Проект «Русские народные игры. Проект "народные детские подвижные игры"

Главная / Болезни у детей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №25 «Рябинка»

Группа №5 «Кораблик» Выполнили: Баталова Т. А., Халявкина Г. Ф. г. Бердск, 2017 г.

Вид проекта: информационно-практический.

Продолжительность: две недели.

Участники: дети старшей группы №5 «Кораблик» , воспитатели, специалисты.

Актуальность темы. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Из наблюдений за детьми старшей группы видно, что они редко играют в народные игры. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: сапожного, ткачества, бортничества, охоты, рыбалки… Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Поэтому мы решили разработать проект, который направлен на приобщение детей к национальной культуре через русские народные игры.

Цель проекта. Создание условий для формирования у детей интереса к истории, культуре и традициях русского народа, через народные игры.

Задачи проекта.

  • Формировать познавательный интерес к культуре русского народа, его традициям, обогащать знания детей о русских народных играх.
  • Развивать двигательные навыки дошкольников, умения реагировать в игровой ситуации.
  • Воспитывать интерес к русским народным играм и бережное отношение к культуре своего народа.

Предполагаемый результат.

У детей сформируются знания о традициях народа, в котором они живут, они научатся использовать национальные игры в свободной деятельности. Народные игры будут способствовать развитию нравственных качеств, воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучат детей быть честными и правдивыми.

Этапы реализации проекта.

Организационный.

  • Изучение литературы, материалов по данной теме.
  • Подбор материала, игр по теме.
  • Беседа «В какие игры играли наши бабушки и дедушки» .
  • Анкетирование родителей «Народные детские игры» .
  • Постановка проблемной ситуации: «Народная игра, - что это такое?»

Практический.

  • Организованная совместная деятельность: «Игрушки наших бабушек» .
  • НОД «Ой, ты Масленица!» .
  • Разучивание народных игр «Ты катись, веселый бубен» , «Гори, гори ясно» , «Колпачок» , «Колечко» , «Жаворонок» , «Золотые ворота» , «Чур, у дерева» , * «В шепотка» , «Горшки» .

Консультация для родителей «Русские народные игры» .

Заключительный.

  • Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
  • Оформление картотеки «Русские народные игры» .

Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»

Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!

  1. Часто ли совершаете прогулки в выходные дни?
  2. Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?

а) Подвижные игры

б) Настольные игры

в) Сюжетно-ролевые игры

г) Другие (Какие?)

3. В какие подвижные игры Вы играли в детстве?

4. Какие русские народные игры вы знаете?

5. Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры?

6. Какие черты характера воспитывают русские народные игры у ребенка?

Русские народные подвижные игры

Игра “Ты катись, весёлый бубен! ”

Все встают в большой круг. Ведущая произносит слова: Ты катись, весёлый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого весёлый бубен, тот сейчас… /задание/ и т.д.

Гори, гори ясно.

Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!

Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа) . Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать, кого-нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.

Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:

Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте- ка, ребята, где золото упало?»

Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!

Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.

Цель. Развитие познавательного интереса к знаниям, к стремлению применять знания на практике. Формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, деловитости. Вооружение разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!

Кто там?

Покупатель.

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Цель. Расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми. Развитие ловкости, выносливости.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,

Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Колпачок (паучок) .

Цель. Развитие навыков общения.

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами

Игра «Леший» .

Цель. Развитие ловкости, координации движений. Развитие навыков общения.

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это леший, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Леший идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за лешим. И так леший может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только леший говорит: «Внимание, охотники» , звери и леший стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится лешим, и игра продолжается.

Правила игры. Игрокам нельзя выталкивать соперников из занятых пеньков.

Жаворонок.

В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.

Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год» . Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

Заря – Заряница.

Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга.

Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря -Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Золотые ворота.

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:

Идет матушка Весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел –
Всех детей привел.

А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хошь теперь гуляй!

Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону – правую или левую.

Разделившись на 2 команды все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют:

Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается

А на третий раз не пропустим Вас!

Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар. образовавшиеся 2 команды меряются силой – перетягивают канат.

Вышибалы.

На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.

"Чур у дерева".

Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий - в середину между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву. Водящий должен осалить их, пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: "Чур у дерева!" Осаленный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.

Удочка (Рыбка, Поймать рыбку) .

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры два.

1-ый вариант: без смены водящего (взрослый) . В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека) .

2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

Мышеловка.

Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки» . Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Савинская средняя общеобразовательная школа

Проект

Русские народные подвижные игры

Выполнил

Учащийся 1а класса

МБОУ Савинской СОШ

Цветков Матвей

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Скворцова Светлана Сергеевна

П. Савино

2016 г.

Актуальность.

Цель:

Задачи: 1. Провести социологический опрос.

2. Изучить многообразие русских народных игр, их правила и выбрать

Игры для детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:

Ожидаемые результаты.

Сбор и анализ информации.

Сначала я провёл социологический опрос среди ребят нашего класса. Было опрошено 18 человек.

Да

Нет

Любишь ли ты играть в подвижные игры?

учеников

Много ли русских народных игр ты знаешь?

ученика

учеников

Хочешь ли научиться играть в незнакомые тебе русские народные игры?

учеников

Нужно ли знать и уметь играть в русские народные игры, соблюдать правила?

учеников

К ребятам, которые чрезмерно увлечены компьютерными играми, мои одноклассники относятся отрицательно. Так как любители компьютерных игр портят свою психику, зрение, ведут малоподвижный образ жизни, чаще болеют.

Результаты опроса показали, что у ребят есть большое желание узнать новые русские народные игры и научиться играть в них.

Из истории русских народных подвижных игр

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, силы воли, самостоятельности, терпения, лидерству и уступчивости. Также способствуют развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве. Русские народные игры создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству, истории русского народа.

считалки и сговорки

Жребий - это условный знак, какой- нибудь предмет, например дощечка, картонка или одного размера палочки. Кто вытянет жребий с условной заметкой, тому и быть ведущим.

Бывают и другие жеребьёвки. Их называют угады , когда один из играющих берёт жребий и за спиной прячет его в руке. Угадавший выигрывает спор.

Старинные считалки

Катился горох по блюду.

Ты води,

А я не буду.

Таря- Маря

В лес ходила,

Шишки

Ела-

Нам велела.

А мы

Шишки

Не едим,

Таре- Маре

Отдадим!

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

Комарики- мошки,

Тоненькие ножки,

Пляшут по дорожке…

Близко ночь,

Улетайте прочь.

Тили- тели,-

Птички пели,

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнёзда вить!

Кто не вьёт, тому водить!

Обруч круж,

Обруч круж.

Кто играет,

Будет уж.

Кто не хочет

Быть ужом,

Выходи

Из круга вон!

Шла кукушка

Мимо сети,

А за нею

Малы дети

И кричали:

«Кук! Мак!»

Убирай

Один кулак!

Шла кукушка

Мимо сети,

А за нею

Малы дети.

Кукушата

Просят пить.

Выходи-

Тебе водить!

Инцы- брынцы,

Балалайка!

Инцы- брынцы,

Поиграй-ка!

Инцы- брынцы,

Не хочу!

Инцы- брынцы,

Вон пойду!

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет

По полям.

Тут и там!

Тут и там!

Где проскачет он-

Выходи

Из круга вон!

Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.

Сговорки

Кого выбираешь:

Конь вороной

Или хомут золотой?

Шары катить

Или воду лить?

Сено косить

Или дрова рубить?

Коня ковать

Или двор подметать?

Кого возьмёшь:

Медведя лохматого

Или козла рогатого?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Серую утку

Или деревянную дудку?

Кого в гости пригласишь:

Хитрую лису

Или Марью-красу?

Чего тебе дать:

Сахару кусочек или красненький платочек?

Русские народные подвижные игры,

в которые мы научились играть

Петух

Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу.

Дети произносят потешку:

Тух-тух

Ту-ру-рух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Во дворе стоит, громче всех кричит!

Петух: Ку-ка-ре-ку!

Все разбегаются, петух ловит детей, пойманный становится петухом.

Горелки

Вожак отходит от других участников игры. Он идёт вперёд, но не очень далеко - шага за три, за четыре. Здесь он становится спиной к ребятам и приговаривает нараспев:

Горю, горю на камушке! Горю, горю на камушке!

Оглядываться и смотреть по сторонам ему запрещено.

Пока он приговаривает так, все другие берутся за руки и становятся за ним парами - одна пара за другой. Как станут, запевают хором такую песенку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, вожак должен глянуть на небо.

Тут последняя пара в веренице разнимает руки - один побежит вперёд вдоль вереницы справа, другой - слева. Вот они поравнялись с вожаком - а он всё стоит и не оглядывается,- и вдруг все громко кричат ему:

Раз, два,

Не воронь,

Беги,

Как огонь!

Вожак оглядывается и со всех ног кидается к бегущим. Он норовит поймать одного из них. Но не так-то легко это сделать. Если бегущие возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, а водящий вновь «горит». Но если водящему удалось поймать одного из убегающих, он встаёт впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.

Горелки с платочком

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.

Играющие говорят хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят!

Колокольчики звенят!

Раз! Два! Три! Беги!

После слов «Раз! Два! Три! Беги!» игроки последней пары стремительно бегут вперёд, и кто из них первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».

«Бабка Ёжка»

В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:


Бабка Ежка Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснётся - тот и замирает.

У медведя во бору

На роль медведя выбирается один человек, который по сюжету должен охранять свой лес от посягательств детей. Другие дети подкрадываются к нему, напевая слова «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит, он на нас глядит…». В этот момент «просыпается» медведь. Тот, кого он поймает, выбывает из игры. Игра может повторяться несколько раз.

Пустое место

Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят друг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остаётся, а оставшийся без места становится водящим.

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

Тук! Тук!

Кто там?

Покупатель.

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».

Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Стадо

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок! Пастушок!

Заиграй во рожок!

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.

Два Мороза

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встают водящие - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос.

Они говорят:

Я Мороз-Красный нос.

Я Мороз-Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.

Петушиный бой

Заключение

Я узнал, что русские народные подвижные игры были с древних времен, только со временем они усовершенствовались и менялись, в зависимости от местности, времени и народности. В играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Народные игры помогают нам дружить, понимать и помогать друг другу, уступать, быть терпимыми. Играя в русские подвижные игры, мы становимся сильными, ловкими, быстрыми. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и требуют от нас умственной деятельности.

Вывод, делаем : игра каждому всегда нужна.

Игры предков знаем мы,

А в заморские - чужие.

Наши игры забываем.

Выступление на защите проекта.

Тема моего проекта «Русские народные подвижные игры»

(Актуальность).

В сентябре этого года мы стали первоклассниками. Нам очень нравится учиться в школе. На уроках мы узнаем много интересного и полезного. Но во время длинных перемен между уроками и прогулок на улице в группе продленного дня хочется поиграть в игры. Но все наши развлечения – это догонялки, бег друг за другом. Из-за этого в школе создается шум, который мешает другим детям. На внеурочных занятиях «Подвижные игры» мы познакомились с некоторыми играми, в которые можно играть в помещении и на улице. Особенно нам понравились русские народные игры. Было весело! И перемены стали проходить быстро и интересно. Я решил найти информацию о русских народных играх, научиться в них играть, научить своих одноклассников и друзей этим играм. И скорее всего, будет гораздо интереснее, полезнее проводить время на школьных переменах, в гостях и во время прогулок на улице.

Цель проекта : изучение русских народных подвижных игр

Задачи: 1. Провести опрос ребят.

2. Изучить многообразие русских народных игр, их правила и выбрать игры для детей младшего школьного возраста.

3. Научить своих одноклассников этим играм.

Предмет исследования : русские народные подвижные игры.

Ожидаемые результаты.

Познакомлюсь с новыми русскими народными играми. Научусь сам и научу других играть в эти игры, чтобы интересно и с пользой проводить своё свободное время.

Сначала я провёл опрос среди одноклассников. Было опрошено 18 человек. Результаты опроса показали, что ребята любят играть в подвижные игры, только мало их знают и очень хотят узнать новые. К ученикам, которые чрезмерно увлечены компьютерными играми, мои одноклассники относятся отрицательно. Так как любители компьютерных игр портят свою психику, зрение, ведут малоподвижный образ жизни, чаще болеют.

Я познакомил ребят с историей русских народных игр. Рассказал о том, что русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, силы воли, самостоятельности, терпения, лидерству и уступчивости. Также способствуют развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве.

В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки . Водящего можно также выбрать жеребьёвкой.

Мы разучили старинные считалки и сговорки. Особенно нам понравились такие.

Шла кукушка

Мимо сети,

А за нею

Малы дети.

Кукушата

Просят пить.

Выходи-

Тебе водить!

Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.

Кого возьмёшь:

Медведя лохматого

Или козла рогатого?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Серую утку

Или деревянную дудку?

Кого в гости пригласишь:

Хитрую лису

Или Марью-красу?

Мы научились играть в русские народные подвижные игры:

«Петух», «Горелки», «Горелки с платочком», «Бабка Ёжка», «У медведя во бору», «Пустое место», «Краски», «Стадо», «Два Мороза», «Ручеёк», «Петушиный бой».

Я узнал, что русские народные подвижные игры были с древних времен, только со временем они усовершенствовались и менялись. В играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Мои одноклассники с удовольствием научились играть в эти игры, и теперь нам всегда есть чем заняться в свободное время.

Народные игры помогают нам дружить, понимать и помогать друг другу, уступать, быть терпимыми. Играя в русские подвижные игры, мы становимся сильными, ловкими, быстрыми. Игровая ситуация увлекает и требуют от нас умственной деятельности.

Поэтому я считаю, что нужно изучать старые всеми забытые игры и знакомить с ними других ребят, которым очень полезно играть на свежем воздухе, нежели сидеть за компьютером.

Вывод, делаем : игра каждому всегда нужна.

Наши бабушки играли, иностранных игр не знали.

Игры предков знаем мы,

Но играем от души мы не в русские родные,

А в заморские - чужие.

В « Бетменов» и «Братц» играем,

Наши игры забываем.

Игры не только, друзья, развлеченье.

Игры- народа большое творенье!

Сила и ловкость заложены в них,

Родины милой искусством зажгись!





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Солнышко» комбинированного вида


Педагогический проект

«Народные подвижные игры»

Выполнила

инструктор по

физической культуре

Антошкина Е.В.

п.Свердловский

Аннотация: 4

Паспорт проекта 4

Этапы осуществления проекта: 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Используемая литература 19

Аннотация:

Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия ; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?


Паспорт проекта


Срок проекта:

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность , это способ познания окружающего мира.

Тип проекта :

информационный, игровой.

Цель:

Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет.

Задачи:


  • Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.

  • Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.

  • Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.

  • Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Методы проекта:

игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.

Ожидаемый результат:


  • развитие диалогической и монологической речи детей.

  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

  • дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.

  • создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

  • привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр,

Этапы осуществления проекта:


I . Организационный .

Подбор методической литературы;

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Разработка занятий;

Подбор музыки.

II .Реализация проекта :

Коммуникация.

1. Заучивание считалок, сговорок.

Художественная литература.

2. Заучивание считалок, сговорок.

Здоровье.

1. Организация и проведение подвижных игр, сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей.

Безопасность.

1. Объяснение техники безопасности.

Физическая культура.

1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность.

Социализация.

1. Совместная игра.

Познание.

1. Объяснение правил игры.

Музыка.

1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.

III . Обобщающий.

Проведение досуга.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ОПИСАНИЕ ИГР

№1
Пастух и стадо
Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.

№ 2
Ручеек
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.


№ 3

Пирог
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режъ его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,

пока не проиграют все в одной из команд.


№ 4

Большой мяч
Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки .


№ 5

Растеряхи

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд , берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Считалки

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Катилося яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!
Конспект физкультурного досуга для детей средней группы

«Путешествие в мир русских народных игр»
Задачи:

1 .Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

2.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.

3.Доставить детям радость.

4.Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

Оборудование:

Костюм Бабы Яги, метла, 4 «пенька», 4 ведёрка, русский платок, подарки детям.
Ход досуга: (дети под музыку входят в зал)
Ведущая: Ребята, приглашаю вас отправится в страну русских народных игр!

Игрокросс мы начинаем

Всем здоровья пожелаем!

Прими участие скорей!

Да зови своих друзей!

Всем в дорогу нам пора!

В гости нас зовёт игра!

(под музыку выходит баба яга)

В: Здравствуй бабушка Яга! Как попала ты сюда?
Я га: К вам сегодня заглянула не случайно я друзья,

Игр много собрала и в мешке их принесла!

В: Бабушка яга, а какая твоя самая любимая игра?
Яга: Из спортивной жизни всей обожаю я хоккей!

Мне бы клюшку да ворота- шайбу так забить охота!

А ещё люблю друзья танцевать я до утра!

В: А наши ребята тоже любят танцевать!


Яга: Умеете танцевать?

Сейчас проверю!

На танец становись!

(дети встают врассыпную на ковре)

Музыкально- ритмическая композиция

«Не бывает в наши дни чудес на свете»

(движения показывает баба яга)

В: Баба Яга, читали мы в книжках,что твоя метла волшебной силой обладает!

Яга: Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в такую даль?

(баба яга держит метёлку, а она как- будто вырывается из рук)

Метёлка, стоять!

Что-что? (слушает метёлку) хочешь с ребятами поиграть ?

Давай, попробуем!

ИГРА «Полёт на метле»

Дети встают за бабой ягой,держат друг друга за плечи, под музыку идут,по прямой и «змейкой» вокруг пеньков. По команде «стоп»-дети приседают, баба яга ловит тех кто не присел.


Яга: Ой, метёлочка моя, как же я люблю тебя!

Ждёт вас новая игра- веселитесь детвора!

ИГРА «Метёлка волнуется –раз..»

(«лесная фигура на месте замри»- лиса, медведь, мышка, заяц)


Яга: А давайте устроим заячьи бега!

Игровое задание «Заячьи бега»
Дети выстраиваются в одну шеренгу напротив «пеньков»

Задание: после слов Раз, два, три -не зевай!

Заячьи бега начинай!

Дети прыгают на двух ногах до пенька, побеждает тот,кто прискакал первым.


Вед: Бабушка яга, вижу вы устали, да?
Яга: Да,немного притомилась!

Открываю свой мешок, кто же это? Мой коток!

(баба яга достаёт игрушку- котик)

Сядьте на коврик,поиграет с вами котик!


ИГРА «Котик ниточки мотает»
Построение в круг, сидя по-турецки.

Котик ниточки мотает на клубочек навивает «наматываем ниточки»

Котик ниточки мотает на клубочек навивает!

Калачики, калачики,калачики печёт! «вращаем кулачки»

Пышки, пышки, пышки, пышки! 4 хлопка в ладоши

Калачики, калачики, калачики печёт! То же

Пышки, пышки, пышки, пышки!

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью! «вращаем кулачки»

Колотушки колочу кулачками хлопаем об колени

Приколачиваю! Кулачки друг о друга

Заколачиваю! Ладошки стучат по полу
Яга: Где мешочек мой,подай!

Ты бабуле помогай!(обращается к ребёнку)

(баба яга достаёт из мешка рыбку)

Рыбку очень я люблю, из неё уху варю!

А вы умеете рыбку ловить?

ИГРА « Рыбаки и рыбки»

Два ребёнка –рыбаки, остальные рыбки.

Эй вы кильки и бычки!

Что вам надо, рыбачки?

Будем вас сейчас ловить

И в бочоночках солить

А мы дырочку найдём

И от вас мы уплывём!

Дети «рыбаки»держат друг друга за руки, дети-«рыбки» пробегают «через сети».

Дети,которых поймали рыбаки,становятся рыбками.

Яга: Рыбаки вы- славные, но,

чтобы мне уху сварить-

надо печку растопить!
Игра-соревнование «Кто быстрее соберёт шишки».
Выходят 4 ребёнка.

Встают около своего обруча

В обруче у каждого ребёнка шишки,

в руках ведёрко

по команде:1.2.3.-шишки быстро собери- дети собирают шишки в ведёрки, несут ведёрко Бабе Яге.
Яга: Ой, спасибо вам,ребята! Помогли Яге друзья!

А в мешке моём волшебном ждёт вас новая игра (баба яга достаёт платок из мешка).


ИГРА «Угадай, кто спрятался под платком»
Вед: Уважаемая бабуля, а наши ребята умеют играть в игру, которая так и называется

«Баба Яга».Хочешь с нами поиграть?

Яга: Конечно!
Подвижная игра «Баба яга»

(после игры баба яга берёт мешок)


Вед: Шла баба Яга из за морья

Несла кузов здоровья,

Тому-сему помаленьку,

А Ванюшке весь кузовок.

Яга: Ну спасибо вам, друзья! Вдоволь поиграла я!

Обещаю, впредь не буду

Я детей ловить повсюду

Буду доброй я старушкой

Добродушной и послушной,

Буду спортом заниматься,

И водою обливаться,

И в своём родном лесу

Должность новую внесу:

Буду сказок сказительница,

Леса нашего хранительница!

(баба яга вручает подарки детям)

Мне пора уже прощаться!

Печь топить, уху варить, гостей кормить!

А вам желаю не скучать, в игры русские играть!

(баба яга уходит)

Много есть на белом свете

Игр разных и затей.

Выбирай себе по вкусу!

И учи играть друзей!

(под музыку дети выходят из зала)

Консультация для родителей
«Русские народные подвижные игры для малышей.

Играйте вместе с нами»
На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспитанию, уходящему своими корнями в традиции и историю родного народа.
В последнее время в детских садах и школах традициям и истории России уделяется особое внимание. Как показала практика, прививать любовь к давно ушедшему можно с самого раннего детства. Например, знакомя ребенка с русскими народными подвижными играми, мы:
- развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;
- расширяем и обогащаем игровые действия детей;
- развиваем двигательную активность;
- укрепляем здоровье детей;
- обогащаем словарь.
Дорогие родители, предлагаем вашему вниманию варианты русских народных подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста, в которые можно играть не только в детском саду, но и дома, и во дворе.

1. Хоровод - игра "Ай, гугу! "


Дети встают в круг. Ведущий ведет детей за собой и произносит слова:
Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружится на лугу.
На лугу - то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда, так беда!
Прыг - скок, прыг - скок,
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!

2. Игра "Платочек"


Дети сидят на стульчиках. Ведущая в центре круга, показывает платочек.
Вот какой у меня платочек,
Пойди, попляши, Катенька, дружочек (повязывает) ,
Всем ребятам Катеньку покажу (показывает) .
Вот - вот, вот как Катенька идет,
Песенку веселую нам поет.
Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.
Маме с папой Катеньку похвалю (дети хлопают, Катя танцует) .
Веселее, Катенька, попляши,
Мы похлопаем от души.
3. Игра "Ворон"
Перед началом игры выбираются пташки (например, воробьи, голосу которых они смогут подражать. Выбирается ворон. Пташки летают, кричат. Из гнезда вылетает ворон и кричит: "Кар - р -р! " Пташки прячутся в домик, ворон пытается их поймать.

Надеемся, что вам понравится играть с малышами и это станет вашей доброй традицией! Удачи!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей . У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Весёлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.

В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и « продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

У русских народных игр есть свои признаки: это орнаменталика, считалки, заклички, припевки, небылицы-перевертыши. Познакомимся с каждым из этих признаком поближе.

Игровая орнаменталика - обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь); музыку, ритмику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьёвки, дразнилки, речевые подковырки, заклички, приговорки, считалки.

Считалка - это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры. Главными особенностями считалок является то, что в основе их лежит счёт, и то, что по большей части они состоят из бессмысленных слов и созвучий . Это связано с древнейшим правилом запрета на счёт (боязнь потерять урожай, удачу в охоте). Восточные славяне, народа Кавказа, Сибири знают запрет счёта. Это было большим неудобством, и люди придумали так называемый «отрицательный счёт: «ни раз, ни два», «ни три». Древний пересчёт с искажёнными обозначениями чисел весьма естественно перешёл в считалку. Пересчёт в игре - имитация приготовлений взрослых к серьёзным жизненным делам. Со временем, кроме чисел, в неё были внесены новые, художественные элементы. Считалка стала игрой и забавой. Творцом сюжета считалок является не один ребёнок, а вся детская среда, которая создаёт особую субкультуру детства, даже если исполняет произведение в определённый момент один конкретный ребёнок. В главном ребёнок может повторять традиционный, устоявшийся, излюбленный сюжет, но может и внести туда изменения, отражающие интересы своего возраста и среды.

Использование считалок позволяет установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. В отличие от культуры взрослых, где носителями канонических текстов, как правило, являются письменные источники или народные сказатели, детские фольклорные тексты (к которым, бесспорно, можно отнести и считалки) передаются от одной группы детей к другой. При этом носителем является не отдельно взятый ребёнок, а вся группа детей, как целостный социальный организм. Именно в группе сверстников ребёнок удовлетворяет свои потребности в общении, социальной апробации своего «Я», информации, юморе. Фольклорные тексты передаются от одного поколения детей к другому, но при этом каждый ребёнок способен наделить фольклорное произведение новым смыслом и содержанием. Вариативность, динамизм свойственны фактически всем компонентам детской субкультуры, в том числе и считалкам. Попросите детей рассказать, какие считалки они знают, помогите закончить их, подскажите новые, постепенно создайте возможность для «перехвата» инициативы самими детьми. Старайтесь не упустить возможность постоянно пополнять игровой багаж детей новой считалкой.

Заклички - ещё один орнаментальный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге), которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму.

Игровыми припевками начинают игру, задают условие игры, связывают части игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота».

Проходите, господа, открываем ворота,

Перва мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.

Дети, которые стояли с поднятыми руками «золотые ворота», на этих словах опускают руки вниз и не пропускают цепочку детей.

Словесные игры, к которым относятся прибаутки и небылицы-перевертыши, традиционно считаются одним из самых трудных жанров для исполнения детьми. У каждого народа существуют подобные игровые песенки, построенные на игре слов. В зарубежных детских антологиях целый отдел «стихотворений без смысла». Вот одно из них, принадлежащее Уильяму Рэнду «Перевёрнутый мир»:

Если бы конь оседлал седока,

Если бы трава стала есть корову,

Если бы мыши охотились за котом,

Если бы мужчина стал женщиной.

Подобное классическое произведение есть и в детской русской литературе, автором его является К. Чуковский, каждый взрослый с детства помнит стихотворение«Путаница»: «Замяукали котята - надоело нам мяукать, мы хотим, как поросята хрюкать……

Это стихотворение основывается на народной прибаутке-перевертыше:

Облоухая свинья на дубу гнездо свила,

Поросила поросят ровным счётом шестьдесят,

Распустила поросят всех по маленьким сучкам,

Поросята визжат, полетать они хотят.

Небылицы-перевертыши - это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смешением всех реальных связей и отношений. Это откровенные игры-несуразицы. Они нравятся детям любого возраста, но уже шестилетний ребёнок способен не только «оценить» весь комизм ситуаций, но и проникнуться ритмом, поэзией устного слова и нередко придумать смешной ответ. Такие несообразности только оттеняют реальные связи. Юмор становится педагогикой.

Следует также отнести к орнаментальным компонентам игры игровые аксессуары (костюмы, бутафорию, атрибуты). Поэтому уголок «для ряженья» необходимо иметь в группе детского сада, это не только обогатит игровую деятельность детей, но и позволит полноценно организовать театральную деятельность детей.

В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счёт). Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Все структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием игровой деятельности детей и они же изменяют сами игры.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Используемая литература


  • М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.

  • О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.

  • Картотека русских народных подвижных игр.

Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад « Родничок »

Педагогический проект «Народные подвижные игры Урала» средний дошкольный возраст. Автор проекта: Воспитатель Багапова О.Ю.


Актуальность.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет.

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Не исключением являет и Урал.


Тип проекта : информационный, игровой.

Продолжительность проекта : средне - срочный

По характеру контактов : групповой.

Участники проекта : педагоги, инструктор по физкультуре, дети, родители.

Возраст детей : 4-5 лет.


Цель проекта:

Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет, формирование ЗОЖ детей, посредствам подвижных игр.

Задачи проекта:

  • Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
  • Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
  • Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
  • Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Форма проведения итогового мероприятия: презентация проекта: «Народные подвижные игры Урала" на педагогическом совете.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  • дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.
  • создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры Урала.
  • привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной

3 этап - заключительный


Технологическая карта проекта:

Образовательная область

Познавательное развитие

Беседы: «Какие подвижные игры вы знаете?», «Откуда игры к нам пришли?»,

Речевое развитие

Разучивание потешек, считалок,

Наблюдение за играми детей старшей и подготовительной группы,

Физическое развитие

Рассматривание иллюстраций, альбомов народных подвижных игр в старые времена.

Составление рассказа по картинке (про подвижную игру, что за игра.)

Социально- коммуникативное развитие

Разучивание и проведение подвижных игр.

Д/и « Угадай подвижную игру по картинке»

Художественно- эстетическое развитие

Спортивный праздник «Моя любимая народная подвижная игра»

Беседа о правилах игры.

Разгадывание загадок о животных и птицах

Изготовление атрибутов к подвижным играм,

Беседа: «Приобщение детей к культуре Урала»

Изготовление альбома: «Моя любимая подвижная народная игра»,

Лепка: «Персонажи народных подвижных игр»


Литература:

  • М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
  • О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
  • Картотека русских народных подвижных игр.
  • Картотека «Подвижные игры Урала»
  • Картотека «малоподвижные игры Урала»
  • Папка передвижка для родителей « Народные подвижные игры Урала».
  • Картотека «Считалок»
  • Картотека «Хороводных игр»

Методы проекта: игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.


Физическое развитие

«Гуси – гуси»

«Жмурки»



Подвижные игры на прогулке.

«Удочка»


Художественно – эстетическое развитие.

Лепка: «Любимые герои подвижных игр»



Актуальность В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к русским народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа. Возродить русские народные игры, воспитание и развитие детей средствами русской народной культуры, русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русских народных игр, воспитание любви и интереса к истории своего народа


Тип проекта: информационный, игровой, среднесрочный (март-май) Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм Задачи: Обучение народным подвижным играм и совместным действиям. Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр. Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр. Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, подвижные игры), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.


Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре: Создание предметно- развивающей среды Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.) Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Знакомство с русскими народными играми.


Ожидаемый результат развитие диалогической и монологической речи детей. использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок. дети научаться играть в русские народные подвижные игры, используют считалки. дети будут проявлять инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Эмоционально откликаться на переживания персонажей сказок, потешек.


Формы работы Родители: Консультации «Русская народная игра в жизни дошкольника», «Использование потешек, скороговорок в повседневной жизни дошкольника» Дети: Беседы о истории русских народных игр Разучивание народных игр, считалок Интегрированное занятие «Русская изба» Развлечения «Во поле березка стояла» Неделя театра: «Русская народная сказка» Воспитатели: Картотека « Русских народных игр» Картотека «Старинные считалки, потешки» Консультация « Развитие ребенка через народную игру»



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы