Сжигание чучела масленицы. Широкая масленица. Прощеное воскресение. Сжигание масленицы. Взятие снежного городка

Главная / Развитие и обучение

Масленица — народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времен. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. На Руси название Мясопуст, Мясопустная и Сырная неделя употребляются только в Святцах как «церковное» название. Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В календаре Русской православной церкви, этот период называется Сырной седмицей, — неделя. В ее продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса, обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
История
История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. По обычаю, церковь "назначила" на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути.
Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года, ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей". А само название "Масленица" возникло только в XVI веке. Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять - вот и пекут блины масленые. Масляница — это праздник не только славян, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.


В Шотландии на Масленицу
было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин…
В одном из городов Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно — фартук и косынка; во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду… поцелуй звонаря.
В школах Дании в эти дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.
В Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок — "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться — плати.
На теретории Киевской Руси в старину были свои обычаи встречи и проводов этого праздника. В 1722 году, по случаю заключения Ништадтского мира после почти двадцатилетней войны со Швецией, Петр I пригласил на празднование Масленицы иноземных послов. Катание на лошадях император открыл невиданным зрелищем. Петр ехал по сугробам на корабле, в который были впряжены шестнадцать лошадей. Вслед за ним двигалась гондола, в которой сидела царица Екатерина, одетая простой крестьянкой. Далее двигались другие корабли и сани, запряженные разными зверями. Екатерина II очень любила катание с горы, карусели, качели, их устраивали в Москве при Покровском дворце, куда императрица любила в Масленицу ездить всем двором. А по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки — мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине "бриллиантовую" масленицу. Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поражавших своей ценой и редкостной красотой. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля до 14 марта.
Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», « объедуха», «ясочка».
Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.


Масленичная неделя
переполнена праздничными делами; обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощености, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:
Понедельник — «встреча»,
вторник — «заигрыш»,
среда — «лакомка», «разгул», «перелом»,
четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»,
пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,
суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,
воскресенье — «прощеный день».
Понедельник — встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны.
Вторник — заигpыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор.
Среда — лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг — разгул
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего, вдвоем нападать на одного, бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один». Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно. И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой — снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка, а заодно это и поединок сильнейших.
Пятница — тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота — золовкины посиделки
Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.
Воскресенье — проводы, целовальник, прощеный день
Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться. Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.


Обряды празднования

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков. Некоторые исследователи считают, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. С воспоминаниями о создании «нового мира» может быть связана и обрядовая борьба (кулачные бои, взятие снежного городка), направленная на преодоление инертности первобытного хаоса. В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. Ожидание Весны достигает своего пика позже, во время Благовещенья, когда, по народным представлениям, Весна уже действительно приходила и вступала в свои права. С символикой возрождения мира непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли и плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям.
Для крестьянина плодородие земли было важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт опять же и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожtнов, их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота. Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы, обязательно включавшие блины — главный атрибут Масленицы.

Масленица - неделя перед Великим постом.
Сохранился обычай отмечать масленицу веселым гуляньем.
На Масленице запрещено есть мясо, но разрешено употреблять сыр, масло и рыбу.

Каждый день масленицы имеет свое название.
Понедельник - «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул», «перелом», пятница - «тещины вечерни», суббота - «золовкины посиделки», а воскресенье - «прощенный день».

Публикуемое ниже описание празднования масленицы в России и объяснение значения прощенного дня принадлежит этнографу и археологу Александру Васильевичу Терещенко (1806-1865).

Между славянскими племенами масленица называется различно:
у русских называется Мясопустом, Мясопустною неделью, Сырною неделью и Масленицею. Все эти названия означают одно и тоже.
По причине воздержания от мяса произошло название - Мясопуста; от употребления сыра - Сырной недели; от повсеместного употребления масла - Масленицы, которая продолжается целую неделю пред Великим постом.

Михайлов Григорий Карпович. Кухарка. 1835

Русский с чистосердечной простотою предается всяким потехам: скачет и пляшет, шутит и смеется над скряжническою жизнию, гуляет в городе и вне города, поет и выводит на рожке радостную песнь, сорит деньгами, опоражнивает бокалы с вином - тогда ему море по колено и хоть трава не расти!




"Масленица". Литография В. Ф. Тимма. 1858.



"Адмиралтейская площадь во время Масленицы". Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.

В иных местах Масленица начинается с понедельника, а с четверга уже празднуют все. Простолюдины, закусив порядочно блинами, принимаются распевать веселые песенки; потом катаются в санях и разъезжают по знакомым. После катанья посещают приятельский дом, в коем ждут их новые блины, готовый обед, и там пируют до полночи.
Всякое сословие пирует по-своему: потому иные проводят время в маскировании, плясках и шумных пирушках; другие, с меньшими требованиями на роскошь и светское приличие, катаются с ледяных гор, на саночках-самокаточках или на лубках; качаются на разнозатейливых качелях и веселятся по-русски, припеваючи.



Константин Егорович Маковский
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

Нет картины заманчивее, разновиднее и восхитительнее, как народная Масленица в Петербурге. Тут все состояния спешат насладиться удовольствием.
В вечеру балы, маскарады, и два раза в день театры.
По домам, как и в Рождественские праздники, расхаживают замаскированные - но везде шумное и неутомимое гостеприимство.

Последние два дня на Сырной неделе (субботу и воскресенье) одни из приличия, другие по набожности посвящают на испрашивание друг у друга прощения.
Встретясь даже на улице, они целуются, говоря:
«Прости меня, в чем я тебя обидел, умышленно и неумышленно, делом или словом». - «Бог тебя простит и Божия Матерь», - отвечает ему другой - и в знак примирения целуются.


Масленица. Прощеный день в крестьянской семье.
Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова

Люди высшего сословия не стыдятся ездить тогда к своим врагам и мирятся с ними. Иностранец Алберт Кампензе, описывая религию русских в начале XVI века, замечает, что они гораздо лучше следуют учению Евангелия, нежели католики.
Эта похвальная черта не истребилась доныне у нас.

Катание на санях.Френц Рудольф Федорович

В воскресенье, вечером, совершаются проводы Масленицы, и после ужина заключают ее в некоторых местах катаньем на санях, почти до полночи.

В небольших городах Poccии или вообще в тех местах, где удовольствие на Масленице сопровождается катаньем на санях и редко вечерними собраниями, простой народ тешится пляскою, играми и песнями. Нельзя, однако ж, скрыть слабости нашего доброго народа.
Во всю Масленицу от чрезмерно радушного угощения вином упиваются до того, что бывают драки и убийства.
Не только иностранцы, описывавшие нравы наших предков, говорят об этом, но мы современники сами этому свидетели.



Масленица. Грузинский Петр Николаевич 1889 кликабельна



В.Антонов.Масленица



Масленица.Френц Р. Ф.

По деревням парни с девками катаются на дровнях, санях и больших салазках с природных гор. Катаются на скамьях, подмороженных коровьим навозом и политых водою.
Скамьи делаются из двух больших досок, соединенных ножками.
На них садятся только девки, одна подле другой, правят ногами и поют песни.
Мальчики катаются на скамеечках, садясь на них верхом, а девочки на ледянках: это есть подмороженное решето.
Катаются еще на корытах подмороженных, бычках и кружках; взрослые парни спускаются с гор на ногах, сцепившись по нескольку вместе.
Но самое лучшее и разгульное катанье - в запряженных лошадью санях.
Бабы и девки, мужики и парни, усевшись около 15 человек в сани, разъезжают с колокольчиком, при пении разнообразных песней.



Катание на Масленицу.Степанов Алексей Степанович

Лошадь одна везет и останавливается весьма часто, как бы расслушивая песни разгульных своих седоков; но ей не дают расслушать: дергают вожжами то в ту, то в другую сторону; она вытягивается лениво, поднимает ноги, тащит шаг за шагом; пот на ней кружится паром - она задыхается, лезет из кожи - но везет.
Перед сумерками увеличивается число парней, молодых, женатых, девушек и молодиц - в избах остаются одни старухи. Вывозят дровни, и все теснятся на них. Удальцы сидят на краешках и облучке и управляют бег ногами: такое гулянье продолжается до полночи.


Масленичная афиша-листок с традиционной фигурой деда-зазывалы

Василий Иванович Суриков.Взятие снежного городка



На Масленице. Сверчков Николай Егорович. Вторая половина XIX в.



Соломаткин Леонид Иванович

Там одноколки, застучав,
С потешных гор летят стремглав.
Карет блестящих цепь тройная
Катится медленно кругом.
Волшебный праздник довершая,
Меж тем, с веселым торжеством,
Своими длинными шестами
Качели крашеные там
Людей уносят к небесам.

Е.А. Баратынский. Поэма "Цыганка"



Катание с ледяных гор на масленой неделею. Раскрашенная гравюра по рисунку Делабарта Ж.

Коклюшкин Григорий Дмитриевич, "Тройка"



Санные гонки в Петровском парке. Неизвестный художник



Масленица. Мырочкина Александра. 1998



Масленица. Брусилов Александр Владимирович. 1999



Владимир Рябчиков.Масленица.2008 г.



"Масленица в Здемирове"
из серии Лубок.Сыров Валерий Михайлович


Масленица. Попкова Ирина. 2000



Кожин Семён Леонидович.Масленица. проводы зимы XVIIвв

"Русская зима" Уварова Елена Александровна. 2004



Масленица. Тройка. Торопов Юрий. 2005


Геннадий Перов. Масленица в Первушинском переулке.2008



Геннадий Перов.Широкая масленица.2005



Ермолаев Виталий Юрьевич.Масленица в Царицыно



Масленица. Elena Kudry. 2008



Сергей Крылов.Масленица.2000 г


ФОМИН Борис Николаевич

Анастасия Швецова. 2008



Филонов Павел.,shrove tuesday 1913



Нина Сергеева. 1987


Кириллов Владимир Николаевич.Масленица.2007



Ирина Щурихина.2005



Павел Балод.Масленница



Алексей Тимков(Курск)."Масленица".2003.



Кокурин Валерий Григорьевич.Ростов.-Проводы-зимы.-1994.



Назаренко Татьяна."Проводы зимы", 1973

Холин Дмитрий Аркадьевич.Проводы зимы.2005.



Анатолий Никольский.



Иванов Виктор Павлович.Проводы русской зимы.



Фартуков (Уфа). Масленица



КОТЛЯРОВ Виктор Борисович."Масленица. Проводы зимы"


Зазерская Н. С. "Масленица"



В. Ф. Стожаров..Важгортские проводы зимы. 1966 г



Рябчиков Владимир. Катание на санях



Нестерчук С. В. "Ярмарка в старом Дмитрове."



Анатолий Коробкин «Ярмарка на масленой неделе»


Л. Титовец



Штыров Евгений Сергеевич



Л. Похитонова



О. Ларионова

Смирнов Алексей Вадимович.Масленица



С. Смирнов



Анатолий Маркович Знак (1939-2002)


Натта Конышева



Михайлова Галина Петровна



Валентин Белых «Собор А.Невского в с. Ижево в 1908 г. Катание на масленицу»



Анастасия Адамчук. Масленица



Виноградова Анна Германовна.«Масленица» кликабельна



Виноградова Анна Германовна."Шествие масляничного поезда" 2006 кликабельна



Кунгуров Геннадий



Васнецов А. М. Сжигание чучела Масленицы



Сергей Судейкин. Масленица.


Фролов Пётр.«Шляпа-масленица»



Игорь Шаймарданов



Игорь Шаймарданов



Клод Моне.Бульвар Капуцинок в масленицу.1873



Питер Брейгель Старший "Битва Масленицы и Поста" (1559 г.)кликабельна

Комедианты спускаются с подмостков и растворяются в толпе зрителей. Шутовской поединок Масленицы и Поста - обычная сцена ярмарочных представлений, устраиваемых в Нидерландах в дни проводов зимы. Но здесь она разворачивается не в балагане, а прямо на площади, среди житейской суеты. Карнавальные наряды кажутся особенно яркими в гуще озабоченно спешащих по своим делам людей.

Повсюду кипит жизнь: там водят хоровод, здесь моют окна, одни играют в кости, другие торгуют, кто-то просит подаяние, кого-то везут хоронить: Площадь на картине - символ земного мира; через нее проходят двое - мужчина и женщина в одеждах пилигримов, а карлик в шутовском наряде, с факелом, зажженным среди бела дня, указывает им дорогу.
Куда же он их ведет? Глуп ли маленький шут или он-то и есть истинный мудрец в этом мире?


Санки (салазки) детские масленичные, расписные. Русский Север, XIX век. Материал: дерево, железо. Техника: роспись, ковка.
Детские масленичные санки назывались в старину на Руси "чунки". выполнены из дерева, с резными расписными филенками, декорированы вихревой солярной розеткой. На таких саночках на масленицу с горы катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые люди. Все это сопровождалось смехом, звоном колокольчиков и всеобщим весельем! В теплые времена года санки развешивались на стенах сеней, являясь декоративным украшением. Сани собраны на деревянных гвоздях, имеют кованые полозья. Санки как нельзя лучше отражают неповторимость и самобытность крестьянского искусства. В них сочетаются многочисленные орнаментальные и изобразительные мотивы, типичные для русской народной культуры. Расписную филенчатую поверхность салазок украшают желтые и голубые клейма, ромбы, солярные знаки, сказочные и мифологические изображения. Санки украшали резьбой и ковкой, подвешивали бубенчики и цепочки. Санки были частью веселого праздничного катания. Кроме того, яркие декоративные орнаменты наделялись магическим, оберегательным смыслом.

А.Холин. Проводы зимы.

Целовальник, Прощеный день - финальная точка всей Cырной недели. Самый насыщеный по обрядовым событиям день масленицы. В родные села возвращались участвующие в съездках санные поезда. Детвора атаковала перед разбором катальные горки. Молодые парни готовились к последней масленичной забаве - взятию зимнего городка, штурм которого начинался после того, как садилось солнце. Эта народная масленичная игра была распространена в казачьих селах Сибири, Урала, Красноярского края, в Симбирской, Пензенской и Тульской губерниях .

В.Суриков. Взятие снежного городка.

"Снежные крепости имели в плане овальную форму. Складывали их из больших ледяных или снежных глыб. Законченную конструкцию превращали в единый монолит, обливая ее водой до смерзания. Поверх ледяных стен наращивали крышу. С одной стороны в стене крепости вырезали два столба и укладывали на них ледяную дугообразную арку. На высокие ворота, в которые мог проехать верховой всадник, устанавливали ледяные пешие или конные фигуры людей, объемные изображения зверей и птиц. Ворота и арку с лицевой стороны украшали резьбой по снегу или льду, которую выкладывали для выразительности кусочками древесного угля. В центре крепости, сразу за воротами, вырубали большую открытую полынью.

В село или город, где был сооружен городок, с самого утра собирались разодетые в свои лучшие одежды жители всех близлежащих окрестностей на праздничных выездах.



В.Суриков. Взятие снежного городка. Фрагмент.

Участники игры разбивались на две группы. Защищали крепость пешие парни и молодые мужчины. Они размещались внутри сооружения и держали в руках ружья с холостыми патронами, метлы, колья, еловые ветки и другое подходящие для отражения ударов штурмующих оружие. Другая группа нападающих, предводительствуемая,генералом", состояла из конных всадников и пехотинцев. В назначенное время в лодке или челноке, запряженных парой или тройкой лошадей, появлялся руководитель праздника - "царь", одетый в корону из цветной или золоченой бумаги или колпак и рваную одежду. После окончания приветствия раздавался сигнал трубы одного из генералов свиты, призывавший к штурму. Нападающая группа устремлялась к городку. Конные всадники скакали аллюром с деревянными кольями наперевес, стараясь запугать обороняющихся громкими криками и топотом лошадиных копыт. Пехота в это же время пыталась взобраться по обледенелым стенам на верх при помощи крючьев, веревок и собственной ловкости. Защитники городка оказывали нападающим яростное сопротивление: отбивались палками, нагайками, палили из холостых стволов, хлестали штурмующих стены колючими ветками, сбрасывали на их головы глыбы снега и льда, лили ледяную воду. Главной задачей штурмующих было надломить крепостные ворота. После многочисленных неудачных попыток это им наконец удавалось и самый ловкий из наступающих врывался внутрь городка. Здесь его уже ждала засада противника, которая с радостными воплями окунала смельчака в ледяную полынью, не давая ему некоторое время из нее выбраться. После этого победителя валяли в снегу, натирали ему снегом лицо, засовывали снег за ворот и за пазуху рубашки. В это время остальные нападающие и все зрители набрасывались на укрепление и разрушали его окончательно. После того, как от крепости оставались одни обломки льда и замерзшего снега игра считалась законченной. Через некоторое время, немного остыв от сражения, победители и побежденные отправлялись вместе в деревню, где и завершали праздник совместным возлиянием и весельем. При этом выпивка и закуска покупалась ими в складчину ." (Автор текста Н.Н.Соснина)

А.Виноградова. Масленица.

Заканчивалась Сырная неделя ритуалом проводов масленицы.

С.Крылов. Масленица.

" Символ праздника участники масленичного поезда привозили или приносили насаженным на шест сразу после гуляния и объезда деревни, ближе к сумеркам. При этом все сопровождавшие громко пели, смеялись и кричали. Масленичный поезд насчитывал в иных местах несколько сот лошадей. Участники процессии часто обряжались в соломенные колпаки и кафтаны, которые так же бросали позднее в костер. Масленица в этом поезде могла иметь различные воплощения: соломенной или деревянной куклы; снопа с нарисованнымлицом, надетого на жердь; сосновой или еловой ветки, украшенной лентами, платками и бубенцами. В сожжении масленичной куклы принимало обязательное участие все население данного села или деревни, но главным исполнителем ритуала являлась молодежь. С привезенных украшенных веток девушки снимали перед сожжением платки и лоскуты ткани, которые выполняли, вероятно, ту же функцию, что и повешенные на надгробия поминальные полотенца, отвязывали бубенцы, по крестьянским представлениям, отпугивавшие своим звоном злых духов ипривлекавшие внимание умерших предков. Все это действие сопровождалось жалобной песней.



С.Кожин. Масленица. Проводы.

После этого парни поджигали костер. Действие это обставляли со всей возможной торжественностью. В костры бросали блины, лепешки, яйца - предметы издавна имевшие отношение к ритуальной погребальной трапезе.

После того как основной огонь в костре прогорал, парни, девушки и дети начинали прыгать через тлеющие головешки. Прощаясь с масленичным весельем они пели: "Гори, гори, Масленица, Семионова племянница, пройдет семь недель, придет светлый день, будут пасхи носить, будут яйца красить"

Парни и девушки катались по снегу и валялись в нем около костра. Угли старались разбить как можно мельче и далеко раскидать вокруг, веря, что под их жаром снег быстрее растает, земля прогреется и приготовится принять в себя семена нового урожая. Когда костер окончательно затухал, девушки перешагивали через пепел и уходили в деревню. Угли и пепел, оставшиеся от него, следуя традиции аграрной магии, зарывали в снег. (Автор текста Н.Н.Соснина)

А.Васнецов. Сжигание чучела Масленицы.

В некоторых деревнях масленичный караван приобретал черты пародийной похоронной процессии, чучело помещали в корыто, люльку или специальный ящик-гроб, а среди "провожающих" можно было увидеть «попа» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякона» с «дьячком» и группу плакальщиц, замыкавшую шествие.

С.Иванов. Семья.

С наступлением сумерек после окончания ритуальных проводов масленицы, догорания праздничных костров и завершения масленичного веселья начинались обрядовые действия Прощеного воскресенья.
В воскресенье происходил обряд заговеньеперед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших . В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли.
В храмах на вечернем богослужении совершалсяся чин прощения (настоятель просил прощения у прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просили прощения и в ответ на просьбу произносили «Бог простит»

К.Венцилов. Прощеное воскресение.

"Поздний вечер. Заговелись перед Постом. Завтра будет печальный звон. Завтра - "Господи и Владыко живота моего..." - будет. Сегодня "прощеный день", и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуг, у дворника, у всех. Вассу кривую встретишь, которая живет в "темненькой", и у той надо просить прощенья. Идти к Гришке, и поклониться в ноги? Недавно я расколол лопату, и он сердился. А вдруг он возьмет и скажет - "не прощаю!"?

Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились.

Пришла к желудкам всем блаженная их доля,
В лепешках, в пряженцах, в блинах, в оладьях — воля!..
На рыле маслицо, на лбу и на руках,
Едят по улицам, едят во всех домах...

журнал «Сатирический Вестник» 1790 г.

Леонид Соломаткин Масленица.

Масленица — один из самых любимых праздников русского народа. Праздновалась она шумно и весело. В течение масляной недели разрешалось «есть до пересыта, упиваться до недвижности», а любителей всласть покушать называли маслоглотами.

Конечно же, главным угощением на масленицу являются блины. Сегодня для приготовления блинов чаще всего используют пшеничную муку, тогда как настоящие русские блины делали из муки гречишной. Помимо гречневых, пекли пшенные, овсяные, манные, рисовые, картофельные блины. Очень распространены были в то время блины с припеком. В качестве припека (а не начинки!) использовались рубленые яйца, грибы, ливер, рыба.

Василий Тимм Масленица (литография). 1858 г.

К Масленице начинали готовиться еще с середины предыдущей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома - от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили к использованию праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: мешки муки разных сортов для блинов, пряженцов и пирогов, бочки соленой рыбы, пряники, конфеты и орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.
Суббота накануне масленой недели называлась «маленькой масленицей». В этот день принято было поминать умерших родителей. Для них пекли специальное угощение - блины - и клали его на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим и монашкам.

Жан Жакотте и Обрэн Адмиралтейская площадь во время Масленицы (литография с оригинала Иосифа Иосифовича Шарлеманя). 1850-е гг..

Масленичные народные гуляния, устраивавшиеся в 18 - начале 20 веков, были пышными и массовыми. Непременными атрибутами гуляний были блины, пряженицы на молоке и яйцах, которые пеклись на импровизированных жаровнях, горячий сбитень и сладости.
Основными увеселениями были катальные горы, балаганы, катание на санях, уличные карнавалы ряженых в маски, кулачные бои. Все сооружения и сани украшались лентами, флажками, ярко раскрашивались, разрисовывались узорами. Веселье и пляски зачастую приводили к разгулу, заканчивавшемуся драками. В Прощеное воскресенье гулявшие по-христиански целовались и просили друг у друга прощения за грехи.
В масленичных гуляниях участвовали также высшие сановники и члены императорской фамилии. Особое внимание публики привлекали "царские выезды" на санях.

Виталий Ермолаев Масленица в Царицыно. 2008 г.

При императрице Екатерине II для увеселения народа устраивались "карусели" с "кадрилями" - спортивные скачки на лошадях с участием высшей знати, которые собирали многотысячные толпы зевак. Иногда устраивались шуточные выезды с деревянной фигурой Масленицы при 12 лошадях.
Празднества на Масленицу длились с утра до наступления темноты. После масленичных гуляний горки и балаганы обычно не разбирались до Пасхи, наступавшей через 7 недель.
После октябрьской революции 1917 года массовые гуляния на Масленицу были запрещены.

Никола Серракаприола Катальные горы на Неве (гравюра). 1817 г.

Катальные горы (катушки)- сооружения из снега и льда для массового катания во время Масленицы. Они представляли собой деревянные башни-беседки высотой до 18 м со скатом длиной до 100 м, поставленные в параллель - одна против другой. Башни украшались елками, флагами, деревянными скульптурами. В темное время суток горы освещали с помощью плошек, заправленных жиром, зажженных смоляных бочек и фонарей.
В крестьянской традиции катание с гор рассматривалось не только как развлечение, но и как определенное ритуальное действие. Первыми его начинали девушки и женщины. Девушки катались по одной или группами на донцах от прялок. По длине их пробега судили, как далеко от дома они выйдут замуж и кто из них лучше прядет.
После них с магической целью, « на долгий лен» - для получения лучшего урожая льна, на перевернутых обледенелых скамейках, санях без оглобель и таких же прялочных донцах под смех и свист зрителей начинали кататься замужние женщины.
После них горка предоставлялась для всех присутствующих и тогда уже катались все, кто как хотел. На одну обледенелую кожу усаживалось иногда до десяти человек. На санках катались «кораблем», при этом двое усаживались лицом друг к другу, а третий помещался между ними. Так как горы были излюбленным местом знакомства и подбора возможных брачных пар, молодые люди и их родители имели здесь возможность присмотреться друг к другу внимательнее и показать себя с выгоднейшей стороны.
Парни приглашали кататься понравившихся им девушек на нарядных расписных салазках. Они усаживали одну или двоих из них к себе на колени и, отталкиваясь от стенок горы руками для лучшего разгона, начинали спуск. Если все проходило удачно, то парень имел право поцеловать девушку. Если же санки опрокидывались в снег, то он это право утрачивал.
В некоторых губерниях парню разрешалось поцеловать девушку, которую он катал, только в последний день праздника. В некоторых местностях девушки при катании сажали на колени парней или, если умели хорошо управлять салазками сами, катали друг друга.
Когда пара съезжала с горы на шкуре или рогоже, то парень садился впереди, а девушка становилась сзади на колени и обнимала его за шею. По деревенским правилам парню не полагалось катать одну и ту же девушку больше трех раз.

Карл Беггрова Горы на Царицыном лугу (литография по рисунку К.Ф.Сабата, С.П.Шифляра).
Оригиналы для Беггрова рисовали одновременно два автора: К. Ф. Сабат - архитектурный пейзаж, С. П. Шифляр - человеческие фигуры и лошадей

Катальные ледяные горы во время Масленицы строили не только в деревнях, но и в городах и даже в столице. В Москве ледяные горы строили на Москве-реке и Неглинной речке от Воскресенских до Троицких ворот. При Петре I они переместились в район Красных ворот.
В Санкт-Петербурге такие горки были впервые устроены в 1735 году между Зимним дворцом и Петропавловской крепостью. В 18 веке горы строились на льду Невы и Фонтанки, возле Адмиралтейства, на Царицыном и Адмиралтейском лугах, на Сенной и Театральной площадях. С них съезжали на санках, обитых сукном лодках, которые назывались "головашками", на коньках, на «сидушках» и пр.
В сибирских городах - Омске, Томске - с гор во время праздника катались все слои населения, но для каждого сословия время для этого в течение дня было регламентировано. Простолюдины развлекались всю неделю с раннего утра до поздней ночи. Для высших слоев общества и чиновного люда приличным считалось катание только с 12 до 2 часов дня.

Константин Маковский Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869 г.

Англичанка Марта Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году.
В дневнике она записала: "Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд - предмет соперничества».
В письме к отцу Вильмот писала:
«В 12 же часов последнего дня масленицы на веселом балу, где соберется пол-Москвы, мы услышим торжественный звон соборного колокола, который возвестит полночь и начало Великого поста. Звон этот побудит всех отложить ножи и вилки и прервать сытный ужин. В течение 6 недель поста запрещается не только мясо, но также рыба, масло, сливки (даже с чаем или кофе) и почти вся еда, кроме хлеба».

Александр Бенуа Масленица в Петербурге. 1917 г.

В некоторых селах России еще с ХVIII в. разыгрывались во время проводов масленицы специальные масленичные комедии, к которым сочинялись сатирические рифмованные сценарии. Сюжет их всегда строился вокруг главных героев - Масленицы и Воеводы, а одним из обязательных участвующих в действии персонажей являлся Блин. Представление строилось на основе отражения развития праздника, включавшего в себя обильные трапезы и возлияния, в ожидании предстоящего строгого поста, прощания с ним и надежды на новую встречу в очередном календарном году. Зачастую в инсценировках находили комическое отражение и реальные события, произошедшие в данном месте. Подобные мистерии были как оригинальными произведениями местных сочинителей, так и переработкой известных городских текстов.

Василий Иванович Суриков.Взятие снежного городка 1891 г.

Любимым развлечением парней на масленичной неделе были кулачные бои, а в некоторых районах «взятие снежного городка», как отзвук представлений о борьбе зимы с наступающей весной.
Есть предположение, что обычай встречать Масленицу с весельем и настоящим обжорством сохранился с тех пор, когда Новый год для земледельца приходился на март.
К этой неделе приурочивались ярмарки. В городах на площадях разворачивались балаганы с различными представлениями. Гнусавым голосом приглашал Горбатый Петрушка посмотреть кукольный спектакль, вертелась карусель, били в барабаны зазывалы — народ веселился.

Сергей Судейкин Масленичный Петрушка. 1910-е г.

Готовясь к воскресенью, молодежь постепенно стаскивала на открытие место (чаще на середину покрытой льдом реки) из каждого дома старые грабли, бороны без зубьев — всякий деревянный лом, ветошь для костра. Сюда и привозили в воскресенье чучело Масленицы, и гулянье перемещалось на реку или в поле. Но песни пелись уже не приветственные, а прощальные - прощались с Масленицей.

К. Крыжановский Масленица. Прощеный день в крестьянской семье (гравюра по рисунку Н.И. Соколова).

Проводы Масленицы - важный момент праздника.
Проводы Масленицы (похороны, масленичный поезд) - обрядовое действие, совершавшееся в последний день праздника. В ХIХ - начале ХХ вв. проводы Масленицы были отмечены исследователями во всех губерниях России. Однако на различных территориях ритуал этот имел значительные отличия. В одних местностях он бытовал в форме сожжения масленичного чучела, в других - в виде проводов-похорон.
В северных, центральных и поволжских губерниях, таких как Архангельская, Вологодская, Петербургская, Ярославская, Владимирская, Тверская, Нижегородская, Масленица в последний день праздника подвергалась ритуальному уничтожению огнем - сожжению на специальном костре.

Апполинарий Васнецов Сжигание чучела Масленицы. 1920 г.

Уничтожению и сжиганию иногда подвергалось не только воплощение самой Масленицы. В Пермской губернии не только чучело разрывали и разбрасывали, но и обязательные принадлежности масленичного поезда - сани, помост, трон, балдахин, лодки разрушали, а затем сжигали в костре, символизируя этим уничтожение всего старого, отжившего и расчищая таким образом дорогу для нового состояния мира - пробуждающейся от зимней спячки к возрождению природе.
В знак расставания с Масленицей во многих местах с высокого места или берега реки сбрасывали или скатывали горящее тележное колесо, разбрасывавшее вокруг себя снопы искр.
В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерниях, таких как Калужская, Рязанская, Владимирская, Тверская, Костромская, Псковская, Новгородская, Саратовская, Пензенская, Симбирская, Самарская, Вятская, большее распространение получили проводы-похороны Масленицы.

Владимир Рябчиков Масленица. 2008 г.

Часто прощание с Масленицей приобретало образ масленичного поезда. Соломенное или деревянное чучело, или исполнявшего роль Масленицы человека помещали в сани, которые, часто, везли не лошади, а мужчины. Этот прощальный выезд имел в некоторых губерниях и специальные названия: круг или конец - в Тульской губернии, околка - в Ярославской, обоз - в г. Нерехта Костромской губернии.
Иногда повозка масленичного поезда приобретала вид корабля. Для этого на одних больших или нескольких связанных вместе санях сооружали мачты с развивающимися разноцветными флагами. Там же усаживали и разбитного распорядителя поезда с бутылкой водки в руках. Повозку сопровождал почетный эскорт "военных" в самодельных костюмах.

Александр Брусилов Масленица. 1999 г.

Участники и зрители с музыкой и песнями медленно двигались по улицам, останавливаясь время от времени и разыгрывая сценки из "Царя Максимилиана". Часто при этом зачитывали различные комические масленичные "указы", ставшие популярными еще с ХVIII века. В них давались указания по проведению Масленицы, высмеивались местные происшествия и известные присутствующим персоны. Масленица была временем, когда многое из недозволенного в обыденной жизни было разрешено.
Прототипом для подобных масленичных шествий послужил устроенный императором Петром I в честь подписания Нейштадтского мира потешный поезд, состоявший из всевозможных кораблей, установленных на запряженных зверями санях. Он въехал в Кремль во время масленичной недели 1722 года из Всесвятского села под залпы пушечной канонады через Тверские ворота.

Вениамин Лосин Иллюстрация к сказке "Снегурочка".

Похороны Масленицы сопровождались карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным смехом, призывами весны и поношением Масленицы в специальных песнях, где та называется обманщицей (в связи с великим постом, который наступает сразу после масленичных пиршеств), объедалой, блиноедой и т. п.
У западных и южных славян Масленице соответствовал польский запуст, словенский пуст и болгарский нукер.
У чехов и словаков мясопуст завершался обрядом «выноса смерти» — символа зимы: соломенное чучело, называемое Смертью, Мореной или Марженой (от имени древнеславянской богини смерти Мары, Марены), одетое в лохмотья или в праздничный костюм, выносили из селения, бросали в воду или разрывали на части. Солому чучела разбрасывали по полям, что должно было обеспечить их плодородие. Особое магическое значение имел смех при растерзании или сожжении куклы-Масленицы, останки которой или пепел разбрасывались по полям.
В представлениях наших предков ярко пылающий костер должен был установить контакт с восходящим солнцем и придать ему силу. Этой же цели должны были служить и старые колеса, без железных ободов, которые покрывались дегтем, смолой, надевались на палку, поджигались и скатывались с горки, разметая во все стороны искры.

Василий Рябинин Масленица 1947 г.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару.
Например, костромичи «выборанивали девок» - таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губернии женщины привязывали неженатым парням колоды - это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином, блинами и конфетами.

Анастасия Адамчук Масленица.

Больше всего внимания и почестей оказывается на Масленицу и молодоженам. Традиция требовала, чтобы они, нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе.
Молодые супруги должны были принять участие и в обычае, который известен под названием «Столбы». Состоял этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы, вставали рядами («столбами») по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывали, как они любят друг друга. Народ при этом кричал: «Порох на губах!» - и предлагал молодоженам целоваться. Подпившие гуляки часто отпускали сальные шутки и кричали: «Показывайте, как вы любитесь». «Столбы» продолжались в течение часа, потом все ехали дружно кататься на санях.

Алексей Степанов Катание на Масленицу. 1910 г.

Во Владимирской губернии был такой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег. С утра по деревне шел клич: «Молодых зятьев зарывать идем!». Жена должна была выкупить своего мужа, поднести «зарывальщикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.
Традиционный «целовник» проводился в Вятской губернии в масленичную субботу, когда деревенская молодежь ездила целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу. Молодая жена подносила каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целовался с ней.

Борис Кустодиев Зима. Масленичное катание. 1919 г.

Впрочем, Масленица — это праздник не только славян, но и практически всей Европы.
В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.
В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин.

Алексей Смирнов На Масленицу. 2009 г.

В одном из городов Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет, на каждой обязательно — фартук и косынка. Во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду поцелуй звонаря.

Мария Андреева Встреча Масленицы. 1997 г.

В Польше главными героями Масленицы были холостяки. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет "продавать" незамужних девушек.
А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок — "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться — плати.
В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.

Анна Черкашина Масленица 2002 г.

Использованные материалы:
«Мифологический словарь» под редакцией Е.М.Мелетинского
Лаврентьева Е.В. «Культура застолья 19 века»
Лаврентьева Л.С., Шаповалова Г.Г. Сборник «Жили-были» (русская обрядовая поэзия)
Некрылова А. Ф. «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец XVIII - нач. XX в.»

Апполинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) "Сжигание чучела Масленицы"

Картинка 140 из презентации «Традиции праздника Масленица» к урокам праздников на тему «Масленица»

Размеры: 720 х 509 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока праздников, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Традиции праздника Масленица.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 7400 КБ.

Скачать презентацию

Масленица

«Традиции праздника Масленица» - Ирина Паньковская "Масленица". На карнавале в Венеции. Маковский Константин Егорович. Прощеный день в крестьянской семье. Апполинарий Михайлович Васнецов. Лакомка. Мырочкина Александра "Масленица" . Алексей Смирнов "На Масленицу". Ольга Киселева "Натюрморт сибирский" (триптих, правая часть).

«Традиции Масленицы» - Как национальный русский праздник. Развлечения на празднике. Масленицу празднуй вместе с нами! Петрушка. В. Макаренков. Главный герой кукольных спектаклей. Среди традиционных развлечений – кулачные бои, карнавалы, кукольные представления. Масленица отмечалась ещё нашими предками, которые не были православными.

«Неделя масленицы» - Пятница - Тещины вечерки. Воскресенье - «прощеный день». Суббота - Золовкины посиделки. А тесть мешок муки и кадушку масла. Сутра ребятишки собирали дрова для костра – жечь Масленицу. Масленица. Вторник - Заигрыши. А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся! После принятия христианства праздник на Руси сохранился.

«Русская народная Масленица» - Сжигали чучело Масленицы. Карнавалы. Катальные горы. Петр I. Песни поют и веселятся. Возят чучело на колесе. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Вторник - заигрыши. Катание молодежи и детей с ледяных гор. Обычай праздновать Масленицу. Масленицу отмечают в конце февраля в начале марта. Четверг - разгул.

«Праздник масленица» - Прощай Масленица – вертушка, настает великий пост. Прощай Масленица, прощай красная! Начинались разные безудержные игры и потехи. Масленицу открывали ребятишки. Ходили по дворам с песнями и присказками. Лето для старания – Зима - для гуляния. Масленица в устном народном творчестве. Как на масляной неделе в потолок блины летели!

«Масленица - народный праздник» - Понедельник -. Пятница – тёщины вечёрки. Пословицы и поговорки о Масленице. Масленица глазами художников. Среда - лакомка. Суббота –золовкины посиделки. Вторник - заигрыши. Из истории праздника. Бег в мешках. Календарик Масленицы. Масленица глазами детей. Масленичные игры и забавы. Воскресение -проводы, прощанье, целовник.

Всего в теме 10 презентаций



© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы