Первый выход человека в открытый космос: дата, интересные факты. Человек в открытом космосе

Главная / Детская психология

В марте 1965 года состоялся полет космического корабля «Восход-2». Перед экипажем в составе космонавтов П. И. Беляева и А. А. Леонова стояла непростая, но очень ответственная задача - осуществить первый в истории выход человека в открытый космос.

Непосредственное осуществление эксперимента выпало на долю и 18 марта он благополучно с ней справился. Космонавт вышел в открытый космос, удалился от корабля на 5 метров и провел за его пределами в общей сложности 12 минут и 9 секунд.

Полет «Восхода» не обошелся без внештатных ситуаций и курьезных случаев. Трудно описать, сколько душевных и физических сил пришлось затратить людям, которые готовили этот грандиозный эксперимент - выход человека в открытый космос. Интересные факты и малоизвестные детали полета и его подготовки стали основой этой статьи.

Идея

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту.

Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля. В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».

Была и другая, более серьезная проблема. Столь опасный эксперимент необходимо было сначала отработать на животных. Однако от этого отказались, посчитав, что разработка специального скафандра для животного - дело слишком хлопотное и затратное. К тому же он не дал бы ответ на самый главный вопрос: как будет вести себя человек в открытом космосе? Было принято решение проводить эксперименты сразу на людях.

Сегодня космонавты способны покидать корабль на несколько часов и проводить в открытом космосе очень сложные манипуляции. Но в 60-е годы это казалось совершенной фантастикой или даже самоубийством.

Экипаж

Изначально в группе космонавтов, готовящихся к полету, состояли Леонов, Горбатко и Хрунов. Беляев был на грани отчисления из отряда космонавтов по состоянию здоровья, и лишь по настоянию Гагарина его включили в группу подготовки к полету.

В результате сформировались два экипажа: основной - Беляев, Леонов - и дублирующий - Горбатко, Хрунов. К экипажам этой экспедиции предъявлялись особенные требования. Команда должна была работать как одно целое, а космонавты - быть совместимы друг с другом с точки зрения психологии.

Результаты тестов показали, что Беляев обладает большой выдержкой и хладнокровием, способен не потерять голову в любой ситуации, а Леонов, наоборот, порывист, импульсивен, но при этом необычайно храбр и отважен. Эти два человека, столь различные по характеру, могли прекрасно работать в паре, что являлось необходимым условием для того, чтобы осуществить первый выход человека в открытый космос.

Тренировки

Первые три месяца космонавты занимались изучением конструкции и устройств нового корабля, затем последовали длительные тренировки в условиях невесомости. Для этого требовался маневренный самолет и очень опытный пилот, который мог с уверенностью выполнять За часовой полет самолет был способен имитировать невесомость в общей сложности около 2 минут. Именно за это время космонавтам нужно было успеть отработать всю намеченную программу.

Изначально летали на спарках МИГ, но привязанные ремнями космонавты были лишены возможности двигаться. Было принято решение взять более просторный Ту-104ЛЛ. Внутри самолета был установлен макет части космического корабля со шлюзовой камерой, на этом импровизированном тренажере и проходили основные тренировки.

Неудобные скафандры

Сегодня в музее космонавтики можно увидеть тот самый скафандр, в котором Леонов осуществил выход человека в открытый космос. Фото улыбающегося космонавта в шлеме с надписью «СССР» облетело все газеты мира, но никто не мог предположить, скольких усилий стоила эта улыбка.

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг.

Все тренировки проходили уже в скафандрах, система обеспечения которых оставляла желать лучшего. Подача воздуха производилась крайне слабо, а значит, при самом малейшем движении космонавт сразу же покрывался испариной от напряжения.

Помимо этого скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели - сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Показательный спектакль

В разгар тренировок в Москву прилетел большой друг СССР Шарль де Голль, и Хрущев решил похвастаться перед ним успехами советской космонавтики. Он решил показать французу, как космонавты отрабатывают выход человека в открытый космос. Сразу стало понятно, что в реальный полет отправят именно тот экипаж, который будет участвовать в этом «представлении». По приказу Гагарина в этот ответственный момент Хрунова заменяют Беляевым. По воспоминаниям Хрунова, он не понял мотивов этой замены и надолго сохранил обиду на Гагарина за этот необъяснимый поступок.

Позже Гагарин объяснил Хрунову свою позицию, он считал, что необходимо было дать Беляеву последний шанс слетать в космос. Молодой Хрунов мог это сделать впоследствии еще неоднократно, к тому же Беляев лучше подходил Леонову с психологической точки зрения.

Неприятность перед стартом

За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Выход в космос

По поводу поведения человека в открытом космосе существовало Недоброжелатели утверждали, что космонавт, ступивший за пределы космического корабля, тут же приварится к нему, будет лишен возможности двигаться или же вовсе Очень трудно представить себе, чем еще может обернуться выход человека в открытый космос. 1965 год легко мог стать годом грандиозного провала Однако подтвердить или опровергнуть эти пессимистические теории могла только практика.

К тому же в то время еще не было разработано никаких спасательных систем. Единственное, что было сделано для космонавтов, - это разрешение в случае чего просто открыть люк и выставить из него руку.

Когда корабль вышел на заданную орбиту, Леонов начал готовиться к выходу. Все шло по плану, когда наступил час икс, космонавт мягко оттолкнулся и выплыл из шлюза в открытый космос.

Самые страшные прогнозы скептиков не сбылись, и космонавт чувствовал себя вполне прилично. Он выполнил всю предписанную программу, и пришла пора возвращаться на корабль. С этим возникли некоторые проблемы. Раздувшийся в невесомости скафандр не давал Леонову войти в шлюз. Тогда он, не советуясь ни с кем, самостоятельно понизил давление в скафандре и ринулся в шлюз головой вперед, а не наоборот, как было запланировано. Первый выход человека в открытый космос был завершен, и Алексей Леонов навсегда вписал свое имя в историю космонавтики.

ЧП на спуске

«Восход-2» имел множество недоработок, и после успешного завершения программы полета произошло ЧП. При отстреле выходного шлюза залепились датчики солнечно-звездной ориентации. Когда корабль совершал свой 16-й виток вокруг Земли, из ЦУПа поступило указание снижаться. Но корабль продолжал лететь, как ни в чем не бывало. Когда он пошел на 17-й виток, стало ясно, что система автоматической ориентации не сработала, и экипажу пришлось перейти на ручное управление. Полет, главной задачей которого был выход человека в открытый космос, мог закончиться катастрофой.

Ценой невероятных усилий Беляев и Леонов восстановили контроль над кораблем, но все же опоздали с выключением двигателей почти на минуту. В результате запланированное место посадки осталось далеко позади и спусковой аппарат приземлился в глухих пермских лесах.

Спасательная операция

Космонавты оставались в зимнем лесу долгих двое суток. Правда, один вертолет все же попытался сбросить им теплую одежду, но промахнулся, и сверток затерялся в сугробах.

Вертолет не мог приземлиться в глубокий снег среди деревьев, а у космонавтов не было необходимого оборудования ни для того, чтобы спилить деревья, ни для того, чтобы залить снег водой и сделать импровизированную ледяную посадочную площадку. В конечном итоге спасательная группа пешком добралась до замерзших космонавтов и смогла вывести их из лесной чащи.

Несмотря на все трудности подготовки и неприятные происшествия в процессе полета, Беляев и Леонов справились со своей основной задачей - осуществили выход человека в открытый космос. Дата этого события стала одной из самых знаменательных вех в истории советской космонавтики.

Двадцатый век подарил нам первого в мире человека, побывавшего в космосе, первую женщину-космонавта и человека, впервые вышедшего в открытый космос. В том же периоде времени человек осуществил первые шаги по Луне.

Первый человек на Луне

Первым космическим кораблём, доставившим людей на поверхность Луны, был американский исследовательский пилотируемый корабль «Апполон-11». Полёт начался 16-го июля и окончился 24-го июля 1969-го года.

Практически сутки на поверхности Луны провели пилот и командир экипажа: Эдвин Олдрин и Нил Армстронг. Время их пребывания там равнялось двадцати одному часу тридцати шести минутам и двадцати одной секунде. Всё это время командным модулем управлял Майкл Коллинз, который, находясь на орбите, ждал сигнала.


Астронавтами на поверхность Луны был осуществлён один выход. Его продолжительность – почти два с половиной часа. Первый шаг на поверхность этой планеты сделал командир экипажа Армстронг. Спустя пятнадцать минут, к нему присоединился Олдрин. Во время выхода на поверхность, астронавты установили на Луне флаг США, взяли несколько килограммов грунта для дальнейшего исследования, а так же установили научно-исследовательские приборы. Ими были сделаны первые фотографии ландшафта. Благодаря установленному оборудованию, стало возможным определение с максимальной точностью расстояния между Луной и Землёй. Это значимое событие свершилось 20-го июля 1969-го года.

Таким образом, Америка выиграла лунную гонку, первой высадившись на поверхности земного спутника, и поставленная Джоном Кеннеди национальная цель считалась выполненной.


Надо отметить, что некоторые исследователи называют высадку американских астронавтов на естественный спутник Земли самой крупной мистификацией двадцатого века. Ими же приводится ряд доказательств того, что никакой вышеописанной высадки вообще не было.

Первый человек в открытом космосе

Человек впервые вышел в открытый космос в 1965-ом году. Речь о советском космонавте Алексее Леонове. В тот знаменательный полёт он отправился 18-го марта совместно с напарником Павлом Беляевым на КК «Восход-2».


Достигнув орбиты, Леонов облачился в разработанный для выхода в открытый космос скафандр. Запаса кислорода в нём хватало на сорок пять минут. Беляев в это время начал устанавливать гибкую шлюзовую камеру, посредством которой Леонов и должен был осуществить выход в космос. Приняв все необходимые меры предосторожности, Леонов покинул корабль. Всего за его пределами космонавт провёл 12 минут 9 секунд. В это время напарник Леонова передал на Землю сообщение о том, что человек вышел в открытый космос. По телевидению транслировалось изображение парящего на фоне Земли космонавта.

Во время возвращения пришлось поволноваться, так как в условиях вакуума скафандр сильно раздулся, из-за чего Леонов не помещался в шлюзовую камеру. Оказавшись узником космического пространства, он самостоятельно нашёл выход из этой ситуации, понимая что в данном случае советом с Земли ему не помогут. Чтобы уменьшить размеры скафандра, космонавт стравил излишки кислорода. Делал он это постепенно, одновременно стараясь протиснуться в камеру. Каждая минута была на счету. О своих переживаниях в тот момент Леонов предпочитает никому не рассказывать.


Трудности со скафандром оказались не последними неприятностями того значимого полёта. Оказалось, что система ориентации не работает, и для приземления космонавты вынуждены были перейти на ручное управление. Результатом такой посадки стало то, что Беляев и Леонов приземлились не в том месте, где предполагалось. Капсула оказалась в тайге в 180-ти километрах от Перми. Спустя двое суток космонавты были обнаружены. Этот успешный полёт был отмечен присвоением Леонову и Беляеву звания Героя Советского Союза.

Первая женщина-космонавт

Первой женщиной, побывавшей в космосе, стала Валентина Терешкова. Свой полёт она осуществила в одиночку, что само по себе является беспрецедентным случаем. Терешкова для этого полёта была выбрана из большого числа парашютисток.


Корабль «Восток-6» оказался на орбите Земли 16-го июня 1963-го года. Советский Союз стал не только первой страной, отправившей своего космонавта в космос, но и первой страной, отправившей в космос женщину. Этот шаг являлся политически мотивированным.

Удивительно, что родственники первой в мире женщины-космонавта узнали о её полёте в космос из радиосообщений только после того, как она совершила удачную посадку. Зная, что полёт вполне мог окончиться трагедией, девушка предпочла сохранить предстоящее событие в тайне.

Полёт Терешковой продолжался 22 часа 41 минуту. За это время первая женщина-космонавт совершила сорок восемь витков вокруг нашей планеты. Её позывной – «Чайка».

Первый человек, побывавший в космосе

Как известно, первым побывавшим в космосе человеком является Юрий Гагарин. Его исторический полёт, прогремевший на весь мир, был совершён 12-го апреля 1961-го года. Именно эта дата названа «Днём космонавтики».

За время, проведенное на орбите, Гагарин выполнил всю намеченную программу. По его воспоминаниям, он тщательно записывал все свои наблюдения, рассматривал Землю и даже питался.

Ну, а до самой большой звезды во вселенной , радиус которой в полторы тысячи раз больше, чем радиус солнца, ни один космонавт в ближайшее будущее не отправится. По данным сайт, людей пока не планируют отправлять за пределы солнечной системы.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен



    Легендарный Космонавт
    Дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов..


    18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР
    Алексей Леонов впервые в истории совершил выход
    в открытый космос с борта корабля "Восход-2"
    пилотируемого Павлом Беляевым.

    Леонов Алексей Архипович
    Порядковый номер 15 - (11)
    Количество полетов - 2
    Продолжительность полетов 7 суток 00 часов 33 минуты 08 секунд.
    Выходов в открытый космос 1 - первый человек, вышедший в открытый космос.
    Продолжительность выхода 23 минуты 41 секунда.

    Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка
    Тисульского района Кемеровской области, РСФСР.
    В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу
    первоначального обучения летчиков в городе Кременчуг
    поступил по комсомольскому набору.. С сентября 1961
    по январь 1968 года проходил обучение в Военно- воздушной
    инженерной академии (ВВИА) им.Н.Е.Жуковского по специальности
    "Конструкция и эксплуатация воздушно- космических
    аппаратов и двигателей к ним". По её окончании
    получил квалификацию "Летчик-Инженер-Космонавт."
    Леонов стал первым в истории космонавтики человеком,
    Вышедшим в Открытый Космос.
    C 18 по 19 марта 1965 года в качестве второго п
    илот КК "Восход-2", вместе с Павлом Беляевым.


    В ходе полета совершил первый в мире выход в открытое
    космическое пространство продолжительностью 23 минуты 41 секунда..
    из них 12 минут 09 секунд вне корабля, удалялся от корабля на 5,35 метра..
    При выходе возникли опасные ситуации, когда космонавт
    не смог зайти обратно на борт корабля и несколько
    минут его жизнь висела на волоске, потому что в
    любую минуту он мог погибнуть..


    Полёт Алексея Леонова навсегда вошёл в историю освоения околоземного пространства советский космонавт стал первым, кто побывал в открытом космосе. Изначально планировалось, что отправка Леонова на орбиту состоится в рамках миссии «Восток-11», но судьбоносный старт отложили на 18 месяцев, и в итоге Алексей полетел 18 марта 1965-го года на космическом корабле «Восход-2» вместе с напарником Павлом Беляевым.


    Когда космонавты достигли орбиты, начались приготовления: Леонов облачился в специально разработанный скафандр с запасом кислорода на 45 минут, а Беляев занялся установкой гибкой шлюзовой камеры, через которую Алексей должен был выйти в космос.
    После того, как все необходимые меры предосторожности были приняты, Леонов покинул корабль и в общей сложности провёл за его пределами 12 минут и 9 секунд. Когда пришло время возвращаться, возникла неожиданная проблема - скафандр космонавта в условиях вакуума сильно раздулся и не влезал в шлюзовую камеру.


    Сначала Леонов хотел сообщить о нештатной ситуации на Землю, однако понял, что советом ему не помогут, ведь он был единственным человеком, кто когда-либо сталкивался с чем-то подобным. Первый в истории узник космического пространства довольно быстро нашёл выход из ситуации: чтобы попасть внутрь корабля, требовалось уменьшить размеры скафандра, и это можно было осуществить, только стравив излишки кислорода.


    Леонов решился на этот шаг, понимая, что каждая дополнительная минута, проведённая в раздумьях, может стать для него последней. Он начал выпускать из скафандра кислород, сантиметр за сантиметром протискиваясь в шлюз. Что ему пришлось пережить в эти несколько минут, космонавт предпочитает не рассказывать, однако впечатления наверняка были не из приятных.

    Леонов мягко оттолкнулся и почувствовал, что корабль дрогнул от его толчка. Первое, что он увидел, было черное небо. Тут же послышался голос Беляева:
    «Алмаз-2» начал выход... Кинокамера включена? Этот вопрос командир адресовал своему товарищу.
    Понял... Я «Алмаз-2». Снимаю крышку... Выбрасываю... Кавказ! Кавказ! Кавказ вижу под собой! Начал отход от корабля...
    Прежде чем выбросить крышку, Леонов на секунду задумался, куда ее направить - на орбиту спутника или вниз, к Земле... Бросил к Земле... Пульс космонавта составлял 164 удара в минуту, момент выхода был очень напряженным...

    Беляев передал на Землю:
    Внимание! Человек вышел в космическое пространство!


    Когда эпизод с застрявшим Леоновым благополучно разрешился, выяснилось, что отказала система ориентации - космонавтам предстояло приземлиться, управляя аппаратом вручную, а после того, как капсула с Беляевым и Леоновым вошла в атмосферу Земли, её начало быстро вращать из-за того, что орбитальный модуль не отделился от посадочного, как предполагали расчёты.

    На этой "карусели" космонавты испытывали перегрузки до 10G, однако когда кабель, не позволявший посадочному и орбитальным модулям разъединиться, сгорел, капсулу удалось стабилизировать. Из-за всех этих передряг посадка состоялась совсем не там, где рассчитывалось - космонавты очутились в глухом лесу примерно в 180-ти км к северу от Перми...


    Беляев и Леонов провели в тайге две ночи, температура порой опускалась до -30 °C, а посадочный модуль пришёл в негодность, так что космонавты никак не могли им воспользоваться, чтобы согреться. Когда их обнаружили, спасатели первым делом развели огромный костёр, чтобы отогреть героев, а позже вся компания ещё 9 км бежала на лыжах, чтобы добраться до вертолёта.

    Подвиг Павла Беляева и Алексея Леонова это
    убедительный пример, на что способны волевые
    и мужественные люди даже в условиях открытого
    космоса или при перегрузках в 10G.
    За успешное осуществление полёта его участникам
    присвоены высокие звания Героя Советского Союза!

Одни из величайших событий ХХ века - первый полет и выход человека в открытый космос. Население планеты узнало от Гагарина, что Земля круглая. Леонов стал первопроходцем. Получилось так, что первые люди в космосе были из СССР. 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» был совершён первый выход в открытый космос советским космонавтом Алексеем Леоновым. За этим событием следила вся страна. Космонавт Алексей Леонов находился за бортом корабля «Восход-2» всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики. О том как происходила подготовка к первому выходу в космос, какие трудности испытал экипаж космического корабля вы узнаете в этой статье.

Подготовка к первому выходу человека в космос

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту. Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля.

Космический корабль «Восход-2»

В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».


космический корабль «Восход-2»

Скафандр

Созданный скафандр стал настоящим чудом техники. По твердому убеждению его создателей - это был продукт сложнее автомобиля


Скафандр «Беркут»

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с системой жизнеобеспечения. Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг. скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели – сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Позднее космонавт Алексей Леонов вспоминал:

К примеру, чтобы сжать кисть руки в перчатке нужно было усилие в 25 кг

Поменялся и цвет скафандра. «Беркут», для того чтобы лучше отражать солнечные лучи, был выполнен белым, а не оранжевым. На его шлеме появился специальный светофильтр, который должен был защитить глаза космонавта от яркого солнечного света.

Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.
Беляев - выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.
В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.


Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов

Из воспоминаний Алексея Леонова о подготовке к выходу в открытый космос: «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10 - 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно…»

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты - наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.

У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух:

Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды - на Земле такого не почувствуешь

В открытом космосе Алексей Леонов начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние - один метр - для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды - настолько велика была физическая нагрузка.

Фото первого выхода человека в космос

1 of 7








Видео

Видео первого выхода человека в космос со вставками видеохроники

Художественный фильм «Время первых»

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос

Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»

Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.

Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос

  • Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
  • За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Опасности выхода в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая - возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) - около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.


Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля - 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI - золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад - это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек - Алексей Леонов.

В числе первых советских летчиков-космонавтов, которые были зачислены в Отряд космонавтов СССР в 1960 г., был молодой офицер-летчик Алексей Архипович Леонов. Среди его многочисленных заслуг выделяется самая главная – первый выход человека в открытый космос.

Космический корабль «Восход 2» стартовал с космодрома Байконур 18 марта 1965 г. На его борту находилось два члена экипажа. Командиром экипажа был Павел Беляев, вторым пилотом стал Алексей Леонов. В программу полета входило беспрецедентное в то время задание – первый выход космонавта в открытый космос. Для выполнения этого важного задания назначили, после продолжительных тренировок на тренажерах Звездного Городка, второго пилота Алексея Леонова.

Первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжался 729 секунд. За это время возникла нештатная ситуация со скафандром. Во время возвращения на борт корабля, скафандр Алексея Леонова раздулся и мешал ему протиснуться в узкий шлюз. Леонов, будучи мужественным человеком, не растерялся. Он стравил лишний воздух со скафандра, тем самым понизив давление и уменьшив его объем. В нарушение инструкции, он вынужден был вернуться в шлюзовой люк не ногами, но головой вперед.

Эта нештатная ситуация не оказалась последней. После отказа автоматической системы ориентирования корабля и ручного включения системы торможения, спускаемый аппарат с двумя космонавтами на борту приземлился на расстоянии в 180 километров от заданной точки. Космонавты ожидали эвакуации в течение двух ночей, пока спасатели готовили площадку для вертолетов, вырубывая вековые деревья в тайге под Пермью.

Алексея Архиповича Леонова готовили к участию в советской программе полета и высадки на Луне, где он должен был высадиться на ее поверхность. Лунную программу в СССР закрыли из-за крупных неполадок и потери актуальности лунной программы.

Через 10 лет, после первого полета, Алесей Леонов совершил второй космический полет в качестве командира корабля «Союз 19» в 1975 году. Это был полет по совместной с американцами программе «ЭПАС», или «Союз – Аполлон». Он руководил первой в истории космонавтики стыковкой советского и американского космических кораблей. Полет продолжался почти шесть суток.

Заслуги Алексея Архиповича Леонова, космонавта № 11, отмечены двумя звездами Героя Советского Союза и многочисленными орденами и медалями. В 1981 г. удостоен Государственной премии СССР.

Ведет активную политическую жизнь, состоит членом высшего совета партии «Единая Россия». Известен как художник. В 1992 г. ушел в отставку в звании генерал-майора авиации. Ему принадлежат больше десяти научных трудов и четыре изобретения.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы