Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Перелетные и зимующие птицы. Конспект занятия "Перелётные птицы" в подготовительной группе

Главная / Здоровье

Светлана Медведева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Перелетные птицы. Осень»

Конспект занятия

в подготовительной группе детей

Тема занятия

: Перелетные птицы. Осень.

С использованием ИКТ Обучающей презентации.

Задачи

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: Обучающая презентация «Перелетные птицы», ноутбук, экран, проектор, картинки с изображением птиц, разрезные картинки.

Предшествующая работа: Знакомство детей с перелетными птицами на занятиях воспитателей, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок о птицах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2 слайд. Перелетные птицы – это те птицы, которые не находят поздней осенью и зимой для себя корм и улетают на теплый юг, где много корма.

3 слайд. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Потомучто осенью холодно и птицам нечего кушать.

4 слайд. Теплые края –это те места где тепло. Там лето. У птиц много еды.

5 слайд. Ласточка – меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая,

крылья широкие. Хвост раздвоенный. Ласточка ловит комаров, мух.

6 слайд. Скворец – голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом

На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками.

7 слайд. Грач – птица среднего размера. Черного цвета. Истребляет вредных насекомых.

8 слайд. Журавль – крупная птица. Серого цвета. На крыльях черные полоски. Длинные, тонкие лапы. Длинный клюв и шея.

9 слайд. Лебедь –красивая птица, средних размеров. Белого цвета. Длинная изогнутая шея. На красных лапах перепонки. Живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями

10 слайд. Дикая утка – среднего размера. Живет в озерах и реках.

На лапках перепонки. Коричневого цвета. На шее белая полоска.

11 слайд. Назови части тела птицы. Туловище, голова, шея, крылья, грудь, лапы, хвост, клюв

12 слайд. Чем покрыто тело птицы? Перьями, пухом.

13 слайд. Для чего нужны перья? Чтобы птицы не мерзли и не поранили тела.

14 слайд. Какое сейчас время года? Осень.

15 слайд. Назови осенние месяцы. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

16 слайд. Куда осенью улетают птицы? Почему? Осенью птицы улетают в теплые края. Потому что осенью холодно и птицам нечего кушать.

17 слайд. Как называются эти птицы? Перелетные птицы.

18 слайд. Назови перелетных птиц. Ласточка, скворец, грач, журавль, лебедь, дикая утка.

Физкультминутка.

Подвижная игра «Ласточки летели» Координация речи с движением.

Ласточки летели,

Все люди глядели. Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Ласточки садились,

Все люди дивились. Приседают, сложив руки за спиной.

Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

Игра «Перелетная или зимующая»

На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. Затем детям предлагается превратиться в выбранных птиц и полетать. Подвижная пауза.

Игра «Собери разрезную картинку»

Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.

Итог занятия

О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы улетают осенью в теплые страны? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Конспект занятия в подготовительной группе. Международный день птиц

Тема: Перелётные птицы.
Цели:
Обобщение имеющихся у детей знаний о перелётных птицах, продолжить знакомить детей с перелётными птицами.
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
Материалы: карточки с названием месяцев года, дидактическая игра «Перелётные и зимующие», 2 обруча, картинки солнышка и снежинки, таблица «Птичий календарь», видео «13 фактов о птицах и их особенностях». 1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель:
- Ребята, кто знает какое сегодня число? (1 апреля). А кто знает какой сегодня праздник? (дети скорее всего не знают). Хорошо, я помогу вам догадаться, а для этого отгадайте загадки.
Эту птицу всякий знает,
На лету она хватает
Мух, кузнечиков, сверчков,
Бабочек, стрекоз, жучков. (ласточка)
По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …грачи».
Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных - съест, он молодец!
А зовут его…скворец.
- Молодцы! О ком были загадки? И какой сегодня праздник? (ответы детей) Сегодня Международный день птиц.
- А какие это птицы? (перелётные)
Если осенью птицы улетают от нас, значит, когда-то они должны к нам возвращаться! И происходит этот замечательный процесс благословенной весной. Но не той весной, когда всё вокруг вдруг зацветёт и запахнет, и развернётся свежий лист на деревьях, и запорхают чудесные пёстрые бабочки. А ещё задолго до этого – когда и намёка ещё нет ни на какое тепло, когда ещё лежит снег и бежит позёмка, – уже тогда появляются у нас первые перелётные птицы. И птицы эти – самый верный признак весны!
Давайте составим с вами птичий календарь прилёта птиц.
- Хотите? А сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о названиях месяцев года, закреплять умение делить птиц на зимующих и перелётных.
Воспитатель:
- Предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Весна».
Задача: найти весенние месяца. Дети делятся на три команды. У каждой команды карточки с названиями зимних, осенних, летних и одного весеннего месяца. Дети выбирают карточки: март, апрель, май.
- Молодцы, ребята, часть птичьего календаря у нас есть.
Предлагаю вам найти перелётных птиц.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.
Описание игры.
На столе расположены карточки с изображением птиц: снегирь, скворец, синица, журавль, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей, лебедь, цапля. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
- Справились! А теперь давайте закончим птичий календарь.
Дети раскладывают картинки птиц по месяцам.

3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения;
2) формировать опыт фиксации за¬труднения и понимания его причины под руководством воспитателя.
Некоторые птицы у них вызывают затруднение.
Воспитатель:
- Почему вы разложили не всех птиц? (Потому что не знаем когда они прилетают).
Значит, что мы должны узнать? (Когда прилетают эти птицы).
- А как мы можем это узнать? (спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в интернете и т. д.)

4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:

1) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
2) показать детям птичий календарь;
Воспитатель:
- Посмотрите, что я вам покажу.
Дети раскладывают остальных птиц.
- Какой птицы нет в календаре? (соловья). Соловей прилетает в апреле.
- Молодцы! А теперь отдохнём.
Физкультминутка про птиц.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся).

5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
закрепить знания детей о перелётных птицах и знакомство с новыми интересными фактами о птицах.

Воспитатель:
- вот мы и составили календарь прилёта птиц. А что ещё интересного вы знаете о птицах? (ответы детей). Приглашаю посмотреть видео «13 фактов из жизни птиц».

6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
- Чем мы сегодня занимались? Что запомнилось?
- Что интересного вы узнали о перелетных птицах?
- Вы сегодня молодцы. А теперь ребята мы с вами послушаем, а позже выучим стих о наших пернатых друзьях
Берегите птиц. (Виктор Корболеев)
Я начал птичку рисовать
С душой, ни как попало
Ведь птичек нужно охранять,
Их так на свете мало

Внизу хочу я написать:
По птицам не стреляйте
Не надо птичек убивать
И гнёзд не разоряйте!

Они не только ведь поют
И просто так летают,
Они ведь гусениц клюют
И мух уничтожают

Они для нас поют весной
Поможем им, ребятки
Чтоб сад сиял наш чистотой
И зеленели грядки!!!

Викторина для детей 6-7 лет на тему «Перелётные птицы»

Миначетдинова Гульназ Мансуровна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Описание работы:
Конспект викторины «Перелётные птицы» предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Данную викторину можно провести в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет). Длительность: 20-25 минут.
Цель: Актуализировать представления детей о перелётных птицах.
Задачи: Продолжать обобщать, расширять и систематизировать представления детей о перелётных птицах;Совершенствовать диалогическую форму речи
Расширять кругозор детей, быстроту мышления, стимулировать познавательный интерес. Развивать интерес к наблюдениям в живой природе.
Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками.
Словарная работа: птицы, перелетные, улетают, тёплые края.
Пособия: иллюстрации с изображением птиц, листьев, записи голосов птиц, фишки.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поучаствовать в викторине.
Вы знаете, что это такое?
Ответы детей. (викторина- это игра, это когда задают вопросы)
Воспитатель: Да, верно, викторина- это игра, состоящая в том, что участники отвечают на вопросы, по какой-нибудь общей теме. Тема сегодняшней викторины - «Перелётные птицы. Разделитесь на две команды, чтобы участников было поровну, придумайте своей команде название. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Итак, готовы? Мы начинаем.
1.Загадывание загадок.
Воспитатель: Сейчас задание- загадка. Каждой из команд будет загадано по три загадки. Отгадайте загадки, если вы уверены, что отгадка это перелётная птица, то поднимите карточку с оранжевым кленовым листочком, а если зимующая, то поднимите вверх карточку с зелёным листочком.

воспитатель загадывает загадки.
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей (грач)

2. Кто без нот и без свирели,
Лучше всех заводит трели? (соловей)

3. Черный жилет,
красный берет.
Нос, как топор,
хвост, как упор (дятел)

4. С ледоходом прилетает
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий
У изящной (трясогузки)

5. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет(скворец)

6. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.(синичка)
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы команды, отгадали все загадки.
2.Упражнение «Закончи предложение»
Воспитатель : Я начну, а вы договорите. Закончите предложение, начатое мной. Каждой из команд я предлагаю договорить по два предложения.
1.«Птиц называют перелётными, потому что…»(они улетают в тёплые края)
2.«Осенью птицу улетают в тёплые края, потому что…»(трудно прокормиться зимой)
3.«Раньше всех улетают в тёплые края птицы, которые питаются…(насекомыми)
4.«Водоплавающие птицы улетают последними, потому что…(водоёмы замерзают поздней осенью)
Ответы детей.
3. Упражнение «Узнай перелётную птицу»



Воспитатель: Внимательно рассмотрите картинки и попробуйте угадать, какие из изображённых птиц перелётные, положите возле них фишки жёлтого цвета. Каждой команде по одной картинке.
Дети выполняют задание.
Правильные ответы:на 1 картинке-журавль, скворец,ласточка; на 2 картинке-кукушка,скворец, трясогузка.
4. Упражнение «Узнай по голосу»
Воспитатель: Улетают птицы, всё реже и реже раздаются их голоса. Прислушайтесь и попробуйте узнать птицу по голосу.
звучит запись голосов птиц
звучание голоса соловья
звучание голоса жаворонка
звучание голоса ласточки
звучание голоса скворца
звучание голоса кукушки
звучание голоса грача
Ответы детей.
5.Упражнение «Один – много»
Воспитатель: Собираются птицы в теплые края, сбиваются в стаи. Вспомним, как будут называться стаи птиц.Я назову одну перелётную птицу, в вы назовите когда птиц много, когда они сбиваются в стаю.
грач - стая …(грачей)
стриж - стая …(стрижей)
ласточка-стая… (ласточек)
лебедь- стая …(лебедей)
гусь- стая… (гусей)
утка- стая…(уток)
скворец-стая…(скворцов)
журавль- стая …(журавлей)
6.Подведение итогов.
Воспитатель : Молодцы ребята, вы внимательно выслушивали друг друга, отвечали, не перебивая товарищей. А теперь подсчитайте фишки, которые получила ваша команда.
Подсчёт фишек.
Определение команды- победителя.

Журавль

Весной на родное болото вернулись из теплых стран журавли. Как хорошо дома! Пригревает солнышко, зеленеют сочные болотные травы. Журавли немного отдохнули после долгого перелета, огляделись, прошлись на высоких ногах, словно на ходулях, по болотцу и стали искать, опустив длинный клюв в болотную воду, червяков, жучков, лягушек и головастиков. Есть чем кормиться журавлям среди болот, есть и укромные места в густых зарослях камышей и осоки, где можно устроить гнездо.

Длинные ноги и клюв помогают журавлям приспособиться к жизни среди трясин и болотных кочек. Оперение у журавля серебристо-серое, на голове темная шапочка, украшенная красным пятнышком. Крылья у этих птиц большие, сильные, окаймленные по краям темными перьями.

В Сибири на болотах можно увидеть белого журавля — стерха. Он очень красив — белоснежный, с красным лбом и клювом, черными ногами и черными полосками на концах крыльев. Это редкая птица занесена в Красную книгу.

Весной журавли устраивают игры и танцы. Танцуют журавли и парами, и всей стаей. Подходит журавль к журавлихе, встает перед ней и кланяется, кивает головой, приглашая потанцевать. Журавлиха прерывает охоту за лягушками, и танец начинается: журавли подпрыгивают, приседают, перебирают ногами, машут крыльями. Сначала птицы танцуют медленно, а потом все быстрее и быстрее. Скоро со всего болота собирается журавлиная стая, птицы образуют вокруг танцующей пары круг, а потом не в силах удержаться и сами пускаются в веселый пляс. «По-видимому, на журавлей танец действует так же заразительно, как на нас смех», — заметил один ученый-зоолог.

Молодые журавли в «школе танцев» не обучаются, едва родившись, на пятый-шестой день от роду они уже смело выделывают сложные пируэты, высоко подпрыгивая, кланяясь и подбрасывая вверх разные мелкие предметы. Но приходит пора и этим беззаботным птицам заняться постройкой гнезда. Гнездо журавли строят на земле среди кустарников и трав. Скоро в нем появляются одно-три крупных яйца. Насиживают яйца оба родителя, а через месяц из яиц вылупляются птенцы. Едва обсохнув, они следуют за родителями, в первый же день хорошо плавают, а месяца через два «встают на крыло» и готовы совершить далекий перелет.

Когда на болотах созревают ягоды -— клюква, морошка, брусника и голубика, — журавли с удовольствием щиплют их, любят полакомиться сочными стеблями молодой осоки и семенами различных трав.

Во второй половине сентября ночи становятся длиннее и холоднее, а по утрам стелются густые, влажные туманы. Звонкое курлыканье журавлей разносится на рассвете над болотами, птицы собираются в стаи, готовятся к отлету в жаркие страны.

Журавли

Высоко в голубой дали

Над землей летят журавли.

Летят они, курлычут,

Нас за собою кличут,

Как будто говоря:

— Летите вместе с нами!

За темными лесами,

За синими морями

Есть теплые края;

Там в зелени долины.

Мы скоротаем зиму,

А раннею весной

Вернемся в край родной!

Кукушка

Кипит работа в весеннем лесу: пичуги тащат в клювах прутики, сухие травинки, кусочки мха — строят гнезда, устилают их пухом и перышками, готовятся к появлению птенцов. Только кукушка гнезда не строит! Она уселась на сук на макушке высокой осины и внимательно, терпеливо высматривает, где птицы устраивают себе жилища.

Когда заботливая, работящая птичка ненадолго отлетит от гнезда — кукушка тут как тут! Сразу подложит в чужой уютный домик свое яичко, а хозяйское унесет в клюве и выбросит.

В гнезда каких только птиц кукушки не подкладывают свои яйца: в лесные теремки горихвосток, трясогузок, пеночек, крапивников, мухоловок, в дупла дятлов и даже в гнездо болотной птицы — кулика. Но ведь у всех птиц яйца разные. Отличаются окраской и размером. Как же доверчивые птицы не замечают подкинутое яйцо? Очень просто! Из года в год кукушка подбрасывает яйца птицам одного и того же вида. Есть кукушки «горихвостковые», яйца которых по расцветке похожи на яички горихвосток, есть «трясогузковые» — их яйца трудно отличить от яиц трясогузки, а по размеру яйца кукушки маленькие, такие же, как у небольших лесных пташек.

Ну а как быть кукушке, если птичка, насиживая свои яйца, никуда из гнезда не улетает?

Тогда кукушка прибегает к хитрости, пользуясь сходством с хищным ястребом, которого боятся лесные птицы. Кукушка почти так же окрашена и таких же размеров, как ястреб, да и летает она похоже.

Когда беззащитные птахи замечают над собой силуэт снижающегося «хищника», они с писком вылетают из зеленых укрытий. Кукушке только того и надо! Она тут же подкладывает в их гнезда свои яйца. Самец помогает ей, отвлекая внимание маленьких птичек. Они волнуются, атакуют его, а хитрец и не думает улетать.

Через 11 дней кукушонок выклевывается из скорлупы. «Чуть обсохнув, новорожденный приступает к тяжелой работе — нужно выкинуть из гнезда лишних едоков. Кукушонок осторожно подползает под своего соседа по домику, вскидывает его на спину и несет к краю гнезда. Рывок — и жертва летит за борт!» (И. Акимушкин). В первые недели жизни у кукушонка на спине есть небольшое углубление, с помощью которого он выкидывает своих сводных братьев, потом оно исчезает.

Вот и остался птенец в гнезде один, теперь весь корм, который принесут приемные родители, достанется только ему, ведь он очень прожорлив и растет, как в сказке: не по дням, а по часам!

А что же родная мать-кукушка? Наши лесные кукушки, избавив себя от родительских хлопот, никогда своих детей не навещают.

Весной в лесу далеко разносится звонкое «ку-ку». Это кукует кукушка.

Кукушка

На лесной опушке

Слышится «ку-ку».

Кукует кукушка

Где-то наверху.

В лес густой зеленый

Нас зовет она.

Там березки, клены,

Свежесть, тишина.

Солнечные блики

По траве скользят,

Алой земляники

Капельки горят.

Там сплетают ветки

Кружевной навес.

Приходите, детки,

На прогулку в лес.

Песню кукушки слышали почти все, а вот увидеть эту птицу с буровато-серым оперением доводилось далеко не каждому, ведь они обычно прячутся на макушке высокого дерева, в густых зеленых ветвях.

Основной корм кукушек — насекомые, но иногда они могут поклевать и сладкие лесные ягоды.

Хотя кукушки — нерадивые родители, нашим лесам они приносят большую пользу, ведь эти птицы уничтожают мохнатых гусениц, которых другие пернатые не трогают. А мохнатые гусеницы, особенно гусеницы шелкопряда, опасные враги леса: они поедают листья, стебли и почки растений, и лес может засохнуть.

В середине лета, в июле, птицы улетают в жаркую Африку. Молодые кукушки прилетают туда позже.

Лебедь

Помните ли вы сказку Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?

В этой сказке белоснежная лебедушка, заколдованная злым чародеем-колдуном, превращается в прекрасную царевну:

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты.

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит...

Лебедь — прекрасная, гордая птица, поэтому в сказках, песнях, стихах красивую девушку сравнивают с белой лебедушкой. Говорят, что у нее «шея лебединая, походка павлиная». Оперенье у лебедей ослепительно- белое. Когда лебедь токует, он чуть вздымает крылья, и они «белоснежными парусами вздуваются по бокам живой ладьи» (И. Акимушкин). Клюв у лебедя красный, на лапах перепонки, чтобы легче было плавать.

Лебедь

Солнце озарило

Бледный небосвод.

Лебедь белокрылый

Медленно плывет.

Тает отраженье

В зеркале воды,

Дремлют без движенья

Светлые пруды.

Капля серебристая

В зелени листа.

Может быть, мне снится

Эта красота?

По утрам лебеди купаются, плещут крыльями по воде, поднимая фонтаны брызг, промывают каждое перышко и кожу под ним. Накупавшись, птицы выбираются на берег, клювом отжимают перья, а потом долго отряхиваются. Чуть подсохнув, лебеди смазывают перья жиром. Дело это нелегкое! Ведь у лебедя 25 тысяч перьев! Хорошо смазанные перья вмещают в себя много воздуха и помогают птицам держаться на воде.

Лебеди обычно кормятся зелеными травами, листьями и стеблями растений, но иногда могут полакомиться и мелкой водяной живностью.

Свои гнезда лебеди вьют недалеко от воды, в густых зарослях трав, и устилают их пухом. Весной в дружной лебединой семье появляются птенцы. Яиц в гнезде пять или шесть штук, все птенцы появляются на свет одновременно. Когда птенчики обсохнут, прячась под пушистым крылом мамы, а их теплый густой пух сильно пропитается жировой смазкой ее перьев, лебедушка ведет малышей к реке или озеру, помогая малышам, идущим на неокрепших лапках, добраться до водоема. «Всюду следуй за матерью» — вот главная заповедь, и птенцы неукоснительно ее выполняют и старательно повторяют все, что делает мама. Малыши вслед за ней бесстрашно входят в воду. С первого дня они отлично плавают, ныряют, сами кормятся листьями и травой.

А через два месяца молодые лебеди «встают на крыло» — учатся летать в поднебесье*. Недаром пословица говорит: «Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь».

Лебеди долго гостят в наших краях. Прекрасные птицы улетают на юг, когда водоемы затянет корочкой льда, а весной вновь возвращаются в родные места.

Скворец

Ранняя весна. Пригревает солнышко, на пригорках и склонах оврагов уже появились первые проталины. По обочинам дорог бегут, ослепительно сверкая на солнце, ручейки. В это время из далеких заморских стран возвращаются в родные края вестники весны — скворцы.

Скворец — крупная, красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой длинный клюв, черный у самочки и ярко-желтый у самца. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков.

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков-скворечников и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса, луга и поля.

Скворцы

Прилетели скворцы —

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Песенка у скворушки красивая, звонкая, он часто подражает голосам других пернатых. В его пении можно расслышать и трели жаворонка, и крик иволги, и щебет ласточки. Целую неделю скворец распевает песни, забыв обо всем на свете.

Когда из дальних стран прилетает скворчиха, дружная пара начинает устраивать гнездо. Случается так, что в облюбованном птицами скворечнике зимой поселились воробышки. Тогда скворцы просят их удалиться. В освободившийся скворечник они приносят прутики и сухие травинки, устилают гнездышко перьями и пухом.

Скоро в гнезде появляются гладкие зеленовато-голубые яички, а недели через две из них выклевываются скворчата. День-деньской родители летают в луга, поля и огороды, ищут для птенцов корм — червяков, улиток, слизняков и насекомых.

В начале июня любопытные скворчата выглядывают из круглого оконца скворечника и с интересом изучают открывшийся им удивительный мир. А кругом все цветет, порхают бабочки, жужжат шмели и пчелы. Но вылететь из гнезда у маленьких скворчат не хватает смелости. Мама-скворчиха начинает выманивать малышей из домика. Она приносит в клюве аппетитного червяка, садится на жердочку около окошка и показывает лакомство скворчонку. Птенец тянет клювик за угощением, а мама отодвигается от него подальше. Скворчонок, цепляясь лапками за оконце, высовывается, перевешивается и летит вниз. Он испуганно кричит, но в этот момент крылышки раскрываются, поддерживают птенца, и он приземляется на лапки. Мать, чтобы подбодрить скворчонка, угощает его червяком.

Вскоре в укромном уголке леса, где много мошкары, червяков, личинок, открывается скворчиная школа. Взрослые скворцы учат малышей выкапывать из земли червяков, спасаться от холодной росы и дождя, выбирать правильное место для ночевки, узнавать сигнал опасности.

К осени скворцы собираются в стаи, готовятся к отлету в жаркую Африку.

Соловей

Соловей

В зелени ветвей

Соловушка-соловей

Ночи напролет

Песни нам поет.

Льются песни без конца,

Лучше нет в лесу певца!

Наступил май. Листья на деревьях и кустарниках окрепли, раскрылись, и на них может удержаться, не скатываясь, светлая капля росы или дождя. В народе говорят: «Соловьи тогда в наши края прилетают, когда могут с березового листа напиться».

По берегам речек и оврагов завила душистые кудри черемуха, распушились ива и ольха. В густых зеленых зарослях заливаются лесные певцы — соловьи: «Фи- тчурр-фи-тчурр-фи-тчурр-тюй-лит, тюй-лит-чо-чочо-чо- чо-трррц!» Щебечут, свистят, цокают, завораживая своим пением. Никто в лесу не поет лучше соловушки!

«У соловья волшебное пение, да скромное оперение». Сверху он окрашен в темно-каштановый цвет с более темным оттенком на спине, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый. Ни одного яркого пятнышка нет в его оперении.

В густых зарослях ивняка и ольшаника, по склонам глубоких оврагов, где бьют студеные ключи, соловьи вьют гнезда и выводят птенцов. В конце мая в соловьином гнезде появляются от четырех до шести зеленовато-серых яиц. Самочка насиживает их две недели. Чтобы подкормиться, она вылетает из гнезда на короткое время, затем опять усаживается на кладку. Когда появляются птенцы, соловьи кормят их гусеницами, личинками и червяками.

В конце августа соловьи собираются в небольшие стайки. В это время в лесах созревают ягоды, и птицы с удовольствием поедают их, особенно нравятся им ягоды бузины. В начале сентября птицы улетают в теплые края.

Трясогузка

Когда идешь по лесной тропинке, еще не совсем просохшей после майского дождика, можешь увидеть, как впереди, весело потряхивая длинным хвостом, быстрыми шажками семенит веселая, хорошенькая трясогузка. На ходу она ловко хватает клювом мошек и комаров, не опасаясь человека.

Трясогузка стройная и грациозная. Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми перышками. Вот какая модница!

Трясогузка

Трясогузка, трясогузка —

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду.

Поселись в моем саду

И за ставенкой резной

Свей гнездо свое весной.

Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озерах еще лежит лед. В народе трясогузку называют ледоломкой: птичка бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком — «лед ломает». Свои гнезда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьев. Ведь вблизи воды им легче раздобыть корм и себе, и птенцам. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки — любимая еда трясогузок.

Гнездо трясогузки вьют из соломинок и тонких веточек, устилают его пухом. Обычно в гнезде пять- шесть яиц, раскрашенных серыми точками.

Через две недели из яиц проклевываются птенцы, которых родители кормят мошками и комарами. Когда птенцы подрастут, вместе с мамой-трясогузкой они

разгуливают по песчаной косе у реки. Мать зорко следит за малышами и не забывает их подкормить.

Трясогузка — проворная и храбрая птица. Заметив в небе ястреба, она громко и тревожно кричит: «Ци- зи! Ци-зи!» На крик слетаются другие трясогузки. Дружные птицы прогоняют ястреба.

В конце лета становится холоднее, насекомые прячутся, и трясогузки, соединяясь в небольшие стайки, улетают в Африку и Южную Азию.

Утка

Весной на берегу реки, в густых зарослях камыша и осоки серая утка свила свое гнездышко. Укромное место для него выбрал папа-селезень, а мама-утка постелила на дно гнезда мягкую перинку из пуха и перышек.

Утка откладывает десять яиц, заботливо насиживает их, отлучаясь совсем ненадолго, чтобы перекусить сочными болотными травами, зеленой ряской и разной водяной мелочью — жучками, червяками и личинками. Селезень плавает по реке недалеко от гнезда, оберегая его от непрошеных гостей.

Когда утка неподвижно сидит на кладке яиц, заметить ее не так-то просто: скромное серо-коричневое оперение сливается с окружающей природой — сухими прошлогодними стеблями камыша, зеленовато-коричневыми корнями и листьями болотных и речных трав.

Окраска селезня яркая и нарядная. Сине-зеленая шея и кончики перьев переливаются перламутром, а крылья и хвост украшены белыми и темно-коричневыми полосками.

Через три недели в гнезде появляются утята, похожие на маленькие пушистые комочки. Обсохнув под теплым материнским крылом, они бегут следом за уткой к реке, смело входят в воду, с удовольствием плавают и ныряют.

Утка учит малышей находить пищу, прятаться от врагов. Утята ни на шаг не отходят от матери, всюду следуют за ней, ведь главное правило утиной школы такое: плавать рядом с мамой, повторять все, что делает она.

Каждое утро утиная семья принимает водные процедуры: ныряет и плещется, поднимая сверкающие на солнце брызги. Потом, выбравшись на песчаную отмель, утки отряхиваются и старательно смазывают каждое перышком жиром.

Зачем же уткам такие купания?

Ведь и так большую часть времени эти птицы проводят в воде. Оказывается, купания очень даже нужны.

«Утка, которая несколько дней не купалась, не ухаживала за своим оперением, если ее сразу пустить в воду, может... утонуть.

А если не утонуть, то плавать будет плохо, с телом, почти погруженным в воду. Итак, с грязными перьями птицы ни летать, ни плавать не могут. В чем же дело?

Тончайшие щетинки пера без воды слипаются и ломаются.

После купания утки смазывают перышки жиром копчиковой железы, ведь хорошо смазанное перо как бы надувается воздухом и очень помогает птицам плавать и летать» (И. Акимушкин).

Осенью, когда ряска опускается на дно, а вода в реке становится холоднее, утки разбиваются на пары.

Селезни и утки плывут навстречу друг другу, пьют воду и кланяются, словно говоря: «Здравствуйте! Рады с вами познакомиться!» Уточка выбирает себе селезня по душе и часто остается ему верной подругой всю жизнь.

Из наших краев утки улетают последними, ведь пока пруды, реки и озера не замерзли, им есть чем кормиться.

В Москве и Подмосковье они нередко зимуют на незамерзающих водоемах.

Сказка о кривой уточке

(по мотивам русской народной сказки)

Присказка

Вниз по реке, как маленький кораблик.

Работу отложу, поставлю грабли

К стволу ветлы, склоненной над водой,

И побреду, кораблик, за тобой.

Я заводь полукруглую миную.

Грустит вода под чешуею ряски,

Про серенькую уточку кривую

Мне вспомнятся слова старинной сказки.

Там, где темнеет купол церкви древней,

В былые времена была деревня.

К воде сбегали шаткие мостки,

В избушке бедной жили старики.

Старик однажды конопатил лодку

И воротился к вечеру с находкой:

Доверчивую, теплую, живую

Принес старухе уточку кривую.

Вот радость-то была у стариков!

Старуха, не раздумывая долго,

Устроила гнездо из лоскутков

И усадила уточку в кошелку.

Наутро старики ушли из дома

На дальнем поле скирдовать солому.

А утка обернулась молодицей,

Сходила на колодец за водицей

И напекла румяных пирогов,

И стала ждать прихода стариков.

Под вечер старики пришли в село.

Вошли в избушку — чисто в ней, светло,

Половики расстелены повсюду,

Отмыта и очищена посуда,

Ухваты, чугуны стоят на месте,

И духовито пахнет сдобным тестом.

Старик перекрестился на иконы

И прошептал старухе: — С нами Бог!

Благодари того, кто нам помог.

Старуха стала низко бить поклоны.

Потом пошла к соседушке болтливой.

Та тайну уточки ей тотчас и открыла:

— Я видела, кривая молодица

Ходила с коромыслом за водицей.

Старуха утром затопила печь

И спряталась со стариком в чулане:

— Как скинет перышки, так тут же их и сжечь,

Тогда придется ей остаться с нами!

В избушку молодица воротилась

И сразу серых перышек хватилась,

Запричитала, вышла на крыльцо,

Заплаканное подняла лицо

К седому небу. Облака темнели,

Над речкой гуси-лебеди летели.

Взмолилась молодица:

— Сестры, братья,

По одному лишь перышку мне дайте!

Но быстро, высоко они летели

И бросить перышки свои ей не успели.

Вдруг видит молодица: над сараем

Летит один, отбившийся от стаи,

Защипанный утенок захудалый,

Летит и машет крыльями устало.

И словно снег запорошил деревья:

Упали, закружились птичьи перья.

Она их собрала в одну минутку

И тут же снова обернулась уткой.

С мостков нырнула, скрылась в тростнике

Вода плеснула где-то вдалеке...

Напрасно на закате старики

Ходили по тропинке у реки:

Манили уточку, бросали хлеба крошки —

Пустым осталось гнездышко-лукошко...

Плыви, плыви, листочек золотой,

Коряги, омуты речные огибая.

Мне показалось, уточка кривая

Мелькнула в заводи среди травы сухой.

Быть может, к старикам она вернется

И снова молодицей обернется,

И станет им как доченька родная —

Заботливая уточка кривая.

Грач

Грач — довольно крупная перелетная птица, оперение которой почти черное, отливающее фиолетовым блеском.

Прилетают грачи в наши края ранней весной. Недаром пословица гласит: «Если грач на горе, то весна на дворе».

Прилетев, грачи держатся небольшими стайками. Они любят бродить по распаханным приготовленным к севу полям и выискивать в мягкой влажной земле жуков, червяков и личинок.

Когда весна окончательно вступает в свои права, с каждым днем становится светлее, а солнце пригревает теплее луга и поля, грачи принимаются за постройку гнезда. В готовое гнездо они откладывают яички, а когда из них вылупляются птенцы, родители заботливо их кормят червячками, комарами, мухами.

На полях грачи гуляют:

Принесли весну они.

Эти птицы точно знают:

Скоро солнечные дни.

Льдинки звонкие разбились

И поплыли по реке,

И сережки распустились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Посветлели их стволы,

На сосне блестят красиво

Капли крупные смолы.

Дрозды — перелетные птицы. У них вытянутое, стройное тело, прямой средней длины клюв, высокие ноги и остроконечные крылья. Оперение у всех птиц (кроме черного дрозда) почти одинаковое: бледно-кофейное с характерными треугольными пятнами темно-коричневого цвета. Зрение и слух у дроздов превосходные. Все дрозды хорошие летуны. Они весьма подвижные, ловкие, осторожные и недоверчивые птицы. Очень общителен дрозд-рябинник, который любит селиться целыми колониями. Остальные же виды, как, например, певчий и черный дрозды, наоборот, предпочитают жить в уединении.

Где живут дрозды? Они обитают в Европе, Азии, Америке.

В России живут дрозды-белобровники, деряба и дрозды-рябинники, встречаются черные и певчие дрозды.

Белобровник окрашен в светлые цвета. Он предпочитает солнечное мелколесье, молодые березняки. В глухих лесах этих птиц не встретишь. Гнезда они вьют вблизи земли. Самка откладывает от 3 до 6 яиц. Через 10—12 дней птенцы покидают родной дом и сами ищут себе пищу: насекомых, мелких червей. Белобровники издают такие звуки: «Ци-фли-син, ци- фли-син!»

Деряба — разновидность дроздов. Он больше белобровника, окрашен в серо-бурый цвет. Обитают дерябы в светлых лесах, парках, а на зиму улетают в Европу.

Рябинник облюбовал для жизни Европу, водится он и в Сибири. Обычно рябинники собираются в стаи по 30 — 40 пар. Селятся они в парках, перелесках, на опушках лесов. Зовут этих птиц рябинниками потому, что они любят угощаться рябиной, калиной, ягодами облепихи.

Наконец, один из самых распространенных в России дроздов — черный дрозд. Он вдвое меньше галки, но вдвое больше воробья.

Как выглядит черный дрозд? Окраска его оперения — матово-черная. Клюв — ярко-оранжево-желтый. Вокруг глаз у него желтые кольца.

Поют черные дрозды утром и вечером: «Так-так, чикс-чикс!» Обитают в хвойных и смешанных лесах с подлеском, в заброшенных садах, парках.

Гнездо черного дрозда похоже на чашку. Птицы строят его в густых ветвях елей, на березах, липах. Иногда гнездо располагается вблизи земли. Черные дрозды, как и другие их виды, всеядны. Они поедают насекомых, семена растений, ягоды рябины, калины, облепихи.

Смешанные леса, но с преобладанием в них молодых и густых еловых зарослей, служат излюбленными местами поселения и гнездования дроздов. Яйца (их 4—6, бледно-голубые с зелеными крапинками) черные дрозды откладывают в мае-июне. На 13-й или 14-й день насиживания из яичек вылупляются на свет птенцы. Пищей для всех дроздов служат насекомые, черви и наземные моллюски. Осенью и зимой дрозды очень охотно питаются рябиной и другими дикорастущими ягодами.

Пусть опали с веток листья,

Шелестит осенний дождь.

Дрозд клюет рябины кисти —

Лучше ягод не найдешь!

Жаворонок

Между небом и землей

Песня раздается

Беспрерывною струей,

Что так громко льется.

Не видать певца полей,

Громче, громче лейся.

Из-под травушки своей

Жаворонка песня.

Жаворонок — певчая птица отряда воробьиных.

Как выглядит жаворонок? Он похож на воробья. Окраска жаворонка серо-коричневая, желтоватая. Спина этой птицы серая, оперение живота белое, грудка коричневая, на головке жаворонка красуется небольшой хохолок, а хвостик окаймляют белые перья. Такая окраска называется защитной. В густых зеленых и желто-зеленых травах жаворонка трудно приметить.

Где обычно живут жаворонки, знаете? Я вам скажу. Они выбирают для жизни открытые холмистые пастбища или слегка заболоченные равнины.

Жаворонок — перелетная птица. В наши края она прилетает ранней весной. Ещё не зазеленели поля, не проснулись насекомые, а жаворонки в синем небе уже трепещут крылышками и радостно поют. Их песенка похожа то на трель, то на звон колокольчиков.

Чем же питаются жаворонки в это ранее весеннее время? Они ищут на проталинках личинки насекомых, выбирают из бороздок на полях прошлогодние семена.

В старину на Руси был обычай лепить из теста жаворонков. Весной дети выходили на лужок и пели русские народные песни-заклички — простые и звонкие.

Вот слова этих песенок.

Песенка первая

Ой, вы, жаворонки,

Жавороночки!

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое — коровье,

Второе — овечье,

Третье — человечье!

Песенка вторая

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое.

Унесите от нас зиму холодную.

Наскучила нам зима морозами.

Руки, ноги отморозила.

Дети водили хороводы, пели песни, потом угощались испеченными в печи птичками.

Жаворонки нередко селятся у воды, возле небольших речушек и ручейков.

Самки жаворонков меньше самцов, они не поют песен. Прилетев, они подыскивают теплое местечко для гнезда. Жаворонки клювом роют ямку для гнезда в мягкой влажной земле. Затем они ее утепляют перышками, пухом, мягкими травинками.

Самочка сидит на яйцах примерно две недели. Жаворонки обычно откладывают 4 — 6 яичек. Уже через 10 дней птенцы покидают гнездо, сами ищут корм.

Чем питаются жаворонки? Растениями, семенами злаков. Любят угоститься пшеницей, овсом. Поедают жуков, пауков, личинки. Пьют чистую росу с цветов и трав, как и воробьи, любят купаться в пыли.

Над полем

Жаворонки, жаворонки,

Над полем летите.

Жаворонки, жаворонки,

Радость нам несите.

Чтобы было много хлеба,

Принесите синее небо.

Пропойте песни чудные

Да травы изумрудные!

Жаворонок-колокольчик

Он звенит, как колокольчик,

Он звенит, не устает.

Целый день поет, поет

Колокольчик весны.

Это, жаворонок, ты!

Жаворонки могут подражать и другим птицам. В их песне вы услышите и трели, и звон бубенчиков, и чириканье воробьев. Иногда жаворонков держат в клетках. Их трудно содержать, им нужны забота, любовь, правильный корм. В клетке жаворонок может прожить до 10 лет.

В природе у жаворонков много врагов: это и сокол- чеглок, и хорек, и ласка, и горностай, вороны, мыши, ястребы, и даже змеи.

Спасает жаворонка только то, что с высоты 500 м он камнем падает в траву и прячется между стеблями.

Послушайте, как описал жаворонка замечательный журналист, писатель, знаток природы Василий Песков: «Радость — в какой-нибудь день начала апреля на опушке прислониться к теплому створу много пожившей сосны. Уже не над проталиной, а над полоской темной земли в потоке идущего вверх тепла висит жаворонок и звенит над теплеющим лугом его колокольчик».

Пусть весна в наш край вернется

Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам скорей!

Принесите, жаворонки,

Лето потеплей,

Унесите зиму грозную,

Зимушку морозную.

Над полями вы летите,

Ребятишек веселите.

Травушка пусть зеленеет,

Небо яркое синеет.

Пусть весна в наш край вернется,

Пусть она нам улыбнется!

Жаворонки улетают из наших краев поздней осенью. Они собираются в стайки по 5—7 птичек. Летают по полям, подбирают колосья.

Когда осенью становится прохладно, жаворонки улетают в более теплые места, на юг, чтобы ранней весной вновь серебрящимися потоками висеть над полями и петь свои чудесные песенки.

Ласточка

Ласточка — небольшая красивая перелетная птица, стремительная в полете, с длинными остроконечными крыльями. В народе ее ласково зовут «касаточка».

Быстрокрылые ласточки прилетают с наступлением теплых весенних деньков и сразу же принимаются за строительство гнезд. Для постройки своего домика ласточке нужна влажная глина, шерстинки животных, перышки других птиц, соломинки и травинки.

Собрав достаточно материала, птицы лепят домики-чаши, скрепляя соломинки, шерстинки и глину своей слюной. Ласточки прикрепляют свои гнезда к карнизам домов, под крышами и балконами.

С появлением в гнезде вылупившихся из яиц птенцов заботливые родители приносят им еду: мошек, комаров, прилетая к гнезду около тысячи раз в день!

Примерно через месяц птенцы покидают родное гнездо и, подобно взрослым птицам, весело носятся в небе вслед за родителями, хватая на лету мошек, комаров и других насекомых.

Маленькая ласточка,

Прилетай скорей!

Нам с тобою ласковой

Станет веселей.

Ах ты, быстрокрылая

Щебетунья наша!

Нежная, красивая.

Домик твой, как чаша.

«Перелётные птицы»
конспект интегрированного занятия в подготовительной подгруппе

Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».

Цели занятия:

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

Учить согласовывать имена существительные с числительными;

Учить согласовывать имена существительные с глаголами;

Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, кубик с цифрами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Беседа.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?

Дети. Да. Можно.

Воспитатель. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. В тёплые страны, на юг.

3. Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Правила игры : воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль… (курлычет),

Ворона … (каркает),

Кукушка… (кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(варкует),

Воробей…(чирикает).

5. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

6. Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

7. Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».

8. Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?

(Ответы детей).

Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.




© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы