Икона пресвятой богородицы нечаянная радость молитва. Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость

Главная / Развитие и обучение

Однажды митрополит Дмитрий Ростовский в своем сочинении поведал о человеке, который любил молиться у иконы Богородицы, а потом шел и грешил. Именно эта история стала сюжетом для иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Вероятно, потому, что многие узнают в поведении грешника собственные привычки, образ стал очень чтимым в России.


О чем молится святому образу

О чем верующие молятся у иконы «Нечаянная радость»? Исходя из названия - просят у Царицы Небесной осуществления самых сокровенных желаний. У каждого они свои - некий пастырь может помолиться о спасении закоренелого грешника, которого не чает уже спасти своими силами. Кого-то мучает совесть: человеку кажется, что его грехи настолько тяжелы, что ожидать прощения не приходится. И тогда, как к последнему средству он приходит к Богородице.

Помолиться также можно:

  • о тех, кто потерял нравственные ориентиры;
  • о помощи в болезнях слуха;
  • о примирении;
  • о возвращении пропавших;
  • о людях, впавших в отчаяние (когда одолевают скорби, лишения).

В военные годы женщины молились о пропавших мужьях. Случалось даже, что получившие похоронки возвращали при помощи Всевышнего своих близких. Родители тех детей, которые встали на греховный путь, ищут помощи - ведь они делают все, что возможно, но сыновья и дочери все равно оступаются. Тогда радость кажется чем-то недостижимым, что навсегда осталось в прошлом.


Чем поможет икона “Нечаянная радость”

Великая поэтесса Марина Цветаева упоминала икону «Нечаянная радость» в своих стихах. В чем же она помогает, что заслужила поистине всенародное почтение? Это можно понять из названия - через молитву может прийти радость. Радость о спасении близких. Разве не ее ищут все, кто познал настоящий смысл веры?

Для грешника самой желанной вестью может быть известие о полном своем прощении. Когда наступает осознание тяжести своих проступков, той боли, которую они причинили окружающим, этот груз становится почти невыносимым. Но нельзя разрешать ему придавить себя. Надо искать утешения в молитве, ибо уныние заводит в тупик. Молиться надо в любых ситуациях, когда человек не может сам помочь себе или близким:

  • Разлука с супругом.
  • Когда кто-то распускает клеветнические слухи.
  • Если родные находятся в морском путешествии.
  • Сын на службе в армии.

Грешнику никогда не поздно раскаяться, даже если он считает, что его проступки не заслуживают прощения. Не стоит поддаваться на уловки нечистого - необходимо продолжать молиться. И обязательно случится та радость, которой уже не ждали - нечаянная радость.


Зачем читать акафист иконе

Особый вид церковной поэзии - это составление акафистов. Они посвящены разным иконам, но строение одинаковое: короткие песни чередуются с более длинными. Акафист иконе «Нечаянная радость» по форме не отличается от остальных. Читать его необходимо стоя перед образом, желательно делать это вслух. Вообще все молитвы лучше произносить вслух, необязательно громко или «с выражением», но так, чтобы читающий слышал сам себя.

Слова молитвы благотворно влияют как на душу, так и на окружающую атмосферу. Недаром ведь в храмах молитвы возглашаются и поются, а не читаются «про себя». Молитва учит людей видеть радость в самых обыденных событиях. Выглянуло солнце, сын получил хорошую отметку. Надо научится все это подмечать, но и не только. Чтение акафистов учит за каждую такую радость благодарить Господа. Ведь большинство привыкли обращаться к Богу только лишь со слезами, просьбами, уговорами.

Значение иконы «Нечаянная радость»

В конце 17 в. святитель Дмитрий написал известное произведение, которое рассказывало о чудесах, происходивших в Ильинском монастыре (г. Чернигов). Героя рассказа автор называет просто беззаконным человеком, то есть таким, который не почитал Божие установления. Каким именно грехом он был одержим - не говорится, умолчание это сделано намеренно. Ведь иначе каждый мог бы сказать: «Я этим не грешен, поэтому история не обо мне».

Грешник был необычен тем, что каждый день молился перед иконой Богородицы. Но делал это по привычке, не вникая в смысл святых слов: «Радуйся, Благодатная!» Как же Божия Матерь может радоваться, если человек погряз в грехе и его это совершенно не беспокоит? Чтобы показать всю мерзость безбожной жизни, было явлено чудо. Не потому, что грешник был этого достоин, а для назидания и спасения многих.

Глубокое значение иконы «Нечаянная радость» раскрывается только если весь рассказ осмыслить в совокупности. Встав, как обычно, на молитву, грешник вдруг увидел, как у Младенца открылись раны, откуда хлынула кровь. Уже само по себе подобное переживание способно убить человека. Но герой повествования вступает в диалог с Божией Матерью. Это, кстати, графически отражено на некоторых вариантах иконы.

На вопрос о том, кто же поранил Богомладенца, был получен ответ, что ежедневно грешники заново распинают Христа своими безбожными поступками. Каждый грех - как гвоздь впивается в плоть Спасителя, заставляет его сердце истекать кровью, а Божию Матерь - заново страдать.

Грешник обратился к святой Марии, чтобы она умолила Сына своего даровать ему прощение грехов. Но Божия Матерь получила отказ, и так случилось несколько раз. Тогда она упала ниц и сказала, что не встанет, пока грешник не получит прощение. Тут Христос уступил мольбам. Тогда раскаявшийся герой повести стал целовать раны на теле Спасителя, затем видение прекратилось.

Сугубый урок данной повести в том, что закоренелый грешник немедленно оставил прежние свои дела, и остаток жизни провел, как подобает христианину. Каждый человек знает и чувствует, когда поступает неправильно, для этого даже не надо знать заповеди, потому что Господь написал их в сердцах. Молитва перед иконой «Нечаянная радость» поможет увидеть свои грехи, если голос совести удалось заглушить.

Где пребывает святой образ в наши дни

Многие чудотворные иконы были вывезены за границу во время революции 1917 г., еще больше их уничтожено безбожной властью. Но, к счастью, сегодня верующие могут прийти туда, где находится образ «Нечаянная радость». Чтимый чудотворный список доступен для поклонения в храме Ильи Пророка (метро Кропоткинская). Здесь рука Божия уберегла его и другие известные иконы от исчезновения.

Храм в просторечии называют Обыденным. В старину так именовали церкви, который были построены… за день. Народ собирался еще до рассвета, а к вечеру был готов новый дом Божий! Так и возвели церковь Илии Пророка в конце 16 в. Память об этом сохранилась в названии переулка (Обыденский). Сегодня здесь бывают не только москвичи, но и паломники со всей России. Несут Божией Матери цветы и свои молитвенные нужды.

Храм во имя иконы Божией Матери «Нечаянная радость» работает в Марьиной Роще (метро ВДНХ или Рижская). Здесь хранится еще один чудотворный список, созданный в 19 в. Возведение храма окончено в начале 20 в., до революции, строительство велось на деньги, собранные жителями города. Земельный участок был пожертвован. Над главным входом - образ молящегося грешника. В церкви три престола, хранятся еще несколько святынь с мощами.

Церковь тоже не закрывалась, почти без потерь сумев пережить годы гонений на Церковь и веру Христову. Сохранились даже колокола, только звонить в них было нельзя. Сегодня сюда может прийти любой желающий, помолиться у чудотворного образа. Расписание служений есть на официальном сайте, как и режим работы.

Чтимый список иконы Божией Матери «Нечаянная радость» хранится в церкви Спаса на Песках (Спасопесковский переулок, г. Москва). Храм охраняется государством, как памятник культуры. Именно он изображен на известной картине «Московский дворик». История церкви начинается с 1642 г., это была церковь посреди стрелецкой слободы. Она неоднократно перестраивалась, пострадала от пожара при Наполеоне - однако очень быстро была восстановлена.

В конце 19 в. прихожан было около тысячи, работала школа, приют для нищих, велась борьба с пьянством. После революции настоятеля арестовали, храм закрыли. Здание подверглось разграблению, перестраивалось под разные нужды, постепенно уничтожались росписи. В 30-е годы церковь признана памятником архитектуры, но Патриархии здание было передано лишь в 1991 г. Начался период постепенного возрождения.

Неожиданная радость спасения

Один из самых важных уроков, который верующий получает, созерцая икону Божией Матери «Нечаянная радость» - бесконечная милость Господа. Его не отвращают беззакония грешников, только если они испытывают искреннее раскаяние. Обязательно выразить его в молитве, неважно, перед какой именно иконой это будет сделано. Именно так строятся отношения между Богом и человеком - сначала через слово, потом через действие. Признав свою греховность, необходимо оставить прежние привычки. Только тогда человек может надеяться на радость спасения.

Молитва иконе Нечаянная радость

«О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице!

Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, – вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех – утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих – совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным – надежду и терпение; в радости и изобилии живущим – непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим – милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами – нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум – ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь – память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.

О Госпоже Пресвятая! Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; не имущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым – заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам – друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием.

Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради; безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи; прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи; вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл; от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшнем Судищи Христове даруй.

Нечаянная радость то чудо, на которое мы уже не надеялись и не рассчитывали – неожиданное, внезапное и непредсказуемое. Верующие обращаются с молитвой к Богородице перед иконой «Нечаянная Радость» тогда, когда, кажется, что огонёк надежды уже угас. Они просят Пречистую о защите от скорбей и бед, молятся об избавлении от душевных тревог и телесных болезней.

Молитва перед иконой «Нечаянная Радость» помогает матерям испросить для своих детей физическое и духовное здоровье. Заблудшие, но раскаявшиеся души могут, наконец, получить прощение и обрести покой. Те, у кого пропали родные и близкие, обращаются к Богородице, чтобы вновь соединиться с дорогими людьми. А страдальцы, которых постигла физическая болезнь, исцеляются. Икона также помогает и тем, кто тяготится тяжёлым душевным бременем – непримиримой обидой или глубокой печалью.

Приблизительно в XVI веке Дмитрий Ростовский написал книгу "Руно Орошенное", в котором описал историю, давшую толчок на написание этого святого образа. Жил один мужчина, который вел очень непростую и далеко не праведную жизнь. Но он был очень привязан к образу Царицы Небесной. Однажды, когда он собирался вновь идти на не богоугодное дело, он упал на колени и стал молиться Матери Божией об успехах в делах. В этот момент он увидел, что из язв у младенца Иисуса на теле начала идти кровь. Руки, ноги и бок младенца кровоточили, и вдруг он услышал голос самой Богородицы: "Иудеи распяли моего сына, но вы грешники делаете это снова. Вы говорите, что я Милосердна и при этом оскорбляете меня своими грехами?!". Мужчина осознал свои грехи и с того момента вел праведную жизнь.

До сих пор досконально не известна история этого образа. Есть предположение, что эта икона окружными путями была передана в Воскресенскую церковь, которая находится в Сокольниках. На то время это был центр обновленческой ереси. Попала она туда из Константино-Еленинской церкви из Тайнинского сада Кремля. В советские года (в 1928 году) храм был разрушен и все святыни и реликвии были изъяты. Позже движение обновленцев было закрыто, оно распалось после того как "красная" власть отказалась спонсировать их. Все уцелевшие образа и святыни были переданы в остальные храмы и монастыри, которые в тот момент были открыты.

После передачи иконы, настоятель "Ильи Обыденного" отец Александр Толгский обратился к патриарху Сергию с просьбой о позволении переноса иконы на свое настоящее место. Патриарх благословил это дело и в 1944 году образ Царицы Небесной помпезно был перенесен. Действие это случилось в пятницу и теперь каждую пятницу в храме проходит торжественная служба, при которой читают акафист "Нечаянной радости".

Слава об этой иконе Божией Матери разнеслась на сотни городов. К образу приходили люди и просили о помощи в рождении детей, наставления своих чад на верный путь, молились о помощи в делах и прощении.

В дни почитания образа, 22 декабря и 14 мая, люди просят помощи и надежды на то, что их проблемы будут решены, матери просят за своих детей, просят об исцелении недугов.


Память иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» совершается в Русской Православной Церкви 14 мая и 22 декабря по новому стилю.

История возникновения иконографии образа «Нечаянная Радость»
Икона «Нечаянная Радость» была создана во второй половине XVII века. Поводом для создания этого образа явился рассказ, записанный святителем Дмитрием Ростовским в его труде «Руно орошенное». В эту книгу входят повествования о чудесах, явленных Пресвятой Богородицей в Свято-Ильинском монастыре в Чернигове, где святитель служил некоторое время и свидетелем которых он являлся. Название литературного труда святого восходит к Ветхозаветному рассказу о том, как по молитве израильского судьи Гедеона Божественная роса окропляла руно. Поскольку перед каждым чудом, совершенным Богородицей в монастыре, на иконе Царицы Небесной люди видели слезы, то святой Дмитрий Ростовский сравнил это дивное явление с Ветхозаветным чудом появления росы.
Об удивительном случае, легшим в основу иконографии «Нечаянная Радость», святитель сообщает следующее. Некий человек жил нечестиво, совершал злые и неправедные дела. Однако он отличался большой любовью к Божией Матери и, каждый раз перед тем, как пойти на неправедное дело, он молился перед образом Царицы Небесной. Однажды во время молитвы он увидел, что икона словно ожила: на руках и ногах Богомладенца появились страшные раны, из которых текла кровь. Испуганный этим явлением, грешник просил Богоматерь объяснить увиденный им страшный образ, и тогда получил ответ, что люди по-прежнему продолжают распинать Господа Иисуса Христа своими грехами и нечестивой жизнью. Человек понял, что ему, по милости Божией, было открыто то страшное духовное состояние, в котором он находился из-за своих нечестивых поступков. Со слезами грешник просил помилования, но видел, что Богомладенец отворачивался от него и, лишь когда Божия Матерь попросила Своего Божественного Сына, то получил прощение, в знак чего ему было дано повеление прикоснуться к ранам Спасителя. Когда чудесное видение исчезло, то человек почувствовал большую радость. Святитель Дмитрий Ростовский свидетельствует о том, что после этого бывший грешник полностью переменил свою жизнь и стал благочестивым и праведным человеком.

Описание образа «Нечаянная Радость»
Композиция иконы является достаточно сложной, поскольку образ относится к так называемым событийным иконам, на которых изображается не только святой или Богородица, но также какой-то сюжет, послуживший поводом для написания иконописного образа.
Справа пишется икона Божией Матери Одигитрия или Путеводительница, что очень символично, поскольку на этом образе Царица Небесная указывает на Богомладенца как на истинный путь ко спасению. Мы не знаем, перед какой иконой Божией Матери молился человек, о котором писал святитель Дмитрий, однако сама история с чудесным вразумлением грешника говорит о том, что Богоматерь призывает каждого человека обратиться ко Христу, потому что только в Нем можно найти спасение и избавление от вечной гибели. Богомладенец на иконе изображен с кровоточащими ранами и в порванном одеянии, как символ той муки, которую причиняют Ему люди своими нечестивыми поступками.
Слева перед образом видна фигура человека, стоящего перед чудотворным образом на коленях и молящего с поднятыми к небу руками о прощении. На иконе написаны также слова молитвы, которую грешник обращает к Божией Матери, а внизу образа записано начало истории из книги «Руно орошенное».
Эта икона является очень почитаемой и любимой верующими людьми, так как само название образа дарит радость и надежду. Существует большое количество списков с этой иконы, многие из которых считаются чудотворными.

Тропарь, глас 4:
Днесь вернии людие/ духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякого зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Молитва:
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси нечаянную радость ему и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшаго, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, - вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих - совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим - милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами - нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум - ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь - память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым - заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашней брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В православной традиции икона становится особо почитаемой или даже чудотворной после определенных сверхъестественных событий. Но есть один образ, создание которого предварило чудесное происшествие. Сама икона представляет собой не только традиционный лик Божией Матери и Младенца Христа, но являет целую иконографическую композицию.

«Руно орошенное»

Среди многочисленного литературного наследия митрополита Дмитрия Ростовского, по словам академика Д. С. Лихачева, последнего значимого писателя православной Восточной и Южной Европы, имеется описание чудес, бывших от икон Пресвятой Богородицы. Книга называется «Руно орошенное» и повествует о необыкновенных событиях, имевших место в Ильинском монастыре города Чернигова. Святитель Дмитрий рассказывает о многочисленных чудесных исцелениях, происходивших во время чтения молитв перед иконой Матери Божией, чему свидетелем он сам являлся.

Последовательно описывая 24 чуда, автор прилагает к каждому из них по два душеполезных слова с поучительными примерами из жизни святых. В последней главе он приводит описание случая, произошедшего с одним грешником. Источник этих сведений, место событий и имя человека неизвестны. Книга была издана в 1683 году и посвящена прославлению местночтимой иконы Богоматери (правда, информации о том, какой именно, также не сохранилось).

Повествование о чуде в изложении Дмитрия, Митрополита Ростовского

Святитель описывает это так. Один человек имел привычку каждый день молиться перед образом Богородицы словами благовестия Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» После такого благочестивого упражнения он отправлялся совершать некое скверное дело. В один из дней во время молитвы он увидел, как из ран на теле Младенца истекает кровь. Видение повергло несчастного в ужас. В исступлении он обратился к Божией Матери с вопросом: "Кто совершил это преступление?"

Матерь Божия ответила, что грешащие люди уподобляются древним иудеям, приговорившим Христа к мучительной смерти: «Ты и подобные тебе грешники распинаете Сына Моего». Человек стал молить о милосердии и прощении, на что ему был дан ответ: «Называете Меня Матерью милосердия, а в то же время доставляете Мне скорби делами своими». На человека снизошло прозрение о том, что греховные поступки имеют воистину вселенские последствия. Он стал умолять Матерь Божию о заступничестве перед Спасителем.

Только после третьего прошения Младенец Христос согласился принять ходатайство Богородицы. Божественное установление повелевает, чтобы Сын чтил Мать. А Тот, Кто установил Закон, Сам должен его исполнять. Ради мольбы Богородицы, этому человеку были отпущены грехи. Видение исчезло. Очистилась и залитая кровью икона. Нечаянная радость прощения грехов преобразила внутренний мир человека. Вдохновленный сверхъестественным вмешательством и заступничеством, с того момента грешник начал новую жизнь.

Уникальный иконографический извод

Внезапное внутреннее озарение и последовавшие вслед за этим покаяние и исправление грешного человека явились причиной того, что в литургическом обиходе русской Церкви появилась икона «Нечаянная Радость». Значение нового образа было настолько близко верующим, что к концу XVIII века почти в каждом храме имелся список этой иконы. Кто был автором живописного образа чуда - неизвестно. Радостью именуется Сама Богородица, поэтому слово в названии пишется с заглавной буквы.

Икона «Нечаянная Радость» - уникальное явление в церковном изобразительном искусстве. Образ представляет собой динамически развивающийся сюжет. На изображении присутствует икона Богородицы в киоте. Как правило, используется один из трех самых распространенных типов - «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «указывающая путь к спасению души». Изображается как бы икона в иконе, а действие происходит в храме.

В нижней части напольного киота с образом Девы Марии иконописцы размещают начальные фразы повествования о чуде, взятые из книги «Руно Орошенное», или слова Архангельского благовестия, или же отрывок молитвы перед иконой «Нечаянная Радость». Иногда историю спасения грешника в кратком изложении помещают внизу композиции.

Неотъемлемым фрагментом сюжета является фигура стоящего на коленях перед святым образом мужчины. Его покаянный облик обращен к Богородице с Младенцем. На иконе в виде узкой полосы-ленты пишут слова речи самого мужчины к Матери Божией и Ее ответ. Младенец Христос изображается с открытыми кровоточащими ранами-язвами на теле, которые появились у Него впоследствии, при распятии на кресте

Неповторимая особенность иконы именно в том, что образ, к которому взывает мужчина, развернут непосредственно к грешнику. Этим икона «Нечаянная Радость» отличается от канонического изображения Одигитрии, в котором Матерь Божия склоняется над Богомладенцем. Подобный художественный прием позволил отобразить суть чуда - обращение Богородицы и Сына Божия к молящемуся человеку.

Чудотворная икона «Нечаянная Радость» в храме пророка Ильи

На окраине столицы в Острожье более трехсот лет назад на месте ветхого деревянного храма в честь прока Илии был воздвигнут новый каменный. В наши дни эта приходская церковь известна как храм Илии Обыденного. Множество паломников устремляется сюда потому, что здесь находится, пожалуй, самая чтимая в России икона «Нечаянная Радость». О том, кем и когда был написан чудотворный образ, история сведений не сохранила.

Первоначально икона хранилась в храме св. царей Константина и Елены, у южной стены Кремля в нижнем саду. В конце XIX века здесь служил известный московский проповедник и духовный писатель протоиерей Валентин Амфитеатров. Отец Валентин регулярно читал перед иконой акафисты. Молебны собирали большое количество верующих горожан. После разрушения Константино-Елененского храма в 1928 году образ переправили в Сокольники в Воскресенский храм, в котором имелся придел «Нечаянная Радость». Только в конце войны икона заняла нынешнее почетное место в Ильинской церкви.

Святой образ украшен серебряным окладом и множеством лампад. Украшения, оставленные благодарными верующими, свидетельствуют о многочисленных чудесах, которые оказала икона «Нечаянная Радость». Значение этой святыни поистине всероссийское. На окладе имеется надпись, гласящая о том, что в 1959 году с благословения Святейшего Патриарха Алексия I на иконе была установлена риза. Перед этим образом очень любил молиться Патриарх Пимен, смиренно считавший себя прихожанином этого храма. Сама церковь в советское время никогда не закрывалась, и службы в ней не прекращались. Здесь сохранялись многие святыни из разрушенных и закрытых храмов и монастырей Москвы.

Одним из сокровищ великого духовного наследия наших благочестивых предков является икона «Нечаянная Радость». Фото этого чудотворного образа, благоговейно почитаемого многими православными верующими, представлено ниже.

Храм в Марьиной роще

К северу от Садового кольца, на улице Шереметьевской, находится построенный в первом десятилетии прошлого века храм иконы «Нечаянная Радость». Благолепная церковь была воздвигнута на пожертвования прихожан слободы Марьина Роща. Участок земли для такого богоугодного дела предоставил сам граф А. Д. Шереметьев. В новую церковь был перевезен написанный в середине XIX столетия чудотворный образ «Нечаянная Радость». Икона, где находится и частица мощей мученика Трифона, весьма почитаема среди верующих Москвы и паломников. Прихожане фиксируют чудеса, происходящие в храме от этой иконы. Одно из самых ярких произошло в 2003 году, когда престарелый иудей захотел креститься.

Акафист иконе «Нечаянная Радость»

В православной литургической традиции есть особая форма песнопений, именуемая акафистом. Впервые подобное произведение было создано в VII веке в Византии. Акафист в переводе с греческого означает "неседальное пение" (то есть такое, при котором нельзя садиться, и слушать нужно очень внимательно). В эллинской богослужебной практике акафистом называют только оригинальное песнопение.

В русской Церкви эта форма получила широкое распространение в конце XIX века. К 1901 году цензорами Синодальной комиссии было допущено к печати и последующему употреблению около ста шестидесяти подобных произведений. К этому времени был написан и акафист иконе «Нечаянная Радость». Как и большинство творений своей эпохи, хвалебный гимн в торжественной форме пересказывает описываемые Дмитрием Ростовским события.

В церковном обиходе акафисты читаются в конце Вечерни, вместо кафизм на Утрени, а чаще всего на молебне после Литургии или по запросам прихожан. Чтение акафиста, как на общественном богослужении, так и индивидуально, помогает усилить молитвенное обращение, собраться с мыслями и четко сформировать внутренний духовный строй.

Почему христиане молятся разным иконам

Христианская вера свидетельствует, что Пресвятая Богородица является самой великой Святой. Молитвы за людей Пречистой Девы, вернее сказать, ходатайства за них перед Богом, наиболее действенны. Верующие в своих воззваниях к Богородице просят Ее не просто помочь или услышать, но и спасти. А ведь спасать может только Христос Бог. В этом нет никакого противоречия или искажения догм. Когда христиане призывают Богородицу спасти, они верят в Ее необычайное духовное могущество.

В связи с этим особую важность для молитвенной практики приобретают иконы. Икона в переводе с греческого, означает образ, не саму суть предмета, но его видимость. Воздавая им почести, верующие тем самым выражают молитвенное благоговение перед той личностью, чей лик присутствует на святыне.

С каждой иконой Богородицы связано одно или несколько сверхъестественных событий. Верующие люди в истории жизни святых и Матери Божией находят примеры чудесного избавления от бедствий, болезней, разрешения проблем. Церковные молитвы и образы лишь помогают правильно оформить и выразить свои духовные нужды. Так и молитва иконе «Нечаянная Радость» имеет свои особенности. Но об этом мы поговорим чуть ниже.

Икона является своеобразным окном в иное измерение. Святые образы можно сравнить с духовным костылем для неокрепших и колеблющихся душ. Эта опора способствует отрешению об обыденной суеты и созданию молитвенного настроения.

Кому помогает чудотворная икона

Многие люди ошибочно полагают, что чудотворные иконы - это своеобразные аккумуляторы благодати, которой можно пользоваться в случае возникшей необходимости. То есть если добраться до особо чтимого образа, то в обязательном порядке произойдет чудо, и все, что желается, сбудется. Верующие свидетельствуют, что икона «Нечаянная Радость» помогает обрести именно потерянную надежду.

Благодать исходит не от доски, покрытой красками, помощь идет не от образа, а посредством образа. Можно годами прикладываться к иконе, возжигать десятки свечей, проделывать путь в сотни километров и при этом не иметь веры в действенность силы Божией благодати. А можно единожды поклониться святыни, не ожидая при этом никакого чуда, и получить не желаемое, а необходимое.

Другая крайность - излишняя самонадеянность или дерзость. Некоторые полагают, что если усердно исполнить все внешние предписания церковного устава, то автоматически будет ниспослан дар свыше. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» не является своеобразным оберегом, гарантированно обеспечивающим благополучие или невидимую защиту. Это символ благодатной помощи, способный эту самую помощь оказать.

О чем следует молиться перед иконой

С какими прошениями следует обращаться к Богородице перед этой иконой, говорится в канонической молитве. В богослужебном тексте пишется о том, что икона Божией Матери «Нечаянная Радость», а точнее, молитвенное обращение посредством нее к Пречистой Деве, поможет избавиться от многих болезней, в первую очередь связанных со слухом. Имеется в виду не столько физиологическая способность человека, сколько умение слышать ближнего, а самое главное - быть духовно восприимчивым к нравственным призывам Господа и Его святых.

За более чем двухсотлетнюю историю почитания святыни сложилась традиция молиться перед этим образом при долгой разлуке супругов и потере связи с родными. Молитва иконе «Нечаянная Радость» особенно действенна в крайне сложных жизненных невзгодах, в спасении от несправедливых обвинений, в безнадежных обстоятельствах.

Находящиеся в пути и в сложных условиях близкие и родные нуждаются в духовной помощи и защите от опасностей и различных превратностей судьбы. А также в скором и благополучном возвращении. Порой мы сами не можем предположить, какие нас ожидают неприятности. Именно в преодолении подобных препятствий и содействует молитва перед иконой. Нечаянная радость - та, которую мы уже и не ждали, не надеялись, не чаяли - а она нас озарила.

Внезапной радостью для многих является появление на свет ребёнка. Известно множество свидетельств, когда после молитв перед иконой «Нечаянная радость» у отчаявшихся и потерявших всякую надежду супругов рождались дети.

Дни празднования

Молитвы иконе Божией Матери "Нечаянная Радость"

Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных рабов Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: пастырем церковным - святую ревность о спасении пасомых; грешником, погрязшим во глубине зол и страстей - вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; обретающимся в бедах и озлоблениях - совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и довольстве живущим - непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим - милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами - нечаянное исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум - ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь - память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Божие надежду. О, Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим Всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблудший на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница, неимущим крова и пристанища буди Покров и Прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и от неправд страждущим - заступление; клевету, поношение и хуление терпящая незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемо подаждь примирение, а всем нам - друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием.

Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи ум к восприятию всякого полезного учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякого порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи; прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл. От внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшном судищи Христово даруй. Преставлешияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори; скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица; да ecи на небеса и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского, славят Тя и Тобою Сына Твоего со Безначальным Его Отцом и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице: Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Нечаянная радость”

Тропарь, глас 4
Днесь, вернии людие, духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго, и притекающе к Пречистому Ея образу, взываем сице: О премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехми и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Об иконе Божией Матери "Нечаянная радость"
История этой иконы рассказана святителем Димитрием Ростовским в его творении "Руно орошенное".

Один человек, проводивший грешную жизнь, тем не менее был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви и ежедневно неопустительно молился пред Ее иконой, с глубокой верой произнося слова, сказанные некогда архангелом Гавриилом: "Радуйся, Благодатная!.." Как-то раз он собирался идти для греховного дела и пред выходом, обратясь к иконе Богоматери, помолился. Тут внезапно напал на него трепет, и увидел он, что изображение Богоматери как бы задвигалось. У Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и из них хлынула кровь. Пав на землю, преступник закричал: "О, Госпожа, кто это сделал?"

"Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи, - отвечала Богоматерь. - Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?"

"О, Владычица, - отвечал ей грешник, - пусть мои грехи не победят Твоей невыразимой благости. Ты единая надежда всем грешным. Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!".

Дважды повторяла Владычица Свою молитву Младенцу Христу, но Он оставался непреклонен, пока, наконец, на неотступную мольбу Богоматери не ответил: "Я исполняю Твою просьбу. Пусть совершится пожелание Твое. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы".

И вот поднялся от земли прощенный грешник, пред которым в таком дивном образе просияло неистощимое милосердие Богоматери, и с невыразимою радостью облобызал язвы Спасителя своего. С тех пор он стал жить чистою, благочестивою жизнью.

Это событие и дало верующим повод к написанию иконы Божией Матери "Нечаянная Радость".

На этой иконе изображается человек, молящийся на коленях пред ликом Богоматери. Далее под ликом обыкновенно помещаются первые слова повести: "Человек некий беззаконный"...

В Москве, в Хамовниках, в церкви Неопалимой Купины, такая икона хранилась с 1835 года, когда пожертвована по словесному завещанию прихожанки Александры Куницыной. С 1837 года она стала прославляться чудесами.

С понедельника на вторник Светлой седмицы в 1838 году в дом прихожанки этой церкви Анны Тимофеевой пришла унтер-офицерская вдова Анисья Степанова, страдавшая последние четыре месяца глухотой в такой степени, что не могла слышать даже колокольного звона. Лечилась она в больницах, но безуспешно. Она осталась ночевать у Тимофеевой, чтоб на другой день идти к иконе "Нечаянная Радость". Когда на следующее утро женщины попросили отслужить молебен, Анисья вдруг услышала слова пасхального тропаря "Христос воскресе из мертвых", а затем и тропаря Богоматери "В Богородице прилежно ныне притецем", и после этого ее глухота совершенно прошла.

В Кремле, в церкви Благовещения, на Житном дворе, была чтимая икона "Нечаянная Радость". Изображен на ней пожилой человек, молящийся пред иконой Богоматери. Внизу под иконой написана молитва: "О, Богородице, да не преодолеет наша злоба Твоея неизреченныя благости. Ты бо еси всем грешникам надежда; умоли убо о нас Сына Твоего и Бога нашего".
Празднование в честь этой чудотворной иконы совершают 14 мая и 22 декабря.

Росли наши грехи и беззакония… Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем.

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

_____________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Нечаянная радость”

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Ангели и праведных души удивишася, егда предстала еси пред Сыном Твоим и Богом и многим молением ходатайствовала еси о человеце, присно во гресех пребывающем; мы же, очима веры толикое Твое благоутробие зряще, со умилением взываем Ти сице: Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; Радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая. Радуйся, к Сыну Твоему о них предстательствующая; Радуйся, нечаянную радость спасения им подающая. Радуйся, предстательством Твоим весь мир спасающая; Радуйся, вся наша печали утоляющая. Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных души утешающая; Радуйся, житие наше добре устрояющая. Радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая; Радуйся, Радость всему миру родившая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Видящи Пресвятая человека, аще и беззаконна, но на всяк день с верою и упованием пред честною Ея иконою долу повергающагося и Архангельское приветствие Ей приносящаго, внят и таковаго грешника славословию, да вси, зряще Ея Матернее милосердие, на Небеси и на земли вопиют Богу: Аллилуиа.

Разум человеческий воистину превосходит любовь Твоя к роду христианскому, яко и тогда не престала еси от ходатайства Твоего о человеце беззаконном, егда Сын Твой показа Тебе язвы гвоздинныя, грехи человеческими Ему соделанныя. Зряще Тя толико неотступную Предстательницу за нас, грешных, со слезами вопием Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго, от Бога нам дарованная; Радуйся, Путеводительнице наша, к Небесному Отечеству нас возводящая. Радуйся, верных ограждение и прибежище; Радуйся, помоще всех, призывающих Имя Твое святое. Радуйся, всеми презренных и отверженных от рова погибели исхищающая; Радуйся, тех на путь правый обращающая. Радуйся, непрестанное уныние и мрак душевный отгоняющая; Радуйся, иждившим от недуга ум новый и лучший смысл подающая. Радуйся, оставленных врачами на Своя всемощныя руце приемлющая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Сила благодати преизобиловала тамо, идеже умножися грех; да радуются на Небеси вси Ангели о единем грешнице покаявшемся, поюще пред Престолом Божиим: Аллилуиа.

Имущи к роду христианскому Матернее милосердие, всем с верою и упованием прибегающим к Тебе подает и руку помощи, Владычице, да вси единем сердцем и едиными усты славословие приносят Ти сицевое: Радуйся, яко Тобою к нам нисходит Божие благоволение; Радуйся, яко Тобою и мы имамы вящшее к Богу дерзновение. Радуйся, яко во всех бедах и обстояниих наших приносиши Сыну Твоему усердныя о нас молитвы; Радуйся, яко и наша молитвы приятными Богу соделоваеши. Радуйся, яко невидимых врагов от нас отгоняеши; Радуйся, яко от видимых врагов нас избавлявши. Радуйся, яко сердца злых человек умягчаеши; Радуйся, яко от клеветы, досаждения и укорения нас изъимаеши. Радуйся, яко Тобою вся благая желания наша исполняются; Радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Бурю внутрь имея греховных помышлений, человек беззаконен моляшеся пред честною иконою Твоею и, видев Кровь от язв Предвечнаго Сына Твоего потоками, якоже на Кресте, текущую, паде от страха и с рыданием тако вопияше Ти: “Помилуй мя, о Мати милосердия, да не преодолеет злоба моя неизреченныя благости и милосердия Твоего, Ты бо еси всем грешником едина Надежда и Прибежище; преклонися убо на милость, Благая Мати, и умоли о мне Сына Твоего и Творца моего, да непрестанно зову Ему: Аллилуиа”.

Слышавше небожители о чудеснем молитвами Твоими спасении их земнаго гибнущаго брата, прославиша Тя, благосердую Царицу Небесе и земли; и мы, грешнии, сведавше таковое подобнаго нам грешника заступление, аще и недоумевает язык наш восхвалити Тя по достоянию, от глубины умиленнаго сердца нашего воспеваем Ти сице: Радуйся, Споручнице спасения грешных; Радуйся, Взыскание погибших. Радуйся, Нечаянная грешных Радосте; Радуйся, падших востание. Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая; Радуйся, яко гласа молитв Твоих беси трепещут. Радуйся, яко Ангели сему радуются; Радуйся, яко и нас, земнородных, сила молитв Твоих веселия исполняет. Радуйся, яко теми от тины грехов нас изъимаеши; Радуйся, яко пламень страстей наших угашаеши. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Боготечную звезду - чудотворную икону Матере Твоея показал еси нам, Господи, ибо, взирающе на образ Ея телесныма очима, умом и сердцем к Первообразной возвышаемся и Ею к Тебе востекаем, поюще: Аллилуиа.

Видевше Ангели Хранители христиан, яко Божия Матерь споспешествует им в наставлении тех, заступлении и спасении, потщашася сице возопити Честнейшей Херувим и Славнейший без сравнения Серафим: Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая; Радуйся, Ему всегда о роде христианстем моления приносящая. Радуйся, в христианстей вере и благочестии Наставнице; Радуйся, ересей и тлетворных расколов Искоренительнице. Радуйся, от растлевающих душу и тело соблазнов сохраняющая; Радуйся, от опасных обстояний и внезапныя смерти, без покаяния и Святаго Причащения, избавляющая. Радуйся, уповающим на Тя живота непостыдный конец дарующая; Радуйся, и по смерти за отшедщую на суд Господень душу пред Сыном Твоим неотступно ходатайствующая. Радуйся, Твоим матерним предстательством от вечнаго мучения сию избавляющая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Проповедник чуднаго Твоего милосердия, дарованнаго некоему человеку беззаконну, явися святый Димитрий Ростовский, иже, списуя великая и славная и изрядная дела Божия, в Тебе явленная, предаде письмени и сие дело милости Твоея в научение и утешение всем верным, да и тии, во гресех, бедах, скорбех и озлоблениих суще, многажды на всяк день с верою в молитве пред образом Твоим колена преклоняют и, тех избывше, вопиют Богу: Аллилуиа.

Возсия нам, яко пресветлая заря, чудотворная икона Твоя, Богомати, прогоняя тьму бед и скорбей от всех, с любовию вопиющих Ти сице: Радуйся, Целительнице наша в болезнех телесных; Радуйся, Благая Утешительнице в печалех наших душевных. Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая; Радуйся, ненадеющихся несумненною надеждою возвеселяющая. Радуйся, алчущих Питательнице; Радуйся, нагих одеяние. Радуйся, вдов Утешительнице; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице. Радуйся, неправедно гонимых и обидимых Заступнице; Радуйся, гонящих и обидящих правосудная отмстительнице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Хотя Законодавец Правосудный Господь Сам быти закона Исполнитель и явити милосердия Своего бездну, преклонися на усердное моление Твое, Преблагословенная Мати Дево, о человеце беззаконне, глаголя: “Закон повелевает, да сын чтит матерь. Аз Сын Твой, Ты же Мати Моя: Аз Тя должен чтити, послушая Твоего моления; буди убо, якоже хощеши: ныне прощаются ему греси Тебе ради”. Мы же, видяще таковую силу молитвы Ходатаицы нашей о прошении согрешений наших, прославим милосердие и неизреченное благоутробие Ея, зовуще: Аллилуиа.

Новое дивное и славное знамение всем верным явися, яко не токмо Матери Твоей, но и пречистому Ея Лику, на доске изображенному, силу чудотворения даровал еси, Господи; сему таинству дивящеся, во умилении сердца вопием к Ней таковая: Радуйся, премудрости и благости Божия откровение; Радуйся, веры утверждение. Радуйся, благодати явление; Радуйся, душеполезных знаний дарование. Радуйся, душевредных учений низложение; Радуйся, беззаконных навыков нетрудное преодоление. Радуйся, слово премудрости просящим дарующая; Радуйся, несмысленныя разумныя соделовающая. Радуйся, детем, неудобь учащимся, разум подающая; Радуйся, юности благая Охранительнице и Наставнице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Странное и ужасное видение бысть некоему человеку беззаконну, показуя ему благость Господню, предстательством Богоматере грехи его прощающую; сего ради оттоле, исправль свое житие, поживе богоугодне. Сице и мы, славная дела и многоразличную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений и ум и сердце наше на Небеса возведем, поюще Богу: Аллилуиа.

Вся в вышних пребывающи, и нижних никакоже отступила еси, Премилосердая Царице Небесе и земли; аще бо по Успении Твоем и взошла на Небеса с Пречистою Твоею плотию, обаче и грешныя земли не оставила еси, являющися Причастница Промышления Сына Твоего о роде христианстем. Сего ради Тя по долгу ублажаем: Радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая; Радуйся, чистотою телесе Твоего вся Небеса возвеселившая. Радуйся, Промышления Сына Твоего о роде христианстем Святая Служительнице; Радуйся, о всем мире усердная Предстательнице. Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; Радуйся, всегда матернюю любовь к нам являющая. Радуйся, всех даров, духовных и телесных, независтная Подательнице; Радуйся, благ временных Ходатаице. Радуйся, двери Царствия Христова верным отверзающая; Радуйся, и на земли чистаго веселия сердца их исполняющая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко даровал еси толико твердую и теплую Заступницу и Помощницу роду христианскому, нам невидимо спребывающу, слышащу же Тебе поющих: Аллилуиа.

Ветия многовещанныя, но не богопросвещеннии суесловят, яко поклонение святому образу аки бы поклонение идолу есть; не разумеют бо, яко честь, святому образу воздаваемая, на Первообразная восходит. Мы же не токмо сия добре ведуще, но и от верных человек о многих чудотворениих от Лика Богоматере слышаще, и сами поклонением ему потребная ко временней и вечней жизни приемлюще, с веселием Богородице взываем: Радуйся, яко от священнаго Лика Твоего чудеса деются; Радуйся, яко утаися премудрость и благодать сия от мудрых и разумных века сего. Радуйся, яко открыся та младенцем в вере; Радуйся, яко прославляющих Тя прославляеши. Радуйся, яко отвергающих Тя пред всеми посрамляеши; Радуйся, яко от потопления, огня и меча, от смертоносный язвы и от всякаго зла прибегающих к Тебе избавляеши. Радуйся, яко вся болезни человечестии, душевныя и телесныя, милостивно врачуеши; Радуйся, яко праведный гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляеши. Радуйся, яко Ты еси тихое пристанище от бурь плавающим по морю житейскому; Радуйся, яко и по конце житейскаго плавания нашего надежно приводиши нас в необуревамую страну Царствия Христова. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 10

Спасти хотя человека некоего беззаконна от заблуждения жизненнаго пути его, дивное видение от пречестныя иконы Твоея показала еси ему, Преблагославенная, да, чудо видя, покается и, из глубины греховныя милосердым промышлением Твоим воздвигнутый, вопиет Богу: Аллилуиа.

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе притекающим, ибо небесе и земли Творец, вселивыйся во утробу Твою и от Тебе родивыйся, яви Тя, Приснодеву, стража девства, чистоты и целомудрия и сосуд всякия добродетели, и всех возглашати Тебе научи: Радуйся, столпе и ограждение девства; Радуйся, чистоты и целомудрия незримая Охранительнице. Радуйся, добрая девам Наставнице; Радуйся, невест благая Украсительнице и Споручнице. Радуйся, всежеланное совершение благих супружеств; Радуйся, матерей детородящих скорое разрешение. Радуйся, младенцев воспитание и благодатное охранение; Радуйся, безчадных родителей плодами веры и Духа веселящая. Радуйся, матерей скорбящих утешение; Радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносяще Ти, недостойнии, просим Тебе, Дево Богородице: не презри гласа рабов Твоих; к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще: Аллилуиа.

Светоподательную свещу, сушим во тьме греха и юдоли плача явившуюся, зрим Святую Деву; духовный бо огнь молитв Своих, наставления и утешения возжигающи, приводит к Свету Невечернему всех, воззвании почитающих Ю сими: Радуйся, Луче от Солнца Правды - Христа Бога нашего; Радуйся, нечистую совесть просвещающая. Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая; Радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая. Радуйся, в час недоумении мысль благу на сердце полагающая; Радуйся, в посте, молитве и богомыслии пребывающим присно спребывающая. Радуйся, верных пастырей Церкве ободряющая и вразумляющая; Радуйся, богобоязненных иноков и инокинь присное утешение. Радуйся, кающихся пред Богом грешников непостыдная Заступнице; Радуйся, всех христиан теплая Ходатаице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, да не погибнем люте, без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Богородительнице, да радующеся поем Богу, Тобою нас спасающему: Аллилуиа.

Поюще неизреченное матернее Твое милосердие к человеку беззаконну, восхваляем Тя вси, яко твердую Предстательницу за нас, грешных, и покланяемся Тебе, о нас молящейся; веруем бо и уповаем, яко испросиши у Сына Твоего и Бога благая временная и вечная всем, с любовию вопиющим Ти сице: Радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, попрание; Радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих. Радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников; Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице. Радуйся, благодатию смирения и терпения нас снабдевающая; Радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение. Радуйся, от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию ограждающая; Радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий нас незримо отвращающая. Радуйся, во благих намерениих наших присная Споспешнице; Радуйся, в час кончины всем нам Помощнице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, невместимаго Бога во чреве вместившая и Радость всему миру родившая! Нынешнее приими пение, вся наша печали на радость преложи и от всякия избави напасти всех и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы