Скачать презентацию естественный отбор и его формы. Формы естественного отбора. Движущий отбор Движущая форма способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к новой средней нормы. Другие формы естественного отбора половой отбор

Главная / Старшие классы





Реликты представляет собой слепую боковую ветвь примитивных рептилий (эозухий) Встречается на островах Новой Зеландии. Сохранила примитивные черты: отсутствие среднего уха, копулятивного органа; наличие теменного глаза, брюшных ребер, венозного синуса в сердце (признак земноводных). гаттерия


Реликтовое растение - гинкго двулопастный. Открыто в 1690 году в Японии немецким врачом и ботаником Кемпфером и в 1712 году описано им под названием Ginkgo, что в переводе с японского означает "серебряный абрикос", или "серебряный плод". Так назывались продававшиеся в японских лавках съедобные семена этого дерева.




Латимерия В декабре 1938 года южноафриканский ихтиолог Дж. Л.Б.Смит получил письмо, датированное 23 декабря, от заведующей Ист-Лондонским музеем мисс М. Кортенэ-Латимер «Вы сможете помочь мне определить рыбу. Она покрыта мощной чешуей, настоящей броней, плавники напоминают конечности и покрыты чешуей до самой оторочки из кожных лучей. Каждый луч колючего спинного плавника покрыт маленькими белыми шипами»


Второй экземпляр кистеперой рыбы был пойман возле островка Паманзи, в Коморском архипелаге, 20 декабря 1952 года. Под Рождество Джеймс Смит получил телеграмму от своего приятеля - капитана с Коморских островов. Тот был предельно краток: "20 поймали целаканта. Поместили формалин. Ждем ответа".


С 1930 по 1952 год возле острова Гранд-Комор, северо- западного и самого крупного в архипелаге Коморских островов, было отловлено около трех сотен целакантов. Все экземпляры были отловлены на глубине от 100 до 300 метров, в декабре - марте, и главным образом ночью. строение целаканта, практически не изменилось за 300 миллионов лет
















Рассуждая о половом отборе, Дарвин рассматривал и удивительное поведение шалашников: семейство птиц отряда воробьиных, представители которого встречаются в Австралии и на островах Новой Гвинеи. Золотой шалашник сооружает высокие колючие башни из хвороста вокруг двух молодых деревьев. При этом он выбирает такое место, где между опорами находится горизонтальная ветвь, на которой птичка может демонстрировать свои танцевальные и певческие таланты. Иногда этот шалашник оплетает прутиками еще несколько деревьев, расположенных в радиусе 2–3 м от основных башен-шалашей, а свободное пространство на земле украшает свежими белыми цветами, которые заменяет по мере их увядания.




1. Самец шалашника укрепляет веточками стенки своего шалаша. 1. Самец шалашника укрепляет веточками стенки своего шалаша. 2. Во время процесса ухаживания самец преподносит самке различные украшения. 2. Во время процесса ухаживания самец преподносит самке различные украшения. 3. В отсутствии хозяина другой самец может разрушить его шалаш. 3. В отсутствии хозяина другой самец может разрушить его шалаш. 4. После спаривания самка откладывает яйца и выкармливает птенцов в гнезде, расположенном вдали от шалаша отца. 4. После спаривания самка откладывает яйца и выкармливает птенцов в гнезде, расположенном вдали от шалаша отца.


Атласный шалашник Около входа в шалаш, максимально освещаемого солнцем, самец устраивает токовую площадку, которую тщательно декорирует, раскладывая на фоне ярких желтых листьев и соломинок голубые перья попугаев, желтые и синие цветы, красивые крылья насекомых, раковины наземных моллюсков, а в отдельной кучке у входа в шалаш – украшения помельче, которые самец в момент ухаживания за самкой берет в клюв.


Самцы красной райской птицы (Paradisaea raggiana) токуют группами из 10–20 птиц. На рассвете они собираются в кроне дерева с криками «уау, уау». Когда на току появляются самки, самцы замолкают и делают «вис» спиной вниз. Среди молчаливых самцов передвигается невзрачная самка, выбирающая себе партнера. После спаривания самка улетает, а самцы продолжают свой ток, завлекая следующую самку. Самцы красной райской птицы проводят в состоянии тока не менее 6 месяцев в году!




Движущий отбор Движущая форма способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к новой средней нормы вместо старой, переставшей соответствовать новым условиям. Движущая форма способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к новой средней нормы вместо старой, переставшей соответствовать новым условиям. Действует при изменении условий внешней среды. Действует при изменении условий внешней среды.


Таким образом, ведущая роль в распространении новых признаков внутри вида при изменении условий внешней среды принадлежит движущей форме естественного отбора. Изменение признаков может происходить как в сторону его усиления, большей выраженности, так и в сторону ослабления вплоть до полного исчезновения.


Роль отбора в природе не сводится к отсеву отдельных признаков, понижающих жизнеспособность или конкурентоспособность. Роль отбора в природе не сводится к отсеву отдельных признаков, понижающих жизнеспособность или конкурентоспособность. Реально в природе отбор сохраняет не отдельные признаки, а целые фенотипы, т.е. весь комплекс признаков, а значит, определенные комбинации генов, присущие данному организму. Реально в природе отбор сохраняет не отдельные признаки, а целые фенотипы, т.е. весь комплекс признаков, а значит, определенные комбинации генов, присущие данному организму.


Стабилизирующий отбор Действует в постоянных условиях окружающей среды. Действует в постоянных условиях окружающей среды. Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства: размеров тела или отдельных его частей у животных, размеров и формы цветка у растений и т.д. Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства: размеров тела или отдельных его частей у животных, размеров и формы цветка у растений и т.д.


Стабилизирующий вид отбора сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы. Стабилизирующий вид отбора сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы. Гены, обусловившие отклонения от нормы, устраняются из генофонда вида. Гены, обусловившие отклонения от нормы, устраняются из генофонда вида. Стабилизирующая форма естественного отбора предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса. Стабилизирующая форма естественного отбора предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.




Половой отбор представляет собой конкуренцию самцов за возможность размножения. Половой отбор представляет собой конкуренцию самцов за возможность размножения. Эту форму отбора следует рассматривать как частный случай внутривидового естественного отбора. Эту форму отбора следует рассматривать как частный случай внутривидового естественного отбора.
















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • обучающие – расширить, обобщить и углубить знания об основных движущих силах эволюции – борьбе за существование и естественном отборе; раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы.
  • развивающие – развивать познавательный интерес обучающихся, умение работать с учебником, таблицами, слайдами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.
  • воспитательные - воспитывать интерес к урокам биологии, бережному отношению к окружающей нас природе.

Методическая цель : использование ИКТ – как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология, экология, география, литература.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф. образования под ред. В.М. Константинова,
  • учебник “Общая биология 10-11 кл.” Д.К. Беляева, таблица “Борьба за существование и её формы”, презентация по теме: “Естественный отбор – главная движущая сила эволюции”.

Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места обучающихся.

Ход урока

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
1. Орг. момент. Проверка списочного состава обучающихся. Довести до обучающихся цели и задачи урока. Рапорт.
2. Проверка ранее изученного материала. Фронтальный опрос по теме:

“Борьба за существование”.

1) Объясните термины: (Слайд № 4-6)

  • Борьба за существование.
  • Внутривидовая борьба за существование.
  • Межвидовая борьба за существование.
  • Борьба с неблагоприятными условиями среды.

2) Найдите соотношение рисунков и понятий. (Слайд № 7)

Рефлексия знаний обучающихся по теме и ответы на предложенные вопросы.
3) Дайте ответы на вопросы:

(Слайд № 8-9)

  • В чём заключается смысл борьбы за существование?
  • Что является итогом борьбы за существование?
  • Как вы считаете, что такое естественный отбор?
  • За счет чего возникают приспособленные особи?
  • Какая изменчивость имеет при этом большее значение?

Таким образом, основой успеха эволюции является многообразие организмов.

4) Одновременно трое обучающихся выполняют индивидуальное задание (задание выдаётся на отдельных листах).

Выполняют задание.

Смотрят слайды.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы.

3. Изучение нового материала. План урока: (на экране слайд №3)
  1. Понятие “естественный отбор”.
  2. Формы естественного отбора.
  3. Творческая роль естественного отбора.
  4. Половой отбор как стабилизирующая форма естественного отбора.
  5. Сравнение естественного и искусственного отбора.

Изложение нового материала, диалоговое общение с обучающимися через систему проблемных вопросов, с использованием слайд – презентаций.

При рассмотрении нового материала урока обучающиеся выполняют задания в листе контроля (Приложение 2). Задания №5 и №6 в листе контроля можно рекомендовать в качестве домашнего задания.

Работа в тетрадях над планом урока.
Естественный отбор всегда выступает как главный фактор преобразования живых организмов. Механизм его действия одинаков, т.е. естественный отбор каждый раз способствует выживанию и оставлению потомства наиболее приспособленных особей.

(слайд № 10).

Естественный отбор – это процесс, в результате которого преимущественно выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида и погибают менее приспособленные.

Приведём характеристики отбора: (слайд № 11-12).

Восприятие и частичное осмысление нового обучающимися.
1. Необходимая предпосылка – наследственная изменчивость;

2. Характер – направленный, он всегда направлен в сторону большей приспособленности к условиям среды обитания;

3. Фактор отбора – природная среда со своими условиями;

4. Генетическая сущность – заключается в неслучайном сохранении в популяции определённых генотипов и избирательном участии их в передаче генов следующему поколению;

5. Результат – преобразование генофонда популяции, формирование приспособленностей;

6. Следствие – увеличение разнообразия форм организмов; последовательное усложнение организации в ходе прогрессивной эволюции; вымирание менее приспособленных видов.

Таким образом, естественный отбор способен целенаправленно из поколения в поколение отбирать особей, приспособленных в большей степени к условиям среды обитания (слайд № 13).

Отвечают на вопросы с обоснованием своего ответа. (Почему вы так думаете?)

Участвуют в диалоге с преподавателем, делают необходимые записи.

Рассмотрим механизм протекания естественного отбора (слайд № 14-15).

Естественный отбор достаточно полно обнаруживается лишь в достаточно больших популяциях, так как по мере сокращения численности возрастает роль случайных факторов.

Однако в зависимости от его направленности, эффективности и особенностей условий обитания организмов, формы естественного отбора могут быть разными (слайд № 16). Дадим им характеристику.

Предлагают свои ответы с обоснованием.

Записывают.

Движущий (направленный, ведущий) отбор

(слайд № 17-18)

– форма отбора, благоприятствующая лишь одному направлению изменчивости и не благоприятствующая всем остальным её вариантам. Под контролем движущего отбора генофонд популяции изменяется как целое, то есть не происходит обособления дочерних форм (дивергенции). В генофонде популяции накапливаются и распространяются мутации, обеспечивающие изменение фенотипа в данном направлении. В популяции под действием движущего отбора от поколения к поколению происходит изменение признака в определённом направлении.

Работа с материалом учебника на стр. 147.

Восприятие и осмысление нового материала.

Приведём примеры действия движущего отбора

(слайд № 19-20)

Классическим примером движущего отбора является эволюция окраски у березовой пяденицы. Окраска крыльев этой бабочки имитирует окраску покрытой лишайниками коры деревьев, на которых она проводит светлое время суток. Очевидно, такая покровительственная окраска сформировалась за многие поколения предшествующей эволюции. Однако с началом индустриальной революции в Англии это приспособление стало терять свое значение. Загрязнение атмосферы привело к массовой гибели лишайников и потемнению стволов деревьев. Светлые бабочки на темном фоне стали легко заметны для птиц. Начиная с середины XIX века, в популяциях березовой пяденицы стали появляться мутантные темные (меланистические) формы бабочек. Частота их быстро возрастала. К концу XIX века некоторые городские популяции березовой пяденицы почти целиком состояли из темных форм, в то время как в сельских популяциях по-прежнему преобладали светлые формы. Это явление было названо индустриальным меланизмом. Ученые обнаружили, что в загрязненных районах птицы чаще поедают светлые формы, а в чистых – темные. Введение ограничений на загрязнение атмосферы в 1950-х годах привело к тому, что естественный отбор вновь изменил направление, и частота темных форм в городских популяциях начала снижаться.

Работа с терминологией.

Принимают участие в диалоге, задают вопросы, делают необходимые записи.

- Увеличение размеров тела у лошади (филогенетический ряд лошади).

Выработка устойчивости к ядохимикатам (у крыс).

Стабилизирующий отбор.

(слайд №21-22)

Стабилизирующий отбор сохраняет то состояние популяции, которое обеспечивает ее максимальную приспособленность в постоянных условиях существования. Обеспечивает фенотипическую неизменность видов. В каждом поколении удаляются особи, отклоняющиеся от среднего оптимального значения по приспособительным признакам. Давление отбора направлено в сторону организмов, обладающих средней выраженностью признака. В результате происходит предохранение её от разрушающего действия мутационного процесса.

Описано множество примеров действия стабилизующего отбора в природе. Например, на первый взгляд, кажется, что наибольший вклад в генофонд следующего поколения должны вносить особи с максимальной плодовитостью. Однако наблюдения над природными популяциями птиц и млекопитающих показывают, что это не так. Чем больше птенцов или детенышей в гнезде, тем труднее их выкормить, тем каждый из них меньше и слабее. В результате наиболее приспособленными оказываются особи со средней плодовитостью.

Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. У млекопитающих новорожденные с очень низким и очень высоким весом чаше погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорожденные со средним весом. Учет размера крыльев у птиц, погибших после бури, показал, что большинство из них имели слишком маленькие или слишком большие крылья. И в этом случае наиболее приспособленными оказались средние особи.

(слайд №23-25)

Примерами стабилизирующего отбора являются сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка, так как цветки должны соответствовать размерам тела насекомого-опылителя, или сохранение реликтовых видов (гаттерия, латимерия, гинкго и др.)

Работают с материалами слайдов, делая определённые выводы.
Вывод: движущая и стабилизирующая формы естественного отбора тесно связаны друг с другом.

Дизруптивный или разрывающий отбор.

(слайд №28)

Работают с материалами слайдов № 26-27 “Сравнение форм отбора”, делая определённые выводы.
Имеет место, когда в различных частях ареала данного вида, или популяции, действуют различные условия среды обитания.

Данная форма отбора благоприятствует двум или нескольким направлениям изменчивости (классам фенотипов), но не благоприятствует среднему (промежуточному фенотипу). При действии разрывающего отбора внутри популяции обычно возникает полиморфизм – несколько отчётливо различающихся фенотипических форм. Действие дизруптивного отбора внутри вида приводит к изоляции популяций друг от друга, вплоть до обособления их в качестве новых видов.

Рассмотрим примеры дизруптивной формы естественного отбора (слайд №29-32).

Среди некоторых видов птиц (поморники, кукушки, соколообразные и др.) распространены цветовые формы. Половой диморфизм (различие по облику самцов и самок, например жуков-оленей, львов, курообразных и др.) – частный случай полиморфизма. Полиморфизм некоторых видов улиток обеспечивает возможность их существования на различных видах почв. В создавшихся условиях для каждой из форм начинает действовать отбор, направленный на их стабилизацию.

Делают самостоятельно вывод.

Принимают участие в диалоге, делают необходимые записи.

Половой отбор

(слайд №33-37)

Половой отбор – форма естественного отбора у некоторых видов животных, основанная на соперничестве одного пола за спаривание с особями другого пола.

За счёт полового отбора появился половой диморфизм и развились вторичные половые признаки (яркое оперение, разветвлённые рога и т.д.)Эти признаки могут быть вредны и для особи, и для вида (например, тяжёлые разветвлённые рога у оленей, тяжёлый яркий хвост у некоторых птиц).

Почему же тогда отбор сохраняет, а часто и усугубляет эти признаки?

Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.
4. Закрепление изученного материала. Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала.

Выполняют задания контрольно-обобщающего теста.

(слайд № 39-40)

Выставление оценок обучающимся за работу на уроке.

Если осталось время на уроке, то работаем с таблицей “Сравнение искусственного и естественного отбора” (слайд № 42-43)

Уходя с урока, прошу всех вас отразить своё отношение к уроку, поставив знак в той колонке таблице, которая соответствует вашему настроению.

  • Интересно
  • Не интересно
  • Безразлично
Демонстрация знаний, полученных на уроке.

Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.

Работают с материалами слайд - презентации.

Подведение итогов урока. Рефлексия интереса к изученному материалу.

Оставляют записи в листе опроса.

5. Д\з (2 мин). Параграф 3.4, стр. 136 – 139 учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования “Общая биология” В.М. Константинов.

Параграф 47, стр. 166 – 169 учебник “Общая биология” Д.К. Беляева.

Заполнить таблицу “Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора”

Записывают д\з.

(Слайд № 32)

Список литературы для обучающихся

Список литературы для преподавателя

1. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф. образования/ В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова.- М.: Издательский центр “Академия”, 2010.

2. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.

3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.

4. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с.

5. Петунин О.В. Уроки биологии в 11 классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 304 с.

При подготовке презентации использованы информационные ресурсы :

12. “Чёрная форма” двухточечной божьей коровки

Презентация к уроку "Естественный отбор и его формы".

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи: Познакомить учащихся с понятием естественный отбор, как движущим фактором эволюции живых организмов. Сформировать представление о различных формах естественного отбора (стабилизирующий, направленный, разрывающий, половой). Раскрыть их механизм действия, выяснить какое биологическое значение имеют разные формы отбора для существования видов в природе, научится определять формы естественного отбора.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Естественный отбор и его формы. МБОУ « СОШ №175» г. Казань учитель биологии Пономарева А.Б.

Естественный отбор Естественный отбор – это выживание наиболее приспособленных к данным условиям особей, оставляющих после себя потомство, ведет к преимущественному повышению или снижению численности одних особей по сравнению с другими.

Доказательства естественного отбора. Прямые – прямое наблюдение за организмами. Краб с широким головогрудным щитом Краб с узким головогрудным щитом

Косвенные доказательства –форма тела, мимикрия, покровительственная окраска.

Доказательства естественного отбора Экспериментальные

Сущность естественного отбора вредные изменения снижают плодовитость и выживаемость вида; Естественный отбор имеет направленный характер приспособления и идет среди особей одной популяции; Изначально не целесообразен; всегда идет по фенотипам, конкретным признакам и свойствам. Отбор идет через сохранение и накопление полезных для вида признаков. Действует медленно, но одновременно по нескольким признакам.

Формы естественного отбора Стабилизирующий – условия внешней среды длительное время остаются достаточно постоянными. Направления изменчивости вида. Направления давления отбора Поощряемая отбором часть популяции Весь спектр изменчивости вида В таких условиях генофонд вида накапливает новые мутации, в результате популяции будут различаться генетически. На этой стадии две популяции превращаются в два новых вида, которые фенотипически сходны, но отличительным критерием которых является их нескрещиваемость друг с другом. Образуются виды – двойники.

Стабилизирующий отбор В 1938 году в Индийском океане на Глубине 1000 м была обнаружена рыба – латимерия (кистеперая рыба). Она оказалась такой же как 300 млн. лет назад Стабилизирующий отбор ведет к большой фенотипической однородности популяции и к её стабильности

Движущий отбор (Направленный) Движущий отбор – условия среды благоприятствуют одному определенному направлению изменений признаков. В результате действия движущего отбора происходит преобразование генофонда популяции, а следовательно изменение популяции в целом, обособления дочерних популяций не происходит.

Движущий отбор Колорадский жук Темные и светлые пяденицы на стволах деревьев.

Разрывающий отбор (дезруптивный) Разрывающий отбор - условия среды благоприятствуют развитию двум или нескольким вариантам изменчивости, но не благоприятствуют промежуточному, среднему состоянию признака. Развивающий отбор ведет к возникновению устойчивого полиморфизма популяции или к её дроблению, к её разделению на несколько новых популяций.

Разрывающий отбор Развитие индустриального меланизма у бабочек промышленного района в Англии.

Половой отбор

Сравнение результатов действия искусственного и естественного отбора (заполните таблицу) Наследственная изменчивость Наследственная изменчивость человек Условия среды направленный ненаправленный Отдельные особи или группа особей популяция Научно – исследовательские учреждения (селекционные станции, племенные фермы) Природные экосистемы Постоянно, тысячелетия Около 10 лет- время выведения сорта или породы. Массовый, индивидуальный Движущий, стабилизирующий, разрывающий Сорт, порода Вид

тест 1. Исходным материалом для естественного отбора служит 1) борьба за существование 2) мутационная изменчивость 3) изменение среды обитания организмов 4) приспособленность организмов к среде обитания 2. Состязание самцов в период размножения свидетельствует о проявлении формы отбора 1) стабилизирующего 2) движущего 3) полового 4) Методического 3. Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют 1) движущим 2) методическим 3) стихийным 4) Стабилизирующим 4.Эффективность естественного отбора понижается при 1) усилении внутривидовой борьбы 2) изменении нормы реакции 3) ослаблении мутационного процесса 4) усилении мутационного процесса 1. -2; 2. -3; 3. – 4; 4.- 3




© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы