История великой отечественной войны в советских агитационных плакатах. Плакаты времен великой отечественной войны - вопросы истории

Главная / Старшие классы

Москва, 8 мая - "Вести.Экономика". 28 июня 1942 г. был издан приказ № 227, который в просторечии назвали "Ни шагу назад!". Приказ являлся одним из документов, направленных на повышение воинской дисциплины в Красной армии.

Запрещал отход войск без приказа, вводил формирование штрафных частей из числа провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости - отдельные штрафные батальоны в составе фронтов и отдельные штрафные роты в составе армий.

"Ни шагу назад!" далеко не единственный лозунг, с помощью которого во время Великой Отечественной войны пытались поднять боевой дух и укрепить дисциплину солдат.

Пропаганда велась за счет ярких, эмоциональных плакатов, на которых помещались лозунги, направленные на то, чтобы укрепить дисциплину и поднять боевой дух.

Ниже мы расскажем о самых знаменитых плакатах времен Великой Отечественной войны.

"Родина-мать зовет!"

"Родина-мать зовет!" - знаменитый плакат времен Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 г.

Образ "Родины-матери" в дальнейшем стал одним из самых распространенных образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, рекламе.

"Отомсти!"

Плакат поднимает тему страданий советских граждан на оккупированных территориях.

На плакате во весь рост изображена женщина, держащая на руках убитую дочь.

На лице женщины - страдание и горе.

На заднем плане плаката зарево от пожарища.

"Не болтай!"

Перед самым началом Великой Отечественной войны и в ее годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии.

Эти группы осуществляли различные диверсионные действия - нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов.

В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.

"Воин Красной армии, спаси!"

На плакате изображена мать с ребенком на руках, которого она пытается защитить от фашистского оружия.

Плакат был создан для того, чтобы вызывать ненависть к фашистам, которые не щадили ни женщин, ни детей.

Это один из самых эмоционально ярких плакатов того времени.

"Наше дело правое. Победа будет за нами"

Плакат нарисован художником В. А. Серовым в 1941 г.

"Наше дело правое. Победа будет за нами" – это слова из обращения В. М. Молотова к советскому народу 21 июня 1941 г.

Этот призыв с некоторыми вариациями, а также по частям неоднократно повторялся в печатных изданиях и устных обращениях вплоть до конца войны.

"Папа, убей немца!"

Плакат был создан в 1942 г. художником Нестеровой.

Плакат отображал страдания народа на оккупированных территориях.

В основу лозунга на плакате была положена фраза из стихотворения Константина Симонова "Убей его!".

На плакате изображен ребенок, а на заднем фоне – убитая мать и пламя огня.

"Всё для фронта, всё для победы!"

По всей стране были развешены плакаты, которые говорили, что для фронта мы должны отдать всё, что у нас есть.

Они призывали работать на полную мощь промышленные заводы, которые делали самые мощные танки, самолеты, боеприпасы.

Лозунг на плакате выражал сущность программных действий, разработанных советским правительством для превращения страны в единый боевой лагерь, подчиненный единственной цели - победе в Великой Отечественной войне.

"Ты чем помог фронту?"

Советский плакат "Ты чем помог фронту?" с изображением солдата-красноармейца был создан в 1941 г. художником Моор.

Это очень эмоциональный плакат, на котором красноармеец показывает пальцем на смотрящего и спрашивает, чем ты помог фронту.

Плакат был направлен на то, чтобы мобилизировать силы фронта и тыла для борьбы с фашистами.

"На поддержку Красной армии – могучее народное ополчение"

Известно, что народное ополчение и партизанские отряды сыграли очень важную роль в борьбе с захватчиками.

Этот плакат также призывал к тому, чтобы вступать в ряды народного ополчения для борьбы с фашистами.

"Бей фашистского гада"

Плакат появился в 1941 г. и призывал к тому, чтобы сражаться с захватчиками.

Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов…

Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.
Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.


Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, - и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.


Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат "Все для фронта, все для победы"!

"Все для фронта! Все для победы". Автор плаката - Лазарь Лисицкий. 1942 год.

Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.

Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат "Родина-мать зовет" работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.

Репродукция плаката "Родина-мать зовет!", 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе

Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.

Один из популярных мотивов - обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев - Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.


Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.


"Победа будет за нами", 1941 год


"Таран - оружие героев". Автор - А.Волошин, 1941 год


Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.


На поддержку красной армии - могучее народное ополчение!


Плакат В. Правдина, 1941 год.


Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год.

В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.

Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.

Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.


Художник Виктор Дени (Денисов) «"Лицо" гитлеризма», 1941 год.


Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.


Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем...», 1941 год.


Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год.

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями.

Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.


Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год.


Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.


Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год.


Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, - в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше - победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти.

«Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это - олицетворение ненавистного нам. Наш долг - разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».

Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель.

По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров.

«Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! - это просит старуха-мать. Убей немца! - это молит тебя дитя. Убей немца! - это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»


Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год.


Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.

Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками - до зубов вооруженных профессиональных убийц.


Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.

Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.


Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.


Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.


После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.


Художник Владимир Серов, 1941 год.


Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.


Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.

Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.

Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь - женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.


Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков...

«Окна ТАСС» - это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.


«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску:
«Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».


В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.


В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.


Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.


Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба - основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».

Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника - передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморализующе.


Воин-защитник, воин-освободитель, - таков герой плаката 1944-1945 годов.

Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное - окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году.


Репродукция плаката "Вперед! Победа близка!". 1944 год. Художник Нина Ватолина.

«Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» - ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей.

https://lh3.googleusercontent.com/-xYbHZ_XVn0E/VyuPltnqZdI/AAAAAAAI4Zo/R6HsJVpwXEI/poster-1944e_thumb%25255B7%25255D.jpg?imgmax=800
Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат - снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.


Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.


Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.

Постер под стеклом. Размер 32х45 см. Деревянная рамка. На обратной стороне натянута струна для крепления на стену. Хорошего качества современная цветная печать.

Способы получения товара:
-Доставка курьером. (Стоимость доставки рассчитывается индивидуально.)
- Почта России.
- EMS Почта России - Курьерская служба. «СПСР-ЭКСПРЕСС» - Самовывоз (Встречи с менеджером около станций м. Профсоюзная По предварительной договоренности.) Отправка заказа почтой, стоимостью свыше 20000 руб. может быть осуществлена после полной предоплаты!
По всем вопросам Вы можете звонить по телефонам:

8 910 475 71 76

Доставка "Почтой России" - посылка наложенным платежом.
Это наиболее простой и недорогой способ доставки.
К стоимости предмета, в данном случае, прибавляется от 300 до 800 рублей за почтовую отправку (в зависимости от удаленности места назначения от Москвы, габаритов груза и стоимости бандероли). Оплатить заказанный товар надо будет только при получении в Вашем почтовом отделении. Посылка дойдет до Вас в зависимости удаленности вашего города от Москвы и работы почты (которая от Нас не зависит). Вы получите извещение о том, что для Вас пришла бандероль. Вы должны пойти на почту с этим извещением, получить и оплатить посылку.

Срок доставки "Почтой России" для большинства районов РФ составляет 7-10 суток. Однако для некоторых районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Приморья и Северного Кавказа срок доставки может быть увеличен до 30 суток.

Внимание! В отдельные районы РФ доставка возможна только Авиатранспортом. В этом случае товары отправляются 1-м классом (до 2-х килограмм) или EMS Почты России (если вес посылки более 2-х килограмм).

Основной адрес для заказов - [email protected]

Образец заполнения заказа для отправки предмета почтой:

1. Я, Фамилия Имя Отчество:
(полностью)
Например: Иванов Александр Владимирович

2. Хочу заказать - например: предмет артикул № 133. (артикул товара указан перед названием) копию перстня СС за 1500 рублей.

3. Почтовый индекс: (Не забудьте указать свой индекс!)

4. Страна:
Россия (отправка только по России)

5. Город: (Москва)

6. Область: (Московская обл.)

7. Улица, дом, корпус, квартира:
или А/Я
Например: ул. Мира, д. 12, корп. 2, кв. 128
Или: а/я 256

Внимание!

1) В соответствии с Почтовыми Правилами РФ, посылка/бандероль, НЕ ВОСТРЕБОВАННАЯ получателем в течение ОДНОГО МЕСЯЦА, ВОЗВРАЩАЕТСЯ в адрес ОТПРАВИТЕЛЯ.

2) ПРИ НЕПОЛУЧЕНИИ посылки/бандероли в течение БОЛЕЕ ОДНОЙ НЕДЕЛИ получатель ДОПЛАЧИВАЕТ почтовому отделению ЗА ХРАНЕНИЕ.

Статья посвящена истории известных военных агитационных плакатов начала Великой Отечественной Войны. Нам всем с детства известны плакаты: «Ты записался добровольцем? », «Родина-мать зовет! » «Наше дело правое. Победа будет за нами », и своим образом они переносят нас к истории войны и Победы, вызывают определенные и сильные эмоции. Но как они создавались? Чем они так действуют на нас? Какие истории с ними связаны?

В период Отечественной Войны 1941-45 годов опять стало востребовано плакатное искусство. На плакатах с помощью легко воспринимаемого изображения и краткого, четкого лозунга доносился какой-то важный призыв коммунистической партии к народу. В начале войны призывы концентрировались на формировании и поддержке мужества жителей СССР и призыве сделать для Победы все возможное.

Посмотрим на три известных плаката самого начала войны.

Агитплакат «Ты записался добровольцем?»

Интересно, что плакат «Ты записался добровольцем? » был создан в 1920-ом году и касался гражданской войны. Создатель плаката, художник Д. Моор , в начале войны немного актуализировал изображение и лозунг. Теперь он звучал так: «Ты чем помог фронту? ». Во время войны использовались оба плаката.

Агитплакат «Родина-мать зовет!»

Создатель плаката «Родина-мать зовет! », Ираклий Тоидзе , вспоминал, что первые наброски собирательного образа Родины-матери он сделал с лица жены, когда они услышали первое сообщение Совинформбюро о начале войны.

Этот плакат, известный многим с детских лет, был напечатан в советских республиках миллионными тиражами и, наверняка, его многие помнят с детства. Образ матери, как разоренный, строгий образ Советской земли, так и матери каждого из ушедших на фронт война, призывает к защите.

Художественные методы, с помощью которых И. Тоидзе добился цели, являются классическими для плакатного искусства. Используется всего два чистых и сильных цвета — красный и черный; целостная монолитная фигура без прорисовки деталей; на лице ясно читается посыл - строгость и женственность, сила и увлечение за собой с помощью четкого жеста руки. Текст присяги однозначно говорит о способе спасения своей Земли.

Агитплакат «Наше дело правое. Победа будет за нами»

В сентябре 1941 года Ленинград был блокирован фашистскими оккупантами, но плакаты продолжали выпускаться. Их темы были акцентированы на поддержку духа населения Ленинграда и на краткие инструкции, помогающие выживать в тяжелейших условиях.

Одним из известных стал плакат В. А. Серова «Наше дело правое. Победа будет за нами» , с некоторым сокращением цитирующий слова В. М. Молотова , завершающие обращение к советскому народу в день начала войны. Защитники Ленинграда уходили в бой с этими словами и с образом Советской Армии , поддержанной героическими предками, изображенными на втором плане композиции Серова.

* * *

Письма с фронтов подтверждают, что образцы плакатного искусства оказывали сильное влияние и на военных и на работников тыла. Но мы вспомнили плакаты только начального периода, и война еще не была закончена.

Период, формирующий перелом в войне, и они оставили не менее интересный след в изобразительном искусстве и в памяти людей, переживших войну.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы