Движение на велосипеде в темное время суток. Эффективная посадка на велосипеде: тайное и явное

Главная / Дом и ребенок

Может превратиться из простого увлечения в серьезные занятия одним из современных и популярных видов спорта. Но в любом из этих случаев важна техническая сторона. Рассмотрим, какая должна быть правильная посадка на велосипеде, чтобы тренировки (или просто прогулки) проходили наиболее комфортно и продуктивно.

Удобство зависит от физиологических особенностей

Самым важным аспектом при езде является, безусловно, комфорт. Как его создать? Рассмотрим факторы, от которых в первую очередь зависит качество и сбалансированность всего процесса передвижения.

Удобство. Способность удачно расположиться на велосипеде часто зависит от физиологических особенностей человека. Это и характеристики ступней (которые могут быть развернуты наружу или внутрь), и гибкость позвоночника (позволяющая наиболее подстроиться во время движения). Значит, для большего удобства нужно подбирать длину выноса и размер рамы под личные

Техника. В процессе движения образуется так называемый позиционный треугольник. Руки, ноги и ягодицы, которые являются главными элементами фигуры, должны удачно взаимодействовать между собой. Только при соблюдении этого условия рационально выбранная и правильная посадка на велосипеде приведет к максимальному комфорту при движении. В результате все возникающие на пути факторы и препятствия (рельефы, кривизна дороги, изменение скорости) не будут сильно влиять на сам процесс езды.


Как правильная посадка на велосипеде и сбалансированность движений может влиять на способность сопротивляться ветру?

К упомянутым выше условиям можно добавить еще и наличие аэродинамических факторов. Оказывается, далеко не всегда сопротивление ветра имеет большое значение. Умело найдя (иногда чисто интуитивно) нужное положение тела, можно легко противодействовать различным ситуациям. Оказывается, высота ездока намного важнее, чем его ширина. Так, максимально пригнувшись и приняв наиболее удачную группировку тела, можно значительно увеличить силу сопротивления ветру. Результат - правильная посадка на велосипеде и повышение скорости Поэтому профессиональные спортсмены всегда занимают при движении наиболее компактную позу, притянув голову вниз, к ногам, и выгнув спину дугой.


Роль биомеханики. Как сидеть на велосипеде?

Сила, направляемая на педали, тоже может быть не совсем равномерной и достаточной. Только правильно расположившись, можно выполнить эту задачу наиболее эффективно. И при этом совершенно не обязательно соблюдение всех общепризнанных мнений. Например, известный велосипедный гонщик Дэвис Финни имел привычку надавливать на педали опущенным вниз носком, давая тем самым повышенную нагрузку на четырехглавые мышцы ног. Хотя общепринято располагать ступни преимущественно параллельно земле, данная нестандартная поза была для этого спортсмена наиболее удобной, а значит и правильной. Каждый велосипедист регулирует по-своему наклон ноги и степень надавливания на педали.

Значение технических характеристик седла и их соответствие личным данным

Разобравшись с влиянием физиологических и биометрических свойств на качество движения, рассмотрим «обратную сторону медали». В тандеме «человек-велосипед» немаловажная роль отводится техническому состоянию транспортного средства, его параметрам и соответствию ездока. Рассмотрим основные характеристики седла.

Высота седла. Можно легко определить, насколько правильно сделан выбор. Когда ступня находится на педали, нога должна быть немного согнута. Если это правило нарушено, при езде возникает, как результат, чрезмерное покачивание бедер из стороны в сторону.

Продольное положение седла. Чтобы вырабатывать достаточно энергии при подъемах, эту обычно сдвигают назад. Данную особенность использует профессиональный велоспорт. Тренировки, проводимые трековиками, наоборот, предусматривают выдвижение седла вперед. Благодаря этому увеличивается общая скорость. Правильным является нейтральное положение, когда отвес должен проходить точно через центр педальной оси. Не стоит менять положение седла, если становится неудобно держать руль. В этом случае все же нужно остановить свой выбор на регулировке передней части велосипеда.

Наклон седла. Классический вариант - горизонтальное положение. Для регулировки можно воспользоваться обычным строительным уровнем. Наклоненное вперед тело сдвигается вперед, что приводит к нагрузке на руки.


Регулируем руль

Следующим элементом, непосредственно влияющим на посадку, является руль. Рассмотрим его взаимосвязь с физиологией человека, а именно гибкостью.

Ширина. Она должна быть аналогична ширине плеч, при этом нижняя часть характеризуется горизонтальной направленностью.

Высота. Нормально настроенный руль должен располагаться на уровне, который примерно на 2,5 см ниже седла. При этом соотношении корпус будет расправлен, но дотянуться до низа руля можно без проблем.

Руль может устанавливаться по-разному, в зависимости от физиологии (гибкости поясницы). Проведите небольшой тест, приняв положение стоя (ноги на ширине плеч):

Если для вас проблемно, наклоняясь вперед, достать пальцами до пола, то ставьте руль на одном уровне с седлом.

При легком доставании пальцами до пола можно выбрать положение на 5-10 см ниже уровня седла.

При хорошей гибкости, когда ладони свободно и без труда ложатся на пол, понизьте уровень еще на 5-10 см.

Выбираем велосипед

Все наши советы наверняка пригодятся при покупке личного мини-транспорта. Используя описанные правила, приступайте к подбору. Ранее в практическом использовании повсеместно полагались на стандартные решения. Сейчас же нет унифицированных форм. Поэтому наиболее целесообразно опробовать посадку непосредственно в магазине. При этом консультанты всегда подскажут, как выбрать велосипед взрослому (для спорта или отдыха) или ребенку. Иначе происходит покупка для профессионалов. Здесь на помощь всегда приходит тренер по велоспорту, который заранее уточнит все особенности. Самый лучший вариант - это пригласить специалиста для совместного совершения покупки. Только он сможет оценить все особенности техники с профессиональной точки зрения. В любом случае особое значение имеет вес велосипедиста. Если масса последнего более 90 кг, рекомендуется остановить свой выбор на моделях с оборудованным амортизатором, усиленными ободами и традиционными рамами из стали или алюминия.

Профессиональный выбор шоссейного велосипеда

Такие узкоспециализированные предметы не стоит приобретать без специалиста. К тому же существует целый ряд правил, как нужно проверять велосипед. Во-первых, как было сказано, требуется пробный проезд. И это вовсе не обязывает в дальнейшем покупать этот же товар. Во-вторых, широко используется апробирование на тренажерах, когда подключаются к приборам (после установки) не только железный конь, но и сам спортсмен. На схемах, представленных в данной статье, наглядно показаны особенности правильной посадки.


Признаки неправильного расположения корпуса

Определяя, как правильно сидеть на велосипеде, нужно проверить ряд характерных признаков:

1. Если происходит слишком большое смещение из стороны в сторону на седле, то оно поднято чересчур высоко.

2. При касании ногами земли нужно поднять седло из низкой позиции.

3. Вас тянет вперед - поднимите руль.

4. Происходит опрокидывание корпуса назад - подправьте руль, регулируя его наклон.

Это особенно важно учитывать, когда необходима правильная посадка на шоссейном велосипеде. Попросите консультанта сделать пробные поездки. Только так можно точно решить, удобно вам ездить или нет. И все эти обстоятельства совершенно не зависят от того, приобретаете вы велосипед для общения и прогулок, или же в целях организации профессиональных тренировок.

Мы - электробайкеры произошли от обычных велосипедистов. Поэтому все правила катания подходят и нам. За десятилетия накопился большой багаж велознаний, полученных потом и кровью. И даже жизнями велосипедистов. Соблюдайте правила катания на велосипеде, это спортивный снаряд, при неправильном использовании вы можете навредить своему любимому телу!

Конечно на электровелосипеде педали крутишь не так мощно и интенсивно как на обычном, но все же правильно выставленная высота седла - залог вашего здоровья. В основном у велоЧайников в первый же месяц страдают колени, бедра и спина . Тяжелее всего потом лечить колени... Это я по себе знаю... >:(

Правильная посадка велосипедиста

Я часто наблюдаю как малоопытные велосипедисты наматывают километры, явно не чувствуя комфорта при передвижении. У кого – то настолько изогнута спина под знак вопроса, что кажется, будто поясница вот – вот треснет. У другого настолько низко посажено седло, что ноги практически все время согнуты в момент вращения педалей. Таким горе – велосипедистам так и хочется сказать: «Ну что же ты себя калечишь? Неужели трудно потратить немного времени, но ознакомиться с малым сводом правил о правильной посадке при езде на велосипеде?». Ведь, лучше один раз потратить полчаса, нежели потом мучиться от болей в спине или бедрах.

Правильная посадка при езде на велосипеде является главным фактором комфортности, а также безопасности. При правильной настройке велосипеда Вы сможете избежать множества малоприяных ситуаций – от недоуменных взглядов со стороны до травм спины и малоэффективного педалирования. Даже если Вы будете профи в некотором роде, из – за неправильной посадки Вас все будут считать «чайником». Мы не будем рассматривать посадку на велосипедах по экстремальному спуску, для фристайла. У них специфическая посадка и нас она мало интересует. Так как Вы обычный байкер, то об обычных байках и стоит вести разговор. Вы же хотите летать по шоссе, стремительно проезжать по лесным тропинкам, быстро въезжать на высокие участки. А это как раз прерогатива обычного байкера, любящего простор, скорость и природу.

Седло в строго горизонтальном положении.

Седло стоит устанавливать строго горизонтально, без каких – либо углов наклона. Если седло будет задрано вверх, то Вашему мягкому месту придется стать очень твердым. Ваш центр тяжести будет все время сползать назад, а руки будут находиться в постоянном напряжении, так как будут пытаться удерживать центр тяжести в нужном положении. Если же седло будет наклонено назад, то Вам придется постоянно держать руки в напряжении уже по другой причине, так как будете все время тянуть себя к рулю. Мягкое место также сильно страдает, постепенно превращаясь в твердое. И в первом, и во втором случаях у Вас будут болеть мышцы живота и рук. Чтобы избежать подобного, устанавливайте седло строго горизонтально. Некоторым необходимо ставить его под еле заметным уклоном, виду своеобразного строения тела. Ставьте, но только очень внимательно. Почувствуйте, вам должно быть удобно, комфортно!

На какую высоту ставить.

Это очень важный вопрос. Ученые однажды определили, какими должны быть высота седла и его положение, чтобы все мышцы ног работали с максимальной производительностью при минимальных энергетических затратах. Ученые договорились со спортсменами – профессионалами, на ногах которых закрепили передающие электроды, которые регистрировали движение и эффективность отдельных мышц. После эксперимента ученые вывели, в каком положении должно устанавливаться седло по отношению к педалям. Теперь существует правило, согласно которого ставится седло как у шоссейных, так и у горных велосипедов.

Для того, чтобы правильно отрегулировать седло, нужно сесть на велосипед и одну педаль установить рычагом так, чтобы он был параллельно подседельной трубе. После ногу ставим пяткой на педаль. Во время движения назад нога в колене должна немного сгибаться (примерно 6 сантиметров). Нога не должна быть слишком согнута или слишком выпрямлена.

Это правило подходит в том случае, если велосипед сам по себе подходит Вам по размеру. Если говорить о горных велосипедах, то сегодня нет строгих правил относительно их высоты. Дело в том, что существует большое количество вариантов рам. В настоящее время есть слопинговые велосипеды (верхняя труба рамная отклонена назад), велосипеды с разной степенью рессорности и многие другие. Производители бывают разные. Также по – разному они измеряют размер. Некоторые, например, измеряют размер так – расстояние от центральной оси до верхнего края трубы подседельной. В это же самое время, труба подседельная может значительно возвышаться относительно верхней рамной трубы. В таком случае можно подобрать наиболее эстетический вариант, при котором подседельная труба выходит примерно на 10 сантиметров.

Для тех, у кого большой рост, остается установить седло как можно выше, чтобы оно имело правильную высоту для Вашего роста. Также можно купить более высокое седло. Но стоит подумать, а может данная модель велосипеда маловата для Вас.

Стоит обращать внимание на ограничения по максимальному вытягиванию из рамы седла. При несоблюдении ограничения можно повредить раму. На самом деле, такое происходит достаточно часто, особенно при дюралевых рамах. Верный вариант тот, при котором седло заходит так, что нижний край расположен ниже нижнего края верхней рамной трубы.

В случае, когда Вам нужно установить седло на самом крайнем уровне по высоте, то Вы рискуете сломать подседельный штырь. Кстати, с моим товарищем такое недавно произошло. У него рост 2 метра 8 сантиметров. Он поставил седло на максимальную высоту. Во время форсировании маленькой горки у него обломился штырь. Хорошо, что у товарища хорошая реакция, и он успел соскочить с велосипеда. Мы поставили на место седло, использовав оставшуюся часть штыря и вернулись в город.

Есть простая настройка седла по горизонтали. Да-да седло двигается вперед-назад, вы не знали? Ставите локоть к носику седла и смотрите, чтоб средний палец вытянутой ладони не доставал до руля 2-3см. После этого хорошенько затяните седло болтом, чтоб оно не разболталось в дороге.

Положение ступни на педали.
Так как большая часть пользуется педалями, начнем с упоров, которые крепят на обувь. Прикрепите упоры и хорошо затяните их. Если болты будут затянуты слегка и упор сможет свободно двигаться в ноге, то вполне может случиться, что Вы уже не вытащите ногу из педали. Придется Вам гулять прямо с педалью. Нога должна сидеть на педали ровно, параллельно рычагу педали. Иначе будете их крутить с расставленными в разные стороны коленями. А своими ботинками сотрете все надписи на рычагах. Что касается сустава большого пальца ноги, то он должен находиться на осой педали, но ни в коем случае перед ней.

Руль.
В данном случае Вам необходимо проявить максимум индивидуальности. При установке руля все подстраивайте под свои ощущения. Вам должно быть максимально комфортно. А вот на что стоит обратить внимание, так это на положение тормозных ручек. Если тормозные ручки в правильной позиции, то они слегка упираются о нижнюю часть пальцев, когда Вы вытягиваете их, положив руки на руль. В таком случае у Вас не будет лишней необходимости выгибать руки вверх во время торможения. Правильные высота и расстояние руля в отношении к седлу – это параметры, которые требуют компромисса. Поэтому Вы вполне можете руководствоваться своими ощущениями во время посадки на велосипед. Обычно тело гонщика растянуто и немного наклонено (как того требует быстрая езда), это обусловлено аэродинамикой.

Советы.

В домашних условиях настройте велосипед на правильную посадку. Прихватите с собой нужные инструменты и немного прокатитесь по улице. Если чувствуете небольшой дискомфорт, перенастройте велосипед.

Наши мышцы так устроены, что для них правильная посадка – это не гарантия хорошей работы. Нужно уметь правильно педалировать. Сидите на велосипеде спокойно и старайтесь, чтобы его двигали только ноги, а не движение корпуса. Ступни на педалях должны быть наклонены вперед при каждом положении вращательных рычагов.

Постарайтесь избегать педалировать пятками вниз. Также избегайте вращать педали носком. Если у Вас правильная посадка, то ступни сами поворачиваются в правильном направлении и под необходимым углом.

Что касается руля, то он должен быть немного пошире плеч. Или, если вы часто ездите по проезжей части, то лучше взять руль чуть поуже, чтоб не ломать зеркала автошникам.

Глупо полагать, что после покупки хорошего, пусть даже очень дорогого велосипеда, его не нужно будет настраивать. Безусловно, настройка потребуется. Одна из самых важных настроек — настройка правильной посадки на горном велосипеде . Прежде чем садиться на велосипед, мы обязаны настроить его, чтобы не гробить свое здоровье и не ощущать дискомфорта при езде. Для манипуляции с посадкой, мы можем изменять следующее:

  • Высоту седла
  • Наклон седла
  • Смещение седла
  • Длину выноса
  • Угол выноса
  • Высоту подъема руля
  • Ширину руля
  • Форму руля
  • Установка рожек

Вы уже заметили, что большая часть настроек, совершаемая для выявления правильной посадки, выполняется с: седлом, выносом и рулем. Именно эти три элемента могут кардинально изменить посадку на велосипеде, от очень комфортной и правильной, до мучительной и вызывающей дикий дискомфорт. С каждым моментом познакомимся поближе.

Седло . Во-первых, седло должно подходить конкретно Вам. Пожалуй, седло — наиболее сложно выбираемая часть велосипеда. Очень часто, случается так, что стокове(родное) седло, которое продавалось с , будет для вас не комфортным. Выявить это довольно просто, после 20-30 км. проведенных в седле, будет чувствоваться явный дискомфорт. Чаще всего, причина кроется в том, что седло слишком мягкое. Не нужно удивляться, это может показаться нелогичным, но именно мягкие седла на средних и длинных дистанциях вызывают наибольший дискомфорт. По правилу, велосипедист должен сидеть на двух седалищных костях , а это возможно только в том случае, когда седло достаточно жесткое, иначе велосипедист, как бы, проваливается и нагрузка распределяется на нежелательные зоны. На своем опыте, я сталкивался с мягким седлом, которое доставляло жуткий дискомфорт уже после 30 км. пути, проблема ушла после перехода на более жесткое седло, сейчас без проблем проезжаю и 200 км. Ширина седла — также очень значимый параметр. Наиболее распространенная ширина, как считают специалисты, подходящая для большинства людей — 143 мм. У женщин, как правило, седалищные кости расположены чуть шире, поэтому им необходимо более широкое седло, нежели мужчинам. Новичкам, которые только-только приобрели велосипед нужно какое-то время подождать и привыкнуть, дискомфорт появится почти от любого седла, уже на следующий день после первой поездки. Объясняется это просто: Вы еще не привыкли к таким нагрузкам, подождите, буквально, одну неделю и дискомфорт должен уйти. Старайтесь выбирать седла известных производителей: Selle Italia, San Marco, Fizik, Ritchey, Velo. Некоторые седла имеют вырез(дырку) посередине, слышал, что мужчинам больше нравится такое нововведение, быть может из-за того, что туда можно что-то положить


Настройка седла . Седло можно двигать в трех направлениях: выше-ниже, наклонять вверх-вниз, а также смещать вперед и назад. Разберемся с каждым по отдельности. До сих пор существует множество методик определения оптимальной высоты седла. Расскажу вам, чем чревата неправильная высота седла. Когда я катаюсь где-нибудь и вижу, как у молодых людей или девушек седло опущено почти до самого низа, мне становится жаль их колени. Коленный сустав — наиболее сложный по своему строению сустав в организме человека. Второй по сложности сустав — это сустав соединяющий нижнюю челюсть с черепом. Поэтому, заработав , можно надолго (если не навсегда) забыть о велосипеде, а также приобрести проблемы с ходьбой и бегом. Для человека неестественно получать большие нагрузки при согнутом коленном суставе. Когда мы ходим или бегаем, колено сгибается незначительно, а установив седло очень низко, колено может сгибаться под 90 градусов и при этом положении получать длительную и интенсивную нагрузку. Расскажу один из способов, как правильно выставить высоту седла . Удобно сядьте на седло, возьмитесь руками за руль, расположите пятки на педали, когда одна из педалей будет в нижнем положении — нога на ней должна быть полностью выпрямлена. При такой настройке высоты седла, ваша нога будет почти полностью распрямляться, с небольшим запасом, с учетом правильного расположения стопы на педали (основание пальцев должно находится строго над осью педали).
Угол наклона седла должен быть приблизительно параллельным земле. Допускаются незначительные наклоны вперед или назад. Очень индивидуальная настройка. Главное, следите, чтобы не было сильного наклона в какую-то сторону, иначе седло будет создавать дискомфорт, передавливая определенные зоны.
Положение седла вперед-назад . Когда педали расположены на одинаковой высоте, колено должно находится над осью педали. Однако, это довольно спорное правило. Например, в последнее время, у спортсменов стало популярным смещение седла вперед, для переноса центра тяжести ближе к переднему колесу, а также для большей компактности, с целью создать более аэродинамическую посадку.

Выбор выноса руля . Как таковой, настройки выноса руля — не существует. Опытные умы догадались, что вынос можно переворачивать, но больше ничего с выносом не сделаешь. Вынос можно заменить. Если нужна более вытянутая посадка, то нужно брать вынос подлиннее, и наоборот. Например, если Вы сильно тянитесь к рулю, то вынос нужно взять покороче (хотя, возможно, выбрана неправильная ростовка рамы). А если ваша посадка слишком «вертикальная», вынос нужно взять подлиннее. Для лучшей аэродинамики лучше перевернуть вынос, таким образом, верхняя часть туловища станет ближе к горизонтальному положению и сопротивление ветра будет воздействовать с меньшим эффектом. Под вынос, очень часто ставят кольца, чтобы поднять руль повыше. Чтобы опустить руль пониже, нужно убрать кольца из-под выноса, для этого понадобится забить якорь вилки глубже и отпилить ненужную часть штока. Без специальных инструментов, лучше не укорачивать шток, а еще лучше обратиться в мастерскую.


Велосипедный руль . Рули бывают разные, отличаются, как формой, так и шириной. Рейзеры — это изогнутые рули, как правильно, шире прямых, ими легче управлять велосипедом на бездорожье. В городском цикле, намного лучше иметь прямой и узкий руль, во-первых, из-за лучшей аэродинамики, а во-вторых, легче будет проходить узкие места: в пробках, между людьми, двери. Для длительных поездок, советую приобрести велосипедные рожки , с их помощью можно чаще менять хват на руле, и в подъемы легче заходить, взявшись за рожки.
Также не забывайте иногда вставать из седла. На один час поездки, нужно 3-5 минут проехать стоя, так вы не дадите себе «засидеться» и поддержите все мышцы в тонусе.


Удобство нахождения на велосипеде зависит от индивидуальных особенностей человека. но зависит от различных факторов, например, пластичность и физические способности человеческого тела. Одним из наиболее важных факторов определяющих удобство езды на велосипеде в той или иной посадке, является гибкость позвоночного столба, у каждого человека она своя. Данная особенность строения тела должна послужить основанием для выбора размера рамы и длины выноса.

Биомеханика гонщика, т.е. сила прикладываемая при педалировании, является другим важным фактором, определяющим посадку гонщика на велосипеде. Каждый велосипедист обладает своей биомеханической способностью. Так один гонщик, педалирует при опущенном вниз носке ноги. Хотя это противоречит общепринятому мнению о том, что при движении вниз ступня должна занимать положение параллельно земле. Что хорошо для одного, может не подойти для другого.
Еще одним фактором является аэродинамика, т.е уменьшение сопротивление ветра, которое позволяет вам увеличить свою скорость. Одни положения тела человека на велосипеде являются более аэродинамичными, чем другие.

Тесты, проведенные в Центре спортивной медицины США, показали, что высота гонщика имеет меньше значение, чем его ширина. Иными словами - чем вы уже сидите на велосипеде, тем меньше сопротивление воздуха ты испытываешь. Это лучше чем использовать нижнюю посадку. Если тебе удобно сидеть на велосипеде, ты можешь ехать быстрее, даже не имея идеальной аэродинамической посадки.

При определении правильной посадки руки не должны напрягаться и должны быть несколько согнуты в локтевых суставах. Не следует разводить локти в стороны, так как это увеличивает площадь лобового сопротивления, а главное, препятствует прямолинейной езде. Движения ног, туловища и головы до некоторой степени невольно передаются на руки, которые с чрезмерно разведенными локтями находятся в значительно большем напряжении и тем самым производят колебания руля из стороны в сторону.

Езда с прямыми руками также считается серьезной ошибкой. Если у велосипедиста, держащего руль прямыми руками, выпирают лопатки, опускается шея и прогибается спина, это значит, что посадка его неправильная. В таком положении он не сможет ехать долго и тем более быстро. Подобная посадка, несомненно, отрицательно сказывается на работе внутренних органов, особенно легких и сердца.

Чаще меняйте положение рук на руле, чтобы предотвратить онемение пальцев и снизить напряжение в пояснице. Руль следует держать крепко, но «нежно». Положение головы определяет осанку и посадку спортсмена на велосипеде тоже. Из-за опущенной вниз головы невозможно прогнуть спину. Голова должна находиться на одной линии с туловищем и как бы служить его продолжением. Постарайтесь не опускать голову вниз, особенно когда вы устали. Во время езды периодически поворачивайте голову, что позволит вам расслабить мышцы шеи. Постарайтесь расслабить мышцы лица, особенно при интенсивных нагрузках. Чем меньше посторонних движений, тем лучше. Подумайте о калориях, которые вы тратите при лишних движениях. Периодически переключайтесь на большую передачу и вставайте с седла. Это снимет напряжение ваших бедер и спины. Перемещаясь в седле вперед-назад, вы можете включить в работу различные группы мышц. Это особенно полезно на длинных подъемах. Движение вперед включает в работу четырехглавую мышцу бедра, в то время как движение назад включает в работу подколенные сухожилия и ягодицы.

1. Удобство посадки зависит от качества седла и его установки. Седло устанавливается на такой высоте, чтобы обучающийся, сев на велосипед, мог носками ног коснуться земли или поставить прямую ногу пяткой на педаль, находящуюся в крайнем нижнем положении. Так ставится седло для гонщиков, имеющих 39 – 40-й размер обуви. Если размер обуви меньше, то седло опускается на каждый размер на 3-4 мм; если же размер обуви больше 40-го, то соответственно приподнимается. Исследования техники педалирования показали, что оптимальная высота седла такая, при которой угол между бедром и голенью ноги, находящейся в нижнем положении при педалировании, равняется 120 – 140°.

По горизонтали седло для подростков устанавливается по центру (нулевой тип посадки, по Л. В. Чхаидзе). Делается это так. Велосипед ставится к стенке, занимающийся садится на него и устанавливает шатуны в горизонтальное положение. Тренер, приставив отвес к центру внутреннего мыщелка большеберцовой кости занимающегося, отмечает, какое положение займет отвес по отношению к оси педали. Если отвес проходит через центр оси педали и основание большого пальца, значит, седло установлено правильно. Более точно установить седло по горизонтали можно с помощью измерительной линейки с уровнем, предложенной Чхаидзе. Гонщикам-шоссейникам седло рекомендуется сдвигать назад на 1 – 2 см (минусовой тип посадки). Такая посадка удобна для приложения усилий во всех зонах педалирования и способствует становлению правильной техники.
Ноги на педали необходимо устанавливать так, что бы основание большого пальца совпадало с осью педали при горизонтальном положении шатунов.

2. Олимпийский тренировочный центр США рекомендует следующий метод: установите высоту седла так, чтобы между вашей ступней и педалью в нижнем положении оставался зазор 5 мм. Прибавьте несколько миллиметров если ваши туфли имеют толстую подошву. Если у вас длинные ноги, то для увеличения эффективности педалирования можно приподнять седло еще на 2- 3 мм. Для людей которые испытывают боль в коленях в результате хондромации (размягчение хрящевой ткани) или износа суставных хрящей, подход при выборе высоты седла должен носить терапевтический характер. Постепенно поднимайте седло пока ваши бедра не начнут «гулять», а затем немного опустите седло. Чтобы избежать напряжения в ногах, можно время от времени изменять высоту седла в пределах 2 мм.

Выбор высоты руля, прежде всего зависит от гибкости вашей поясницы. Встаньте прямо и попытайтесь достать руками до пола:
– если вы не можете достать пальцами до пола, установите руль на одном уровне с седлом
– если вы достаете пальцами рук до пола, руль должен находиться на 5- 10 см ниже седла
– если вы можете достать ладонями до пола, то руль должен находиться на 10- 15 см ниже седла.

Л. Армстронг, К. Кармайкл "Программа подготовки Л. Армстронга" (выдержки из книги)

Поэтому установка рациональной посадки на велосипеде постоянно находится в центре внимания специалистов. Это обусловлено еще и тем, что спортсмену во время тренировок и соревнований приходится длительное время (до 6 ч) сидеть на велосипеде в рабочей позе. Посадка принимается при зафиксированных положениях седла и руля и может быть низкой, средней и высокой. При нерациональной посадке в работе участвует большее количество мышц, и, следовательно, у спортсмена быстрее наступает утомление.

На первом этапе исследований выявились наиболее информативные показатели, имеющие тесную связь с параметрами посадки и антропометрическими характеристиками спортсмена. Для этих целей у группы велосипедистов были измерены параметры посадки и антропометрические характеристики. У велосипеда измерялись: высота седла (размер h) - от центра кареточной оси (точка а) до поверхности седла (точка в); длина посадки (размер l) - от поверхности седла (точка в) до центра крепления руля с выносом (точка с); контрольный размер (h i) - от центра выноса (точка с) до центра кареточной оси (точка а); длина выноса (размер l в) по общепринятой методике (рис. 1).
Контрольный размер (h i) определялся для того, чтобы получить замкнутый треугольник, так как при одной и той же длине посадки (размер l) руль может быть поднят или опущен при неизменной высоте седла.

Вначале измеряли вес, рост, силу кисти, становую силу, длину руки (от большого бугра плечевой кости до конца кисти), плеча, предплечья, кисти, ноги (от пола до лобковой кос ти), бедра, голени и туловища (сидя). Параметры посадки определяли при помощи рулетки, а антропометрические показатели - по общепринятой методике, описанной в специальной литературе (С. М. Иванов, 1970, и др.). Полученный цифровой материал был обработан на ЭВМ.

На основании проведенного математического анализа было выявлено, что между параметрами посадки и некоторыми антропометрическими показателями имеется тесная связь. Так, между высотой седла (h) и длиной ноги (b) связь составляет r = 0,795 при Р

Таким образом, на основании проведенного анализа было установлено, что параметры посадки велосипедистов-шоссейников тесно связаны с некоторыми антропометрическими характеристиками.
Выявив информативные показатели, мы перешли к изучению посадки у велосипедистов высокой квалификации, которые показывали в гонке по шоссе на 25 км с раздельного старта результат от 34 до 37 мин. У этой группы спортсменов были измерены параметры посадки: h, l, hi, lв и антропометрические характеристики: рост, длина ноги, длина туловища (с), длина руки.

Рис. 1. Измерение параметров посадки на велосипеде

h - высота седла, расстояние от центра кареточной оси (точка а) до поверхности седла (точка в); l - длина посадки, расстояние от поверхности седла (точка в) до центра крепления баранки руля с вы носом (точка с); h i - контрольный размер, расстояние от центра крепления баранки руля с выносом (точка с) до центра кареточной оси (точка а); l в - длина выноса.

Рис. 2. Антропометрические измерения спортсмена:
а - рост; b - длина ноги (от пола до лобковой ко сти), с - длина туловища (сидя);
d - длина руки (от большого бугра плечевой кости до конца кисти)

На основании математического анализа было установлено, что между ростом и высотой седла, а также длиной посадки и контрольным размером связь соответственно составляет: r = 0,840 (Р

Полученные результаты могут быть использованы широким кругом любителей велоeзды для установки рациональной посадки на велосипедах спортивных конструкций (см. табл.). Для этого спортсмену достаточно знать свой рост. Приведем конкретный пример. Если рост человека равен 170 см, то по таблице находим, что высота седла (h) должна быть равна 68,8 см, длина посадки (l) - 65,6 см, контрольный размер (h i) - 76,3 см. Если, напри- . мер, рост равен 172 см, то параметров посадки в таблице нет, но их можно определить по номограмме (рис. 3). Для этого необходимо на горизонтальной оси номограммы найти цифру, равную 172, и провести вверх линию до пере сечения с линиями l , h и h i . Точки пересечения этих линий и будут параметрами посадки, значения которых находятся на вертикальной оси номограммы с левой стороны (как показано пунктирными линиями на рис. 3). По номограмме находим, что для искомого роста параметры посадки следующие: h - 70,0 см, l - 66,3 см, h i - 76,7 см.

Таблица 1. Параметры посадки на велосипеде в зависимости от роста человека

Если велосипедисту покажется, что посадка недостаточно удобная, то не следует изменять ее сразу же. Необходимо в такой посадке провести два-три занятия. Если она все-таки будет недостаточно удобной, то можно внести некоторые коррективы. Эти рекомендации касаются как любителей езды на велосипеде, так и юных и взрослых спортсменов-велосипедистов.

Два года назад я увлёкся велосипедными прогулками и прошлой весной активно включился в этот увлекательный процесс, когда обзавёлся собственным велосипедом. Как и у всякого новичка, у меня, в процессе покупки и эксплуатации велосипеда возникла масса вопросов связанных с ним, с которыми я в той или иной степени разобрался. Мой друг раньше обладал односкоростным старым советским велосипедом, который не требовал особого внимания и забот, ездил неторопливо и недалеко. Но в этом году человек наконец собрал достаточно пристойный современный велосипед и сейчас начал задавать мне те же самые вопросы, которыми когда-то озадачивался я сам. Поэтому мне подумалось, что раз велосипедное движение набирает всё большую силу, а учитывая забитость современных городских дорог транспортом, использование велосипеда становится ещё и весьма актуальным, то наверняка подобные вопросы возникнут в дальнейшем у кого-то из вас и будет совсем неплохо немного осветить эту тему.

Есть несколько явных признаков, которые укажут, когда высота вашей посадки настроена неверно. Если во время поездки, педалируя, вы слегка елозите на седле вправо-влево, потому что тянитесь ногами к педалям, значит вы подняты слишком высоко. Если во время остановки, находясь в седле, вы можете дотянуться носками ног до земли, а тем более уверенно её касаетесь, седло опущено слишком низко.

Однако, даже если перечисленных признаков вы не замечаете, нужно серьёзно подойти к удобству вашего размещения на велосипеде и настраивать вашу посадку.

Изначально я исхожу из того, что велосипед как и одежда, и обувь, покупается под параметры конкретного человека. Существует таблица соответствия роста человека и подходящей для длины рамы велосипеда у любого производителя велотехники. Кроме того, это соответствие ещё зависит от типа велосипедов (горный, гибридный, спортивный). Поэтому перед покупкой либо самостоятельно выбирайте подходящий для вас размер рамы, либо консультируйтесь у продавца в магазине. Если размер велосипеда вам не подходит, ездить будет не только неудобно, но и опасно.

Будем считать, что велосипед у вас уже есть. Один из главных вопросов у человека, который обзавёлся велосипедом, является вопрос правильной посадки велосипедиста во время движения, а за это в первую очередь отвечает правильное положение седла. Посадка на велосипеде может быть и обычной вертикальной, и более растянутой и наклонённой спортивной, всё зависит от типа вашего велосипеда, но в общем для любого, кто едет на велосипеде, правила практически одни и те же (кроме, разумеется, BMX-класса, ибо это совершенно особый раздел велосипедов). Если вы настроите правильно положение седла, то в ваших поездках ехать вам будет комфортно и легко. В целом при настройке велосипеда под себя его владелец должен выполнить две регулировки седла: по высоте и по горизонтали.

Регулировка седла по высоте. Рассмотрим первый рисунок



Красным цветом условно показана нога велосипедиста, обутая в обувь и упирающаяся пяткой в педаль. При правильной настройке в таком положении нога велосипедиста должна быть вытянута и касаться педали. Если, сидя в седле, вам приходится тянуться пяткой к педали и сползать для этого с седла в сторону вытянутой ноги, то седло настроено неправильно, седло надо опускать. Если нога касается пяткой педали и при этом заметно согнута в колене, то такая посадка тоже неправильна, седло надо поднять.

Имейте в виду, что чрезмерно высоко поднятое седло является очень неприятным и критичным моментом. Обычно, во время езды, ваша нога находится на педали в привычном для всех положении, когда стопа ноги плотно опирается на педаль. При слишком поднятом седле вы уже не касаетесь педали подобным образом, а тянетесь к педали носками вашей обуви. По мере роста количества поездок, на хорошем велосипеде вы легко станете преодолевать не один десяток километров за одну поездку. При слишком высокой посадке ваша нога во время поворота педалей оказывается до предела вытянута, и в этот момент полного разгибания ноги, за счёт массы костной и мышечной ткани, по инерции происходит её выгибание назад и происходит внутренний удар костей в коленном суставе. Эти незначительные разовые микроудары умножатся на число раз проворачивания педалей за время поездки, а за весь велосезон умножатся на количество поездок, и в дальнейшем приведут к повреждениям коленных суставов и серьёзным заболеваниям, требующим очень длительного лечения.

В том случае, когда ваше седло настроено неправильно и опущено слишком низко, ситуация менее чревата какими-то печальными последствиями, но тоже неприятная: нога не полностью разгибается во время педалирования, и вы теряете часть энергии, которую могли бы вложить в педалирование. В случае длительных поездок это отразиться на появлении преждевременной усталости, в то время как при правильной настройке посадки вы бы могли в это время чувствовать себя ещё достаточно бодрно.

В свете вышесказанного регулировка седла по высоте должно уделяться достаточное внимание, не оставляйте этот вопрос на самотёк, ведь сами выполняемые действия сводятся всего лишь к ослаблению подседелльного штыря и подъёмку или опусканию седла на должную высоту. .

Регулировка седла по горизонтали. Рассмотрим второй рисунок.



Это классическая велосипедная настройка. Если смотреть на велосипедиста сбоку, то при горизонтальном размещении шатуна с педалью в положение на "три часа" и ноге установленной стопой на педали так, чтобы основания пальцев были над осью педали, нитка с грузом, опущенная от коленной чашечки, должна проходить через ось педали. Перемещая седло по горизонтали вперёд или назад вы добиваетесь соблюдения этого правила. Кстати, если рама велосипеда вам не подходит, то именно тут начнутся непреодолимые трудности. Для высокого человека соблюдение этого правила будет выполняться только когда седло отодвинуто назад больше допустимого - на рамках велосипедных сёдел в местах крепления есть разметка, позволяющая видеть допустимые пределы сдвига, в этом случае седло надо будет сдвигать ещё дальше разметки, а этого делать не следует, седло оказавшись в неправильном положении может деформироваться под весом человека. Для низкого человека и большой рамы, напротив, седло придётся двигать излишне далеко вперёд, к рулю и оно так же окажется чрезмерно нагруженным. Поэтому я и упоминал, что необходимо до покупки подбирать велосипед по росту человека.

Напоследок: не забывайте защищать ваши суставы от переохлаждения. При температуре воздуха ниже 20С вы должны либо ездить в штанах, закрывающих ваши колени, либо надевать защитные наколенники.

Желаю, чтобы ваши велосипедные поездки доставили вам много приятных минут.

Правка 30.11.2012

Апдейт: демонстрация правильной посадки на шоссейном велосипеде. Я решил не создавать новый пост, а просто дополняю уже существовавший ранее. Спасибо людям, снявшим такой полезный и понятный материал. Но, конечно, все показанные данные требуется точно соблюдать только в спорте, для обычных любителей некритичны некоторые отклонения, к тому же не забывайте, что это спортивный шоссейный велосипед, на гибриде или горном посадка будет отличаться.



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы