Презентация на тему "речевой этикет". Презентация на тему речевой этикет Презентация по теме речевое поведение

Главная / Дом и ребенок

Презентация по слайдам


Текст слайда:


Текст слайда: Толковый словарь русского речевого этикета Речевой этикет - это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации.


Текст слайда: Толковый словарь русского речевого этикета Речевой этикет - условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)


Текст слайда: Русский язык. Энциклопедия Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.


Текст слайда: Формула речевой этикета


Текст слайда: Как было: из истории речевого этикета Русская пословица гласит: «Безобычному человеку с людьми не жить»


Текст слайда: Завет Владимира Мономаха Оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им: «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». ... При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться... ... не свирепствовать словом, не хулить в беседе... ...не много смеяться, стыдиться старших... ...не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...


Текст слайда: «Домострой» «...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».

Слайд №10


Текст слайда:

Слайд №11


Текст слайда: Задание Вспомните и напишите пословицы и поговорки, так или иначе связанные с темой речевого этикета (слово, язык, речь)

Слайд №12


Текст слайда: Современное состояние речевого этикета Национальная специфика и уровень культуры Феня и ненормативная лексика

Слайд №13


Текст слайда: Национальная специфика

Слайд №14


Текст слайда: Уровень культуры человека

Слайд №15


Текст слайда: Современное состояние речевого этикета Сленг (от англ. slang) - набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных групп).

Слайд №16


Текст слайда: Современное состояние речевого этикета Феня - язык, сформировавшийся на Руси в эпоху Средневековья и первоначально использовавшийся бродячими торговцами офенями. Офени создали новый язык, придумав новые корни и оставив традиционную русскую морфологию и использовали язык для общения «не для чужих ушей». Впоследствии язык был перенят уголовной средой, и в настоящее время феней называется воровской жаргон (разговаривать на таком языке - ботать по фене).

Слайд №17


Текст слайда: Современное состояние речевого этикета Отрывок №1 «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет - так гикнется, что копыта отбросит» Отрывок №2 «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

Слайд №18


Текст слайда: Качества речевого этикета Тактичность Предупредительность Терпимость Доброжелательность Выдержанность Использование обращений

Слайд №19


Текст слайда: Задание Каждая группа получает по 2 карточки, на которых написаны качества. В течение 5 минут подготовить объяснение каждого качества.

Слайд №20


Текст слайда: Тактичность Предупредительность это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него. заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам. Качества речевого этикета

Слайд №21


Текст слайда: Терпимость Выдержанность состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника. Качества речевого этикета

Слайд №22


Текст слайда: Доброжелательность Использование обращений необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов. самый массовый и самый яркий этикетный признак. Качества речевого этикета

Слайд №23


Текст слайда: ТЫ или ВЫ?

Слайд №24


Текст слайда: Задание Составьте правила речевого этикета в форме таблицы, используя раздаточный материал.

Слайд №25


Текст слайда: Позвони мне, позвони…

Слайд №26


Текст слайда: Задание Диалог «Почему обиделась мама?» Маша: Алло, Катя, это ты? Мама: Нет, это не Катя. А кто её спрашивает? Маша: Да так, знакомая. А где Катя? Мама: Её нет дома. Что ей передать? Маша: Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла. Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.

Слайд №27


Текст слайда: Работа над ошибками Мама: Алло. Слушаю вас. Маша: Здравствуйте, вас беспокоит Катина одноклассница, Маша. Мама: Здравствуйте, я вас слушаю. Маша: Можно пригласить вашу дочь к телефону? Мама: К сожалению, её сейчас нет дома. Что ей передать? Маша: Не беспокойтесь, срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Скажите, в какое время мне удобнее позвонить, чтобы застать её дома? Мама: Позвоните часа через два. Я передам ей, что вы звонили. Маша: Спасибо. Я обязательно перезвоню.

Слайд №28


Текст слайда: Правила разговора по телефону Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой. Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать). Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить. Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу. На работе говорите по телефону коротко. Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут. Окончить разговор должен тот человек, который позвонил. Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика. По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.

Текст слайда: Слово - не что иное, как отдаленное и ослабленное эхо мысли. Гюстав Флобер Речевой этикет

Слайд 2

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) "

Слайд 3

Этика речевого общения

Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях.

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.

Слайд 4

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют

  • тактичность
  • предупредительность
  • терпимость
  • доброжелательность
  • выдержанность

Слово - стрела, выпустишь - не вернешь

Слайд 5

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него

Слайд 6

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания

собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Слайд 7

Терпимость состоит в том,чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях,

избегать резкой критики взглядов собеседника.

Слайд 8

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Слайд 9

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.

Слайд 10

Составляющие акта общения

  • начальные формулы общения
  • основная часть
  • формулы, используемые в конце общения
  • Формулы представления,
  • официального и неофициального приветствия
  • Формулы прощания
  • Формулы пожелания,
  • приглашения,
  • поздравления,
  • просьбы,
  • совета,
  • рекомендации,
  • отказа
  • Слайд 11

    Формулы представления

    Разрешите с вами познакомиться.

    Давайте познакомимся.

    Будем знакомы.

    Я хотел бы с вами познакомиться.

    Слайд 12

    При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:

    Моя фамилия Сергеев.

    Позвольте (разрешите) представиться.

    Меня зовут Валерий Павлович.

    Слайд 13

    Представление

    Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа.- По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям.- Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину.- Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать.- Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).

    Слайд 14

    формулы приветствия

    Здравствуйте!

    Добрый день!

    Здравствуй!

    Слайд 15

    Здороваемся

    В помещении здоровается первым тот, кто входит.

    Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет.- Если увидели в окне или на балконе знакомого надо поздороваться легким поклоном, а не кричать на всю улицу.

    Слайд 16

    Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться.- Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине.- Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.

    Слайд 17

    Приглашение

    Позвольте (разрешите) пригласить вас…

    Приходите на праздник (юбилей, встречу).

    Будем рады видеть вас.

    Поздравление:

    Разрешите поздравить вас с…

    Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…

    Горячо поздравляю…

    Слайд 18

    Сделайте одолжение…

    Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…

    Будьте любезны…

    Не могу ли попросить вас…

    Очень вас прошу…

    Советы и предложения

    Позвольте обратить ваше внимание на…

    Я бы предложил вам…

    Слайд 19

    Формулировка отказа

    - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).

    В настоящее время это (сделать) невозможно.

    Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.

    Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.

    Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

    Слайд 20

    Формулы прощания

    До завтра.

    До вечера.

    До свидания.

    Слайд 21

    Поэтическая игра

    *Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо*Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день*Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо*Когда нас бранят за шалости говорим мы прости пожалуйста *И во Франции и в Дании на прощанье говорят до свидания *Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь здравствуйте

    Слайд 22

    Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина.

    В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке.

    Формулы обращения

    Слайд 23

    Уважительное отношение к участникам разговора

    В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации « Я – Ты (Вы) – Здесь – Сейчас».

    Слайд 24

    Перебивание. Встречные реплики

    Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца.

    Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок «по ходу» речи партнёра – рядовое явление диалогов и полилогов праздноречевых жанров, рассказов и историй – воспоминаний.

    По наблюдения исследователей, перебивы характерны для мужчин.

    Кроме того, перебивание встречаются при потере коммуникативной заинтересованности.

    Слайд 25

    “Ты” и “Вы”

    Пустое "Вы"сердечным "Ты"она,обмолвясь, заменила.

    А.С.Пушкин.

    Слайд 26

    ВЫ – общение

    В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин.

    Слайд 27

    Ты - общение

    Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.

    При установившихся отношениях Вы – общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания Ты – общения. Это является деструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт.

    Слайд 28

    Обращение на “Вы" свидетельствует о большей вежливости:

    • К незнакомому, малознакомому адресату
    • В официальной обстановке общения
    • При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату
    • К равному и старшему (по возрасту, положению) адресату

    Обращение на “Ты" свидетельствует о меньшей вежливости:

    • К хорошо знакомому адресату
    • В неофициальной обстановке общения
    • При дружеском, фамильярном,интимном отношении к адресату
    • К равному и младшему (по возрасту, положению) адресату
  • Слайд 29

    Паритетные отношения как главная составляющая общения не отменяют возможности выбора Вы – общения и Ты – общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций.

    Один и те же участники общения в разных ситуациях могут употреблять местоимение «вы» и «ты» в неофициальной обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввести в речевую ситуацию элементы ритуального обращения.

    Слайд 30

    Таким образом, речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определённой тональности, в различной обстановке общения, отражать разный характер взаимоотношений общающихся и т. п.

    Посмотреть все слайды


    Оглавление 1.1 История возникновения речевого этикета; 1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование; 2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие; 2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания; Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты; Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении по средством телефона, интернета; 2.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах; Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры страны; Список литературы.


    1.1 История возникновения речевого этикета. Англию и Францию называют обыкновенно: " классическими странами этикета ". Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т. п. в XV столетии господствуют в обоих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.


    « Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Как видим само слово " этикет " пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика Х IV. А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить


    1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование. В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации.


    Л. А. Введенская в своей книге " Русский язык и культура речи " даёт такое определение речевому этикету: " Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения ". Н. И. Формановская дает такое определение: Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека.


    Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть.


    2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие Приветствие: Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Разрешите с Вами познакомиться. Я хотел бы с Вами познакомиться Давайте познакомимся


    Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие - здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает " быть здравым ", т. е. здоровым. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро, Добрый день, добрый вечер. Помимо общеупотребимых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: Очень рад Вас видеть!; Добро пожаловать!; Моё почтение!


    Обращение: Обращение – один из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета.


    Монархический строй в России ХХ века сохранял разделение на людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение господин, госпожа по отношению к людям привилегированных сословий; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. В других же цивилизованных странах обращения были едины для всех слоёв и сословий (мистер, миссис, мисс – Англия, США; синьор, синьорина, синьора – Италия; пан, пани – Польша, Чехия и Словакия) Монархический строй в России ХХ века сохранял разделение на людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение господин, госпожа по отношению к людям привилегированных сословий; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. В других же цивилизованных странах обращения были едины для всех слоёв и сословий (мистер, миссис, мисс – Англия, США; синьор, синьорина, синьора – Италия; пан, пани – Польша, Чехия и Словакия)


    2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны 3 ситуации: торжественная, рабочая, скорбная.


    « Словарю по этике », который определяет вежливость так: «... моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими ». Значит, вежливость - это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости.


    Галантный - это изысканно-вежливый и любезный по. отношению к женщине; корректный ведет себя сдержанно в полном соответствии с правилами, ни на шаг от них не отступая; учтивый всегда почтительно вежлив... Ну, а о проявлениях невежливости упомянем ниже. Здесь же сделаем вывод, который нам потребуется в дальнейших рассуждениях: невежливость - это отведение адресату роли ниже той, на которую он может рассчитывать, неуважительность к нему; вежливость - это уважительность к адресату, отведение ему той роли, которая соответствует его признакам, а может быть, и несколько выше, когда с ним учтивы или галантны.


    2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты Конец общения: Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения. Они выражают пожелание (Всего Вам доброго (хорошего)! До свидания!); надежду на новую встречу (До вечера (завтра, субботы); Надеюсь, мы расстаёмся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу); сомнение в возможности ещё раз встретиться (Прощайте! Вряд ли ещё увидимся. Не поминайте лихом!)


    Кроме обыкновенных форм прощаний существует давно устоявшийся ритуал комплимента. Тактично и вовремя сказанный комплимент, он поднимает настроение у адресата, настраивает на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.


    Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, даёт общую положительную оценку - Вы хорошо (отлично, прекрасно) выглядите. - Вы (так, очень) обаятельны (умны, находчивы, практичны). - Вы хороший (отличный, прекрасный) специалист. - С Вами приятно (отлично, хорошо) иметь дело (работать, сотрудничать). - Приятно было познакомится! - Вы очень милый (интересный) человек (собеседник Отсутствие прощального ритуала или его невнятность или скомканность никак не говорят о том, что человек ушёл « по - английски », это говорит или о негативном, враждебном или неприязненном отношении человека либо о его банальной невоспитанности.


    2.4 Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении по средством телефона, интернета Научно - технический прогресс ввёл в этикет новую культуру общения – общение по средствам телефона. В чём специфика телефонного разговора как одного из видов речевой деятельности? Н. А. Акишина в своей книге « Речевой этикет русского телефонного разговора » телефонного разговора в этой системе состоит в следующем: так раскрывает эту проблему: « Телефонный разговор включается в число видов речевого общения, осуществляемых при помощи технических средств.




    В зависимости от отношений абонентов и ситуации различаются телефонные разговоры: 1.) Официальные (деловые) – между незнакомыми или малознакомыми людьми. 2.) Неофициальные (частые) 3.) Нейтральные – между знакомыми, но равными по положению и возрасту 4.) Дружеские – между близкими людьми


    Правила разговора по телефону: 1.) Следует разграничивать официальные и неофициальные разговоры. Деловые звонки ведутся на рабочих аппаратах, неофициальные – на домашних 2.) Неприлично звонить до 9 утра и после 22:00. 3.) Нельзя звонить незнакомым людям, если приходится это делать, нужно обязательно пояснить, кто дал телефон. 4.) Разговор не должен быть долгим – 3-5 минут 5.) Абонент, которому звонят, не обязан себя называть, даже если это служебный телефон. 6.) Непозволительно звонящему начинать разговор с вопросов: «Кто говорит?», «Кто у телефона?»


    Смысловые части телефонного разговора 1.) Установление контакта (установление личности, проверка слышимости) 2.) Начало разговора (приветствие, вопрос о возможности говорить, вопросы о жизни, делах, здоровье, сообщение о цели звонка) 3.) Развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений) 4.) Конец разговора (заключительные фразы, обобщающие тему разговора, этикетные фразы, прощание) Смысловые части телефонного разговора 1.) Установление контакта (установление личности, проверка слышимости) 2.) Начало разговора (приветствие, вопрос о возможности говорить, вопросы о жизни, делах, здоровье, сообщение о цели звонка) 3.) Развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений) 4.) Конец разговора (заключительные фразы, обобщающие тему разговора, этикетные фразы, прощание)


    2.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах Речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах (стереотипах) общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. А это бесконечно ценно.


    Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры страны Русский речевой этикет является одной из составляющих национальной культуры, которая берёт на себя основную тяжесть сохранения русского этноса и государственности. И возрождение, и законодательное закрепление норм правил русского этикета и речевого этикета, в том числе должно стать приоритетной задачей государства и общества в ближайшее время. Ведь это будет огромным и основательным шагом в возрождении России как одного из столпов мировой культуры и цивилизации, с другой – это будет великим вкладом в дело сохранения и развития русского этноса и государства.


    Список литературы 1. Акишина А. А., Формановская Н. И. «Русский речевой этикет» М., Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М.: Просвещение, Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи»., М А.А. Акишина, «Речевой этикет русского телефонного разговора», М Э.В. Арова «Будьте добры»., М М.Д. Архангельская «Бизнес-этикет или игра по правилам», М Янышев В. Е. Речь и этикет. М., Ф. Фолсом «Книга о языке», М Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта Список литературы 1. Акишина А. А., Формановская Н. И. «Русский речевой этикет» М., Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М.: Просвещение, Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи»., М А.А. Акишина, «Речевой этикет русского телефонного разговора», М Э.В. Арова «Будьте добры»., М М.Д. Архангельская «Бизнес-этикет или игра по правилам», М Янышев В. Е. Речь и этикет. М., Ф. Фолсом «Книга о языке», М Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта


    « Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит».

    Дми́трий Серге́евич Лихачёв - выдающийся советский и российский филолог.


    Что такое этикет

    Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ Этот самый этикет.

    (А. Усачёв)


    Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

    В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:

    начало разговора основная часть, заключительная

    (приветствие беседа; часть разговора.

    / знакомство);


    Начало разговора и его завершение

    Любой разговор, как правило, начинается с приветствия. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего.


    Основная часть разговора

    Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения : торжественная, скорбная и рабочая ситуации . Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.


    Каждый этап общения сопровождается

    определёнными штампами,

    традиционными словами и

    устойчивыми выражениями

    формулами речевого этикета .

    Данный формулы существуют

    в языке в готовом виде и

    предусмотрены

    на все случаи жизни.

    К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста) , приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания) , обращения (ты, вы, дамы и господа) . С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро , а из европейских языков - прощания: всего хорошего, всего доброго.


    Учимся красиво говорить

    Просьба

    Совет

    Сделайте одолжение, выполните...

    Позвольте вам дать совет…

    Не сочтите за труд, пожалуйста, …

    Разрешите предложить вам…

    Если вас не затруднит, ...

    Вам лучше поступить таким образом…

    Могу ли я попросить вас…

    Я бы хотел предложить вам…

    Убедительно прошу вас

    Я посоветовал бы вам…


    За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент . Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе.


    В общении всегда необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.

    Надо уважительно и доброжелательн о относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение.

    Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учёт возраста, пола, служебного и общественного положения партнёра по общению.

    Лафа, катать вату – бездельничать.

    Зачётка - зачётная книжка или зачётная неделя. Обща́га - студенческое общежитие. Слива́ть - пропускать занятия. Хвост - академическая задолженность. Шпора - шпаргалка.

    Стыбрил, спер – украл, списал.

    Шпора – шпаргалка.

    Тема – отлично, мне нравится.

    Зырить – смотреть.

    Стучать – ябедничать.


    Давайте стараться красиво общаться!

    Ведь «именно бережное отношение к языку– показатель высокой речевой культуры как отдельных носителей языка, так и всего общества в целом. Человек, сколько себя помнит, всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком…», - так говорил В. Колесов, русский филолог


    Спасибо за внимание! не забывайте соблюдать золотое правило

    Вера Мишунина
    Презентация «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста»

    Слова умеют плакать и смеяться,

    Приказывать, молить и заклинать,

    И, словно сердце, кровью обливаться,

    И равнодушным холодом дышать,

    Призывом стать, и отзывом, и зовом

    Способно слово, изменяя лад.

    И проклинают, и клянутся словом,

    Напутствуют, и славят, и чернят.

    Я. Козловский.

    «Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения . К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам».

    Научить ребенка :

    Правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли.

    Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой.

    Слушать и слышать других.

    Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.

    Этикет - (в переводе с фр. - ярлык, этикетка ) . Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе .

    Для чего нужен речевой этикет ?

    Является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.

    Помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.

    Формула речевого этикета :

    Думай :

    Кому говоришь,

    Что говоришь,

    Где говоришь,

    Зачем говоришь,

    Какие из этого будут последствия

    Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом» , подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Как говорил Макаренко : «Ваше собственное поведение решающая вещь» .

    Публикации по теме:

    Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста 2. Вашему вниманию я хочу представить проект, который называется «Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого.

    «Круг общения» на тему «Этикет» для детей старшего дошкольного возраста. I. Речевая игра «Вежливый котик»Цель: Дети проговаривают различные.

    Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект Актуальность: ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

    Презентация «Интегрированный подход к организации и содержанию речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

    Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Игра-это право ребенка, спутница детства. Игра-это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Она важна для своевременного и полноценного.

    Презентация «Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда.

    В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.



  • © 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы