Война в Южной Осетии

Главная / Физическое воспитание

Грузия, август 2008 года

Во вторник, 8 августа, исполняется 10 лет с начала российско-грузинской войны 2008 года, эпицентром которой стало вооруженное противостояние властей с сепаратистами в грузинском регионе Южная Осетия. В военных действиях против Грузии, кроме вооруженных формирований сепаратистов, поддерживаемых Кремлем, участвовали и регулярные части российской армии.

В ночь на 8 августа 2008 года Грузия заявила об обстреле грузинских сел со стороны непризнанной республики и о нескольких провокациях против официальных властей. После этого в Тбилиси анонсировали восстановление конституционного порядка в самопровозглашенной республике. В результате наступления грузинской армии, последняя заняла большую часть Цхинвали - главного населенного пункта Южной Осетии.

Однако, Кремль прогнозируемо не захотел мириться с поражением пророссийских сепаратистов, и ВС России непосредственно вмешались в этот внутренний конфликт. Российские государственные СМИ обвинили Грузию в целенаправленном обстреле Цхинвали и 7 августа войска РФ начали перебрасываться в зону конфликта, перейдя в контратаку на следующий день.

Во время прямого сухопутного вторжения российской армии в страну, танковые бригады россиян вошли за пределы непризнанного образования Южной Осетии, вклинившись в Кодорское ущелье. Кроме того, Россия подвергла бомбардировке грузинские города, военные базы и объекты гражданской инфраструктуры. а также задействовала свои военно-морские силы.

Морская пехота Черноморского флота заняла главный порт Грузии Поти и уничтожили на рейде все грузинские катера и корабли, которые имели военное обозначение, включая суда пограничников.

....

....

Andrei nacu/English Wikipedia

10 августа Киев предостерег российскую сторону от участия кораблей Черноморского флота РФ в конфликте вокруг Южной Осетии, о чем, в частности, сообщил МИД Украины.

В тот же день, исходя из прямого вторжения РФ, в Тбилиси заявили об отводе войск из Цхинвали и об одностороннем прекращении огня. Президент Михеил Саакашвили подписал план перемирия, предложенный Евросоюзом, и в частности президентом Франции Николя Саркози (от 12 августа), главными пунктами которого было окончательное прекращение огня и возврат сторонами конфликта войск на свои базы.

Несмотря на усилия эмиссара Запада Саркози потушить конфликт, российские войска стали активно продвигаться вглубь грузинской территории - были заняты города Гори, Сенаки, Поти, перерезана стратегическая дорога, соединяющая западную и восточную Грузию.

26 августа Кремль признал "независимость" Абхазии и Южной Осетии соответствующий указ издал президент Дмитрий Медведев (кроме России, эти образования признаны Венесуэлой, Никарагуа, Науру, Сирией). В то же время, российские войска оставались на территории Грузии, что нарушало план Саркози.

После оккупации части Грузии и зачисток грузинских сел вокруг Южной Осетии было таки достигнуто соглашение о прекращении огня с участием международных посредников.

"Не России решать, какими должны быть границы Грузии", - высказал свое отношение к конфликту президент Франции.

В частности, вывод российских войск с грузинской территории должен был закончиться до 1 октября 2008 года. Однако, де-факто, войска РФ остаются на территории самопровозглашенных республик и поныне, оставаясь фактором влияния на внутреннюю и внешнюю политику Грузии.

В результате войны, Грузия потерпела военное поражение, и на несколько недель потеряла контроль над значительными территориями и стратегическими пунктами. В самый напряженный момент противостояния, возникла серьезная угроза штурма Тбилиси и свержения президента Саакашвили, - именно на этом этапе потребовалось энергичное вмешательство посредников в лице Николя Саркози.

В сентябре 2008 года Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией, с марта следующего года в Тбилиси и Москве работают секции интересов двух стран при посольствах Швейцарии.

В 2009 году международная комиссия по расследованию причин российско-грузинской войны во главе с швейцарским дипломатом Хайди Тальявини сделала вывод , что "боевые действия начала Грузия, но этому поспособствовали провокационные действия РФ". Выводы комиссии Тальявини были раскритикованы в Грузии и странах ЕС, как такие, которые в полной мере не устанавливают степень ответственности РФ за эскалацию конфликта.

15.07.2015

В памяти народа Южной Осетии слово «миротворец» всегда будет связано с благородством, честью и беззаветной готовностью жертвовать собой ради мира и спокойствия на земле

В июне 1992 года в Дагомысе было подписано четырехстороннее (Россия, Грузия, Северная Осетия и Южная Осетия) Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, согласно которому были созданы Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), включавшие по одному батальону от каждой стороны – всего 1500 человек.

А уже 14 июля в 1992 году российские миротворцы в составе трехсторонних Смешанных сил по поддержанию мира вошли в блокадный Цхинвал и обескровленную многолетней войной Республику. Народу Южной Осетии, провозгласившему независимость, приходилось все это время в одиночку сопротивляться превосходившим его количеством и силой грузинским агрессорам, что привело к тысячам убитых и раненых среди мирного населения и защитников Отечества.

Население встречало российских миротворцев со слезами на глазах, женщины, как в далеком 1945-м, бросали цветы на броню. Непривычная тишина установилась на земле Южной Осетии. И хотя никто не верил, что мир наступил надолго, все же теперь появилась надежда на стабильность и защиту.

Формат ССПМ был уникальным, потому что обычно в других странах миротворцы представляют из себя военные формирования третьих стран, не участвовавших в войне. А здесь, помимо России, в состав миротворческих сил вошли и вооруженные формирования самих сторон, участвовавших в конфликте Южной Осетии и Грузии. Хотя это было неожиданностью для многих, вплоть до прихода к власти в результате антиконституционного переворота в Грузии Михаила Саакашвили такая схема себя оправдывала, и деятельность миротворческих сил отличалась слаженностью, редкой для миротворческих операций, к тому же в таком необычном, уникальном формате.

Впоследствии три батальона объединили под единым командованием, которое возглавил российский генерал-майор Анатолий Меркулев. Служба в зоне конфликта была сопряжена с постоянной опасностью, время от времени происходили инциденты на дорогах, на приграничных территориях, неизбежно сопровождаемые кровопролитием. Грузинские бандиты захватывали мирных граждан в заложники, требуя за них выкуп, в районах компактного проживания грузинского населения местные и заезжие экстремисты перекрывали движение по дорогам, добиваясь освобождения задержанных преступников, пытали и расстреливали попавших к ним в руки осетинских военнослужащих и миротворцев. Чаще всего только российским миротворцам удавалось остановить кровавые стычки, предупреждать эскалацию конфликта, рискуя собственными жизнями.

Важным элементом в процессе мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта являлась Смешанная контрольная комиссия (СКК), образованная в соответствии с Соглашением о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта от 24 июня 1992 года и Протоколами к нему в целях обеспечения контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, обеспечением режима безопасности в зоне конфликта, а также за поддержанием мира и недопущением возобновления боевых действий, осуществлением координации совместной деятельности сторон по стабилизации обстановки, политическому урегулированию конфликта и экономическому восстановлению пострадавших районов, возвращению и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев.

СКК изначально состояла из трех частей – российской, северо-осетинской и грузинской. Южная Осетия вначале не была признана стороной в конфликте. Смешанной контрольной комиссии были приданы Смешанные силы мира и правопорядка, которые были призваны выполнять решения СКК. А эти решения принимались по принципу консенсуса. То есть, если даже одна сторона не согласна за какое-то решение, то оно не принимается. СКК, созданная в 1992 году, свою задачу по разведению сторон и водворению мира выполнила и наступила пауза в работе СКК.

Однако начиная с 1994 года начали раздаваться призывы к ее возобновлению. Южная Осетия с этим была не согласна, так как не имела непосредственных рычагов влияния на принимаемые решения. Руководство Республики согласилось только после того, как Южная Осетия получала международно признанный статус равноправной стороны в переговорном процессе и право непосредственно влиять на принимаемые решения. Таким образом, в СКК появилось уже четыре стороны. В работе СКК на регулярной основе получила право участвовать СБСЕ (ныне – ОБСЕ), которая была не стороной в переговорах, а имела статус участника. Также по мере необходимости на заседания СКК и встречи сопредседателей приглашались представители УВКБ ООН, Еврокомиссии и некоторых других международных организаций.

Смешанной контрольной комиссией в разные периоды ее деятельности от юго-осетинской стороны руководили Габараев В.Н., Шавлохов А.А., Тибилов Л.Х. С 2001 года сопредседателем СКК от юго-осетинской стороны был министр по особым делам РЮО Борис Чочиев.

Работать в рамках этого органа было не просто. Грузия признала формат миротворческой операции под военно-политическим давлением и поэтому ее представители не горели желанием выполнять достигнутые договоренности. Да это и неудивительно, еще недавно Грузия была стороной, которая проводила государственную политику уничтожения или изгнания осетин с родной земли, реализовывала мероприятия по всесторонней изоляции и блокаде Южной Осетии. «Вся наша политика в рамках переговорного процесса была построена на неукоснительном соблюдении международного права, ранее подписанных соглашений, поэтому в глазах российских и международных представителей наша позиция обоснованно выглядела всегда более аргументированной и заслуживающей уважения и доверия», – так характеризовал сущность работы СКК ее сопредседатель от РЮО Б.Чочиев.

Хрупкий мир держался до прихода к власти режима М.Саакашвили в 2004 году. В Грузии нагнетается антироссийская и антиосетинская истерия, усиливается милитаризация страны. Начинается открытая трансформация грузинского миротворческого батальона в обычную грузинскую военную структуру, постепенно вышедшую из подчинения единому командованию ССПМ. Более того, грузинское руководство стало рассматривать эту структуру как ударную силу в готовящемся новом вооруженном нападении.

Уже в августе 2004 года была предпринята неудачная попытка покорить Южную Осетию силой. Но все последующие события наглядно указывали на то, что грузинское руководство не сделало правильных выводов из августа 2004 года.

Российским миротворцам приходилось прилагать немало усилий для сохранения механизма ССПМ в зоне конфликта, хотя вынужденное сотрудничество с открытым врагом становилось все опасней – грузинские солдаты в мундирах «голубых касок» совершали бесчисленные попытки дискредитации российских коллег, провоцировали их на противостояние, всеми силами пытались доказать неправомерность их присутствия в зоне конфликта.

Не отставали от военных ястребов и грузинские политики.15 февраля 2006 г. парламент Грузии принял постановление, в котором деятельность миротворцев оценивается негативно, а действия России – как попытка аннексии Южной Осетии. В этой связи правительству поручалось начать процедуру пересмотра подписанного в Сочи 24 июня 1992 г. российско-грузинского соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, в т.ч. в целях замены российских миротворцев на «эффективную международную миротворческую операцию».

В этот же день МИД России выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что данное решение грузинских парламентариев чревато ростом напряженности в зоне конфликта, подтвердил, что российская сторона будет продолжать действовать исходя из собственной ответственности за поддержание стабильности и безопасности в регионе, высказался в пользу сохранения действующего переговорного формата.

20-21 февраля 2006 г. в Москве состоялась консультативная встреча российского, югоосетинского и североосетинского сопредседателей СКК. Принято заявление, в котором выражается озабоченность в связи с деструктивной политикой Грузии и провокациями в отношении российских миротворцев, а также содержится призыв к грузинской стороне отказаться от линии на слом существующего формата СКК и подрыва ССПМ, воздержаться от перевода в практическую плоскость вопроса о прекращении миссии миротворцев, приступить к совместной разработке документа о гарантиях безопасности и невозобновлении военных действий и совместной программы действий по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

На то, что Тбилиси готовится к войне, косвенно указывала и частая ротация грузинского батальона ССПМ в зоне конфликта, что позволило Грузии к лету 2008 года «прогнать» через Южную Осетию практически все свои общевойсковые соединения. Знание местности, расположения российских постов и позиций югоосетинской армии во многом и предопределили относительно успешное начало августовской грузинской агрессии в ее первые часы.

Маски были окончательно сброшены в августе 2008 года: грузинские наблюдатели покинули штаб накануне агрессии, а батальон вместе с регулярными войсками, вторгшимися в город, открыл огонь по Цхинвалу и по расположению российского миротворческого контингента. Многочисленные очевидцы и международные комиссии подтвердили впоследствии, что самые первые снаряды были сброшены на расположение российских миротворцев, потерявших 15 человек уже в первые часы крупномасштабной военной операции против Южной Осетии.

Миротворческим батальонам – российскому вместе с осетинским – пришлось занять оборонительные позиции и вести бои на выживание, на защиту мирного населения. И только благодаря проведению войсковой операции по принуждению агрессора к миру Россия остановила истребление мирного населения и своих миротворцев. В благодарной памяти народа Южной Осетии слово «миротворец» отныне всегда будет связано с благородством, честью и беззаветной готовностью жертвовать собой ради мира и спокойствия на земле.

После признания независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 17 сентября 2008 года и Соглашением о совместных усилиях в охране государственной границы от 30 апреля 2009 года в Южной Осетии сформирована 4-я российская военная база и Пограничное управление ФСБ РФ в РЮО.

С утверждением нового контура безопасности с участием российских регулярных воинских подразделений нахождение миротворцев в зоне конфликта потеряло свою актуальность. Теперь возникли проблемы с военнослужащими расформированного осетинского батальона из состава ССПМ, которые фактически остались не у дел и не были обеспечены положенными льготами. Эта ситуация долгое время не разрешалась, лишь с приходом к власти команды Л. Тибилова вопрос пенсионного обеспечения воинов-миротворцев стал ставиться на повестку дня. Президент Л. Тибилов по опыту своей работы в СКК прекрасно понимал и ценил тот вклад, который внесли осетинские миротворцы в дело сохранения мира в Республике. И уже в 2014 году граждане Южной Осетии, проходившие службу в составе североосетинского миротворческого батальона Смешанных сил по поддержанию мира и правопорядка (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта, получили право на льготы в исчислении выслуги лет при назначении и выплате пенсий за период чрезвычайного положения в Южной Осетии в 1992-1996 гг.

С вступлением в силу принятого постановления бывшие миротворцы будут иметь возможность оформить пенсии согласно принятым в 2012 году законам о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел и их семей и о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и их семей.

В Южной Осетии день 23-ле-тия ввода миротворческого контингента отмечается традиционными торжествами – руководством Республики возлагаются венки к месту гибели российских миротворцев в августе 2008 года, представители администрации Президента и Правительства Южной Осетии посещают семьи погибших миротворцев, проходят митинги и праздничные концерты. В Пионерском парке пройдут спортивные соревнования, а на Театральной площади состоится праздничный концерт

Прошло семь лет, как миротворческая операция в зоне грузино-осетинского конфликта завершилась. Но память о миротворцах, их повседневной деятельности и воинском подвиге бережно хранится в сердцах жителей нашей Республики.

Аналитический отдел газеты «Южная Осетия»

На сегодняшний день в Республике зафиксировано три случая с лабораторно подтверждённым диагнозом «свиного» гриппа, - об этом нам сообщила заместитель министра здравоохранения и социального развития Алла Чочиева. «С начала текущего 2019 года на территории Республики было выявлено три случая с лабораторно подтверждённым диагнозом гриппа А(H1N1), то есть со «свиным» гриппом. Два человека выздоровели, но, к сожалению, третий случай был с летальным исходом», - сказала Алла Чочиева. Гражданам надо максимально обезопасить...

13.03.2019

В Санкт-Петербурге состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Южная Осетия в Российской Федерации Знаура Гассиева и Врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, - об этом нашему изданию сообщила Пресс-служба Посольства. В ходе встречи обсуждены различные вопросы социально-экономического характера, а также ход реализации намеченных программ. В частности речь шла о разработке и подписании Соглашения между Правительством Республики Южная Осетия и Администрацией Санкт-Петербурга о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Обсуждались возможности привлечения...

Состоялось первое заседание Попечительского совета (далее Совет) Фонда содействия льготному кредитованию малого предпринимательства, - сообщает официальный сайт Правительства Республики Южная Осетия. Председатель Совета, начальник Управления социально-экономического планирования и прогнозирования Министерства экономического развития Нонна Бибилова отметила, что всего с начала года в Совет поступило около 90 заявок на получение кредитных средств по программе льготного кредитования. Из них в приоритетном порядке рассмотрены проекты в сфере сельского хозяйства. Из 14 проектов предварительно одобрены...

12.03.2019

В необходимости создания этого материала нас убедил вопрос подвозившего меня водителя такси: «Никогда не слышал. А где находится эта улица Губаевых в Цхинвале?». Общество нуждается в героях, а героям (в данном случае семьям погибших) необходимо народное признание. Несмотря на новое название улицы, мало кто называет ее улицей Братьев Губаевых. Недавно кто-то даже скинул трафарет с надписью «ул. Братьев Губаевых» на многоквартирном жилом доме и крупными буквами написал на стене «ул....


1989 –1991
.
«Парад суверенитетов» Панорама этнополитических противоречий на Кавказе на закате советской эпохи. Атлас этнополитической истории Кавказа


В августе 2008 года многолетний грузино-осетинский конфликт вылился в «пятидневную войну». За 17 лет это третье вооруженное противостояние между Грузией и Республикой Южная Осетия, де-юре признаваемой (в том числе и Россией до 26 августа 2008 года) частью грузинского государства.

Однако нынешнее противоборство качественно иное, чем два предыдущих, поскольку в нем напрямую участвовали Вооруженные силы Российской Федерации.

Если в период грузино-абхазской войны 1992-1993 мы имели дело с самодеятельностью отдельных военнослужащих РФ, то на сей раз действия Российской армии были не просто поддержаны на официальном уровне. Кремль оценил их как операцию по «принуждению Грузии к миру», призванную спасти осетинский народ от масштабной гуманитарной катастрофы.
В отличие от предыдущих грузино-осетинских вооруженных противостояний (1991-1992, 1992-1993, 2004), в нынешний конфликт активно вовлечены США и государства Европейского Союза. Активность продемонстрировала Украина, которая пыталась сдерживать действия российского Черноморского флота во время военной операции против Грузии.

В первый раз Тбилиси вел борьбу с сепаратистскими образованиями (Абхазией и Южной Осетией) одновременно – «на два фронта». События в Южной Осетии и вокруг нее стали едва ли не главным вопросом международной повестки дня. В первые сутки «пятидневной войны» Совет Безопасности ООН трижды собирался для обсуждения ситуации на Кавказе.
Грузино-осетинский конфликт был первым межэтническим противоборством в постсоветской Грузии, переросшим в масштабное вооруженное столкновение.

Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР – исторический предшественник непризнанного государственного образования Республика Южная Осетия – была образована 20 апреля 1922 года.
Ее территория составляла 6,5% территории Грузии (3,84 тыс. кв. км). Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, в Юго-Осетинской АО проживали 98,5 тыс. человек. Из них 63,2 тыс. – осетины, 28,5 тыс. – грузины, 2,1 тыс. – русские, 0,9 тыс. – представители еврейских этнических групп.

Численность осетин в Грузии в 1989 году составляла 165 тыс. (порядка 3% населения) (42). Около 100 тыс. осетин проживали во внутренних районах Грузии (наиболее крупными были осетинские общины в Тбилиси, Гори, Рустави). Правовой статус Южной Осетии в докризисный период регулировался Законом о Юго-Осетинской АО, который был принят в 1980 году.
В своем развитии конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного значения.



Эскалация вооруженных конфликтов на Кавказе после 1991 года. Атлас этнополитической истории Кавказа


Первый этап (1988-1989) можно назвать идеологическим.
В этот период противоборствующие стороны обозначили главные претензии друг к другу, а также сформировали основополагающие этнополитические мифологемы будущего конфликта. Например, грузинские историки и журналисты стали говорить об осетинах как о «пришельцах на грузинской земле», «выходцах из Северного Кавказа», а осетины актуализировали тему «аланского братства» (в современном осетинском историко-политологическом нарративе аланы рассматриваются как предки осетин).

Второй этап (1989-1991) – политико-правовой. В течение двух лет грузинская и осетинская сторона вели другом с другом законотворческую («статусную») войну.

20 сентября 1989 года были опубликованы проекты законов Грузинской ССР, ущемлявшие права Юго-Осетинской АО. Чуть менее чем два месяца спустя, 10 ноября, на сессии народных депутатов Юго-Осетинской АО было принято решение о преобразовании области в автономную республику в составе Грузии. Эту акцию в Тбилиси восприняли крайне негативно, поскольку Южная Осетия повышала свой статус в одностороннем порядке.

16 ноября 1989 года Президиум Верховного Совета Грузинской ССР отменил решение югоосетинского областного Совета. Еще через неделю прошел многотысячный антиосетинский марш грузинских националистов на Цхинвали, столицу Юго-Осетинской АО, появились первые жертвы.
Далее произошло ключевое для эскалации конфликта событие.

11 декабря 1990 года Верховный Совет Грузии принял решение об отмене автономного статуса Южной Осетии. Почти одновременно власти Советского Союза объявили о режиме ЧП в югоосетинской автономии, а грузинское руководство начало ее блокаду.
Третий этап – вооруженная борьба между Грузией и Южной Осетией (январь 1991 – июль 1992).



Зоны конфликтов в Южной Осетии (1990–1992...) и Северной Осетии (1992...). Атлас этнополитической истории Кавказа


6 января 1991 года внутренние войска МВД СССР отправляются из Цхинвали в казармы, в город входит шеститысячный отряд грузинских боевиков, появляются жертвы среди мирного населения. В ходе военных действий столицу Южной Осетии штурмовали трижды (февраль и март 1991, июнь 1992).

В конфликт вовлекается Северная Осетия (субъект РФ на Северном Кавказе), куда прибыли около 43 тыс. беженцев из самой Южной Осетии и внутренних областей Грузии. При этом североосетинские действия напрямую Кремлем не контролировались. Более того, условием подписания Федеративного договора Владикавказ ставил поддержку (в той или иной форме) Южной Осетии Москвой.
В конце мая 1992 года Северная Осетия перекрывает газопровод, ведущий в Грузию.

24 июня 1992 года президенты РФ и Грузии Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе подписывают Дагомысские (Сочинские) соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта.

14 июля 1992 года начинается миротворческая операция. Вводятся российский, грузинский и североосетинский миротворческий батальоны, боевые действия прекращаются, создается Смешанная контрольная комиссия (представители РФ, Грузии, Южной Осетии, Северной Осетии) по соблюдению условий прекращения огня.

В результате вооруженного противоборства было сожжено 100 сел, убито более тысячи человек.
Таким образом, вооруженный конфликт был «заморожен». Начинается его четвертый этап, продолжавшийся до мая 2004 года
В отличие от Абхазии, Южная Осетия не знала масштабных этнических чисток грузинского населения. Вплоть до августа 2008 года здесь сохранялось совместное проживание грузин и осетин. В Конституции непризнанной Республики Южная Осетия грузинский язык был назван в качестве языка меньшинства. Перестрелки, блокады и провокации прекратились, удалось достичь относительного мира. До 2004 года между Тбилиси и Цхинвали действовало прямое автобусное сообщение, существовали рынки (Эргнети), где грузины и осетины торговали совместно, взаимно признавались автомобильные номера.

Следует заметить, что в послевоенных условиях основу экономики территории с «отложенным статусом» составляла контрабанда, в которую были вовлечены представители обеих этнических групп.
Но эта теневая экономика накрепко привязывала Южную Осетию к Грузии, она же, пусть и неформальным способом, формировала доверие двух конфликтовавших общин. Заметную роль в урегулировании конфликта играл и президент Северной Осетии Александр Дзасохов (избран в 1998), который имел прямые неформальные контакты с соратником по бывшему Политбюро ЦК КПСС Эдуардом Шеварднадзе. Все это позволяло разряжать обстановку.



1989–2003. Этническая карта. Миграционные тенденции и их постсоветская кризисная эскалация. Атлас этнополитической истории Кавказа

Более того, за 12 лет был наработан значительный позитивный потенциал в процессе мирного урегулирования.

Во-первых, миротворческую миссию несли совместно грузинский и российский батальоны.
Во-вторых, были подписаны важные документы, обеспечивавшие реабилитацию конфликтной территории.

Среди них следует особо отметить Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте от 16 мая 1996 года и российско-грузинское межправительственное Соглашение о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращении беженцев от 3 декабря 2000 года
Пятый этап (2004-2008) можно охарактеризовать как «разморозку» конфликта.

Он начался с попыток официального Тбилиси пересмотреть сложившийся в Южной Осетии баланс сил и политико-правовой формат урегулирования. «Революция роз» в Грузии (октябрь-ноябрь 2003 года), ошеломляющая победа (97% голосов) на президентских выборах Михаила Саакашвили (январь 2004 года) произошли, как и в начале 1990-х, на основе мобилизации «патриотического» ресурса.
В выступлениях Саакашвили и его соратников звучали идеи воссоздания единой Грузии и реванша за «национальные унижения» в Южной Осетии и Абхазии. 31 мая 2004 года без согласования действий со Смешанной контрольной комиссией (СКК) под предлогом борьбы с контрабандой на территорию Южной Осетии были введены силы спецназа МВД Грузии (300 человек).

Эти действия члены СКК расценили как нарушение Дагомысских соглашений. С грузинской стороны прозвучали обвинения в адрес российских миротворцев в этнической ангажированности, а также криминальной деятельности. 20 июля 2004 года президент Грузии публично заявил, что не исключает возможность денонсации Дагомысских соглашений: «Если в рамках соглашений на территории Цхинвальского района нельзя поднимать грузинский флаг, я готов выйти из этих соглашений».





Этим заявлением Саакашвили продемонстрировал, что стремится к реализации трех целей:
  • интернационализировать грузино-осетинский конфликт, подключить к его урегулированию США, страны Европы;
  • переформатировать конфликт из грузино-осетинского в грузино-российский и представить его как проявление российского неоимпериализма;
  • отказаться от эксклюзивной роли России как гаранта мира в регионе.
Именно реализация данных целей стала квинтэссенцией пятого этапа грузино-осетинского конфликта. 8-19 августа 2004 года в Южную Осетию пришла вторая война.

В этом военном противоборстве использовалось не только стрелковое оружие, но и артиллерия. И хотя к концу месяца стороны удалось на несколько дней разъединить, август (роковое время в конфликте) 2004 года стал началом новой волны обстрелов, нападений, провокаций и перекрытий жизненно важных коммуникаций. С тех пор тактика «мелкого военного фола» стала в Южной Осетии повседневной реальностью.
Эта кратковременная война (забытая – особенно на фоне «горячего августа» 2008 года) стала в определенной степени переломным моментом российской политики в регионе.

До 2004 года Москва стремилась к объективности и нейтралитету, сохранению статус-кво как наилучшего выхода. После 2004 года Россия (понимая взаимосвязь ситуации в Южной Осетии с безопасностью всего Северного Кавказа) фактически становится на сторону непризнанной республики.

Во-первых, теперь Москва рассматривает Цхинвали как инструмент для воздействия на Тбилиси, ставшего к этому моменту не только на откровенно проамериканский, но и антироссийский путь.

Во-вторых, потеря Южной Осетии видится как угроза для самой РФ.

Не разрешенный до сих пор осетино-ингушский конфликт тесно связан с ситуацией вокруг непризнанной республики.
В 2004-2006 годах парламент Грузии принял целый ряд постановлений, которые признавали российскую миротворческую миссию «отрицательной», а действия РФ оценивали как «неприкрытую аннексию».

Осенью 2006 года Тбилиси запускает проект «альтернативной Южной Осетии», делая своим «знаменем» бывшего премьер-министра и министра обороны непризнанной республики Дмитрия Санакоева. Цель этого проекта – переформатировать переговорный процесс (фактически отказавшись от прямого диалога с Цхинвали).



Карта августовской войны 2008


В марте 2007 года Тбилиси создает на территории Южной Осетии «временную административную единицу». Это решение фактически поставило крест на переговорах между Грузией и непризнанной республикой. Тбилиси предпринимает попытки международной легитимации Санакоева (он участвует в форумах в Брюсселе и Страсбурге, его рассматривают как «конструктивного» представителя осетинской стороны в отличие от Эдуарда Кокойты).

Венцом политики «разморозки» стали переподчинение грузинского миротворческого батальона Министерству обороны Грузии (ранее он подчинялся командованию Совместных сил по поддержанию мира), а также неоднократные заявления министра по реинтеграции Грузии Темури Якобашвили о необходимости выхода из существующих форматов мирного урегулирования. Переговоры между конфликтующими сторонами прекратились.
В 2008 году Москва тоже внесла свою лепту в «размораживание» конфликтов в Грузии. 21 марта Государственная Дума приняла заявление, в котором обозначила два условия для возможного признания независимости Абхазии и Южной Осетии (вступление Грузии в НАТО, силовая операция против двух непризнанных республик).

После этого, в апреле, уходящий президент РФ Владимир Путин поручил федеральному правительству оказать «предметную помощь» населению Абхазии и Южной Осетии. Само это поручение предполагало среди прочего установление фактически прямых дипломатических контактов Москвы с Цхинвали и Сухуми. Незамедлительно последовала жесткая реакция Запада, который обозначил территориальную целостность Грузии в качестве одного из своих приоритетов.

Как бы то ни было, к 7 августа 2008 года статус-кво в Южной Осетии был нарушен. В ходе боевых столкновений 2004 года погибли порядка 70 человек, а в последующие годы число жертв с обеих сторон (по разным оценкам) составляло 100 человек.
В августе 2008 года количество перешло в качество. Тактика «повышения» уровня насилия привела к штурму Цхинвали и жесткой ответной реакции со стороны России (на которую, похоже, не рассчитывали ни в Тбилиси, ни на Западе). Таким образом, военно-политическая авантюра Саакашвили и прямое вмешательство России в грузино-осетинский конфликт были подготовлены всей логикой предыдущего этапа «размораживания конфликта».



Карта августовской войны 2008


В ходе «пятидневной войны» Южная Осетия с помощью РФ установила свой контроль над территориями бывшей Юго-Осетинской АО, которые с начала 1990-х годов и до 2008 года находились под юрисдикцией Тбилиси (Ахалгорский район, Лиахвский коридор). Около 15 тысяч этнических грузин были вынуждены покинуть Южную Осетию.

26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии. 17 сентября того же года был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Южной Осетией (ратификация в Государственной Думе прошла 29 октября), а 24 октября назначен посол России в Цхинвали. В начале 2009 года институт полномочного представителя президента Южной Осетии в России трансформировался в посольство.

В то же время, кроме России и с известными оговорками Никарагуа, Венесуэлы и Науру, независимость Южной Осетии никто не признал. США, страны ЕС, ООН, ОБСЕ, Совет Европы, ПАСЕ, НАТО по-прежнему рассматривают Южную Осетию как неотъемлемую часть Грузии.
Вместе с тем, представители Южной Осетии допущены к участию в многосторонних консультациях по вопросам стабильности и безопасности на Кавказе (известны как «Женевский процесс» или «Женевские переговоры»), которые начались 15 октября 2008 года В дискуссиях участвуют представители РФ, США, Европейского Союза, ООН, ОБСЕ, Грузии.

Югоосетинская и абхазская делегации не считаются официальными дипломатическими миссиями, однако они принимают участие в переговорном процессе по широкому спектру гуманитарных проблем и вопросов безопасности. Статусные вопросы в ходе «Женевских консультаций» оказались вне фокуса дискуссий.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»

Институт педагогики и психологии

Грузино- ю жно о сетинский конфликт . Причины и последствия

Выполнил: Круглов

Максим Владимирович

Кострома 2008

План

1. «Республика» Южная Осетия

2. Война в Южной Осетии 2008

3. Версии причин начала войны в Южной Осетии (2008)

4. Перемирие

5. Воинские потери и жертвы войны

6. Последствия

1. «Республика» Южная Осетия

Столица - Цхинвал (Цхинвали).

Население - около 85 тыс., осетины - около 67%, грузины - около 25%, другие национальности - около 7% (2003). Около 40 тыс. беженцев из Южной Осетии находятся в Северной Осетии. 95% населения имеют российское гражданство(1 июня 2002 года, после принятия в России нового закона о гражданстве, который предоставлял право бывшим гражданам СССР, оставшимся без гражданства после распада Советского Союза, обменять советские паспорта на российские, началась массовая выдача российских паспортов жителям Южной Осетии и Абхазии), в том числе значительная часть грузинского населения имеет как грузинское, так и российское гражданство.

Политический статус Южной Осетии остается неопределенным. Самопровозглашенная республика не признана мировым сообществом, а официальный статус, Тбилиси, считает Южную Осетию Цхинвальским регионом Грузии, но фактически не контролирует его.

2. Война в Южной Осетии

Не успели хотя бы чуть утихнуть выстрелы и взрывы от предыдущих, как на Кавказе разразилась новая война, теперь уже между Грузией и Южной Осетией. Позднее в этом конфликте появились и новые участники со стороны Южной Осетии, Россия и Абхазия.

Данное вооружённое противостояние стало следствием обострения Южноосетинского конфликта, официальной датой начала которого принято считать 10 ноября 1989г., когда советом народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской Советской Социалистической Республики было принято решение о создании автономной Юго - Осетинской республики.

Наиболее яркие витки этого конфликта происходили и ранее: в 2004 году (когда 31 мая грузинская сторона перебросила подразделения своих Внутренних войск с тяжёлой военной техникой в зону грузино-осетинского конфликта), в феврале 2006 года, а также в 2007 году, когда произошёл инцидент с падением «российской» ракеты в районе грузинского посёлка Цителубани.

Тем не менее, обострение грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года, бесспорно, является самым кровопролитным за всю его историю.

В конце июля - начале августа 2008 года происходила эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.

Днём 7 августа 2008 года секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявил: «По всей границе с Южной Осетией наблюдается активность войск Грузии. Все это говорит о том, что Грузия начинает широкомасштабную агрессию против нашей республики».

3. Версии причин начала войны в Южной Осетии

Аналитики выделяют несколько версий причин по, которым разгорелась война на территории Южной Осетии. Рассмотрим основные из них.

· Версия Грузии:

8 августа командующий грузинскими миротворцами Мамука Курашвили назвал действия Грузии в Южной Осетии «операцией по наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка». Государственный министр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили пояснил, что «целью руководства Грузии является не взятие городов. В Тбилиси хотят лишь поставить точку на криминальном режиме, чтобы никто не угрожал нашим городам, гражданам и инфраструктуре». Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня.

22 августа государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил в интервью украинскому агентству «УНИАН»: «…решение атаковать Цхинвали было принято только тогда, когда колонна российской военной техники начала входить в Южную Осетию. Рассказы о том, что мы из установок „Град“ нанесли удар по Цхинвали - враньё! Цхинвали бомбили русские после того, как мы взяли его на четыре с половиной часа. Мы бомбили окрестные высоты, используя, в том числе авиацию и „Град“. Подчеркиваю, не населенные пункты».

5 сентября заместитель министра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе в интервью дипломатическому корреспонденту «Интерфакса» заявил, что «с 1 по 7 августа тяжелая артиллерия так называемых южноосетинских сил под руководством российских военных сровняла с землей все грузинские деревни, прилегающие к зоне конфликта»

По официальным заявлениям грузинской стороны, российские миротворческие силы, оставшиеся на территории Грузии после подписания плана Медведева-Саркози, «реально представляли оккупационные войска, главной целью которых было не урегулирование конфликта, а присвоение грузинских территорий»

· Версия Южной Осетии:

В южноосетинской интерпретации, война вызвана этническим конфликтом между осетинами, которые защищали исконно-осетинские земли, и грузинами, которые ущемляли права осетин и виновны в геноциде; осетины при умеренной поддержке русских войск навсегда изгнали грузин и добились независимости. 8 августа президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа. В своем интервью Кокойты так же признал случаи мародерства в грузинских селах.

· Версия России:

9 августа помощник главкома сухопутных войск РФ И. Конашенков заявил, что части и подразделения 58-й армии, прибыв на окраину Цхинвали, «приступили к подготовке операции по принуждению к миру в зоне ответственности миротворцев».

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что причинами ввода российских войск в зону конфликта стали агрессия Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии и последствия этой агрессии: гуманитарная катастрофа, исход из региона 30 тыс. беженцев, гибель российских миротворцев и многих жителей Южной Осетии. Действия грузинской армии в отношении мирных жителей Лавров квалифицировал как геноцид. Он отметил, что большинство населения Южной Осетии - граждане России и что «ни одна страна мира не осталась бы безучастной к убийству своих граждан и изгнанию их из своих жилищ». Лавров заявил, что Россия «этот конфликт не готовила» и выступала с предложением принять резолюцию Совбеза ООН, призывающую Грузию и Южную Осетию отказаться от применения силы. По мнению Лаврова, «военный ответ России на нападение Грузии на российских граждан и солдат миротворческого контингента был полностью пропорционален». Необходимость бомбардировок военной инфраструктуры, находившейся вне зоны конфликта, Лавров объяснил тем, что она использовалась для поддержки грузинского наступления. Лавров назвал обвинения в том, что Россия, прикрываясь югоосетинским конфликтом, пыталась сбросить правительство Грузии и установить контроль над этой страной, «несусветной чепухой». Он отметил, что как только безопасность в регионе была восстановлена, президент России объявил об окончании военной операции.

11 августа замдиректора департамента информации и печати МИД России Борис Малахов опроверг версию о том, что целью России является свержение режима М. Саакашвили.

15 августа президент России Дмитрий Медведев заявил, что «господину Саакашвили надоела вся эта дипломатия, и он попросту решил вырезать мешающих ему осетин».

По утверждению заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации А. А. Ноговицына, грузинская операция «Чистое поле» против Южной Осетии была разработана Грузией совместно с США.

· Версия Абхазии:

22 августа начальник Генерального штаба военно-служащих Абхазии Анатолий Зайцев заявил, что грузинская армия после полного захвата Южной Осетии планировала через 3 часа начать наступательную военную операцию против Абхазии. По его словам, планы у Грузии были таковы: «наносился мощный авиационный удар, производилась высадка первого эшелона десанта с моря в количестве 800 человек на быстроходных катерах, затем еще раз 800 человек должно было высадиться в г. Сухуми, а 6 тысяч человек должны были наносить удар артиллерией и реактивными системами, дальностью стрельбы 45 км, по нашим горно-стрелковым батальонам в Кодорском ущелье и блок постам российских миротворческих сил. Грузины предполагали, что наши подразделения и блокпосты „голубых касок“ будут снесены шквальным огнем в этом узком ущелье, и после этого грузинская группировка начинала наступать в направлении г. Сухуми».

· Другие версии:

Среди версий, которые рассматривались экспертами, в качестве причины южноосетинского конфликта были и самые экзотические.

Оказывается, военные действия между Грузией и Россией не случайны именно в этом регионе Кавказа, где проходит трубопровод Баку-Джейхан. Якобы борьба велась за азербайджанскую нефть. Конфликт даже посеял панику на международном энергетическом рынке.

У Грузии нет нефтяных запасов. Но страна является ключевым транспортным узлом экспорта нефти и газа из Азербайджана на запад. Многие опасались, что российские военные самолеты начнут бомбить второй по протяженности нефтепровод в Европе ”Баку-Тбилиси-Джейхан”.

С 2006 года через этот нефтепровод используется для поставки нефти западным рынкам из Азербайджана с берегов Каспийского моря через турецкий средиземноморский порт Джейхан. Через нефтепровод в день проходит 1,2 миллиона баррелей нефти.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года начался массовый обстрел Цхинвала грузинской артиллерией, ответная реакция на что была незамедлительной. В историю событие вошло под названием Пятидневной войны: вплоть до ночи 13 августа продолжались страшные обстрелы и атаки. Победителей быть не могло — потери на войне в Южной Осетии обеих сторон как в лице военных, так и мирных жителей огромны, и речь идет не о числах или количествах погибших в ходе военных действий.

Предпосылки

Нарастание напряженности в политических отношениях между Грузией и Россией отчетливо прослеживалось еще в начале 2008 года. Югоосетинский конфликт усугубился снятием Россией квоты фланговых ограничений на размещение наступательных вооружений в Северо-Кавказском военном округе. Весной того же года Россия вышла из режима запрета торгово-финансовых связей с Абхазией, что было расценено Грузией как поощрение сепаратизма и попытка посягательства на ее территории. Подобные действия стали предпосылками войны в Южной Осетии и Грузии.

Вскоре после этого призвал Владимира Путина удержаться от необдуманных действий, иначе последствия будут трагическими, поскольку грузинские военные подразделения приближаются к границам его республики. Миноборона РФ, в свою очередь, стала принимать меры по усилению своих позиций: очевидность приближения войны отрицать было бессмысленно.

Примечательно, что в тот же момент Грузия и США проводили совместные учения под названием “Немедленный ответ”, где, по словам Заура Алборова, военного исследователя, отрабатывалось нападение на Южную Осетию. Российские железнодорожные войска ремонтировали пути в Абхазии, чтобы быть готовыми защитить мирных граждан.

В конце июля начали происходить перестрелки на территории Южной Осетии, после чего премьер-министр Юрий Морозов организовал эвакуацию жителей Цхинвала.

Позиции враждующих сторон: Россия и Грузия

Причинами реакции России (со слов Сергея Лаврова, главы МИД России) стала агрессия Грузии относительно неподготовленных жителей неподконтрольной ей страны. Последствиями стали резкий рост количества беженцев, гибель жителей Южной Осетии и российских миротворцев. Все это выглядело, как геноцид.

Грузинская сторона отреагировала на южноосетинские провокации и нашла в поведении России предпосылки начала войны.

Когда все закончилось, произошло расследование конфликта на Южном Кавказе. Комиссия работала под руководством ЕС, возглавила ее Хайди Тальявини — эксперт из Швеции.

Международное расследование признало виновной Грузию как сторону, начавшую военные действия. Но атака стала итогом длительной провокации в зоне конфликта.

Хроники войны в Южной Осетии

В результате ночного обстрела с грузинской стороны были повреждены и сожжены крупные здания Цхинвала, в том числе здание парламента Южной Осетии, комплекс правительственных зданий и постройки в центре города. Сгорели также жилые дома. Стоит ли говорить, сколько людей пострадало, погибло в ходе этих действий. Часть города и восемь осетинских деревень были взяты под контроль вооруженных грузинских войск.

Россия сразу же отправила в Южную Осетию дополнительные силы для поддержания и защиты осетинцев и миротворцев.

Накануне начала ночной бомбежки Михаил Саакашвили выступил на телевидении с обращением к жителям Грузии и заявлением о том, что отдал приказ не открывать ответного огня в зоне конфликта. Но это не помешало обстрелу с использованием минометов, гранатометов и системы залпового огня. Позже включились и авиасилы.

В 15.00 президент России выступил на телевидении озвучить и подтвердить свое намерение защищать граждан РФ, где бы они ни находились. Теперь РФ была вынуждена принять меры по принуждению Грузии к миру.

9 августа были введены дополнительные подразделения войск России, в том числе воздушно-десантных. Дорога к Цхинвалу с севера была разблокирована благодаря им, и уже на следующий день грузинские войска были полностью вытеснены с территории Южной Осетии.

Были открыты гуманитарные коридоры для вывода беженцев, осетинских и грузинских, раненых и пострадавших: теперь Цхинвал взят под контроль миротворцами.

План Медведева — Саркози

8 сентября после многочисленных и длительных переговоров между Дмитрием Медведевым и начатых сразу после завершения войны в Южной Осетии, был разработан план урегулирования конфликта. Михаил Саакашвили принял его, внеся небольшую поправку, которая в конечном итоге ничего не поменяла.

Первые же пункты плана запретили использование силы и призвали окончательно прекратить военные действия, возвратив войска обеих сторон на места своего постоянного местонахождения.

Однако по мнению Николя Саркози, текст из шести пунктов не может урегулировать всего, ответить на все вопросы и решить проблему окончательно.

Потери в ходе конфликта: память жертвам войны в Южной Осетии

Жители Грузии помнят о сотнях людей, погибших на войне. Среди них были все: военные, жители сел и городов и даже дети. В их память ежегодно проходят траурные акции, к могилам военных были возложены венки, а на ступенях парламента республики — фотографии жертв и свечи.

По данным Грузии (только официальным), потери составили 412 погибших. 1747 человек были ранены, 24 пропало без вести. По данным Южной Осетии, более 162. В России — до 400 убитых. Стоит помнить о том, что цифры никогда не передадут того, что до сих пор переживают семьи погибших и что, не случись войны, их судьбы могли сложиться иначе: никто и ничто не способно заменить близкого человека. И это огромная, не проходящая боль. И именно поэтому каждый из нас должен делать все, для того чтобы война не начиналась вообще, смерть никогда не решит политических разногласий, более того, не должна становиться рычагом воздействия: люди созданы для большего, чем убийства.

Фильмы про войну в Южной Осетии

Ни одна война не может пройти бесследно: режиссеры кинематографа постарались максимально отразить события, происходившие на фоне конфликта в Южной Осетии. И проще всего это было сделать, рассказывая о судьбе простого человека, о том, как могла в корне измениться его жизнь с началом страшной войны.

"Олимпус Инферно" (режиссер — Игорь Волошин, Россия)

Несмотря на небольшой бюджет, фильм стал популярным благодаря интересной идее, игре актеров, подошедших к делу с полной эмоциональной и профессиональной отдачей. По сюжету американский энтомолог прибывает в Южную Осетию вместе с русской журналисткой, некогда своей одноклассницей. Они устанавливают камеры для того, чтобы записать полет бабочки редкой породы — «олимпус инферно», но вместо этого в объектив попадает передвижение войск Грузии в сторону Осетии. Герои стараются любыми способами сохранить запись, чтобы открыть миру глаза на правду о начале войны.

"5 дней в августе" (Ренни Харлин, США)

Фильм вызвал негативную общественную реакцию из-за антироссийской агитации. По сюжету именно Россия первая запускает ракеты. Показ картины проходил лишь в трех кинотеатрах, и средства, затраченные на съемки, во много раз превзошли кассовые сборы. Все это подтверждает гипотезу об умысле съемок. В нем много крови, убийств, драк, порой кажется, что автор снимал блокбастер, а не фильм, содержащий истинные эмоции, сопереживание, боль.

Документальный фильм о войне

Его название - "Операция в Южной Осетии. Время героев" (Россия, “Оружие ТВ”).

В документальном фильме о войне в Южной Осетии последовательно, подробно излагается ее история. Повествование идет из уст миротворцев — участников боев. Фильм рекомендуется к просмотру в особенности тем, кто ищет правды.

Также к картинам, содержащим рассказы очевидцев и участников, людей, которым эта война известна не только с чьих-то слов и книг, можно смело отнести “Пылающий август”, “Осетия, я люблю тебя!” и “Город безутешных матерей”.

После просмотра документальных фильмов невольно задумываешься о том, что бы делали мы на месте этих людей, и мысли, приходящие в ответ, что-то меняют внутри, заставляя переосмыслить важные аспекты своей повседневности, жизней и судеб тех, кто близко или далеко. Приходит понимание того, что важно не расстояние, а то, что нас объединяет.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы