Хью Гласс: Невероятная история выживания. Смысл фильма выживший

Главная / Болезни у детей

Можно до хрипоты спорить о художественной ценности фильма «Выживший» , но факт остаётся фактом: именно он обречён войти в учебники по киноведению за то, что принёс одному из ярчайших актёров поколения долгожданный Оскар. Определённый вес картине придаёт ещё и то, что «Выживший» основан на реальных событиях: из-за этого показанный на экране подвиг Хью Гласса, в одиночку одолевшего гризли и бросившего вызов суровой стихии, обретает истинный оттенок героизма.

Но что легло в основу сценария фильма? В честь отмечаемой сегодня второй годовщины со дня выхода фильма на экраны, я решил углубиться в изучение вопроса и выяснить соотношение правды и художественного вымысла. Скажу сразу: реальная история от фильма отличается весьма существенно, но это не делает её менее удивительной - поверьте, за кадром фильма осталось немало впечатляющих фактов.

Начну с литературной основы.


Издания книг, лёгших в основу фильма

Сценарий написан, преимущественно, по мотивам художественной книги 2002-го года (автора Майкла Панке ), которая, в свою очередь, впитала в себя три другие романа, написанных значительно ранее и сегодня успешно позабытых. Никто из этих авторов не знал Гласса : описанные детали событий, воспоминания, диалоги - всё лишь плод фантазий писателей. Основываясь лишь на подобного рода «документах», что можно наверняка сказать о Глассе?

Он жил, он одолел медведя, он умер.

Не существует никаких исторический подтверждений (и, к счастью для выдумщиков-писателей - опровержений), что у Хью были отношения с коренной аборигенкой, которая якобы родила ему сына-полукровку. Про полёты на лошадях с обрыва и последующий ночлег в её утробе - тоже ни слова. Даже факт поедания сырой печени свежеубитого буйвола не подтверждён. Что же известно доподлинно?


Леонардо Ди Каприо в образе Хью Гласса. "Выживший", 2015г.

Гласс жил в Пенсильвании с женой и двумя детьми, ходил на судёнышках, пока не был пленён пиратами, которые поставили условие - присоединиться к ним и прислуживать или отправиться за борт кормить рыб. В общем, весь следующий год Хью вместе с пиратами грабил и, возможно, убивал, пока вместе с другим бедолагой-пленником не бежал с корабля и вплавь не добрался до городка Гальвестон .

Согласитесь, уже этот эпизод его биографии можно развить в увлекательнейшую историю: оказавшись перед лицом смерти, законопослушный гражданин становится преступником.

Проделав путь в 1.000 миль на Запад, Гласс и его подельник наткнулись на индейцев: тех самых Пауни , с одной из которых киношный Гласс якобы родил сына.


"Завтрак на рассвете" кисти Альфреда Дж. Миллера

Пауни , в отличие от других племён, действительно были миролюбивы, но, увы, реальная встреча окончилась для Хью куда менее приятно, чем показано в фильме. Вместо невесты он получил уникальный опыт созерцания сгорающего заживо компаньона: Пауни посчитали приход чужаков дурной вестью и решили принести беглецов в жертву. Гласс был на очереди на расправу, но откупился весьма удачным образом. С собой у него был кусок сульфида ртути, т.н. «киноварь», которая, подобно пудре, легко наносится на кожу, придавая ей яркий алый цвет. Вождю подарок очень понравился, и всё племя стало использовать её для нанесения боевого раскраса на свои лица.

Прошло 2 года. До января 1823-го года Гласс жил с индейцами, пока не приехал с вождём в Сент-Луис на какие-то переговоры с местным чиновником по вопросам индейцев. Вождь вернулся обратно в племя, а Гласс так и остался, соблазнённый объявлением о наборе сотни добровольцев на заготовку бобровой шкуры. Работёнка обещала обогатить Хью аж на $200 за год промысла. Т.к. нужного числа добровольцев не нашлось, отряд укомплектовали завсегдатаями местного трактира.


Черепа бизонов, истреблённых трапперами, 1870г.

Предприятие возглавил генерал Уильям Эшли , а не молоденький капитан Эндрю Генри (в фильме его сыграл Донал Глисон ). Эшли загрузил команду и отправился на промысел по реке Миссури ранним мартом. Если не считать, что в первые же дни один из членов экипажа упал за борт и утонул, а ещё трое погибли от взрыва пороха - всё шло по плану. По крайней мере, до тех пор, пока Эшли и Ко не повстречали индейцев племени Арикара , у которых янки попросили 50 лошадей в обмен на пару бочонков пороха. Получив предварительное согласие, трапперы разбили лагерь и заночевали. А утром были атакованы бесстыжими краснокожими.

Именно с этого эпизода и начинается фильм.

Гласс был ранен в ногу (в фильме - нет), а отряд не досчитался 15 человек. Что, на фоне его общей численности, не так уж и много: режиссёр А.Г. Иньярриту же показал настоящую бойню.

Спустившись по реке Гранд , остатки отряда искали место для кладовой шкур. А нашли гризли и двух медвежат, которые напали на Гласса . Бедолага выстрелил и пытался забраться на дерево, но медведица подцепила его когтями, оторвав кусок мяса от его пятой точки. Гласс рухнул и обнаружил на своей шее лапы хищника. Криков его никто не слышал: из разорванного горла доносились лишь сипы.


Рисунок для газеты, 20-е годы XIXст.

К счастью, на шум возни обратили внимание Фитцджеральд и Бриджер (совпадают с именами героев Харди и Поултера ). Именно они, а не Гласс, убили зверя. Справедливости ради отмечу, что смертельное ранение мог нанести и Гласс , который не только первым выстрелил в косматого, но и вонзил в него свой нож.

Забинтовав раны Гласса , отряд уложил его на носилки из веток, и потащил с собой. После 5 дней пути, Генри , видя, как сильно замедлилось его продвижение, предложил двум добровольцам остаться и ухаживать за умирающим: генерал был уверен, что Хью не выживет. Вызвались Бриджер и Фитцджеральд , за что им было обещано, по разным данным от $80 до $400 (огромная сумма! вспомните, сколько платили трапперам за год). Отряд двинул дальше, в сторону форта, а Гласс и его сиделки остались позади.

После 5 дней ожидания, Фитцджеральд убедил Бриджера оставить Гласса умирать в одиночестве: уж больно велик был шанс быть найденными индейцами. В отличие от фильма, попыток убийства Гласса Фитцджеральд не предпринимал. Равно как и не убивал его сына-полукровки… Его там просто не было и, вероятно, не было вообще в природе.

Но ведь месть за дитя - это же такой беспроигрышный голливудский приёмчик, да?

Всего через два дня Фитцджеральд и Бриджер добрались до форта. Ну а что же Гласс ?



Заметка в газете The Milwaukee Journal. 1922-ой год.

Гласс очнулся, обнаружил себя покинутым и лишённым всяческой амуниции: всё забрали друзья-товарищи. Завернувшись в шкуру убитого медведя, оставленную вместе с ним, Хью просто лежал у реки. Спустя почти неделю (а не сразу, как Лео ), Хью ползком отправился на поиски мести. Ползком-ползком. У него были сломаны рёбра, нога и имелись глубокие раны на спине. Чтобы предотвратить гангрену, Хью раздобыл опарышей и позволил им есть свою гниющую плоть.

Встав на ноги, Гласс продолжил свой путь.

Увы, живописного полёта верхом на лошади с обрыва он не совершал. Как и не встречал забавного индейца, любителя снежинок, который бы эту лошадь ему подарил. Буйвола тоже не было. Был всего лишь телёнок, которого убили волки. Причём, Гласс не отгонял их до тех пор, пока они не насытятся. Осталась ли после их трапезы печень, которой лакомился Лео - вопрос открытый.

Остался за кадром ещё один весьма занятный эпизод, связанный с пропитанием выживальца. Доподлинно известно, что Гласс ел собак. В то время это считалось весьма распространённым явлением, но сегодня показать в кино (пускай и художественном!) - немыслимый перебор.


По стопам Х.Гласса

Спустя недели, когда за подранной спиной было 350 миль пути, Гласс наткнулся на францкзский гарнизон, с которыми пробыл ещё 6 (!) недель. Подлатавшись, он двинул в сторону форта Тилтон , где, как думал Хью , прячутся его обидчики. В дороге его настигли индейцы Ри , от кровожадных намерений которых его спасли дружественные туземцы. Не солоно хлебавши в Тилтоне , Гласс не бросает затею с местью и отправляется в форт Генри , где находит Бриджера , которого прощает, посчитав, что парнишку просто запугал Фитцджеральд. Разумеется, последнего в форте не было.

В фильме Гласс всё же настигает негодяя и отдаёт на растерзание Ри .

Реальность же такова. Прибыв в форт Аткинсон в 1824-ом году, Хью узнаёт, что находившийся тут Фитцджеральд поступил на службу в Армию США, а значит поквитаться с ним не выйдет: в те годы за лишение военнослужащего жизни без разговоров вели на эшафот. Своего кровного обидчика (который, напомню, не покушался ни на его жизнь, ни на жизнь его вымышленного сына) Гласс так и не нашёл и о его судьбе ничего неизвестно.


Памятная доска в честь Х.Гласса. Заповедник Шейдхилл, Сан-Диего, США

Что же Гласс ?

Фильм заканчивается крупным планом лица полубезумного Лео , многозначительно ломающего четвёртую стену. Разумеется, совсем не на этом заканчивается история этого человека. Некоторое время он пытался заниматься торговлей, но безуспешно. Вернувшись к ремеслу траппера, Хью и здесь вскоре потерпел неудачу. Спрос на шкуры упал и его занятие не приносило дохода. Спустя 10 лет он подрабатывал поставками мяса (которое добывал охотой) для форта Касс . Во время одной из вылазок его с двумя подельниками окружили Ри , обобрали до нитки и сняли скальп.

По иронии судьбы, в тот день он вышел охотиться на медведя.

Ему было 50.


Портрет Хью Гласса

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?
"Человек диких прерий " (1971) -- первый фильм о Хью Глассе

Какими далёкими кажутся кровь, боль и холод на экране, когда ты сидишь в тёплом кинозале и поглощаешь солёный попкорн под жужжание проектора… Но только не на «Выжившем». С этим фильмом так не получится - или ты ощутил страдание героев каждой клеточкой своего тела, или ты не смотрел «Выжившего». Третьего не дано. За гиперреализм этой киноленты стоит поблагодарить режиссёра фильма Алехандро Иньярриту, убеждённого, что в уютной киностудии шедевры такого уровня не снимаются. И вот съёмочная группа выходит на работу в -25, актёры бродят по колено в стылой воде, ДиКаприо ест сырую печень бизона. Всё это - ради того, чтобы мы поверили им, поверили фильму. А в чём же суть фильма «Выживший» и зачем были нужны все эти страдания? Давайте разбираться.

«Настоящий» Хью Гласс: история, которая вдохновила Иньярриту

Какой бы ужасной ни казалась история, которая легла в основу сюжета «Выжившего», увы, она произошла в действительности. Во всяком случае, Хью Гласс на самом деле существовал. Это был охотник, добывавший пушнину в Северной Америке в начале 19 века. Люди, на которых работал Гласс, описывали его как своенравного и волевого человека, которым тяжело управлять. Хью Гласс стал легендой после того, как на него напала медведица. В 1823 году Гласс присоединился к экспедиции за пушниной в Северную Дакоту. Исследуя берег Миссури, он наткнулся на медведицу с двумя медвежатами. Животное напало на охотника, содрало с него скальп, пронзило когтями горло и сломало ногу. На вопли Гласса сбежались его товарищи, и после нескольких выстрелов разъярённый зверь был убит.

Слева - исторический Хью Гласс, справа - Леонардо ДиКаприо в «Выжившем»

Хью Гласс был на волоске от смерти. Руководители экспедиции приказали двум её членам остаться с Глассом, чтобы они смогли похоронить товарища по-христиански. Однако через пару дней, осознавая, что с каждым часом экспедиция уходит всё дальше от них, старший - Джон Фицджеральд - убедил младшего, Джима Бриджера, оставить умирающего Гласса и поспешить за товарищами. Они опустили его тело в могилу и отправились восвояси. Когда тяжело раненый Хью Гласс пришёл в себя, он был совершенно один в глухом лесу. Напрягая все свои силы, он дополз до ближайшего ручья, где ему удалось набрать воды, а следующие шесть недель он провёл в нелёгком пути к ближайшему лагерю охотников.

Превратившись в легенду, эта история обросла множеством фантастических деталей, которые на своё усмотрение добавляли все, кому приходилось когда-либо пересказывать её. Она пришлась по душе многим, возможно, потому, что в ней отразился тот непоколебимый дух смелых первооткрывателей, бороздивших просторы Америки в те годы. Однако финал оказался неожиданным: найдя Фицджеральда и Бриджера, Хью Гласс… простил обоих. Иными словами, поступил по-христиански с теми, кто отказал ему в праве быть погребённым по христианским обычаям. Это немало расстроило сценаристов фильма «Выживший», которым пришлось придумывать дополнительную мотивацию для своего героя - он мстил своим обидчикам не за себя, а за того, кто был ему дороже собственной жизни - за своего сына.

Суть конфликта в фильме «Выживший» и образы персонажей

Команда капитана Генри, в которой состоят Хью Гласс, его сын-полукровка Хок, Джон Фицджеральд и юный Бриджер - захватчики, промышляющие на территориях индейцев. Эти люди по определению не могут быть «хорошими парнями». Но почему же на протяжении всего фильма мы сопереживаем Глассу и ненавидим Фицджеральда? Только ли выносливостью, физической силой и ловкостью Гласса мы восхищаемся, или есть что-то ещё? Сейчас мне придётся прибегнуть к некоторому упрощению, но оно поможет нам расставить акценты в событиях фильма и понять, почему одни герои вызывают симпатию, а другие - отвращение.

Отношение героев к природе

Если выстроить всех героев в ряд на некой воображаемой шкале от «плюса» к «минусу», где положение определяется по нескольким критериям, то самым важным, определяющим фактором я бы назвала близость героя к природе. И ближе всех к ней оказываются, конечно, индейцы. Испокон веков они живут на этих землях, разумно используя природные богатства, вкладывая свою мудрость в охоту, ловлю рыбы, разведение лошадей. Но представители западной цивилизации внесли беспорядок в эту размеренную жизнь, принеся с собой огнестрельное оружие, насилие, грабежи. Теперь индейцы уже не могут жить так, как прежде, они всегда находятся под угрозой уничтожения, им стало тяжело охотиться - и мы видим, как представители племени эрикари грабят отряд капитана Генри, чтобы захватить мясо и пушнину, которая понадобится им для обмена на лошадей у отряда французов.

Хью Гласс словно сливается с природой в этом кадре. Он умеет маскироваться и подкрадываться не хуже индейцев

Казалось бы, индейские племена обречены, ведь лукам не устоять против ружей. Но у индейцев есть то, чего нет у европейцев - они знают и понимают природу, они могут слиться с ней и подкрасться к лагерю бесшумно, они нападают, словно дикие звери. А следующий на нашей шкале близости к природе - это Хью Гласс. Он прожил несколько лет с индейским племенем пауни, научился их языку, он впитывал их мудрость вместе с притчами, которые рассказывала ему его жена, мать юного Хока. Он один понимает индейцев - вспомните, как ловко он обезвреживает одного из нападающих ри, скрывшегося в ветвях высокого дерева - там, где никто другой из отряда капитана Генри его бы не заметил. Ему удаётся выжить после столкновения с вооружёнными ри, преследующими его на лошадях. Само существование его сына является красноречивым свидетельством того, что Гласс чувствует себя ближе к индейцам, нежели к людям вроде Джона Фицджеральда или француза Туссена.

А как относится Гласс к суровой природе, в которой ему приходится выживать? Он умелый и ловкий охотник, по части маскировки в чаще он не уступает выросшим в этих лесах индейцам, он безошибочно прокладывает пути среди снега… А ещё он относится к животным и местным людям с благодарностью, хотя это чувство полностью лишено какой-либо сентиментальности. Когда погибает лошадь Гласса, в считанные минуты он оценивает своё положение и понимает, что единственный способ не замёрзнуть насмерть этой ночью - забраться в ещё тёплую тушу животного. Но, уходя утром, охотник прикасается к шкуре животного и замирает на мгновение - так он прощается с существом, чья гибель позволила ему выжить, так он отдаёт ему дань благодарности. Сравните это с рассказом Фицджеральда о том, как его отец встретил бога в виде белки, «зажарил его и съел». Такое хищническое отношение к природе неприемлемо для Гласса.

ДиКаприо и Иньярриту на съёмках фильма «Выживший»

Бескорыстие и алчность

Какие ещё характеристики помогают нам отличить истинных героев этой истории от жалких и ничтожных людей? Ещё одна черта, которой обладают «достойные» персонажи - это бескорыстие. Капитан Генри назначает награду в 100 долларов тому, кто останется с Глассом в его последние часы. Хок и Джим Бриджер в один голос отказываются от вознаграждения, так как спасти жизнь одного из самых важных членов отряда для них - дело чести. Совсем иначе ведёт себя Джон Фицджеральд, вначале прибирая к рукам тройную награду, а затем и вовсе разорив сейф, в котором хранятся доходы от всей экспедиции. Алчны и французы - они проворачивают бесчестные сделки с индейцами, несмотря на укоры вождя племени. Совсем другое, разумное отношение к материальным ценностям у капитана Генри - он понимает, когда нужно пожертвовать малым (оставить пушнину в лесу), чтобы сохранить нечто большее - жизни членов экспедиции.

Род и семья как высшая ценность для Гласса и индейской общины

Наконец, важно и то, какие цели ставят перед собой герои, к чему они идут. Для героев фильма «Выживший» в центре мироздания стоит род, семья. У Хью Гласса не было никого ближе его жены и сына. Когда его жену убили, Гласс застрелил обидчика, не посчитавшись с тем фактом, что тот был офицером. Гласс был при смерти, когда потерял последнее, что у него осталось - своего сына Хока. Он не мог покинуть этот свет, не отомстив Фицджеральду, и все жизненные силы он собрал не для того, чтобы вернуть себя к жизни, а для того, чтобы наказать виновного. Вспомните, что писал на камне, на стене пещеры Гласс - «Фицджеральд убил моего сына». Важнее этого страшного факта ничего не осталось в его жизни. Второй персонаж, для которого судьба его семьи важнее всего на свете - это индейский вождь, чьё племя без устали скитается по лесам в поисках дочери вождя Поваки. Для него каждый европеец - враг, потому что любой из них мог увести его дочь, причинить ей вред. И этим оправдана вся жестокость, с которой племя ри преследует отряд капитана Генри.

В своих снах и воспоминаниях Гласс постоянно возвращается к жене

О родных думает и сам капитан - отправившись на поиски Фицджеральда, он рассказывает Глассу, что забывает лицо жены. Но капитан Генри думает не только о жене, он силится сохранить жизни людей в своём отряде, помогает им справляться с ранениями - ведь он доктор. Отнюдь не эгоистичны и устремления юного Бриджера, преданного Хью Глассу. А вот Джон Фицджеральд ни о ком, кроме себя, не заботится - жажда наживы в нём сильнее здравого смысла, он готов подвергать риску себя и других, лишь бы заработать побольше, готов на предательство.

Многоязычие в фильме «Выживший» и проблема непонимания

Иньярриту не в первый раз обращается к теме непонимания между людьми - на эту тему он снял фильм «Вавилон», герои которого говорят на пяти разных языках. Вот и в «Выжившем» эта тема снова всплывает, хотя и не столь явно. Члены экспедиции капитана Генри говорят по-английски, французы объясняются на своём языке - но языков друг друга они не знают и не признают. «Ты по-нашенски можешь?», - язвительно спрашивают у прибившегося к лагерю охотников француза, который говорит по-английски с чудовищным акцентом. Кое-как члены французского отряда ведут переговоры с индейцами, прикрывая незнанием языка мошенничество и обман.

На наречии индейцев способен говорить только Хью Гласс. На этом языке он разговаривает со своим сыном, когда они одни. При посторонних же Гласс запрещает сыну открывать рот - он знает, что белые не будут слушать индейца-полукровку, для них он словно немой. На этом языке звучит притча, которую рассказывает Глассу жена. В звуках этого языка словно слышится мудрость природы, шёпот ветра и травы. Это в очередной раз подчёркивает связь Гласса с природой. В то же время он стремится уйти от праздных разговоров, говоря капитану Генри: «Я люблю тишину».

Хью Глассу и индейцу не нужно много слов, чтобы понимать друг друга

Лёжа на носилках в полуобморочном состоянии, Гласс не может произнести ни слова. Он вынужден молчать, когда на его глазах Фицджеральд убивает его сына Хока. В этот момент он сам словно индеец среди белых, которые не знают его языка. Но, встретив на дороге индейца, Гласс легко договаривается с ним. Он спасает себе жизнь, смиренно падая на колени перед хозяином этих мест. Жестами просит немного мяса. Их общение немногословно, но каждое слово имеет больше значения, чем праздная болтовня белых. Попав в лагерь французов, Гласс снова с помощью всего пары слов успевает договориться с пленной девушкой. Общение с индейцами даётся ему явно лучше, чем с белыми людьми.

Так в чём же смысл фильма «Выживший»?

Выше я расставила героев по местам на условной шкале от «положительных» к «отрицательным». Эти термины сами по себе не нравятся мне, а в отношении к этому фильму и вовсе кажутся неподходящими. Конечно, главный источник зла в этом фильме - предатель и убийца Джон Фицджеральд. Но кого из героев можно назвать безусловно положительным? Простодушного Джима Бриджера, который не сумел различить обман в словах Фицджеральда и стал предателем против собственной воли? Капитана Генри, снарядившего отряд в захватнический поход в земли индейцев? Или индейцев, веками воюющих друг с другом на этой земле? А может быть, Хью Гласса, сделавшего целью своей жизни кровавую месть?

На эти вопросы ответа я не даю. Скажу лишь, что этот фильм - и о моральном выборе, и об огромной разнице между ценностями разных людей, и о разных представлениях о справедливости, и о разных языках, на которых мы говорим… Многие из нас - особенно те, кто судит других слишком строго, подобно Джону Фицджеральду, зависть которого вызывают благородное происхождение капитана Генри и навыки Хью Гласса, - никогда не оказывались в критической ситуации и не осознают, насколько тяжело действовать и принимать решения в тех условиях, в которых живут герои фильма. Кого-то «Выживший» научит идти вперёд к своей цели, не давая себе шанса на проигрыш. Кого-то - быть внимательнее к другим и учиться слушать, не деля людей на «белых» и «краснорожих». А для кого-то смысл фильма «Выживший» окажется в чём-то совершенно ином. Но главное в том, что этот фильм заставил вас думать и искать ответы, а значит, съёмочная группа не напрасно трудилась в двадцатиградусные морозы, а веган ДиКаприо не зря вгрызался в печень бизона.

В начале года в прокате прошел фильм с Леонардо Ди Каприо в главной роли - "Выживший". Но как вы знаете, в основе фильма лежит реальная история, о которой и хотелось бы поговорить подробнее.

Хью Гласс – известный американский первопроходец, траппер и исследователь, навсегда вошедший в историю благодаря чудесному спасению из самого сердца американской тайги и дальнейшим приключениям.

Вот что о нем известно...

До наступления эры углеводородов, когда самыми ценными ресурсами в мире стали нефть и уголь, такую роль играл мех пушных зверей. Именно с добычей пушнины связано, например, освоение всей Сибири и Дальнего Востока России. В XVI-XVII веках в России месторождения серебра и золота были практически неизвестны, но торговать с другими странами было необходимо - именно это толкало русских людей все дальше на восток в поисках ликвидной валюты: ценных шкурок соболя, чернобурой лисы и горностая. Эти ценные шкурки назывались в то время «мягкой рухлядью».

Такой же процесс происходил и в США. С самого начала освоения Североамериканского континента европейские колонисты стали выкупать шкурки у индейцев и добывать их сами - это богатство целыми кораблями вывозилось в Старый Свет. Французы включились в пушную торговлю в XVI веке; англичане, установившие торговые посты у Гудзонова залива на территории современной Канады, и голландцы - в XVII. К XIX веку, когда началось бурное развитие промышленности, в Северной Америке уже сформировалась разветвленная сеть торговых компаний, занимавшихся добычей и продажей пушнины.

Долгое время промысел пушного зверя был одним из столпов американской экономики - задолго до золотой лихорадки в Калифорнии и на Аляске тысячи профессиональных охотников устремлялись в бескрайние леса северо-запада за мохнатым золотом. Их называли маунтинменами или трапперами. Они не только годами пропадали в лесу, расставляя силки и охотясь с огнестрельным оружием на зверей для собственной выгоды, но и выполняли другую немаловажную роль.

Это были первые белые люди в совершенно диких и неизведанных местах.

Именно они на протяжении своего пути заполняли дневники, карты, делали наброски и заметки о реках, по которым плыли, и о людях, с которыми доводилось встречаться. Впоследствии многие из них стали служить проводниками для научных экспедиций, сопровождать первые караваны переселенцев по Орегонской тропе; другие основывали торговые посты вдоль путей переселенцев или нанимались скаутами в армию США.

В период расцвета пушного промысла в 1820-х-1840-х годах маунтинменами могли называть себя около 3000 человек. Одним из них был Хью Гласс, ставший настоящей американской легендой.

Гласс родился в 1780 году в семье ирландских переселенцев, проживавших в штате Пенсильвания. С самой юности он испытывал тягу к приключениям, а дальние неизведанные земли притягивали юношу лучше любого магнита. И становится понятно почему: в США начиналась эра знаменитого покорения западных земель Северной Америки, когда каждый день всё новые группы первопроходцев и исследователей уходили всё дальше и дальше на запад. Многие из них не возвращались – стрелы индейцев, болезни, хищники и природные стихии делали своё дело, но богатство и загадка дальних земель не останавливала всё новых и новых фронтирменов (frontiersman).

Название фронтирмен (frontiersman) происходит от английского слова frontier. Фронтиром в 19 веке называлась зона между дикими неосвоенными западными землями и уже присоединенными восточными землями. Люди, проживавшие в этой зоне, как раз и назывались фронтирменами. Они работали в качестве охотников, проводников, строителей, исследователей и контактеров с различными индейскими племенами. Это была опасная и тяжелая работа, интересная, но полная лишений. По мере освоения диких земель, фронтир смещался на восток – к самому Восточному побережью, пока окончательно не перестал существовать.

Вероятно, ещё в юном возрасте Гласс ушел из дома и отправился на фронтир в поисках приключений и работы. Большинство сведений о его молодости отсутствуют, однако мы знаем, что с 1816 по 1818 год он состоял в команде пиратского корабля, который нападал на торговые суда, ходящие по рекам и вдоль морского побережья. Неизвестно, добровольно ли Гласс присоединился к отряду пиратов, или его захватили, не оставив другого выбора. Как бы то ни было, через 2 года во время очередного пиратского налета Гласс решил сбежать с корабля: он спрыгнул с корабля в воду и проплыл 4 километра до побережья Мексиканского залива. Не имея при себе никакого снаряжения, он день за днем шел на север, и, в конце концов, попал в плен к индейцам из племени пауни. Глассу повезло, что вождь племени разрешил ему остаться в племени и снабдил всем необходимым. Американец прожил с индейцами 3 года, приобретя навыки выживания в дикой местности и охоты на зверье, выучил язык пауни и даже взял себе в жены одну из девушек пауни. Через три года он в качестве посла от пауни отправился навстречу с американской делегацией, и после проведения переговоров решил не возвращаться к индейцам.

В 1822 году Гласс решил присоединиться к экспедиции известного предпринимателя Уильяма Эшли, который планировал исследовать притоки реки Миссури на предмет охотничьих угодий для новой пушной компании, организованную самим Уильямом Эшли и его бизнес-партнером Эндрю Генри. К экспедиции присоединилось множество известных фронтирменов и трапперов; решил попытать счастья и Хью Гласс. Приобретенный опыт и отличные физические данные показались Уильяму Эшли достаточными, и в начале 1823 года Гласс вместе с отрядом выступил в поход.

Через несколько недель исследователи, поднимавшиеся вверх по реке Миссури, попали в засаду враждебно настроенных индейцев из племени Арикара. 14 человек из отряда были убиты, а 11, включая Гласса, получили ранения. Уильям и Эндрю предлагали двигаться дальше, и как можно быстрее миновать опасный участок реки, но большая часть отряда считала, что впереди их будут поджидать большие силы индейцев, и продолжать путь по намеченному маршруту было бы равноценно самоубийству.

Отправив лодку с раненными товарищами вниз по реке до ближайшего форта, американцы стали дожидаться подкрепления. Наконец, в начале августа подошли дополнительные силы, которое атаковали Арикара и отбросили их к своим поселениям. С индейцами был заключен мир, и они обязались не препятствовать группе исследователей в дальнейшем. После этого пришедшие на подмогу добровольцы отправились обратно.
Так как противостояние с краснокожими привело к значительным задержкам, Уильям Эшли решил разделить своих людей на две группы и отправить их по двум разным маршрутам, чтобы наверстать упущенное и быстрее изучить местность. Более того, хотя с Арикара и был заключен пакт о ненападении, никто из американцев и не думал доверять индейцам, предпочтя уйти с намеченного маршрута по реке Миссури. Гласс попал во второй отряд, который возглавил Эндрю Генри. Они должны были покинуть реку Миссури и продолжить свой путь вдоль одного из её притоков – Гранд-ривер. Другой отряд сплавился вниз по реке и занялся установлением торговых связей с индейцами племени Кроу, чтобы хоть как-то возместить убытки от неудачного начала похода. Встретиться оба отряда должны были в форте Генри, находящимся выше по течению (см. карту).
Через некоторое время после разделения отряда, отряд Эндрю Генри стали беспокоить индейские войны племени Мандана: на протяжении всего пути они устраивали засады на американцев, держа их в постоянном напряжении. Смертельных случаев фронтирменам удалось избежать, но они были вымотаны и желали поскорее убраться из негостеприимных индейских земель.

В начале сентября 1823 года Гласс и его отряд занимался исследованием реки Гранд-ривер. Хью, выполнявший роль охотника, выслеживал оленя неподалеку от временного лагеря, как вдруг неожиданно наткнулся на медведицу и двух медвежат. Разъяренное животное бросилось на человека, нанеся множество страшных ран, и только подоспевшие на вопли товарищи смогли убить гризли, но Гласс к тому моменту уже потерял сознание.
Осмотрев раненного, все пришли к выводу, что Гласс едва ли протянет несколько дней. Как назло, именно в эти дни индейцы Мандана наиболее сильно досаждали американцам и буквально следовали за ними по пятам. Любая задержка в продвижении была равносильна смерти, а истекающий кровью Гласс сильно замедлил бы продвижение отряда. На общем собрании было принято сложное решение: Хью оставляли на месте вместе с двумя добровольцами, которые со всеми почестями похоронили бы его, а затем нагнали отряд.
Выполнить миссию вызвались Джон Фицджеральд (23 года) и Джим Бриджер (19 лет). Через несколько часов основной отряд снялся с лагеря и продолжил путь, а двое добровольцев остались с израненным Грассом. Они были уверены, что Хью умрет уже на следующее утро, однако и на следующий день, и через два, и через три дня он всё ещё был жив. Ненадолго приходя в сознание, Гласс снова засыпал, и так продолжалось несколько дней подряд.

Беспокойство двух добровольцев по поводу того, что их обнаружат индейцы, росло, а на пятый день перешло в состояние паники. Наконец, Фицджеральду удалось убедить Бриджера в том, что раненный в любом случае не выживет, а индейцы Мандана могут обнаружить их в любой момент, и кровавой расправы избежать не удастся. Они ушли утром шестого дня, не оставив умирающему ничего, кроме меховой накидки, и забрав его личные вещи… В дальнейшем они нагонят свой отряд и сообщат Эндрю Генри, что похоронили Гласса, после того как тот испустил дух.

Гласс очнулся на следующий день, лежа под меховой накидкой из-под убитого медведя. Не увидев рядом двух опекунов и обнаружив пропажу личных вещей, он сразу же понял, что произошло. У него был перелом ноги, многие мышцы были порваны, раны на спине гноились, а каждый вздох отдавался резкой болью. Движимый желанием жить и отомстить двоим беглецам, он решил во что бы то ни стало выбраться из глуши. Самым ближайшим населенным пунктом белых людей являлся форт Кайова, находившийся на расстояние около 350 км от места нападения медведя. Примерно определив юго-восточное направление, Гласс стал медленно ползти к намеченной цели.

В первые дни он проползал не более километра, питаясь по пути кореньями и дикими ягодами. Иногда на берега реки выносило мертвую рыбу, а один раз он нашел недоеденную волками тушу мертвого бизона. И хотя мясо животного было немного подгнившим, именно оно позволило получить Глассу необходимую для дальнейшего похода энергию. Сделав нечто вроде бандажа для ноги и найдя палку, о которую было удобно опираться во время ходьбы, он сумел увеличить скорость своего передвижения. Через две недели после начала своего пути, изможденный Хью встретил отряд дружественных индейцев племени Лакота, которые обработали его раны настоями трав, дали еду и, самое главное, каноэ, с помощью которого Гласс смог в итоге добраться до форта Кайова. Его путь занял около 3 недель.

Несколько дней Хью Гласс приходил в себя, залечивая свои ужасные раны. Узнав, что комендант форта решил отправить группу из 5 торговцев в деревню индейцев Мандана для восстановления дружественных отношений, Гласс сразу же присоединился к отряду. Деревня индейцев находилась как раз сверху по течению Миссури, и Хью надеялся, что, дойдя до форта Генри, он сможет отомстить Фицджеральду и Бриджеру. Шесть недель американцы пробивались сквозь сильное течение реки, и, когда до поселения индейцев остался день пути, Гласс решил оставить своих попутчиков, так как считал более выгодным дойти до деревни пешком, вместо того, чтобы на лодках против течения огибать большой речной изгиб, видневшийся впереди. Гласс понимал, что чем больше времени он сэкономит, тем быстрее найдет он сбежавших опекунов.

В это самое время к поселению Мандана приближались войны племени Арикара – индейцы постоянно воевали друг с другом, причем межплеменная ненависть часто была намного больше, чем ненависть к бледнолицым захватчикам. Именно это и спасло Гласса – воины двух племен заметили белого человека одновременно, и так вышло, что первыми около него оказались индейцы племени Мандана, сидящие верхом на лошадях. Решив позлить своих врагов, они сохранили американцу жизнь и даже в целости и сохранности доставили до ближайшего торгового поста Американской Пушной компании, находящегося около форта Тилтон.
Это интересно: торговцам, сопровождавшим Гласса, повезло гораздо меньше. Они попались индейцам Арикара, которые убили и оскальпировали всех пятерых.

В конце ноября Хью Гласс начал свой пеший 38-дневный поход из форта Тилтон по направлению к форту Генри. Зима пришла в эти края необычайно рано, реку сковал мороз, а по прерии гулял холодный северный ветер и ввалил снег. Температура ночью могла опускаться ниже 20 градусов мороза, но упрямый путешественник шел к своей цели. Достигнув, наконец, форта Генри в канун Нового года, Гласс предстал перед глазами удивленных членов своего отряда. Фицджеральд покинул форт несколько недель назад, но Бриджер все ещё находился здесь, и Гласс отправился прямиков к нему с твердой уверенностью застрелить предателя. Но, узнав, что молодой Бриджер недавно женился, а его жена ждет ребенка, Хью передумал и простил своего бывшего опекуна.

На несколько месяцев Гласс задержался в форте, чтобы переждать наступившие холода и выполнить задание Пушной компании – доставить шкуры в форт, располагавшийся ниже по течению Миссури. Трапперы в составе пяти человек отправились на выполнение задания в конце февраля. В один из дней они увидели индейского вождя в одеяниях племени Пауни, стоящего на берегу реки и дружественно приглашавшего их сойти на берег и отужинать в индейском поселении. Уверенные, что это действительно Пауни, которые были известны своим дружелюбием по отношению к бледнолицым, трапперы приняли приглашение. Вождь не знал, что Гласс долгое время прожил в племени Пауни и понимал индейские диалекты, поэтому, общаясь со своими приближенными, говорил на языке Арикара, уверенный, что американцы не смогут понять различий. Но Гласс понял, что краснокожие хотят их перехитрить, и на самом деле это Арикара, притворившись Пауни, заманивают их в ловушку.

Трапперы кинулись в разные стороны, но двое из них были сразу же убиты стрелами индейцев. Двое других, побежавшие в противоположном от Гласса направлении, скрылись в лесах и благополучно добрались до форта, а сам Хью в очередной раз остался в одиночестве в полном опасности лесу, который прочесывали озлобленные Арикара. Но закаленного бойца индейцам было не так просто поймать, и спустя несколько дней Гласс благополучно достиг знакомого форта Кайова, куда он уже приходил, израненный после нападения медведя. Там он узнал, что Фицджеральд вступил в ряды армии США и в данный момент находится в форте Аткинсон, ниже по течению реки.

На этот раз Гласс решил полностью сосредоточиться на мести своему бывшему товарищу, и в июне 1824 года достиг форта. Действительно, Фицджеральд находился в форте, но так как был солдатом армии США, за его убийство Глассу грозила смертная казнь. Возможно, именно это остановило Гласса от возмездия, возможно, что-то другое, но спустя некоторое время он отказался от своей мести и решил продолжить работать траппером и проводником на фронтире.

Такой человек, как Гласс, просто не мог спокойно встретить свою смерть, лежа дома под теплым одеялом. Индейская стрела воина Арикара нашла его спустя девять лет, когда он вместе с другими трапперами, отправился добывать пушного зверя в окрестностях реке Миссури.

Спустя несколько месяцев группа индейцев Пауни пришла к американцам для налаживания торговых связей. Один из индейцев в присутствие трапперов достал из сумки флягу и отпил. Трапперы увидели на фляге характерный рисунок, который когда-то сделал на своей фляге Хью Гласс. Индейцев Арикара, опять пытавшихся притвориться Пауни, расстреляли на месте.

Основано на реальных событиях, подчеркивают нам создатели фильма. Но часто, делая кино по реальным событиям, кинематографисты вольно обращаются с фактами. Некоторые события немного скучны и ими пренебрегают, какие-то события додумывают, чтобы придать фильму зрелищности и сделать сюжет захватывающим, интригующим, интересным. Реальная история «Выжившего» не столь эффектна, но также восхищает силой и жаждой жизни главного героя. А еще, на самом деле, он всех простил.

Действительно ли Хью Гласс был охотником на пушных зверей?

Да, охотником и первопроходцем. И это один из немногих фактов, которые известны о нем достоверно. В 1823 году он подписал документ, согласно которому должен был участвовать в исследовательской экспедиции «Меховая компания Скалистых гор» организуемой генералом Уильямом Генри Эшли, который разместил объявление о наборе членов экспедиции в газете «Missouri Gazette & Public Advertiser». Именно в этой экспедиции Гласс был атакован медведем.

Действительно ли Хью Гласс убедил охотников оставить свои лодки и продолжить путь не по реке?

Нет. После первого боя с индейцами племени арикара организаторы экспедиции генерал Эшли и майор Генри приняли решение идти через горы.

Действительно ли у Хью Гласса была жена из коренных американцев?

Мало что известно о жизни Гласса до нападения на него медведя. Гипотезой является и брак с индейской женщиной, в которую он якобы влюбился, когда жил в плену у индейцев. А в плен, согласно легенде, он попал, сбежав от пирата Жана Лафита. Хью Гласс был опытным охотником и исследователем. А где и как он приобрел эти навыки, можно только догадываться.

В картине. Хью Гласс – охотник на пушных зверей.

На самом деле.

Это правда – один из немногих подтвержденных фактов из биографии Гласса. В 1823 году он вместе со 100 другими охотниками стал участником экспедиции по исследованию истоков реки Миссури. Ее организовали генерал Уильям Эшли и майор Эндрю Генри (в фильме его играет Донал Глисон), основатели меховой компании Скалистых гор. Именно в этой экспедиции Хью был атакован медведем гризли, после чего его жизнь и превратилась в легенду.

В картине. Женой Гласса была индианка из племени Пауни.

На самом деле.

О жизни Гласса до 1823 года сведений не сохранилось – увы, но его судьба стала всем интересной только после борьбы с медведем. Самая распространенная теория гласит, что Хью несколько лет провел в плену у Пауни, где в него влюбилась девушка. В ходе пересказов легенда обрастала разными фантастическими подробностями, включая то, что он был похищен французским пиратом и сбежал с его корабля, прыгнув за борт в районе, где ныне расположен штат Техас… Точно можно сказать, что Гласс был опытным охотником и прекрасно ориентировался на местности, но как он эти знания получил, неизвестно.

Герой Ди Каприо и реальный Хью Гласс

В картине. В процессе борьбы с медведем Гласс убивает зверя.

На самом деле.

Как и в кино, в жизни не было очевидцев момента нападения гризли на охотника. Его товарищи бросились на помощь, услышав крики, и им потребовалось не раз выстрелить в животное, чтобы оно выпустило жертву. Хью случайно наткнулся на медведицу с двумя детенышами, и она напала на него, оставив многочисленные порезы и ранения: распорола голову, проткнула горло, сломала ногу.

На самом деле.

Так и было: охотники по поручению генерала Генри остались с умирающим, чтобы, когда придет момент, похоронить его по-христиански. Однако когда стало ясно, что время идет, а умирать Гласс не собирается, «охранники» положили его в яму и отправились догонять остальных членов экспедиции.

 

1 /3

Том Харди: Спасти мир сможет только женщина

  • Подробнее

В картине. Основное действие разворачивается зимой.

На самом деле.

Нападение медведя состоялось летом. Кроме того, согласно мифу, когда Гласса бросили, он выглядел гораздо хуже, чем в кино: его раны гнили. Он, большой знаток природы, придумал себе лечение, надо сказать, довольно отвратительное: нашел дерево со множеством личинок и позволил им есть свою отмирающую ткань. Леонардо Ди Каприо рассказал, что они не стали использовать это в фильме, так как перенесли время действия почти полностью в зиму и отыскать каких-либо насекомых было проблематично.

В картине. У Гласса есть сын-подросток, и Фицжеральд убивает его на глазах отца.

На самом деле.

Никаких свидетельств о том, были ли у охотника дети и тем более, что их кто-то убил, не сохранилось.

В картине. Хью Гласс добрался до лагеря, где располагалась экспедиция, и его главная цель: найти и убить Фицжеральда, что он и делает.

На самом деле.

Исследования жизни Гласса подтверждают: он добрался до лагеря, нашел Фицжеральда (тот, кажется, не особо прятался), но ни убивать его, ни вообще наносить телесных повреждений не стал. Почему? Сложно сказать, какой переворот происходит в душе человека, проделавшего путь в 300 км ползком, без еды и снаряжения. Возможно, он находит смысл в чем-то большем, чем удовольствие от мести. Но все-таки главной темой фильма стала именно месть. Правда, не стоит забывать, что в жизни у Гласса не было детей, которых убили на его глазах.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы