Учимся писать слоги. Как объяснить ребенку способ соединения двух букв в слог

Главная / Психология и развитие

Объяснить ребенку дошкольного возраста, как буквы соединяются в слоги, довольно сложно в силу особенностей мышления дошкольника. Поэтому многие педагоги и психологи расходятся во мнении о способах обучения дошколят чтению слога.
В настоящее время существует два основных способа: складывание букв в слоги и запоминание слогов как целых единиц чтения.
Первый способ предполагает по буквенное называние и соединение букв в слог. Например, Н и 0 , получится НО . Современная дошкольная педагогика предлагает использовать при работе в данном варианте разные вспомогательные приемы. Вот некоторые из них.
- Взрослый карандашом (указкой) показывает первую букву, затем передвигает карандаш (указку) ко второй букве, соединяет их «дорожкой». При этом тянет первую букву до тех пор, пока ребенок «по дорожке не добежит до второй буквы». Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась».
- Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая «падает», ребенок же переходит к чтению новой буквы.
- Взрослый держит в руках карточку, где с обеих сторон написаны буквы. Ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, и ребенок читает уже вторую букву.
Цепочка рассуждений при чтении слога с помощью звукобуквенного анализа будет выглядеть следующим образом: «Буква И после согласного обозначает его мягкость, таким образом, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ ». А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким «длинным» способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста (трехлетки и четырехлетки), которые способны успешно освоить навыки чтения таким образом. Но для большинства детей такой способ слишком трудный. Часто, несмотря на использование вспомогательных приемов, изложенных выше, формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы: из-за неудач снижается самооценка, появляются отказы от обучения.

Второй способ обучения ребенка-дошкольника чтению слогов приближен к его возрастным возможностям и особенностям и основан на использовании уникальных свойств памяти маленького ребенка. Давайте разберемся, в чем заключается этот способ.
Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы увидите, что просто по памяти воспроизводите разные типы слогов, а затем осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звукобуквенном составе слова.
Исходя из этого наблюдения, можно понять, что для ребенка проще научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, т. е. слогов, состоящих из согласной буквы и последующей гласной буквы.
Еще один аргумент в пользу заучивания слога-слияния: наш артикуляционный аппарат (губы, язык, зубы, голосовые связки) формирует слог как одну единицу. Попробуйте понаблюдать за собой, когда произносите слоги. Например, скажите ВА . Вы почувствуете, что ваш артикуляционный аппарат не делает паузы между В и А .
Заучивать слоги согласно данному приему обучения чтению нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:
- многократное называние слога взрослым («Это МА , а это - МУ »);
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием («Найди слог МУ , закрась его. Какой слог ты раскрасил?»);
- самостоятельное называние-чтение слога.
Выбор способа обучения ребенка чтению слога - за вами. Попробуйте оба способа, выберите тот, который лучше подходит именно вашему ребенку, или сочетайте в обучении эти способы.
Но в любом случае используйте только игровые ситуации, избегайте назидательности и принуждения. Предлагайте ребенку разные сюжеты игры (магазин, стройка, перевозка грузов и т. п.) с использованием слогов-слияний, написанных на карточках.

Когда малыш уверенно различает буквы алфавита, можно приступать к чтению по слогам. Соединять буквы в слоги для взрослого просто, но ребенок поначалу может испытывать некоторые трудности.

Многие родители все усложняют, когда сначала учат ребенка читать литеры («Бе», «эН»), а не звуки («Б», «Н»). Такие «официальные» названия путают малыша, в результате вместо слова «МАМА» получится «эМАэМа» и т.д.



Как научить ребенка слогам
1. Перед тем как начать учить слоги, убедитесь, что малыш знает хотя бы часть алфавита. Первые слова обычно состоят из открытых гласных (таких как А, О, У, Ы, Э) и звонких согласных (например, Л, М, Н, Р и т. д.)
2. Учите ребенка слогам в игровой форме: попросите представить, что одна буква бежит к другой, поэтому они произносятся неотрывно. К примеру, в звукосочетании «МА» буква «М» стремится к «А». Произносите слог медленно и четко, чтобы малыш услышал слитное звучание и смог за вами повторить: «м-м-м-а-а-а».
3. Выбирайте для первых уроков самые простые слоги, состоящие из двух литер: МО, РУ, МА, ЛО, БО. Когда ребенок поймет принцип соединения букв в пары, потренируйтесь на более сложных примерах, с глухими и шипящими согласными (ХО, ША, ТУ). Постепенно начните знакомить ребенка с сочетаниями звуков, в которых гласные предшествуют согласным (АВ, ОМ, УС, ЭХ).



4. Ну вот, дошкольник уже знаком с основными складами, а значит, самое время их соединить в простые слова, такие как «ПА-ПА», «МА-МА», «РА-МА».
5. Следите за собственным произношением – его в точности будет копировать малыш, поэтому не нужно напевать слова. Делайте четкие паузы после каждого слова и предложения.
6. Постоянно повторяйте изученный материал, научите малыша применять его на практике. Например, во время прогулки в парке или дома тренируйтесь на знакомых словах, разбивая их на слоги.
7. Кубики с буквами – отличные помощники при изучении слогов. Сегодня также можно купить пазлы со слогами, буквы-подушки, специальные карточки и другие развивающие наборы, которые помогут обучить дошкольника чтению. Кроме того, не забывайте о детских образовательных играх для планшетов и ПК.



8. Постоянно заинтересовывайте ребенка – с буквами и простыми словами можно придумать множество увлекательных заданий. Например, напишите на листочке одно или несколько простых слов и попросите кроху их собрать из кубиков. Еще одно упражнение – перемешайте слоги в словах и поросите расставить карточки с буквами в правильном порядке.
9. Не нужно слишком торопиться в обучении, вряд ли малыш 3-4 лет сможет долго корпеть на книгами. А вот 5-6 лет – более подходящий возраст, когда ребенка можно учить читать по слогам и писать печатными буквами.
10. Не будьте слишком строги и требовательны к ребенку – на то, чтобы понять устройство слов, ему потребуется некоторое время. Сначала дошкольник будет читать медленно, с ошибками, поэтому задача родителей – доступно объяснять, исправлять неточности, проявлять терпение и понимание и, конечно же, поощрять малыша за его усилия и старания.
Чтобы ваш малыш был готов к поступлению в школу, обязательно научите его читать по слогам. Уже через пару месяцев он сможет понимать простой текст. Для первых уроков вам понадобятся кубики или карточки со слогами. Главное, чтобы занятия проходили регулярно и имели формат игры.
Не забывайте хвалить кроху за успехи и стремление к учебе!

Объяснить ребенку дошкольного возраста, как буквы соединяются в слоги, довольно сложно в силу особенностей мышления дошкольника. Поэтому многие педагоги и психологи расходятся во мнении о способах обучения дошколят чтению слога.

В настоящее время существует два основных способа: складывание букв в слоги и запоминание слогов как целых единиц чтения.

Первый способ предполагает побуквенное называние и соединение букв в слог. "Н, О - что получится?" Не рекомендуется спрашивать: "Н и О - что получится?" - это разобьет единство букв и помешает ребенку правильно сложить слог. Современная дошкольная педагогика предлагает использовать при работе в данном варианте разные вспомогательные приемы. Вот некоторые из них.

Взрослый карандашом (указкой) показывает первую букву, затем передвигает карандаш (указку) ко второй букве, соединяет их "дорожкой". При этом тянет первую букву до тех пор, пока ребенок "по дорожке не добежит до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась".
- Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая "падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы.
- Взрослый держит в руках карточку, где с обеих сторон написаны буквы. Ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, и ребенок читает уже вторую букву.

Цепочка рассуждений при чтении слога с помощью звукобуквенного анализа будет выглядеть следующим образом: "Буква И после согласного обозначает его мягкость, таким образом, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста (трехлетки и четырехлетки), которые способны успешно освоить навыки чтения таким образом. Но для большинства детей такой способ слишком трудный. Часто, несмотря на использование вспомогательных приемов, изложенных выше, формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы: из-за неудач снижается самооценка, появляются отказы от обучения.

Второй способ обучения ребенка-дошкольника чтению слогов приближен к его возрастным возможностям и особенностям и основан на использовании уникальных свойств памяти маленького ребенка. Давайте разберемся, в чем заключается этот способ.

Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы увидите, что просто по памяти воспроизводите разные типы слогов, а затем осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звукобуквенном составе слова.

Исходя из этого наблюдения, можно понять, что для ребенка проще научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, т. е. слогов, состоящих из согласной буквы и последующей гласной буквы.

Еще один аргумент в пользу заучивания слога-слияния: наш артикуляционный аппарат (губы, язык, зубы, голосовые связки) формирует слог как одну единицу. Попробуйте понаблюдать за собой, когда произносите слоги. Например, скажите ВА. Вы почувствуете, что ваш артикуляционный аппарат не делает паузы между В и А.

Заучивать слоги согласно данному приему обучения чтению нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: - многократное называние слога взрослым ("Это MA, a это - МУ");
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием ("Найди слог МУ, закрась его. Какой слог ты раскрасил?");
- самостоятельное называние-чтение слога.

Выбор способа обучения ребенка чтению слога - за вами. Попробуйте оба способа, выберите тот, который лучше подходит именно вашему ребенку, или сочетайте в обучении эти способы.

Но в любом случае используйте только игровые ситуации, избегайте назидательности и принуждения. Предлагайте ребенку разные сюжеты игры (магазин, стройка, перевозка грузов и т. п.) с использованием слогов-слияний, написанных на карточках. Варианты таких игр вы найдете в статье "Игры со слогами" .

Другие публикации по теме данной статьи:

Рано или поздно всех хороших родителей посещает мысль: как ребенка научить читать? Мы начинаем вспоминать свои занятия с Букварем, изучать современные методики и включать фантазию. А что из этого наиболее эффективно? Давайте разбираться.

На самом деле, все гениальное - просто. Почти все детки пытаются «читать» очень рано, когда только начинают говорить. Ребёнок показывает на любую букву и говорит, например: «Ба!» Родители улыбаются, гладят малыша по головке и на этом успокаиваются. Мол, рано ещё, говорить бы научился хорошо… А ведь от этого его стремления можно получить огромную пользу! Можно с лёгкостью научить ребёнка читать очень рано. Расскажу реальный случай из своей жизни.

У нас с братом Алёшей большая разница в возрасте. Когда мне было четырнадцать лет, ему едва исполнилось три годика. У нас с братишкой была очень тесная связь. Он практически находился всегда рядом со мной. Особенно, когда я делала уроки. Я учила какой-нибудь параграф, он же крутился возле меня и всё время спрашивал: - А это буква «А»? - Нет, это буква «М». Не мешай! Алёшка отходил, но ненадолго. И опять начинались вопросы: « А это какая буква? А что здесь написано?» Однажды я заметила, что братишка правильно называет половину букв. Я не поверила своим глазам! Устроила ему экзамен. Оказывается, трёхлетний ребёнок из названных пятнадцати букв правильно назвал… десять! У меня уже в том возрасте проскальзывали педагогические наклонности. Вот я и взялась обучать своего маленького братика чтению. Мама с бабушкой только руками разводили. Мол, делать мне нечего! Но меня это только подстёгивало.

С чего начинать обучение ребёнка чтению

Сейчас много всяких дидактических пособий, которые можно использовать в обучении. Больше, чем в то время. Но кубики с буквами и картинками были и тогда. И даже я, практически ещё детским умом, догадалась, что перед тем, как учить ребёнка читать, с ним надо выучить все буквы! Чтоб братишка, не задумываясь, отвечал. Я показывала ему кубик с картинкой и спрашивала: - Это что нарисовано на кубике? - Арбуз! - Молодец! Давай вместе скажем: «А-а-а-рбуз!» И тут же показывала на букву «А». И объясняла, что с буквы, которую мы «поём», начинается слово «арбуз». И это буква «А». То же самое я проделывала с другими буквами. Не знаю: или братишка был очень сообразительный, или я всё правильно делала, но за короткий срок (не больше месяца) Алёша знал все буквы! Перед тем, как учить ребёнка складывать из букв слоги, а потом и слова, взрослые должны научить малыша правильно произносить звуки. Что я с успехом и делала. То есть, показывая карточку с буквой, я произносила: «А-а-а», «М-м-м», «Б». Гласные звуки детки с удовольствием «поют», здесь проще. Согласные звуки произносятся так же, как и пишутся: «В», а не «Вэ», «Л», а не «Лэ». Тогда не будет проблем при складывании букв в слоги.

Как научить ребёнка складывать из букв слоги

Этап второй. Надо было научить малыша складывать из двух букв слоги. Здесь пригодились карточки без картинок. Ведь глядя на картинки, Алёша бы отвлекался. Я спросила брата: - Ну что, будем складывать из букв слова? Не надоело? И только получив утвердительный ответ, мы приступили к занятиям. «Занятия» - это громко сказано. Маленький ребёнок увлечённо занимается минут 15, а потом ему становится скучно и неинтересно. Поэтому с детишками надо заниматься по несколько минут в день, пока ребёнок с интересом слушает и повторяет за взрослым. Я показала карточки с буквами «М» и «А». Предложила сделать так, чтобы эти две буквы «подружились» друг с другом. Я взяла Алёшу за ручку и сказала: - Видишь, мы вместе! Давай сделаем так, чтобы наши буквы тоже были вместе. Я поставлю их рядышком, и мы должны сказать их не по одной, а сразу вместе: «М-м-м-а-а-а». Повторяй за мной! Присоединять гласную букву к согласной легче, чем наоборот. Здесь опять пришла на выручку игра. Я переставила карточки местами, и получился слог «ам». Сначала братик растерялся и сказал: «Ма». Буквы-то те же увидел. Но я нараспев произнесла: «А-а-а-м!» - и, шутя, как бы укусила его. Алёшке очень понравилось «кусаться», и мы с успехом закрепили наше новое занятие. Кстати, у Алёши после этого занятия появилась любимая игра. Я показывала две буквы, а он делал так, чтобы они «подружились». А составить самое первое слово «мама» для него не составило никакого труда.

Малыш уже умеет составлять слоги. Теперь пора учить складывать из слогов слова. Начинать надо с самых простых: «ма-ма», «па-па». Первое время пусть поёт, если ему нравится. Но постепенно надо ребёнка от этого отучать, но не навязчиво (ведь сами научили). Дело в том, что многие дети потом «поют» целые предложения. А это отразится и на технике чтения, и на скорости. Да и дети в школе могут над таким ребёнком надсмехаться. Поэтому, как только малыш научился складывать из двух букв слог, надо показать ему, что можно и не петь два звука вместе, а сказать коротко, например: «ба», а не «ба-а-а». Алёша у нас очень любил разные соки. Я и предложила сложить из букв на карточках слово «сок». Для этого буквы «с» и «о» подружились, и появился слог «со». И решили они взять себе в подружки букву «к». Для Алёши способ такой был знаком. Он, припеваючи, соединил две буквы с третей и получил своё любимое слово «сок»! Это было первое его слово, которое он сложил самостоятельно! Чтобы научить составлять из кубиков длинные слова и произносит их, мы с Алёшей играли в паровозик. Выбирался «машинист» - какой-нибудь кубик с буквой. Затем я брала кубики с буквами, составляла из них слово и говорила: - Алёша, давай прочитаем – какое слово написано? Буковки разделять нельзя – это же паровозик! И мы с увлечением произносили: «М-а-ш-и-н-а».

Первые книжки ребёнка

Первые книжки для чтения должны быть с небольшим объёмом текста, красочные и обязательно интересные. Ну и конечно, буквы должны быть крупные. Ведь совсем недавно малыш составлял слова из кубиков, а там буквы ведь крупные! Первая Алёшина книжка, которую он самостоятельно прочитал, была знаменитая «Репка». Правда, он пытался по памяти читать, чем пользуются многие дети, даже школьники. Пришлось маме покупать своему умному сынишке совсем незнакомую сказку. И трёхлетний ребёнок, хотя и с небольшими загвоздками, вполне с этим справился. Но в любом рассказе и даже в сказках встречаются сложные слова и предложения. Не надо ребёнка мучить, заставляя всё читать самому. Ведь если у него будет плохо получаться, это может отбить охоту читать. У меня свой был способ. Алёша читал два или три предложения, потом я читала несколько строчек, потом опять он. Кстати, этот способ я применяла и к своим детям, а позже – и к внуку. Хотя внук выучил буквы рано, он долго не хотел читать сам. Всё просил, чтобы ему я почитала сама! Тогда я пошла на хитрость. Начала читать сама, а потом, на самом интересном месте, закашлялась и сказала, что пересохло в горле. И предложила читать по очереди. Внук, не заметив подвоха, согласился. А потом у нас это вошло в привычку.

Так что, научить ребёнка читать не так уж и сложно. И чем раньше вы начнёте это делать – тем лучше. Как ни странно, дети в три года легче усваивают всё новое, и чтение в том числе, чем в более позднем возрасте. Но опять же, надо учитывать особенности ребёнка. Если малыш хочет – пожалуйста, если нет у него желания читать, то настаивать не надо. Но если ребёнку уже пять лет или даже шесть, то процесс обучения надо начинать незамедлительно. Конечно, если ребёнок не ходит в детский сад. Ведь в детском саду занятия по подготовке к школе проводятся регулярно. Хорошо, если ребёнок с удовольствием учится читать. Но если он не хочет читать в этом возрасте, то родители должны проявить терпение и настойчивость, чтобы у ребёнка появился интерес к чтению.

Несколько обязательных правил как научить ребёнка читать

1. Сначала надо выучить с ребёнком все буквы.

2. Научить малыша правильно их произносить – только звуками. Начинать надо с гласных, которые можно петь. Потом продолжить знакомство с твёрдыми согласными: М, Л. Закончить же обучение - шипящими.

3. Объяснить, что в слогах буквы стоят вместе и произносить их тоже надо вместе.

5. Не переходить к следующему этапу, пока ребёнок не усвоит хорошо предыдущий.

6. Если в начале обучения ребёнок читал нараспев, надо понемногу сокращать «пение», которое в школе плохо отразиться на успеваемости.

7. Первые книжки должны быть с короткими текстами, с красочными картинками и крупными буквами.

8. Все занятия, особенно с маленькими детьми, проходят только в игровой форме. Занятия должны быть короткими, по 15 минут, чтоб ребёнок не уставал.

9. Всегда подбадривать ребёнка, даже если у него не всё получается с первого раза хорошо.

10. Ребёнок в 6 лет уже должен уметь хотя бы немного читать, чтобы ему было легче адаптироваться в школе.

Рассказать

После изучения алфавита необходимо научить ребенка слогам для того, чтобы продолжить обучение и привить навыки чтения. Однако ваш малыш должен быть заинтересован в обучении не меньше вашего, поэтому нужно привлечь его внимание к чтению.

Чтение не только будет очень интересным занятием для ребенка, но и поможет развить мышление, память и логику. Научить читать по слогам можно просто и быстро, если вы используете игровые методики и тем самым вызовите интерес к процессу. Заставить ребенка невозможно, а если желания нет, то следует искать психологическую проблему его отсутствия перед обучением.

Детская современная психология предлагает несколько эффективных методов для того, чтобы научить ребенка читать слоги и привить ему желание к дальнейшему процессу чтения. Основные методики практикуются уже не одной семьей и показывают положительные результаты таких советов. Если вы уже выучили алфавит с малышом, то следуя этим простым рекомендациям, вы можете приступить к следующему этапу обучения — чтению.

Как научить ребенка слогам: определите цели

Иногда родители стараются как можно скорее научить чтению малыша, чтобы подготовить его к школе. Такое чтение предполагает заучивание и не имеет смысла для личного развития. Поэтому к чтению необходимо подходить как к очередному этапу развития, чтобы ребенок начал мыслить и учиться по прочитанному материалу.

Умение малыша читать будет, безусловно, радовать родителей, а поэтому используйте все методы для добровольного привлечения его внимания к процессу. Крики, ссоры, угрозы, наказания не помогут обучению, а лишь усугубят его и вызовут замкнутость и негативное отношение к процессу, что полностью отобьет желание ребенка. Поэтому ни в коем случае не следует заставлять вашего кроху заучивать материал, это вызовет лишь дальнейшие психологические травмы.


Как научить ребенка слогам: выбор материала

Книжку для обучения следует выбирать красочную и с большим количеством картинок, чтобы вызвать интерес к написанному рядом тексту. Чтобы научить ребенка произносить слоги, читайте вместе с ним по слогам, чтобы он запомнил их звучание. Периодически повторяйте с ним пройденный материал, чтобы дать ему возможность потренироваться в произношении, но не забывайте о своем позитивном настроении и желании ребенка участвовать в процессе.

Перед изучением слогов необходимо изучить алфавит, чтобы ребенок знал, как они произносятся. Знание алфавита уже наполовину гарантирует легкое и быстрое обучение слогам. Занимайтесь с крохой ежедневно, чтобы после правильного и легкого произношения научить складывать слоги в слова.


Как научить ребенка слогам: если нет желания к обучению

Попытайтесь реагировать на отказ от обучения спокойно и постараться найти его причину. В основном это могут быть неинтересные материалы или плохо организованный процесс обучения. Выбирайте книгу в магазине вместе с малышом, чтобы найти интересующий его материал.

Детская психология давно установила, что дети с первых дней жизни стараются копировать своих родителей и понимают намного больше, чем считают окружающие. Поэтому если вы хотите привить крохе навыки чтения, то начните читать сами и подайте таким образом хороший пример. Если родители читают, то их малыш непременно заинтересуется процессом и проявит искреннее желание скорее научиться делать так же.

С рождения дети привязаны больше к матери и это нормальный процесс, так как они подсознательно ощущают связь, которая установилась в течение 9 месяцев. Поэтому обучать чтению лучше маме, ведь женщины более ласковы. Однако, если папа читает газету по утрам, то ребенок заинтересуется таким процессом, и отец также может доступно объяснить крохе основные правила чтения.


Как научить ребенка слогам: учим ребенка говорить слоги?

Существует два основных заблуждения при обучении чтению. Во-первых, ребенку не обязательно знать буквы алфавита, а во-вторых, изучение всего алфавита не требуется. Многие дети, уже выучив алфавит в 3 года, не могут научиться чтению по слогам даже в 5 лет, что вызывает усиленное беспокойство родителей.

Сложность этого этапа в том, что сами по себе буквы в алфавите произносятся различно в сравнении с употреблением их в разных слогах. Например, «А» и «Б» читаются отлично от слога «БА». Это составляет главную трудность для крохи в понимании, что может быть несколько вариантов произношения букв и слов с ними, например, в словах «аист», «губка» и «баба».


Как научить ребенка слогам: учимся делить слова на слоги

Научить делить на слоги можно по следующим принципам:

  • гласные + согласные;
  • гласные;
  • согласные + гласные.

Например: «ма-ши-на», «о-рех» и «об-ла-ко». Учите ребенка читать, а не запоминать буквы и слоги. Для облегчения процесса обучения приготовьте карточки со слогами, где на большой площади будут расположены одинакового размера и написания слоги, которые чаще всего встречаются в повседневной речи малыша.

Карточки можно приобрести в магазинах, сделать самостоятельно или скачать на сайте и распечатать. Для начала используйте простые слоги, состоящие из согласных и гласных букв. Применяйте карточки для составления простых слов, которые складываются в двух- или трехсложные слова.

Показ карточек должен сопровождаться вашим звуковым произношением, а далее просьбой малыша повторить. Далее, раскладывая карточки, повторяйте слово по слогам и показывайте поочередно карточки ребенку. Повторяя за вами, кроха начнет произносить простые слоги и слова, а после осознает значение слова, что сопровождается искренней радостью понимания прочитанного.


Обучение не должно утомлять ребенка, поэтому проводите его короткими 15-минутными курсами, но повторяя материал в течение дня. В первый раз не давайте много материала, 3 слогов вполне достаточно. В последующие дни повторяйте уже изученное и давайте новое, так из 10 слогов можно выучить около 30 слов.

Рисуйте и лепите из пластилина буквы и слоги, играя, приучайте ребенка к опознаванию буквенных знаков. В начале обучения лучше придумывать слова-существительные, которые понятны ребенку и состоят из небольшого количества легко прочитываемых слогов. Если малыш капризничает, то значит, у него что-то не получается и стоит спокойно повторить материал, если же ему стало скучно, то стоит внести новый материал для привлечения его внимания.

Не рекомендуется объяснять ребенку на первых занятиях о видах букв, это его только утомит и отвлечет от главной цели занятия. Схемы, используемые в букварях также могут сбить с толку кроху, так как содержат много лишних знаков, в процессе ребенок сам заметит схожесть некоторых букв и сможет паровать слоги. Не стоит писать слоги через дефис, применяйте карточки, так ребенку будет намного проще, ведь он не будет отвлекаться на неизвестные знаки.


Как научить ребенка слогам: учимся соединять слоги?

Итак, изучив все слоги, ребенок начинает активно приобщаться к чтению и громко произносит все, что видит на улице. Таким образом, вы читаете и запоминаете с ним все больше слов, а также малыш приобщается к письму, стараясь изобразить буквы и изученные слоги. Вот, казалось бы, уже можно давать ему книгу, и обучение будет закончено, но не все так просто.

Читать самостоятельно и складывать различные слоги ребенок еще не умеет и на этом этапе главное — не потерять интерес малыша к чтению, который может быть вызван разочарованием от неумения читать книгу. Для решения этой проблемы нам нужно повременить с печатным изданием и снова обратиться к карточкам, но уже другого вида. На этом этапе нам необходимо уменьшить размер букв, перейти от карточек со слогами на карточки со словами и начинать учить не только простые существительные, но и глаголы с прилагательными.


Для того чтобы научить ребенка складывать слоги, подготовьте карточки со слогами и картинки к простым словам из них. Смысл заключается в том, что ребенок должен самостоятельно находить слоги к картинке и читать вместе с вами получившиеся слова. Таким образом научить ребенка составлять слоги проще всего и этот процесс заинтересует его для дальнейшего обучения.

Вы можете начать с составления слова из слогов, а потом переходить к поиску картинки, изображающей его. Впоследствии, чтобы научить ребенка сливать слоги, вы можете уже в обратном порядке указать на изображение и дать крохе возможность самостоятельно найти карточки со слогами и правильно их сложить. Далее нужно приготовить картинки уже с цельными словами, чтобы научить читать слоги слитно уже на картинках с их конкретными подписями.


Как научить ребенка слогам: подготовка картинок со словами

Лучше набирать буквы на компьютере и печатать их в разных цветах по слогам. Так все буквы будут одного размера и вида написания, а цвет будет указывать на наличие слогов в словах. Картинки выбирайте яркие и понятные, в основном обозначающие существительные, их можно изготовить самостоятельно (нарисовать или вырезать из журналов) или купить в специализированных магазинах.

Также разнообразьте занятия сортировкой карточек. Например, попросите малыша разделить животных и машинки или растения по группам. Таким образом, он будет легче ориентироваться не только в прочтении текста, но и в значении слов, которые подбираются уже после сортировки и повторно читаются или самостоятельно складываются крохой из слогов.


Каа научить ребенка слогам: учимся читать

После освоения слогов и слов, а также полного осознания их значений, можно переходить к составлению словосочетаний с помощью тех же картинок с подписями. Например, прилагательное и существительное или существительное и глагол. Не забываем повторять сложение слов из слогов, чтобы ребенок систематически запоминал и усваивал пройденный материал.

Таким же образом можно составлять несложные предложения и учиться их читать, а потом давать возможность малышу самостоятельно их складывать. Только после таких практик можно переходить к чтению простых и красочных книг с картинками и подписями к ним. Если ребенок пугается или отказывается переходить на книги, то возможно, вы ускорили обучение на каком-то этапе, и малыш не успел усвоить изученный материал.

Вернитесь к пройденным урокам и повторите изученное, похвалите ребенка, чтобы он почувствовал, что делает все правильно и у него получается. Не давайте ему закрыться в себе и не выражайте недовольства его ошибками. Учитесь, пока кроха не почувствует себя вполне уверенно, а только тогда усложняйте материал.

Читайте книги по несколько слов, чтобы малыш успевал понимать значение слов. После прочтения нескольких предложений предложите ему самому рассказать о прочитанном. Очень важно на этом этапе не только умение читать текст, но и его полное осознание и запоминание, так вы будете еще и тренировать память.


Как научить ребенка слогам: учимся писать

Запоминание текста можно сопровождать рисованием героев книжки и написанием некоторых заглавных букв, которые используются для их обозначения. Так ребенок сможет запоминать значение прочитанного и учиться отражать это в буквенном виде. Из букв постепенно можно составлять слова и изображать их на бумаге.

Дети не знают основных принципов написания слов и могут изображать буквы как угодно. Например, с лишними деталями, зеркально, вверх ногами и вразброс по листу. Такие шедевры будут понятны только малышу и очень огорчат его, если родители не поймут его написанный ребус.

На этом этапе, опять же, главное — не огорчить ребенка тем, что он делает что-то неправильно и этим отбить у него желание к дальнейшему изучению секретов чтения и письма. Поэтому дайте крохе не чистые листы, а с разлинеенными клетками. Таким образом ему будет легче сориентироваться в правильном расположении букв, и это поможет составить читаемые слова и предложения, изобразив их на бумаге.

Помните, что ребенок не должен бояться возможных ошибок и вашего строгого отношения по этому поводу. Также ему должно быть все время интересно заниматься обучением, поэтому используйте всю свою фантазию и как можно больше разнообразьте уроки. Для закрепления материала ежедневно повторяйте пройденное и используйте обучающие детские видео-уроки.


Научить ребенка слогам по видео

Используйте простые мультфильмы и ролики для усвоения материала с яркой анимацией. Например, развивающий мультик с паровозиком озвучивает собранные буквы и преобразует их в слоги, а ребенок повторяет за ним. Такой пример видео-ролика можно просмотреть ниже:



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы