушку в воспитании, которая была выстроена ими же самими и привела к появлению у малыша проблем.

Если родным удалось определили правильно этот промах воспитания, то глубинные причины изменятся и состояние начнет постепенно улучшаться. Симптоматика начнет изменяться и постепенно сойдет на нет, вернув нормальное физиологическое и психоэмоциональное состояние маленькому человеку.

Развитие болезни

Сама по себе мысль никогда не вызывает заболевание. Процесс запускается через головной мозг. Если у ребенка возникают негативные мысли, и они постоянны, то мозг будет посылать организму сигнал о том, чтобы делать какое-либо действие. Но разбалансированное эмоциональное состояние приведет к тому, что мозг даст тут же команду не выполнять это действие, а делать совершенно другое. Что приведет к бездействию и коллапсу. Результат – ребенок не выполняет ни одно, ни другое действие, а замирает в промежуточном состоянии. Хуже того – возникает мышечный спазм, еще более усугубляющий ситуацию.

Состояние мышечного перенапряжения в результате даст сбой в самом слабом органе. И он перестанет функционировать в правильном режиме.

Ребенок накапливает эмоции, не умеет их сбрасывать – в результате перенапряжение эмоциональное приводит к спазмам мышечным. Оно накапливается, а потом прорывается в виде заболевания. Так как любая энергия все равно найдет выход.

Заболевания грудных детей

Иногда возникает вопрос – почему же болеют груднички? Ведь они еще не испытывают ни стрессовой ситуации не негативных эмоций.

Причина кроется в матери малыша.

Если женщина, вынашивая плод, находится в несбалансированном эмоциональном состоянии, а еще хуже, в стрессовых ситуациях, то это вызывает психосоматические расстройства не только у нее, но и у малыша. Развитие мозга ребенка идет по неправильному пути. На этом этапе создается установка на болезнь. Большинство родителей не понимают важности этого периода. что является результатом психосоматических расстройств у новорожденного.

Если причина в этом случае не найдена, то скорее не получится избавиться до конца от проблем.

Некоторые виды болезней

Аденоиды

В этом случае дети чувствуют себя нежеланными и ненужными для своих родителей. Это может быть на самом деле не так, но это именно то, что чувствует маленький человек.

Устранить проблему поможет такая установка как – Я люблю своего ребенка, он желанный и он нам очень нужен.

Аутизм

Является защитой, которую включает маленький человечек, не желающий видеть больше ни скандалов, не травли, ни оскорблений от своей семьи.

Установка задающая исцеление – Я тебя люблю, ты в безопасности, тебе никто и никогда не обидит.

Дерматит

Появятся тогда, когда малыш не хочет принимать прикосновение взрослого. Это может быть вызвано негативными ощущениями при тактильном контакте. Например, его берут холодными или мокрыми руками. От человека исходит неприятный запах.

На исцеление направлены действия, которые устраняют тактильный дискомфорт.

Бронхиальная астма

Возникает у тех детей, которые запрещают выражать свои эмоции и физические потребности. Например, прыгать, бегать, обезьянничать, кричать. Результатом является внутреннее напряжение, которое не дает вырваться эмоциям наружу. Они потом начинают душить изнутри, вызывая физические приступы астмы.

Установка на излечение направлена на то, чтобы устранить перегибы в педагогике у родителей.

Бронхит

Возникает в случае, когда между взрослыми возникают ссоры и недопонимания. Маленький человек начинает кашлять, чтобы родители замолчали и прислушались к нему. Так он пытается примирить их.

Необходимо использовать следующие установки на исцеление – мой дорогой маленький человек слышит вокруг себя только хорошее, его окружает гармония, мы слышим его, а он радуется нашему общению.

Близорукость

Реакция на то, что не хочется видеть малышу. Если в возрасте 3 лет возникает такая проблема, значит уже сейчас малыш не хочет что-то видеть внутри своей семьи. Установка на исцеление должна быть направлена на то, что отец и мать сами устраняют негатив. Окружение должно вызывать желание смотреть на это и наслаждаться этим. Также можно говорить – маленький человек видит свое будущее в деталях, и оно прекрасно и счастливо.

Диарея

Носит затяжной характер является физиологическим проявлением внутренних страхов. Причем, это может быть, как страх выдуманных персонажей, так и страх темноты или сна в одиночестве.

В первую очередь отец и мать должны устранить ту проблему, которая вызывает этот страх. Проговаривание установки также поможет ситуации – мой малыш ничего не боится. Он смелый, сильный и ему все по плечу. Окружающее пространство ничем ему не угрожает.

Хронические запоры

Говорят о жадности. Это эмоциональная проблема нежелания расставаться со старым. Причем это могут быть старые игрушки, старые друзья, старая школа или детский садик.

Установка на исцеление – мой родной малыш ничего не боится и ему не страшно оставить позади себя что-либо. Ему нравится все новое и он готов его воспринимать и впускать в свою жизнь.

Заикание

Возникает, если нет ощущения безопасности и комфортного окружающего пространства в течение длительного промежутка времени. Также, категорически не стоит родителям запрещать малышам плакать и проявлять бурно свои эмоции. Если такая проблема возникла, то можно давать следующую установку – мой маленький человечек сможет показать своему миру все свои безграничные возможности и таланты. Он выражает свои чувства свободно и легко.

Отит

Будет частым спутникам, если малыш слышит достаточно часто нелицеприятные слова в свой адрес со стороны, как своих сверстников, так и взрослых людей, особенно родителей. Он не хочет слушать и прислушиваться. Он страдает эмоционально и физически от оскорблений и унижений.

Установки на исцеление заключаются в следующих фразах – мое родное дите послушное. Он все слышит и ему нравится это слышать. Вокруг него один позитив и приятные слова.

Жар и лихорадка

Если повышенная температура держится достаточно длительный отрезок времени без видимых на то причин, следует изучить эмоции на наличие гнева. Как правило, его достаточно много, и он уже накопился в таком количестве, что выплеснуть это невозможно эмоциями, а выражается повышением температуры.

Основная задача семьи – настраивание на позитив и положительные эмоции. Необходимо уделять друг другу большое количество времени, общаться, ходить куда-либо вместе. И обязательно обсуждать конфликтные ситуации, не допуская накопления внутренних негативных эмоций.

Энурез

Это проявление страха и ужаса. Причем, чаще всего, эти эмоции связаны именно с отцом, а не с матерью. Отцу необходимо проконтролировать свои методы воспитания и общения со своим чадом.

Установки на исцеление – отец находится рядом и любит тебя. Он сделает все возможное для твоего счастливого будущего.

И, действительно, обстановка должна измениться в сторону большего позитива и исключения любых негативных эмоций и физических проявлений.

Выводы

Любое проявление нестабильности здоровья малыша или подростка связано с его эмоциями. Причем, в подавляющем большинстве, эти эмоции формируются со стороны родителей. Поэтому так важна совместная работа по устранению психоэмоционального дискомфорта, что приведет к снижению отклонений в физическом состоянии.

Для понимания сути детской психосоматики, необходимо вспомнить о том, что на энергетическом уровне родители и дети являются единым целым. Это положение не раз подтверждалось исследованиями.

Этот факт отмечает и доктор В. Синельников: если ребенок совсем маленький, он работает с родителями. Меняются родители – выздоравливает ребенок. Если ребенок взрослый, доктор работает непосредственно с ним. С выздоровлением ребенка меняются сами родители.

В. Синельников пишет, что даже если родители скрывают от ребенка свои плохие отношения, ребенок все знает, чувствует из-за энергетической связи, что в его подсознании содержится вся информация об их чувствах и мыслях. Поэтому, если у родителей проблемы – ребенок или ведет себя странно или болеет – так он реагирует, так как не может выразить словами то, что чувствует.

Отсюда, доктор делает вывод, болезнь ребенка – это сигнал для родителей к самоизменению. Но на практике этот сигнал игнорируется и подавляется таблетками. В. Синельников отмечает, что таким образом болезнь-сигнал никуда не исчезает, а продолжает разрушать тонкие полевые структуры ребенка.

Он утверждает, что очень часто негативные, разрушительные программы в подсознание детей закладываются уже во время беременности через негативные мысли и чувства, плохие взаимоотношения родителей, иногда и бабушек-дедушек (так, мысли матери об аборте впоследствии могут вызвать осложнения беременности или детские недуги у новорожденного).

Психолог, известный автор книг по психосоматике Лиз Бурбо утверждает, что дети в основном страдают болезнями горла, носа, глаз и кожи. По ее мнению, любая детская болезнь говорит о том, что ребенок чувствует гнев в связи с тем, что происходит вокруг него. Но ему трудно выразить свои переживания: или потому что не знает, как это сделать, или потому, что запрещают родители («не кричи», «не плачь» и т.п.).

Согласно позиции Лиз Бурбо, эти болезни появляются тогда, когда ребенку не хватает внимания и любви.

Луиза Хей считает, что в основе детских болезней лежат родительские принципы и поведение: вера в идеалы, социальные идеи и ложные законы, а также детское поведение у взрослых (родителей и других близких).

Согласно доктору О. Торсунову, если в семье нет атмосферы умиротворения и покоя, значит, именно в этом смысле дети будут очень больными в первое время – они лишатся покоя. Это проявляется как ощущение сильного жара в теле, чувства беспокойства. Они будут плакать, кричать, метаться (беспокойный ум и беспокойный сон). По мнению О. Торсунова, это указывает на то, что в семье никто не желает умиротворения другим, что семья агрессивна внутри, что агрессия вырабатывается по отношению к окружающим.

Для ищущих родителей отметим, что очень хорошо раскрывается психосоматика детских болезней в книге Дмитриевой Н.Ю. «Детская психосоматика: почему болеют наши дети», а также в статье «Болеет ребенок: лечите папу и маму».

Рассмотрим возможные причины некоторых психосоматических заболеваний детей

Аденоиды

Основная причина — страхи родителей (особенно у мамы по поводу и без (скорее без повода: мелкие, но преувеличенные, на пустом месте: это — про слишком беспокойных мам). Другой причиной выделяют подсознательное чувство ребенка, что он – нежеланный.

Ангина

Лууле Виилма пишет, что появление ангины у девочек до 1 года имеет в своей основе проблемы взаимоотношений между родителями. Ссоры между родителями, которые сопровождаются криками.

Еще одна причина – это психологически неверное отношение взрослых, точнее, родителей к детям (часто затыкают рот ребенку, запрещая высказывать свое мнение или эмоции, а также протест: «не кричи», «не шуми», «не плачь», «мал еще учить», «замолчи» и т.п.). Плач, крик, слово – это естественные для детей способы выражения своего отношения, а не просто капризы, как думают некоторые родители.

Аппендицит

Аппендицит у детей возникает по причине неумения их выйти из тупиковой ситуации.

Астма

Хорошо раскрывается у Луизы Хей. По ее мнению, у детей этот недуг появляется из-за боязни жизни или нежелания находиться в данном месте. Возникает вопрос: если ребенок чувствует, что его любят и в семье царят любовь и мир, разве могут появиться у него такие негативные переживания?

Некоторые психологи пишут, что среди причин детской астмы есть и подавленное чувство любви, и страх перед жизнью.

Если речь идет о бронхиальной астме, то в ее основе — отсутствие или недостаток любви и тепла мамы и, наоборот, переизбыток душащей заботы, гиперопека матери.

Атопический дерматит

Вообще, детские кожные болезни (ветрянка, корь, скарлатина, краснуха) Б. Багински и Ш. Шалила обозначают как следующий шаг в развитии ребенка. По их мнению, что-то, что для него является пока неизвестным и поэтому не может свободно, без трудностей переработаться, выступает на поверхности кожи. А после таких болезней ребенок становится взрослее, что замечается окружающими.

Атопический дерматит у детей возникает чаще. Как пишут психологи, исходя из своей практики, в основе его лежат эмоциональные причины (нехватка любви или подавленная агрессия в связи с гиперопекой родителей).

Аллергия

Лиз Бурбо указывает на следующие причины детской аллергии: аллергия как неприятие (постоянных ссор родителей) и аллергия как способ привлечь к себе внимание (из-за ощущения нехватки внимания и любви).

Синельников отмечает, что аллергическая реакция у детей – это отражение поведения родителей.

Пищевая аллергия у детей говорит о беспомощности печени, а это, как утверждает Лууле Виилма, значит, что есть нехватка энергии сердечной чакры: от крушения любви родителей сердце ребенка блокируется немой сердечной болью.

По ее мнению, аллергия в виде короста на коже говорит о заглушаемой или подавляемой жалости у матери, а также о печали. Обычная аллергия – ненависть и гнев родителей по отношению ко всему, страх «меня не любят» у ребенка. Аллергия на рыбные продукты – протест ребенка против самопожертвования родителей.

Лууле Виилма пишет, что если у ребенка аллергия на шерсть – надо приглядеться к матери, так как причина может быть в ее неуравновешенности.

Согласно наблюдениям психологов, аллергия у детей может также возникнуть из-за длительных расставаний с мамой, конфликтов в семье, постоянных запретов и ограничений, а также как способ привлечь внимание и удовлетворить потребности в любви и ласке.

У младенцев появление аллергической реакции тесно связано с душевным состоянием матери, а также такими эмоциями, как тревога и страх.

Аутизм

Исследования этого недуга выявили, что причины его следует искать в младенчестве, в жизни ребенка до возраста 8 месяцев (появляется как защитная реакция, позволяющая «закрыться» от скандалов в семье). По мнению Лиз Бурбо, такой ребенок слишком сильно связан кармически со своей мамой: возможно, что в прошлой жизни между ребенком и мамой произошло что-то очень сложное и неприятное, и теперь он мстит ей, отвергая пищу и любовь, которые она ему предлагает (вспомним характерные симптомы: молчание, болезненный уход в себя, потеря аппетита, отсутствия в его речи местоимения Я, неспособность смотреть людям прямо в глаза).

Психолог считает, что ребенок бессознательно выбирает болезнь, чтобы уйти от реальности, и отмечает, что его действия говорят о том, что он не принимает это воплощение.

Бронхит

В. Синельников утверждает, что если в семье постоянные ссоры и конфликты, то дети начинают болеть бронхолегочными заболеваниями.

Среди психологических причин детского бронхита психологи выделяют авторитарность родителей. У таких родителей детям запрещается высказывать вслух свои желания и свои мнения.

Лууле Виилма считает, что бронхит у девочек указывает на проблемы общения и любовных чувств.

Близорукость

Психосоматика детской близорукости проявляется в том, что если в семье постоянные неприятности и конфликты, которые причиняют страдание душе ребенка, то его тело, чтобы ослабить душевную боль, ослабляет зрение.

Подростковый возраст приносит растущему человеку немало переживаний, связанных с собственным будущим (страшно становиться взрослым, страшно выбрать свой путь (а вдруг, ошибусь) и т.п.). Ответом тела на душевные мучения в данном случае снова станет появление близорукости.

Иногда бывают случаи, когда ребенку дома хорошо, но в большом мире (сад, школа) его подстерегают проблемы, дискомфорт в отношениях. Тогда близорукость появляется как защита от внешнего мира.

Вирусные заболевания

Вирусные заболевания у детей, согласно Лууле Виилме, — это бессловесная борьба за собственное выживание. Болезни эти связаны с их желанием уйти из дома, умереть.

Доктор считает, что осложнения вирусных заболеваний у мальчиков связаны с тем, что мать не может справиться с отцом и поэтому борется с ним мысленно и словами.

Ветряная оспа, корь, свинка

Корь, свинка, по мнению Лууле Виилмы, указывают на материнскую злобу из-за бессилия или материнскую злобу из-за отречения.

Врожденные заболевания у детей

Психолог Лиз Бурбо приводит следующее метафизическое объяснение врожденных заболеваний у детей: такая болезнь говорит о том, что душа, которая воплотилась в новорожденном, принесла с собой на эту планету какой-то неразрешенный конфликт из своего прошлого воплощения.

Далее она поясняет, что душа воплощается много раз, и ее земные жизни можно сравнить с нашими днями. И по аналогии получается, что если человек травмировал себя и не смог вылечиться в тот же день (в предыдущей жизни), то на следующее утро (нынешняя жизнь) он проснется с той же травмой и продолжит ее лечить. Поэтому в этой жизни ребенок с таким недугом хочет исцелить душевный конфликт из прошлой жизни. Для этого ему просто необходима любовь и помощь родителей, которых он выбрал.

Здесь хочется напомнить, что такой ребенок «приходит» к конкретным родителям (и дело здесь не в возрасте матери, так как и у молодых и здоровых родителей рождаются такие дети). Значит, души родителей и душа такого ребенка как-то связаны между собой и знают, с какой целью это происходит (души всегда знают, в отличие от эгоистичного ума, который отказывается принимать).

Некоторые авторы считают, что ребенок врожденной болезнью – это карма родителей, наказание для родителей, кто-то считает ее проверкой для родителей, а кто-то – благословением для родителей (то есть им дана возможность духовного роста через любовь к своему необычному ребенку).

Диарея

Психологи считают, что в основе этого недуга – бегство от чего-то, что не поддается детскому осмыслению (страхи нереальные, связанные с персонажами), а также страхи реальные (боязнь темноты и т.п.).

Лиз Бурбо считает, что у страдающего преобладает чувство отвергнутого и чувство вины. Психолог характеризует их как сверхчувствительных детей, которые при появлении страха, начинают отвергать ситуацию, связанную со страхом.

Б. Багински и Ш. Шалила также пишут, что в основе лежат проблемы, связанные со страхом, когда хочется быстрее освободиться от негативных переживаний или впечатлений.

Запоры

Причины запоров у детей, по мнению А. Некрасова, лежат в отношениях родителей. Это расстройство у ребенка говорит, что в их миропонимании отсутствует динамика, что они живут старым (старыми отжившими и ненужными принципами, идеями, мыслями, эмоциями и т.п.).

Заикание

Согласно Лиз Бурбо, заикание возникает вследствие боязни выразить свои потребности и желания. Такой ребенок, считает психолог, боится тех, кто представляет для него власть (отец, мать, бабуши-дедушки) и ему страшно перед ними что-либо проявить или высказать.

Луиза Хей пишет, что психологическими причинами этого недуга являются ощущение ненадежности, отсутствие возможности самовыражения, а также когда ребенку запрещают плакать.

Насморк

Психологи считают, что , на его острую нужду в понимании своей ценности в этом мире, на необходимость признания его способностей.

Лууле Виилма в основе хронического насморка видит постоянное состояние обиженности.

Отит

В. Синельников пишет, что когда в семье шум и ссоры, то ребенок часто реагирует на это , сигнализируя родителям о том, что ему нужны тишина, мир и спокойствие, гармония в семье.

Повышенная температура, лихорадка

Лууле Виилма выделяет следующие причины высокой температуры: напряжение в ссоре с матерью, обессиливание, сильная, ожесточенная злоба, злоба при осуждении виновного, переполнение стрессами.

Другими словами, ребенок переполнен гневом, злостью, он буквально «закипает», потому что не может или не умеет выразить свои эмоции. Даже медики напоминают, что повышение температуры у детей может происходить после истерики и сильного плача, которые и являются показателем и выражением детской злости (поэтому и нельзя запрещать им выражать таким образом – им надо освободиться от негатива).

Психосоматическая температура может быть и реакцией детского организма на стресс, связанный с изменением привычной среды (переезд, смена обстановки или режима дня, посещение детского сада и т.д.). Замечено, что как только дети возвращаются в привычную среду, этот симптом исчезает.

Пиелонефрит

Как отмечают психологи, этот недуг говорит о том, что дети вынуждены заниматься не своим делом, делом, которое им не нравится. Особенно ярко это проявляется, когда родители заставляют посещать какие-либо кружки-секции, а ребенку нравится совсем другое.

Энурез

По мнению психолога Лиз Бурбо, этот недуг говорит о том, что ребенок настолько сильно сдерживает себя днем, что ночью уже на это не способен. Он очень боится того, кто представляет для него власть – отца (или того, кто выполняет функции отца): боится не угодить, не оправдать его ожидания.

Луиза Хей также считает, что в основе у детей – страх перед родителями, обычно — отцом.

Доктор Лууле Виилма причиной недуга видит страх ребенка за отца, связанный со страхами и злостью матери, направленными на отца ребенка .

Пути исцеления психосоматических недугов у детей

Для начала вспомним, что исходя из своей практики, доктор В. Синельников делает вывод, что все болезни детей – это отражение поведения и мыслей их родителей.

Отсюда – подсказка для родителей: родители могут помочь выздороветь ребенку, МЕНЯЯ СВОИ принципы, мысли и поведение.

Согласна и с такой позицией психологов, что болезнь ребенка – это его КРИК о помощи. Ребенок нуждается в психологической помощи и эмоциональной поддержке родителей, так как ему плохо, ему больно, ему страшно из-за непонятных, но пугающих его ситуаций в жизни (холод в отношениях, шумная ссора между двумя дорогими ему людьми, неприятие его самого (крики на него «не так», «неправильно делаешь» и т.п.)).

Родители должны помнить, что ребенок отражает отца и мать (физически это так и есть: 23 пар хромосом передаются ребенку от папы, 23 – от мамы). А на энергетическом плане именно через них в нем присутствует и развивается мужское и женское начало Вселенной.

Если между папой (символ мужского начала) и мамой (символ женского начала) происходят конфликты, то ребенок не может соединить и вобрать в свой внутренний мир эти две космические энергии, так важные в жизни каждого человека. Поэтому у него внутри, в душе начинается дисбаланс, конфликт, который провоцирует негативные переживания. А длительные негативные переживания, как нам уже известно, приводят к нарушениям в работе детского организма, к болезням.

Отсюда следует, что если родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и счастливым, они, именно они должны хорошо относиться друг к другу, к своему ребенку (он – это Вы), к окружающему миру.

Это все возможно, при условии, что в душе у них царят Любовь и Мир. Остается за малым: взращивать в себе эти жизненно важные чувства и состояния души.

Да, бывает и так, что часто ребенок (его душа) сам выбирает для себя непростой недуг ( и т.п.) по определенным, только ему известным причинам. Поэтому родители не должны винить самих себя или кого бы то ни было: если таков выбор и решение ребенка, значит, его душе (а вместе с ней, и душам родителей, так как именно к ним пришел такой ребенок) нужно пройти через этот жизненный урок для развития каких-то качеств и способностей.

Еще один важный момент: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Всегда помните, что это вы, родители захотели стать папой и мамой и мечтали о ребенке, призывая его прийти к вам (не забывайте, что кто-то годами вымаливает, чтобы это чудо пришло к ним). Ребенок откликнулся и пришел. А что делали вы, готовясь к его приходу? Взращивали ли в себе любовь и терпение, понимание и согласие, и другие качества, необходимые для дружной семьи?

Да, даже когда вы хотите сказать, что это зачатие произошло случайно, то возникает вопрос: как два взрослых человека позволили себе быть столь безответственными (как еще можно это назвать?), чтобы впоследствии страдал маленький ангел, который есть отражение вас?

То есть, когда страдает ваш ребенок (от болезней ли, от скандалов ли и т.п.) – это страдает часть вас самих, ваша кровная часть, часть вашей души. Зная это, каждый нормальный человек сделает все, чтобы прекратить страдания и создать условия Любви и Мира в своей семье.

И не стоит отговариваться, что «нас растили так-то и сяк-то». Да, ваши родители таких «тонких» вещей не знали, любили и растили так, как могли, думая, что делают все верно.

Но сейчас все – в ваших руках. Вы можете дать вашему ребенку то (я имею в виду любовь, тепло, доброту, внимание, чуткость, уважение и др.), что хотели бы, чтобы и к вам было такое отношение, так как ваш ребенок – это вы, продолжение вас. Ведь, если ваш ребенок будет счастлив и здоров – счастливы и здоровы будете вы (так как у вас не будет переживаний и тяжелых дум по поводу него, а будет только радость от его достижений). Так, действуйте!

Желаю вам счастливого родительства и дружной семьи!

Еще не так давно официальная медицина скептически относилась к попытке объяснить некоторые заболевания психологическими проблемами. Сегодня же все больше врачей признают существование психосоматики.

Психосоматические заболевания – что это такое?

Часто можно услышать от родителей: «Как тебе не стыдно? Хорошие девочки/мальчики так себя не ведут! Хватит капризничать, нельзя ругаться. Что ты ревешь, как девчонка?». Конечно, есть дети, которые не принимают эти запреты, но многие усваивают правила, трактуя их по-своему. Основной вывод, который они делают, прост: «Я не буду выражать свое недовольство, проявлять эмоции, и тогда мама будет довольна, станет меня любить». Зачастую такая позиция приводит к возникновению серьезных психологических и поведенческих проблем, с которыми дети еще долго разбираются уже после того, как станут взрослыми. А иногда подавленные эмоции превращаются в физические заболевания. Это и есть то, что называют психосоматикой .

Самому термину «психосоматика» скоро исполнится 200 лет, в 1818 году его придумал немецкий врач Иоганн Христиан Август Хайнрот. С тех пор вокруг этого понятия было много споров, но сейчас существует специальное направление в медицине и психологии, изучающее взаимосвязь заболеваний и психики человека.

Как формируются психосоматические заболевания?

Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности. Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбуждение. Оно получает отражение в телесных ощущениях, а иногда – и в патологическом процессе. Ведь между эмоциями и физиологией существует прямая связь. Выражением негативных эмоций являются: повышение артериального давления и частоты пульса, учащение дыхания, изменение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта, изменение тонуса мочевого пузыря, напряжение скелетной мускулатуры, повышение свертываемости крови. Вспомните, как вы чувствуете себя, например, когда боитесь или волнуетесь. Появляется тяжесть в желудке и тошнота, жар, лоб покрывается испариной, руки становятся влажными, иногда даже дрожат. В общем, возникает довольно много ощутимых и достаточно неприятных проявлений. То же самое происходит и у ребенка. И так раз за разом.

Но, дело в том, что эмоции, как энергия, не приходят из ниоткуда и не уходят в никуда. Другими словами, будучи невыраженными, они «хранятся» внутри организма, а при постоянном повторении травмирующей ситуации накапливаются и вызывают болезнь. То есть внутренний конфликт, не имея разрешения, трансформируется в те или иные физиологические симптомы.

Таким образом, ребенок частично избавляется от эмоционального дискомфорта. Благодаря переносу из области психического в область физиологического, волнующая ситуация разрешается, тревога и беспокойство утихают.

Как правило, это происходит неосознанно, и бывает сложно понять, с чем конкретно связана внезапная болезнь. Но иногда возникают ситуации, когда причины внезапной болезни ребенка очевидны. Например, часто серьезные проблемы со здоровьем возникают во время развода, когда ребенок оказывается в эпицентре родительского конфликта. Конечно, это происходит на фоне стресса, но подсознательный посыл может быть таким: «Если я заболею, родители займутся мной и перестанут ссориться». Надо сказать, что обычно это действительно срабатывает, болезнь ребенка способна сплотить родителей и отвлечь их от выяснения отношений. Таким образом, ребенок получает некоторую разрядку, а также – гарантированную заботу и любовь близких людей.

Что касается внешних проявлений, то это могут быть как острые реакции, так и затяжные заболевания. Обычно взрослые лечат их только медикаментозно, но они «почему-то» возвращаются снова и снова.

Кстати, в Европе уже давно принято при повторяющихся хронических соматических проявлениях проводить с ребенком психотерапию для разрешения конфликтов, которые он «задавливает» в свое тело. Существуют даже специальные небольшие психосоматические клиники, которые осуществляют такое лечение. Но у нас подобная практика пока не распространена.

В каком возрасте может возникнуть психосоматическое заболевание?

Существуют исследования, которые позволяют предположить, что психосоматические заболевания могут формироваться у младенцев и даже закладываться у эмбриона во время нахождения в материнской утробе. В последние годы появились сообщения о том, что у нежеланных детей обнаруживаются, помимо психологических проблем, различные соматические расстройства. Среди них – дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язвы желудка. В этой связи исследователи даже говорят о возможном влиянии интенсивной неозвученной материнской мысли во время беременности на возникновение психосоматических проблем у ребенка.

Для нормального формирования плода очень важно эмоциональное состояние будущей матери, отношение к ней мужа и окружающих людей. Любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот период (обиды, ревность, ощущение того, что ее не любят) может заложить ту или иную патологию у ребенка.

Правда, пока сложно сказать, берут ли эти заболевания свое начало только в пренатальном периоде или же решающее значение имеет отвержение ребенка после рождения. Впрочем, чаще всего, эти два момента связаны между собой. Если беременность не была желанной, если женщина боялась наступления родов, сомневалась, нужен ли ей ребенок, то и после рождения малыша она, скорее всего, будет настроена не слишком позитивно. По крайней мере, в первое время. Хотя, довольно часты случаи, когда, увидев своего ребенка, женщина сразу же проникалась к нему любовью.

Кстати, когда малыш появляется на свет, он формально становится отдельным от матери организмом. Но на самом деле между малышом и мамой сохраняется сильнейшая связь, поэтому все волнения и страхи матери немедленно передаются младенцу. Таким образом, очевидно, что положительные эмоции и психологический настрой родителей очень важны как во время беременности, так и после рождения крохи.

Но не только у «заброшенных» детей могут возникать психосоматические проблемы. Иногда болеют дети и заботливых родителей. Казалось бы, откуда у малыша в полноценной семье могут возникнуть подобные симптомы?

Каждое психосоматическое заболевание – это способ организма «привлечь внимание» к какой-то проблеме, которую не удалось разрешить или проговорить, что особенно актуально в случае с детьми. Любому ребенку чаще всего сложно рассказать родителям о своей проблеме, трудно ее объяснить. В некоторых случаях ребенок, особенно младшего возраста, и сам не может понять, что с ним случилось, почему ему плохо. На этом этапе в «диалог» с родителями вступает организм малыша, пытаясь привлечь внимание взрослых, выдавая болезненную симптоматику, которая с трудом поддается лечению.

Также причиной соматических заболеваний может стать отсутствие режима дня и необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, пренебрежение интересами ребенка, отсутствие ласки, понимания, ревность и зависть к младшим детям, переживание естественного отдаления от матери. Но интересно, что такой же эффект может дать и сверхзабота. Кроме того, стрессовым фактором может стать ярко выраженная зависимость от кого-то из членов семьи или отсутствие единого подхода к процессу воспитания. Часто проблемы возникают после того, как ребенок идет в ясли, детский сад или в школу. Неспособность ребенка адаптироваться в новой обстановке, наладить отношения, справиться с учебной нагрузкой – все это может стать причиной возникновения проблем со здоровьем. И если ничего не предпринимать, то по мере взросления ситуация может только усугубиться.

Самые частые психосоматические заболевания

Спектр таких заболеваний достаточно разнообразен и затрагивает различные системы организма. К психосоматическим заболеваниям традиционно относят бронхиальную астму, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенную болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункцию щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемию .

В последнее время исследователи все чаще говорят о том, что психосоматическую природу имеет также сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания.

Причем природу возникновения всех этих заболеваний можно объяснить, проследив связь с проблемами, которые существуют в жизни ребенка. Основная идея такой классификации заключается в том, что человек заболевает не чем-то случайным. В каждом конкретном симптоме символически представлено то, с чем были связаны его переживания. Так, например, психосоматические нарушения зрения и слуха можно связать с нежеланием видеть и слышать то, что происходит вокруг.

Есть предположение, что аутизм также имеет психосоматические «корни». Таким образом ребенок бессознательно выбирает погружение в себя, чтобы убежать от реальности.

Конечно, все перечисленные заболевания и их психологическое объяснение довольно условны, речь здесь идет скорее об общей тенденции. Очевидно, что в каждом конкретном случае нужно подробно изучать ситуацию, сложившуюся в жизни ребенка, и только после этого предполагать лечение.

Методы и принципы лечения

Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним может проходить только в индивидуальном порядке. Прежде всего, конечно, нужно убедиться, что болезнь – психосоматическая. Понаблюдайте за ребенком – когда и как у него начинается недомогание. Возможно, желудок болит каждый раз перед контрольной, а голова – после выяснения отношений в школе или дома. При этом важно понимать, что психосоматика – не способ симуляции. Речь идет о заболевании, требующем лечения.

Заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования. Параллельно проконсультируйтесь с психологом, имеющим дело с психосоматическими заболеваниями. Он поможет определить причину, то есть выявить «травмирующее событие». Это самое главное в психотерапевтической работе с подобными заболеваниями.

Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания, которые его мучают. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания в саду, постепенно увеличивая время, чтобы ребенок мог адаптироваться.

Однако далеко не всегда родители могут справиться с проблемой своими силами. Тем более, что некоторые болезни развиваются долго (иногда даже в нескольких поколениях), и обойтись без лечения практически невозможно. Иногда может потребоваться психологическая проработка проблем не только ребенка, но и родителей, чтобы устранить внутриличностные конфликты, лежащие в основе заболевания. Как правило, после этого симптоматика проходит.

Часто психотерапии поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова. Это происходит потому, что во время лечения сами конфликты практически не затрагиваются, наоборот – ребенок получает желаемое и продолжает впадать в соматические состояния снова и снова. Тогда конфликт «обрастает» все новыми и новыми слоями, что, безусловно, затрудняет его разрешение.

Поэтому психосоматическими проблемами важно начинать заниматься как можно быстрее – с момента, когда у вас возникло подозрение, что дело тут не только в слабом здоровье ребенка. Причем важен комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями у ребенка. Здесь необходимо соблюдать разумное и тонкое равновесие между медицинской и психологической помощью. Тогда проблема найдет свое разрешение, а лечение даст стойкий эффект.

Вот как объясняются некоторые проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики:

Астма, бронхит, отек Квинке – опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям.
Простуда, герпес – депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе).
Обмороки – подавление реакции бегства.
Хронический кашель – скрытое выражение агрессии, невысказанный протест.
Гастрит – депрессия на фоне невозможности добиться желаемого.
Язва 12-перстной кишки – утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения.
Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) – готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом.
Детская экзема – переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека.
Нейродермит – раздражительность, высокая готовность к переживаниям, аффектам, ощущение зависимости от более сильных личностей.
Тик – повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей.
Отит – подсознательный уход от конфликтов в семье.
Энурез – регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.

Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»
журнал для родителей «Растим Ребенка», июль-август 2013

Очень часто в ответ на жалобы молодой мамы о том, что ребенок уже третий раз за сезон болеет простудой, можно услышать такие фразы, как «все дети болеют», «перерастет», «надо кутать, а то вы, молодежь, сами раздетые, и детей не одеваете» и т.д. Так ли это на самом деле, имеют ли место быть такие установки общества в реальности?

Да, то, что все дети болеют – это факт. Но частота, серьезность и характер заболеваний зависят от множества разных факторов. Основные факторы – это психоэмоциональное состояние матери и психологическая атмосфера в семье или так называемый психологический климат. Если эти два момента оставляют желать лучшего, если мама не умеет сама экологично проживать свои эмоции, если родители не научились слушать и слышать друг друга, даже если открытых конфликтов нет, как таковых, то вероятность возникновения у детей психосоматических заболеваний возрастает в несколько раз.

Почему болеют дети: по данным исследований…

По данным Всемирной организации здравоохранения около 40 % всех заболеваний имеют психосоматическую природу. А у детей этот процент намного выше, так как в среднем до 3 лет они полностью находятся в поле матери, а выходят из него совсем только к 24-25 годам, то есть присутствует очень сильная эмоциональная, энергетическая и психологическая связь матери и ребенка, а если ребенок остается жить с родителями, то эта связь остается еще на долгие годы, здесь и кроется частично ответ на вопрос, почему болеют дети.

В современном обществе уже доказано многочисленными исследованиями и общеизвестно, что родительская, в частности, материнская любовь – это залог крепкого здоровья, адекватной самооценки, успешного построения партнерских и семейных отношений.

Хочу рассказать Вам об одном интересном психологическом исследовании, проведенном в Соединенных Штатах Америки. Цель его заключалась в том, чтобы выяснить, насколько здоровье человека зависит от его личной удовлетворённости отношений с родителями. Студентам различных учебных заведений предлагали ответить всего на один простой вопрос «Считают ли они, по их внутренним ощущениям, любят их родители или нет?». Спустя 35 лет экспериментаторы нашли всех опрошенных студентов и встретились с ними, попросив заполнить анкеты с вопросами

касательно их здоровья. В итоге оказалось, что среди тех людей, которые были внутренне удовлетворены родительской любовью, болевшими различного рода заболеваниями было около 25%.

Среди тех, кто по итогам первичного опроса был не удовлетворён родительской любовью, болеющих было 87%.

А среди тех, кто в юношестве ответил, что чувствуют любовь только одного родителя, уровень заболеваний был около 50%.

Согласитесь, очень интересные выводы, которые заставляют задуматься, особенно когда в очередной раз хочется отругать капризничающего ребенка вместо того, чтобы уделить так необходимое ему в эти моменты внимание и показать свою родительскую любовь и поддержку?

Материнская любовь обладает огромной силой, как разрушающей, так и созидающей

Обычно подразумевается, что мать обожает своего ребёнка, она в нем души не чает. В связи с этим во многих источниках упоминают про безусловную материнскую любовь. Как выяснилось в процессе научных исследований, когда человек испытывает любовь, угнетается работа тех отделов мозга, которые отвечают за критику и активизируют отрицательные чувства. Когда женщина с нежностью любуется на ее любимого карапуза, в теле вырабатывается дофамин (этот гормон отвечает за ощущение эйфории), а в мозгу активизируются участки, которые отвечают за чувство удовольствия. Потребность в любви - базовая потребность абсолютно всех людей. Но, к сожалению, так случается, что мама по определенным причинам не может так относиться к своему малышу, не может дать ему безусловное принятие и любовь.

Оказывается, когда человек действительно получает или только чувствует отказ в любви или другими словами отвержение, то активируются участки нашего мозга, которые отвечают за ощущения боли в теле и кожном покрове. В такие моменты человек может реально ощутить физическую боль. Болит наша душа, сердце, тело, порой просто тяга к жизни ослабевает. И если случается так, что мать отвергает своего ребёнка, то для него жизнь теряет всякий смысл. Отвергнутые дети в таком случае как бы получают от матери бессознательное послание “Не живи!”, и послушный любящий ребёнок его принимает и исполняет. К примеру, часто и серьезно болеет, периодически бывает в депрессивных состояниях, свою собственную семью, отказывается иметь хорошую (да и вообще, какую-либо) работу – словом, действительно отказывается жить полноценно.

Под отвержением понимаются не только те случаи, когда мама, к примеру, оставила малыша на попечение в детском доме или ближайшим родственникам (чаще всего бабушкам), или умерла в раннем детстве. Возможно и так, что у матери ранее были прерванные/замершие беременности или ее мать рано оставила ее, или какие-то другие случаи, то, что и сейчас очень тяжело переживается, и теперь приятные заботы о малыше не находят должного отклика в ее израненной душе. Мама как будто энергетически “уходит” туда, где осталась её боль, и малыш перестаёт ощущать безусловную любовь от той, которая его родила. Хотя со стороны может казаться, что она довольно заботливая, опекающая и тревожащаяся (или же тревожная) мама. При этом часто прослеживается прямая зависимость, чем больше мать опекает ребенка, тем меньше у неё внутренняя связь с ним. Такой гиперопекой часто женщина просто-напросто неосознанно компенсирует своё душевное и энергетическое отсутствие в отношениях с ребенком. Гиперопеку очень часто принимают за любовь, но на самом деле это совершенно разные и очень далекие друг от друга понятия. Безусловная материнская любовь – это, скорее, своего рода бессознательный поток. Человек его ощущает, как некую внутреннюю силу, как бы далеко ни находилась его мама, даже если она уже умерла. Это создает глубокое неосознанное чувство защищённости, удовлетворённости жизнью и внутреннего спокойствия. Такой ребёнок доволен своей жизнью, и что немаловажно, обладает крепким здоровьем, которое часто окружающие объясняют генетикой, везением (якобы не сталкивался со страшными вирусами или молод еще).

Если у женщины много внутренних переживаний, тягот на душе, она не всегда вовремя может проследить, что психологическое состояние ребенка меняется не в лучшую сторону. Она так сильно погрузилась в свою душевную боль и переживания, что состояние ребенка кажется ей вполне себе нормальным, обычным по сравнению с её состоянием. В связи с этим часто случается так, что мама обращает внимание на появившиеся проблемы ребёнка уже тогда, когда не заметить их уже просто невозможно, когда они выходят на физический уровень и проявляются в виде недомоганий. И для мамы они ощущаются очень болезненно и чаще всего кажется так, как будто

появились внезапно. Но в действительности для того, чтобы у ребёнка начали появляться, а потом проявляться физически различные проблемы со здоровьем, нужно достаточно много времени, чем серьезнее заболевание, тем больше времени. К счастью или к сожалению, в этом мире ничего не появляется случайно. Поэтому большую часть проблем можно предотвратить, а проявление остальных изменить и ослабить. В этом случае негативные изменения в здоровье появляются как следствие недостатка материнской любви. Но проявляются они в важные, переломные моменты жизни малыша, в такие периоды, когда ребёнку необходим ресурс для очередной ступени в его жизни, например, начал посещать детский сад или центр развития для детей – начал легко подхватывать простуды, стал капризным, конфликтным и т.д.

Личный пример

У меня есть наглядный пример того, как внутреннее состояние матери влияет на здоровье ребенка, из собственного опыта. Буквально на днях мне пришлось экстренно обратиться к стоматологу, усыпила своего 2-летнего сына в коляске и взяла с собой. Не буду описывать свои телесные терзания, но вышла я от врача с еще большей болью, чем пришла, в почти предобморочном состоянии, но сил придавала мысль, что ребенка надо доставить домой, внутренне собралась, спрятала свои слезы и всхлипы поглубже. И этой же ночью мой крайне редко болеющий сын несколько раз просыпался с температурой, с болями непонятного происхождения. За переживаниями о состоянии ребенка я и не подумала о связи произошедшего со мной и его внезапным недомоганием. На это указал мне муж, предположив, что непонятная болезнь сына связана с пережитым мной ужасом прошедшим днем. И я утвердилась в этой мысли, когда уже утром от недомогания не осталось и следа. Я признала тот страх, признала ту боль, которые испытала накануне, дала им выход, и ребенок снова бодр и весел, как обычно.

Влияние атмосферы в семье на здоровье ребенка

Еще один фактор, влияющий на возникновение психосоматических заболеваний у детей, который хочется упомянуть в моей статье, это психологический климат в доме. После рождения своего ребенка я стала замечать в разных семьях некую взаимосвязь между тем, насколько родители умеют договариваться между собой, принимать ответственность за важные решения согласно семейной иерархии, вести конструктивные диалоги при решении проблем и тем, как часто болеют дети в этих семьях. Результаты удивили не только меня, но и моего скептика мужа. В тех семьях, где оба родителя обладали вышеперечисленными навыками, проявляли свою взрослую позицию, а также не зависели от старшего поколения материально и психологически, прослеживалась закономерность – дети очень редко и непродолжительно болели. Важный момент, на который стоит обратить внимание, заключается в том, что, если родители конфликтуют и не могут найти компромисс, пусть даже не показывают свои противоречия при детях, все равно атмосфера в доме становится напряженной, а тонко чувствующие детские натуры считывают это на подсознательном уровне и показывают родителям в виде болезней, что им срочно надо научиться конструктивно взаимодействовать.

Я не отрицаю существование вирусов и других возбудителей заболеваний, но то, насколько ребенок подвержен их воздействию, напрямую зависит от вышеописанных факторов.

Приведу небольшой пример из моей практики. Муж с женой на грани развода, но принимают совместное решение постараться сохранить семью ради двоих детей-подростков, ведут себя вполне мирно дома, избегают

прямых противостояний и выяснений отношений, даже вместе ходят к семейному психологу в надежде разрешить свои накопившиеся внутренние проблемы, избавиться от претензий друг к другу. И спустя некоторое время женщина замечает резко возросшее количество заболеваний у обоих детей. В подобных случаях важно понимать, что микроклимат даже в полной семье, но где родители несчастны, каждый сам по себе, на самом деле может негативно повлиять на здоровье детей, вызвав у них развитие психосоматических заболеваний. Иногда лучше не сохранить семью, но стать внутренне спокойным, удовлетворенным жизнью взрослым/родителем, чем психологически мучить себя и партнера ради мнимого блага детей. Но я призываю к сохранению семьи в тех случаях, когда это возможно без энергетических потерь и внутренних страданий обеих сторон, путем естественного развития людей, достижения компромисса мирным способом.

Как пишут в книгах по психологии и жизненным ценностям: на первое место в списке приоритетов нужно ставить себя, потом свою пару (я+партнер) и только потом идут дети. Если в вашей голове будет ясность и порядок, то, скорее всего, и пару вы создадите гармоничную, и как следствие, дети будут считывать правильную модель поведения, и бонусом ко всему не узнают про психосоматические заболевания.

В заключение

Я очень надеюсь, что после прочтения этой статьи вы сделаете для себя вывод, насколько важно внутреннее состояние родителей в целом и мамы в частности для сохранения психологического и физического здоровья детей. То, что вы вкладываете в детей, учите их и показываете им – это один фактор, а то, что скрываете от них и переживаете внутри себя – это другой, немаловажный фактор, но который воздействует на них энергетически и психологически даже сильнее и глубже первого.

Я очень хочу донести до всех женщин, до всех матерей, будущих и состоявшихся, ту мысль, что нужно экологично проживать свои эмоции, нужно решать свои внутренние проблемы, не закрываться от них, уходя в быт или развлечения, об этом подробно мы говорим на моем . И это нужно не только для их стабильного психологического состояния, но и для ментального и физического здоровья их детей.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы