Звезды на велосипед — сколько их нужно? Величина каденса для постоянной комфортной скорости
Здравствуйте.
Наконец-то выкладываю программу для расчета длины звезд на нестандартные. Попутно объясню, чем различаются цепи и звезды, поговорим об их размерах и взаимозаменяемости цепи и звезд мотоцикла.
Программа-онлайн для расчета длины цепи при замене звезд мотоцикла на нестандартные.
Программу, как и раньше, можно спокойно качнуть и взять с собой в путешествие туда, где нет Интернета. При наличии Интернета конечно проще использовать онлайн-программу для расчета длины цепи тут, на этой странице. Данная программа подходит для любых видов мотоциклов. Ее плюс в том, что даже в самых глухих дебрях нашей родины при возникновении проблем с цепью можно попробовать найти аналоги цепи от совковых мотоциклов, которые до сих пор очень распространены. потом поговорим отдельно.
Для начала, как пользоваться программой .
В первые четыре окна вбиваем оригинальный шаг цепи, количество зубьев ведущей и ведомой цепи, количество звеньев в оригинале. Всю эту информацию надо посмотреть в мануале к вашему мотоциклу. Для мотоцикла Honda cb400 на раме NC-39 значения будут выглядеть так:
Оригинальный шаг цепи: 525
Количество зубьев для ведущей звезды: 14
Количество зубьев для ведомой цепи: 44
Длина оригинальной цепи: 108
Затем вбиваем те значения, цепи и звезд, на которые производится замена. Допустим, мы ставим на ту же сибишку ведомую звезду, которая больше на 1 зуб. Тогда нам надо ввести следующие значения:
Шаг цепи (замена): 525
Количество зубьев ведущей звезды (замена): 14
Количество зубьев ведомой звезды (замена): 45
Получаем длину новой цепи в 109 звеньев. Такого не бывает, поэтому округляем в большую сторону, до 110 звеньев. Округляем всегда в большую сторону до ближайшего четного числа звеньев цепи.
Программа автоматически выдает изменение максимальной скорости мотоцикла при замене звезд на нестандартные. Общее правило такое: чем больше задняя (ведомая) звезда, тем ниже максималка, чем больше передняя (ведущая) звезда – тем выше максималка. И наоборот.
Размеры мотоциклетных цепей и их взаимозаменяемость.
У мотоциклетных цепей есть три основных параметра размерности. Это шаг цепи, ширина ролика и диаметр ролика. Значение двух из этих параметров мы можем узнать из маркировки цепи, это шаг цепи и ширина ролика. Это стандарт маркировки цепей, так что эти значения одинаково маркируются всеми производителями.
Для примера возьмем 525 цепь. В данном случае первая цифра 5 означает шаг цепи, а две последующие цифры, 25 определяют ширину ролика.
Шаг цепи – это расстояние между осями, проходящими через центр двух соседних заклепок.
На заклепках у нас находятся ролики. Именно они и определяют, насколько долго будет ходить цепь. Ширина ролика определяется между двумя внутренними пластинами цепи, зажимающими ролик.
Я хотел сделать наглядную фотографию, но сразу после расколотил свой объектив, поэтому пришлось рисовать…
С диаметром ролика вроде все понятно.
Есть также “правило восьмерки”, в соответствии с которым можно вычислить длину шага цепи и ширину ролика. К примеру 530 цепь - расстояние между осями роликов 5/8″ = 15.875мм, а ширина ролика (не путать с диаметром, это высота роликового цилиндра) 3/8″ = 9.53мм. Для цепи 525 эти размеры соответственно 5/8″ и 2.5/8″.
Зачем вообще высчитывать длину в миллиметрах, если и так по маркировке все понятно? Только для того, чтобы найти , при всей маловероятности этого сценария.
Диаметр ролика разный у всех производителей, при этом он не отражается в маркировке цепи. Это очень странно, ведь даже несмотря на то, что диаметры роликов разных цепей очень незначительно отличаются друг от друга, они все же влияют на длину того пространства, куда входит зуб звезды, то есть этот параметр напрямую воздействует на стачивание зубьев ведущей и ведомой звезд. Тут не угадаешь, надо либо курить спецификации производителей цепей, либо плюнуть на эту незначительную погрешность.
В итоге, теперь мы можем говорить о взаимозаменяемости цепей мотоциклов при возникновении каких-либо проблем в путешествии, когда нужно заменить цепь исходя из того, что вообще есть в наличии. Мы знаем, что шаг цепи у всех 5хх-цепей одинаков. Диаметрами роликов мы вынуждены пренебречь. Остается только поиграться с шириной ролика. Вместо 520 цепи таким образом на те же звезды можно установить 525 цепь и 530 цепь. Конечно, при несовпадении размеров звезды быстрее сточатся, но доехать до цивилизации вполне хватит.
Виды мотоциклетных цепей в зависимости от степени прочности на разрыв. Виды замков мотоциклетных цепей.
Как-то я почувствовал , что такое обрыв цепи, поэтому всем рекомендую тщательно подбирать цепь под кубатуру своего мотоцикла и не менее тщательно обслуживать цепь.
Понятно, что чем массивнее цепь, тем она прочнее на разрыв. Примерная таблица прочности на разрыв цепей фирмы DID:
420 – 3970 lbs (1800 кг)
428 – 4480 lbs (2032 кг)
520 – 6700 lbs (3039 кг)
525 – 7280 lbs (3300 кг)
530 – 7200 lbs (3265 кг)
630 – 9900 lbs (4490 кг)
630V – 11000 lbs (4989 кг)
Как видим, немало. Но цепь находится в динамике, силы на нее действуют неравномерно, поэтому такие запасы прочности вполне оправданы.
Конечно, чем мощнее мотоцикл, тем более прочной должна быть цепь. Мощность мотоцикла можно привязать к кубатуре (не совсем правильно, но так проще). и назначению мотоцикла – дорожный/внедорожный. Получаем:
420 цепь для дорожных и внедорожных мотоциклов с объемом мотора до 80сс – 3970 lbs
428 цепь для дорожных и внедорожных мотоциклов с объемом мотора до 125сс – 4300 lbs
520 цепь для дорожных и внедорожных мотоциклов с объемом мотора до 250сс – 6720 lbs
520 цепь для дорожных (спортивных) мотоциклов с объемом мотора от 250 до 750сс – 8650 lbs
520 цепь для кроссовых мотоциклов с объемом мотора 125-250сс – 8100 lbs
520 цепь для дорожных (спортивных) мотоциклов с объемом мотора до 1000cc – 8550 lbs
525 цепь для спортивных (дорожных) мотоциклов с объемом мотора до 750сс – 8010 lbs
530 цепь для спортивных (дорожных) мотоциклов с объемом мотора до 1300сс – 10400 lbs
Вопрос разрыва цепи мотоцикла будет не рассмотрен полностью, пока мы не коснемся видов замков для цепей мотоцикла. Замок для цепи – это звено, скрепляющее цепь мотоцикла. Такие замки бывают трех типов:
Замок-защелка.
Самый ненадежный, зато самый простой в установке замок. Представляет из себя своеобразную “прищепку”, которая вставляется в пазы штифтов заклепок. При использовании такого замка всегда возите с собой запасной замок, причем не только саму “прищепку”, но и все звено. Устанавливать такой замок нужно открытым концом “прищепки” назад, то есть, против движения цепи.
Я не хотел бы кого-нибудь пугать ненадежностью данного вида замков для мотоциклетных цепей. Они редко расщелкиваются, но если расщелкнутся – то в придорожные кусты улетает сразу все звено цепи.
Замок под развальцовку и замок под расклепку.
Почти одинаковые конструкции, которые подразумевают заклепку цепи намертво. Для установки замка под развальцовку достаточно садануть по нему молотком. Для , понадобится специальный расклепыватель цепи или его колхозные заменители.
То есть, у нас есть выбор: либо высокая надежность, но сложность в установке, либо более низкая надежность, но зато простота в установке и замене.
Виды мотоциклетных цепей в зависимости от типа сальников.
Наверное тот факт, что бываю цепи для мотоциклов O-ring, X-ring и Z-ring, и что эти самые O-ring, X-ring и Z-ring – это типы уплотнителей роликов цепи, знают все.
Самое интересное, что этим все не заканчивается, почти у каждого крупного производителя цепей для мотоциклов есть свои разработки, всякие W-ring, VX и т.д., которые они продвигают в качестве самых технологичных, самых долгоживущих и конечно же самых дорогих! Причем тип сальников не всегда говорит о предназначении цепи для дорожного мотоцикла, или кроссового, к примеру. Для того, чтобы разобраться во всем этом придется лезть в спецификации цепей соответствующих производителей, потому как тот же DID, например, выпускает O-ring и на дорожники, и на кроссовые мотоциклы. При этом в чем разница между этими цепями, не всегда понятно.
Поскольку спецификации всех крупных производителей цепей для мотоциклов охватить попросту невозможно, я расскажу про виды цепей “на пальцах”, а вы уж сами выберете себе то, что надо.
O-ring.
Самый простой тип сальников и самый дешевый. Цепи O-ring за их дешевизну очень любят любители оффроуда, поскольку из-за постоянной грязи и песка цепь превращается в расходник (она и так расходник, но в данном случае живет вообще очень не долго). На дорожном мотоцикле цепи O-ring служат, по моему опыту, примерно столько же, сколько X-ring, при этом стоят обычно в 2-3 раза дешевле.
X-ring.
Считается “золотой серединой” между O-ring и X-ring. На кроссачи такие цепи ставить дороговато, а вот на дорожные и туристические мотоциклы – в самый раз. Все производители хором говорят, что тип сальника X-ring обеспечивает более долгий срок службы цепи мотоцикла. Следовательно, если задумали ехать куда-то далеко и по асфальту, желательно не экономить и поставить себе цепь X-ring.
Z-ring.
Самый крутой и дорогой вариант. Я о нем ничего не знаю, говорят, что такие цепи используют на спортбайках, но зачем – никто не объясняет. Если предположить, что цепи Z-ring ходят еще дольше, чем X-ring, то возникает ощущение, что спорты больше ездят, чем турэндуры… Бред…
Ну и наконец, есть цепи вообще без уплотнителей, кто их использует и зачем – вообще без понятия.
Шаг велосипеда
Шаг велосипеда дает более точное представление о передаточном отношении велосипеда. При помощи электронной таблицы можно точно подобрать соотношение передней и задней звезды для своего велобайка. Шаг, как изменяемая единица измерения, может точно учитывать радиус колеса, вес и возраст велосипедиста, состояние дороги, сезон катания и т.д. Это целесообразно для велосипедов с относительно ограниченным диапазоном передаточного отношения такие как фиксы, ограниченное количество звезд в системах, различные планетарные втулки. Как правило для большинства горных велосипедов, оборудованных системами с передаточным отношением более 500% шаг велосипеда настолько велик, что легко вписывается на все задачи по передвижению с любыми уклонами.
Что такое шаг велосипеда? Это расстояние, пройденное велосипедом за один оборот левого или правого шатуна с педалью.
С чем сравнить шаг велосипеда? Многие катались на классический советских велосипедах с одной передачей и для помощи в ориентировании в этой величине напомним шаг этих велосипедов:
Шаг велосипедов СССР |
|||
Украина Харьковский велозавод |
Минск Минский велозавод |
Салют Пермский велозавод |
Кама Пермский велозавод |
Передняя звезда - 48 Задняя звезда - 19 Шины 622 (28") х 40 вес кг - 16 Шаг м - 5.6 Средн. скорость км/ч - 20 Макс. скорость км/ч - 30 |
Передняя звезда - 46 Задняя звезда - 19 Шины - 622 (28") х 40 вес кг - 16 Шаг м - 5.4 Средн. скорость км/ч - 20 Макс. скорость км/ч - 30 |
Передняя звезда - 48 |
Передняя звезда - 48 Задняя звезда - 15 Шины - 406 (20") х 40 вес кг - 15 Шаг м - 5.0 Средн. скорость км/ч - 18 Макс. скорость км/ч - 25 |
Шаг современных велосипедов с одной передачей (кроме Schwinn).
Stels Navigator 310 |
Silverback Starke |
Sсhwinn скоростной городской |
Dahon Speed Uno складной |
Передняя звезда - 40 Задняя звезда - 18 Шины 622 (28") х 44 вес кг - 17 Шаг - 5.0 Средн. скорость км/ч - 18 Макс. скорость км/ч - 25 |
Передняя звезда - 42 Задняя звезда - 17 Шины - 622 (28") х 25 вес кг - 11 Шаг - 5.3 Средн. скорость км/ч - 19 Макс. скорость км/ч - 28 |
Передняя звезда - 46 |
Передняя звезда - 48 Задняя звезда - 16 Шины - 406 (20") х 38 вес кг - 11 Шаг - 4,6 Средн. скорость км/ч - 16 Макс. скорость км/ч - 22 |
Приоритет в передаточном отношении является скорость. С возврастом приоритет уходит в сторону тяги на меньшей скорости (спокойно заезжать на горку). В славные времена СССР у самых распространенных взрослых велосипедов с диаметром колеса 28" шаг был 5,4-5,6м. При таком соотношении передаточного числа подниматься в затяжную горку даже для физически развитого человека было не комфортно. Зато разогнаться можно было до 30 км/ч при кратковременном быстром педалировании (каденсе).
Теперь разберемся с некоторыми понятиями
Комфортное передаточное отношение на велосипеде - длительная езда (более 30 минут при весе до 100кг) не доставляющая отрицательный эмоций в виде сильной усталости в ногах и одышки. Мы будем рассматривать комфортное передаточное отношение при одном условии. Когда не подготовленный человек начинает ездить активно на велосипеде, то самые большие мышцы во всем теле начинают быстро увеличиваться в силе и выносливости до определенного предела. Далее рост возможен при целенаправленных тренировках, что нам не нужно. В большинстве разница между развитыми и не развитыми ногами составляет 3-5 зубьев на маленькой ведомой звездочке. То есть велосипедист, давно не сидевший в седле проедет без сильной устали в горку на задней 23 звездочке, а постоянно катающийся - на 20-18. Это среднее значение основанный на нашем 7 летнем опыте общения с клиентами. Поэтому для расчета шага велосипеда возьмем значение для развитых ног с меньшем количеством зубьев на задней звезде. Но в калькуляторе обязательно будет корректировка для начинающего велосипедиста.
Комфортный каденс
- длительная езда (более 30 минут при весе до 100кг) не доставляющая отрицательный эмоций в виде сильной усталости в ногах, неприятных ощущениях при слишком быстром или медленном педалировании. Каденс - количество оборотов педалей с минуту. Средний комфортный каденс для постоянно катающегося на велосипеде человека на городском велосипеде с прямой посадкой (сиденье ниже руля) составляет около 50-80 оборотов в минуту. Для скоростной езды на велах с низкой посадкой (сиденье выше руля) каденс может доходить до 100 оборотов в минуту.
Пример. (2-е сверху), девушка поднимается по 2.5 градусному уклону (каденс около 60), который переходит в 3,5 градусный подъем (каденс около 50) и она встает на педали.
Величина каденса для постоянной комфортной скорости | ||||
Велосипедист | Каденс | |||
мужчина | женщина | |||
20-40 лет | после 40 | 20-40 лет | после 40 | |
Физически развитый человек, постоянно катающийся на комфортном велосипеде с прямой посадкой до 100кг | 50-70 | 50-60 | 50-60 | 40-50 |
Турист. Длительные пробеги. До 100кг | 60-100 | |||
Спортсмены шоссе | выше 80 |
Слабые уклоны, холмистая местность для велосипеда. Как понять крутизну горок и спусков для ведосипедиста. У автомобилистов принято считать подъемы и спуски не в градусах, как на школьном транспортире, а в процентах. Величина для большинства людей не понятная, хоть все и учились в авто и обычной школе. Хотите поиздеваться над гаишником - спросите про градусы на знаках предупреждения. Или спросите своего знакомого автомобилиста. Через минуту раздумий Вы будете вежливо отосланы далеко с дурацкими вопросами:). Однако на картинке внизу все станет ясно. Немного пояснения. Почему не в градусах? Потому что дороги длинные. Здесь 3 градуса, а через 10 метров 5 градусов. Следовательно надо взять средний подъем или спуск за 100 пройденных метров. 45 градусов берем за 100%. В основном эти знаки нужны маломощным грузовикам, груженый может и не поднятся:). Для примера при 30 градусах это уже крутая горка для пешеходов и без лестницы совсем туго. Мы же будем оперировать градусами, так как пройденное расстояние велосипедом в десятки раз меньше автотранспорта и легче горку оценить именно в градусах, как на школьном транспортире, который все знают и понимают. Кроме того, если Вы хотите самостоятельно оценить уклон горки, по которой едите, то это возможно сделать любым смартфоном с бесплатной программой замера уровня. Лучше мерить с метровой ровной планкой или палкой для усреднения значения.
Возьмем за точку отсчета стандартный пандусный без лестничный переход, который все знают и ходили по нему, с уклоном 4-4,5 градуса (6% по автомобильному). То есть тактильно и физически по ощущениям понятна величина уклона. Посмотрите видеоролик с этим переходом , снятый для наших велокурьеров. Так вот, если на вашей местности есть горки длинной не менее 50м с таким уклоном - 5 градусов и более, то местность считается холмистой. 2-е сверху девушка поднимается по 2.5 градусному уклону (каденс около 60), который переходит в 3,5 градусный подъем (каденс около 50) и она встает на педали. БОльшая местность Москвы и Петербурга не превышает уклонов более 3 градусов с длиной более 50м. Следовательно на холмистой местности шаг велосипеда не первой передаче должен быть не более 4м. Вот пример 25-ти градусного уклона, только для экстремального "взлета" и спуска на коротких дистанциях.
Комфортная эргономика. Стиль катания.
|
Европа, Евросоюз. В развитых европейских странах велосипед рассматривается как средство передвижения с экономической мотивацией. Мотивацию "подогревает" велоинфраструктура. Конечно же велодорожки строились в Европе не для здоровья населения, а как альтернатива бензиновому транспорту. Возможность дешево и с положительными эмоциями передвигать свое тело, быстро завоевало популярность и вошло в государственную систему. Экономически это эффективно и оправданно + люди здоровее. Ездить по велодорожкам, а это езда, в основном, быстрая и с редкими остановками, накладывает на велосипед определенные требования. Первое, это колесо 28" , второе - комфортная прямая посадка (руль выше седла). Такой велосипед не требует много передач, каденс не выше 70 и, как правило, на заднее колесо установлена трехскоростная планетарная втулка различных брендов, где безусловный лидер - Shimano.
Россия. В России отсутствует велоинфраструктура. Те потуги, при которых бессистемно создаются велодорожки по капле в год ни в коем случае не дают надежды на что-то похожее в Европе в ближайшие две-три жизни. Не видно никакой мотивации по продвижению этого вопроса. В свое время я разработал создания инфраструктуры для общественной организации Велотранспортный союз еще в 2009 году. Но почему-то она никого не заинтересовала. Походив на пару собраний этой организации, я понял что там делать нечего, пустая трата времени. Это видно даже по форуму сайта. Поэтому в ближайшее время велоцивилизации у нас не будет и, соответственно отношение к велосипеду специфическое на данной географической местности. В России продаются в основном горные велосипеды для оправданной агрессивной езды по бордюрам, бездорожью. Потребители велосипедов в основном молодежь. Велосипед, как физкультурный снаряд, используется для развлечения. Передаточное отношение кассетных систем более 500% и шаг велосипеда очень большой, подходит под любые условия и эта статья для этой категории людей не актуальна. Лишь очень маленький процент использует городские комфортные велосипеды на планетарных втулках для поездок на работу, по делам и калькулятор передаточного отношения ими будет востребован.
==+==================+==+==+==================+==
Оценка планетарных втулок и некоторых трансмиссий по опыту Велобиг
Передачи | Проценты | Пояснение |
186 | 100%-ый хит в Европе. В каких бы я странах небыл, везде присматривался в велам и трешки занимают преобладающее положение. Причина: дешевизна, простота, легкость, надежность, приемлимое передаточное отношение для не холмистого города. При условии хорошо развитых ног, можно подбором звезд выставить большой шаг велосипеда и скорость будет достаточной и в горку поднятся без "запыхов", как это показано на примере . Я сам в Москве катаю на дисковой трешке и вполне доволен. |
|
206 | Новая втулка Shimano призванная заполнить разрыв между 3 и 7 скор. втулками. По каким-то причинам "не прошла" в Европу. Поставки прекращены. Сейчас распродаются последние остатки и я успел себе отложить. Втулка хорошая и снабжена манетками, так не хватавшими мне на трешке. Передаточного отношения вполне хватает для холмистой местности. |
|
244 | Легендарная семерка, отработанная в производстве и доведенная до совершенства в плане надежности и не убиваемости. Однажды к нам пришла втулка с сумашедшим пробегом за 40 тыс. Она была в прединфарктом состоянии, но работала и все передачи более менее переключались. Вероятно будет скоро вытеснена 8-ми скоростными втулками. Передаточное отношение позволяет использовать втулку на силнохолмистой местности. |
|
307 | Относительно новые, массовые втулки Shimano, на сегодняшний день доведенные до хорошей надежности и четкости в переключении. 307% хватает для многих задач и "перепадов высот". Это первые втулки, который начали устанавливаться на горные рамы. |
|
408 | Новейшая втулка () c жидкой смазкой. Косозубые шестерни, быстрое и самостоятельное обслуживание, малый вес (меньше 8-ки), большое передаточное отношение. Горы и равнины. Любой каденс по себя. Но дорого. В 2 раза дороже 8-ки. Но супер втулка. Но дорого. И т.д. |
|
Фиксы | 100 | Фиксированная задняя втулка без свободного хода. То есть постоянно крутятся педали, когда крутится заднее колесо. Некоторые, особо продвинутые байкеры используют вел без тормозов, как на треке, но это опасно. Для торможения используется сила обратного педалирования, что не всегда эффективно. Фиксы хорошо прижились у курьеров в крупных городах Европы и США, так как прост, надежен, легок и самое главное, представляет особую касту велобайкеров, недостижимую для обычного велосипедиста. Ну кто согласится катать на втулке без свободного хода. Но после тренировок это вполне возможно и даже эффективно для выносливости и коленей (хотя я сомневаюсь). Как правило шаг у фиксов довольно большой 6-6,5м шаг. Средняя скорость 30км/ч. Главное разогнаться и выйти на комфортный каденс. |
1 скорость | 100 | В настоящее время с одной скоростью продаются недорогие городские велосипеды или круизеры с шагом 5-5.5м. Часто ими пользуются курьеры в городе (запад) с шагом 6-6,5м |
Nuvinci | 306 | Передач нет, переключается плавно, как вариатор. Большой вес. Дорогая. Нет большого распространения. Идея великолепна. Думаю со временем снизят вес и стоимость. Хорошо подходит для автоматического переключения. |
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
К середине ХХ ст велосипедисты, у кого не было планетарки на три скорости, по любой местности катали на одной фиксированной передачи.
Сейчас некоторые отчаянные все еще ездят на фиксированной передаче, но большинство из велолюбителей все же в полной мере пользуются новыми технологиями, которые облегчают катание на велосипеде. Так, за последние 30 лет
Все виды велосипедов подверглись прогрессивному развитию и одной из значимых улучшений стала трансмиссия. С ее помощью стало возможным корректировать усилия, необходимые для езды по рельефной местности.
Мы разобрали сложный механизм передач: цепь, звездочки, переключатели, чтобы продемонстрировать принцип его работы. Также эта информация будет полезной для тех, кто хочет в дальнейшем улучшать оснащение своего железного коня самостоятельно.
Для чего нам передачи?
Передачи имеют существенное значение при преодолении подъемов, сложных спусков, ведь они помогают сбалансировать энергию, затраченную на педалирование.
Во время физических нагрузок выше своей головы не прыгнешь, да и смысла в этом нет. Натренировать выносливость и силу можно только со временем, а передачи как приложение, увеличивает Ваши показатели. Мощность педалирования определяется силой, которую Вы прикладываете для вращения педалей, а также скоростью с которой Вы их обращаете.
Эффективное использование энергии является предпосылкой успеха большинства спортсменов, особенно гонщиков кросс-кантри. А ускорение на высокой передаче или быстрое вращение педалей на низкой приводит к значительной усталости мышц. Поэтому важно уметь правильно выбрать передачу, которая будет соответствовать Вашим возможностям, особенностям местности и наклонам трассы.
Составляющие трансмиссии
Для понимания принципа работы передач, их комбинирования и соотношения, разберемся с наполнением механизма трансмиссии:
Кассета - находится на заднем колесе и крепится к втулке. Состоит она из ряда различных по размеру шестерен - звезд, которые обеспечивают широкий спектр передач в зависимости от количества зубцов звезды.
Касета и переключатель
Цепной привод
(кассета) - находится в передней части трансмиссии и состоит из цепи, передней шестерни (звезды) и шатунов. Велосипед может быть оборудован звездами от 1 до 3, в зависимости от стиля и назначения езды.
Цепной привод
Задний переключатель скоростей
(передач) - находится на задней части трансмиссии и отвечает за перевод цепи с одной звезды на другую. Более того, переключатель поддерживает натяжение цепи во время ее перемещения при переключении передач.
Задний переключитель
Передний переключатель - переводит цепь с одной звезды на другую, как и задний переключатель, но при этом не регулирует натяжение цепи. Он есть только у велосипедов с 2 и 3 передними звездами.
Передний переключатель
Шифтеры - рычаги которые находятся на руле, и работают как коробка передач в автомобиле. С помощью тросов они соединяются с задним и передним переключателями передач.
Шифтеры
Комбинации и соотношения
Правильная настройка передач на велосипеде поможет Вам крутить педали эффективно.
Необходимо учитывать некоторые факторы прежде чем переключаться на другую звезду или заменять существующую трансмиссию.
Соотношение передач может быть рассчитано с помощью соотношения количества зубцов на передней и задней звездах. 32 зубцы на передней звезде с 16 зубцами на задней звезде дает соотношение 32/16, то есть 2/1. Это соотношение дает число оборотов колеса за период одного оборота педалей. Таким образом, в случае соотношение передач 2/1, один полный оборот педалей приведет к двум полным оборотам колес.
На выбор передачи влияет и размер колес велосипеда. Одна и та же передача на 26" колесах будет значительно легче, чем на 29".
Даунхилл (
DH
)
Стиль езды играет важную роль в настройке диапазона передач. Если Вы даунхилер с хорошо оснащенным велосипедом, маловероятно, что Вы будете преодолевать крутой подъем. Учитывая это, многие DH велосипеды имеют только одну переднюю звезду (передачу), с размером 32-36(Т), и заднюю кассету с ограниченным количеством передач - 7-10. Кассета данного типа будет звезды размером 12-25(Т) или 11-36(Т).
Все больше производителей DH велосипедов вводят новый стандарт размера колес с диаметром 27,5" (650 b ), что следует учитывать при выборе правильного соотношения передач.
Кросс-кантри (
CC
)
Если Вы ездите на кросс-кантри на длинные расстояния, Вам необходим более широкий диапазон передач, 2 или 3 передние звезды обеспечат сохранение сил на подъеме и быстрый спуск. Система с тремя передними звездами будет такой: 42-32-22 с кассетой с 8-9 задними передачами, типичный диапазон которых - 12-32(Т) или 11-34(Т).
All
Mountain
(
AM
)
С момента появления кассеты на 11 передач, многие производители горных велосипедов, что есть на рынке, ставят трансмиссию 1×11. Как правило, она состоит из одной передней звезды с размером 30-34(Т) и с кассеты с 10-11 задними передачами - 10-42(Т).
Преимуществом трансмиссии с одной передней передачей есть уменьшение веса велосипеда за счет отсутствия переднего переключателя и дополнительных звезд. Также это в упрощает всю систему.
Определение необходимого вам соотношение передач и настройки комбинаций требует некоторых экспериментов и ошибок, а также учета таких факторов как стиль езды, дисциплины и размер колес.
Если Вас заинтересовал этот материал, и Вы хотите углубить свои знания, то приходите к нам в Велошколу Механиков
на Дегтяревскую, 51В . Здесь расскажут все, что Вам интересно о велосипеде, покажут самые сокровенные места и научат ремонтировать, ухаживать и правильно проводить апгрейд Вашего, а может и не только Вашего, железного коня!
А также читайте нас, мы работаем, пишем и катаем с душой! ;)
Часто можно услышать советы от знающих людей по поводу выбора передачи. "Ставь 1.6, для города самое то!". А что это за 1.6 ? На самом деле все просто. Все чем мы располагаем - это звезда спереди и на заднем колесе. Вообще такой выбор актуален только для обладателей фиксед гиров или сингл спидов, ведь только на таких велосипедах всего одна звездочка сзади.
Итак что такое это самое 1.6 ? А это всего лишь соотношение зубьев передней звезды и задней. Главный параметр любой звезды - это как раз число зубов на ней. На передних это число варьируется от 28 до 59 , а на задней от 9 до 23. Если поделить количество зубов передней на количество задней, то мы и получим это соотношение.
Например на передней у нас 37 зубов, а на задней 22; делим 37 на 22 и получаем 1.6 ! Вот и весь секрет, все очень просто. Для соотношения 1.7 вариантов куда больше: 29х17, 30х18, 31х18, 32х19 и так далее.
Скоростные возможности вашего велосипеда ограничены. И опять же все зависит от звезд и колес. Чем больше зубов на передней звезде и меньше на задней тем больше большую скорость вы можете развить. Так же и колеса, больший диаметр увеличивает скорость.
Если у меня соотношение 39 к 23 (= 1.7) , а колеса шоссейного велосипеда 700х20, то при самых малых оборотах я буду развивать скорость 10.6 км/ч, а максимальную, которую смогу достичь при 130 оборотах - это 27.6. Как я это узнал? Благодаря калькулятору расчета передач!
http://www.surplace.fr/ffgc/ находится по адресу http://www.surplace.fr/ffgc/
Вводим зубья звезд, выбираем покрышку и готово! На скриншоте я выбрал все по максимум, 59 передняя, 9 задняя и самы большие колеса. Как видите, если бешенно крутить педали, то можно разогнаться до скорости 118.9 км/ч! Неплохо, правда разогнаться так будет тяжело.
Калькулятор покажет соотношение зубьев (Ratio ), точки проскальзывания (Skid patch ), а также растояние, которое проедет велосипед при каждом обороте педалей (Development ).
Это не единственная программа для расчета, но зато самая лучшая. Другие мене функциональны или бесцельно усложнены.
"Bicycle Gear Ratios and Meters of Development " от Wolfram,