Ансамбль новодевичьего монастыря. Храмы новодевичьего монастыря

Главная / Психология и развитие

В историческом месте, именуемом Девичьим полем, и не перестает привлекать своей красотой и многовековой историей нескончаемый поток туристов и паломников.

Тайными событиями и легендами овеян Новодевичий монастырь. В Москве, где находится древняя обитель, во времена татарского ига русские люди собирали дань для Золотой орды. Дань татарам платилась не только золотыми монетами и мехами. Именно сюда приводили русских девушек-красавиц, чья судьба предопределена была временем порабощения. С тех пор поле называли Девичьим, а земля здесь, видевшая нескончаемое горе, осталась пропитанной слезами. Здесь и был заложен Новодевичий монастырь в Москве, история основания которого уходит вглубь веков, ко времени укрепления могущества Руси.

Пришло время объединения московских земель

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь начинает свою историю с 1524 года, а появление его обязано знаковому событию для Руси - завершению объединения Московского государства. Великий Московский князь Василий III, именуемый «собирателем земель русских», олицетворял собой и наследование византийских императоров, и защиту православия от иноверцев.

Великое объединение земель на Руси завершилось освобождением из-под литовского господства Смоленска - города, имевшего стратегическое значение для русского государства. Историческая битва произошла в 1514 году, а через 10 лет, выполняя свое обещание, данное перед походом на Смоленск, князь основал монастырь с храмом, освященным иконой Смоленской Божией Матери Одигитрии («Путеводительницы»).

Великий путь Смоленской иконы

Икона Смоленской Божией Матери добралась до русской земли еще в XI веке, до появления Московии. По преданию, написанная при земной жизни Богородицы апостолом Лукой, она прошла долгий путь из древнего Иерусалима в византийскую столицу Константинополь, а затем уже к русскому князю Всеволоду Ярославичу. Ей суждено было стать святыней рода русских князей. И долгое время чудотворный образ бережно хранился в Богоматери. С этого времени она именовалась иконой Смоленской Божией матери, а город теперь хранила от бед Пресвятая Богородица. В летописях XIII века особо описывалось чудо, сотворенное иконой, когда она уберегла Смоленск от нашествия войска Батыя.

С 1398 года чудотворный образ находился в Московии. Ее привезла Софья Витовтовна, супруга московского князя Василия I. Во время визита в Смоленск к отцу, литовскому князю, Софья получила благословение родителя и наставление хранить икону у себя. Место ей было определено в Благовещенском соборе Кремля.

Долгие годы послы из Смоленска обращались с просьбой к Василию III о возвращении иконы. Но только решение об объединении земель русских и желание привлечь жителей Смоленска на сторону русского князя позволило этому событию свершиться.

Прежде чем отправить святыню в долгий путь к Смоленску, по велению князя с иконы сняли точный список, который был оставлен в Благовещенском соборе. В Новодевичий монастырь в Москве, где находится сегодня список с иконы, он попал в 1525 году.

В Смоленск святыню провожали крестным ходом от стен Кремля к Саввину монастырю. И только после великого молебна она двинулась по смоленской дороге.

Это знаковое событие с тех пор ежегодно отмечается праздничными службами и крестным ходом к месту, где сегодня раскинулся Новодевичий монастырь. Москва, Россия, все православные русские славят 28 июля икону Смоленской Божией матери. На этом месте, уже после победоносной битвы за Смоленск, была заложена первая деревянная церковь новой обители.

Как появилось название монастыря на Девичьем поле

Монастырь свое название «Новодевичий» получил неслучайно. К началу XVI века Москва уже имела две женских обители - старейший Зачатьевский монастырь, именуемый тогда Стародевичьим, и располагавшийся на территории Московского Кремля Вознесенский. Первоначальное название монастыря на Девичьем поле, упомянутое в летописях 1598 года, - Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.

Существует и другая версия появления названия. Настоятельницей монастыря была посвящена схимонахиня Елена, старица и подвижница Суздальско-Покровского монастыря. Из Суздаля в новый монастырь игуменья отписала и 18 монахинь, верой и правдой служивших ей во всех начинаниях. Жизнь монахинь в обители основана была на принципах старого общежития и подчинялась строгому уставу. До нынешних времен сохранился уникальный рукописный документ, составленный настоятельницей Новодевичьего монастыря, - устав и распорядок женской обители начала XVI века.

Старица Елена слыла «всеизрядной учительницей девственного чина» и имела у прихожан прозвище Девочкина из-за особого внимания к попечительству девиц. Любовь и опека над ними со стороны настоятельницы были столь велики, что она закрепилась в старомосковском названии приюта для женщин.

Из истории Новодевичьего монастыря известно, что во времена Петра I здесь был организован приют для младенцев-девочек, рожденных незаконно. Монахини растили и воспитывали их в строгости, прививая им покорность и послушание. Именно Петру I принадлежала мысль обучать послушниц монастыря плетению кружев на голландский манер. Приют стал первым прообразом будущего Московского воспитательного дома для девиц высоких сословий.

Историю обители для женщин и приюта для девочек-сирот впоследствии продолжил и Воскресенский Новодевичий монастырь, основанный по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1746 году. В то время она решила перенести опыт московских монахинь в Санкт-Петербург. А особой популярностью эта обитель стала пользоваться в годы расцвета монашества среди женщин в XIX веке.

Одна из версий причин основания монастыря

Историки почти единодушно сходятся во мнении, что одной из причин основания нового женского монастыря была и личная драма Василия III. Параллель проводится между строительством монастыря и бракоразводным процессом князя. Выбранная им Соломония Сабурова за 20 лет брака не смогла подарить князю наследника. Опасаясь своих братьев, претендующих на правление, он добился разрешения от церкви на повторный брак. Не справившуюся со своим супружеским долгом жену Соломонию Василий III насильно заставил принять постриг и сослал ее в Рождественский монастырь. В 1525 году ее окрестили Софией.

Многие историки считают, что Новодевичий монастырь в Москве, где находится список Смоленской иконы, был предназначен именно для Соломонии. А Василий III, «первопроходец» из монархов в насильственном отдалении жены за стены монастыря, пытался тем самым смягчить свою вину.

От Кремля до Новодевичьего монастыря было всего три версты. Но перебраться в живописное место близ Москвы инокиня София так и не смогла, проведя отпущенные ей дни в Суздали, за стенами Покровского Своей праведной жизнью она заслужила причисление к святым, и сегодня почитается верующими как София Суздальская Преподобная.

Годуновы в Новодевичьем монастыре

Печальную практику ссылок особ царских фамилий продолжил Иван Грозный. Он спрятал сюда вдов своего брата и собственного сына. Монастырь принял и вдову Федора I Иоановича, Ирину Годунову, оберегающую от смерти и своего брата Бориса. Ее решение об уходе в монастырь после кончины мужа было тогда равносильно отречению от престола. Но здесь инокиня-царица продолжала государственные труды, сделав обитель царской резиденцией. Именно сюда трижды приходили на поклон бояре, просившие Бориса на царство.

Особое внимание и покровительство Новодевичьему монастырю начал оказывать именно Борис Годунов, принявший власть в 1598 году. Для своей сестры Ирины Федоровны он построил новые просторные кельи, домовую церковь и трапезную. Впоследствии они будут названы Ирининскими палатами. Дополнительно были выделены средства для полного обновления Смоленского собора, отреставрированы росписи и иконостас, а чудотворные образа облачили в новые оклады с драгоценными камнями.

Пленницы царского рода

Нескончаемой оказалась череда обитателей монастыря из родов боярских и княжеских. Были среди них и те, что оказывались за крепкими стенами не по собственной воле.

Продолжил заточения родственниц и Петр I. В 1689 году сюда спрятали Алексеевну, сестру монарха и зачинщицу Стрелецкого восстания. Участь ее сподвижников была печальна известна. Их казнили напротив Новодевичьего монастыря, а головы были нанизаны на каменные зубцы стен обители. Сюда же была сослана первая супруга Петра I, Лопухина Евдокия, по преданию проклявшая любимый его сердцу город на Неве.

«Новодевичий монастырь в Москве, где находится множество особ знатного рода, самый богатый и предназначенный для особ высших», - свидетельствовал патриарх Никон. Как в былые времена в Стародевичий, так и сюда прибывали жены царей, вдовы, дочери и сестры бояр.

К несметным богатствам, полученным обителью при основании, постоянно прибавлялись и драгоценности будущих монахинь, и дарственные грамоты на владение их землями.

Обитель или крепость?

По велению Василия III монастырь должен был стать миниатюрной копией Московского Кремля. Придворные зодчие и живописцы трудились не столько над обороноспособностью стен, сколько над их красотой. Превратить стены монастыря в крепостные решил Борис Годунов, начав после восхождения на престол архитектурные преобразования обители. Новые каменные прочные стены с новыми башнями и бойницами окружили территорию монастыря. Высота их теперь увеличилась до 13 метров, а протяженность - почти до километра. Для несения караула на территории монастыря разместили стрелецкий гарнизон численностью в 350 сабель, к XVII веку обитель стала настоящей сторожевой крепостью на границе Москвы.

Гравюры с видами Москвы и Новодевичьего монастыря рассказывают нам о временах Великой Смуты, когда судьба монастырской крепости была трагичной. Стоящая на рубеже города, она подвергалась многочисленным набегам иноземцев, бунтующих отрядов стрельцов и обыкновенных разбойников. К стены монастыря были практически разрушены, а обитель разграблена. Именно под разрушенными стенами Новодевичьего монастыря произошло историческое сражение с польским войском, после которого князь Пожарский повел дружины к Кремлю.

Новая жизнь монастыря: восстановление и расцвет

Восстановление Новодевичьего монастыря началось с приходом к правлению первых Романовых. Михаил Федорович, освободивший обитель от податей, к 1650 году очистил монастырь от следов войны, восстановил и укрепил стены. Он сделал из монастыря место для богомолий царских особ. Поскольку тогда Новодевичий монастырь располагался за городом, под его стенами разбивались шатры, где оставались на ночь, «дабы не пропустить утреннюю молитву». Благодаря монастырю Москва получила название улицы Пречистенки - теперешнего символа старого города. Именно по ней идут прихожане в праздничные дни.

Обычай гуляний под Новодевичьим пришел в жизнь москвичей с тех времен. И сегодня тысячи людей стремятся попасть в Новодевичий монастырь в Москве. Как доехать до места, где проводятся праздничные гуляния?

Праздничные гуляния в историческом центре

Со временем место народных гуляний было перенесено от стен монастыря на Пресню и Девичье поле. Первые народные гуляния устраивались только по церковным праздникам. Появление знаменитой улицы Пречистенки тоже связывается с Новодевичьим монастырем.

Дорога, по которой ежегодно верующие шли от стен Кремля к монастырю, существовала и ранее. Но царским повелением 1658 года она стала называться именем Пречистой Девы, чудотворный лик которой сопровождал каждый праздник.

Постепенно в этом историческом месте начали отмечать и мирские важные события. Вплоть до XVIII века территория Девичьего поля оставалась не застроенной. Здесь цвели сады и разбивались аптекарские огороды. Загородные дома знати на этом месте стали появляться только к концу века.

Сегодня территория Девичьего поля застроена полностью, а основными улицами этого исторического центра принято считать Большую Пироговскую, Малую Пироговскую и Погодинскую. Народные гуляния проводятся в нескольких местах, в пешей доступности друг от друга, поэтому ориентиром для поиска мест их проведения будут служить именно эти улицы.

Как добраться до Новодевичьего монастыря

Ни один из туристических маршрутов столицы не обходит своим вниманием Новодевичий женский монастырь. Москва - это отправная точка для желающих проехать по Золотому Кольцу.

Как обитель монастырь просуществовал до 1922 года. Он был сохранен советским правительством как архитектурный памятник вплоть до 30-х годов, когда решением Наркомата здания монастырского комплекса были отданы Государственному историческому музею (филиалу). Еще до окончания войны на территории женского монастыря начали возрождаться духовные школы. И только в 1994 году монашеская жизнь в обители была возрождена.

Туристические путеводители всегда дают информацию для тех, кто желает посетить Новодевичий монастырь. Адрес и как добратьсяони указываютво всех подробностях со схемами. Заблудиться будет трудно.

Так как сегодня это исторический центр столицы, и многие достопримечательности находятся друг от друга на небольшом расстоянии, то от метро «Спортивная» лучше совершить 10-минутную пешую прогулку по ул. 10-летия Октября.

Территория монастырского комплекса ограничивается Новодевичьей наб., Лужнецким проездом и Хамовническим валом. Помимо осмотра архитектурного комплекса, туристам и поклонникам многих великих людей интересно посещение Новодевичьего кладбища. Оно также относится к особым достопримечательностям Москвы. Здесь похоронены многие выдающиеся личности нашей страны: военачальники, яркие представители науки и культуры, политики.

Наследие русской истории и духовность веры объединило в себе знаковое для России место - Новодевичий монастырь в Москве. Адрес: метро «Спортивная», Новодевичий проезд, д.1.

Новодевичий монастырь August 30th, 2011

Новодевичий монастырь - православный женский монастырь Русской Церкви в Москве. Он был основан великим князем Василием III в 1524 году - в честь Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия" - главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. В 2004 году Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет и его архитектурный ансамбль был включен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Само собой также является памятником архитектуры федерального значения . Монастырь считается одним из старейших и красивейших монастырских архитектурных ансамблей России.


Монастырь расположен на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Является одновременно действующим монастырем и филиалом Государственного исторического музея. Добраться до него просто - нужно доехать до станции метро "Спортивная" и пройти 500 метров по улице 10-летия Октября в сторону Москва-сити. Перед самым входом в монастырь, да и вокруг него разбит сквер.
2.


Прямо над входом в монастырь находится храм Спаса Преображения , построенный в 1687-1689 годах. Проход внутрь бесплатен, а вот съемка официально стоит 100 рублей. Хотя в монастыре много туристов, поэтому никто билет на фотосъемку не спрашивал.
3.


Прямо сразу около входа расположены Лопухинские палаты . Они построены в 1687-1688 годах для царевны Екатерины Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича. Название - по имени Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, проживавшей здесь в 1727-1731 годах.
4.


Территория монастыря, конечно, хорошо ухожена.
5.


И не спроста - Новодевичий монастырь является одним из обязательных мест для посещения всех туристов, приехавших в Москву.
6.


7.


На территории монастыря похоронены не только его настоятели, но и другие известные московские деятели.

Среди построек выделяется высокая часовня-усыпальница семьи Прохоровых в стиле столпообразных древнерусских храмов.
8.


Она построена в 1911-1914 годах предположительно архитектором В.А.Покровским по заказу последнего владельца знаменитой "Трёхгорной мануфактуры" Н.И.Прохорова.
9.


10.


11.


Центр монастыря - монументальный пятиглавый (первоначально - видимо, девятиглавый, с четырьмя приделами по углам, как у Благовещенского собора Московского Кремля) собор Смоленской иконы Божией Матери , в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Высота собора - 42,5 метра.
12.


К сожалению, вход в собор платный (250 рублей), так как он является филиалом Государственного исторического музея, который на Красной площади.
13.


Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле.
14.


В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось "север-юг" образуют две надвратные церкви, а ось "запад-восток" - колокольня и трапезная.
15.


16.


Недалеко от Смоленского собора находится храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Она действующая и вход туда свободный.
17.


Церковь была построена в 1682-1687 годах.
18.


Интерес представляют и Певческие палаты , являющееся самым большим жилым зданием в комплексе монастыря. Они возведены в 1718-1726 годах. Первоначально являлись братскими кельями, затем здесь проживала и наместница, а в XIX веке постройка переделана для монахинь-певчих (отсюда и название). Позади них видна Саввинская башня монастыря.
19.


Постепенно огибаем Успенскую церковь и справа оказывается часовня-мавзолей Волконских . Она была поставлена над могилой героя Отечественной войны 1812 года Д.М.Волконского, а затем превращена в усыпальницу его семьи. Сооружена в 1830-х годах в стиле позднего классицизма. Впереди также можно заметить Предтеченскую, или Ирининскую башню .
20.


Позади Успенской церкви, если смотреть относительно главного входа, находится храм святителя Амвросия Медиоланского с трапезной и палатами Ирины Годуновой .
21.


Церковь была построена в 1560-х годах. Эта группа зданий - самые старые постройки монастыря после Смоленского собора.
22.


Около Сетунской башни в углу монастыря находится караульня , построенная в XVI веке.
23.


Над южными (ныне закрытыми) воротами в 1683-1688 годах был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы .
24.


Через эти ворота действительно самый короткий путь из монастыря на Новодевичье кладбище.
25.


Рядом с южными воротами находятся Маринские кирпичные палаты с белокаменными деталями. Они построены в 1683-1688 годах и названы по имени дочери царя Алексея Михайловича, царевны Марии Алексеевне, жившей здесь в 1690-х годах. А за палатами - Покровская (Воробьёвская, Богородицкая) башня .
26.


По центру - Чеботарная башня , а рядом с ней - Стрелецкая караульня , построенная в конце XVII века.
27.


Есть в монастыре и шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72 метра, построенная в конце XVII века.
28.


В то время это была самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. И действительно - ее видно еще издалека при подходе к монастырю.
29.


Существует мнение (подтверждённое анализом пропорций), что колокольня должна была быть семиярусной - но не была достроена из-за свержения царевны Софьи в 1689 году.
30.

Завершая прогулку по монастырю, стоит взглянуть на его макет.
31.


Даже с разных сторон.
32.


Находится макет недалеко от главного входа (слева) между Казначейскими палатами , построенными на рубеже XVII и XVIII веков...
33.


... и Стрелецкой караульней при Никольской башне .
34.


Неполным посещение Новодевичьего монастыря было бы без того, чтобы не посетить пруд и взглянуть на него с другого берега. Но вначале я обошел монастырь вокруг по часовой стрелке.

Вообще крепостные стены и башни были впервые возведены при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново, с башнями, имеющими ажурные завершения, как например Царицынская (ближняя на фото) и Никольская башни .
35.


Вдоль стен монастыря. Вдали виднеется "Дом на Мосфильмовской".
36.


Рядом с монастырем в 1957 году был разбит парк "Новодевичьи пруды" . По субботам здесь всегда много свадебных групп.
37.


38.


С берегов Новодевичьих прудов открывается красивый вид на монастырь.
39.


40.


Прямо около прудов находится Напрудная башня , а за ней - Лопухинская (которая ближе к центральному входу).
41.

Самый красивый московский монастырь - Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда - в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.

А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе - домовом храме московских великих князей.

С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, находясь под властью Польши, просили московского государя Василия II Темного вернуть им святую икону. О том великого князя упрашивал епископ Смоленский Михаил, и князь согласился, желая этим благочестивым поступком привлечь население Смоленска на сторону Москвы. С иконы сняли список и поместили его в Благовещенский собор. А чудотворный образ с крестным ходом проводили из Кремля до далекой окраины на берегу Москвы-реки, близ Саввина монастыря, основанного, по преданию, самим Александром Невским, - и там отслужили молебен, после чего отпустили икону в Смоленск. Это произошло 28 июля (10 августа) 1456 года. С тех пор каждый год в этот день к месту прощания москвичей с образом совершали крестный ход. А в 1514 году великий князь Василий III, внук Василия Темного, покорил Смоленск и присоединил его к московскому княжеству. И по его обету в 1524 году там, где когда-то провожали Смоленскую икону, был основан Новодевичий монастырь. По легенде, именно на том месте возвращавшийся в столицу с победой великий князь успешно переправился по льду через Москва-реку с Воробьевых гор и поставил там первую деревянную церковь.

Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, - будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей.

И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим , а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле - Вознесенского, прозванного «Стародевичьим».

Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим ». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона - не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.

Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин - по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово - за свои старания и за заслуги своих подчиненных.

Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов - тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим - потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка - истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году - в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.

XVII век стал временем расцвета древнего московского монастыря. Именно в это столетие был создан его уникальный ансамбль в стиле «московского барокко», когда обитель усердно украшала царевна Софья, сводная сестра Петра Великого. Тогда же была возведена изумительная «кружевная» колокольня высотой в 72 метра - в то время самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Появилась и трапезная с Успенской церковью, хорошо знакомая православным москвичам,

История сразу же вписала Новодевичий на страницы своей летописи. После смерти царя Федора Иоанновича, «последнего Рюриковича», в Новодевичий монастырь удалилась его вдова, царица Ирина Годунова, под именем Александры, и рядом с ней жил ее брат, боярин Борис Годунов, ожидая здесь своего избрания на русский престол. Став царем, он не забыл об этом времени и благоукрасил обитель.

В годы раскола в Новодевичьем временно держали под стражей боярыню Морозову. А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую так поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Тогда при монастыре Петр устроил отделение Преображенского приказа - в 1698 году здесь допрашивали бунтовщиков, а головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Виновных вешали и перед окнами кельи царевны Софьи - стена этой кельи, по преданию, примыкала к Покровской церкви обители. Известно, как появилось это предание: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы, - «самовидицы» царевны Софьи, которые помнили ее живой. Они и указали келью опальной царевны. Здесь она умерла в 1704 году.

Та же участь постигла Евдокию Федоровну Лопухину, первую жену Петра I и мать царевича Алексея, которая, по легенде, прокляла любимое детище Петра - город Санкт-Петербург. В 1727 году ее перевели сюда из Суздаля (по другой версии - из Шлиссельбургской крепости) уже после смерти императора и незадолго до собственной кончины. Обе родственницы Петра - и сводная сестра, и первая супруга - погребены в главном Смоленском соборе монастыря. Здесь же похоронены сестры царевны Софьи - Евдокия и Екатерина. А в подклете Смоленского собора находится гробница дочери Ивана Грозного, Анны, умершей во младенчестве.

И еще во времена Петра в Новодевичьем монастыре был временно устроен приют для «зазорных младенцев» женского пола, то есть для незаконнорожденных детей, где их растили, воспитывали и обучали искусству плести кружева. Этот приют был далеким прообразом Московского Воспитательного дома.

В огненном 1812 году монастырь едва не погиб. В начале сентября здесь разместились на постой французские солдаты, а вскоре пожаловал и сам Наполеон. Не сходя с лошади, он осмотрел монастырь, приказал взорвать церковь во имя Иоанна Предтечи и уехал. Дореволюционные историки сообщали, что поначалу французы даже отпускали монастырю необходимое для богослужений вино. А в ночь с 8 на 9 октября, в праздник апостола Иакова Алфеева, когда наполеоновская армия бежала из Москвы, непрошеные постояльцы Новодевичьего перед уходом прилепляли к деревянным иконостасам зажженные свечи и кидали их в разбросанную повсюду солому. В подклете Смоленского собора монахини обнаружили раскупоренные бочонки с порохом, на которых лежали тлевшие фитили. Считанные секунды оставались до губительного взрыва, но монахини успели загасить фитили и потушили пожар в монастыре.

А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Остались интереснейшие свидетельства современников о том, как потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря - Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.

Смоленская икона три месяца пребывала в русской армии. Перед Бородинской битвой по приказу главнокомандующего Кутузова чудотворный образ с молебствием носили по рядам войска. Потом Смоленскую икону привозили на освящение благодарственного храма Христа Спасителя, и ее образ помещен в верхнем центральном медальоне на южном фасаде храма.

При монастыре существовал тайный подземный ход - «необходимая принадлежность каждого русского поселения», как писал знаменитый московский археолог Яков Стеллецкий, тот самый, который долго искал в кремлевских лабиринтах легендарную библиотеку Ивана Грозного. Он одним из первых обследовал подземные ходы и подвалы Новодевичьего монастыря, усердно собирая о них слухи местного населения. И поскольку он не нашел на территории монастыря традиционного «древнего колодезя», ученый сделал вывод о том, что за водой ходили на Москву-реку и к местному пруду по тайному, неприметному для постороннего глаза ходу. Однако этот тайный ход был сделан не только для укромного водозабора, но и для сообщения с городом на случай осады.

Кладбище - особая достопримечательность Новодевичьей обители. Как и в других московских монастырях, кроме инокинь, здесь хоронили умерших мирян. Одними из первых на этом погосте обрели вечный покой дети и родственники русских государей: в их числе была и царевна Елена, жена старшего сына Иоанна Грозного, царевича Ивана, из-за которой разгневанный царь убил наследника. Здесь же похоронены Татьяна Левшина, мать знаменитого в екатерининские времена митрополита Платона, поэт и партизан Денис Давыдов, историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, философ Владимир Соловьев, генерал А.А. Брусилов, поэт А.Н. Плещеев, знаменитые реформаторы эпохи Александра II Освободителя братья Милютины, отец Андрея Белого, математик Н. Бугаев, писатели Писемский, Лажечников, Загоскин и композитор Скрябин.

Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» кладбище находится на территории самого монастыря. «Новое» или «южное» кладбище примыкает к монастырю с юга и отгорожено от него красной стеной. Оно появилось в 1898-1904 г.г. и еще расширялось в советское время, когда Новодевичье кладбище стало вторым по степени почетности местом захоронения в СССР после Кремлевской стены. Даже пускали на это кладбище по особым пропускам, и свободного доступа гражданам туда не было.

Одним из первых на «новом» кладбище в 1904 году упокоили А.П.Чехова - он завещал похоронить себя в стенах прекрасной Новодевичей обители. Весной на могиле гения расцветает вишневый сад. А до революции здесь горела неугасимая лампада, вечерами мерцавшая тихим и мягким светом. Совсем недалеко от Чехова похоронен Н.В. Гоголь - в 1930-е годы его прах перенесли сюда из закрытого Даниловского монастыря, как и останки С.Т. Аксакова, А.С. Хомякова, И.И. Левитана, Д.В. Веневитинова, чтобы они не попали под сталинский бульдозер. В советское время на «новом» кладбище похоронили жену Сталина Надежду Аллилуеву (совсем недавно был обнародован архивный документ - акт осмотра ее тела кремлевскими врачами, доказывающий, что она действительно покончила жизнь самоубийством), киноактрису Любовь Орлову, писателя А.Н. Толстого, Н.С. Хрущева, и многих других известных деятелей советского государства - врачей, летчиков, ученых.

Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала - конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории...

Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год - Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда - вполне московский курорт.


Новодевичий монастырь в Москве расположен в излучине Москвы-реки. в Хамовниках, на Девичьем поле. Поле было названо Девичьим, потому что, по преданию во времена татаро-монгольских нашествий здесь отбирали русских девушек для Золотой Орды. Приставка «Ново» была необходима, чтоб отличить Новодевичий монастырь от существующего в то время Стародевичьего Вознесенского монастыря в Кремле. Название обители иногда объясняют фамилией первой игумении монахини Елены Девочкиной. Также существовало второе название обители - Богородице-Смоленской. Новодевичий монастырь в Москве – это один из самых известных русских женских православных обителей.

Новодевичий монастырь в Москве – из истории

Обитель была основана в 1524 году отцом Ивана Грозного великим князем Василием III в честь взятия Смоленска. Возвращаясь из похода после успешного освобождения от столетнего господства литовцев, князь Василий заложил деревянную церковь. В 1525 году копию иконы Смоленской Божьей Матери - заступницы русского войска перенесли с крестным ходом в монастырскую соборную церковь. Этот год и считается датой основания обители. Как и другие храмы-крепости, имеющие высокие неприступные стены, обитель была призвана стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к столице с юга. В Смутное время обитель была разорена и несколько раз переходила из рук в руки. Здесь пребывали многие известные люди того времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы и сестры. И все они при пострижении жертвовали обители свои драгоценности и сбережения. После смерти царя Федора Иоанновича его вдова царица Ирина приняла здесь постриг под именем Александры. В обитель отправился и ее брат – Борис Годунов. Сюда пришли просить Бориса стать во главе государства. Здесь он принял избрание на царство.

После поражения в политической битве с Нарышкиными царевне Софье приказали поселиться в обители как живущей на покое (не в качестве постриженной монахини). Ее единомышленники, мятежные стрельцы, были казнены у стен обители. Здесь были заточены и другие сестры Милославские – Екатерина, Мария и Федосья. Сюда отправили и первую жену Петра I и мать царевича Алексея Евдокию Лопухину. Гробницы Софьи и Евдокии находятся в Смоленском соборе.

Воины-французы в 1812 году хотели взорвать обитель. Монахиня Сара вовремя погасила фитили, тлевшие у бочек с порохом, и спасла обитель. Внутри обители похоронены поэт-партизан Д.В.Давыдов и некоторые декабристы, историк С.М.Соловьев и его сыновья - философ Владимир Соловьев и писатель Всеволод Соловьев. В 1898–1904 гг. в южной части было устроено «новое кладбище», обнесенное новыми стенами. В 1922 году обитель была закрыта и здесь создали Музей раскрепощения женщины, затем - Историко-бытовой и художественный музей. Открытие музеев позволило сохранить архитектурный ансамбль почти неизменным. С 1934 года Новодевичий монастырь являлся филиалом Государственного исторического музея. В 1943 году здесь открылись богословские курсы, а затем - Богословский институт. В 1994 году была возобновлена монашеская община. Ансамбль с 1995 года является памятником архитектуры федерального значения. В 2004 году обители исполнилось 480 лет и ее архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Новодевичьего монастыря в Москве

Обитель представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающий 8 храмов (собор, 4 церкви, колокольня с церковью Варлаама и Иоасафа и две часовни), а также жилые и хозяйственные постройки. Иногда обитель называют московским Кремлем в миниатюре. Изначально стены и башни обители были деревянными. Ворота были только южные.

Самое старое его здание в обители – собор Смоленской иконы Богоматери, построенный в 1524–1525 гг. по образцу Успенского собора Кремля. Примечателен своими замечательными росписями и резным иконостасом 17 века. Картины расположены в несколько ярусов и посвящены, в основном, святым воинам и русским князьям, чудесам Смоленской иконы Богоматери. В росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Пятиярусный резной главный иконостас собора покрыт позолотой. Он был сделан по заказу царевны Софьи мастерами Оружейной палаты. Территория Новодевичьего монастыря окружена кирпичными стенами с 12 башнями, построенными в конце 17 века по образцу Московского Кремля: круглые угловые башни и квадратные - в стенах. Сверху они были украшены зубцами. В стенах были сделаны бойницы - отверстия для стрельбы.

С 1683-1688 гг.были построены надвратные церкви - Преображенская (над главным входом в обитель) и Покровская (над южными воротами) и примыкающие к ним Лопухинские и Мариинские палаты. В 1685-1687 гг. строится старинная трапезная с церковью Успения. В начале XIX века в Успенском трапезном храме разобрали открытую галерею, сооружены пристройки, а пятиглавие заменено одной главой. Уникальность архитектуры трапезной состоит в том, что сводчатый потолок ее, площадью 393 кв.м не имеет ни одной опоры. В 1689-1690 гг. была сооружена 6-ярусная 8-угольная 72-метровая колокольня в стиле нарышкинского барокко, вторая по величине в столице после колокольни Ивана Великого. Об этой колокольне великий зодчий Василий Бажов сказал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего". Все эти постройки были сооружены во времена Софьи при ее деятельном участии. Она словно предчувствовала, что здесь ей придется находиться с 1689 года и до конца дней. Все эти здания выполнены в кирпиче с белокаменными вставками, в духе русского барокко. Основные здания обители – собор, колокольня и трапезная расположены на одной линии и образуют панораму. Ансамбль является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района столицы.

Новодевичий монастырь в Москве – информация для туристов

10 августа (28 июля по старому стилю) в 1525 году было установлено празднование в честь чудотворного образа Одигитрии Смоленской в память возвращения Смоленска России. С тех пор ежегодно совершается всероссийское празднество. В этот день осуществляется крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Соборный храм в честь иконы божией матери Смоленская открыт только летом.

Новое кладбище, расположенное рядом с обителью, по своему политическому престижу уступает только Кремлевской стене. Сюда перенесли некоторые памятники и останки известных людей с других кладбищ. Здесь похоронены Н.С. Аллилуева и Н.С. Хрущев, М.А.Булгаков и И.Г.Эренбург, К.С.Станиславский и многие другие известные деятели. Памятники - надгробные скульптуры выполняли С.Т. Коненков и С.Д. Меркуров, В.И.Мухина и Э.И.Неизвестный.

Новодевичий монастырь в Москве – один из старейших и красивейших монастырских архитектурных ансамблей России. 22 марта 2010 года Новодевичий монастырь в Москве передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. В пресс-службе Московской патриархии утверждают, что музей не изгоняется на улицу и продолжит функционировать.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы