Современные требования к занятию в доу. Методическая разработка на тему: Требование к занятию в ДОУ

Главная / Детская психология

Киселева К.Ю.

Воспитатель дошкольного отделения № 2

МБОУ «Излучинская ОНШ»

«Требования к занятию ДОУ»

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель . На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Современные занятия в детском саду стали более гибкими по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения. В основе любого занятия должно быть - гуманное , уважительное отношение к детям , создание эмоционально-положительного настроя группы и самого педагога, использование различных форм “занятий с увлечением”, насыщение играми и самостоятельными творческими делами. Именно это, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Современные тенденции в педагогике призывают к постоянному обращению к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша. Исходя из этого, педагог должен моделировать равноправный диалог , а не жестко-оценочные ситуации (правильно - неправильно). В этом случае дети будут стремиться быть “услышанными” взрослым.

Одним из требований к педагогу при подготовке к занятию является знание психофизических особенностей ребенка. Подбор и классификация дидактического материала, правильное использование его в ходе занятия, помогают передавать информацию различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, что делает занятие боле продуктивным, а формы познания разнообразными.

При разработке гибкого плана :

  • необходимо учитывать соотношение всех видов деятельности фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы;
  • определиться с общей целью, ее конкретизацией в зависимости от разных этапов занятия;
  • выбрать критерии оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий);
  • планировать характер общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия;
  • использовать разные форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
  • Использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге “ребенок - педагог“ и “ребенок - дети“.

При подготовке к занятию необходимо учитывать максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки , включая занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста составляет: в первой младшей – 10 занятий, во второй младшей группе – 11 занятий, в средней группе – 12, в старшей – 15, в подготовительной – 17.

Продолжительность занятий для детей: ясельного возраста от 1,5 до 3-х лет не более 8-10 минут (допускается проводить одно занятие в первую, и одно во вторую половину дня, в теплое время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки); 4-й год жизни – не более 15 мин; 5-й год жизни – не более 20 мин; 6-й год жизни – не более 25 мин; 7-й год жизни – не более 30 мин. В середине занятия необходимо проводить физкультминутку.

Перерывы между занятиями не менее 10 минут.

Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда).

В середине учебного года (январь-февраль) организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, ИЗО).

Общественно-полезный труд детей старшей и подготовительных групп проводится в форме самообслуживания (дежурство по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.д.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, требования к занятию являются:

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

В заключении, необходимо уточнить следующее - слово "занятие" как таковое теперь не используется, его заменило словосочетание «образовательная деятельность с детьми» , что правильно по новым образовательным стандартам. Уже есть дополнения к новому СаНПиНу где слово занятие снято. Данное нововведение уже актуально для программы "Успех" и программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Список используемой литературы:

  1. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004
  2. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006
  4. Дошкольная педагогика/ Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007
  6. Колесникова Л. Учение без утомления. // Дошкольное образование. -2008 – №5–56–60 с.
  7. Л. Павлова. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. – 2002 – №4–87–90 с.
  8. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2007
  9. ОТ рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
  10. Усова А.П., Обучение в детском саду, М.: Просвящение, 1970

Также были использованы ресурсы сети интернет, материалы статей педагога - психолога МДОУ детского сада комбинированного вида №50 «Дефектолог» и воспитателя Харченко В.Я. (МДОУ №45 г. Пудож, Республика Карелия).


Директор АНО ДПО «Институт непрерывного образования»:
Кобякова
Наталья Иассоновна,

заслуженный учитель
Российской Федерации

Лицензия серии 42 Л01 № 0003501 (регистрационный номер №16442)

Сертификат ИЦ "Вентана-Граф"


  • Интерактивный конкурс сочинений «Я и мир вокруг меня».

    20.10.16 проводился интерактивный конкурс сочинений «Я и мир вокруг меня». Предлагалась одна тема на выбор: «Мой город – моё будущее?», «Мой герой», «Мамины руки».

  • 18 октября 2016 года состоялась интеллектуальная игра "Галерея Великих имен"

    18 октября учащиеся восьмых классов школ, сотрудничающих с АНО ДПО «Институт непрерывного образования», приняли участие в интеллектуальной игре «Галерея Великих имен». Ребята показали свои знания в истории математики и физики.

  • 18 октября 2016 года состоялась интеллектуальная игра "По тропинкам МАТЕМАТИКИ"

    18 октября на интеллектуальной игре «По тропинкам МАТЕМАТИКИ» учащиеся шестых классов школ, сотрудничающих с АНО ДПО «Институт непрерывного образования», смогли проявить свою эрудицию в разных разделах математики.

  • 3 октября 2016 года состоялась интеллектуальная игра "Самый умный"

    3 октября на интеллектуальной игре «Самый умный» учащиеся четвёртых классов школ, сотрудничающих с АНО ДПО «Институт непрерывного образования», смогли проявить свою эрудицию в разных областях знания.

  • Этапы занятия (непосредственной образовательной деятельности) в ДОУ в контексте ФГТ

    Вводная часть

    Организационный (проверка готовности)

    1. Организация занятия

    2. Приветствие (в стихах)

    Мотивация и

    целеполагание

    3. Хоровод

    4. Постановка цели (введение в тему занятия (нод).

    (Упражнения и игры на введение детей в тему занятия).

    Основнаячасть

    Создание проблемной ситуации

    5. Сюрпризный момент.

    (На начальном этапе воспитатель называет тему занятия, позже он подводит детей к тому, чтобы они смогли сами сформулировать тему занятия).

    Решение

    проблемной

    ситуации

    6. Приглашение (можно в стихотворной форме) детей занять рабочие места.

    7. Устное слово (например, сказка) воспитателя, направляющее детей на решение поставленных задач.

    8. Выполнение детьми ряда заданий, упражнений, зарисовка цифр или схематичное изображение задач и др.

    9. Создание конечного продукта (например, цифра, буква, картинка, поделка).

    Заключительная часть

    Подведение итогов (и /или

    представление

    продукта)

    Рефлексия

    10. Примерные вопросыдля беседы с воспитанниками:

    Что нужно было найти? Какими способами находили? Что получилось в результате?

    11. Представление детьми созданного на занятии продукта (выставка рисунков, букв,цифр)

    12. Рефлексия.

    Как чувствовали себя на занятии? Что вызвало трудности? Что больше всего запомнилось?

    Поскольку в основу Базового компонента положен личностно ориентированную модель дошкольного образования , педагоги должны сознательно и с пониманием дела отнестись к постепенному переходу от учебно - дисциплинарной модели к личностно ориентированной: в учебно-дисциплинарной модели образования центральной фигурой, распорядителем жизни ребенка выступает педагог, основным жизненным контекстом - учебная деятельность (занятия), а основными достижениями - знания, умения, навыки; центральной фигурой личностно ориентированной модели образования, распорядителем жизни является ребенок как активный субъект, жизненным контекстом - личностное бытие, деятельность, основными достижениями - жизненная компетентность ребенка. Переход к личностно ориентированной модели дошкольного образования - профессиональное задача каждого педагога.

    Суть личностно ориентированной модели дошкольного образования - обучение и воспитание личности с максимальной возможной индивидуализацией, созданием условий для саморазвития и самообучения. Это такой тип обучения и воспитания, который основывается на диалоге, моделировании ситуаций выбора, свободного обмена мнениями, авансировании успеха.

    Качество образования при личностно ориентированной ее системе должна быть такой, которая удовлетворяет требования БКДО (государственные стандарты дошкольного образования).

    Стратегия современной личностно ориентированной дошкольного образования - опережающее развитие личности каждого ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.

    Обучение и воспитание в условиях личностно ориентированной педагогической системы должно быть гуманным, эффективным, без авторитаризма и постоянных наставлений, направленное на развитие познавательной активности ребенка.

    Широкое внедрение личностно ориентированной модели дошкольного образования в жизнь тормозится из-за инерции педагогов, что связано с длительным опытом применения более легкой в управлении детским коллективом авторитарной модели, традиционных способов организации обучения (Н.Гавриш ).

    Задачи личностно ориентированного подхода ребенка, обогащения его духовной культуры; формирование у ребенка высокого уровня нравственности; обеспечения полноценного гармоничного развития ребенка (С.Кулачківська).

    Реализуемость личностно-ориентированного подхода к детям:

    • использование дифференцированных заданий;
    • работа в группах, парах;
    • отмечание успехов;
    • активизация каждого ребенка;
    • свобода выбора материалов; объединение детей в группы;
    • предоставление возможности для самореализации;
    • наличие дидактических материалов для каждого ребенка.

    Инновационные виды занятий:

    - комплексное - состоит из нескольких взаимосвязанных между собой частей, которые подчиняются единой цели, дополняют друг друга, составляют единое целое;

    - комбинированное - состоит из нескольких частей, почти не связанные между собой;

    - тематическое - подчиняется определенной теме и одной цели;

    - интегрированное - стержнем является тема - образ, который раскрывается через различные виды деятельности детей, стимулирует их познавательную деятельность.

    Типы занятий: индивидуальные (1 - 4 ребенка), индивидуально - групповые (до 8 детей), групповые (до 15 детей).

    Приоритеты сегодня следует предоставлять таким формы работы с дошкольниками: общению с детьми (довольно эффективное общение в кругу), наблюдению, чтению и обсуждению произведений художественной литературы, решению проблемных задач и ситуаций, творческой игре, самостоятельной игровой деятельности, практической деятельности дошкольников, исследовательско-поисковой деятельности.

    Доминирующая роль принадлежит групповым или фронтальным формам работы (занятия) с детьми, а индивидуальным - позволяют реализовать індивідуалізовану программу развития ребенка, что опережает возрастной уровень или же имеет более низкие возрастные показатели развития.

    Требования к современного занятия в ДОУ:

    • Указать тему занятия (с учетом возрастных особенностей детей).
    • Указать тип, вид занятия.
    • Четко определить развивающие, учебные и воспитательные задачи

    (с учетом не паспортному, а психологическому возрасту).

    • Начало занятия делать интригующим, интересным, необычным.
    • Обязательная игровая форма проведения занятия.
    • Четкая мотивация занятия.
    • Рациональное использование времени на занятии, помещения группы, смены видов деятельности детей.
    • Обеспечить эффективность использования на каждом занятии новейших технологий, педідей, методологии ТРИЗ; отказаться в САДИКЕ от занятий-уроков, как в школе.
    • Обеспечить межпредметные связи, интеграцию видов деятельности детей. Создать "ситуацию успеха": доброжелательная атмосфера; интересная мотивация детских видов деятельности; создание настроения и радости; возможность свободно высказываться без критики со стороны воспитателя или детей; обязательная поддержка взрослого; поощрение и похвала ребенка и тому подобное.
    • Отказ от чрезмерной опеки детей.
    • Обеспечить эффективность организованной самостоятельной работы детей, решения ими творческих задач.
    • Обеспечить возможности самостоятельных открытий, поиска, действий.
    • Все ответы детей должны быть обоснованы, выслушаны.
    • Наличие индивидуального развивающего материала.
    • Правильное расположение детей - залог успеха(лентой полукругом, в кругу, за столами).
    • Заботиться о активную речевую деятельность каждого ребенка.
    • Предусматривать обязательную смену видов деятельности детей.
    • Учить детей находить багатоваріативне решения поставленных задач, активное использование методологии ТРИЗ, открытых вопросов.
    • Ограничения в речи воспитателя антипедагогічних выражений, что "замыкает" детей на воспитателя: неправильно, не думаешь, помолчи, сейчас не время, ловишь гав, спишь на занятии и др.
    • Обеспечить гигиенические, педагогические, психологические, эстетические условия для проведения занятия, охрану жизни и здоровья детей.

    Сегодня идет тенденция к уменьшению количества предметных занятий в ДОУ, занятия все меньше набирают значение основной формы обучения:

    В младшем дошкольном возрасте планировать на неделю 5-6 занятий (групповых и фронтальных);

    В старшем дошкольном возрасте - 7-8 занятий на неделю (групповых и фронтальных).

    Предпочтение следует отдавать индивидуальным и индивидуально-групповым формам работы с дошкольниками.



    © 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы