На Страстной неделе (с Понедельника по Пятницу). Страстная Пятница: Христос умер на кресте

Главная / Досуг

Страстная пятница — это знак печали и горя, она олицетворяет смерть Иисуса.

Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его (Богослужение Поклонения Кресту).

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов.

Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.

По еврейскому закону, повешенный на кресте считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа , присудивши Его к такой смерти.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу , то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа . Это было около полудня, по-еврейски в шестом часу дня. Когда же распинали Его , Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не ведают, что творят».

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос , увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «Вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят , то есть с шестого часа (а по нашему счету, с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Великая пятница — день строгого поста.

Практически все знают, что такое Пасха, а вот что такое Страстная пятница — известно меньше.

Это последняя пятница накануне Светлого Воскресения (в этом году этот день приходится на 26 апреля 2019 года). А еще – это самый скорбный и без преувеличения, самый драматичный день в году.

Именно в пятницу Христос был предан суду, который приговорил его к смерти. И в тот же день казнь состоялась – Спасителя распяли на кресте. Горечь утраты, щемящее чувство несправедливости и в то же время светлая надежда на то, что совсем скоро Господь воскреснет…

Страстная пятница – это целая палитра чувств, а еще – уникальный день в церковном календаре, который связан со многими традициями и даже запретами.

События Страстной пятницы станут понятны, если мы отмотаем время всего лишь на один день назад и окунемся в атмосферу четверга (того самого четверга, который в народе назвали чистым).

Мысленно представим себе вечерю Господню – своеобразный прощальный вечер, который стал последним для Христа и его учеников. Конечно, ни один из 12 апостолов пока не догадывался о том, что спустя несколько часов Иисуса возьмут под стражу.


И только Иуда Искариот был в курсе происходящего, — ведь предатель уже начал свою подлую игру. Договорившись с недругами Спасителя, он в буквальном смысле продал своего учителя за 30 серебрянников.

К слову сказать, в наши дни ученые произвели несложные расчеты, которые вскрыли удивительный факт. Те 30 серебрянников – это сегодняшние 6 тысяч долларов . Именно в такую сумму Иуда оценил жизнь Господа.

Конечно, Христос знал о предстоящих мучениях, ведь он и пришел на землю для того, чтобы умереть, а затем воскреснуть. Через свою искупительную жертву Господь должен был спасти все человечество.

Но знал ли он в деталях о том, что случится через несколько часов? Едва ли. Поэтому сразу после вечери он отправился в Гефсиманский сад, чтобы уединиться и морально подготовиться к тяжелейшему испытанию. Вот как выглядит это место в день сегодняшний (Иерусалим, Израиль).


А тем временем Иуда уже находился там со своими подельниками. Остальные же 11 учеников расположились неподалеку от Спасителя. Четверг оказался весьма насыщенным днем, поэтому они очень быстро уснули — чистый воздух, сладостная тишина и сентиментальный лунный свет сделали свое дело.

Но Христу было не до сна. Момент его страданий, страстей очень подробно описывается в Библии. Спаситель устремил свои взоры к небу и просто молился Богу.


Пожалуй, все слышали выражение «страсти Христовы». Это не только название известного фильма, но и часть подлинной биографии Спасителя – события последних дней его земной жизни. Конечно, в этот момент он испытывал отнюдь не плотские, а душевные страсти.

Это то, что мы иногда называем словами «болит душа». Тягостные раздумья, ощущение неизбежности страданий и ужасной, несправедливой смерти.

Надо ли говорить, что в этом душевном борении человек особенно нуждается в поддержке своих близких – хотя бы в теплом слове и добром взгляде. Очевидно, Господь хотел получить именно это, когда подошел к своим ученикам.

Но те уже крепко спали, и Христос не стал будить их, не стал просить о помощи, хотя, безусловно, имел на то полное право. Просто это не входило в его миссию – Спаситель не делится страданиями, а несет свой крест до конца.

Спустя несколько часов он в буквальном смысле понесет огромный деревянный крест. Вместе с беснующейся толпой, представителями властей и небольшим количеством сочувствующих людей Господь дошел до места, называемого Голгофой (Матфея, глава 27).

Вот как оно выглядит сегодня (Иерусалим, Израиль).


Кричащие недруги, смеющиеся солдаты, перешептывающиеся заговорщики – их разноголосые крики превратились в омерзительный хаос, который глухим, печальным шумом отдавался в ушах всех собравшихся. Никто и не думал о том, что случится буквально через несколько минут. В мучениях и борении Господь умирает.

В ту же секунду случилось непредвиденное. На небе стало темно так, как будто резко наступила ночь или полное солнечное затмение. Камни у подножия креста треснули, а завеса в местном храме разорвалась ровно напополам.


Толпа не на шутку перепугалась. Те, кто еще недавно с гиканьем кричали и издевались над беззащитным человеком, поспешили отправиться домой. А многие солдаты, люди неробкого десятка, ощутили не только трепетный страх, но и глубокое почтение к умершему. Они поверили в то, что Христос действительно был Сыном Бога.

Спустя еще несколько часов, когда Голгофа обезлюдела, к кресту с телом Иисуса пришел один богатый человек, которого звали Иосиф. Совпадение это или нет, но точно так же звали земного отца Спасителя, мужа Марии. Он снял тело, бальзамировал его, запеленал и похоронил, т.е. положил в каменную гробницу.

На следующий день предатели испугались уже мертвого Христа. Ведь они помнили его обещание, что через три дня тот воскреснет. Поэтому они решили придвинуть тяжелый камень ко входу в гробницу, поставить на нем печать, а вдобавок выставить охрану, которая должна круглосуточно стоять на своем посту.


Нет, не знали те люди, что никакая охрана не сможет нарушить планы Бога, что миссия Христа будет выполнена только тогда, когда он воскреснет. А значит, осталось только подождать исполнения этого обещания.

И это был как раз тот случай, когда обещанного ждут не три года, а три дня. Ведь уже в воскресенье случится великое чудо, которое и сегодня помнит добрая половина человечества. Мы называем его – праздником надежды и добрых перемен, победы жизни над смертью, весны над зимой, сил света над силами тьмы.

А вот другого героя этой истории ждала самая настоящая смерть, без перспективы воскресения. Иуда Искариот так и не успел насладиться своими 6 тысячами долларов. После смерти Христа он страшно испугался за свой проступок, поняв, что совершил нечто ужасное.

Взяв кошелек с 30 злополучными серебрянниками, предатель направился к заговорщикам, чтобы вернуть им деньги. Вот только жизнь невинно убитого было не вернуть. Да и злоумышленникам не было никакого дела до этих кровавых монет.

Иуда пришел в смятение и бросил деньги прямо в храме. Серебрянники покатились по полу, тревожно звеня и подпрыгивая. Этот зловещий звук как будто предвещал скорую трагедию. Искариот побежал из города и повесился на первом попавшемся дереве.

Предание гласит, что сначала он хотел удавиться на березе, но та испугалась и побелела от страха. Тогда предатель совершил самоубийство на осине. С тех пор осиновый куст больше других дрожит на ветру – видимо, он так и не пришел в себя от случившегося…

Из этого короткого рассказа становится понятным, что такое событие – это настоящая драматичная история, и Страстная пятница называется так неслучайно.

К слову сказать, все дни последней недели перед Пасхой называются страстными (как и сама предпасхальная неделя). Например: (он же Чистый), Страстная пятница, Страстная суббота. А еще эти дни принято называть великими, ведь они являются наиболее значимыми и почитаемыми в христианстве.

Таким образом, Страстная пятница – это без преувеличения великий, драматичный день, который и сегодня требует от нас особого настроя и уважения.

Богослужения в Страстную пятницу: вынос плащаницы

В такой день утреннее богослужение не проводится. А вот днем на службе примерно в 15 часов, когда по библейскому описанию, Спаситель «испустил дух», т.е. умер на кресте, совершается .

Плащаница – это довольно необычная икона. Все мы привыкли к тому, что обычно образ нарисован на твердой поверхности.

Однако в случае с плащаницей изображение наносится на плотную ткань (плат, откуда и пошло название). На ней изображен Христос, положенный в гроб. Выносят икону несколько священнослужителей, облаченные в одежду темных оттенков в знак траура.


В храмах обычно создают затемнение, свет идет только от мерцающих свечей. В такой обстановке действительно создается особое настроение, в котором сливается много контрастных эмоций: скорбь по усопшему, обида и досада за предательство людей, совершивших тяжкий грех.

А еще, возможно, человек может испытать ощущение приближающегося праздника, который знаменует торжество жизни над смертью Ведь пройдет еще всего 2 дня, и мы скажем: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Что нужно делать в Великую пятницу перед Пасхой

Часто верующие задают вопросы о том, что можно и что нельзя делать в Страстную пятницу перед Пасхой. Действительно, это особый день в году, и многим будет полезно узнать, как подобает вести себя в связи со случившимися 2000 лет назад событиями.

Самое главное, что нужно сделать на Страстную пятницу – это даже не посещение храма. Ведь у многих занятых людей действительно может не остаться времени. Тем более, служба с выносом плащаницы проводится днем, когда многие еще находятся на работе. Однако отдать дань уважения Господу может каждый.

В такой день стоит уделить внимание размышлениям о подвиге Христа и прочесть соответствующую библейскую историю (например, 23 глава от Луки).

Не будет лишним и подать милостыню, сотворить любое доброе дело, которое действительно принесет кому-то радость. Можно навестить родного человека, с которым давно не общались. Примириться и простить обиды, которые уже давно накопились и дают знать о себе.

Словом, для современных людей есть определенная свобода выбора, которая не отрицается представителями церкви. Главное – это благие устремления, искреннее желание отдать Господу дань уважения.


Что нельзя делать в Страстную пятницу

Издавна на Руси в такой день старались соблюдать весьма строгие правила, например:

  • ничего не делать по хозяйству;
  • не шить, не разрезать ткань;
  • ничего не готовить, не разводить огонь;
  • не работать на земле, не копать и т.п.

Однако вполне понятно, что образ жизни современного человека изменился до такой степени, что порой у нас просто нет выбора. Нам нужно идти на работу, одевать и кормить детей, помогать своей семье, заниматься хозяйством, готовить ужин и т.п. Поэтому каждый поступает в соответствии с обстоятельствами.

Соответствующий комментарий дают многие представители Русской Православной Церкви, например, протоиерей Иоанн Макаренко.

При этом интуитивно понятно, что точно нельзя делать в Великую пятницу перед Пасхой:

  • предаваться любым плотским утехам;
  • проводить день в увеселении;
  • принимать алкоголь;
  • смотреть развлекательные передачи, представления и т.п.

Подобное поведение само по себе не предосудительно – каждый человек стремится к удовольствиям. Но в такой скорбный день верующий человек не может радоваться в полной мере.

Ведь в эти часы 2000 лет назад произошло одно из самых трагических событий в истории человечества. И веселиться в Страстную пятницу – это почти то же самое, как если бы в день похорон или поминовений устроить вечеринку.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Среди вопросов о том, что можно делать в Страстную пятницу, верующие интересуются и выпеканием куличей и крашением вареных яиц.

Согласно традиции сделать это лучше в Чистый четверг или по крайней мере в субботу. Нежелательно заниматься подобными делами в пятницу, исключая только ситуации крайней необходимости.

Пост в Страстную пятницу

Также один из важных вопросов – что нельзя есть в Великую пятницу перед Пасхой. Это время считается самым строгим во время всего Великого поста. Верующим не следует ничего кушать и даже пить воду вплоть до окончания богослужения и выноса плащаницы.

А после, вечером, можно попить воды и поесть хлеба. Никаких блюд готовить не нужно – все это время продолжается скорбь по распятому Господу.

Довольно жесткие правила продолжают действовать и в субботу. Тем лучше будет сам праздник – Светлое Христово Воскресение, когда разрешается вкушать любую еду, да и несколько бокалов хорошего красного вина также не возбраняются.

При этом представители церкви говорят о том, что каждый человек должен действовать по своим ощущениям. Например, если кто-то болен желудком или речь идет о беременной женщине или кормящей матери. Конечно, тогда от еды и воды отказываться не стоит, ведь речь идет о здоровье.

Вот комментарий протоиерея Александра Ильяшенко по этому поводу:

Народные традиции в Страстную пятницу

Конечно, любое значимое событие многолико отражается в зеркале народной истории. Спустя несколько столетий получается так, что в памяти людей памятная дата начинает жить собственной жизнью. Что-то подобное случилось и с Великой пятницей.

Например, на Руси в этот день нередко выпекали сдобу, например, булочку — в виде креста. Считалось, что такой хлеб никогда не покроется плесенью. А моряки брали булочки с собой в дальние походы и верили, что они будут талисманом корабля и уберегут от морских катастроф.

Был и еще один обычай, который каждый из нас может добавить в свою копилку добрых дел. Богатые люди непременно угощали своих близких, знакомых и даже обычных прохожих сдобой, молоком, творогом или яйцами.


Еще один интересный обычай – верующие стремились принести из церкви 12 горящих свечей, с которыми они стояли на службе. Эти свечи несли зажженными, ставили в любой части дома и давали им догореть до конца. Считалось, что в течение всего года (12 месяцев) в доме будет мир и достаток.

Таким образом, Страстная пятница – это трагический день, посвященный воспоминаниям о земной смерти Христа. Однако праздник будет совсем скоро, ведь Господь непременно воскреснет.

И когда придет Пасха, каждый может искренне порадоваться и насладиться этим торжественным моментом, занимающим центральное место во всей христианской религии.

Великий вторник Страстной седмицы

Распятие Иисуса

Казнь Иисуса назначили на вторник, 17 апреля 29 г. Поскольку Ирод Антипа и Понтий Пилат отказались признать Иисуса виновным, то они разрешили Каиафе самому наказать Иисуса. Для экзекуции было отведено место в центре города. Для исполнения приговора назначены два палача: один высокого роста, другой немного ниже. Плети, которыми били Иисуса, имели по пять хвостов неравной длины. На конце каждого хвоста были прикреплены железные грузила, чтобы плети крепче обхватывали тело и, сдёргиваясь с него, рвали кожные покровы. Перед тем как отправить Иисуса в путь, его долго и много били. Сначала Иисуса за вздёрнутые руки привязали к столбу и стали хлестать плетьми вначале по спине, затем по груди и по животу. Двое из толпы палками били Иисуса по голове, сломав ему при этом переносицу. Иисус молча вынес все побои, не проронив ни звука. Зато все палачи просто выбились из сил.

Когда после этого наказания Иисуса облачили в белую рубаху, она тут же превратилась в багряницу. На голову Иисусу надели терновый венок, а на шею повесили табличку: «Я-Бог». Надпись была сделана на четырёх языках – на арамейском, на иврите, на греческом и на латыни. Иудейские священники, увидев эту надпись, стали возмущаться. Иисуса хотели казнить как богохульника, как царя-самозванца, но не как Бога. В том, что в Иисусе присутствует некая божественность, никто не сомневался. Любой человек, увидев Христа, начинал ощущать невероятную силу и энергию, исходившую от него, мистический трепет охватывал каждого, кто чувствовал это.
Иисус молча сносил все побои и издевательства, подтверждая своё учение – Бог любит всех, Он не может никому причинить боль и страдание, даже своим палачам. Бог никого не наказывает!

Иудеи кинулись к Пилату, требуя изменить эту надпись на другую: «Я – Царь Иудейский». Пилат отказал им в этой просьбе, заявив: «Что написал, то написал. Вы же его обвинили, что он Бог. Если он считает себя царём иудейским, то это не грех. Царей у Иудеи может быть много. Вы его в этом обвиняете. Я его в этом не обвиняю. Я не хочу, чтобы на мне была кровь этого праведника». В Библии же говорится, что на табличке было написано: «Иисус Назорей – Царь Иудейскиий». Это слишком большая надпись и она просто не могла уместиться на небольшой дощечке на четырёх языках. Первыми это поняли живописцы, которые пытались на полотнах уместить эту надпись, эта надпись просто не умещалась. Тогда был найден выход – на небольшой табличке на кресте просто изображались четыре латинские буквы – JNRJ, которые расшифровывались: Jesus Nazarenus Rex Judaeorum (Иисус Назорей – Царь Иудейский). Писать на табличке непонятные никому четыре буквы было просто бессмысленно. На самом деле была короткая надпись: «Я-Бог», без всяких сокращений. Римские священники, переделывая Библию в 325 году, пытались умолчать этот факт .

Иисус должен сам нести свой крест, на котором предстояло ему принять мучения. Крест, сделанный из дуба, был очень тяжёлый. Высота креста была 2.5 метра, ширина – 1.5 метра. Вместе с Иисусом к распятию приготовили двух преступников, издевательски сказав при этом: «Ты же Бог, а это два твоих ангела, пусть они тебе помогут».

Когда измученный и физически обессиленный Христос падал под тяжестью своей ноши, тогда палачи, идущие рядом, вновь били его плетьми, пока он не поднимался на ноги. Симеон, идущий с поля, увидел, как упал Иисус, разбив себе колено в кровь, и тяжёлая балка креста ударила его по спине и ногам. Тогда Симеон, не думая о том, что с ним будет, бросился на помощь Иисусу. Солдаты, сопровождающие процессию, уже порядком устали, и им надоело вместе с Иисусом тащиться по пыльным и грязным улицам Иерусалима. Поэтому никто Симеона не остановил, а Иисус пошёл рядом, иногда слегка придерживаясь за крест. Иисуса на Голгофу во время крестного пути сопровождала большая толпа. В подавляющем большинстве своём это были люди, которые в него не верили и не признали его учения, но шли посмотреть на казнь из любопытства. Среди них было много тех, кто раньше хотел ходить вместе с Иисусом и кого он отправил от себя, видя их жадность, хитрость, завистливость и алчность. Таких людей Иисус возле себя не держал, и они были обижены и озлоблены за то, что он их отверг. Простые евреи – земледельцы и скотоводы, наоборот, сильно горевали и переживали за Иисуса, но сделать ничего не могли. Они боялись за свои жизни, за своих детей, страх буквально парализовал их волю. Эти люди ещё не созрели для решительных действий, не были готовы ни к восстание, ни к защите кого бы то ни было.

Во время крестного пути одна женщина по имени Вероника вытерла измученному Иисусу лицо платком. И на этом куске материи неожиданно проявился лик Спасителя.


Лик Христа

Голгофа – это холм, имеющий форму черепа, в окрестностях Иерусалима. На еврейском языке «Голгофа» означает «череп».

Сначала был закопан в землю крест. Рядом с крестом была поставлена тумба, похожая на скамейку. Чтобы крест под тяжестью тела не раскачивался в разные стороны, он был крепко прибит к этой тумбе. Распятый человек не висел на кресте, а опирался ногами на деревянную тумбу. При этом ноги его были прибиты к тумбе, чтобы он не мог даже пошевелиться. Это было сделано для того, чтобы казнённый, мучаясь подольше, сохранял силы и не умирал слишком рано. Не все распятые люди были приговорены к смертной казни. Некоторых из них после нескольких дней мучений снимали с креста и отпускали на волю. Руки казнённого были прибиты к поперечной перекладине креста.


Икона «Распятие»
Тема Распятия столь значительна, что русские иконописцы создали несколько ее вариантов. Самый древний и краткий принят от византийцев и воплощен во фресках храма Святой Софии в Киеве XI века. На фресках представлен распятый на Голгофе Христос, ему предстоят Богоматерь и юный Иоанн Богослов. Голгофа представлена в виде горок, внутри которых белеет череп Адама, погребенного по преданию на месте распятия Иисуса Христа.
Самый сложный и многолюдные композиции Распятия появились в XVII в., они наглядно представляли мотивы Апокалипсиса: встающих из гроба метвецов и солнечное затмение в виде скручивающегося небесного свитка. Зримыми стали и страдания Христа.

Икона «Распятие»


Воинов иконописцы располагали по сторонам креста; один из воинов пронзал тело страдальца копьем, другой подносил ему губку, чтобы разжечь раны и возбудить жажду; здесь же были воины, по жребию делившие одежды Христа. Перед распятым Христом кроме Марии и Иоанна появляются плачущие жены, а также Лонгин-сотник – он был первым, кто, глядя на муки Христа, воскликнул: «Воистину, он был сын Божий».
Был еще один вариант Распятия – с разбойниками. Одновременно с Иисусом Христом, по Евангелию, распяли еще двух разбойников; один из них, раскаявшись в содеянном зле, уверовал в Христа как в Бога, и за веру после смерти своей был принят в рай. Иногда русские иконописцы изображали его отдельно, икона так и называлась «Благородный разбойник Рах».

Икона «Благоразумный разбойник»

Икона «Благородный разбойник Рах»

В тело Иисуса Христа было вбито четыре гвоздя. Два гвоздя проткнули ему запястья рук, ещё два гвоздя пронзили ноги. Пока крест закапывали в землю, Иисус обратился с речью к иерусалимцам:
- Дочери иерусалимские, берегите своих детей. Не дайте в их душах поселиться злобе, зависти, жестокости. Будьте милосердны друг к другу, прощайте друг друга, любите друг друга, и тогда Бог поселится в душе каждого из вас. Простите за всё, что я когда-то для вас сделал.

После распятия адская боль пронзала всё его тело. Иисус стискивал зубы от напряжения, стараясь при этом отключить своё сознание, как он этому научился в далёкой Индии и у тибетских монахов. Ему удалось ввести себя в состояние, подобное сну, и хоть немного облегчить свои мучения. Когда стражники предложили ему специальный обезболивающий напиток из уксуса и желчи, который давали всем осуждённым, чтобы облегчить страдания казнённым, он просто молча отвернул в сторону голову. На Иисусе, распятом на кресте, осталась лишь одна набедренная повязка.
«Один из них подбежал, смочил губку в винном уксусе, надел на палку и подал Иисусу, чтобы тот пил». Евангелие Марка.
Из толпы наблюдающих за казнью раздавались крики: «Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси себя сам! Если ты Сын Божий, то сойди с креста!»

Первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
«Других спасал, а себя самого не может спасти. Если он Божий Сын, пусть теперь сойдёт с креста, и мы уверуем в него. Пусть теперь Бог избавит его, если он угоден Ему. Он сам сказал: я Божий Сын».

Разбойники, распятые вместе с ним, вели себя по-разному. Один из повешенных злодеев ругал Иисуса и говорил: «Если ты Христос, спаси себя и нас. Нас из-за тебя распяли, как твоих ангелов. Мы из-за тебя страдаем».
Другой унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а он ничего худого не сделал».
Напоминанием об этих двух распятых с Иисусом служит косая нижняя перекладина на кресте у православных христиан. Поднятый вверх конец как бы указывает на того разбойника, который восхвалял Иисуса, а опущенный конец – на того, который его ругал.

Рано утром на второй день разбойников сняли с креста и отпустили на волю. Они своё наказание отбыли. Иисус же остался висеть на кресте. Солдаты, сжалившись над Иисусом, тронутые его мужеством, сняли с его головы терновый венок. И позволили пришедшим женщинам дать вина казнённому. Иисус провёл на кресте почти неделю.
Иисус своему любимому ученику Иоанну поручил заботиться о своей матери ещё задолго до распятия. Во время казни на Голгофе не было ни Девы Марии, ни Иоанна. Иоанн, узнав о точном дне казни Иисуса, отправился в Назарет за Марией, решив при этом прийти с ней в Иерусалим на второй день после казни. Марию застал он взволнованной, она рассказала ему, что, когда она прилегла вчера отдохнуть после обеда (вторник), ей приснился Иисус – он звал её и просил помощи, проснувшись, она почувствовала страшную боль в сердце, которая до сих пор не прошла. Иоанн не стал ничего рассказывать, объяснив причину своего прихода тем, что Иисус желает её видеть в Иерусалиме в субботу. Мария сразу почувствовала что-то неладное, она не находила себе места ни в последний день перед дорогой, ни в дороге, особенно ей стало плохо, когда до Иерусалима оставалось всего полдня пути.

Когда достигаешь свободы,
То можно ступать по воде,
По воздуху плыть, как по водам.
За это – страдать на суде,
На рабском суде всенародном…
Но страшен ли пыточный крест,
Когда наступает свобода,
Когда ты навечно воскрес!

Великая среда Страстной седмицы

Среда на Страстной неделе – это день, когда Церковь вспоминает предательство Иудой Искариотом своего учителя Христа за 30 сребреников.
Кроме того, в этот день вспоминается Евангельская история о грешнице, омывшей миром голову Иисуса.

Страстная седмица – седьмая неделя Великого поста – целиком посвящена воспоминаниям о страданиях, Крестной смерти и погребении Иисуса Христа.
Согласно Евангелию от Матфея, ночь на среду Господь провёл в Вифании (Мф. 26, 6–17). Здесь в одном из домов некая женщина, которую Евангелист называет грешницей, возлила на голову Иисуса драгоценное миро (смесь растительных масел, душистых трав и смол).

Исторически помазание миром на Востоке употреблялось как при помазании царей и первосвященников, так и в обыденной жизни богатыми и знатными людьми. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду и даже ноги. Зная нелюбовь Христа к роскоши, его ученики разозлились на женщину за своего рода «растрату», так как миро можно было продать за большие деньги, которые затем раздать бедным. При этом сам Христос не только принял её дар, но и сказал: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала». Христос оправдал поступок кающейся грешницы, потому что посчитал, что он продиктован верой и сердечным сокрушением. Эта женщина пришла к Иисусу не затем, чтобы получить телесное исцеление – это было стремление воздать ему честь и получить исцеление душевное.

Кроме того, как посчитал сам Христос, через возлияние мира кающаяся грешница как бы уготовала Его на смерть и погребение: «Возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори».

Итак, Церковь прославляет поступок женщины, одновременно противопоставляя его на контрасте предательству Иуды, которое было совершено в тот же день.

Итак, в церковной службе Великой среды прославляется жена-«грешница» и порицается сребролюбие и предательство Иуды.
В среду, равно как и в понедельник и вторник на Страстной, совершается Литургия Преждеосвященных Даров – последняя в течение Великого поста. Кроме того, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. С этого момента земные поклоны прекращаются до праздника Троицы (исключение – поклоны перед Плащаницей).

Также Великая среда обычно является для верующих днём исповеди накануне Великого четверга. Дело в том, что в четверг на Страстной православные стараются причаститься – но не все прихожане могут успеть исповедоваться в сам этот день, поэтому в храмах накануне идёт большая исповедь. Священнослужители отмечают, что для прихожан вечер среды – это уникальная возможность исповедоваться более подробно, чем в обычные дни, и призывают ею воспользоваться.

Великий (Чистый) Четверг

В четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого (Евхаристии).

За два дня до прихода Христа в Иерусалим собрались враги Иисуса, с ними один из двенадцати учеников его – Иуда; за тридцать серебренников он пообещал выдать учителя. Случилось это накануне ветхозаветной Пасхи – древнего праздника в честь счастливого исхода иудеев из Египта. Иисус, как свидетельствуют евангелисты, знал о предательстве Иуды и пасхальную трапезу, последнюю в своей земной жизни, решил разделить с учениками. Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни.


Икона "Омовение ног"
Тема «Омовение ног» в иконописи иногда изображалась отдельно. Христос, в трактовке иконописцев, свершал омовение или стоял с полотенцем в задумчивости перед Петром; Петр с оголенным д околен ногами сидел в позе размышления.

Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них старше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем омовения ног апостолам. «Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви: «Явил делом, что возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их». См. .
Апостолы, как и было принято в Пасху, за праздничным столом пробовали мясо пасхального агнца, пресный хлеб, горький салат и вино. Неожиданно для всех Иисус Христос сказал: «Один из Вас предаст меня,- а на вопрос, кто именно, ответил: … тот, кому я, обмакнув, кусов хлеба подам»,- и дал хлеб Иуде. Апостолы не сразу поняли, что случилось, но Иуда под покровом ночи покинул дом.
После бегства Иуды, Христос, оставшись с учениками, преломил хлеб, благословил его и раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть тело мое,- потом взял чашу, благословил и подал ученикам: - Пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя Нового Завета, на многих изливаемая во оставление грехов». Так, по преданию, сам Христос показал, каким должно быть христианское богослужение, дал начало христианской Пасхе словами: «Сие творите в мое воспоминание»,- превратил праздничную трапезу в прощальную вечерю, напоминающую о смерти Иисуса Христа.


Икона «Тайная Вечеря».
Сюжет Тайной вечери был широко распространен в древнерусской стенописи, а с XV века – в иконописи.


В соответствии с евангельским текстом, участников трапезы иконописцы компоновали вокруг стола, но Христа всегда можно узнать: правой рукой он благословляет апостолов, левой – держит свернутый свиток. Также безошибочно узнаем Иуду, он тянет руку к чаше.
В XVII веке «Тайную вечерю» помещали над входом в алтарь, такие композиции имеют вытянутую форму. На иконах того времени можно видеть интересные детали, касающиеся русского быта. Так, например, известно, что в старой руси за столом пользовались ножами, тарелки для мяса заменяли большие ломти хлеба. Именно такую «сервировку» можно видеть на иконах XV-XVII веков. Совсем иначе выглядит стол трапезы XVIII столетия, заполненный чашами, кубками и даже вилками, котоыре еще в XVII веке были на пиру лишь привилегией царя и царицы.

События, совершившиеся во время тайной вечери после ухода Иуды, нашли воплощение в теме Евхаристии. Слово «Евхаристия» дословно в переводе с греческого означает «благодать». Так называли обряд , свершаемый во время литургии – главнейшей части христианского богослужения.


Икона «Евхаристия»
Иконография Евхаристии широко распространилась на Руси еще в домонгольское время главным образом в стенописи. Обычно изображали две повторяющиеся сцены: в одной Христос, стоящий у престола, причащает хлебом, в другой – вином. Хлеб и вино символизировали тело и кровь Христа, воплощали идею жертвенности во имя спасения человечества.

В четверг в доме прибирают, пекут куличи, красят яйца. В Чистый Четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться - символически очиститься от грехов и суеты...
В Чистый Четверг крестьяне очищали дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора, грязи и пыли. В первую очередь обновляли и мыли иконы и лампады. Потом тщательно мыли полы, стены, потолки избы, стол и лавки, оттирали песком, скоблили ножом. В народе говорили: «Если в Чистый Четверг вымоешься и вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет»...
После уборки, проведенной в Чистый Четверг, в домах не убирали и не мели полы до Пасхи, чтобы «не засорить глаза лежащему во гробе Христу». В некоторых областях в этот день перемывали всю посуду в доме, а молочные крынки еще и окуривали женскими волосами, объясняя важность этого занятия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя...
В этот день устраивалась большая стирка - перестирывалась вся одежда, постельное белье, скатерти, занавески и полотенца, а также коврики, половики и подстилки. Все выносилось на просушку во двор, а вся семья в ночь с четверга на пятницу ложилась спать на «гороховине», гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере, например, матери учили дочерей, а тещи - невесток: «Все надо выстирать, даже портяночка и та Пасхе радуется»...

Эту икону Богоматери иногда называют «Симеоново проречение» (так же, как и икону «Умягчение злых сердец») – от слов Симеона Богоприимца, когда он, предрекая судьбу Иисуса Христа, обратился к Богородице со словами: «… и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Это оружие (меч) часто изображается на иконе Богоматери направленным в сердце Пресвятой Богородицы. Кроме креста на иконе Богоматери подробно изображены все прочие орудия страстей и предметы, так или иначе связанные с последними днями Христа: рука, ударившая Спасителя по ланите, плеть, гвозди, игральные кости, которыми бросали жребий стражники, делившие одежды Распятого.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

Изображённый на иконе Богоматери столп перешёл в христианскую иконографию из греко-римской мифологии, где он указывал на небожительство изображенного на нём (на вершине столба часто изображался Юпитер). Столп в христианстве стал религиозным символом духовной силы и твёрдости. На иконе Богоматери «Плач при кресте» на столпе изображён петух из евангельского повествования о троекратном отречении апостола Петра до того, как трижды пропел петух. Некоторые исследователи считают, что первоначально на колонне изображался пеликан, как символ жертвенности.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

В одном из древних сочинений рассказывается о том, как самка пеликана в порыве любви задушила своего детёныша, и вернувшийся самец, чтобы оживить умирающего птенца, пропоров свой бок клювом, дал детёнышу напиться своей крови. В эпоху Возрождения сюжет был иллюстрацией концепции, по которой Кровь Христова излилась во спасение человечества. Лестница тоже является одним из инструментов Страстей Христовых – её использовали в поднятии на Христа Крест и снятии Его с Креста.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

Страстная Пятница

В Великую – Страстную Пятницу верующие вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя Иисуса Христа. В пятницу Иисус Христос "умер" на Кресте.

"Смерть Иисуса"

Когда Иисус перестал дышать, неожиданно началось сильное землетрясение. Многие дома были разрушены, поднялась песчаная буря. Солнца не было видно, наступила тьма. Люди, увидев это, ужаснулись. Сама природа оплакивала смерть Божьего Сына.
«В тот же момент завеса в храме разорвалась на две части сверху донизу. Затряслась земля и раскололись скалы. Раскрылись могилы, и многие умершие праведники воскресли. Они вышли из могил и после воскресения Иисуса пошли в святой город, где их видело много людей». Евангелие Матфея.
«Было около шестого часа, и по всей земле вдруг стало темно, и так продолжалось до девятого часа. Солнце померкло, и завеса в храме разорвалась на две части». Евангелие Луки.
Священники, испугавшись, что сейчас народ поднимется на восстание, тут же усилили возле его тела охрану. После того как Иисус безжизненно поник головой, к нему приблизился солдат и сделал то, что предписывалось правилами,- ткнул копьём ему под ребро. У мёртвых людей из раны появляется чёрная свернувшаяся кровь. У Иисуса из раны стала сочиться свежая алая кровь, это указывало на то, что он на самом деле ещё жив. Поэтому Христа оставили висеть на кресте ещё до пятницы, ожидая полной его смерти.

Погребение Иисуса

В пятницу, 20 апреля , к Понтию Пилату пришёл Иосиф Аримафейский – очень влиятельный человек, один из 72 членов высшего суда Иудеи – синедриона. Иосиф обратился к Пилату с просьбой – выдать ему тело Иисуса Христа для почётного погребения в собственной гробнице. За это Иосиф был готов даже заплатить крупный денежный выкуп. Пилат с большим уважением относился к этому человеку, поэтому удовлетворил его просьбу, не взяв никакого выкупа. К тому же Пилата мучила совесть за то, что по его приказу лишился жизни невиновный человек, праведник. Пилат послал на место казни человека узнать, действительно ли умер Иисус.
В это время возле Иисуса находились два человека – Иоанн Заведеев и старейшина религиозного общества ессеев. Этот старейшина обратился с просьбой к сотнику, руководившему охраной места казни, не перебивать колени умершему Иисусу. По обычаю того времени умершему на кресте раздрабливали колени, чтобы окончательно убедиться в смерти последнего. Старейшина знал, что на самом деле Иисус ещё жив.
Старейшина объяснил сотнику, что распятый действительно был уважаемым человеком и достоин почётного погребения, за него сейчас Понтию Пилату будет заплачен большой выкуп, поэтому не стоит портить тело умершего. Сотник разрешил не ломать колени Иисусу. Он даже знал, что Иисус всё ещё жив, но не стал никому говорить об этом.
«Был день приготовления, и в субботу тела не должны были висеть на крестах, к тому же это была особенная, пасхальная суббота. Поэтому иудеи попросили Пилата, чтобы распятым позволили перебить ноги и снять их тела с крестов. Солдаты пришли и перебили ноги сначала одному распятому, затем другому. Когда же они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже мёртв, и не стали перебивать Его ног». Евангелие Иоанна.
Тайные ученики Иисуса – Иосиф Аримафейский и Никодим, получив от Понтия Пилата разрешение на выдачу тела, приступили к делу. В пятницу в полдень тело Иисуса было перенесено в гробницу Иосифа, находящуюся недалеко от места казни. Иосиф и Никодим, запеленав тело Христа, пропитали бинты раствором, изготовленным из лекарственных масел и бальзамов. Этот раствор Иисус приготовил ещё задолго до своей казни.


Икона "Снятие со Креста Иисуса Христа"
В центре иконописной композиции «Снятие с креста» - обнаженное мертвое тело Христа, перед ним – Мария и Иоанн, Никодим и Иосиф вынимают гвозди из ног Христа. На поземе иконописцы иногда писали корзину, символ того, что Никодим и Иосиф Аримафейский не побоялись открыто отдать Христу последний земной долг – принесли благовония для помазания тела его, как того требовал обычай.

«Никодим принёс около тридцати килограммов смеси из мирры и алоэ. Они сняли тело Иисуса и завернули его вместе с бальзамом в полотна из льняной ткани. Таков был иудейский погребальный обычай». Евангелие Иоанна.
«Иосиф взял его, обернул чистым льняным полотном и положил в принадлежащую ему недавно купленную гробницу, выдолбленную в скале». Евангелие Матфея.


Икона "Положение во гроб"
На первом плане иконописцы писали гроб с телом Христа, у изголовья гроба – приникшую к мертвому Сыну Марию, а рядом с ней – Иоанна; здесь же стояли Иосиф Аримафейский и Никодим, пришедшие на Голгофу женщины. «Положение во гроб» в западном искусстве называется «Оплакивание». В русской живописи этот сюжет известен с середины XII века в фресках Спасо-Преображенского монастыря Мирожского собора в Пскове. В иконописи тема распространяется, очевидно, с XV века, когда сформировался иконостас.

До четырёх часов вечера длились все процедуры. Затем тело Иисуса, смазанное благовониями, аккуратно запеленатое в бинты, завернули в огромную белую плащаницу. Утром на тело Иисуса пришли взглянуть римские солдаты и убедились, что он действительно погребён по всем законам. После того как все проверяющие убедились в смерти Иисуса, вход в гробницу был завален большим камнем.
Утром иудейские священники были просто в шоке, узнав, что Иисус погребён в личной гробнице Иосифа Аримафейского - члена того самого синедриона, который и осудил Иисуса на смерть. И ему помогал другой член синедриона - Никодим. И римский наместник Понтий Пилат распорядился выдать тело казнённого богохульника для почётного погребения.
Первосвященникам показалось, что здесь кроется какой-то заговор против них. Священники и фарисеи обратились с просьбой к Пилату:
- Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну.

Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики его, придя ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мёртвых. Иначе будет последний обман хуже первого.
Пилат, который был сильно зол на священников, до этого угрожавших ему доносом в Рим, резко ответил им:
- Имеете стражу – пойдите, охраняйте, как знаете.

Каиафа распорядился поставить у гробницы стражу и приложить к камню печати. Ему не понравилось поведение Пилата, который слишком явно сочувствовал Иисусу. На римскую власть более полагаться было нельзя – теперь следовало всё делать самим.

В Страстную Пятницу нельзя, шить, стирать, заниматься домашними и полевыми работами. Хотя в некоторых регионах в Страстную Пятницу пекут куличи и садят капусту.
А в ряде католических стран страстная пятница даже выходной день.

Страстная пятница у православных и грекокатоликов - самый скорбный день в году.
В храмах трижды читают Двенадцать Евангелий - отрывки о событиях страстной пятницы две тысячи лет назад - прощальная беседа Христа с учениками, молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода.
В этот день верующие ничего не едят до выноса плащаницы - момента, когда из-за алтаря на середину храма выносят плат с изображением Христа во гробе в полный рост. Это обычно происходит во второй половине дня.
Но даже после этого есть можно только хлеб и пить воду. Исключения делают только для детей и больных.

Приметы страстной пятницы

В народе сохранилось множество суеверий и примет, связанных со страстной пятницей. Некоторые из них удивляют.
Например, в страстную пятницу никакой домашней работы делать нельзя: ни шить, ни стирать, ни даже резать. Интересно, что при этом во многих регионах Украины есть обычай печь пасхальные куличи - паски - именно в пятницу.

Великая суббота

В этот день: время умиротворения и гармонии, вспоминают пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад, освящают куличи и яйца.


Икона «Сошествие в ад»
В древнерусской живописи «Воскресение Христово» изображали в виде «Сошествия в ад». Центр композиции – изображение Христа в светлой лучистом ореоле славы над черной бездной ада. По сторонам от Христа – поднявшиеся из гробов ветхозаветные праведники, Иисус Христос протягивает руку Адаму и Еве.
Иногда картину ада художники конкретизировали: писали разрушенные створки адских врат, сорванные с них ключи и замки; сам ад олицетворял бывший там сатана, которого связывали ангелы.

Последний день страстной недели. Великая Суббота - день безмолвной молитвы. «Да молчит всякая плоть человеча» у гроба Господня. Время умиротворения и гармонии, внутреннего ожидания воскрешения Спасителя. В этот день вспоминаются пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад для возвещения там победы над смертью.

Покой дня субботнего не тоже самое, что безделие. Покой лишь внешнее проявление, т.к основная духовная работа в этот день уходит внутрь человека.

Еще на Утрене народ с зажженными свечами, как принято на отпевании, повторяя «Трисвятую песнь», обходит храм. Великая Суббота для верующих – миг прикосновения к тайне, когда сердце наполняется предпасхальной радостью. Когда свершается великое чудо в Иерусалимском храме Воскресения – схождение Благодатного огня .

Как лучше провести день Великой Субботы православным верующим?
В этот день:
посещаем богослужения;
освящаем яйца, куличи, творожную Пасху;
стремимся сердцем почувствовать схождение Благодатного огня Божественной любви к нам;
готовимся достойно встретить Светлое Христово Воскресение.
В Великую Субботу в продолжение всего дня в храмах совершается освящение куличей, пасок и яиц. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и длятся до ночи, так что последние песни субботней пасхальной полунощницы сливаются с голосами пасхальной заутрени.

Древний обычай христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение апостольских деяний. И, ввиду того, что предыдущий день прошел в строгом посте и предстояло долгое бдение, в Великую Субботу Церковь разрешает православным подкрепить свои силы благословенными хлебом и вином.


Сошествие во ад. Икона.

Икона «Сошествие во ад».

"Слово «чистилище» взято из католичества, но с католическими представлениями панорама того, о чем пойдет речь, совпадает далеко не во всем. Можно было бы применить к этим слоям также термин «шеолы», но иудаистические картины этих теневых стран умерших тоже отнюдь не будут повторены в моем изложении.
Чистилища различных метакультур несколько отличаются друг от друга; даже отдельно взятое, каждое из них претерпевает значительные изменения на протяжении веков. Сформировались они тоже в различные эпохи. В метакультурах древности, включая Византию, их не было вообще. Точнее – на их месте были миры безысходного страдания; отголосок мистического знания о безвыходности страдалищ явственно слышен в большинстве древних религий.
Позднее в чистилища были превращены некоторые слои метакультур еврейства, христианства и ислама: здесь решающее значение имело воскресение Иисуса Христа, Его схождение в демонические миры и последовавшая затем, в течение ряда веков, борьба христианских синклитов с демонами за смягчение Закона возмездия".
© Даниил Андреев - «Роза Мира»


Икона четырех страстей Христовых
«Страсти» значит «страдания», под этим словом объединяют композиции на евангельские легенды, повествующие о предательстве Иуды, суде над Иисусом Христом, заключении его в темницу, бичевании и распятии. Заканчивается цикл воскресением Иисуса Христа.
Страсти Христовы изображали еще древние христиане, их иконографическую традицию восприняла Византия, тему страданий Христа широко трактовала западно-европейская живопись. В иконописи наиболее полное воплощение она нашла в композиции клейм житийных икон. С XV века страстные иконы: «Распятие», «Сошествие во ад», «Снятие с креста», «Положение во гроб» - вошли в иконостас. В XVI-XVII веках появился сборник иконописных рисунков «Лицевые страсти», круг иконописных сюжетов расширился, в него вошли: «Суд Пилата», «Поцелуй Иуды», «Несение Креста» и другие. В XVII веке появляется дополнительный ряд иконостаса «страстной».

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Страстная пятница - самый скорбный день для всех православных христиан. На церковной службе прихожане вспоминают распятие Христа и Его погребение. Для этого дня Великого поста существуют особые правила, соблюдение которых поможет вам укрепить свою веру.

2000 лет назад в этот день состоялась казнь Иисуса Христа. Господь был распят на Кресте и терпел муки от полудня и до вечера, искупая тем самым грехи всего человечества. В Страстную пятницу на всех богослужениях по преданиям восстанавливается ход событий этого скорбного и страшного дня.

Ночью Великого четверга Христос и Его ученики удалились из города в сады возле Елионской горы. Учеников вскоре сморил сон, а Господь провел ночь, в молитве обращаясь к Своему Отцу и готовясь к искуплению прегрешений всего народа.

В предрассветных сумерках на место Его молитвенного подвига пришел Иуда с отрядом вооруженных солдат, направленных первосвященниками. Они схватили Иисуса и отвели к старейшинам города.

С рассветом Иисус предстал перед Понтием Пилатом, ведавшим казнями в Иерусалиме. Пилат разглядел истину в словах Христа и понял, что Господь не совершал тех преступлений, которые Ему приписываются. Он попробовал оправдать Христа трижды, но под давлением первосвященников все же вынес смертный приговор.

Господа вместе с двумя разбойниками, осужденными на смерть, повели на гору Голгофу. Христос сам нес на себе огромный деревянный крест. Сложный путь осужденных закончился на вершине горы.

Бога распяли на кресте, подобно убийце и вору. Терпя муки, Господь молился за висящих рядом разбойников, и один из них уверовал в Бога. Христос пообещал ему, что после смерти он войдет в Царствие Небесное, искупив свои грехи этой страшной пыткой.

Казнь длилась до заката. Христос умер, взяв на себя все грехи людей и простив их. Двое верных учеников взяли его тело, и, обернув плащаницей, похоронили. Всю ночь апостолы и жены-мироносицы оплакивали Господа, еще не зная, что в Великое Воскресение их ждет величайшее чудо Христова воскрешения.

Без поддержки высших сил никогда не останутся те, кто занимается богоугодным делом. Попробуйте себя в вышивании икон. Святой лик, вышитый своими руками станет настоящим украшением вашей комнаты, а труд, который вы потратили на вышивание будет по достоинству оценен церковью. Не даром в древности жены вышивали иконы, когда отправляли мужей на подвиги:такая икона считалась лучшим оберегом. Набор и все необходимое для вышивки вы можете приобрести прямо сейчас, если перейдете по этой ссылке .

Священники на службе Страстной пятницы говорят о всепрощении и милости Бога, который ради нас, людей, отдал своего Сына и позволил Ему терпеть страшные мучения и дикую боль. В проповедях священнослужители призывают прихожан раскаяться в своих грехах и попросить об их прощении в молитве , принять всю глубину Божьей любви и встать на путь истинной веры в Господа и Его волю. Мы желаем вам мира в душе и твердой веры в Бога. Будьте искренни и не забывайте нажимать на кнопки и

14.04.2017 05:05

Страстная седмица - это последняя неделя Великого поста перед наступлением Светлой Пасхи. В этот период...

С по-не-дель-ни-ка пра-во-слав-ный ка-лен-дарь от-кры-ва-ет че-ре-ду пе-чаль-ных и тор-же-ствен-ных дней, име-ну-е-мых по-сла-вян-ски «Страстно й седми цей», т. е. «Неде-лей стра-да-ний» Иису-са Хри-ста. За каж-дым из дней за-креп-ле-но вос-по-ми-на-ние и бо-го-слу-жеб-ное вос-про-из-ве-де-ние со-от-вет-ству-ю-щих со-бы-тий еван-гель-ской ис-то-рии. Чте-ния и про-тяж-ные пес-но-пе-ния ве-дут хри-сти-ан по сле-дам Гос-по-да, гря-ду-ще-го на воль-ную смерть.

Страст-ной по-не-дель-ник

Близ-кие стра-да-ния и смерть Спа-си-те-ля сим-во-ли-зи-ру-ют-ся по-вест-во-ва-ни-ем о жиз-ни вет-хо-за-вет-но-го пра-вед-ни-ка Иоси-фа Пре-крас-но-го, про-дан-но-го сво-и-ми за-вист-ли-вы-ми бра-тья-ми в Еги-пет за два-дцать среб-ре-ни-ков ( гл.). В еван-гель-ской прит-че о бес-плод-ной смо-ков-ни-це, не при-нес-шей пло-да, а по-то-му про кля-той, изо-бра-жа-ет-ся ги-бель-ность пу-ти ду-хов-ной ле-но-сти. Те-му про-дол-жа-ет прит-ча о злых ви-но-гра-да-рях, ко-то-рые долж-ны по-не-сти за-слу-жен-ное на-ка-за-ние (). Об этой страш-ной ка-ре, ко-то-рая по-ло-жит ко-нец биб-лей-ско-му Из-ра-и-лю, так и не по-няв-ше-му смысл сво-е-го пу-ти в да-ро-ван-ной ему Бо-гом Свя-щен-ной ис-то-рии, го-во-рит скорб-ное про-ро-че-ство Гос-по-да о близ-ком раз-ру-ше-нии Иеру-са-ли-ма ().

Страст-ной втор-ник

Г. Грён-нинг . Прит-ча о та-лан-тах.
Фраг-мент (2-я пол. XVI в.)

В Страст-ной втор-ник Гос-подь при-зы-ва-ет нас к по-сто-ян-но-му бодр-ство-ва-нию и при-умно-же-нию сво-их да-ро-ва-ний, по-яс-няя это прит-ча-ми о де-ся-ти де-вах (муд-рых и нера-зум-ных) и о та-лан-тах (в пря-мом и пе-ре-нос-ном смыс-ле), ко-то-рые да-ны нам во-все не для то-го, чтобы за-ры-вать их в зем-лю. Ина-че нет оправ-да-ния на Страш-ном су-де ().

Страстная среда

При-бли-жа-ет-ся тра-ги-че-ская раз-вяз-ка, и смыс-ло-вым цен-тром Страст-ной сре-ды ста-но-вят-ся два вза-им-но про-ти-во-по-лож-ных по смыс-лу со-бы-тия: по-ка-я-ние греш-ной жен-щи-ны, бла-го-дар-но воз-лив-шей дра-го-цен-ное ми-ро на но-ги Иису-со-вы, и страш-ный за-мы-сел Иуды, од-но-го из Две-на-дца-ти апо-сто-лов, пред-ло-жив-ше-го вла-стям по-мочь тай-но аре-сто-вать сво-е-го Учи-те-ля за трид-цать среб-ре-ни-ков ().

Страст-ной чет-верг

На-сту-па-ет Страст-ной, или Ве-ли-кий, чет-верг . Умыв но-ги уче-ни-кам и тем пре-по-дав им урок сми-ре-ния, Гос-подь вку-ша-ет Свою по-след-нюю в зем-ной жиз-ни пас-халь-ную тра-пе-зу и уста-нав-ли-ва-ет та-ин-ство Ев-ха-ри-стии (бук-валь-но «Бла-го-да-ре-ния») - та-ин-ство Сво-е-го веч-но-го еди-не-ния и об-ще-ния со все-ми на-ми. В нём про-дол-жа-ет-ся чу-до Виф-ле-е-ма, чу-до во-пло-ще-ния и во-че-ло-ве-че-ния Бо-га, бла-го-да-ря ко-то-ро-му про-изо-шло ре-аль-ное со-еди-не-ние двух ми-ров - Бо-же-ствен-но-го и че-ло-ве-че-ско-го. Об-ра-ща-ясь к От-цу, Хри-стос мо-лит-ся за нас: «Да бу-дут все они од-но (еди-но); как Ты, Отец, во Мне, и Я в Те-бе, так и они да бу-дут в Нас еди-но» (). Лю-ди, по-том-ки еди-но-го Ада-ма, ста-но-вят-ся «со-те-лес-ни-ка-ми» Бо-го-че-ло-ве-ка Иису-са Хри-ста и через это - еди-но-кров-ны-ми бра-тья-ми.

Из-ме-ня-ет-ся и ха-рак-тер бо-го-слу-же-ний. Не слыш-но бо-лее ноч-но-го пре-ду-пре-жде-ния «Се же-них гря-дет…», ибо Он уже при-шел и в празд-нич-но убран-ной гор-ни-це со-вер-ша-ет ве-ли-кую Ве-че-рю Люб-ви. Двой-ным чув-ством - ра-до-сти и пе-ча-ли - про-ник-ну-то бо-го-слу-же-ние Ве-ли-ко-го Чет-вер-га: пе-ча-ли о на-чав-шем-ся крест-ном вос-хож-де-нии Гос-по-да на Гол-го-фу и ра-до-сти о той ве-ли-кой Ра-до-сти, ко-то-рую Гос-подь уго-то-вал всем лю-бя-щим Его. Эта «крест-ная ра-дость» и есть та под-лин-ная ду-хов-ная ра-дость, ко-то-рая нам ныне да-ет-ся. В знак ее свя-щен-но-слу-жи-те-ли на Ли-тур-гии пе-ре-об-ла-ча-ют-ся в свет-лые одеж-ды. Чем же за-кан-чи-ва-ет-ся эта ночь чет-вер-га? Что ожи-да-ет Гос-по-да и всех нас, Его ду-хов-ных со-при-част-ни-ков на Тай-ной ве-че-ре, в пят-ни-цу?

Ночь над Иеру-са-ли-мом. В си-он-ской гор-ни-це мер-ца-ют све-тиль-ни-ки. В пе-чаль-ном мол-ча-нии воз-ле-жат Две-на-дцать. «Один из вас пре-даст Ме-ня», - зву-чат под-твер-жде-ни-ем на-дви-га-ю-щей-ся тра-ге-дии сло-ва Гос-по-да. Ше-пот, ис-пу-ган-ные воз-гла-сы: «Не я ли?» Вста-ёт Иуда и усколь-за-ет в ноч-ную тьму. Не спят и чле-ны Си-нед-ри-о-на. Ар-хи-ереи от-да-ют тай-ный при-каз во-и-нам…

Апо-сто-лы раз-де-ли-ли свя-щен-ную Ча-шу и Хлеб. Гос-подь го-во-рит о стра-да-ни-ях, ко-то-рые ждут Его. Пётр с го-ряч-но-стью обе-ща-ет ид-ти с Ним на смерть. Он и не по-до-зре-ва-ет, как она близ-ка.

«За-по-ведь но-вую даю вам: да лю би-те друг дру-га; как Я воз-лю-бил вас, так и вы люби те друг дру-га» ().

Тра-пе-за за-кон-че-на. Ти-хо на-пе-вая пас-халь-ный пса-лом, они по-ки-да-ют дом, вы-хо-дят за го-род-ские во-ро-та и углуб-ля-ют-ся в мас-лич-ный сад Геф-си-ма-нии. Там ца-рит тьма. Апо-сто-лы спят, лишь тро-их, са-мых близ-ких уче-ни-ков, Хри-стос про-сит раз-де-лить с Ним мо-лит-ву. Но гла-за у них сли-па-ют-ся и сквозь за-бы-тье они слы-шат Его го-лос: «От-че! Ес-ли Ты хо-чешь, про-не-си эту ча-шу ми-мо Ме-ня! Впро-чем, не Моя, но Твоя во-ля да ис-пол-нит-ся» ().

Тра-ги-че-ский финал бли-зок. Стра-жа уже пе-ре-се-ка-ет по тро-пин-ке овраг. Сле-ду-ет при-вет-ствен-ный по-це-луй Иуды, ука-зу-ю-щий на То-го, Кто имен-но дол-жен быть аре-сто-ван; неумест-ная по-пыт-ка Пет-ра с ме-чом в ру-ках за-щи-тить Учи-те-ля, вско-ре сме-нив-ша-я-ся столь же ис-крен-ним трое-крат-ным от-ре-че-ни-ем; ма-ло-ду-шие и бег-ство уче-ни-ков; до-прос у ар-хи-ерея на спеш-но со-зван-ном Си-нед-ри-оне, лжи-вые по-ка-за-ния, из-де-ва-тель-ства че-ля-ди. По-след-ний страш-ный во-прос Кай-а-фы, в ко-то-ром за-клю-чен смысл всей вет-хо-за-вет-ной ис-то-рии: «Бо-гом Жи-вым за-кли-наю Те-бя, ска-жи нам: „Ты ли Мес-сия (Хри-стос), Сын Бо-жий?“ Го-во-рит ему Иисус: „Ты [сам это] ска-зал. Бо-лее то-го го-во-рю вам: от-ныне у зри-те Сы-на Че-ло-ве-че-ско-го, вос-сев-ше-го по пра-вую ру-ку Си-лы и ше-ству-ю-ще-го по об-ла-кам небес-ным“. То-гда пер-во-свя-щен-ник разо-драл на се-бе одеж-ды и ска-зал: „Он из-рёк бо-го-хуль-ство! Для че-го нам ещё сви-де-те-ли? Вот, те-перь вы [са-ми] слы-ша-ли бо-го-хуль-ство. Что вы ре-ши-те?“ Они же ска-за-ли ему в от-вет: „Он дол-жен уме-реть!“» ().

В па-мять всех этих со-бы-тий, увен-чан-ных Крест-ной смер-тью, в на-ших хра-мах со-вер-ша-ет-ся Утре-ня с чте-ни-ем две-на-дца-ти Еван-ге-лий Свя-тых Стра-стей (Стра-да-ний) Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста. «Страстны е Еван-ге-лия», как их обыч-но на-зы-ва-ют, - это от-рыв-ки из всех че-ты-рёх Еван-ге-лий, рас-пре-де-лён-ные по хро-но-ло-ги-че-ско-го прин-ци-пу и охва-ты-ва-ю-щие со-бы-тия от Тай-ной Ве-че-ри до по-гре-бе-ния Спа-си-те-ля. Чис-ло две-на-дцать сим-во-ли-зи-ру-ет пол-но-ту биб-лей-ской но-чи, со-сто-я-щую из две-на-дца-ти ча-сов. Чис-лом уда-ров ко-ло-ко-ла воз-ве-ща-ет-ся по-ряд-ко-вый но-мер про-чи-ты-ва-е-мо-го Еван-ге-лия. Мо-ля-щи-е-ся сто-ят в тем-ном хра-ме с за-жжён-ны-ми све-ча-ми; зву-чат ти-хие и про-тяж-ные при-пе-вы: «Сла-ва Стра-стям Тво-им Го-о-оспо-ди», «Сла-ва дол-го-тер-пе-нию Тво-е-му Го-о-оспо-ди». Со-глас-но при-ход-ской тра-ди-ции, эта служ-ба со-вер-ша-ет-ся на-ка-нуне Страст-ной пят-ни-цы, то есть ве-че-ром Страст-но-го чет-вер-га.

Страст-ная пят-ни-ца

На-сту-па-ет Страст-ная пят-ни-ца - центр ве-ли-ко-пост-ной скор-би, день Крест-ной смер-ти и по-гре-бе-ния на-ше-го Гос-по-да. В пра-во-слав-ных хра-мах зву-чат чте-ния и пес-но-пе-ния о по-след-них ча-сах Его зем-ной жиз-ни.

Пред-ста-вим се-бе ран-нее утро дня на-ка-нуне ев-рей-ской Пас-хи. Иисус Хри-стос при-ве-дён в пре-то-рию, и от Пон-тия Пи-ла-та тре-бу-ют под-твер-жде-ния смерт-но-го при-го-во-ра. Тот брезг-лив и недо-во-лен. Ка-кое де-ло рим-ско-му гу-бер-на-то-ру до иудей-ских ре-ли-ги-оз-ных спо-ров о Мес-си-ан-ском цар-стве, тем бо-лее - о цар-стве «не от ми-ра се-го»?! Он ис-кренне со-чув-ству-ет му-же-ствен-но-му Че-ло-ве-ку, яв-но окле-ве-тан-но-му вра-га-ми, и хо-чет от-пу-стить Уз-ни-ка. Хри-стос для Пи-ла-та - без-обид-ный учё-ный меч-та-тель, по-хо-жий на стран-ству-ю-щих ан-тич-ных фило-со-фов, к ко-то-рым «здра-во-мыс-ля-щие» рим-ляне от-но-си-лись скеп-ти-че-ски-на-смеш-ли-во, как к веч-ным де-тям.

«За-чем Ты при-шёл сю-да», - спра-ши-ва-ет у Хри-ста пре-фект. - «Я для то-го ро-дил-ся и при-шёл в мир, чтобы быть сви-де-те-лем ис-ти-ны», - слы-шит он в от-вет и сар-ка-сти-че-ски усме-ха-ет-ся: «Что есть ис-ти-на?» Гру-бый сол-дат, он не ве-рит в неё. Он ве-рит в си-лу зо-ло-та и рим-ских ле-ги-о-нов. Со-хра-нить бла-го-во-ле-ние мрач-но-го им-пе-ра-то-ра Ти-бе-рия, дав-ше-го ему власть над этой бес-по-кой-ной про-вин-ци-ей, для него важ-нее все-го. И Пи-лат, несмот-ря на пре-ду-пре-жде-ния же-ны (), ма-ло-душ-но умы-ва-ет ру-ки.

Аль-брехт Дю-рер.
Рас-пя-тие Хри-ста. (1508 г.)

Око-ло по-лу-дня из-му-чен-но-го Хри-ста при-во-дят на ме-сто каз-ни и рас-пи-на-ют меж-ду двух раз-бой-ни-ков. Мир со-дро-га-ет-ся. Солн-це скры-ло свой лик и непо-нят-ная тьма на-дви-га-ет-ся на Гол-го-фу. В оди-но-че-стве, с вы-со-ты Кре-ста, встре-ча-ет Он мрак. А вни-зу - лю-ди, глу-мя-щи-е-ся и встре-во-жен-ные, рав-но-душ-ные и пла-чу-щие. Он уми-ра-ет, раз-де-лив со все-ми, пе-ре-жив-ши-ми му-ки и смерть, ужас по-след-них ми-нут... Иисус гром-ко вос-клик-нул: «„Отец! В ру-ки Твои пре-даю дух Мой!“ И с эти-ми сло-ва-ми ис-пу-стил Он по-след-ний вздох» ().

Утром в хра-мах чи-та-ют-ся Цар-ские Ча-сы, по-свя-щен-ные вос-по-ми-на-нию ми-нув-шей но-чи и на-сту-пив-ше-го дня смер-ти Спа-си-те-ля. (Ча-сы - это бо-го-слу-же-ния су-точ-но-го цик-ла; «цар-ски-ми» они на-зы-ва-ют-ся в дан-ном слу-чае по-то-му, что ко-гда-то в Кон-стан-ти-но-по-ле на них при-сут-ство-ва-ли им-пе-ра-то-ры со всем дво-ром.) Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия, на ко-то-рой со-вер-ша-ет-ся бес-кров-ная Ев-ха-ри-сти-че-ская жерт-ва, не слу-жит-ся, ибо «жерт-ва в этот день при-не-се-на на Гол-го-фе» (прот. ). (Един-ствен-ное ис-клю-че-ние - в слу-чае сов-па-де-ния Страст-ной пят-ни-цы с празд-ни-ком Бла-го-ве-ще-ния; то-гда со-вер-ша-ет-ся Ли-тур-гия св. Иоан-на Зла-то-уста.)

Око-ло двух ча-сов дня свя-щен-но-слу-жи-те-ли вы-но-сят из ал-та-ря Пла-ща-ни-цу - боль-шую ико-ну, на ко-то-рой умер-ший Иисус Хри-стос изо-бра-жен во весь рост, ле-жа-щим в гроб-ни-це. Она по-ла-га-ет-ся по-сре-ди хра-ма на осо-бом воз-вы-ше-нии (ка-та-фал-ке), и при-не-сен-ные ве-ру-ю-щи-ми цве-ты окру-жа-ют ее с трех сто-рон. Оста-ет-ся лишь ме-сто для при-хо-дя-щих по-кло-нить-ся Спа-си-те-лю ми-ра и об-ло-бы-зать Его пре-чи-стые но-ги.

На-сту-па-ет ве-чер, а с ним - «Чин по-гре-бе-ния». Ве-ру-ю-щие ста-но-вят-ся участ-ни-ка-ми по-гре-баль-ной про-цес-сии и, со све-ча-ми в ру-ках, со-про-вож-да-ют об-но-си-мую во-круг хра-ма Пла-ща-ни-цу с пе-ни-ем «Святы й Бо-же». Зву-чит скорб-но-за-та-ен-ный пе-ре-звон ко-ло-ко-лов и умол-ка-ет, ко-гда Пла-ща-ни-ца вновь за-ни-ма-ет своё ме-сто в хра-ме, сре-ди бе-лых цве-тов.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы