Почему добро не может существовать без зла. Возможно ли добро без Христа

Главная / Дом и ребенок

Как Вы думаете, может ли добро существовать без зла? и получил лучший ответ

Ответ от Дарья[гуру]
что бы делало твое добро, если бы не существовало зла
Источник: Булгаков "Мастер и Маргарита"

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как Вы думаете, может ли добро существовать без зла?

Ответ от Trust_The_DJ [гуру]
все в мире имеет пару - антипод. если где-то прибыло, значит где-то убыло, така закон природы и круговорота энергии. пока добро изло находятся в равновесии - царит глобальный баланс, благодаря чему мы и живем. главное понять, кем себя видишь ты...


Ответ от Алиса [эксперт]
глупый вопрос, на который не найдешь однозначного ответа (мое мнение нет, иначе - хаос)...


Ответ от Пользователь удален [эксперт]
добро без зла может
а вот злу без добра - никак!
добро - изначально
зло - им питается
I
Один на один. Опрокинут. Разбит.
И, кажется. Богу не нужен.
А лес все шумит, и шумит, и шумит.
А мысли все кружат и кружат.
О, Бога незримого явленный Сын! -
Все правда. - Что было, то было.
Скажи мне - легко ли - один на один
С несметною адскою силой?
Я вслед за тобою на муку иду
И - кто там о славе пророчит? -
Скажи мне -- легко ль в Гефсиманском саду
Сплошной нескончаемой ночью?
Легко ли - вот так, умываясь в крови,
Без славы, без ангелов Божьих?
....
А лес все шумит и шумит о любви.
А сердце... И сердце про то же.
II
О, Боже, чем мне боль измерить?
Она выходит за края.
И не всегда я в силах верить,
Но не любить не в силах я.
III
Ну да, посередине мира - крест.
Посередине всей земли - Голгофа,
И не найдешь таких блаженных мест,
Которым не грозила б катастрофа.
Ну да, посередине сердца - крик.
Моя земля подобна кораблю,
Что к гибели стремится каждый миг.. .
Но, Боже мой, как я Тебя люблю!
IV
Ты обещал. Ты столько обещал,
И все же сам не избежал креста.
И на земле Твоей - такой развал,
А в небесах - одна лишь пустота.. .
Да, на земле Твоей такой развал,
А в небесах Твоих - такая тишь.. .
Ты выполнил все то, что обещал
Лишь потому, что внутрь меня глядишь.
Лишь потому, что этот взгляд немой
Прошел сквозь смерть, стал выходом в судьбе
Ты обещал нам жизнь, но Боже мой, -
Не на земле, не в небе - а в Тебе.
V
Ты есть жизнь и воскресенье,
Ты - решение задачи.
Что ж Ты сам, как лес осенний,
Как листва под ливнем, плачешь?
Что же, Господи помилуй,
Неужели боль не в меру?
И со всей Твоею силой,
И со всей Твоею верой,
Необъятной, беспредельной?
Всемогущий Сыне Божий,
Что ж душа скорбит смертельно
И утешиться не может?
Иль не знаешь о развязке -
О своей посмертной роли?
Нам рассказывают сказки.
Ну, а Ты кричишь от боли,
Ну, а ты вобрал все горе,
Мир взвалил себе на спину
И зовешь идти по морю
Слез Твоих и в нем не сгинуть.. .


Ответ от Ђатьяна Рудакова [гуру]
добро может... зло без добра нет.... оно всегда пытается противостаять добру...поясню.. человек сделал доброе дело... а лукавый обезательно подкинет искушение.... чтоб благое дело уничожить... если человек не противостоит... например... помог ближнему.. а потом пошёл и хвалился на всю округу....


Ответ от НИТРО [гуру]
Все познаеться в сравнении.. .
Не было бы зла и плохого, то человек не понимал бы что такое хорошо, ибо только при смене плохого на хорошее и наоборот, на границе этих двух ощущений он понимает разницу!


Ответ от Skech [новичек]
Ну если бы не было зла то что бы называлось добром и на каком основании можно сказать что это добро видь мы можем сказать что это добро на основании зла!


Ответ от Елена [активный]
нет. Не было б зла, не с чем было б сравнивать добро. А так добро не добро...


Ответ от Олег Дашевский [гуру]
Рекомендую внимательно, ещё раз прочитать роман Булгакова "Мастер и Маргарита", а также бессмертную поэму Гёте "Фауст".


Ответ от Ѝкзегет [гуру]
Это зло без добра не может существовать. Добро онтологично, а вот зло нет, оно даже не субстанционально, оно впринципе как бы и не существует. Бог вечен, а именно Он и есть добро - разумеется добро существует само по себе, то есть оно самодостаточно


Ответ от Neon29 [гуру]
добро и зло неотделимы..как свет и тьма... без добра мы не поймем что такое зло, а без зла что такое добро....


Ответ от Михаил Субботин [гуру]
Зло и добро -- понятия оценочные, субъективные, в объективной реальности не существующие.
Ваши суждения неправомерны, т. к. на БЕЗЛИКУЮ реальность вы проецируете свои оценочные суждения, не понимая что вы сами их создаете и что существуют они лишь как идея.


Ответ от Пользователь удален [гуру]

Все познается в сравнении... Какая- то страница идеалистов.
Михаил Субботин прав.


Ответ от Lika [гуру]
Добро, возможно, когда-нибудь и будет без зла. Но это будет по-другому называться. И "творить" его, с другим названием, не надо будет. Это будет естественное состояние. Как тепло солнца или прохлада воды... Правда, фантазии не хватает, чтобы представить, когда же это будет.


Ответ от Наталья Риэлтор [гуру]
Нет не может. Как же мы узнаем, что это добро, если не с чем сравнить? И еще, то что для оного добро, для другого-зло!


Ответ от ЕЛЕНА МИНАСЯН [новичек]
Да, бесспорно. Но не в єтом мире, и оно не будет уже так именоваться.


Ответ от Пользователь удален [активный]
Добро может и будет существовать без зла. Просто человек часто не ценит то добро, которое имеет, не ощутив на себе зло. Хочу вас предупредить, что это не ваша забота творить зло, чтобы увидеть контраст с добром. Не берите на себя столь "благородную миссию". Семена зла, которые человек сеет, произведут в его жизни соответствующие плоды. Примеров этого сколько угодно, почитайте биографию людей, которые думали, что им все сойдет с рук, будьте рассудительны и не повторяйте их ошибок.


Ответ от ARTARTART [активный]
Нет. так как наш мир двоичен. Небыло бы чёрного, белого бы тоже не существовало. Это не возможно на Земле, зато возможно в других мирах, но не у нас)

Теймураз Кристинашвили

В наше время нередко можно услышать высказывания о том, что существуют некие общечеловеческие ценности, общие понятия добра и нормы морали, одинаковые для всех людей планеты, несмотря на различия религий, национальных культур, уровня жизни и т.п. Утверждается, что такое добро, такие нравственные достоинства глубоко коренятся в человеческом естестве, являются результатом всей истории человеческого развития и существуют автономно, независимо от связи человека с Богом, вообще от существования Бога. Более того, человек, независимо от своего вероисповедания, способен и даже должен совершать такое добро .

Приверженцы этого мировоззрения верят, что путь к счастью, миру, безопасности, свободе, развитию и реализации всех творческих способностей человека, достижим с опорой на разумное и научное познание себя и мира, при почти полном отрицании Творца, точнее, отрицании Его живого участия в жизни человека. Хотя вера в Бога и даже само существование Господа ими допускается, но надежда на Него признается совершенно неэффективным методом достижения счастья на земле .

Это мировоззрение называется гуманизмом. Оно вполне явно преподносит себя как альтернативу религиозно-нравственному взгляду на мир, и большинство гуманистов считают себя атеистами или агностиками. Но, к сожалению, гуманистическое понимание добра и нравственности не ограничивается только ими, – в том или ином виде оно проникло в умы некоторых христиан. Как отмечает отец , «Спасение только через исполнение определенных общественных и моральных правил» – это главный догмат либерального христианства, по сути дела уничтожающий остальные догматы» . Нередко в беседе с христианином можно услышать о добром коммунисте, атеисте, мусульманине, или просто о добром невоцерковленном человеке. Всё это ставит перед нами серьёзный вопрос – действительно ли возможно добро без Христа?

Но откуда рождается зло, если оно не может существовать само по себе? Бог дал нам свободу и разум. Он сделал это, чтобы мы могли так же, как и Он, стать добрыми не по принуждению, а по свободному выбору. Благодаря этому дару свободы человек способен выбирать – быть ли ему с Богом, или выступить против Бога. Именно в этом выборе и возникает либо добро, либо зло. Зло рождается в свободном выборе разумной личности. Такой выбор имел дьявол, такой выбор имел Адам, такой выбор делает каждый человек. Либо человек становиться сопричастником жизни, любви и добра, либо становиться виновником рождения зла, проводником злой воли. Приведем еще слова святого : «Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами… В какой мере человек удалился от жизни, в такой приблизился к смерти; потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть. Поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога, по написанному: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут… » ().

Когда мы употребляем понятия «добро» и «зло», то должны определить – что является мерилом, наделяющим эти понятия конкретным смыслом? Какова точка отсчёта? По отношению к чему определяется, что это – добро, а это – зло? Гуманисты говорят, что точкой отсчёта является человек. Но православные христиане знают, что точкой отсчёта является Создатель человека.

Противление Божией любви и, как следствие, противление Божьей воле есть – зло. Святитель Василий прямо пишет об этом: «Отчуждение от Бога есть зло». Зло – это нарушение воли Бога. А добро – исполнение Его воли. Свою волю в совершенном виде Он выразил через Откровение, а в начальном виде – через голос совести, который дал каждому человеку. И этот голос свидетельствует злодею, о том, что он делает дурной выбор. Зла не существует самого по себе, вне личности, которая его творит. В окружающем мире мы не встретим “безличного зла”, но увидим, что любое зло – это всегда действия конкретных людей, то есть, порождение их свободной воли.

Присуще ли человеческой душе зло? Да, присуще с момента повреждения человеческой природы грехом, с момента удаления от Бога, с момента противления Творцу. Вот, что пишет св. : «В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Пришедшее в человека зло, так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло» . Это смертельная язва в душе, и без исцеляющей благодати Божией уврачеванию не подлежит. Вышесказанное очевидно для православного человека. Как известно, учение о том, что человек может достичь нравственного совершенства и освобождения от греха своими силами, без благодати Божией, было осуждено как пелагианская ересь ещё полторы тысячи лет назад.

Повреждённость злом человеческой природы – это не какое-то теоретическое допущение, но наблюдаемый факт, который признавали не только святые отцы, но и светские философы. Например, Шеллинг пишет про «природную склонность человека ко злу» и указывает, что «посредством пробуждения своеволия беспорядок сил сообщается человеку уже в момент рождения» , а Кант признаёт, что «в человеке есть естественная наклонность ко злу… Это зло радикально, так как губит основание всех максим. Вместе с тем она как естественная склонность не может быть истреблена человеческими силами» . Говорили об этой реальности и мыслители-атеисты. Для многих психоаналитиков, если говорить упрощённо, суть лечения сводится к признанию в себе изъянов души, порочных желаний, табуированных стремлений и после этого – примирение с ними через объявление их нормой. Подобным же образом они надеются научиться контролировать в себе пагубные страсти и опасные желания .

По этой причине человек не может сам установить для всего человечества, что является добром, а что – злом. Потому что он сам повреждён злом. Если мы ставим человека эталоном, то оказывается, что эталон наш с дефектом. Это всё равно, что использовать неточные весы, неправильные часы. И гуманисты вынуждены отрицать реально наблюдаемую испорченность человеческой природы, потому что иначе лишатся почвы, на которой строят здание своего мировоззрения. Они готовы сколько угодно признать частные проявления зла, но не порчу человека как такового, – в этом случае бессилие их идеологии стало бы очевидно даже для них самих.

Если врач сделает хирургическую операцию грязными инструментами, то, как бы хорошо и профессионально не была выполнена операция, – в результате этой процедуры больной заразится новыми болезнями. Поэтому и шприцы, и скальпели и другие принадлежности подвергаются дезинфекции – на них не должно быть ничего постороннего, никаких вирусов или микроорганизмов. Так же и любое доброе дело, совершаемое человеком, который поражён грехом, несёт в себе заразу или примесь зла. Скальпель не может дезинфицировать сам себя, но это запросто может сделать тот, кто создал скальпель. И естественно, что «дезинфицировать», очистить человека от зла может именно Тот, Кто создал человека.

Как добро разъедается злом, заразившим человека? Во-первых, через примешивание зла к собственно добрым делам, когда они делаются с поиском какой-либо корысти, гордостью и т.п. А во-вторых, через размывание и искажение понятий о добре и зле.

Сегодня в мире признается нормальным то, что казалось диким всего тридцать лет назад. Идеи гуманистов реализовались в виде так называемых «прав человека», которые, по сути, отстаивают право безнаказанно грешить. Убийство нерожденного ребенка называется правом на прерывание беременности, блудное сожительство – правом на гражданский брак, корыстолюбие – правом на предпринимательство, гомосексуализм – правом на свободную любовь, непослушание и неуважение к родителям – правами ребенка и т.д.

А к чему приведут искажённые, обезбоженные понятия о добре ещё через тридцать лет? В продолжение логики «прав человека» можно узаконить права каннибалов. Если по взаимному согласию и добровольно один индивидуум хочет, чтобы его съел другой, то почему нельзя? Или узаконить право работать в офисах нагишом. Если все в офисе согласны, и посетители тоже, то почему бы нет? Или узаконить право покупать и продавать детей, – если все стороны согласны, и ребенку у новых родителей будет только лучше, чем у «биологических»? Или узаконить права педофилов, – опять же, при условии согласия родителей и самого ребёнка, и т.д.

Так люди, забыв Бога в сердце, будут кричать про достижения цивилизованного мира, про добро и, нравственность, принимая то, что сегодня кажется ужасным и невозможным. До 1961 года почти во всей цивилизованной Европе уголовно преследовался гомосексуализм, никто всерьез даже не разговаривал об «однополых браках». В начале века послушание родителям было нормой. Но все изменилось, как только люди отказались от Христа. Понятия добра и зла быстро трансформировались. Потому, что четкое различие добра и зла возможно только во Христе. Святитель говорит, что «душа, просвещенная светом Христа, познает добро, а непросвещенная не видит добра».

Но некоторые люди могут возразить, что человеческой природе свойственно не только зло, но и в большей степени добро. Человек может и хочет делать добро. Мы знаем примеры большой самоотверженности некоторых людей даже среди неправославных. Действительно, Бог сотворил человека по образу и подобию Своему и одно из свойств образа Божьего – любовь. По словам свт. , «любовь есть отличительная черта нашего естества» . Святитель пишет: «Сердце, по естеству, есть сокровище добра – зло пришло позже» . То есть, существует естественное добро, естественная способность души от рождения чувствовать любовь и природное стремление человека к добру и любви. Об этой природной способности души к любви и доброте говорят нам гуманисты, атеисты, моралисты, коммунисты, философы и прочие. Мол, человек, может быть добрым и без Бога. При этом они не признают и даже отрицают то, что в стремлении души к добру и любви, в этой же самой душе присутствует разъедающая язва зла. Повреждение злом – неизлечимая болезнь души, которую излечить, может только Господь Бог наш – Иисус Христос.

С чем можно сравнить такую естественную добродетель? Возможно с первобытной животной добродетелью. Добрыми бывают многие животные, например собаки. Они преданно и старательно служат хозяевам, есть примеры их самопожертвования ради хозяина. Они ощущают радость, служа хозяину. Они бескорыстны в своей любви, не требуют больше своих естественных потребностей. Не врут, не обкрадывают, верны до смерти. В животном мире можно увидеть немало примеров бескорыстной помощи одних животных другим. Но это добро не делает животных наследниками Царства Божия и несравнимо с подлинным христоподобным добром.

Стоит привести оценку гуманизма, которую дал выдающийся подвижник минувшего столетия преподобный . В его толковании на слова Священного Писания «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (). – Читаем: «Как во Христе свет, так в нас тьма от греха. Тьма греховная распространяется на каждое человеческое существо… Единственной человеческой Сущностью, Которая наполнена отсутствием греха, Которая есть «Свет истины», совершенно непорочным является Богочеловек Христос… Это убеждение и осознание, что все человеческое находится в грехе и под грехом, создает истинное представление о человеке, приводящее к христианской антропологии (человекопознанию).

Кто провозглашает противоположное, обманывает сам себя. Каждое другое представление о человеке ложно, и таковым является гуманистическое учение, которое обожествляет человека в делах его, которые по причине греха являются нечистыми, малыми и пошлыми творениями. Гуманизм является идолопоклонством, и на деле идолопоклонством самого худшего вида – человекопоклонством. Гуманизм зиждется на той основе, что человек по природе хорош. И это приводит к самому трагичному заблуждению, которое создало столько трагедий в мире гуманистической науки, просвещения и культуры вообще. Потому что гуманизм возводит человека до такой высокомерной самонадеянности, что он отрицает и само наличие в себе греха. «Нет греха» – и это одно из основных нравственных величайших достижений гуманизма.

Между тем человеческая действительность полна недостатков, голода, разломов, трагедий, и представляет самое очевидное доказательство и свидетельство о наличии в человеке негативных и губительных сил, которые являются не чем другим, как силами греха. И гуманизм, признавая теорию эволюции, верит, что в ней – средство, которым люди избавятся от всего отрицательного, от недостатка и убожества и, в целом, от всего плохого. Гуманизм верит, что только в этом лекарство, спасение человека, который, уповая на себя, походит на утопающего, который хватается за собственные волосы, чтобы спастись, но естественно и, само собой разумеется, что он непременно утонет. Не существует более трагичного понимания и восприятия человека, его предназначения, чем гуманизм. Поэтому он ведет людей к самой трагичной гибели» .

Чем же ещё опасны и вредны мысли о добре без Бога для человека?

Во-первых, отсутствием добрых плодов, и невозможности угодить Богу. Вот, что говорит сам Господь: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего » (). Добрые плоды – это плоды благодати. Без освящающей благодати Божией, без преображения души, без ее освящения все добрые дела человека имеют мизерную стоимость. Как если бы вы пришли в гости и вас оставили бы на ночлег. И вместе с теплыми словами, угостили бы вас заплесневелым, но еще съедобным хлебом и дали бы постельное белье, много времени не стиранное и дурно пахнущее. Вроде и доброе дело, да только пустое. Так и наши добродетели запачканные тщеславием, гордостью, самомнением и прочими страстями, часто в Божиих глазах не имеют никакой стоимости.

Более того, все подлинно доброе, что делает человек, творит живущий в нем Христос. Вот как об этом говорит преподобный : «И если [человеческое естество] не сделается общницею Божеского естества Христова, если не примет благодати Святого Духа, не может ни подумать, ни сделать что-либо достойное Царствия Божия, не может исполнить ни одной заповеди, заповеданной нам Христом, потому что Христос есть Тот, Кто делает всё во всех призывающих святое имя Его…»

«…Ибо в каждом христианине Христос есть Тот, Кто воюет и побеждает, и Он же призывающий Бога, и молящийся, и благодарящий, и испытывающие благоговение, – все это действует Христос, радуясь и веселясь, когда видит, что в каждом христианине есть и пребывает то убеждение, в котором с верой исповедуют они, что Христос есть Тот, Кто делает все это. Поэтому всякому христианину относительно всех добрых дел, какие он делает, надлежит исповедовать, что их совершает Христос, а не он; кто же не так думает об этом, тот напрасно считает себя христианином» . Именно поэтому, Господь говорит, что без Него мы не можем ничего хорошего сделать, потому, что именно Он делает все доброе в человеке.

Во-вторых, мысли о добре без Бога приводят к возрастанию в гордости. Человек, творящий добро ради любви и верующий в Творца, рано или поздно Божиим попечением придет ко Христу, как сотник Корнилий. Человек, творящий зло, всегда будет ощущать свою вину и, может быть, покается. Человек, творящий добро принципиально без Христа, противится Богу «добром» и укореняется в своей гордости. И поэтому такое состояние души может быть даже опаснее состояния души злого грешника. Вследствие безмерно возросшей гордости душа становится неспособной к покаянию. Это мы прямо видим в призывах гуманистов: «Нам нечего бояться смерти. Поскольку нет никаких гарантий посмертного существования, то нет и никаких страданий…», «…хотя человек может испытывать некоторое сожаление о том, что он не сумел сделать всего, что мог бы сделать, что могло случиться и не случилось, все, что было сказано и сделано, – хорошо. Конечно, хорошо!» Если все, что сделано – хорошо, то и каяться не в чем.

В-третьих, человек такими «добрыми» делами, может совершенно убить свою совесть и даже лишить себя спасения. Делая добрые дела, он будет пытаться таким образом оправдать свои злые дела и грехи, отвергая в первую очередь покаяние перед Богом и любовь Божию. Сатана препятствует нам в главном – в стяжании Благодати Святаго Духа. Поэтому дьяволу все равно, что делает человек – добро или зло, ему главное, чтобы он не верил во Христа . Лишив человека веры во Христа, он лишает человека возможности приобщаться к Благодати Святаго Духа. И, как следствие этого, лишает его спасения.

Итак, человеческая душа изначально сотворена и стремится к Богу, любви и добру, но при этом она повреждена злом. Само зло есть противление Божией воле. Любое зло это всегда результат свободного выбора конкретных личностей. Зло искажает само понимание добра, и искоренить это зло из человеческой души может лишь Господь.

А как же все-таки творить добро, и какое добро угодно Богу? Ведь Всемогущий Бог может сделать Сам любое доброе дело. И нет ничего, что могли бы сделать мы, чего не может сделать Господь. Но Всеблагой Господь предоставляет нам возможность потрудиться ради любви к Нему и ближнему. Богу важно не само доброе дело, не величина доброго дела, а то намерение, то состояние сердца, с которым человек творит добро. Об этом говорят многие святые отцы.

Мы видим, что Богу важны не дела сами по себе, а то сердце, та любовь ко Творцу и ближнему , с которой мы их делаем. Неважно, делал человек добро или не делал зла, главное – кому принадлежало его сердце. Ради кого старалась его душа, кого любила, кого боялось, к кому стремилось? Любовь к Богу побуждает нас к добрым делам, которые есть свидетельство нашей любви к Нему и Он любит нас за наше свидетельство. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей » (Ин. 15 :10). «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди » (). И только дела, совершаемые из любви к Богу и ближнему, принесут человеку добрый плод в этой и будущей жизни. И хотя внешне милостыня атеиста и христианина, диета и пост, половое воздержание и целомудрие выглядят одинаково, но плоды и цену имеют разные. И один из наиважнейших плодов есть Благодать Божия, преображающая душу.

Преподобный учил: «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской – есть стяжание Духа Святого Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «Всякий, кто не собирает со Мной, расточает (

Августин Блаженный : "Из совокупности добра и зла состоит удивительная красота вселенной. Даже и то, что называется скверным, находится в известном порядке, стоит на своем месте и помогает лучше выделяться добру. Добро больше нравится и представляется более похвальным, если его можно сравнить со злом ".

Я. Беме : "Зло - необходимый момент в жизни и необходимо необходимый... Без зла все было бы так бесцветно, как бесцветен был бы человек, лишенный страстей; страсть, становясь самобытною, - зло, но она же - источник энергии, огненный двигатель... доброта, не имеющая в себе зла, эгоистического начала, - пустая, сонная доброта. Зло враг самого себя, начало беспокойства, беспрерывно стремящееся к успокоению, т.е. к снятию самого себя ".

Мандевиль : "...то, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами, является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий и занятий без исключения; здесь должны мы искать истинный источник всех искусств и наук; и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не разрушиться совсем ".

Гете : "Все, что мы зовем злом, есть лишь обратная сторона добра, которая также необходима для его существования, как и то, что Zona torrida должна пылать, а Лапландия покрываться льдами, дабы существовал умеренный климат ".

О.Г. Дробницкий : "Все то, что представляется нам безусловным благом, оказывается имеет смысл лишь постольку, поскольку существует еще и зло ".

Да, добро и зло соотносительные категории. Но соотносительность их можно понимать по-разному, как соотносительность действительно, в равной мере существующих полярных начал подобно соотносительности северного и южного полюсов, и как соотносительность действительного и возможного подобно соотносительности здоровья и болезни (человек может быть действительно здоровым и лишь потенциально больным, и наоборот, если он действительно болен, то лишь потенциально здоров). Бывают, конечно, эпохи, периоды в истории и просто ситуации, когда добро и зло в равной мере существуют и противоборствуют, когда трудно оценить, что сильнее: добро или зло. В таких случаях можно говорить об этих категориях как полярных началах моральной действительности. Но можно ли на этом основании утверждать, что существование зла всегда, во всех случаях необходимо для существования добра, что добро только тогда является положительной моральной ценностью, т. е. добром, когда оно противостоит реально существующему злу. Безусловно, зло может оттенять добро и "способствовать" его возвеличиванию, но отсутствие или исчезновение зла из реальных отношений между людьми отнюдь не влечет за собой исчезновение добра, нравственности. Подобно тому, как люди предупреждают наступление болезни, голода, принимая различные меры, они научатся и будут предупреждать появление зла, не позволяя ему перейти из сферы возможности в сферу действительности. Следует иметь в виду, что добро является отрицанием зла не только в том смысле, что оно преодолевает существующее зло или противоборствует ему, но и в том смысле, что оно может выступать как профилактическая мера, как предупреждение возможного зла.

А.Ф. Шишкин справедливо пишет: "положение, что человеческая природа содержит некое врожденное зло, можно - в различных формах и для различных выводов - найти и в Библии, и в политических теориях Макиавелли и Гоббса, и в философских теориях Шопенгауэра и Ницше, не говоря уже о многочисленных современных философских, социологических и этических теориях. Если бы это положение было верным, тогда пришлось бы отказаться от задачи воспитания человека и воздействовать на него только средствами принуждения".

Бетховен создал свои гениальные симфонии. Этим он оказал великую услугу человечеству. Разве это его добродеяние имеет смысл лишь потому, что существует еще и зло? Какая нелепость! Добро имеет самостоятельную ценность и не нуждается в том, чтобы зло его оттеняло и возвеличивало. Мы вдохновляемся музыкой Бетховена независимо от того, существует зло или нет. Она зовет нас на борьбу, но это не обязательно должна быть борьба с моральным злом. Есть много на свете проблем и дел, где нужна человеческая энергия, страсть, воля к победе и где моральное зло только мешает.

Нацисты во время второй мировой войны в одном только лагере смерти - Освенциме - уничтожили не менее полутора миллионов человек. Разве мы можем хоть в какой-то мере оправдывать это преступление против человечества ссылками на то, что злодеяния необходимы для придания смысла добру, для его оттенения и возвеличивания?!

Если оценивать указанные высказывания в координатах "умное–глупое" (качества мышления), то следует признать, что все они, - может быть, самая большая глупость, сказанная философами . Считать зло необходимым для добра (или для прогресса) - это значит оправдывать и освящать его (соответственно, оправдывать всех преступников и злодеев), считать ненужными и напрасными все усилия людей по борьбе со злом. Здесь не может быть двух истин: что (1) зло необходимо для добра и что (2) нужно бороться со злом. Если мы признаем необходимым зло для добра, то тогда не должны с ним бороться. Если же мы признаем необходимость борьбы со злом, то тогда не должны считать его необходимым для добра. Одно исключает другое. В противном случае, мы имеем дело с логически противоречивым утверждением. (В самом деле, утверждение, что зло необходимо для добра, - содержит в неявном виде логическое противоречие, потому что сами понятия "добро" и "зло" характеризуют хорошее, благое, полезное, желательное, необходимое, с одной стороны, и то, что не является хорошим, полезным, желательным, необходимым, с другой. Если зло необходимо для добра, то значит оно необходимо для человека, а если оно необходимо для человека, значит оно - добро. Таким образом, зло есть добро: не-А равно А).

Может ли добро существовать без зла, и правильно ли будет, если на Земле останется только добро при сомнительном духовном развитии человечества? Представим на миг, что исчезло навсегда зло, нет плохих поступков и плохих людей.

Сможет ли человек, не преодолевая трудностей, стать сильным и выносливым для созидания и движения вперед? Не исчезнет ли тогда и понятие добра? Не исчезнут ли для нас вместе со злом переживания, огорчения, радость и любовь? Мы радуемся чему- то только потому, что раньше этого не имели, а если это было, есть и будет всегда, то и радоваться вроде бы нечему. Значит, не испытав огорчений, лишений и прочих неприятностей, мы не сможем осознать, ощутить и прочувствовать радость, быть счастливыми, значит, зло - неизбежный спутник добра?

Добро - это радость от жизни, получение удовольствий (заслуженных или незаслуженных), радость быть человеком, видеть и чувствовать солнце, дышать, слышать приятные звуки, хотеть и иметь возможность видеть приятных нам людей, общаться с ними, чувствовать себя здоровым и счастливым. Но как здоровый и счастливый человек может радоваться этому, если сам он никогда не был больным и несчастным или не встречал таких в своей жизни? Можем ли мы просто радоваться тому, что имеем хорошего, или будем воспринимать это как должное, не обращая на него особого внимания? Изречение «От добра добра не ищут» относится, по-моему, только к тем, кто сам видел зло, а тот, кто жил в неге и благополучии, даже от хорошего будет бегать и суетиться в поисках лучшего или еще неизведанного. Таким образом, только отболев, мы испытаем счастье от здоровья, только потеряв, оценим то, что имели, т. е. только присутствие отрицательных проявлений (зла) дает нам понимание прелести, достоинства добра. Можно предположить, что радость видеть каких-то людей, без которых мы не можем представить свою жизнь, ощущается просто сама по себе, равно как и чувства любви и дружбы, приходящие к нам словно через открытое окно нашей души.

Однако когда уходит любовь, человек нередко испытывает цепь отрицательных эмоций: горечь-обиду-тоску-усталость от жизни- негодование-ненависть-забвение. Каким же образом происходит превращение добра в зло и наоборот? Что рождает в человеке эти чувства? Полагаю, зло - это не происки дьявола, а стадия духовного развития человека, предусмотренная и данная нам Богом. Зло или добро по крупинке формируются чувствами человека (плохими или хорошими), мыслями, работой сознания и подсознания, его опытом, прижизненным или дожизненным. Душа теряет покой - это зло, вызывающее расстройство здоровья. Привнести в душу покой значит создать ситуацию, нейтрализующую отрицательные воздействия на душу извне или изнутри, выбрав иной, может быть, совершенно новый способ существования и взгляд на Мир, убедить себя в правильности избранного пути, настроить душу на новый лад, приведя ее в равновесие, в соответствие с законами Природы. Однако не следует рассчитывать, что существующее зло как-нибудь рассосется само собой, без нашего волевого вмешательства и злые люди сами станут добрыми. Непротивление злу со стороны порядочных людей дает большую свободу действиям негодяев, ухудшает жизнь большинству людей.

Может ли душа быть закодирована на вечный покой, на определенный ритм, и сможет ли она развернуться, окрепнуть, созреть в таком состоянии? При постоянном покое в душе человек может стать равнодушным к природе, к людям, к себе,- добро постепенно перейдет в зло: человек не может быть счастлив, видя вокруг себя огорчения, слезы и боль. Душа от огорчений и бед, как это ни парадоксально, становится сильней и чище, становится зрелой,- на этом примере видно, как зло рождает добро.

Только высокоразвитая душа, как зрелая часть Божественного сознания, может быть в покое. Нам же это не грозит, по крайней мере, в ближайшие 50 тысяч лет, да и то лишь в случае, если все мы будем стремиться к духовному совершенству.

Движения души регулируются Совестью, т. е. контролером сознания над мыслями и поступками. Но почему же одним совесть не дает покоя, а других не обременяет своим присутствием? Причина - в нашем сознании и подсознании, идущих на сговор со злом или на мирное с ним сосуществование. Человек без совести получает определенный покой, большие возможности, у него ослабевают моральные ограничения и значительно расширяется область нравственно допустимых поступков и поведения. Его не беспокоят душевные страдания, и, естественно, такими людьми овладевают алчность, зависть, злоба и ненависть, не знающие предела в своем движении. Эти чувства вырабатывают в организме яд зла, разрушающий психику, разум и душу, которая все равно, рано или поздно, теряет покой и равновесие. Космическим Законом установлен порядок ответственности за плохие поступки, за причиненное зло, ответственности, которой не удалось избежать никому - свое наказание и свою награду человек носит в себе.

Встречается нередко и так называемое воинствующее добро, насаждаемое силой, когда человек стремится делать добро (в своем понимании) другим вне зависимости от их желания и воспитания, ломая их волю и покой, лишая их индивидуальности и самостоятельности, ставя, порой сам того не понимая и не желая, в зависимость от себя опекаемого им человека. Такой доброхот вызывает у опекаемого внутреннее беспокойство и протест либо воспитывает в нем лень и трусость. В этом случае было бы честнее взять плату за совершенное добро, чем бить человека регулярными упреками. А чтобы никто не напоминал нам о сделанном ради нас или для нас добре, надо самим всегда помнить об этом, тогда как о эле помнить совсем не обязательно.

Зло нельзя победить совсем, потому что борьба с ним и есть жизнь - вечная и бесконечная борьба добра со злом, даже в самом человеке (это как существование черного и белого, дня и ночи), но борьба со алом необходима и никогда не бывает напрасной - злом человек проверяется и формируется в высокодуховную личность. Как закалка в воде раскаленного в огне металла делает более прочной его структуру, так и человек, испытавший и преодолевший зло, закаляется в борьбе с ним, становясь прочнее, чище и красивее. Борьба добра и зла внутри человека иногда делает его жизнь невыносимой. И далеко не каждый выдерживает эту внутреннюю борьбу. Одни, сопротивляясь натиску жизни, становятся сильнее, но ожесточеннее и безжалостнее. Другие, не выдержав напряжения борьбы, безвольно отдаются течению жизни или добровольно уходят из нее. Третыьже становятся сильными, яркими и чистыми. И их сила помогает преодолевать трудности, приобретать опыт жизни на Земле другим людям, она согревает и освещает их жизнь теплом и светом души своей.

  • Категория: Сочинения на свободную тему

Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнала, что такое добро, и наоборот. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Про одного человека говорят – это добрый человек. А про другую – что она злая.

С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным оно не было. Так мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются только добрые дела. А злые поступки всегда наказываются. Добро всегда возвращается к человеку в ответ таким же добром. Зло, как правило, приносит зло в ответ тому, кто его сотворил.

«Спешите делать добрые дела», – призывал один из русских поэтов. Кот Леопольд из знаменитого мультфильма в своей песенке поет о том, что «добрым жить на белом свете веселей». Но всегда ли добро бывает во благо? Случается и так, что добро из блага может превратиться в сильнейшее зло. Кажется такой незначительный пример: друг дал списать домашнее задание товарищу. Что в этом такого страшного? Ничего, если не брать во внимание тот факт, что товарищ недополучил каких-то знаний.

А если посмотреть на это чуть глубже? Ему легко досталась хорошая отметка, причем незаслуженно. В другой раз ему легко достанется еще что-то, отданное ему просто так, из добрых побуждений: убрали за него комнату в общежитии, потом прикрыли прогул на работе. И человек привык к безответственности. Она умеет отвечать за свои поступки. Сколько зла осознанно или неосознанно этот человек принесет окружающим, особенно близким людям.

Каждый человек, прежде чем совершить какой-либо поступок, должен задуматься: во благо ли он, даже если этот поступок продиктован самыми добрыми побуждениями.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы