Шел по правой стороне проезжей части

Главная / Дом и ребенок

Правила поведения пешехода

Так как правостороннее движение является общепринятым в России, основное правило этикета для пешехода таково: идя по тротуару, необходимо придерживаться правой стороны.

При необходимости обогнать идущих впереди людей, желательно обходить их слева. Если не имеется достаточно места, чтобы просто обойти тех, кто идет впереди, следует вежливо попросить дороги, произнеся: «позвольте пройти». Ни в коем случае нельзя толкаться. Нежелательно трогать невольно мешающего пройти человека за плечо.

Всю имеющуюся ручную кладь, будь то сумка, портфель или пакет, лучше держать в правой руке. При обгоне переместите ручную кладь в левую руку, чтобы не задеть обгоняемых.

При необходимости свернуть в левую сторону, постепенно переместитесь к левой стороне тротуара. Перестраиваясь из ряда в ряд, проверяйте, нет ли помех, слегка поворачиваясь в соответствующую сторону.

Не делайте резких необоснованных остановок, особенно в час пик.

Если улица перегружена людьми - например, в час пик - лучше воздержаться от желания постоять и поглазеть на витрины.

Если вы гуляете с ребенком в коляске, то это не повод создавать неудобства для остальных, придерживайтесь правой стороны.

Гуляя по тротуарам в шумной компании (от трех и более лиц), не перегораживайте весь тротуар.

На узком тротуаре уступите дорогу: идущем навстречу пожилым людям, инвалидам, женщине с ребенком, человеку с тяжелой ручной кладью; обгоняющим и спешащим сзади;

В зимние время, когда от тротуара остается только протоптанная дорожка, «шаг в сугроб» делают мужчины, уступая дорогу женщине; более молодые, уступая дорогу более старшим; равные по возрасту и статусу делают шаг в сторону одновременно.

При гололедице соблюдайте дистанцию, чтобы при падении вы не сшибли кого-нибудь идущего впереди или сзади, да и чтобы вас никто «не уронил».

Если же по какой-либо причине приходится идти по шоссе, то нужно передвигаться по левой стороне дороги: в таком случае машины будут ехать навстречу, и их приближение легко будет заметить заранее.

Автомобильную дорогу, пересекающую тротуар, переходите аккуратно, соблюдая те же правила, что и при переходе проезжей части. Посмотрите по сторонам и только убедившись, что вам ни чего не угрожает, продолжайте движение.

Особые правила существуют для идущих вместе мужчины и женщины. С какой стороны должна идти женщина? В случае каких-либо официальных мероприятий - справа, этот обычай уходит корнями в Средние Века, когда слева мужчины носили шпагу, и время от времени возникала необходимость быстро вытащить ее из ножен. Но в повседневной городской жизни это правило может не соблюдаться. Ходить лучше так, как удобнее даме.

Пропускать женщину вперед следует всегда, кроме случаев наличия потенциальной опасности. Например, нужно отворить даме дверь при входе в ресторан и пропустить ее в зал, но в лифт или на шаткий деревянный мост первым должен ступить мужчина.

Естественно, что нужно помогать женщине нести тяжелые сумки, но собственную сумочку она должна нести сама.

Широко распространено льстящее мужскому самолюбию мнение, согласно которому идущий в компании двух спутниц мужчина должен шествовать между ними. Однако, современные нормы этикета это отвергают: мужчина должен идти слева.

Автомобильный этикет: пешеходы.

Ни в одном учебнике по вождению не сказано ни слова о дорожном этикете, даже не любая автошкола учит будущих водителей этому важному принципу, а понять его можно, лишь приобретя определенный опыт вождения. И особую важность играют отношения водителей и пешеходов. Водители должны относиться к правам пешеходов уважительно, ведь они такие же участники дорожного движения. Вы сами когда-то были пешеходом, да и вполне можете им быть еще. Не вы, так ваши близкие могут томиться у «зебры», ожидая вежливого водителя. Если сравнивать с Европой, то там водители притормаживают перед пешеходным переходом всегда, видя, что кто-то собирается по нему идти. В России же этого упорно не замечают. Есть ли «зебра» или нет, приходится стоять и ждать, пока проедут все машины. И непонятно, для чего тогда вообще нужны пешеходные переходы? Пропускайте пешеходов обязательно! Пусть они и переходят не по «зебре». Делайте это даже не в целях этикета, а потому что при наезде на пешехода обязательно последует наказание. Водитель останется виноват в 99% случаев. Притормозите и дайте пройти пешеходу, а потом можно смело ехать, не боясь внезапного появления инспектора ДПС. Старайтесь делать свет менее интенсивным при встречных разъездах, вроде дворовых территорий. Следите за дорожным движением в целом, а не только за сигналами светофора. Перед тем, как покинуть тротуар, стоит остановиться и осмотреться. Если дорога без тротуара, идите, повернувшись лицом к приближающемуся транспорту.

4. ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам , а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Правила дорожного движения писаны не только для водителей. Для каждого участника дорожного движения найдется то или иное правило поведения на дороге. К пешеходам это тоже относится.

Пешеход должен неукоснительно выполнять требования данного раздела. Кстати, выходя из-за руля, водитель тоже становится пешеходом.

А сейчас о том, где пешеходы имеют право передвигаться по дороге.

- Тротуар - это понятно всем.

- Пешеходная дорожка - часть дороги, чаще всего параллельная проезжей части и обозначенная знаком 4.5.

- Обочина - это тоже часть дороги, чаще за городом, и может использоваться как пешеходами, так и водителями (например, для остановки и стоянки).

- Велосипедная дорожка - предназначена для велосипедистов, но при отсутствии тротуара, обочины или пешеходной дорожки по ней можно передвигаться и пешком.

- Проезжая часть - это вотчина автомобилей; в случаях, описанных во втором абзаце п. 4.1, пешеход может выйти на проезжую часть. При этом за городом идти надо по левой стороне дороги, то есть навстречу машинам. Пешеходы, "ведущие" что-либо по проезжей части дороги, должны двигаться только в попутном направлении.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам , а при их отсутствии - и по обочинам , но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам , в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Внимательно посмотрите на рис. 20 и подумайте, правильно ли вы переходите дорогу.

Рис. 20. Разрешенные варианты перехода дороги

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора , а при его отсутствии - транспортного светофора .

Не пора ли задать себе один важный вопрос: продолжать суетиться, перебегать дорогу на запрещающий сигнал светофора и постоянно рисковать жизнью или наконец присоединиться к цивилизованной части населения, уважающей законы?

Учтите, псевдоэкономия в несколько десятков секунд (именно столько требуется подождать смены сигналов светофора) нередко приводит к трагическим последствиям.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся , что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Из рис. 21 следует, что создать "мертвую" недосматриваемую зону может не только стоящий на остановке автобус, но и другие объекты, расположенные на дороге или в непосредственной близости от нее.


Рис. 21. "Мертвая" зона

Во время движения автомобиля зона обзора перспективы дороги часто бывает ограничена. В таких случаях вы должны быть готовы к тому, что из "мертвой" зоны может внезапно появиться кто-то, кто этой книги не читал. Полагаю, что пешеход, прочитавший эту страницу, уже не захочет повторять подвиг "героев", изображенных на этих рисунках.

4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться , если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии , разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках , а при их отсутствии - на тротуаре или обочине . В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки . После высадки необходимо, не задерживаясь , освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4-4.7 Правил.

В пункте 4.8 рассматриваются правила поведения пассажира-пешехода в зависимости от наличия или отсутствия посадочной площадки на остановке трамвая посередине дороги (рис. 22 и 23):

1. Посадочная площадка расположена на разделительной полосе , приподнятой над проезжей частью дороги (рис. 22).

Рис. 22. Трамвайная остановка
с посадочной площадкой

В этом случае ожидать трамвай надо именно на посадочной площадке. А попасть туда можно только с соблюдением требований пунктов 4.4-4.7 ПДД, то есть не мешая движущемуся по дороге транспорту.

2. Посадочной площадки нет. Ожидать трамвай пешеходы должны на тротуаре (рис. 23).

Дождавшись, когда трамвай полностью остановится, пешеходы имеют право выйти на проезжую часть дороги и приступить к посадке.

Рис. 23. Трамвайная остановка
без посадочной площадки

Водители транспортных средств в этой ситуации обязаны уступить дорогу пассажирам, которые выходят из трамвая, входят в него, а также переходят проезжую часть от тротуара к трамваю и от трамвая к тротуару.

В условиях большого города (суеты и нервов) можно заметить нетерпеливость пешеходов, выходящих на проезжую часть дороги раньше, чем трамвай доедет до своей остановки, а также водителей, пытающихся проехать мимо трамвая, посадка-высадка в который еще не закончилась.

А если подумать о тех 20-30 секундах, которые необходимы для выполнения несложных требований ПДД? На одной чаше весов секунды, а на другой изрядно потрепанные нервы. Надо ли что-то добавлять?

Урок 2. Движение по тротуарам и обочине. Цель урока : Повторить знания, полученные по данной теме в 1-2 классе. Учебно-методические пособия: рабочая тетрадь по ПДД стр. 5-6, набор плакатов по ПДД «Эти правила для всех», «Мы по городу идем», видеокассета по ДДТТ. Рекомендации к проведению занятий . Преподаватель объясняет учащимся, какие необходимо соблюдать ПДД при движении пешеходов по тротуару и обочине. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, могут двигаться только по краю проезжей части, так как их движение по тротуарам или обочинам будет создавать помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части. Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движения транспортных средств. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по 4 человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости с включенными фонарями. Спереди – белого цвета, сзади – красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых. После объяснения необходимо посмотреть видеофильм по безопасности дорожного движения и закончить занятие выполнением упражнений на стр. 5-6 рабочей тетради по ПДД. Урок 3. Перекрестки и их виды. Цель урока : изучить с учащимися какие бывают перекрестки и как их переходить. Учебно-методические пособия : рабочая тетрадь по ПДД стр. 7-8, правила дорожного движения, макет перекрестка, модельки транспортных средств и пешеходов. . Преподаватель напоминает учащимся, что место пересечения улиц или дорог называется перекрестком. Перекрестки бывают двух видов регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые – это те, на которых очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, а нерегулируемые это те, где нет ни светофора, ни регулировщика. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке. Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.Под нерегулируемым пешеходным переходом подразумевается переход, необорудованный светофорной сигнализацией, но обозначенный дорожным знаком «Пешеходный переход» или разметкой «зебра». Пешеходы обязаны убедиться в безопасности перехода, прежде чем ступить на линию перехода и не задерживаться на проезжей части, совершая переход. Правила требуют от водителя пропустить пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производится с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.Окончить занятие следует выполнением упражнения на стр.7-8 рабочей тетради по ПДД, и опросом учащихся по данной теме. Урок 4. Движение пешеходов по загородным дорогам. Цель урока : научить детей передвигаться по загородным дорогам. Учебно-методические пособия : рабочая тетрадь по ПДД стр. 9-11, правила дорожного движения. Рекомендации к проведению занятия . Преподаватель начинает занятие с напоминания и объяснения учащимся, где и как можно двигаться пешеходам на загородных дорогах. Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движения транспортных средств. Движение пешеходов навстречу потоку транспортных средств, то есть по левой стороне, считается более безопасным, так как пешеход видит приближающийся транспорт и может, например, своевременно сойти с проезжей части, если приближается крупногабаритное транспортное средство. Пешеходы при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Требование переходить проезжую часть под прямым углом, призвано обеспечить наименьшую длительность прохождения пешехода по проезжей части. Что касается того, чтобы дорога хорошо просматривалась, то это требование также призвано обеспечить безопасность пешеходов. Переходя дорогу в необозначенном месте, пешеход, прежде всего, сам должен обеспечить свою безопасность.. Поэтому нельзя пересекать проезжую часть на закруглениях дороги с малым радиусом. После объяснения необходимо поставить учащимся задачу выполнения упражнения на стр. 9-11 рабочей тетради по ПДД и проконтролировать правильность выполнения упражнений в конце занятия у каждого ученика. Урок 5. Дорожная разметка и дорожные знаки. Цель урока : вспомнить знания, полученные по данной теме в 1-2 классе, углубить знания учащихся. Рекомендации к проведению занятия. Преподаватель рассказывает учащимся о том, что дорожная разметка является одним из важнейших и эффективных средств регулирования дорожного движения. С ее помощью передается информация участникам дорожного движения, которая содержит сведения об особенностях дорожной обстановки. Дорожная разметка применяется самостоятельно, а также в сочетании с другими средствами регулирования. Далее, напоминает, что прерывистая линия со штрихами, равными по длине промежуткам, применяется для обозначения полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортного потока или подчеркнуть границу полосы движения. Для обозначения остановок маршрутных транспортных средств, движущихся по установленным маршрутам и стоянок легковых такси применяется разметка наносимая желтой ломанной линией шириной 0,1 м, ширина полосы, на которой наносится такая разметка, составляет 2 м. Широкая сплошная линия, наносимая поперек проезжей части применяется для обозначения мест остановки (стоп-линия) перед перекрестком при наличии дорожного знака «Движение без остановки запрещено». Узкая сплошная линия обозначает край проезжей части на дорогах, не относящихся к автомагистралям. Все линии разметки, о которых говорилось выше, преподаватель должен нарисовать на классной доске, для более убедительной доходчивости учащихся. В ходе занятия преподаватель напоминает учащимся о дорожных знаках, которые применяются во всех странах мира, и водители транспорта, проезжая в другую сторону, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам. Все знаки делятся на 7 групп: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки приоритета, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Преподаватель показывает по 2-3 знака с каждой группы (согласно ПДД), и проводит опрос учащихся. В конце занятия все учащиеся выполняют задания на стр. 12-15 рабочей тетради по ПДД. Урок 6. Сигналы регулирования дорожных знаков. Цель урока : повторить и закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика. Рекомендации к проведению занятия . Преподаватель рассказывает о том, что в настоящее время движение на улице немыслимо без регулирования светофорами и регулировщиками. Движение регулируется для того, чтобы сделать его безопасным, установить очередность в движении пешеходов и машин на перекрестках. Светофоры применяются для регулирования движения на перекрестках, на улицах и пешеходных переходах, для сигнализации на железнодорожных переездах. Далее, преподаватель проводит опрос учащихся используя светофор и жезл регулировщика. Учащиеся вспоминают знания, полученные по данной теме в предыдущих классах. Затем каждый учащийся выполняет задание на стр. 18 –19 рабочей тетради по ПДД, а преподаватель проверяет правильность его выполнения. Урок 7. Сигналы транспортных средств. Цель урока : научить детей сигналам транспортных средств. Рекомендации к проведению занятия . Преподаватель начинает занятие с объяснения специальных сигналов транспортных средств необходимых для пешеходов и велосипедистов. При приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом, пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой и правой рукой. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения, (подача сигнала рукой может быть закончена, непосредственно, перед выполнением маневра). После всех объяснений учащиеся самостоятельно выполняют задание на стр. 20-21 рабочей тетради по ПДД. В конце занятия преподаватель проверяет правильность выполнения заданий учащимися. Урок 8. Переход улиц и дорог. Цель урока : углубление знаний учащимися правил перехода улиц и дорог и правил поведения на улице. Учебно-методические пособия : видеокассета по профилактике ДДТТ, рабочая тетрадь по ПДД стр.22-25. Рекомендации к проведению занятия . Преподаватель объясняет и рассказывает учащимся как нужно вести себя на улице (дороге). Выполнение правил движения пешеходов – это элемент культуры поведения человека. Учитель рассказывает, что некоторые учащиеся думают, будто на улице никто не обращает на них внимания, никто не замечает их, и поэтому можно вести себя как хочется – прыгать, бегать, шуметь, останавливаться группами на тротуарах. Это далеко не так, на улице следует вести себя так же, как и в других общественных местах. Правила поведения на улице складывались в результате большого опыта в жизни общества. Эти правила должны выполнять все учащиеся:

    по улице надо ходить подтянуто, умеренным шагом и только по тротуару или пешеходному переходу, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать другим; нельзя ходить в ряд по нескольку, более двух человек, или большой группой – это мешает другим; при встрече с товарищем нельзя останавливаться для разговора на середине тротуара, надо отойти в сторону; бросать бумажки, кожуру от фруктов и т.п. запрещается. Для этого есть урны и мусорные ящики, кроме того, прохожие могут наступить на кожуру от фруктов, поскользнуться и упасть; с наступлением первых заморозков нельзя кататься натротуарах, превращать их в каток: пешеходы могут поскользнуться и упасть; в узких местах на тротуаре надо уступить дорогу взрослым; надо всегда быть внимательным к старшим, помогать им; нельзя толкаться, из-за этого другие могут сойти на проезжую часть улицы и подвергнуть свою жизнь опасности; если вы случайно толкнете кого-нибудь или наступите кому-нибудь на ногу необходимо вежливо извиниться; к людям, которые мешают пройти, обращайтесь со словами: «пропустите, пожалуйста»; если видите, что ваш товарищ или кто-либо из младших собирается нарушить правила движения, остановите их; без разрешения дорожных органов и органов милиции нельзя проводить на дороге никаких массовых мероприятий; прогон скота через дорогу разрешается только в специально установленных местах; на территории дороги (в полосе отвода) запрещается пасти скот; нельзя разводить огонь на территории дороги (в полосе отвода) и ближе 100 м от деревянных мостов; если вы увидите на дороге или искусственных сооружениях (мостах, туннелях и т.п.) неисправности, угрожающие безопасности движения, немедленно сообщите об этом дорожным органам и органам милиции. Надо беречь зеленые насаждения вдоль дороги, снегозащитные устройства, дорожные знаки и указатели.
После рассказа-объяснения учащиеся вспоминают пройденные темы и выполняют задания на стр. 22-25 рабочей тетради по ПДД. Преподаватель проверяет правильность выполнения упражнения задания у всех учащихся и в конце занятия обязательно организует просмотреть видеосюжет по профилактике ДДТТ. Урок 9. Правила перехода улицы после выхода из общественного транспорта. Цель урока : научить детей правилам перехода улицы после выхода из общественного транспорта. Рекомендации к проведению занятия . Преподаватель начинает урок с напоминания обязанностей пассажиров общественного транспорта. Ожидать маршрутное транспортное средство разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. Пассажиры обязаны:
    производить посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства; если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создает помех другим участникам движения.
Пассажирам запрещается открывать двери транспортного средства во время его движения, отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения. Далее, преподаватель рассказывает о том, как надо обходить стоящий общественный транспорт после выхода из него. Стоящий автобус или троллейбус надо обходить сзади, но при условии, что нет близко идущего транспорта и только в строго отведенных местах, а трамвай спереди при тех же условиях. После выхода из автобуса или троллейбуса и обойдя его сзади, нужно посмотреть налево и убедившись, что приближающегося транспорта нет, дойти до середины проезжей части, посмотреть направо и если приближающегося транспорта нет или он движется далеко, перейти проезжую часть дороги. После объяснения и рассказа о том, что может ожидать пешехода при нарушении данных правил, лучше всего посмотреть видеосюжеты из кассеты по профилактике ДДТТ. В конце занятия каждый ученик должен выполнить задание на стр. 28-31 рабочей тетради по ПДД. Урок 10. Контрольная по ПДД. Цель урока : повторить знания полученные в течении учебного года по правилам дорожного движения.Учебно-методические пособия : рабочая тетрадь по ПДД стр.16, 26, 27, 32; видеокассета по ДДТТ. Рекомендации к проведению занятия . Преподаватель объясняет, как надо выполнить контрольное задание на стр. 16, 26, 27, 32 рабочей тетради по ПДД и рассказывает о том, что, кто первый правильно выполнит и быстро данное контрольное занятие, тот получит приз и будет считаться лучшим знатоком ПДД класса. Учащиеся выполняют контрольные задания. В конце занятия можно посмотреть видеофильм по профилактике ДДТТ, после чего еще раз напомнить детям о приближении летних каникул и строгом соблюдении ПДД во время отдыха.

5 класс.

Урок 1. Улицы и движение в нашем городе (селе, поселке). Цель урока : раскрыть особенности движения транспорта и пешеходов в городе / селе, поселке; вспомнить основные правила поведения на дороге; дать понять о некоторых терминах, употребляемых в Правилах дорожного движения («Дорога», «Прилегающая территория», «Тротуар», «Населенный пункт», «Транспортное средство», «Механическое транспортное средство», »Маршрутное транспортное средство»). Оборудование : открытки плакаты с видами улиц города (поселка), макет жилого микрорайона. Рекомендации к проведению урока. Урок начинается с рассказа о районе, в котором живут учащиеся, его транспортном сообщении (количестве автобусных, троллейбусных, трамвайных маршрутов, а также такси и личном легковом транспорте, об улицах с наиболее интенсивном движении транспорта и пешеходов, с односторонним и двусторонним движением…).При этом использовать карту города (поселка) или схематическое изображение дорог в районе школы. Можно использовать макет микрорайона (поселка). Вопросы для учащихся . Какова интенсивность движения вокруг школы? По каким пешеходным путям вы идете к ней? Где и как вы пересекаете дорогу? По какому пути идти к школе безопаснее? Учащиеся записывают в тетрадь следующие основные понятия из «Правил дорожного движения»: «Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. «Прилегающая территория» – территория, непосредственно прилегающая к дороге и предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, автозаправочные станции, предприятия и т.д.). «Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. «Населенный пункт» – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.22 – 5.25. «Транспортное средство» – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем. «Маршрутное транспортное средство» – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей (пассажиров) и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками). «Механическое транспортное средство» – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. С каждым годом увеличивается население страны., растет и число транспорта на дорогах. Мы настолько привыкли к машинам, что порой забываем, что это источник повышенной опасности, это сотни килограммов металла на стремительных колесах. От нас с вами, от всех участников движения зависит благополучие на дорогах, будут ли машины нашими помощниками и друзьями, или они принесут беду, порой непоправимую. Нельзя забывать о том, что машину может занести на повороте, может отказать руль и т.д., машины не всегда управляемы. А если в это время дорогу перебегает взрослый или ребенок? Даже если машина исправна, водитель при всем своем мастерстве и желании не может остановить ее мгновенно. Вот почему так важно выработать в себе привычку не торопиться, не экономить секунды, перебегая дорогу перед транспортом. Сегодня делается многое, чтобы лучше организовать движение транспорта и пешеходов. Строятся пешеходные переходы, устанавливаются светофоры, выставляются дорожные знаки, на проезжей части улиц и дорог наносятся специальные линии разметки и устанавливаются дорожные ограждения. Четкая и бесперебойная работа транспорта может быть только в том случае, если и пешеходы, и водители будут взаимно предупредительны, внимательны к окружающей обстановке, будут строго соблюдать установленные правила движения. Основным правилам поведения на дороге учащиеся обучались в начальной школе, а вспомнить их помогут следующие вопросы. Перейти улицу – это просто или сложно? Почему? Многие уверены, что нет ничего проще: посмотри налево, направо и шагай, если машин нет. Перейти улицу было бы просто, если бы машина всегда была заранее замечена пешеходом. Но на дороге много машин, стоящих и движущихся, за одной может быть скрыта другая. Заметить ее вовремя не всегда просто. Какое главное правило при переходе улицы? Переходить ее надо только в установленных местах на перекрестках и пешеходных переходах, но самое главное – обеспечить себе хороший обзор дороги справа и слева. А там, где обзор плохой (стоят машины, кусты, деревья и другие помехи), необходимо, по возможности, отойти подальше от стоящих машин, кустов, мешающих осмотреть дорогу. Как быть, если все же приходится переходить улицу рядом со стоящим автомобилем или другой помехой обзору? Может оказаться так, что как раз там, где разрешен переход, сломалась и стоит машина. В таких случаях подойдя к ней (или другому предмету, который мешает обзору), необходимо остановиться и осторожно выглянуть. Только убедившись в том, что скрытой опасности нет, можно переходить. Почему опасно переходить улицу бегом? Когда человек бежит, ему трудно наблюдать и оценивать ситуацию на дороге. А при переходе улицы главное – внимательно посмотреть и влево, и вправо, потому что часто улица обманчива: кажется безопасно, но внезапно может выехать машина из переулка или из-за другой машины. Еще труднее заметить мотоцикл. Закончить урок лучше разбором дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с детьми, совершенных в вашем городе (поселке) в районе школы в данном месяце (по материалам ГИБДД).
  1. Рабочая программа по правилам дорожного движения На часов

    Рабочая программа

    Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей и подростков, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного

  2. Конкурс проводится среди учащихся 1-4 классов. По выбору участников представляется одна инсценированная сказка или отрывок из инсценированной сказки по правилам дорожного движения, имеющий композиционно-законченный характер.

    Конкурс
  3. Пособие разработано и рекомендовано к изданию Министерством народного образования и Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения мвд республики Башкортостан. Составители

    Урок
  4. Программа по профилактике дорожно транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащимися моу «Красногвардейская гимназия»

    Программа

    Активизация познавательной активности в получении теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения

  5. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

    Документ

    Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная

Когда-то люди передвигались только пешком. Потом были приручены лошади, и появились всадники. Одно из величайших изобретений человека – хомут – позволило впрягать лошадь в повозку, появились пассажирские экипажи, и ходить по дорогам, узким городским улочкам стало сложнее. В городах для пешеходов начали обустраивать тротуары.

«Попал под лошадь», – такие сообщения о ДТП стали появляться в газетах задолго до наступления эры автомобилей. Рассеянные и невнимательные пешеходы были всегда.

Пешеход такой же участник дорожного движения

Наиболее часты ДТП с участием пешеходов случаются на перекрестках и при попытках перейти улицу не в месте установленного перехода. Как правильно и где переходить городскую улицу, учат, начиная с детского сада. Тем не менее, нарушения совершаются с обеих сторон. Не менее важно соблюдать правила и при передвижении по дорогам как внутри, так и вне населенного пункта.

Если вы идете по дороге

Передвигаясь по городу, пешеход обязан идти по тротуару и не выходить на проезжую часть. А как правильно двигаться, если вы пешком отправились в соседний населенный пункт, и путь туда лежит только по автостраде, у которой практически нет даже обочины? В этом случае идти надо обязательно по левой стороне навстречу движущемуся транспортному потоку. Так вы сможете всякий раз, при приближении встречного автомобиля, объективно оценить складывающуюся обстановку и выбрать заранее подходящее место подальше от проезжей части, где можно встать и переждать. Водитель встречной машины, видя вас лицом к себе, будет уверен в адекватности вашего поведения.

Если, двигаясь пешком, вы хотите «поймать попутку», сигнальте проезжающим водителям со своей, левой, стороны. Переходите дорогу к остановившейся машине, пропустив проезжающий транспорт и убедившись в своей полной безопасности.

Передвижение по дорогам в темное время суток

Ходить по неосвещенной дороге ночью пешком – особенно опасно. Совершать такие переходы следует лишь в случае крайней необходимости. Но бывает, что зимой школьники идут в школу , когда еще не совсем рассвело, или уже в сумерках возвращаются после второй смены. В этом случае родители должны приобрести для них верхнюю одежду со светоотражающими элементами на куртке, брюках, на головном уборе. В продаже сегодня есть ранцы со светоотражателями. Тогда водитель встречной машины, заранее увидев пешехода, переключит фары на ближний свет и не ослепит путника.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы