День народного единства и казанской иконы божией матери. Праздник казанской иконы божией матери и день народного единства

Главная / Вопросы-ответы

День народного единства. История и смысл праздника

В церковном календаре много праздников в честь богородичных икон : Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) - в честь обретения , и 4 ноября (22 октября по старому стилю) - в честь избавления Москвы от поляков . 4 ноября Церковь и граждане России отмечают осеннюю (зимнюю) Казанскую - праздник в честь Казанской иконы Богородицы «избавления ради царствующаго града Москвы».

Министерство внутренних дел провело в начале XX века несколько расследований, связанных со «старообрядческим следом» в деле Казанской иконы. Несколько раз казалось, что образ вот-вот обнаружат. Находились свидетели, якобы видевшие икону в тайной подземной моленной и даже участвовавшие в её перемещении. Так, некий заключенный Торшилов поведал следователям: «…икона Казанской Божией Матери цела и находится у старообрядцев в моленной, но очень и очень строго охраняется, так что взять из моленной икону весьма затруднительно». Но тщательная проверка подобных показаний указывала на несостоятельность сведений.

Слухи эти, однако, дожили до наших дней. Сравнительно недавно журналисты задавали вопросы о судьбе Казанской иконы митрополитам РПСЦ (Гусеву) и (Четвергову). Возможно, это всего лишь легенда, но старообрядцы действительно очень почитали и почитают Казанскую. Почти в каждом доме имеется этот образ. А с чудотворной гуслицкой иконой крестным ходом продолжали ходить даже в 60-70-е годы.

Праздник Казанской иконы Богородицы. Богослужение

Считается, что именно Патриарх Ермоген написал службу праздника явления Казанской иконы Богородицы . «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего, Христа Бога нашего… » - говорится в тропаре празднику.

Тропарь, глас 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. И всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихтися умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пречистому Твоему образу, чудотворныя иконы со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавитися от всех зол. И всем полезная даруй, и вся спаси Богородице Дево. Ты бо еси Божественныи покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем людие к тихому сему, и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению покрову Девы. Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние. Источает бо нам неоскудныя милости, Пречистая Богородица, варяет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Народные традиции праздника Казанской иконы Богородицы

Праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой в народном календаре. Этот день считался рубежом между осенью и зимой. В народе говорили: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень».

В этот период у крестьян заканчивались сезонные строительные работы. Осенняя Казанская в старину всегда была сроком расчетов, договор «На Казанскую - расчет!» никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов.

Праздник иконы Казанской Богородицы считается одним из самых главных женских праздников. Казанская икона считалась издавна женской заступницей. К этому празднику приурочивались и запоздалые свадьбы, так как существовало древнее поверье: «Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет».

Иконы Казанской Богородицы

Икона Казанской Богородицы - одна из наиболее почитаемых, относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой . Основной догматический смысл этой иконы - явление в мир «небесного Царя и Судии». Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.


Храмы в честь Казанской иконы Богородицы на Руси

В честь обретения в 1579 году святого образа Богородицы по указу Ивана Грозного на месте явления иконы был построен Казанский Богородицкий монастырь . Первой монахиней, а после игуменьей этого монастыря стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа) и ее мать. Вначале была заложена бревенчатая церковь ― предшественница большого каменного собора, который был возведён в 1595 году. В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас, с 2016 года, начинаются работы по его воссозданию.

Вскоре после победы над поляками на Красной площади в Москве был построен храм в честь Казанской иконы Богородицы . В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) указано, что храм этот, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего неизвестно. Далее последовала очень сложная строительная история Казанского собора. Казанский собор - первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Стоит заметить, что Казанский собор сыграл немалую роль в истории старообрядчества: именно в нем служил настоятелем протопоп Иоанн Неронов , а позднее и приехавший к нему протопоп Авва́кум .

В 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Следствием этого указа стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, а также храма иконы Казанской Богородицы в Коломенском ― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений.

Старообрядческие храмы в честь Казанской иконы Богородицы

Два раза в год, летом и осенью, торжественные службы совершаются в старообрядческих храмах. Многие из них освящены в честь этого праздника. В первую очередь - это белокриницкая, поморская и федосеевская общины г. Казани.

Престольный праздник сегодня в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в , селах и Храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческого женского монастыря в с. Кунича (Молдавия)

В качестве эпилога представляем стихотворение «Пресвятой Богородице», написанное инокиней Ливией из села Русская Тавра :

***
Ты - Небесная Царица
И архангелов Краса,
В новый век Ты Проводница,
Мост с земли на небеса.

Как поищем, так обрящем
Мы с Тобой душе ответ,
Радость Ты, и мир скорбящим,
И во тьме заблудшим - Свет.

Свыше милостивым взором
Смотришь Ты всегда на нас,
Помощь дашь в молитве скоро
И утешишь в горький час.

Наши дети живут уже в другой реальности. Изучая вопрос: как можно провести Праздник Казанской иконы Божией Матери с детьми, я с удивлением обнаружила, что 4 ноября в качестве общероссийского праздника уж не так уж притянуто за уши вместо «дня 7 ноября – красного дня календаря» в угоду привыкшему круто зажигать в ноябре обывателю, как мне казалось раньше. Вот такие материалы я нашла, дополнила только ссылками на аудио-файлы и картинки по теме. Мои комментарии и дополнения выделила цветом. Надеюсь, автор меня простит.

Источник:

Методическая разработка для 1 класса, опубликованная на сайте «Социальная сеть работников образования», автор Тюленкина Т.М.

«Родина моя – Россия»

Сценарий праздника, посвященного Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери – 4 ноября

(Дети входят в зал под фонограмму песни «Родина моя»)

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга –

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Ведущая:

В день примирения и согласия

Мы поздравляем всех людей

И от души желаем счастья

Святой Руси на много дней.

(ребенок читает стихи)

День рожденья Родины

Радостно мы встретим.

Солнцем все озарены –

Взрослые и дети.

Ведущая:

И мы споем Гимн нашей Родины (звучит «Гимн России» в записи, все встают, подпевают) (Во время исполнения Гимна 4 ребенка вносят в зал Российский флаг. Дети, которые держат флаг, читают стихи)

Гимн России в исполнении детского хора – послушать

Ведущая:

Не зря на Матушку Казанскую

Был этот праздник учрежден

Ведь верной ратью христианскою

Был стольный град освобожден.

Да, ребята, много крови пролили наши отцы и деды, защищая Родину от врагов. Много войн пережила наша многострадальная Россия. В 1610 г. напали на нас поляки.

(Звучит фонограмма боя, дети в костюмах завоевателей берут штурмом Кремль).

Послушать и скачать звуки боя можно

Ведущая:

Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль.

Ведущая:

Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы.. Что же делать? Слава Богу, нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Собрали они войско и пошли освобождать столицу России – Москву.

(Дети в костюмах русских воинов, с мечами и щитами, с хоругвями входят в зал. В руках ребенка, одетого в костюм священника, – икона, которой он благословляет войско).

В качестве доступной, но, на мой взгляд, не менее впечатляющей альтернативы, предлагаю инсценировку устроить игрушечными солдатиками на столе!

Ведущая:

Была у русских воинов икона Пресвятой Богородицы – Казанская. Помолились они Небесной Заступнице и пошли освобождать Кремль.

Изображение иконы можно скачать

(молятся перед иконой, звучит песнопение «Богородице Дево, радуйся» п.5 в списке скачать )

Ведущая:

Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.

(выгоняют захватчиков из Кремля, выводят из зала).

Ведущая:

Во славу Божью потрудились

И князь и просто гражданин.

Мечи ковали и молились,

Врагов в сражении не страшились,

Мир обрели на всех один.

Произошло это 4 ноября 1612 г. С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник Казанской иконы Богородицы, которая чудесно помогла нашим воинам, и День народного Единства. В память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный Казанский собор, а спустя два века поставили памятник героям-освободителям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому

(Дети читают стихи)

Пусть знают все, на всей земле

Мир начинается в Кремле!

Ну, а по мненью малышей,

Мир начинается в душе!

Чтоб на земле исчезли войны,

В согласии, в мире будем жить,

Святую Русь хранить достойно

И верой нашей дорожить.

Мы помним прежние победы.

С любовью в праздник говорим:

«Спасибо вам, прапрапрадеды!

Мы вас за мир благодарим!»

Дети поют песню «О Родине» (полагаю ту, которая была в начале).

Ведущая:

Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем.

Россия, милая, родная,

Цвети и крепни с каждым днем.

Дети исполняют танец «Сударушка» в русских народных костюма с платками .

Ведущая:

Давайте праздновать, друзья,

Согласие и дружбу.

Помиримся друг с другом мы –

Нам больше войн не нужно!

(Звучит колокольный звон)

Колокольные звоны можно скачать

«Чудеса Казанской иконы Божией Матери»

(для родителей)

Нельзя сказать, что Казанская, как выражаются в народе, и нынешний День Народного Единства – разные праздники. Церковь не один год добивалась восстановления общенационального празднования 4 ноября, потому что история церковного почитания Казанской иконы неотрывна от истории нашего Отечества.

Мы ничего не поймем в нашей собственной истории, если не будем соотносить события с православным церковным календарем. Смысл существования государства Российского раскрывался всегда именно этим соотнесением. Прародители наши называли отечество Святой Русью. Нам, их потомкам, живущим в России 21 века, может слышаться в этих словах пафос, метафора. Между тем, для предков наших, это была совершенно конкретная реальность, воплощавшаяся в определенных событиях и символах.

С 2005 г. дата 4 ноября стала не только днем для религиозных празднеств, но отмечается всеми российскими гражданами, как « День народного единства».

Закон о наречении даты 4 ноября Днем народного единства или Днем примирения и согласия был принят на уровне Госдумы РФ еще в конце 2004. Изначально задумывалось датой празднования столь значимого для всех россиян торжества, назначить 7 ноября. Ведь память и привычка праздновать 7 ноября прочно закрепилась в сознании россиян за долгие годы существования СССР. Но немного позже решение, перенести дату празднования Дня народного единства с 7 ноября на 4, было все же принято.

Почему же днем празднования Народного единства, примирения и согласия была выбрана дата 4 ноября? Этот день выбирался нашим правительством, как день победы в освободительной войне 1612 г. под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. В этот день российскими народными войсками была освобождена Москва. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.

Кузьма Минин был назван самим Петром 1 «Спасителем Отечества». В день победы русского народа, царь назначил государственный праздник, посвященный Казанской иконе Божией Матери. Но всегда в этот день вспоминали имя предводителя народного восстания, с помощью которого Россия получила свободу и право на независимость. Этот праздник вышел из списка обязательных и государственных после 1917 г. Но сегодня мы вновь возвращаемся к старым традициям…

16 век был ознаменован громкой победой царя Ивана Грозного над Казанью – столицей могучего татарского ханства. Весь русский народ ликовал т.к. долгие годы отсюда начинались опустошительные набеги на наши земли, после которых оставались выжженные города и деревни, а тысячи людей были убиты татарами или уводились в плен. Многие жители Казани начали обращаться в христианство, но через несколько лет страшный пожар уничтожил половину этого большого города. Тогда татары – магометане, отрицающие веру в Святую Троицу и почитание святых икон, стали смеяться над православной верой, говоря, что Бог немилостив к русским, рас допустил такое ужасное бедствие. Они радовались, а христиане горевали, понимая, что навлекли беду своими собственными грехами, и Господь видя их искреннее раскаяние, явил по молитвам Богородицы, великое чудо. Жил в то время в городе стрелец по имени Данила, и была у него маленькая дочка Матронушка. Их дом сгорел, но они не унывали и на его месте начали строить новый. Однажды во сне явилась Матроне Сама Пресвятая Богородица и сказала: «На месте сгоревшего дома, в земле, находится Моя икона. Пойди к архиепископу и городским воеводам и скажи им, чтобы они выкопали ее, ибо угодно Господу Моему и Мне явить милость для укрепления людей в истинной вере». Мать сначала не поверила девочке, но Пречистая Дева являлась Матроне еще дважды и напоминала свою просьбу. В последний раз, предупредив, что если не исполнит девочка Ее повеление, то явится Она в другом месте, а Матрона погибнет. Матрона со своей матерью Ефросиньей рассказали все городскому начальству, которое тоже сначала не поверило в произошедшее. Тогда они сами стали искать на пепелище. К раскопкам подключились и другие жители города. Поначалу икону найти не могли, но как только копать стала сама Матрона, она сразу вспомнила, где должна быть икона. Девочка подбежала к печке и достала сверток, развернув его, она вынула образ Божьей Матери, который ярко сиял и выглядел так, как будто был написан совсем недавно. Видимо, эту икону бережно спрятали под землей одни из первых поселенцев христиан, остерегаясь безудержного гнета татар – магометан, считавших почитание святых икон идолопоклонством. Они не понимали, что не иконам поклоняются христиане, а Самой Пречистой Богородице, чудно на них изображенной. Владыка Иеремия и воеводы на коленях просили прощения у Божией Матери – за маловерие. Затем владыка приказал по всему городу во всех церквах звонить в колокола и пронести икону крестным ходом в храм Николы Тульского. После молебна в храме Николы Тульского икона была перенесена в главный собор. По дороге, а затем в самом соборе прозрели два слепца – Иосиф и Никита! С тех пор было замечено, что чаще всего при Казанской иконе был врачуем недуг слепоты. А царь Иван Грозный, узнав о чуде, велел на месте явления иконы строить женский монастырь. Матронушка с матерью стали его первыми инокинями. Вскоре наступили тяжелые времена. Люди перестали искренно молиться Богу. Жажда власти привела к тому, что маленький невинный царевич Димитрий — сын Ивана Грозного – был убит. В стране начались смутные времена: грабежи и кровопролитие не прекращались. К этому добавились еще неурожай и последовавший за ним жестокий голод. Воспользовавшись беспорядками, шведские войска захватили Новгород, а польские – перешли границу на западе, подошли к Москве и заняли ее. Это было Божие наказание народу за его грехи. Обычно, вспоминая 1612 год, говорят: «освобождение Москвы от поляков». Это не совсем точно. Поляками тех интервентов (поляки, украинцы, литовцы, венгры, немцы) называют лишь постольку, поскольку во главе их были польские воеводы. Целью европейцев была – как можно дольше удерживать захваченную территорию, чтобы можно было выгрести как можно больше добра. Цель русских – поскорее вытурить непрошенных гостей. Москва находилась в руках польских военачальников с октября 1610 года. Возмущение москвичей вылилось в вооруженное восстание, еще в марте 1611 года, за полтора года до освобождения. Оккупанты подавили его, разрушив Москву, чтобы у жителей не было крова над головой, и оставшиеся в живых москвичи вынуждены были бежать из города.Но пришла осень, и в Нижнем Новгороде староста Кузьма Минин бросил свой клич, на который откликнулись тысячи сердец русских.Князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил новое могучее ополчение. Примечательно, что вместе с русскими в это ополчение записывались и шли марийцы, чуваши, коми и другие волжане и северяне – представители народов, которые еще не так давно, во время покорения Иваном Грозным Казани, выступали яростными врагами русских. Это было очень важно, то, что они почувствовали себя теперь заодно с русскими, осознали, что их придёт грабить просвещенная Европа. Принято называть освободителями и победителями Минина и Пожарского, но мы православные люди, должны видеть и самого главного победоносца, осенённого Божией благодатью. Им, в ту тяжелейшую годину стал московский патриарх Ермоген.Он открыто и смело выступил против оккупантов. Он отказался выйти и приказать первому ополчению отступить от Москвы. «Что вы мне грозите? – Сказал Святейший Патриарх полякам. Я боюсь одного Бога. Если вы уйдёте, то я и им прикажу уйти, разойтись, а иначе прикажу остаться и умереть за веру. – Вы мне обещаете жестокую смерть, но через нее я надеюсь получить венец. Давно я уже мечтаю пострадать за истину». Поляки заточили его в подземелье Чудова Монастыря, подвергли пыткам. Находясь в заточении, патриарх Ермоген написал письмо, которое верные смелые люди смогли отвезти в Нижний Новгород, и это патриаршее послание зажгло сердца людей, и когда Минин бросил клич, Русь встала на борьбу, благодаря призыву Ермогена! Поляки, узнав об этом, перестали кормить заточника. Они, издеваясь, бросали ему сноп сена и немного воды. 17 февраля 1612 года Патриарх Ермоген скончался от голода и холода, приняв на себя мученический венец. Он отдал себя в жертву во имя того, чтобы Русь осталась православной, свергла ненавистных пришельцев, желавших сначала разорить её, а затем насильно обратить в католичество. Подвиг святейшего Ермогена – победа в духовной битве над врагами, залог будущей ратной победы!Другим вдохновителем грядущей победы, явился старец Борисоглебского монастыря, что на Устье Преподобный Иринарх Ростовский.Минин и Пожарский двинули свои полки из Ярославля. Узнав, что ополчение Пожарского не решается идти на Москву, из-за возникших разногласий, Иринарх послал князю Дмитрию Михайловичу просфору и благословление, а также велел передать, чтобы тот без страха шёл освобождать столицу. Князь Дмитрий Михайлович, обрадовавшись, двинул рати, и по пути Минин и Пожарский прибыли в Борисо-Глебский монастырь, чтобы лично получить благословление старца. Иринарх благословил их и дал в помощь свой крест, став для них тем же, кем явился для Димитрия Донского Сергий Радонежский. В рядах ополченцев был чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший князю Дмитрию Пожарскому. Перед решающей битвой, воины наложили на себя 3-х дневный пост и с плачем взывали пред чудотворной иконой к Небесной Заступнице. И их молитвы были услышаны. Войска, шедшие из Польши на помощь тем, что находились в Москве, были разгромлены. Окончательно, Кремль был взят 4 ноября 1612 года.Освобождение Москвы от иноземцев осенью 1612 года стало началом освобождения Отечества нашего, пережившего страшные, неимоверно тяжелые, годы смутного времени. Отсюда началось восхождение русской государственности к сияющим Имперским вершинам. В память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Избранный в 1612 году новый царь Михаил Федорович Романов, установил ежегодно 21 июля по новому стилю праздновать обретение иконы, а 4 ноября – избавление Москвы от поляков.

Пресвятая Богородица, через свой чудотворный Казанский образ, ещё не раз помогала нашему Отечеству.

Перед Полтавской битвой Пётр 1 велел носить Казанскую икону Богородицы перед полками, и сам молился со слезами, умоляя Небесную Царицу о помощи. Непобедимая армия шведов была разгромлена!

А в 1812 году Богородица даровала победу нашим воинам над армиями Наполеона. Фельдмаршал Кутузов, прежде чем принять командование над русскими войсками, долго молился перед чудотворным образом Богородицы в Казанском соборе, что в Петербурге. И вот, 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска одержали первую победу. В этот день выпал первый снег, и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов, не привыкших к жестокому холоду. С этого дня, армия неприятеля стала таять, и началось отступление французов, перешедшее в паническое бегство.

Еще более чудные дела были сотворены Богородицей совсем недавно – во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Прорыв блокадного кольца Ленинграда произошёл после крестного хода по городу с Казанской иконой Богородицы. Сталинградская битва окончилась победой наших солдат, у которых тоже находилась Казанская икона Богородицы. Киев был освобождён нашими войсками 4 ноября. Всех чудес не перечислить! Пресвятая Богородица, спаси нас!

День народного единства отмечается в нашей стране ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником.
Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени. Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. Он начался в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным.

Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города, в сопровождении огромной толпы народа, направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. Митрополит передал икону о. Ермолаю, наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. Отец Ермолай написал тропарь новоявленной иконе «Заступнице Усердная», который знала вся Святая Русь.

Чудотворения от новоявленного образа начались немедленно по его обретении. С того времени и поныне от образа Своего, явленного в городе Казани, Царица Небесная щедро раздает Свою благодатную помощь всем православным, с верою и надеждой к Ее защите прибегающим.

Через 10 лет на месте обретения чудотворной иконы митрополит Ермоген (отец Ермолай принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре и вскоре был назначен на Казанскую кафедру) основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской, причем юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом игуменией. Совершивший первый молебен перед святым образом, митрополит Ермоген составил сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они «крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались, положили души свои за Дом Пречистой, за чудотворцев и за веру». И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского.

У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Элассонскому (из Греции) Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». И как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни.

Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.

В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы — 8/21 июля. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма.

Перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811 г. образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.

По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах:

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).


4 ноября (22 октября по старому стилю) в России отмечается один из самых молодых государственных праздников – День народного единства.
Почти 4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".
В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии. Не могли разделить властные полномочия между собой все бояре. А Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.
Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.
Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.
Считается, что 4 ноября 1612 г. польско-литовские интервенты были изгнаны из Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени. Однако летописи свидетельствуют, что на самом же деле Москву освобождали в три этапа, и началось это еще в 1611 г., когда поляки, занявшие город и опасавшиеся народных волнений, решили укрепить китайгородские башни тяжелыми пушками. Извозчики, нанятые поляками, заломили такую цену, что пошла ругань, и немецкие наемники, подумавшие, что начался бунт, устроили москвичам резню и гнали их до самой Лубянки. Но там, в районе нынешнего «Седьмого континента», стоял лагерем князь Пожарский, который остановил немцев и так крепко им вломил, что остатки наемников бежали и скрылись в Китай-городе. Под шумок воины Пожарского произвели зачистку Москвы, перебив и разогнав поляков, литовцев и казаков. Первый этап удался, но поляки еще держались в Кремле и Китай-городе.
Второй этап начался 29 сентября (15 сентября по старому стилю) 1612 г., когда Пожарский, минуя польского главнокомандующего полковника Николая Струся, отправил хорунжему Иосифу Будзиле и полковнику Эразму Стравинскому письмо с предложением о сдаче. Те ответили весьма нагло, заявив, что у русских ничего не получится, поскольку они «мужеством подобны ослу и омерзели перед Богом». Но войска от польского короля, на помощь которых надеялись наглецы, были разбиты Мининым и Пожарским. В Китай-городе и Кремле начался страшный голод, поляки убивали и пожирали друг друга. По воспоминаниям самого Иосифа Будзило, нападали с целью пожирания даже на полковника Струся. Именно тогда, 1 ноября (22 октября по старому стилю), он согласился на переговоры о капитуляции. В разгар переговоров часть воинов Пожарского без приказа в результате оскорбительной перебранки с поляками устремилась в Китай-город. Никто этого не ожидал, поляки, побросав оружие, бежали в Кремль, а переговоры были сорваны. Зачистка Китай-города от поляков и «уничтожение их запасов вареного и квашеного человеческого мяса» продолжались до 4 ноября - праздника иконы Казанской Божьей Матери. Пожарский в тот день принес обет построить в Китай-городе Казанский собор. А окончательная сдача поляков, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен в кремлевскую грязь состоялись 7 ноября. Поэтому не ясно: зачем нужно было нынешний праздник переносить?

Праздник Казанской иконы Божией Матери

В память об освобождении Москвы установлен день празднования Казанской иконы Божией Матери - 4 ноября.
Согласно церковному календарю, празднование в честь Казанской иконы совершается также 21 июля - в память чудесного обретения иконы в Казани в 1579 году.
В 1579 году большая часть Казани, незадолго до того взятой войсками Ивана Грозного, была уничтожена пожаром. Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. Его дочери было во сне явление Богородицы, которая повелела девочке достать на пепелище икону Божией Матери, зарытую при мусульманском господстве тайными приверженцами православия.
Икону действительно нашли, причем, по церковным летописям, явление ее сопровождалось "многими чудотворениями" (явление иконы Русская Православная Церковь празднует 21 июля). Спасенная икона, считается, наделена особой силой. Например, одна из ее копий XIX века, которая находится сейчас в приходе «Всех скорбящих радость», исцеляет от глазных болезней.
Именно Казанская икона всегда помогала русским в борьбе с иноземными захватчиками. Чудотворный образ той иконы находился в ополчении Минина и Пожарского в ходе освобождения Москвы от поляков. Кутузов молился Казанской иконе перед Бородинским сражением. С молебна именно перед этой иконой началась Сталинградская битва.

Свидетелем обретения образа и совершавшихся от него чудес был казанский священник, будущий Патриарх Московский и всея Руси священномученик Ермоген. В 1612 году, когда польские интервенты обманным путем овладели Москвой, Патриарх Ермоген активно призывал народ встать на защиту родины. Тогда в ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский, из Казани прислали чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Ополченцы наложили на себя трехдневный пост и обратились к Господу и Богородице с молитвой о помощи. Молитва была услышана - 4 ноября 1612 года русские войска освободили Москву от польских интервентов. Эта победа положила конец периоду Смутного времени в истории Российского государства - интервенциям, духовно-нравственному кризису, череде национальных предательств и гражданских конфликтов. В память об окончании Смутного времени на Красной площади в 1612 году был основан Казанский собор. В 30-е годы XX века он был разрушен, а ныне восстановлен. Почти 300 лет до революции этот праздник отмечался на Руси как общенародный.

На Руси праздник Казанской Божией Матери считался важной датой в крестьянском календаре. Это был своего рода рубежный день, вслед за которым почти сразу наступала настоящая зима. С этим днем связано много народных поговорок: "Коли на Казанскую небо заплачет, то следом и зима придет"; "С Казанской тепло морозу не указ".
Кроме того, в этот день в России любили играть свадьбы, так как считалось, что тот, кто женится на Казанскую, будет счастлив в браке.

: https://redday.ru/autumn/11/04.asp

История обретения этого священного образа известна благодаря рукописи «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери», датируемой 1594 годом и составленной очевидцем событий – патриархом Гермогеном. Обретение чудотворной иконы состоялось 21 июля (по новому стилю) 1579 года когда будущий патриарх служил священником в Казанской епархии и носил имя Ермолай.

Казанской Божьей Матери икона,
Не раз спасала русских от беды.
С мольбой просили люди: «Богородица!
Ты смилуйся над нами, помоги»

И к небесам лилась сильней молитва,
И Божьей Матери пресветлый лик
Явился вдруг над нашею Россией,
И все враги разбиты были в миг.

Ты заслоняла женщин и младенцев,
От вражеских мечей и острых стрел
И громче над Россией пелись песни,
Трусливый, становился сразу смел.

И Вера Православная Святая
День ото дня крепчала на Руси,
И повторяли, сердцем замирая,
Помилуй, Богородица, спаси!

Казанская икона Божией Матери

Летом того года в Казани случился крупный пожар, в огне которого сгорел дом казанского стрельца Данилы Онучина. Когда стрелец вознамерился начать постройку нового жилья на месте сгоревшего, его дочери Матрене трижды явилась во сне Богоматерь. Она повелела девочке отправиться к руинам их дома и достать из земли икону с ее образом. Матрена и ее мать пришли на пепелище и в указанном месте нашли невиданное доселе изображение Богоматери с младенцем Христом.

При большом стечении народа икону понесли в находящуюся рядом церковь Николы Тульского. По дороге случилось чудо: при встрече с иконой, двое нищих слепцов, просивших подаяние на паперти храма, исцелились от своей болезни.

Сообщение о новоявленной иконе и случившихся чудесах отправили царю Ивану Грозному, который повелел поставить на месте обретения иконы девический монастырь. Первые постройки монастырского комплекса были деревянными и лишь главный собор во имя явления Казанской Божией Матери был сооружен из камня. Строительство завершилось к 1591 году. Монастырь получил название Богородицкого, а чудотворную икону с торжественным крестным ходом перенесли в новую обитель.


Казанско-Богородицкий монастырь в нынешнее время

Поначалу Казанская икона Божией Матери была лишь местной святыней, но в начале XVII века, в «смутное время» она приобрела всероссийскую славу. Это было время, когда Русское государство переживало глубокий политический, экономический, государственный и социальный кризис. Со смертью Ивана Грозного пресеклась правящая династия.
На российском престоле, сменяя друг друга, правили грабившие страну временщики. В результате Москва была захвачена оккупантами, а на значительной территории хозяйничали банды мародеров.

Идеологом русского сопротивления выступил патриарх Ермоген, бывший священник из Казани, свидетель обретения чудотворной Казанской иконы. По его благословению в 1611 году митрополит Казанский Ефрем направил в ополчение Минина и Пожарского список с иконы Казанской Божией Матери.


Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси Чудотворец

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрии – Путеводительницы, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени.

Перед взятием Москвы русское войско усиленно молилось перед чудотворной иконой, а 22 октября 1612 года ополчение стремительной атакой взяло Китай-город. Не надеясь удержать остальную часть Москвы, поляки сами сдали Кремль русским. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков объяснили заступничеством чудотворной иконы. В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование иконе Казанской Божией Матери.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Казанский собор на Красной площади в Москве – один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.


Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

Величание Иконе Божией Матери Казанской иконе Божией Матери

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, /от негоже истекает благодатная помощь / всем, с верою притекающим к нему.

Тропарь Иконе Божией Матери Казанская

Заступнице усердная, /Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй /и вся спаси, Богородице Дево: / Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы