Василий шукшин рассказы краткое содержание. «Срезал

Главная / Детская психология

Шукшин Василий Макарович - известный советский писатель, сценарист, режиссер и актер. Свои литературные произведения писатель строил на противопоставлении сельского и городского образа жизни. Одним из ярких примеров является небольшой рассказ В. М. Шукшина "Волки". Краткое содержание его будет приведено в статье.

Биография Василия Макаровича Шукшина (1929-1974 гг.)

Василий Макарович родился в 1929 году в простой крестьянской семье в Алтайской глубинке. Шукшин-старший был расстрелян в период коллективизации, будущему писателю на тот момент едва исполнилось 5 лет.

В возрасте 17 лет Василий Макарович пошел устраиваться на работу в колхоз. Следующие 8 лет писатель регулярно меняет место и род занятий, проходит путь от слесаря на турбинном и тракторном заводах до учителя русского языка в школе родного села.

В 1954 году, уговорив мать продать единственную корову, на вырученные деньги Шукшин отправляется в Москву и поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Через два года Василий Макарович получает свою первую эпизодическую роль в киноленте "Тихий Дон", а еще через 2 года будет опубликован его первый рассказ "Двое на телеге". Знание типажа русского человека и большой жизненный опыт автора можно ощутить, прочитав даже краткое содержание "Волков" Шукшина В. М.

История рассказа "Волки"

Рассказ "Волки" был написан в 1967 году и стал одним из знаковых произведений литературного творчества Василия Макаровича. Краткое содержание "Волки" Шукшина В. М. не может передать юмор и глубину повествования, присущую всем произведениям писателя. Несмотря на краткость, простоту и непритязательность, все произведения Шукшина поучительны и глубоко нравственны.

Василий Макарович возлагал большие надежды на одну из своих первых работ, где он выступил в качестве сценариста. Речь идет об историческом фильме о Распутине. В 1967 году проект, над котором автор работал больше двух лет, был отклонен. Возможно, это событие повлияло на название и общий эмоциональный план рассказа "Волки".

Краткое содержание рассказа "Волки" Шукшина В. М.

Прочтение полного произведения занимает не более 10 минут. Краткое содержание "Волков" Василия Шукшина по объему сопоставимо с оригинальным текстом, но, безусловно, проигрывает в выразительности и образности повествования. Писатель является признанным мастером краткого рассказа.

События произведения происходят в безымянной деревне. Наум, еще нестарый хитроватый мужчина, и его зять Иван - главные действующие лица рассказа. Тесть и зять недолюбливают друг друга, о чем сообщается в первом же абзаце текста. Наум считает Ивана слишком ленивым, зятю же не по душе жизнь в деревне и вечно упрекающий его в лени тесть.

Мужчины договариваются отправиться в лес за дровами, каждый на своей подводе. В пути они встречают стаю волков. Наум сразу же разворачивается и пускает коня в галоп, беспрестанно выкрикивая "Грабю-ут!". Поначалу Ивану смешно, ему кажется глупым и страх тестя, и его неуместное восклицание. Но затем, когда стая во главе с вожаком нагоняет сани, а Иван, никогда ранее не видевший зверя вживую, понимает, что волк - это не дворовая собака, его смех сходит на нет.

С собой у героя нет ничего, кроме бича для лошади и сена в санях. Наум же, даже не думает притормозить и помочь мужу дочери, даже топор согласился передать не сразу, да и тот швырнул на обочину. Иван сходит с саней, а волки догоняют и задирают его лошадь.

Стая не трогает мужчину, но он разозлен и обижен. Иван ругает тестя за трусость, обещает побить за подлость, но догнать Наума не может. Финал рассказа и смешон, и трагичен одновременно. По возвращении в деревню Иван находит жену и Наума в компании милиционера. Тесть обвиняет зятя в дебоширстве и нелюбви к власти, Ивана уводят в "сельскую кутузку" "от греха подальше", хотя милиционер признается, что Наум и ему не нравится.

Нравственность в рассказе "Волки"

Описав две погони - волков за Иваном и уже Ивана за Наумом, писатель очень тонко показал читателю, как просто человеку превратиться в зверя. Месть, злоба и банальная обида не красят его так же, как и мелочность, трусость, подлость и склочность.

Если до гибели лошади все симпатии читателя на стороне ленивого, но простого Ивана, то после его угроз тестю читатель приходит к выводу, что они - Милиционер в финале проявляет больше сочувствия к Ивану, чем тот к собственному тестю.

К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он - кандидат, жена тоже кандидат, дочь - школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей - полковник, два лётчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев…

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил: «Гости к бабке Агафье приехали?» «Кандидаты!» - «Кандидаты? - удивился Глеб. - Ну пошли проведаем кандидатов». Получалось, что мужики ведут Глеба, как опытного кулачного бойца.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал вокруг стола. Расселись. Разговор пошёл дружнее, стали уж забывать про Глеба Капустина… И тут он попер на кандидата.

В какой области выявляете себя? Философия?

Можно и так сказать

И как сейчас философия определяет понятие невесомости?

Почему - сейчас?

Но ведь явление открыто недавно. Натурфилософия определит это так, стратегическая философия - совершенно иначе…

Да нет такой философии - стратегической, - заволновался кандидат. - Вы о чем вообще-то?

Да, но есть диалектика природы, - спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. - А природу определяет философия. Поэтому я и спрашиваю, нет ли растерянности среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один и почувствовал неловкость. Позвал жену: «Валя, тут у нас какой-то странный разговор!»

Хорошо, - продолжал Глеб, - а как вы относитесь к проблеме шаманизма?

Да нет такой проблемы! - опять сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб.

Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти… танцуют, звенят бубенчиками. Да? Но при же-ла -нии их как бы и нет. Верно… Ещё один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума. Что на ней есть разумные существа.

Ну и что? - спросил кандидат.

А где ваши расчеты естественных траекторий? Как вообще ваша космическая наука сюда может быть приложена?

Вы кого спрашиваете?

Интересно, по каким же? - с иронией спросил кандидат и значительно посмотрел на жену. Вот это он сделал зря, потому что значительный взгляд был перехвачен. Глеб взмыл ввысь и оттуда ударил по кандидату:

Приглашаете жену посмеяться. Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать. Кандидатам это тоже бывает полезно…

Послушайте!

Да нет уж, послушали. Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство - это не костюм, который купил - и раз и навсегда. И даже костюм время от времени надо чистить. А уж кандидатство-то тем более… поддерживать надо.

На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся. Мужики отводили глаза.

Нас, конечно, можно удивить, подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов… Но… если приезжаете в этот народ, то подготовленней надо быть. Собранней. Скромнее.

Да в чем же наша нескромность? - не выдержала жена кандидата.

А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. До свидания. Приятно провести отпуск… среди народа!

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидата, говорили: «Оттянул он его!.. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает?.. Срезал». В голосе мужиков даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё.



Главного героя рассказа зовут Чудик. С ним всегда что-нибудь да случается. Собирается к брату, который живет на Урале и которого уже двенадцать лет не видел. Упаковал все необходимые вещи, а уже на следующий день у него были билеты на поезд.

До отъезда еще осталось достаточно времени, Чудик решает приобрести подарки для своих племянников. Накупил сладостей и вдруг видит, что на полу в магазине лежат пятьдесят рублей. Для того времени это были немалые деньги, почти половина заработной платы. Герой с шуткой покричал, что такими деньгами нельзя разбрасываться. Деньги положил на витрину, а то вдруг за ними придут. Чудик вышел из магазина, довольный собой.

Прошло некоторое время и Чудик обнаруживает, что деньги были его. Но в магазин он пойти за своей купюрой не решился. Подумал, что его не поймут там. Отправился домой, где, конечно же, его отругала жена.

Наконец подошло то время, когда главный герой сел в поезд, где поведал свою историю одному из пассажиров. Но ему не поверили.

Затем Чудику пришлось добираться до места на самолете. Сначала побаиваясь, он рассказал свою историю и в самолете, но и на этот раз никто серьезно к этому не отнесся. Сидящий рядом мужчина читал газету, а при посадке упал и выронил челюсть. Чудик пришел на помощь мужчине и нашел челюсть, но мужчина только поворчал насчет гигиены.

Наконец-то прилетели.

Чудик отправил жене телеграмму, где сообщил в стихотворной форме: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Но телеграфистка исправила все, сократив сообщение до двух слов «Долетел» и «Василий».

Чудику было известно, что у брата трое детей. А вот про жену брата он позабыл, а она, в свою очередь, испортила Чудику весь отдых.

Сели два брата за стол и начали вспоминать, но получилось это у них слишком громко. Сноха начала ругаться на кричащих, они послушались и вышли на улицу. Брат Чудика пожаловался на свою жену, что та считает его деревенским. Сама же жена тоже родом из деревни, но мнения о себе слишком высокого. Она работает в буфете в каком-то здании управления.

Жена брата сразу же невзлюбила приехавшего гостя. Чудик решил сделать ей приятный сюрприз, разрисовав коляску. В своей деревне Чудик разрисовал печку, и это очень всем понравилось. Чудик предположил, что снохе тоже понравится такое творчество. Но все получилось не так, как предполагалось. Вернувшись с прогулки, Чудик услышал как сноха кричит на его брата. Она хотела, чтобы Чудик завтра же покинул их дом. Чудик обиделся на это, провел ночь в сарае, а на следующий день уехал домой.

Но домой он возвращался, подпрыгивая и что-то напевая.

В одном месте чуть не упал, поскользнувшись. Настоящее имя Чудика было Василий Егорыч Князев. Ему было тридцать лет. Он работал в селе киномехаником. Любил собак и сыщиков. В самом детстве была у него мечта стать шпионом.

О чем этот рассказ? В чем смысл и мораль?

Обновлено: 2013-09-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьей долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он – кандидат, жена тоже кандидат, дочь – школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей – полковник, два летчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев…

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил: “Гости к бабке Агафье приехали?” “Кандидаты!” – “Кандидаты? – удивился Глеб. – Ну пошли проведаем кандидатов”. Получалось, что мужики ведут Глеба, как опытного кулачного бойца.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал вокруг стола. Расселись. Разговор пошел дружнее, стали уж забывать про Глеба Капустина… И тут он попер на кандидата.

– В какой области выявляете себя? Философия?
– Можно и так сказать
– И как сейчас философия определяет понятие невесомости?
– Почему – сейчас?
– Но ведь явление открыто недавно. Натурфилософия определит это так, стратегическая философия – совершенно иначе…
– Да нет такой философии – стратегической, – заволновался кандидат. – Вы о чем вообще-то?
– Да, но есть диалектика природы, – спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. – А природу определяет философия. Поэтому я и спрашиваю, нет ли растерянности среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один и почувствовал неловкость. Позвал жену: “Валя, тут у нас какой-то странный разговор!”

– Хорошо, – продолжал Глеб, – а как вы относитесь к проблеме шаманизма?
– Да нет такой проблемы! – опять сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб.

На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся. Мужики отводили глаза.

– Нас, конечно, можно удивить, подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов… Но… если приезжаете в этот народ, то подготовленней надо быть. Собранней. Скромнее.
– Да в чем же наша нескромность? – не выдержала жена кандидата.
– А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. До свидания. Приятно провести отпуск… среди народа!

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидата, говорили: “Оттянул он его! Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает?.. Срезал”. В голосе мужиков даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще.

Вариант 2

Агафья Журавлева встречала сына с его женой и дочерью. Уже вечером деревня обсуждала, что супруги – кандидаты, а дочь учится в школе. Деревня у них слыла местными знаменитостями: были пару летчиков, корреспондент и даже полковник имелся. Стало традицией, что этих знатных людей у Глеба Капустина хорошо получалось на место ставить. Вот и сейчас мужики толпой за ним зашли, чтобы вместе отправиться к старухе Агафье.

Константин Иванович радушно пригласил гостей к столу. Завели дружный разговор, но тут вступил в него Капустин, про которого вроде как и подзабыли.

Начал он с того, что выяснил, в какой области Журавлев кандидатом является, но, несмотря на то, что тот назвал филфак, ловко перевел на другую тему. Глеба вдруг очень заинтересовало, как стратегическая философия трактует невесомость. А когда кандидат попытался заикнуться о том, что таковой не существует, заговорил о диалектике природы. Тут же, не давая ученому мужу опомниться, засыпал его вопросами по проблеме шаманизма, выставляя Журавлева в смешном для мужиков свете. Показав, что тот ничего не смыслит в поднятой теме, Капустин резко сменил предмет разговора. На сей раз это были инопланетяне, возможно, живущие внутри Луны, и то, каким образом можно было бы с ними общаться в случае контакта. Пока кандидат пытался понять, что же от него хочет странный собеседник, тот уже разложил перед благодарными слушателями примерную схему общения с инопланетянами, вновь посадив в лужу ученого человека.

Журавлев позвал свою супругу, чтобы та вместе с ним оценила этот непонятный диалог, но Капустин и это вывернул наизнанку, представив все, как будто они хотят посмеяться вместе над простым народом.

Напоследок Глеб прочел нотацию о скромности, необходимой городским ученым, когда они приезжают в деревню к ним. А когда опешившая пара спросила, в чем же они были так нескромны, Капустин им предложил об этом подумать на досуге.

Мастер по общению со всякими знатными людьми ушел раньше всех. Он вообще всегда с таких посиделок после своего “выступления” на потеху деревенским мужикам уходил один. А те только восхищались тем, как ловко срезает он местных знаменитостей.

Долго обсуждали его слова. Многое было в таких обсуждениях: восхищение находчивостью, удивление начитанности Глеба. Только любви в них не было, потому что Капустин был излишне жесток. А кто и когда эту жестокость любил.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Попроведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьей долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он – кандидат, жена тоже кандидат, дочь Read More ......
  2. К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Попроведать, отдохнуть. Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил: “Гости к бабке Агафье приехали?” “Кандидаты!” – “Кандидаты? – удивился Read More ......
  3. Свою Рецензию я решил написать на рассказ Василия Макаровича Шукшина “Срезал”, написанный в 1970 году. Я знаком с Шукшиным-актером, я видела много фильмов с его участием. Также Шукшин был мне интересен как режиссер. Мне Запомнились такие его известные фильмы, как Read More ......
  4. “Срезал” Рассказ “Срезал” чрезвычайно важен для понимания авторского мировоззрения. Известно, что В. М. Шукшин придавал ему особое значение. В центре произведения – фигура Глеба Капустина – начитанного и ехидного мужика. Особую страсть питает он к горожанам: любит помериться с ними Read More ......
  5. Интерес к личности и судьбе В. Шукшина, широкое признание его книг и фильмов обусловлены тесной, кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев. В его искусстве так причудливо переплелась жизнь самого художника и созданий его фантазии, что и не Read More ......
  6. Василия Макаровича Шукшина, как художника, задевали любые жизненные проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное, а считал, что все, существующее в жизни человека, важно и заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и в кадры фильмов. Read More ......
  7. Как много в нашей стране есть того, что можно воспевать в гимнах, песнях, стихах и рассказах! И многие посвящали жизнь прославлению нашей страны, многие умирали за ее нетленную, завораживающую красоту. Так было в годы Великой Отечественной войны. Много книг было Read More ......
  8. Обида Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” – обрадовалась девочка. “И рыбы купите”, – заказала жена. Саша с дочкой пошли в магазин. Купили Read More ......
Краткое содержание Срезал Шукшин

Сёмка Рысь – забулдыга, непревзойдённый столяр Чебровки – настоящий мастер своего дела. Вся сила его в руках, люди называли их золотыми. Изготовленные им шкафы пользовались спросом. А одному писателю в областном центре он оборудовал кабинет, подогнав под деревенскую избу, потому что писатель скучал по родной деревне.

Писатель показывал Сёмке старинные иконы, прялки, книги о старине. В то же лето Сёмка заинтересовался церковкой в деревне Талице, находящейся в трёх верстах от Чебровки. Талица состояла из 8 дворов (раньше было 20). Церковь была закрыта и стояла сразу за поворотом, у откоса, не на горе, как принято, а внизу. В Чебровке тоже была церковь, закрытая и даже треснувшая, большая, на возвышении. Но выигрывала маленькая талицкая: была лёгкая, белая и открывалась вся внезапно.

Однажды в выходной день Сёмка пришёл к талицкой церкви и стал думать о её мастере-строителе, дело которого до сих пор радует людей. Сёмка заметил, что четыре камня под карнизом блестят, и понял, что у мастера была идея отшлифовать всю восточную сторону, чтобы церковь при восходе солнца вся загоралась. Сёмка через подвал проник в церковь и понял её секрет: мастер убрал прямые углы внутри, разрушил квадрат, как бы раздвинул стены, причём положил снизу тёмные камни, выше - светлее, а купол выложен из светлого шлифованного камня.

На следующий день Сёмка поехал в райгородок в действующую церковь. Отец Герасим рассказал, что церковь построена во второй половине 17 в., но не знал имени мастера. Сёмка стал просить, чтобы церковь, у которой есть деньги, отремонтировала такую красоту. Он брался сам отремонтировать до холодов, если ему дадут двух – трёх помощников. Поп велел Сёмке идти с этим вопросом к митрополиту, потому что церкви восстанавливает государство в своих целях. На вопрос, верует ли он, Сёмка отвечал, что не в этом дело, что он как все, да ещё и пьёт. А только жалко, что такая красота пропадает.

Священник дал Семёну денег на дорогу в область и обещал позвонить митрополиту, а на обратном пути просил заехать к нему.

Митрополит принял Сёмку радушно, рассказал, что ему тоже неизвестно имя мастера, но тот знал владимирские и московские храмы. Митрополит объяснил, что им не разрешают ремонтировать церковь, потому что какая же это будет борьба с религией, если новый приход открывать.

Митрополит посоветовал написать бумагу в облисполком, что церковь представляется народу ценной. А если откажут в области – писать в Москву, оттуда могут прислать комиссию. Сёмка понял, что такой бумаги написать не сможет, и решил обратиться к писателю. Его неприятно поразило, что у митрополита дом из 8 комнат и «Волга» во дворе. Сёмка решил иметь дело с родной советской властью.

Сначала Сёмка пошёл к писателю, но того не было дома. Тогда мастер пошёл к председателю облисполкома и сразу попал к нему, потому что секретарша перепутала его с кем-то. Председателю Сёмка объяснил, что он берётся отремонтировать талицкую церковь, потому что «это гордость русского народа, а на неё все махнули рукой». А церковь может «стоять ещё 300 лет и радовать глаза и душу». Председатель передал Сёмку Завадскому, который в облисполкоме был «по этой части».

Завадский выслушал Семёна, нашёл нужную папку и рассказал всё, что известно о талицкой церкви. Это церковь «на крови», на месте убийства кого-то из князей Борятинских. Архитектор её неизвестен, как памятник архитектуры она ценности не представляет, потому что копирует владимирские храмы, а её небольшие размеры связаны со скромными материальными возможностями.

Завадский сказал, что посылал запрос в Москву, что привозил специалистов обследовать церковь, а необычной формы прикладок внизу – это укрепление фундамента, разрушенного захоронениями. Он показал фотографию владимирского храма 12 века, который повторяла талицкая церковь, и посочувствовал Семёну, обманувшемуся, как и Завадский.

По дороге домой Сёмка заехал к отцу Герасиму, который был на службе, отдал его домашним остаток денег, оставив себе на дорогу домой и на бутылку красного, долг обещал выслать по почте. С тех пор он не говорил о талицкой церкви, никогда на неё не смотрел, и никто не спрашивал у него, куда и зачем он ездил.

  • «Мастер», анализ рассказа Шукшина
  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина


© 2024 rupeek.ru -- Психология и развитие. Начальная школа. Старшие классы