Электронное портфолио учителя. Как создать электронное портфолио учителя

Главная / Новорожденный

Портфолио учителя.

Ярушина В.А.,

Учитель начальных классов

МАОУ «Карачинская СОШ»

Существует много подходов к формированию навыков рефлексии у педагога. Одним из них является портфолио. Общепринято портфо́лио определяется как собрание образцов работ, дающих представление о предлагаемых услугах специалиста. В педагогической практике принято так называть методическую папку, в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях. Портфолио может создаваться как в печатной, так и электронной форме. Портфолио позволяет учитывать результаты, дос­тигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследова­тельской. Основная цель портфолио - оценивание работы учителя, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя.

Для того, чтобы создать полноценное портфолио, необходимо придерживаться ряда требований:

Материалы собираются в системе и регулярно;

Собираемые данные должны быть достоверными и объективными;

Материалы собираются в определенные разделы;

Все письменные пояснения должны быть лаконичны;

Приветствуется аккуратность и эстетичность оформ­ления.

Структу­ра портфолио может быть разнообразной. Моё портфолио имеет следующую структуру:

Раздел 1. Общие сведения об учителе

Фамилия, имя, отчество;
- год рожде­ния;
- образование (что и когда окончил, по­лученная специальность и квалификация по диплому)
- трудовой и педагогический стаж рабо­ты, в том числе в данном образовательном учреждении;
- повышение квалификации (название учреждения, год, месяц, проблематика курсов);
- наиболее значимые награды, грамоты, дипломы конкурсов;
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.
Данный раздел включает материалы, от­ражающие достижения учителя в различ­ных областях:

Материалы о результатах освоения обу­чающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
- сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на ос­новании контрольных срезов, участия вос­питанников в школьных и других олимпи­адах, конкурсах;
- результаты промежуточной и итого­вой аттестации учащихся;
Раздел 3. Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профес­сионализме педагога:
- обоснование выбора комплекта учебно-методической литературы;
- обоснование выбора ис­пользуемых образовательных технологий;
- использование информационно-ком­муникативных технологий в образователь­ном процессе;
- использование технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
- участие в профессиональных и твор­ческих педагогических конкурсах.

Активное распространение опыта своей работы в области повышения качества образования и воспитания.

Раздел 4.Внеурочная деятельность по предмету.

Раздел содержит документы:

Организация внеурочной деятельности;

Участие в творческих конкурсах на муниципальном и областном уровне;

Результаты внеурочной деятельности учащихся (творческие работы, участие в конкурсах, конференциях, концертах, спортивных соревнованиях на уровне учреждения;

- участие в социально значимой деятельности (помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и т.п.);

Проекты, выполненные на занятиях внеурочной деятельностью;

Можно включить в этот раздел программы работы кружков.

Раздел 5. Учебно-материальная база

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его нали­чии):
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
наличие технических средств обуче­ния (телевизор, видеомагнитофон, музы­кальный центр, медиапроектор и др.);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения;
аудио- и видеопособия;
наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
измерители качества обученности уча­щихся;
другие документы по желанию учителя.

Портфолио учителя


Что это такое?
Для начала разберемся, что такое портфолио. В переводе с английского оно означает «папка, дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста». Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Иными словами, профессиональное портфолио учителя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Для чего это нужно?
В современных условиях у учителя должно быть некое «досье успехов», где отражается все интересное и достойное, что происходит в его жизни. Главное его назначение – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции: реализованные проекты, участие в олимпиадах и конкурсах, результаты проведенных исследований. Портфолио помогает проанализировать, систематизировать и обобщить результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Раздел 1 . Общие сведения об учителе. - фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография. Несколько советов: имя, отчество и фамилия должны быть обозначены ярко и четко, чтобы они хорошо запомнились с первых секунд просмотра. Шрифт должен быть достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым. Не увлекайтесь изощренными шрифтами с завитушками, с игрой цвета и лишними анимационными эффектами: такие надписи нечитабельны и безвкусны. Поступите по-другому – постарайтесь создать четкую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о вас. - образование. Укажите основную специальность и квалификацию по диплому. Если у вас несколько дипломов, перечислите все. - трудовой и педагогический стаж. Эта часть отражает ваше положение на карьерной лестнице. Перечислите все учебные заведения, где вам удалось поработать - вы продемонстрируете ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один из ключевых параметров оценки учителя. - повышение квалификации. Укажите пройденные курсы, семинары, в которых вы участвовали или были их организатором. Самые значимые курсы опишите более подробно (где, когда прослушаны, проблематика). - награды, грамоты, благодарственные письма. Эта часть дает представление о процессе индивидуального развития педагога. Лучше всего размещать документы в порядке значимости. - копии документов. Это важно для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов, подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя. - материалы, показывающие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету (диагностические таблицы, графики, схемы и т.д.); - сравнительный анализ деятельности учителя за последние годы (обычно за три – пять лет) на основе контрольных срезов, участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах, конференциях; - результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; - сведения о наличии медалистов; - сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Раздел 3. Научно-методическая деятельность. - обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно-методической литературы, используемых образовательных технологий и средств диагностики; - использование ИКТ и технологий обучения детей с проблемами развития; - работа в методическом объединении, сотрудничество с методическим центром, вузами и другими учреждениями; - участие в творческих и профессиональных конкурсах; - организация и проведение семинаров, мастер-классов и т.п.; - проведение научных исследований; - разработка авторских программ; - написание кандидатской или докторской диссертации; - подготовка и публикация статьи, доклада, реферата, творческого отчета.

Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету. - творческие и исследовательские работы, выполненные учащимися (достаточно списка этих работ); - список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.; - сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий; - программы работы кружков и факультативов.

Раздел 5
. Учебно-материальная база. Здесь можно поместить выписку из паспорта учебного кабинета: - список справочной литературы по предмету; - список наглядных пособий; - наличие технических средств обучения; - наличие компьютера и компьютерных средств обучения; - аудио- и видеопособия; - наличие дидактического материала; - измерители качества обученности учащихся.

Особый вид портфолио
учителя – папка документов, подготовленных для прохождения аттестации.
Как правило, она представляет собой бумажный вариант портфолио и содержит те же основные разделы. Однако перечень документов в ней строго регламентирован органами образования региона или города; как правило, «лишние» документы на заседании экспертной комиссии не рассматриваются. Большинство документов заверяет администрация школы, многие справки и диагностические таблицы также составляет и подписывает завуч по учебной работе или директор

Габбасова Наталья Геннадьевна
МОУ СОШ № 15 Советского района г. Уфы
Республики Башкортостан
учитель русского языка и литературы

. Образцы портфолио учителя

В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами". Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, предлагаю вам своё...

Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Цель создания портфолио учителя

У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Виды портфолио учителя

Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима!

Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.

Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько видов портфолио: Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.

Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.

  • Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.
  • Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.

Структура портфолио учителя.

  1. Общие сведения об учителе

ФИО. Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным.

Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!


Год рождения.

Нужно его указывать или нет - вопрос спорный. Если Ваше портфолио являет миру скупую выжимку фактов и сухое табличное описание Вашей деятельности, подобное справке горисполкома социалистических времён, то пожалуйста - указывайте год рождения. Это будет хорошим дополнением плохого портфолио.

Я предлагаю другой вариант - разместить рядом с ФИО вашу фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно!

Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой, тем боле если, к примеру, директор или завуч школы - мужчина

Образование.

В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.

Трудовой и педагогический стаж работы.

Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя.

Повышение квалификации.

В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).

Награды, грамоты, благодарственные письма.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.

Копии документов.

Данный раздел наиболее важен для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Для электронного портфолио всё проще. Разметите скан-копии документов в отдельной папке на Вашем сайте учителя, а в разделах "Образование" и "Повышение квалификации" превратите строки с описанием дипломов в гиперссылки так, что бы при нажатии на них, открывались сохраненные изображения ваших аттестатов и прочих документов. Например, вот так можно оформить этот раздел в электронном портфолио.

  1. Результаты педагогической деятельности

В этом разделе должны быть собраны:

  • материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
  • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • сведения о наличии медалистов;
  • сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.

  1. Научно-методическая деятельность. В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
  • обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
  • обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
  • обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
  • работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями;
  • Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
  • участие в методических и предметных неделях;
  • организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
  • проведение научных исследований;
  • разработка авторских программ;
  • написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
  • подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
  1. Внеурочная деятельность по предмету. Раздел должен содержать документы:
  • список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  • список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
  • сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
  • программы работы кружков и факультативов
  • другие документы.
  1. Учебно-материальная база. В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
  • список словарей и другой справочной литературы по предмету;
  • список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  • наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
  • наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
  • аудио- и видеопособия;
  • наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
  • измерители качества обученности учащихся;
  • другие документы по желанию учителя.

Чтобы знать, как правильно составить портфолио учителя школы нужно прислушаться к советам и рекомендациям, которые даются для того, чтобы каждый преподаватель мог правильно составить этот важный документ личных достижений.

С английского языка слово «портфолио» переводится, как папка или документ. Что же касается современного значения этого слова, то так называют все те достижения и успехи специалиста в определенной области, которые систематизированы в одном документе.

Как правило, портфолио систематизирует только успехи и положительные моменты в работе, а что касается отрицательных моментов, то они не указываются. Стоит также отметить, что портфолио создается с целью того, чтобы убедить потенциального клиента, которому нужны услуги такого специалиста, в том, что он имеет определенное преимущество перед другими такими же специалистами, а потому выбор должен пасть именно на обладателя портфолио.

Портфолио составляется обычно теми людьми, чья профессия связана с творческой деятельностью. В большей степени такой документ необходим преподавателям, ведь их работа напрямую связана с творческим процессом, да к тому же эта профессия очень востребована. Необходимость иметь портфолио учителю объясняется еще и тем, что как можно больше учеников и их родителей могли узнать о заслугах и успехах конкретного преподавателя.

Портфолио преподавателя школы искусств, учителя средней школы и т. д. будет отличаться. Собственно говоря, у каждого педагога портфолио должно быть индивидуальным, ровно как и он сам. Не бывает двух одинаковых учителей, ведь каждый из них имеет собственные успехи, победы, профессиональные навыки, а также прочие индивидуальные особенности.

Стоит отметить, что сегодня далеко не каждый учитель заводит свое собственное портфолио, поскольку не считает это нужным, а может быть и просто не задумывается о его необходимости. Это неправильно, ведь такой документ является некой копилкой, куда преподаватель складывает все свои труды, достижения, успехи и прочие положительные моменты в профессиональной деятельности.

Составление портфолио — это творческая работа, которая требует индивидуального подхода, а также умения грамотно систематизировать все составляющие документа. В большинстве случаях такой документ сопровождается резюме, в котором отображается общая информация о навыках работы учителя, а также о его образовании. Кроме того, в резюме представлены отзывы от работодателей с предыдущих мест работы, награды и прочие победы и достижения.

Чтобы грамотно составить портфолио учителя начальных классов или иного преподавателя, стоит соблюдать следующую структуру документа, или по крайне мере стремиться к этому.

Первый раздел такого документа должен содержать общие сведения о преподавателе. Поэтому, первым делом необходимо указать фамилию, имя, а также отчество составителя портфолио. Далее следует представить сведения об образовании. Указывается полное название учебного заведения, а также год его окончания. Если учитель окончил несколько учебных заведений, то их нужно перечислить все по порядку. Также обязательно после того, как будет указано оконченное учебное заведение, нужно указать квалификацию и специальность. Такие данные берутся из диплома. Ничего придумывать и дописывать в этом случае не стоит, ведь такую информацию очень легко проверить.

После того, как будут указаны сведения относительно полученного образования, необходимо указать общий стаж работы, а также педагогический стаж. Очень часто эти два показателя совпадают, конечно, если преподаватель больше нигде, кроме учебных заведений, не работал.

В том случае, если учитель повышал свою квалификацию на учебных курсах, то необходимо указать и их. Также указывается и год окончания. К первому разделу необходимо также приложить копии документов, которые подтверждают почетные звания, степени, а также награды педагога, если таковые имеются. Чем их будет больше, тем лучше, поэтому не стоит забывать или упускать ни одну из них. То же самое касается благодарственных писем, правительственных наград и грамот.

В том случае, если педагог принимал участие в конкурсах, а тем более, если им были заняты призовые места, нужно уделить внимание и этому моменту. Также к портфолио прикладываются и прочие документы, которые характеризуют его владельца с положительной стороны.

Целью первого раздела является представления общей информации о педагоге, которая характеризует его с профессиональной точки зрения.

Чтобы познакомиться с достижениями, а также узнать о профессиональных особенностях педагога, нужно уделить особое внимание второму разделу портфолио, который можно назвать «Результаты педагогической деятельности». В данном случае можно представить информацию относительно достижений не только самого преподавателя, но и его учеников. Необходимо показать, какие достижения были сделаны учениками, которые учились по той методике, которую предлагает данный учитель. Можно даже приложить некий самоанализ, который показывает и подтверждает участие учеников в олимпиадах разного уровня. Чем выше достижения учеников, тем больше доверия к учителю. Если же ученики во время участия в олимпиаде заняли призовые места, то учитель при составлении своего портфолио должен приложить документальное подтверждение.

Третий раздел портфолио может быть посвящен научно методической деятельности. Именно здесь преподаватель указывает каким образом и по какой программе он проводит занятия со своими учениками. Очень важно в данном случае грамотно и четко сделать формулировку этого пункта. Он должен быть понятен не только профессионалам в этой области, но и простому гражданину, который далек от особенностей учебного процесса.

Если преподаватель занимается внеурочной деятельностью, то это нужно в обязательном порядке изложить в портфолио. В данном случае речь идет о занятиях с учениками, но которые не связаны с основным учебным процессом. Это проводимые занятия в кружках, подготовка учеников к олимпиадам, а также прочим конкурсам, проведение интеллектуальных марафонов, а также другие внеклассные мероприятия.

Очень часто учитель вместе с учениками принимает участие в экскурсионных походах, или же проводит праздничные вечера. Можно об этом написать в третьем разделе своего портфолио. Чем больше преподаватель покажет себя с различных сторон творческой деятельности, тем для него будет лучше. Такое обстоятельство будет являться верным доказательством того, что учитель не просто занимается своей работой и обучает учеников предмету, но и развивает их в других сферах.

В завершении ко всему преподаватель обязательно должен указать какие цели он преследует в учебном процессе, как он планирует дальше развивать свои знания, умения и навыки. Стоит отразить все ли ему удается сделать в учебном процессе, о чем он думает или хотел бы осуществить. Также можно представить прочую информацию, которая будет характеризовать педагога исключительно с положительной стороны.

В том случае, если преподаватель принимает участие в каких-то научных разработках, публикует определенные статьи, то можно указать и об этом. Это будет хорошим и ярким заключением портфолио.

Составляя портфолио, важно знать и делать все для того, чтобы информация о составителе данного документа была наиболее полной, структурированной и понятной. Поэтому, если преподаватель пишет о какой-то сфере своей деятельности или успехах, то не нужно указывать немного информации об этом в начале документа, а остальную часть в конце. Это неправильно. Обо всем нужно писать четко и понятно.

Если преподаватель понятия не имеет о том, как нужно составлять этот документ, либо даже в глаза его никогда не видел, то прежде чем приступить к заполнению портфолио, стоит познакомиться с примерами работ. В интернете представлено немало образцов, поэтому найти их будет не проблема. Также можно попросить посмотреть подобные работы и у своих коллег. Вот только стоит помнить о том, что копировать или делать максимально похожим свое портфолио к их, не нужно. У каждого профессионала свое портфолио должно быть индивидуальным, поэтому копировать чужую работу — это плохо.

Очень важно уделить внимание и такому моменту, как оформление портфолио. Все материалы можно напечатать на компьютере, а после того, как они будут распечатаны, поместить их в папку — накопитель. Обязательно оформляется титульный лист, а после него можно сделать содержание, чтобы было проще найти тот или иной раздел или его пункт.

Будет вовсе неплохо, если при составлении портфолио в распечатанном виде будет прилагаться и его электронная версия. Это может быть некая презентация, которая легко выполняется с помощью специальных компьютерных программ, которые сейчас доступны каждому.

Иметь электронную презентацию сейчас очень удобно, ведь не всегда имеется возможность встретиться с работодателем лично. Имея такую версию портфолио, можно легко отправлять его нужному человеку по электронной почте. Это удобно и для самого преподавателя в определенный момент, и для работодателя.

По своему желанию и усмотрению составитель портфолио может добавить к нему и новые пункты, если посчитает, что они необходимы.

Таким образом, прислушавшись к приведенным советам и рекомендациям относительно правильного составления портфолио, любой учитель может составить его грамотно и на высоком уровне.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Определение и основное назначение портфолио

Портфолио – это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Представленные в портфолио материалы, рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы педагога, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Структура и содержательное наполнение портфолио

Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

Основными разделами портфолио, которые в первую очередь оцениваются экспертами, являются:

  1. Результативность педагогической деятельности, где рассматриваются характеристики качества образования, предоставляемого конкретным педагогом;
  2. Характеристики профессиональной (научно-методической) деятельности как условия обеспечения качества образования, где рассматриваются показатели владения учителем современными технологиями, показатели включенности в методическую работу, показатели инновационной (проектной) научной и исследовательской деятельности.

Дополнительно к основным разделам, в портфолио должны быть включены такие разделы как: общие сведения о педагогическом работнике, копии документов и оглавление. Эти разделы позволяют структурировать материалы портфолио таким образом, чтобы эксперты могли быстро ориентироваться в представленных материалах.

Структура и содержание портфолио аттестуемого

Включает в себя следующие обязательные разделы:

1 раздел

(ориентиры и основания)

  1. Оглавление
  2. Общие сведения о педагогическом работнике
  3. Копии документов

2 раздел

(Результативность и качество – динамика учащихся)

  1. Результативность педагогической деятельности

3 раздел

(средства и методы достижения качества и результатов)

  1. Научно-методическая деятельность
  2. Учебно-материальная и техническая база

Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности педагогического работника и наполняется материалами по его усмотрению. Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми. В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.

Названия разделов Требования к содержанию и рекомендации наполнения основных разделов портфолио
1. Оглавление · Оглавление должно содержать перечисление всех представленных в портфолио материалов;
2. Общие сведения о педагогическом работнике · ФИО. Дата рождения.

· Сведения об образовании.

· Стаж работы: общий трудовой, педагогический, (психологический), в указанном ОУ.

· Занимаемая должность (указать с какого времени).

· Полное название образовательного учреждения, в котором работает в данный момент времени (указать почтовый и электронный адрес; телефоны).

· Награды, грамоты, благодарственные письма. подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

· Членство в комиссиях и экспертных группах (аттестационной, ЕГЭ, ГИА, конфликтной, ПМПК и др.)

· Повышение квалификации (за последние 5 лет)

· Контактный телефон и электронный адрес.

Составляется на отдельном листе (в электронном виде), все сведения (кроме контактного телефона и электронного адреса) должны подтверждаться электронными копиями документов, представленных в разделе портфолио «Копии документов».

3. Копии документов Этот раздел должен содержать копии следующих документов:

· диплом(ы) об образовании (без вкладыша, диплом базового педагогического образования, диплом о переподготовке и дополнительном образовании);

· аттестационный лист;

· документы, свидетельствующие о государственных наградах и званиях; почетные грамоты, благодарственные письма;

· свидетельства об обобщении опыта работы;

· удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации;

· приказы о членстве в комиссиях и экспертных группах.

Составляется в электронном виде, в отдельной папке «Копии документов».

4. Результативность педагогической деятельности

Положительная динамика педагогического (психологического) воздействия в учебной и внеурочной работе

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов учебной и внеурочной педагогической (социально-психологической для педагогов-психологов и социальных педагогов) деятельности аттестуемого не менее чем за 3-5 лет. В данном разделе необходимо продемонстрировать достижения учащихся в области предметных знаний, общеучебных компетентностей (умение ориентироваться в информационном пространстве, находить и анализировать информацию, пользоваться электронными информационными ресурсами и т.д.) и социальных компетентностей (внеучебные достижения детей, например участие в социальных проектах, конкурсах, олимпиадах).

Учебная деятельность.

В этом разделе могут быть собраны материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;

· результаты итоговой аттестации учащихся (сведения о качестве знаний и уровне обученности учащихся);

· сведения о наличии медалистов;

Внеурочная деятельность.

Раздел может содержать следующие документы и материалы, раскрывающие содержание внеурочной деятельности педагогического работника (необходимо указать даты и количество часов, на которое рассчитана программа):

· сведения об участии воспитанников в олимпиадах, конкурсах, проектах и т.п. муниципального, регионального и федерального уровней (может содержать список победителей и призеров; список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету);

· сведения о работе предметных кружков, клубов и внеклассных мероприятий для учащихся и воспитанников;

· (для социальных педагогов) сведения о поступлении учащихся в вузы и сузы, по специальности, трудоустройстве и т.п.

5. Научно-методическая деятельность

педагогического

работника

Профессионализм учителя в выборе учебно-методических средств и технологий (наличие и владение УМК);

научно-исследовательская работа;

диссеминация опыта работы в ходе профессионального взаимодействия

В данный раздел помещаются документы (сертификаты, приказы, экспертные заключения) и др. материалы, свидетельствующие о профессионализме педагогического работника в выборе педагогических (психологических) средств и технологий, об особенностях педагогического опыта работы, его диссеминации в ходе профессионального взаимодействия, о результатах научно-исследовательской работы. Необходимо представить материалы подтверждающие:

· обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;

· обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;

· список программ элективных курсов, спецкурсов, мастер-классов, факультативов для учащихся и воспитанников.

· использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;

· обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической и психологической диагностики для оценки образовательных результатов;

· участие в инновационной и экспериментальной деятельности (экспериментальные площадки, лаборатории и др.);

· проведение научных исследований;

· написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;

· наличие публикаций;

· участие педагогического работника в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, конференциях, педагогических чтениях, методических и предметных неделях, грантовых проектах и т.п.;

· работа в методическом объединении (школьного, городского и районного уровней), сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями;

· организация и проведение открытых уроков, семинаров, “круглых столов”, мастер-классов и др. мероприятияй;

· тематических родительских собраний

6. Учебно-материальная и техническая база В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии), где фиксируется:

· наличие словарей, справочной литературы по предмету;

· наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);

· наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;

· наличие аудио- и видеопособий;

· наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.);

· наличие компьютера и компьютерных средств обучения (мультимедийные учебники, программы контроля знаний и т. п.);

· другие документы по желанию учителя.

Требования к формированию, хранению и предъявлению портфолио

Портфолио предъявляется на электронном и бумажном носителе. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п.). Общий объем материалов портфолио должен быть 30 – 70 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный). Педагогический работник сам выбирает те достижения, которые, по его мнению, могут быть зачтены в его портфолио.

Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания. Один-два эксперта, назначенные председателем экспертной группы, рассматривают представленные материалы и составляют экспертное заключение (пишут рецензию).

Экспертная оценка материалов портфолио

По итогам экспертизы портфолио эксперты оценивают профессиональные достижения работника, и заносят результат в экспертное заключение. В ходе экспертизы портфолио эксперты отмечают соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию, оценивают полноту раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого, обозначают положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности. Художественное оформление портфолио не оценивается. Оценить можно:

  • наличие (отсутствие), полнота и системность (систематичность),
  • уровень представленности (учреждение, федеральный, международный),

Критерии оценки портфолио

Портфолио педагога оценивается по следующим показателям:

1. Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио.
2. Эффективность профессиональной педагогической деятельности.
3. Наличие динамики позитивных изменений профессиональной деятельности педагога.
4. Стабильность результатов освоения обучающими воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
5. Инновационность профессиональной деятельности педагога (инновационность образовательных результатов, средств педагогической деятельности, вклад в продвижение инноваций).
6. Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и методическая работа учителя.
7. Наличие системы и высоких результатов внеучебной работы по предмету (участники и призеры предметных олимпиад, предметные конкурсы, научно-практические конференции).
8. Участие педагога в исследовательской и экспериментальной деятельности.
9. Активное участие в разных формах методической работы (семинары, круглые столы, конференции).
10. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикации.
11. Открытые уроки и мероприятия.
12. Профессиональный рост, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификации и профессиональная подготовка, самообразование.

5 – очень высокая степень выраженности показателей;

4 – высокая степень выраженности показателей. Иногда возникают случаи, когда представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов – «скорее да, чем нет».

3 – средняя степень выраженности показателей. В некоторых ситуациях представленные материалы не соответствуют критериям, в некоторых – соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».

2 – слабая степень выраженности показателей. Представленные материалы лишь иногда соответствуют критериям. Ответ экспертов – «скорее нет, чем да».

1 – показатели не представлены в деятельности педагога. Представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов – «нет».

Нормативная таблица для определения соответствия требованиям

первой или высшей квалификационным категориям

Оставить свой комментарий



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы