Тренировочные работы русский язык статград. Диагностическая работа по русскому языку

Главная / Старшие классы

Итоговые диагностические работы
по русскому языку

Значительное место в системе работы преподавателя русского языка занимает анализ текста. Все те умения и навыки, которые ученики приобретают в процессе выполнения упражнений по анализу текста, являются необходимыми общеучебными умениями, которые закладывают основу для формирования ключевых компетенций.

В процессе работы над текстом ученики приобретают важные умения:

понимать содержание текста,

отделять главное от второстепенного,

анализировать, обобщать текстовую информацию,

делить текст на смысловые части (микротемы) и устанавливать между ними связь,

оценивать текст с точки зрения языковых особенностей.

Данные тексты для анализа рекомендуется выполнять в конце учебного года, тогда могут быть достигнуты сразу две цели: проверка умений, связанных непосредственно с пониманием содержания текста, и диагностирование усвоения теоретического материала.

Конечно, многие могут спросить: а как же традиционный диктант? Безусловно, диктант как нельзя лучше выявит грамотность учащихся. Но это лишь часть содержания образовательной программы. Наряду с диктантом целесообразно проводить и другие виды диагностического контроля, такие, которые связаны с пониманием содержания текста и его особенностей. Если подобную работу вести последовательно и систематически, начиная с 5-го класса, тогда вопрос о «натаскивании» к ЕГЭ, ГИА и другим формам диагностического контроля отпадет сам собой.

Комплекс заданий рассчитан на обучающихся по учебнику под редакцией С.И. Львовой.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку дается 40 минут. Работа состоит из двух частей. Часть А состоит из 10 заданий (А1-А10). К каждому из них даны 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть В состоит из 10 заданий (В1 – В10). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

8-й класс

(1) Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. (2) Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрываться потеплее, когда был дома. (3) Он вскоре захрапел, и за ним последовал бы весь двор. (4) Все, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело. (5) Прежде всего заснул сторож, потому что более всех напился для приезда паничей.

(6) Одна бедная мать не спала. (7) Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. (8) Она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами. (9) Она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. (10) Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою. (11) «Сыны мои, сыны мои милые? Что будет с вами? Что ждет вас?» – говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. (12) В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века… (13) Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. (14) Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? (15) Она терпела оскорбления, даже побои. (16) Она видела из милости только оказываемые ласки. (17) Она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой. (18) Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. (19) Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. (20) Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! (21) Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы, и она не будет знать, где будут лежать брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица. (22) А за каждый кусочек которых, за каждую каплю крови их она отдала бы всю себя. (23) Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось-либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».

(По Н.Гоголю)

Часть А

А1. Определите стиль текста.

1) Научный;

2) художественный;

3) публицистический;

4) разговорный.

А2. Определите тип текста.

1) Описание;

2) рассуждение;

3) повествование с элементами описания;

4) описание с элементами рассуждения.

А3. Укажите номер предложения (-ий), в котором (-ых) выражена главная мысль текста.

1) 18; 2) 20; 3) 10; 4) 12.

А4. Какое художественное средство использует автор в предложении 17 (Она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой)?

1) Метафора;

2) эпитет;

3) олицетворение;

4) повтор.

А5. Какое художественное средство использует автор в предложении 4?

1) Метафора;

2) эпитет;

3) олицетворение;

4) риторический вопрос.

А6. Какой художественный прием использует автор в предложении 21?

1) Повтор;

2) олицетворение;

3) риторические вопросы;

4) эпитет.

А7. Почему мать не спала в эту ночь?

1) Мучила бессонница;

2) переживала за сыновей;

3) вспоминала прошлое;

4) еще не выполнила работу по дому.

А8. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

1) Мать не могла наглядеться на своих сыновей;

2) трудно жилось женщинам Запорожья того «удалого века»;

3) суровый колорит Запорожья на все отложил свой отпечаток;

4) с нетерпением ждала мать наступления утра.

А9. В каком предложении содержится обращение?

1) 20; 2) 11; 3) 21; 4) 7.

А10. Укажите предложение, в котором в состав грамматической основы входит составное глагольное сказуемое.

1) 6; 2) 23; 3) 17; 4) 9.

Часть В

В1. Укажите стиль текста.

В2. Среди предложений 10–13 укажите предложение, осложненное обособленным согласованным определением.

В3. Среди предложений 17–20 укажите предложение, осложненное сравнительным оборотом.

В4. Среди предложений 19 – 22 укажите сложное предложение, в состав которого входит безличное предложение.

В5. Из предложения 3 выпишите словосочетание со способом подчинительной связи примыкание.

В6. Из предложения 17 выпишите прямое дополнение.

В7. Среди предложений 21–23 укажите предложение с обособленным обстоятельством.

В8. Среди предложений 20–22 укажите предложение с неоднородными определениями.

В9. Среди предложений 13–17 укажите предложение с обособленным дополнением.

В10. Среди предложений 20–22 укажите предложение с вводной конструкцией.

Ключи

Л.В. НИКОНОВА,
г. Москва



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы