Звезды на велосипед — сколько их нужно? Величина каденса для постоянной комфортной скорости

Главная / Дом и ребенок

Здравствуйте.

Наконец-то выкладываю программу для расчета длины звезд на нестандартные. Попутно объясню, чем различаются цепи и звезды, поговорим об их размерах и взаимозаменяемости цепи и звезд мотоцикла.

Программа-онлайн для расчета длины цепи при замене звезд мотоцикла на нестандартные.

Программу, как и раньше, можно спокойно качнуть и взять с собой в путешествие туда, где нет Интернета. При наличии Интернета конечно проще использовать онлайн-программу для расчета длины цепи тут, на этой странице. Данная программа подходит для любых видов мотоциклов. Ее плюс в том, что даже в самых глухих дебрях нашей родины при возникновении проблем с цепью можно попробовать найти аналоги цепи от совковых мотоциклов, которые до сих пор очень распространены. потом поговорим отдельно.

Для начала, как пользоваться программой .

В первые четыре окна вбиваем оригинальный шаг цепи, количество зубьев ведущей и ведомой цепи, количество звеньев в оригинале. Всю эту информацию надо посмотреть в мануале к вашему мотоциклу. Для мотоцикла Honda cb400 на раме NC-39 значения будут выглядеть так:
Оригинальный шаг цепи: 525
Количество зубьев для ведущей звезды: 14
Количество зубьев для ведомой цепи: 44
Длина оригинальной цепи: 108

Затем вбиваем те значения, цепи и звезд, на которые производится замена. Допустим, мы ставим на ту же сибишку ведомую звезду, которая больше на 1 зуб. Тогда нам надо ввести следующие значения:
Шаг цепи (замена): 525
Количество зубьев ведущей звезды (замена): 14
Количество зубьев ведомой звезды (замена): 45

Получаем длину новой цепи в 109 звеньев. Такого не бывает, поэтому округляем в большую сторону, до 110 звеньев. Округляем всегда в большую сторону до ближайшего четного числа звеньев цепи.

Программа автоматически выдает изменение максимальной скорости мотоцикла при замене звезд на нестандартные. Общее правило такое: чем больше задняя (ведомая) звезда, тем ниже максималка, чем больше передняя (ведущая) звезда – тем выше максималка. И наоборот.

Размеры мотоциклетных цепей и их взаимозаменяемость.

У мотоциклетных цепей есть три основных параметра размерности. Это шаг цепи, ширина ролика и диаметр ролика. Значение двух из этих параметров мы можем узнать из маркировки цепи, это шаг цепи и ширина ролика. Это стандарт маркировки цепей, так что эти значения одинаково маркируются всеми производителями.
Для примера возьмем 525 цепь. В данном случае первая цифра 5 означает шаг цепи, а две последующие цифры, 25 определяют ширину ролика.

Шаг цепи – это расстояние между осями, проходящими через центр двух соседних заклепок.

На заклепках у нас находятся ролики. Именно они и определяют, насколько долго будет ходить цепь. Ширина ролика определяется между двумя внутренними пластинами цепи, зажимающими ролик.

Я хотел сделать наглядную фотографию, но сразу после расколотил свой объектив, поэтому пришлось рисовать…

С диаметром ролика вроде все понятно.

Есть также “правило восьмерки”, в соответствии с которым можно вычислить длину шага цепи и ширину ролика. К примеру 530 цепь - расстояние между осями роликов 5/8″ = 15.875мм, а ширина ролика (не путать с диаметром, это высота роликового цилиндра) 3/8″ = 9.53мм. Для цепи 525 эти размеры соответственно 5/8″ и 2.5/8″.
Зачем вообще высчитывать длину в миллиметрах, если и так по маркировке все понятно? Только для того, чтобы найти , при всей маловероятности этого сценария.

Диаметр ролика разный у всех производителей, при этом он не отражается в маркировке цепи. Это очень странно, ведь даже несмотря на то, что диаметры роликов разных цепей очень незначительно отличаются друг от друга, они все же влияют на длину того пространства, куда входит зуб звезды, то есть этот параметр напрямую воздействует на стачивание зубьев ведущей и ведомой звезд. Тут не угадаешь, надо либо курить спецификации производителей цепей, либо плюнуть на эту незначительную погрешность.

В итоге, теперь мы можем говорить о взаимозаменяемости цепей мотоциклов при возникновении каких-либо проблем в путешествии, когда нужно заменить цепь исходя из того, что вообще есть в наличии. Мы знаем, что шаг цепи у всех 5хх-цепей одинаков. Диаметрами роликов мы вынуждены пренебречь. Остается только поиграться с шириной ролика. Вместо 520 цепи таким образом на те же звезды можно установить 525 цепь и 530 цепь. Конечно, при несовпадении размеров звезды быстрее сточатся, но доехать до цивилизации вполне хватит.

Виды мотоциклетных цепей в зависимости от степени прочности на разрыв. Виды замков мотоциклетных цепей.

Как-то я почувствовал , что такое обрыв цепи, поэтому всем рекомендую тщательно подбирать цепь под кубатуру своего мотоцикла и не менее тщательно обслуживать цепь.

Понятно, что чем массивнее цепь, тем она прочнее на разрыв. Примерная таблица прочности на разрыв цепей фирмы DID:

420 – 3970 lbs (1800 кг)
428 – 4480 lbs (2032 кг)
520 – 6700 lbs (3039 кг)
525 – 7280 lbs (3300 кг)
530 – 7200 lbs (3265 кг)
630 – 9900 lbs (4490 кг)
630V – 11000 lbs (4989 кг)

Как видим, немало. Но цепь находится в динамике, силы на нее действуют неравномерно, поэтому такие запасы прочности вполне оправданы.
Конечно, чем мощнее мотоцикл, тем более прочной должна быть цепь. Мощность мотоцикла можно привязать к кубатуре (не совсем правильно, но так проще). и назначению мотоцикла – дорожный/внедорожный. Получаем:

420 цепь для дорожных и внедорожных мотоциклов с объемом мотора до 80сс – 3970 lbs
428 цепь для дорожных и внедорожных мотоциклов с объемом мотора до 125сс – 4300 lbs
520 цепь для дорожных и внедорожных мотоциклов с объемом мотора до 250сс – 6720 lbs
520 цепь для дорожных (спортивных) мотоциклов с объемом мотора от 250 до 750сс – 8650 lbs
520 цепь для кроссовых мотоциклов с объемом мотора 125-250сс – 8100 lbs
520 цепь для дорожных (спортивных) мотоциклов с объемом мотора до 1000cc – 8550 lbs
525 цепь для спортивных (дорожных) мотоциклов с объемом мотора до 750сс – 8010 lbs
530 цепь для спортивных (дорожных) мотоциклов с объемом мотора до 1300сс – 10400 lbs

Вопрос разрыва цепи мотоцикла будет не рассмотрен полностью, пока мы не коснемся видов замков для цепей мотоцикла. Замок для цепи – это звено, скрепляющее цепь мотоцикла. Такие замки бывают трех типов:

Замок-защелка.
Самый ненадежный, зато самый простой в установке замок. Представляет из себя своеобразную “прищепку”, которая вставляется в пазы штифтов заклепок. При использовании такого замка всегда возите с собой запасной замок, причем не только саму “прищепку”, но и все звено. Устанавливать такой замок нужно открытым концом “прищепки” назад, то есть, против движения цепи.
Я не хотел бы кого-нибудь пугать ненадежностью данного вида замков для мотоциклетных цепей. Они редко расщелкиваются, но если расщелкнутся – то в придорожные кусты улетает сразу все звено цепи.

Замок под развальцовку и замок под расклепку.
Почти одинаковые конструкции, которые подразумевают заклепку цепи намертво. Для установки замка под развальцовку достаточно садануть по нему молотком. Для , понадобится специальный расклепыватель цепи или его колхозные заменители.

То есть, у нас есть выбор: либо высокая надежность, но сложность в установке, либо более низкая надежность, но зато простота в установке и замене.

Виды мотоциклетных цепей в зависимости от типа сальников.

Наверное тот факт, что бываю цепи для мотоциклов O-ring, X-ring и Z-ring, и что эти самые O-ring, X-ring и Z-ring – это типы уплотнителей роликов цепи, знают все.

Самое интересное, что этим все не заканчивается, почти у каждого крупного производителя цепей для мотоциклов есть свои разработки, всякие W-ring, VX и т.д., которые они продвигают в качестве самых технологичных, самых долгоживущих и конечно же самых дорогих! Причем тип сальников не всегда говорит о предназначении цепи для дорожного мотоцикла, или кроссового, к примеру. Для того, чтобы разобраться во всем этом придется лезть в спецификации цепей соответствующих производителей, потому как тот же DID, например, выпускает O-ring и на дорожники, и на кроссовые мотоциклы. При этом в чем разница между этими цепями, не всегда понятно.

Поскольку спецификации всех крупных производителей цепей для мотоциклов охватить попросту невозможно, я расскажу про виды цепей “на пальцах”, а вы уж сами выберете себе то, что надо.

O-ring.
Самый простой тип сальников и самый дешевый. Цепи O-ring за их дешевизну очень любят любители оффроуда, поскольку из-за постоянной грязи и песка цепь превращается в расходник (она и так расходник, но в данном случае живет вообще очень не долго). На дорожном мотоцикле цепи O-ring служат, по моему опыту, примерно столько же, сколько X-ring, при этом стоят обычно в 2-3 раза дешевле.

X-ring.
Считается “золотой серединой” между O-ring и X-ring. На кроссачи такие цепи ставить дороговато, а вот на дорожные и туристические мотоциклы – в самый раз. Все производители хором говорят, что тип сальника X-ring обеспечивает более долгий срок службы цепи мотоцикла. Следовательно, если задумали ехать куда-то далеко и по асфальту, желательно не экономить и поставить себе цепь X-ring.

Z-ring.
Самый крутой и дорогой вариант. Я о нем ничего не знаю, говорят, что такие цепи используют на спортбайках, но зачем – никто не объясняет. Если предположить, что цепи Z-ring ходят еще дольше, чем X-ring, то возникает ощущение, что спорты больше ездят, чем турэндуры… Бред…

Ну и наконец, есть цепи вообще без уплотнителей, кто их использует и зачем – вообще без понятия.


Шаг велосипеда

Шаг велосипеда дает более точное представление о передаточном отношении велосипеда. При помощи электронной таблицы можно точно подобрать соотношение передней и задней звезды для своего велобайка. Шаг, как изменяемая единица измерения, может точно учитывать радиус колеса, вес и возраст велосипедиста, состояние дороги, сезон катания и т.д. Это целесообразно для велосипедов с относительно ограниченным диапазоном передаточного отношения такие как фиксы, ограниченное количество звезд в системах, различные планетарные втулки. Как правило для большинства горных велосипедов, оборудованных системами с передаточным отношением более 500% шаг велосипеда настолько велик, что легко вписывается на все задачи по передвижению с любыми уклонами.
Что такое шаг велосипеда? Это расстояние, пройденное велосипедом за один оборот левого или правого шатуна с педалью.

С чем сравнить шаг велосипеда? Многие катались на классический советских велосипедах с одной передачей и для помощи в ориентировании в этой величине напомним шаг этих велосипедов:


Шаг велосипедов СССР







Украина
Харьковский велозавод
Минск
Минский велозавод
Салют
Пермский велозавод
Кама
Пермский велозавод
Передняя звезда - 48
Задняя звезда - 19
Шины 622 (28") х 40
вес кг - 16
Шаг м - 5.6
Средн. скорость км/ч - 20
Макс. скорость км/ч - 30
Передняя звезда - 46
Задняя звезда - 19
Шины - 622 (28") х 40
вес кг - 16
Шаг м - 5.4
Средн. скорость км/ч - 20
Макс. скорость км/ч - 30

Передняя звезда - 48
Задняя звезда - 18
Шины - 533 (24") х 37
вес кг - 15
Шаг м - 5.0
Средн. скорость км/ч - 18
Макс. скорость км/ч - 25

Передняя звезда - 48
Задняя звезда - 15
Шины - 406 (20") х 40
вес кг - 15
Шаг м - 5.0
Средн. скорость км/ч - 18
Макс. скорость км/ч - 25

Шаг современных велосипедов с одной передачей (кроме Schwinn).








Stels
Navigator 310
Silverback
Starke
Sсhwinn
скоростной городской
Dahon Speed Uno
складной
Передняя звезда - 40
Задняя звезда - 18
Шины 622 (28") х 44
вес кг - 17
Шаг - 5.0
Средн. скорость км/ч - 18
Макс. скорость км/ч - 25
Передняя звезда - 42
Задняя звезда - 17
Шины - 622 (28") х 25
вес кг - 11
Шаг - 5.3
Средн. скорость км/ч - 19
Макс. скорость км/ч - 28

Передняя звезда - 46
Задняя звезда - 16
Шины - 700 (28") х 25
вес кг - 15
Шаг - 4.7-6.4-8.7
Средн. скорость км/ч - 30
Макс. скорость км/ч - 45

Передняя звезда - 48
Задняя звезда - 16
Шины - 406 (20") х 38
вес кг - 11
Шаг - 4,6
Средн. скорость км/ч - 16
Макс. скорость км/ч - 22

Приоритет в передаточном отношении является скорость. С возврастом приоритет уходит в сторону тяги на меньшей скорости (спокойно заезжать на горку). В славные времена СССР у самых распространенных взрослых велосипедов с диаметром колеса 28" шаг был 5,4-5,6м. При таком соотношении передаточного числа подниматься в затяжную горку даже для физически развитого человека было не комфортно. Зато разогнаться можно было до 30 км/ч при кратковременном быстром педалировании (каденсе).

Теперь разберемся с некоторыми понятиями

Комфортное передаточное отношение на велосипеде - длительная езда (более 30 минут при весе до 100кг) не доставляющая отрицательный эмоций в виде сильной усталости в ногах и одышки. Мы будем рассматривать комфортное передаточное отношение при одном условии. Когда не подготовленный человек начинает ездить активно на велосипеде, то самые большие мышцы во всем теле начинают быстро увеличиваться в силе и выносливости до определенного предела. Далее рост возможен при целенаправленных тренировках, что нам не нужно. В большинстве разница между развитыми и не развитыми ногами составляет 3-5 зубьев на маленькой ведомой звездочке. То есть велосипедист, давно не сидевший в седле проедет без сильной устали в горку на задней 23 звездочке, а постоянно катающийся - на 20-18. Это среднее значение основанный на нашем 7 летнем опыте общения с клиентами. Поэтому для расчета шага велосипеда возьмем значение для развитых ног с меньшем количеством зубьев на задней звезде. Но в калькуляторе обязательно будет корректировка для начинающего велосипедиста.

Комфортный каденс - длительная езда (более 30 минут при весе до 100кг) не доставляющая отрицательный эмоций в виде сильной усталости в ногах, неприятных ощущениях при слишком быстром или медленном педалировании. Каденс - количество оборотов педалей с минуту. Средний комфортный каденс для постоянно катающегося на велосипеде человека на городском велосипеде с прямой посадкой (сиденье ниже руля) составляет около 50-80 оборотов в минуту. Для скоростной езды на велах с низкой посадкой (сиденье выше руля) каденс может доходить до 100 оборотов в минуту.
Пример. (2-е сверху), девушка поднимается по 2.5 градусному уклону (каденс около 60), который переходит в 3,5 градусный подъем (каденс около 50) и она встает на педали.

Величина каденса для постоянной комфортной скорости
Велосипедист Каденс
мужчина женщина
20-40 лет после 40 20-40 лет после 40
Физически развитый человек, постоянно катающийся на комфортном велосипеде с прямой посадкой до 100кг 50-70 50-60 50-60 40-50
Турист. Длительные пробеги. До 100кг 60-100
Спортсмены шоссе выше 80

Слабые уклоны, холмистая местность для велосипеда. Как понять крутизну горок и спусков для ведосипедиста. У автомобилистов принято считать подъемы и спуски не в градусах, как на школьном транспортире, а в процентах. Величина для большинства людей не понятная, хоть все и учились в авто и обычной школе. Хотите поиздеваться над гаишником - спросите про градусы на знаках предупреждения. Или спросите своего знакомого автомобилиста. Через минуту раздумий Вы будете вежливо отосланы далеко с дурацкими вопросами:). Однако на картинке внизу все станет ясно. Немного пояснения. Почему не в градусах? Потому что дороги длинные. Здесь 3 градуса, а через 10 метров 5 градусов. Следовательно надо взять средний подъем или спуск за 100 пройденных метров. 45 градусов берем за 100%. В основном эти знаки нужны маломощным грузовикам, груженый может и не поднятся:). Для примера при 30 градусах это уже крутая горка для пешеходов и без лестницы совсем туго. Мы же будем оперировать градусами, так как пройденное расстояние велосипедом в десятки раз меньше автотранспорта и легче горку оценить именно в градусах, как на школьном транспортире, который все знают и понимают. Кроме того, если Вы хотите самостоятельно оценить уклон горки, по которой едите, то это возможно сделать любым смартфоном с бесплатной программой замера уровня. Лучше мерить с метровой ровной планкой или палкой для усреднения значения.

Возьмем за точку отсчета стандартный пандусный без лестничный переход, который все знают и ходили по нему, с уклоном 4-4,5 градуса (6% по автомобильному). То есть тактильно и физически по ощущениям понятна величина уклона. Посмотрите видеоролик с этим переходом , снятый для наших велокурьеров. Так вот, если на вашей местности есть горки длинной не менее 50м с таким уклоном - 5 градусов и более, то местность считается холмистой. 2-е сверху девушка поднимается по 2.5 градусному уклону (каденс около 60), который переходит в 3,5 градусный подъем (каденс около 50) и она встает на педали. БОльшая местность Москвы и Петербурга не превышает уклонов более 3 градусов с длиной более 50м. Следовательно на холмистой местности шаг велосипеда не первой передаче должен быть не более 4м. Вот пример 25-ти градусного уклона, только для экстремального "взлета" и спуска на коротких дистанциях.

Комфортная эргономика. Стиль катания.
Комфортная эргономика - длительная езда (более 30 минут при весе до 100кг) не доставляющая отрицательный эмоций в виде неудобной посадки: неудобное седло, положение рук на руле, неудобное положение ног на педалях. Как правило, городской комфортный велосипед - руль выше седла, руки разгружены, основной вес на седло и заднее колесо. Скоростные велосипеды - руль ниже седла, часть веса распределено на руки, спина согнута, меньше площади тела сопротивлению воздуха.
Эргономика понятие расплывчатое. Наше тело очень приспосабливаемая биомасса к различным положениям. В некоторых пределах весь вопрос ко времени привыкании к непривычному или кажущимся не удобному в данный момент положению тела на велосипеде, кроме явно неудачный моментов. Например, я катался на раме, которая меня не устраивала в одной характеристике и со временем поменяв раму с нужной геометрий, я через какое-то время понял, что лучше предыдущая посадка. Кроме того, если руль седло, педали (длина шатунов, но это редко) еще можно изменить без вложения больших средств, то с рамой будет "напряг". Поэтому с рамой лучше определится сразу. Нужно обращаться к грамотному консультанту, как правило в возрасте. Например при весе более 100 кг кататься на горной раме будет не комфортно, если человек не занимается активно фитнесом и не прокачивает руки, и т.д.

Стиль катания. Предназначение велосипеда определяет стиль катания.
Европа, Евросоюз. В развитых европейских странах велосипед рассматривается как средство передвижения с экономической мотивацией. Мотивацию "подогревает" велоинфраструктура. Конечно же велодорожки строились в Европе не для здоровья населения, а как альтернатива бензиновому транспорту. Возможность дешево и с положительными эмоциями передвигать свое тело, быстро завоевало популярность и вошло в государственную систему. Экономически это эффективно и оправданно + люди здоровее. Ездить по велодорожкам, а это езда, в основном, быстрая и с редкими остановками, накладывает на велосипед определенные требования. Первое, это колесо 28" , второе - комфортная прямая посадка (руль выше седла). Такой велосипед не требует много передач, каденс не выше 70 и, как правило, на заднее колесо установлена трехскоростная планетарная втулка различных брендов, где безусловный лидер - Shimano.

Россия. В России отсутствует велоинфраструктура. Те потуги, при которых бессистемно создаются велодорожки по капле в год ни в коем случае не дают надежды на что-то похожее в Европе в ближайшие две-три жизни. Не видно никакой мотивации по продвижению этого вопроса. В свое время я разработал создания инфраструктуры для общественной организации Велотранспортный союз еще в 2009 году. Но почему-то она никого не заинтересовала. Походив на пару собраний этой организации, я понял что там делать нечего, пустая трата времени. Это видно даже по форуму сайта. Поэтому в ближайшее время велоцивилизации у нас не будет и, соответственно отношение к велосипеду специфическое на данной географической местности. В России продаются в основном горные велосипеды для оправданной агрессивной езды по бордюрам, бездорожью. Потребители велосипедов в основном молодежь. Велосипед, как физкультурный снаряд, используется для развлечения. Передаточное отношение кассетных систем более 500% и шаг велосипеда очень большой, подходит под любые условия и эта статья для этой категории людей не актуальна. Лишь очень маленький процент использует городские комфортные велосипеды на планетарных втулках для поездок на работу, по делам и калькулятор передаточного отношения ими будет востребован.

==+==================+==+==+==================+==

Оценка планетарных втулок и некоторых трансмиссий по опыту Велобиг

Передачи Проценты Пояснение
186

100%-ый хит в Европе. В каких бы я странах небыл, везде присматривался в велам и трешки занимают преобладающее положение. Причина: дешевизна, простота, легкость, надежность, приемлимое передаточное отношение для не холмистого города. При условии хорошо развитых ног, можно подбором звезд выставить большой шаг велосипеда и скорость будет достаточной и в горку поднятся без "запыхов", как это показано на примере . Я сам в Москве катаю на дисковой трешке и вполне доволен.

206

Новая втулка Shimano призванная заполнить разрыв между 3 и 7 скор. втулками. По каким-то причинам "не прошла" в Европу. Поставки прекращены. Сейчас распродаются последние остатки и я успел себе отложить. Втулка хорошая и снабжена манетками, так не хватавшими мне на трешке. Передаточного отношения вполне хватает для холмистой местности.

244

Легендарная семерка, отработанная в производстве и доведенная до совершенства в плане надежности и не убиваемости. Однажды к нам пришла втулка с сумашедшим пробегом за 40 тыс. Она была в прединфарктом состоянии, но работала и все передачи более менее переключались. Вероятно будет скоро вытеснена 8-ми скоростными втулками. Передаточное отношение позволяет использовать втулку на силнохолмистой местности.

307

Относительно новые, массовые втулки Shimano, на сегодняшний день доведенные до хорошей надежности и четкости в переключении. 307% хватает для многих задач и "перепадов высот". Это первые втулки, который начали устанавливаться на горные рамы.

408

Новейшая втулка () c жидкой смазкой. Косозубые шестерни, быстрое и самостоятельное обслуживание, малый вес (меньше 8-ки), большое передаточное отношение. Горы и равнины. Любой каденс по себя. Но дорого. В 2 раза дороже 8-ки. Но супер втулка. Но дорого. И т.д.

Фиксы 100

Фиксированная задняя втулка без свободного хода. То есть постоянно крутятся педали, когда крутится заднее колесо. Некоторые, особо продвинутые байкеры используют вел без тормозов, как на треке, но это опасно. Для торможения используется сила обратного педалирования, что не всегда эффективно. Фиксы хорошо прижились у курьеров в крупных городах Европы и США, так как прост, надежен, легок и самое главное, представляет особую касту велобайкеров, недостижимую для обычного велосипедиста. Ну кто согласится катать на втулке без свободного хода. Но после тренировок это вполне возможно и даже эффективно для выносливости и коленей (хотя я сомневаюсь). Как правило шаг у фиксов довольно большой 6-6,5м шаг. Средняя скорость 30км/ч. Главное разогнаться и выйти на комфортный каденс.

1 скорость 100

В настоящее время с одной скоростью продаются недорогие городские велосипеды или круизеры с шагом 5-5.5м. Часто ими пользуются курьеры в городе (запад) с шагом 6-6,5м

Nuvinci 306

Передач нет, переключается плавно, как вариатор. Большой вес. Дорогая. Нет большого распространения. Идея великолепна. Думаю со временем снизят вес и стоимость. Хорошо подходит для автоматического переключения.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Выбор цепи мотоцикла по разрывной нагрузке.

Некоторое время назад передо мной стояла задача купить новую цепь на свой шоссейный мотоцикл. Поиск был начат с локального рынка и закончен американо-европейскими. К моему великому ужасу, но к еще большему ужасу продавцов я обнаружил полную некомпетентность последних в этом вопросе. Причем европейские коллеги вообще не понимали, что они отличаются чем-то кроме формы сальников. Причем Х-Ring это было круто, а О-Ring совсем не круто. Собственно на этом все знания и заканчивались. Я же возьму на себя небольшую миссию внести ясность в это заколдованное дело, как выбор цепей непосвященными:) Как говорилось в одном фильме: только человек с узкой задницей сможет пройти в эту дверь и только человек с добрым сердцем сможет взять этот кинжал. Давайте попробуем выбрать правильную цепь и не пугать новичков байками о разорвавшийся цепи и пробитыми картерами и"ЧУДО" безопасной остановки мотоцикла с заклиневшим заднем колесом:)


Да собственно я отвлекся. Давайте рассмотрим чем цепи отличаются. Раньше я уже немного писал о цепях и звездах.
Читаем тут:
Звезды и цепи, теория и практика. Часть 1. Стоковый мотоцикл (след пост)
Звезды и цепи, теория и практика. Часть 2. Износ звезд и цепей (далее в постах)
Звезды и цепи. Часть 3. Передаточные значения звезд (далее в постах)

Теперь немного о усилиях на разрыв.
Все цепи имеют различный показатель. Причем даже цепь одной ширины и одной марки может отличаться разрывным усилием . Собственно это такая величина при которой происходит деформация элементов цепи и разрывом элементов. Измеряется эта величина в фунтах (lbs, 1 фунт равен 453,59 грамм). Следовательно чтобы разорвать цепь с коэффициентов 7,280 lbs необходимо приложить усилие в 3300 кг. То есть подвесить нормального размера джип:) Или газануть как следует на моте:)

Для примера я приведу табличку усилий разных цепей фирмы DID
420 - 3970 lbs (1800 кг)
428 - 4480 lbs (2032 кг)
520 - 6700 lbs (3039 кг)
525 - 7280 lbs (3300 кг)
530 - 7200 lbs (3265 кг)
630 - 9900 lbs (4490 кг)
630V - 11000 lbs (4989 кг)
На самом деле цепи этой же фирмы имеют различные показатели на разрыв в зависимости от класса цепи но самое важное знать не столько показатели в цифрах, сколько отношение разрывного усилия к кубатуре мотоцикла.

Вот несколько примеров того, как используются цепи на различных классах техники.
420 цепь для дорожных и внедорожных мотоциклов с объемом мотора до 80сс - 3970 lbs
428 цепь для дорожных и внедорожных мотоциклов с объемом мотора до 125сс - 4300 lbs
520 цепь для дорожных и внедорожных мотоциклов с объемом мотора до 250сс - 6720 lbs
520 цепь для дорожных (спортивных) мотоциклов с объемом мотора от 250 до 750сс - 8650 lbs
520 цепь для кроссовых мотоциклов с объемом мотора 125-250сс - 8100 lbs
520 цепь для дорожных (спортивных) мотоциклов с объемом мотора до 1000cc - 8550 lbs
525 цепь для спортивных (дорожных) мотоциклов с объемом мотора до 750сс - 8010 lbs
530 цепь для спортивных (дорожных) мотоциклов с объемом мотора до 1300сс - 10400 lbs

Как видно из вышеперечисленных значений максимальная производительность необходима только спортивным моделям мототехники для асфальтового покрытия, так и для бездорожья. Следовательно для гражданских моделей есть возможность применения цепей с более нихким показателем. То есть правило простое, чем ниже крутящий момент, тем менее производительные цепи необходимо использовать. То есть можно на 400 XJR поставить ZVM2 стоимостью в 300 долларов но эффективность ее работы будет точно такая же как и при использовании цепи стоимостью в 80 долларов.
Владельцам спортивных мотоциклов повезло меньше, конечно нет необходимости ставить гоночные цепи если мотоцикл используется не в гоночных режимах, но соблюдать условия кубатуры техники следует обязательно. Я неоднократно встречал людей покупающих цепь, которая по ширине подходила под их мотоцикл, но по разрывной нагрузке уступала в 2 раза. Внимательно отнеситесь к этому параметру если нет желания собирать разломанный цепью картер, а скорее всего и мотоцикл по дороге.

То есть если у вас мотоцикл (пусть даже спортивный) используется в среднем диапазоне смело пользуйтесь таблицей усредненных значений.
До 80 cc - 4000 lbs
До 125 cc - 4300 lbs
До 250 cc - 6700 lbs
До 600 cc - 8000 lbs
До 750 cc - 8500 lbs
До 1000 cc - 9500 lbs
До 1300 cc - 10500 lbs
Свыше 1300 cc - 11000 lbs


N.B. Если у вас мотоцикл используется на пределе и имеет экстремальные характеристики мотора следуют подбирать цепи и звезды с особой тщательностью.
В принципе существует несколько условных типов цепей и их зависимость от ширины цепи
Стандартные (Standard)
Усиленные (Heavy Duty)
X-Ring (с сальником Х-формы)
O-Ring (с сальником О-формы)
И другие.

Ниже табличка отличий разрывных усилий


Звезды и цепи, теория и практика. Часть 1. Стоковый мотоцикл.

Уже много времени прошло с того момента, как я задумал написать эту статью. Вспоминая о количестве информации, которой я хотел бы поделится, меня бросает в холодную дрожь и я постоянно переносил этот радостный момент. Но в конце концов совесть победила лень и вот я сел писать статью о звездах. Эти звезды странным образом расположились на небе и я решил добавить информации о цепях:) Итак вашему вниманию предоставляется комплексная статья о том, что важнее тюнинга мотора может быть только правильно подобранные звезды. Именно они распределяют мощность и крутящий момент, именно они могут толкать мотоцикл вперед, а могут поднимать вверх колесо. Собственно данная статья о том, как правильно использовать свой мотоцикл в зависимости от условий эксплуатации.
А теперь еще немного лирических ноток объясняющий то, почему я начал задумываться об этой теме. Трек, тренировочный заезд, ездить не умею но очень хочется. Выезжаю на прямую, рядом едет 600сс, но я же крутой у меня литр и все знают что это быстро и круто. И вот я и рядом едущая 600 открываем газ и я с удивлением обнаруживаю что мой литр начинает разгоняться, намного медленнее шестисотки. Не могу сказать что очень, но достаточно чтобы заметить разницу. И вот с комплексом неполноценности я подхожу к этому мотоциклисту и задаю рад вопросов о том, какой у него мощный мотор и какой у меня гавняный стоковый литр. В голове у меня уже крутились бюджеты по тюнингу со многим количеством нулей и я был в сильном замешательстве. По факту оказалось все намного проще. Данный мотоцикл хоть и показывал прекрасный разгон, но имел жесткое ограничение по максимальной скорости:) И что правильно подобранные сочетания передней и задней звезд и дает ожидаемый эффект за очень гуманные деньги. Собственно сейчас мы и будем уделять внимание данной теме. Для примера берем спорт байк, но касательно других мотоциклов принцип подбора цепей и звезд совпадает.


Часть первая - теоретическая

Давайте рассмотрим сток, то что вы приобретаете в мотосалоне. Обычно мотоциклы комплектуются цепью 525 либо же 530. Спортивные цепи (520) ставятся на более узкие звезды, так как ширина значительно меньше, следовательно звезды намного уже. Так же важным моментом является вес цепи. Чем легче вращающиеся массы, тем быстрее разгон. То есть можно увеличивать мощность мотора, а можно просто поставить легкие колеса и убить 2х зайцев: легче перекладки и быстрее разгон. Следовательно если мы говорим и максимальной отдаче от мотоцикла то цепь нам необходимо ставить максимально легкую.

Итак стоковые цепи имеют следующие значения:
520 = 1/4" - (0.25") -
525 = 5/16" - (0.3125") -
530 = 3/8" - (0.38") -

Ход цепи стандартный: 15,88 мм (0.625 дюйма)


Для примера, ниже даю информацию по размеру элементов цепей, :
530 цепь
Длина пина, мм 24.90
Диаметр ролика, мм 10.32


Вес, кг / 100 звеньев 2.20

525 цепь
Длина пина, мм 23.20
Диаметр ролика, мм 10.32
Толщина внутр. пластины, мм 2.40
Толщина внешн. пластины, мм 2.60
Вес, кг / 100 звеньев2.11
Коэффициент износостойкости 4000
Нагрузка на разрыв: 4 630 кг / 10 408 фунтов

520 цепь
Длина пина, мм 20.20
Диаметр ролика, мм 10.22
Толщина внутр. пластины, мм 2.00
Толщина внешн. пластины, мм 2.00
Вес, кг / 100 звеньев 1.52
Коэффициент износостойкости 3220
Нагрузка на разрыв: 3 580 кг / 8 050 фунтов

Итак мы видим что 520 цепь почти в 2 раза легче 530 . Да она имеет меньшее значение разрывной нагрузки, но его вполне достаточно для современных гоночных высоко-форсированных моторов.

Теперь рассмотрим такое отличие как форма сальников цепи. То есть в каждой цени есть прослойка, которая позволяет цепи мягко складываться. Они отличаются формой и бывают разных видов. Вот для примера несколько: O-Ring тип и X-ring тип. Смотрим картинку. Для Х типа характерна большая площадь контакта сальника со стенкой цепи, следовательно меньшая выработка и длинный срок службы цепи.




Длинна цепи
Тут тоже не все просто и нашла коса на камень. Длинна стандартная, но для стандартного размера звезд. То есть при стандартном соотношении передней звезды к задней нам хватает длинны цепи для того, чтобы ее правильно натянуть (2,5 см свободного хода цепи). Обычно цепь имеет 100-110 звеньев. И чем больше задняя и передняя звезды, там длинее нужна цепь. Но об этом подробнее во второй части.


Для начала сразу скажу что все (почти) стоковые мотоциклы имеют 16 зубовую переднюю звезду и 42 зубовую заднюю. Материал - сталь, в тюнингованном варианте передняя звезда так же выполнена из стали, задняя же выполнена из различных сплавов алюминия либо титана.

Стоковый 530 набор:
Вес передней звезды = 225 грамм
Вес задней звезды = 1042 грамма
Цепь = 2102 грамма
Общий вес = 3369 грамма

520 набор:
Вес передней звезды = 164 грамма
Вес задней звезды = 350 грамм
Вес цепи = 1868 грамм
Общий вес = 2382 грамм

Звезды и цепи, теория и практика. Часть 2. Износ звезд и цепей

Все мы знаем что цепи и звезды приходит в негодность, но вот определить когда настал тот злосчастный момент не все знают точно. Итак износ цепи можно посмотреть следующими способами. Первый и основной это метки подтяжки цепи на заднем колесе. Когда цепь вытянута настолько сильно, что не хватает меток - пора менять. Некоторые умельцы отрезают одно звено... но это не советская техника со всеми допусками, скоростными режимами и нагрузками. Не удивляйтесь если сэкономив немного денег вы потом можете получить разломанный картер или переломанные ноги порванной цепью. Поэтому когда цепь вытянулась - меняем не изобретая хитроумные способы экономии!

О регулировке цепи в мотоцикле я напишу отдельную статью, а пока смотрим на картинках какие есть регулировки.
Теперь рассмотрим более сложный вариант при котором цепь подлежит замене, это неравномерная вытяжка цепи. Данная проблема может случится при попадании в яму задним колесом, прыжках на кроссовом либо триальном мотоцикле при перетянутой цепи. Обычно можно наблюдать незначительную вытяжку с одной из сторон цепи. Для этого мы вывешиваем мотоцикл на лифте либо центральной подножке и крутим заднее колесо, при этом смотрим на цепь. С одной стороны цепь натянута сильнее, с другой провисает вниз. Если удар был очень сильный, цепь может вытянутся с одной стороны настолько что будет вероятность ее схода со звезды и блокировка колеса. В этом случае цепь подлежит немедленной замене.





Теперь обратим внимание на износ звезд. На картинках показано состояние звезд подлежащих замене.




Про патологию могу добавить следующее. Если за мотоциклом смотрели не очень хорошо, то износ может быть настолько большим, что передняя звезда будет прокручиваться в середине цепи издавая сильный скрежет и хруст. Задняя же может потерять зубья, но при таком сильном износе цепь просто свалится в сторону.


Так же можно наблюдать лопнувшие заднии звезды. Это случается при больших ударных нагрузках, либо же заводском дефекте металла.


Звезды и цепи. Часть 3. Передаточные значения звезд


В стоке на мотоцикле устанавливаются такие звезды, при которых достигается оптимальное (средне-статистическое) соотношение разгонной динамики к максимальной скорости. Берем к примеру литровый спортбайк. Выбор связан с тем что все знания полученные мной были основаны на спортивном мотоцикле. Эти же принципы работают для всех типов техники, но мне понятнее объяснять на том, откуда я эти знания получал.
Теперь попробую ответить на вопрос для чего это необходимо делать. В стоке мотоцикл рассчитан, как на условия езды по городу со скоростью 60 км/ч (в Европе не нарушают) так и на магистрали со скоростью 297 км/ч (Электронное ограничение по законодательству). Причем используется только 5 передач, шестая - овердрайв, то есть экономичный режим понижающий обороты и отбирающий мощность с колеса для экономии топлива. Но так как у нас мотоцикл спортивный, то нам режим овердрайва, в принципе, не нужен. Нам необходимо получить все 6 передач в полном диапазоне. Если мотоцикл не спортивный, мы можем добиться заданных характеристик, например для стантрайдинга нам нет необходимости в максимальной скорости, но вот передачу крутящего момента нам необходимо поднять. для треков мы используем набор звезд, в зависимости от конфигурации. Если трек скоростной, очень обидно когда на прямой тебя обходят более медленные пилоты. Для примера на треке "Чайка" максимальная скорость 220 км/ч, следовательно больше 240 максималки иметь в запасе не нужно, а вот сделать 6 передач в диапазоне до 240 очень вкусная задача. Приятно на каждом прямике откусывать по пару метров, просто за счет технического превосходства.

Правило простое: увеличение задней звезды ведет к увеличению крутящего момента, а уменьшение в увеличению максимальной скорости мотоцикла. Передняя звезда отвечает за распределение мощности. То есть, поставив большую звезду назад мотоцикл вместо разгона будет просто подниматься на заднее колесо, потому что отдача мощности будет значительно перекрывать возможность толкать мотоцикл вперед. Вернее для простоты возьмем следующее правило: задняя звезда задирает мот, передняя толкает вперед.
Рассмотрим теорию происходящего. Обе звезды на самом деле влияют на одни и те же параметры. Например поставив переднюю звезду на один зуб больше (6 процентов) это тоже самое в процентном соотношении что 45 на заднюю ось. То есть увеличив перед на один или зад на 4 мы получим вроде мотоцикл с практически не измененными характеристиками, но не все так очевидно. Все равно происходят изменения рычага силы прикладываемого на шестерню. Мощность это производная усилия на рычаг за единицу времени, следовательно изменяя длинны рычага мы изменяем мощностные показатели. Еще пример.

Есть звезда на 16 зубьев скажем с диаметром 13 мм от вала, следовательно имеем радиус 23 мм полный и диаметр 46 соответственно. Длинна окружности составляет 144 мм при увеличении количества зубьев мы увеличиваем диаметр шестерни. Для 17 зубьев диаметр составляет 17 мм, это значит что диаметр увеличен на 2 мм и длинна окружности составляет 151 мм. Мы видим что увеличена длинна рычага. То есть усилие на цепи будет выше, даже при том же самом распределении мощности. Ниже приведены результаты скоростей при неизменном соотношении между передней и задней звездой.


А теперь рассмотрим заднюю звезду. Теже принципы что и для передней звезды, только диаметр увеличится очень значительно, что для мотоцикла очень нехорошо в динамике.
Как видим мощностные показатели не сильно поменялись, только на высоких скоростях есть значительные изменения, они как раз и являются показателем небольшого отличия в передаточных значениях.

Теперь рассмотрим как меняются пары звезд
Итак, в стоке мы имеем 16 зубов переднюю звездочку и 41 заднюю. Делим 41:16=2,5625 это и есть коэффициент с которым мы будем в дальнейшем работать.

Стандартный коэффициент звезд 41:16=2,5625*
Меняем например заднюю на 45, получаем 45:16=2,8125
*для любого другого мотоцикла проделываем точно такую же операцию и узнаем коэффициент.

Теперь вычисляем разницу коэффициентов: 2,8125:2,5625=1,09756. То есть грубо говоря на 10 процентов мы меняем распределение мощности. То есть уменьшая на 10 процентов максималку с 297 до 267 мы увеличиваем на 10 процентов разгонную динамику.

Теперь попробуем научится работать с заданными параметрами . Для примера берем опять же наш трек "Чайка" максималка 220, мы берем 240 км/час с небольшим запасом. Делим 297 на 240 и получаем разницу в 23 процента. Следовательно берем стандартное передаточное значение 2,5625 и умножаем его на 1.23, получаем 3,14. Это коэффициент, который нам необходим. Если оставить переднюю звезду неизменную на 16 то методом нехитрых вычислений получаем заднюю с количеством зубьев равным 50,24.

Теперь мы подумаем что нам стантовый мотоцикл не очень нужен :) и будем работать не только над передаточным коэффициентом, а добавим здравый смысл, логику и математику и научимся понимать, как высчитать правильно соотношение зубьев передней и задней звезды а не просто общее соотношение. Напомню что передняя звезда тяговая, задняя скоростная, отсюда будем и исходить. То есть уменьшая ведущую звезду мы делаем передачи короче.

Так же коэффициенту 3,14 соответствуют следующие пары (приблизительно)
17:54
16:51
15:47
14:45

Так вот все эти пары имеют одинаковые передаточные значения (приблизительно)
На мой взгляд нужны выбирать самую маленькую пару, так как большие не подрессоренные массы и крутящиеся массы имеют большее влияние на поведение мотоцикла нежели маленькие. Я остановился на 14 передняя и 45 задняя

К середине ХХ ст велосипедисты, у кого не было планетарки на три скорости, по любой местности катали на одной фиксированной передачи.

Сейчас некоторые отчаянные все еще ездят на фиксированной передаче, но большинство из велолюбителей все же в полной мере пользуются новыми технологиями, которые облегчают катание на велосипеде. Так, за последние 30 лет

Все виды велосипедов подверглись прогрессивному развитию и одной из значимых улучшений стала трансмиссия. С ее помощью стало возможным корректировать усилия, необходимые для езды по рельефной местности.


Мы разобрали сложный механизм передач: цепь, звездочки, переключатели, чтобы продемонстрировать принцип его работы. Также эта информация будет полезной для тех, кто хочет в дальнейшем улучшать оснащение своего железного коня самостоятельно.


Для чего нам передачи?

Передачи имеют существенное значение при преодолении подъемов, сложных спусков, ведь они помогают сбалансировать энергию, затраченную на педалирование.

Во время физических нагрузок выше своей головы не прыгнешь, да и смысла в этом нет. Натренировать выносливость и силу можно только со временем, а передачи как приложение, увеличивает Ваши показатели. Мощность педалирования определяется силой, которую Вы прикладываете для вращения педалей, а также скоростью с которой Вы их обращаете.




Эффективное использование энергии является предпосылкой успеха большинства спортсменов, особенно гонщиков кросс-кантри. А ускорение на высокой передаче или быстрое вращение педалей на низкой приводит к значительной усталости мышц. Поэтому важно уметь правильно выбрать передачу, которая будет соответствовать Вашим возможностям, особенностям местности и наклонам трассы.


Составляющие трансмиссии

Для понимания принципа работы передач, их комбинирования и соотношения, разберемся с наполнением механизма трансмиссии:

Кассета - находится на заднем колесе и крепится к втулке. Состоит она из ряда различных по размеру шестерен - звезд, которые обеспечивают широкий спектр передач в зависимости от количества зубцов звезды.




Касета и переключатель


Цепной привод (кассета) - находится в передней части трансмиссии и состоит из цепи, передней шестерни (звезды) и шатунов. Велосипед может быть оборудован звездами от 1 до 3, в зависимости от стиля и назначения езды.




Цепной привод


Задний переключатель скоростей (передач) - находится на задней части трансмиссии и отвечает за перевод цепи с одной звезды на другую. Более того, переключатель поддерживает натяжение цепи во время ее перемещения при переключении передач.




Задний переключитель

Передний переключатель - переводит цепь с одной звезды на другую, как и задний переключатель, но при этом не регулирует натяжение цепи. Он есть только у велосипедов с 2 и 3 передними звездами.


Передний переключатель

Шифтеры - рычаги которые находятся на руле, и работают как коробка передач в автомобиле. С помощью тросов они соединяются с задним и передним переключателями передач.




Шифтеры


Комбинации и соотношения

Правильная настройка передач на велосипеде поможет Вам крутить педали эффективно.

Необходимо учитывать некоторые факторы прежде чем переключаться на другую звезду или заменять существующую трансмиссию.

Соотношение передач может быть рассчитано с помощью соотношения количества зубцов на передней и задней звездах. 32 зубцы на передней звезде с 16 зубцами на задней звезде дает соотношение 32/16, то есть 2/1. Это соотношение дает число оборотов колеса за период одного оборота педалей. Таким образом, в случае соотношение передач 2/1, один полный оборот педалей приведет к двум полным оборотам колес.

На выбор передачи влияет и размер колес велосипеда. Одна и та же передача на 26" колесах будет значительно легче, чем на 29".


Даунхилл ( DH )

Стиль езды играет важную роль в настройке диапазона передач. Если Вы даунхилер с хорошо оснащенным велосипедом, маловероятно, что Вы будете преодолевать крутой подъем. Учитывая это, многие DH велосипеды имеют только одну переднюю звезду (передачу), с размером 32-36(Т), и заднюю кассету с ограниченным количеством передач - 7-10. Кассета данного типа будет звезды размером 12-25(Т) или 11-36(Т).

Все больше производителей DH велосипедов вводят новый стандарт размера колес с диаметром 27,5" (650 b ), что следует учитывать при выборе правильного соотношения передач.


Кросс-кантри ( CC )

Если Вы ездите на кросс-кантри на длинные расстояния, Вам необходим более широкий диапазон передач, 2 или 3 передние звезды обеспечат сохранение сил на подъеме и быстрый спуск. Система с тремя передними звездами будет такой: 42-32-22 с кассетой с 8-9 задними передачами, типичный диапазон которых - 12-32(Т) или 11-34(Т).


All Mountain ( AM )

С момента появления кассеты на 11 передач, многие производители горных велосипедов, что есть на рынке, ставят трансмиссию 1×11. Как правило, она состоит из одной передней звезды с размером 30-34(Т) и с кассеты с 10-11 задними передачами - 10-42(Т).

Преимуществом трансмиссии с одной передней передачей есть уменьшение веса велосипеда за счет отсутствия переднего переключателя и дополнительных звезд. Также это в упрощает всю систему.




Определение необходимого вам соотношение передач и настройки комбинаций требует некоторых экспериментов и ошибок, а также учета таких факторов как стиль езды, дисциплины и размер колес.
Если Вас заинтересовал этот материал, и Вы хотите углубить свои знания, то приходите к нам в Велошколу Механиков на Дегтяревскую, 51В . Здесь расскажут все, что Вам интересно о велосипеде, покажут самые сокровенные места и научат ремонтировать, ухаживать и правильно проводить апгрейд Вашего, а может и не только Вашего, железного коня!

А также читайте нас, мы работаем, пишем и катаем с душой! ;)

Часто можно услышать советы от знающих людей по поводу выбора передачи. "Ставь 1.6, для города самое то!". А что это за 1.6 ? На самом деле все просто. Все чем мы располагаем - это звезда спереди и на заднем колесе. Вообще такой выбор актуален только для обладателей фиксед гиров или сингл спидов, ведь только на таких велосипедах всего одна звездочка сзади.

Итак что такое это самое 1.6 ? А это всего лишь соотношение зубьев передней звезды и задней. Главный параметр любой звезды - это как раз число зубов на ней. На передних это число варьируется от 28 до 59 , а на задней от 9 до 23. Если поделить количество зубов передней на количество задней, то мы и получим это соотношение.

Например на передней у нас 37 зубов, а на задней 22; делим 37 на 22 и получаем 1.6 ! Вот и весь секрет, все очень просто. Для соотношения 1.7 вариантов куда больше: 29х17, 30х18, 31х18, 32х19 и так далее.


Скоростные возможности вашего велосипеда ограничены. И опять же все зависит от звезд и колес. Чем больше зубов на передней звезде и меньше на задней тем больше большую скорость вы можете развить. Так же и колеса, больший диаметр увеличивает скорость.

Если у меня соотношение 39 к 23 (= 1.7) , а колеса шоссейного велосипеда 700х20, то при самых малых оборотах я буду развивать скорость 10.6 км/ч, а максимальную, которую смогу достичь при 130 оборотах - это 27.6. Как я это узнал? Благодаря калькулятору расчета передач!

http://www.surplace.fr/ffgc/ находится по адресу http://www.surplace.fr/ffgc/

Вводим зубья звезд, выбираем покрышку и готово! На скриншоте я выбрал все по максимум, 59 передняя, 9 задняя и самы большие колеса. Как видите, если бешенно крутить педали, то можно разогнаться до скорости 118.9 км/ч! Неплохо, правда разогнаться так будет тяжело.

Калькулятор покажет соотношение зубьев (Ratio ), точки проскальзывания (Skid patch ), а также растояние, которое проедет велосипед при каждом обороте педалей (Development ).

Это не единственная программа для расчета, но зато самая лучшая. Другие мене функциональны или бесцельно усложнены.


"Bicycle Gear Ratios and Meters of Development " от Wolfram,



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы