Проект «Русские народные игры. Проект "народные детские подвижные игры"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №25 «Рябинка»
Группа №5 «Кораблик» Выполнили: Баталова Т. А., Халявкина Г. Ф. г. Бердск, 2017 г.
Вид проекта: информационно-практический.
Продолжительность: две недели.
Участники: дети старшей группы №5 «Кораблик» , воспитатели, специалисты.
Актуальность темы. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Из наблюдений за детьми старшей группы видно, что они редко играют в народные игры. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: сапожного, ткачества, бортничества, охоты, рыбалки… Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Поэтому мы решили разработать проект, который направлен на приобщение детей к национальной культуре через русские народные игры.
Цель проекта. Создание условий для формирования у детей интереса к истории, культуре и традициях русского народа, через народные игры.
Задачи проекта.
- Формировать познавательный интерес к культуре русского народа, его традициям, обогащать знания детей о русских народных играх.
- Развивать двигательные навыки дошкольников, умения реагировать в игровой ситуации.
- Воспитывать интерес к русским народным играм и бережное отношение к культуре своего народа.
Предполагаемый результат.
У детей сформируются знания о традициях народа, в котором они живут, они научатся использовать национальные игры в свободной деятельности. Народные игры будут способствовать развитию нравственных качеств, воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучат детей быть честными и правдивыми.
Этапы реализации проекта.
Организационный.
- Изучение литературы, материалов по данной теме.
- Подбор материала, игр по теме.
- Беседа «В какие игры играли наши бабушки и дедушки» .
- Анкетирование родителей «Народные детские игры» .
- Постановка проблемной ситуации: «Народная игра, - что это такое?»
Практический.
- Организованная совместная деятельность: «Игрушки наших бабушек» .
- НОД «Ой, ты Масленица!» .
- Разучивание народных игр «Ты катись, веселый бубен» , «Гори, гори ясно» , «Колпачок» , «Колечко» , «Жаворонок» , «Золотые ворота» , «Чур, у дерева» , * «В шепотка» , «Горшки» .
Консультация для родителей «Русские народные игры» .
Заключительный.
- Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
- Оформление картотеки «Русские народные игры» .
Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»
Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!
- Часто ли совершаете прогулки в выходные дни?
- Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?
а) Подвижные игры
б) Настольные игры
в) Сюжетно-ролевые игры
г) Другие (Какие?)
3. В какие подвижные игры Вы играли в детстве?
4. Какие русские народные игры вы знаете?
5. Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры?
6. Какие черты характера воспитывают русские народные игры у ребенка?
Русские народные подвижные игры
Игра “Ты катись, весёлый бубен! ”
Все встают в большой круг. Ведущая произносит слова: Ты катись, весёлый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого весёлый бубен, тот сейчас… /задание/ и т.д.
Гори, гори ясно.
Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа) . Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать, кого-нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.
Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:
Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте- ка, ребята, где золото упало?»
Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.
Цель. Развитие познавательного интереса к знаниям, к стремлению применять знания на практике. Формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, деловитости. Вооружение разнообразными трудовыми умениями и навыками.
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!
Кто там?
Покупатель.
Зачем пришел?
За краской.
За какой?
За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".
Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
Цель. Расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми. Развитие ловкости, выносливости.
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
Колпачок (паучок) .
Цель. Развитие навыков общения.
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами
Игра «Леший» .
Цель. Развитие ловкости, координации движений. Развитие навыков общения.
На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это леший, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Леший идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за лешим. И так леший может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только леший говорит: «Внимание, охотники» , звери и леший стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится лешим, и игра продолжается.
Правила игры. Игрокам нельзя выталкивать соперников из занятых пеньков.
Жаворонок.
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год» . Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.
Заря – Заряница.
Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга.
Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря -Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Золотые ворота.
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:
Идет матушка Весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел –
Всех детей привел.
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хошь теперь гуляй!
Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону – правую или левую.
Разделившись на 2 команды все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют:
Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается
А на третий раз не пропустим Вас!
Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар. образовавшиеся 2 команды меряются силой – перетягивают канат.
Вышибалы.
На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.
"Чур у дерева".
Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий - в середину между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву. Водящий должен осалить их, пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: "Чур у дерева!" Осаленный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.
Удочка (Рыбка, Поймать рыбку) .
Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры два.
1-ый вариант: без смены водящего (взрослый) . В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека) .
2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".
Мышеловка.
Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки» . Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Савинская средняя общеобразовательная школа
Проект
Русские народные подвижные игры
Выполнил
Учащийся 1а класса
МБОУ Савинской СОШ
Цветков Матвей
Руководитель проекта:
учитель начальных классов
Скворцова Светлана Сергеевна
П. Савино
2016 г.
Актуальность.
Цель:
Задачи: 1. Провести социологический опрос.
2. Изучить многообразие русских народных игр, их правила и выбрать
Игры для детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования:
Ожидаемые результаты.
Сбор и анализ информации.
Сначала я провёл социологический опрос среди ребят нашего класса. Было опрошено 18 человек.
Да | Нет |
|
Любишь ли ты играть в подвижные игры? | учеников | |
Много ли русских народных игр ты знаешь? | ученика | учеников |
Хочешь ли научиться играть в незнакомые тебе русские народные игры? | учеников | |
Нужно ли знать и уметь играть в русские народные игры, соблюдать правила? | учеников |
К ребятам, которые чрезмерно увлечены компьютерными играми, мои одноклассники относятся отрицательно. Так как любители компьютерных игр портят свою психику, зрение, ведут малоподвижный образ жизни, чаще болеют.
Результаты опроса показали, что у ребят есть большое желание узнать новые русские народные игры и научиться играть в них.
Из истории русских народных подвижных игр
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, силы воли, самостоятельности, терпения, лидерству и уступчивости. Также способствуют развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве. Русские народные игры создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству, истории русского народа.
считалки и сговорки
Жребий - это условный знак, какой- нибудь предмет, например дощечка, картонка или одного размера палочки. Кто вытянет жребий с условной заметкой, тому и быть ведущим.
Бывают и другие жеребьёвки. Их называют угады , когда один из играющих берёт жребий и за спиной прячет его в руке. Угадавший выигрывает спор.
Старинные считалки
Катился горох по блюду.
Ты води,
А я не буду.
Таря- Маря
В лес ходила,
Шишки
Ела-
Нам велела.
А мы
Шишки
Не едим,
Таре- Маре
Отдадим!
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Комарики- мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут по дорожке…
Близко ночь,
Улетайте прочь.
Тили- тели,-
Птички пели,
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнёзда вить!
Кто не вьёт, тому водить!
Обруч круж,
Обруч круж.
Кто играет,
Будет уж.
Кто не хочет
Быть ужом,
Выходи
Из круга вон!
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети
И кричали:
«Кук! Мак!»
Убирай
Один кулак!
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи-
Тебе водить!
Инцы- брынцы,
Балалайка!
Инцы- брынцы,
Поиграй-ка!
Инцы- брынцы,
Не хочу!
Инцы- брынцы,
Вон пойду!
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет
По полям.
Тут и там!
Тут и там!
Где проскачет он-
Выходи
Из круга вон!
Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.
Сговорки
Кого выбираешь:
Конь вороной
Или хомут золотой?
Шары катить
Или воду лить?
Сено косить
Или дрова рубить?
Коня ковать
Или двор подметать?
Кого возьмёшь:
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Из речки ерша
Или из лесу ежа?
Серую утку
Или деревянную дудку?
Кого в гости пригласишь:
Хитрую лису
Или Марью-красу?
Чего тебе дать:
Сахару кусочек или красненький платочек?
Русские народные подвижные игры,
в которые мы научились играть
Петух
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу.
Дети произносят потешку:
Тух-тух
Ту-ру-рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Все разбегаются, петух ловит детей, пойманный становится петухом.
Горелки
Вожак отходит от других участников игры. Он идёт вперёд, но не очень далеко - шага за три, за четыре. Здесь он становится спиной к ребятам и приговаривает нараспев:
Горю, горю на камушке! Горю, горю на камушке!
Оглядываться и смотреть по сторонам ему запрещено.
Пока он приговаривает так, все другие берутся за руки и становятся за ним парами - одна пара за другой. Как станут, запевают хором такую песенку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, вожак должен глянуть на небо.
Тут последняя пара в веренице разнимает руки - один побежит вперёд вдоль вереницы справа, другой - слева. Вот они поравнялись с вожаком - а он всё стоит и не оглядывается,- и вдруг все громко кричат ему:
Раз, два,
Не воронь,
Беги,
Как огонь!
Вожак оглядывается и со всех ног кидается к бегущим. Он норовит поймать одного из них. Но не так-то легко это сделать. Если бегущие возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, а водящий вновь «горит». Но если водящему удалось поймать одного из убегающих, он встаёт впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.
Горелки с платочком
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Играющие говорят хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят!
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!
После слов «Раз! Два! Три! Беги!» игроки последней пары стремительно бегут вперёд, и кто из них первый возьмёт платочек, тот встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».
«Бабка Ёжка»
В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснётся - тот и замирает.
У медведя во бору
На роль медведя выбирается один человек, который по сюжету должен охранять свой лес от посягательств детей. Другие дети подкрадываются к нему, напевая слова «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит, он на нас глядит…». В этот момент «просыпается» медведь. Тот, кого он поймает, выбывает из игры. Игра может повторяться несколько раз.
Пустое место
Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят друг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остаётся, а оставшийся без места становится водящим.
Краски
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
Тук! Тук!
Кто там?
Покупатель.
Зачем пришел?
За краской.
За какой?
За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».
Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
Стадо
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок! Пастушок!
Заиграй во рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.
Два Мороза
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встают водящие - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос.
Они говорят:
Я Мороз-Красный нос.
Я Мороз-Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.
Петушиный бой
Заключение
Я узнал, что русские народные подвижные игры были с древних времен, только со временем они усовершенствовались и менялись, в зависимости от местности, времени и народности. В играх много юмора, шуток, соревновательного задора.
Народные игры помогают нам дружить, понимать и помогать друг другу, уступать, быть терпимыми. Играя в русские подвижные игры, мы становимся сильными, ловкими, быстрыми. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и требуют от нас умственной деятельности.
Вывод, делаем : игра каждому всегда нужна.
Игры предков знаем мы,
А в заморские - чужие.
Наши игры забываем.
Выступление на защите проекта.
Тема моего проекта «Русские народные подвижные игры»
(Актуальность).
В сентябре этого года мы стали первоклассниками. Нам очень нравится учиться в школе. На уроках мы узнаем много интересного и полезного. Но во время длинных перемен между уроками и прогулок на улице в группе продленного дня хочется поиграть в игры. Но все наши развлечения – это догонялки, бег друг за другом. Из-за этого в школе создается шум, который мешает другим детям. На внеурочных занятиях «Подвижные игры» мы познакомились с некоторыми играми, в которые можно играть в помещении и на улице. Особенно нам понравились русские народные игры. Было весело! И перемены стали проходить быстро и интересно. Я решил найти информацию о русских народных играх, научиться в них играть, научить своих одноклассников и друзей этим играм. И скорее всего, будет гораздо интереснее, полезнее проводить время на школьных переменах, в гостях и во время прогулок на улице.
Цель проекта : изучение русских народных подвижных игр
Задачи: 1. Провести опрос ребят.
2. Изучить многообразие русских народных игр, их правила и выбрать игры для детей младшего школьного возраста.
3. Научить своих одноклассников этим играм.
Предмет исследования : русские народные подвижные игры.
Ожидаемые результаты.
Познакомлюсь с новыми русскими народными играми. Научусь сам и научу других играть в эти игры, чтобы интересно и с пользой проводить своё свободное время.
Сначала я провёл опрос среди одноклассников. Было опрошено 18 человек. Результаты опроса показали, что ребята любят играть в подвижные игры, только мало их знают и очень хотят узнать новые. К ученикам, которые чрезмерно увлечены компьютерными играми, мои одноклассники относятся отрицательно. Так как любители компьютерных игр портят свою психику, зрение, ведут малоподвижный образ жизни, чаще болеют.
Я познакомил ребят с историей русских народных игр. Рассказал о том, что русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, силы воли, самостоятельности, терпения, лидерству и уступчивости. Также способствуют развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве.
В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки . Водящего можно также выбрать жеребьёвкой.
Мы разучили старинные считалки и сговорки. Особенно нам понравились такие.
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи-
Тебе водить!
Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.
Кого возьмёшь:
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Из речки ерша
Или из лесу ежа?
Серую утку
Или деревянную дудку?
Кого в гости пригласишь:
Хитрую лису
Или Марью-красу?
Мы научились играть в русские народные подвижные игры:
«Петух», «Горелки», «Горелки с платочком», «Бабка Ёжка», «У медведя во бору», «Пустое место», «Краски», «Стадо», «Два Мороза», «Ручеёк», «Петушиный бой».
Я узнал, что русские народные подвижные игры были с древних времен, только со временем они усовершенствовались и менялись. В играх много юмора, шуток, соревновательного задора.
Мои одноклассники с удовольствием научились играть в эти игры, и теперь нам всегда есть чем заняться в свободное время.
Народные игры помогают нам дружить, понимать и помогать друг другу, уступать, быть терпимыми. Играя в русские подвижные игры, мы становимся сильными, ловкими, быстрыми. Игровая ситуация увлекает и требуют от нас умственной деятельности.
Поэтому я считаю, что нужно изучать старые всеми забытые игры и знакомить с ними других ребят, которым очень полезно играть на свежем воздухе, нежели сидеть за компьютером.
Вывод, делаем : игра каждому всегда нужна.
Наши бабушки играли, иностранных игр не знали.
Игры предков знаем мы,
Но играем от души мы не в русские родные,
А в заморские - чужие.
В « Бетменов» и «Братц» играем,
Наши игры забываем.
Игры не только, друзья, развлеченье.
Игры- народа большое творенье!
Сила и ловкость заложены в них,
Родины милой искусством зажгись!
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад « Родничок »
Педагогический проект «Народные подвижные игры Урала» средний дошкольный возраст. Автор проекта: Воспитатель Багапова О.Ю.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577a4f035a00c/img1.jpg)
Актуальность.
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.
В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет.
Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Не исключением являет и Урал.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577a4f035a00c/img2.jpg)
Тип проекта : информационный, игровой.
Продолжительность проекта : средне - срочный
По характеру контактов : групповой.
Участники проекта : педагоги, инструктор по физкультуре, дети, родители.
Возраст детей : 4-5 лет.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577a4f035a00c/img3.jpg)
Цель проекта:
Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет, формирование ЗОЖ детей, посредствам подвижных игр.
Задачи проекта:
- Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
- Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
- Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
- Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577a4f035a00c/img4.jpg)
Форма проведения итогового мероприятия: презентация проекта: «Народные подвижные игры Урала" на педагогическом совете.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.
- создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры Урала.
- привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577a4f035a00c/img5.jpg)
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап - заключительный
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577a4f035a00c/img6.jpg)
Технологическая карта проекта:
Образовательная область
Познавательное развитие
Беседы: «Какие подвижные игры вы знаете?», «Откуда игры к нам пришли?»,
Речевое развитие
Разучивание потешек, считалок,
Наблюдение за играми детей старшей и подготовительной группы,
Физическое развитие
Рассматривание иллюстраций, альбомов народных подвижных игр в старые времена.
Составление рассказа по картинке (про подвижную игру, что за игра.)
Социально- коммуникативное развитие
Разучивание и проведение подвижных игр.
Д/и « Угадай подвижную игру по картинке»
Художественно- эстетическое развитие
Спортивный праздник «Моя любимая народная подвижная игра»
Беседа о правилах игры.
Разгадывание загадок о животных и птицах
Изготовление атрибутов к подвижным играм,
Беседа: «Приобщение детей к культуре Урала»
Изготовление альбома: «Моя любимая подвижная народная игра»,
Лепка: «Персонажи народных подвижных игр»
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577a4f035a00c/img7.jpg)
Литература:
- М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
- Картотека русских народных подвижных игр.
- Картотека «Подвижные игры Урала»
- Картотека «малоподвижные игры Урала»
- Папка передвижка для родителей « Народные подвижные игры Урала».
- Картотека «Считалок»
- Картотека «Хороводных игр»
Методы проекта: игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577a4f035a00c/img8.jpg)
Физическое развитие
«Гуси – гуси»
«Жмурки»
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577a4f035a00c/img9.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577a4f035a00c/img10.jpg)
Подвижные игры на прогулке.
«Удочка»
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577a4f035a00c/img11.jpg)
Художественно – эстетическое развитие.
Лепка: «Любимые герои подвижных игр»
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_577a4f035a00c/img12.jpg)
Актуальность В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к русским народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа. Возродить русские народные игры, воспитание и развитие детей средствами русской народной культуры, русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русских народных игр, воспитание любви и интереса к истории своего народа
Тип проекта: информационный, игровой, среднесрочный (март-май) Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм Задачи: Обучение народным подвижным играм и совместным действиям. Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр. Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр. Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, подвижные игры), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре: Создание предметно- развивающей среды Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.) Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Знакомство с русскими народными играми.
Ожидаемый результат развитие диалогической и монологической речи детей. использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок. дети научаться играть в русские народные подвижные игры, используют считалки. дети будут проявлять инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Эмоционально откликаться на переживания персонажей сказок, потешек.
Формы работы Родители: Консультации «Русская народная игра в жизни дошкольника», «Использование потешек, скороговорок в повседневной жизни дошкольника» Дети: Беседы о истории русских народных игр Разучивание народных игр, считалок Интегрированное занятие «Русская изба» Развлечения «Во поле березка стояла» Неделя театра: «Русская народная сказка» Воспитатели: Картотека « Русских народных игр» Картотека «Старинные считалки, потешки» Консультация « Развитие ребенка через народную игру»