Чем отличается католическая церковь от православной. Главные отличия православной веры от католической 

Главная / Дом и ребенок

Христианство является доминирующей религиозной конфессией на планете. Число ее последователей исчисляется миллиардами человек, а география охватывает большинство развитых стран мира. Сегодня она представлена множеством ветвей, самыми значительными из которых являются католики и православные. В чем разница между ними? Чтобы узнать это, нужно окунуться в глубь веков.

Исторические корни схизмы

Великий раскол христианской церкви или схизма произошел в 1054 году. Ключевые моменты, которые легли в основу фатального разрыва:

  1. Нюансы проведения богослужения. В первую очередь, наиболее остро стоял вопрос, на пресном или квасном хлебе проводить литургию;
  2. Непризнание Римским престолом концепции Пентархии. Она предполагала равное участие в решении вопросов богословия пяти кафедр, расположенных в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии и Константинополе. Латиняне традиционно выступали с позиции папского примата, чем сильно оттолкнули от себя остальные четыре кафедры;
  3. Серьезные богословские споры. В частности, относительно сущности Триединого Бога.

Формальным поводом для разрыва стало закрытие греческих церквей в Южной Италии, подвергшейся нормандскому завоеванию. На это последовал зеркальный ответ в виде закрытия латинских храмов в Константинополе. Последняя акция сопровождалась глумлением над святынями: Святые Дары, приготовленные для литургии, были растоптаны.

В июне-июле 1054 года состоялся взаимный обмен анафемами, что означало раскол , который продолжается до сих пор.

В чем различие между католиками и православными?

Раздельное существование двух основных ветвей христианства продолжается вот уже почти тысячу лет. За это время успел накопиться большой массив существенных различий во взглядах, которые касаются любой стороны церковной жизни.

Православные имеют следующие взгляды, которые никак не приемлют их западные собратья:

  • Одна из ипостасей триединого Бога, Святой Дух, берет свое начало лишь от Отца (творец мира и человека, основа всего сущего), но не от Сына (Иисус Христос, ветхозаветный мессия, который принес себя в жертву за людские прегрешения);
  • Благодать суть действие Господа, а не нечто само собой разумеющееся исходя из акта творения;
  • Существует собственный взгляд на очищение грехов после смерти. Грешники у католиков обречены на муки в чистилище. У православных же их ждут мытарства - путь к единению с Господом, не обязательно предполагающий истязания;
  • В Восточной ветви также совершенно не почитается догмат о непорочном зачатии Богородицы (матери Иисуса Христа). Католики же считают, что она стала матерью, избежав порочной половой связи.

Дифференциация по обрядовому признаку

Различия в области богослужения не носят жесткого характера, но в количественном отношении их гораздо больше:

  1. Персона священнослужителя. Римско-католическая церковь придает ей чрезвычайно большое значение в литургии. Он вправе от своего имени произносить знаковые слова при совершении обрядов. Константинопольская традиция отводит священнику роль «раба божьего» и не более;
  2. Различается и количество разрешенных богослужений в день. Византийский обряд допускает делать это только единожды на одном Престоле (храм на алтаре);
  3. Крещение ребенка только у восточных христиан проходит путем обязательного погружения в купель. Во всем остальном мире достаточно лишь окропить дитя освященной водой;
  4. В латинском обряде для исповеди используются специально отведенные помещения, называемые конфессионалами;
  5. Алтарь (жертвенник) только на Востоке отгорожен от остальной части церкви перегородкой (иконостасом). Католический пресвитерий, напротив, спроектирован как архитектурно открытое место.

Армяне - католики или православные?

Армянская церковь считается одной из самых самобытных в восточном христианстве. Она обладает рядом черт, которые делают ее абсолютно уникальной:

  • Иисус Христос признается сверхчеловеческим существом, которое не имеет тела и не испытывает никаких потребностей, присущих всем остальным людям (даже еда и питье);
  • Практически не развиты традиции иконописи. Художественным изображениям святых поклоняться не принято. Вот почему интерьер армянских храмов так сильно отличается от всех прочих;
  • Вслед за латинянами праздники привязаны к григорианскому календарю;
  • Имеется уникальная и ни на что не похожая религиозная «табель о рангах», включающая пять ступеней (в отличие от трех в РПЦ);
  • В дополнение к Великому Посту существует дополнительный период воздержания под названием арачаворк;
  • В молитвах принято возносить хвалу только одной из ипостасей Троицы.

Официальное отношение РПЦ к армянской конфессии подчеркнуто уважительное. Однако последователи ее не признаются православными, почему даже посещение армянского храма может быть достаточным поводом для отлучения.

Следовательно, верующие армяне являются католиками .

Особенности почитания праздников

Ничуть не удивительно, что различия существуют и в проведении праздников:

  • Самый главный пост во всех христианских церквях, именуемый Великим , в латинском обряде начинается в среду седьмой недели перед Пасхой. У нас же воздержание начинают на два дня ранее, в понедельник;
  • Существенно отличаются методики вычисления даты Пасхи. Они совпадают довольно редко (как правило, в 1/3 случаев). И в том, и в другом случае за отправную точку принимается день весеннего равноденствия (21 марта) по григорианскому (в Риме) или юлианскому календарю;
  • Набор красных дней церковного календаря на Западе включает неизвестные в России праздники почитания Тела и Крови Христовых (через 60 дней после Пасхи), Святейшего Сердца Иисуса (через 8 дней после предыдущего), Праздник Сердца Марии (на следующий день);
  • И наоборот, у нас отмечаются такие праздники, которые совершенно неизвестны сторонникам латинского обряда. Среди них - поклонение некоторым реликвиям (мощи Николая Чудотворца и цепи Апостола Петра);
  • Если католики полностью отрицают празднование субботы, то православные почитают ее одним из господних дней.

Сближение православных и католиков

Между христианами всего мира сегодня гораздо больше общего, чем даже сто лет назад. Что в России, что на Западе церковь находится в глубокой осаде со стороны светского общества. Количество прихожан среди молодежи год от года сокращается. Появляются новые культурные вызовы в виде сектантства, псевдорелигиозных течений и исламизации.

Все это заставляет прежних врагов и конкурентов забыть старые обиды и попытаться найти общий язык в условиях постиндустриального общества:

  • Как было заявлено на Втором Ватиканском Соборе, различия между восточной и западной теологиями являются скорее взаимодополняющими, нежели конфликтующими. Декрет «Unitatis Redintegratio» гласит, что так достигается наиболее полное видение христианской истины;
  • Папа Римский Иоанн Павел II, носивший папскую тиару в 1978-2005 годах, отмечал, что христианской церкви нужно «дышать обоими легкими». Он подчеркнул синергию рациональной латинской и мистически-интуитивной византийской традиций;
  • Ему вторил преемник, Бенедикт XVI, заявивший, что восточные церкви не отделены от Рима;
  • С 1980 года проводятся регулярные пленумы Комиссии по богословскому диалогу между двумя церквами. Последняя встреча, посвященная вопросам соборности, прошла в 2016 году в Италии.

Еще несколько сотен лет назад религиозные противоречия вызывали серьезные конфликты даже в благополучных европейских странах. Однако секуляризация сделала свое дело: кто такие католики и православные, в чем разница между ними - это мало волнует современного обывателя. Всесильные агностицизм и атеизм превратили в прах тысячелетний христианский конфликт, оставив его на откуп седовласым старцам в стелющихся по полу одеждах.

Видео: история раскола между католиками и православными

В данном ролике историк Аркадий Матросов расскажет, почему христианство раскололось на два религиозных течения, что предшествовало этому:

Ника Кравчук

Чем Православная Церковь отличается от Католической

Православная Церковь и Католическая Церковь — две ветки христианства. Обе берут свое начало от проповеди Христа и апостольских времен, чтут Пресвятую Троицу, поклоняются Богоматери и святым, имеют одинаковые таинства. Но между этими церквями существует множество отличий.

Самых принципиальных, догматических различий, пожалуй, можно выделить три.

Символ веры. Православная Церковь учит, что Святой Дух исходит от Отца. У Католической Церкви существует так называемое «филиокве» — добавление «и Сына». То есть католики утверждают, что Святой Дух исходит от Отца и Сына.

Почитание Божьей Матери. У католиков существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, в соответствии с каким Богоматерь не унаследовала первородного греха. Православная Церковь говорит, что от первородного греха Мария освободилась с момента зачатия Христа. Также католики верят в то, что Богоматерь вознеслась на небо, поэтому они не знают такого чтимого в православии праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Догмат о непрогрешимости Папы Римского. Католическая Церковь верит в то, что учение по вопросам веры и морали, произнесенное Папой ex cathedra (с кафедры), является безошибочным. Папа Римский исполняется Святого Духа, поэтому он не может допускать ошибки.

Но существует и много других отличий.

Целибат. В Православной Церкви есть черное и белое духовенство, второму соответственно положено иметь семьи. Католическое духовенство дает обет безбрачия — целибат.

Брак. Католическая Церковь считает его священным союзом и не признает разводы. Православие допускает разные обстоятельства.

Крестное знамение. Православные крестятся тремя пальцами, слева направо. Католики — пятью и справа налево.

Крещение. Если в Католической Церкви положено только поливать крещаемого водой, то в православной — окунать с головой. В православии таинства крещения и миропомазания совершаются в тот же момент, а у католиков миропомазания осуществляются отдельно (возможно и в день Первого Причастия).

Причащение. Православные во время этого таинства вкушают хлеб из заквашенного теста, а католики — с пресного. Кроме этого, Православная Церковь благословляет причащать детей с самого раннего возраста, а в католичестве этому предшествуют катехизация (обучение христианской вере), после нее большой праздник — Первое причастие, которое попадает где-то на 10-12-й год жизни ребенка.

Чистилище. Католическая Церковь, кроме ада и рая, признает и специальное промужеточное место, в котором душа человека еще может очиститься для вечного блаженства.

Устройство храма. В католических храмах установлен орган, относительно меньше икон, зато еще есть скульптуры и много мест для сидения. В православных храмах много икон, росписей, молиться принято стоя (есть лавочки и стульчики для тех, кому надо сидеть).

Вселенскость. Каждая из Церквей имеет собственное понимание вселенскости (кафоличности). Православные считают, что Вселенская Церковь воплощена в каждой поместной Церкви во главе с епископом. Католики уточняют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью.

Соборы. Православная Церковь признает сем Вселенских Соборов, а Католическая — 21.

Многих беспокоит вопрос: могут ли объединиться обе церкви? Таковая возможность есть, но как быть с отличиями, какие существуют на протяжении многих веков? Вопрос остается открытым.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда люди только приходят в храм, текст богослужений для них кажется совсем непонятным. «Елицы оглашенные, изыдите», - дает возглас священник. Кого он имеет в виду? Куда идти? Откуда вообще появилось такое название? Ответы на эти вопросы нужно искать в истории Церкви.

Значение Православия в русской истории и культуре духовно-определяющее. Для того чтобы понять это и убедиться в этом, не надо быть самому православным; достаточно знать русскую историю и иметь духовную зоркость. Достаточно признать, что тысячелетняя история России творится людьми христианской веры; что Россия слагалась, крепла и развертывала свою духовную культуру именно в христианстве и что христианство она восприняла, исповедовала, созерцала и вводила в жизнь именно в акте Православия. Именно это было постигнуто и выговорено гением Пушкина. Вот его подлинные слова:

«Великий духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В этой священной стихии исчез и обновился мир». «Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер». «Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою», «история ее требует другой мысли, другой формулы»...

И вот ныне, когда наши поколения переживают великий государственный, хозяйственный, моральный и духовно-творческий провал в истории России и когда мы повсюду видим ее недругов (религиозных и политических), подготовляющих поход на ее самобытность и целость, мы должны твердо и точно выговорить: дорожим ли мы нашей русской самобытностью и готовы ли мы ее отстаивать? И далее: в чем эта самобытность, каковы ее основы и каковы те покушения на нее, которые мы должны предвидеть?

Самобытность русского народа выражается в его особливом и своеобразном духовном акте. Под «актом» надо разуметь внутренний строй и уклад человека: его способ чувствовать, созерцать, думать, желать и действовать. Каждый из русских, попав за границу, имел, да имеет и ныне, полную возможность убедиться на опыте в том, что другие народы имеют иной, отличный от нас бытовой и духовный уклад; мы испытываем это на каждом шагу и с трудом привыкаем к этому; иногда видим их превосходство, иногда остро чувствуем их неудовлетворенность, но всегда испытываем их инородность и начинаем томиться и тосковать по «родине». Это объясняется самобытностью нашего бытового и духовного уклада, или, выражаясь кратчайшим словом, у нас иной акт.

Русский национальный акт сложился под влиянием четырех великих факторов: природы (континентальность, равнина, климат, почва), славянской души, особливой веры и исторического развития (государственность, войны, территориальные размеры, многонациональность, хозяйство, образование, техника, культура). Невозможно осветить все это сразу. Об этом есть книги, - то драгоценные (Н. Гоголь «В чем же, наконец, существо русской поэзии»; Н. Данилевский «Россия и Европа»; И. Забелин «История русской жизни»; Ф. Достоевский «Дневник писателя»; В. Ключевский «Очерки и речи»), то мертворожденные (П. Чаадаев «Философские письма»; П. Милюков «Очерки по истории русской культуры»). В понимании и толковании этих факторов и самого русского творческого акта важно оставаться предметным и справедливым, не превращаясь ни в фанатического «славянофила», ни в слепого для России «западника». И это особенно важно в том основном вопросе, который мы здесь ставим, - о Православии и католичестве.

Среди недругов России, неприемлющих всю ее культуру и осуждающих всю ее историю, совершенно особое место занимают римские католики. Они исходят из того, что в мире есть «благо» и «истина» только там, где «ведет» Католическая Церковь и где люди беспрекословно признают авторитет римского епископа. Все остальное идет (так они понимают) по неправильному пути, пребывает во тьме или ереси и должно быть рано или поздно обращено в их веру. Это составляет не только «директиву» католицизма, но и само собою разумеющуюся основу или предпосылку всех его доктрин, книг, оценок, организаций, решений и действий. Heкатолическое в мире должно исчезнуть: или в результате пропаганды и обращения, или же погублением Божиим.

Сколько раз за последние годы католические прелаты принимались объяснять мне лично, что «Господь выметает железною метлою православный восток для того, чтобы воцарилась единая Католическая Церковь»... Сколько раз я содрогался от того ожесточения, которым дышали их речи и сверкали их глаза. И внимая этим речам, я начинал понимать, как мог прелат Мишель д"Эрбиньи, заведующий восточно-католическою пропагандою, дважды (в 1926 и в 1928 годах) ездить в Москву, чтобы налаживать унию с «обновленческой церковью» и, соответственно, «конкордат» с большевиками, и как мог он, возвращаясь оттуда, перепечатывать без оговорок гнусные статьи коммунистов, именующие мученическую, Православную, патриаршую Церковь (дословно) «сифилитической» и «развратной». И я понял тогда же, что «конкордат» Ватикана с Третьим Интернационалом не осуществился доселе не потому, что Ватикан «отверг» и «осудил» такое соглашение, а потому, что его не захотели сами коммунисты. Я понял разгром православных соборов, церквей и приходов в Польше, творившийся католиками в тридцатых годах текущего (двадцатого. - Прим. ред.) века... Я понял, наконец, в чем истинный смысл католических «молитв о спасении России»: как первоначальной, краткой, так и той, которая была составлена в 1926 году папою Бенедиктом XV и за чтение которой у них даруется (по объявлению) «триста дней индульгенции»...

И ныне, когда мы видим, как Ватикан годами снаряжается в поход на Россию, проводя массовую скупку русской религиозной литературы, православных икон и целых иконостасов, массовую подготовку католического духовенства к симуляции православного богослужения на русском языке («католичество восточного обряда»), пристальное изучение православной мысли и души ради доказательства их исторической несостоятельности, - мы все, русские люди, должны поставить перед собой вопрос о том, в чем же отличие Православия от католицизма, и постараться ответить себе на этот вопрос со всею объективностью, прямотою и исторической верностью.

Это есть отличие догматическое, церковно-организационное, обрядовое, миссионерское, политическое, нравственное и актовое. Последнее отличие есть жизненно-первоначальное: оно дает ключ к пониманию всех остальных.

Догматическое отличие известно каждому православному: во-первых, вопреки постановлениям Второго Вселенского Собора (Константинопольского, 381 г.) и Третьего Вселенского Собора (Ефесского, 431 г., Правило 7), католики ввели в 8-й член Символа веры добавление об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына («филиокве»); во-вторых, в XIX веке к этому присоединился новый католический догмат о том, что Дева Мария была зачата непорочною («дэ иммакулата концепционэ»); в-третьих, в 1870 году был установлен новый догмат о непогрешимости римского папы в делах Церкви и вероучения («экс катэдра»); в-четвертых, в 1950 году был установлен еще один догмат о посмертном телесном вознесении Девы Марии. Эти догматы не признаны Православной Церковью. Таковы важнейшие догматические отличия.

Церковно-организационное отличие состоит в том, что католики признают римского первосвященника главою Церкви и заместителем Христа на земле, тогда как православные признают единого главу Церкви - Иисуса Христа и считают единственно правильным, чтобы Церковь строилась Вселенским и Поместными соборами. Православие не признает также светскую власть за епископами и не чтит католические орденские организации (в особенности иезуитов). Это важнейшие отличия.

Обрядовые отличия суть следующие. Православие не признает богослужения на латинском языке; оно блюдет литургии, составленные Василием Великим и Иоанном Златоустом, и не признает западных образцов; оно соблюдает завещанное Спасителем причащение под видом хлеба и вина и отвергает введенное католиками для мирян «причащение» одними «освященными облатками»; оно признает иконы, но не допускает скульптурных изображений в храмах; оно возводит исповедь к незримо присутствующему Христу и отрицает исповедальню как орган земной власти в руках священника. Православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона; у него иное облачение; у него иное знамение креста; иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое «приседание»; оно не знает дребезжащего звонка во время совершительных молитв и многого другого. Таковы важнейшие обрядовые отличия.

Миссионерские отличия суть следующие. Православие признает свободу исповедания и отвергает весь дух инквизиции; истребление еретиков, пытки, костры и принудительное крещение (Карл Великий). Оно блюдет при обращении чистоту религиозного созерцания и его свободу от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета и материальной помощи («благотворительность»); оно не считает, что земная помощь брату во Христе доказывает «правоверие» благотворителя. Оно, по слову Григория Богослова, ищет «не победить, а приобрести братьев» по вере. Оно не ищет власти на земле любою ценою. Таковы важнейшие миссионерские отличия.

Политические отличия таковы. Православная Церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии. Исконное русско-православное разрешение вопроса таково: Церковь и государство имеют особые и различные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным миссионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам (вспомним Филиппа митрополита и патриарха Тихона). Ее оружие - не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Византийские и послепетровские уклонения от этого порядка были явлениями нездоровыми.

Католицизм, напротив, ищет всегда и во всем и всеми путями - власти (светской, клерикальной, имущественной и лично-суггестивной).

Нравственное отличие таково. Православие взывает к свободному человеческому сердцу. Католицизм взывает к слепо-покорной воле. Православие ищет пробудить в человеке живую, творческую любовь и христианскую совесть. Католицизм требует от человека повиновения и соблюдения предписания (законничество). Православие спрашивает о самом лучшем и зовет к евангельскому совершенству. Католицизм спрашивает о «предписанном», «запрещенном», «позволенном», «простительном» и «непростительном». Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания.

И все это теснейше связано с первоначальным и глубочайшим актовым отличием, которое необходимо продумать до конца, и притом раз навсегда.

Исповедание отличается от исповедания по своему основному религиозному акту и его строению. Важно не только то, во что ты веруешь, но еще и то, чем, т. е. какими силами души, осуществляется твоя вера. С тех пор как Христос Спаситель утвердил веру на живой любви (см. Мк. 12, 30-33; Лк. 10, 27; ср. 1 Ин. 4, 7-8, 16), мы знаем, где искать веру и как найти ее. Это есть самое важное для понимания не только своей веры, но и особенно чужой веры и всей истории религии. Именно так мы должны понять и Православие, и католичество.

Есть религии, которые родятся из страха и питаются страхом; так, африканские негры в своей массе прежде всего боятся темноты и ночи, злых духов, колдовства, смерти. В борьбе с этим страхом и в эксплуатации его у других и слагается их религия.

Есть религии, которые родятся из вожделения; и питаются эротикой, принимаемой за «вдохновение»; такова религия Диониса-Вакха; таков «шиваизм левой руки» в Индии; таково русское хлыстовство.

Есть религии, живущие фантазией и воображением; их сторонники довольствуются мифическими легендами и химерами, поэзией, жертвоприношениями и обрядами, пренебрегая любовью, волей и мыслью. Таков индийский брахманизм.

Буддизм был создан как религия жизнеотвержения и аскезы. Конфуцианство возникло как религия исторически выстраданной и искренно прочувствованной моральной доктрины. Религиозный акт Египта был посвящен преодолению смерти. Иудейская религия искала прежде всего национального самоутверждения на земле, выдвигая генотеизм (бог национальной исключительности) и моральное законничество. Греки создали религию семейного очага и зримой красоты. Римляне - религию магического обряда. А христиане?

Православие и католичество одинаково возводят свою веру ко Христу, Сыну Божию, и к евангельскому благовествованию. И тем не менее их религиозные акты не только различны, но и несовместимы по своей противоположности. Именно этим определяются и все те отличия, которые я указал в предшествующей статье («О русском национализме». - Прим. ред.).

Первичное и основное пробуждение веры для православного есть движение сердца, созерцающей любви, которая видит Сына Божия во всей Его благости, во всем Его совершенстве и духовной силе, преклоняется и приемлет Его как сущую правду Божию, как свое главное жизненное сокровище. При свете этого совершенства православный познает свою греховность, укрепляет и очищает им свою совесть и вступает на путь покаяния и очищения.

Напротив, у католика «вера» пробуждается от волевого решения: довериться такому-то (католически-церковному) авторитету, подчиниться и покориться ему и заставить себя принять все, что этот авторитет решит и предпишет, включая и вопрос добра и зла, греха и его допустимости.

Почему у православного душа оживает от свободного умиления, от доброты, от сердечной радости - и тогда зацветает верою и соответственными ей добровольными делами. Здесь благовестие Христа вызывает искреннюю любовь к Богу, а свободная любовь пробуждает в душе христианскую волю и совесть.

Напротив, католик постоянными усилиями воли понуждает себя к той вере, которую ему предписывает его авторитет.

Однако в действительности воле подчинены всецело только внешние телодвижения, в гораздо меньшей степени ей подчинена сознательная мысль; еще меньше - жизнь воображения и повседневных чувствований (эмоций и аффектов). Ни любовь, ни вера, ни совесть воле не подчинены и могут совсем не отозваться на ее «понуждения». Можно принудить себя к стоянию и поклонам, но невозможно вынудить у себя благоговение, молитву, любовь и благодарение. Только внешнее «благочестие» повинуется воле, а оно и есть не более чем внешняя видимость или же просто притворство. Можно принудить себя к имущественному «пожертвованию»; но дар любви, сострадания, милосердия невынудим ни волею, ни авторитетом. За любовью - как земною, так и духовною - мысль и воображение следуют сами собой, естественно и охотно, но воля может биться над ними всю жизнь и не подчинить их своему давлению. Из раскрытого и любящего сердца совесть, как голос Божий, заговорит самостоятельно и властно. Но дисциплина воли не ведет к совести, а покорность внешнему авторитету заглушает личную совесть окончательно.

Так развертывается эта противоположность и непримиримость двух исповеданий, и нам, русским людям, необходимо продумать ее до конца.

Тот, кто строит религию на воле и на покорности авторитету, тот неизбежно должен будет ограничить веру умственным и словесным «признанием», оставляя сердце холодным и черствым, заменяя живую любовь - законничеством и дисциплиною, а христианскую доброту - «похвальными», но мертвыми делами. И самая молитва превратится у него в бездушные слова и неискренние телодвижения. Тот, кто знает религию древнеязыческого Рима, тот сразу узнает во всем этом его традицию. Именно эти черты католической религиозности всегда испытывались русской душой как чуждые, странные, искусственно-натянутые и неискренние. И когда мы слышим от православных людей, что в католическом богослужении есть внешняя торжественность, доводимая иногда до грандиозности и «красивости», но нет искренности и тепла, нет смирения и горения, нет сущей молитвы, а потому и духовной красоты, то мы знаем, где искать объяснения этому.

Эта противоположность двух исповеданий обнаруживается во всем. Так, первая задача православного миссионера - дать людям Святое Евангелие и богослужение на их языке и в полном тексте; католики держатся латинского языка, непонятного большинству народов, и воспрещают верующим самостоятельное чтение Библии. Православная душа ищет непосредственного приближения ко Христу во всем: от внутренней одинокой молитвы до приобщения Святых Таин. Католик смеет думать и чувствовать о Христе только то, что ему позволит авторитетный посредник, стоящий между ним и Богом, и в самом приобщении он остается лишенным и умалишенным, не приемля пресуществленного вина и получая вместо пресуществленного хлеба - некую замещающую его «облатку».

Далее, если вера зависит от воли и решения, то, очевидно, неверующий не верит потому, что не хочет веровать, а еретик еретичествует потому, что решил веровать по-своему; и «ведьма» служит дьяволу потому, что она одержима злою волею. Естественно, что они все преступники против Закона Божия и что их надо карать. Отсюда инквизиция и все те жестокие дела, которыми насыщена средневековая история католической Европы: крестовые походы против еретиков, костры, пытки, истребление целых городов (например, города Штединг в Германии в 1234 г.); в 1568 г. все жители Нидерландов, кроме названных поименно, были приговорены к смерти, как еретики.

В Испании инквизиция исчезла окончательно лишь в 1834 году. Обоснование этих казней понятно: неверующий есть нежелающий веровать, он злодей и преступник перед лицом Божиим, его ждет геенна; и вот лучше кратковременный огонь земного костра, чем вечный огонь ада. Естественно, что люди, вынудившие веру волею сами у себя, пытаются вынудить ее и у других и видят в неверии или инаковерии не заблуждение, не несчастье, не ослепление, не скудость духовную, а злую волю.

Напротив, православный священник следует апостолу Павлу: не стремиться «брать власть над чужою волею», но «споспешествовать радости» в сердцах людей (см. 2 Кор. 1, 24) и твердо помнить завет Христа о «плевелах», не подлежащих преждевременному выпалыванию (см. Мф. 13, 25-36). Он признает руководительную мудрость Афанасия Великого и Григория Богослова: «То, что совершается силою против желания, - не только вынуждено, не-свободно и не славно, но просто даже и не состоялось» (Слово 2, 15). Отсюда и указание митрополита Макария, данное им в 1555 году первому казанскому архиепископу Гурию: «Всякими обычаи, как возможно, приучать ему татар к себе и приводить их любовию на крещение, а страхом их ко крещению никак не приводити». Православная Церковь искони веровала в свободу веры, в ее независимость от земных интересов и расчетов, в ее сердечную искренность. Отсюда и слова Кирилла Иерусалимского: «Симон волхв в купели тело омочи водою, но сердца не просвети духом, и сниде, и изыде телом, а душею не спогребеся и не возста».

Далее, воля земного человека ищет власти. И Церковь, строющая веру на воле, непременно будет искать власти. Так было у магометан; так обстоит у католиков на протяжении всей их истории. Они всегда искали в мире власти, так, как если бы Царство Божие было от мира сего, - всякой власти: самостоятельной светской власти для папы и кардиналов, а также власти над королями и императорами (вспомним средние века); власти над душами и особенно над волею своих последователей (исповедальня как орудие); партийной власти в современном «демократическом» государстве; тайной орденской власти, тоталитарно-культурной надо всем и во всех делах (иезуиты). Они считают власть орудием к водворению Царства Божия на земле. А эта идея всегда была чужда и евангельскому учению, и Православной Церкви.

Власть на земле требует ловкости, компромисса, лукавства, притворства, лжи, обмана, интриги и предательства, а часто и преступления. Отсюда учение о том, что цель разрешает средства. Напрасно противники излагают это учение иезуитов так, как будто цель «оправдывает» или «освящает» дурные средства; этим они только облегчают иезуитам возражения и опровержения. Тут речь совсем не о «праведности» или «святости», а или о церковном разрешении - о позволенности или же о моральной «доброкачественности». Именно в этой связи виднейшие отцы-иезуиты, как-то: Эскобар-а-Мендоза, Сот, Толет, Васкоц, Лессий, Санкец и некоторые другие, - утверждают, что «поступки делаются хорошими или дурными в зависимости от хорошей или дурной цели». Однако цель человека известна только ему одному, она есть дело личное, потайное и легко поддающееся симуляции. С этим тесно связано католическое учение о допустимости и даже негреховности лжи и обмана: надо только произносимые слова истолковать про себя «иначе», или воспользоваться двусмысленным выражением, или молча ограничить объем сказанного, или промолчать о правде - тогда ложь не ложь, и обман не обман, и ложная присяга на суде не грешна (об этом см. у иезуитов Лемкуля, Суареца, Бузенбаума, Лаймана, Санкеца, Алагоны, Лессия, Эскобара и других).

Но у иезуитов есть и другое учение, окончательно развязывающее их ордену и их церковным деятелям руки. Это учение о дурных делах, совершаемых якобы «по повелению Божию». Так, у иезуита Петра Алагоны (также и у Бузенбаума) читаем: «По повелению Божию можно убивать невинного, красть, развратничать, ибо Он есть Господин жизни и смерти и потому должно исполнить Его повеление». Само собой разумеется, что о наличности такого чудовищного и невозможного «повеления» Божия решает католический церковный авторитет, повиновение коему составляет самую сущность католической веры.

Тот, кто, продумав эти черты католицизма, обратится к Православной Церкви, тот увидит и поймет раз и навсегда, что самые глубокие традиции обоих исповеданий противоположны и несовместимы. Мало того, он поймет еще и то, что вся русская культура слагалась, крепла и расцветала в духе Православия и стала такою, какова она была в начале XX века, прежде всего потому, что она не была католическою. Русский человек верил и верит любовью, молится сердцем, свободно читает Евангелие; и авторитет Церкви помогает ему в его свободе и научает его свободе, раскрывая ему духовное око, а не пугая его земными казнями во «избежание» потусторонних. Русская благотворительность и «нищелюбие» русских царей шли всегда от сердца и доброты. Русское искусство все целиком выросло из свободного сердечного созерцания: и парение русской поэзии, и мечты русской прозы, и глубина русской живописи, и искренний лиризм русской музыки, и выразительность русской скульптуры, и одухотворенность русской архитектуры, и прочувствованность русского театра. Дух христианской любви проник и в русскую медицину с ее духом служения, бескорыстия, интуитивно-целостного диагноза, индивидуализации пациента, братского отношения к страдающему; и в русскую юриспруденцию с ее исканием справедливости; и в русскую математику с ее предметной созерцательностью. Он создал в русской историографии традиции Соловьева, Ключевского и Забелина. Он создал в русской армии традицию Суворова, а в русской школе традицию Ушинского и Пирогова. Надо увидеть сердцем ту глубокую связь, которая соединяет русско-православных святых и старцев с укладом русской, простонародной и образованной души. Весь русский быт - иной и особенный, потому что славянская душа укрепила свое сердце в заветах Православия. И самые русские инославные исповедания (за исключением католицизма) восприняли в себя лучи этой свободы, простоты, сердечности и искренности.

Вспомним еще, что наше белое движение, со всей его государственной верностью, с его патриотическим горением и жертвенностью, поднялось из свободных и верных сердец и ими держится и доныне. Живая совесть, искренняя молитва и личное «добровольчество» принадлежат к лучшим дарам Православия, и замещать эти дары традициями католицизма нам нет ни малейшего основания.

Отсюда и наше отношение к «католицизму восточного обряда», подготовляемого ныне в Ватикане и во многих католических монастырях. Саму идею - подчинить душу русского народа посредством притворной имитации его богослужения и водворить католицизм в России этой обманной операцией - мы переживаем как религиозно фальшивую, безбожную и безнравственную. Так на войне корабли плавают под чужим флагом. Так провозится через границу контрабанда. Так в «Гамлете» Шекспира брат вливает в ухо своему брату-королю смертельный яд во время его сна.

И если бы кто-нибудь нуждался в доказательстве того, что есть католицизм и какими способами он захватывает власть на земле, то это последнее предприятие делает все иные доказательства излишними.

Купить эту книгу можно



03 / 08 / 2006

Католицизм – это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех – протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане – это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться “врагами” православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский – это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это – первый Папа Римский за долгие годы, который . В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, – проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque – это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат – это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище – догмат о промежуточной “станции” между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Отличия католицизма от православия


  • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
  • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
  • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
  • В православии не существует догмата о чистилище.
  • В православии не признается учение о “сокровищнице благодати” – переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют “черпать” из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
  • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».

ОТЛИЧИЯ ПРАВОСЛАВИЯ ОТ КАТОЛИЦИЗМА

Католицизм и православие, как и протестантизм - направления одной религии - христианства. Несмотря на то, что и католицизм, и православие относятся к христианству, между ними есть существенные отличия.

Поводом для раскола христианской Церкви на Западную (католицизм) и Восточную (православие) стал политический раскол, произошедший на рубеже VIII-IXвеков, когда Константинополь потерял земли западной части Римской империи. Летом 1054 года посол Папы Римского в Константинополе - кардинал Гумберт предал анафеме византийского патриарха Михаила Кирулария и его последователей. Через несколько дней в Константинополе состоялся собор, на котором ответной анафеме был предан кардинал Гумберт и его приспешники. Разногласия между представителями римской и греческой церквей обострялась и из-за политических разногласий: Византия спорила с Римом за власть. Недоверие Востока и Запада перетекло в открытую вражду после крестового похода на Византию в 1202 году, когда западные христиане пошли на восточных собратьев по вере. Только в 1964 году константинопольский патриарх Афинагор и папа Павел VI официальноотменили анафему 1054 года. Тем не менее, различия в традициях сильно укоренились за века.

Организация церкви

Православная Церковь включает в себя несколько независимых Церквей. Помимо Русской Православной Церкви (РПЦ), есть грузинская, сербская, греческая, румынская и другие. Управляются эти Церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в таинствах и молитвах (что согласно катехизису митрополита Филарета является необходимым условием для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви). Также не все Православные Церкви признают друг друга истинными церквями. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа.

В отличие от Православной Церкви, католичество - это одна Вселенская Церковь. Все её части в разных странах мира находятся в общении между собой, а также следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви существуют общины внутри Католической Церкви (обряды), которые отличаются друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной. Существует римский, византийский обряды и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но они все являются членами одной Церкви. Главой Церкви и католики считают Папу Римского.

Богослужение

Главное богослужение у православных - Божественная Литургия, у католиков - Месса (католическая литургия).

Во время службы в Русской Православной Церкви принято стоять в знак смирения пред Богом. В других Церквях восточного обряда во время богослужения разрешено сидеть. В знак безоговорочной покорности православные совершают коленопреклонения. Вопреки расхожему мнению у католиков на богослужении принято и сидеть, и стоять. Есть такие богослужения, которые католики выслушивают стоя на коленях.

Богородица

В православии Богородица прежде всего Матерь Божья. Она почитается святой, но она была рождена в первородном грехе, как все простые смертные и почила, как и все люди. В отличие от православия, в католичестве считается, что Дева Мария была зачата непорочно без первородного греха и конце жизни была живой вознесена на небо.

Символ веры

Православные считают, что Святой Дух исходит только от Отца. Католики верят в то, что Святой Дух исходит от Отца, и от Сына.

Таинства

Православная Церковь и Католическая Церковь признают семь основных Таинств: Крещение, Миропомазание (Конфирмация), Причастие (Евхаристия), Покаяние (Исповедь), Священство (Рукоположение), Елеосвящение (Соборование) и Брак (Венчание). Ритуалы Православной и Католической Церкви почти идентичны, различия состоят только в интерпретации таинств. Например, во время таинства крещения в православной церкви ребёнок или взрослый человек окунается в купели. В католическом храме взрослого или ребенка обрызгивают водой. Таинство причащения (Евхаристия) совершается на квасном хлебе. И священство, и миряне причащаются и Кровью (вино), и Телом Христовым (хлеб). В католицизме таинство причащения совершается на пресном хлебе. Священство причащается и Крови и Тела, а миряне - только Тела Христова.

Чистилище

В православии не верят в наличие чистилища после смерти. Хотя и предполагается, что души могут находиться в промежуточном состоянии, надеясь попасть в рай после Страшного Суда. В католичестве существует догмат о чистилище, где пребывают души в ожидании рая.

Вера и мораль

Православная Церковь признает только решения первых семи Вселенских Соборов, которые проходили с 49 по 787 годы. Католики признают своим главой Папу Римского и разделяют единое вероучение. Хотя внутри Католической Церкви есть общины с разными формами литургического поклонения: византийской, римской и другими. Католическая Церковь признает решения 21 Вселенского Собора, последний из которых состоялся в 1962-1965 годах.

В рамках православия разводы допускаются в отдельных случаях, которые решают священники. Православное духовенство разделено на «белое» и «черное». Представителям «белого духовенства» вступать в брак разрешено. Правда тогда они не смогут получить епископский и более высокий сан. «Черное духовенство» - это монахи, дающие обет безбрачия. Таинство брака у католиков считается заключенным на всю жизнь и разводы запрещаются. Все католическое монашествующее духовенство дает обет безбрачия.

Крестное знамение

Православные крестятся только справа налево тремя пальцами. Католики крестятся слева направо. У них нет единого правила, как при творении креста нужно складывать пальцы, поэтому укоренилось несколько вариантов.

Иконы

На иконах православных святые пишутся в двухмерном изображении по традиции обратной перспективы. Таким образом подчёркивается то, что действие происходит в другом измерении - в мире духа. Православные иконы монументальны, строги и символичны. У католиков святые пишутся натуралистично, часто в виде статуй. Католические иконы пишутся в прямой перспективе.

Скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых, принятые в католических храмах, восточной церковью не принимаются.

Распятие

Православный крест имеет три перекладины, одна из которых короткая и находится вверху, символизируюя табличку с надписью «Сей есть Иисус, царь Иудейский», которая была прибита над головой распятого Христа. Нижняя перекладина является подножьем и одним своим концом смотрит вверх, указывая на одного из распятых рядом с Христом разбойников, который уверовал и вознесся с ним. Второй конец перекладины указывает вниз, в знак того, что второй разбойник, позволивший себе злословие в адрес Иисуса, попал в ад. На православном кресте каждая нога Христа прибита отдельным гвоздем. В отличие от православного креста, католический крест состоит из двух перекладин. Если на нем изображается Иисус, то обе ноги Иисуса прибиты к основанию креста одним гвоздем. Христос на католических распятиях, как и на иконах, изображается натуралистично - его тело обвисает под тяжестью, во всем образе заметны муки и страдания.

Поминки по усопшему

Православные поминают усопших на 3-й, 9-й и 40-й дни, затем через год. Католики обязательно поминают умерших в День поминовения - 1 ноября. В некоторых европейских странах 1 ноября является официальным выходным. Также усопших поминают на 3-й, 7-й и 30-й дни после смерти, но эта традиция соблюдается не строго.

Несмотря на существующие различия, и католиков, и православных объединяет то, что они исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.

Выводы :

1. В православии принято считать, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики к этому добавляют, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью.

2. Мировое православие единого руководства не имеет. Оно разделено на несколько независимых церквей. Мировое католичество является единой церковью.

3. Католическая Церковь признает главенство Папы Римского в вопросах веры и дисциплины, морали и управления. Православные церкви главенство Папы не признают.

4. Церкви по-разному видят роль Святого Духа и матери Христа, которую в православии называют Богородицей, а в католицизме Девой Марией. В православии отсутствует понятие чистилища.

5. В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения отличаются.

6. В отличие от католичества, в православии нет догмата о чистилище.

7. Православные и католики творят крест по-разному.

8. Православие разрешает разводы, а его «белое духовенство» может вступать в брак. В католицизме разводы запрещены, а все монашествующие духовенство дает обет безбрачия.

9. Православная и Католическая церковь признают решения разных Вселенских Соборов.

10. В отличие от православных, у католиков святые на иконах пишутся натуралистично. Также у католиков распространены скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы